» » Христианские страны африки. Традиционные религии африки

Христианские страны африки. Традиционные религии африки

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Традиционные африканские религии… Африка, подобно другим частям света, является «глубоко верующим» континентом. Но в отличие от Азии, Европы, Северной и Южной Америки и Австралии, где преобладают мировые религии (в Азии - ислам, буддизм, а на остальных континентах - христианство в различных формах), в Африке, особенно в ее тропическом и южном регионах, господствуют так называемые традиционные африканские религии.

Культ предков, магия, фетишизм… Нет больше континента, где существуют такие формы религиозных представлений. Мировые религии также представлены в Африке, но утвердились они там сравнительно недавно, если учесть, что их история насчитывает многие и многие столетия. На северо-востоке континента (главным образом на территории современной Эфиопии) с VI века получило распространение монофиситство - одно из еретических направлений в раннем христианстве. В Северной Африке, Египте, Судане, на Восточно-Африканском побережье и частично в Западной Африке с VII - VIII веков активно утверждался ислам. И наконец, с началом европейских колониальных завоеваний вместе с христианскими церковными миссиями стали внедряться различные направления христианского учения. Однако традиционные религии имеют на континенте гораздо более давнюю историю; они окончательно сложились задолго до появления в Африке ислама и христианства.

Что же представляют собой традиционные африканские религии? В широком смысле так принято именовать религиозные представления, верования, культы и ритуалы африканских народов, формировавшиеся на протяжении долгого времени. Они продолжают существовать и сегодня, меняясь вместе с африканским обществом.

Традиционные африканские религии распространены преимущественно южнее Сахары. Хотя точных статистических данных нет, можно утверждать, что их приверженцами является свыше половины населения этого огромного региона, т.е. десятки миллионов человек. Надо также учесть, что и среди тех, кто официально причисляет себя к христианам и мусульманам, немало «скрытых» последователей традиционных африканских религий.

Сторонний наблюдатель чаще всего воспринимает традиционные африканские религии через колоритную, далеко не каждому понятную, а иногда и устрашающую религиозную символику: ритуальные маски и изваяния, обряды жертвоприношений, пляски колдунов в причудливых одеяниях и головных уборах, впадающие в экстаз или транс мужчины и женщины… Между тем все это не является чем-то исключительным, выходящим из общего ряда религиозного развития народов мира.

Огромный фактический материал, собранный исследователями разных стран, говорит о том, что начиная с древнейших времен религиозная жизнь африканцев проходила этапы, общие для всего человечества. Вера в божественное, сверхъестественное была тем средством, с помощью которого древний человек пытался решить возникавшие перед ним проблемы, противостоять стихии. «Он сотворил себе богов, - пишет французский африканист Б. Оля, - которые должны были его опекать, и противопоставил их враждебным и опасным, по его мнению, силам».

Целью и задачами в данном реферате я поставила рассмотрение религиозного мировоззрения африканцев и форм религиозных представлений. Эта тема интересна еще потому, что отношение к традиционным африканским религиям даже в самой Африке неоднозначное и противоречивое.

Сначала рассмотрим религиозное мировоззрение.

Религиозное мировоззрение

В наше время, когда происходит сближение мировых религий (ислама, христианства), с одной стороны, и традиционных африканских верований и культов - с другой, когда современные научные знания, включая астрономию, биологию, физику, все глубже проникают в массовое сознание африканцев, меняются и представления о земном и сверхъестественном. Они приобретают большую стройность, становятся менее «мифологизированными». Но еще многие, особенно простые, необразованные люди, сохраняют глубоко религиозное восприятие окружающего мира, унаследованное от предков. И оно при ближайшем рассмотрении далеко не примитивно, в нем присутствуют те же образы и понятия, что и у других народов мира. У многих народов есть развитые представления о пространстве-времени, о «жизненной силе» или «жизненном начале», об устройстве и иерархии вселенной, включающей множество богов и духов. Те же представления африканских народов принимают порой необычные, на взгляд европейца, формы.

Одним из ключевых положений религиозного мировоззрения африканцев является вера в то, что в земной и внеземной жизни все взаимосвязано, что после смерти тела продолжается «неземная» жизнь и душа человека даже способна вернуться обратно, в земной мир, но уже в ином виде, в ином качестве.

В 1946 году деревенские старейшины догонов - небольшого народа, живущего в излучине реки Нигер, на территории современного государства Мали, - решили открыть французскому этнографу Марселю Гриолю, которого они уважали как серьезного искателя истины, тайные аспекты своей религии. Один из старейшин провел с Гриолем 33 дня, воссоздавая для него космогонию догонов - их представления о происхождении и развитии вселенной, о бытии и богах, о месте человека в земной и потусторонней жизни.

Гриоль и ранее знал, что у догонов существует сложная иерархия божеств и духов, что они чтут бога - первосоздателя Амма и других богов. Но его поразило, что религиозные обряды догонов обнаруживают очень тонкое и глубокое содержание. Самый незначительный предмет повседневной жизни может выражать собой сложные космогонические представления. Космогония догонов символически отображается и в деревенской архитектуре, и в методах ведения хозяйства. Например, зернохранилища, построенные в форме ящиков с острым шпилем наверху, «изображают мировую систему и ее устройство». Главные части зернохранилища соответствуют главным органам Нуммо, т.е. «жизненной силы», которая некогда заключалась в Воде и Слове и затем стала источником всего живого и неживого на земле, в том числе и первых людей. Зернохранилища в сознании догонов ассоциировались также с лежащей на спине женщиной - она олицетворяет солнце; ее поднятые ноги и руки - это четыре стойки, подпирающие крышу, которая воплощает небо.

Вселенная, космос представлялись догонам «в форме остроконечной корзины с квадратным основанием», на каждой стороне которой расположено по десять ступенек, ведущих к вершине. На этих ступеньках размещались символы всех живых существ и растений.

Из подобных представлений, более или менее сложных, тысячелетиями складывались образы вселенной и у других африканских народов. Происхождение неба, звезд, солнца, луны, суши, воды, наконец, растений, животных и человека отразилось в многочисленных мифах, легендах, преданиях.

В сказаниях, легендах и мифах народов Африки - сотни и сотни персонажей, как вымышленных, так и реальных. Среди них есть чудовища и могучие богатыри, духи и божества - хозяева гор, лесов, морей и рек. Героями многих мифов являются разные животные: лев и слон, шакал и гиена, заяц и паук. У каждого народа они имеют свои имена. В самых древних мифах люди еще близки к животным и нередко женятся на них или выходят за них замуж. Некоторых из персонажей связывают сложные взаимоотношения, они любят и ссорятся, воюют и совершают невероятные подвиги: создают мир, небо, солнце и горы. Вот один из таких мифов.

«В давние времена жила девушка. Взяла она однажды горсть золы из костра и забросила ее на небо. Зола рассыпалась там, и по небу пролегла звездная дорога. С тех пор эта яркая звездная дорога освещает ночью землю мягким светом, чтобы люди возвращались домой не в полной темноте и находили свой дом.

