» » Елизаровский женский монастырь. Спасо-Елеазаровский женский монастырь д

Елизаровский женский монастырь. Спасо-Елеазаровский женский монастырь д

Среди святых обителей, возрождённых к жизни после долгих лет запустения, возобновил в своих стенах религиозную жизнь и Спасо-Елеазаровский монастырь, бывший до революции мужским. В наши дни он предоставлен честным инокиням, ищущим спасения души и молящимся обо всех, оставленных ими в миру. О долгом и трудном пути, пройденном этой святой обителью, будет наш рассказ.

Дальний путь инока Евфросина

Согласно преданию, Спасо-Елеазаровский монастырь, что расположен в двадцати восьми километрах от Пскова, был основан в 1425 году смиренным иноком Евфросином, носившем в миру имя Елеазар. Известно, что был он весьма искушён в Законе Божьем. В родном селе Виделибье с малых лет обучался грамоте, читая Священное Писание, когда возрос летами, принял и всё свободное от послушаний время проводил в монастырской библиотеке.

Ещё в начальную пору иноческого служения благословил его настоятель отправиться за море в Константинополь, который тогда ещё не подпал под турецкое владычество и являл собой центр мирового православия - Второй Рим. Там ему надлежало испросить у святых отцов разъяснения по некоторым богослужебным вопросам сложным в понимании, вызывавшим споры среди братии.

Проделав многотрудный путь и достигнув цели своего путешествия, инок Евфросин сподобился быть принятым самим Константинопольским патриархом и в беседе с ним уяснил всё, ради чего был послан. Исполнив таким образом возложенное на него послушание, хранимый Богом он благополучно возвратился в свою обитель, где поведал братии то, что узнал за морем.

Видение, ниспосланное иноку

После этого восхотел Евфросин прославить Господа подвигом пустынножительства, для чего, испросив благословение у настоятеля (без этого нельзя), удалился в лесную чащобу вблизи Псковского озера, где в низине безымянная речушка разделялась на два рукава. Там, срубив себе убогую келью, предался новоявленный пустынник молитвам и богомыслию.

Но недаром писано, что не укроется под спудом светильник веры. Стали стекаться к его жилищу все, кто жаждал, оставив суетный мир, послужить Господу. Вскоре, как повествует предание, было Евфросину видение. В тонком сне явились ему многомудрые святители - отцы православия, повелев возвести средь лесной чащобы храм Божий и основать при нём обитель. Согласно их воле появился на свет Спасо-Елеазаровский монастырь.

Становление монастыря

Много сил приложила братия, корчуя лес и расчищая место, потребное для всех построек, необходимых обители. Больших трудов стоило и возведение храма. Но во всём пребывала с иноками Благодать Божья, и очень скоро меж вековых сосен поднялись к небу его стены. Был он освящён в честь Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Нашлись у монастыря и земные покровители, не скупившиеся на пожертвования. Их щедротами возвела братия многочисленные постройки и обзавелась хозяйством.

Главной же их заботой было служение Богу и духовное возрастание, в котором они брали пример со святых отцов, прославивших Господа многочисленными подвигами веры. Став настоятелем основанного им монастыря, Евфросин обрёл много сподвижников, которые со временем сами положили начало новым обителям, претерпевшим в последующие века множество испытаний, но не пропавшим с лица земли.

Величайшей святыней монастыря была хранившаяся в его стенах икона Божьей Матери, являвшаяся даром Константинопольского патриарха Геннадия II. Она служила выражением преемственности, которая перешла к русской церкви после падения под турецкими ятаганами её византийской сестры.

Старец Филофий

Пройдя долгий и многотрудный путь, Евфросин отошёл ко Господу в возрасте девяноста пяти лет, приняв перед кончиной схиму с именем Елеазар. В честь этого и назван основанный им и существующий доныне Псковский Спасо-Елеазаровский монастырь. Жизнь и служение подвижника стали добрым зерном, упавшим на благодатную почву и возросшим в будущих поколениях святых отцов, подвизавшихся в стенах обители.

Наиболее известным из них является старец Филофий - первый, указавший на великую миссию русского народа и его роль в судьбе православия. Именно ему уже после захвата турками Константинополя принадлежат слова о том, что за отступничество от истинной веры попустил Господь падение Первого Рима - империи, впавшей в латинскую ересь, и вслед за ней Второму - Византии, заключившей с латинянами нечестивую унию (союз). С этих пор вся ответственность за чистоту православия ложится на Русь. Ей сулил Господь стать Третьим Римом, а Четвёртого уже не будет.

Спасо-Елеазаровский монастырь во многом послужил делу объединения русских земель вокруг Москвы, став их духовным центром и собрав в своих стенах многих учёных мужей. И вновь на всю страну прозвучал голос старца Филофия, поддержавшего Великого князя Московского своим авторитетом и тем самым вложившего в его руки бразды правления огромным государством.

Дальнейшая жизнь святой обители

В 1574 году была воздвигнута главная святыня монастыря - Собор Трёх Святителей. Он был освящён в честь Василия Великого, Григория Богослова и явившихся некогда в видении преподобному Евфросину и повелевшим создать на этом месте святую обитель.

В последующие годы много испытаний перенёс Спасо-Елеазаровский Ввиду близости границы, не раз подвергался он нападениям поляков, литовцев и ливонских рыцарей. Неоднократно бывал разорён и разграблен, но каждый раз по молитвам братии изливал на него Господь Свою милость, и возрождалась иноческая жизнь среди ещё дымящихся руин.

В продолжение XVIII и XIX веков Спасо-Елеазаровский монастырь неоднократно пополнялся насельниками ряда иных, упразднённых по тем или иным причинам обителей. Наибольшее количество иноков поступило из бывшего Великопустынского-Преображенского монастыря и Глинской пустыни.

Широко известны деяния игумена Ювиналия, возглавлявшего обитель в последний предреволюционный период. Его неустанными трудами было введено старчество, значительно увеличено число насельников, а церковным богослужениям придано небывалое благолепие. В эти годы частой гостьей монастыря была великая княгиня Елисавета Фёдоровна, неоднократно делавшая в его казну щедрые вклады.

Годы забвения и духовного мрака

После прихода к власти большевиков, когда мученическую смерть приняла царская семья и в стране были попраны самые основы веры, среди прочих святых обителей был упразднён и Спасо-Елеазаровский монастырь. В псковской области до 1925 года единственным действующим храмом оставался монастырский собор, из которого к тому времени трижды изымались ценности, якобы в помощь голодающим. Однако вскоре и его закрыли. Многие из насельников монастыря были расстреляны без суда и следствия. В 1918 году их посадили на подводы и вывезли в лес. Никто из них живым не вернулся.

