» » Храм гекаты. Темные богини

Храм гекаты. Темные богини

В Древней Греции, как и в Риме, главенствующей религией было язычество, характеризующееся многобожеством, называемым также политеизмом. Это означает, что за каждую область человеческой деятельности отвечал отдельный мифологический персонаж. Главные божества, именуемые пантеоном, включали дюжину сверхсуществ, которыми руководил Зевс, считавшийся властителем неба, громовержцем и олицетворением абсолютной власти. В узкий круг входили также его жена Гера, покровительствовавшая семье; Посейдон, бывший чем-то вроде морского министра; Афина, курировавшая мудрость; Афродита, владевшая струнами красоты и любви; Арес, предводитель полководцев, а еще Артемида, Аполлон, Гермес, Гефест, Деметра и Гестия. Все эти герои мифов помимо своих особых возможностей обладали и еще одним интересным свойством. Они были очень похожи на обычных людей и внешне, и поступками, и мотивацией. Человекоподобие этих божеств получило наименование антропоморфизма. Богиня Геката в занимает особое место. Ей поклонялись и приносили жертвы многие, но делали это нечасто, очень осторожно, а иногда даже тайно.

Происхождение

Если Аполлон был богом светлым, то вполне логично, что кто-то в Древней Греции должен был отвечать и за мрак. Таковой и стала богиня Геката, носительница явно хтонического характера, попавшая в официальную мифологию из доолимпийских времен, то есть раньше, чем Зевс вознесся на священную В круг ее обязанностей вошло курирование чародейства, колдовства, кошмарных сновидений и других мрачных проявлений ментальной человеческой деятельности. Происхождение ее отчасти восточное, отцом считается титан Перс (Разрушитель), а матерью - Астерия (богиня света, оракулов и ночных пророчеств, в том числе вещих снов, астрологии и некромантии). Богиня ада Геката - также внучка Гелиоса (Солнца). Все это означает, что прямой генеалогической связи с олимпийскими небожителями (если верить Гесиоду) у нее не прослеживается. Более того, она представляет класс побежденных титанов, но, несмотря на это, сохранила свои функции, а также завоевала уважение самого Зевса, который и ввел ее в узкий круг обитателей нового пантеона, доверив ей очень ответственную работу.

Сфера деятельности Гекаты

Богиня тьмы Геката на самом деле не всегда страшна - она помогала людям в их обыденной жизни, покровительствуя скотоводству, судебному делопроизводству, народному собранию, спортивным состязаниям и военным успехам. Кроме этого, она оберегала маленьких детей и подростков, «заведовала» материнством, оказывала помощь в процессе рождения (теперь это назвали бы перинатальной функцией) и дальнейшем воспитании. А еще богиня Геката помогала странникам и утешала брошенных влюбленных. Столь широкий круг обязанностей объясняется тем, что часть функций была передана ей от Аполлона, Артемиды и Гермеса. Но все это было лишь «работой по совместительству». А главным для нее все же оставался мрак.

Научные исследования образа

Ранние упоминания о ней встречаются в «Теогонии» Гесиода (греческий эпический поэтический период между VIII и VII веками до н. э.). Надпись на воротах древнего города Милет в виде имени богини как защитницы служит еще одним доказательством ее присутствия в архаической греческой религии (около VI столетия до н. э.).

Первые скульптурные изображения дают представления об одноликом женском образе, в дальнейшем появились статуи с большим числом лиц (в основном с тремя, но иногда и четырьмя). В 1896 году историк Фарнелл заметил, что изображения и литературные упоминания встречаются чаще на окраинах, чем в центрах греческого политеизма. Богиня тьмы Геката описывается противоречиво и полиморфно, а ее определение и описание ускользает от читателя. Ее миры - земля, море и небо. Ее умение создавать или подчинять бури, вероятно, сыграло роль в принятии ее как покровительницы пастухов и матросов.

Луна

Последний день месяца принадлежит Гекате, именно в это время древние греки воздавали ей должное и обращались со своими просьбами. По этой причине она еще и богиня Луны. Геката часто изображалась со своими священными собаками, иногда одетой в мантию средней длины и обутой в сапоги, как ее двоюродный брат, покровитель охотников. Тем не менее Геката и ее собаки часто имеют по три головы и в состоянии видеть во всех направлениях. Как и Артемида, Геката любит уединение и является девственной. Это означает, что в большинстве литературных источников она никогда не выходит замуж и не рожает детей. Возможно, именно по причине отсутствия она защищает беременных женщин и облегчает их страдания. Стоит богиня Геката и на страже здоровья детей.

Облик

Согласно легендам, она невидима или ощущается как некое движение бесплотного света. Возможно, благодаря именно этому качеству Геката считается богиней Луны, хотя ее изображения противоречат этому представлению. Вполне возможно (так считают некоторые ученые), что ее способность светиться навеяна образом ее матери, звездной Астерии. Каждая статуя богини Гекаты дает представление не о некоем эфирном существе, а скорее о твердом и вполне земном. Следствие стремления к разрешению этого противоречия проявляется в факеле, который древние греческие скульпторы вкладывали в ее руку. Обычно богиня преисподней Геката изображается в образе прекрасной женщины (случается, правда, трехголовой), но иногда она довольно страшна. Порой ее являют с львиными, змеиными, лошадиными, собачьими или кабаньими головами (в различных комбинациях). Понятно, почему она считается богиней видений и знаний.

Способности

Ее способность видеть в нескольких направлениях сразу (в том числе в прошлом, настоящем и будущем) является центральной в самых известных мифах. Например, когда Аид похитил Персефону, именно Геката, имевшая возможность увидеть весь путь в царство мертвых, сопровождала Деметру во время поиска ее пропавшей дочери, освещая путь своим факелом. Богиня преисподней Геката продолжала играть важную роль в жизни Персефоны, поддерживая ее во время годового плена. Аид был рад дружбе с ней, проявлял к ней гостеприимство, почитая ее своей гостьей, которой разрешалось свободно приходить и уходить.

Согласно преданиям, она посещала могилы, кладбища и места преступлений, и ее приходу, как правило, предшествует лай или вой собак. Также богиня Геката считается защитницей угнетенных. В Древнем Риме многих рабов отпускали на свободу для того, чтобы они служили ее культу в качестве священников в особых садах, сооруженных в ее честь.