Но когда восходит солнце, звездная дорога белеет, звезды блекнут и уходят…»

К религиозному мировоззрению можно также отнести африканскую наскальную живопись - один из видов изобразительного искусства, в котором сюжеты, взятые из повседневной жизни, тесно переплетаются с религиозными, мифологическими. Наскальные изображения сохранились на территории Анголы, Заира, Замбии, Зимбабве, Мали, Намибии, Судана, Танзании и Эфиопии. Всемирную известность получил уникальный комплекс наскальных изображений на горном плато Тассилин - Аджер в алжирской части Сахары. Самые ранние из обнаруженных здесь росписей датируются VIII тыс. до н. э., поздние - началом новой эры. Исследователи не без оснований считают Тассилин - Аджер одним из древнейших центров обитания человека в Африке. Когда-то эта местность представляла собой цветущие, изобильные земли. Теперь здесь пустыня.

Плато Тассилин - Аджер называют «величайшим музеем доисторического искусства». «То, что мы нашли в лабиринте скал Тассили, - пишет известный исследователь Анри Лот, - превосходит всякое воображение. Мы открыли сотни и сотни росписей с десятками тысяч изображений людей и животных. Изображенные на них религиозные обряды нетрудно истолковать. Нас поразило изобилие стилей и сюжетов: рядом с крошечными фигурками людей находились изображения такой гигантской величины, какие никогда нигде не встречались». Здесь были тщательно выписанные фигуры в украшениях, насечках или татуировках, в масках, напоминавших ритуальные, распространившиеся позже в странах тропической Африки. И здесь же, рядом с многочисленными, вполне реалистичными изображениями животных и людей, - рисунки чудовищ, будто перенесенные из античной мифологии…

Формы религиозных представлений

Самыми ранними формами традиционных африканских религий были анимизм, т.е. вера в души и духов, их множественность, и фетишизм - почитание неодушевленных предметов, или фетишей, как естественного происхождения, так и специально изготовленных. Среди ученых нет единого мнения относительно того, какая из этих форм первична. Однако очевидно другое: и та, и другая встречаются в религиозных представлениях всех народов мира на ранних этапах человеческой истории.

С анимистическими представлениями связано отношение к различным диким и домашним животным. Так, у некоторых африканских народов и сегодня особым почитанием пользуются змеи, включая ядовитых, которым издавна приписывается сверхъестественная сила. Поэтому змеи у них объявляются неприкосновенными. Нередко хозяева хижины или дома ставили внутри у порога плошку с молоком специально для змей. На вопрос о том, не опасны ли змеи, в таких случаях следовал ответ: «Змеи созданы для того, чтобы сеять смерть за плохие поступки людей, поэтому мы не убиваем змей. Змеям хорошо - и нам спокойно…».

Похоронные обряды. Проявления анимизма в Африке многообразны. В верованиях одних народов (йоруба, лодзи, шиллук, эве) души предков обитают на небе, другие (игбо, ибибио, ньяруанда) полагают, что они живут под землей. Умершие могут принимать новые обличья, воплощаться в растения, животных или «переселяться в живущих членов своих семей и родов.

Души умерших почитали, их боялись, поскольку считалось, что от них во многом зависят благополучие и удача живущих; прогневить души умерших означало навлечь на себя беду. Такое отношение к мертвым породило многообразные по формам, но имеющие единую основу - уважение и страх - обряды погребения. Бушмены (Южная Африка) верили в то, что после похорон покойника появляется его двойник - гауа (дословно - «существо, которое умерло»), ни внешностью, ни образом жизни неотличимый от умершего. Однако, устав от земной жизни, гауа ложится в могилу. Чтобы задобрить душу усопшего, рядом с погребением оставляли его лук и колчан со стрелами, после чего сородичи надолго покидали это место.

Родственные бушменам готтенготы (Южная Африка) хоронили сородичей в согнутом положении: голову покойника просовывали между ног и укутывали кожаным плащом. Плащ набрасывали на человека перед самой его кончиной, чтобы «поймать» последний вздох умирающего, считавшийся вредоносным. Могилу заваливали камнями и к ней не возвращались.

Часть гетеро, коренных жителей Юго - Западной Африки, верили, что злые силы души скрыты в некоем черве, живущем в позвоночнике покойного, поэтому перед погребением умершему ломали позвоночник.

Некоторые формы похоронных обрядов дошли и до наших дней. Еще сравнительно недавно у народа туген (Кения) умерших не хоронили в земле и не сжигали, как это принято во многих африканских странах, а уносили далеко в саванну. Покойника укладывали на бок. Если через 7 дней труп оставался нетронутым, это означало, что дух умершего еще не покинул землю. Если же дикие звери съедали его, ему устраивали поминки.

По мере развития африканских обществ изменялись и формы их религиозной жизни, обрядность, в том числе и похоронные ритуалы. Сегодня во многих частях континента хоронят так же, как и во всем мире, по христианскому или мусульманскому обряду. Однако чисто национальные традиции все еще живы.

Духи природы. Наличие души приписывалось небу, солнцу, радуге, грому и молнии, дождю и граду, воде, горам, скалам, лесам и т.д. Духи природы - со временем их стали называть богами или божествами - считались покровителями отдельных семей, родов, общин и деревень. Все духи имели собственные имена. Одни духи были более значительными, другие - менее важными (местными). Первые иногда выступали как главные, верховные божества. И главным, и местным духам воздавали почести и приносили жертвы, сооружали ритуальные хижины и храмы. Святилищами, предметами поклонения могли быть священные столбы из дерева или камня. У многих духов были жрецы, жрицы, колдуны, прорицатели и знахари, одержимые этими духами и выступавшие как посредники между ними и теми, кто их почитал.

Фетишизм. В Африке фетишизм распространен в форме культа обожествляемых материальных предметов - от деревянных столиков, брусков, раковин, камней, деревьев, скал до предметов традиционного африканского искусства (статуи и статуэтки людей и животных, различные украшения, маски, барабаны), всевозможных талисманов и амулетов. Фетишистские представления часто переплетались с анимистическими, и их нередко трудно отделить друг от друга.

Среди всего многообразия африканских фетишей ученые выделяют несколько условных групп. Это фетиши, предназначенные для семей и родов; для общин, племен и племенных союзов; так называемые общенародные или общегосударственные фетиши и, наконец, фетиши личные.

Семейные и родовые фетиши появились в ходе формирования родовых обществ. Такими фетишами были каменные топоры времен неолита, почитавшиеся как окаменевшие молнии божества воды и грома. Общенародные фетиши почитались в Африке как высшие святыни.

К числу наиболее известных и значительных фетишей, призванных обеспечить контакты между земным и священными мирами относятся статуи, статуэтки, маски и барабаны (тамтамы). И сегодня они являются непременной принадлежностью многих ритуальных церемоний и обрядов. Статуи и статуэтки призваны воздействовать на участников церемоний своей торжественной неподвижностью, маски же, наоборот, - своим динамизмом.

