» » Государственные политические институты. Государственное устройство зарубежных стран

Государственные политические институты. Государственное устройство зарубежных стран

Политические институты - это учреждения или система учреждений, организующих и обслуживающих процесс осуществления политической власти, обеспечивающих ее установление и поддержание, а также передачу политической информации и обмен деятельностью между властью и другими сферами политической жизни. Такими институтами являются государство, политические партии и политизированные общественные движения. К числу наиболее общих функций политических институтов относятся:
консолидация общества, социальных групп в целях реализации их коренных интересов посредством политической власти;
выработка политических программ, выражающих устремления этих социальных общностей, и организация их осуществления;
упорядочение и регулирование действий общностей в соответствии с политическими программами;
интеграция других социальных слоев и групп в поле общественных отношений, выражающих интересы и соответствующие устремления общности, создавшей институт;
защита и развитие системы общественных отношений, ценностей, соответствующих интересам представляемых общностей;
обеспечение оптимального развития и направленности политического процесса на реализацию приоритетов и преимуществ соответствующих социальных сил. Политические институты обычно возникают на базе тех или иных неинституционализированных общностей или групп и отличаются от предшествующих структур созданием постоянного и оплачиваемого аппарата управления.
Каждый институт как субъект политики реализует политическую активность через деятельность своих лидеров, руководителей различных уровней и рядовых членов, взаимодействуя с общественной средой в целях удовлетворения конкретных и вместе с тем постоянно меняющихся с течением времени индивидуальных и групповых социально-политических интересов.
Совокупные субъекты играют определяющую роль в политическом процессе, тем не менее первичным субъектом политики, ее «атомом», несомненно, является индивид, личность. В отечественной политической практике личность не всегда признавалась самостоятельным и свободным субъектом политических действий. В роли таких субъектов прежде всего выступали народные массы, политические общности, объединения. Личность, как правило, могла участвовать в политической жизни в качестве члена официальных структур с определенной регламентацией политических функций. Однако на самом деле именно потребности каждого конкретного человека, его ценностные ориентации и цели выступают «мерой политики», движущим началом социально-политической активности народных масс, наций, этнических групп и других общностей, а также организаций и институтов, выражающих их интересы.
Статус субъекта политики не существует как изначально присущий какому-либо индивиду или социальной общности. Политические качества не даны человеку изначально. Всякий индивид является потенциальным субъектом политики, но не каждый становится таковым реально. Чтобы стать политическим субъектом, человек должен обрести в политике свою сущность и существование. Иными словами, он должен практически освоить политический опыт, осознать себя в качестве субъекта политического действия, выработать свою позицию в политическом процессе и сознательно определить свое отношение к миру политики, степень участия в ней.
Реализация человеком своей политической сущности тесно связана с его индивидуальными особенностями и преломляется через структуру личности, в которой в качестве составляющих могут быть выделены социальная, психологическая, биологическая и духовная подструктуры.

Политической системой можно назвать упорядоченную совокупность норм, институтов, организаций, идей, а также отношений и взаимодействий между ними, в ходе которых реализуется политическая власть.

Политическая система - комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти.

Понятие политическая система более емкое, чем понятие «государственное управление», поскольку охватывает все лица и все институты, участвующие в политическом процессе, а также неформальные и неправительственные факторы и явления, влияющие на механизм выявления и постановки проблем, на выработку и реализацию решений в сфере государственно-властных отношений. В самом широком толковании в понятие «политическая система» включается все то, что имеет отношение к политике.

Политический институт - более сложный элемент политической системы, представляющий собой устойчивый вид социального взаимодействия, регулирующий определенный участок политической сферы жизни общества. Институт выполняет важную функцию (или несколько функций), значимую для всего общества, формируя при этом упорядоченную систему социальных ролей и правил взаимодействия.

Примерами политических институтов служат парламентаризм, институт государственной службы, институты исполнительной власти, институт главы государства, президентство, монархия, судопроизводство, гражданство, избирательное право, политические партии и т.д. Основным институтом в политической системе выступает государство.

