» » Что такое потребности человека. Виды и их сущность

Что такое потребности человека. Виды и их сущность

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

Центр дистанционного образования

Контрольная работа

По дисциплине: Психология

По теме: Потребности человека. Виды потребностей: биологические, социальные, идеальные

Исполнитель: студентка

Группы УК-12П

Кетова Ирина Сергеевна

Введение

1. Что такое потребность

2. Классификация потребностей

3. Трансформация потребностей

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Человек, как и все живые существа, является частью природы, биологической эволюции. Проследив биологическую эволюцию Homo sapiens от высших приматов до современного человека. Питекантропы, австралопитеки, синантропы, неандертальцы, кроманьонцы составляют отдельные этапы этой эволюции, которая наглядно демонстрирует развитие человека, как биологического вида, увеличение объема его головного мозга, изменение конечностей и всей его природной конституции.

Как и всякое живое существо, человек является своеобразной метаболической системой, существующей за счет обмена веществ с окружающей средой. Он дышит, потребляет различные природные продукты, существует как биологическое тело в пределах определенных физико-химических, органических и других условий окружающей среды. Как природное, биологическое существо человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает. Человеку, как и животному, свойственны инстинкты, жизненные потребности. Существуют также и биологически запрограммированные схемы поведения человека, как специфического биологического вида. Биологические факторы, определяющие существование и развитие, определяются набором генов у человека, балансом вырабатываемых гормонов, обменом веществ и другими биологическими факторами. Все это характеризует человека, как биологическое существо, определяет его биологическую природу.

Человек, в отличии от животного, выходит за пределы своей биологической природы и способен на такие действия, которые не приносят ему никакой пользы, ему свойствен альтруизм, он различает добро и зло, справедливость и несправедливость. Человек - не только природное, но и общественное существо, живущее в особом мире - в обществе, которое социализирует человека. Он рождается с определенным набором биологических черт, присущих ему, как некоторому биологическому виду. Человеком же разумным становится под действием общества.

Целью данной работы является характеристика биологических, социальных и идеальных потребностей человека.

1. ЧТО ТАКОЕ ПОТРЕБНОСТЬ

Потребность, нужда -- внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов.

Ярким примером может служить жажда -- острое чувство потребности в воде, возникающее при обеднении ею организма животного или при превышении в крови нормальной концентрации минеральных и органических веществ. Физиологический же механизм этого чувства -- воздействие повышенного общего и осмотического давления, изменение концентрации ионов натрия, происходит возбуждение питьевого центра в головном мозге, вызывающее нервно-гуморальные реакции сохранения воды в организме, поиск воды особью.

Потребность -- вид функциональной или психологической нужды, или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации.

Наличие неудовлетворённых потребностей у человека связывают с напряжением и дискомфортом, несоответствием внутреннего (желаемого) и внешнего (реального), которые являются побудителями и мотивацией активности. Наличие неудовлетворённых жизненно важных, витальных потребностей может привести к смерти. Потребность может пониматься, как некая гипотетическая переменная, которая, по обстоятельствам, проявляется то в виде мотива, то в виде черты. В последнем случае потребности стабильны и становятся качествами характера.

Есть мнение, что это понятие, описывающее внутреннее отношение субъекта к другим субъектам или объектам и объясняющее поведение живых существ -- излишне, так как поведение живых существ можно описать без его использования.

Желание (конкретизированная потребность) -- потребность, принявшая конкретную форму в соответствии:

С культурным уровнем и личностью индивида;

С историческими, географическими и другими факторами страны или региона.

Врожденный драйв, первичный драйв (человек обладает с рождения) -- боль, жажда, голод, ориентировка и другие побудители, ассоциируемые с физиологическими состояниями внутри организма.

Средствами удовлетворения человеческих потребностей являются блага.

Степенью удовлетворения определенных потребностей человека является благосостояние.

Совокупность действий, направленных на оптимальное удовлетворение духовных и материальных потребностей человека составляет жизнеобеспечение.

Удовлетворению материальных потребностей в пище, одежде, жилье, здоровье служит быт (как совокупность связей и отношений).

Первичным эмоциональным проявлением потребности человека является влечение.

Социальным процессом сокращения и/или лишения возможностей удовлетворения основных жизненных потребностей индивидов или групп является депривация, т.е. психическое состояние, при котором люди испытывают недостаточное удовлетворение своих потребностей.

Двигательная активность также является необходимым условием поддержания нормального функционального состояния человека.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Потребности -- форма связи организма с внешним миром и источник его активности. Именно потребности, являясь внутренними сущностными силами организма, побуждают его к разным формам активности (деятельности), необходимым для сохранения и развития индивида и рода. Потребности живых существ чрезвычайно разнообразны. Существуют разные подходы к их классификации, однако, большинство исследователей выделяют три типа потребностей: биологические, социальные и идеальные.

Биологические потребности. В своих первичных биологических формах потребность выступает как нужда, испытываемая организмом в чем-то, находящемся во внешней среде, и необходимом для его жизнедеятельности. Биологические потребности обусловлены необходимостью поддерживать постоянство внутренней среды организма. Побуждаемая ими активность всегда направлена на достижение оптимального уровня функционирования основных жизненных процессов. Эта активность возобновляется при отклонении параметров внутренней среды от оптимального уровня и прекращается при его достижении.

Биологические потребности (в пище, воде, безопасности и т.д.) свойственны как человеку, так и животным. Однако большинство потребностей у животных носит инстинктивный характер. Инстинкты можно рассматривать как функциональные системы, в которых генетически "предопределены" не только свойства внешних предметов (или живых существ), способных удовлетворить эти потребности, но и основная последовательность поведенческих актов, приводящих к достижению полезного результата.