Попытки перестроить монастырь на мирской лад

Монастырским постройкам власти неоднократно пытались найти применение, но каждый раз заканчивалось неудачей. В конце двадцатых годов разорённую обитель передали одному из псковских институтов, но, не сумев приспособиться к занятиям в полуразрушенных помещениях, студенты и преподаватели вскоре её покинули.

Бесславно закончилась и организация в монастыре образцово-показательного сельхозпроизводства - ничто из посаженного упорно не желало расти. После этого бывший монастырь ещё несколько раз менял владельцев, с каждым разом всё больше разрушаясь. В короткий срок новыми властями было уничтожено то, что трудами монахов создавалось в течение многих веков.

Возвращение в лоно церкви

После долгих десятилетий забвения монастырь был возрождён к жизни на рубеже нового века, но теперь уже в качестве женской обители. В мае 2000 года в его храме была впервые совершена архиерейская служба, и она стала началом новой истории поруганной, но возвращённой людям святыни. По благословению Святейшего патриарха Алексия II, настоятельницей в Спасо-Елеазаровский женский монастырь была назначена монахиня Елисавета (Беляева), возведённая через пять лет в сан игуменьи.

Работы по восстановлению обители предстояли очень большие, так как на момент его возвращения в лоно церкви из всех прежних построек оставались лишь полуразрушенный Трехсвятительский собор, братский корпус, также находившийся в аварийном состоянии, и отдельные фрагменты каменной ограды.

Неоценимую помощь монастырю оказал в те годы академик Д.Д. Лихачёв, лично обратившийся к Министру культуры с просьбой о выделении средств для проведения ремонта и привлечении к этому высококвалифицированных специалистов. Благодаря его усилиям и помощи как отдельных граждан, так и ряда общественных организаций, удалось в кратчайший срок привести в надлежащий вид то, что ещё подлежало восстановлению, и вернуть людям Спасо-Елеазаровский женский монастырь.

Спасо-Елеазаровский монастырь основан в 1425(?) г. постриженником Снетогорского монастыря, крестьянином деревни Виделебье Ефросином (до пострижения Елеазаром), который похоронен 15 мая 1481 г. в основанной им церкви Трёх Святителей (1447 г.) Канонизирован как общерусский святой на соборе 1551 г. В Москве. В начале XVI века здесь, возможно, был переписан мусин-пушкинский список "Слова о полку Игореве" и сформулирована основная политическая доктрина Московской Руси - "Москва - третий Рим" (старец Филофей). Монастырь также являлся центром псковского иконописания. Собор с пристройками в средневековье использовался как крепость, в нижних этажах которого располагались огнестрельные орудия. Один из отрядов Батория так и не решился напасть на монастырь из-за внушительного оборонного вида монастыря.



Спасо-Елеазаров Великопустынский монастырь, 2 класса, общежительный, в 25 верстах от Пскова, на реке Толбе. Основан преподобным Евфросином в 1447 году; в 1766 году в него переведен штат закрытого Спасо-Великопустынского монастыря. Здесь почивают мощи преподобного Евфросина, вместе с мощами ученика его преподобного Серапиона (см. 15 мая); здесь же находится чудотворный образ Спасителя и список с Цареградской иконы Божией Матери. Из монастыря совершается крестный ход в Псков в день Преполовения, а 2 июня — в Александровский посад, на озере Псковском. При монастыре богадельня для лиц духовного звания и школа.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Псковский Спасо-Елеазаровский монастырь - не самая известная монашеская обитель, но по значимости для России, для судеб человечества он занимает особое место в мировой истории. Именно сюда, в пустынный, среди лесов расположенный монастырь, как эстафета преемственности была принесена Цареградская икона Божией Матери - дар Константинопольского Патриарха Ганнадия II. Здесь столетие спустя старец Филофей сформулировал идею вселенской ответственности России за православие, за человечество: "Два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быти".

Место, где ныне находится Спасо-Елеазаровская обитель, Богом благословенное для монашеской жизни. В давние времена, по преданию, поселились здесь сестры псковского Иоанновского монастыря, но пустынническая жизнь оказалась непосильной для сестер. Спустя десятилетия на это место был призван монах из Снетогорского монастыря Евфросин. Произошло это в 1425 году.

Преподобный Евфросин, в миру - Елеазар(?), получил хорошее образование, он был книжником и богословом. Для выяснения вопросов, связанных с отправлением богослужения, преподобный Евфросин пешком ходил в Константинополь и там был принят самим Константинопольским патриархом, который на благословение пустынножительной обители, основанной у Толвского озера, подарил Цареградскую икону Божией Матери. Дар был сделан накануне принятия Константинополем Флорентийской унии. За четыре столетия до этого события, когда началось разделение Церкви на западную и восточную, именно этот образ Пресвятой Богородицы чудесным образом был явлен в Константинополе.

Братия встретила святую икону, выйдя на дорогу, ведущую в Псков. На этом месте забил святой источник, именуемый Пречистенским, и до сей поры он несет людям исцеления.

Преподобный Евфросин желал бы оставаться пустынножителем, но к нему стеклась братия, которая просила основать монастырь. Место было выбрано таким образом, чтобы ничто не нарушало отшельнической жизни подвижника: между двумя рукавами реки, под горкой, так что поставить монастырские строения было негде. Поскольку именно здесь преподобному Евфросину в тонком(?) сне явились три святителя - Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов, которые повелели на этом месте создать собор, старец посоветовал братии скопать горку и землей засыпать один рукав реки. На образовавшемся пространстве были построены кельи и поставлен величественный собор, который стал символическим выражением Вселенскости Православия.

Был преподобный Евфросин молитвенником, настоящим старцем. Подобно преподобному Сергию Радонежскому, он стал учителем многих подвижников, которые, выйдя из евфросиновой обители, по благословению старца, основали на Псковщине десять монастырей и были прославлены в сонме святых, - Савва Крыпецкий, Никандр Пустынножитель, Досифей Верхнеостровский, Иларион Псковоезерский, Онуфрий Мальской и другие. По смирению своему преподобный Евфросин, основав обитель, не стал ее настоятелем и даже не получил священнического сана, первым Елеазаровским игуменом был Игнатий. В акафисте, который в XIX веке сложили в Елеазаровском монастыре, поется: "Радуйся, славне и смиренне преподобне отче Евфросине".

