» » Экспедиции, пропавшие при загадочных обстоятельствах. Современные путешественники и их открытия Исследования Сибири и Дальнего Востока

Экспедиции, пропавшие при загадочных обстоятельствах. Современные путешественники и их открытия Исследования Сибири и Дальнего Востока

Кажется, сейчас уже прошли времена первооткрывателей, не осталось на карте белых пятен. Но оказывается, и в наши дни можно совершать путешествия, изучать непознанные уголки планеты. Пусть уже открыты все материки и острова, пусть с космоса можно увидеть самые отдаленные и труднодоступные районы, а пытливый человеческий ум ставит перед собой новые задачи и решает их, организует экспедиции. Кто же они, современные путешественники 21 века?

Имена современных путешественников

Когда мы вспоминаем о знаменитых первопроходцах, наряду с великими Колумбом, Магелланом, Куком, Беллинсгаузеном, Лазаревым и другими, говорим и о наших современниках. Имена Кусто, Хейердала, Сенкевича, Конюхова и других исследователей тоже звучат как гимн изучению нашей планеты. Современные путешественники и их открытия являют собой прекрасный

Жак Ив Кусто

Кусто - величайший океанолог, французский ученый-исследователь. Это человек, который открыл для человечества подводный мир. Именно его руками были изготовлены очки для первый акваланг, оборудовано первое научное судно, изучающее морские глубины. Ему принадлежат первые фильмы, снятые под водой.

Впервые человек получил возможность свободно перемещаться в толще воды и опускаться на глубины до 90 м. Под руководством Кусто были организованы первые подводные экспедиции. Сначала это были археологические исследования на дне океана и фотосъемки на глубинах в несколько километров.

Когда Кусто создал "подводное блюдце" - мини-подводную лодку, возможности для изучения толщи воды резко увеличились. Продолжением стало основание временных подводных научных станций, где современные путешественники жили в течение нескольких месяцев и могли вести наблюдения непосредственно в море.

Результатом многолетней работы Кусто по изучению подводного мира стали книги и фильмы, которые имели огромную популярность: "В мире безмолвия", "Мир без солнца", "Подводная одиссея Кусто". С 1957 года он возглавлял Океанографический музей в Монако. В 1973 году было основано "Общество Кусто по охране морской природы".

Среди своих почетных наград главной он считал орден Почетного легиона. Умер Кусто в 1997 году в Париже.

Тур Хейердал

Это имя также знакомо каждому, кто хоть немного интересовался путешествиями. Тур Хейердал прославился морскими походами, предпринятыми для доказательства своей точки зрения на заселение разных районов мира.

Хейердал первым выдвинул идею о том, что острова Полинезии могли быть заселены выходцами из Южной Америки. Чтобы доказать эту теорию, современные путешественники под его руководством совершили беспримерное плавание на бальсовом плоту "Кон-Тики" через Тихий океан. Одолев около 8 тысяч км за 101 день, экспедиция достигла островов Туамоту. При этом плот сохранил свою плавучесть, и если бы не шторм, наверняка мог бы дотянуть и до берегов Азии.

Затем последовали экспедиции на тростниковых лодках "Ра" и "Ра-2", в которых принимал участие наш соотечественник Юрий Сенкевич. Лодка "Тигрис", плавание на которой должно было показать возможность связей между Месопотамией и полуостровом Индостан, была сожжена командой в знак протеста против военных действий у берегов Джибути, и экспедиция не была завершена.

Хейердал во многих вопросах не соглашался с ученым миром и выдвигал свои теории. Много лет он изучал загадки острова Пасхи, особенно происхождение знаменитых каменных истуканов. Тур утверждал, что эти гигантские статуи могли изготовить и доставить на место аборигены острова, не имевшие современных инструментов для обработки камня и средств передвижения. И результаты его изысканий были сенсационными, хотя и не признаны большинством ученых.

Из спорных теорий Хейердала отметим еще и версию о связях между викингами и жителями Кавказа и Азова. Он считал, что викинги - выходцы с Северного Кавказа. Но доказать эту теорию ему помешала смерть в 2002 году.

Многочисленные книги Хейердала о его взглядах на освоение мира и путешествиях, документальные фильмы, снятые о них, до сих пор остаются очень увлекательными и интересными для любого человека.

Юрий Сенкевич

Современный русский путешественник и ведущий популярнейшей в нашей стране телепередачи "Клуб путешествий", полярник, он участвовал в 12-й советской антарктической экспедиции.

