» » Что на земле до появления человека. Как ученые узнали, что было на Земле до появления человека? Проверка домашнего задания

Что на земле до появления человека. Как ученые узнали, что было на Земле до появления человека? Проверка домашнего задания

«Старшая раса» - так называют мифических предшественников нынешних людей, которые существовали на Земле задолго до динозавров и человекоподобных обезьян, а также вместе с ними и даже после них. Представители данной расы могли застать «наших» людей, которым частично могли передать знания и навыки. Про эту невероятно развитую и технологически совершенную расу рассказывают легенды практически всех народов мира.

Загадочная находка – прямое доказательство существования «старшей расы»

Около 10 лет назад в Альпах в вечной мерзлоте обнаружили труп мужчины, которых сохранился сравнительно хорошо. Ученые определили, что умершему было не более сорока лет. Особенно их удивил возраст останков. Неизвестный мужчина замерз несколько тысяч лет назад.

Одежду и обувь погибшего не удалось идентифицировать. Он не принадлежал ни к одному известному народу, который теоретически мог существовать в той местности когда-то. Внешность мужчины была неестественно идеальной: четкие и гармоничные пропорции, удивительно правильные черты лица (в дальнейшем определили с помощью компьютерного моделирования), никаких изъянов. Когда ученые обследовали его костные ткани, подтвердилась версия касательно его возраста. Мужчине действительно было 40 лет, но самое удивительное, что его организм в данном возрасте соответствовал организму юноши-подростка. Его кости пребывали на стадии формирования, как у нынешнего подростка в 16 лет. Таким образом, «повзрослеть» 40-летний мужчина должен был только в 100 лет. После того, как новость о находке распространилась в научных кругах, ученые заинтересовались древними легендами о «старшей расе».

Люди с потрясающей, идеальной внешностью

Легенды и мифы различных народов мира описывают «старшую расу» практически идентично, что настораживает. «Старшие» отличались от нас, прежде всего, ростом: они были выше гораздо, либо ниже современных людей. Некоторые легенды описывают их как карликов – эльфов и так далее. Другие – как статных великанов, светловолосых и очень сильных. В любом случае, им приписывают идеальную внешность: гармоничные пропорции, неземную красоту, стройность и так далее.

Некоторые легенды утверждают, что «старшие» жили до 500 лет. В других говорится, что они вообще никогда не умирали своей смертью. К слову, представители «старшей расы» рождались крайне редко, причем чаще всего после некого «чуда», которым вполне могло быть искусственное оплодотворение.

«Старшая раса» застала людей. Первые люди боготворили ее, относились к ее представителям уважительно и аккуратно. «Старшие» селились в недоступных для обычного человека местах – в горах, пещерах, внутри полых холмов, в лесах и на уединенных островах. Представители сверхрасы умели производить различные вещи великолепного качества. К примеру, легенды про эльфов говорят, что они были искусными ткачами. В абсолютно всех мифах «старшая раса» обладает магическими способностями.

Контакты с нашей расой - «Славянские дивы»

Славяне тоже рассказывали о «старших». Их называли «дивами», «самодивами» и «самовилами». Данное название происходит от слова «диво», что означает «чудо». К сожалению, до прихода христианства славяне не записывали свои легенды, а передавали их устно, поэтому до наших дней дошло крайне мало информации о «дивах».

Известно, что «дивы» были невероятно красивыми. У представительниц прекрасного пола данной расы всегда имелись длинные волосы до пят, которые они никогда не завязывали. «Дивы» сооружали себе дома на деревьях, либо высоко в горах. Они освоили левитацию, но почему-то иногда теряли данную способность. Например, в «Слове о полку Игореве» имеется отрывок «врежется див в землю». Вероятно, это значит, что во время полета некий «див» потерял равновесие и упал.

«Дивы» лечили людей, предсказывали события, находили воду под землей с помощью своих магических талантов, были отменными ремесленниками. Они не были бессмертными, но своей смертью никогда не умирали.

