» » Через пару часов когда стало. Тест по русскому языку "повторение пунктуации при подготовке к егэ"

Через пару часов когда стало. Тест по русскому языку "повторение пунктуации при подготовке к егэ"

Она называла себя Мавет, и Бран так никогда и не узнал, было ли это имя настоящим. В ту ночь, когда он пошел за ней в убогую конуру, которую она снимала тут же, в трущобах, в такой же крысьей норе, только в три этажа – таковы были местные доходные дома, они же притоны, они же убежища для тех, кто меньше боялся ворья и чумы, чем стражи префекта и сборщиков налогов, – она вкратце рассказала ему, как получилось, что она выжила. Она родилась незадолго до войны, но мирного времени не помнила, а в тот день в Нааме ей было восемь лет.

Все дети, сказала она, отлично знали, что ждет их после последнего штурма. Знали давно, потому что известия о том, что случилось после захвата Шемеша, главного города Нептары (Нептарой до войны называлась Восточная провинция), успели дойти прежде, чем кольцо осады сомкнулось вокруг крепости. А участь защитников Наамы, смевших сопротивляться, когда пала уже вся страна, должна была стать еще ужасней. Поэтому они спокойно согласились с решением взрослых умереть от собственных рук, по обычаю нокэмов. Единственное послабление, которое было сделано детям, – умертвить их должны были легкой смертью. Несколько женщин, занимавшихся в Нааме врачеванием, в том числе мать Мавет, изготовили отвар, коим и напоили детей. Она, Мавет, в точности не знает, из чего отвар этот состоял, но предполагает, что он содержал в себе сильное сонное зелье, потому что все дети после этого уснули и не должны были просыпаться. Однако она была последней из тех, кто пил, ей достались самые остатки отвара, и, видимо, этого оказалось слишком мало. Но тогда она крепко уснула и не видела того, что было дальше. Очнулась же от страшного удара по лицу и хотела закричать от боли – и не смогла. Вероятно, сухо предположила она, когда ее бросали в могилу, то повредили горло, а может, связки сжег яд, – но с тех пор она не может говорить громко. Итак, она лежала в могиле на трупах родных и близких, а на ее рассеченное лицо, залитое кровью, сыпалась земля. Она стала выбираться наверх, не сознавая, что делает, ее бы добили, если б увидели, но она выбиралась, потому что задыхалась в могиле. Ей повезло. Хоронили их наспех, расселину в ущелье Нун едва присыпали землей, чтобы избежать заразы, и к тому времени, когда она выползла из могилы, была ночь и похоронная команда ушла.

Бран слушал и кивал – он видел, как трупы волокли из крепости к расселине. Ущелье Нун было довольно далеко от лагеря, успевшего превратиться, как всякий большой имперский военный лагерь, за месяцы осады в настоящий город с валами, рвами и ровными рядами палаток. Положенных уставом солдатских бараков не понастроили исключительно потому, что в окрестностях было мало дерева, и все оно шло для кухонных надобностей… Командующий Аммон любил порядок и ценил удобства, а потому не желал, чтобы до него долетал трупный смрад – ведь тогда стояла жестокая жара. И часовых в ущелье не выставляли – на трупах не было ничего ценного, а если до них доберутся стервятники и шакалы, кому какое до этого дело?

Да, так было, так могло быть.

Ей повезло, сказала Мавет. Она знала, что к югу от ущелья есть пещера, скрытая в скалах, и там – источник воды. Откуда она знала о пещере, Мавет не сказала. Она поползла наверх, но за ночь доползти не успела. Была очень слаба и вдобавок истекала кровью. Из-за слабости ей пришлось добираться целый день, хотя расстояние было не так уж велико. Несколько раз она скатывалась со склона, и приходилось ползти по нему снова. Кровь остановилась и запеклась коркой. Притом ее то и дело рвало остатками яда и желчью. Было очень жарко, и совсем низко кружили стервятники – ждали. К ночи она доползла до пещеры, промыла рану и напилась воды. Сколько-то дней пролежала в пещере, сколько – она не знала. Ее трепала лихорадка, но рана не загноилась. Есть было нечего, но она все равно не могла бы есть. Только пила воду – когда есть вода, можно и без еды долго продержаться. Когда она выползла из пещеры, крепость уже была разрушена баллистами Аммона и армия покинула предгорья…

– Хватит на сегодня. – Она достала из ниши в стене краюху черствого хлеба, бросила ему, не вставая с места. – Ешь, спи. Я должна подумать. Не мешай мне.