Преподобный Евфросин скончался девяноста пяти лет, в 1481 г., приняв схиму с именем Елеазар(?). В память о нем обитель с тех пор стали именовать Елеазаровской. Святые его мощи почивали в Трехсвятительском соборе. На раке было положено завещание, собственноручно написанное святым старцем. В нем говорилось: "Я, раб Божий инок Евфросин, при жизни своей составил завещание о монастырском житии, о вотчине своей, о рыбных ловлях и клетях в городе и обо всем, что есть. Все это отдаю я в распоряжение отцу своему духовному, игумену Харлампию, служителю храма святых святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого и преподобного Онуфрия, и всей о Христе братии моей. А игумену в том не корыстоваться, а также и братии, ни келарю, ни посельникам, ни служащим в монастыре. Из этого имущества содержать братию сообща".

В идеале Святой Руси - не проявление гордыни, а мессианская готовность жертвенно служить Божьему замыслу. Старец Филофей предупреждал Московского князя Василия Ивановича: "Един ты во всей поднебесной христианом царь. Подобает тебе, царю, сие держати со страхом Божиим. Убойся Бога, давшего ти ся, не уповай на злато, богатство и славу, вся бо сия зде собрана и на земли зде остают".

Пустынька преподобного Евфросина, затерянная среди вековечных псковских лесов, была духовным центром объединения русских земель вокруг Москвы. В то время как Псково-Печерская обитель выступала за сохранение псковской независимости, в Елеазаровском монастыре объединились ученые мужи, отстаивавшие необходимость усиления государства вокруг Москвы. Выразителем этой идеи был игумен Филофей, автор теории "Москва - Третий Рим". В своих сочинениях он заявил о решительной поддержке Великого князя как "броздодержателя святых Божиих престол".

В Елеазаровской обители этот союз Москвы и Пскова обозначен в архитектуре соборного храма: к главному, Трехсвятительскому, собору традиционной псковской архитектуры, пристроили придел Рождества Пресвятой Богородицы в московском стиле. Два храма, дополняя друг друга, составляют единый соборный комплекс. В этом заложен глубокий смысл: Псков мыслится как начало русской государственности, Москва как ее становление и величие.

В XIX в. после закрытия более древнего псковского монастыря - Великопустынского - все его имущество вместе с чудотворным образом Спасителя передали в Елизарово.

В начале XX в. третьеклассный монастырь становится второклассным, с числом братии чуть больше двадцати человек, но братия - традиционно образованная, не из крестьянского или мещанского сословия, а из духовенства, и настоятели его назначаются ректорами Псковской Духовной семинарии, принимают архиерейские кафедры по всей России. Старчество до последних дней монастыря здесь не прекращается. Обретаются нетленными мощи елеазаровского настоятеля схиархимандрита Вассиана. В малоизвестную обитель переезжает на жительство знаменитый своей подвижнической жизнью прозорливый старец схиархимандрит Гавриил (Зырянов). Одним из последних настоятелей Спасо-Елеазаровского монастыря стал новомученик, будущий Рязанский епископ Иувеналий (Масловский).

В 1918 году гибнет Царская семья, происходит отступление от веры, и в том же году закрывается Спасо-Елеазаровская обитель, монахи вывозятся на подводах в сторону Петрограда и там принимают мученическую смерть, монастырь закрывается и разоряется.

Еще весной 1920 года действовал монастырский храм, откуда трижды вывозилась церковная утварь "в помощь голодающим Поволжья". Летом того же года на территории монастыря открыли сначала институт, из которого профессора и учащиеся почти сразу же перебрались в Петроград. Затем власти попытались организовать образцово-показательное сельхозпроизводство; несколько месяцев понадобилось, чтобы созданное трудом монахов пошло прахом. Поочередно в Елеазаровской обители открывались Народный дом, дом дефективных детей, детский санаторий и база отдыха. В результате от более чем двадцати строений остались только соборный храм и двухэтажный братский корпус.

На острове Залита, который расположен в Псковском озере напротив Спасо-Елеазаровского монастыря, четыре десятилетия живет отец Николай Гурьянов. Он молился о восстановлении обители, он был хранителем Цареградской иконы Божией Матери, которая прежде находилась в обители преподобного Евфросина. Та дорожка, по которой батюшка ходил с трепетом и благоговением, называется дорогой Спасителя, по ней приносили из монастыря на остров чудотворную икону Спасителя. Батюшка был и остается хранителем монастыря и носителем Божией благодати, освятившей эти места. Его жизнь позволяет представить, какой дух был у Елеазаровской обители, потому что он - продолжение ее. Сподвижник отца Николая - протоиерей Борис Николаев, богослов и молитвенник - пятьдесят лет живет рядом с Елизарово. Он связан с преподобным Гавриилом (Зыряновым) через своих духовных наставниц - монахинь Иоанно-Предтеченского монастыря, которые окормлялись у елеазаровского старца, и теперь духовно наставляет насельниц евфросиновой обители.

В начале 90-х годов ХХ века собор начал рушиться, упала колокольня, четверик храма зашатался(?), но нашлись люди, которые сделали почти невозможное - сумели пробить государственное финансирование на реставрацию памятника архитектуры. Столпы собора были усилены железобетонными стяжками и собор выстоял.

В 2000 году в короткие сроки было принято решение о передаче монастыря. Возвращение Спасо-Елеазаровского монастыря состоялось в день, когда чествуется византийская святыня - икона Божией Матери "Живоносный источник".

По материалам статьи Натальи Огудиной на сайте ПРАВОСЛАВИЕ.RU .



Сайт Псковского областного архива:

В 27 верстах от г. Пскова по Гдовской дороге рядом с рекой Толвой и озером располагается Спасо-Елеазаровский мужской монастырь, основанный в середине XV века (около 1447 г.). Это место, пустынное и дикое, избрал для своих отшельнических подвигов преподобный Евфросин, основатель монастыря. Преподобный Евфросин, в миру Елеазар, родился в 1376 г. в селе Виделибье. Получив возможное по тому времени книжное образование, он в раннем возрасте почувствовал стремление к монашеской жизни и после смерти отца ушел из родительского дома и поступил в Снетогорский монастырь близ г. Пскова. Там он принял пострижение и скоро обратил на себя внимание братии и прославился у окрестных жителей строгим послушанием и воздержанием и ревностью в исполнении правил монастырской жизни. Вскоре Евфросин оставил Снетогорский монастырь и поселился в 1425 г. в уединении на речке Толве. Впоследствии сюда же прибыл другой инок Снетогорского монастыря преподобный Савва, основавший впоследствии Крыпецкой монастырь. Здесь же поселился инок Серапион. Скоро к Евфросину собрались новые иноки, желавшие учиться его наставлениями и примером. Значительно увеличившаяся в числе братия стала просить своего наставника о построении церкви для общей молитвы. Согласившись на их просьбу, преподобный велел строить церковь во имя трех Святителей на острове, образовавшемся от рукава речки Толвы. Место это, указанное преподобному в сонном видении тремя Святителями, братии показалось слишком малым для учреждения монастыря. По мысли Евфросина засыпали песком рукав речной и Толва пошла одним руслом. На месте бывшего острова построили церковь и основали монастырь. От мирского имени преподобного обитель получила название Елеазаровой пустыни. Начало его полагают около 1447 г., хотя переселение сюда самого Елеазара последовало в 1425 г.