Одно из реальных последних упоминаний о «дивах» относится к двадцатым годам прошлого века. В то время известный путешественник Михаил Белов исследовал самые недоступные районы Урала. Пообщавшись с местными жителями, он узнал, что они глубоко верят в «див», которые якобы и ныне живут в горных пещерах, недоступных для обычного человека. Иногда «дивы» приходят в деревни и рассказывают о том, что творится в мире. Путешественник сначала посмеялся с «бабкиных сказок», но потом резко поменял свое мнение, когда узнал о том, что местные жители, будучи полностью изолированными от цивилизации, знают полностью все о России: основные новости, события, произошедшие недавно и так далее. К слову, в той деревушке не было ни радио, ни телевизоров, ни электроэнергии.

Материальные доказательства

В одном из музеев Англии хранится очень древняя чаша. Ее достоверный возраст определить не удалось, но известно, что в те времена люди не обладали технологиями, которые позволили бы ее произвести. Чаща была изготовлена приблизительно в 12 столетии. С ней связана интересная легенда:

Некий крестьянин, возвращаясь домой, услышал прекрасное пение и увидел открытую дверь. Подойдя к ней, он заглянул в дом, в котором находились поющие. Они были очень красивы и дружелюбны. Крестьянина пригласили к себе за стол, подав ему хмельной напиток в той-самой чаше. После чашу крестьянину подарили. У него ее забрал лорд, которому тот служил. На протяжении нескольких десятков лет она передавалась по наследству, а потом попала в музей.

Другую удивительную находку обнаружили на территории Украины. Там были найдены кости для гадания, возраст которых – 17 тыс. лет. На них с ювелирной точностью кто-то нанес лунный календарь. Племена кочевников, проживающие в то время на территории Украины, не имели ни малейшего представления о космосе.

Кто же они – «старшая раса» и почему они покинули нашу планету

Специалисты, изучающие вышеописанные находки, строят самые разные теории относительно того, кем были представители «старшей расы». Существует теория, что это были обычные люди, которые в свое время начали развиваться отдельно от основной массы населения планеты. Они уединились с природой, благодаря чему и получили свои сверхспособности.

Однако существует и другая теория. Как известно, неандертальцы и кроманьонцы оказались совершенно разными видами живых существ. Возможно, «старшая раса» состояла из иных «людей» - более развитых, лишенных болезней и различных генетических отклонений. Из-за этого их внешность казалась нашим людям идеальной.

Ученый Э. Деникен, который создал фильм «Воспоминания о будущем», считает, что «старшая раса» - это пришельцы, которыми могут являться существа, жившие до нас и покинувшие нашу планету в свое время, а потом снова вернувшиеся, но частично. Также он допускает, что эти существа могли появиться от браков древних людей с инопланетянами.

Начиная с 17-18 веков о «старшей расе» перестали упоминать вообще. Таким образом, можно предположить, что этот народ исчез куда-то с нашей планеты. В некоторых легендах рассказывается о мифической стране «Авалон», в которую якобы ушли все «старшие». Ученые, в свою очередь, объясняют все гораздо проще: «старшие» могли слиться с нашими людьми, так как не способны были поддерживать свою самобытность из-за крайне низкой рождаемости. Кроме этого, принято считать, что «старшие» пришли к нам с параллельных миров. Они продолжают существовать там, но почему-то больше не желают контактировать с нами.

Наука

Жизнь существовала еще до появления Земли и, возможно, находилась за пределами Солнечной системы , утверждают ученые.

Два генетика применили знания компьютерной науки и биологии и пришли к выводу, что органическая жизнь впервые появилась задолго до нашей планеты .

Алексей Шаров из Национального института старения в Балтиморе, США и теоретический биолог Ричард Гордон применили научный закон Мура, чтобы сделать математический расчет.

Закон Мура состоит в том, что сложность компьютеров увеличивается в геометрической прогрессии, то есть количество транзисторов на кристалле микросхемы удваивается каждые 2 года. Генетики подменили транзисторы на нуклеотиды - строительные блоки ДНК и РНК и подсчитали, когда возникла жизнь на Земле

Результаты показали, что жизнь появилась около 10 миллиардов лет назад, то есть гораздо раньше, чем предполагаемый возраст Земли – 4,5 миллиардов лет назад .

