» » Финансово экономические механизмы в дошкольном образовании. Финансово- хозяйственный механизм доу

Финансово экономические механизмы в дошкольном образовании. Финансово- хозяйственный механизм доу

Ксендзова, Галина Федоровна

Организация финансово-экономической деятельности в образовательных учреждениях в новом организационно-правовом статусе (бюджетное и автономное учреждение) : учебно-метод. комплект / Г.Ф. Ксендзова; Ин-т развития образования и повышения квалификации. – Якутск: Изд-во ИРО и ПК, 2011. – … с.

Агентство СIР НБР Саха

Учебно-методический комплект подготовлен с учетом новых государственных стандартов для курсантов очной формы обучения по направлениям 521600 – «Экономика», 522000 – «Коммерция», 060400 – «Финансы и кредит», 060500 – «Бухгалтерский учет».

В настоящий период одной из важных задач является подготовка специалистов, обладающих знаниями управления финансами. Данный модуль знакомит курсантов с основополагающими положениями финансово-экономической деятельности образовательных учреждений. Курс построен на основе систематизированной концепции современного финансового менеджмента в условиях рыночной экономики.

Утверждаю:

Директор ИРО и ПК

__________________

Г.И. Алексеева

«___»________ 2011 г.

Программа

Цель: обеспечение качественного методического оснащения УВП.

Раздаточный материал:

1) бумажный носитель: распечатка программного материала.

2) электронный носитель: диски, флешкарты.

Используемое оборудование: проектор, интерактивная доска, ноутбуки.

Презентационный материал по следующим темам: «Финансово-экономический менеджмент», «Маркетинг образовательных услуг».

КИМ: диагностирование, анкетирование, шкалирование и т.д.

Наименование темы Всего часов Форма проведения Ответственный Место проведения
Лекция Ксендзова Г.Ф., к.п.н.
Лекция Ксендзова Г.Ф., к.п.н.
Лекция Ксендзова Г.Ф.. к.п.н.
Маркетинговая деятельностью ОУ в условиях рынка образовательных услуг Лекция Ксендзова Г.Ф., к.п.н.
Маркетинг в ДОУ Деловая игра Ксендзова Г.Ф., к.п.н.
Деловая игра Ксендзова Г.Ф., к.п.н.
Мастер - класс Ксендзова Г.Ф., к.п.н.
Практическое задание на дом Ксендзова Г.Ф., к.п.н.
Практическое занятие Ксендзова Г.Ф., к.п.н.
Практическое задание Ксендзова Г.Ф., к.п.н.
ИТОГО:

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем Всего часов В том числе по видам занятий
Лекции Мастер-класс Практические занятия Семинары Диагностирование, тестирование Деловая игра Круглый стол Учебно – практическая конференция Дискуссии Стажировка Письменные работы Групповые консультации Использование ТСО и ВТ Формы контроля (без часов) Примечание
Организационно-финансовый механизм функционирования муниципальных дошкольных учреждений
ДОУ в условиях финансово-экономической и хозяйственной самостоятельности
Управление финансовыми ресурсами в новом организационно-правовом статусе
Маркетинг в ДОУ
Современный руководитель, каков он?
Составляем бизнес-план финансово-экономической деятельности ДОУ
Характеристика модели автономного ДОУ
Тестирование по базовым понятиям темы
Написание рефлексивного отчета
Всего:

Учебное пособие

ПУТЬ К САМОФИНАНСИРОВАНИЮ - ОСНОВНОЙ МЕХАНИЗМ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Новые условия и факторы развития, а также сохранение существующей сети дошкольных учреждений объективно требуют изменения организационно-финансового механизма функционирования муниципальных и ведомственных дошкольных образовательных учреждений.

Под влиянием экономических реформ произошла реструктуризация системы дошкольного образования. Удельный вес ведомственных дошкольных учреждений в Республике Саха (Якутия) снизился на 20% от общего числа, продолжается муниципализация системы дошкольного образования.

По данным Госкомстата в Республике Саха (Якутия) на конец 2010 года функционируют 795 дошкольных образовательных учреждений, в которых воспитываются 65 тысяч детей. По сравнению с 2000 годом число дошкольных учреждений снизилось на 26%, численность посещающих их детей почти на 50%.

Показатель охвата детей дошкольными образовательными учреждениями снизился на 5,6%. Но снижение охвата детей дошкольными образовательными учреждениями происходило в республике не такими быстрыми темпами, как в целом по Дальневосточному региону, где показатель за этот период снизился на 16,8%, но выше, чем в целом по России. Однако, количество неудовлетворенных заявлений остается по-прежнему высоким. Поэтому задача дальнейшего расширения сети дошкольных образовательных учреждений остается весьма актуальной.

На сохранение дошкольных образовательных учреждений повлияли, с одной стороны - демографические факторы (снижение численности детей в возрасте 1-6 лет), с другой стороны - нестабильность экономического положения несовершенство этих взаиморасчетов, они выгодны в современных условиях, так как дают дополнительное финансирование из внебюджетных средств.

Таким образом, мы рассмотрели организационно-финансовые механизмы совершенствования системы дошкольного образования в условиях формирования рыночной экономики в Республике Саха (Якутия).

Становление рыночных отношений в Республике Саха (Якутия), как и в других регионах России, идет с большими трудностями: продолжается спад производства, растет безработица, снижается уровень жизни населения.

Российская модель рыночных отношений значительно отличается от действующей в других странах. Негативные социально-экономические последствия рыночных реформ в значительной мере вызваны тем, что при их проведении не учитывались специфические особенности организации экономической и общественной жизни, которые должны были оказать существенное влияние на будущую модель рыночных отношений.

Исходные позиции для перехода к рыночной экономике, сложившиеся к концу 80-х гг. в России, в целом были неблагоприятными по следующим объективным факторам:

Крайне высокий спад производительности, даже для стран с административно- командной системой;

Длительное функционирующая экономика не связано с рынком, что ослабляло хозяйственную инициативу большинства населения и породило преувеличенное представление о социальной роли государства;

Крайне искаженная структура национальной экономики, где ведущую роль играл промышленный комплекс, а роль отраслей, ориентированных на потребительский рынок, была принижена;

Кризис конкурентоспособности преобладающей части производства и сельского хозяйства.