Имея все права настоятельства и управляя новоустроенной обителью, Евфросин, несмотря на убеждения братии, до самой смерти не принимал сана и чести игуменства. Первым игуменом в монастыре был Игнатий, вторым Харлампий, третьим Памфимий.

Преподобный Евфросиний скончался 15 мая 1481 г. на 95-м году жизни. После причисления его к лику святых на Московском соборе 1551 г., ему была составлена особая служба и положено празднество на день кончины, то есть 15 мая.

Царские жалованные грамоты Елеазарову монастырю не сохранились, и неизвестно, как далеко простирались в XVI в. его льготы и привилегии, какими обычно пользовались в то время монастыри. При царе Михаиле Федоровиче монастырь владел значительной поземельной собственностью. За ним числилось 1484 четвертей земли и 101 крестьянин.

Преполовенская каменная холодная церковь находилась на Спасском подворье г. Пскова в 1-й части на углу Успенской и Спасской улиц. Устроена она была от Великопустынского монастыря в 1707 г., в ней со дня ее основания отправлялась служба во время крестного хода, учрежденного в XVI в. для обхождения с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в день Преполовения Пасхи вокруг г. Пскова, потом ее отдали Елеазарову монастырю.

До учреждения духовных штатов 1764 г. Елеазаровский монастырь имел за собой 450 душ крестьян. По духовным штатам 1764 г. к Елеазаровскому монастырю причислили братство упраздненного Великопустынского монастыря, отстоящего от Пскова в 60 верстах, перенесли церковную утварь и что особенно важно - чудотворную икону Всемилостивого Спаса, которая составляла главную святыню Евфросиновой обители. Елеазарова пустынь была возведена в штат III-го класса и стала именоваться Великопустынским Спасо-Елеазаровским Трех-Святительским монастырем и с этого времени началось ее игуменство.

Согласно ведомости третьеклассного Спасо-Елеазаровского Великопустынского монастыря за 1801 г., в нем состояли следующие церкви: 1-я - Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста с приделом Рождества Богородицы каменной; 2-я - за монастырем на горе в роще, церковь Преподобного Евфросина деревянная; 3-я церковь - в Пскове на монастырском Елеазаровском подворье Преполовения Господня каменная. Когда эти церкви построены, неизвестно за неимением летописей. Земли для монастыря было отмежевано 236 десятин пашенной и сенокосной около монастыря, а в пустоши Подмошье - 27 десятин. На землю были составлены планы и межевые книги. По штату в монастыре положено одиннадцать человек, а с настоятелем двенадцать.

В 1805 г., когда Снетогорский монастырь был обращен в загородный архиерейский дом, третьеклассная архимандрия и все монастырское движимое имущества были переведены из него в Елеазаров. После нашествия французов по прошению псковских граждан Елеазаровский монастырь был возведен в достоинство второклассного высочайшим указом от 15 января 1813 г. и учреждено в нем архимандритство. Согласно ведомости Елеазаровского монастыря за 1813 г., по штату в монастыре положено было быть 16 служителям, а с настоятелем - 17.

Настоятельский деревянный одноэтажный дом на каменном фундаменте был построен в 1814 г. при настоятеле архимандрите Афанасии, впоследствии архиепископе Новгородском. В 1831 г. был построен каменный двухэтажный братский корпус на 27 келий, с двумя мастерскими: портняжной и сапожной. Корпус был выстроен за казенный счет при настоятеле архимандрите Мелхиседеке. При въезде в обитель находилась старая деревянная на каменном фундаменте гостиница для богомольцев, построенная в 1834 г. при настоятеле архимандрите Серафиме.

При Спасо-Елеазаровском мужском монастыре состояло пять часовен. Первая - Спасова каменная у святых ворот с куполообразным верхом, покрытая листовым железом, была построена в 1865 г. на том месте, где была встречена при перенесении из Великопустынского монастыря в Елеазарову обитель чудотворная икона Всемилостивого Спаса. Вторая - Ефросиновская часовня также была построена в 1865 г. из булыжника при архимандрите Иллиодоре. Отличалась от Спасовой часовни формой крыши и располагалась в роще за кладбищенской церковью. Однопрестольная кладбищенская церковь, расположенная в 100 саженях от монастыря на севере, современна преподобному Ефросину и первоначально была посвящена памяти преподобного Онуфрия Великого. Третья - Богородицкая часовня Цареградской Божьей Матери деревянная находилась у источника в версте от монастыря. Построена часовня в память встречи Ефросином чудотворной иконы Цареградской Божьей Матери. Четвертая - крестовая деревянная часовня, открытая со всех сторон и имеющая вид сени на столбах с небольшой главой и крестом, была сооружена вблизи обители на восточной стороне, на месте погребения защитников обители, павших в бою при нашествии польского короля Стефана Батория на г. Псков в 1581 г. и погребенных игуменом Савватием. Зосимо-Савватиевская часовня, находящаяся на пасеке в 1, 5 версте от монастыря, была построена игуменом Иувеналием в 1909 г. в честь преподобных Зосимы и Савватия - Соловецких чудотворцев, покровителей пчеловодства. В 1867 г. над папертью Преполовенской церкви вместо бывшей звонницы на столбах устроили каменную шатровую колокольню. На нее поместили пять колоколов, из них большой весом 30 пудов был пожертвован в том же году генерал-майором Тималовским, а остальные колокола мелкие без обозначения веса.

11 октября 1883 г. настоятель Спасо-Елеазарова монастыря игумен Серафим сообщал Псковской духовной консистории о том, что монастырь имеет собственное подворье в г. Пскове с землей в 1200 квадратных сажень под садом, большим двором и постройками. Постройки эти состоят из двух полукаменных домов с надворными службами, которые отдаются в аренду разным посторонним лицам и приносят доход, за исключением всех расходов на ремонт квартир, уплату городских повинностей и страховых пошлин и ночного караула, около 500 рублей. По планам при монастыре значилось удобной и неудобной земли 285 десятин 141 сажень, из которой две части состояли под лесом и небольшим озером, не приносящим монастырю никакой пользы. Третья часть земли обрабатывалась вольнонаемными рабочими и приносила монастырю около 300 рублей. По штату в монастыре положено быть 18 братьям, а к 1 января 1883 г. их состояло при монастыре 30 человек.

