» » Глаза зеркало души эссе. Глаза – зеркало души

Глаза зеркало души эссе. Глаза – зеркало души

Говорят, глаза - зеркало души.

Но зеркало лишь отражает, не запечатлевает образы и обратной стороны его не обнаружено. Глаза же выражают, погружают в себя, пропускают сквозь внешние картины и всё узнанное передают в неисповедимую область души, сердца и сознания, где и ведётся бесконечная битва Бога с дьяволом… Глаза сотканы из нервов, они играют от чувств, озаряются светом, когда здоровое нутро, иль наоборот - мелеют, тускнеют, мертвеют, когда хворь уже вплотную угнездилась в человеке и терзает его ежедень.

Но что же такое взгляд? Он же не фотографирует слепо увиденное? Но и глаза не создают взгляда, а лишь пропускают его, усиливают иль ослабляют. Взгляд исходит изнутри через зрак, как сгущённый пучок энергии, и непонятная сила его недоступна расшифровке, как безусловная божественная тайна; так же и слово, и мысль. Взгляд нельзя зачерпнуть пригоршней, измерить метром, взвесить на скалке весов, записать прибором силу его, разъять на волокна, передать на расстояние; непонятно, как синтезируется взгляд, каким образом участвует в его создании душа, сердце и сознание. Но мы уверены, что взгляд существует, как форма энергии…

Именно взгляду в русском поэтическом языке даны десятки обозначений. Взгляд бывает задумчивый и печальный, нежный и ненавидящий, грустный, тоскливый, радостный, любящий, тревожный, мужественный и трусливый, обворожительный, чуткий, честный, презрительный и т.д. Каждый может продолжить этот метафорический ряд. Есть взгляд прямой и косой, искренний и предательский, младенческий и блаженный, боевой и плутовской, взгляд внутренней гармонии иль распада, вопящий о близкой смерти, взгляд мыслительный и промыслительный, взгляд царский и пророческий, колдовской. Взгляд переносит сконцентрированное чувство из областей внутренних во внешние, чувство, которое уже не может держаться в человеке, иначе грудь иль голова его лопнут от напора. И наоборот: извне - в себя. Взгляд - это умышление поступка, знак о грядущем действии иль происходящем переживании… Накладываясь на сетчатку глаза, как на экран, взгляд внезапно обнаруживает огняную, испепеляющую силу, от которой становится страшно иль стыдно за себя. Иль слабость, страх, трусость. Иль богобоязненность и поклончивость. Иль жуткую задумку. Собака на дружелюбный взгляд начинает радостно вилять хвостом. Скотинка от взгляда мясника, пришедшего забивать её, начинает безумно метаться в загородке. Через взгляд, как через беззвучный вопль, человек освобождается от внутренней гнетеи. Взгляд в спайке со словом может привести в безумие массы народу.

…Юрий Кузнецов придавал большое значение взгляду, как скальпелю, направленному не только наружу, но и в себя, чтобы взрезывать, кровавить до муки свое средостение, где в постоянных муках, на скудных почвах сомнений вырастает дерево любви, как "лествица" в небесный рай. Прежде чем взрезать лягушку инструментом ("Атомная сказка"), экспериментатор сначала мысленным безжалостным взглядом рассёк её. Любопытствующий взгляд человека и есть скальпель разымающий. Как знать, быть может зеница глаза и есть то самое игольное ушко в райские Палестины, куда легче пропихнуться верблюду, чем ростовщику и сребролюбцу.

"На сегодняшнюю жизнь смотреть страшно и многие честные люди в ужасе отводят глада. Я смотрю в упор, - говорил поэт Геннадию Красникову. - Есть несколько типов поэтов. Я принадлежу к тем, кто глаза не отводит. Но есть другие типы, которые отводят инстинктивно… Например, для Есенина увидеть нашу действительность было бы подобно тому, как если бы он увидел лик Горгоны, от взгляда которой все увидевшие превращаются в камень, Есенин бы тоже окаменел на месте".