В 1969 году при организации экспедиции на "Ра" Тур Хейердал написал письмо в Академию наук СССР с приглашением к участию в ней врача с хорошим знанием английского языка, с опытом работ в экспедициях и чувством юмора. Выбор пал на Сенкевича. Веселый и неунывающий, с оптимистическим взглядом на жизнь и навыками практикующего врача, Юрий быстро подружился с Хейердалом и другими членами команды.

Впоследствии они еще не раз участвовали в экспедициях знаменитого норвежца. Многие исследования Хейердала становились известны советскому телезрителю сразу же благодаря телепередаче, которую вел Юрий Сенкевич. "Клуб кинопутешествий" стал для многих окном в мир, позволявшим знакомиться с интересными местами земного шара. Гостями передачи становились современные путешественники: Хейердал, Кусто, Яцек Палкевич, Карло Маури и многие другие.

Сенкевич принимал участие в медицинском обеспечении экспедиций к Северному полюсу и на Эверест. Умер Юрий Александрович в 2006 году на съемках очередной телепередачи.

Тим Северин

Многие современные путешественники повторяют маршруты мореплавателей и первопроходцев прошлого. Один из наиболее известных - британец Тим Северин.

Первое свое путешествие он совершил по следам Марко Поло на мотоциклах. Выехав из Венеции, Северин с товарищами пересекли почти всю Азию и добрались до границ Китая. Здесь путешествие пришлось завершить, так как разрешение на посещение страны получено не было. Дальше последовало изучение (во время плавания по ней на каноэ и моторной лодке). Следующая экспедиция - по маршруту Св. Брендана через Атлантический океан.

Вдохновившись приключениями Синдбада-морехода, Северин осуществил переход из Омана в Китай на парусном корабле, ориентируясь только по звездам.

В 1984 году Северин с командой в 20 гребцов повторил маршрут аргонавтов в Колхиду (Западная Грузия). А на следующий год совершил путешествие по следам Одиссея из нетленной одноименной поэмы Гомера.

Это только некоторые маршруты Северина. О своих приключениях он написал увлекательные книги, а за "Путешествие Синдбада" был удостоен престижной премии Томаса Кука.

Современные путешественники 21 века

Несмотря на то что на дворе 21-й век, дух любви к приключениям и путешествиям не угас. И сейчас есть люди, которым не сидится дома в комфорте, их влечет неизведанное, непознанное.

Среди них есть и современные путешественники России. Пожалуй, самым известным из них является Федор Конюхов.

Федор Конюхов

К его имени часто добавляют "первый". Он первым из россиян побывал на трех полюсах Земли: Северном, Южном и на Эвересте. Первым на Земле покорил пять полюсов - к предыдущим добавились Полюс Недоступности в Антарктиде и мыс Горн, считающийся таковым для яхтсменов. Первым из россиян одолел "большую семерку" - совершил восхождения на самые высокие вершины всех континентов, считая Европу и Азию отдельно.

На его счету множество экспедиций, в основном экстремальных. Конюхов четырежды совершал путешествия на яхте вокруг света. Участник лыжного перехода "СССР - Северный полюс - Канада".

Его книги читаются на одном дыхании. А в планах на будущее - на воздушном шаре.

Дмитрий Шпаро

Сразу оговоримся: это полярный путешественник и исследователь. Еще в 1970 году он возглавил лыжную экспедицию до островов Комсомольской правды. Через три года совершил путешествие на Таймыр в поисках склада знаменитого полярника Эдуарда Толля. В 1979 году под его руководством была совершена первая в мире экспедиция на лыжах к Северному полюсу.

Один из самых известных походов - в Канаду через Северный Ледовитый океан в составе совместной советско-канадской экспедиции.

В 1998 году вместе с сыном пересек на лыжах В 2008-м организовал две экспедиции на Северный полюс. Одна из них известна первым в мире достижением полюса на лыжах в ночное время. А во второй участвовала молодежь в возрасте 16-18 лет.

Дмитрий Шпаро - организатор Клуба "Приключение". Заведение проводит марафоны по территории страны с участием людей, прикованных к инвалидным коляскам. Наибольшую известность получило международное восхождение на Казбек инвалидов-колясочников из Закавказья, Норвегии и России.

Современные путешественники

География современных путешествий очень обширна. В основном это малоизученные и труднодоступные районы Земли. Эти походы чаще всего проходят в экстремальных условиях, требующих напряжения всех сил.