Роль масок и скульптур в традиционных африканских религиях трудно переоценить. Произведения высокого искусства и прикладного творчества, скульптура и маски являются органической частью всей жизни африканских обществ - как религиозной, так и повседневной. Они являются предметами поклонения и почитания, в них верят, их боятся, их наделяют душой.

Роль барабанов не сводится к простому ритмическому сопровождению религиозных шествий, танцев и песнопений. Их освящают, время от времени в них вливают новую силу путем приношения даров и жертв. Если барабан во время церемонии опрокидывается, то церемонию сейчас же прерывают. У каждого барабана есть свой исполнитель, которому разрешается играть на нем лишь после особого посвящения и длительного обучения.

Широко распространены в Африке и личные фетиши. Чаще всего их получали или покупали у колдунов, знахарей и прорицателей, которые освящали фетиши и отвечали за их действенность. Фетиши были призваны помогать своим обладателям, оберегать от врагов, болезней, сглаза, других напастей. Некоторые фетиши могли действовать самостоятельно, без посредничества колдунов, но самыми сильными считались фетиши, которые подчинялись им. Поскольку поведение фетишей часто непредсказуемо, их старались задобрить и побаивались. Если фетиш «изнашивался», или вообще не действовал, его возвращали изготовителю. Иногда провинившиеся фетиши даже «наказывали».

Тотемизм. Тесно связанный с анимизмом и фетишизмом, тотемизм - наиболее архаичная форма традиционных африканских религий. Под тотемом (термин заимствован из языка одного из североамериканских племен) понимают вид животных или растений (реже - озеро, реку), являющийся символом для кровных родственников, прежде всего для родовой группы. Тотемы олицетворяли связь человека с живой природой.

Следы тотемизма проступают в ушедших или еще сохраняющихся родовых названиях. С тотемизмом связаны мифы о предках, в которых фигурируют образы полурастения - полуживотного.

Табу. Это слово означает ритуальный запрет, налагаемый под страхом кары сверхъестественными силами на людей, на некоторые их действия, слова, поступки…

Табу были распространены у очень многих народов мира на ранней стадии их развития; у некоторых из них табу сохраняется и поныне в видоизмененной форме (например, вера в несчастливое число). Табу буквально пронизывали повседневную жизнь практически всех народов Африки. К табу можно отнести запрещение охотиться на тотемных животных и употреблять их в пищу, так же, как и тотемные растения. У некоторых народов существовали табу на крокодила, льва, быка, голубую антилопу - их нельзя было убивать, есть, а по поверьям некоторых племен - даже смотреть на них.

Были запреты, касающиеся похоронных обрядов и вступления в брак. У некоторых народов мужчинам и женщинам одной тотемной группы запрещалось вступать в брак между собой. У народа ашанти женщина после замужества была обязана соблюдать не только свое родовое табу, но и табу своего мужа. У готтентотов существовало временное табу на общение с близкими умершего.

Страх нарушить табу приводил к поискам защиты от них. У ашанти был широко распространен культ суман - фетишей, защищавших от злого колдовства или спасавших от смерти, если обладатель фетиша нарушил табу.

Африканские табу, как и многие традиционные религиозные обряды и ритуалы, - это прежде всего отголоски далекого прошлого, когда в сознании человека мир животных был неотделим от сверхъестественного мира духов.

Но глубинный смысл африканских табу и суеверий не только в этом. Многие из них выражают некое интуитивное, очень древнее знание о природе вещей и удерживают людей, уже забывших истинный смысл табу, от совершения опрометчивых поступков, которые могут иметь для них неприятные последствия.

Инициация. Среди обрядов жизненного цикла, связанных с рождением и смертью, женитьбой, сбором урожая или подготовкой к нему обряды инициации были и остаются одними из самых важных. Сравнительно недавно они образовывали цикл ритуальных церемоний, длившихся несколько лет.

Центральной церемонией инициации было обрезание, которому подвергали и юношей, и девушек. Время инициации определялось временем их полового созревания.

Так было еще недавно. Сегодня в обрядах инициации, как в ритуальной обрядности в целом, происходят изменения. Но обрезание по-прежнему проводится, и городских мальчиков с этой целью иногда отправляют в деревню к родственникам. Прежние страшноватые ритуальные инструменты заменяются стальными ножами и бритвами. Нередко операцию проводят в больничных условиях. Значительно снизился возраст посвящаемых, сократилась продолжительность обряда и отдельных его ритуалов.

Культ предков. Важное место в традиционных африканских религиях занимает культ предков, развивавшийся в теснейшем переплетении с анимистическими и фетишистскими представлениями. У разных народов он приобретал разные формы. Но было в почитании предков и нечто общее: вера в то, что умершие продолжают жить, но уже в другом состоянии - как духи (или души). Они могут существовать невидимо, сохранять свое прежнее обличье, «переселяться» в тех или иных животных, растения и т.д. Было распространено убеждение, что духи предков часто предпочитают оставаться в родных местах или неподалеку от них, участвуют в земных делах своих живущих родственников, помогают им в повседневной жизни, в принятии личных и коллективных решений, предостерегают от неверных и дурных поступков и даже наказывают их.

Сложилась своеобразная иерархия духов предков, на вершине которой обычно находились те, кого считали родоначальниками. Выделяли духов предков семьи, рода, общины, племени и народа (мифический предок - первооснователь), а также умерших естественной или насильственной смертью - от старости болезней, несчастного случая, на охоте, в бою и т.д. Одни народы почитали родоначальников по мужской линии, другие отдавали предпочтение женскому началу или поклонялись и тем, и другим. Неукоснительное почитание умерших предков считалось одним из главных условий того, что их потусторонняя жизнь будет спокойной и благополучной и они не прервут связей с живыми, будут помогать им.

Почитание предков, общение с ними и сегодня как бы символизируют неразрывную связь поколений, прошлого настоящего и будущего. Культ предков является одной из самых устойчивых форм традиционных африканских религий. Он существует многие столетия и сохраняет свое значение в наши дни. Боги и предки, как и прежде, призваны обеспечивать незыблемость и авторитет власти на всех ее уровнях - от семьи и общины до государства.

Религиозная жизнь доколониальной Африки в значительной мере определялась устойчивостью родовых и общинных отношений. Однако мир прошлого Африки не был застывшим. Перестраивался социальный уклад, возникали племенные и раннегосударственные образования. Происходили изменения и в религиозной жизни: в иерархии многочисленных духов семей, родов, общин на передний план выходили более могущественные божества. Теперь им поклонялись божества и народы, они приобретали общегосударственное значение.

Обожествление правителей. С переменами в обществе было связано такое явление, как обожествление вождей и правителей, т.е. провозглашение их высшими религиозными авторитетами, опирающимися на сверхъестественную, магическую силу, на поддержку духов предков и богов. Так же как и в других регионах мира, в Африке обожествленные вожди и правители сосредоточивали в своих руках огромную власть - светскую и религиозную, были вождями-чародеями и прорицателями, «царями - жрецами», «царями - первосвященниками». Обожествление вождей и правителей получило наибольшее распространение у тех народов, которые в доколониальную эпоху создали племенные и государственные образования.