Как это возможно? Ученые объяснили, что когда формировалась наша Солнечная система, организмы похожие на бактерии или простые нуклеотиды из старых частей галактики попали на Землю вместе с кометами, астероидами и другим неорганическим космическим мусором.

В науке этот процесс называется панспермия.

Хотя многие могут скептически отнестись к такой идее, ученые считают, что загрязнение спорами бактерий из космоса является наиболее правдоподобной гипотезой появления жизни на Земле.

"Мы на 99 процентов уверены, что жизнь появилась до Земли, 1 процент остается для какой-то нелепой случайности, которую мы не учли" – объяснил Шаров.

Возникновение жизни на Земле

Как возникла жизнь на земле? На этот счет существует несколько теорий.

Развитие жизни на Земле

Земля существует чуть больше 4,5 миллиардов лет. Начало было довольно жестоким, когда на Землю постоянно падали метеориты. Когда этот период закончился, Земля охладилась и на ее поверхности сформировалась кора.

Как таковых континентов не было – только мировой океан с небольшими островками. Эрозия, образование осадков и вулканическая активность, в конце концов, создали небольшие первичные континенты, которые росли, пока не достигли сегодняшних размеров 2,5 миллиардов лет назад.

За всю историю земля претерпела множество геологических и биологических изменений.

Краткие этапы жизни на Земле:

- 3,8 миллиардов лет назад появилась первая форма жизни – прокариоты

- 2,1 миллиард лет назад появились многоклеточные формы жизни

- 1,5 миллиардов лет назад появились эукариоты – клетки, содержащие ядро

- 200 миллионов лет назад появился вид Homo Sapiens (человек разумный)

На Земле еще до появления человека в течение миллионов лет происходили события, изменявшие нашу планету. На сушу многократно наступали моря, размывая и разрушая ее; из вод моря поднимались горные хребты. Они, в свою очередь, размывались дождевыми и снеговыми водами, реками, врезавшимися в их склоны, истачивались ледниками, спускавшимися с горных вершин. На дне морей, на островах и на материках вулканы извергали расплавленные лавы, покрывавшие огромные площади и до неузнаваемости менявшие лик Земли. Ветры в пустынях развеивали горные хребты в пыль, переносили и отлагали мощные толщи песков, накоплявшихся на обширных пространствах нашей планеты. Но как же человек мог узнать, что происходило на Земле до его появления?

Все те изменения, которые претерпевал земной шар с момента образования на нем земной коры и до настоящего времени, изучает историческая геология. Она выясняет, где в прошлом были моря, а где суша, где происходили извержения вулканов, где поднимались горы. Историческая геология устанавливает не только события, происходившие многие миллионы лет назад на Земле, но и их последовательность: что было раньше и что позже. Горные породы как памятники прошлых событий Наблюдая окружающую природу, человек подметил, что каждое событие, происходящее на Земле, оставляет след, память о себе в виде тех или иных минеральных накоплений, превращающихся в горные породы.

На суше благодаря работе дождевых и текучих вод накапливаются глинисто-песчаные осадки, содержащие мелкую гальку, нередко и раковинки пресноводных моллюсков. Ветры в пустынях, разрушая горные хребты, способствуют накоплению мощных толщ барханных песков, отличных по составу от песков, намытых водой. В соленых озерах в условиях сухого и жар – кого климата накапливается каменная соль, в морях у берегов нагромождаются галька, песок, а дальше, в открытом море,-известковые и глинистые осадки, превращающиеся впоследствии в известняки и глинистые сланцы.

Каждое извержение вулкана дает огромное количество минерального материала. Вулканический пепел, уплотняясь и слеживаясь, превращается в вулканический туф; лавы, застывая, образуют различные вулканические горные породы: базальт, обсидиан (вулканическое стекло) и др. Таким образом, каждая горная порода возникла в результате тех или иных событий, происходивших на Земле. Особенности горных пород, их минералогический состав, строение, характер залегания дают геологам материал для выяснения условий, в которых образовались горные породы. Наблюдая за изменениями, происходящими на Земле в наше время, и изучая, как образуются различные осадки, можно сделать вывод, что и в далеком прошлом наша Земля изменялась в общем под влиянием таких же процессов, какие происходят теперь.