Несмотря на экономические трудности, испытываемые страной в период перехода к рыночной экономике, государство должно заботиться о развитии общественного дошкольного воспитания и социальной поддержке слабо защищенных слоев населения.

В ряде высокоразвитых стран подавляющее большинство детей дошкольного возраста посещают общественные детские учреждения (Франция - 95%, Финляндия, Швеция - 75%). В России в связи с повышением платы за содержание детей в дошкольных учреждениях закрывается доступ детям из малообеспеченных семей.

Поэтому социальная политика в переходной экономике призвана сократить разрыв в доходах различных категорий населения, при этом, не подрывая заинтересованности в труде, включая предпринимательскую деятельность.

Таким образом, на развитие системы дошкольного образования в России влияют следующие социально-экономические факторы:

Снижение денежных доходов у основной массы населения;

Структура потребностей и их удовлетворение в зависимости от уровня доходов населения;

Уровень социальной защиты населения, защита трудоспособного населения от безработицы, обеспечение пособий для нетрудоспособных групп населения;

Демографические процессы в целом по стране и в каждом регионе.

Переход к рыночной экономике привел к ломке всей системы дошкольного образования. Для изменения сложившейся ситуации необходимо оценить текущий спрос потребителей и прогнозировать будущий спрос потребителей.

При прогнозировании необходимо определить факторы, которые могут повлиять на будущий спрос.

Работу секции начал Роман Селюков, заместитель директора АНО ИПОП «Эврика» с докладом «Современная финансово-экономическая проблематика образования».

Он обозначил ключевые тренды государственной политики по трем направлениям:

1.Направление на саморегулирование в сфере образования (ФГОС - система требований, ФХС в условиях 83-ФЗ).

2.Изменение представлений о критериях качества образования

3.Становление института внешнего заказчика сфере образования

Формирование эффективно функционирующей системы образования невозможно без продуманных организационно-финансовых механизмов. При переходе на новые финансовые механизмы встает необходимость, с одной стороны, в стандарте гарантировать равные возможности, с другой, предоставлять образовательным учреждениям определенную долю самостоятельности. Обсуждая проблему финансового обеспечения задания, нужно отметить, что практически во всех регионах есть нормативы финансирования, через которые выводится объем ассигнований, необходимых для каждого учреждения, оказывающего те или иные услуги. Методика расчета финансового норматива, основанная на базисном учебном плане, обеспечивает аудиторную нагрузку учащегося, но не в состоянии обеспечить условия для достижения современного качества образования. В модельных методиках в расчет на всех уровнях образования (дошкольное, общее, профессиональное) платят за часы, а где качество образования? Необходимо обратить внимание на результат.

Аграфена Шатаева, начальник отдела социальных расходов Министерства финансов РБ. представила доклад на тему: «Организация финансово-экономической деятельности учреждений общего образования, обеспечивающих реализацию федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и устанавливающей взаимосвязь норматива финансирования с величиной средней зарплаты по экономике региона».

Автор отмечает, что результатом реализации комплексного проекта модернизации образования (КПМО) в Бурятии стали - переход всех общеобразовательных учреждений на новую систему оплаты труда, серьезное укрепление материально-технической базы учреждений и приведение их в соответствие с современными требованиями. Также с 2010 года в рамках модернизации общего образования реализуется национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

С апреля текущего года Председателем Правительства Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным дан старт новому проекту, направленному на модернизацию региональных систем общего образования. Конечная цель проекта - доведение средней заработной платы учителей регионов до средней заработной платы по экономике соответствующего региона. Республика участвует не только в модернизации системы образования, но в проектах по модернизации здравоохранения и культуры.

С этой целью Правительством Российской Федерации принято решение о предоставлении в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. В 2011 году объем субсидии бюджету республики составит 251,6 млн.руб., софинансирование из республиканского бюджета - 13,2 млн.руб.

К концу 2011 года средняя заработанная плата учителей общеобразовательных учреждений республики будет доведена до средней заработной платы в экономике республики за I квартал 2011 года, которая составила 18 099 рублей. С учетом данного условия на июньской сессии Народного Хурала республики принят закон «О нормативах финансового обеспечения общего образования в Республике Бурятия».

Аграфена Шатаева отметила, что первые шаги в вопросе предоставления бюджетному (общеобразовательному) учреждению, в самостоятельности принятия решений в финансово-хозяйственной деятельности, сделаны - есть нормативно-правовая база. Теперь, необходимо руководству и коллективу учреждений грамотно воспользоваться этим правом, выбрать будущее своих школ и идти к конечной цели - к повышению качества образования при эффективном использовании бюджетных ресурсов.

Елена Бондаренко, заместитель председателя Комитета по образованию г. Улан-Удэ выступила с докладом «Формирование муниципального задания

и финансового норматива на услуги дошкольного образования, обеспечивающего развитие вариативных форм ДОУ».

Докладчик остановилась на основных проблемах формирования муниципального задания и финансового обеспечения его исполнения, а также предложила к обсуждению пути их решения.

В качестве примера по решению проблем формирования муниципального задания и механизмов определения финансирования в сфере образования, автор, предложила ознакомиться с наработками Комитета по образованию г. Улан-Удэ.

В сфере муниципального образования г. Улан-Удэ довольно широкий спектр оказываемых муниципальных услуг. В одном и том же учреждении оказывается сразу несколько муниципальных услуг. Для того, чтобы отразить сложность и разнообразие различных форм предоставления услуг для обсуждения выбрано направление по дошкольному образованию

Перечень услуг - основа для формирования задания, а, следовательно, и основа для финансирования. Если услуги нет в перечне, или она сформулирована в общем виде «образование», без учета особенностей, невозможно будет на законных основаниях ее профинансировать. Для дошкольного образования это становится еще более важным в связи с отсутствием образовательного стандарта.