Значит, силою взгляда Юрий Кузнецов сознавал себя выше Есенина.

(Мне думается, что он напрасно отказывал Есенину в отваге. К ростовщику и меняле, схитившему власть в семнадцатом, Есенин оказался волею судьбы и провидения куда ближе, чем Юрий Кузнецов в девяносто седьмом. Кузнецов жил внутренними страстями, погрузясь в себя, а Сергей Есенин дышал одним воздухом с "Горгоной" и с деревенской простотою пытался своими стихами образумить её, хоть каплю божеского вдунуть в злосмрадную грудь и за это был возблагодарён пеньковой верёвкой на шею.)

У Кузнецова были слегка навыкате, широко поставленные глаза жидкой крапивной зелени, иногда они наливались окалиной, кровцою и чисто воловьим упрямством. Взгляд временами был угрюмый иль печальный, грустный иль победительный, по-детски лучезарный иль сумрачный, надменный иль презрительный. Всё зависело от настроения и от тех людей, кто оказался по случаю возле. В редкие минуты за высоким лбом будто зажигалась свечечка, и взгляд Кузнецова, вдруг озарившись, становился радостным, почти счастливым, и тогда Поликарпыч взахлёб смеялся порою над самой пустяковой шуткою и по-кубански, с придыханием, гыгыкал. Смех смывал с лица его оловянный туск, размягчал напряжённость скул и плотно стиснутых губ, словно бы Кузнецов боялся высказать лишнее, особенно обидное, ставящее собеседника в тупик. Кузнецов как бы снимал на время маску и открывал свой истинный, глубоко притаённый лик, но тут же торопливо, с некоторым испугом спохватывался, чтобы не потерять особость. Потому часто разминал пальцами виски и лоб, словно тугая маска натирала лицо. И тут не было никакой игры; постепенно внешнее срослось с внутренним, духовным и натуристым, и всё, от поступи до взгляда, однажды сыгранное в юношеской роли Гения как бы для забавы, стало неистребимой сутью поэта. Театральный грим не удалось, а может, и не захотелось смывать с лица. Но, несмотря на внешнюю породу и вальяжность, картинность мужицкого вида, Кузнецов, отчего-то, напоминал мне неустойчивый хрупкий сосуд, дополна налитый вином, которое жалко и боязно расплескать. Наверное, чтобы победить внутреннее расстройство, душевный дрызг и смятение, надо воспитывать понимание себя, как отмеченного Божиим перстом…

Взгляд порою поведает нам больше, чем обширные литературные живописания. На портрете Тропинина в музее на Мойке взгляд Пушкина потрясает глубокой, сосредоточенной на себе тоскою, внутренним надломом и невольно выдаёт пограничное состояние, когда человек вроде бы ещё на земле, но уже и в небесах. Последний акт написан. Трагедия ещё не свершилась, но уже близка и неостановима. Нерукотворный памятник уже воздвигнут… Нет, это не дерзкий высокомерный вызов толпе; если памятник воздвигнут, значит, цель достигнута и нет смысла прозябать дальше, напрасно листая переду унылых дней.

Наполненный всклень, неустойчивый хрустальный сосуд, готовый разбиться в любую секунду, и "шагреневая кожа" - это не просто изящные метафоры, но в них помещена Божья назначенность человека, пришедшего из небытия исполнить туманно выраженные заветы и языческие пророчества. Кому удаётся ещё в детстве прочитать о себе в книге жизни, тот упрямо пытается их исполнить, пересиливая недоумение и враждебность окружающих; тому и тернии бывают за райские цветы. Кому же не открылись небесные послания, тот измучен бывает недоуменным безответным вопросом: зачем живу, для какой нужды я пришёл на белый свет? Это наказание за гордыню.

Астраханская гадалка ещё в 1917 году напророчила пятилетней девочке, будущей матери Юрия Кузнецова, что у неё родится необыкновенный сын. Этот семейный миф придавал уверенности поэту в его великом предназначении. Отсюда взгляд свысока, сосредоточенность на поэзии.

