» » Доктор мастерс и вирджиния биография. Мастерс и Джонсон: история скандальных исследований на экране

Доктор мастерс и вирджиния биография. Мастерс и Джонсон: история скандальных исследований на экране

Текущая страница: 1 (всего у книги 21 страниц)

Пер. с англ. Н.М.Пивоваренок, Т.П.Романовой, Е.А.Яблочкиной Мастере У. и др.

М32 Мастерс и Джонсон о любви и сексе. В 2 ч., ч. 1 /У.Мастерс, В.Джонсон, Р.Колодны; Пер. с

англ. Н.М.Пивоваренок, Т.П.Романовой, Е.А.Яблочкиной. – СПб.: СП "Ретур", 1991. – 264 с.: ил.

ISBN 5 85068 003 9

Работа выдающихся современных американских сексологов У.Мастерса и В.Джонсон

впервые публикуется на русском языке. В американском издании книга содержит 20 глав. В

русском издании эта работа разделена на две части, каждая из которых выпускается

самостоятельно. Часть 1 охватывает вопросы анатомии, физиологии и психологии сексуальности.

Эта книга – не просто учебник по сексологии, а энциклопедия для всех, кто интересуется

проблемами секса.

Copiright ©1982, 1985, 1986,

1988 by Wil am H.Masters,

M.D., Virginia E.Johnson and

Robert C. Kolodny, M.D.

Il ustrations Copiright ©1982,

Brown and Company (INC.)

©Перевод на русский язык. Н.М.Пивоваренок, Т.П.Романова, Е.А.Яблочкина, 1991.

ISBN 5 85068 003 9

Предисловие............................................................................................................................................. 4

Глава первая. Перспективы развития сексуальных отношений............................................................6

АСПЕКТЫ ПОЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ...................................................................................................7

НЕСКОЛЬКО ОПРЕДЕЛЕНИЙ ПОНЯТИЯ "СЕКС"...........................................................................7

СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ.....................................................................................................................8

Биологический аспект........................................................................................................................ 9

Психосоциальный аспект..................................................................................................................9

Поведенческий аспект....................................................................................................................... 9

Клинический аспект......................................................................................................................... 10

Культурный аспект........................................................................................................................... 10

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ..............................................................11

ГЛАВА ВТОРАЯ. Анатомия половых органов........................................................................................18

ЖЕНСКИЕ ПОЛОВЫЕ ОРГАНЫ.........................................................................................................19

Вульва............................................................................................................................................... 19

Влагалище и другие внутренние органы........................................................................................22

Молочные железы............................................................................................................................ 25

МУЖСКИЕ ПОЛОВЫЕ ОРГАНЫ.........................................................................................................26

Половой член................................................................................................................................... 27

Мошонка........................................................................................................................................... 29

Яички................................................................................................................................................ 30

Придаток яичка и семявыносящий проток......................................................................................30

Предстательная железа (простата) и вспомогательные органы...................................................31

Грудные железы............................................................................................................................... 31

Другие эрогенные зоны....................................................................................................................31

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Физиология сексуальности.........................................................................................32

Источники полового возбуждения......................................................................................................33

Половой цикл....................................................................................................................................... 34

Возбуждение.................................................................................................................................... 35

Плато................................................................................................................................................ 39

Оргазм.............................................................................................................................................. 41

Фаза разрешения............................................................................................................................. 44

СЕКСУАЛЬНЫЕ ПРЕДРАССУДКИ......................................................................................................45

ГОРМОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОЛОВЫХ ФУНКЦИЙ И ПОВЕДЕНИЯ.........................................46

МЕНСТРУАЦИЯ................................................................................................................................... 47

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Контроль за рождаемостью................................................................................49

ЗАЧЕМ НУЖНА КОНТРАЦЕПЦИЯ.....................................................................................................50

ОЦЕНКА НАДЕЖНОСТИ И БЕЗВРЕДНОСТИ ПРОТИВОЗАЧАТОЧНЫХ СРЕДСТВ.......................51

СПОСОБЫ КОНТРАЦЕПЦИИ.............................................................................................................52

Оральные контрацептивы (противозачаточные таблетки)............................................................52

Внутриматочная контрацепция.......................................................................................................54

Диафрагмы....................................................................................................................................... 56

Шеечный колпачок........................................................................................................................... 57

Презервативы................................................................................................................................... 58

Спермециды..................................................................................................................................... 59

Контрацептивная губка....................................................................................................................60

Физиологический метод предупреждения беременности..............................................................61

Стерилизации................................................................................................................................... 62

Женская стерилизация....................................................................................................................62

Мужская стерилизация....................................................................................................................63

Другие методы контрацепции..........................................................................................................64

МЕТОДЫ ПРЕРЫВАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ.....................................................................................64

Таблетки "Утром после..." (посткоитальные препараты)..............................................................64

Менструальная экстракция.............................................................................................................65

Аборт................................................................................................................................................. 65

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОТИВОЗАЧАТОЧНЫХ СРЕДСТВ.................66

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕТОДОВ КОНТРАЦЕПЦИИ..............................................................68

ГЛАВА ПЯТАЯ. Детская сексуальность.................................................................................................69

СЕКС В РАННЕМ ДЕТСТВЕ................................................................................................................70

СЕКС В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ (ОТ 2 ДО 5 ЛЕТ).................................................................................71

СЕКС В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.......................................................................................................72

СЕКСУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ........................................................................................................74

ГЛАВА ШЕСТАЯ. Сексуальность подростков.......................................................................................76

ПОЛОВАЯ ЗРЕЛОСТЬ........................................................................................................................ 76

Половое созревание девушек.........................................................................................................77

Половое созревание юношей..........................................................................................................77

Гормоны в период половой зрелости и сексуальность..................................................................78

ПСИХОСЕКСУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА................................................79

ВАРИАНТЫ СЕКСУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.....................................................................................80

Мастурбация.................................................................................................................................... 80

ПеттингI............................................................................................................................................. 81

Половой акт...................................................................................................................................... 81

Гомосексуальные отношения..........................................................................................................83

НЕПРЕДНАМЕРЕННАЯ БЕРЕМЕННОСТЬ ДЕВУШЕК-ПОДРОСТКОВ............................................83

ГЛАВА СЕДЬМАЯ. Сексуальность в зрелом возрасте.........................................................................85

МОЛОДОСТЬ....................................................................................................................................... 85

СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ........................................................................................................................... 90

МЕНОПАУЗА........................................................................................................................................ 93

Симптомы......................................................................................................................................... 94

Психологические аспекты................................................................................................................95

СТАРОСТЬ........................................................................................................................................... 95

Биологические аспекты...................................................................................................................95

Психосоциальные аспекты..............................................................................................................96

ГЛАВА ВОСЬМАЯ. Половые роли.........................................................................................................98

МУЖЕСТВЕННОСТЬ И ЖЕНСТВЕННОСТЬ......................................................................................99

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОВЫХ РОЛЕЙ.............................................................................................100

АНДРОГИНИЯ................................................................................................................................... 106

ПСИХОЛОГИЯ ПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ............................................................................................107

ТРАНССЕКСУАЛИЗМ........................................................................................................................ 109

ПОЛОВЫЕ РОЛИ И ПОЛОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ.................................................................................110

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. Любить и быть любимым.......................................................................................112

ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?......................................................................................................................112

РОМАНТИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ...........................................................................................................114

ЛЮБОВНЫЙ СОЮЗ.......................................................................................................................... 117

ИЗУЧЕНИЕ ЛЮБВИ........................................................................................................................... 118

ЛЮБОВЬ И СЕКС.............................................................................................................................. 119

ЛЮБОВЬ И БРАК............................................................................................................................... 121

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ. Интимность и искусство общения.........................................................................122

ИНТИМНОСТЬ И ИНТИМНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.................................................................................123

Половые различия в интимных отношениях................................................................................126

Проблемы интимности...................................................................................................................127

ОБЩЕНИЕ......................................................................................................................................... 129

Четкая посылка сигнала................................................................................................................129

" Бессловесное общение (невербальная коммуникация)............................................................130

Ранимость и доверие.....................................................................................................................131

Язык "Я".......................................................................................................................................... 131

Выражение нежности.....................................................................................................................133

Выражение гнева........................................................................................................................... 133

Искусство слушать......................................................................................................................... 134

Разговоры о сексе.......................................................................................................................... 135

ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ. Сексуальные фантазии.............................................................................136

ФУНКЦИИ СЕКСУАЛЬНЫХ ФАНТАЗИЙ...........................................................................................139

Фантазия и сексуальные ценности...............................................................................................140

Фантазия как факт.......................................................................................................................... 142

ТИПЫ СЕКСУАЛЬНЫХ ФАНТАЗИЙ..................................................................................................143

РАЗЛИЧИЯ СЕКСУАЛЬНЫХ ФАНТАЗИЙ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН................................................145

Предисловие

Предлагаемая советскому читателю книга – популярный вариант ранее опубликованного

колледжах. Вообще говоря, учебных пособий такого рода на Западе много, и по своему

Вирджиния Джонсон – не простые университетские профессора и популяризаторы науки, а

всемирно известные ученые, бесспорные классики сексологии XX века. Младший автор Роберт

Колодны – эндокринолог по специальности, их ближайший ученик и сотрудник.