Конечно, в одной статье трудно охватить все имена. Анатолий Хижняк, исследующий малоизученные племена в джунглях Амазонии и Папуа-Новой Гвинеи... Наоми Уэмура, в одиночку совершивший поход к Северному полюсу, проплывший по Амазонке, покоривший Монблан, Маттерхорн, Килиманджаро, Аконкугуа, Эверест... первый человек, совершивший восхождения на все 14 восьмитысячников мира... О каждом из них можно написать отдельную книгу. Их приключения вдохновляют путешественников.

] Сборник. Послесловие Е.М. Сузюмова.
(Москва: Издательство «Мысль»: Главная редакция географической литературы, 1973. - Серия «XX век: Путешествия. Открытия. Исследования»)
Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv: mor, 2014

  • СОДЕРЖАНИЕ:
    A.M. Гусев. В СНЕГАХ АНТАРКТИДЫ
    Антарктида (6).
    Шестой материк - Антарктида (24).
    К берегам Антарктиды (24).
    Первые дни на берегу шестого континента (35).
    Строительство обсерватории Мирный (48).
    Полет в оазис Антарктиды (51).
    Открытие обсерватории Мирный (66).
    На ледяном куполе восточной Антарктиды (77).
    Воздушная разведка ледяного купола Антарктиды (78).
    Первый санно-тракторный поход в глубь материка (86).
    Строительство первой внутриматериковой станции на высокогорном плато Антарктиды (103).
    Первая зимовка на станции Пионерская (108).
    Зимой на высокогорном плато Антарктиды (111).
    Особенности климата и погоды внутренних районов Антарктиды (128).
    Смена первого состава зимовщиков Пионерской. Возвращение в Мирный (136).
    Завершающий этап работы экспедиции (144).
    Весна в Мирном (145).
    Некоторые итоги первых научных исследований (146).
    Встреча кораблей и возвращение на Родину (158).
    А.Ф. Трешников. ЗАКОВАННЫЙ В ЛЕД
    Предисловие (164).
    День первый (167).
    В разгар лета (169).
    Трактористы сдают экзамен (172).
    В воздухе и на льду (173).
    В глубь континента (178).
    По московскому времени (181).
    На 100-м километре (183).
    Из путевого дневника (186).
    Станция Пионерская (190).
    Уроки похода (197).
    Ледовый склад (199).
    В поисках места выгрузки (203).
    Катастрофа на ледяном берегу (203).
    Флаг поднят (211).
    Пожар в Мирном (214).
    Санный поезд в пути (217).
    Чрезвычайное происшествие (221).
    Полет на Комсомольскую (224).
    Рождение Востока-1 (223).
    Временное отступление (231).
    Успехи геологов и биологов (235).
    Пингвины и буревестники (237).
    Начало зимовки (240).
    День за днем (244).
    Под вой пурги (247).
    Через трещины (250).
    Первомайские дни (252).
    Наши соседи (254).
    Трудовые будни (259).
    Зимние полеты (263).
    Авиация выручает (267).
    Навстречу весне (271).
    «Коренные жители» этих мест (274).
    Литл-Америка (276).
    Ураган (281).
    Бригада «Ух!» (287).
    Американцы на шестом континенте (288).
    Вести от соседа (292).
    Такова была погода (296).
    Австралийские гости (299).
    Воздушная разведка (302).
    В Оазисе (304).
    Новости американской базы (306).
    Репетиция большого похода (309).
    Курс на юг (311).
    «Зубы дракона» (314).
    На родине Христофора Колумба (318).
    Поселок на санях (320).
    Поезд идет дальше (322).
    Люди станции Восток-1 (325).
    Минус 74° (328).
    Второе открытие Комсомольской (330).
    «Весна» в снегах (333).
    Встреча смены (335).
    После аврала (340).
    Рейд продолжается (342).
    На Южном геомагнитном полюсе (346).
    Самолет над полюсом недоступности (350).
    Летчики и радисты (353).
    Прощание с Антарктидой (356).
    Изучение ледникового покрова (368).
    Погода и климат (361).
    Ледовый режим моря Дейвиса (365).
    Наблюдения геофизиков (367).
    Домой! (371).
    Е.М. Сузюмов. СОВЕТСКИЕ ПЕРВОПРОХОДЦЫ АНТАРКТИДЫ (372).

Аннотация издательства: В 1955 году советские люди впервые высадились на берега Антарктиды. Авторы - Гусев А.М. (доктор физико-математических наук) и Трешников А.Ф. (доктор географических наук) - в своих документальных книгах увлекательно рассказывают о деятельности Первой и Второй советских антарктических экспедиций, о создании научных станций, о внутриконтинентальных походах, об основных научных проблемах Антарктиды.

25 ..