Но у этой традиции имелась и другая сторона. Обладая абсолютной властью, вожди и правители в то же время подчинялись многочисленным ограничениям и запретам, обязательными в соответствие с традициями для царя-жреца. Обожествленные правители почитались как гаранты благополучия подданных и, находясь у власти, должны были постоянно демонстрировать свою дееспособность.

Ритуальные убийства правителей и вождей были распространены и в ряде других стран доколониальной Африки. Этот обычай, такой же жестокий, как и ритуальные человеческие жертвоприношения, был, очевидно, одной из форм самоутверждения африканских обществ в окружавшем их мире: для того, чтобы выжить, нужна сильная власть. Правда, убийство правителя открывало путь к трону его родственникам и приближенным, и нередко после смерти правителя между ними начиналась жесточайшая борьба.

После политического освобождения Африки руководители ряда новых независимых государств активно и небезуспешно использовали традицию обожествления вождей и правителей с целью укрепления режима своей личной власти. Несогласных и сомневающихся ожидали кары не менее страшные, чем в прошлом.

Африканские «храмы». Архитектура дохристианской и доисламской Африки, так же как и изобразительное искусство, теснейшим образом связана с традиционными религиями. Основным строительным материалом были камень и дерево. Дошедшие до нас архитектурные памятники часто поражают, с одной стороны, своей необычностью, а с другой - сходством с аналогичными образцами в разных частях света. Это - культовые сооружения в виде образующих круги каменных столбов и фигурных монолитов высотой до 2 метров во многих странах западной Африки доисламского периода и большие насыпные, в том числе - из камней, погребальные холмы.

Всемирную известность получили памятники монументального каменного зодчества, обнаруженные на территории современных Зимбабве и Мозамбика, где в средние века находилось государственное образование Мономотапа, а также в ЮАР и Ботсване. В столице Мономотапы, так называемом Большом Зимбабве, имелись впечатляющие культовые сооружения - «Акрополь» и «Храм» (как называли их ученые). Здесь располагалась резиденция верховного правителя - вождя, который почитался в стране как представитель высшего божества Мвари.

Храмы, культовые центры, усыпальницы «царей - жрецов» во многих странах африканского континента строились из дерева, их стены украшались резными барельефами и скульптурой, имевшими ритуальный символический смысл. К сожалению, о многих из них нам известно только по историческим хроникам и описаниям: климат, стихийные бедствия, войны и нашествия недругов - соседей и иноземцев сделали свое дело.

Магия. В традиционных африканских религиях огромную роль всегда играли действия, приемы и средства, с помощью которых приверженцы этих верований пытались достичь тех или иных целей, как в реальном мире, так и в сфере сверхъестественного. К таким приемам и средствам можно отнести колдовство, ведовство, пророчество (прорицательство, ясновидение), гадание, целительство (знахарство). Условно эти религиозные явления объединяют понятием магия.

Вокруг магии, ее возникновения и места в религии десятилетиями велись споры в отечественной и зарубежной науке, в религиозной литературе. Продолжаются они и сегодня.

Очевидно, что в арсенал магов входит интуитивное, или сознательное использование гипноза, телепатии, внушения и еще не до конца изученных экстрасенсорных способностей человека. Но африканцы, верящие в магию, убеждены, что некоторые люди, их речь, движения и мысли и даже некоторые предметы наделены сверхъестественными свойствами. Эти люди живут в атмосфере мистицизма, они способны ввести себя и других в состояние транса или религиозного экстаза. Сила их воздействия на верующих огромна.

Такими людьми в доколониальной и колониальной Африке были служители традиционных культов. Часть из них занимала высокое общественное положение, образовывала особую группу, отгороженную от основной массы населения магическими способностями. В нее входили, прежде всего, вожди и правители, исполняющие функции верховных жрецов. К ним примыкали жрецы - пророки (прорицатели). Считалось, что они, так же, как и «цари - жрецы», наделены даром ясновидения, передаваемым по наследству. Формально жрецам - пророкам полагалось руководить только религиозной жизнью своего народа; фактически же у многих народов (нанди, кипсигис, масаи, сук, туркана в Восточной Африке и др.) они были неофициальными, но общепризнанными политическими правителями. В Буганде, Бенине и других странах с централизованной государственной властью они пользовались большим влиянием на правящие династии.

Стать жрецом - прорицателем было непросто, если претендент не обладал наследственными способностями к магии. Надо было пройти тщательный отбор и серьезное 2х - 3хлетнее обучение. Очень заметными фигурами были верховные жрецы и жрецы храмов (святилищ) наиболее почитаемых божеств и духов. Жрецы обладали значительными состояниями. Они получали многочисленные подношения и щедрые дары от населения. Доходы приносили и различные ритуальные церемонии и обряды, которыми они руководили. Наибольшее распространение во многих странах получили обряды инициации, которые символизировали переход молодежи в категорию взрослых.

Другой слой образовывали служители культа, непосредственно не связанные с властью, и те, кто по разным причинам иногда скрывал свою причастность к магии, - колдуны, ведуны, гадатели, целители.

В массовом сознании колдуны и ведуны были и до сих пор остаются своего рода воплощением и проводниками зла, недобрых сил. Представление о возможностях колдунов и ведунов у разных народов различное. Однако повсеместно принято считать, что колдун, являясь опасным для окружающих и даже для родных и близких, действует бессознательно, в силу особенности своей психики и как бы под влиянием сверхъестественных сил. В отличие гот колдуна, ведун, также олицетворяющий во многих традиционных африканских религиях злое начало, действует направленно: чтобы добиться цели, он прибегает к магии, пользуется вредоносными зельями и ягодами. Соответствующим образом и строилось отношение к колдунам и ведунам. Первых старались избегать, а преследовали и наказывали только тогда, когда они становились активными. Ведунов же обычно не щадили, подвергали жесточайшим наказаниям: сжигали заживо, сажали на кол, забивали камнями. Правда, в тех случаях, когда угроза исходила от чужих ведунов (из чужой деревни, района), обращались за помощью к своим. Так традиционное общество пыталось оградить себя от вмешательства темных сил.

Чаще всего в колдовстве подозревали мужчин, причем считалось, что они унаследовали колдовские качества по отцовской линии, так же как физические признаки или черты характера. Однако, в некоторых африканских странах, особенно в прошлом, колдовством и ведовством занимались и женщины. Вера в колдовство и ведовство не является чем - то уникальным, присущим только народам этого континента. Исследователи неоднократно обращали внимание на сходство представлений африканцев о ведовстве с тем, что европейцы называют судьбой или роком. В мировосприятии многих африканцев любые непредсказуемые явления - внезапная смерть человека от несчастного случая, стихийные бедствия, гибель урожая - получали свое глубинное объяснение. Таким образом, в традиционном обществе не было места случайностям, каждый несчастный случай, бедствие были как бы запрограммированы, вызваны определенными причинами. И это не обязательно было проявление злонамеренности ведунов - возможно, сама жертва нарушила какое - либо табу, волю предков. Пострадавшие обращались за помощью к прорицателям, пользовавшимся большим авторитетом. Прорицатель сообщал имена врагов, показывал места, где можно переждать опасность, рассказывал о скрытых тайных силах. Вера в прорицателей, а также боязнь нарушить многочисленные запреты и предписания, тем более оказаться заподозренным в причастности к колдовству и ведовству, были велики. До недавнего времени в некоторых странах человек был вынужден покидать свою родную деревню или город только потому, что окружающие начинали подозревать его в колдовстве или ведовстве.