Чем же прославились эти люди?

Уильям Хауэлл Мастерс (род. в 1915 г.) по образованию врач-гинеколог, а Мэри Вирджиния

Джонсон-Мастерс (род. в 1925 г.) -психолог. Их совместная работа началась в 1954 г., с 1971 г. они

состоят в браке, оба имеют детей от первых браков.

Всемирная известность пришла к Мастерсу и Джонсон в 1966 г., когда был опубликован их

первый совместный труд "Человеческая сексуальная реакция". До появления этой книги главным

источником научных знаний о физиологии человеческих сексуальных реакций и природе оргазма

были клинические наблюдения врачей и рассказы пациентов. Но эти источники не всегда

надежны, особенно когда речь идет о женщинах. Если мужские сексуальные реакции – эрекцию,

семяизвержение и т.д. – можно наблюдать, так сказать, невооруженным глазом, то о женском

оргазме приходилось судить лишь по рассказам самих пациенток. Не было объективных данных и

о природе партнерского взаимодействия, а ведь сексуальное поведение в большинстве случаев

является парным, сексуальные реакции женщины зависят от действий мужчины и наоборот.

Но можно ли наблюдать секс в лабораторных условиях? Ведь сексуальное поведение так

интимно. Уильям Мастерс заинтересовался этой проблемой еще на студенческой скамье, но его

университетские учителя объяснили ему, что изучать половой акт в лабораторных условиях

сложно не только технически, но и морально. Чтобы рискнуть на это, нужно быть человеком

зрелого возраста, иметь солидную профессиональную репутацию и поддержку авторитетного

научного учреждения. Эти условия Мастере выполнил к 1954 г. Отобрав группу добровольцев,

мужчин и женщин, Мастере и Джонсон экспериментально, в лабораторных условиях исследовали

их индивидуальные сексуальные реакции (эрекцию полового члена, семяизвержение, изменение

клитора, влагалища, груди, кожного покрова, кровяного давления и т.д.) и особенности протекания

вого акта. В результате ученые смогли объективно зафиксировать важнейшие стадии

копулятивного цикла, особенности и последовательности мужских и женских сексуальных реакций,

значение разного рода анатомических факторов, например размеров мужского полового члена и

влагалища. Впервые была объективно описана физиология женского оргазма и многое другое.

Работа такого рода требовала от ученых большого мужества. Мастере и Джонсон начинали

свои исследования в период, когда американские ультраправые яростно травили Альфреда

американцев. Кинзи обвинили не только в безнравственности, но и в том, что его исследования

подготавливают в США "коммунистический переворот". Интересно, что наши "ревнители морали"

считают сексологию результатом "жидо-масонского" империалистического заговора,

направленного против советской молодежи. И хотя в 1966 г. моральная атмосфера в США стала

уже другой, чем во времена Кинзи, работа ученых-сексологов никогда не была легкой.

Уже первая монография Мастерса и Джонсон оказала сильное влияние на практическую

медицину. А в 1970 г. вышла их вторая монография "Человеческая сексуальная неадекватность",

посвященная методам лечения сексуальных расстройств.

Мастере и Джонсон разработали принципы психотерапии, позволяющие корректировать

поведенческие и психологические отклонения исходя из исследования сексуальных реакций

человеческого организма и психосоциальных обстоятельств, воздействующих на эти реакции.

Методика Мастерса и Джонсон позволяет устранить отдельные сексуальные нарушения (такие, как

преждевременное семяизвержение и импотенция у мужчин и отсутствие оргазма у женщин) в

двухнедельный период и одновременно, помогает пациентам осознать причины, которые

вызывают эти сексуальные расстройства, на основе анализа и устранения факторов,

препятствующих естественному проявлению сексуальных реакций в повседневной жизни. Эта

методика дает возможность избавлять людей от целого ряда сексуальных нарушений и

трудностей, перед которыми были бессильны как психоанализ, так и традиционная психотерапия и

лекарственная терапия. Причем неудачи составляли, по данным Мастерса и Джонсон, всего 20%.

Неудивительно, что предложенные ими методы парной сексотерапии были сразу же приняты на

вооружение сексологами США и других стран мира.

В 1979 г. появилась третья исследовательская монография Мастерса и Джонсон

"Гомосексуальность в перспективе" – результат многолетнего клинического изучения сексуальных

реакций и поведения гомо– и бисексуальных мужчин и женщин в сравнении с аналогичными

гетеросексуальными парами. Как и другие современные

ученые, Мастере и Джонсон не считают гомосексуализм болезнью. Психофизиология

гомосексуальной активности подчинена тем же законам, что и в гетеросексуальном варианте, и

методы лечения сексуальных расстройств, таких, как импотенция или аноргазмия, в обоих случаях

совпадают. Изменить сексуальную ориентацию, по мнению ученых, в некоторых случаях можно,

дело без достаточных шансов на успех не следует.

Кроме исследовательских монографий Мастере и Джонсон опубликовали несколько научно-

популярных трудов и учебников, а основанный ими Исследовательский институт в Сент-Луисе,

который они возглавляют в течение многих лет, проводит большую терапевтическую и

консультативную работу.

Однако быть живым классиком науки в наше время очень трудно. Научные теории и методы

обновляются очень быстро, и никакие прошлые заслуги не избавляют ученого от критики. Скорее

даже наоборот.

Общеизвестно, что наши недостатки – это продолжение наших достоинств. Сильной

стороной работ Мастерса и Джонсон всегда были объективизм и физиологизм. Но человеческая

сексуальность, если рассматривать ее в целом, явление не столько физиологическое, сколько

субъективно-психологическое. Она не сводится к сумме физиологических реакций и сексуальных

автоматизмов. Более того, даже сами эти реакции и способы их переживания зависят от

множества тонких психологических причин, условий воспитания, религиозно-нравственных и

эстетических представлений. Разумеется, Мастере и Джонсон осознают необходимость учитывать

эти факторы даже при изучении сексуальных реакций в лабораторных условиях. Наиболее

естественная и высшая форма сексуальности, с их точки зрения, – гетеросексуальный брак,

который они хотели бы сделать более прочным и полноценным, и за это некоторые критики

обвиняют их в консерватизме. Но выбранные методы исследования неизбежно накладывают

отпечаток на его результаты.

Уже при обсуждении первых работ Мастерса и Джонсон вдумчивые критики, особенно

психологи, указывали на некоторую механистичность их методологии и одновременно – на

отсутствие четких теоретических определений и установок, которые существуют в

экспериментальной биологии. Сексуальные реакции, изучаемые физиологическими методами, не

охватывают целостности человеческого сексуального поведения, которое всегда имеет какой-то

субъективный личностный смысл и соотносится с соответствующими нормами культуры. Мастере

и Джонсон признают и понимают это, их общая позиция, безусловно, гуманистическая. Но

экспериментальная сексология неизбежно больше тяготеет к биологии, чем к психологии.

Речь идет не просто о философских ориентациях. Американские сексологи Берни

Зилбергельд и Майкл Эванс уже в 1980 г. указывали, что Мастере и Джонсон нигде четко не

сформулировали критерии "успешности" своей сексотерапии. Другие специалисты, пользуясь теми

же методами, чаще терпели неудачи. Мастере и Джонсон объясняют это тем, что их

последователи и критики не смогли осознать динамику, лежащую в основе их методологии, но

такое объяснение не для всех приемлемо. Вообще сексуальную технику нельзя понять в отрыве от

социальной и психологической природы партнерских отношений. Как пишет в книге "Расстройства

желания. Секс и пол в современной американской сексологии" (1990 г.) сексотерапевт Джанис

Ирвайн, "чувственный фокус и техника сдавливания – потенциально важные терапевтические

средства, но они не затрагивают самых сложных сексуальных проблем гетеросексуального

населения: страха, гнева, скуки, утомления и отсутствия времени, неравенства в отношениях,

прошлого опыта сексуальных нападений у женщин, различий в половой социализации и

сексуальных сценариях".

Ни на одном уровне анализа человеческую сексуальность нельзя понять без связи с каким-

то целым, будь то жизненный мир личности или символическая культура общества. Поэтому даже

частные проявления сексуальности требуют гораздо более глубокого и сложного подхода, чем тот,

который предлагает поведенческая терапия. Изменить сексуальные установки и ценности

человека, его сексуальный сценарий значительно труднее, чем модифицировать отдельные

элементы его сексуального поведения. Кроме того, при этом неизбежно возникают определенные

социально-нравственные вопросы.

Например, при обсуждении книги Мастерса и Джонсон "Гомосексуальность в перспективе"

поднимается вопрос, почему они обсуждают только возможность смены гомосексуальной

ориентации на гетеросексуальную, а не наоборот? Для большинства людей такой упрек звучит

странно: кому нужна такая переориентация? Но для гомосексуалистов этот вопрос имеет

принципиальное, в том числе нравственное, значение, да и с точки зрения логики науки он

правомерен.

Некоторые теоретические установки и практические выводы Мастерса и Джонсон далеко не

бесспорны. Их упрекают, с одной стороны, что они физиологизируют и технизируют человеческую

сексуальность, а с другой стороны, в том, что их понятия и методы недостаточно строги. Но хотя

оба упрека в чем-то справедливы, это никак не обесценивает того вклада в науку, который внесли

американские ученые. Следует также помнить, что их исследовательская деятельность началась

более 30 лет назад, задолго до того, как сексология стала общепризнанной научной дисциплиной.