Дошкольные образовательные учреждения занимаются одним и тем же видом деятельности, но в качестве муниципального задания для них могут быть определены абсолютно разные услуги. Если какие-то виды услуг не попали в перечень услуг, то формально они и не могут быть профинансированы, то есть на них не может быть сформировано муниципальное задание. Все это определяет проблему - отсутствие утвержденного на федеральном уровне классификатора услуг.

Елена Бондаренко предлагает - разработать общие для всех уровней публичной власти унифицированные критерии выделения государственных (муниципальных) функций, услуг и работ. Федеральное регулирование предоставления государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ, реализации функций должно упорядочить ситуацию в рассматриваемой сфере, не связав инициативу органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые смогут адаптировать рекомендации к специфике конкретных территорий.

Самым важным вопросом в формировании задания является методика расчета нормативных затрат. На протяжении последних нескольких лет практика расчета нормативных затрат складывалась от фактически достигнутого уровня затрат. С одной стороны, такой подход учитывает возможности бюджета, но не дает ясной картины о действительной стоимости бюджетной услуги с учетом всех требований СанПиН и образовательных стандартов.

Встает вопрос, что будет являться основой расчетно-нормативных затрат. Вариантов несколько. Это могут быть средние расходы (средневзвешенные, медианные, среднеарифметические и т.п.). Это могут быть минимальные расходы, могут быть максимальные (или предельные).

В этом году по сфере муниципального образования разработана новая методика расчета нормативных затрат, которая более удовлетворяет требованиям стандартов при оказании образовательных услуг. В основу были приняты два метода - нормативный метод, исходя из социальных натуральных норм, средневзвешенный подход. И все же, учитывая возможности бюджета, мы вынуждены предусмотреть корректирующие коэффициенты (понижающие коэффициенты).

Что касается структуры затрат на дошкольное образование, Комитетом по образованию предложен проект модельной методики определения нормативных затрат на реализацию различных форм услуг дошкольного образования и воспитания и расчету объема финансового обеспечения дошкольных образовательных учреждений. Он еще подлежит доработке с учетом последних обсуждений в финансово-экономических службах городской администрации. Основа и суть ее останется без изменений. Данная модельная методика будет являться частью проектной деятельности городской инновационной проектно-ориентированной корпорации передовых образовательных учреждений г. Улан-Удэ.

Еще одна важная проблема - контроль за исполнением задания и корректировка задания. Актуальность проблемы:

1.Массовый порядок прохождения внешних финансовых проверок исполнения муниципальных заданий по объему и качеству;

2.Оценка эффективности мер и санкций со стороны учредителя в случае неполного или некачественного исполнения задания.

Как действовать учредителю в случае, если муниципальное задание не исполняется учреждением? Тут все зависит от правового разрешения вопроса о том, является ли неисполнение задания предметом для применения каких-либо санкций к учреждению и его руководителю, или все же надо рассматривать данный факт как предмет для принятия управленческого решения.

Действительно, каким образом изъять средства, которые уже потрачены? Правовых механизмов этого на сегодняшний день просто не существует и, думается, что данный вопрос необходимо более четко урегулировать на законодательном уровне, так как со временем его актуальность и острота будут только возрастать.

В этой связи приказом Комитета по образованию определен порядок корректировки муниципального задания в случае его неполного или некачественного исполнения. Данный порядок предусматривает создание комиссии, которая рассматривает причины невыполнения муниципального задания, устанавливает срок выполнения плана мероприятий по устранению нарушений выполнения муниципального задания. Корректировка финансового обеспечения осуществляется одним из двух способов:

Снижение объема финансового обеспечения на период до конца финансового года пропорционально снижению контингента получателей услуг;

Уменьшение суммы субсидии муниципальному учреждению на будущий (плановый) период, в случае выявления факта искажения отчетности о выполнении муниципального задания и/или отчетности по контингенту получателей услуг.

Михаил Никитин, директор ГУ «Научно-исследовательский институт развития профессионального образования» департамента образования г. Москва, д.п.н., профессор выступил с докладом «Формирование механизмов автономизации учреждений среднего профессионального образования».

В образовании никогда и нечего не было бесплатным, начиная с дошкольного и заканчивая профессиональным. Образование платное только надо знать, за что и кому оплачиваем.

Переход на реализацию качества потребует создания комплексов (горизонтальных или вертикальных) от дошкольного до профессионального.

Например: Комплекс детских садов, интеграция НПО-ВПО

Обучение 1 студента в политехническом колледже в г. Москва стоит 77713,13 руб. Необходимо опубликовать данные цифры, чтобы они стали проблемой дискуссии и чтобы была возможность софинансирования, инвестирования в образование.

ОУ будет отдано на аутсорсинг - это нормальная практика снижения затрат.

Подробно остановился на важных предметах государственно-частного партнерства СПО г. Москвы и бизнес-сообщества:

1. Повышение качества жизни граждан региона на основе полученного среднего профессионального образования и воспитания цивилизованного налогоплательщика.

2. Повышение качества (сертификация) персонала предприятия на основе получения экономической выгоды от знаний и компетенций

3. Стандартизация отраслевых требований по профессиям (разработка профессиональных стандартов)

4. Стандартизация требований к уровню компетенций (квалификаций) выпускника УСПО (разработка квалификационных стандартов) в соответствии с национальной рамкой квалификации

Михаил Никитин, выделил финансово-экономический механизм государственно-частного партнерства. Целевая миссия АУ СПО в условиях государственно-частного партнерства заключается в следующих фактах:

Воспитание этических норм и деловой культуры российского предпринимательства на основе ключевых компетенций;

Порядочная репутация предпринимателя - дороже прибыли, ибо, это конкурентное преимущество;

Мотивация к открытию своего дела и созданию рабочих и ученических мест - инновационный приоритет выпускников автономного учреждения;

Концентрация ресурсов региональных (муниципальных) учреждений общего, начального, среднего и дополнительного профессионального образования, разработка сопряженных программ и технологий сетевого обучения

Привел мониторинг создания АУ в РФ, первенство занимает - республика Татарстан, республика Бурятия занимает - 7 место.