В 1885 г. при Спасо-Елеазаровом монастыре открыта церковно-приходская школа.

К братскому корпусу в 1904 г. с южной стороны был пристроен при настоятеле игумене Кирилле новый двухэтажный каменный корпус, в нем разместились 17 келий, трапеза, хлебопекарня, кухня и кладовая.

В 1906 г. по ходатайству настоятеля игумена Иувеналия через епископа Псковского и Порховского Арсения указом Синода от 4 ноября 1906 г. за № 12412 Спасо-Елеазаров Трех-Святительский монастырь II-го класса был преобразован в общежительный с таким числом братии, которое в состоянии будет содержать обитель на свои средства с присвоением ежегодно получаемого содержания от казны в размере 1250 руб. 3 копеек.

В 1910 г. на средства благотворителей-духовных чад схиархимандрита Гавриила устроили небольшую домовую деревянную церковь во имя Святого Архистратига Гавриила, находящуюся напротив храма Трех Святителей. Церковь покрыли листовым железом, стены снаружи оштукатурили, а внутри обшили тесом. Деревянный березовый иконостас с иконами хорошей живописи был пожертвован великой княгиней Елизаветой Федоровной, посетившей Спасо-Елеазаровскую обитель первый раз 7 августа 1910 г. при освящении храма.

На одной линии с настоятельским домом в 1911 г. при настоятеле игумене Дометии был выстроен деревянный одноэтажный на каменном фундаменте дом. Дом разделялся небольшим коридором на две части, одна часть была занята монастырской торговой лавкой, а с другой стороны находились кельи братии. Тут же рядом расположился двухэтажный полукаменный дом с устроенной внутри крыши отдельной летней комнаты вроде мезонина. Дом был построен в 1913 г. на собственные средства архимандрита Гавриила. В нижнем подвальном этаже с восточной стороны была устроена усыпальница на три места, а над ней небольшая главка с крестом. Для склада дров в 1914 г. был построен деревянный сарай, находящийся в саду напротив колокольни Трех-Святительского храма и примыкающий к монастырской каменной ограде. В подклетях соборного храма размещалась житница и кладовая, а в подклетях придельного храма находилась усыпальница, столярная мастерская и кладовая. По данным за 1915 г., Спасо-Елеазарова общежительная пустынь имела в своем распоряжении вне стен монастыря: кузницу, конный двор, мукомольную мельницу, баню, гостиницу для богомольцев, скотный двор, дом для прачек, пчельник, флигель.

23 февраля 1922 г. ВЦИК издал декрет об изъятии церковных ценностей на нужды голодающих, в результате которого из Спасо-Елеазаровского монастыря Остенской волости за время от 5 апреля по 30 июня было конфисковано 2 пуда 15 фунтов 38 золотых различных ценностей.

5 октября 1923 г. на заседании президиума Псковского губернского исполнительного комитета слушали вопрос о закрытии церквей Пантелеймоновской, Псковоградской Георгиевской, монастыря Елеазаровского и часовни на городской площади в г. Острове. Принимая во внимание расположение Елеазаровского монастыря в прифронтовой полосе, где "служители монастыря укрывают у себя лиц, пытающихся нелегально перебраться за границу", президиум постановил закрыть Спасо-Елеазаровский монастырь.

31 октября 1926 г. в бывшей церкви Елеазарова монастыря, которая была передана губисполкомом в ведение сельсовета, был открыт Народный дом. Церковная утварь большей частью из церкви была убрана, а иконы все были закрашены. Для окончательного оборудования Нардома требовался строительный материал, который, по мнению шефского отделения губсуда и местного актива, можно было использовать из кладбищенской церкви монастыря. Шефское отделение губсуда просило 16 ноября президиум Псковского губисполкома снести кладбищенскую церковь, поскольку "она служит рассадником напоминаний населению религии", а строительный материал использовать для окончательного оборудования Народного дома.

По благословению Митрополита Псковского и Великолукского Евсевия, при Спасо-Елеазаровском монастыре создана паломническая служба «Под кров Цареградской».

Цель нашей службы - создать условия, чтобы боголюбивые паломники как можно больше узнали о Спасо-Елеазаровском монастыре, где в XVI в. была сформулирована старцем Филофеем идея вселенской ответственности России за сохранение чистоты Православия: «Два Рима пали, третий (Москва) стоит, а четвертому не бывать».

Обитель была основана в первой половине XV в. прп. Евфросином - великим монахом древности, воспитавшим более десяти игуменов, также прославленных во святых. Монастырь имел строжайший Устав, монахов его называли «железными».
Подобно прп. Сергию Радонежскому, который со своими учениками просветил в XIV в. cветом православной веры центр и северо-восток России, прп. Евфросин и его ученики в XV в. выполнили эту миссию на северо-западе русских земель. В истории монастыря много чудесных событий, говорящих о том, что это место отмечено Господом как духовный центр не только русского, но Вселенского православия.

Вскоре после основания обители прп. Евфросин получил в дар от Константинопольского Патриарха Геннадия II икону Божией Матери «Цареградская» - на благословение монастыря. По преданию, Цареградская икона Божией Матери обозначает своим пребыванием место особенной чистоты Православия - «град Царя Небесного». (Сейчас в обители находится чудотворный список иконы, сделанный в монастыре, спасенный в революцию и попавший на о. Залита. Перед ним 40 лет молился старец Николай Гурьянов; это был его дар возрожденному монастырю).

Соборный храм обители был построен на месте явления прп. Евфросину трех святителей - Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова. В их честь он назван Трехсвятительским.

Под сенью этих святынь и воспитались великие игумены - просветители народа; не случайно и идея старца Филофея, идея государствообразующая, определившая на столетия вперед мировоззрение всего русского народа, сформировалась именно здесь. Монахи Спасо-Елеазаровского монастыря всегда отличались, наряду со строгостью и высотой монашеской жизни, также и высокой образованностью.

В XVIII- нач. XIX в., в период церковной реформы Екатерины II , когда происходит повсеместное закрытие монастырей, Спасо-Елеазаровский монастырь не только не закрывается, но принимает в себя братию двух упраздненных монастырей - Великопустынского и древнейшего Снетогорского. Из Великой Пустыни сюда приходит национальная святыня - икона Всемилостивого Спаса (XIV) , чудотворящая, многократно спасавшая псковские земли и «от нашествия иноплеменных», и от «междоусобныя брани», и от «смертоносныя язвы» - моровых поветрий.

А из Снетогорского монастыря передается архимандритское достоинство (до этого были игумены). Все Спасо-Елеазаровские архимандриты были профессорами духовных школ, нередко они посвящались в епископы, что еще раз подтверждает особый, «учительский», «просветительский», статус монастыря.

В начале XX в монастыре живет духоносный старец Гавриил (Зырянов). Часто навещает его здесь, в Елизарово, его духовное чадо, вел. кн. Елисавета - в недалеком будущем новомученица.

Сразу после революции Спасо-Елеазаровский монастырь был закрыт. Монахи его подверглись жестоким репрессиям. Очень скоро на месте цветущего монастыря воцарилась мерзость запустения. В самом конце XX в. сюда, на место страшной разрухи, приходит будущая игумения Елисавета (+ 2010 г.) и несколько сестер. В 2000 г. состоится передача обители Русской Православной Церкви. Это год прославления Царской семьи и сонма новомучеников Российских. Первая служба, архиерейским чином, состоялась 28 мая 2000 г. , в день памяти прп. Евфросина и празднования иконы Божией Матери «Живоносный источник». Обитель снова становится живым источником благодати Божией.

Сегодня восстановленный из руин Спасо-Елеазаровский монастырь готов принять паломников. Здесь отстроены гостиничные корпуса. Паломники имеют возможность причаститься Святых Таинств, помолиться перед чудотворными образами Всемилостивого Спаса и Цареградской Божией Матери, приложиться к мощевикам (их несколько). Паломническая служба организует экскурсию и трапезу.

Псковский Спасо-Елеазаровский монастырь - не самая известная монашеская обитель, но по значимости для России, для судеб человечества он занимает особое место в мировой истории. Именно сюда, в пустынный, среди лесов расположенный монастырь, как эстафета преемственности была принесена Цареградская икона Божией Матери - дар Константинопольского Патриарха Ганнадия II. Здесь столетие спустя старец Филофей сформулировал идею вселенской ответственности России за православие, за человечество: "Два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быти".


Место, где ныне находится Спасо-Елеазаровская обитель, Богом благословенное для монашеской жизни. В давние времена, по преданию, поселились здесь сестры псковского Иоанновского монастыря, но пустынническая жизнь оказалась непосильной для сестер. Спустя десятилетия на это место был призван монах из Снетогорского монастыря Евфросин. Произошло это в 1425 году.

Преподобный Евфросин, в миру - Елеазар, получил хорошее образование, он был книжником и богословом. Для выяснения вопросов, связанных с отправлением богослужения, преподобный Евфросин пешком ходил в Константинополь и там был принят самим Константинопольским патриархом, который на благословение пустынножительной обители, основанной у Толвского озера, подарил Цареградскую икону Божией Матери. Дар был сделан накануне принятия Константинополем Флорентийской унии. За четыре столетия до этого события, когда началось разделение Церкви на западную и восточную, именно этот образ Пресвятой Богородицы чудесным образом был явлен в Константинополе.

Братия встретила святую икону, выйдя на дорогу, ведущую в Псков. На этом месте забил святой источник, именуемый Пречистенским, и до сей поры он несет людям исцеления.

Преподобный Евфросин желал бы оставаться пустынножителем, но к нему стеклась братия, которая просила основать монастырь. Место было выбрано таким образом, чтобы ничто не нарушало отшельнической жизни подвижника: между двумя рукавами реки, под горкой, так что поставить монастырские строения было негде. Поскольку именно здесь преподобному Евфросину в тонком сне явились три святителя - Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов, которые повелели на этом месте создать собор, старец посоветовал братии скопать горку и землей засыпать один рукав реки. На образовавшемся пространстве были построены кельи и поставлен величественный собор, который стал символическим выражением Вселенскости Православия.

Был преподобный Евфросин молитвенником, настоящим старцем. Подобно преподобному Сергию Радонежскому, он стал учителем многих подвижников, которые, выйдя из евфросиновой обители, по благословению старца, основали на Псковщине десять монастырей и были прославлены в сонме святых, - Савва Крыпецкий, Никандр Пустынножитель, Досифей Верхнеостровский, Иларион Псковоезерский, Онуфрий Мальской и другие. По смирению своему преподобный Евфросин, основав обитель, не стал ее настоятелем и даже не получил священнического сана, первым Елеазаровским игуменом был Игнатий. В акафисте, который в XIX веке сложили в Елеазаровском монастыре, поется: "Радуйся, славне и смиренне преподобне отче Евфросине".

Преподобный Евфросин скончался девяноста пяти лет, в 1481 г., приняв схиму с именем Елеазар. В память о нем обитель с тех пор стали именовать Елеазаровской. Святые его мощи почивали в Трехсвятительском соборе. На раке было положено завещание, собственноручно написанное святым старцем. В нем говорилось: "Я, раб Божий инок Евфросин, при жизни своей составил завещание о монастырском житии, о вотчине своей, о рыбных ловлях и клетях в городе и обо всем, что есть. Все это отдаю я в распоряжение отцу своему духовному, игумену Харлампию, служителю храма святых святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого и преподобного Онуфрия, и всей о Христе братии моей. А игумену в том не корыстоваться, а также и братии, ни келарю, ни посельникам, ни служащим в монастыре. Из этого имущества содержать братию сообща".


Ветхий Рим оставался частью священной христианской империи до тех пор, пока папы Римские не взяли на себя опасную миссию построения антицеркви латинской ереси, в основе которой лежит стремление господствовать над всем миром. Константинополь, второй Рим, оставался царствующим градом до тех пор, пока не принял Флорентийской унии, не осквернил православия. Попущением Божиим Византия пала от турок. Ответственность за судьбу православия легла на Москву.

В идеале Святой Руси - не проявление гордыни, а мессианская готовность жертвенно служить Божьему замыслу. Старец Филофей предупреждал Московского князя Василия Ивановича: "Един ты во всей поднебесной христианом царь. Подобает тебе, царю, сие держати со страхом Божиим. Убойся Бога, давшего ти ся, не уповай на злато, богатство и славу, вся бо сия зде собрана и на земли зде остают".

"Царь православный" - назвав так царя своего, русский народ тем самым признал и назначение его как охранителя, единителя, освободителя от мусульманского варварства и западного еретичества.

Величественная теория исторического призвания Руси была закреплена на законодательном уровне - в решениях Стоглавого Собора. Слова старца Филофея через сто с лишним лет были почти дословно повторены в Уложенной грамоте Московского Освященного Собора 1589 года, утверждавшей патриаршество на Руси и подписанной Константинопольским патриархом Иеремией.

Пустынька преподобного Евфросина, затерянная среди вековечных псковских лесов, была духовным центром объединения русских земель вокруг Москвы. В то время как Псково-Печерская обитель выступала за сохранение псковской независимости, в Елеазаровском монастыре объединились ученые мужи, отстаивавшие необходимость усиления государства вокруг Москвы. Выразителем этой идеи был игумен Филофей, автор теории "Москва - Третий Рим". В своих сочинениях он заявил о решительной поддержке Великого князя как "броздодержателя святых Божиих престол".