Биологические потребности человека отличаются от аналогичных потребностей животных. Основное отличие лежит, прежде всего, в уровне социализации биологических потребностей человека, которые могут существенно видоизменяться под влиянием социокультурных факторов. Так, например, социализация пищевой потребности породила высоко ценимое искусство кулинарии и эстетизмами процесса потребления пищи.

Известно также, что в некоторых случаях люди способны подавлять в себе биологические потребности (пищевую, половую и т.д.), руководствуясь целями высшего порядка.

Потребности, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность организма, хорошо известны -- это потребности в пище, воде, оптимальных экологических условиях (содержание кислорода в воздухе, атмосферное давление, температура окружающей среды и т.п.). Особое место в этом ряду занимает потребность в безопасности. Неудовлетворенность этой потребности рождает такие ощущения, как тревога и страх.

Социальные и идеальные потребности. Физиология высшей нервной деятельности подходит к определению природы и состава социальных и идеальных потребностей, опираясь на представления о существовании врожденной, безусловно, рефлекторной основы поведения, имеющей универсальный характер и проявляющейся в поведении, как высших животных, так и человека.

Социальные потребности (зоосоциальные у животных) в качестве первоосновы включают следующие их виды:

Потребность принадлежать к определенной социальной группе;

Потребность занимать в этой группе определенное положение в соответствии с субъективным представлением индивида об иерархии этой группы;

Потребность следовать поведенческим образцам, принятым в данной группе. Они направлены на обеспечение взаимодействия индивида с другими представителями своего вида.

Идеальные потребности составляют биологически обусловленную основу для саморазвития индивида. В эту группу включаются:

Потребность в новизне;

Потребность в компетентности;

Потребность преодоления.

Потребность в новизне лежит в основе ориентировочно-исследовательской деятельности индивида и обеспечивает ему возможность активного познания окружающего мира. Две группы факторов имеют отношение к актуализации этой потребности: дефицит активации, который побуждает к поиску новых стимулов (сложных и изменчивых), и дефицит информации, который заставляет искать пути снижения неопределенности.
При описании потребностной сферы человека иногда как особый вид потребности выделяется информационная потребность, которая представляет собой потребность в разнообразной стимуляции. Неудовлетворенность информационной потребности может привести к нарушениям не только психического равновесия человека, но и жизнедеятельности его организма.

Так, например, в экспериментах по полной сенсорной изоляции здорового человека погружают в специальную ванну, которая позволяет практически полностью изолировать его от сенсорных раздражителей различных модальностей (акустических, зрительных, тактильных и др.). Через некоторое время (у каждого человека оно различно) люди начинают испытывать психический дискомфорт (потеря ощущения своего тела, галлюцинации, кошмары), который может привести к нервному срыву.

Простая монотонная стимуляция рецепторов (например, монотонный звук) лишь на короткое время улучшает состояние. Однако если те же стимулы предъявлять не ритмически, а в случайном порядке самочувствие человека улучшается. При неизменности параметров стимула вводится момент неопределенности и с ним возможность прогноза, несущего определенный смысл или информацию. Это способствует нормализации психического состояния человека. Таким образом, информационная потребность, хотя и относится к идеальным потребностям, у человека приобретает витальную или жизненную значимость.

Одной из природных предпосылок обучения, тонкие физиологические механизмы которой пока неизвестны, является потребность в компетентности. Она проявляется в стремлении повторять одно и то же действие до полного успеха его исполнения, и обнаруживается в поведении высших животных и нередко маленьких детей. Адаптивный смысл этой потребности очевиден: ее удовлетворение создает основу для овладения инструментальными навыками, т.е. основу для обучения в самом широком смысле этого слова.

Потребность преодоления ("рефлекс свободы", по определению И.П. Павлова) возникает при наличии реального препятствия и определена стремлением живого существа преодолеть это препятствие. Рефлекс свободы ярче всего выражен у диких животных, стимулом для его актуализации служит какое-либо ограничение (препятствие), а безусловным подкреплением является преодоление этого препятствия. Адаптивное значение этой потребности в первую очередь связано с побуждением животного к расширению среды обитания, и в конечном счете к улучшению условий для выживания вида.

С точки зрения эволюционной физиологии, перечисленные социальные и идеальные потребности должны иметь свое представительство и в мотивационно-потребностной сфере человека. В ходе индивидуального развития базисные потребности социализируются, включаются в личностный контекст и приобретают качественно новое содержание, становясь мотивами деятельности.

3. ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Понимание приведенной выше классификации потребностей будет малоэффективным, если мы будет трактовать каждую потребность в изоляции от других потребностей или исследовать субординацию потребностей в зависимости от однозначного определения оной какой-либо ведущей потребности. Ни одна человеческая потребность не существует в чистом виде, все они взаимосвязаны и переплетены таким образом, что представляют собой сложную мозаику, множеством нитей связанную с возможностями их реализации в практической деятельности. Потребность как таковая, представляет собой лишь фрагмент внутреннего душевного мира человека и для своей реализации предполагает сложную процедуру: мотивацию выбора предмета потребности, осознание через интересы и цель деятельности. На этом пути потребность претерпевает серьезную трансформацию, превращаясь нередко в свою противоположность.

Как побудитель человеческой деятельности потребность только тогда побуждает человека на великие свержения, когда она озарена смыслом жизни, служит этой великой цели, которую личность стремится достичь. Хорошо об этом сказал Гете: Я уважаю человека, который отчетливо знает, чего хочет, неутомимо совершенствуется, понимает, какие средства потребны для достижения его цели, умеет владеть и воспользоваться ими; велика или мала его цель, заслуживает ли похвалы или хулы - это для меня вопрос второстепенный.

