» » Детские поделки сретение господне голубки. Интегрированное занятие «Сретение Господне

Детские поделки сретение господне голубки. Интегрированное занятие «Сретение Господне

Елена Борисоглебская
Тематическое занятие: «Сретение Господне»

Тематическое занятие : «Сретение Господне »

\ для детей старшего дошкольного возраста \.

Цель : Познакомить детей с праздником православного календаря

«Сретение Господне » .

Программное содержание.

Познакомить детей с праздником церковного календаря, с событиями и смыслом Сретения Господня ;

формировать у воспитанников желание готовиться к православным праздникам, быть причастными к ним;

развивать словарный запас;

способствовать развитию памяти, умению пересказывать, отвечать на вопросы воспитателя;

знакомить детей с духовным пением, посвященным этому празднику, воспитывать понимание духовного песнопения.

Материал к занятию :

Слайды : икон : «Рождество Иисуса Христа» ,

«Крещение Господне » , «Сретение Господне » , город Иерусалим.

Образец воспитателя, картонные шаблоны птиц, белый картон, цветной клей с блёсками, клей ПВА, цветной шнурок, ножницы.

Предварительная работа : Беседа, чтение, посещение храма, рассматривание икон.

Словарная работа : Сретение Господне , город Иерусалим, церковный календарь, православный праздник, Спаситель, Праведник Симеон Богоприимец. Пророчица Анна, в знак благодарности жертву- дар Богу.

Ход занятия.

Вспомним, ребята о больших радостных православных праздниках, которые мы в январе месяце праздновали? Обратите внимание на экран.

Иконы : «Рождество Иисуса Христа» \ ответы детей \

«Крещение Господне » \ ответы детей \

А сегодня ребята мы познакомимся еще с одним праздником православного календаря «Сретение Господня » .

Батюшка. О событии этого праздника.

Слайды : Город Иерусалим.

Икона «Сретение Господне »

Взяв, на руки Младенца Иисуса Богоприимец Симеон произнёс :

«Теперь, Господи , я могу спокойно умереть, потому что я увидел Спасителя!»

В память этого события в храмах поётся «Ныне отпущаеши…»

Ребята сейчас церковный хор исполнит для вас духовное песнопение, посвященное этому празднику.

Физминутка. «Хорошо - плохо»

В те времена люди приносили в церковь в знак благодарности жертву- дар Богу за рождение Младенца. Мария и Иосиф были бедны, и они смогли принести только очень скромный подарок – пару птичек – голубей.

Давайте ребята, и мы с вами в память данного события изготовим птичек - голубей.

Художественно – продуктивная деятельность с детьми. \ звучит тихая духовная музыка \

Предлагаю детям присесть за столы.

Для каждого ребёнка приготовлены шаблон птицы на картоне, цветной клей с блёсками, черный, простой и восковые карандаши, ножницы, цветная тесьма.

Выполнение работы.

Для того, чтобы получились две птицы, надо простым карандашом дважды обвести шаблон на листе картона. Вырезаем силуэты и украшаем их цветным клеем с блёсками. Приклеиваем тесьму, соединяя двух голубков.

Рассматриваем поделки.

Подводим итог занятия .

По благословению Митрополита Рязанского Марка Московский Центр для детей и родителей «Рождество» представляет…

«Праздники православной церкви в жизни современной семьи»

– В студии – священник Илья Боярский, настоятель храма Двенадцати апостолов в Ховрине, отец 4-х детей. (Анастасия Абрамова)

– И культуролог – Анастасия Абрамова.

Сегодня мы будем говорить о празднике Сретение Господне.

— О том, как рассказать детям о празднике, что пояснить, на что обратить внимание, что почитать дома, что послушать, в чем разобраться.

— Будем говорить о том, что можно сделать своими руками вместе с детьми, как порадовать близких к празднику.

— И о том, как не ошибиться и не свести Сретение к той вехе народного календаря, когда весна с зимой встречаются. Как нам не подменить подлинные христианские его смыслы и в то же время как можно символически связать образы зимы и весны с духовными напутствиями праздника. (Илья Боярский)

– Итак, как же рассказать нашим детям о празднике Сретение?

От Рождества до Сретения

Для начала вслушаемся вместе с детьми в само слово «сретение» и скажем, что это слово обозначает «встреча». У нас в Москве есть улица Сретенка, есть Сретенский монастырь – все эти географические места связаны со словом «встреча». Когда-то Сретенский монастырь возник на том месте, где икону Владимирской Божией матери встречали москвичи. Вот поэтому он Сретенский. Но праздник Сретение Господне совсем о другой встрече. Сретение Господне – это встреча с Христом. Как правило, такая встреча происходит в жизни каждого человека. Но начало празднования положило одно важное событие: оно произошло в Иерусалиме на сороковой день после рождения младенца Христа. (Анастасия Абрамова)

– Да, Сретение всегда празднуется на сороковой день после Рождества, 15 февраля. Но что же произошло до этого? Будем стараться связать воедино евангельский рассказ в представлении детей. Мы вместе с ними мысленно вернемся к празднику Рождества Христова, который ведь был совсем недавно. И дети обычно этот праздник очень эмоционально переживают. Хорошо устроимся вместе поуютнее, зажжем свечу, а, может быть, лампу, откроем детскую Библию обязательно с картинками, с хорошими картинками, и вспомним с детьми, какие события произошли уже после Рождества Христова.

