» » Эмпирические этические учения: гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм. Гедонизм в современном мире - плюсы и минусы Гедонизм как этическая концепция плюсы и минусы

Эмпирические этические учения: гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм. Гедонизм в современном мире - плюсы и минусы Гедонизм как этическая концепция плюсы и минусы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Обоснование гедонизма Аристиппа. Аморалистическая интерпретация гедонизма Феодора. Этика аскетизма и ее обоснование преставителями кинийской школы. Этика эвдемонизма эпикурейцев, страхи и их преодоление. Автаркия разума стоиков. Фатализм Ранней Стои.

    презентация , добавлен 26.09.2013

    Сущность и основные принципы мифогенной и гносеогенной концепции происхождения философии. Характеристика концепции фрейдизма и неофрейдизма. Особенности формирования и основные черты человеческой личности. Тенденции развития современной цивилизации.

    контрольная работа , добавлен 25.08.2012

    Этика добра и зла в философском учении Н.О. Лосского. Содержание этической концепции И. Шокая и А. Букейханова. Этические учения Г.Д. Гурвича: идея Абсолюта в публикациях периода эмиграции, ключевые категории морали, религиозно-метафизические воззрения.

    контрольная работа , добавлен 12.08.2013

    Философско-культурная концепция науки Кассирера. Роль и место культуры в концепции науки Кассирера. Роль и место истории в концепции науки Кассирера. Основные положения философско-культурной концепции науки Э.Кассирера.

    курсовая работа , добавлен 17.05.2003

    Обзор творчества и деятельности Макиавелли на основании его этики. Истина у Макиавелли и у гуманистов, его этическая концепция: роль природы, понятие справедливости, общий интерес. Пессимизм и сетования на упадок нравов в современной философии Италии.

    реферат , добавлен 02.08.2009

    Гедонизм как философское учение, в основе которого лежит представление о том, что стремление к удовольствию является главным смыслом человеческих действий, реальной основой счастья. Древнегреческий философ Аристипп - основоположник гедонистических учений.

    презентация , добавлен 24.03.2015

    Сущность понятия "существование". Знакомство с главными признаками радикального гедонизма. Э. Фромм как выдающийся немецкий философ и психоаналитик, анализ важных трудов. Общая характеристика работы Э. Фромма "Иметь или быть", рассмотрение особенностей.

    Гедонизм – это учение о том, что человек все поступки совершает ради собственного удовольствия, поэтому только его и можно считать смыслом жизни. Такой подход некоторым представляется аморальным, но абсолютной правды не существует, поэтому выводы придется делать самостоятельно.

    Гедонизм – что это?

    В переводе с древнегреческого гедонизм – это наслаждение или удовольствие. Учение, носящее это имя, говорит о естественности поиска приятных ощущений, поэтому человек осознанно или нет движется по этому пути. А раз это заложено в людской природе, то вполне логично сознательно направлять свои действия для получения радости. Все учение заканчивается на этом утверждении, потому что эту систему никто не закончил, поэтому поведение его приверженцев может разительно отличаться.

    Гедонизм в психологии

    Учение зародилось еще до нашей эры, но гедонизм в стал рассматриваться в 20 веке. Выделяют две поведенческие концепции:

    • будущего – действия связаны с предвкушением удовольствия;
    • настоящего – поступки направлены на быстрое получение наслаждения.

    Недостаток психологического гедонизма заключается в передаче центральной роли эмоциям, оставляя мыслительную часть на втором плане. На самом деле эмоции только служат маячками при установке собственной системы ценностей. Все же гедонистика позволяет исследовать акцентуации личности на приобретение физиологических удовольствий и престижных предметов, нередко лишенных практического смысла. Такие исследования актуальны благодаря возрастающему числу людей, стремящихся к максимуму наслаждения.

    Гедонизм в философии

    Аристипп (435-355 гг. до нашей эры) стал основоположником учения, считая, что человеческая душа испытывает два состояния – наслаждение и боль. Путь к счастью лежит в избегании неприятных ощущений и стремлении к приятным. При этом упор делался на физические аспекты. Эпикур говорил, что гедонизм в философии – это полная удовлетворенность своих желаний. Цель на само наслаждение, а свобода от несчастья. По его мнению высшая мера такого удовольствия – атараксия, и умеренность в употреблении любых благ.