Потребности человека условны, подвижны, они носят виртуальный характер. Виртуальность потребностей состоит в том, что каждая из них содержит в себе и свое иное, момент самоотрицания. В связи с многообразием условий своей реализации, возраста, окружающей среды, скажем, биологическая потребность становится материальной, социальной или духовной потребностью, т. е. она трансформируется. В этом параллелограмме потребностей главенствующей становится та потребность, которая наиболее соответствует личному смыслу жизни, лучше вооружена средствами своего удовлетворения, т. е. та, которая лучше мотивирована.

К примеру, профессиональная деятельность по конструированию одежды.

Мы уже выяснили, что потребность в одежде является материальной потребностью. Но является эта потребность единственной или главенствующей, определяющей деятельность модельера - конструктора одежды? Однозначно: нет. Ведь материальная потребность в одежде фиксирует одно ее качество: оберегать человека от замерзания, сохранять тепло. Но для того, чтобы понравиться окружающим, чтобы победить на конкурсе мод, материальная потребность превращается в социальную и духовную потребность. А для того, чтобы возбуждать сексуальные потребности мужчины она должна умело подчеркивать женственные места женщины. Ведь недаром говорят:

модельеры швейники - слуги моды, главная потребность которую они должны возбуждать в людях - потребность красоты, духовная, эстетическая потребность. Но что такое мода? Мода, по Канту, есть проявление неустойчивого поверхностного в образе жизни. "Всякая мода уже по самому своему понятию представляет собой непостоянный образ жизни".

Модой в положительном смысле слова можно назвать все то, что выражает элемент нового прогрессивного в образе жизни, что появляется во время как предвестник качественных изменений образа жизни. А это значит, что первоначальная (материальная) потребность при конструировании одежды по требованиям моды теряет свое главенствующее значение, уступая место другим, более возвышенным потребностям - социальной и духовной. В этом выражается виртуальный характер материальной потребности в одежде. потребность психологический социальный

Другой пример: сексуальная потребность и потребность деторождения, продолжения рода. Обе эти потребности относятся к базовым биологически потребностям человека. Их взаимосвязь и единство неоспоримо: удовлетворение потребности деторождения невозможно без сексуальной потребности. Но эта взаимосвязь опосредована множеством факторов: состоянием нравственности, как в обществе, так и в отношении конкретных мужчины и женщины, желанием или нежеланием создать семью, материальными условиями совместного проживания и воспитания ребенка, национальной и религиозной принадлежностью мужчины и женщины, совместимостью личных жизненных идеалов, состоянием здоровья и прочностью любви между ними. Потребность деторождения, таким образом, "обрастает" букетом социальных и духовных потребностей, дистанцируясь от сексуальной потребности, трансформируется в социальную потребность по преимуществу.

В условиях нормального образа жизни трансформация потребности подчинена закону возвышения потребностей.

Заключение.

Двойственный характер целей процесса обучения вызван самой структурой личности. Опыт в основном приобретается, но частично умения и навыки, уровень их развития могут зависеть и от каких-то биологических начал. Примером может служить овладение профессиональной деятельностью в семье, если в течение нескольких поколений молодые ее члены овладевают профессией своих предков.

Постановка целей в процессе обучения должна вызывать потребность достижения этой цели. Но для этого должен возникнуть мотив - ради чего обучаемый должен стремиться к этой цели. Этот этап многими педагогами (по мнению некоторых специалистов около 90% учителей) как бы игнорируется.

Процесс обучения начинается, как правило, со второго этапа: обучающий сразу же предлагает тему занятия, дает образец, и учащиеся по образцу овладевают соответствующими операциями.

Таким образом, сначала цель должна быть осознана и принята учащимися, и только после этого осуществляется выполнение необходимых учебных действий (анализ, сравнение, сопоставление, классификация, сравнение, выделение главного, систематизация фактов и т. п.). В процессе выполнения задания должны применяться условия контроля (самоконтроля): прогнозирующий, пошаговый (пооперационный) и итоговый.

Список литературы

1. Белкин А.С. Педагогика детства-Екатеринбург: "Сократ", 1995-152с.

2. Иванова В.А., Левина Т.В. Педагогика. Электронный учебно-методический комплекс. Электронный ресурс: http://www.kgau.ru/distance

3. Педагогика . Содержание и цели обучения. Электронный ресурс: www.Grandars.ru

4. Петровский А.В. «Общая психология.: М., 1986.

5. Процесс обучения как система . Электронный ресурс: http://murzim.ru/nauka/pedagogika

6. Сивашинская Е.Ф. Педагогика: в помощь сдающему государственный экзамен. -- Электронные текстовые, графические данные (1,38 Мб). - Брест: Изд-во БрГУ имени А.С. Пушкина, 2009.

7. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие. - М.: «Академия», 2002

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Потребность - субъективное явление, побуждающее к деятельности и представляющее собой отражение нужды организма в чем – либо. Происхождение потребностей. Быстро и легко насыщаемые биологические потребности. Познавательные и социальные потребности.

    реферат , добавлен 20.12.2008

    Основные виды потребностей человека. Духовные, престижные, социальные, физиологические, экзистенциальные потребности. Необходимое условие существования человека. Биологические, социальные и духовные, первичные и вторичные потребности человека.

    презентация , добавлен 03.12.2014

    Основные потребности ребенка. Критерии разумных потребностей. Сущность теории потребностей А. Маслоу. Потребности в пожилом возрасте. Соответствие потребностей способностям личности и наличием средств их реализации. Потребности по возрастным группам.