Любопытна встреча Рубцова и Кузнецова в литературном общежитии на кухне.

"Ты знаешь, кто я? - спросил Николай Рубцов, забубённая головушка с припотухшим взглядом на припухшем после студенческого "разгуляя" лице. Кузнецов недоумённо пожал плечами: слишком невзрачен был стоявший перед ним человек. - Я - Николай Рубцов. Я гений, но я прост с людьми". Может, это была лишь оговорка, шутка на простака? Но отчего так укоренилась в памяти? В кабачке литераторов она была в моё время в ходу.

Тогда Кузнецов усмехнулся и подумал про себя: "Два гения на одной кухне - это много". И это мнение не переменится до конца дней… Через двадцать три года Кузнецов, как бы невзначай, выронит фразу, когда при нём станут величить Николая Рубцова: "Ну какой он гений… У Рубцова был явный комплекс деревни в городе".

…Небольшого росточка, тонкокостый вологодский "вьюнош", плешеватый, востроносый, пригорблый, с пригорелым чайником в руках, пьющий из железного носик "холодянку", и Кузнецов - высокий, кудреватый, с зелёными навыкате прозрачными глазами, широкой грудью, с надменным взглядом сверху вниз. Конечно, невольно высеклась незримая искра насмешки и подозрительности. Страдающий с похмелья Рубцов навряд ли сохранил в памяти образ спесивого парня, даже не кивнувшего в приветствии головою; он был погружён в себя, его взгляд был сама горючая печаль. Два самолюбивых поэта обитали в особых мирах, и ничто не притягивало их друг к другу.

Странно, но их пути позднее так и не пересеклись. Кузнецов с дерзкой самоуверенностью замышлял воз русской поэзии повернуть с росстани, чтобы проторить новую колею, а Рубцов, наверное, с грустью думал, что всё в мире до пошлости заурядно, обыденно и скучно; деньги были, слава была, женщины были, - так зачем дальше жить?

На кухне встретились поэт, уходящий из жизни, и самонадеянный поэт, только вступающий на порог славы.


Полностью - в газете «День литературы» N6, 2008

Прячется за его взглядом", - говорили наши предки. Сегодня говорят: "Глаза - зеркало души", - что никак не меняет смысл, заложенный в изречении наших предков.

Человеческий взгляд излучает мысли и намерения. Стоит посмотреть в глаза собеседнику, и можно сразу сказать, что у него на уме или в каком состоянии он сейчас находится. По взгляду можно определить, лжет вам человек или говорит правду, счастлив или печален, заинтригован или абсолютно спокоен. Не зря именно наши глаза - зеркало души. Автор этого выражения прекрасно знал, о чем писал. Ведь наши глаза - это, пожалуй, самый выразительный орган нашего тела. В них кроется вся красота, вся полнота жизни и очарования, все краски нашего мира заключены в них. По глазам можно рассказать о человеке, описать его характер и многое другое. Глаза отражают наш Общаясь с человеком, половину информации мы узнаем по одному лишь взгляду, а слова порою становятся лишь дополнением к сказанному им. В наших разноцветных глазах заложена наша память. Это как огромный экран, на который мы проецируем колебания нашей души.

Глаза и эмоции

Глаза - зеркало души? Но почему? Почему не сердце, не разум, не руки, не губы? Ведь руки и губы тоже великие элементы нашего тела, способные также рассказать о многом. Однако нет. Природа распорядилась так, что глаза стали главным органом, через который мы получаем всю поступающую нам информацию. Вокруг глаз функционируют разные мышцы, некоторые из них отвечают за безопасность, другие сокращаются в зависимости от того, какие у человека намерения. Мы так привыкли, что глаза - это зеркало души, что зачастую прячем их, когда нам больно, или неприятно, или совестно. Мы понимаем, что один-единственный взгляд может выдать то, что мы чувствуем.

