» » Бах хорошо темперированный клавир том. Хорошо темперированный клавир

Бах хорошо темперированный клавир том. Хорошо темперированный клавир

Монументальный баховский цикл прелюдий и фуг, известный под названием «Хорошо темперированный клавир», справедливо считается одним из высших достижений музыкального искусства. Создавая его, Бах ставил перед собой вполне определенную цель – ознакомить играющих на клавире со всеми 24 мажорными и минорными тональностями (многие тональности с большим количеством ключевых знаков в то время не были в употреблении). Он хотел показать несомненное преимущество новой темперированной настройки клавишных инструментов перед общепринятым в старину натуральным строем. Идею темперации до Баха творчески поддержали и другие музыканты, например, Пахельбель, Маттезон, но баховское решение этой художественной задачи стало уникальным по мастерству и вдохновению. ОБЪЯСНИТЬ СУТЬ СТРОЯ.

ХТК. Появление I-го тома «ХТК» относится к 1722 году, II-го – к 1744; оба тома содержат произведения разных лет.

В обеих частях «ХТК» прелюдии и фуги расположены попарно «малыми циклами» (прелюдия и фуга в одной тональности) в восходящей последовательности по хроматической гамме.

Как и в органном творчестве Баха, в «ХТК» представлен устойчивый тип полифонического цикла, в котором обе части взаимно оттеняют друг друга. Свободному развёртыванию в прелюдии противостоит строго упорядоченный принцип развития в фуге.

Прелюдии

В эпоху Баха понятие прелюдийности было связано с «предварительной игрой», то есть исполнением импровизационного вступления к чему-то более значительному. Поэтому жанру прелюдии в целом не свойственна строго определённая форма; господствует свободное развёртывание материала, фигурационная разработка одного тематического «ядра» (отсюда – характерное для многих прелюдий сохранение единого типа фактуры, что сближает её с жанром этюда). Нередко находят применение и полифонические приемы.

И прелюдии, и фуги «ХТК» исключительно многообразны как в образном, так и в композиционном плане. Среди прелюдий встречаются токкаты органного типа (с-moll, Es-dur), скрипичные импровизации (D-dur), народно-жанровые танцы (Аs-dur), «арии» (es-moll, cis-moll, f-moll, g-moll), пасторали (E-dur), пьесы типа трио для двух солирующих голосов и basso continuo (h-moll). Многие прелюдии напоминают инвенции – 2х-голосные (Cis-dur, F-dur, a-moll, fis-moll) и 3х-голосные (E-dur, gis-moll, A-dur, H-dur).

По форме прелюдии объединяются в 2 группы:

  • свободно развивающиеся при «текучей» фактуре (например, прелюдии C-dur, c-moll, D-dur). Для них характерна импровизационность, особенно в заключительных разделах (свободные пассажи, смены темпа, речитативы – они создают перелом в плавном мелодическом развертывании).
  • подчиненные принципу старинной двухчастности (например, прелюдии es-moll, g-moll).

Фуги


Фуги также свидетельствуют о неисчерпаемой творческой фантазии Баха. Каждая из них имеет свое собственное «лицо», которое определяется темой, ее характером, способом ее развития, количеством голосов и их взаимодействием.

Есть фуги, насыщенные стреттными проведениями темы (C-dur, cis-moll, d-moll, es-moll, g-moll, b-moll); в других фугах стретты вообще отсутствуют (c-moll, D-dur, B-dur, h-moll).

В некоторых фугах очень важную роль играют интермедии (например, c-moll, D-dur), в других интермедий нет совсем. Классический пример безинтермедийной фуги – C-dur.

Интересна работа Носиной – «Музыкальная символика Баха». Там она опирается на концепцию Болеслава Леопольдовича Яворского (музыковед, пианист и педагог): обобщенное музыкальное толкование образов и событий Священного Писания.

Современникам Баха его музыка читалась как понятная речь, ее смысл проявлялся в устойчивых мелодических оборотах, связанных с выражением душевных движений, или с мелодиями протестанских хоралов и через них – с мыслями, образами и сюжетами Священного Писания.

Его инструментальные сочинения представали не как произведения чистой музыки, они были наполнены конкретным образным, психологическим, философско-религиозным содержанием.

Устойчивые мелодические обороты – интонации, выражающие определенные понятия, эмоции, идеи составляли основу муз языка Баха. Владение этим языком позволяет раскрыть те эзотерические (тайные послания, которыми наполнены его сочинения). И такая система символов опирается на основы музыкальной культуры барокко – музыкальная риторика и протестанский хорал.

Музыкальная риторика. Риторика – наука об ораторском искусстве. Оказывает сильное влияние на музыку уже с 16 века, выявляя ее коммуникативные возможности. Свойства риторических фигур ярко проступали в вокальной музыке – и это естественно: смысловую нагрузку брал на себя текст. В инструментальной же музыке – сложнее: здесь фигуры должны были выступать как экспрессивные приемы с закрепившейся за ними более-менее определенной семантикой. Т.е. фигуры становились главным строительным материалом, из которого складывались произведения.

Такие фигуры: circulatio – вращение, fuga – бег, catabasis/anabasis – нисхождение (символика печали, умирания, положения во гроб)/восхождение.

Подражание человеческой речи: interrogation – вопрос (восходящая секунда), exclamatio – восклицание (восходящая секста). Особенно привлекали композиторов такие выразительные фигуры, как suspiratio – вздох, passus duriusculus – хроматический ход, употребляемый для выражения скорби, страданий.