Но в различных местах земного шара эти процессы протекали по-разному. Под Москвой в оврагах, на склонах речных долин, прямо под почвой можно наблюдать толщи своеобразных красно-бурых грубых суглинков со множеством округлых камней - валунов различных размеров и состава. Валуны состоят из кристаллических пород: гранитов, гнейсов, кварцитов и др. В коренном залегании эти породы под Москвой не встречаются, но широко распространены в Финляндии, на Кольском п-ове. Ученые установили, что валуны и древние валунные суглинки - отложения огромного ледника, наступавшего когда то на Русскую равнину из Финляндии. Разрушая и истирая скалы, сложенные из гранитов, гнейсов и других кристаллических пород, ледник захватывал с собой обломки и тащил их на многие километры к югу. Подтаивая и постепенно исчезая, ледник откладывал эти истертые обломки вместе с глинистыми и песчанистыми осадками в виде валунных суглинков - морен. Там, где длительно находился край ледника, накоплялись целые валы конечных морен.

Цели и задачи урока:

  1. Сформировать умения определять структуру сложноподчиненного предложения.
  2. Сформировать умения расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
  3. Научить видеть синонимические возможности придаточных определительных.

Ход урока

1. Организация начала урока.

3. Словарно-семантическая работа.

Пользуясь словарем, выписать синонимы к слову активный . Объяснить общее в синонимах и различие между ними.

(Активный – деятельный, энергичный. Активный участник . Деятельный – проявляющий особенную энергию, старание в выполнении какого-л. дела. Деятельная натура . Энергичный – полный энергии; активный, деятельный . Энергичные люди . Инициативный – обладающий инициативой; предприимчивый, способный к самостоятельным активным действиям. Инициативный человек .)

4. Объяснение нового материала.

Анализ предложений, записанных на доске.

  1. Они сидели в том саду, где играл оркестр. (К. Федин)
  2. Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой. (И. В. Гете)

Анализ проводится по следующему плану:

  1. На какой вопрос отвечает придаточное предложение?
  2. К какому слову главного предложения относится?
  3. Чем прикрепляются придаточные определительные к главному?
  4. Могут ли быть в главном предложении указательные слова? Обязательны они или факультативны? Какова роль указательных слов?
  5. Каково место придаточных по отношению к главному?

(Необходимо заострить внимание учащихся на функции союзных и указательных слов. Доказывается, что где – союзное слово, оно заменяется словом сад , является обстоятельством места, имеет логическое ударение, его можно заменить другим союзным словом, оно вносит в предложение определительное значение с оттенком обстоятельства места. Указательное слово том является определением в главном предложении, оно введено как средство уточнения и выделения (не любой сад, а именно тот, где играл оркестр).

Анализ предложений по плану должен привести к составлению схемы, отражающей структуру сложноподчиненного предложения с придаточным определительным:

[… указ. сл. + сущ.], (союзные слова который, какой, где, куда, что, кто и др.)

Затем ученикам дается задание рассказать о придаточных определительных, используя материал учебника.

5.

а) Закрепление понятия об определительных придаточных можно провести с помощью упражнений, предложенных учебником.

б) Произвести синтаксический разбор 1-го предложения. Составить схему 2-го предложения.

  1. Линия, по которой движется тело, называется траекторией движения.
  2. Химическим элементом называют определенный вид вещества, все атомы которого обладают одним и тем же зарядом ядра.
  3. (научный стиль)

(Обратить внимание учащихся на место союзного слова во 2-м предложении. Уточнение: если важно подчеркнуть характерный признак, свойство, качество предмета или явления, употребляется придаточное определительное).

в) Выполнение упражнения на согласование союзного слова с определяемым.

К данному предложению добавить придаточное определительное, используя союзное слово который в разных падежах.

Уже несколько раз принимался идти крупный, благодатный дождь.

  1. … который так дорог истосковавшейся по нему земле.
  2. …после которого на глазах растет молодая трава и вытягиваются новые побеги.

(Обращается внимание на трудности согласования союзного слова с определяемым, которые состоят в том, что союзные слова который, чей, какой находятся в двойной связи с главным предложением. Они согласуются в роде и числе с тем существительным главного предложения, к которому относится придаточное, а управляются глаголами придаточных предложений (не управляются лишь тогда, когда выполняют функцию подлежащего). Кроме того, придаточное предложение может начинаться не с союзного слова, а с предлога, существительного или словосочетания).

6. Задание на дом.

Цели и задачи урока: закрепить знания о структуре сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными, знаках препинания.

Ход урока

1. Организация начала урока.

2. Проверка домашнего задания.

  • Фронтальный опрос по теоретическому материалу.
  • Замените (если возможно) союзное слово который другими союзными словами, подходящими по смыслу. Какие смысловые и стилистические изменения наблюдаются? Расставьте знаки препинания.
  • а) Березки которые при нем были только что посажены около забора выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями.(А. Пушкин)

    б) В небольшой комнате в которую я вошел было довольно темно.

    (В 1-м предложении замена невозможна, так как нужно передать общее определительное значение. Во 2-м предложении целесообразна замена союзным словом куда , чтобы показать пространственный признак, такое союзное слово и используется И. Тургеневым).

  • Выясните оттенки, вносимые в предложения указательными словами; расставьте знаки препинания.
  • а) Вновь я посетил тот уголок земли где я провел изгнанником два года незаметных. (А. Пушкин)

    б) Для чтения мы выбрали такую книгу чтобы всем было интересно.

    (В 1-м предложении указательное слово придает оттенок выделения, а во 2-м – указательное слово такую с союзом чтобы определяет предмет по его назначению (цели).

  • Составьте сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, отвечая на вопросы или объясняя значения слов.
  • а) Что называется ромбом? б) Какое литературное произведение называется романом? в) Какое предложение называется сложным?

    3.

    Разбор имеющихся в тексте предложений с придаточными определительными. Учащимся предлагается подумать, почему для присоединения придаточного предложения к главному в тексте использовано лишь одно союзное слово который .

    Историческая геология

    На Земле еще до появления человека в течение миллионов лет происходили события, которые изменили нашу планету. На сушу многократно наступали моря, которые размывали и разрушали ее. Поднимавшиеся из вод моря горные хребты подтачивались дождевыми и снеговыми водами, а также ледниками, которые спускались с горных вершин. На дне морей, на островах и на материках вулканы извергались расплавленную лаву, которая покрывала огромные площади, до неузнаваемости изменяя лик Земли.

    Все изменения, которые претерпел земной шар с момента образования на нем земной коры и до настоящего времени, изучает историческая геология. Историческая геология устанавливает не только события, которые происходили миллионы лет. Она изучает их последовательность. Ее интересует, что было раньше и что позже.

    Вопросы и задания к упражнению:

    1. Какова роль сложных предложений в этом тексте?
    2. Можно ли передать содержание текста, пользуясь только простыми предложениями?
    3. С помощью каких языковых средств связаны предложения в тексте? Докажите, что это текст.

    История нашей планеты еще хранит в себе немало загадок. Ученые разных областей естествознания вложили свою лепту в изучение развития жизни на Земле.

    Считается, что возраст нашей планеты составляет около 4,54 миллиарда лет. Весь этот временной промежуток принято делить на два основных этапа: фанерозой и докембрий. Эти этапы называются эонами или эонотемой. Эоны в свою очередь делятся на несколько периодов, каждый из которых отличается совокупностью изменений, происходивших в геологическом, биологическом, атмосферном состоянии планеты.

    1. Докембрий, или криптозой — это эон (временной промежуток развития Земли), охватывающий около 3,8 миллиардов лет. То есть, докембрий — это развитие планеты от момента образования, формирования земной коры, протоокеана и возникновения жизни на Земле. К концу докембрия на планете уже были широко распространены высокоорганизованные организмы с развитым скелетом.

    Эон включает в себя еще две эонотемы — катархей и архей. Последний, в свою очередь, включает в себя 4 эры.

    1. Катархей — это время образования Земли, но не было еще ни ядра, ни земной коры. Планета была еще холодным космическим телом. Ученые предполагают, что в этот период на Земле уже была вода. Катархей длился около 600 млн. лет.

    2. Архей охватывает период в 1,5 млрд лет. В этот период на Земле еще не было кислорода, происходило формирование залежей серы, железа, графита, никеля. Гидросфера и атмосфера представляли собой единую парогазовую оболочку, которая плотным облаком окутывала земной шар. Солнечные лучи сквозь эту завесу практически не проникали, поэтому на планете царил мрак.2.1 2.1. Эоархей — это первая геологическая эра, которая длилась около 400 млн.лет. Важнейшее событие эоархея — формирование гидросферы. Но воды было еще мало, водоемы существовали отдельно друг от друга и пока не сливались в мировой океан. В это же время земная кора становится твердой, хотя астероиды еще бомбят Землю. На исходе эоархея образуется первый в истории планеты суперконтинент — Ваальбара.

    2.2 Палеоархей — следующая эра, которая также длилась приблизительно 400 млн.лет. В этот период формируется ядро Земли, возрастает напряженность магнитного поля. Сутки на планете длились всего 15 часов. Зато повышается содержание кислорода в атмосфере за счет деятельности появившихся бактерий. Остатки этих первых форм палеоархейской эры жизни были найдены в Западной Австралии.

    2.3 Мезоархей также длился около 400 млн.лет. В мезоархейскую эру нашу планету покрывал неглубокий океан. Участки суши представляли собой небольшие вулканические острова. Но уже в этот период начинается формирование литосферы и запускается механизм тектоники плит. В конце мезоархея наблюдается первый ледниковый период, во время которого на Земле впервые образуются снег и лед. Биологические виды по-прежнему пока представлены бактериями и микробными формами жизни.

    2.4 Неоархей — завершающая эра архейского эона, длительность которой составляет около 300 млн. лет. Колонии бактерий в это время формирует первые на Земле строматолиты (известняковые отложения). Важнейшее событие неоархея - образование кислородного фотосинтеза.

    II. Протерозой — один из длиннейших временных отрезков истории Земли, который принято делить на три эры. Во время протерозоя впервые появляется озоновый слой, мировой океан достигает практически современного объема. А после длительнейшего гуронского оледенения на Земле появляются первые многоклеточные формы жизни - грибы и губки. Протерозой принято делить на три эры, каждая их которых содержала по несколько периодов.

    3.1 Палео-протерозой — первая эра протерозоя, которая началась 2,5 млрд. лет назад. В это время полностью формируется литосфера. А вот прежние формы жизни вследствие увеличения содержания кислорода практически вымерли. Этот период получил название кислородной катастрофы. К концу эры на Земле появляются первые эукариоты.

    3.2 Мезо-протерозой длился приблизительно 600 млн.лет. Важнейшие события этой эры: формирование континентальных масс, образование суперконтинента Родиния и эволюция полового размножения.

    3.3 Нео-протерозой . Во время этой эры Родиния распадается примерно на 8 частей, суперокеан Мировия прекращает свое существование, а на исходе эры Земля практически до экватора покрывается льдами. В неопротерозойскую эру живые организмы впервые начинают приобретать твердую оболочку, что в дальнейшем послужит основой скелета.


    III. Палеозой — первая эра фанерозойского эона, начавшаяся приблизительно 541 млн. лет назад и длившаяся около 289 млн. лет. Это эпоха появления древней жизни. Суперконтинент Гондвана объединяет южные материки, чуть позже к нему присоединяются остальные части суши и появляется Пангея. Начинают формироваться климатические пояса, а флора и фауна представлена, в основном, морскими видами. Только к концу палеозоя начинается освоение суши, и появляются первые позвоночные.

    Палеозойскую эру условно делят на 6 периодов.

    1. Кембрийский период длился 56 млн. лет. В этот период формируются основные горные породы, у живых организмов появляется минеральный скелет. А важнейшим событием кембрия является возникновение первых членистоногих.

    2. Ордовикский период — второй период палеозоя, длившийся 42 млн. лет. Это эпоха образования осадочных пород, фосфоритов и горючих сланцев. Органический мир ордовика представлен морскими беспозвоночными и сине-зелеными водорослями.