Сергей Разуваев, директор ГОУ СПО «Бурятский республиканский колледж технологий и предпринимательства», к.п.н. выступил по теме: «Внедрение новых финансово-экономических механизмов в региональную систему профессионального образования ориентированную на потребности перспективных рынков труда»

Система довузовского профессионального образования, по мнению автора, в настоящее время носит характер института социальной защиты, что является серьезным тормозом ее развития. В условиях перехода к рыночной экономике в первую очередь нужна и важна высокая квалификация работника, обеспечивающая его высокую конкурентоспособность. Учитывая предстоящее вступление в ВТО, откроется рынок труда, рынок технологий, возникнет конкуренция дипломов и сертификатов. Докладчик считает, что необходим оптимальный механизм формирования государственного, муниципального задания, учитывающий современные технологии и адекватно реагирующий на изменения рынка труда.

Сегодня система формирования государственного, муниципального задания далека от совершенства, считает докладчик, но, тем не менее, в течении нескольких лет формирование контрольных цифр приема и перечни профессий и специальностей по которым производится набор в учреждениях профессионального образования, согласуется с министерством экономики и муниципалитетами. Таким образом, государство, заинтересованно в развитии перспективных отраслей экономики и должен регулировать данный процесс, делая заказ на определенных специалистов в учреждениях профессионального образования.

На данный момент происходит внедрение ФГОС, где реально сокращены сроки подготовки специалистов, очевидна максимальная практико - ориентированность образовательных программ, модульно-компетентностный подход к процессу образования и, самое главное, максимальное участие работодателей в реализации профессиональных образовательных программ.

Автор отметил, актуальность по вопросам финансового обеспечения реализации ФГОС в учреждениях довузовского профессионального образования, основанного на расчете норматива подушевого финансирования. Новые экономические механизмы финансирования учреждений профессионального образования с использованием нормативов позволяют не только оптимизировать бюджетные расходы, но и управлять образовательными учреждениями ориентируясь на результат.

Норматив должен стимулировать приоритетные направления развития учреждений профессионального образования, качество и уровень реализуемых образовательных программ.

Таким образом, создание эффективного механизма формирования государственного муниципального задания, 100 % финансирование внедрения ФГОС и финансового обеспечения реализации ФГОС в учреждениях довузовского профессионального образования, основанного на расчете норматива подушевого финансирования, позволит сформировать эффективную территориально-отраслевую организацию ресурсов системы профессионального образования, ориентированную на потребности перспективных рынков труда и реально влияющую на успешное социально-экономическое развитие региона.

Галина Горбатых, заместитель председателя Регионального общественного фонда инвалидов-колясочников «Общество без барьеров» выступил

Министерство образования и науки УР

ГОУ СПО «Воткинский педагогический колледж

им. П. И. Чайковского»

ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

По дисциплине Экономика образовательного учреждения

Выполнил:

Корепанова М. Ю.

Специальность: 050303

Иностранный язык

Курс 5 группа 55

Форма обучения: очная

Руководитель:

Трофимова Л. В.

Понятие финансирования финансово- хозяйственного механизма

Хозяйственный механизм можно определить как способ хозяйствования. Совокупность форм, методов и инструментов управления экономикой.

По своему составу хозяйственный механизм сложен и образует единство таких элементов, как экономический, правовой и организационный. В составе его экономической подсистемы имеются в виду следующие формы и инструменты: планирование и прогнозирование, ценообразование, финансы, заработная плата, хозрасчет и т.д.

К правовой подсистеме относятся законодательные акты государства о труде и хозяйственной деятельности, отношениях собственности, налогообложения и другие нормативные акты и постановления правительственных учреждений и местных органов управления. Немаловажна роль организационной подсистемы: структуры управления, аппарата управления и контроля за хозяйственно деятельностью во всех звеньях экономики страны.

Движущей силой развития образования способен быть рационально организованный хозяйственный механизм, который соответствует современному уровню развитых стран. Его следует постоянно обновлять и реформировать. Именно поэтому одно из направлений совершенствования финансовой системы образования – поиск нового финансового механизма как элемента хозмеханизма отрасли в целом.

В переводе с французского финансы – «денежные средства». С точки зрения экономики – это система экономических отношений, обеспечивающих создание, распределение и использование денежных средств в процессе распределения национального дохода страны.

Для сферы образования характерен своеобразный финансовый механизм.

Финансовый механизм – это совокупность форм, условий и методов создания, распределения и использования финансовых средств учреждениями и органами управления образованием в целях обеспечения благоприятного положения для развития системы образования.

Финансирование – это обеспечение необходимыми денежными средствами затрат на осуществление определенной деятельности.

Финансирование предполагает:

    Целевое использование средств – расходование средств на установленные заранее цели;

    Безвозвратность – предоставленные образовательным учреждением средства ими непосредственно не возвращаются и не возмещаются.

Модели бюджетного финансирования:

    Сметное финансирование

    Нормативное финансирование

    Бюджетное финансирование

Для России характерно сметное финансирование – предоставление денежных средств из государственного бюджета для покрытия расходов учреждений непроизводственной сферы, не имеющих собственных доходов.

Основные функции участников финансирования образования

    Президент РФ ежегодно обращается к Федеральному собранию с Бюджетным посланием, подписывает закон о федеральном бюджете на очередной год, после чего тот вступает в силу.

    Законодательные органы власти ежегодно обсуждают и принимают федеральный бюджет.

    Правительство России на основании содержания Бюджетного послания Президента РФ дает указание Министерству финансов РФ на разработку проекта бюджета. Затем оно рассматривает проект федерального бюджета и представляет его на утверждение в законодательные органы; принимает постановление о порядке исполнения федерального бюджета.

    Министерство финансов – главное звено бюджетного финансирования. Оно:

    Организует работу по составлению проекта бюджета;

    Формирует проект бюджета РФ и представляет его в Правительство;

    Сообщает отраслевым министерствам и ведомствам лимиты бюджетного финансирования;

    Осуществляет через систему казначейства бюджетное финансирование расходов образовательных учреждений в соответствии с реестрами министерств;

    Контролирует целевой характер использования бюджетных средств.