Их он использует в кантатах. Ораториях, мессах.

Протестанский хорал

Жизнь и творчество Баха сязаны с протестанским хоралом и по его вероисповеданию, и по деятельности в качестве церковного музыканта. С хоралом работает в самых разных жанрах.

Хоралы пелись протестанской общиной, входили в духовный мир человека как естественный, органично вросший в психику и сознание элемент мироощущения. Все люди Германии знали ПХ наизусть – Пх настолько прочно ассоциировался с определенным смыслом, что он мог служить паролем при узнавании единомышленников. При цитировании в инструментальных сочинениях у аудитории возникало сразу несколько ассоциаций: с содержанием хорала, с конкретным библейским эпизодом, с праздником, которому предназначался этот хорал.

И Носина приводит пример общей композиции ХТК с точки зрения его религиозно-философского содержания (концепция Яворского).

Основа – Ветхий и Новый Завет. Все прелюдии и фуги рассматривались Яворским в определенном порядке, им установленном, соответственно их содержанию и хронологии событий, служащих «ассоциативными образами» этого содержания.

Таким образом, Яворский выделяет несколько микроциклов в рамках ХТК. ЧИТАТЬ НОСИНУ.

ПРИМЕРЫ РАСКРЫТИЯ СОДЕРЖАНИЯ.

Прелюдия и фуга C-dur. Ассоциативный образ – «Благовещение». Основа – текст Евангелия от Луки. Архангел Гавриил, посланный Деве Марии, сообщил ей благую весть, что у нее родится Сын, зачатый непорочно от сошествия Духа Святого, и наречется Иисусом, это будет Сын Божий и Спаситель.

Звучание прелюдии передает ангельский свет, чистоту и надежду. Лютнеобразная фактура вызывает ассоциации с живописными изображениями ангелов, в руках которых оказались муз инструменты – лютни.

Фактура выписана Бахом дифференцированно: бас-средний голос-арпеджированные фигурации, что соответствует трем уровням: земля – человек – небо.

Речитати в конце прелюдии = истолковывается как «слово», «весть».

Фуга.

Теме фуги соответствуют слова Евангелия: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову Твоему». В основу темы положены начальная строфа хорала Was Gott tut, das ist wohlgetan: Что делает Господь, то во благо.

Ход на кварту в теме – выражает стойкость в вере, принятии воли Бога.

Нисходящий мотив из 3х групп по 4 шестнадцатых соответствует в христианской числовой символике таинству Евхаристии – Святого Причастия (444):

Заключающее восхождение – anabasis – соответствует словам Евангелия: «И отошел от Нее Ангел». В конспектах баховских семинаров есть запись: «Ангел исчезает, дважды оглянувшись на Марию».

Прелюдия и фуга fis-moll, I том. Ассоциативный образ – «Несение креста».

В данном цикле ассоциативным образом прелюдии является «волнующаяся шумливая толпа, издевающаяся над Христом», а образ фуги – несение Иисусом креста на Голгофу и его предсмертное томление. Прелюдия передает яростно бурление толпы (фигура circulatio – вращение), ее изломанная острая интервалика восьмых (saltus duriusculus). Скачки на сексту, септиму, дециму – символизируют неверующих. А. Швейцер называет подобные темы «темой матроса» по Писанию: «Христианин, нетвердый в вере, подобен матросу, ходящему по палубе корабля во время бури». Музыкальная ткань содержит символы нисхождения (положения во гроб); в тактах 14-15 в верхнем голосе проходит символ крестной муки.

Фуга. Эпизод шествия на Голгофу. Тема фуги создает образ, как Христос шел, останавливаясь и падая под тяжестью креста. Она изложена ритмически неровно, с остановками, как походка человека, побуждаемого к движению насильно, идущего поневоле.

Тема содержит символ воскресения – трехкратное восходящее движение в пределах терции, и символ страдания – скрытый хроматизм. Этим передается мысль, что воскресение свершится после долгих мучительных страданий.

Падающие или поднимающие секунды означают у Баха выражение печали (фигура suspiratio – вздохи) и обычно слиговываются им попарно.

В конце противосложения звучит символ предопределения.

Интермедия строится на символах постижения воли Господней (восходящий тетрахорд), положения во гроб (нисходящие звукоряды, catabasis), оплакивания (секундовые задержания в средних голосах).

Дважды тема проходит в обращении. Обращенный символ воскресения, направленный вниз, символизирует смерть.

Первое обращенное проведение темы в высоком регистре – тт 20-23 может означать предсказание грядущей смерти. 2е – в низком регистре тт 32-35 – свершение смерти на земле. Перед ним в т 30 – обращенный символ страстей, означающий искупление. Так выражается идея, что Христос, спася мир, принося ему искупление грехов, сам погибает.

Но последнее проведение темы в основном виде – направленное вверх – несет завершающий смысл воскресения через смерть: «Смертию смерть поправ».

И если отвлечься от символики:

Прелюдия и фуга ре мажор – I том. В цикле D-dur музыка прелюдии отличается легкостью, изяществом, ритмической упругостью, а пышная и величавая музыка фуги выдержана в «театральном» стиле французской увертюры (в теме выделяется размашистый восходящий скачок на сексту и пунктирный ритм, получающие развитие в широких интермедиях). Пышная, величавая музыка фуги выдержана в «театральном» стиле французской увертюры (пунктирный ритм, размашистый восходящий скачок на сексту).