Если нам грустно, взгляд опускается, и это становится заметным. Никакая улыбка, никакие слова или что-либо еще не убедят нас в том, что все в порядке. Грусть, как и радость, прекрасно заметна по глазам. Что касается радости, мы сразу замечаем ее по широко распахнутым глазам, края которых словно улыбаются. Глаза горят от счастья, и этот огонь обжигает каждого, кто в них смотрит. Если вам больно или вы совершили что-то плохое, то будьте уверены, глаза вас выдадут. Они подставят вас и заставят затем отвечать за содеянное.

Наши души сегодня привыкли прятаться!

Сегодня красоту глаз часто прячут под темными стеклами очков. Многие это делают, спасаясь от назойливых солнечных лучей. Другие же, чтобы просто показаться более элегантными и неординарными. Очки становятся чем-то вроде детали косметики, подчеркивающей суровость, непреклонность и изящество, а также некую отстраненность от всех. Даже если это красиво и помогает от солнечных лучей, носить очки везде - это неправильно. Ведь вы не даете людям возможность заглянуть вам в душу, чтобы немного понять, какая вы. Очками вы закрываетесь от человека. И даже если вам кажется, что вы очень общительны, ваше нагромождение слов окажется лишним и раздражающим, если в это время вы будете в темных очках. Этими очками вы словно не даете гарантий своим словам. Ведь для многих важно, что глаза - зеркало души. "Сочинение о вашей жизни", рассказанное во время диалога, окажется под сомнением, если вы не подкрепите его взглядом. Взгляд - это всегда точка, всегда запятая, всегда восклицание и вопрос. Глаза - зеркало души, а душа - это фраза.

Какие чувства способен выразить взгляд? Можно ли разгадать намерения человека по его глазам? Как реагирует глаз на различные эмоции?

Человеческий взгляд, тело и мимика способны передать любую эмоцию. Однако, если мимику и движения тела люди научились контролировать, чтобы скрыть свои истинные чувства, то выражением глаз управлять почти невозможно. Они расскажут и выдадут именно то, что чувствует или думает человек в данный момент. Не зря существует суждение, что глаза - зеркало души.

Теги зрение глаза

Направление взгляда
По тому, как часто смотрит собеседник на вас, а также куда именно он направляет свой взор, можно понять многое. В психологии определяют несколько видов взгляда, каждый из которых указывает на характер отношений между людьми. К примеру, взгляд, направленный на область «глаза-переносица-лоб», свидетельствует о деловом уровне отношений, он поддерживает серьезную, рабочую атмосферу во время разговора. Так называемый социальный взгляд характеризует более дружелюбное, непринужденное общение, при этом собеседник смотрит в область «глаза-губы». Если же собеседник смотрит в глаза и ниже - до груди, это свидетельствует о его сексуальном интересе и такой взгляд называют интимным .

Зная вышеперечисленные тонкости, принятые в нашей культуре, можно понять, как человек к вам относится - как к другу, сотруднику или же видит в вас привлекательную особу противоположного пола.

Однако, социальные нормы общения различны у разных народов. К примеру, у японцев приемлемым считается направлять свой взгляд в область шеи, а прямой контакт, глаза в глаза, считается недопустимым. Поэтому в попытках истолковать поведение собеседника всегда необходимо не забывать о его национальных особенностях.

Направление взгляда также может сказать и о чувствах слушателя или собеседника. Так, если говорящий при беседе отводит глаза в сторону, это может сигнализировать о том, что он:

  • скрывает какую-то информацию,
  • не уверен в том, что говорит
  • или даже лжет.

А если слушатель старательно отводит глаза, чаще всего это говорит о том, что он:

  • не вполне согласен с говорящим, сомневается в его словах,
  • не хочет, чтобы были видны его чувства (стыд, обида, несогласие и т.д.).

Самый очевидный пример из жизни - дети. Когда их ругают, они почти всегда прячут свои глаза: или опускают их, или совсем отворачиваются.