    презентация , добавлен 22.06.2015

    Характеристика биологических, этолого-поведенческих (психологических), этнических, социальных, трудовых и экономические потребности человека. Сущность и виды материальных и духовных потребностей, приемы и методы деятельности в сфере их удовлетворения.

    реферат , добавлен 16.12.2012

    Теория человеческих потребностей. Осознанная необходимость иметь что-либо материальное или духовное. Классификация потребностей на духовные, материальные, социальные, ненасыщаемые, вредные. "Пирамида потребностей" по А. Маслоу. Понятие самоактуализации.

    презентация , добавлен 18.01.2010

    Научные подходы к определению понятия потребности человека. Этапы формирования и функции потребностей личности. Классификация и виды потребностей. Выделение и характеристика наиболее значимых с точки зрения практического поведения личности потребностей.

    реферат , добавлен 19.02.2011

    Сущность и определение природы потребности, механизм ее возникновения и требования согласно классификации Маслоу. Разновидности потребностей и их отличительные черты. Характеристика базовых потребностей и их место в разных периодах жизни человека.

    контрольная работа , добавлен 06.10.2009

    Современные теоретические подходы к понятию потребностей человека и их классификации. Методы исследования потребностей, личностных характеристик, самосознания и ценностей пользователей социальных сетей. Психологические особенности сетевой коммуникации.

    дипломная работа , добавлен 07.07.2013

    Основные характеристики человеческих потребностей - сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Виды потребностей: потребности труда, познания, общения, отдыха. Характеристика мотивационной сферы. Значение потребности в достижении.

    реферат , добавлен 16.06.2011

    Идеология потребностей и способностей человека. Развитие способностей у детей. Материальные и духовные способности. Потребности и система ценностей. Воздействие ценностей на мир потребностей. Критерии определения разумных и неразумных потребностей.

Все мы знаем о том, что каждый день человек должен есть, пить и спать. Но этим все не ограничивается. Есть также идеальные потребности, подразумевающие нечто куда большее, чем банальное поддержание функционирования организма.

Важность нематериальных аспектов жизни

Показателем может послужить культура Востока, в которой духовные потребности ставят ничуть не ниже, чем физические. Неправильно говорить: «У человека есть душа». На самом деле это у духа есть тело, которое он обретает на очередном этапе своего пути.

Самосознание формируется еще в детстве. Многих детей учат умываться, убирать свою комнату, хорошо учиться в школе, но упускают один немаловажный нюанс. не наделяют способностью разбираться в собственных эмоциях. Порой бывает даже такое, что подростки теряются в чувствах, не знают, как воспринимать себя или мир в той или иной ситуации. О них говорят: «тихие дети».

Но, как правило, такие индивиды переживают свой инфантильный период намного позже, когда от них уже ожидают взрослого осмысленного поведения. А все потому, что им не объяснили, как осознать свои идеальные потребности.

Пути совершенствования

Покуда человек чувствует, что в его душе - куча шкафов со скелетами, он не сможет получить удовольствие даже от самой роскошной в материальном плане жизни. Потребность в самопознании - идеальная потребность, удовлетворение которой обеспечивает покой и положительное состояние духа.

Общеизвестный в психологии факт: моральное состояние человека тесно связано с его самооценкой. Каждой личности хочется чувствовать себя особенной, уникальной, способной делать то, что не могут другие. Это не нарциссизм и не бахвальство, а нормальная необходимость, когда она не выходит за адекватные пределы.

В каждом из нас есть что-то особенное

Потребность в самореализации относится идеальным потребностям. Люди, не имеющие возможности достигнуть чего-то, утверждают, что если бы получили желаемое, оказались бы на пике блаженства. Когда определенная вещь находится в зоне нашего воображения, всё действительно так. Но, став обыденностью, приобретение утратит новизну.

Когда шаг за шагом достигаешь своих целей, понимаешь, что, в сущности, не пункты переправы важны, а сам маршрут. Большинство людей идут на работу с более-менее хорошей заработной платой. Ну и что, если работенка не из приятных? Можно ведь некоторое время пережить. Только рано или поздно терпению приходит конец.

Всё куда интереснее

Идеальные потребности - это нечто большее, чем существование с целью прокормить себя и обеспечить кровом. Человек научился выгодно использовать ресурсы земли. И, в сущности, не так уж много нужно для обеспечения своего организма энергией и нормальными условиями.

Когда в материальном плане все налажено, возникают духовные потребности. Одни люди обращаются к богам, а для других святыня - весь мир вокруг. Посвятить себя любви к этому чуду - куда возвышеннее и интереснее, чем просто курсировать по замкнутому кругу потребительства и истощения жизненных сил ради обманчивых, навязанных целей.

Культурные потребности - это тяга к прекрасному и желание расширять собственную эрудицию. Ведь богатства человека находятся не только на счетах в банках, но еще и в его собственной голове. Самое лучшее вложение - вклад в себя.

У каждого человека от природы есть определенные таланты. Их развитие также подразумевают идеальные потребности. Примеры: запись в творческие кружки, изучение языков. Такие занятия могут проводиться с определенной целью. Но, в конце концов, получение удовольствия - это тоже довольно весомый повод. Время, потраченное с радостью, израсходовано не зря. Самое главное - во всем стремиться находить баланс. В том числе между духовностью и материальным миром.

Жизнь в социуме

Крайне важно общение с другими людьми. Замыкаясь в себе, индивид может задавать такой вопрос: «В чем смысл разговоров на все эти бессмысленные темы? Ведь реальной пользы в этом нет». Тем не менее человек может все равно иметь жажду контакта с окружающими, но ощущать себя неловко из-за невозможности объяснить ее причину.