Когда я прихожу в гости к Роману Слатину - мы часто совместно ваяем и экспериментируем.
Мы слушаем много музыки, смотрим музыкальное видео - вобщем, постоянный
поиск и прощупывание себя на новые музыкальные идеи.
И я совершенно согласен с автором картинки ниже, на полном серьёзе.
Мне даже кажется, что других способов и не существует.
Хочется дополнить, что хорошая идея может родиться на стыке множества хороших идей, а не двух, как на картинке.

Роман играет дома на своём Roland FP7.
Настраивая очередной раз что-то для записи, наткнулись на типы темперации в инструменте.
Ну, Рома мне и поиграл много разной музыки в разных строях.
В основном, кроме обычного Equal, т. е., хорошо темперированного строя,
заинтересовали ещё «Just major» и «Just minor».
По глубине впечатления - вываливаю собранный, местами откорректированный, кое-где -
мною переведённый, материал.
В основном, это «компиляция из материалов поисковика Гугл».
Частично, по материалам одного из разделов сайта Мичиганского технологического университета «Физика музыки». (!)
Товарищи авторы, кто хочет, чтобы я убрал Ваш авторский материал - пишите и я уберу).

Вводная. Немного об И. С. Бахе.
Темперированный, или равномерный, ”выравненный” строй, в отличие от натурального,
основан на делении октавы на двенадцать равных полутонов.
Это музыкальный строй, который эксплуатирует почти вся сегодняшняя музыка,
которую можно услышать по радио и TV в нашей стране.
Когда-то давно, до Баха, настроенный натурально, не как сегодня, клавишный инструмент
звучал чисто (в смысле, «не фальшиво») в пределах
тональностей с малым количеством знаков; тональности свыше трёх-четырёх
знаков звучали фальшиво и почти не употреблялись.
Чем больше возрастала роль клавира как аккомпанирующего и как сольного
инструмента, тем сильнее назревала необходимость в едином правильном строе,
который позволил бы применять все тональности мажорного и минорного ладов,
свободно модулировать, пользоваться неисчерпаемыми возможностями энгармонизма.
Темперация была известна и до Баха, однако только гений Баха смог систематизировать и
обобщить с такой художественной силой потребности и стремления своего века,
предвосхитить то, что лишь позже вошло в музыкальную практику.

Немного о «Хорошо темперированном клавире» И. С. Баха.

«Хорошо темперированный клавир» в двух томах (ХТК), написанных в 1722 и 1744 годах, -
сборник, в каждом томе которого содержится по 24 прелюдии и фуги, по одной на каждую
употребительную тональность. Этот цикл имел очень важное значение в связи с переходом
на системы настройки инструментов, позволяющие одинаково легко исполнять музыку в
любой тональности - прежде всего, к современному равномерно темперированному строю.
Бах писал свой ХТК, желая внедрить в художественную практику умение пользоваться
всеми тональностями темперированного строя, о чём сам объявил в следующих выражениях:
“Хорошо темперированный клавир, или прелюдии и фуги, расположенные по всем
тонам и полутонам, использующие как терции мажорные, так и минорные.
Написанные для пользы и употребления жадной до учения музыки молодёжи,
особонно же для препровождения времени тех, кто уже искусен в этой области”.
Кроме своего прикладного значения, “Хорошо темперированный клавир” справедливо
считается своебразной энциклопедией баховских образов.
Этическое содержание, воплощённое в форме безупречного совершенства,
подняло “Хорошо темперированный клавир” на положение величайшего явления мирового искусства.
На этих произведениях учились великие музыканты: Бетховен, Шопен, Шуман, Лист и многие другие.
Бах не подозревал того, что создаваемые творения представляют
сокровища искусства исключительной ценности.
Существует легенда, что Бах сочинил первую часть очень быстро, «одним махом»,
находясь в каком-то месте, где инструмент был ему недоступен и где он очень от этого скучал.
Источником легенды является изданный в 1792 г. «Исторический
биографический словарь музыкантов» Эрнста Людвига Гербера, сына ученика Баха,

Немного математики. О строе:
строй Just (Чистый, натуральный) vs Equal (Равномерно темперированный)

«Just Scale» ещё иногда называют «чистым» и «натуральным» строем.
Встречается в природе как серия обертонов для простых систем,
таких как вибрирующие струны или воздушные столбы (гитара, фортепиано, труба, валторна).
Все ноты в гамме связаны отношениями рациональных чисел.
К сожалению, в этом случае - строй зависит от лада, который используется.
Строй для до-мажора не то же самое, что и для ре-мажора.
(В одном случае звучит «чисто», «стройно», в другом - фальшиво).
«Just»строй часто используется ансамблями (например, для хорового пения или оркестрами),
исполнители ловят друг друга «на слух».
«Равномерно темперированный строй» (Equal) был разработан для клавишных инструментов, таких как фортепиано, так что они могли бы играть одинаково хорошо (или плохо) в любой тональности.
Это схема компромисса настройки.
Как раз, И.С. Бах внес большой вклад своим «ХТК» в продвижение строя Equal, т. е. хорошо и равномерно темперированного.
Равномерно темперированная система использует константу соотношений частот между
несколькими нотами хроматической гаммы.
Таким образом, исполнение в любой тональности звучит одинаково хорошо
(или плохо, в зависимости от вашей точки зрения).
Есть и другие строи, которые существовалина протяжении многих лет,
такие как Пифагорейский строй, Mean-tone строй, и строй Werckmeister.
В таблице ниже показаны отношения частот для нот равномерно темперированного строя.