    Просвещенный гедонизм получил распространение в 18 веке. Аристократия, особенно во Франции часто понимала его, как получение простейших удовольствий. Вернуть понятию философичность помог Иеремия Бентам, который перевел гедонизм на новый уровень, взяв за основу его принцип для своей теории утилитаризма. Она предусматривает такое поведение общества, при котором все его члены могут достигнуть наивысшего наслаждения.


    Правила жизни по гедонизму

    Учение полностью не сформировано, поэтому четкой системы ценностей нет, и правила гедонизма никто не составлял. Существует только один постулат: высшая цель человека – быть счастливым. А для этого нужно сократить количество неприятных впечатлений и сконцентрироваться на вещах, приносящих радость. То есть разбираться в том, что значит гедонизм, надо на основании собственных ощущений.

    Гедонизм - хорошо или плохо?

    Однозначного ответа нет, все зависит от личной трактовки понятия. Для кого-то гедонизм – это погоня за новыми, все более сильными впечатлениями, а кто-то считает себя приверженцем учения из-за любви к красивой одежде и принятию ванн с душистой пеной. Понятно, что желание сделать свою повседневность немного приятнее, ничем не грозит. Если же сделать получение удовольствий самоцелью, то можно в итоге остаться только с неприятностями. Рассмотрим, чем опасен гедонизм в его абсолютной форме.

    1. Бесперспективность . Постепенно привычные удовольствия приедаются, нужны новые ступени, но когда и они пройдены, не остается ничего, что могло бы приносить радость.
    2. Трата времени . За поиском наслаждений легко пропустить момент для принятия шагов, решающих будущую жизнь.
    3. Проблемы со здоровьем . Многое из того, что приносит радость на физическом плане, негативно отражается на состоянии здоровья.

    Гедонизм и эгоизм

    Философскую сторону этого учения часто приравнивают к эгоизму, но это не вполне верно. Принципы гедонизма не предписывают сосредоточенности только на себе, не возбраняется заботиться и о наслаждении окружающих. Существуют две формы: эгоистическая и универсальная. Для первой характерна концентрация на собственных ощущениях, даже если их не разделяют другие. Ценителям второй формы важно, чтобы удовольствие распространялось и на тех, кто рядом с ними.

    Гедонизм и христианство

    С точки зрения религии все, что не направлено на служение Богу, является суетой, которая не достойна внимания. Поэтому гедонизм – это грех для христиан. Он не только отвлекает от высшей цели, но и замещает ее стремлением к приобретению земных благ. Это если говорить о явлении в общем, не разбирая конкретные случаи, обычное стремление к комфорту вряд ли можно назвать преступлением. Универсальная форма гедонизма тоже не всегда ведет к становлению грешником, помощь другим людям христианством приветствуется.

    Нельзя говорить, что любой гедонист – грешник. Каждый случай должен рассматриваться отдельно. Если же самостоятельно разобраться в ситуации не получается, хочется и собственные религиозные убеждения не нарушить, и в комфорте себе не отказывать, то можно посоветоваться с батюшкой. Он и священные тексты лучше знает, и опыт в разрешении таких конфликтов имеет. Правда, он тоже может ошибаться, поэтому окончательное решение остается за самим человеком.


    Известные гедонисты

    В современном обществе практически на любого из селебрити можно поставить пробу «гедонист». Даже если некоторые из них и занимаются благотворительностью, то произошло это только после удовлетворения собственной жажды приятных впечатлений. Это относится не только к нашему веку, ценители комфортной жизни были всегда. После Эпикура, выведшего собственную формулу гедонизма, учение получило новую жизнь в эпоху Возрождения. Тогда его приверженцами стали Петрарка, Боккаччо и Раймонди.