В Елеазаровской обители этот союз Москвы и Пскова обозначен в архитектуре соборного храма: к главному, Трехсвятительскому, собору традиционной псковской архитектуры, пристроили придел Рождества Пресвятой Богородицы в московском стиле. Два храма, дополняя друг друга, составляют единый соборный комплекс. В этом заложен глубокий смысл: Псков мыслится как начало русской государственности, Москва как ее становление и величие.

В начале 90-х годов ХХ века собор начал рушиться, упала колокольня, четверик храма зашатался, но нашлись люди, которые сделали невозможное - сумели пробить финансирование на его реставрацию. Столпы собора были закованы в железобетонные стяжки, и собор выстоял. Промыслительно, что московские архитекторы и псковские строители начали реставрацию собора именно с московского придела - с ремонта нашей государственности.

Со временем слава Спасо-Елеазаровской обители стала умаляться, и из сознания русского народа исчезло чувство ответственности за судьбу человечества. Россия уже не мыслилась как Третий Рим и сама эта теория была осмеяна и извращена светскими историками. Но Сам Спаситель взял ее под Свой покров, когда после закрытия более древнего псковского монастыря - Великопустынского - все его имущество вместе с чудотворным образом Спасителя передали в Елизарово.

Третьеклассный, затем второклассный штатный монастырь, с числом братии чуть больше двадцати человек, но братия - традиционно образованная, не из крестьянского или мещанского сословия, а из духовенства, и настоятели его назначаются ректорами Псковской Духовной семинарии, принимают архиерейские кафедры по всей России. И старчество до последних дней монастыря здесь не прекращается. Обретаются нетленными мощи елеазаровского настоятеля схиархимандрита Вассиана. В малоизвестную обитель переезжает на жительство знаменитый своей подвижнической жизнью прозорливый старец схиархимандрит Гавриил (Зырянов). Одним из последних настоятелей Спасо-Елеазаровского монастыря стал новомученик, будущий Рязанский епископ Иувеналий (Масловский).

В 1918 году гибнет Царская семья, происходит отступление от веры, и в том же году закрывается Спасо-Елеазаровская обитель, монахи вывозятся на подводах в сторону Петрограда и там принимают мученическую смерть. С падением империи Третьего Рима уничтожается и то место, откуда прозвучало пророчество о священной миссии России, монастырь закрывается и разоряется.

Еще весной 1920 года действовал монастырский храм, откуда трижды вывозилась церковная утварь "в помощь голодающим Поволжья". Летом того же года на территории монастыря открыли сначала институт, из которого профессора и учащиеся почти сразу же перебрались в Петроград. Затем власти попытались организовать образцово-показательное сельхозпроизводство; несколько месяцев понадобилось, чтобы созданное трудом монахов пошло прахом. Поочередно в Елеазаровской обители открывались Народный дом, дом дефективных детей, детский санаторий и база отдыха. В результате от более чем двадцати строений остались только соборный храм и двухэтажный братский корпус.

Мир, невежественный и бездуховный, отверг филофееву идею, похоронил ее, умалил значение Спасо-Елеазаровской обители и ее старцев, но духовная лампада продолжает гореть. Она не может погаснуть, потому что ее огонь - огонь жизни вечной. Она горит святостью тех подвижников, которые обретаются на этом месте. На острове Залита, который расположен в Псковском озере напротив Спасо-Елеазаровского монастыря, четыре десятилетия живет отец Николай Гурьянов. Он молился о восстановлении обители, он был хранителем Цареградской иконы Божией Матери, которая прежде находилась в обители преподобного Евфросина. Та дорожка, по которой батюшка ходил с трепетом и благоговением, называется дорогой Спасителя, по ней приносили из монастыря на остров чудотворную икону Спасителя. Батюшка был и остается хранителем монастыря и носителем Божией благодати, освятившей эти места. Его жизнь позволяет представить, какой дух был у Елеазаровской обители, потому что он - продолжение ее. Сподвижник отца Николая - протоиерей Борис Николаев, богослов и молитвенник, - пятьдесят лет живет рядом с Елизарово. Он связан с преподобным Гавриилом (Зыряновым) через своих духовных наставниц - монахинь Иоанно-Предтеченского монастыря, которые окормлялись у елеазаровского старца, и теперь духовно наставляет насельниц евфросиновой обители.



В 2000 году в короткие сроки было принято решение о передаче монастыря. Накануне вступления в должность Президентом России было подписано распоряжение, за которым стояла передача Русской Православной Церкви Спасо-Елеазаровского монастыря. Возвращение Спасо-Елеазаровского монастыря состоялось в день, когда чествуется византийская святыня - икона Божией Матери "Живоносный источник". Эта обитель, действительно, живой источник Божией благодати. Спасо-Елеазаровский монастырь - символ возрождения Третьего Рима - нашего Отечества. Вместе с ней будет подниматься и Россия.

Молитвами Высокопреосвященнейшего Евсевия, архиепископа Псковского и Великолукского, возрождается Спасо-Елеазаровская обитель. Во главе ее поставлена монахиня Елисавета (Беляева), воспитанница старцев Троице-Сергиевой Лавры и стариц Дивеевской обители.

Адрес монастыря:
180523, Псковская область, Псковский район, деревня Елизарово
тел. (811-2) 199-558

Р/с 40703810000000000287 ОАО "Псковбанк",
К/р 30101810500000000703
БИК 045805703,
ИНН 6018009492

Наталья Огудина

25 / 11 / 2002

Если ехать от Пскова на Гдов по шоссе, которое идет прямо на север, спускаясь и подымаясь с одного лесистого холма на другой, то в тридцати километрах от города, слева, почти у самой дороги, будет виден большой каменный собор. Это Спасо-Елеазаровский монастырь, основанный в XV веке и перестроенный в XVI веке. Сейчас это женский монастырь, ранее он был мужским. Справа над шоссе круто подымается холм. На нем видны оградки небольшого кладбища и несколько гигантских деревьев — берез и елей, которые каким-то чудом уцелели с незапамятных времен.

Наверху параллельно шоссе идет лесная дорога. Если пройти по ней немного вперед, то откроется озеро с заросшими берегами. В том месте, где дорога спускается к озеру, из него вытекает речка. Это Толва, впадающая в Псковское озеро. Дорога подымается на соседний холм, поросший редкими нарядными елками. Ранней осенью за озером над самой водой красным огнем вспыхивают осины.