В Африке считают, что от действия злых сил может защитить только более могущественная сверхъестественная сила. В некоторых странах Западной Африки еще в первой половине ХХ века для защиты от злых колдунов и ведунов из соседних общин обращались к своим ведунам - мбацав. Они организовывали ночные «защитные» тайные церемонии с человеческими жертвоприношениями. Жертвы приносились божествам. Мбацав выбирали человека, и, очевидно, с помощью ядов вводили его в состояние клинической смерти. Его хоронили, и он становился зомби (дословно «живой мертвец»), после чего мбацав вызывал умершего из могилы и приносил его в жертву.

Практика превращения человека в зомби распространилась за пределы Африки. На Таити жертву убивали с помощью яда рыбы - пузана, во много раз более сильного, чем цианистый калий. На островах Карибского бассейна, куда в свое время было вывезено много африканских рабов, в частности, на Гаити, считалось, что похороненные зомби можно вернуть к жизни и они всегда будут слепо подчиняться тому, кто околдовал и убил их.

На злонамеренные действия колдунов и ведунов, на сверхъестественные силы и в сегодняшней Африке «списывают» многие неожиданные, непонятные и труднообъяснимые явления и события, стихийные бедствия и даже уличные инциденты. Верят в сверхъестественные старые и молодые, бедные и богатые.

Есть деревни и целые районы, где до сих пор воюют против колдовства и ведовства - как в одиночку, так и всем миром: носят амулеты, освященное магическое оружие, прибегают к заклинаниям, соблюдают запреты, предписанные гадателями и прорицателями, окропляют жертвенной кровью возможные места появления колдунов и ведунов. Победить их трудно, ведь, согласно поверьям, они могут стать невидимыми, летать, передвигаться пятками вперед и головой вниз. Поэтому для борьбы с колдунами и ведунами часто привлекают таких же профессионалов, как и они, в частности, гадателей, проводящих ритуальные «допросы трупа» жертвы колдовства.

На площадь сходятся все жители деревни. Родственники умершего - как все считают, кем-то погубленного - выносят на носилках его останки или символически заменяющий их пучок волос. Вызывая к трупу, гадатель заклинает душу умершего показать убийцу. Какое-то время носилки с телом в руках мужчин остаются неподвижными и вдруг наклоняются вперед - виновный найден. Отпираться бесполезно, иначе его ждут жесточайшие испытания: ядовитый настой или ядовитый сок, залитый в глаза, а, может быть, кипящее масло, куда заставят опустить руку. Затем возможны мучительная смерть или изгнание из общины, что равносильно моральной смерти.

Но чаще уличенный просто просил прощения у умершего и выплачивал его семье денежную компенсацию. Умершему приносили коллективную жертву - бычка, и все мирились.

Гадание. Как в прошлом, так и в настоящем гадатели и прорицатели (их функции во многом совпадают) являются весьма заметными фигурами в религиозной и повседневной жизни Африки. К ним обращаются, чтобы узнать волю богов, причины личных несчастий и беспокойств, растолковать сон, получить совет и помощь. Спрашивают гадателя обо всем.

Гаданием для «себя» занимаются во всем мире. Но настоящее гадание в глазах африканцев - это и дар (прежде всего способность к ясновидению), ниспосланный избранному богами и вселившимися в него духами, и большое искусство. Не случайно профессиональные гадатели (а не шарлатаны, каких немало в Африке) пользовались и пользуются широкой известностью и почтением.

Порой способности человека к гаданию обнаруживались неожиданно, когда он вдруг впадал в транс и совершал невероятные поступки. Иногда искусство гадания и прорицания передавалось по наследству по мужской линии как семейная тайна. У некоторых народов кандидата в профессиональные гадатели ожидали тяжелейшие испытания. Так проверялась моральная и физическая стойкость будущих прорицателей.

Описание приемов и способов гадания в Африке составило бы целую книгу. В своей практике гадатели опирались и опираются на наблюдения за живой и неживой природой и, главное, используют огромный, накопленный столетиями опыт и знания своих предшественников.

Для африканского гадателя, живущего вне города, - а таких большинство, - все окружающее наполнено потаенным смыслом: перемены погоды, повышение и понижение уровня воды в реках и озерах, рост травы и деревьев в лесу и саванне, крики птиц и направление их полета, повадки зверей, змей, насекомых, их следы.

О будущем гадатель узнает по внутренностям жертвенных животных и убитых птиц, а также по передвижениям паука, краба, домашних мышей, лисицы, по тому, как меняется расположение ритуальных предметов, расставленных на их пути. В разных африканских странах предсказывают будущее, бросая кварцевые камешки, раковины каури, бусы, клешни крабов, пучки шнурков и ремешков, полоски кожи или кости на шкуры антилопы, овцы, барана, собаки. Расположение этих предметов подсказывает гадателю ответ.

Распространено «чтение по воде». Гадатель приносит в жертву петуха, бросает его в священную реку и наблюдает, как и куда несет его течение. Он также предрекает будущее, виды на урожай, наблюдая за поведением рыб, которым бросили корм.

Популярны и другие способы гадания, в частности, прослушивание звуков, которые возникают, когда в сосуде трясут зерна или мелкие камушки. В некоторых странах гадатели прибегают к помощи медиумов, погруженных в состояние транса. Медиума заставляют водить рукой по песку и по оставленным следам предсказывают будущее. Медиумами считались и женщины, страдающие лихорадкой, дети - эпилептики, одержимые. Их часто использовали для предсказания дождя. Нередко и сами гадатели впадали в транс.

Африканские гадатели, особенно те, кто живет в отдаленных, труднодоступных районах, одновременно занимаются и целительством. Действуют они примерно так же, как и профессионалы в этой области магии.

Целительство в Африке, с одной стороны, основывается на опыте народной медицины. Африканская народная медицина успешно справляется с целым рядом местных болезней и бытовых недугов: укусами ядовитых змей и насекомых, отравлениями, несложными травмами, ранами и расстройствами психики. Однако она бессильна против страшных инфекционных болезней, привнесенных на континент, против массовых эпидемий.