Для равномерно темперированного строя, математически, каждая последующая ступень
связана с предыдущей, на соотношение в частоте, как корень двенадцатой степени из 2.
То есть, соотношение между частотами любых двух последовательных нот одинаково и стандартно= 1,05946309436.

Для строя «Just», основные тона связаны отношениями частот как у рациональных чисел,
и полутона следуют не на равном расстоянии.
Самые приятные на слух, как правило, - комбинации нот, связанных соотношениями целых чисел,
такие, как квинта (3/2) или терция (5/4).
«Just» построена на основе октавы и пытается иметь как можно
больше «хороших» интервалов (консонансных), насколько это возможно.
Также, можно создавать строи другими способами, например взяв за основу только квинты.

Вы заметите, что самые «приятные» на слух музыкальные интервалы, выше, в таблице, -
те, которые имеют в отношении частот небольшие целые числа.
Некоторые авторы имеют немного разные коэффициенты для некоторых из этих
интервалов, а темперация «Just» фактически определяет больше нот, чем мы обычно используем.
Например, «увеличенная кварта» и «уменьшенная квинта», которые, как предполагается, - будет то же самое в таблице, но, на самом деле - не то же самое.

Примеры. Роман Слатин играет:

После прелюдии, которая в натуральном строе звучит фальшиво, Роман играет просто несколько аккордов.
Некоторые, до 2х знаков при ключе (C,Eb, F,G) - звучат очень консонансно, широко. Другие фальшиво.
Два самых последних звучат мегафальшиво - Си-мажор и Фа#-мажор - вообще кошмар. (5 и 6 диезов).
В ре-мажоре тоже 2 знака. Звучит фальшиво. Почему?..
Причём, если сразу после широких и густых мажорных аккордов в натуральном строе -
поиграть в хорошо темперированном, - те же самые, обычные аккорды - они кажутся уже ущербными).
Недоконсонированными . А вся музыка вокруг нас, - в этом, компромиссном строе.
Пожалуйста:

Ну, и напоследок просто послушать несколько аккордов. В натуральном строе, и в хорошо темперированном:

Классика, Бетховен, например, - в натуральном строе звучит отвратительно!
(Учитывая «невкусные» частотные соотношения в малых терциях уменьшенных аккордов, видимо).

Глядя на все эти вещи, я думаю, что природа как бы говорит нам очередной раз,
языком музыки, что движение вперёд - в компромиссах.
Как много восхитительной музыки написано только потому, что есть возможность
делать отклонения и модуляции.
Сколько песен спето и сколько сделано переложений для других инструментов из-за возможности транспоза!
Если бы не было этого компромиссного строя, как бы Бах написал ХТК?
Так и слушали бы всю музыку в трёх консонирующих тональностях.
Но, всё-таки натуральный строй, местами, мне нравится больше)

Ах, да.
И. С. Бах написал 2 тома ХТК для популяризации более удобного равномерно-темперированного строя
с константой соотношения частот между соседними ступенями равной корню 12й степени из 2.
Как теперь жить современным композиторам?))
Просто писать музыку. Бах всё уже сделал)

На этом заканчиваю, всем спасибо за внимание!

И.С. Бах «ХТК» (Хорошо темперированный клавир)

«Хорошо темперированный клавир» Иоганна Себастьяна Баха можно по праву считать одним из наиболее высоких достижений в мире музыки. Этот цикл, состоящий из прелюдий и фуг – настоящий монументальный труд, который проделал композитор. Впоследствии два тома «ХТК» оказали огромное влияние практически на всех музыкантов, композитов и виртуозов различных стран мира.

Историю создания «ХТК» Баха, содержание произведений и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История создания

Работу над «ХТК» начал в Веймаре, где композитор пробыл с 1708 по 1717 год. Первый том вышел в 1722 году, когда Иоганн Себастьян жил уже в Кётене. На заглавном листе композитор сделал запись, поясняя для чего именно он задумал свой труд. Там значилось, что он предназначен для обучения молодежи, а также для музицирования уже состоявшимся музыкантам. Второй том Бах написал в Лейпциге в 1744 году, спустя много лет после первого. «Хорошо темперированный клавир» представляет собой два тома, в которых содержится по 24 прелюдии и фуги, написанные в разных тональностях. Как же их расположил композитор?

Октава состоит из 12 звуков, которые и взял за основу маэстро. Он написал свои мини-циклы для каждого звука октавы в мажорных и минорных тональностях. Таким образом, получилось, что в обоих томах содержится ровно по 24 прелюдии и фуги.

Воплотить подобную затею позволила настройка клавира в равномерно темперированном строе, который ввели в обиход лишь в 18 столетии. Ранее использовался другой строй – пифагоров, не позволяющий сочинять произведения во всех тональностях. Это было связано с тем, что в натуральном строе благозвучными были лишь немногие тональности, ведь кратчайшее расстояние между звуками было не одинаковым. Звуки образовывались за счет деления струны, а не октавы. Некоторые исследователи творчества Баха уверены, что за основу он взял не строгую темперацию, а «хорошую темперацию Веркмейстера». Об этом косвенно указывает и наименование цикла Баха. Веркмейстер употреблял 4 разновидности «хороших темпераций» с чистыми терциями.

Свое сочинение Бах писал в первую очередь для современников, которые пользовались только доступными им инструментами: клавикордом, органом и клавесином . Как известно, фортепиано еще было достаточно несовершенным на тот момент. Основная загадка заключается в том, слышал ли композитор свои произведения также, как слышим их сейчас мы? Дело в том, что на клавесине звук извлекается щипком и легато на нем сыграть невозможно, а на клавикорде нереально было менять силу звука. Получается, что Бах мог предвидеть то, какой будет музыка через сотни лет и как будет звучать «ХТК» в исполнении на столь непривычном фортепиано, которое вскоре вытеснило полностью своих предшественников. Нельзя упустить из внимания и тот факт, что Бах очень широко использовал семантику тональностей. Прелюдии и фуги насыщены скрытыми образами и символами, что также представляет собой еще одну загадку.