Он сделал, как она сказала. Сжевал хлеб с жадностью – не ел двое суток, что бы там ни было, а есть надо. Растянулся на полу, покрытом какой-то дырявой тряпкой, и мигом уснул. Его унизили, он запродался в рабство, вдобавок к женщине, женщине уродливой, и он знал, что поступил правильно. Он знал это, потому что первую ночь за много лет спал спокойно. Он больше не видел стервятников Наамы. Может быть, потому, что рядом с ним их видели другие глаза.

Поутру Мавет сказала, что уходит в порт. Брану отправляться с собой не приказывала, но и не запретила. А он решил, что, раз уж определился в службу, должен следовать за этой женщиной, хотя бы для того, чтобы ее защищать. Правда, судя по экипировке Мавет, в телохранителе она не особенно нуждалась. Вчера Бран правильно определил причину, по которой она таскала этот плащ. Ее правую руку до локтя охватывало несколько цепей, скрепленных так, что получалось нечто вроде кольчужного рукава, а кисть защищала бронзовая пластина. Такое оружие было строжайшим образом запрещено, как «жестокое и бесчеловечное», но Бран несколько раз видел подобную штуковину среди вооружения столичного ворья и знал, что при ударе из-под пластины выскакивают когти. Защита для левой руки была проще – всего лишь браслет с шипами. На поясе она носила два ножа – длинный, рубящий, и короткий, метательный. Похоже, это было все, так как в головную повязку и сандалии вроде спрятать было нечего, но при умелом использовании и таким набором оружия много чего можно было натворить, и Бран не сомневался, что Мавет умеет пользоваться своими игрушками. Да и сама она, при крайней худобе и невеликом росте, не производила впечатления слабого создания. Но так или иначе, он должен был ей служить, обойдется она без него или нет.

Они вышли на улицу – на прогнившей лестнице не хватало половины ступеней и отсутствовали перила, но в доходных домах отроду никого не заботили подобные мелочи. Снаружи никто не обратил на них внимания, хотя, казалось бы, их внешность просто взывала к этому. Но в здешнем квартале не принято было проявлять излишнего внимания к себе подобным, а тот, кто не усваивал этого правила, рисковал не задержаться на земле. А кроме того, в столичных трущобах скапливалось отребье со всей империи, всех оттенков кожи и цветов волос, а также украшенное всевозможными видами калечеств, шрамов, ожогов, клейм, язв и парши. Поэтому и Мавет с ее изуродованным лицом, и Бран с его ростом и сложением выглядели на этих улицах вполне уместно и незатейливо. То же самое относилась и к гавани, где шлялся люд еще разнообразнее.

Был ясный солнечный день. Огромная гавань, начинавшаяся за триумфальной аркой императора Максимина, шумела и галдела. Народ был везде – на верфи работали плотники, грузчики толпились у лебедок, носильщики и комиссионеры сновали между складами, доками и купеческими конторами. Множество кораблей стояло на якоре – от легких одномачтовых парусников до мощных боевых галер. И надо всем этим на молу возвышался огромный маяк, прозываемый Глазом Империи.

Мавет не сообщила Брану цели своего пребывания здесь, но он не сомневался, что какая-то цель была. Она толкалась в толпе, разглядывала корабли, иногда что-то спрашивала у прохожих, нередко – на разных языках, по-прежнему не объясняя Брану что и зачем. Около полудня она купила у разносчика козьего сыру и две кружки воды, и они перекусили. А потом снова началось это смутное кружение по гавани, обмен двумя-тремя словами, порой на непонятном языке, порой на вполне понятном, но неясном по смыслу. Через пару часов, когда стало уже совсем жарко и толчея в порту замерла, они выбрались за городскую черту и поднялись на холм, с которого видна была гавань. Мавет уселась на склоне. Бран встал у нее за спиной. Военные привычки ожили в нем, и он осознавал – пусть Мавет вооружена, спину ее он прикрывать обязан. Небо над ними было яркосиним и словно бы густым, ничем не напоминая небо над Наамой, жесткая синева которого отливала закаленной сталью.