так, политические институты - это устойчивые виды политических отношений, воспроизводство которых обеспечивается благодаря следующему:

а) нормам, регламентирующим характер взаимодействия;

б) санкциям, препятствующим отклонению от нормативных моделей поведения;

в) привыканию к сложившемуся институциональному порядку.

Перечисленные свойства принято называть атрибутами института. Именно они делают политические институты объективными, самовоспроизводящимися социальными образованиями, не зависящими от воли и желания отдельных индивидов, побуждающими людей ориентироваться в своем поведении на предписываемые модели поведения, на определенные нормы и правила. Одновременно сказанное означает, что говорить о наличии того или иного института можно только, если в действиях людей происходит воспроизводство предписываемых этим институтом моделей поведения. Политические институты существуют только в действиях людей, воспроизводящих соответствующий тип отношений, взаимодействий. Какие же политические институты можно выделить в современном обществе?

Институт парламентаризма, выполняющий функции регулирования отношений по поводу создания основных правовых норм - законов, имеющих обязательную силу для всех граждан страны; представительства интересов различных социальных групп в государстве. Нормативное регулирование института парламентаризма касается прежде всего вопросов компетенции парламента, порядка его формирования, полномочий депутатов, характера их взаимодействия с избирателями и населением в целом.

Институты исполнительной власти представляют собой сложную систему взаимодействий, складывающихся между органами должностными лицами, осуществляющими текущее управление общественными делами и населением страны. Основным субъектом, принимающим наиболее ответственные решения в рамках этого вида политических властных отношений, являются либо глава государства и правительство (Египет), либо только глава государства, президент (США), либо только правительство (Италия).

Рассредоточение системы управления общественными делами потребовало унификации требований, предъявляемых к лицам, работающим в государственных учреждениях. Так в обществе стал складываться институт государственной службы, регулирующий профессиональную деятельность людей, принадлежащих к особой статусной группе. В нашей стране эта регуляция осуществляется на основе Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации». Этот закон определяет правовой статус государственных служащих, порядок прохождения государственной службы, виды поощрений и ответственности служащих, основания прекращения службы и т.д.

Самостоятельное значение в системе исполнительной власти приобрел также институт главы государства. Он обеспечивает устойчивое воспроизводство в обществе отношений, позволяющих лидеру государства выступать от имени всего народа, быть высшим арбитром в спорах, гарантировать целостность страны, незыблемость конституционных прав граждан.

Институты судопроизводства регламентируют отношения, складывающиеся в связи с необходимостью урегулирования различных конфликтов в обществе. В отличие от законодательной и исполнительной властей, суд (за исключением судебного прецедента) не создает нормативных актов и не занимается распорядительной и управленческой деятельностью. Однако принятие судебного решения становится возможным только в поле политической власти, обеспечивающей неукоснительное подчинение конкретных людей этому решению.

Среди политических институтов современного общества особое место занимают те, которые регламентируют положение рядового человека в системе политических властных отношений. Это прежде всего институт гражданства, определяющий взаимные обязательства государства и гражданина в отношении друг друга. В нормативных документах указывается, что гражданин обязан соблюдать конституцию и законы, платить налоги, в ряде стран существует также всеобщая воинская обязанность. Государство, в свою очередь, призвано осуществлять защиту прав гражданина, в том числе право на жизнь, безопасность, собственность и др. В рамках этого института регулируется также порядок приобретения гражданства, условия его утраты, гражданство детей при изменении гражданства родителей и т.д.

Важное место в создании упорядоченной системы отношений влияния на субъекты политической власти занимает институт избирательного права, регламентирующий порядок проведения выборов в органы законодательной власти различных уровней, а также выборов президентов в тех странах, где это предусмотрено конституцией. Институт политических партий обеспечивает упорядоченность отношений, складывающихся в ходе создания политических организаций и в отношениях между ними. В обществе складываются какие-то общие представления о том, что такое политическая партия, как она должна действовать, чем она отличается от других организаций и объединений. И поведение активистов партий, рядовых членов начинает строиться исходя именно из этих представлений, формирующих нормативное пространство данного политического института. Мы перечислили лишь наиболее значимые политические институты современного общества. В каждой стране складывается своя комбинация этих институтов, а на конкретные формы последних оказывает непосредственное воздействие социокультурная среда. Институт парламентаризма в США, Индии, России и Южной Корее при похожих принципах функционирования законодательного собрания будет иметь свой особый национальный колорит. Политические институты структурируют поле политических властных отношений, они делают взаимодействия людей достаточно определенными, устойчивыми. Чем стабильнее институциональные отношения в обществе, тем выше предсказуемость политического поведения индивидов.

Говоря о Политических институтах в современной России, хотелось бы начать с самого определения.

Что же такое Политические институты?

Политические институты – это, в частности, государство и его структуры, избирательная система, политические партии, общественное мнение, средства массовой информации. Всякий политический институт состоит из структуры (организации) и идеи, которую эти структуры обслуживают.

Государство является наиболее значимой системой политического института.

Основными институтами Политической системой современного российского общества являются: институт президентства ; институт парламентаризма , представленный в России Федеральным Собранием; институт исполнительной власти в лице правительства; институты судебной власти; институт гражданства ; институт всеобщего избирательного права ; институт политических партий и общественных организаций ; институт местного самоуправления . Политические институты, в свою очередь, включают соответствующие организации, учреждения, решающие специфические задачи в рамках институциональных отношений .

Так же Политические институты подразделяются на институты власти и институты участия. К первым относятся институты, осуществляющие государственную власть на различном иерархическом уровне, ко вторым – институты участия, структуры гражданского общества. Совокупность политических институтов составляют политическую систему общества, представляющую собой определенную целостность, органическое взаимодействие субъектов политики, других элементов политической действительности.

Другим важным политическим институтом является гражданское общество, в рамках которого осуществляется деятельность негосударственных политических институтов.

Подводя итог хотелось бы начать с того, что поиски формализованной модели политической власти, способной воспроизводить и поддерживать идеальное общество берут свое начало в античной философии. Платон, Аристотель и другие древнегреческие философы пытались ответить на вопрос о том, какие именно политические институты в состоянии обеспечить наилучший тип общества и личности. Сравнительный анализ законодательства (конституций), типологизация политических режимов, выявление различных форм правительства, возможные сочетания политических институтов, терминологическая идентификация политических явлений и фактов -таков круг исследований политической философии того периода. Однако следует признать, что, институциональный анализ (применяя современную терминологию), у всех авторов носил достаточно ограниченный и описательный характер и не претендовал на построение строгого нормативно-понятийного аппарата. И все же следует признать, что начало институциональных изысканий было положено в эпоху античности.

Плавно переходя к политическим институтам в современной России отметим

Трансформация политической системы России может быть подразделена на три основных периода, связанных с приоритетами в развитии страны:

2. Переход от олигархического к государственному капитализму, укрепление государственности (1998-2004 гг.).

3. Формирование политических институтов, призванных обеспечить претензии России на статус «великой державы» и реализацию идеи суверенной демократии (с 2005 г.).

Те государства, которые, следуя историческим амбициям, стремятся поступать независимо или иметь особое мнение по тем или иным вопросам, все равно вынуждены корректировать свое поведение, исходя как из своих приоритетов, так и консолидированного международного влияния.

Вертикаль власти отодвигает демократию, но в результате повышения уровня жизни у российских граждан, формирующих гражданское общество, все в большей степени будет возникать потребность во влиянии на политические процессы, что, в конечном итоге, может стать гарантией формирования демократических политических институтов.

И современная Россия стремиться к этому.

Выполнил студент 422 уч.гр. Плахин Александр

Государства отличаются друг от друга не только по площади, количеству населения, уровню благосостояния граждан. Их внутренняя организация тоже может быть очень разной. Каковы главные особенности политического устройства страны? Какие их формы и режимы выделяют в современной теории государства? Об этом пойдет речь в данной статье.

Что такое государство?

Государство - это объемная многогранная категория, изучением которой занимается целый ряд научных дисциплин: от географии до социологии. В отличие от конкретной территории или географической страны, это образование сложно поддается эмпирическому восприятию, являясь скорее абстрактным, нежели реальным объектом исследования.