Идеальные потребности подразумевают признание со стороны окружающих. Когда мы попадаем в круг людей, которые нас понимают, имеют сходные интересы, готовы выслушать или рассказать собственные секреты, мы чувствуем себя хорошо, радостно, получаем удовольствие от контакта с миром. Человек создан для жизни в социуме, поэтому необходимость общаться с себе подобными, так или иначе, возникает периодически.

Излишние крайности

Печальная картина наблюдается у индивидов, которые отрицают свои идеальные потребности. Например, человек в детском возрасте был обижен, не понят, отвергнут. Такое встречается довольно часто. Потом юношеские страхи и комплексы мешают личности развиваться нормально. И вот человек уверил себя в том, что никому нельзя доверять, и жить нужно только для себя.

Замечательно, что ресурсов вокруг хватает, способов себя занять, даже в одиночестве, предостаточно. Ничего сложного, но и нет полезного. От такой жизни крайне тяжело получить удовольствие. Как говорится, А такая социальная диета похожа на рацион, состоящий из соли и хлеба. Да, конечно, не нужно вычитывать рецепты общения с людьми, придумывать, как красиво оформить свою деятельность и чем-то отличиться, но ведь и вкус от жизни теряется, и она в конце концов превращается в банальное существование.

Откройте душу

Большинство людей находится в своем вакууме недолго. После того как раны после прошлого падения подлечены, возникает естественное желание снова пуститься в полет. Для того чтобы уберечь себя от моральных ранений, нужно научиться органично сочетать мир эмоций и чистый разум.

В школе нас этому не учат. На данные темы есть книги, но открывает их только тот, кто сам осознал в этом потребность, ощутил, что полная жизнь подразумевает удовлетворение идеальных потребностей. Удовольствие нужно учиться получать как от вкусной пищи, так и от душевной беседы, как от удобного дивана, так и от интересной книги. Банальное потребительство в конце концов надоедает, появляется желание прикоснуться к чему-то божественному.

Кроме того, сам человек может стать ближе к Всевышнему в процессе творения. Создавая интересные проекты, произведения искусства, организовывая мероприятия, делая мир вокруг себя лучше, мы сами расцветаем на глазах, пожиная благодатные плоды собственной деятельности. Нужно лишь открыть свое сердце и душу, ступая навстречу всему новому.

Можно выделить две классификации потребностей. В первой из них все потребности разделяются на биологические (материальные), социальные и идеальные (духовные).
Реализация биологических потребностей обеспечивает индивидуальное и видовое существование человека. Это потребности в пище, одежде, сне, жилище, безопасности, сексуальные потребности, потребность экономии сил.
Социальные потребности отражают потребности человека принадлежать к какой-либо группе, в признании, доминировании, лидерстве, самоутверждении, внимании и привязанности окружающих, в уважении и любви.
Идеальные – это потребности познания окружающего мира, смысла своего существования, самоуважении и самореализации, эстетические потребности.
Другая классификация делит все виды потребностей на два больших класса: потребности сохранения (нужды ) и развития (роста ).

Первый класс включает в себя:
--физиологические (голод, жажда, сон, активность, секс) (по А. Маслоу),
--потребность в безопасности (по А. Маслоу) и сохранении (по К. Обуховскому),
--изобилия (полнота удовлетворения биологических потребностей) (по Р. Акоффу),
--биологические (по П. В. Симонову),
--материальные (по Ф. М. Достоевскому).
Второй класс потребностей это:
--потребности в уважении и любви, самоуважении, самоактуализации (по А. Маслоу),
--познавательные, в том числе и познания смысла жизни,
--потребности в эмоциональном контакте, (по К. Обуховскому),
--социальные и идеальные потребности (по П. В. Симонову).
Таким образом , видно, что почти одни и те же потребности перетасовываются между собой в зависимости от способа их классификации.

Потребность в достижении (успехе). Она выражает стремление человека к улучшению результатов деятельности.

Потребность в аффилиации (межличностном общении). Данная потребность предусматривает высокий уровень эмпатии (-это осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания ). Следует отличать эту потребность от потребности в покровительстве, помощи, признании со стороны других. Все это – разные стороны потребности в аффилиации.
Потребность в доминировании
– возникает и удовлетворяется в процессе общения. Наряду с этой потребностью говорят о потребности в самоутверждении, в лидерстве, в независимости, ответственности.Положительная связь этой потребности с потребностью в достижении оказывает положительное влияние учебную успешность. Студенты с высоким уровнем потребности в доминировании испытывают меньше трудностей в учении. По-видимому, этот вид потребности повышает общий уровень мотивации, способствуя тем самым облегчению учебной деятельности. У женщин влияние доминирования на облегчение учения выражено сильнее. При этом эффект облегчения возрастает с ростом успеваемости.
Потребность в познании . Интересно, что познавательная потребность, во всяком случае у студентов мед. вузов, обладает меньшей стимулирующей способностью, чем потребность в достижении. Показано, что вероятность учиться на отлично под влиянием познавательной потребности повышается в 1,5 раза, а под влиянием потребности в достижении в 2 раза!

Биологические потребности призваны обеспечить индивидуальное и видовое существование человека. К числу биологических относится и потребность в экономии сил, побуждающая человека искать наиболее короткий, легкий и простой путь к достижению своих целей.

Социальные потребности - это потребность принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их уважения и любви.

Идеальные потребности - это потребности познания окружающего мира в целом и в его отдельных частностях и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования на земле.

Потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их утоления они уступают первенство другим потребностям.

Классификация по уровню сложности разделяет потребности на биологические, социальные и духовные.

 К биологическим можно отнести стремление человека поддерживать свое существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, сексуальном удовлетворении, в экономии сил и пр.).