Глава 1 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЭКСПЕДИЦИИ ПЕРВЫХ ЛЕТ XX ВЕКА (1901-1905)

На VI Международном географическом конгрессе, состоявшемся в Лондоне в 1895 году, присутствовали многие известные полярные исследователи. Среди них были участники экспедиции Джемса Росса в 1840-1841 годах - выдающийся ботаник Джозеф Гукер и адмирал Оммени; участник океанографической экспедиции на «Челленджере» Джон Мэррей; начальник знаменитой американской экспедиции на Землю Гранта в Арктике Адольф Грили; руководитель австро-венгерской полярной экспедиции на судне «Тегетгоф», открывшей архипелаг Земли Фран-ца-Иосифа, Юлиус Пайер.

Обсуждая многие географические проблемы, конгресс отметил, что изучение антарктических районов является важнейшей географической задачей, и рекомендовал научным обществам всего мира сделать все возможное, чтобы приступить к этой работе.

Немецкий геофизик Георг Неймайер выступил на конгрессе с призывом объединить усилия ученых разных стран в деле исследования Антарктики. По его призыву были определены общие планы предстоящих исследований.

Следуя рекомендациям конгресса, Англия, Германия, Швеция и Франция в первые годы XX века организуют новые экспедиции в Антарктику. Эти экспедиции стали по преимуществу национальными и наряду с широким комплексом научных исследований ставили целью предоставить своим правительствам как можно больше прав для будущих территориальных претензий на антарктические земли.

Первая экспедиция Р. Скотта

Англия снова избрала полем деятельности своих исследований район моря Росса. Инициатором экспедиции был президент Лондонского географического общества Клименте Маркем. Он добился от правительства и от частных лиц крупных ассигнований на экспедицию и позаботился об ее первоклассном снаряжении. По рекомендации Маркема, начальником экспедиции был назначен военный моряк Роберт Фалкон Скотт. Его помощниками были также военные моряки, и среди них Эрнст Шеклтон.

Корабль экспедиции был построен специально для плавания: во льдах и хорошо оборудован для научных работ. Он получил название «Дискавери» («Открытие»). В состав экспедиции во-

шли известные ученые и опытные экспедиционные работники - врач и ботаник Кёттлиц, исследователь Земли Франца-Иосифа в Арктике; биолог Ходгсон, геолог Феррар и физик Берначчи - участник экспедиции Борхгревинка.

Первый этап экспедиции повторял плавания Росса и Борхгревинка. Преодолев пояс плавучих льдов на подступах к морю Росса, «Дискавери» 9 января 1902 года подошел к мысу Адэр и проследовал далее на юг, вдоль Земли Виктории до вулканов Эребус и Террор, а затем вдоль Великого ледяного барьера Росса на восток. Это плавание подтвердило мнение Борхгревинка, что за 60 лет, прошедших со времени экспедиции Росса, барьер отступил на 20-30 миль к югу.

Пройдя примерно до 150° западной долготы, т. е. еще дальше к востоку, чем «Южный Крест» Борхгревинка, участники экспедиции 30 января 1902 года увидели темные вершины гор неизвестной страны. Здесь оканчивался Великий барьер. Открытую землю Скотт назвал Землей Короля Эдуарда VII. Впоследствии было установлено, что это один из полуостровов Антарктиды. К нему в 1842 году подходил близко Джемс Росс, видел признаки земли, но был не уверен, что это земля.

Далее на восток путь преграждался непроходимым плавучим льдом. Экспедиция повернула обратно. В бухте, где высаживался Борхгревинк, «Дискавери» пришвартовался к низкой части барьера. Экспедиция перетащила на барьер привязной воздушный шар. На этом шаре поднялся вначале Скотт, а затем Шекл-тон. Стальной трос, на котором держался шар, был тяжелым, и шар поднимался только на 200 метров. С этой высоты они увидели лишь сплошную волнистую снежную поверхность, уходящую к югу.

6 февраля «Дискавери» вернулся к подножию Эребуса. Первое обследование окрестностей показало, что нанесенный Россом на карту залив Мак-Мёрдо есть на самом деле вход в пролив, а вулканы Эребус и Террор расположены на острове. Название Мак-Мёрдо сохранилось за проливом, а остров Скотт назвал именем Росса.

У юго-западной оконечности острова Росса судно было поставлено на зимовку. На мысе, названном именем заместителя начальника экспедиции Армитеджа, был построен дом, где смогла бы разместиться вся экспедиция, в случае если льды раздавят судно.

С первых же дней были организованы регулярные метеорологические, гидрологические, магнитные и другие наблюдения.

