» » Дружба и любовь в пушкинской лирике. Пушкинская лирика дружбы и любви

Дружба и любовь в пушкинской лирике. Пушкинская лирика дружбы и любви

ТЕМА ЛЮБВИ И ДРУЖБЫ В ЛИРИКЕ А.С. ПУШКИНА

Пушкин...! Когда вспоминаешь этого замечательного поэта, перед тобой возникают тирады стихов о любви и дружбе, чести и Родине, возникают образы Онегина и Татьяны, Маши и Гринева. На протяжении вот уже более 100 лет люди обращаются к его поэзии, находя в ней отражение своих мыслей, чувств и переживаний. Я люблю поэзию Пушкина. Да ее и невозможно не любить. Самый строгий читатель найдет для себя в ней что-либо близкое, потому что она многогранна. Пушкин был не только великим поэтом, волшебником русского слова, это был человек, страстно отзывающийся на все живое, человек высокий и благородный. В многообразии лирических тем, озаряющих поэзию Пушкина, тема дружбы занимает столь значительное место, что поэта можно было бы назвать певцом этого благородного чувства. Во всей мировой литературе нет более яркого примера особого пристрастия именно к этой стороне человеческих отношений.

Очевидно, истоки этого чувства заложены в самой натуре поэта, отзывчивой, умеющей раскрывать в каждом человеке лучшие свойства его души. У Пушкина было много друзей, и близких, и не очень близких. Очень широк диапазон его дружеских привязанностей - от простого и внешнего приятельства до высоких степеней требовательной, бесстрашной и порой жертвенной дружбы. Пушкин братски любил и мечтательного Дельвига, и наивного Кюхельбекера, и остроумного Вяземского, и буйного Дениса Давыдова, и поэта-гражданина Рылеева, и простодушного Нащокина. Совершенно особое место среди друзей Пушкина занимает П. Чаадаев, который в юные годы был для поэта образцом высокого гражданского мужества и умного свободолюбия. Пушкиным написано много стихотворений, обращенных к Чаадаеву, проникнутых величайшим уважением, доверием и дружбой. Дружба с Чаадаевым была для Пушкина не просто житейской привязанностью, но, прежде всего, символом благородных, свободолюбивых идей. Это с особой силой сказалось в одном из ранних стихотворений "К Чаадаеву" (1818 год). Это послание для последующих поколений стало памятником высокой дружбы, вдохновленной общностью политических идеалов. Пушкин не только любит и ценит своих друзей, но и не забывает о них и тогда, когда они находятся в беде, когда проявление сердечного внимания к ним грозит ему самому большими и опасными неприятностями. Пушкин на глазах жандармов бросается в объятия ссыльного Кюхельбекера.

Узнав, что Муравьева едет в Сибирь к мужу, сосланному на каторгу, он шлет через нее друзьям-декабристам стихи, полные глубочайшей уверенности в правоте их героического дела. А на вопрос Николая, где был бы он 14 декабря, не колеблясь, отвечает: "С друзьями!" Среди лучших пушкинских друзей лицейской юности И.И. Пущин занимал особое место. Он не был поэтом, как Дельвиг - или Кюхельбекер, его связывали с Пушкиным не только общелитературные интересы. Это был друг, которому Пушкин охотнее, чем другим, доверял волнения и тревоги своего юного сердца. Память о ночных разговорах с другом остается в сердце поэта на всю жизнь и придает особый тон их отношениям. Правда, виделись друзья после окончания лицея очень редко и мало, но оба они всегда рвались друг к другу. Когда Пушкин узнал о разгроме восстания декабристов, он очень тяжело пережил эту весть. С посланием в Сибирь посылает он стихи Пущину: "Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, когда мой дом уединенный, печальным снегом занесенный, твой колокольчик огласил. Молю святое провиденье: да голос мой душе твоей дарует то же утешенье, да озарит он заточенье лучом лицейских ясных дней". Всего десять строк! Но как много сказано в них! Сколько пережитого и выстраданного в этих до предела сжатых словах! Каждая стока полна глубокого смысла. Это была настоящая дружба, благородная и верная. Дружба - одна из основных тем пушкинской лирики на всех этапах его творческого пути. В стихотворении "19 октября" 1827 г." Пушкин вновь пишет своим друзьям-декабристам о своей верности, дружбе: "Бог помощь вам, друзья мои, и в бурях, и в житейском горе, в краю чужом, в пустынном море, и в мрачных пропастях земли..." Но, пожалуй, еще многообразнее проходит в пушкинской лирике вечная тема любви. Тема любви в творчестве Пушкина - это восторг перед духовной и физической красотой, это гимн возвышающему и облагораживающему человека чувству, это выражение безграничного уважения к женщине. Еще в 1818 году на одном из званых вечеров встретил Пушкин 19-тилетнюю Анну Петровну Керн. Ее сияющая красота и молодость привели в восторг молодого поэта.