 К социальным потребностям относится потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми к принадлежности к определенной группе, в лидерстве и признании.

 Духовные потребности человека - это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования.

Обычно у человека одновременно имеется более десяти нереализованных потребностей одновременно, и его подсознание расставляет их по степени значимости, образуя довольно сложную иерархическую структуру, известную, как «Пирамида потребностей Маслоу». А. Маслоу делил потребности по последовательности их удовлетворения, когда потребности высшего уровня появляются после удовлетворения потребностей уровнем ниже.

Биологические (физиологические) потребности обусловлены необходимостью в поддержании жизнедеятельности. Для нормального обмена веществчеловеку нужна пища, пригодные для жизни условия и возможность отдыха и сна.

Реализация физиолого-психологической потребности в безопасности и уверенности в будущем позволяет в длительном промежутке времени сохранять гомеостаз.

Потребность в общении, любви и поддержке со стороны окружающих является психолого-социальной потребностью, реализация которой позволяет людям действовать в группах.

Потребность в признании и самоутверждении является социальной потребностью, реализация которой позволяет определить своё место в обществе.

Потребность в самовыражении является творческой, созидательной потребностью, благодаря её реализации люди создают предметы искусства.

Внутренне и внешнее организ. мотивация.

Различают внутреннюю и внешнюю мотивации. При внутренней мотивации награду за свои действия человек, что называется, «имеет в самом себе»: чувство собственной компетенции, уверенность в своих силах и намерениях, удовлетворение от своего труда, самореализации. Внутреннюю мотивацию усиливает положительная обратная связь в форме похвалы, одобрения и т.п. Внешняя мотивация зависит от отношений человека со средой (это может быть желание получить вознаграждение, избежать наказания и пр.). Она регулируется внешними психологическими и материальными условиями деятельности. Если человек работает из-за денег, то деньги являются внутренним мотиватором, если же преимущественно из-за интереса к работе, то деньги выступают внешним мотиватором.

Можно выделить следующие особенности внешней и внутренней мотивации:

внешняя мотивация в целом способствует увеличению объема выполняемой работы, а внутренняя - качества;

если внешняя мотивация (как позитивная, так и негативная) не достигает «порогового» значения или снимается вообще, внутренняя мотивация усиливается;

при замене внутренней мотивации внешней первая, как правило, уменьшается;

рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации.

Рассмотрим наиболее популярную концепцию мотивации, автором которой является Абрахам Маслоу.

А. Маслоу определил мотивацию как внутреннее поведение, побуждающее индивида предпринимать какие-либо действия, и сгенерировал основные идеи, которые, по его мнению, определяют человеческое поведение.

1. Потребности людей бесконечны: как только человек удовлетворяет одни потребности, у него появляются другие.

2. Удовлетворенные потребности теряют мотивирующую силу.

3. Неудовлетворенные потребности побуждают человека к действию.

4. Потребности человека выстраиваются в определенную иерархию по своей значимости.

Факторы, влияющие на принятие решения. Стили мотивации. Самооценка личности. Мотивация на успех и мотивация избегания неудач.

Самооценка - это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.

Функции самооценки:

Регуляторная , на основе которой происходит решение задач личностного выбора

Защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности

Функция развития. Самооценка является толчком к развитию личности.

Самооценка включает в себя умение оценить свои силы и возможности, отнестись к себе критически. Она позволяет человеку «примеривать» свои силы к задачам и требованиям окружающей среды и в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой определенные цели и задачи. Таким образом, самооценка составляет основу уровня притязаний, т.е. уровня тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным.

Самооценка может быть адекватной и не адекватной. В зависимости от характера самооценки у человека складывается либо адекватное отношение к себе, либо неадекватное, неправильное. В последнем случае человек постоянно сталкивается с неуспехом, он часто вступает в конфликты с окружающими, нарушает гармоничность в развитии его личности. Характер самооценки определяет формирование тех или иных качеств личности (например, адекватная самооценка способствует формированию уверенности в себе, самокритичности, настойчивости, требовательности; неадекватная – неуверенности или излишней самоуверенности, некритичности).

Индивиды, у которых преобладает мотивация к успеху, предпочитают средний или низкий уровень риска. Им свойственно избегать высокого риска. При сильной мотивации к успеху, надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху, однако они много работают для достижения успеха, стремятся к успеху. Индивиды с низким уровнем мотивации к успеху проявляют неуверенность в себе, тяготятся выполняемой работой. Выполнение трудных заданий вызывает у них дискомфорт.

Индивиды, у которых преобладает мотив избегания неудач, предпочитают малый, или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу. У них, как правило, высокий уровень защиты и страха перед несчастными случаями. И они чаще попадают в подобные неприятности. Доминирование у человека мотива избегания неудач приводит к занижению самооценки и уровню притязаний. Повторяющиеся неудачи могут привести такого человека в состояние привычной подавленности, к устойчивому снижению веры в себя и к хронической боязни неудач. У таких людей, как правило, низкий уровень развития мотивации достижения.

Стили мотивации по Личко

1. Управляемый стиль – при возникновении потребности, человек анализирует внешние и внутренние факторы и только после этого принимает решение, выраженная волевая регуляция.

2. Импульсивный стиль – склонность действовать по первому побуждению, без обдумывания последствий (стиль укороченной мотивации, потребность есть, цель есть, а мотиваторы человек не учитывает). Слабость волевого контроля, может быть при утомлении, аффекте, заолевании ЦНС.

Черты личности, влияющие на особенности мотивации.

Особенности локус контроля: внешний и внутренний – контроль подкрепления.

Внутренний – человек считает, что успех зависит тот него самого

Внешний – опирается на обстоятельства

Самооценка

Самооценка определяет уровень притязаний личности. Она всегда сопряжена с оценкой других.

Завышенная и заниженная самооценка

Высокая:

1) Человек ориентирован на успех, связана с «+» эмоциями

2) Человек ставит более дальние и масштабные цели

Низкая:

1) Мотивация на избегание неудач, связана с «-» эмоциями

2) Интерес д-ти падает, довольствуется ближайшими целями

Свойства мотивационной сферы. Полимотивация. Борьба мотивов.

Св-ва:

1)широта - чем больше мотивов у человека,тем более развита мотивационная сфера.

2)гибкость - человек для удовлетворения мотивов высокого ур-ня способен использовать разные мотивы более низкого ур-ня.разнообразие средств, с помощью которых может быть удовлетворена одна и та же потребность.

3)иерархиезированность - у человека мотивы находятся в соподчинённом отношении.это отражение в сознании человека значимости той или иной потребности, мотивационной установки, других мотивационных диспозиций, в соответствии с чем одни диспозиции имеют доминирующее значение при формировании мотива, а другие – подчиненное, второстепенное. Одни используются чаще, другие - реже.

Полимотивация:

школа Узнадзе - одному мотиву соответствует 1 цель(деят-ть) - мономотивационная позиция.

существует 1 ведущий мотив(смыслообразующий),который побуждает,направляет поведение и мотивы - стимулы, которые играют роль дополнительной стимуляции деятельности.

поведение обусловлено одновременно несколькими мотивами.

При "борьбе мотивов" человек может решать разные задачи: действовать или не действовать, быть или не быть, обещать или не обещать и т. д., т. е. сказать себе или другим "да" или "нет".

Борьба мотивов:

1)стремление/стремление - выбор между двумя привлекательными объектами.

2)стремление/избегание - внутренний конфликт между объектами.

3)избегание/избегание - сложен выбор, когда человек понимает, что "и так плохо, и так плохо", и ему приходится выбирать из нескольких зол меньшее.

во всех состояних возникает состояние когнитивного диссонансы(неудовлетворительность,стремление оправдать свой выбор.

Человек преодолевает его:

1)подчёркивает плюсы выбранного объекта или преуменьшает его отриц черты.

2)может оттягивать принятие решения,советоваться,может отказаться от выбора и использ вспомогат мотиваторы(орел решка).

Психоаналитические подходы и направленность личности (З.Фрейд, К.Юнг, А.Адлер, К.Хорни, Э.Фромм).

2. Проактивность/реактивность – поведние направлено внутренними факторами или причинами / д-ия, поступки зависят от внешних обстоятельств

3. Гомеостаз/гетеростаз - если индивидом движет стремление снизить напряжение, сохранить равновесие, то его поведение имеет цель сохранение гомеостаза / Если личность направлена на самореализацию, то поступки личности подчиняются гетеростатичному напряжению

З. Фрейд

1) Ид – основная структура, с ид человек рождается – я хочу. Неважна окружающая реальность, функционирует по принципу удовольствия. Вся энергия от ид, основной источник потребности

2) Эго – структура, которая появляется с возрастом, подчинена реальности, выполняет функцию телехранителя для ид и эго служит потребностям ид, согласовывая их с реальностью.

3) Супер- эго – вырастает из эго, является носителем этики, морали, табу, запретов. Про идеал. Стремится к совершенству.

Направленность в прошлое, проактивна

1) коллективное бессознательное – архетипы, психические паттерны поведения, склонность поступать определенным образом

Когда человек рождается, архетип активируется, эмоциональные переживания возникают вокруг данной темы – комплекс.

2) Личностное бессознательное представлено комплексами

3) Эго – это то, что мы осознаем, может быть регулировано

Центральный архетип – самость, вокруг него все архетипы

Самость проявляется на уровне селф, идентичности и я-концепции.

Поведение человека направлено коллективным бессознательным, но при этом человек стремится к индивидуализации

К. Хорни

Базовая тревога – движение против родителей – ребенок не принимается, от людей (изоляция)

А. Адлер

Человек рождается беспомощным, чувство неполноценности в сравнении с окружающими

Стремление к превосходству, к совершенству

Направлена в прошлое, проактивна, гомеостатична

Э. Фромм

Человек освободился от полной зависимости от природы, приобрел свободу, но на самом деле стал одиноким. Чувство одиночесва.

Человек уходит в конформизм, зависимость и даже рабство.

Основное предназначение – найти настоящее Я, а не быть использованным обществом. Чувствовать себя связанным с другими узами братсва.

В прошлое, проактивна, гомеостатична

Проблема мотивации в бихевиоризме. Направленность личности в гуманистической психологии (К.Роджерс, А.Маслоу). Проблема мотивации в бихевиоризме.

Бихевиоризм

Уотсон, Скинер

Стимул – реакция – Уотсон

Основой активности индивида является потребность.

1)врожденные (моргание, чихание, сосание)

2)приобретенные

Если врожденные реакции не помогают, тогда реакция носит неспецефический характер

Если реакция была успешна, напряжение уменьшается, то вероятность повторения увеличивается

Подкрепление(Скинер)

1. «+» подкрепление – основная цель – закрепить

2. «-» подкрепление – закрепить отсутствие реакции

«+» более продуктивнее, чем «-»

Процесс выработки поведения, 2 условия:

1. Потребность

2. Подкрепление S-V-R (толмен)

V – внутренние процессы: цели и убеждения личности

Гуманистическая психология

Основа- экзестенцианолизм – представление о самоценности индивида, целен сам по себе. Человека необходимо принимать таким, какой он есть. Имеет право на выбор своего пути. Рациональное познание невозможно

Роджерс считал, что человек постоянно набирает опыт, личность не нужно контролировать, нужно просто наблюдать. Человеку следует опираться на свои чувства.