Продолжительность взгляда
При зрительном контакте с незнакомыми людьми (на улице, в общественном транспорте, магазинах и т.д.) человек, как правило, отводит взгляд, так как пристальное открытое рассматривание в нашей культуре является некомфортным для всех. Чужие люди рассматривают друг друга украдкой, а долгий взгляд воспринимается как вызов. Он может означать как симпатию (со стороны противоположного пола), так и предупреждение и даже открытую агрессию. Интересно, что в животном мире долгий взгляд в упор сигнализирует о том же.

При общении прямой взгляд чередуется с отведением глаз, это комфортно для всех участников беседы. При этом человеку наиболее удобно смотреть в глаза другому не более 3 секунд. Если взгляд задерживается дольше этого времени, собеседнику становится неудобно и воспринимается как сигнал опасности. Такой способ используют опытные манипуляторы, чтобы вывести человека из равновесия, лишить его чувства уверенности.

Бывает, что при беседе взгляд человека постоянно перемещается, не задерживается ни на чем. В таких случаях говорят, что у него «бегающие» глаза. Психологи объясняют такую реакцию сильным волнением, скрытностью, хитростью, нечестностью, стыдом, страхом или же просто доказательством скуки.

Величина зрачков
Удивительно, но даже размер зрачков может сказать многое о собеседнике. Человек не может сознательно контролировать изменения зрачков, именно поэтому их реакция выдаст его настоящие чувства.

От радости, возбуждения, сексуального интереса у человека зрачки расширяются. Кроме этого, расширенные зрачки считаются косвенным признаком доверия к собеседнику. Суженные зрачки «говорят» о враждебном отношении, страхе, агрессии или раздражении. Обращая внимание на размер зрачков собеседника во время разговора, можно отследить его интерес и настоящие чувства к предмету разговора.

Однако, при попытках истолковать поведение человека, не следует забывать о естественном сужении зрачков при ярком свете и их расширении в темноте, а также при приеме некоторых лекарств:).


Цвет радужки

Об обладателях голубых глаз можно говорить, что они мечтательны, романтичны, сентиментальны, при этом очень ранимы и обидчивы. Зеленоглазых людей специалисты по физиогномике называют напористыми, целеустремленными, рассудительными. Любознательность, сдержанность и постоянство характеризует сероглазых личностей. Карие глаза свидетельствуют о присутствии в характере энергичности, азартности, предприимчивости, властолюбия.

Если цвет радужки неоднозначный и сочетает в себе несколько оттенков - к примеру, серо-зеленые, значит, их обладателю свойственны черты и того, и другого цвета. При этом степень выраженности каждой черты в характере напрямую зависит от интенсивности цвета.

Стоит вспомнить, сколько образных эпитетов существует в русском языке для обозначения взгляда: испепеляющий, лучистый, стеклянный, затуманенный, скользкий, счастливый. Ведь взгляд может передать слишком много информации, в том числе и той, которую человек хотел бы скрыть от посторонних. Зная некоторые тонкости толкования взглядов, Вы легко сможете открывать новые грани собеседника во время разговора, лучше понимать поступки людей и эффективнее строить своё общение.

При этом стоит помнить, что из любого правила есть исключения. И, прежде чем окончательно что-то решить о человеке, убедитесь, что его взгляд - не результат болезни, действия медикаментов или личная физиологическая особенность.

В статье использованы материалы с сайтов: elitarium.ru, inminds.ru, nearyou.ru, woman.ru.

Но чьей души-то?

Я могу сделать любой взгляд, какой посчитаю нужным сделать. Какой посчитаю нужным показать. В этом, наверное, и суть. Я сделаю безразличный, пустой, вялый и равнодушный взгляд полузакрытых глаз. И человек, что смотрит в глаза, будет думать, что я на самом деле равнодушна и пуста. Но во мне горит, просто пылает огромных размеров пламя. И бушует ураган эмоций и чувств. А я в это время просто нахожусь рядом с человеком, поднимаю на него этот взгляд и лениво, медленно вскидываю бровь, а-ля: "И что, это все?". А на самом деле внутри я просто бесконечно долго кричу.

Так же и в обратную сторону. Могу сделать заинтересованный, взволнованный и немного испуганный взгляд, а внутри-то что? Ничего. А человек, что рядом со мной интерпретирует это, как правду. Так, как ему хочется. Так, как он сам чувствует.