Конечно, поведенческая сексотерапия не решает всех проблем. Но во многих случаях она

помогает и нужно ею пользоваться.

Книга "Мастере и Джонсон о любви и сексе" – первая большая американская научно-

популярная книга по сексологии, переведенная у нас. Она не претендует на всесторонность.

Психофизиология секса изложена в ней гораздо лучше, чем, например, таинство любви. Однако

советский читатель найдет в ней массу ценной информации об анатомии и физиологии половой

жизни, ее возрастных особенностях, половых ролях, соотношении любви и секса, сексуальной

фантазии, мастурбации, соотношении гетеро-, гомо– и бисексуальности, о разных вариантах

сексуального поведения, сексуальном насилии, способах предотвращения беременности, лечения

сексуальных расстройств и профилактики заболеваний, распространяемых половым путем.

Все эти знания необходимы не только специалистам, но и любому человеку. Поэтому СП

"Ретур", организовавшее русский перевод и издание этой книги, заслуживает благодарности.

И.С.Кон, академик АПН СССР

Заинтересованным читателям этой книги

В Нью-Йорке, на Пятой Авеню, меня терзали сомнения: надо ли покупать эту книгу, чтобы

издать ее в нашей стране?

Позднее я понял: если она не будет у нас издана, это будет нечестным по отношению к

моим коллегам – предпринимателям, мучительно и фанатично ведущим свою страну к свободе.

Я очень хорошо знаю этих людей, азартно вступающих в оглушительные споры о власти и

рынке, истово встающих на баррикады, продирающихся сквозь тернии бредовых указов и

постановлений. Но они, освоившие лексику митингов, всегда собранные, как солдаты перед

атакой, – уже истерзаны повседневностью.

А западные бизнесмены – обаятельны и улыбчивы. И они хотят видеть своих партнеров

такими же раскованными и уверенными в себе.

Проблема эта мучает многих: как сбросить с себя липкую паутину обыденности, как обрести

подлинную радость общения, как вернуть остроту восприятия жизни?

воспользоваться. Так как, согласитесь, мы не должны входить в открывшуюся щелку западной

цивилизации, как варвары, со своими комплексами и табу. Свободный мир только для свободных

людей, способных достойно Человека распоряжаться своей свободой.

Приятно сознавать, что попытка адаптировать наши культуры в достаточно деликатной

сфере, ставшей предметом этой книги, падает на благодатную почву многочисленных деловых,

научных и культурных контактов, которые столь энергично возникают в наше динамичное время

благодаря подвижничеству предприимчивых людей.

Мне и моим соратникам из "Ретура" небезразлично какими эти люди приходят в залы

переговоров, на трибуны конференций и ассамблей.

Поэтому мы и решили издать эту книгу. И замечательно, что наше желание разделили

сотрудничество.

Спасибо им большое!

Александр Генделев,

Председатель Правления совместного советско-шведско-германского предприятия "Ретур".

Глава первая. Перспективы развития сексуальных отношений

У каждого из нас есть свои ощущения, отношения и взгляды, связанные со сферой половых

отношений, но наш сексуальный опыт сугубо индивидуален, поскольку он определяется

Мастере и Джонсон начали проводить свою новаторскую программу лечения половых расстройств в 1959 г. Она сильно имеет отличия от прежних методов лечения. Главное ее отличие в том, что Мастере и Джонсон работают исключительно с парами (а не с отдельными пациентами), будучи уверены, что любая сексуальная проблема, возникшая между людьми, преданными друг другу, не может не касаться их обоих. При такой постановке вопроса центр тяжести переносится с индивидуума на взаимоотношения. Помимо того, это предоставляет возможность определить наиболее наверняка масштабы проблемы. Мастере и Джонсон установили, что опрос обоих партнеров как правило оказывается наиболее полезным, чем односторонние сведения, сообщаемые одним из них. И, наконец, такая стратегия предоставляет возможность достигнуть сотрудничества и понимания со стороны обоих партнеров, что способствует устранению проблемы.

Логическим продолжением подобного подхода представляется совместная работа двух терапевтов - мужчины и женщины. Такой тандем усиливает объективность процесса лечения и благодаря сочетанию мужской и женской точек зрения делает его наиболее сбалансированным; помимо того, при этом любой из половых партнеров оказывается пациентом врача того же пола, что и он сам, что облегчает общение. Тандем терапевтов может также выступить в роли модели, к примеру продемонстрировать пациентам искусство эффективной коммуникации.

Иной важный элемент метода Мастерса и Джонсон - интеграция физиологических и психологических данных для постановки диагноза и лечения. В прошлом многие психиатры никогда не обследовали своих пациентов, опасаясь, что это может вызвать нежелательные сексуальные ощущения и осложнить отношения с ними. Мастере и Джонсон признали необходимость выявить соматические нарушения, которые могут потребовать терапевтического либо хирургического вмешательства, а не сексотерапии. Они нашли также, что во многих случаях можно оказать на пациентов благотворное воздействие, объяснив им анатомию и физиологию сексуальной реакции.

Наконец, для метода Мастерса и Джонсон характерна быстрота и интенсивность лечебного процесса. Общение с супружескими парами осуществляется ежедневно на протяжении 10-14 дней (в среднем лечение как правило продолжается 12 дней). Такая непрерывность благоприятствует некоторым аспектам сексотерапии, уменьшая беспокойство пациентов либо помогая им избегать ошибок. Партнерам рекомендуется также по возможности освободиться на эти две недели от своей простой работы, семейных и общественных обязанностей, с тем чтобы сосредоточить внимание и чувства на своих взаимоотношениях, не отвлекаясь ни на что другое.

При клинической проверке данной схемы стало ясно, что лечение намного наиболее эффективно, если партнеры посещают клинику ежедневно, а не раз либо два в неделю на 50 мин.

Охарактеризовав в общих чертах метод Мастерса и Джонсон, следует изложить ряд выработанных ими дополнительных концепций.

1. Лечение следует подбирать таким образом, чтобы оно соответствовало конкретным потребностям каждой этой пары. При этом нужно ориентироваться прежде всего на ценности и устремления данной пары. Медики не должны навязывать пациентам свои взгляды.
2. Сексуальная активность рассматривается как одна из естественных функций, регулируемая в значительной мере рефлекторными реакциями. На половую функцию оказывают влияние многие факторы, разрушающие эти естественные рефлексы, впрочем "обучение" желательным сексуальным реакциям как правило не входит в задачи сексотерапии. Мастере и Джонсон уделяют главное внимание выявлению препятствий, блокирующих эффективное функционирование половой сферы, и оказанию помощи людям в устранении либо преодолении этих препятствий. Зачастую для восстановления нормальных функции недостаточно устранить препятствия, особенно если половая функция была нарушенной в течение всей жизни. Таким людям нужно специальное лечение, облегчающее появление возбуждения либо совершенствующее половую технику.
3. Часто главная причина половых расстройств заключается в страхе перед неудачей и "самонаблюдении", поэтому лечение проводится на нескольких уровнях. Давление, создаваемое сознанием необходимости совершить половой акт, вначале устраняется в конечном итоге прямого запрета прямого полового контакта. После чего партнерам помогают вновь испытать чувственную радость, которую дают прикосновение и ощущение прикосновения, не имеющие целью вызвать сексуальную реакцию (изические в пределах "чувственного очага"). Сексопатологи помогают также партнерам изменить словесные оценки своих ожиданий, с тем чтобы не оценивать все, что они делают, как "успех" либо "провал". Они дают также своим пациентам "разрешение" волноваться, что помогает последним наиболее свободно говорить о том, что их беспокоит. Такое открытое обсуждение нередко снижает интенсивность страхов.
4. Не следует пытаться выяснить, кто "повинен" в возникновении сексуальной проблемы, поскольку это исключительно мешает делу. Вместо этого необходимо помочь партнерам установить, что помогает им почувствовать себя спокойно и приятно, а что вызывает напряженность и раздражение. Такой подход побуждает каждого из партнеров взять ответственность на себя, а не ждать, пока иной партнер начнет стараться создать "нужное" настроение, придать "нужный тон" либо "нужный стиль" интимным отношениям.
5. Особенно важно помочь партнерам понять, что секс - всего только один из компонентов их отношений. Часто, когда в жизни людей появляется какая-нибудь сексуальная проблема, это вызывает у них такое беспокойство, что они уделяют непропорционально много времени размышлениям и разговорам на эту тему. Секс, конечно, не должен целиком поглощать их мысли, но им не следует и пренебрегать. Один из трюизмов сексотерапии заключается в том, что улучшение взаимоотношений между партнерами вне спальни наверняка приведет к их улучшению и за ее дверями.

Схема лечения по мастерсу и джонсон

Первый день лечения начинается со знакомства пациентов и их врачей, которые, представившись, поясняют, что будет происходить в течение нескольких последующих дней. После данной первой встречи партнеров разделяют, и медики проводят с каждым из них (врач-мужчина - с мужчиной, а врач-женщина - с женщиной) беседу, выясняя во всех подробностях историю их жизни. После перерыва на обед, во время которого медики обсуждают полученные ими сведения, начинается вторичный опрос партнеров, но на данный раз врач-мужчина разговаривает с партнершей, а врач-женщина - с партнером. В завершение этого перегруженного дня оба пациента проходят полное физикальное обследование. На следующее утро у них берут кровь для проведения общего анализа.