Это был приказ Ирода об убийстве всех младенцев в Вифлееме. Потом это было явление ангела Иосифу, который повелел спасти младенца и бежать вместе с Божией Матерью в Египет. Потом уже известие о смерти царя Ирода и возвращение домой. И вот так вот, перелистывая евангельские страницы, мы потихонечку дойдем до рассказа о Сретении и, естественно, до иллюстраций этого события. (Илья Боярский)

– Конечно, для того, чтобы вместе вглядеться в событие Сретение, нам может помочь не только детская Библия, но и икона праздника. И вот тут икона станет для нас как бы самой книгой. Будем учить детей читать икону как книгу, чтобы можно было, войдя в храм, оглянуться по сторонам и увидеть знакомые сюжеты, понять, о чем они нам рассказывают, что они означают.

Диалоги у иконы праздника

И вот, давайте будем вместе с детьми вглядываться в иконописное изображение и построим диалог (не будем сразу рассказывать, что ребенок должен увидеть , а наведем нашими вопросами на то, чтобы он мог действительно увидеть — самому вглядеться, разглядеть и даже, может быть, спросить, что непонятно).

Будем задавать вопросы о том, что происходит на иконе и искать ответы на них. «Давай сначала мы найдем, – скажем мы детям, – Младенца Христа. Вот где Он, у Кого он на руках?» – «На руках у Пресвятой Богородицы». «Да. Верно». (Анастасия Абрамова)

– «А кто сопровождает Пресвятую Богородицу с Младенцем?» – «Праведный Иосиф ее сопровождает». (Илья Боярский)

– Конечно, дети узнают и Богородицу, и Иосифа – ведь совсем недавно мы разглядывали их на иконе Рождества… А дальше обратим внимание, что к ним некто обращен навстречу:

— Кто это?

Дети скажут: «Это какой-то человек».

— А что его отличает?

— Он такой седовласый, седобородый и руки протягивает навстречу Марии и младенцу Христу..

— Верно, это старец, и он вышел навстречу…. А где он стоит? Давайте посмотрим…

— Он на ступенях…

— Что же это за ступени?…(И вот тут уже только мы можем подсказать детям, что это — ступени большого храма в городе Иерусалиме).

— Зачем же Иосиф и Пресвятая Богородица несли туда в этот день младенца Христа? (И расскажем, что так делали все родители тогда. Для чего? Для того чтобы поблагодарить Бога за дарование сына-первенца на сороковой день после его рождения)

Продолжим вглядываться в изображение. (Анастасия Абрамова)

– Что же у Иосифа в руках? У Божией Матери – Младенец Христос. А Иосиф идет в храм не с пустыми руками, он что-то несет в благодарность Богу… (Илья Боярский)

– И ребята разглядят, увидят двух белоснежных горлиц. Да, он идет не с пустыми руками, в благодарность Богу несет двух голубков. Но кто же принимает Младенца из рук Богородицы? (Анастасия Абрамова)

– Да, кто же тот седовласый старец? Как кажется, сколько ему лет? Кто-то скажет: «Восемьдесят. Сто…». А тут мы отвечаем: «Нет. 360». Потому что, по преданию, этот старец – Симеон, и он был когда-то священником Иерусалимского храма, очень образованный и богословски, и филологически. И вот, он стал одним из 72-х ученых-переводчиков, которым египетский правитель Птолемей II поручил перевести Священное Писание, Ветхий Завет, с еврейского на греческий язык. И вот, по промыслу Божиему,Симеону выпал жребий переводить одну из книг Ветхого Завета — «Книгу Пророка Исаии». И когда Симеон дошел до известного пророческого места рождения Мессии, где сказано, что «Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил», то глубоко задумался над словом «Дева» и недоумевал, как передать его в переводе? По одной версии этого предания он хотел было уже стереть это слово «Дева» и заменить его выражением «жена» (в смысле — женщина), потому что только жёны, будучи замужем, могут родить дитя. Но в это время, когда он размышлял и хотел сделать такую правку в тексте, появился ангел. Ангел удержал его от исправления пророчества и даже, как бы мы сейчас сказали, наказал, вразумил, сказал, что Симеон не увидит смерти, пока сам не встретит Христа, рожденного от Девы.

– Да, но это ожидание и послушание слову Божиему и воле Божией, переданное через ангела, было вознаграждено. Потому что Симеондождался не только увидеть Богомладенца Христа Спасителя, но и держать Его на руках. И вот так, достигнув глубокой старости, уже после встречи с Тем, Кто рожден от Девы, праведный Симеон преставился ко Господу, увидев Спасителя мира.

Но мы продолжим рассматривать икону. Вот, скажем мы детям: «Смотри, ведь здесь не только старец Симеон встречает младенца Христа. Здесь есть еще кто-то, кто ещё сорадуетсяБогомладенцу. Кого ты видишь?» Дети говорят: «Здесь есть какая-то еще женщина». «Да, – скажем мы, – эта женщина — пророчица. И ее имя известно — Анна».

Анна была благочестивой вдовой из Иерусалима, и она достигла тоже глубокой старости. Она не отходила от храма и постом и молитвой служила Богу день и ночь (рассказывает нам «Евангелие от Луки»). И после того, как СимеонБогоприимец произнес благословение Младенцу Христу, Анна так же славила Господа и говорила о Нем всем ожидавшим избавление в Иерусалиме. Что для нас здесь важно? Что два премудрых человека, старец и старица, принимают среди множества притекавших к Иерусалимскому храму родителей с детьми, выделяют одного, принимают его как Мессию, как Спасителя. (Анастасия Абрамова)

– На что еще можно обратить внимание на иконе? Например, как держит Симеон Младенца Христа. Так, что Тот оказывается прямо над престолом, он как бы опускает Христа на Его престол. Что это за знак? О чем он говорит? Престол – чье это место? Это место Бога. Это самое святое место в храме, куда немыслимо помещение какого-либо обычного младенца. И вот нам знак: кто Тот младенец, которого держит в руках старец Симеон? — Богомладенец, сам Спаситель, сам Бог, ставший человеком. (Илья Боярский)