С другой стороны, целитель - традиционная фигура африканских обществ, в которых болезни, ранения и несчастные случаи считались, прежде всего, результатом действия злых сверхъестественных сил. Поэтому обязательными составляющими лечения были магические заклинания и заговоры, призванные вырвать пациента из рук злых или рассерженных духов, строящих козни колдунов и ведунов. Освященные снадобья должны были поставить пациента на ноги. Безрезультатное лечение и даже смерть пациента не обескураживали целителя, который всегда мог сослаться на вмешательство более могущественных темных сил. В случае успеха целителя ожидало заранее согласованное вознаграждение.

Не следует как переоценивать, так и недооценивать возможности целительства. Конечно, победить сонную болезнь или проказу, тропическую малярию или другие подобные болезни, от которых страдают африканцы, невозможно без опыта мировой медицины. Но благотворное воздействие многих народных средств, к которым прибегают африканские целители, давно известно.

Змеи - не только предмет ритуального поклонения, но и настоящий бич многих районов Африки. У некоторых народов накоплен свой опыт профилактики змеиных укусов.

Почему же целительство было и остается довольно успешным? Очевидно, прежде всего потому, что настоящий, подготовленный целитель является как бы интуитивным психологом и психиатром, способным связать суть недуга с действиями магии и предложить больному соответствующее лечение.

Тайные союзы. Особое место в религиозной и общественно-политической жизни континента занимали тайные общества (союзы). В них входили обычно мужчины, принадлежавшие к какому - либо одному племени и одной возрастной группе. Такие союзы именовались тайными, потому что их организация, связь с различными религиозными культами были скрыты от непосвященных.

Изначально цель тайных обществ заключалась в военном и религиозном обучении молодежи под руководством вождей, старейшин и жрецов - пророков. Общества были хорошо организованы, имели сложную структуру. Члены общества платили обязательные взносы, особенно высокие для тех, кто находился на его высших ступенях. Считалось, что руководители этих обществ и их старшие, влиятельные члены наделены мистической силой, владеют магией.

Со временем тайные союзы стали заниматься и проведением всевозможных массовых ритуальных церемоний, включая обряды инициации. На такие церемонии члены тайных обществ являлись в страшных масках, увешанные ритуальными украшениями и оружием, что подчеркивало их связь с миром богов и духов.

К концу доколониальной эпохи некоторые тайные общества, оставаясь закрытыми культовыми организациями, одновременно превратились в мощные религиозно - политические объединения.

Колониальные власти подвергали тайные союзы гонениям. Часть из них прекратила существование, а некоторые, видоизменившись, сохранились до наших дней. Они действуют в основном в сельской местности, выступают за укрепление этнической солидарности, традиционных религиозных устоев и морали.

Заключение

Итак, в данном реферате были рассмотрены основные религиозные мировоззрения африканцев. Из рассмотренного материала можно сделать вывод, что внутренний мир африканцев богатый, и при сравнении его с представлениями европейцев о жизни, смерти, бытии, богах он одновременно потрясает своей схожестью и необычайным своеобразием.

Некоторые ученые с настороженностью относятся к тому, что пишут и говорят о традиционных африканских религиях за пределами континента. Отношение к традиционным африканским религиям неоднозначно и достаточно противоречиво. Небольшая часть интеллигенции считает, что служители традиционных культов приносят только вред. Но при этом также считается, что традиционные африканские религии необходимо очень серьезно изучать.

Перемены в структуре традиционных африканских религий, в формах и методах деятельности служителей культов все же происходят. Гадание, прорицательство, целительство продолжают существовать, но те, кому доступна современная медицина, предпочитают обращаться к врачам и покупать лекарства в аптеках.

И все же традиционные африканские религии - это реальность Африки не только в прошлом и настоящем, но и в обозримом будущем.

Список литературы

1. Религии мира (энциклопедия для детей). Ч. 1. М., «Аванта +», 1996 г.

2. Б. Девидсон. «Африканцы. Введение в историю культуры». СПб, 1993 г.

Подобные документы

    Фетишизм. Тотемизм. Магия. Анимизм. Миф. Легенды, поверья племён. Система религиозных представлений о родстве между группой людей. Специальные места для религиозных действий. Представления о сверхъестественных силах.

    реферат , добавлен 28.06.2007

    Понятие и хронология доисторической и исторической религии, их сущность и основные различия. Первобытные люди и понятие племенной религии. Особенности формирования первобытной религии: фетишизма, анимизма. Роль и значение религии в современном мире.

    реферат , добавлен 22.03.2011

    Исследование истории научного развития идеи анимизма. Эдуард Тейлор и его теория возникновения религий. Характеристика корней анимистических представлений и первобытных религиозных верований. Анимизм коренных обитателей Африки, Южной Америки, Океании.

    презентация , добавлен 16.10.2015

    Слово "религия" как эквивалент слова "вера". Вера в Авесте – древней книге иранцев, ее связь с именем бога Варуна у индоариев. Религия как совокупность способов достижения Бога. Этапы развития религии: анимизм и монотеизм. Религиоведческие школы Запада.

    реферат , добавлен 20.05.2009

    Богословско-теологический и научный подходы к вопросу генезиса религии. История возникновения религии и путь человеческого богопознания. Родоплеменные религии: тотемизм, табу, магия, фетишизм и анимизм. Архаичные формы и способы классификации религии.

    реферат , добавлен 17.02.2011

    Происхождение и ранние формы религии. Система религиозных представлений, фетишизм и тотемизм, культ животных. Структура религии, религиозная деятельность и организации. Наука как культурный феномен. Идеальная структура мира в космическом мироздании.

    контрольная работа , добавлен 21.01.2011

    Фетишизм как религиозное поклонение неодушевлённым материальным предметам. Историческая справка возникновения культа. Виллем Босман и фетишизм. Сущность понятия "амулет", его магическая сила. Фетишизация предметов природа, стадия аниматизма и анимизма.

    презентация , добавлен 28.10.2014

    Структура и основные черты мифологического сознания. Вера как основной принцип религиозного сознания. Основные мировые религии. Мифология как систематизированная, универсальная форма общественного сознания и духовно-практический способ освоения мира.

    реферат , добавлен 14.03.2010

    Домусульманские формы религиозного мировоззрения кыргызов, их синкретический характер: тотемизм, анимизм, фетишизм, культ природы и умерших предков, тенгрианство, шаманизм. Архаические синдромы, живучие традиции, обычаи - суть кыргызской бытовой религии.

    реферат , добавлен 30.01.2012

    Появление фетишизма. Боги и герои в мифологии греков, особенности древнегреческих культов. Влияние фетишизма на античный мир. Пережитки фетишизма древнегреческих культов в современном мире. Фетишизм - это культ неодушевлённых предметов - фетишей.