    Министерство образования и науки дает указание региональным органам управления образованием представить свои предложения по финансовому обеспечению системы образования в регионе. Затем оно рассылает утвержденные сметы учреждениям.

    Банки участвуют в бюджетном процессе, т.к. в них находятся бюджетные средства.

    Образовательные учреждения представляют в казначейства документы, подтверждающие правомерность и обоснованность расходования бюджетных средств.

Общая схема бюджетного финансирования образования

Законодательные органы

Президент РФ


Правительство РФ


Министерство финансов РФ

Министерство образования и науки РФ

Региональные органы управления образованием

Образовательное учреждение

Бюджетная смета как основной финансовый документ образовательного учреждения

Смета бюджетного учреждения – основной плановый документ, определяющий объем, целевое назначение и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на все расходы данного учреждения.

Утвержденная смета является основанием для расходования выделяемых из бюджета средств. Смета представляет собой план расходов и отражает односторонний характер отношений с государственным или муниципальным бюджетом учреждений, состоящих на сметном финансировании.

Для практической деятельности образовательных учреждений законодательство об образовании предусматривает наличие баланса – документ, отражающий расходы и доходы ОУ: « Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово – хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный баланс и расчетный счет» (статья 43).

Для разработки сметы необходимо определить потребность в средствах для осуществления расходов по каждой статье классификации. Потребность базируется на трех параметрах:

    Численность учащихся;

    Сроки и условия обучения;

    Материальная база обучения.

Источниками для получения этих данных являются нормативные документы, формы статистического наблюдения, данные бухгалтерской отчетности.

    Расчет потребности в бюджетных средствах проводится непосредственно ОУ;

    Расчет потребности в бюджетных средствах проводится органом управления образованием соответствующего уровня.

Общая схема расчета потребности в бюджетных средствах

Численность обучающихся

Норматив численности педагогического персонала

Норматив материального обеспечения

Норматив социального обеспечения обучающихся и работников

Нормативы учебных расходов

Численность педагогического персонала

Материальная база учебного заведения

Расходы на социальное обеспечение

Учебные расходы

Нормы обслуживания помещения

Ставки и тарифы коммунального обеспечения

Численность обслуживающего персонала

Расходы на содержание материальной базы

Фонд зарплаты обслуживающего персонала

Фонд зарплаты педагогического персонала

Потребность учреждения в бюджетных средствах

Основные направления совершенствования бюджетного финансирования образования в России

Современное состояние бюджетного финансирования образования характеризуется чаще всего с отрицательной стороны. Основная проблема – недостаток выделяемых бюджетных средств для нормального функционирования образовательного учреждения.

Важными элементами формирования эффективных экономических механизмов модернизации и развития образования, обеспечивающих фактически новые принципы и систему финансирования отрасли должны стать:

    Введение нормативного бюджетного финансирования общего среднего и начального профессионального образования

    Разработка дифференцированных нормативов бюджетного финансирования учреждений высшего и в перспективах среднего профессионального образования

    Создание системы государственного образовательного кредитования, субсидирования граждан из малообеспеченных семей и отдаленных территорий

    Достижение прозрачности межбюджетных отношений в части, касающейся финансового обеспечения образования

    Обеспечения целевого использования средств, выделяемых на нужды образования из бюджетов разных уровней

    Последовательная реализация принципа экономической автономии учебных заведений при введении казначейской системы учета внебюджетных средств образовательных учреждений

    Расширение на базе образовательных учреждений дополнительных платных образовательных услуг, в том числе для населения

Система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий. Именно ориентация на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг должна создавать основу для привлечения дополнительных финансовых и материально-технических средств.

Список используемой литературы финансово -хозяйственной деятельности образовательных учреждений , переходу на... новых решений в создании финансово -хозяйственных механизмов деятельности образовательных учреждений , позволяющих последовательно наращивать материальное...

  • Налогообложение образовательных учреждений (1)

    Реферат >> Финансовые науки

    ... ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ» В современных условиях в экономической литературе огромное внимание уделяется вопросам совершенствования механизма ... бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности образовательные учреждения руководствуются положениями...

  • Бюджетное финансирование образовательных учреждений

    Реферат >> Финансы

    Также как механизм защиты образовательного учреждения в вопросах финансирования. 1.2 Расходы бюджетных образовательных учреждений В соответствии... при осуществлении финансовой и хозяйственной деятельности таких образовательных учреждений . Определяя процент...

  • ... улучшению финансирования деятельности дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) на примере дошкольного образовательного учреждения №29 г.Чайковский

    Дипломная работа >> Финансовые науки

    Анализировать итоги финансово -хозяйственной деятельности учреждения . Обязанности образовательного учреждения - своевременное представление... образовательного учреждения являются: - недостаточное финансирование учреждения ; - неразвитость механизмов ...

  • 1. Источники финансирования деятельности ДОУ и механизм их использования.

    2. Смета – основной финансовый документ ДОУ.

    3. Виды дополнительных источников финансирования ДОУ.

    Основные положения о порядке финансирования образования представлены в Законе РФ «Об образовании». Рассмотрим их подробнее.

    Прежде всего, напомним, что права юридического лица у образовательного учреждения в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности возникают с момента его регистрации, а права на включение его в схему централизованного государственного финансирования возникают у образовательного учреждения с момента его государственной регистрации.

    В разделе 4 «Экономика системы образования» ст. 39. Отношения собственности в системе образования определяется, что «за образовательным учреждением учредитель закрепляет объекты собственности (землю, здания, сооружения, оборудование и т.д.) (п.1).

    Объекты собственности находятся в оперативном управлении этого учреждения. (п.2)

    Ст.40 «Государственные гарантии приоритетности образования».

    2. Государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее десяти процентов национального дохода…

    3. Образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части их уставной непредпринимательской деятельности освобождаются от уплаты всех видов налогов, включая плату за землю.

    Ст. 41. «Финансирование образовательных учреждений».

    Деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними.

    Финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчёте на одного обучающего, воспитанника по каждому типу и виду образовательного учреждения.

    Федеральные нормативы финансирования утверждаются ежегодно Верховным Советом РФ одновременно с принятием Закона о государственном бюджете РФ.

    Схема финансирования государственного, муниципального образовательного учреждения определяется Типовым положением о соответствующем типе и виде образовательного учреждения.

    Теперь коснёмся непосредственно «Типового положения о ДОУ». Основы финансовой деятельности ДОУ представлены в 4 разделе «Имущества и средства учреждения». В п. 45 указаны источники формирования имущества и финансовых ресурсов ДОУ: собственные средства учредителя, бюджетные и внебюджетные средства, имущество, закреплённое за ДОУ собственником, средства родителей, добровольные пожертвования и целевые взносы других физических и юридических лиц, в том числе и иностранных, кредиты банков и других кредиторов, другие источники в соответствии с законодательством РФ.

    П. 51. ДОУ имеет самостоятельный баланс и осуществляет финансово- хозяйственную деятельность в пределах бюджетных и внебюджетных средств.

    Так как деятельность ДОУ финансируется его учредителем в соответствии с учредительным договором между ними необходимо рассмотреть Учредительный договор между ДОУ и учредителем, в соответствии с которым учредитель обязуется:

    «передать ДОУ в полное оперативное управление объекты собственности; принимать на себя расходы на содержание основных фондов, используемых непосредственно на образовательные цели; на текущий и капитальный ремонт ДОУ; выделять денежные средства ДОУ согласно смете: финансировать ДОУ на основе государственных и местных нормативов, принятых в расчёте на одного ребёнка по данному виду учреждения; оплачивать затраты на проведение экспертизы ДОУ на получение лицензии на право ведения образовательной деятельности; оплачивать ежегодное медицинское обследование работников ДОУ; осуществлять подготовку и переподготовку педагогических кадров ДОУ за счёт собственных средств; обеспечить ДОУ за счёт бюджетных средств оборудованием, транспортом, бланками отчётности.; выделять дополнительные ассигнования.

    Основным финансовым документом, на основании которого осуществляется текущая финансовая деятельность и контроль за её использованием является смета доходов и расходов. Смета – основной финансовый документ, определяющий объём, целевое направление и распределение финансовых средств, предназначенных на содержание ДОУ.

    Смета состоит из двух частей: доходы и расходы. В доходах указываются объем и источники поступления финансовых средств из различных источников, в расходах – все затраты ДОУ

    Учет операций исполнения сметы расходов по бюджету по простой системе бюджетным учреждением ведется в следующих бухгалтерских книгах: книга текущих счетов и расчетов, книга материалов, продуктов питания и основных средств.

    В каждой бухгалтерской книге до начала записей нумеруются все листы. На обороте последнего за подписями руководителя учреждения и счетного работника делается запись: «В настоящей книге пронумеровано... (прописью) листов». Подписи скрепляются круглой печатью учреждения. На переплете (обложке) бухгалтерской книги обязательно указываются наименование учреждения; название данной книги и номер её формы; отчётный год, на который книга открыта.

    Записи операций в книгах должны производиться чернилами не позднее следующего дня после совершения операции, за исклю­чением списания отпущенных со склада (кладовой) материалов и продуктов питания в тех случаях, когда они с разрешения выше­стоящей организации списываются 1 раз в месяц. Книги следует вести аккуратно, без помарок и подчисток, а также без приписок над и под строками и в пробелах между записями.

    Записи операций в книгах производятся только на основании надлежаще оформленных документов: счетов организаций и учреж­дений, авансовых отчетов подотчетных лиц, ведомостей на выдачу заработной платы педагогическому и обслуживающему персоналу, требований на отпуск ма­териалов и продуктов питания идр.

    Бухгалтерские документы должны быть тщательно проверены как со стороны их полноты и правильности составления, так и по существу произведенных операций, т.е. их законности и соответ­ствия расходов утвержденной смете.

    Предъявляемые к оплате счета организаций за приобретенные учреждением материалы и инвентарь или за выполненные работы должны содержать: а) наименование и адрес организаций, пред­ставившей счет; б) год, месяц и число составления счета; в) указа­ние, за что именно предъявлен счет (с перечислением материалов, инвентаря, их количества, цен и суммы или наименованием выпол­ненных работ); г) причитающуюся по счету сумму (цифрами и про­писью); д) подпись руководителя и штамп организации, предста­вившей счет.

    При выплатах работникам ДОУ денежных средств за выполненную работу в составляемых ими счетах указывается: а) фамилия, имя, отчество и адрес лица, выполнившего работу; б) серия, № паспорта, кем и когда репорт выдан; в) год, месяц и число составления счета; г) под­робное перечисление выполненных работ; д) причитающаяся по счету сумма (цифрами и прописью); е) подпись лица, выполнившего работу.

    В счете за приобретенные материалы и инвентарь должна быть расписка материально-ответственного лица в получении их, а в счёте за выполненные работы - подтверждение принятия работ, сделанное заведующим хозяйством детского учреждения. На оплаченных счетах должна быть также расписка получателя с указанием полученной им суммы (прописью) наличных денет и даты получения.

    Министерство образования и науки РФ считает необходимым осуществить переход на нормативное финансирование ДОУ в соответствии с их видом и категорией. Дифференцированное финансирование ДОУ в зависимости от вида и категории позволяет учредителю перераспределять имеющиеся денежные ресурсы, направляемые на финансирование ДОУ, в соответствии с результатами государственной аккредитации.

    Ежегодно финансирующие организации сообщают ДОУ контрольные цифры для составления сметы, где указывается контингент детей, количество дето-дней, вид ДОУ, продолжительность работы и примерные суммы по статьям. В соответствии с этими данными централизованная бухгалтерия составляет по установленной типовой форме смету на определённый период времени (год, квартал)

    Смета составляется по статьям. В настоящее время финансируются следующие стать сметы:

    1)заработная плата;

    2)13- заработная плата;

    4) выслуга лет;

    5) расходы на питание;

    6) учебные, хозяйственные и канцелярские расходы, приобретение оборудования и инвентаря;

    7) отчисления на государственное социальное страхование (соцстрах, пенсионный фонд, медстрахование, фонд занятости населения);

    8) прочие расходы.

    В статье «Заработная плата» рассчитываются расходы по оплате труда педагогов, тренеров, психологов, логопедов и других специалистов, которые определяются из расчёта стоимости одного часа каждого работающего, а также оплата труда управленческого и обслуживающего персонала.

    К прочим расходам относятся: расходы за коммунальные услуги, электроэнергию, автотранспорт, хозяйственные товары, вывоз мусора, медикаменты, дезработы и т.д.

    Для каждой статьи сметы имеется свой расчет. Так, например, чтобы определить, сколько средств понадобится в год для выплаты зарплаты сотрудникам, надо установить число штатных единиц, а также размеры оплаты их труда.

    Зарплата воспитателей зависит от их образования, стажа работы, вида дошкольного учреждения; зарплата поваров - от paзряда; зарплата музыкальных руководителей, заведующих увеличивается в зависимости от количества групп и т. д. Иначе говоря, работники должны быть тарифицированы. С этой целью составляется тарификационный список, который прилагается к смете. Для спискадолжны быть представлены копии документов об образовании; нотариально заверенные, произведен точный подсчет трудового cтажа и др. При установлении оклада воспитателям учитывается не только образование, но и педагогическийстаж, категория, разряд.

    При планировании расходов по питанию используются установленные денежные нормы питания в день и числа дней питания одного ребенка в год, квартал.

    Планируя расходы на приобретение игрушек, пособий и материалов для занятий с детьми (бумагу, краски, карандаши, нитки и пр.) и на проведение детских утренников, необходимо точно придерживаться количества ясельных и дошкольных групп, так как суммы на эти нужды различны в зависимости от возраста детей.

    Финансовая деятельность ДОУ осуществляется централизованной бухгалтерией, которая выполняет следующие функции:

    1) ведение бухгалтерского учёта;

    2) составление сметы;

    3) контроль за исполнением смет;

    4) произведение расчётов;

    5) участие в инвентаризации;

    6) проверка правильности ведение финансовой документации.

    В условиях перехода к рынку образовательные учреждения оказались слабо защищёнными в экономическом отношении, несмотря на государственную поддержку. Установленный размер государственного финансирования даёт образовательным учреждениям лишь вполне определённые шансы выжить, но этого недостаточно, образовательному учреждению заниматься постоянным развитием. Для того, чтобы выйти из создавшегося положения государство включило в Закон РФ «Об образовании» положения, разрешающие образовательным учреждения использовать дополнительные источники финансирования, а затем закрепило их в отдельных законодательно-нормативных документах.

    Вернёмся сначала непосредственно к самому Закону РФ «Об образовании». В ст.41 Финансирование образовательных учреждений п.8 указывается, что «образовательное учреждение независимо от его организационно-правовой формы вправе привлекать в порядке установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые, в том числе и валютные ресурсы за счёт предоставления дополнительных образовательных и других предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг.

    П.9 Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечёт за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования из бюджета учредителя.

    Какие же дополнительные источники финансирования может использовать ДОУ (как и другое образовательное учреждение)?

    Деятельность ДОУ по привлечению и использованию внебюджетных средств подразделяется на основную и неосновную.

    К основной деятельности относится:

    реализация образовательных программ;

    научно-методическая деятельность;

    обеспечение и обслуживание образовательного процесса.

    Неосновная деятельность – это разрешённая деятельность, приносящая доходы и не относящаяся к основной деятельности.

    Виды основной деятельности, позволяющей получить внебюджетные средства:

    Дополнительные образователь­ные услуги:

    обучение по дополнительным об­разовательным программам (за пре­делами государственных образова­тельных стандартов);

    обучение на курсах по отдельным дисциплинам;

    углубленное изучение отдельных дисциплин сверх образовательных программ;

    дополнительное образование, включая кружки, секции, клубы, кол­лективы и др.;

    прочие образовательные услуги.

    Научно-методическая деятель­ность:

    создание научной (научно-методи­ческой) продукции, объектов интел­лектуальной собственности;

    выполнение научно-исследователь­ских работ на конкурсной основе, включая гранты.

    Деятельность по обеспечению об­разовательного процесса:

    учебно-производственная деятель­ность, реализуемая учебными и учеб­но-производственными мастерскими, предприятиями и подразделениями об­щественного питания, предприятиями по оказанию услуг и др.;

    услуги библиотек, транспорта, спортивных сооружений, вычислитель­ной техники,оргтехники;

    предоставление информационно-коммуникационных услуг в рамках основной деятельности;

    проведение культурных, спортивно-оздоровительных мероприятий и вы­ставок.

    К неосновной деятельности можно отнести:

    изготовление товаров народного потребления;

    долевое участие в деятельности других учреждений и организаций;

    приобретение акций, облигаций, сертификатов и иных ценных бумаг, включая выпуск собственных и получение доходов по ним (дивидендов, процентов и пр.);

    вложение денежных средств на депозитные счета;

    предоставление ресурсов образовательного учреждения - помещений, оборудования, земельных участков, юридического адреса - в аренду (субаренду), пользование;

    взносы юридических и физических лиц - благотворительные и попечительские, целевые благотворительные и другие, а также пожертвования, подарки и т.п.

    При определении направления внебюджетной деятельности ДОУ необходимо учесть следующие факторы:

    Профессионализм каждого члена коллектива;

    Наличие внутренних нормативных актов, позволяющих минимизировать финансовые и материальные потери;

    Характер взаимоотношений в коллективе (необходима максимально благоприятная обстановка, заинтересованность сотрудников в увеличении доходов, стабильность финансовых отношений между руководством и педагогическим персоналом);

    Внешние условия: демографическую ситуацию, уровень благосостояния населения, состояние экономики региона и ее специализацию, потреб­ность населения в образовательных услугах, социальную активность насе­ления, наличие конкурирующих обра­зовательных учреждений;

    Состояние учебного оборудования;

    наличие новых методик препода­вания, методическую базу ДОУ;

    состояние материально-техничес­кой базы (оргтехника, компьютеры,
    выход в Интернет и др.);

    наличие свободных помещений.