Неоценимо влияние «Хорошо темперированного клавира» на композиторов всех последующих поколений. Для многих великих композиторов произведение Баха стало настольной книгой, именно по этому сборнику они изучали основы композиции, контрапункта. Подобную затею (использовать весь спектр тональностей в пределах цикла) пытались воплотить и другие музыканты. Например, Ф. Шопен сочинил 24 прелюдии и два опуса этюдов. Д. Шостаковичу , П. Хиндемиту и Р. Щедрину принадлежат циклы из прелюдий и фуг.



Интересные факты

  • Существует любопытная версия о том, что первую часть «ХТК» Бах сочинил в кратчайшие сроки, так как находился временно без инструмента и не знал, чем себя занять.
  • Интересно, что ранее другими композиторами были предприняты попытки написать нечто подобное. Речь идет об органисте Иоганне Фишере, который сочинил и опубликовал сборник, состоящий из 10 прелюдий и фуг, написанных в 10 мажорных и 9 минорных тональностях, также одна из них принадлежала к фригийскому ладу. Бах даже позаимствовал из этого сборника тему для своей фуги E-dur II.
  • Фортепиано было изобретено еще при жизни Баха , но композитор не оценил его, посчитав инструмент несовершенным и постоянно критикуя.
  • Рукописные копии «Хорошо темперированного клавира» быстро распространились среди музыкантов того времени и обрели настоящую популярность во второй половине 18 века. В типографии ноты были напечатаны в 1801 году.
  • Темперация – это своеобразная революция в мире музыки. Другими словами, темперированный строй объединял клавиши диеза и бемоля в одну, ранее они обозначались иначе. Подобное усовершенствование позволило использовать более расширенный круг тональностей, даже тех, в которых было много знаков и это звучало также благозвучно.
  • Цикл прелюдий и фуг Бах создал с целью познакомить будущих музыкантов со всеми имеющимися тональностями, доказав, что каждая из них звучит совершенно.
  • В обеих частях сборника прелюдии и фуги расположены парами, своеобразными мини-циклами, объединенными единой тональностью и звучащими контрастно по отношению друг к другу.

Прелюдии и фуги доведены до высочайшего художественного совершенства. Каждая из пьес индивидуальна и обладает своим неповторимым образом. Примечательно, что в эпоху Баха прелюдии выполняли функции импровизационного вступления, поэтому они не были наделены строгой формой. Композитор разнообразил и расширил возможности этой пьесы. В его цикле встречаются совершенно не похожие друг на друга и сугубо индивидуальные образцы. Так, прелюдию c-moll и Es-dur правильнее было бы отнести к токкате органного типа. Прелюдия As-dur носит яркие черты народного танца, а es-moll наоборот, близка к песенной форме. Многие из них принято сравнивать с инвенциями (a-moll, Cis-dur). Все прелюдии «ХТК» можно разделить на две группы:

  • импровизационные или свободно развивающиеся
  • построенные по принципу старинной двухчастной формы


Отдельно стоит упомянуть прелюдию C-dur из первого тома, которая считается своеобразным вступлением ко всему сборнику. Весьма скромными средствами, Баху удалось создать невероятный образ. Мелодическая сфера рассредоточена и завуалирована в аккордах, которые сменяют друг друга непрерывно. Фактура напоминает игру на лютне, что передает слушателям образ ангелов, держащих в руках эти музыкальные инструменты. К тому же подобный выбор фактуры содержит в себе скрытый смысл и представляет собой три уровня: земля-человек-небо.

Прелюдия C-dur (слушать)

Фуги

Фуги из двух томов «Хорошо темперированного клавира» показывают всю неисчерпаемую творческую фантазию композитора. Каждая из них глубоко индивидуальна и наделена своими характерными чертами. В своих фугах Бах показывает всю глубину и многообразие полифонической работы. Некоторые из них он насыщает стреттными проведениями темы, использует 3-х, 4-х и даже 5-ти голосные фуги, каждая из которых содержит большое количество сложнейших полифонических приемов.

Бах активно использовал в своих произведениях музыкальную символику, цитировал мелодии протестантских хоралов, применял музыкально-риторические фигуры. Кроме того, можно провести ассоциации с другими хоровыми произведениями композитора (мессами, пассионами, кантатами). Если обратить внимание на темы фуг b-moll и es-moll, становится понятно, что они заимствованы из хорала «Из бездны бед взываю я к тебе». Это все помогает наиболее точно раскрыть содержание фуг. Многие исследователи творчества Баха отмечали, что в «ХТК» имеется скрытая программа, а содержание цикла напрямую связывали с библейской темой, Ветхим и Новым Заветом. Каждый из мини-циклов представляет собой определенный библейский образ.


Например, прелюдия и фуга C-dur из первого тома связана с образом «Благовещения». Тема фуги основана на хорале «Что Господь делает, то во благо».

«Тайная вечеря» показана в прелюдии и фуге fis-moll из второго тома. Сама прелюдия начинается с символа сострадания, заканчивается символом предопределения, который предупреждает о неизбежности всех предстоящих событий. Тема фуги содержит в себе мотивы хорала «О, Боже, благостный Боже».