Ныне почти треть населения Африки испове-
дует различные направления и толки христи
анства. В ЮАР, Намибии, Лесото, Экваториальной Гвинее, на островах Реюньон, Сан-Томе и Принсипи христиане составляют более половины населения. В Заире, Конго и Малагасийской республике, Уганде, Анголе, Маврикии, Танзании значительную часть населения также составляют христиане. В бывших владениях Франции, Португалии,

Бельгии преобладают католики. В бывших владениях Германии и Англии живут протестанты. Так, больше всего католиков в Габоне, Камеруне, Конго, Заире, Анголе, Руанде,. Бурунди, Мадагаскаре. Напротив, в Либерии, Гане, Малави, Зимбабве, Намибии, ЮАР среди христиан преобладают протестанты. Почти половина всех протестантов Африки (47%) живет в ЮАР, в "это число входит и африканерское и европейское население.
Проникновение христианства на континент имеет долгую историю. Именно северное побережье Африки было местом, где сосредоточивались важнейшие центры греко-латинского христианского богословия, и крупнейшим среди них была Александрия египетская.
За пределами северных областей Африки христианство проникло в Эфиопию" и Нубию (современная Республика Судан). В древнеэфиопском государстве Аксум первые христиане появились в IV в. н. э. Позднее эта религия стала государственной. Эфиопская церковь принадлежит ж восточному христианству, куда входят также русское, болгарское, румынское православие, .греческая, грузинская, армяно-гре- горианская церкви, несторианство. Но и здесь она стоит несколько особняком. Эфиопские христиане - монофиситы, признающие единую божественную природу Христа, в отличие от многих направлений христианства, видящих в нем и человеческую, и божественную сущность.
Тот же толк христианства с VI в. получил распространение и в государствах Нубии. Лишь в XVI в. христианство в Судане было окончательно вытеснено исламом.
Вторая волна проникновения христианства в Африку южнее Сахары связана с первыми путешествиями португальцев. С конца XV в; начались первые попытки обратить в католицизм местных жителей, В 1491 г. миссионеры-доминиканцы обратили в христианство царя Бенина с его приближенными. В начале XVI в. в Сьерра-Леоне и Бенине действовали иезуиты, на Золотом Береге и в Дагомее - августинцы и капуцины. Однако ни в княжествах Верхней Гвинеи, ни в Бенине попытки ввести христианство не дали результатов, и к середине XVI в. население вернулось к местным религиям.
К большему распространению христианства привела пропаганда миссионеров в государстве Конго (с 1491 г.). В столице Конго Сан- Сальвадоре были открыты церкви, организованы миссионерские школы. Один из сыновей правителя Конго принц Энрике был послан для воспитания в Лиссабон и Рим, а в 1518 г. папа посвятил его в епископы. В течение 200 лет в Конго активно развивали свою деятельность миссии нескольких орденов римско-католической церкви. Христианство распространилось среди правящей верхушки и частично среди рядовых слоев общества.
С ослаблением Португалии церковь потеряла свои позиции в Конго и к середине XIX в. почти не осталось даже памяти о христианстве.
В юго-восточной Африке, в государстве Мономотапа, по нижнему течению Замбези, миссионеры-иезуиты начали свою практику среди народа макаранга с середины XVI столетия. В течение века им удавалось оказывать влияние на родовую знать и правителей.

В XVI и XVII вв. католические миссионеры из Португалии проникают в Эфиопию. На время католичество даже было объявлено государственной религией страны. Борьба за власть с монофиситской церковью привела к кровопролитной гражданской войне. Победу одержали монофиситы, и португальские миссионеры и священники были навсегда изгнаны из Эфиопии.
В середине XVII в. французские миссионеры пытались укрепиться на Мадагаскаре. Однако грабежи и притеснения европейцев, произвол католических миссионеров вызвали восстания и изгнание чужеземцев.;
В XVII-XVIII вв. голландские протестантские миссионеры предприняли пропаганду христианства на Золотом Береге и в Южной Африке среди готтентотов.
Все эти действия если и приносили, то лишь временный успех. Уже в XVIII в. деятельность многих миссий в Африке прекратилась.
Третья волна распространения христианства в Африке относится уже к XIX в. и связана с размахом миссионерской деятельности. Вслед за путешественниками, открывавшими географическую карту континента, шли миссионеры. И среди путешественников, и среди миссионеров были очень разные люди. Одних вела жажда наживы, других толкала любовь к авантюрным приключениям, третьих - стремление захватить для своей родины новые заморские владения, четвертыми владело искреннее желание помочь «бедным дикарям» приобщиться к современной цивилизации. Последних было" немного, но тем благодарнее должна быть память о них. Наиболее известные среди миссионеров Давид Ливингсток и врач Альберт Швейцер (оба протестанты). Однако каковы бы ни были их субъективная деятельность, объективно любая миссионерская работа в Африке имела отрицательные последствия, так как подготовила дальнейший захват и раздел континента: за миссионерами шли воины и колониальные чиновники.
Особую активность проявила католическая церковь. Со второй половины прошлого столетия были созданы миссии специально для работы в Африке: «Общество африканской миссии» (1856 г.), «Общество миссионеров Африки» под руководством епископа (позже кардинала) Ш. Лавижери, более широко известное под названием «Ордена белых отцов» (1868 г.), женский «Орден белых сестер» (1869 г.) и др.
Из протестантских церковных организаций раньше других развернула пропаганду в Африке англиканская и английская методистская церковь. Англиканскую церковь представляло Церковное миссионерское общество, основавшее свою станцию в Сьерра-Леоне в 1804 г. Методисты начали действовать там же в 1815 г. На англиканских станциях было также немало священников из Базельского миссионерского общества, основанного в 1815 г. После возникновения поселения Либерии (1822 г.) там обосновались американские миссии баптистов, методистов, пресвитериан, конгрегационалистов и американских анг- ликан. В Южной Африке, в Капской колонии (первое европейское поселение основано в 1652 г.) действовала голландская реформаторская церковь, которая с 1792 г, образовала, миссию- для готтентотов.