    Затем Адриан Гельвеций и Спиноза примкнули к учению, соотнеся удовольствия человека с общественными интересами. Томас Гоббс также выступал за ограничения, предложив принцип «не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы поступили с тобой». Этом принципу следовали не все, самым ярким примером отказа от религиозных, нравственных и правовых рамок стали труды маркиза де Сада.

    Книги про гедонизм

    Явлением интересовались многие, его серьезно изучали философы и психологи, описания можно встретить и в художественной литературе. Вот некоторые книги о гедонизме.

    1. «Принципы этики» Джордж Мур . Английский философ размышляет о природе явления и указывает на ошибку – смешение понятия блага и средства его достижения.
    2. «Мозг и удовольствия» Дэвид Линден . Книга рассказывает о новейших достижениях в области нейробиологии, которые позволили по-новому взглянуть на получение удовольствия и образование зависимости от него.
    3. «Портрет Дориана Грея» Оскар Уайльд . Известное произведение, претерпевшее не одну экранизацию, демонстрирует самые негативные стороны и последствия гедонизма.
    4. «О дивный новый мир» Олдос Хаксли . Вся общественная жизнь построена на принципах достижения удовольствия. Результаты такого эксперимента описываются в произведении.
    5. «Последний секрет» Бернар Вербер . Герои этого фантастического романа пытаются заглянуть в человеческие мысли и найти причину, побуждающую совершать любые поступки.

    Что такое гедонизм

    Гедонизм - одно из классических течений в аксиологии, известных ещё с античности. Гедонизм утверждает, что единственной конечной ценностью и целью любого поведения является получение удовольствия в широком смысле (счастья, радости, отсутствия страданий и т. д.). При этом, имеет значение как сиюминутное, так и будущее удовольствие. Родоначальником гедонизма считается Аристипп, хотя иногда его ошибочно приписывают авторству более позднего Эпикура. В Новое время идеи гедонизма были развиты философами Бентамом и Миллем, экономистами Парето, Менгером и Вальрасом, психологами Фехнером и Фрейдом. Основные философские аргументы в пользу гедонизма состоят в нашей способности оценивать любые два раздражителя или психологических состояния по однопараметрической шкале (нравится больше или меньше), и выбирать из них лучшее (или признавать, что они одинаково хороши). В 20 веке также появились нейрофизиологические данные в пользу гедонизма, показывающие, что искусственная стимуляция ощущения удовольствия (электричеством или химическими препаратами) способна радикально менять поведение любого животного включая человека, сделать его удовлетворённым любой ситуацией и прекратить пытаться её поменять.

    Критика гедонизма

    Как правило, в популярной культуре гедонизм критикуется без должного его понимания. Многие критики гедонизма приписывают ему стремление исключительно к "низменным", "животным" удовольствиям либо исключительно к сиюминутным удовольствиям. Эти критики ошибочно ассоциируют гедонизм исключительно с развратом и отказом от заботы о завтрашнем дне. Как правило, такие критики - это обыватели без особых знаний в данной области.

    Более продвинутые критики гедонизма понимают, что он считает ценными не только "животные" и сиюминутные, но и "духовные" и отложенные удовольствия. Тем не менее, они считают аморальным сам факт количественного сравнения "духовных" и "животных" ценностей, сам факт постановки их "на одну доску". С их точки зрения, сама количественная оценка в этических вопросах является безнравственной, а истинно моральный вопрос им кажется неразрешимым. Как правило, такие критики - это приверженцы интуитивистской этики, отрицающие саму допустимость её логического анализа. Интересно, что сам гедонизм тоже аппелирует к субъективно-очевидным основаниям (то что удовольствие хорошо - дано в непосредственном опыте), но на большем уровне абстракции, чем интуитивизм (который готов канонизировать целую таблицу моральных норм в которых воспитан человек, и которые почему-то кажутся ему правильными).