Пунктуация в союзном сложном предложении

1. Простые предложения в сложном предложении разделяются или выделяются запятыми:

[Солнце, (когда пришёл я), садилось].

[Садилось солнце], и [кончался день].

2. При однородных придаточных запятые ставятся так же, как при однородных членах предложения:

[Он не слышал], (КАК повернулся ключ в замке) или (КАК лязгнул засов).

[Он злится] И (когда о нём забывают), И (когда слишком хорошо его помнят).

3. Если союз сложный (ПОТОМУ ЧТО, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ, С ТЕХ ПОР КАК и др.), запятая ставится в зависимости от смысла и интонации один раз: или перед всем союзом, или перед его частью ЧТО, ЧТОБЫ, КАК:

Он не был на занятиях, ПОТОМУ ЧТО заболел.

Он не был на занятиях ПОТОМУ, ЧТО заболел.

4. Не разбиваются запятой союзы ТАК КАК, ТОГДА КАК, ЛИШЬ КОГДА, ДАЖЕ ЕСЛИ:

Он не явился, ТАК КАК заболел.

5. Запятые при стечении союзов И ЕСЛИ, И ХОТЯ, И КОГДА, ЧТО ПОКА, ЧТО ЕСЛИ и др.

При стечении двух союзов запятая ставится, если нет второй части двойного союза ТО, ТАК, НО, ОДНАКО.

Январь выдался студёный, И, (ХОТЯ жарко топили печь), окна обмёрзли.(Нет второй части союза.)

Январь выдался студёный, И (ХОТЯ жарко топили печь), НО окна обмёрзли. (Есть НО.)

Ученику сказали, (ЧТО, (ЕСЛИ он ещё раз прогуляет), вызовут родителей. (Нет второй части союза.)

Ученику заявили, (ЧТО (ЕСЛИ он ещё раз прогуляет), ТО вызовут родителей). (Есть ТО.)

РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЙ 20

1. Рядом с тобой всегда люди (1) и (2) даже если тебе очень одиноко (3) ты не сомневайся в том (4) что кто-то сможет выслушать и понять тебя.

(1) - союз И соединяет части сложного предложения - запятая ставится.

(2) между И и ДАЖЕ ЕСЛИ ставится запятая, потому что нет второй части союза.

(3,4) - границы придаточных в сложноподчинённом предложении - запятые ставятся.

ОТВЕТ: 1,2,3,4

2. Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал.

(1) - нет запятой, так как обстоятельство здесь не выделяется.

(2) - нет запятой, потому что союз И соединяет однородные сказуемые ОБЕССИЛЕЛ И ЗАПЛАКАЛ.

(3) - есть запятая, потому что нет второй части союза.

(4,5) - эти запятые выделяют придаточное предложение.

ОТВЕТ: 3,4,5

3. Через пару часов, (1) когда стало уже совсем жарко (2) и толчея в порту замерла, (3) мальчики выбрались за городскую черту (4) и поднялись на холм (5) с которого видна гавань.

(2) - не ставится, потому что союз И связывает однородные придаточные.

(4) - не ставится, потому что союз И связывает однородные сказуемые.

ОТВЕТ: 1,3,5

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1. Простые предложения в сложном предложении разделяются или выделяются запятыми:

[Солнце, (когда пришёл я), садилось].

[Садилось солнце], и [кончался день].

2. При однородных придаточных запятые ставятся так же, как при однородных членах предложения:

[Он не слышал], (КАК повернулся ключ в замке) или (КАК лязгнул засов).

[Он злится] И (когда о нём забывают), И (когда слишком хорошо его помнят).

3. Если союз сложный (ПОТОМУ ЧТО, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ, С ТЕХ ПОР КАК и др.), запятая ставится в зависимости от смысла и интонации один раз: или перед всем союзом, или перед его частью ЧТО, ЧТОБЫ, КАК:

Он не был на занятиях, ПОТОМУ ЧТО заболел.

Он не был на занятиях ПОТОМУ, ЧТО заболел.