С 1799 г. здесь открыло миссию Лондонское миссионерское общество. После заключения в 1817 г. договора между Англией и королем Мадагаскара Лондонское миссионерское общество занялось распространением английского влияния на острове. Однако с начала XX в. ему пришлось уступить католицизму, служившему проводником французской колонизации.
В настоящее время протестантские миссии наиболее полно представлены в ЮАР, где функционируют 7 крупных церквей, имеющих свои миссии и в других странах Африки.
В Юго-Западной и Восточной Африке в конце прошлого - начале нашего столетия действовали и немецкие миссионеры. В современной Намибии это было Рейнское миссионерское общество, а в Танзанию, Руанду, Бурунди проникло Евангелистическое миссионерское общество, которое фактически было не чем иным, как частью германской Восточно-Африканской компании. Уже в наши дни особенно активизировались миссии из Америки - методисты, баптисты, квакеры, пресвитериане.
В результате многолетних усилий, поддержанных сверху правительствами колоний и метрополий, христианская церковь добилась в Африке некоторых успехов. Церковники, в частности, владели всей системой образования, создавая школы при миссиях и даже свои высшие учебные заведения. Наиболее значительное среди них - университет Лованиум в бывшем Бельгийском Конго, ныне теологический факультет Национального университета в Заире.
Многочисленные разобщенные протестантские церкви по результатам деятельности миссий, по числу верующих, по влиянию на жизнь африканского населения уступают Ватикану, который благодаря своей гибкой политике добивается больших успехов.
С самого начала своей пропаганды в Африке христианская церковь выступала как поборник колониальной системы и прямой помощник эксплуатации масс. Христианская церковь была крупным земельным собственником. Кикуйю говорили: «Когда белый человек
пришел сюда - у него была Библия, у нас - земля; теперь у нас - Библия, у него - земля».
Как в первые годы проникновения в Африку миссионеры шли об руку с работорговцами, деля с ними доходы, так и позднее они вместе с чиновниками и предпринимателями грабили природные богатства континента. Например, католическая церковь вкладывала свои капиталы в горнорудные компании в Бельгийском Конго. Через создание христианских профсоюзов церковь стремилась поставить под свой контроль зарождающееся рабочее движение в странах Африки, распространила свое влияние на клубы, спортивные и молодежные организации. Эта пособническая роль христианства способствовала, особенно в годы после второй мировой войны, подъему национально-освободительного движения и резкому ослаблению позиций христианства в Африке. Эти события вызвали некоторое изменение в церковной политике. Наиболее активно стала действовать католическая церковь. В 1951 г. папа Пий XII обратился с энцикликой, в которой подчеркнул необходимость видоизменить деятельность церкви в колониях и полу
колониях в соответствии и при максимальном приближении к местным условиям. Эта энциклика открыла эру «африканского католичества». Теперь африканизация католицизма идет двумя путями. Во- первых, через «африканизацию» кадров. Особое внимание обращалось и обращается на подготовку священников-африканцев. Число их продолжает расти, сейчас в Африке есть и епископы - местные уроженцы. В 1960 г. первый африканец - Лориан Рукамбва из Танзании стал кардиналом. В некоторых странах были образованы самостоятельные церкви.
Во-вторых, через приспособление церковной морали и отправлений культа к этике и ритуалу местных религий. Так, христианство допустило полигамию, в некоторых странах ввело обрезание в обряд конфирмации (до этого отлучали от церкви многоженцев, обрезанных мальчиков и их родителей). Одежда священников-африканцев, убранство церквей также приняло в обиход элементы традиционализма. Так, в Заире головной убор священника - шапочка «экити» - знак власти правителя; свита и служки несут не только свечи, но и копья, церемониальные мечи и т. п. Во время отправления службы используются барабаны, пение, пляски. А некоторые священники, как отец Энжельбер Мвенг из Камеруна (он же историк), проводят богослужение не в храмах, а на открытых площадях.
Отношение правительства независимых стран к христианству различное. С одной стороны", христианство, особенно в католических странах, открыто зарекомендовало себя как пособник колониализма, деятели церкви нередко выступали против национально-освободительных движений. Если они (Фильбер Юлу в Конго или Циранана на Мадагаскаре) все же участвовали в них, то проводили явную проколониа- листскую политику. После достижения независимости многие государства провели секуляризацию, передачу школ из ведения миссий государству и т. д. В то же время приходилось считаться с тем, что в течение "многолетнего господства церкви в духовной и культурной жизни она получила широкое распространение в массах и сознание масс пока религиозно. Поэтому некоторые правительства заявляют о терпимом отношении к религии. В Заире, откуда был в свое время изгнан епископ Мулала, ныне вновь допущена деятельность католической церкви. Хартия малагасийской революции 1975 г. даже заявляет: «Религиозные верования не мешают нашему социалистическому выбору, так как в сознании нашего народа справедливость и религия тождественны социализму». Нередко сами священники оказывают поддержку правительству в его новых программах. Такова политика немалой части эфиопского духовенства, которая поддержала свержение императора Хайле Селассие в 1974 г.

Страница 1 из 9

Африка – второй по величине континент после Евразии. Это относительно мало заселенный материк (примерно 13% населения Земли при 20% всей поверхности суши). На огромных африканских просторах возникло множество разных народностей. На севере живут арабы, а также древние кочевые племена – берберы, тауреги. Население так называемой Черной Африки делится на многочисленные этносы, классификация которых постоянно пересматривается. В Южной и Восточной Африке проживает множество переселенцев из Европы и Азии, в частности, из Индии.

Коренное население Африки можно условно разделить по уровню социально-экономического развития на три большие группы. Первую составляют кочевые охотничьи племена бушменов и пигмеев, не знающие земледелия и скотоводства. Ко второй, самой многочисленной группе, можно отнести большинство земледельческих и скотоводческих народов Тропической и Южной Африки. Третья группа объединяет народы Северной и Северо-Восточной Африки, которые еще с древних времен жили общей жизнью с передовыми народами Средиземноморья, утратив элементы своего патриархального уклада. Эти народы развивались по собственному пути, отличавшемуся от пути развития племен Тропической и Южной Африки. Здесь издавна существовали цивилизации, основанные на земледелии и скотоводстве, самой известной из которых была цивилизация Древнего Египта. К западу от нее располагались могущественные рабовладельческие государства: Карфаген и Нумидия. Поэтому религиозные системы народов Северной Африки были более развиты, а племенные культы стали весьма редким явлением. Уже в начале нашей эры Древний Египет стал одним из центров зарождения христианства, вскоре распространившегося по всей Северной Африке.

Экономические и политические условия жизни, повлиявшие на формирование религиозных верований народов Северной Африки, создавали финикийцы. Свои колонии на побережье Северной Африки они основывали с начала I тысячелетия до н.э., самым могущественным из которых стал Карфаген; к VI в. до н.э. все побережье подпало под его власть. Затем Северная Африка более четырех веков являлась частью Римской империи. Она была христианизирована примерно в то же время, что и северное побережье Средиземноморья. В V в. н.э. побережье Северной Африки оккупировали племена вандалов. Начиная с VIII в., с ростом влияния ислама, история Северной Африки отделяется от истории Европы. Ислам вытеснил христианство практически из всех африканских стран; исключение составили большая часть Эфиопии и области Египта, где сохранились приверженцы христианства – копты . В XI–XII вв. Альморавиды объединяют Магриб (страны Северной Африки) и Андалусию в одну обширную империю, которая затем переходит в руки Альмохадов. Через этот регион проходят торговые пути между Черной Африкой и Европой; наступает расцвет арабо-андалузской цивилизации. Следует подчеркнуть, что в африканских странах ислам сильно видоизменился под влиянием местных условий. В некоторых областях он сохраняет лишь внешние формы. Тем не менее, мусульманскими считаются Алжир, Тунис, Марокко, Судан, Сенегал, Мавритания, Сомали, Ливия, Центрально-Африканская республика и некоторые другие государства.

На территории Южной, Восточной и Центральной Африки существовали многочисленные царства, которые тесно контактировали с мусульманским миром. В конце XV в. на западных и восточных побережьях Африки появляются первые европейские колонии. С колониальными захватами связана новая эпоха распространения в Африке христианства. В целом, однако, успехи христианизации оказались достаточно скромными; местное население часто сохраняло верность традиционным культам. Отношение к ним со стороны христианских миссионеров стало более толерантным, когда среди церковных иерархов появились выходцы из Африки. