» » Природные зоны реки кубань. «Природа Краснодарского края

Природные зоны реки кубань. «Природа Краснодарского края

Форма поверхности. Природные зоны края.»

Цели: 1. Углубить знания учащихся о природе Краснодарского края, её разнообразии, закрепить знания об особенностях форм поверхности нашего края, его природных зонах.

2. Развивать внимание, память.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: физическая карта Краснодарского края, контур Краснодарского края для каждого учащегося, предметные картинки растений и животных Кубани.

Ход урока.

I. Организационно-психологический момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

Тема сегодняшнего урока «Природа Краснодарского края. Форма поверхности. Природные зоны края». Это продолжение темы предыдущего урока. Сегодня мы должны пополнить свои знания.

III. Повторение изученного.

Где расположен наш край?

Какие моря омывают его территорию?

Какова площадь нашего края?

IV. Работа по теме урока.

1.) Работа с физической картой Краснодарского края.

На какие 2 части можно условно разделить территорию нашего края?

Поверхность Краснодарского края делится рекой Кубанью на 2 части: северную равнинную и южную гористую. Каждая из этих частей имеет особый характер рельефа, растительности, почв, животного мира и климата.

2.) Азово-Кубанская равнина.

Угадайте, о чём мы с вами сейчас поведём речь?

Посмотри, какая даль

Без конца и края,

Речка тихая журчит

В камышах вздыхая.

Ширь полей, размах степей –

Знакомая картина.


Только нет тебя милей,

Кубанская…(равнина).

Большую часть территории края, расположенную к северу о реки Кубань, её правобережье занимает Азово-Кубанская равнина.

Наш Белоглинский район тоже находится на этой равнине.

(Учащиеся отмечают на контуре Азово-Кубанскую равнину)

Поверхность равнины пересечена долинами рек. Кое где встречаются курганы – древние надмогильные насыпи. Глубокие крутосклонные углубления, образованные дождевыми потоками, - это овраги. Они приносят большой вред сельскому хозяйству . С оврагами ведётся борьба. Бывает, что по истечении многих лет склоны оврагов становятся пологими, заросшими травой, кустарниками, превращаясь в балки.

Постепенно, повышаясь на востоке, равнина переходит в отроги Ставропольской возвышенности.

В недалёком прошлом Азово-Кубанская равнина представляла собой разнотравно - ковыльную степь. В течении лета она приобретала то ярко – зелёную, то бело – жёлто – голубую окраску, так как разные растения цвели не в одно и то же время. Современная степь вся распахана и занята посевами пшеницы, кукурузы, подсолнечника и других культурных растений.

В дельте Кубани, в плавнях и лиманах распространены камыш, рогоз, осока, жёлтые кувшинки, водяные лилии, водяной орех.

3). «Вулканы» (Доклад первого учащегося)

а) Загадка: «Что находится в середине вулкана и в начале Кавказских гор?»

б) – А вы знаете, что такое вулканы?

Наверняка видели по телевизору. А вот на самом деле видели ли вы вулканы? Хотели бы увидеть? Так это очень легко! Всего, примерно в пяти часах езды от нашей станицы, на Таманском полуострове (это место между Азовским и Чёрным морем) есть вулканы, их ещё называют грязевыми сопками. Они, конечно, не большие, так вулканчики – гномики, но действуют как настоящие. Выплёвывают пепельный дым, солёную воду, а иногда бывают и огненные извержения.

в) Рисование вулкана во время извержения. (Отметить на контуре Краснодарского края места, где встречаются грязевые сопки).

4). Гористая южная часть Краснодарского края.

Если скалы и хребты

Гордо смотрят с высоты,

Речки быстрые бегут,

Камнепады там и тут.

Ну какие разговоры –

Знаешь ты, что это … (горы)

б) Доклад второго ученика.

К югу от реки Кубань Закубанская низменность постепенно сменяется холмистой, изрезанной лощинами поверхностью. Это предгорье Западного Кавказа. Пердгорье переходит в горную часть главного Кавказского хребта, которая занимает одну треть площади края. Здесь высокие хребты, глубокие ущелья, широкие долины, по которым шумят и пенятся горные реки. На вершинах гор – Фишт (2867 м), Чугуш (3238 м) даже летом лежит снег. Самая высокая гора в крае – Цахвоа (3345 м).

Снеговые вершины, холодные и величественные, стоят безжизненные и недоступные. Сюда не долетают даже горные орлы.

Ниже начинаются субальтийские луга, которые покрыты высокими (иногда в рост человека) травами.

Ещё ниже – леса. Сначала хвойные (кавказская пихта, ель, сосна) которые потом переходят в смешанные и лиственные (вяз, клён, ясень, дуб, грецкий орех).

Кавказские горы учёные считают молодыми. Им около семидесяти миллионов лет. По сравнению с Уральскими горами это так – горы – дошколята.

Кавказские горы знамениты своими пещерами. Они очень красивы и таинственны. Самая длинная пещера находится в районе реки Восточная Хоста. Её длина около 10 км.


5) Животный мир Кубани.

а) Повторить названия животных, обитающих в разных природных зонах нашего края.

б) Игра «Мой зоопарк»

(Отгадать загадки, взять нужную предметную картинку и прикрепить к доске).

У кого уши длиннее хвоста? (заяц)

Днём спит, ночью летает, громко ухает и прохожих пугает. (филин)

Он каждый год линяет, а всегда сер бывает. (волк)

Весной прилетает, но одна весны не делает. (ласточка)

На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (сом)

Самое крупное животное Краснодарского края. (зубр)

6). Охрана природы.

Красива и разнообразна природа нашего края. Большое значение имеют природные богатства, к которым относятся поля и леса, полезные ископаемые , животный мир, воды и многое другое. Некоторые из этих богатств могут исчерпаться совсем, другие – неисчерпаемы, но трудно восстанавливаются. Отсюда следует вывод: природные богатства нужно беречь и использовать так, чтобы они приносили людям пользу в течение многих лет.

Если рассматривать экологическую ситуацию нашей станицы Успенской, то скоро её можно будет назвать кризисной. Лесополосы загрязняются мусором, стали его свалками. Вода в реке Калалы загрязняется в результате выброса грязных вод некоторыми предприятиями, станичники устраивают свалки по берегам реки. В последнее время местная администрация использует различные средства для борьбы с загрязнением окружающей среды .

V. Итог урока

Какие открытия сделали вы для себя сегодня на уроке?

Отличается природа равнин и гор нашего края?

Как каждый из вас может принять участие в охране природы нашей станицы?

VI. Домашнее задание.

Подготовиться к конкурсу рисунков на тему «Охрана природы моей станицы».

Древняя Греция. История Древнего мира. Окунемся в прошлое! Насчитывает несколько тысячелетий. Бог солнца РА Изображался человеком с головой птицы. Основан в 753 г. до н. э. Примерно 5000 лет назад на берегах Нила возникло Египетское царство. Возникла позже Египта. Придумал месяцы Годы Счет времени Арифметический счет письмо. Римский Форум – колыбель западной культуры. Высокий холм с обрывистыми склонами.

«Моря озёра и реки России» - У нас есть транспорт. Вулканы Камчатки. АДРЕС: г. Тольятти, ул. УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ «Моря, озёра и реки России». Найдите на карте озеро Байкал. Кавказские горы. Средне-Сибирское плоскогорье. Добрый день, дорогие друзья! Баныкина, д. 12 ТЕЛЕФОН: 48-44-72, 48-45-21. УРОК ПО ПРЕДМЕТУ: «Окружающий мир». Восточно-Европейская равнина. Продолжите высказывание: Западно-Сибирская равнина. ЦЕЛЬ: Сформировать у учащихся представление о морях, озёрах и реках России. Алтай. Моря.

«Окружающий мир Осень» - "Доскажи пословицу". Почему с деревьев опадают листья? "Весёлые фантазёры" Наступила осень. Цель: Игра "Встреча с Осенью". Если закаляться, то никогда не заболеешь. Что такое "заморозки"? "Осенний танец". "Лесные закорючки". "Полевая академия". Днём всегда светло. "Жалобы лесные". Хорошо, что ты пришла. С деревьев облетели все листья... Здравствуй, Осень, здравствуй, Осень!

«Раннее детство» - Этап развития человека от рождения до начала полового созревания. Знакомство с новыми друзьми. Когда у Лены есть кукла, а у тебя нет, то ты чувствуешь зависть и обиду. Первые обиды. Этап развития человека. В течение детства происходит чрезвычайно интенсивное физическое и психическое развитие. Критически важным периодом развития является раннее детство. Раннее детство сменяет дошкольный возраст.

«Тест Монголо-татары» - Исправить. Русские воины дрались пешими. В 1240 году. Олег. Александр. Русские князья не всегда ладили между собой. Лёд Чудского озера не выдержал доспехов рыцарей. В XV веке. Киевская Русь. Почему Русь не могла дать достойный отпор полчищам Батыя? Ещё. Киев. Какой русский город был первым на пути хана Батыя? Полтавское сражение. В XIII веке.

«Животноводство 4 класс» - У кого рога длиннее хвоста? Хвост крючком, нос пятачком. Откашливаясь, человек удаляет грязь из организма. Нет Да Да Нет Нет Да Да Да Да. Мясомолочное. Во время курения человек отравляется сильным ядом- никотином. Скотоводство. В носу воздух согревается и очищается. Диктант «Незнайка» Нос служит для украшения лица. После каждого урока необходимо проветривать класс. Трахея и бронхи имеют вид трубок. Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое. Отгадайте загадки. Разработала учитель начальных классов МОУ «Ребрихинская средняя школа» Мишина Н.И.







"Многие жители еще помнят, как всюду расстилалась целинная почва, покрытая бархатистым ковром злаков с массою самых разнообразных цветов и всюду распространенной полевой клубникой. Местами здесь сохранились еще клочки девственной, никогда не паханной степи. Такие участки уже издали можно заметить по белеющему на них ковылю. Иногда степь кажется на большие пространства фиолетовой от покрывающих ее цветов шалфея или желтой от какого- нибудь крестоцветного. Ни одного дерева нет в открытой степи, разве что изредка попадется кустик боярышника, и то корявого. Только по балкам, над речками вырисовываются небольшие рощицы из ясеня, клена, дуба, вяза да нескольких видов тополя и ивы" М. Горький. "Подрядившись в одной из кубанских станиц на молотьбу, я посетил степь"


Вспомни расположение степной зоны на карте России и подбери верные характеристики данной природной зоны Общая характеристика степной зоны 1. Степь – это большие невозделываемые человеком массивы, покрытые древесной растительностью 2. Степь – это открытое безлесное пространство, покрытое травянистой растительностью. 3. Для степной зоны характерны жаркое лето и холодная зима 4. Лето и зима в степи теплые 5. Часто дуют сильные ветры – суховеи и пыльные бури 6. Осадки выпадают в виде коротких, но сильных ливней. 7. Выпадают обильные и частые осадки


Характеристика растительного мира степной зоны 1. Растительность скудная, низкорослая, со слабо развитой корневой системой 2. Для степи характерно обилие травянистых растений, редкие кустарники 3. Растения имеют хорошо развитую корневую систему, для степи характерны луковичные растения 4. Преобладают растения тепло- и влаголюбивые, высокорослые, с крепкими сочными стеблями. 5. Многие растения из-за особенности климата имеют узкие, мелкие листья.






Животный мир степной зоны 1. Характерно большое количество видов животных, много разнообразных видов хищников 2. Животный мир очень немногочисленный, характерно неравномерное расселение животных по территории. 3. Основная масса животных - наземные, низкорослые, обитающие в основном в подземных норах. Много грызунов.






1. Лето в степной зоне: а) короткое, холодное б) длинное, сухое 2. Где накапливают питательные вещества некоторые степные растения: а) в корнях б) в луковицах в) в листьях 3. Какие животные составляют самую многочисленную группу обитателей степи: а) грызуны б) птицы 4. Причины, которые могут привести к гибели природы степей (выбери несколько): а) неумеренный выпас скота б) холодная погода в) чрезмерная распашка степей

Природные зоны. Кубановедение 4 класс

Расшифруй и запиши названия природных зон. Для этого в каждом ряду зачеркни одинаковые согласные буквы. Подчеркни названия тех зон, которые расположены на территории Кубани.

ФЛБШЕШФСБА -
ВЩТУВЩНДВРА - Тундра
ТЦКАЙКЦГАЦ - Тайга

РЧПЧУРСТЫЧРНЯ - Пустыня
МСЙФТЙФЕПМЬ -
ДСУМБТРМОПИДКИ -

Заполни таблицу "Растительный и животный мир природных зон края". Используй текст учебного пособия на стр. 11 - 17

Природная зона

Растения

Животные

Степная Клевер, тимофеевка, полынь, ковыль, мятлик, шалфей, чабрец

Канюк, полевые мыши, суслики, хомяки, тушканчики, степная гадюка, воробьи, вороны

Лесостепная Ежевика, тёрн, шиповник, кизил, ковыль, пырей ползучий, типчак, лебеда, подорожник, дуб, бук, клён, ясень Хорёк, полевая мышь, кавказский крот, хомяк, ласка, ёж, соня-полчок, суслик, выдра, заяц, волк, дикий кот, кабан, косуля, воробей, коноплянка, дятел, дрозд, пеночка, зяблик, снегирь, сойка.
Лесная Дуб, бук, граб, клён, ясень, каштан, боярышник, ольха, осина, сосна, ель, пихта, берёза Кабаны, косули, олени, лоси, зайцы, медведь, волк, шакал, енотовидная собака, пчёлы, шмели, жуки, кузнечики, мухи, бабочки, сороки, дрозды, кукушки, синицы, сойки, сова, филин, беркут, сип белоголовый, сапсан
Субальпийские
и альпийские
луга
Подснежники, одуванчики, незабудки, анемоны, колокольчики, мхи, лишайники, дёрн Тур кавказский, зубр, серна, гриф, орел, ягнятник, форель, голавль, пескарь
Субтропики Мимоза, юкка, олеандр, тис, самшит, рододендрон, магнолия. Цикады, бабочки, светлячки, многоножки, летучие мыши, дельфины, морские коньки, медузы, креветки

Почему тис не тастёт в степи? Сформулируйи запиши ответ на вопрос.

Для тиса не подходят природные условия степи. Тис любит тепло и влагу, в субтропиках, где он произрастает, горы не пропускают с севера холодный воздух, а нагретое за лето море зимой отдаёт тепло побережью.

Рассмотри фотографии. Определи, какие природные зоны Краснодарского края на них представлены. Подпиши названия зон.

Подпиши названия природных зон в горах Кавказа от подножия до вершины.

Слова для справок: вечные снега и ледники, альпийские луга, смешанные и широколиственные леса, хвойные леса, субальпийские луга.


Найди на контурной карте район (городской округ), в котором ты живёшь. Обозначь его территорию цветом в соответствии с картой на стр. 10 учебного пособия.

В какой природной зоне расположен твой населённый пункт? Укажи основные особенности природы своей местности.

Краснодар расположен в зоне степи. Для степей характерно практически полное отсутствие деревьев. Исключения составляют искусственные насаждения вдоль проложенных дорог и лесополосы возле водоемов. Зато в степи произрастает большое количество травянистых растений и кустарников.

Тема: «Природа Краснодарского края.

Форма поверхности. Природные зоны края.»

Цели: 1. Углубить знания учащихся о природе Краснодарского края, её разнообразии, закрепить знания об особенностях форм поверхности нашего края, его природных зонах.

2. Развивать внимание, память.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: физическая карта Краснодарского края, контур Краснодарского края для каждого учащегося, предметные картинки растений и животных Кубани.

Ход урока.

    ^ Организационно-психологический момент.

    Сообщение темы и целей урока.

Тема сегодняшнего урока «Природа Краснодарского края. Форма поверхности. Природные зоны края». Это продолжение темы предыдущего урока. Сегодня мы должны пополнить свои знания.

^ III. Повторение изученного.

Где расположен наш край?

Какие моря омывают его территорию?

Какова площадь нашего края?

    ^ Работа по теме урока.


    Работа с физической картой Краснодарского края.


- На какие 2 части можно условно разделить территорию нашего края?

Поверхность Краснодарского края делится рекой Кубанью на 2 части: северную равнинную и южную гористую. Каждая из этих частей имеет особый характер рельефа, растительности, почв, животного мира и климата.


    Азово-Кубанская равнина.

Угадайте, о чём мы с вами сейчас поведём речь?

Посмотри, какая даль

Без конца и края,

Речка тихая журчит

В камышах вздыхая.

Ширь полей, размах степей –

Знакомая картина.

Только нет тебя милей,

Кубанская…(равнина).

Большую часть территории края, расположенную к северу о реки Кубань, её правобережье занимает Азово-Кубанская равнина.

Наш Белоглинский район тоже находится на этой равнине.

(Учащиеся отмечают на контуре Азово-Кубанскую равнину)

Поверхность равнины пересечена долинами рек. Кое где встречаются курганы – древние надмогильные насыпи. Глубокие крутосклонные углубления, образованные дождевыми потоками, - это овраги. Они приносят большой вред сельскому хозяйству. С оврагами ведётся борьба. Бывает, что по истечении многих лет склоны оврагов становятся пологими, заросшими травой, кустарниками, превращаясь в балки.

Постепенно, повышаясь на востоке, равнина переходит в отроги Ставропольской возвышенности.