Прелюдия и фуга es-moll, которую ассоциируют с образом «Снятие с креста», представляет собой невероятно лирический образ. Если сама прелюдия построена на ритме сарабанды, в которой отчетливо слышны скорбные восклицания, звон колоколов, то фуга представляет собой печальную песню. Многие исследователи отмечают сходство мелодического языка с русскими мелодиями.

Подобным скорбными красками отмечены и другие циклы: cis-moll, b-moll. Фуга h-moll – это «Шествие на Голгофу», она напоминает слушателям о страданиях Христа. В ее тему Бах три раза включает символ креста.

Исполнение и интерпретации


К сожалению, записей «ХТК» существует не очень много. Это объясняется некой технической и художественной сложностью. Например, Эмиль Гилельс исполнял творение Баха не полностью, многие другие же записи критики и вовсе не признают удачными (Вальтер Гизекинг).

Первая запись цикла на клавикорде была осуществлена в 1930 годах в исполнении Арнольда Долмеча. На клавесине Ванда Ландовска сделала запись в 1949-1953 гг. На фортепиано первая запись появилась благодаря пианисту Эдвину Фишеру в середине 1930-х. Примечательно, что до сих пор именно эта интерпретация очень ценится специалистами, как одна из совершеннейших.

Еще одним значимым музыкантом, который осуществил запись «Хорошо темперированного клавира», стал Святослав Рихтер в 1972–1973 гг. Практически одновременно с ним этой идеей загорелся немецкий музыкант Фридрих Гульд. Его прочтение цикла также высоко ценится музыкантами и отличается необычайно тонкой и изысканной игрой.

Ральф Киркпатрик, который в то время считался настоящим специалистом по музыке эпохи Барокко, представил публике запись «ХТК» на клавикорде, которую он успешно осуществил в 1963 году.

Джазовый музыкант Кит Джарретт также увлекался произведениями Баха, совершенствуя свою импровизацию. Благодаря этому в 1987 году появилась запись его прочтения «ХТК» на рояле, а в 1990 году на клавесине он записал уже второй том.

Особое место занимает проект, подготовленный штутгартской «Bach-Collegium». Специалист по творчеству Баха Хельмут Рилинг выпустили уникальную запись практически всех сочинений композитора. Большой популярностью среди музыкантов и слушателей пользуются записи Глена Гульда, осуществленные в период с 1962 по 1971 год.

«ХТК » – это не просто сборник для упражнений, это мощное и величественное собрание прелюдий и фуг. Не зря знаменитый композитор Л.В. Бетховен назвал работу настоящей «музыкальной библией». Множество поколений талантливых музыкантов воспитывались на произведениях гениального органиста. Ни одна музыкальная школа не обходится без прелюдий и фуг из «ХТК» в своих программах. Невозможно полностью описать, насколько велико влияние это труда на последующие поколения музыкантов и на мировую музыкальную культуру в целом.

Видео: слушать «ХТК» Баха

Неотъемлемая черта истинной гениальности – открытость новым веяниям. Таким был . Относительно новым явлением в его время был темперированный строй, идущий на смену натуральному. Как любое новшество, он встречал сопротивление – многие музыканты той эпохи считали его «грубым», но были и те, кто оценил по достоинству возможности, которые открывала темперация – деление октавы на двенадцать полутонов. Она позволяла активно использовать хроматизмы и модуляции, создававшие в натуральном строе впечатление расстроенного инструмента, давала возможность музицировать в тональностях, которые прежде казались «грязными». Композиторы баховской эпохи предпринимали попытки создать своеобразные «энциклопедии» темперированного строя – «Ariadne musica» Иоганна Фишера, «Exemplarische Organisten-Probe» Иоганна Маттезона, «Музыкальный лабиринт» Фридриха Зуппига – но никто не сделал этого с такой полнотой и совершенством, как Иоганн Себастьян Бах в своем «Хорошо темперированном клавире».

Этот фундаментальный двухтомный труд представляет собою сборник прелюдий и фуг. Первый том его написан в Кётене, второй – в Лейпциге. Существует легенда, что первая часть была создана очень быстро, в период, когда композитору был недоступен инструмент – и он сочинял прелюдии и фуги, чтобы чем-то себя занять, но вряд ли она имеет под собою реальные основания. Создавая сборник, Бах ставил перед собою задачу вполне определенную и адресовал сборник «жадной до учения молодежи».

И первый, и второй том содержат произведения, созданные во всех двадцати четырех тональностях, располагающихся хроматически, начиная с до-мажора. Каждая тональность представлена «малым циклом» – прелюдией и фугой. Их внешняя контрастность между импровизационностью прелюдии и строгой конструктивностью фуги усугубляется контрастом образным – например, энергичной до-минорной прелюдии противопоставлена фуга грациозная, а светлой соль-минорной прелюдии – фуга скорбная. Но встречаются в сборнике и такие циклы, где прелюдия и фуга скорее дополняют друг друга, чем контрастируют – например, си минор.

Одной из целей автора при создании сборника являлась демонстрация образов, создавать которые позволяют тональности, прежде использовавшиеся слабо. Соответствуя этой задаче, круг образов сборника оказался весьма широким. В нем есть и лирическая песенность, и танцевальность, и героика, близкая ораториям. Каждой тональности соответствует свое образное содержание: до минор ассоциируется с драматизмом, ре мажор – с триумфальным звучанием, си-бемоль мажор – с нежностью и чистотой, ми-бемоль минор – с печалью и смирением, фа-диез минор – с пасторальными образами.

С легкой руки Людвига ван Бетховена утвердилось обыкновение именовать баховский сборник «музыкальной Библией». Это означает, что образованному музыканту надлежит знать его так же досконально, как глубоко верующий христианин знает Священное писание – но не только. «Хорошо темперированный клавир» можно назвать «музыкальной Библией» в том смысле, в каком рельефы и скульптуры средневековых соборов называли «Библией в камне» – в нем воплощены библейские образы. Это было особенно очевидно для современников, прекрасно знающих символический смысл музыкальных оборотов: восходящая мелодия – воскресение, пауза во всех голосах – смерть и т.д. Каждый малый цикл связывается с конкретным библейским эпизодом или христианской идеей.

Например, до-мажорная прелюдия с ее «лютневой» фактурой ассоциируется с Благовещением, ведь ангелов нередко изображали с лютней в руках. В теме фуги присутствует восходящая кварта, которая в протестантских хоралах обычно соответствует словам о вере, принятии Бога, а нисходящий мотив из трех групп, объединяющих по четыре шестнадцатых, складывается в число 444 – числовой символ Евхаристии. В скорбной си-бемоль минорной прелюдии в самом патетическом моменте перед паузой (символом смерти) появляется девятизвучный аккорд, а в последних тактах девять раз повторяется в басу си-бемоль – это прямая отсылка к тексту Евангелия, повествующему о смерти Спасителя на кресте, свершившейся около девятого часа. Возникают в «Хорошо темперированном клавире» и образы Ветхого Завета. Например, пасторальная соль-мажорная прелюдия из второго тома живописует Эдем, а извивающаяся тема фуги представляет Змия-искусителя.

«Хорошо темперированный клавир» был широко распространен при жизни автора, забыт после его смерти и вновь оценен в XIX столетии. На нем учились Людвиг ван Бетховен, и многие другие музыканты, его высоко ценил , а советовал начинающим музыкантом рассматривать этот сборник как свой хлеб насущный.

Заложенная традиция создавать циклы произведений во всех тональностях была продолжена в XIX и ХХ столетиях Фридериком Шопеном, Клодом Дебюсси, Александром Скрябиным и другими композиторами. Всеволод Задерацкий впервые после Баха создал цикл из двадцати четырех прелюдий и фуг, впоследствии подобные циклы создавали , и Сергей Слонимский.

Музыкальные Сезоны

Все права защищены. Копирование запрещено

Хорошо темперированный клавир

Титульный лист рукописи

Фуга ля бемоль мажор из второй части ХТК

Хорошо темпери́рованный клави́р (нем. Das wohltemperierte Klavier ), BWV 846-893, - цикл произведений И. С. Баха , состоящий из 48 прелюдий и фуг для клавира , объединённых в 2 тома по 24 произведения. Полное название - «Хорошо темперированный клавир, или прелюдии и фуги во всех тонах и полутонах , касающихся как терций мажорных , так и терций минорных . Для пользы и употребления жадного до учения музыкального юношества, как и для особого времяпрепровождения тех, кто уже преуспел в этом учении; составлено и изготовлено Иоганном Себастьяном Бахом - в настоящее время великого князя Анхальт-Кётенского капельмейстером и директором камерной музыки»; часто для обозначения произведения используется аббревиатура ХТК .

Первая часть была написана Бахом в г., вторая - значительно позже, в г. Полное название, приведённое выше, было написано на титульном листе автографа первой части; вторая часть была озаглавлена просто как «24 новые прелюдии и фуги».

История сочинения

Первая часть была составлена во время пребывания Баха в Кётене , а вторая - когда Бах служил в Лейпциге . Обе части были широко распространены в рукописном виде, но типографским способом сборник был издан только в 1801 г. Причина этого в том, что стиль, в котором писал Бах, вышел из моды ко времени его смерти, и большинство его произведений было забыто. В классицизме не было ни такой сложной полифонии , ни такого количества модуляций , как у Баха. Однако уже в конце XVIII века труды Баха, особенно ХТК, стали оказывать большое влияние на композиторов , что и привело ко второму открытию их для общества. Бетховен изучал ХТК с детства, называя его «музыкальной Библией», Моцарт тоже оценил работу Баха по достоинству. Позже Шуман писал: «Играй усердно фуги больших мастеров, и прежде всего Иоганна Себастьяна Баха; „Хорошо темперированный клавир” должен стать твоим хлебом насущным».

В каждой части содержится по 24 прелюдии и фуги, упорядоченных по возрастанию тональностей : первые прелюдия и фуга написаны в тональности до мажор , вторые - в до миноре , третьи - в до-диез мажоре и так далее, заканчивая си минором .

Некоторые из произведений в сборнике являются переработанными версиями уже написанного Бахом: так, например, темы первых 12 прелюдий, кроме прелюдии ми-бемоль мажор , встречаются уже в сборнике пьес, написанных Бахом для своего сына Вильгельма Фридемана в г. Прелюдия до-диез мажор первоначально писалась в до мажоре, но затем Бах изменил её тональность, просто дописав к ключу семь диезов и проставив знаки альтерации в тексте произведения.

Существует легенда (источником которой является изданный в г. «Исторический биографический словарь музыкантов» Эрнста Людвига Гербера, сына ученика Баха), что Бах сочинил первую часть очень быстро, «одним махом», находясь в каком-то месте, где инструмент был ему недоступен и где он очень от этого скучал.

Хотя ХТК стал первым законченным сборником произведений для всех 24 употребительных тональностей, похожие попытки предпринимались и ранее: например, «Ariadne musica» органиста Иоганна Фишера. Эта работа была опубликована в г. и переиздана в г.; она представляет собой набор из 20 прелюдий и фуг в 10 мажорных и 9 минорных тональностях и одной тональности фригийского лада , плюс 5 хоральных ричеркаров . Позже Бах заимствовал отсюда тему для фуги ми мажор из второго тома ХТК. Сборник «Exemplarische Organisten-Probe» ( г.) Иоганна Маттезона также включал упражнения во всех тональностях. Бах также мог знать о «Фантазиях» из «Музыкального лабиринта» Фридриха Суппига, далеко отстоящих по качеству от работы Баха.

Значение произведения

Название произведения предполагает использование клавишного инструмента (сейчас обычно эти произведения играют на фортепиано или клавесине), настройка которого позволяет музыке звучать одинаково хорошо в разных тональностях . (Такой настройкой, например, является используемый сейчас 12-полутоновый равномерно темперированный строй .) Во времена Баха были распространены другие системы настройки, например, среднетоновый строй . Это означало, что одно и то же произведение, исполняемое в разных тональностях, звучало несколько по-разному, а частое использование хроматизмов и модуляций создавало впечатление расстроенности инструмента и диссонанса . Это накладывало на музыку той эпохи ограничения, и Бах хотел показать музыкантам все преимущества новых музыкальных строев. В настоящее время ведутся дискуссии о том, являлся ли действительно имевшийся в виду Бахом строй равномерно темперированным, или лишь был близок к нему. Вполне возможно, что клавир Баха был настроен в хороших темперациях Веркмейстера (на что указывает и название сборника).

Преимущества строя, использованного в ХТК, заключались в возможности использования модуляций и хроматики без всякого ограничения, а также в равноправии всех тональностей. Хотя работа Баха не была единственным сборником произведений для всех тональностей, она стала наиболее известным и убедительным аргументом перехода к новому строю. Впоследствии это привело к тому, что гармония стала одной из основ классической музыки. Бетховен, в произведениях которого часто встречаются модуляции далеко за пределами основной тональности, находился под влиянием ХТК. Возможность равноправно использовать все тональности и свободно переходить из одних в другие для создания специфических ощущений у слушателя была полностью реализована в эпоху романтизма . В конце концов, в XX веке это привело к растворению тональной системы вообще: в додекафонии , например, функционально равноправными являются все звуки.

Кроме использования всех тональностей, ХТК известен большим спектром нововведений по части техники и выразительных средств. Ни один композитор, кроме Баха, не смог создать столь живые и яркие произведения в форме фуг, и многие его последователи сверяли себя с его произведениями.

Позже другие композиторы, вдохновлённые примером Баха, писали свои сборники из 24 прелюдий и фуг. Например, в середине XX века цикл подобных произведений написал Дмитрий Шостакович .

Запись ХТК на клавикорде сделал в 1931-33 годах Арнольд Долмеч . Первая полная аудиозапись ХТК на фортепиано была сделана Эдвином Фишером между 1933 и 1936 гг.

Символика

Примечания

Ссылки

  • ХТК, I том, BWV 846-869: ноты произведения на
  • ХТК, II том, BWV 870-893: ноты произведения на International Music Score Library Project
  • Анализ прелюдий и фуг из ХТК (англ.)
  • Хорошо темпери́рованный клави́р : Tim Smith / David Korevaar

Категории:

  • Произведения Иоганна Себастьяна Баха
  • Произведения для клавира
  • Музыкальные произведения 1722 года
  • Музыкальные произведения 1744 года
  • Прелюдии и фуги

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Ядерная безопасность
  • Реакторная установка

Смотреть что такое "Хорошо темперированный клавир" в других словарях:

    Клавир - Клавир (нем. Klavier): Музыка Общее наименование струнных клавишных музыкальных инструментов в XVII XVIII веках. Сокращение слова «клавираусцуг» (нем. Klavierauszug, от Klavier «фортепиано» и Auszug «извлечение»),… … Википедия

    Равномерно темперированный строй - Равномерно темперированный строй музыкальный строй, при котором каждая октава делится на математически равные интервалы, чаще всего на двенадцать полутонов (). Такой строй господствует в европейской профессиональной музыке приблизительно с … Википедия

    Равномеpно темперированный звукоряд

    Равномерно темперированный звукоряд - Темперированный строй строй, при котором каждая октава делится на набор одинаковых ступеней. Чаще всего деление происходит на двенадцать ступеней, отстоящих друг от друга на расстоянии хроматического полутона (). Такой строй господствует в… … Википедия

    ХТК - Титульный лист рукописи Фуга ля бемоль мажор из второй части ХТК Хорошо темперированный клавир (нем. Das wohltemperierte Klavier), И. С. Баха, состоящий из 48 прелюдий и фуг для клавира, объединённых в 2 тома по 24 произведения. Полное название… … Википедия

    Обращение темы - противодвижение, инверсия (лат. inversio, итал. moto contrario, rovescio, riverso, rivoltato, франц. reversement, нем. die Umkehrung, die Gegenbewegung) полифонич. приём преобразования темы, заключающийся в воспроизведении её интервалов в … Музыкальная энциклопедия

    БАХ - крупнейшая немецкая музыкальная династия. Иоганн Себастьян Бах величайший, но отнюдь не последний ее представитель. Благодаря родословной, составленной Иоганном Себастьяном, история семьи, жившей в Центральной Германии, может быть прослежена до… … Энциклопедия Кольера