– Продолжим разговор о празднике Сретение с нашими детьми…

Симеоново пророчество

«Да, – мы скажем, – Симеон Богоприимец – праведный человек, который до глубочайшей старости ждал встречи с тем, кто станет Спасителем для людей, и он сразу узнал Христа. И, что очень важно, сказал слова, которые приоткрывают для нас духовный смысл праздника Сретение». И тут надо предложить детям от иконы обратиться к Евангелию и там найти эти слова. Они очень важные, в них открывается духовный смысл происшедшей встречи, происшедшего события. Что же говорит Симеон? (Анастасия Абрамова)

– «Вот, – говорит Симеон, – лежит Сей на падение и на восстание многих» (Илья Боярский)

– И это очень важные слова. Что же они обозначают? Давайте поразмышляем вместе с детьми. (Анастасия Абрамова)

– В этих пророческих словах открываются два пути в жизни каждого: принять Христа или его отвергнуть. Нельзя остаться равнодушным после встречи со Христом. Нет третьего пути: либо ты со Христом, либо ты против Него. (Илья Боярский)

– И каждый человек сам выбирает, идти ему навстречу Богу, либо топтаться на месте или вовсе спиною к Нему повернуться. И надо сказать, что так ко Христу относятся многие вплоть и до наших дней: одни – с верою, с любовью, другие – с неверием, с ненавистью даже. И этими словами «Лежит Сей на падение и на восстание многих и в предмет пререканий, споров» продолжает пророчествовать и нам старец Симеон. (Анастасия Абрамова)

– Да, встреча со Христом – это всегда нравственный выбор. (Илья Боярский)

– И тут очень важно этот момент не пропустить, проговорить, поразмышлять с детьми. Вообще что значит — принять Христа? Серьезный вопрос. Конечно, он не для трехлеток, а для детей, которые уже в состоянии действительно вместе размышлять, которые уже к исповеди приходят…

Что значит следовать за Христом в нашей обычной жизни? Вот это вопрос, на который действительно нужно подумать, не формально пробежать глазами строки Евангелие… Можно сказать детским языком, что всего-навсего стараться следовать заповедям Божиим, стараться, изо всех сил стараться любить, учиться прощать, помогать, думать не только о себе, учиться не судить других. И вот тут нужны не общие слова в разговоре с детьми, а (конечно, это творческое дело родителей) конкретный опыт на знакомые детям примеры из жизни: из семейной, школьной…(Анастасия Абрамова)

(00:13:15 – 00:14:15 – звучит музыка, отрывок песни «Всего-то навсего: полюби, кого-то малого приголубь!..»)

Песнь Симеона

– И еще одни важные слова старца Симеона могут зазвучать нам со страниц Евангелия. Скажем детям постарше: «Взяв на руки Младенца Христа, старец Симеон произнес слова, которые вошли в наше православное богослужение, и ты их можешь слышать каждый раз, когда вечером приходишь в храм, или утром после литургии в конце благодарственных молитв, после причащения Святых Христовых Тайн. Что это за слова? Давай найдем… Это молитва «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей». (Илья Боярский)

– Да, это так называемая Песнь Симеона. Ведь Симеону было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти,покане узрит Христа Господня. И вот, узнав Младенца Иисуса обещанного Мессию, он произносит эти свои благодарственные слова к Богу. Что значит «пред лицем всех людей»?и кто эти все люди? (Анастасия Абрамова)

– «Пред лицем» – это такая древняя формулировка. Она означает находиться непосредственно, то есть присутствовать лично. (Илья Боярский)

– Давайте вместе с детьми тогда переведем, чтобы каждое словечко было понятно. Играем вместе «в переводчика». (Анастасия Абрамова)

– «Теперь ты отпускаешь меня, раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, потому что увидели глаза мои спасение всех людей, которое Ты приготовил. Свет для просвещения язычников и славу народа израильского». (Илья Боярский)

– Да, старец Симеон знает, что пришло его время отойти ко Господу, но он совсем не печалится, так как именно ради этого момента он и жил. Он как путник, который совершил долгий трудный путь по пустыне и достиг, наконец, зеленого оазиса с живительным источником, о котором он так давно мечтал. Ему не надо больше ни о чем заботиться, его земное странствие, его путешествие завершено. (Анастасия Абрамова)

– Да, а молитва, священная песня Симеона Богоприимца звучит в церкви уже в течение веков, она и читается, и поется. (Илья Боярский)

– Да. И среди множества таких певческих исполнений, конечно, сияет «Ныне отпущаеши» из «Всенощного бдения» композитора Сергея Васильевича Рахманинова. И Рахманинов однажды о Всенощной так сказал: «Больше всего я любил там один фрагмент из гимна (он так назвал Песнь Симеона) «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром». И я бы хотел, чтобы именно его исполнили на моих похоронах». Тот образ, который сложился в этом песнопении в музыке Рахманинова, очень-очень светлый – и это важный момент, потому что здесь преподается подлинное отношение верующего человека к смерти, которая есть только переход – переход к Сретению, ко встрече с Тем, кто наш Отец небесный. Послушайте вместе с детьми, например, как светло поет «Ныне отпущаеши» Иван Семенович Козловский, великий русский тенор, и вы поймете, почему Рахманинов хотел проститься с миром именно этим песнопением. (Анастасия Абрамова)

(00:18:04 – 00:19:02 – звучит музыка, отрывок молитвы «Ныне отпущаеши»)

– Тут самое время связать молитву «Ныне отпущаеши» — Песнь Симеона, с нашим личным опытом участия в Богослужении: открыть разные стороны важные для детей. Например, почему именно Песнь Симеона читается в конце Литургии после Причастия. Вот, например, как на это отвечает митрополит Вениамин (Федченков): «Люди причастились Господа. В древности даже принимали Хлеб в свои руки. И это так естественно напоминает нам святого СимеонаБогоприимца, сподобившегося взять младенца в объятия свои. Потому так уместна здесь и песнь его «Ныне отпущаеши». Затем Симеон уходит от этой жизни, и причастники исходят из храма, и для них совершается Богом отпуст. Наконец, чувство мира, пережитое Богоприимцем, так близко и причастникам». (Илья Боярский)

Сретение в поэзии

– Надо сказать, что отголоски величия Сретения, встречи с Богом запечатлены и в поэзии не богослужебной. И с детьми, готовясь к празднику Сретения, готовясь порадовать в день Сретения родных или друзей, можно почитать, например, знаменитое стихотворение Иосифа Бродского «Сретение». А можно найти и вместе посмотреть мультфильм по этому стихотворению -там, где текст читает протоиерей Александр Шмеман, а музыка митрополита Илариона. И, кстати, там, конечно, тоже звучит и поэтическое переложение слов «Ныне отпущаеши», и величественно передано шествие старца Симеона в вечность:

А было поведано старцу сему,
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил: «Сегодня,
реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
Дитя: Он - Твое продолженье и света
источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в нем».– Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,
кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.
Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
согбенная Анна безмолвно глядели.
Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле
для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шагал по застывшему храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.
И поступь была стариковски тверда.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.
Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,
он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою,
как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась…

Сретение и весна

Надо сказать, что часто в сценариях детских праздников ко Дню Сретения, в житейских разговорах можно встретиться с таким расхожим представлением, что Сретение – это день, когда зима встречается с весной. Это, конечно, подмена. Подмена христианского смысла праздника сезонно-календарными мотивами земледельческого народного календаря. И, конечно, этого надо избегать.

Сретение – не праздник встречи весны и зимы. Но при этом символически образ весны, зимы, солнца могут нам пригодиться как метафора, как зримое выражение торжества жизнинад смертью. Ведь неслучайно во многих церковных песнопениях Христос называется «Солнце правды», пост называется «Весна», «Весна покаяния», пост – обновление сил души, весна духовная, покаяние — как зеленеющая ветвь, как раскрывающийся цветок, и Христос Великим постом узнается нами как «Податель света». А ведь после Сретения вот-вот уже и Великий пост. Совсем немного и дорога к Светлому Воскресению Христова – к победе над смертью, торжество жизни. Еще немного и на масленичной неделе мы будем петь прекрасную стихиру приветствия посту:(Анастасия Абрамова)

– Возсия весна постная, цвет покаяния, очистим убо себя, братия, от всякия скверны, Светодавцу поюще рцем: Слава Тебе, Едине Человеколюбче. (Илья Боярский)

«Сретенский букет»

– Что же можно делать в этом смысле вместе с детьми? Предлагаем сделать такой своеобразный букет из найденных на февральской прогулке ветвей дерева с крупными почками.

Вот идем по дорожкам, смотрим – лежит веточка. Казалось бы, спит вечным сном, казалось бы, жизнь совсем ушла из нее. Возьмем одну такую веточку, другую – столько, сколько в нашей семье человек. Хорошо, если, например, это будут веточки тополя…

Поставим эти ветви в воду на светлое место. На каждую веточку повяжем ленты разного цвета, чтобы различить, где чья веточка. Папина -синяя ленточка, мамина – красная, Ванина – зеленая и так далее. И будем день ото дня наблюдать. И вот, оказывается, в веточках есть жизнь. Чудо.

Смотрим – вода и солнце питают эту веточку и только нужно подливать воду и солнце не закрывать. Чем ближе от Сретения к Воскресению Христову, тем больше будут набухать на веточках почки и пробьются зеленые листочки. И к Пасхе в доме будет целый зеленый букет стоять из оживших веток. И тут, конечно, просится сопутствующая тема для разговоров с детьми. (Анастасия Абрамова)

– Например, о чем тут можно поговорить с детьми? Что слово Божие, молитва так же необходимы для питания человеческой души, как вода для растений. Ведь без воды все растения засохнут, умрут. Так же человеческая душа: без молитвы, без слова Божьего, без этого источника жизни, становится слабой и чахнет, и может дажесовсем погибнуть. И как ветви тянутся к солнцу как источнику тепла и света, так и мы, наши души должны стараться тянуться к Богу всеми своими силами. (Илья Боярский)

(00:27:33 – 00:29:14 – звучит музыка, отрывок песни «В феврале мокрый ветер сбивает мороз…»)

Личная встреча с Богом

– Вернемся к Сретению Господню. О чем же еще можно поговорить с детьми? (Анастасия Абрамова)

– О личной встрече с Богом в жизни каждого из нас. Ведь у каждого человека раноилипозднопроисходит такая встреча. И она человека меняет, преображает, дает ему новые смыслы, новое понимание себя и своего жизненного пути. Можно взять как пример встречу с Богом апостола Павла. Когда он был ещё Савлом, шел в Дамаск, чтобы бороться против христиан, бросать их в темницы, что с ним произошло на дороге? Встреча. Встретился ему Христос, спросивший: куда идёшь, зачем гонишь Меня?.. И как потом кардинально поменялась жизнь Савла – он стал Павлом, стал апостолом и все свои силы, всю свою жизнь отдавал служению Богу.

Встреча с Господом не может не поменять — иногда даже очень кардинально — нашу жизнь. И ведь каждого из нас еще ждет и другая встреча – встреча за порогом этой земной жизни, там, куда мы стремимся, где встретимся с Небесным Отцом… (Илья Боярский)

– Да, и тут нам могут помочь и литературные примеры. Например, знаменитое стихотворение Ивана Бунина «И цветы, и шмели, и колосья». Это как раз про встречу там .

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной…

Срок настанет - Господь сына блудного спросит:

«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я все - вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав -

И от сладостных слез не успею ответить,

К милосердным коленям припав.

Можно спросить у родных -в канун, или в день праздника: а как в твоей жизни, мама, папа, бабушка, дедушка, как произошла эта встреча с верою, с церковью, с Богом, как эта встреча произошла и что принесла в твою жизнь? И хорошо рассказать детям о своем пути, как я пришел к вере, как состоялась моя встреча с Богом. (Анастасия Абрамова)

– Еще очень важная тема, где мы можем встретить Христа в этой жизни, – это Церковь, это Таинства. Прежде всего, таинство Святого Причастия, но и другие Таинства, где благодать Божия нас меняет, возвышает…(Илья Боярский)

(00:32:19 – 00:33:09 – звучит музыка, отрывок песни «Мы без Тебя, как поле без дождя…»)

– Да, можно здесь обратить внимание детей и на слова молитвы перед исповедью, когда прямо говорится: вот, Господь встречает нас. Вот – встреча: (Анастасия Абрамова)

– «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое». (Илья Боярский)

– Да, и о том, что Христос посреди нас.

Надо сказать, что уместно поговорить и о тех встречах, которые здесь, на нашем земном пути происходят — о тех встречах, которые стали знаковыми для нас, о встречах человека с человеком. О таких встречах, которые меняют жизнь. И вообще о значении встречи. Например… (Анастасия Абрамова)

– Папа встретил маму, дедушка встретил бабушку. Или, может быть, встреча с каким-нибудь человеком, которая изменила твои взгляды — может быть, это учитель в школе, в институте… (Илья Боярский)

– Да-да. Или встреча с другом тоже…

Опыт таких встреч важно и уместно вспомнить, когда мы проводим теплый семейный вечер в День Сретения Господня.

Вслушиваемся в праздничные церковные песнопения

А что же услышат дети на праздничном богослужении, какие праздничные песнопения и как они передают смысл происходящего в праздничный день? Послушаем вместе и разберем смысл. Вот, например, величание праздника. (Анастасия Абрамова)

(00:34:56 – 00:36:14 – звучат песнопения)

– Церковные величания легче всего учатся вместе с детьми, и дети радостно всегда подпевают их и дома на совместной молитве, и подтягивают, услышав величание в храме. Можно сделать так: распечатайте крупным шрифтом слова величания и праздничного тропаря на какой-нибудь красивый лист, прикрепите его рядом с иконным уголочком. Конечно, нужно обратить внимание на слова, которые могут быть не вполне понятны детям. Попробуем перевести на современный русский язык вместе. Играем «в переводчика». (Анастасия Абрамова)

(00:36:56 – 00:37:22 – звучат песнопения)

– Что мы слышим в словах тропаря?

«Радуйся, благодатная Богородица Дева, ибо из Тебя воссияло Солнце правды – Христос Бог наш, просвещающий находящихся во тьме. Веселись и ты, старец праведный, принявший в свои объятия Освободителя душ наших, дарующего нам воскресение».

(Тексты церковных песнопений, а также авторских песен к празднику Сретения можно найти на нашем диске, а стихи, иконописные изображения и другие тексты – в буклете, в приложении к диску. В день праздника можно также вспомнить все, что мы узнали, о чем размышляли с помощью небольшой викторины. Она также приведена в нашем буклете). (Анастасия Абрамова)

Итоги. О чем напоминаем праздник Сретения Господня

– Итак, сегодня мы говорили о том, как можно подготовиться ко Дню празднования Сретения Господня. Подведем итоги, к чему же всех нас зовет праздник Сретение, о чем важном нам напоминает?

Во-первых, о том, что у каждого человека происходит его собственная встреча с Богом, такая встреча всегда должна изменять, преображать душу человека.

Во-вторых, о том, что важно определиться с кем ты, к чему, к кому стремишься, куда направляешь свой жизненный путь, каких встреч ты ищешь в своей жизни.

В-третьих, зовет сверять свою жизнь с тем, что Бог от тебя хочет, что ему угодно… Зовет понимать куда я иду, не топчусь ли на месте из-за своей лени или сомнений, не свернул ли я с верной дороги жизни или, может быть, вообще давно иду совсем в другую сторону.

В чем духовный смысл праздника? Ветхозаветный праведник Симеон принимает на руки Того, Кого так долго ждали. Эти упования оправдались. Обетование совершилось, и человек своими телесными очами видит так долго ожидаемого Спасителя, Творца всего видимого и невидимого. Сретение -и Бог отныне среди людей. Встретились Ветхий и Новый Завет в лице старца Симеона и Младенца Христа. Наступило время Нового Завета Бога и человека. Нам дарована удивительная близость с Богом. Иэто -наше время. (Илья Боярский)

(00:39:51 – 00:40:52 – звучат песнопения)

– На нашем диске вы можете увидеть церковные и авторские песнопения. Слушайте их и подпевайте. А после – небольшой серьезный разговор только для взрослых — пояснения и комментарии священника о том, в чем важно обязательно разобраться самим взрослым, и что затронуть в разговоре с подростками.

В студии был священник Илья Боярский, настоятель храма Двенадцати апостолов в Ховрине, отец четырех детей. (Анастасия Абрамова)

– И культуролог Анастасия Абрамова. (Илья Боярский)

– С наступающим праздником. (Анастасия Абрамова)

(00:41:33 – 00:56:52 – звучат песнопения)

Пояснения священника. (Анастасия Абрамова)

– Праздник Сретение Господне. О чем тут важно сказать? Часто в Евангелиях или в житиях святых мы читаем о событиях, когда Богучаствует в нашей жизни, как о чем-то ярком, чудесном, невообразимом, когда совершаются удивительные знамения, земля трясется, все колеблется, страх нападает на одних людей, на других – радость и восторг. А праздник Сретение Господня такой простой, такой обыденный. Ведь ничего внешне не случилось торжественного. Ангелы не сходили с неба. Земля не содрогнулась…

Чем важен, особенно дорог именно этот праздник? Он настолько обычный, настолько будничный, как наша с вами жизнь. И, оказывается, во время такой простой жизни, в череде обычных дней, вдруг может произойти событие такого вселенского глобального масштаба. Тихо, спокойно, незаметно.