    3. Силурийский период охватывает следующие 24 млн. лет. В это время вымирают практически 60% живых организмов, существовавших прежде. Зато появляются первые в истории планеты хрящекостные и костные рыбы. На суше силур знаменуется возникновением сосудистых растений. Суперконтинеты сближаются и образуют Лавразию. К концу периода отмечено таяние льдов, уровень моря повысился, а климат стал мягче.


    4. Девонский период отличается бурным развитием разнообразных форм жизни и освоением новых экологических ниш. Девон охватывает временной промежуток в 60 млн. лет. Появляются первые наземные позвоночные, пауки, насекомые. У животных суши формируются легкие. Хотя, по-прежнему, преобладают рыбы. Царство флоры этого периода представлено пропапоротниками, хвощевидными, плаунами и госеменными.

    5. Каменноугольный период часто называют карбоном. В это время Лавразия сталкивается с Гондваной и появляется новый суперконтинент Пангея. Образовывается и новый океан — Тетис. Это время появления первых земноводных и рептилий.


    6. Пермский период — последний период палеозоя, завершившийся 252 млн. лет назад. Предполагают, что в это время на Землю упал крупный астероид, что привело к значительному изменению климата и вымиранию практически 90% всех живых организмов. Большая часть суши покрывается песками, появляются самые обширные пустыни, которые только существовали за всю историю развития Земли.


    IV. Мезозой — вторая эра фанерозойского эона, продолжавшаяся почти 186 млн.лет. В это время материки приобретают практически современные очертания. А теплый климат способствует бурному развитию жизни на Земле. Исчезают гигантские папоротники, а им на смену появляются покрытосеменные растения. Мезозой - это эпоха динозавров и появления первых млекопитающих.

    В мезозойской эре выделяют три периода: триас, юра и мел.

    1. Триасовый период длился чуть более 50 млн. лет. В это время Пангея начинает раскалываться, а внутренние моря постепенно мельчают и высыхают. Климат - мягкий, зоны выражены не ярко. Почти половина растений суши исчезает, так как распространяются пустыни. А в царстве фауны появляются первые теплокровные и сухопутные рептилии, ставшие предками динозавров и птиц.


    2. Юрский период охватывает промежуток в 56 млн. лет. На Земле царил влажный и теплый климат. Суша покрывается зарослями папоротников, сосен, пальм, кипарисов. На планете царят динозавры, а многочисленные млекопитающие отличались пока маленьким ростом и густой шерстью.


    3. Меловой период — наиболее продолжительный период мезозоя, длившийся почти 79 млн. лет. Практически заканчивается раскол континентов, Атлантический океан значительно увеличивается в объеме, на полюсах формируются ледяные покровы. Увеличение водной массы океанов приводит к образованию парникового эффекта. В конце мелового периода происходит катастрофа, причины которой до сих пор не ясны. В результате вымерли все динозавры и большинство видов рептилий и голосеменных растений.


    V. Кайнозой — это эра животных и человека разумного, начавшаяся 66 млн. лет назад. Континенты в это время приобрели свое современное очертание, Антарктида заняла южный полюс Земли, а океаны продолжали увеличиваться. Уцелевшие после катастрофы мелового периода растения и животные оказались в совершенно новом мире. На каждом континенте начали формироваться уникальные сообщества форм жизни.

    Кайнозойскую эру делят на три периода: палеоген, неоген и четвертичный.


    1. Палеогеновый период закончился приблизительно 23 млн. лет назад. В это время на Земле царил тропический климат, Европа скрывалась под вечнозелеными тропическими лесами, лишь на севере континентов росли листопадные деревья. Именно в период палеогена происходит бурное развитие млекопитающих.


    2. Неогеновый период охватывает следующие 20 млн. лет развития планеты. Появляются киты и рукокрылые. И, хотя по земле еще бродят саблезубые тигры и мастодонты, фауна все больше приобретает современные черты.


    3. Четвертичный период начался более 2,5 млн. лет назад и продолжается до сих пор. Два важнейших события характеризуют этот временной отрезок: ледниковый период и появление человека. Ледниковая эпоха полностью завершила формирование климата, флоры и фауны континентов. А появление человека ознаменовало начало цивилизации.