Второй день посвящен "круглому столу" с участием врачей и обоих пациентов. Медики излагают свое мнение относительно половых и неполовых трудностей, выявленных у обследуемой пары, и неприкрыто высказывают свое мнение о шансах на успешность лечения. Пациентов просят высказать собственные замечания по поводу выводов врачей и исправить возможные фактические ошибки. Медики пытаются объяснить более вероятные причины полового нарушения (и) либо проблемы (м) и начинают описывать в общих чертах план лечения. Как правило при этом идет разговор о сексе как естественной функции организма, о том, как появляется боязнь неудачи, об эффекте самонаблюдения и о важной роли способности к коммуникации. В заключение круглого стола пациентам как правило рекомендуют заняться упражнениями по фокусированию чувственных ощущений (они описаны в следующем разделе) в уединении собственного дома либо номера в отеле.

Самый первый опрос продолжается как правило от получаса до двух часов, второй, то есть после обмена мнениями между врачами, приблизительно 45 мин для каждого партнера. Круглый стол занимает как правило до полутора часов. Все эти сроки варьируют и частично зависят от разговорчивости пациентов. Последующие ежедневные встречи продолжаются в среднем по часу.

Начиная с третьего дня оба пациента попадаются с обоими врачами на четырехсторонних интервью, впрочем зачастую медики беседуют с каждым из партнеров по отдельности, чтобы выяснить, нет ли у них каких-нибудь трудностей, которые не хотелось бы обсуждать в присутствии другого партнера. Ежедневно каждого партнера просят рассказать о событиях предшествующих суток, уделяя особое внимание характеру общения во время упражнений по фокусированию ощущений.

Интересно выделить, что большинство времени на этих лечебных сеансах как правило бывает посвящена темам, не имеющим непосредственного отношения к сексу (как справляться с гневом; самоуважение; борьба за лидерство), впрочем медики пытаются, занимаясь другими проблемами своих пациентов, сообщать им сведения об анатомии и физиологии половых органов. .
Фокусирование ощущений

В начале лечения каждой паре предлагают воздержаться от прямых половых сношений, связанных с контактом гениталий. Такой подход помогает устранить давление, возникающее из-за страха неудачи при половом акте, и создает условия для разрушения порочного круга "боязнь-самонаблюдение-неудача-боязнь", который во многих случаях глубоко укоренился. Обучение наиболее эффективным способам половых взаимодействий основано на идее фокусирования ощущений.

На первой стадии обучения фокусированию ощущений паре предлагают провести два сеанса, во время которых любой из них прикасается к телу другого, причем грудь и гениталии объявляются "запретными зонами". Цель прикосновений состоит не в том, чтобы вызвать сексуальное возбуждение, а в том, чтобы открыть для себя ощущения, вызываемые прикосновениями партнера. Партнеров предупреждают, что любой из них должен действовать в соответствии с собственными желаниями, а не стараться угадать, что нравится либо не нравится другому. Подчеркивается, что прикосновение не должно превращаться а массаж либо в попытку вызвать половое возбуждение.

В начальный период изические по фокусированию чувственности должны проходить по возможности в молчании, поскольку слова могут отвлечь от физических ощущений. Впрочем тот из партнеров, к которому прикасаются, должен дать понять другому или без слов (языком тела), или словами, если то либо иное прикосновение ему неприятно.

Впрочем многие люди говорят: "О, мы уже ранее прикасались друг к другу множество раз: нельзя ли обойтись без этого и перейти на наиболее высокий уровень?", данная первая стадия имеет важное значение во многих отношениях. Она обеспечивает врачу получить дополнительное представление о взаимодействиях между партнерами. Помимо того, данная стадия имеет чисто лечебное влияние: об этом свидетельствует тот факт, что многие мужчины, которые на протяжении долгих лет при попытке совершить половой акт не могли достигнуть эрекции, неожиданно обнаруживали у себя необычайно сильную эрекцию; наверное, это было связано с устранением давления, создаваемого ощущением необходимости совершить половой акт. Ведь им было сказано, что от них не ожидают возникновения полового возбуждения, а если даже оно и возникнет, то его не следует реализовывать. И, наконец, такие прикосновения - великолепное средство для понижения чувства тревоги и обучения общению без слов.

На следующей стадии упражнений по фокусированию ощущений область прикосновений расширяется и в нее включают грудь и гениталии. Положения, указанные на рисунке, рекомендуются, но они необязательны. Партнеру, совершающему прикосновения, поясняют, что начинать следует не с гениталий, а с каких-нибудь прочих участков тела. И снова главная цель обязана заключаться в физическом ощущении прикосновений, а не в ожидании какой-то особенной сексуальной реакции.

На данной стадии партнерам как правило предлагают испробовать метод "рука на руку" как наиболее непосредственный способ коммуникации без слов. Партнеры проделывают это упражнение по очереди. Положив руку на руку своего партнера в то время, когда иной рукой он прикасается к ее телу, женщина может дать ему почувствовать, хочется ли ей, чтобы он надавливал сильнее либо слабее, гладил быстрее либо медленнее либо же перешел бы на иной участок тела. После этого все это повторяется с мужчиной, который в свою очередь сигнализирует о своих предпочтениях. Смысл всей данной процедуры состоит в интеграции молчаливых посланий таким образом, чтобы партнер, к которому прикасается иной партнер, не превращался в "регулировщика уличного движения", а достаточно просто вносил некоторый дополнительный вклад в процесс прикосновений, производимый сначала исходя из интересов "прикасающегося" партнера.

На следующей стадии обучения фокусирова-нию ощущений мужчине и женщине предлагают прикасаться друг к другу не по очереди, а одновременно. Это имеет две цели: во-первых, создается естественная форма физического взаимодействия ("в жизни" люди как правило не прикасаются друг к другу по очереди); во-вторых, это удваивает потенциальные источники чувственного вклада. Данная стадия имеет весьма важное значение для преодоления стремления к самонаблюдению, так как единственное, что может сделать наблюдатель, это переключить внимание на какую-то часть тела своего партнера (погрузиться в прикосновение) и абсолютно отвлечься от наблюдения за собственной реакцией. Партнерам напоминают, что какого бы сильного возбуждения они не достигли, половой акт все еще остается под запретом.

При последующих упражнениях по фокусирова-нию ощущений продолжаются те же действия, но в какой-то момент партнеры переходят в положение "женщина сверху" без попыток введения полового члена во влагалище. В этом положении женщина может играть с половым членом, потереть его о клитор, вульву либо отверствие влагалища, независимо от того, располагается ли он в эрегированном состоянии либо нет. Если возникнет эрекция и если ей захочется, она может ввести кончик члена во влагалище, но при этом все ее мысли должны быть сосредоточены на физических ощущениях, с тем чтобы сразу закончить собственные действия либо вернуться к простым прикосновениям либо объятиям, не затрагивающим гениталии, если у нее либо у ее партнера проявится стремление к половому акту либо какое-то беспокойство. После того как партнеры начинают чувствовать себя нужно уверенно на этом уровне, настоящее половое сношение как правило не вызывает проблем.

Все подобные приемы могут показаться весьма простыми, впрочем важно понять, что все это только составные элементы тщательно разработанной программы психотерапии, а не достаточно просто набор каких-то трюков либо фокусов. Самое главное их достоинство состоит в быстром и эффективном действии даже в тяжелых и запущенных случаях.
Некоторые особые лечебные стратегии

Описанная выше в общих чертах схема лечения, применяемая Мастерсом и Джонсон, дополняется некоторыми другими методами, используемыми при лечении разных половых расстройств.

При нарушениях эрекции важно помочь человеку понять, что он не может вызывать эрекцию по собственному желанию, наверняка так же как не может произвольно понизить свое артериальное давление либо повысить частоту сердечных сокращении. Он может создать благоприятные условия для того, чтобы взяли верх его свои естественные рефлексы, если не будет пытаться достигнуть эрекции и постарается преодолеть боязнь перед неудачей. Неудивительно, что у мужчины с нарушениями эрекции нередко появляются сильные эрекции на первых же занятиях по фокусированию чувственных ощущении. Это может ободрить его, но, помимо того, важно, чтобы мужчина (и его партнерша) поняли, что утрата эрекции не есть признак неудачи; это достаточно просто показывает, что эрекции появляются и исчезают естественным образом. Поэтому следует объяснить женщине, что при возникновении эрекции она обязана закончить поглаживание полового члена и прочие ласки, с тем чтобы у мужчины была возможность убедиться, что эрекция вернется при возобновлении прикосновений. С этим связана и другая проблема: многие мужчины с расстройствами эрекции стремятся совершить половой акт как исключительно у них появляется эрекция, поскольку опасаются, что она быстро пройдет. Данная "спешка" создает еще одно отрицательное давление и как правило приводит к быстрой потере эрекции.