Ведь кто разве заметил ту Встречу? Симеон, Анна – всё. Иосиф, Мария и младенец Христос. Человек,Симеон, и в его лице все человечество, которое ждало этой встречи, увидел Спасителя. Он пришел. И это было так тихо, так спокойно, так буднично, так обыкновенно, как на самом деле часто встречаются настоящие чудеса.

Вот о чем важно подумать в этот праздник: что бывает в нашей жизни столько много таких встреч с Богом, простых, без фейерверков, без каких-то знамений удивительных. Но насколько они меняют всю нашу жизнь, наше сердце, наши все представления и смыслы. Мы совсем забываем, что настоящие чудеса не только, когда исцеления или мироточатиконы или еще что-то явно сверхъестественное происходит. Самые настоящие сильные чудеса – это какие-то простые встречи, какие-то слова, случайно сказанные, но которые преображают и меняют нашу жизнь, меняют нас с вами.

Это очень важно, это очень важно нашим детям. Когда дети взрослеют, они начинают сравнивать, что они читали в житиях святых, что в Евангелии, иногда им приходит на мысль, что «это, наверное, как в сказке про Илью Муромца или про Али-Бабу»… Но именно на примере этого праздника можно показать реальность Божиего присутствия в мире, того, что необязательно Бог проявляет себя каким-то таким необыкновенным образом.

Вспомнить вместе с детьми Илью-пророка, его встречу с Богом, явление Бога: сначала ему явилась огненная буря, землетрясение, но Бога там не было, а потом – тихий ветер еле-еле заметный, и там был Бог. В тихом дуновении…

И вот такие тихие встречи в нашей жизни происходили, происходят и будут происходить, насколько они важны! Вот об этом обязательно надо в этот праздник подумать нам с вами и обратить на это внимание детей.(Илья Боярский)

– Программа подготовлена Центром для детей и родителей «Рождество». (Анастасия Абрамова)

Благодарности

Храм 12-ти апостолов в Ховрине (настоятель – Илья Боярский) www.hram12apostolov.ru

Благодарим общину храма Сергия Радонежского и храма-часовни архангела Гавриила на Ходынском поле (настоятель – протоиерей Василий Биксей) за оказанную подержку www.sergiy-hram.ru

Большое спасибо Людмиле Ершовой за предоставленные аудиоматериалы

Конспект занятия для малышей, 11.02.2018 г.

- Встреча с добрыми и хорошими людьми - это целое событие, которое может запомниться на всю жизнь. Знаете, как бывает, ждешь встречи очень долго, ждешь и не можешь дождаться.

А вам, дети приходилось кого-то долго ждать?

В переводе с церковнославянского языка «сретение» означает «встреча». А событие, которому посвящён этот христианский праздник, согласно Библии, произошло на сороковой день после рождения Христа.

По закону, принятому в церкви, первый сын в израильской семье посвящался Богу. Для этого маленьких мальчиков на сороковой день после рождения приносили в Иерусалимский храм, где над ними совершался обряд посвящения. Родители мальчиков должны были приносить жертву Богу: богатые - овец или быков, а бедные - голубей. Так поступили и Иосиф с Марией, родители Иисуса Христа.

Как Пресвятая Богородица и праведный Иосиф узнали день, когда нужно было принести первенца в храм?

(ПОСЧИТАЕМ ПО КАЛЕНДАРЮ)

При входе в храм их встретил старец Симеон. Бог сказал ему когда-то, что он не умрёт до тех пор, пока на землю не придёт Спаситель, а он уже был очень старый и устал жить.

СИМЕОН БОГОПРИИМЕЦ

Увидев Марию с младенцем, Симеон подошёл к ней, взял на руки Иисуса и обратился к Богу с благодарственными словами:

Теперь ты отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром, так как увидели глаза мои спасение Твоё, которое ты приготовил для всех людей...

ДЕВА МАРИЯ

Мария с изумлением слушала старца и хорошо запомнила его слова, которые потом, после распятия Христа, передала его ученикам, и они были записаны евангелистом Лукой. Затем Симеон, обратившись к Божией Матери, предсказал Ей о Младенце: «Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут...»

ЕВАНГЕЛИСТ ЛУКА

Лука рассказывает и ещё об одном эпизоде, который произошёл во время этой встречи. В это время при храме жила бедная вдова по имени Анна, ей было 84 года. Она тоже подошла к маленькому Христу и благодарила Бога за то, что и ей довелось увидеть Спасителя.

Вот этому событию - встрече старца Симеона с младенцем Иисусом - и посвящается праздник - Сретение Господне. Он впервые был установлен Иерусалимской церковью в IV веке и отмечается 15 февраля, на сороковой день после Рождества Христова

Может быть, кто-то из вас видел и икону, посвящённую Сретению. На ней изображён старец Симеон, благоговейно держащий на руках младенца. Перед ним стоят Пресвятая Дева Мария, позади - пророчица Анна, а чуть поодаль - Иосиф с двумя голубями в руках, которых он должен принести в жертву.

РАССМАТРИВАНИЕ ИКОНЫ СРЕТЕНЬЯ ГОСПОДНЯ

Вместе с детьми вглядимся в изображение, будем разглядывать и задавать вопросы, и искать на них ответы. - Что за ступени? … Это здание большого храма в городе Иерусалиме.