Стремление к саморазвитию, самореализации, самоактуализации.

Основная задача – приблизить Я идиальное к Я реальному

Классификация потребностей по Симонову П. В.

1. Витальные потребности, присущие человеку как представителю биологического вида. Это потребность в пище, воде, сне, продолжение рода, в защите от внешних опасностей и т.п. Сюда же относится и важнейшая потребность в экономии сил, побуждающая затрачивать на достижение цели минимум усилий. Потребность в экономии сил инициирует изобретательность и совершенствование технологии, но может приобрести самодовлеющее значение и обернуться ленью.

2. Социальные потребности в собственном смысле (поскольку социально обусловлены все потребности человека). Мы имеем в виду потребность принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место, пользоваться вниманием, уважением и любовью со стороны других людей. Чрезвычайно важна потребность следования нормам, принятом в данном сообществе, без соблюдения которых любое подобное сообщество в принципе оказалось бы невозможным. Эту потребность Гегель выделил в особую группу, обозначив ее как потребность в религии, хотя в более широком смысле ее следовало бы назвать потребностью в идеологии, нормирующее удовлетворение биологических, социальных и духовных потребностей.

3. Идеальные потребности , наиболее ярким представителем которых является потребность познания себя, окружающего мира, своего места в этом мире, смысла и назначения своего существования на земле. Эта же потребность в частности, побуждает людей создавать произведения искусства и обращаться к ним.

Витальные и социальные потребности, кроме того, делятся на две подгруппы, которые условно можно назвать потребностями «для себя» и «для других». Идеальные потребности такого разделения не имеют, поскольку потребность познания удовлетворяется истиной, а она одна.

7. Системная психофизиология

Системная психофизиология - область психофизиологии, рассматривающая системные процессы в ЦНС как основу поведения и психики. В более узком понимании системная психофизиология рассматривается как развитие теории функциональной системы П. К. Анохина применительно к изучению физиологических основ психики.

Задачей системной психофизиологии является изучение закономерностей формирования и реализации систем, составляющих индивидуальный опыт, их таксономии, динамики межсистемных отношений в поведении и деятельности. Структура индивидуального опыта описывается как набор функциональных систем (элементов структуры индивидуального опыта, сформированных в процессе индивидуального развития) и межсистемных отношений, складывающихся при формировании и актуализации систем. В качестве единицы структуры индивидуального опыта («состояние субъекта поведения » по В.Б. Швыркову) рассматривается набор систем разного «возраста » (т.е. сформированных на разных этапах индивидуального развития), одновременная актуализация которых обеспечивает достижение результата поведенческого акта.

8. Методы психофизиологических исследований

Психофизиология - наука, изучающая нейрофизиологические механизмы психических процессов, состояний и поведения. В рамках психофизиологии решается также психофизиологическая проблема о соотношении мозга и психики.

Психофизиология как часть нейронауки изучает мозговые механизмы психики, включая высшие психические функции и сознание, ориентируясь на системное изучение процессов, одновременно протекающих на субъективном, нейрофизиологическом и молекулярно-генетическом уровнях. Успехи, достигнутые нейронаукой, особенно в области изучения нейронных механизмов психических функций, открывают новые пути для понимания сущности психических явлений, процессов психической регуляции и психокоррекции.

За последние годы созданы принципиально новые неинвазивные методы исследования функций мозга, открывающие широкие перспективы для развития прикладной психофизиологии. Среди них:

    Многоканальная электроэнцефалография (ЭЭГ) - регистрация радиально ориентированных источников тока, позволяющая строить динамические карты распределения плотности тока на поверхности скальпа, отражающие локализацию активности нейронов. Метод расчета эквивалентных диполей дает возможность определять локализации активности нейронов в глубине мозга в фоне и при работе со стимулами.

    Многоканальная магнитная энцефалография (МЭГ ) - бесконтактная регистрация магнитных полей на поверхности скальпа, отражающих протекание тангенциальных токов в нервных клетках коры головного мозга человека, позволяющая расчитывать интенсивность и локализацию источников тока, формируя в динамике карты активности нейронов.

    Транскраниальная магнитная стимуляция мозга , позволяющая непосредственно определять реактивность нейронов.

    Многоканальный спектральный анализ МЭГ и ЭЭГ в фоне и при информационной нагрузке, дающий возможность строить динамические карты распределения частотных составляющих, отражающих разные уровни активации мозга.

    Структурная магнитно-резонансная томография – получение изображений анатомических особенностей мозга человека, на которые накладываются данные о локализации очагов активности, получаемые на основе МЭГ и ЭЭГ.

    Функциональная магнитно-резонансная томография, позволяющая в сочетании со структурной томографией мозга получать карты деоксигинации гемоглобина, отражающие локальную активацию нервных клеток во время психической деятельности.

    Магнитно-резонансная спектроскопия, позволяющая в сочетании со структурной томографией получать динамические карты распределения биологически активных веществ в мозге человека.

    Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ ) в сочетании со структурной томографией позволяет строить карты распределения локального кровотока, отражающего уровень активности нервных клеток и их вовлеченность в психические процессы и функции.

    Многоканальная электромиография, позволяющая строить карты вовлечения в реакции мышечных единиц различных участков лица и тела для контроля за эмоциональными состояниями.

    Многоканальная компьютерная полиграфия дыхательной и сердечно-сосудистой систем в сочетании с ЭЭГ-регистрацией , обеспечивающая контроль за уровнем функционального состояния.