Феномен государства, его политическое устройство, форма правления - эти вопросы тревожили умы многих философов и ученых в самые разные исторические эпохи. Так, изучением всевозможных аспектов государства занимались такие мыслители, как Аристотель и Платон, Фома Аквинский и Конфуций, Джон Локк и Герберт Спенсер.

Древнегреческий философ Платон посвятил этой проблеме один из своих трудов (диалогов) под одноименным названием «Государство». В этой работе можно найти несколько интересных идей, которые не потеряли своей актуальности и в наши дни. Так, он говорил о том, что во главе державы должны находиться мудрые философы, ведь только они способны правильно заботиться о гражданах. Платон также не очень любил политическое устройство демократического типа. Демократию он называл справедливой и в то же время несправедливой властью большинства.

Признаки и функции государства

Государство - это очень сложная социальная структура, представление о которой можно составить через главные признаки этого образования. Всего их семь:

  • строго очерченная в географическом пространстве территория;
  • определенное население;
  • наличие и законов (норм поведения);
  • присутствие системы правоохранительных и судовых органов, следящих за выполнением установленных законов;
  • наличие армии;
  • функционирование системы налогообложения граждан;
  • наличие государственного суверенитета (независимости).

Исходя из этих признаков, государство обязано выполнять несколько функций, а именно:

  • политическую;
  • экономическую;
  • социальную;
  • оборонительную;
  • правоохранительную;
  • культурно-просветительскую и некоторые другие.

В этой статье мы более детально остановимся на первой из этих функций, подробно рассмотрев формы и режимы политического устройства страны. Какие из них наиболее популярны сегодня?

Политическое устройство государства и его основные формы

Разные ученые, философы и мыслители по-разному оценивали роль государства. Иногда эти оценки были полярными по отношению друг к другу. Так, Владимир Ленин утверждал, что «государство - это аппарат насилия в руках господствующего класса». А вот известный русский экзистенциалист Николай Бердяев был уверен, что именно государство позволяет земной человеческой жизни не превратиться в окончательный ад.

И то, и другое утверждение одинаково имеют право на жизнь. Эффективность рассматриваемого в этой статье образования во многом зависит от конкретной формы политического устройства государства. Ведь в одних странах планеты мы видим, как правители действительно пытаются работать для своего народа. В других же государствах аппарат власти лишь угнетает и использует своих граждан.

Социально-политическое устройство - это процесс и одновременно результат организации власти в конкретной стране. Оно включает в себя и тип государственной структуры, и политический режим.

Форма политического устройства - это способ национальной, а также территориальной организации государства. Он предусматривает установление определенных взаимоотношений между центральными и региональными (местными) органами власти.

Политическое устройство может принимать три основные формы. Это унитарное государство, федерация, а также конфедерация.

Унитарное государство: характеристика и признаки

Под унитарным государством понимают такое политическое устройство страны, при котором её отдельные административно-территориальные единицы не имеют суверенитета. Среди основных признаков такой формы можно выделить следующие:

  • единое гражданство и система законотворчества;
  • руководство страной из единого центра (столицы);
  • единая финансово-налоговая система;
  • единая армия;
  • общие государственные символы - флаг, герб и гимн.

В современной политологии выделяют несколько видов унитарных государств. Это:

  • строго централизованные;
  • децентрализованные.

Унитарные государства могут иметь в своем составе одну (примеры: Таджикистан, Украина) или несколько автономий (примеры: Молдова, Испания).

В количественном аспекте в современном мире преобладают именно унитарные государства. Это хорошо видно на карте, где все они отмечены синим цветом. Как правило, это небольшие по площади страны с преобладанием одной нации. Хотя есть среди них и исключения. Одно из них - Китай, который имеет в своем составе несколько разноуровневых автономий.

характеристика и признаки

Федерация - это особое политическое устройство, при котором отдельные части государства имеют некий суверенитет, который закреплен юридически. Само слово имеет латинские корни и переводится как "союз" или "объединение".

Одной из отличительных черт федеративного государства является так называемое двойное законодательство. Что это значит? Законы могут творить как центральные органы власти, так и региональные. При этом законопроекты, принимаемые на уровне отдельных субъектов федерации, не должны противоречить общефедеральному законодательству.

В федерациях, как правило, присутствует единая денежная единица, однако налоговая система может быть двухканальной. Это значит, что конкретный субъект федерации вправе формировать свой региональный бюджет и распределять его средства.

В мире различают симметричные и В первых территориальные субъекты обладают равными правами, а вот во вторых их правовой статус неодинаков.

Федерации на современной политической карте планеты распределены равномерно (всего их 28). Среди них - почти все крупнейшие страны мира: Россия, США, Канада, Австралия, Бразилия, Аргентина, Индия.

Конфедерация: сущность и исторические примеры

Под конфедерацией подразумевается союз нескольких государств, создаваемый для достижения какой-либо цели: военной, экономической или другой. Страны, входящие в состав конфедерации, как правило, сохраняют свой суверенитет как во внутренней политике, так и на общемировой арене.

Основные признаки конфедераций заключаются в отсутствии:

  • общих границ;
  • единой системы законотворчества;
  • единой финансовой системы;
  • единой конституции;
  • единого гражданства.

Все решения в конфедерации принимаются на основе консенсуса. При этом каждый из её участников оставляет за собой право на свободный выход из такого союза.

Конфедерации были распространены на протяжении XVIII-XIX веков в Европе. В прошлом веке еще существовало несколько классических конфедераций: это а также Сенегамбия. Однако просуществовали они довольно короткое время. Сегодня черты конфедерации можно наблюдать на примере Европейского Союза или же организации СНГ (Содружество Независимых Государств).

Основные формы государственно-правового режима

Власть имущие в каждой из стран мира могут осуществлять свои полномочия по-разному. Совокупность методов и средств реализации власти - это и есть государственно-правовой режим. Он выступает важнейшим элементом, критерием для определения сущности того или иного государства.

Существует несколько типов (форм) государственно-правового режима. Он может быть демократическим либо недемократическим (авторитарным, тоталитарным, фашистским и т. д.).

Отличить от тоталитарного бывает очень непросто. Так, к примеру, руководство Советского Союза позиционировало себя перед всем миром как «островок демократических прав и свобод». И многие народы планеты искренне верили в данную ложь.

Авторитаризм и его признаки

«Власть основателя» - так примерно можно перевести данный термин с латыни. При этом политическом режиме абсолютно вся полнота власти находится в руках у одного человека (или группы людей).

  • мощная централизация власти;
  • командно-плановый способ руководства страной;
  • строгий контроль различных сторон общественной жизни со стороны государства;
  • отсутствие реального на отдельные ветви (законодательную, исполнительную, судебную);

При этом режиме избирательные, они направлены против лишь самых активных противников власти. Плюрализм мысли, в целом, допускается, но только если он не наносит ощутимого вреда системе. Эти две черты отличают авторитаризм от тоталитаризма.

Тоталитаризм и его признаки

Мало кто знает, что данный термин ввел в обиход диктатор Муссолини в 1920 годах. Под тоталитаризмом подразумевается полный (тотальный) контроль государства всех сфер общественной жизни. Деспотия, тирания, репрессии и массовые доносы - все это типичные черты данного политического режима.

Общество в целом и каждый человек в отдельности при тоталитаризме всецело поглощены государством. Плюрализм мнений не допустим ни в одной из сфер жизни. Еще одна отличительная черта тоталитаризма - это жесткая вертикаль власти.

В мировой истории известны примеры как «левого», так и «правого» тоталитаризма. Первый был характерен для Советского Союза, второй - для фашистской Германии или диктаторского режима Б. Муссолини.

Демократия и её основные черты

Демократия - это (дословный перевод с древнегреческого языка). При таком режиме носителем власти в государстве выступает народ, а точнее, его большинство.

Следует отметить, что выдающийся мыслитель Платон демократию не любил. Он считал её одной из худших форм управления государством. А вот известный политический деятель Уинстон Черчилль однажды охарактеризовал её следующим образом: «Демократия - это наихудшая форма правления, не считая всех остальных, которые известны истории». Так британский премьер тонко подчеркнул безальтернативность данного политического режима.

Самые важные черты демократии - это:

  • всеобщее избирательное право, в результате которого и формируется власть;
  • признание верховной власти народа на юридическом уровне;
  • абсолютное равенство прав всех граждан, вне зависимости от пола, возраста или национальности;
  • подчиняемость меньшинства большинству;
  • контроль общественности за действиями исполнительной ветви власти.

Политическое устройство России

Современная Россия является федеративным государством. Это президентско-парламентская республика, в которой президент наделен довольно широкими полномочиями. Главные институты власти в стране сформировались еще в начале 1990 годов, сразу после распада СССР. В начале нынешнего столетия в их функционирование были внесены небольшие поправки.

Россия имеет сложное административно-территориальное устройство. В составе государства - 85 субъектов федерации, которые наделены равными правами и полномочиями. В каждом из них имеется свой законодательный орган, а также свое региональное правительство. Помимо этого, Россия разделена еще на девять федеральных округов.

Современное политическое устройство России имеет черты как территориальной, так и национальной федерации. Образования национального типа в РФ представлены республиками. Территориальные образования - это области, края, автономии, а также города федерального значения. Такой смешанный характер политического устройства нуждается в довольно гибкой и хорошо продуманной политике со стороны властей.

В заключение…

Под формой политического устройства государства подразумевается способ управления страной. В современной теории государства принято выделять три такие формы: это унитарное государство, федерация и конфедерация. Каждая из них отличается своими особенностями и признаками.

На политической карте планеты XXI века преобладают унитарные государства. Федераций значительно меньше, а вот конфедераций, по сути, и вовсе не осталось.

Политические институты

Политический институт - устойчивый вид социального взаимодействия, регулирующий определённый сегмент отношений политической власти в обществе. Устойчивость политического института. достигается за счёт:

  • норм, регламентирующих характер взаимодействия
  • санкций, препятствующих отклонению от нормативных моделей поведения
  • опривычивания людьми сложившегося институционального порядка.

Перечисленные свойства принято называть атрибутами института. Именно они делают политический институт объективными, самовоспроизводящимися социальными образованьями, не зависящими от воли и желания отдельных индивидов, побуждающими людей ориентироваться в своём поведении на предписываемые модели поведения, на определённые нормы и правила. Вместе с тем политический институт существуют только в действиях людей, воспроизводящих соответствующий тип отношений, взаимодействий. В современном обществе существуют следующие политические институты: институт парламентаризма, выполняющий функции регулирования отношений по поводу создания основных правовых норм, законов и представительства интересов различных социальных групп в государстве; институты исполнительной власти, регулирующие систему взаимодействий, складывающихся м.органами, должностными лицами, осуществляющими текущее управление общественными делами и населением страны; инсти тут государственной службы, регулирующий профессиональную деятельность людей, принадлежащих к особой статусной группе; институт главы государства, обеспечивающий устойчивое воспроизводство в обществе отношений, позволяющих лидеру государства выступать от имени всего народа, быть высшим арбитром в спорах, гарантировать целостность страны, незыблемость конституционных прав граждан; институты судопроизводства, регламентирующие отношения по поводу споров и конфликтов. Политические институты структурируют поле политических властеотношений, делают взаимодействия людей достаточно определёнными, устойчивыми.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Политические институты" в других словарях:

    - (К определению понятия). Политические ценности и нормы являются важнейшими регулятивами политической деятельности. Нормы (от лат. norma руководящее начало, правило, образец) в политике означают правила политического поведения, ожидания и… … Политология. Словарь.

    Политология, или политические науки наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами,… … Википедия

    Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту … Википедия

    В широком смысле слова понятие, характеризующее социальное положение и роль ряда обществ. наук, их партийность и классовую ориентацию; в узком смысле – отрасль науки, изучающая политич. организацию общества и входящие в ее состав институты,… … Философская энциклопедия

    После окончания Красного террора периода Гражданской войны политические репрессии в Советской России и в образованном в 1922 г. СССР продолжились. В 1922 году в связи с разработкой первого Уголовного кодекса РСФСР В.И. Ленин писал наркому… … Википедия

    ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ - совокупность методов, техник, приемов воздействия на человека с целью изменить его мышление, убеждения, настроение и поведение. Возникли так же давно, как и сама политика. Уже в первобытных обществах были жрецы, специалисты по ритуалам, внушению … Большая актуальная политическая энциклопедия

    ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ - система детерминант, определяющих характер и тип государственного устройства, политический режим, институты, партии и организации … Политическая психология. Словарь-справочник

    - … Википедия

    Демократия - (Democracy) Понятие демократии, возникновение и формы демократии Информация о понятии демократии, возникновение и формы демократии, развитие и принципы демократии Содержание Термин “демократия” происходит от греческого слова… … Энциклопедия инвестора

    Модернизация - (Modernization) Модернизация это процесс изменения чего либо в соответствии с требованиями современности, переход к более совершенным условиям, с помощью ввода разных новых обновлений Теория модернизации, типы модернизации, органическая… … Энциклопедия инвестора

Книги

  • , Татьяна Литвинова. Монография посвящена становлению и трансформации политических институтов на Северном Кавказе в контексте развития новейшей российской государственности. В центре внимания институт…
  • , Мутагиров Д.З.. Книга представляет собой учебник по истории и теории международных политических институтов. Международные политические институты рассмотрены как субъекты мировой политики и международного…

Сущность политических институтов

Определение 1

Политические институты представляют собой систему учреждений, которые организовывают и обслуживают процесс осуществления политической власти. Политические институты обеспечивают установление политической власти, ее поддержание, обмен деятельностью между властью и различными другими сферами политической жизни, передачу политической информации обществу и другие важные для общества функции.

Традиционно, основными политическими институтами являются государство, общественные организации ( движения), а также политические партии.

Наиболее общие функции основных политических институтов

К ним относятся:

  • консолидация социальных групп и общества в целом для реализации их интересов
  • выработка политических программ, которые выражают устремления социальных групп, а также организация их осуществления
  • регулирование и упорядочение действий общностей в соответствии с принятыми политическими программами
  • интеграция различных социальных групп
  • развитие и защита системы общественных ценностей и отношений, которые соответствуют интересам общества
  • обеспечение оптимальной направленности и динамичного развития политического процесса на реализацию преимуществ и приоритетов соответствующих общественных сил.

Основные особенности политических институтов

Формируются политические институты в основном на основе тех или иных неинституционализированных групп или общностей. Существенным отличием формальных политических институтов от предшествующих организаций можно назвать наличие оплачиваемого аппарата управления, действующего на постоянной основе. Как субъект политики, каждый политический институт реализует свою активность через деятельность руководителей различных уровней, лидеров, рядовых членов и т. д. Политические институты взаимодействуют с социальной средой с целью удовлетворения конкретных и, в то же время, непрерывно меняющихся групповых и индивид уальных социально-политических интересов.

Безусловно, в своей совокупности политические институты играют наиболее весомую роль в политическом процессе, однако, первичным политическим субъектом всегда является личность, отдельно взятый индивид. Стоит отметить, что в отечественной практике независимая личность далеко не всегда признавалась свободным и самостоятельным субъектом политики. Очень долгое время роль субъектов политических действий отводилась народным массам, политическим объединениям и общностям. Каждая отдельно взятая личность могла принимать участие в политической жизни в основном в качестве члена официальных структур со строгой регламентацией политических функций.

На самом же деле, потребности каждого человека, его цели и ценностные ориентации являются «мерой политики», а также движущим началом социально-политической активности различных социальных групп, а также институтов и организаций, которые выражают их интересы.

Статус субъекта политики не может существовать, как изначально имманентный тому или иному индивиду или же социальной группе. Другими словами, политические качества врожденными не бывают. Каждый индивид – потенциальный субъект политики, однако, далеко не каждый таковым становится реально. Для того, чтобы произошло становление индивида как политического субъекта, ему следует обрести в свое существование и сущность в политике. Другими словами, человеку необходимо освоить свой политический опыт практически (осознав самого себя в роли субъекта политики), выработать собственную позицию в политическом процессе, а также сознательно определить свое отношение к миру политики и степень своего участия в ней.

Реализация индивидом своей политической сущности очень тесно взаимосвязана с его индивидуальными особенностями. Она преломляется через структуру его личности, в которой основными компонентами можно выделить психологическую, социальную, духовную и биологическую подструктуры.