Зачем Иосиф и Пресвятая Богородица несли туда в этот день Младенца Христа?.. Так делали все родители: благодарили Бога за дарование сына-первенца на сороковой день после его рождения…

Вот и Иосиф идет не с пустыми руками, что несёт он в благодарность Богу?... Двух голубков.

Кто же принимает Младенца из рук Марии?.. Старец. Он и прозван – Богоприимец. А его имя – Симеон. Симеон Богоприимец - праведный человек, он до глубочайшей старости ждал встречи с Тем, Кто станет Спасителем для людей. Он сразу узнал Христа и сказал о Младенце слова, приоткрывающие для нас духовный смысл праздника Сретения:

«Вот, лежит Сей на падение и на восстание многих…»

Кто пришёл в храм?

Кто этот младенец?

Что держит в руках Иосиф?

Кто держит на руках маленького?

Кого мы называем старцем? Он очень старенький, седовласый. Как вы думаете, сколько ему лет? (З60 лет) Живут люди столько лет?

* * *

Сорок дней малютке-Богу. В храм младенца принесли, Соблюдая очень строго Ритуал родной земли.

Трёхсотлетний Симеон Очень долго ожидал, Что Христа увидит он. Наконец-то миг настал.

Старец взял младенца в руки И пророчество изрёк: Прекратить людские муки Сына направляет Бог.

Старца праведного речи Поразили будто гром. Сретенье и значит «встреча»: Старец встретился с Христом.

В этих пророческих словах открывается два пути жизни каждого: принять Христа, или Его отвергнуть. И нет третьего пути. Каждый человек сам выбирает, идти навстречу Богу, или топтаться на месте, или вовсе повернуться к Нему спиной. Так относятся ко Христу вплоть до наших дней: одни - с верой и любовью, а другие - с неверием и ненавистью.

ПРОСМОТР ВИДЕО с 1.19

Я принёсла с собой «Копилку добрых знаний» (красивая коробочка, шкатулка). Давайте соберём наши знания в одну копилку. Я буду вам задавать вопрос, и если вы отвечаете правильно, то положим в эту Копилку красивый камешек. И так, слушайте первый вопрос:

С каким православным праздником вы познакомились? (Сретение Господне)

Что он обозначает? (встреча человека с Богом)

Как звали маму Иисуса Христа? (Мария)

Как звали старца, который очень долго ждал рождения Спасителя? (Симеон)

Что было в руках у Иосифа, когда они принесли Младенца в храм? (Два белых голубя)

В храме какого города произошла встреча младенца Христа со старцем Симеоном? (В городе Иерусалиме)

А как звали пророчицу в Храме Иерусалима, которая вместе с Симеоном прославляла Бога?

В каком месте встречаются все православные люди? (В храме)

Мы все, подобно Пресвятой Богородице и Иосифу Обручнику, приходя в храм, тоже приносим свой дар Богу: это и наша молитва, и наша благодарность Ему. А еще мы покупаем свечи. Сегодня я расскажу вам и покажу, как красиво раскрасить свечу.

Раскрашивание свечи

Преподаватель приходской Воскресной школы для малышей,
матушка Екатерина Кулькова

В переводе с церковнославянского языка «сретение» означает «встреча». А событие, которому посвящён этот христианский праздник, согласно Библии, произошло на сороковой день после рождения Христа.

По закону, принятому в церкви, первый сын в израильской семье посвящался Богу. Для этого маленьких мальчиков на сороковой день после рождения приносили в Иерусалимский храм, где над ними совершался обряд посвящения. Родители мальчиков должны были приносить жертву Богу: богатые — овец или быков, а бедные — голубей. Так поступили и Иосиф с Марией, родители Иисуса Христа. При входе в храм их встретил старец Симеон. Бог сказал ему когда-то, что он не умрёт до тех пор, пока на землю не придёт Спаситель, а он уже был очень старый и устал жить.

Увидев Марию с младенцем, Симеон подошёл к ней, взял на руки Иисуса и обратился к Богу с благодарственными словами:

— Теперь ты отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром, так как увидели глаза мои спасение Твоё, которое ты приготовил для всех людей...

Мария с изумлением слушала старца и хорошо запомнила его слова, которые потом, после распятия Христа, передала его ученикам, и они были в 60-е годы I века записаны евангелистом Лукой.

Лука рассказывает и ещё об одном эпизоде, который произошёл во время этой встречи. В это время при храме жила бедная вдова по имени Анна, ей было 84 года. Она тоже подошла к маленькому Христу и благодарила Бога за то, что и ей довелось увидеть Спасителя.

Вот этому событию — встрече старца Симеона с младенцем Иисусом — и посвящается праздник Сретение Господне. Он впервые был установлен Иерусалимской церковью в IV веке и отмечается 15 февраля, на сороковой день после Рождества Христова.

Может быть, кто-то из вас видел и икону, посвящённую Сретению. На ней изображён старец Симеон, благоговейно держащий на руках младенца. Перед ним стоят пресвятая дева Мария и пророчица Анна, а чуть поодаль — Иосиф с двумя голубями в руках, которых он должен принести в жертву.

Сорок дней малютке-Богу.

В храм младенца принесли,

Соблюдая очень строго

Ритуал родной земли.

Трёхсотлетний Симеон

Очень долго ожидал,

Что Христа увидит он.

Наконец-то миг настал!

Старец взял младенца в руки

И пророчество изрёк:

Прекратить людские муки

Сына направляет Бог.

Старца праведного речи

Поразили будто гром.

Сретенье и значит «встреча»:

Старец встретился с Христом.

В Сретенье, день песнопений,

Совершают крестный ход.

Симеона прореченье

Вспоминает весь народ.