    Наконец, третья группа критиков гедонизма (которые, по моему мнению, единственно заслуживают внимания) говорят, что он не проверен как научная гипотеза. Исследования мозга хотя и частично пролили свет на механизмы удовольствия и мотивации, но единый универсальный механизм удовольствия до сих пор не выделен. Непонятно, какой именно параметр нервной системы однозначно определяет, что нам приятно а что неприятно. Есть способы, как вызывать определённые виды удовольствий (например, воздействуя на опиоидные мю-рецепторы) или неудовольствий (например, воздействуя на опиоидные каппа-рецепторы), но есть и такие классы состояний, которые до сих пор непонятно как получать. Например, остаётся загадкой механизм так называемого пикового состояния (состояния сильнейшего мыслимого счастья, при котором мир для наблюдателя "схлопывается" в одну точку, состоящую "из любви"). Пиковое состояние очень изредка случается при эпилепсии, инсульте и при приёме некоторых серотонинэргических психотропных препаратов, но чёткая методика его получения отсутствует, равно как и отсутствует физиологическое объяснение. С точки зрения третьей группы критиков гедонизма, сводимость всех приятных и неприятных состояний к единой шкале - ошибка, и на самом деле есть качественно разные виды состояний, которые ни физиологически ни психические сравнивать невозможно. Критики допускают, что некоторые состояния вовсе имеют сверхъестественную природу

    Оппонентами гедонизма были киники. Основателем этого направления является Антисфен (435-375 гг. до н. э.). Киники отрицали наслаждение во всех его видах, включая элементарные человеческие удобства. Диоген Синопский (ум. ок. 330 г. - 320 г. до н. э.), как известно, жил в бочке, пользовался только плащом как одеждой и как одеялом. Идея киников была связана с обретением полной свободы от общества путем отрицания его ценностей. Диоген отрицал брак, не признавал отечества, законом жизни считал законы природы. В итоге образ жизни киников являлся циничным попранием элементарных общественных норм жизнедеятельности. Бегство от общества привело их к отрицанию элементарных моральных правил.

    Довольно отчетливо намечена киниками ригористическая тенденция понимания морали: добродетель самоценна, мудрец, обладающий ею, ни в чем более не нуждается.

    Чрезвычайно важные для понимания смысла морали идеи внутренней свободы личности и приоритета духовных ценностей были абсолютизированы представителями кинической школы, доведены до крайности, что способствовало их существенной трансформации. Что касается гедонизма киренаиков, то это - гипертрофированное выражение также очень важной для этики идеи - идеи ценности конкретных потребностей конкретной личности. В дальнейшем развитии античной культуры размышления киников ассимилируются в стоицизме, а восприемником учения киренаиков выступает эпикуреизм.

    Учение Аристиппа

    Аристипп из Кирены – основатель киренской школы, высшее благо усматривал в стремлении человека к удовольствиям.

    Основные положения гедонизма сводятся к следующему: ощущения не имеют познавательного содержания, они отражают лишь душевное состояние субъекта. Ощущения подразделяются на легкие (удовольствия) и бурные (неудовольствия). Удовольствие есть благо, то, к чему надо стремиться. Неудовольствие, страдание есть зло. Его надо избегать. Отсутствие удовольствия или страдания не является ни благом, ни злом. Удовольствие не следует смешивать со счастьем. К частным наслаждениям следует стремиться ради них самих, а к счастью - не ради него самого, но ради частных наслаждений. Знания полезны потому, что позволяют более полно наслаждаться. Подлинными удовольствиями являются лишь телесные, они имеют преимущество перед духовными. Удовольствие относится к настоящему: воспоминание о благе или ожидание его не есть удовольствие – одно забылось, другое еще нет.

    Гедонизм в учении Аристиппа проникнут утверждением, что жизнь человека в многообразии ее чувственных проявлений является высшей моральной ценностью. Недостаток его концепции - в натурализации человека и его духовных проявление отсутствие чувства меры в гедонистических побуждениях. Конечно, человек может и должен наслаждаться жизнью всякое наслаждение в той или иной мере должно быть поставлено под контроль долга, моральных предписаний. В противном случае оно перерастает в аморализм по отношению к близким, обществу, в котором живет человек, а в конечном счете, и к самому себе.

    Долг

    Долг и совесть - личностные категории морального сознания: с их помощью общие социально-нравственные требования трансформируются в моральные проблемы конкретного индивида. Они образует морально-психологический механизм самоконтроля, тесно связанный с ответственностью личности.