Прошли годы... Пушкин в ссылке. Рядом с Михайловским находилось имение помещицы Осиповой. Здесь Пушкин вновь встретился с Керн, такой же обаятельной, как и прежде. Пушкин подарил ей недавно напечатанную главу "Евгения Онегина", а между страниц вложил стихи, написанные для нее. Стихи, посвященные Анне Петровне ("Я помню чудное мгновенье"), - знаменитый гимн высокому и светлому чувству. Это одна из вершин пушкинской лирики. Стихи пленяют не только чистотой и страстностью воплощенного в них чувства, но и гармоничностью. Любовь для поэта - источник жизни и радости, стихотворение "Я вас любил" - это шедевр русской поэзии. На его стихи написано более двадцати романсов. И пусть проходит время, имя Пушкина всегда будет жить в нашей памяти и пробуждать в нас лучшие чувства.

Сочинение

Все поэты так или иначе обращаются к теме любви. И для каждого поэта эта тема имеет особое, личное значение. Античные поэты считали чувство любви самым главным: в нем они черпали вдохновение, любовь обогащала их духовно. На священных чувствах любви и дружбы полностью основывается такое литературное направление, как сентиментализм. Большое место тема любви занимает в творчестве поэтов-романтиков.

Для Александра Сергеевича Пушкина любовная тема является одной из основных в его лирике. В лицейский период поэзия Пушкина еще во многом подражательна В это время юный поэт увлекается философией сладострастия. В стихотворении «Гроб Анакреона» поэт призывает «страстью пылкой утомляться» и провозглашает формулу всей своей лирики того периода:

Жизнью дайте ж насладиться;

Жизнь, увы, не вечный дар!

В стихотворениях лицейского периода Пушкин воспевает беспечное наслаждение жизнью, дружеский пир, вино. Любовь для него — это тоже одно из жизненных наслаждений, легкое, приятное чувство, стоящее в одном ряду с пиром и вином.

Очень скоро легкая, жизнеутверждающая поэзия, понимание любви как веселого развлечения сменится гражданскими мотивами, воспеванием гражданских доблестей. Пушкин переосмысливает основные темы своей поэзии, и любовь получает у него совсем иное освещение. В послании «К Чаадаеву» Пушкин как бы пытается примирить два совершенно разных направления: сентиментализм и классицизм. Поэт соединяет гражданские идеалы с интимными чувствами. В центральных строках стихотворения любовные переживания сравниваются с гражданскими стремлениями:

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Любовь как интимная ценность в гражданской лирике Пушкина соединяется с патриотическими чувствами. Теперь любовь для поэта — это, прежде всего, любовь к Родине. В стихотворении «К Чаадаеву» соединяются несовместимые раньше понятия любви к женщине и любви к родине.

У Пушкина создается новая философия чувства любви. В послании «К Каверину» мы читаем:

Молись и Вакху, и любви

И черни презирай ревнивое роптанье.

Здесь любовь — это способ ухода от окружающего мира, от толпы. Об этом же Пушкин говорит и в стихотворении «К Плюсковой»:

Любовь и тайная свобода

Внушали сердцу гимн простой.