Что такое икона?

Когда мы входим в храм, нас со всех сторон окружают лики святых: их то суровые, а то задумчивые и печальные взоры как будто вглядываются в нас из глубины веков. Это иконы. Они обычно пишутся на деревянных, особым образом подготовленных досках разной величины.

Название «икона» происходит от греческого слова «эйкон», что означает: изображение, образ, подражание. Существует и особый вид живописи, который называется иконопись, — писаные икон, живописное изображение Бога, святых, различных библейских сюжетов. .

Иконопись впервые возникла ещё в IV веке нашей эры, хотя самые первые иконы до нашего времени не сохранились.

Почему же иконам, поклоняются? Этому тоже есть своё объяснение. Во-первых, потому, что изображённые на иконах лики соответствуют представлениям людей о внешнем облике Бога и святых, которым, как учит христианская вера, следует поклоняться.

Все персонажи икон, если только это не простые люди, изображаются с нимбами. Нимб — символ святости или божественности.

На Руси иконы появились с введением христианства в X веке. Поскольку Древняя Русь переняла православие из Византии, то и иконы сначала были здесь греческого, византийского происхождения. Но уже с XI века вместе с греками работали и русские мастера. До нашего времени сохранились только две иконы XI века. Это икона Владимирской богоматери, которая хранится в Третьяковской галерее, причём эта икона византийского происхождения, а вторая — икона апостолов Петра и Павла неизвестного автора (до XVII века иконописцы, как правило, не подписывали свои произведения) — находится в собрании Новгородского историко-художественного музея.

Интегрированное занятие «Сретение Господне»

Цели: Познакомить детей с праздником православного календаря «Сретение»:

- событиями и смыслом Сретения Господня

- закрепление желания готовится к православным праздникам

Материалы: иконы 2шт., костюмы бабушки снег.

Предварительная работа: беседы на православные темы.

Зал празднично оформлен, на стене икона Сретение и икона старца

Симеона праведного (дети сидят на стульчиках)

Под музыку входит Бабушка - рассказчица.

Рассказ о празднике

Дорогие ребята сегодня у нас большой праздник называется он Сретение. Начало этого праздника идет из глубокой древности. По старинному обычаю

Каждый первый мальчик в израильской семье посвящался Богу. На 40 день после рождения ребенка мать обязательно приносила в храм. И вот в 40 день родители богомладенца Мария с Иосифом обручником принести младенца Иисуса в храм. В то время в Иерусалиме жил праведный старец Симеон. На входе в церковь Пресвятую Деву и праведного Иосифа встретил старец Симеон. Подошел, взял Иисуса на руки и благодарил, бога сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром … Этим он подтвердил, что младенец является спасителем мира. Поэтому праздник воспоминания этой встречи называется - Сретением или (встреча).

По преданию, Симеон был одним из семидесяти двух учёных толковников - переводчиков , которым египетский царь поручил перевести Священное Писание с еврейского на греческий язык . Когда святой Симеон переводил книгу пророка Исайи и прочитал слова « Се Дева во чреве примет и родит Сына »,он подумал, что это явная описка и вместо « Дева » должно стоять « Жена », и посчитал своим долгом исправить текст. Но ангел Господень остановил руку святого Симеона и уверил его, что он не умрёт, пока не убедится в истинности пророчества Исайи. Согласно другому преданию, Симеон возвращаясь из Египта в Иерусалим, бросил свой перстень в реку со словами: « если найду его, то могу поверить изречению Пророка по букве ». На следующий день в одном селении он купил рыбу и когда стал её есть, то обнаружил в ней свой перстень. В этот момент он и получил откровение, аналогичное вышеописанному.

Чтение стихотворения «Сименон Богоприимец»

Ему Господне было обещанье:

«Дотоле старцу дня кончины не видать

Пока не сбудется о Деве предсказанье»

И точно. Симеон три века ждал.

Пока Предвечного Младенца созерцая,

В день Сретенья Его со страхом не приял.

Минута та была торжественно святая!

Маститый, праведный, трехвековой старик,

При виде господа сияющего Лика,

От полноты души вознес во храме клик:

- По слову Твоему я отхожу, Владыко!

В путь с миром Твоего раба Ты отпустил;

И древнего греха искоренив отравы.

Свет откровения язычникам явил!»

Рассматривание икон.

Старец Симеон

Стретение Господне

Воспитатель: Встреча - это радостное событие (на церковном языке - Сретение)

«Сретение Господне»

Церковь празднует сегодня

Праздник Сретения Господня

Льется колокольный звон.

В храме старец Симеон

Мальчишка Христа встречает

И как Бога величает.

С. Высотская

Беседа о народных приметах, встреча зимы с весной.

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что в народе существует поверье, что на праздник Сретение - зима с весной встречается, время зимы уже проходит и она должна уступать свое место весне. Уже заметно прибавился день. Поворот от зимы к весне чувствуют даже звери в лесу. В берлоге медведь поворачивается с боку на бок.

Игра «Меткий стрелок»

Две команды, каждый член команды берет по одному мячику, и бросают в корзину. Выигрывает та команда у кого больше мячей в корзине.
Есть у нас игра для Вас,
Я начну её сейчас.
Я начну, а вы кончайте,
Дружно хором поправляйте.
А кто сильнее из ребят,
А ну, беритесь за канат!
Тот, кто перетянет-
Самым сильным и быстрым станет!

Подвижная игра «Солнечная карусель»

Дети вместе с взрослым бегут по кругу, держась за руки, и говорят или поют:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом, а потом

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите,

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!

(В соответствии со словами песенки дети бегут по кругу все быстрее и быстрее, затем все медленнее и останавливаются.)

Бабушка рассказчица прощается и уходит. /data/files/y1477994839.pptx (сретение господне)