    Рассмотрим подробнее механизм использования одного из видов основной деятельности - дополнительных платных образовательных услуг.

    Платные дополнительные образовательные услуги – это дополнительные услуги, оказываемые образовательными учреждениями по дополнительным образовательным программам за счёт внебюджетных средств.

    Услуги, оказываемые в рамках ос­новных образовательных программ и государственных стандартов, направ­ленные на совершенствование обра­зовательного процесса, не рассматри­ваются как дополнительные платные образовательные услуги.

    Механизм привлечения внебюджет­ных доходов с помощью платных дополнительных образовательных услуг - это ряд последовательных действий:

    Проведение маркетинговых ис­следований (анкетирование, письмен­ный или устный опрос жителей мик­рорайона, в котором расположен ваш
    детский сад).

    Анализ имеющихся ресурсов.

    Создание условий для оказания платных дополнительных образователь­ных услуг, гарантирующих охрану жиз­ни, безопасность и здоровье детей.

    Указание в уставе образовательного учреждения перечня планируе­мых платных дополнительных образовательных услуг и порядок их предо­ставления (или получение лицензии на дополнительные платные образо­вательные услуги).

    Обеспечение кадрами, оформле­ние трудовых отношений.

    Разработка положения об орга­низации платных дополнительных об­разовательных услуг и должностных инструкций, доведение их до сведения
    каждого сотрудника под подпись.

    Составление расписания занятий с указанием помещения, где они бу­дут проводиться, графика работы со­трудников.

    Составление сметы на каждый вид услуг (или на комплекс услуг), после
    того как будет определено количество детей.

    10. Оформление договора с ро­дителями (заказчиком) на оказание
    платных дополнительных образова­тельных услуг. (В договоре указывается характер оказываемой услуги, срок её действия, размер и сроки оплаты и другие необходимые условия.)

    В ДОУ могут быть организованы следующие виды дополнительных услуг:

    Оздоровительные услуги, направленные на охрану и укрепление здоровья детей.

    Медицинские услуги – профилактические и лечебные мероприятия, коррекция физического развития.

    Развивающие услуги – различные формы и методы специального обучения (в том числе и коррекция психического здоровья).

    Организационные услуги – улучшенные условия пребывания и питания.

    Профессиональная подготовка в качестве дополнительных образовательных услуг в общеобразовательных школах всех видов при наличии лицензии на данный вид деятельности.

    Репетиторство.

    Неосновная деятельность и её виды, перечисленные нами выше – это предпринимательская деятельность ДОУ. Предпринимательской является деятельность, если получаемый от неё доход не реинвестируется непосредственно в данное ДОУ и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (включая заработную плату) в данном ДОУ. Осуществляя предпринимательскую деятельность ДОУ приравнивается к предприятию и попадает под действие законодательства РФ в области предпринимательской деятельности. Учредитель или органы местного самоуправления может приостановить предпринимательскую деятельность, если она идёт в ущерб уставной деятельности образовательного учреждения.

    Вопросы для обсуждения.

    1. Какие гарантии даёт государство гражданам для получения образования?
    2. Какие преимущества получают образовательные учреждения при реализации их финансовой деятельности?
    3. Из каких основных источников складывается финансовая деятельность ДОУ?
    4. Что включает в себя смета доходов и расходов ДОУ?
    5. По каким статьям распределяются финансовые средства ДОУ в соответствии со сметой?
    6. Какие обязанности выполняет централизованная бухгалтерия?
    7. Что относится к дополнительным источникам финансирования?
    8. Что входит в основную деятельность ДОУ по использованию дополнительных источников финансирования?
    9. Что входит в неосновную деятельность ДОУ по использованию дополнительных источников финансирования?

    другие презентации на тему «Финансово-экономические механизмы деятельности ДОУ в условиях нормативного финансирования и автономии»

    «Применение простых механизмов» - Рычаг. В технике. Проблемный вопрос: Подумайте, можно ли используя рычаг, получить выигрыш в работе? Выигрыш в силе, но проигрыш в перемещении. Музыке. А в силе? Слесарный станок. Наклонная плоскость так же широко применяется человеком. Список литературы. Технике. Живой природе. В живой природе. В быту.

    «Нормативные затраты» - Затраты на коммунальные нужды. Современные технологии SaaS. Данные о показателях качества. «Современные подходы к организации расчета нормативных затрат на оказание услуг (работ) и нормативных затрат на содержание имущества». Коэффициенты. Затраты, непосредственно связанные с оказанием услуги. Преимущество технологии.

    «Проектная деятельность в ДОУ» - Повестка педсовета: Выполнение решения предыдущего педагогического совета (Зам. зав. Типология проектов в ДОУ (по Е.С. Евдокимовой). Повышение мотивации, интереса к профессиональной деятельности. Вот и все». (Из наставлений Генеши). Содержание проектной деятельности. Оформление педагогом-руководителем визитной карточки проекта и папки.

    «Организация защиты» - План мероприятий по защите персонала. Расчёт обеспечения и порядок выдачи СИЗ персоналу. Схема оповещения. Состав сил и средств ГО. Рекомендуемая тематика и расчёт часов учебных занятий. Постановление правительства РФ №804 от 26.11.2007 г. « Об утверждении положения о ГО РФ». Возможная обстановка на территории организации (пояснительная записка).

    «Простые механизмы в физике» - «Вечный» двигатель Ф. Дж. Рисунки. Идеальный двигатель. Винт Архимеда. Вудворда. Устройство «вечного» двигателя, основанное на магните. Итог урока. «Найди ошибку». Что вы понимаете под термином «Вечный двигатель»? Силовой эксперимент. Решение задач. Рефлексия. Фронтальный опрос. Физика Опыт Работа. Цели:

    «Машины и механизмы» - от начала до середины XIX века - период начала развития ТММ. 3. Информационные машины - машины, предназначенные для обработки и преобразования информации. Связь курса ТММ с общеобразовательными, общеинженерными и специальными дисциплинами. Основные разделы курса ТММ. Краткая историческая справка. Стойка - звено, которое при исследовании механизма принимается за неподвижное.