Когда делается попытка совершить половой акт (исключительно после того, что мужчина прибрел достаточную уверенность в своей способности к эрекции и оказался в состоянии ослабить самонаблюдение), женщине предлагают ввести себе фалос. Это избавляет мужчину от необходимости решать, когда его следует ввести; помимо того, он не "отвлекается" на поиски входа во влагалище. При лечении преждевременной эякуляции наш метод общения с обоими партнерами особенно важен, так как это расстройство может оказаться вообще-то наиболее неприятным для женщины, чем для мужчины. В этих случаях, кроме дискуссии физиологии эякуляции, медики вводят специальный метод, называемый "методом сжатия", который помогает восстановить эякуляционный рефлекс. Когда начинаются прикосновения к гениталиям, женщина периодически сжимает пенис. При этом, как показано на рисунке, женщина кладет большой палец на уздечку полового члена, а указательный и средний пальцы - на венечную борозду и под нее, на противоположный стороне члена. В течение приблизительно 4 с она очень сжимает член, а после этого резко отпускает его. Сжатие всегда следует coздaвaть спереди назад, а не от одной стороны к иной. Женщина обязана делать это подушечками пальцев, чтобы не ущипнуть либо не поцарапать фалос ногтями. По непонятным причинам метод сжатия снижает настоятельность эякуляции (помимо того, это влияние может привести к временному частичному ослаблению эрекции). Его не следует применять, впрочем, в момент, когда эякуляция становится неизбежной, а необходимо начинать на ранних стадиях игры с гениталиями и продолжать с перерывами в несколько минут. Сжатие можно coздaвaть независимо от того, располагается ли фалос в эре-гированном либо вялом состоянии, но сила давления обязана соответствовать уровню эрекции.

В начале полового акта женщину просят 3-6 раз применить метод сжатия, прежде чем попытаться ввести пенис. После того как пенис совершенно располагается во влагалище, она обязана достаточно просто бездействовать в течение 15-30 с, причем ни один из партнеров не должен в это время coздaвaть фрикции; после этого женщина обязана удалить фалос из влагалища, вновь произвести сжатие и снова ввести его; затем пара может начать coздaвaть медленные фрикции. Когда мужчина научится лучше контролировать эякуляцию, обоих партнеров обучают другому варианту метода сжатия, при котором фалос сжимают у основания, так что не приходится прерывать половой акт для повторных сжатий.

Сжатие основания полового члена

Сжатие полового члена у основания следует использовать исключительно во время полового акта. Начинать его должен мужчина, поскольку после полного введения полового члена ему по чисто анатомическим причинам легче добраться до основания члена и ему же, безусловно, намного легче судить об уровне своего полового возбуждения, чем женщине. На первые шесть месяцев после начала использования метода сжатия мужчине советуют отказаться от всяких рискованных экспериментов, то есть попыток выяснить, насколько он может приблизиться к состоянию неизбежности эякуляции до начала сжатия. Метод сжатия намного наиболее эффективен, если начать использовать его до того, как цикл половой реакции достигнет стадии плато.

Лечение несостоятельности эякуляции основано на глубоком анализе лежащих в ее основе психологических факторов в сочетании с упражнениями по фокусированию ощущении. Оно состоит из нескольких последовательных этапов:

1. эякуляция, вызываемая мастурбацией в одиночестве;
2. эякуляция, вызываемая мастурбацией в присутствии партнерши;
3. эякуляция, вызываемая мануальной стимуляцией со стороны партнерши;
4. энергичная стимуляция полового члена партнершей, проводимая до состояния неизбежности эякуляции, а после чего быстрое введение члена во влагалище.

В большинстве случаев после того, что мужчина эякулировал во влагалище один либо пару раз, подавление этого акта либо связанный с ним боязнь абсолютно исчезают. В некоторых случаях, если эти процедуры не дали результатов, может помочь эякуляция (вызванная мануальной стимуляцией) на вульву женщины. После того как мужчина привыкнет к виду своей спермы на вульве партнерши, он намного легче может совершить интровагинальную эякуляцию.

Вагинизм лечат, объясняя партнерам природу непроизвольного сокращения мышц влагалища и демонстрируя рефлекс в процессе осмотра гениталий женщины в присутствии ее партнера, причем осмотр подготовлен таким образом, что женщина сама может наблюдать за происходящим при помощи зеркала. После чего врач обучает женщину некоторым приемам, позволяющим расслабить мышцы, окружающие влагалище. Самый эффективный способ состоит, по-видимому, в том, чтобы намеренно напрячь эти мышцы, а после чего достаточно просто расслабить их. Затем женщине дают набор расширителей различного размера. Самый небольшой из них - чуть тоньше пальца - врач осторожно вводит во влагалище, часто к изумлению женщины, которой никогда не удавалось ввести в свое влагалище хоть что-нибудь. Далее ей показывают, как самой вводить расширитель, обильно смазывая его стерильным желеобразным кремом, и просят проделывать это дома по нескольку раз в день, всякий раз оставляя расширитель во влагалище на 10-15 мин. Большая часть женщин, страдающих вагинизмом, спустя 5-6 дней способны применять самый толстый расширитель из набора, соответствующий по размерам половому члену в состоянии эрекции. Если проблемы взаимоотношений удалось позволить (нередко это ключевой момент терапии), то после чего переход к успешному половому акту не составляет труда. В это время особенно важно, чтобы пенис вводила себе сама женщина; это даст ей почувствовать, что именно она владеет ситуацией.

Стратегии, используемые в лечении аноргазмии, очень зависят от характера этого расстройства. К женщине, никогда прежде не испытывавшей оргазма, нужен совсем другой подход, чем к той, которая без проблем достигает оргазма при мастурбации, мануальной стимуляции либо орально-ге-нитальном сексе. Стратегии варьируют также в зависимости от причины (либо причин) аноргаз-мии. К примеру, если женщина предпологает свое тело непривлекательным, можно найти различные способы заставить ее относиться к себе наиболее положительно. Женщину, которой мешают достигнуть сильного возбуждения какие-то тревожные фантазии, можно научить методам блокирования таких мыслей, тогда как иной, неспособной перейти за стадию плато, - посоветовать прибегнуть к фантазиям, которые могут подтолкнуть ее к оргазму.

При лечении аноргазмии женщине как правило советуют:

1. изучать собственное тело, особенно гениталии, и coздaвaть легкую ненастойчивую стимуляцию;
2. стараться подавлять боязнь перед неудачей и стремление к самонаблюдению, уделяя особое внимание снижению психологического давления со стороны своего партнера;
3. развивать сексуальную коммуникацию, с тем чтобы научиться сигнализировать партнеру какого рода прикосновения либо стимуляция предпочтительны в этот момент;
4. ослаблять тормозящие факторы, ограничивающие способность женщины к возбуждению либо блокирующие оргазм.

Женщинам, которым помог данный последний метод, нередко дают "разрешение" испытывать сексуальные ощущения, и они научаются преодолевать опасения, что при оргазме может произойти утеря сознания либо непроизвольное мочеиспускание. В большинстве случаев эти приемы весьма облегчают женщине достижение оргазма при мастурбации либо стимуляции со стороны партнера. Для перехода к оргазму при половом акте необходим связующий этап, состоящий в мануальной стимуляции клитора во время активных фрикций.

Эти методы применяются уже в течение наиболее 30 лет для лечения половых расстройств, причем успех достигается приблизительно в 4 из 5 случаев. Между 1959 и 1973 гг. каждую пару после проведенного лечения наблюдали в течение 5 лет, чтобы оценить устойчивость достигнутых результатов. В последнее время период наблюдения сокращен до 2 лет. Приблизительно одна пара из 20 возвращается в какой-то момент в Институт Мастерса и Джонсон для дополнительной терапии после первого двухнедельного курса лечения.

(1915-12-27 ) К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Биография

Научная деятельность и публикации

Мастерс в паре с Джонсон опубликовал множество работ, некоторые из которых стали бестселлерами, так как затрагивали тему секса, которая ранее была табуирована. Исследования учёными цикла сексуальных реакций человека , возбуждения и оргазма, сексуальных расстройств и дисфункций сделали их популярными авторами.

В культуре

Напишите отзыв о статье "Мастерс, Уильям"

Примечания

Отрывок, характеризующий Мастерс, Уильям

– Нет, я не могу этому верить, – повторила Соня. – Я не понимаю. Как же ты год целый любила одного человека и вдруг… Ведь ты только три раза видела его. Наташа, я тебе не верю, ты шалишь. В три дня забыть всё и так…
– Три дня, – сказала Наташа. – Мне кажется, я сто лет люблю его. Мне кажется, что я никого никогда не любила прежде его. Ты этого не можешь понять. Соня, постой, садись тут. – Наташа обняла и поцеловала ее.
– Мне говорили, что это бывает и ты верно слышала, но я теперь только испытала эту любовь. Это не то, что прежде. Как только я увидала его, я почувствовала, что он мой властелин, и я раба его, и что я не могу не любить его. Да, раба! Что он мне велит, то я и сделаю. Ты не понимаешь этого. Что ж мне делать? Что ж мне делать, Соня? – говорила Наташа с счастливым и испуганным лицом.
– Но ты подумай, что ты делаешь, – говорила Соня, – я не могу этого так оставить. Эти тайные письма… Как ты могла его допустить до этого? – говорила она с ужасом и с отвращением, которое она с трудом скрывала.
– Я тебе говорила, – отвечала Наташа, – что у меня нет воли, как ты не понимаешь этого: я его люблю!
– Так я не допущу до этого, я расскажу, – с прорвавшимися слезами вскрикнула Соня.
– Что ты, ради Бога… Ежели ты расскажешь, ты мой враг, – заговорила Наташа. – Ты хочешь моего несчастия, ты хочешь, чтоб нас разлучили…
Увидав этот страх Наташи, Соня заплакала слезами стыда и жалости за свою подругу.
– Но что было между вами? – спросила она. – Что он говорил тебе? Зачем он не ездит в дом?
Наташа не отвечала на ее вопрос.
– Ради Бога, Соня, никому не говори, не мучай меня, – упрашивала Наташа. – Ты помни, что нельзя вмешиваться в такие дела. Я тебе открыла…
– Но зачем эти тайны! Отчего же он не ездит в дом? – спрашивала Соня. – Отчего он прямо не ищет твоей руки? Ведь князь Андрей дал тебе полную свободу, ежели уж так; но я не верю этому. Наташа, ты подумала, какие могут быть тайные причины?
Наташа удивленными глазами смотрела на Соню. Видно, ей самой в первый раз представлялся этот вопрос и она не знала, что отвечать на него.