    Долг - это принятие личностью необходимость подчиняться общественной воле. Нравственный долг - это превращение требований общественной морали в личный императив конкретного лица и добровольное его выполнение. Источником долга является общественный интерес. В долге он обретает повелительный характер, формируя нравственную обязанность индивида по отношению к другим людям и самому себе.

    Таким образом, долг не тождествен обязанности: простое исполнение обязанностей еще не есть долг в этическом смысле слова. Понятие долга обогащает сухое понятие обязанностей глубокой личной заинтересованностью в их исполнении, добровольным принятием и осознанием их необходимости. Таким образом, долг - это нравственная обязанность человека, выполняемая им под влиянием не только внешних требований, но и внутренних нравственных побуждений.

    Общество ожидает от человека не просто точного и беспрекословного выполнения своих обязанностей, но и личностного отношения к ним. Переживание требований долга в связи со своими интересами и приводит к появлению у человека осознания своего долга и чувства долга.

    Свойства долга

      Осознание необходимости

      Заинтересованность в исполнении

      Добровольность принятия

    Эмпирические этические учения: гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм

    Текст 3. Мораль эмпиризма имеет задачей вывести из опыта верховный принцип нравственности, т.е. определение высшего блага или нормальной цели практической деятельности. В бесконечном разнообразии субъективных и относительных благ нет ли какого-нибудь общего и постоянного элемента, одинаково им всем присущего? Прежде всего таким элементом представляется удовольствие или наслаждение. В самом деле, присутствие какого бы то ни было блага необходимо доставляет нам удовольствие физическое или духовное; таким образом, удовольствие в широком смысле есть общий и постоянный признак всякого блага, следовательно, необходимый признак блага вообще или блага как такового.

    Этическое учение, ограничивающееся одним этим признаком или определением высшего блага, как удовольствия, и, следовательно, в удовольствии полагающее нормальную цель жизни человеческой, называется гедонизмом (от греческого слова – удовольствие или наслаждение).

    Так как по этическим условиям человеческой природы, равно как и по логическим условиям конечного или ограниченного бытия вообще, удовольствие или наслаждение не должна быть постоянным непрерывным состоянием, а обязательно перемежается противоположными состояниями неудовольствия и страдания, то принцип гедонизма может иметь практическое значение только в том случае, в случае если он ставит последней целью не достижение непрерывного состояния удовольствия, которое невозможно, а лишь достижение такого существования, в котором приятные состояния преобладают и постоянно господствуют над состояниями неприятными. Такое состояние называется счастьем, счастливою, или блаженную, жизнью, и, таким образом, принцип гедонизма в более точном выражении превращается в принцип эвдемонизма (от греческого слова – блаженство, счастье).

    Нормальная цель практической деятельности есть достижение блаженства или счастливой жизни. В таком общем виде этот принцип эвдемонизма, без сомнения, верен, и, сели устранить спор о словах, то ᴇᴦο одинаково признают все, самые разнообразные этические учения. Счастье есть преобладание приятных состояний над неприятными.

    Мы находим в опыте, что человеку свойственны наслаждения или удовольствия четырех родов˸ во-первых, материальные наслаждения человека как животного организма; во-вторых, наслаждения эстетические; в-третьих, наслаждения умственные; в-четвертых, – наслаждения воли, или наслаждения собственно-нравственные.

    Наш внутренний опыт несомненно свидетельствует о существовании таких положительных наслаждений или удовольствий, которые не проистекают из ни из удовлетворения телесных, ни умственных, ни эстетических стремлений, а имеют характер чисто практический, или нравственный, относясь непосредственно к области воли. Наша воля и проистекающая из нее практическая деятельность в точном смысле этого слова имеет обязательно своим непосредственным предметом другие существа.

    Действуя на другие существа, мы можем стремиться к исключительному самоутверждению по отношению к этим существам и, следовательно, к их отрицанию, т.е. к подчинению их нам, к господству нашему над ними, или даже к совершенному их уничтожению.

    Эмпирические этические учения: гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Эмпирические этические учения: гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм" 2015, 2017-2018.