На горе над озером в зеркальном полукольце вод в середине XV века и был основан прп. Евфросином Спасо-Елеазаровский монастырь. Из записей 1887 года:»Монастырь сей окружен был вековою рощею, остатки которой ныне свидетельствуют о величии местности. Роща эта ныне сохраняется как драгоценность».

Псковский крестьянин Елеазар из села Виделибье, получивший в монашестве имя Ефросина, заинтересовался тем, что в разных церквах Пскова служат по-разному. Для выяснения истины он отправился пешком в Константинополь, но и там не нашел единства. Вернувшись во Псков, он стал утверждать тот порядок, который показался ему более правильным.

Ефросин был человеком строгого нрава. Сперва он поступил в Снетогорский монастырь, но вскоре его покинул, возмущенный вольной жизнью снетогорских иноков, не утруждающих себя ни постом, ни молитвой. Он ушел на Толвское озеро в пустынные леса, где и построил на холме небольшую лачужку, первоначально не допуская к себе никого, даже родную мать. Но, как это всегда бывало, постепенно к нему стала собираться братия.

На вершине холма построили деревянную церковку. Она была освящена во имя Трех Святителей, как и позднее собор, построенный под горой. (Название монастыря «Елеазаровский» произошло от имени его основателя, а наименование Спасо-Великопустынского он получил только при Екатерине Второй, в 1764 году, когда по закрытии прежнего Спасо-Великопустынского монастыря его штаты были переданы Елеазаровскому.) И полное название стало Спасо-Елеазаров-Великопустынский-Трехсвятительский монастырь». Таковым оно оставалось до 1906 года. После — Спасо-Елеазарова пустынь.

Монастырь был основан как нестяжательский, то есть при поступлении в него не требовался обязательный имущественный вклад. Зато и при уходе из монастыря вклад не выдавался. Ефросин однажды чуть было не поплатился жизнью, будучи избит состоятельным иноком, пожелавшим получить назад свое добро.

Основатель монастыря умер в 1481 году. В 1478 году к Москве был присоединен Новгород, в 1510-м — Псков. Новгородцы спасались от переселения в Москву сперва во Пскове, а потом вместе со знатными псковичами — в псковских монастырях, в частности в Спасо-Елеазаров-ском. Здесь в начале XVI века жил другой знаменитый старец — Филофей, книжник и мудрец, хорошо понимавший политическую обстановку и перспективы дальнейшего развития государства. Он был летописцем, писал послания великому князю московскому Василию III, отцу Ивана Грозного. Это ему принадлежит знаменитая формула: «Москва — третий Рим». Однако позиция старца Филофея была сложной: он и поддерживал Москву, и выступал в своих посланиях против изъятия государством монастырских земель, и прикрывал образованных беглецов, которые под его защитой занимались в монастыре литературной деятельностью, переписывали книги.

Таким образом, Спасо-Елеазаровский монастырь сделался центром духовной жизни Пскова с 1510 по 1547 год, когда этому положил предел Иван Грозный. Крупные загородные монастыри Пскова поддерживали Москву в ее объединительной политике. Однако это было до поры до времени. Или Иоанн Грозный слишком круто повернул, или его наместники перестарались… Начала складываться антимосковская оппозиция.

В годы расцвета Спасо-Елеазаровского монастыря в начале XVI века в нем было составлено житие его основателя Ефросина. В эти же годы в Елеазаровском монастыре был переписан экземпляр «Слова о полку Игореве», попавший впоследствии к Мусину-Пушкину.

Видимо, в это же время расцвета монастыря и был построен большой каменный собор — внизу у дороги на Гдов. Деревянная церковка на горе стала кладбищенской. (До нас она не дошла.) Интересно, что сложная жизнь монастыря, переплетение идейных течений отразились на архитектуре собора. В нем есть и архаические — псковские, и новые — московско-новгородские черты, и какая-то переходность форм.

Это большой одноглавый собор с тремя апсидами, усложненным декором барабана и невысокой колокольней над лестницей, которую можно считать одной из первых наших колоколен (до нее строили звонницы или церкви «под колоколы»). Обращенная к собору стена колокольни больше других и выглядит как привычная звонница. Внизу колокольня получила широкую кайму декора с московским рисунком килевидных арок, обрамляющих проемы. Верхняя лестничная площадка внутри многогранника перекрыта легким зонтичным куполом на металлических затяжках. Ее стороны раскрываются арочными окнами. На лавках по стенам отдыхали богомольцы. Лестница ведет на закрытую паперть. Выходящий на нее портал собора тоже обрамлен крупной килевидыой аркой. Собор внутри высок, просторен, но архаичен. Его крупные ступенчатые арки вырастают из могучих квадратных столбов.

К началу XVI века (к 1505 году) относится интересный документ, исходящий из Елеазаровского монастыря,непосредственно предшествующий времени его культурного расцвета. В нем игумен Панфил жалуется на собрание трав и кореньев и на языческие игрища в ночь под Ивана Купала:

«Егда приходить великий праздник день Рожества Предотечева, но и еще преже того великого праздника, исходять огавницы мужие и жены чаровницы, по лугам и по болотам, и в пустыни, и в дубравы, ищущи смертные травы и привето чрева от травного зелиа на пагубу человекам и скотам; ту же и дивия корениа коплют на потворение мужем своим: сиа вся творять действом дьяволим в день Предотечев, с приговоры сотонинским. Егда бо приидеть самый праздник Рожества Предотечево, тогда во святую ту нощь мало не весь город возмятется, и в селах возбесятца и в бубны и в сопели и гудением струнным, и всякими неподобными играми сотонинскими, плесканием и плясанием, женам же и девам и главами киванием и устнами их неприязнен клич, вся скверные бесовские песни, и хрептом их вихляниа, и ногами их скаканиа и топтаниа; ту же есть мужем и отроком великое падение, ту же есть и женам мужатым осквернение й девам растлениа. Что же бысть во градах и в селах в годину ту; сотона красуется, кумирское празнование, радость и веселие сотонинское; в нем же есть ликование и величание дьяволе, и красование бесом его в людях».

Монастырь неоднократно подвергался нападению литовцев, поляков и ливонских рыцарей. Еще не так давно была цела часовня, построенная над братской могилой защитников монастыря во время нашествия на Псков Стефана Батория в 1581 году.

После революции монастырь был закрыт. В 1921 году здесь был устроен санаторий для больных туберкулезом. Впоследствии здесь разместили детский спортивный лагерь. В 2000 году монастырь был передан Русской православной церкви. Передача состоялась в день, когда чествуется византийская святыня — икона Божией Матери «Живоносный источник». В 2010 году в монастырь был возвращён чудотворный образ Спас Елеазаровский.

Адрес монастыря:
180523, Псковская область, Псковский район, деревня Елизарово