Приближалась антарктическая зима, поэтому были осуществлены лишь небольшие экскурсии в окрестностях зимовки. 23 апреля солнце скрылось за горизонтом. На четыре месяца наступила полярная ночь. Зимовка протекала благополучно. Каждый член экспедиции занимался своим делом: физик проводил часы в магнитном павильоне; биолог через проруби во льду вылавливал морских обитателей; многие занимались метеорологическими наблюдениями. Кроме метеорологической станции у борта судна соорудили еще одну, специальную, на вершине Кратерного холма, на высоте 320 метров над уровнем моря.

Выстроенная на берегу аварийная хижина оставалась незаселенной. Все жили в удобных помещениях корабля.

Скотт планировал на весну путешествие в глубь континента, втайне надеясь дойти до Южного полюса. Спутниками он избрал Шеклтона и Уилсона. Шеклтон готовил собачью упряжь и тренировался в езде на собаках, так как в экспедиции опыта езды на собаках никто не имел.

2 ноября 1902 года Скотт, Уилсон и Шеклтон в сопровождении вспомогательной партии вышли в поход на юг. 15 ноября вспомогательная партия повернула назад.

Поверхность барьерного льда оказалась неровной, покрытой глубоким рыхлым снегом. Поэтому три путешественника с тяжелым грузом продвигались на юг в среднем 7-8 километров в день. Нередко то один, то другой страдал снежной слепотой. Часто свирепствовали метели, заставлявшие разбивать палатку и отсиживаться в ней. Путники тащились вдоль высокой горной страны с вершинами до 3500 метров, но подойти к ним не могли из-за пояса широких трещин и отвесного ледяного обрыва у их подножий. В ясную погоду было видно, что горная цепь поворачивает к востоку, а далеко на юге синели новые вершины. Стало очевидным, что дойти до этих гор, а тем более до полюса при таких темпах движения не было никаких шансов. Поэтому, пройдя параллельно горной цепи Земли Виктории до 82° 17х южной широты, 163° восточной долготы, они 31 декабря 1902 года повернули назад.

На обратном пути у путешественников обнаружились признаки цинги. Собаки дохли от истощения, наиболее слабых убивали и скармливали остальным. Вскоре погибла последняя собака. Шеклтон был тяжело болен - у него началось кровохаркание. Скотт и Уилсон еле тащили сани. Только 3 февраля 1903 года они добрались до судна.

Тем временем Армитедж и Скелтон совершили экскурсию к западу от зимовки на плато Земли Виктории и поднялись на высоту 2700 метров.

Еще до возвращения Скотта и его спутников из южного похода, в январе 1903 года, к острову Росса пришло вспомогательное судно «Морнинг» с углем и свежими продуктами. Пролив еще не вскрылся, и «Морнинг» вынужден был остановиться У кромки льда в 18 километрах от «Дискавери». Только 28 февраля лед в проливе взломало и шхуна смогла подойти к «Дискавери» на расстояние пяти миль.
«Морнинг» забрал на родину 9 матросов, отказавшихся от второй зимовки, и Эрнста Шеклтона - будущего претендента на покорение Южного полюса.

Вторая зимовка Скотта прошла также благополучно. А весной Скотт и Скелтон снова отправились в поход, только не на юг, а на запад. Ими была обследована на протяжении 400 километров горная страна Земли Виктории. В горах они обнаружили слои песчаника и осадочные породы, свидетельствовавшие о том, что когда-то, в далекую геологическую эпоху, здесь было море. Геологические коллекции, собранные партией, представляли огромный научный интерес.

Вторая партия под руководством Берначчи и Ройдса прошла к юго-востоку от базы на 260 километров и доказала, что ледяной барьер Росса является краем гигантского плоского ледника, простирающегося далеко на юг. Так как он находился на плаву над мелководным морем, а мелководную часть моря, окаймляющую сушу, геологи обычно называют «шельфом», то подобные ледники впоследствии стали называть шельфовыми. Этот ледник был назван шельфовым ледником Росса.

В феврале 1904 года из Англии к острову Росса прибыли два парохода - «Морнинг» и «Терра-Нова». При помощи взрывов «Дискавери» был освобожден из двухлетнего ледового плена, и экспедиция благополучно вернулась в Англию. Научные результаты экспедиции были очень значительными.

Экспедицией было окончательно установлено, что Южный географический полюс расположен на высокогорном континенте. Скотт попробовал в первую зимовку идти к нему, но убедился^ что для преодоления трудностей более чем 1300-километрового пути нужна более основательная подготовка.