Страшно представить, что каких-то полвека назад о сексе не говорили, а если и занимались им, то исключительно втихаря. И лишь одному человеку - ученому Биллу Мастерсу - удалось изменить эту ситуацию.

Мария Микулина

«Если в гинекологическом отделении возникала проблема, единственный, кого вы хотели видеть входящим в кабинет, был Мастерс» - так отзывался о 41-летнем хирурге один из его коллег. Мастерс был известен не только спасением жизней после неудачных абортов или выкидышей, но и созданием новой жизни. Он был в числе первых врачей, поставивших процесс искусственного оплодотворения на поток, причем процент успешных беременностей был невероятно высок, когда за дело брался именно Мастерс. Очередь из отчаявшихся пар, годами безуспешно пытавшихся забеременеть, никогда не была короткой. «Я гарантирую, что у вас будет ребенок» - коронная фраза Мастерса.

«Как гинеколог, я хотел проследить процесс развития жизни с самого ее зарождения»А. Кинси

Каждое утро Билл одним из первых ставил свой красный спортивный «шевроле-корвет» на университетскую стоянку. Еще раньше он совершал пробежку по стадиону, неподалеку от своего дома. Он никогда не изменял галстуку-бабочке, объясняя это не пижонством, а необходимостью: во время осмотра не нужно было перекидывать через плечо длинный галстук. Назвать Мастерса симпатичным мог только очень вежливый человек. Также он не был ни любезным, ни компанейским. Доктор Мастерс не любил досужих разговоров, редко позволял себе улыбку, а заслужить его похвалу считалось среди студентов величайшим достижением. И никто не знал, какой грязный и постыдный секрет скрывает холеный Билл Мастерс.

Она

Вирджиния Джонсон поняла, что хочет получить эту работу, едва переступив порог медицинской кафедры Университета Джорджа Вашингтона в Сент-Луисе снежным декабрьским вечером 1956 года. Вирджинии было чуть больше тридцати, но она уже очень, очень устала. Дома ее ждали двое маленьких детей, в прошлом маячили два безработных мужа, помощи от которых, можно сказать, не было. Она отчаянно нуждалась в работе, тем более в одном из лучших университетов страны. Впоследствии Вирджиния скажет: «Мир медицины никогда мне особенно не нравился, он для меня ничего не значил». Но чистые, большие и светлые коридоры нового корпуса университета и возможность работать на одного из лучших гинекологов страны ей явно импонировали.

«Она не была красавицей, но выглядела весьма сексуально и дружелюбно» - такой диагноз поставил миссис Джонсон один из врачей университета. Вирджиния была невысокого роста, с прямыми темными волосами, крупными чертами лица. Но в ней чувствовались стиль и элегантность. Она умела одеваться и умела себя преподнести. Вирджиния знала, что ее главный недостаток - отсутствие образования. Будучи дочерью фермеров, она добилась многого, уже переехав в город, но выше секретарской работы шагнуть никак не могла. Впрочем, в тот декабрьский вечер она получила работу прямо во время собеседования.

Миссис Джонсон произвела на Мастерса самое благоприятное впечатление: сдержанная, но незажатая, находчивая, но неназойливая. И главное - дважды разведенная. Такая деталь в биографии женщины того времени могла ей сильно повредить. Разводы не только не приветствовались, они осуждались. Тысячи домохозяек предпочитали разводу электрошоковую терапию*, которую им прописывали от депрессии. Очевидно, что миссис Джонсон была не из таких. В ней чувствовалось стремление к свободе и независимости. Кроме того, она не краснела, не хихикала и не падала в обморок при слове «секс» - решающий критерий, по которому Мастерс подбирал себе секретаршу. Ведь именно этим предстояло заниматься новой помощнице доктора Мастерса. Сексом.

* - Примечание Phacochoerus"a Фунтика: « Популярный в те зверские времена метод психиатрического лечения. Да, гомосексуализм электрошоковой терапией тоже лечили »

Асексуальная Америка

Нам, современным людям, для которых секс является естественной частью жизни и обсуждение которого кажется нормой, не понять того, что творилось в мире середины XX века. А творилось следующее: секс был табуированной темой. Он существовал в замкнутых пространствах супружеских спален и полулегальных борделей, но в широкий мир вход ему был заказан. Это был мир вопиющего сексуального невежества, который рухнул лишь в конце 1960-х, с приходом сексуальной революции, связанной с появлением разнообразных и доступных контрацептивов. Кстати, о супружеских спальнях: подавляющее большинство имело не одну широкую кровать, а две узких, чтоб и соблазна не было.

Продюсеры сверхпопулярного в 1950-х годах семейного сериала «Я люблю Люси» строго следили за тем, чтобы его герои никогда не произносили слово «беременная» в эфире. Только в середине 1960-х в сериале «Моя жена меня приворожила» (Bewitched) показали двуспальную кровать, вызвав священный трепет зрительниц по всему континенту.

Не было речи о том, чтобы просветить школьников в вопросе, что происходит с их телом. Подобное незнание приводило порой к анекдотическим случаям. Однажды на прием к Мастерсу пришла молодая пара, которая уже два года тщетно пыталась завести ребенка. На вопрос доктора, в какой позе пара чаще всего практикует соитие, молодые люди, трогательно взявшись за руки, ответили: «Как и написано в Библии, мы возлежим рядом на одном ложе». Выяснилось, что они и правда просто «возлежали» и оба невинны, как Адам и Ева до встречи со змием. К сожалению, смешно было не всегда. В подавляющем большинстве случаев сексуальная непросвещенность приводила к событиям в разной степени неприятным - от несчастливой семейной жизни до нежелательной беременности и часто аборта.

И если мужчины еще могли прогуляться до борделя и узнать там о радостях секса, то женщины вынуждены были проводить безрадостные годы в холодных спальнях, искренне считая мастурбацию грехом и не представляя, что такое оргазм.

Первые попытки открыть обществу глаза на секс предпринял биолог Альфред Кинси. Еще в 1930-х годах он начал исследование сексуальности человека, результатом которого стали два бестселлера - «Половое поведение самца человека» и «Половое поведение самки человека». Кинси, несомненно, заслуживает всяческой похвалы и всех возложенных на него лавров за смелость первопроходца. Но у работ биолога есть один весомый недостаток: все они сугубо теоретические. Выводы, которые делал Кинси в своих монографиях, основаны на ответах из опросных листов (все мы знаем, как «честно» отвечаем на вопросы о сексе). Более того, в качестве подопытных биолог, за неимением приличных граждан, выбрал постояльцев тюрем - мужской и женской. То есть не смог обеспечить свое исследование репрезентативной выборкой.

Из-за отсутствия научных фактов секс был благодарной почвой для мифов и творчества отдельных исследователей. Особенно это касалось женской сексуальности, с мужской все-таки разобраться во все времена было проще. Так Зигмунд Фрейд изобрел теорию о зрелом вагинальном и незрелом клиторальном оргазме. Мол, клиторальный оргазм свойствен девушкам, не ведающим, что они творят, в то время как вагинальный является признаком взрослой развитой женщины. А еще вагинальный оргазм в разы сильнее. Когда много лет спустя вопрос об этой сомнительной дифференциации был задан дочери психоаналитика Анне Фрейд, она ответила: «Даже если кто-то захотел бы выяснить природу женского оргазма, не представляю, как бы он проделал это в лабораторных условиях». Она не была знакома с Уильямом Мастерсом.

Подглядывающий

Почти на год бордель стал вторым местом работы Мастерса: он приходил сюда после смены в университете и скрупулезно записывал все акты, которые наблюдал сквозь глазок в псевдостене. Девушки не возражали, даже поощряли доктора. Во-первых, он провел для каждой бесплатный медосмотр. Во-вторых, во время его дежурств они были защищены от полицейских облав. Начальник полиции Сент-Луиса и его жена были обязаны Мастерсу появлением в своей семье наследника, так что договориться с блюстителем порядка доктору было легко.