Жертвы Гекате

Непременным элементом культового почитания этой богини в античном мире был так называемый ужин Гекаты. Он готовился с целью задобрить могущественную покровительницу униженных и избежать многих неприятностей, возможных в случае ненадлежащего уровня проявления почтения (оживших мертвецов-призраков, например). Подношения приносились к перекрестку дорог к статуе и включали различные продукты. Считалось, что следует проявлять щедрость и не жалеть яиц, молока, меда и черных ягнят - именно это больше всего любит есть Геката. Богиня приношения эти разделяла с бездомными и обездоленными, находившимися под ее защитой. Также принято было в конце лунного месяца выставлять за порог куриные сердечки, жертвуя их во славу Гекаты. История умалчивает о том, кто их съедал, но можно догадаться, что кошки и собаки им были очень рады.

Цитаты

В римской мифологии Геката была известна как Тривия (богиня перекрестков). Древние греки почитали ее как и изобилия, Луны и ночных призраков. Интересно мифологическое обоснование того, почему приносит богиня Геката богатство. Цитаты из античных текстов указывают на то, что:

1. «Богиня Гея через любовь бога… родила Астерию, которую Персес привел в свой большой дом, чтобы назвать ее дорогой женой. И она зачала и родила Гекату, которую Кроноса, почитал превыше всех».

2. «Он дал ей великолепные подарки, долю земли и бесплодного моря. Она получила также звездное небо и честь бессмертных богов. Ибо всякий раз, когда любой из людей на земле предлагает богатые жертвы и молится за пользу, согласно обычаю, он призывает Гекату».

3. «Большая честь приходит к тому, чьи молитвы богине угодны, и она дарует богатство ему».

4. «И когда люди вооружаются для сражения, то богиня даст победу тому, кому она благоволит. Хорошо также, когда люди утверждают, что победили на играх, потому что богиня с ними, и тот, кто по мощи и силе получает победу, легко выигрывает приз богатый с радостью и приносит славу своим родителям».

5. «Табуны коров и широкие стада коз, и отары овец ворсистых, если она пожелает, увеличиваются от немногих, или же она заставляет многих быть меньше».

Жрицы Гекаты

Еврипид в «Ифигении в Тавриде» прямо указывал на то, что «Ифигения была жрицей богини, поклонялись Тельцу».

Могущественная ведьма Цирцея (Кирке), персонаж «Одиссеи» Гомера, как полагают, тоже была жрицей Гекаты.

Медея также была жрицей и владела тайнами колдовства. Она взывала к имени Гекаты в Колхиде и Коринфе, чтобы та направила ее: «…в течение всего дня была занята в храме Гекаты, поскольку она сама была жрицей богини». И еще: «Существует девица, …которую богиня Геката учила обращаться с магическими травами с превосходным мастерством» («Книга аргонавтов», III).

В конечном счете Медея велела аргонавтам умилостивить Гекату жертвоприношением.

Какой была Геката

После всего прочитанного читателя, привыкшего к упрощенной современной схеме оценки персонажей и делению их на антагонистов и протагонистов, возможно, интересует ответ на вопрос о том, к какому классу следует относить древнегреческую богиню Гекату. Положителен ли ее образ, или она, скорее, олицетворение вселенского зла? Скорее всего, такая постановка вопроса ввела бы жителя Эллады в некий ступор. Дело в том, что эпические боги наделялись чертами обычных людей. Им была приятна лесть, они подвергались тем же соблазнам, что и обычные обитатели Древней Греции или Рима, им хотелось щедрых подношений, и они не чурались простых человеческих радостей. В свете этого им были свойственны и эмоции простых людей. Кому-то они симпатизировали, а кому-то нет. Делать же заключения о том, насколько они хороши, добры или, напротив, злы и беспощадны, считалось в античном мире недопустимым. Уж какие есть, такие есть, и задача состояла лишь в том, чтобы понравиться этим богам.

А что, если Статуя Свободы - это изображение…

Так уж случилось, что демократические ценности на нашей планете принято ассоциировать с символами Нового Света. Одним из них считается сооруженная французским скульптором Фредериком Огюстом Бартольди, исповедовавшим масонские взгляды. Автор ранее предлагал создать произведение в честь восточной цивилизации и установить его на входе в Суэцкий канал, но тогда не сложилось, зато ему удалось прославиться несколько позже в США. Какие общие черты с этим изваянием имеет богиня тьмы Геката? Статуя поднимает факел, что косвенно намекает на окружающий ее мрак. Голову этой леди венчает корона, состоящая из остроконечных шипов. При сопоставлении этих атрибутов Свободы и изображений древнегреческих идолов невольно напрашиваются определенные ассоциации. Более всего американскую статую напоминает богиня тьмы Геката. Фото лица изваяния дает представление о совершенной красоте, не вызывающей при этом никаких эротических ассоциаций. Что может искать она днем с огнем и зачем ей факел? Что символизируют эти рога-лучи, осеняющие чело подобно змеям Горгоны?

Теперь остается лишь гадать, какое божество имел в виду Бартольди, работая над своими эскизами. Фактом остается неоспоримое сходство, которое имеют символ «вселенской демократии» и богиня преисподней Геката. Фото этих изваяний сравнивать легко. Как и в прошлые тысячелетия, они пробуждают в душах одних надежду, а других пугают. Третьи же не верят во всемогущество мрака и готовы бороться с ним.

Богини мировой мифологии далеко не всегда милосердны и добры. Многие из них требовали от своих адептов особого рода поклонения.

Даже если вы ничего не знаете про богиню Кали, вы наверняка слышали про то, что по индуистскому календарю мы живем в эпоху Кали-юга. От имени Кали происходит название бывшей столицы Индии Калькутты . Здесь и сегодня находится крупнейший храм поклонения этой богине.

Кали - самая грозная богиня мировой мифологии. Одно её изображение уже пугает. Она традиционно изображается синего, либо черного цвета (цвет бесконечного космического времени, чистого сознания и смерти), с четырьмя руками (4 стороны света, 4 основных чакры), на её шее висит гирлянда из черепов (череда воплощений).

У Кали красный язык, что символизирует кинетическую энергию вселенной гуну раджас, стоит богиня на поверженном теле, что символизирует вторичность физического воплощения.

Кали пугает, и не напрасно. В Индии ей совершали жертвоприношения, а самыми ревностными адептами этой богини стали тхаги (туги) - секта профессиональных убийц-душителей.

Согласно историку Уильяму Рубинштейну в промежуток с 1740 по 1840 годы туги убили 1 миллион человек. «Книга рекордов Гиннесса» относит на их счёт два миллиона смертей. В английском языке слово «таги» (англ. thugs) приобрело нарицательное значение «убийц-головорезов»

Геката - древнегреческая богиня лунного света, пресподней и всего таинственного. Исследователи склонны считать, что культ Гекаты был заимствован греками у фракийцев.

Сакральное число Гекаты - три, поскольку Геката - трехликая богиня. Считается, что Геката управляла циклом человеческого существования - рождением, жизнью и смертью, а также тремя стихиями - землей, огнем и воздухом.

Власть её распространялась на прошлое, настоящее и будущее. Свою силу Геката черпала от Луны, которая также обладает тремя фазами: новой, старой и полной. [С-BLOCK]

Изображалась Геката обычно либо как женщина с двумя факелами в руках, либо в виде трех фигур, связанных спина к спине. На голове Гекаты часто изображали языки пламени или рога-лучи.

Жертвенник, посвященный Гекате, назывался гетакомбой. Описание жертвоприношения Гекате встречается в «Илиаде» Гомера: «Ныне черный корабль на священное море ниспустим, //Сильных гребцов изберем, на корабль гекатомбу поставим».

Священным животным Гекаты была собака, ей в жертву приносили щенков в глубоких ямах, или в пещерах, недоступных для солнечного света. В честь Гекаты справлялись мистерии. Греческая трагическая поэзия изображала Гекату властвующей над злыми демонами и душами умерших.

Культ Кибелы пришел к древним греками от фригийцев. Кибела была олицетворение матери-природы и почиталась в большей части областей Малой Азии.

Культ Кибелы был по своему наполнению весьма жестоким. От его служителей требовалось полное подчинение своему божеству, доведение себя до экстатического состояния, вплоть до нанесения друг другу кровавых ран.

Неофиты, предававшие себя во власть Кибеле, проходили инициацию путем оскопления.

Знаменитый английский антрополог Джеймс Фрейзер писал об этом обряде: «Мужчина сбрасывал с себя одежду, с криками выбегал из толпы, схватывал один из приготовленных для этой цели кинжалов и тут же совершал кастрацию. Потом он носился как угорелый по улицам города, сжимая окровавленную часть своего тела в руке, от которой в конце отделывался, швыряя ее в один из домов».

Новообращенному в культ Кибелы выдавали женскую одежду с женскими украшениями, которую ему теперь было суждено носить до конца жизни. Подобные жертвоприношения мужской плоти совершались в честь богини Кибелы в Древней Греции во время торжества, известного как День крови.

В аккадской мифологии Иштар была богиней плодородия и плотской любви, войны и распри. В вавилонском пантеоне Иштар имела роль астрального божества и была олицетворением планеты Венеры.

Иштар считалась покровительницей проституток, гетер и гомосексуалистов, поэтому часто её культ включал сакральную проституцию. Святой город Иштар - Урук - называли также «городом священных куртизанок», а сама богиня часто упоминалась, как «куртизанка богов».

В мифологии Иштар имела много любовников, но эта страсть была и её проклятием, и проклятием тех, кто становился её фаворитами.

В записях Гуиранда сказано: «Горе тому, кого Иштар почтила! Непостоянная богиня обращается с её случайными любовниками жестоко, и несчастные обычно дорого платят за оказанные им услуги. Животные, порабощённые любовью, теряют свою природную силу: они попадают в капканы охотников или одомашниваются ими. В молодости Иштар любила Таммуза, бога урожая, и - если верить Гильгамешу - эта любовь стала причиной смерти Таммуза.

Чиннамаста

Чиннамаста - одна из богинь индуистского пантеона. Её культ содержит интересную иконографику. Чиннамаста традиционно изображается так: в левой руке она держит собственную отрубленную голову с раскрытым ртом; волосы ее растрепаны, и она пьет кровь, струей бьющую из ее собственной шеи. Богиня стоит или восседает на паре, занимающейся любовью. Справа и слева от нее две спутницы, которые радостно пьют кровь, струящуюся из шеи богини

Исследовательница Э. А. Бенард считает, что образ Чиннамасты, равно как и остальных богинь Махавидья, следует рассматривать как маску, театральную роль, в которой высшее божество по своей прихоти желает явиться перед своим адептом.

Одна из важных деталей иконографии Чиннамасты, то, что она попирает ногами находящуюся в любовном союзе пару, развивает тему преодоления богиней вожделения и любовных аффектов. [С-BLOCK]

То, что сама Чиннамаста пьет собственную кровь, символизирует то, что тем самым она достигает разрушения иллюзий и получает освобождение-мокшу.

В Древней и средневековой Индии хорошо была известна практика ритуального самоубийства. Самое известное - самосожжение вдов - satī, sahamaraņa. В среде наиболее ревностных поклонников божеств существовал и обычай принесения в жертву собственной головы. Сохранились уникальные памятники - рельефные изображения со сценами подобного жертвоприношения, благодаря которым мы можем представить себе, как оно происходило.

Подобный обряд есть и в записках Марко Поло . Он упоминает существовавший на территории Малабарского побережья обычай, согласно которому осужденный на смерть преступник мог избрать вместо казни такую форму жертвоприношения, при которой он сам себя убивает „из любви к таким-то идолам“. Эта форма жертвоприношения осмыслялась в народе как более всего угодная Чиннамасте и, следовательно, могла служить процветанию и благу всей общины.

Оказывается, главный символ США — это не кто иная как древнее божество Геката, сотворенная руками французского масона. Богиня Геката, являвшейся повелительницей ада, мрака, ночных видений и колдовства изображалась именно с факелом и рогами-лучами на голове.

Греки считали ее богиней преисподней но в то же время они считали, что Геката дарует мудрость, счастье на войне, богатую добычу на охоте и т. д. Как богиня преисподней и ада, она считалась богиней душ умерших.

Есть предположение, что культ Гекаты существовал и в индийской мифологии под именем богини Кали в честь который названа эпоха в которую мы сейчас живем — Кали-юга (санскр.) , «век демона Кали».

Кали (санскр.), «чёрная» — символ смерти и разрушения. Она представлена как один из сильнейших богов мира и олицетворение абсолютного зла. Культ богини Кали требует человеческие жертвоприношения.

А теперь подробнее:

«Статуя свободы — богиня тьмы»

О влиянии масонства на создание США известно довольно много, начиная от отцов-основателей, до символики доллара. Пирамиды, стелы, всевидящее око и т.п. также украшают различные правительственные здания в США.

Однако, о самом главном символе США — статуе свободы — как правило, не делается никаких связей с масонством.

Заглядываем в ресурс «Википедия». Там значится: Статуя Свободы (англ. Statue of Liberty, полное название - Свобода, озаряющая мир, англ. Liberty Enlightening the World) - одна из самых знаменитых скульптур в США и в мире, часто называемая «символом Нью-Йорка и США», «символом свободы и демократии», «Леди Свобода». Это подарок французских граждан к столетию американской революции.

Обратимся к истории создания статуи. Ее автор — не кто иной как французский скульптор Фредерик Огюст Бартольди. Прежде чем он стал скульптором Бартольди долго путешествовал по Египту, а еще служил адъютантом у Гарибальди во время франко-прусской войны. Однако время создания статуи совпадает со вступлением Бартольди в масонскую ложу (Эльзасско-Лотарингский филиал) — это был 1875 г. Статуя была установлена и открыта в Нью-Йорке 11 лет спустя.

Кстати, опорные конструкции проектировал не кто иной, как Александр Гюстав Эйфель (Боникхаузен), известный своей авантюрой по присвоению огромных средств за фиктивные работы во время строительства Панамского канала, но прославившийся благодаря уродливому сооружению в центре Парижа. Эйфель тоже состоял в масонской ложе, а выпутываться из панамской аферы ему помог еще один брат по ложе, который на тот момент занимал пост премьер-министра Франции (масонство ведь выше закона!).

Что касается статуи, то в ее описании говорится, что «богиня свободы» держит факел в правой руке и скрижаль в левой. Надпись на скрижали гласит «JULY IV MDCCLXXVI», что указывает на дату принятия Декларации независимости США. Кроме того, на голове у «богини» находится корона с семью лучами, которые символизируют семь морей и семь континентов. В самой статуе 356 ступеней до короны или 192 ступени до вершины пьедестала. В самой короне расположено 25 окон, которые символизируют земные драгоценные камни и небесные лучи, освещающие мир. Полная высота композиции - 93 метра, включая основание и пьедестал, а самой статуи - 46 метров.

Никаких аналогий с символизмом тайных обществ и античных религий. Можно провести связь с цифрой семь, которую очень любили масоны и другие тайные общества, а также разобрать и другие цифры согласно эзотерической нумерологии, хотя очевидное напрашивается само собой (впрочем, при этом натурщицей Бартольди выступила недавно овдовевшая Изабелла Бойер, жена Исаака Зингера, и предпринимателя в области оборудования каналов и швейных машин, выступавший спонсором и спонсора еврейских социалистов вместе с Ротшильдом – прим. ред.).

Некоторые полагают, что поскольку статуя изображает богиню свободы, значит — это Либера, являвшаяся божеством плодородия в древнеримской мифологии и религии. Она часто отождествлялась с богинями Прозерпиной или Ариадной и была супругой Диониса-Либера. Дионис в свою очередь — это поздняя интерпретация древнеегипетского бога Осириса, в связи с чем многие авторы видели в Либере вдову Озириса и мать Гора.

Однако вдумчивый читатель может тут же обнаружить некоторые странности — почему богиня свободы держит в руках факел? Зачем нужен факел средь бела дня? Да и упомянутые богини традиционно изображались иначе.

А вот богиня Геката, являвшейся повелительницей ада, мрака, ночных видений и колдовства изображалась именно с факелом и рогами-лучами на голове (по преданию в ее волосах еще были и змеи, как у медузы Горгоны). Кстати, считалось, что она близка различным богиням плодородия по своим хтоническим функциям.

Может быть именно эту богиню изваял скульптор-масон?

Статуи Гекаты с факелами и мечами в древние времена ставились перед домами, чтобы «держать злых духов в страхе». Гекату связывают со языческими заклинаниями и ритуалами. В древние времена люди старались умилостивить ее, оставляя сердца кур и медовые лепешки перец своими дверьми. В последний день месяца на перекрестки приносили дары - мед, лук, рыбу и яйца, с жертвами в виде кукол, девочек-младенцев и ягнят женского пола. В Колдуны собирались на перекрестках, чтобы «засвидетельствовать почтение» ей и таким персонажам, как «Эмпуса», домовой; «Кекропсис», полтергейст; и «Мормо», вампир.

Одно оккультное обращение язычников к Гекате записал в III веке Св. Ипполиит Римский в «Философумене» (полное заглавие «Философские мнения или обличение на все ереси», которое состоит из 10 книг; в первых четырех книгах автор рассматривает мнения греческих философов и предания древней языческой магии и астрологии, бывшие, по его мнению, источниками ересей в христианском мире; в пяти книгах рассматриваются еретические учения, начиная с древнейших и оканчивая сектами II в. - каллистиан и элказаитов; десятая книга представляет сокращение предшествующих:

«Прийди, адская, земная и небесная Bombo (Геката), богиня широких дорог, перекрестков, ты, которая ездит туда и сюда ночью с факелом в руке, враг дня. Друг и возлюбленная тьмы, ты, которая радуется, когда суки воют и льется теплая кровь, ты, которая бродишь среди призраков и могил, ты, которая удовлетворяешь жажду крови, ты, которая вызываешь страх в смертных душах детей, Горго, Мормо, Луна, в тысяче видов, брось свой милостивый взор на наше жертвоприношение» (русс. пер. см. «Православное обозрение» за 1871 г. протоирей. Иванцов-Платонов, «Ереси и расколы первых трех веков христианства» / совр. Из-во Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011г., Серия: Академия фундаментальных исследований: история).

Характерно, что само сочинение Ипполита Римского стало известно только с 1841 г., когда греческий филолог Костантин Миноида Мина якобы приобрел в Афонском монастыре для французского правительства часть рукописи XIV в. «Обличения», который по месту своего дальнейшего пребывания получил название «Парижской»: Parisinus suppl. gr. 464 saec. XIV, bombicinus, truncus, foll. 1-132, 137, 133-136; 215×145 mm (textus: 160×105-115 mm, 23-28 versus), он являлся частичным списком с «Философумены», которую до это связывали с Оригеном, но позднее авторсво признали за Ипполитом.

Согласно «Философумене» ее власть распространялась на состоящую из трех частей временную сферу - прошлое, настоящее и будущее. Богиня черпала свою колдовскую силу от луны, обладающей тремя фазами - новой, полной и старой. Как и Артемиду, ее повсюду сопровождала свора собак, но охота Гекаты - это ночная охота среди мертвецов, могил и призраков преисподней. Гекате приносили в жертву еду и собак, ее атрибутами были факел, бич и змеи.

Оккультисты выискали Гекате соответствие в индийской мифологии — Кали – богине времени, разрушения и трансформации. Период времени к которому относят современность в индуизме называется Кали Юга, т.е. ему «покровительствует» именно Кали (Геката) — прим. ред.).

Кстати, традиционное соперничество Франции и Англии также наложило отпечаток на историю создания статуи. Франция поддерживала усилия американских масонов по обретению независимости от Британии, с которой тогда конфликтовала. Версаль явно мечтал, чтобы Лондон перестал претендовать на морское владычество. Не из-за этого ли моря и континенты символически отданы во власть богине тьмы, которая водрузила свои стопы за геркулесовыми столбами (а это уже знак доллара)?

(др.-греч. Ἑκάτη ) - древнейшая греческая форма триединой Богини, которая правила небесами, Преисподней и Землей. - греческое имя анатолийской и фракийской богини, впервые упомянутой Гесиодом (ок. 700 г. до н.э). Геката относилась к числу самых древних богинь, что подтверждается весьма туманным представлением о ней древних греков. Она имела множество имен. Некоторые из них, например, Хтония и Урания являлись отголоском тех времен, когда Геката была одновременно богиней хаоса, неба и подземного мира.
Есть версии, что в ранней эллинской истории Геката была богиней вполне добродетельной, связанной с Луной. Затем эллины, принесшие патриархальный порядок, вытеснили богиню и она стала для них грозной и страшной. Она была известна амазонкам как богиня Черной Луны и повелительница Преисподней.

Римляне отождествляли Гекату со своей богиней Тривией - "богиней трёх дорог ", так же как и ее греческая аналогия, она имела три головы и три тела. Ее изображение у римлян помещалось на распутье или на перекрестке дорог, где, выкопав глубокой ночью яму, они приносили в жертву щенков.

В Древней Греции была особенной богиней, ее считали покровительницей мрака, ночных кошмаров и чародейства. Не случайно сами греки ей поклонялись как бы тайком от самих себя. После падения матриархата греки поклонялись ей как одной из цариц Преисподней и повелительнице перекрестков, на которых сходятся три дороги. Ее называли Геката Тривия , Геката Тройная , ее трехголовые статуи стояли на перекрестках, на которых в полнолуние ее поклонники просили у нее белой магии, а в период Черной Луны

- черной. Она была «хтонической» богиней, доставшейся в наследство от «войны богов» - «доолимпийского» периода в культуре греков (до победы и вознесения Зевса на гору Олимп). Но власть ее была настолько подавляющей, что она вошла в новый пантеон, и греки знали, что она «вечная как ночь ». Для прорицания греки использовали так называемый "круг Гекаты " - золотой шар с сапфиром внутри.

Несмотря на свой устрашающий облик, Геката была одной из самых почитаемых женщинами богинь. Ей молились при выходе из дома, назначали в честь нее в игры, устраивали посвященные Гекате мистерии и празднества, приносили богатые дары. Празднества в ее честь происходили по ночам при свете факелов. Каждый год на острове Эгина, что в заливе Сароникос, в ее честь отправлялся мистический ритуал. Как Повелительница Дикой Охоты и колдовства, Геката была, прежде всего, женским божеством, к которому можно было обращаться за помощью, но которого следовало опасаться тем, кто нарушал его духовные заповеди.

С древних времён, чтобы умилостивить и расположить к себе богиню колдовства и повелительницу призраков Гекату, ей оставляют сердца кур и медовые лепешки перед порогом своего дома. Показательно то, что дары ей кладут именно на пороге, ведь дверь является границей, разделяющей мир живых и мир мертвых. И хотя алтарь богине ставится в доме, её не очень хотят приглашать внутрь из-за ее отношения к загробному миру.
- богиня всех перекрестков , она смотрит сразу в трех направлениях. В древние времена ее трехглавые статуи были установлены на многих пересечениях, фигуры Гекаты с факелами и мечами ставились перед домами, чтобы держать злых духов в страхе. Гекату связывают со многими заклинаниями, жертвованиями и ритуалами.

В древние времена люди старались умилостивить ее, оставляя сердца кур и медовые лепешки перец своими дверьми. В последний день месяца на перекрестки приносили дары - мед, лук, рыбу и яйца, с жертвами в виде кукол, девочек-младенцев и ягнят женского пола. Колдуны собирались на перекрестках, чтобы засвидетельствовать почтение ей.

Дневной лик Гекаты: покровительница охоты, пастушества, юношества, общественных занятий, таких как собрания, состязания, судебные прения и военные достижения. Борьба ради борьбы. Здесь она представала как женщина среднего возраста, опытная и мудрая советчица людей (Морена, «Марья искусстница» ).

Ночной лик Гекаты: покровительница мрака, ночи, кошмаров, мести, разврата и колдовства. Прекрасен и устрашающ облик, змеи в волосах. Она охотница (как и дева Артемида - сестра Аполлона и воительница), но ее охота мрачная, ночная, и свора ее гончих псов бежит среди могил и призраков. Именно в этой своей ипостаси она помогала Медее в приготовлении зелий. Ей молились отвергнутые влюбленные и убийцы. Она внушала, как готовить отвары для приворотов и яды («Марья развратница» ).

Третий лик Гекаты: небесная, «Урания Геката» - неодолимая духовная любовь. Она юна и красива той небесной красотой, что не вызывает плотских желаний, а только преклонение и восторг. В этом облике Геката помогает философам, ученым, «выводит души» людей из Царства мертвых к свету и любви («Марья аскетка» ).

Зловещая змееволосая и трёхликая богиня появляется на поверхности земли лишь при лунном свете, с двумя пылающими факелами в руках, в сопровождении черных, как ночь, собак и чудовищ подземного мира. У собак в темноте глаза горят красным отблеском. Возможно, это тени собак, принесенных в жертву Гекате. Также Гекату видят и живые собаки - тогда они начинают скулить и выть. И это признак того, что богиня рядом. На ногах у нее бронзовые кожаные сандалии с бронзовыми нашлепками. Геката - ночная "хтония" и небесная "урания", "непреодолимая" бродит среди могил и выпускает призраки умерших, насылает ужасы и страшные сны, но может и защитить от них и от злых демонов и колдовства. Среди ее постоянных спутников - ужасная Эмпуса, способная менять облик и устрашать запоздалых путников, а так же духи-демоны Керы.

Бытуют разные легенды о происхождении Гекаты. В одних говорится, что она была дочерью титанов Тартара и Ночи; в других - Персея и Астерии; в третьих - Зевса и Геры. Мифы о Гекате распространились по всему Средиземноморью.

Гекату также можно считать ночной аналогией Артемиды; она тоже охотница, но ее охота - это мрачная ночная охота среди мертвецов, могил и призраков преисподней. Геката также близка Деметре - жизненной силе земли. В образе Гекаты тесно переплетаются демонические черты доолимпийского божества, связывающие два мира - живой и мертвый. Она - мрак и вместе с тем лунная богиня, близкая Артемиде и Селене.

Существует две Луны. Считается, что они существуют, но не видны человеческому глазу. Одна из них - Белая. Она обращается за 28 дней вокруг Земли. Приносит удачу, благосостояние, благословение, радость. Черная Луна обращается вокруг Земли за 29 дней и несет воздаяние. В индийской мифологии Гекате соответствует Богиня Кали - Богиня времени, разрушения и трансформации. Длительный период времени, в который попали и наши жизни называется Кали Юга, т.е. ему покровительствует именно Геката. Белая Луна - это символ женщины-хозяйки, у которой столы ломятся от яств, шерудят здоровые и счастливые дети, дом увит виноградом. Одним словом - женщина, создающая простое и красивое земное счастье. Черной Луной становится эта женщина, когда ее детям и добропорядочному дому грозит опасность и она превращается в защитницу. Главная задача Гекаты - защитить дом, увитый виноградом, от темных сил. Считается, что Геката может разрушить призраков ночи, вампиров и даже демонов.

Символы Гекаты: котел, собаки и ключи.
Дни Гекаты: 9, 15, 23, 29.

Источники:
1. Lizi Black. III Геката (

Богиня Геката

Геката – это Богиня, окутанная тайной, поскольку продолжаются дискуссии об Её имени, происхождении и характере. О Ней есть несколько легенд, и нет фиксированной родословной. Некоторые говорят, что Геката – дочь Эреба и Никты, извечной Богини ночи, тогда как другие считают, что Она – одна из Фурий или последнего выжившего Титана, за исключением Зевса . Гесиод утверждает, что Она родилась от Титана Перса и звездной богини Астерии. Мусей утверждает, что Она родилась от Астерии и Зевса, Еврипид же говорит, что Она – дочь Лето, тогда как Фессалийская легенда гласит, что Геката – это дочь Адмета и Pheraean женщины .

Вполне вероятно, что приписываемое Гекате рождение изменялось, по мере того как различные социальные группы принимали Её культ, но ни один Греческий Клан или Племя никогда не утверждали что-либо благопристойное о Гекате . Оба факта подтверждают теорию, что Она возникла за пределами Греции.

Вероятно, Геката возникла в мифологии Кариан на юго-западе Малой Азии, и была проинтегрирована в Греческую религию около шестого века нашей эры. Тем не менее, есть свидетельства того, что Геката эволюционировала от Египетской богини акушерки Хекит (также - «Хекет» или «Хекат»). Богиня с головой лягушки, Хекит, содействовала ежедневному рождению Солнца и связывалась, по-видимому, магическим прорастанием на вид безжизненного кукурузного семени. В додинастическом Египте матриарх и мудрая женщина племени именовалась «heq». Интересно заметить, что Геката связывалась с рождением ребёнка.

Имя «Геката» (Hecate) имеет несколько возможных значений. «Она, кто исполняет Её Волю» наиболее общепринято, но также предлагаются варианты «далекая» или «далеко-стремительная». Такие имена позволяют предположить, что у Её силы - далеко идущие последствия .

Альтернативное словообразование, «самая сияющая», подтверждается в представлениях о Гекате из четверного века нашей эры, которые показывают юную богиню красоты и силы, несущую факел с головным убором из звёзд . «Hecate» - это женский эквивалент «Hekatos», тёмного эпитета Аполлона, с которым Она иногда ассоциируется.

Олимпийцы «приняли» Её после того, как победили Титанов, но Она не была того же самого рода, и никогда не жила среди них. В это время сила Гекаты все же признаётся: Зевс дал ей властвовать над Небесами, Землей и Морем, и они разделяли право допускать или отказывать дарам от человечества. Гекату почитали как Богиню изобилия и красноречия. Она по-прежнему великодушна к тем, кто признает Её.

Согласно Энциклопедии Древних Божеств, Гекату «почитали только ночью при свете факелов».

На Гекату иногда ссылаются как на тройную богиню. Классически, она разделяла одну группу с Персефоной и Деметрой. В отличие от современных языческих предположений, Деметра олицетворяла старую женщину, Персефона женщину-жену, а Геката - Деву. Все ранние греческие представления Гекаты показывают Её как юную женщину. Лишь гораздо позже Она изображалась как Старуха.

В Митилене на Восточном побережье Эгейского моря, недалеко от того, что было Троей, есть Храмы Деметры, где женщины ходят на ежегодный фестиваль Элевсин для празднования ритуалов плодородия. Существует достаточно свидетельств, что Геката почиталась там же, возможно, в качестве проводника посвященных в Мистерии.

Но сила Гекаты исчезла. В поздних мифах Она представлена как дочь Зевса, которая управляет Подземным Миром и убывающей Луной. Греки начали подчеркивать Её темные аспекты; Геката как Богиня Мертвых и Королева Ведьм. Она все больше изображалась как скитающаяся по земле в безлунные ночи в компании лающих собак и голодных духов тех умерших, которые не были готовы к смерти, которые были убиты или которым не были даны соответствующие погребальные ритуалы.

Ни одно другое Греческое божество не привлекало такой атмосферы «зла и испорченного предрассудка». Как же так получилось, что Геката трансформировалась из популярной, яркой юной Богини в темную и ужасающую ведьму? Возможно, мы никогда не будем знать наверняка, но есть некоторые интересные подсказки.

Геката уже давно ассоциируется с перекрестками, где встречаются три дороги. Обычно предполагается, что перекрестки символизируют тройную природу Гекаты и способность все-видения, но есть и более глубокие мистерии. После пересечения Стикса, недавно умершая древнегреческая душа оказывалась на месте суда, где встречались три дороги. Одна дорога вела к Елисейским Полям, обители блаженных, сохранившими за собой великое и героическое. Вторая ведет к полям Асфоделя – для всех тех, кто вел непорочную, но обычную жизнь. Преступники или прогневившие богов следовали по третьей дороге к Тартару, бессолнечной земле наказания.

Но перекрестки рассматривались также как зловещие и опасные места. Во многих традициях именно здесь хоронили самоубийц и преступников. Были ли эти два аспекта связаны или каким-либо образом спутаны? Примечательно, что конкретно перекресток, где встречаются три дороги, священен для Гекаты, в то время как просто какой-любой перекресток считается зловещим .

Римляне приняли Гекату и её роль снова изменилась. Геката стала одним из аспектов Тройной Лунной Богини - Диана (Полная луна, связанная с Землей), Прозерпина (лунные фазы, связанные с Небесами) и Геката (Новолуние, связанное с Подземным миром).

По мере того, как возрастала сила Солнечных Богов, Геката становилась все более демонизированной, до тех пор, пока в Средние Века Она не была сведена к пародии злой старухи.

Мифология

Самая известная роль Гекаты в Греческом мифе касается Гомеровского Гимна Деметре. Любимая дочь Деметры, Персефона, Богиня весны, играла на лугах, когда Аид вышел из Подземного царства и захватил Её. Геката знала, что это случилось:

Геката раскрывает истину Деметре, и вместе они идут пытаться освободить Персефону. В конце концов, решается, что Персефона должна провести часть года в Подземном мире с Аидом, а остальное – на Земле с Деметрой. С этих пор Геката выступает для Персефоны в качестве проводника в её путешествиях между мирами.

Аконит (также известный как «Капюшон Монаха», «Волчья отрава») – это очень ядовитое растение, священное для Гекаты. Согласно мифу, растение появилось там, где капли слюны Цербера упали на землю, когда Геркулес тащил собаку-зверя из Подземного мира.

В более поздних мифах Геката появляется как дочь Зевса и Геры. Геката была отправлена в Подземный мир после того, как навлекла на себя гнев Геры за воровство банки румян для Европы, которая была любовницей Зевса . Геката бежала на Землю и пряталась в доме женщины, которая только что родила. В поздней Классической Греции контакт с родами был нечистым, поэтому Кабиры погрузили Гекату в Подземную Реку Ахерон, чтобы очистить Её. С тех пор Геката осталась в Подземном мире.

Эта история говорит нам о многом по поводу мироощущения в поздней Греции, как в случае с Гекатой. В то время как в прежние времена Геката, кажется, почиталась как богиня родов, теперь же рождение стало «нечистым».

Священное для Гекаты

Все дикие животные священны для Гекаты, и иногда Она появляется трехглавой, с головами собаки, лошади и медведя, или же собаки, змеи и льва. Но порождения тьмы и земли наиболее священны для Неё; вороны, совы, змеи и драконы. Лягушка, значимое существо, которое может переплывать между двумя элементами, также священна для Гекаты и Египетской богини Хекит .

Тис, кипарис, орешник, черный тополь и ява – священны для Гекаты. Листья черного тополя темны с одной стороны и светлы с другой, что символизирует границу между мирами.

Тис уже давно ассоциируется с Подземным миром. Это самое длинное растение в Европе, и, согласно своей природе, «воскрешает само себя» : по мере того как умирает центральный ствол, внутри гниющей сердцевины прорастает новое дерево. Может быть, в связи с этой особенностью он столь часто встречается на кладбищах как символ вечной жизни. В Бретани считается, что тис посылает свой корень в уста каждого трупа, позволяя духу выйти и переродиться. Тис сильно связан со смертью и возрождением. Яд из его семян использовался для стрел, а его древесину обычно использовали для изготовления лука и рукоятки кинжала. Зелье в котле Гекаты содержит «листья тиса».

С Гекатой связываются другие растения и травы, включая чеснок, миндаль, лаванду, мирру, полынь, кардамон, мяту, одуванчик, морозник и малый чистотел. С Ней также связаны несколько ядов и галлюциногенов, включая белладонну, болиголов, мандрагору, аконит (классически известный как «hecateis») и опиумный мак.

Одуванчиковый чай использовался для вызова духов и, как говорят, повышения психической способности.

В древней Греции змеи были существами, которые чаще всего связывались с мертвыми, и было принято считать, что мертвые могут появляться в виде змей. Несколько образов Гекаты показывают Её, держащую змею. Змеи уже давно связываются с хтоническими силами и незаурядной мудростью Иного мира.

Собака – это животное, которое чаще всего связывается с Гекатой, и к Ней иногда обращаются как к «черной женщине собаке ». Черных собак когда-то приносили Ей в жертву в очистительных ритуалах, и Геката могла появляться в виде собаки. Звук лая собак – это первый признак Её появление в Греческой и Римской литературе:

«Земля загудела,

Псов завыванье из тьмы донеслось,

приближенье богини Им возвещая»

Энеида, Книга VI , Вергилий.

Овидий пишет, что Геката может всплывать в воображении из темноты «с длинным завыванием». Есть свидетельство старых верований, что души непогребенных умерших будут появляться в виде собак. Геката иногда отождествляется с трехголовым псом Цербером, охраняющим вход в Аид, и здесь может прослеживаться связь с Египетским богом с головой собаки Анубисом, провожающим души в Подземный мир.

Собака также хорошо известна как страж дома, стоящий у двери на вахте, и это, кажется, связано с ролью Гекаты как хранительницы.

Древняя роща вблизи Озера Аверно в Италии уже давно священна для Гекаты.

Самайн особо важен для Гекаты, но несколько праздничных дней отмечаются в Её честь: 13е августа – это время, чтобы попросить Её благословения на предстоящий урожай, поскольку, как Богиня Штормов, у Гекаты есть способность уничтожить урожай, прежде чем его срежут.

Ночь Гекаты

Закат на 16 ноября знаменует собой начало Ночи Гекаты. Если вы почитаете Её только раз в год, это то самое время, чтобы сделать это! В Древней Греции имели место жертвоприношения животных, но оставить Ужин Гекаты на перекрестке – это более подходящее подношение в настоящее время. Традиционно Ужин Гекаты съедался на открытом воздухе под Тёмной Луной, на перекрестке, с одной тарелкой, заготовленной для Гекаты. После употребления пищи, тарелку Гекаты ставили на перекрестке. После дарения подношения, нужно уйти не оглядываясь. Помните, что дарованное Гекате не может быть утилизировано, так что не используйте свой лучший фарфор. Это право выбора Гекаты – решить кто (или что) употребит подношение, будь то дикие животные или люди, это вопрос того, как Она принимает подношение.

Традиционное блюдо для Ужина Гекаты обычно включает яйца, рыбью икру, козий и овечий сыр, кильку, красную кефаль (барабулька), чеснок, грибы и медовое пирожное, окруженное освещающими факелами или пирожные, украшенные миниатюрной имитацией факелов (свечи). Другие идеи включают чеснок, лосось, мёд и съедобные цветы.

В прошлом и настоящем, те, кто следуют за Гекатой, зачастую посвящаются в Её тайны этой ночью.

В некоторых традициях, 31 января – это день, когда Геката передаёт свой факел Бригитте, чей приход празднуется на Имболк. Здесь, кажется, есть параллель с Королем Падубом и Королем Дубом, каждый из которых правит по половине года: Геката проносит факел через тёмную половину года, тогда как Бригитта принимает его для светлой половины. Некоторые предполагают, что Геката и Бригитта – сестры, которые разделяют факел.

Все это может показаться очень странным, ведь Геката – Греческая Богиня, а Бригитта – Кельтская. Но традиционные верования, развивающиеся с течением времени, могут иметь мало общего с историческим происхождением. Обе Богини очень древние, и их веками почитали в Британии, так что, кто должен был сказать, что между ними могут развиваться отношения?

Гекате традиционно поклонялись накануне Новолуния или 30-го числа месяца, когда готовился Ужин Гекаты. Также это время для очистки своего дома.

Подношения

Подношение пищи, традиционно известное как «Ужин Гекаты» включает в себя красную кефаль, (очищенная рыба, которая представляла собой табу в других культах) , кильку, хлеб, сырые яйца, сыр, чеснок, пирожное и мёд. В идеале подношение следует оставить на перекрестке, и вам следует уйти не оглядываясь.

Маленькие круглые пирожные, украшенные миниатюрными факелами, также предлагались накануне Новолуния или Полнолуния. Эта практика может происходить из близких взаимоотношений Гекаты и Артемиды.

У этой практики очень долгая история. Христианская церковь все еще пытается остановить людей, оставляющих подношение на перекрестках, как в конце 11 века, и это определенно продолжается сегодня, так что вполне возможно, что имеет место нерушимая традиция .

Наставление Темной Богини

Услышьте слова Темной Богини Трансформации; Она, которая стара, также называлась среди мужчин Кали, Геката, Керидвен, Лилит, Персефона, Фата, Моргана, Эрешкигаль, Арианрод, Дурга, Инанна, Тиамат и бесчисленным множеством другим названий:

«Услышь меня, дитя, и познай меня, ибо я существую . Я была с тобой с тех пор, как ты родился, и я останусь с тобой до тех пор, пока ты не вернешься ко мне в последние сумерки. Я – страстный и соблазнительный любовник, вдохновляющий поэта мечтать. Я – Та, кто призывает тебя в конце твоего путешествия. По окончанию дня, мои дети находят благословенный отдых в моих объятиях. Я – чрево, из которого порождаются все вещи. Я – темная, неподвижная гробница ; все вещи должны прийти ко мне и обнажить свою грудь, чтобы умереть и возродиться к Целому».

«Я Колдунья, которой не будут править , Ткачиха Времени, Учитель Мистерий. Я надрезаю нити, которые приносят моих детей домой, ко мне. Я перерезаю горло жестоких и пью кровь бессердечных. Поглоти свой страх и приди ко мне, и ты откроешь истину красоты, силы и мужества. Я – неистовство, отрывающее плоть от несправедливости . Я – пылающая кузница, преобразующая твоих внутренних демонов в инструменты силы. Открой себя для моего объятия и превозмоги».

«Я – блистающий меч, защищающий тебя от вреда. Я – тигель, в котором все твои аспекты возникают вместе в радуге единения. Я – бархатные глубины ночного неба, кружащийся туман полуночи, закутанный в тайну. Я – куколка, в которой ты столкнешься с тем, что ужасает тебя и из который ты затем расцветешь, живым и обновленным. Ищи меня на перекрестке, и ты будешь трансформирован, ибо как только однажды ты увидишь моё лицо, не будет возврата »

«Я – огонь, сжигающий оковы прочь. Я – котёл, в котором все противоположности прорастают для познания друг друга в Истине. Я – сеть, связывающая все вещи. Я – Целитель всех ран, Воин, исправляющий несправедливости в нужное Время . Я делаю слабое сильным. Я делаю высокомерие скромным. Я поднимаю угнетенных и даю возможности бесправным. Я – Правосудие, умеренное Милосердием»

«Самое главное, дитя, я – это ты. Я – часть тебя, и я – внутри тебя. Ищи меня внутри и снаружи, и ты будешь сильным. Познай меня. Позволь себе войти в темноту, так чтобы ты мог пробудиться к Балансу, Просвещению и Целостности. Возьми мою любовь, где бы ты ни был и найди внутреннюю Силу быть тем, кем ты изволишь быть»

Геката говорит:

Я нахожусь во мраке

Темной лунной ночи

С моими гончими псами

Где сходятся три дороги

На перекрестке

Место выбора

Все пути ведут к перекрестку

И все они соблазнительны

Но только один из них можешь выбрать ты

Выбор создаёт окончание

И все начинания исходят из окончаний

На перекрестке

Какой из них выберешь ты?

Каким путем пойдешь?

Хотя выбор за тобой

Я поделюсь с тобой тайной

Путь выбора – это вход в пустоту

Путь выбора – это позволение умереть

Путь выбора – это свободный полет

Оракул Богини, Эми София Марачински (Amy Sophia Marashinsky)