И все это касается не только меня. Окружающие меня люди тоже используют это иногда.
С одной стороны: зачем же притворяться и выдавать лживые эмоции за действительные? Я не знаю. Но, возможно, люди иногда так защищаются. Либо пытаются защитить того, кто на них смотрит.

И вот, некто, зная все это, ты не понимаешь, что именно перед тобой. Наигранное, лживое или же искреннее и правдивое? Оставляешь это дело паранойе, которая говорит тебе, что все это ложь. Ты не вызвала таких эмоций, которые показали. Ты не вызвала восторг. Ты не вызвала неописуемую радость. Ты не заставляешь людей скучать по тебе. По тебе невозможно скучать. Просто тебя не хотят огорчать.

Я не спорю, во многих моментах все-таки эмоции бывают неподдельными, а люди буквально излучают то, что в их глазах. Но неуверенность, которая всегда гложет, остается на своем законном по ее мнению месте.

А взгляды, что ты посылаешь и те, что посылают тебе, измеряются в восприятии. В восприятии человека, что смотрит в эти глаза.

А может, я не права, и истинные эмоции взгляда нельзя подделать. Может, это выходит подсознательно и автоматически.

Увеличение зрачков при виде приятных объектов.

Это всегда можно списать на плохое освещение. Практически всегда.

Взглядов этих так много. Смотришь прямо в глаза человеку, а он тебе в ответ. Кто-то отводит, чувствуя напряжение, у кого-то глаза бегающие, сверкающие. У кого-то не выражают ничего и смотрят прямо сквозь тебя.
А есть такие люди, что будто просверливают тебя изнутри, испепеляя. Как будто знают о тебе все от и до. Есть взгляды, от которых воздуха не хватает, и ты чувствуешь, как грудная клетка в быстром и глубоком ритме начинает подниматься и опускаться. Опускаться и подниматься.
А есть взгляд в пол, который как бы ты не тянул на себя, в конце концов он все равно опустится.
А есть те, что смотрят в противоположную сторону - прямо вверх. На небо. Или на потолок, выглядывая там что-то.
И те, которые будто потерянные, испуганные. Как у ребенка в огромном магазине, что маму потерял. Оглядываются по сторонам, ища то, что им нужно. Того, кто им нужен. А когда находят - выдыхают, а взгляд их делается более расслабленным, благодарным.
Есть и теплые, благодушные, вызывающие улыбку.
И все эти взгляды могут быть в одном человеке сразу. Так как понять, когда правда, а когда - нет?
Видишь, некто, это только мои ассоциации. Не факт, что истинные. Далеко не факт.

Глаза - зеркало души. Но не смотрящего, а того, на которого смотрят. Он сам определяет и ассоциирует взгляды, посланные ему.

А этот текст снова написан не мной, а моей паранойей, которая дергает что-то в районе солнечного сплетения.

А когда написала, вспомнился стих.

"Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица - подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие - как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица - подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот". (с) Николай Заболоцкий.

Soul.

Nothing But Thieves - Honey Whiskey.

Примеры написания сочинений по текстам. ЕГЭ по русскому языку

Сочинения по текстам ЕГЭ.


Сочинение по тексту В. Личутина о глазах

Сочинение–рассуждение по тексту В. Личутина о глазах


Исходный текст по В. Личутину:

(1) Говорят, глаза – зеркало души.
(2) Но зеркало лишь отражает, не запечатлевает образы, и обратной стороны его не обнаружено.
(3) Глаза же выражают, погружают в себя, пропускают сквозь внешние картины и всё узнанное передают в неисповедимую область души, сердца и сознания.
(4) Глаза созданы из нервов, они играют от чувств, озаряются светом, когда здоровое нутро, иль наоборот – мелеют, тускнеют, мертвеют, когда хворь уже вплотную угнездилась в человеке и терзает его ежедень.
(5) Взгляд – это умышление поступка, знак о грядущем действии иль происходящем переживании.
(6) Накладываясь на сетчатку глаза, как на экран, взгляд внезапно обнаруживает огненную, испепеляющую силу, от которой становится страшно иль стыдно за себя.
(7) Через взгляд, как через беззвучный вопль, человек освобождается от внутреннего гнёта.
(8) Взгляд в спайке со словом может привести в безумие массы народу.
(9) Так что же такое взгляд?
(10) Он же не фотографирует слепо увиденное?
(11) Но и глаза не создают взгляда, а только пропускают его, усиливают или ослабляют.
(12) Взгляд исходит изнутри через зрак, как сгущённый пучок энергии, и непонятная сила его недоступна расшифровке, как безусловная божественная тайна; так же и слово, и мысль.
(13) Взгляд нельзя зачерпнуть пригоршней, измерить метром, взвесить на скалке весов, записать прибором силу его, разъять на волокна, передать на расстояние.
(14) Непонятно, как синтезируется взгляд, каким образом участвуют в его создании душа, сердце и сознание.
(15) Но мы уверены, что взгляд существует как форма энергии.
(16) Именно взгляду в русском поэтическом языке даны десятки обозначений.
(17) Взгляд бывает задумчивый и печальный, нежный и ненавидящий, грустный, тоскливый, радостный, любящий, тревожный, мужественный и трусливый, обворожительный, чуткий, честный, презрительный.
(18) Каждый может продолжить этот ряд.
(19) Есть взгляд прямой и косой, искренний и предательский, боевой и плутовской, взгляд внутренней гармонии или распада.
(20) Взгляд переносит сконцентрированное чувство из областей внутренних во внешние, чувство, которое уже не может держаться в человеке, иначе грудь иль голова его лопнут от напора.
(21) И наоборот: извне – в себя.
(По В. Личутину)

Пример сочинения по тексту В. Личутина

В данном тексте поднимается вопрос, что же такое взгляд.
Рассуждая об этом, автор отмечает, что глаза могут передавать самые разнообразные чувства, обнаруживать испепеляющую силу, открывать глубины человеческой души, в которой таится нечто прекрасное или страшное.
Автор считает, что взгляд - это не зеркало души, лишь отражающее, но не осмысливающее окружающие образы, а божественная тайна, "умышление поступка, знак о грядущем действии иль происходящем переживании".
Я согласна с мнением В. Личутина в том, что взгляд - это нечто таинственное, неизъяснимое, то, что нельзя объяснить сухими терминами и законами точных наук.
"Он же не фотографирует слепо увиденное?" - спрашивается в тексте. Ответ на этот вопрос очевиден: конечно, нет. Увиденное вызывает в душе живой отклик, пробуждает чувства, и эти чувства через взгляд вновь стремятся обратно - в мир. Взглядом, как и словом, можно убить, а можно и восхвалить до небес. Вспомним произведение А. Н. Некрасова о русских женщинах: "Посмотрит - рублём подарит!" - говорится о них. Взгляд русской женщины отражал любовь и ласку, доброту и похвалу. Её глаза не просто отражали чувства, а несли их в мир.
О том, что взгляд - это большая сила, говорит и само поведение людей. Неслучайно тот, кто испытывает стыд или страх, прячет глаза. Ведь они сразу выдадут истинные эмоции. Тот же, кому не нужно скрывать, смотрит на мир честно и открыто. Вот, например, Мцыри из одноимённой поэмы Лермонтова. Принужденный жить в монастыре, он, однако ж, стремился к свободе, и взгляд его, обращённый к монахам, никогда не излучал смирения. Его глаза открыто полыхали искренней гордостью, вольнолюбием, стремлением к свободе и непокорностью, смелостью и мужеством. Не только в словесной исповеди, но и во взгляде виднелась сила героя.
Итак, взгляд - это неведомая, таинственная сила, выражение чувств и эмоций, силы и слабости, внешнего и внутреннего, осознанного и бессознательного.
Это не "зеркало", а великий дар.
(Симонова К.)