Чувство любви ставится на одну линию с внутренней свободой. Любовь помогает поэту уйти от мира в глубину своих чувств, где он полностью свободен и ни от кого не зависим. В южной ссылке, в романтический период творчества, любовь для Пушкина — это уже не «шалость юных лет», не патриотическое чувство к родине, а глубокая, драматическая страсть. Любовь поэта-романтика часто безответна, всегда несчастна. Она, подобно листку из стихотворения «Сожженное письмо», горит в душе лирическою героя и сгорает за один миг, оставляя после себя лишь пепел и опустошенную душу. Этот горький финал заставляет Пушкина разочароваться в романтической любви. Нужна ли поэту такая свободная, но разрушительная, опустошающая любовь, которая, кроме горя и боли, ничего не оставляет в душе? Такая любовь уничтожает сам источник вдохновения.

Великий поэт отказывается от романтической любви. В Михайловском он еще раз переосмысливает тему любви в своем творчестве, возвращаясь к ранней лирике, к пониманию любви как внутренней свободы и источника вдохновения. В стихотворениях Михайловского периода Пушкин поднимается намного выше трактовки любви как преходящей, земной страсти.

В стихотворениях Пушкина любовь становится идеальным, вечным чувством. Она приобретает оттенок жертвенности и рыцарства. В стихотворении «Я вас любил…» поэт провозглашает бескорыстную любовь:

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Это одно из самых загадочных и проникновенных произведений пушкинской лирики. Загадочность этих строк — в их простоте, безыскусности, но в тоже время в емкости и глубине выраженного чувства. Любить, пусть безответно, в понимании Пушкина, — уже само по себе великое счастье. Огромную роль играет трехкратное повторение «я вас любил…», а также повторы однотипных словесных конструкций: «безмолвно, безнадежно», «так искренно, так нежно». Эти повторы придают поэтическому монологу элегическое настроение. Последняя строка звучит как бы на выдохе, — как страстное и прощальное пожелание.

В стихотворении «На холмах Грузии…» лирический герой тоскует по своей возлюбленной, но печаль его «светла», потому что она полна любовью. Такая любовь для Пушкина и есть долгожданное умиротворение и успокоение.

Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может.

Великий русский поэт показал, что любовь — это источник внутренней свободы и гармонии, источник творческого вдохновения. В стихотворении «Я помню чудное мгновенье…», посвященной Анне Петровне Керн, Пушкин рисует идеальный, небесный образ любви. Этот образ чужд всему земному. В стихотворении нет ни одной конкретной черты возлюбленной лирического героя. Перед нами образ чистого, идеального проявления красоты. Только его явление способно рождать в душе поэта высокие чувства и вдохновение:

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье.

И жизнь, и слезы, и любовь.

Мы видим, что тема любви в лирике Пушкина в разные периоды его творчества раскрывается им по-разному. В лицейский период — это легкое, несерьезное чувство, одно из наслаждений жизни. В петербургский период любовь связана с патриотическими стремлениями поэта: это любовь к Родине. В период южной ссылки Пушкин изображает любовь как романтическую, опустошающую cтpacть. И только в Михайловском Пушкин приходит к пониманию любви как высшей ценности человека. Любовь теперь связана у него с внутренней свободой, способной пробуждать в поэте вдохновение и самые лучшие человеческие чувства.

Пушкинские традиции темы любви были унаследованы другими русскими поэтами. Соединение любви с гражданскими и патриотическими чувствами, сравнение возлюбленной с Родиной свойственно патриотической лирике Некрасова. «Как женщину, ты родину любил», — говорит он в стихотворении «Памяти Добролюбова». Также это свойственно Блоку («Россия») и Маяковскому («Письмо Татьяне Яковлевой»). Романтическая любовная лирика Пушкина явилась во многом основополагающей для творчества Лермонтова. Созданная же Пушкиным в последний период творчества философия самозабвенной любви будет творчески развита не только поэтами, но и прозаиками Гончаровым, Тургеневым, Толстым.

Сочинение на тему: «Любовь и дружба в лирике Пушкина».