4. Не разбиваются запятой союзы ТАК КАК, ТОГДА КАК, ЛИШЬ КОГДА, ДАЖЕ ЕСЛИ:

Он не явился, ТАК КАК заболел.

5. Запятые при стечении союзов И ЕСЛИ, И ХОТЯ, И КОГДА, ЧТО ПОКА, ЧТО ЕСЛИ и др.

При стечении двух союзов запятая ставится, если нет второй части двойного союза ТО, ТАК, НО, ОДНАКО.

Январь выдался студёный, И, (ХОТЯ жарко топили печь), окна обмёрзли.(Нет второй части союза.)

Январь выдался студёный, И (ХОТЯ жарко топили печь), НО окна обмёрзли. (Есть НО.)

Ученику сказали, (ЧТО, (ЕСЛИ он ещё раз прогуляет), вызовут родителей. (Нет второй части союза.)

Ученику заявили, (ЧТО (ЕСЛИ он ещё раз прогуляет), ТО вызовут родителей). (Есть ТО.)

РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЙ А26.

1. Рядом с тобой всегда люди (1) и (2) даже если тебе очень одиноко (3) ты не сомневайся в том (4) что кто-то сможет выслушать и понять тебя.

(1) – союз И соединяет части сложного предложения - запятая ставится.

(2) между И и ДАЖЕ ЕСЛИ ставится запятая, потому что нет второй части союза.

(3,4) – границы придаточных в сложноподчинённом предложении - запятые ставятся.

ОТВЕТ: 1,2,3,4

2. Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал.

(1) – нет запятой, так как обстоятельство здесь не выделяется.

(2) - нет запятой, потому что союз И соединяет однородные сказуемые ОБЕССИЛЕЛ И ЗАПЛАКАЛ.

(3) – есть запятая, потому что нет второй части союза.

(4,5) - эти запятые выделяют придаточное предложение.

ОТВЕТ: 3,4,5

3. Через пару часов, (1) когда стало уже совсем жарко (2) и толчея в порту замерла, (3) мальчики выбрались за городскую черту (4) и поднялись на холм (5) с которого видна гавань.

(2) - не ставится, потому что союз И связывает однородные придаточные.

(4) - не ставится, потому что союз И связывает однородные сказуемые.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Через пару часов (1) когда стало уже совсем жарко (2) и толчея в порту замерла (3) мальчики выбрались за городскую черту (4) и поднялись на холм (5) с которого видна гавань.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание.

Через пару часов, когда стало уже совсем жарко и толчея в порту замерла, мальчики выбрались за городскую черту и поднялись на холм, с которого видна гавань.

Запятые 1 и 3 выделяют придаточные части «когда стало уже совсем жарко и толчея в порту замерла».

Перед И запятая не нужна, потому что у этих двух придаточных есть общая главная часть.

Запятая 5 выделяет придаточную часть «с которого видна гавань».

Запятые должны стоять на местах 1, 3 и 5.

Ответ: 135

Правило: Задание 20. Знаки препинания в предложении с разными видами связи

ЗАДАНИЕ 20 ЕГЭ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

В задании 20 учащиеся должны уметь расставлять знаки препинания в сложном предложении, состоящем из 3-5 простых.

Это сложнейшее задание проверяет умение выпускника применять на практике следующие знания:

1) на уровне простого предложения:

Понимание, того, что предложения без основы не бывает;

Знание особенностей основы односоставных предложений (безличных и др.)

Понимание того, что в простом предложении могут быть однородные сказуемые и подлежащие, знаки препинания между которыми ставятся по правилам однородных членов.

2) на уровне сложноподчинённого предложения:

Умение определять главное и придаточное в составе СПП по вопросу;

Умение видеть союзы (союзные слова) в придаточном предложении;

Умение видеть указательные слова в главном

Умение видеть однородные придаточные, при которых знаки препинания ставятся так, как и однородных членах.

3) на уровне сложносочинённого предложения:

Умение видеть части ССП и разделять их запятой. Общего второстепенного члена в этом задании не бывает.

4) на уровне всего предложения в целом:

Умение видеть те места в предложении, в которых встретились два союза: может быть рядом два подчинительных или сочинительный и подчинительный.

Соберём все базовые пунктуационные правила, важные при выполнения задания и пронумеруем их для удобства.

БП 6

Если в сложном предложении рядом оказались сочинительный и подчинительный союзы (И и ХОТЯ, И и КАК, И и ЕСЛИ, НО и КОГДА, И и ЧТОБЫ и др.), то нужно выяснить, нет ли после придаточной части соотносительных слов ТО, ТАК или еще одного сочинительного союза (А, НО, ОДНАКО и др.). Запятая ставится только тогда, когда эти слова после придаточной части отсутствуют. Например:

[Занавес поднялся], и, (как только публика увидела своего любимца), [театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков]

Сравните:

[Занавес поднялся], и (как только публика увидела своего любимца), так театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков].

и, (хотя слова ее были привычными для Сабурова), [от них вдруг защемило сердце].

[Женщина все говорила и говорила о своих несчастьях], и (хотя слова ее были привычными для Сабурова), но [от них вдруг защемило сердце].

Как видно, правила 5 и 6 очень похожи: выбираем-либо писать ТО (НО...), либо ставить запятую.

Рассмотрим предложения из базы РЕШУЕГЭ и алгоритм работы над предложением.

[Утвер­жда­ют](1) что? (что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют)(2) и (3) (когда (4) когда? то сами убе­ди­лись (5) в чём? (на­сколь­ко правы были оче­вид­цы).

1. Выделяем основы.

1- Утвер­жда­ют (односоставное, сказуемое)

2- кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют

3- мы увидели

4- сами убедились

5- правы очевидцы

2. Выделяем союзы и соотносительные слова. Обращаем внимание, что рядом стоят И и КОГДА и на то, что есть ТО.

3. Помечаем придаточные предложения: все предложения, в которых есть подчинительные союзы, берём в круглые скобки.

(что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют)

(когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)

(на­сколь­ко правы были оче­вид­цы).

4. Устанавливаем, к каким главным относятся придаточные. Для этого ставим вопросы от главных к предполагаемым придаточным.

[Утвер­жда­ют] что? (что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют). 1 компонент найден. Запятая 1 ставится по правилу 4 [ = ], (что- = и =).

Остались два придаточные и одно без подчинительного союза. Проверяем, можно ли от него поставить вопросы.

[то сами убе­ди­лись] когда? (когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)

[сами убе­ди­лись] в чём? (на­сколь­ко правы были оче­вид­цы). Второй компонент найден. Запятые 4 и 5 ставятся по правилу 4.

(когда - =), [то- = ], (насколько - =) Два разных придаточных к одному главному, придаточное времени очень часто стоит ПЕРЕД главным.

1 и 2 компоненты связаны сочинительным союзом И в одно сложносочинённое предложение. Это запятая 2.

Схема: |[ = ], (что- = и =)|, и |(когда - =), [то- = ], (насколько - =)|

Осталось выяснить, нужна ли запятая 3. Между И и КОГДА по правилу 6 запятая не нужна, так как после придаточного находится идёт ТО.

Как не допустить ошибку при расстановке
запятых в простых и сложных предложениях.
Основные правила.

От чего зависит, нужно ли ставить запятую?

Постановка запятой зависит в первую очередь от
структуры предложения. Значит, для того чтобы
справиться с пунктуацией, нужно хорошо
разбираться в синтаксисе. Для верной постановки
запятой в предложении нужно знать, что такое
грамматическая основа и второстепенные члены
предложения, обращения, вводные слова и вводные
конструкции, однородные члены предложения, а
также виды сложных предложений.

Запятая чаще всего может:

в простых предложениях
разделять однородные
члены предложения
выделять вводные слова и
конструкции
выделять обращения
выделять обособленные
второстепенные члены
предложения
в сложных предложениях
разделять части
сложносочиненного
предложения
разделять части
сложноподчиненного
предложения
разделять части
бессоюзного
предложения

Однородные члены предложения могут соединяться:

только интонацией,
без союзов
они разделяются запятыми
неповторяющимися противительными (а, но) – запятая
всегда ставится;
союзами
соединительными или разделительными
(и, или) – запятая не ставится
повторяющимися
союзами
перед повторяющимися союзами ставится
запятая, кроме союза, находящегося перед
первым из однородных членов
попарно союзами
«и», «или»
пары отделяются друг от друга запятыми, а
внутри пар запятая не ставится
двойными союзами
перед второй частью двойного союза
ставится запятая

Вводные слова и вводные конструкции

обычно выделяются запятыми.
Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного
распространенного члена предложения, то оно от него запятой
не отделяется, а если в середине, то оно выделяется запятыми.
Если вводное слово можно опустить или переставить, тогда оно
отделяется запятой от предшествующего сочинительного союза;
если же такое невозможно, то запятая ставится только после
вводного слова, а на границе между союзом и вводным словом
на ставится.
Следует различать слова, которые в одних случаях могут быть
вводными, а в других – являться членами предложения.

Обращения

выделяются запятыми.
Частица «о», стоящая перед обращением, не отделяется от
него запятой.
Если два обращения соединены неповторяющимся
соединительным союзом, то между ними запятая не ставится,
несколько обращений без союзов разделяются запятыми.
Если обращение распространенное, то оно выделяется
запятыми вместе с зависимыми словами.

В каких случаях обособляются второстепенные члены предложения?

Определения
Приложения
Обстоятельства
Дополнения

Определения

Обособляются, если
выражены причастными оборотами или
прилагательными с зависимыми словами
и стоят после определяемого слова
это два или больше одиночных
определения, стоящие после
определяемого слова
определяемое слово является личным
местоимением
они оторваны от определяемого слова
другими членами предложения
они имеют дополнительное
обстоятельственное значение(чаще всего
причины или уступки)
нужно подчеркнуть значение, передаваемое
несогласованным определением
Не обособляются, если
выражены причастными
оборотами или прилагательными
с зависимыми словами и стоят
перед определяемым словом
зависят от неопределенного
местоимения и стоят за ним

Приложения

Обособляются, если
выражены существительным с зависимыми словами и
стоят после определяемого слова (реже - перед)
зависящие от имен собственных, если они стоят после
определяемого слова
Не обособляются,
если
определяемое слово является личным местоимением
выражены именем собственным и перед ними без
изменения смысла можно поставить «а именно», «то есть»
относятся к нарицательному существительному с
пояснительными словами
присоединяются словами «по имени», «по фамилии» и
т.д. или союзом «как», при этом имеют
дополнительное обстоятельственное значение
Зависят от имени
собственного и
находятся перед
ним

10. Обстоятельства

Обособляются, если
выражены деепричастиями
или деепричастными
оборотами
выражены наречиями или
существительными,
которые поясняют или
уточняют другие
обстоятельства
выражены
существительными с
предлогами ВВИДУ,
ВСЛЕДСТВИЕ, БЛАГОДАРЯ,
ВОПРЕКИ, НЕСМОТРЯ НА,
СОГЛАСНО
Не обособляются, если
выражены
деепричастиями в
роли наречия
выражены
деепричастными
оборотами,
которые являются
фразеологизмами

11. Дополнения

Обособляются
если выражены
существительными с
предлогами КРОМЕ, ЗА
ИСКЛЮЧЕНИЕМ,
ВМЕСТО, ПОМИМО,
и т.д. и имеют
ограничительное или
расширительное
значение
Не обособляются
во всех
остальных
случаях

12. В сложносочиненном предложении

Запятая ставится
между простыми
предложениями,
соединенными
соединительными,
противительными
или
разделительными
союзами.
Запятая не ставится
между назывными, побудительными,
восклицательными или
вопросительными предложениями,
соединенными соединительными
союзами И, ДА (в значении и) или
разделительными союзами ИЛИ,
ЛИБО.
если части сложносочинённого
предложения имеют общий член
предложения, или общее
придаточное предложение, или
общее вводное слово и соединены
соединительными союзами И, ДА (в
значении и) или разделительными
союзами ИЛИ, ЛИБО.

13. В сложноподчиненном предложении

придаточное предложение отделяется от главного.
Как правило, запятая ставится перед союзом или союзным словом.
Не ставится запятая, если перед союзом есть отрицание или
придаточное предложение состоит только из союзного слова.
Если придаточные предложения зависят от одного и того же члена
главного предложения, то правила постановки знаков препинания между
ними такие же, как при однородных членах предложения.
На стыке двух союзов запятая между ними ставится, если опущение
придаточного предложения не потребует полной перестройки
предложения; если же вторая часть придаточного предложения
начинается со слов ТО, КАК, НО, то запятая не ставится.

14. В бессоюзном сложном предложении

простые предложения всегда отделяются друг
от друга какими-либо знаками препинания.
Запятая ставится, если части независимы друг от
друга, но объединены по смыслу.
Если внутри одной или обеих частей есть
запятые или если предложения отдалены друг от
друга по смыслу, ставится точка с запятой.
Кроме этого, при определенных условиях между
частями может ставиться тире или двоеточие.

15. При ответах на вопросы теста нажимайте на цифры. При верном ответе появится звездочка, при неверном – крестик.

Проверьте
свои знания.
При ответах на вопросы теста нажимайте
на цифры. При верном ответе появится
звездочка, при неверном – крестик.

16. 1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

Хорошая книга обогащает опытом и помогает ответственно
относиться к жизни и далеко смотреть в будущее.
Степени сравнения прилагательных образуются либо с помощью
суффиксов либо с помощью вспомогательных слов.
Неглубокая и узкая речушка в результате наводнения широко
разлилась по огромному полю и дороге.
И кошку мы заведем и собаку и рыбок.

17. 2. Укажите предложение, в котором нужно отделить запятой вводное слово.

Иногда небо кажется нам таким бесконечным.
Сегодня мне кажется что луна светится по-особенному.
Солнце кажется совсем не собиралось садиться.
Созвездие Орион в наших широтах видно только зимой.

18. 3. Укажите предложение, в котором нужно поставить запятые на месте цифр 1 и 4.

У некоторых видов тропических и субтропических рыб на голове
имеется присоска (1) с помощью (2) которой (3) издаются звуки (4)
падающих дождевых капель.
Тренер распределил участников соревнований в команды (1)
каждая (2) из которых (3) включала пять человек (4) и еще раз
напомнил правила игры.
Для лечения самых разных болезней в медицине широко
используется (1) пчелиный яд (2) потребность (3) в котором (4)
постоянно растет.
Деталь постепенно становится (1) символом (2) появление (3)
которого в тексте романа (4) отмечает существенные для понимания
авторского замысла эпизоды.

19. 4. Укажите предложение, в котором нужно обособить определение и обстоятельство.

Электростанции вырабатывая огромное количество энергии
выбрасывают в атмосферу загрязняющие окружающую среду газы.
Счастливый и улыбающийся именинник радостно приветствовал
гостей находя для каждого добрые слова.
Ребята не замечающие никого на своем пути неслись сломя
голову.
Окончательно расстроенная она отошла к окну всхлипывая.

20. 5. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

Какой теплый вечер и как прекрасна эта ночная природа!
Ветер стихал и свежая прохлада начала распространяться в
виноградниках.
Гребцы бросили весла и поставив парус сели на дно шлюпки.
Всю ночь лил дождь и когда утром мы глянули в окно оказалось
что вода подступила к саду.

21. 6. На месте каких цифр нужно поставить запятые в предложении: Через пару часов (1) когда стало уже совсем жарко (2) и толчея в порту замерла (3) м

6. На месте каких цифр нужно поставить
запятые в предложении:
Через пару часов (1) когда стало уже совсем жарко (2) и толчея в порту замерла (3) мальчики
выбрались за городскую черту (4) и поднялись на холм (5) с которого видна гавань.
1, 2, 3, 5
1, 3, 4, 5
1, 3, 5
1, 2, 3, 4, 5

22. 7. На месте каких цифр нужно поставить запятые в предложении: Алексей Павлович встал с ранней зарей (1) и (2) когда он вдыхал (3) напоенный влажн

7. На месте каких цифр нужно поставить
запятые в предложении:
Алексей Павлович встал с ранней зарей (1) и (2) когда он вдыхал (3) напоенный влажным
запахом росы (4) прохладный воздух (5) на душе у него становилось легко и просто.
1, 2, 5
1, 5
1, 3, 4, 5
1, 3, 5

23. 8. На месте каких цифр нужно поставить запятые в предложении: Снег засыпáл следы путников (1) и стало ясно (2) что (3) если снегопад не прекратит

8. На месте каких цифр нужно поставить
запятые в предложении:
Снег засыпáл следы путников (1) и стало ясно (2) что (3) если снегопад не прекратится
к ночи (4) то обратную дорогу придётся искать с трудом.
2, 3, 4
2, 4
1, 2, 3, 4
1, 2, 4

24.

Разбор
заданий теста

25. Задание 1

1. Союз И соединяет две разные пары однородных членов.
Книга (что делает?) обогащает и помогает, помогает (что
делать?) относиться и смотреть. Поэтому запятые не нужны.
2. При однородных членах повторяется союз ЛИБО, перед
вторым из них ставится одна запятая.
3. Два союза И соединяют две пары однородных членов,
относящихся к разным словам.
4. Три однородных дополнения с союзами И разделяются
двумя запятыми.

26. Задание 2

1. «Кажется бесконечным» – это сказуемое.
2. «Кажется» – грамматическая основа главной части
сложноподчиненного предложения.
3. «Кажется» – это вводное слово.
4. «Видно» – это сказуемое.

27. Задание 3

1. Запятая (1) отделяет придаточную часть от главной. Запятые (2) и
(3) не нужны, т.к. не требуется отдельно выделять союзное слово
«которой». Запятая (4) не нужна, т.к. здесь не обособляются ни
дополнение, ни определение.
2. Запятые (1) и (4) отделяют придаточную часть от главной.
Союзное слово «которых» выделять не требуется.
3. Запятая на месте цифры (1) отделит сказуемое от подлежащего,
этого делать нельзя. Запятая (2) отделяет придаточную часть.
Запятыми (3) и (4) союзное слово отделять не нужно.
4. Запятая (1) не нужна, т.к. это дополнение не обособляется. Запятая
(2) отделяет придаточную часть. Запятые (3) и (4) не нужны.

28. Задание 4

1. Обстоятельство обособляется. Определение не
обособляется, т.к. стоит перед определяемым словом.
2. Определения выражены прилагательными и находятся
перед определяемым словом, поэтому не обособляются.
Обстоятельство обособляется.
3. Определение обособляется, т.к. стоит после определяемого
слова. Обстоятельство не обособляется, т.к. является
фразеологизмом.
4. Определение обособляется вне зависимости от положения,
т.к. относится к личному местоимению. Обстоятельство,
выраженное деепричастием, также обособляется.

29. Задание 5

1. Союз И соединяет два восклицательных предложения,
поэтому запятая не ставится.
2. Союз И соединяет два простых предложения без
дополнительных условий, перед ним ставится запятая.
3. Двумя запятыми нужно отделить деепричастный оборот
«поставив парус».
4. Союз И соединяет два простых предложения, перед ним
нужна запятая. Также запятыми нужно отделить придаточные
части «когда утром мы глянули в окно» и «что вода подступила
к саду». Итого три запятых.

30. Задание 6

Через пару часов (1) когда стало уже совсем жарко (2) и толчея в
порту замерла (3) мальчики выбрались за городскую черту (4) и
поднялись на холм (5) с которого видна гавань.
Запятые (1)и (3) отделяют от главной две придаточные части.
Запятая (2) между ними не ставится, т.к. это однородное
подчинение и имеется союз И. Запятая (4) не ставится, т.к.
союз И соединяет однородные сказуемые. Запятая (5) отделяет
придаточную часть.

31. Задание 7

Алексей Павлович встал с ранней зарей (1) и (2) когда он
вдыхал (3) напоенный влажным запахом росы (4)
прохладный воздух (5) на душе у него становилось легко и
просто.

предложения в составе сложного. Запятые (2) и (5)
отделяют придаточную часть. Запятые (3) и (4) не нужны,
т.к. распространенное определение перед определяемым
словом не обособляется.

32. Задание 8

Снег засыпáл следы путников (1) и стало ясно (2) что (3)
если снегопад не прекратится к ночи (4) то обратную
дорогу придётся искать с трудом.
Запятая (1) перед союзом И разделяет простые
предложения в составе сложного. Запятые (2) и (4)
отделяют придаточную часть. Запятая (3) на стыке
союзов не ставится, т.к. далее имеется союз ТО как
продолжение союза ЕСЛИ.

33.

Теперь вы научились
намного лучше
справляться с
запятыми.
Успехов в учебе!