В недалёком прошлом Азово-Кубанская равнина представляла собой разнотравно- ковыльную степь. В течении лета она приобретала то ярко – зелёную, то бело – жёлто – голубую окраску, так как разные растения цвели не в одно и то же время. Современная степь вся распахана и занята посевами пшеницы, кукурузы, подсолнечника и других культурных растений.

В дельте Кубани, в плавнях и лиманах распространены камыш, рогоз, осока, жёлтые кувшинки, водяные лилии, водяной орех.

3). «Вулканы» (Доклад первого учащегося)

а) Загадка: «Что находится в середине вулкана и в начале Кавказских гор?»

б) – А вы знаете, что такое вулканы?

Наверняка видели по телевизору. А вот на самом деле видели ли вы вулканы? Хотели бы увидеть? Так это очень легко! Всего, примерно в пяти часах езды от нашей станицы, на Таманском полуострове (это место между Азовским и Чёрным морем) есть вулканы, их ещё называют грязевыми сопками. Они, конечно, не большие, так вулканчики – гномики, но действуют как настоящие. Выплёвывают пепельный дым, солёную воду, а иногда бывают и огненные извержения.

в) Рисование вулкана во время извержения. (Отметить на контуре Краснодарского края места, где встречаются грязевые сопки).

4). Гористая южная часть Краснодарского края.

Если скалы и хребты

Гордо смотрят с высоты,

Речки быстрые бегут,

Камнепады там и тут.

Ну какие разговоры –

Знаешь ты, что это … (горы)

б) Доклад второго ученика.

К югу от реки Кубань Закубанская низменность постепенно сменяется холмистой, изрезанной лощинами поверхностью. Это предгорье Западного Кавказа. Пердгорье переходит в горную часть главного Кавказского хребта, которая занимает одну треть площади края. Здесь высокие хребты, глубокие ущелья, широкие долины, по которым шумят и пенятся горные реки. На вершинах гор – Фишт (2867 м), Чугуш (3238 м) даже летом лежит снег. Самая высокая гора в крае – Цахвоа (3345 м).

Снеговые вершины, холодные и величественные, стоят безжизненные и недоступные. Сюда не долетают даже горные орлы.

Ниже начинаются субальтийские луга, которые покрыты высокими (иногда в рост человека) травами.

Ещё ниже – леса. Сначала хвойные (кавказская пихта, ель, сосна) которые потом переходят в смешанные и лиственные (вяз, клён, ясень, дуб, грецкий орех).

Кавказские горы учёные считают молодыми. Им около семидесяти миллионов лет. По сравнению с Уральскими горами это так – горы – дошколята.

Кавказские горы знамениты своими пещерами. Они очень красивы и таинственны. Самая длинная пещера находится в районе реки Восточная Хоста. Её длина около 10 км.

5) Животный мир Кубани.

а) Повторить названия животных, обитающих в разных природных зонах нашего края.


б) Игра «Мой зоопарк»

(Отгадать загадки, взять нужную предметную картинку и прикрепить к доске).

У кого уши длиннее хвоста? (заяц)

Днём спит, ночью летает, громко ухает и прохожих пугает. (филин)

Он каждый год линяет, а всегда сер бывает. (волк)
Весной прилетает, но одна весны не делает. (ласточка)

На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (сом)

Самое крупное животное Краснодарского края. (зубр)

Красива и разнообразна природа нашего края. Большое значение имеют природные богатства, к которым относятся поля и леса, полезные ископаемые, животный мир, воды и многое другое. Некоторые из этих богатств могут исчерпаться совсем, другие – неисчерпаемы, но трудно восстанавливаются. Отсюда следует вывод: природные богатства нужно беречь и использовать так, чтобы они приносили людям пользу в течение многих лет.

Если рассматривать экологическую ситуацию нашей станицы Успенской, то скоро её можно будет назвать кризисной. Лесополосы загрязняются мусором, стали его свалками. Вода в реке Калалы загрязняется в результате выброса грязных вод некоторыми предприятиями, станичники устраивают свалки по берегам реки. В последнее время местная администрация использует различные средства для борьбы с загрязнением окружающей среды.


    Итог урока
    - Какие открытия сделали вы для себя сегодня на уроке?
    - Отличается природа равнин и гор нашего края?
    - Что значит «охранять природу»?
    - Как каждый из вас может принять участие в охране природы нашей станицы?


    Домашнее задание.
    Подготовиться к конкурсу рисунков на тему «Охрана природы моей станицы».