В многообразии лирических тем, принадлежащих поэзии Пушкина, тема дружбы занимает столь значительное место, что поэта можно было бы назвать ее певцом. Очевидно, истоки умения дружить заложены в самой натуре поэта: отзывчивого, умеющего раскрывать в каждом человеке лучшие свойства его души. У Пушкина было много и близких друзей, и товарищей. Очень широк диапазон его дружеских привязанностей - от простого и внешнего приятельства до высоких степеней требовательной, бес страшной и порой жертвенной дружбы. Пушкин братски любил и мечтательного Дельвига, и наивного Кюхельбекера, и остроумного Вяземского, и буйного Дениса Давыдова, и поэта-гражданина Рылеева, и простодушного Нащокина. Совершенно особое место среди друзей Пушкина занимает П. Чаадаев, который в юные годы был для поэта образцом высокого гражданского мужества и свободолюбия. Пушкиным написано много стихотворений, обращенных к Чаадаеву, проникнутых величайшим уважением, доверием и дружбой. Дружба с Чаадаевым была для Пушкина не просто житейской привязанностью, но прежде всего символом благородных, свободолюбивых идей. Это с особой силой сказалось в одном из ранних стихотворений “К Чаадаеву” (1818 г.). Это послание для последующих поколений стало памятником высокой дружбы, вдохновленной общностью политических идеалов. Пушкин не только любит и ценит своих друзей,-но и не забывает о них тогда, когда они находятся в беде, когда проявление сердечного внимания к ним грозит ему самому большими и опасными неприятностями. Пушкин на глазах жандармов бросается в объятия ссыльного Кюхельбекера. Узнав, что Муравьева едет в Сибирь к мужу, сосланному на каторгу, он шлет через нее друзьям-декабристам стихи, полные глубочайшей уверенности в правоте их героического дела. А на вопрос Николая I, где был бы он 14 декабря, не колеблясь отвечает: “С друзьями!” Среди лучших пушкинских друзей лицейской юности И. Пущин занимал особое место. Он не был поэтом, как Дельвиг или Кюхельбекер, его связывали с Пушкиным не только общелитературные интересы. Это был друг, которому Пушкин охотнее, чем другим, доверял волнения и тревоги своего юного сердца. Память о ночных разговорах с другом остается в сердце поэта на всю жизнь и придает особый тон их отношениям. Правда, виделись друзья после окончания лицея очень редко и мало, но оба они всегда рвались друг к другу. Когда Пушкин узнал о разгроме восстания декабристов, он очень тяжело переживал эту весть. С посланием в Сибирь посылает он стихи Пущину.

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой дом уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил...

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенъе

Лучом лицейских ясных дней.

Всего десять строк! Но как много сказано в них! Сколько пережитого и выстраданного в этих словах! Каждая строка полна глубокого смысла. Это была настоящая дружба, благородная и верная.

Дружба - одна из основных тем пушкинской лирики на всех этапах его творческого пути. В стихотворении “19 октября” (1827 г.) Пушкин вновь пишет своим друзьям-декабристам о своей верности, дружбе:

Бог помощь вам, друзья мои.

И в бурях, и житейском горе,

В краю чужом, в пустынном море

И в мрачных пропастях земли...

Но, пожалуй, еще многообразнее проходит в пушкинской лирике вечная тема любви. Тема любви в творчестве Пушкина - это восторг перед духовной и физической красотой, это гимн возвышающему и облагораживающему человека чувству, это выражение безграничного уважения к женщине.

Еще в 1818 году на одном из званых вечеров встретил Пушкин 19-летнюю Анну Петровну Керн. Ее сияющая красота и молодость привели в восторг молодого поэта. Прошли годы... Пушкин в ссылке. Рядом с Михайловским находилось имение помещицы Осиповой. Здесь Пушкин вновь встретился с Керн, такой же обаятельной, как и прежде. Пушкин подарил ей недавно напечатанную главу “Евгения Онегина”, а между страниц вложил стихи, написанные для нее. Стихи, посвященные Анне Петровне (“Я помню чудное 14гновенье”),- знаменитый гимн высокому и светлому чувству. Это одна из вершин пушкинской лирики. Стихи эти пленяют не только чистотой и страстностью воплощенного в них чувства, но и гармоничностью.

Любовь для поэта - источник жизни и радости. Стихотворение “Я вас любил” - шедевр русской поэзии. На стихи Пушкина написано более двадцати романсов. И пусть проходит время, имя любимого поэта и его стихи всегда будут жить в нашей памяти и пробуждать в нас лучшие чувства.

Александра Сергеевича Пушкина по праву можно считать величайшим русским поэтом, который открыл золотую страницу в истории русской литературы.

Его лирика многотемна и многогранна, но любовь и приятельство занимают особое место в ней, поскольку эти чувства сопутствовали поэту на протяжении всей его жизни; они были основными источниками его вдохновения.
С течением времени взгляд поэта и отношение к ним менялись, но верность этим идеалам он пронес через всю жизнь.

Дружеские послания лицейских лет в большинстве своем описывают юношеские пиры и веселья, прославляют жизнь ради жизни. Уже в тот самый срок появляется мотив братства, который пройдет через все творчество поэта. Даже через много лет после окончания Лицея Пушкин помнит всех тех, с кем он учился, и посвящает им такие стихотворения, как "19 октября" (1825), "Бог помочь вам, друзья мои" (1827), "Чем чаще празднует лицей свою святую годовщину" (1831), "Была пора: наш праздник молодой" (1836).

Своему другу П. Я. Чаадаеву Пушкин адресует несколько стихотворений: "К Чаадаеву" (1818), "Чаадаеву" (1821). В произведении 1821 года автор, обращаясь к товарищу, благодарит его за поддержку и наставления:

Во глубину души вникая строгим взором,

Ты оживлял ее советом иль укором.

Особое место в творчестве Пушкина занимает послание, адресованное друзьям-декабристам, "Во глубине сибирских руд..." (1827), в котором автор хочет морально поддержать сосланных на каторгу борцов. Поэт выражает уверенность в том, что "скорбный труд и дум высокое стремленье" не пропадут. Заканчивается стихотворение на оптимистической ноте:

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут - и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

Верность идеалам декабризма поэт провозглашает и в стихотворении "Арион" (1827): "Я гимны прежние пою". Он останется верен идеалу дружбы и свободы до конца своей жизни.

Одним из первостепенных источников вдохновения у Пушкина постоянно была любовь - чувство, захватывающее все его существо, занимающее все помыслы.

Любовь для лирического героя - чувство светлое, прекрасное, припоминать о нем "грустно и легко". Ведь более того несостоявшаяся и безответная, она была для Пушкина источником вдохновения, что подтверждают следующие строки:

И сердце ещё горит и любит оттого,

Что не любить оно не может.

Любовь у Пушкина - это любовь к своей избраннице, а не к своему чувству, поэтому поэт будет постоянно восторженно относится в женщине, которую он когда-то любил, пусть и безответно:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

Одним из прекрасных произведений любовной лирики поэта является стихотворение "Я помню чудное мгновенье" (1825), обращенное к А. П. Керн, с которой поэт встречался в Петербурге, но жизнь разлучила их:

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты...

В жизни Пушкина наступили тяжелые годы изгнания:

В глуши, во мраке заточенья,

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Любовь и слезы - вот что заставляет Пушкина существовать и творить, несмотря ни на какие невзгоды. А поэтому новая саммит "пробуждает" душу, вдохновляет на написание этого стихотворения. Метафора ("бурь порыв мятежный"), сравнения ("как мимолетное виденье", "как гений чистой красоты") - все это способствует усилению образности и выразительности. Стихотворение написано любимым пушкинским размером - четырехстопным ямбом. Последние строки повторяют первое четверостишие (кольцевая композиция), что свидетельствует о возврате чувств.

В Одессе Пушкин увлекся Е. К. Воронцовой. Любовь к женщине, которая не принадлежала ему, привела к созданию таких стихотворений, как "Храни меня, мой талисман" (1825), "Сожженное письмо" (1825). Эти стихотворения проникнуты грустью. Единственное, что осталось в память о чувстве, - это "письмо любви", но и с ним надо проститься: "она велела". И поэт предает огню "все радости свои". Жадное пламя отняло последнее утешение, а печать, оставленная "перстнем верным", превратилась в "растопленный сургуч", а "пепел милый" остался "на горестной груди" как напоминание о несостоявшемся счастье. Обилие пауз, многоточий придает произведению тревожное настроение.

Любовь и приятельство, как два величайших чувства, проходят через всю жизнь и творчество поэта. Именно они были тем источником вдохновения, благодаря которому родились подлинные шедевры пушкинской поэзии.

Дружбу Пушкин понимал не только как отношения, возникающие между двумя людьми. «Дружество» для него – это целый круг людей, близких «по судьбе», это «братство», «наш союз», сложившийся еще в лицее. Манифест дружбы – строфа из «19 октября»: Друзья мои, прекрасен нага союз! Он как душа неразделим и вечен Неколебим, свободен и беспечен Срастался он под сенью дружных муз… Дружбу Пушкин понимал и как «сладостный союз», связывающий между собой поэтов.

В ней источник новых ярких переживаний, она – искра, зажигающая сердце, которое не может не любить. Последние строки («И сердце вновь горит и любит – оттого, что не любить оно не может») особенно важны для понимания стихотворения и той идеи любви, которой вдохновлена лирика Пушкина: вечна сама потребность любить, чувство возникает в сердце как эхо женской красоты и гармонии. Даже чужая, неведомая любовь способна наполнить душу поэта «мечтою странной» воскресив целый рой воспоминаний о своей и «чужой» молодости, о красоте и счастье («Цветок»).

Оно, подобно буре, давало ему мощный источник вдохновения, лишая его свободы, подчиняя «страстям мятежным». И в шедеврах пушкинской любовной лирики («Я помню чудное мгновенье…», «Я вас любил…

В стихотворении «К Языкову» основой этого союза названо творчество, вдохновение: Они жрецы единых муз; Единый пламень их волнует; Друг другу чужды по судьбе, Они родня по вдохновенью. В стихах Пушкина о дружбе неизменно присутствует философский мотив судьбы («19 октября»). Размышления о друзьях подталкивали поэта к анализу собственной судьбы, создавали психологический и философский фон многих его стихотворений.

В них запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин воспел женщину.

В многочисленных стихотворениях, посвященных друзьям и возлюбленным, раскрылось понимание поэтом этих высших жизненных ценностей, созданы яркие образы друзей и любимых женщин. Дружба и любовь для Пушкина – спутники юности, они возникают в «вихре жизни молодой» и сопровождают человека всю его жизнь. Потребность Пушкина в дружеском общении, в понимании и поддержке друзей была столь же неизменной, как и потребность любить и быть любимым.

Лицеисты, разбросанные по всему свету, как бы соединялись в лирическом мире Пушкина. Дружеское участие, дружеская поддержка для Пушкина – высшие проявления человечности, требующие мужества, воли, готовности исполнить свой долг («И. И. Пущину»). Сила дружбы прочнее тюремных цепей, луч лицейского братства способен рассеять мрак заточенья – такова главная мысль поэта. В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее.

», «На холмах Грузии…») говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывавших его с возлюбленными. Любовь Пушкина-лирика – предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской «прозы». Стихи Пушкина – вовсе не дневник его любовных побед и поражений.

В стихах оживают его «любви пленительные сны». Это стихи-воспоминания, в которых поэт чутко прислушивается к себе, стремится выразить в слове психологическую уникальность и в то же время сходство своих любовных переживаний. Говорить о любимой поэту столь же сложно, как и об абсолютной красоте или о высшем блаженстве, поэтому образы женщины создаются с помощью сравнений и аналогий («Мадона»). Любовь, «замыкая» перечисление того, что заставляет душу поэта «пробудиться», как бы венчает все, из чего состоит жизнь. Именно любовь способна дать человеку высшее наслаждение.