Затем Мастерс зашел в тупик. Наблюдение поставило больше вопросов, чем дало ответов. Оказалось, что имитация оргазма - обычная практика женщин. Как же тогда узнать, когда женщина имитирует оргазм, а когда испытывает его по-настоящему? Вот прицепить бы к ней проводки и снимать показания пульса во время секса! Мечты, мечты... Мастерс понял, что в борделях не развернешься. Тогда он пошел к декану медицинского факультета за разрешением на проведение исследования секса. «Да что вы знаете о сексе?» - спросил возмущенный декан. «Ничего. И я уверен, что вы тоже», - ответил невозмутимый Билл. Декан расхохотался и дал разрешение. Но с оговоркой: эксперименты должны проходить в атмосфере строжайшей секретности. Декан не хотел рисковать репутацией университета и своей должностью. Билл согласился.

Дело оставалось за малым - найти женщину-партнера. После общения с девушками из борделя Мастерс понял, что если кто и может понять женщину, то только другая женщина. И когда декабрьским вечером 1956 года Вирджиния Джонсон, уверенная в себе, самодостаточная и далекая от ханжеской морали, зашла в кабинет Мастерса, он понял, что нашел ее, ту самую.

Одиночные выступления

В кабинете Мастерса творилось нечто странное. Каждый вечер туда приходили женщины и мужчины, по отдельности или вместе. После этого дверь приемной наглухо запиралась, и попытки коллег Мастерса пробраться туда за неожиданно понадобившимся документом мягко, но твердо пресекались Вирджинией в белом халате, высовывавшейся из кабинета. Собственно, самыми подозрительными были звуки, прорывавшиеся порой сквозь больничную стену. Один раз Вирджиния застала стажера со стетоскопом, прижатым к стене: за стеной действительно творилось нечто странное.

Добровольцы - так называл участников своего исследования Мастерс - приходили и за небольшую сумму мастурбировали. При этом к их обнаженным телам крепились провода, подключенные к оборудованию, которое отслеживало пульс, температуру и другие показатели организма во время сексуального возбуждения. Билл и Вирджиния наблюдали за процессом сквозь специальное стекло в лаборатории, при необходимости кто-то из них заходил в комнату и поправлял на добровольце провода. Доктор и его помощница также призвали на помощь оператора, снимавшего в университете операции. Мастерсу удалось убедить его, что то, что предстоит снимать, также всего лишь медицинская процедура.

Самой сложной частью исследования было найти доб­ровольцев. Здесь помогли такт и общительность Вирджинии. У нее было много знакомых медсестер, среди них нашлись те, кто согласился на подобную авантюру, - естественно, при условии строгой анонимности. Помогло и изобретение Мастерса - огромное пластиковое дилдо, нареченное исследователями Улиссом. Девушки-добровольцы обожали Улисса! Следующим этапом стало размещение в Улиссе миниатюрного объектива. Впервые в истории человечества женский оргазм был снят изнутри.

«Единственный противоестественный сексуальный акт - тот, который у вас не получается»

Постепенно слава о месте, где можно получить удовольствие и заодно подзаработать (не говоря уже о том, чтобы помочь науке), стала распространяться среди девушек, а потом и молодых (и не слишком) мужчин.

Выяснилось, что и мужчины, и женщины во время сексуального акта переживают четыре одинаковые стадии: возбуждение, плато (сильное возбуждение, но не оргазм), оргазм, расслабление. Также Мастерсу и Джонсон удалось развенчать миф Фрейда о зрелом и незрелом оргазме. Оказалось, что реакции тела женщины одинаковы при обоих видах оргазма и что в некоторых случаях клиторальный оргазм даже сильнее вагинального. Это подводило к неуютной мысли о том, что женщина, которая хочет получить сексуальное удовлетворение, вполне может обойтись и без мужчины.

Парная программа

Через несколько месяцев после начала работы Мастерс решил начать изучение пар. Поскольку найти женатую пару, готовую разменять спокойствие супружеской спальни на непривычную атмосферу лаборатории, оказалось непросто, доктор и его помощница прибегли к рискованному способу. Они стали приглашать незнакомцев и незнакомок разделить радости эксперимента. Для поддержания анонимности на головы они надевали мешки с прорезями для глаз. (Позже сердобольная мать Билла Мастерса, узнав об эксперименте сына, сошьет для испытуемых более уместные шелковые маски.)

С каждым месяцем количество добровольцев росло. Исследование давало возможность получить удовольствие от общения с противоположным полом на анонимной, а значит, безопасной для социальной жизни испытуемых основе. Большим плюсом было и то, что, перед тем как включить мужчину или женщину в работу, Билл и Вирджиния проверяли состояние их здоровья на предмет венерологических заболеваний и допускали только тех, кто прошел тест. К тому же женщинам устанавливались колпачки, дававшие почти стопроцентную гарантию от беременности. Чаще других в лаборатории доктора появлялись женатые и замужние: и те и другие жаждали отдохнуть от семейного счастья в объятиях незнакомого партнера с мешком на голове.

«Я поздно осознал, что научный мир не был готов к подобному откровению»

«Для чего это было нужно Мастерсу?» - можешь задаться вопросом ты (или тот, кто вместо тебя читает статью). Много лет спустя доктор сам дал ответ на этот вопрос: «Как гинеколог, я знал все о том, как на свет появляются дети. Но что приводит к зарождению жизни, по-прежнему было неясно. Я хотел проследить процесс с самого начала». Конечно, исследование не могло долго оставаться тайной, тем более что Мастерс подключил к нему двух самых верных своих стажеров. Как-то один из них устанавливал испытуемой, чье лицо было надежно скрыто маской, колпачок. Но, едва стажер повернулся к девушке, забравшейся на гинекологическое кресло, он понял, что… в общем, что он хорошо ее знает. Действительно, оказалось, что девушка - студентка университета, с которой он несколько раз ходил на свидания.

В тесном мирке Сент-Луиса невозможно было скрывать что-то долго. Мастерс и не собирался. Прошло уже пять лет с начала работы, пора было представить результаты. Но самый известный в стране гинекологический журнал «Акушерство и гинекология», печатавший обычно статьи Мастерса, отверг краткое изложение исследования реакций организма во время секса. Тогда врач решил продемонстрировать результат своим коллегам.

Скандал и изгнание

Обычно по пятницам врачи кафедры гинекологии собирались на неформальное совещание, чтобы обсудить сложные случаи и просто обменяться опытом. Иногда кто-нибудь приносил на заседание пиво. В этот раз Мастерс предложил своим коллегам сухой вермут и обратил их внимание на экран проектора. Вскоре два десятка врачей сидели с раскрытыми ртами, напрочь забыв о вермуте. Один из коллег Мастерса так вспоминает ту презентацию: «Он показал нам фильм, в котором неизвестная женщина мастурбировала. Это был крупный план сосков и увеличившейся груди. Мы не могли видеть лица женщины в фильме, кадр не выходил за пределы шеи и бедер».

Кажется, ничто не могло потрясти коллег Мастерса сильнее. Но, когда оператор поставил следующий фильм, выяснилось, что могло. На этот раз перед глазами врачей предстало огромное женское влагалище изнутри, снятое во время возбуждения и оргазма. По окончании премьеры комната наполнилась возмущенным гулом. Даже врачи не были готовы к такой степени откровенности. Через несколько дней Мастерсу было предложено оставить занимаемую им должность, а также забрать с собой Вирджинию и свое исследование.

«Я поздно осознал, что консервативный научный мир не был готов к подобному откровению. Это была стратегическая ошибка с моей стороны», - признался Мастерс спустя годы. Вместе с тем изгнание из научного рая дало врачу стимул к организации собственного дела. В 1964 году на деньги верных поклонников доктора был основан Центр репродуктивных биологических исследований. Эта работа сильно осложнила жизнь не столько Биллу и Вирджинии, сколько их семьям. Жена Билла Либби боялась вскрывать письма, потому что большинство из них содержали грязные оскорбления от незнакомцев. Детей пришлось отдать в школы-интернаты в других штатах, чтобы избавить от преследований одноклассников. Репутации центра мешали также слухи об отношениях между Мастерсом и его помощницей. Слухи, надо сказать, более чем правдивые.

Служебный роман

Билл и Вирджиния стали любовниками в первый же год совместного наблюдения за мастурбировавшими и занимавшимися сексом испытуемыми, что вполне закономерно (представь себе, что изо дня в день ты с коллегой противоположного пола будешь смотреть порнофильмы). Сначала интимные отношения между доктором и его помощницей носили строго практический характер: Мастерс сразу предложил Джонсон секс, чтобы, как он выразился, у них «не случился перенос на одного из испытуемых». В общем, чтобы обезопасить себя от соблазна.

«Билл нарушил все правила: он не был верным мужем для Либби»

С годами ситуация усугубилась. Мастерс стал отправлять жену с детьми на каникулы в другой штат. И соседи, в том числе подруги Либби, наблюдали, как на следующий же день после отъезда миссис Мастерс ее место на лежаке у бассейна занимала миссис Джонсон. Вирджиния появлялась в обществе в дорогих мехах, которые были явно не по карману ей, но по карману ее состоятельному работодателю. Помощницу Мастерса постоянно путали с его женой. Билл и Вирджиния выходили в свет вместе, у них появилась очаровательная привычка заканчивать друг за другом предложения. Они были бы идеальной парой, если бы не тот факт, что Билл уже был женат.

И, наконец, оргазм

Общее детище Мастерса и Джонсон - Центр репродуктивных биологических исследований - крепчало на глазах. Но успех пришел с выходом книги «Человеческие сексуальные реакции». Работа содержала революционные для американского общества утверждения, основанные на лабораторном наблюдении за 382 женщинами и 312 мужчинами в возрастной категории от 18 до 75 лет. Общество, в частности, узнало, что женщине не нужен мужчина, чтобы испытывать удовольствие, и что с годами либидо не исчезает, как было принято думать, а лишь уменьшается, да и то не всегда.

За пару недель весь тираж, состоявший из строгих книжек в коричневой суперобложке, расхватали. Книга стала бестселлером, а его авторы - первыми людьми, не постеснявшимися заговорить о сексе. Появление книги совпало с началом сексуальной революции: постепенно общество стало поворачиваться к сексу лицом. Билла, еще недавно исключенного из научной жизни, снова стали приглашать на конференции.

P.S. В 1992 году Америку потрясло известие о разводе Билла и Вирджинии. Они утверждали, что продолжат совместную работу и после расставания. Не вышло. Мастерс скончался в 2001 году. Вирджиния - в июле 2013 года. Если бы она прожила еще два месяца, то увидела бы пилотную серию сериала «Мастера секса», снятого Showtime по мотивам ее с Биллом жизни и работы.

В действительности женщины знают о мужчинах не так много, как себе представляют. На протяжении многих веков они стремились преуспеть в особом искусстве приспособиться к ним. Но приспособиться к мужчинам – не значит их понять. Женщины часто заблуждаются, думая, что жизнь мужчины достаточно легка, по крайней мере, по сравнению с женской долей, и не имеют никакого понятия о той сложной внутренней борьбе, которая происходит в период превращения наивного мальчика в зрелого мужчину. Они не представляют себе, какой долгий и трудный путь следует пройти мальчику и мужчине, который должен отделиться от своей родной, незаменимой, заботливой матери и встать на путь испытаний, совершенно не похожий на пройденный ею, где уже нельзя воспользоваться ни материнским опытом, ни советом. С этой точки зрения можно отметить, что девочка должна стремиться быть похожей на мать, тогда как мальчик должен научиться от нее отличаться. При этом такое различие не должно портить ему жизнь, переходя в антагонизм или страх. К сожалению, сегодня западная культура находится в таком состоянии, что часто становится трудно избежать этого плачевного результата, несмотря на вытекающие из него очевидные социальные последствия.

Именно поэтому юнгианский подход, предполагающий проникновение в суть проблемы, оказывается столь полезным в объяснении никогда не прекращающегося конфликта между мужчинами и женщинами. Джонсон весьма удачно объясняет эту вечную «войну полов» с помощью очень простой, но искусной интерпретации древних мифов (в нашем случае – мифа о Парсифале).

Непосвященному читателю книга, интерпретирующая средневековый миф на современный лад, может показаться дидактичной и глупой. Это не так! Джонсон обладает редким сочетанием дискурсивности и подкупающей простоты стиля, и его ясное толкование юнгианских концепций, необходимых для объяснения его подхода, без особых препятствий проникает в ткань текста. Глубокий смысл новеллы заключается именно в ее неопределенности, и я абсолютно уверена в том, что большинство читателей не отложат книгу, не дочитав ее до конца. Но, закончив чтение, можно убедиться в том, что она вам очень хорошо запомнилась, и время от времени вас потянет к ней вернуться, как притягивает к себе что-то очень близкое, и с каждым следующим прочтением у вас будут появляться все новые и новые инсайты.

Иными словами, я очень рекомендую прочитать эту книгу. Она будет вас развлекать, информировать, будить ваше мышление, ибо она загадочна и вместе с тем поэтична. Мужчины, которые ее прочтут, безусловно, узнают о себе больше, а женщинам, особенно тем, которые, к глубокому сожалению, до сих пор видят в мужчинах «врагов», она поможет посмотреть на них другими глазами.

Рут Тиффани Барнхауз преподаватель психиатрии

Гарвардского университета

Мифология и постижение Бога

Введение в историю о Священной Чаше

Для первобытных людей мифология была священной, словно в архаичных мифах содержалась человеческая душа. Жизнь первобытного человека зарождается и развивается в мифологической колыбели, поэтому смерть мифологии означает разрушение человеческой жизни и человеческого духа, как это случилось с мифами американских индейцев.

Однако для большинства наших современников слово «миф» стало синонимом слов «вымысел» и «иллюзия». Такая путаница возникла вследствие ложного представления о том, что мифы родились в процессе наивных попыток древнего человека объяснить разные природные явления, в чем наука преуспела гораздо больше. Но сейчас некоторые психологи и антропологи помогают нам увидеть миф в совершенно ином свете и понять, что он отражает глубинные психологические и духовные процессы, присущие человеческой психике. В первую очередь следует назвать К. Г. Юнга, который в своей концепции коллективного бессознательного подчеркивал, что мифы – это спонтанные проявления скрытой в бессознательном психологической и духовной истины. По Юнгу, мифы содержат глубокий смысл для каждого человека, ибо в них в форме рассказа всплывает «архетипическое» содержание, то есть универсальные и достоверные картины жизни.

Миф находится в таком же отношении ко всему человечеству, как сон – к отдельному человеку. Сон доносит до человека важную и необходимую психологическую истину о нем самом. Миф же открывает важную психологическую истину о человечестве в целом. Человек, который понимает сны, лучше понимает самого себя. Человек, постигающий внутренний смысл мифа, соприкасается с универсальными духовными вопросами, которые ставит перед ним жизнь.

Вполне вероятно, что среди всех западных мифов о мужчине уникальной является история о Священном Граале. Опираясь на языческие и раннехристианские мотивы, миф о Священной Чаше окончательно оформился к XII–XIII столетиям. Его разные версии почти одновременно появились во Франции, в Англии, в Уэльсе и некоторых других европейских странах, как если бы скрытая в глубине жизнь внезапно пробилась к свету. Христианское содержание этого мифа, его последняя версия и его корни, уходящие в европейскую почву, придают ему особую значимость в контексте западной духовной культуры.

Основой для этой книги послужил курс лекций о Священной Чаше, прочитанный Робертом Джонсоном в епископальной церкви апостола Павла весной 1969 года. Его толкование мифа основано на принципах юнгианской концепции. Мне кажется, имеет смысл кратко остановиться на наиболее существенных аспектах концепции Юнга.

Главная идея юнгианской психологии заключается в процессе индивидуации. Индивидуация совершается на протяжении всей жизни; следуя этому процессу, человек постоянно приближается к идеальной целостной личности, определенной Божьим промыслом. Это приближение заключается в постепенном расширении человеческого сознания и возрастающей способности сознательной личности к максимальной рефлексии своей самости. Под Эго мы подразумеваем центр нашего сознания, Я, находящееся у нас внутри, ту нашу часть, с которой мы сознательно идентифицировались. Самостью мы называем всю личностную структуру, потенциальную личность, которая находится внутри нас с момента рождения и ищет любую возможность обнаружить и проявить себя через посредство Эго на протяжении всей человеческой жизни.

Процесс индивидуации вовлекает человека в круг очень серьезных психологических и духовных проблем. Весьма сложной является проблема начала примирения с собственной тенью – темной, отвергаемой и даже опасной частью личности, которая входит в конфликт с сознательными установками и идеалами. Каждый из нас, желая достичь целостности, должен так или иначе найти с тенью общий язык. Отвержение теневой стороны личности приводит к ее расщеплению и постоянному конфликту между сознанием и бессознательным. Принятие и интеграция теневой стороны личности – это всегда трудный и болезненный процесс, который тем не менее обязательно приводит к установлению психологического равновесия и гармонии, по-иному совершенно недостижимых.

Еще более сложная задача для мужчины – интеграция элемента бессознательной фемининности, а для женщины – маскулинности. Одно из наиболее ценных открытий Юнга – андрогинность – представляет собой соединение в человеке маскулинности и фемининности. Но, как правило, идентифицировавшись со своей маскулинностью, мужчина, если можно так выразиться, скрывает свою фемининность глубоко внутри, а женщина, соответственно, так же поступает со своей внутренней маскулинностью. Эту внутреннюю женщину, существующую в мужчине, Юнг назвал анимой, а мужчину, существующего внутри женщины, – анимусом.

Интеграция мужчины с его фемининностью – вопрос сложный и психологически тонкий. Пока этот процесс не завершен, мужчине не стоит надеяться на возможность проникновения в тайну своей самости. Легенда о Священной Чаше появилась в тот самый исторический момент, когда мужчина стал по-новому осознавать свою фемининность. Эта история повествует, в первую очередь, о тяжелой, но необходимой борьбе, происходящей в мужчине в процессе осознавания своей внутренней фемининности и установления с нею контакта. Отсюда следует, что легенда о Священной Чаше – это прежде всего история о процессе мужской индивидуации. Мужчина, читающий эту книгу, может найти в ней ключевые точки отсчета в развитии собственной личности, соответствующие основным моментам развития сюжетной линии легенды. Поскольку женщине приходится жить с мужчиной, у нее тоже может появиться определенный интерес к скрытому смыслу легенды о Священной Чаше, так как понять его – значит понять мужчину в критические моменты его жизни.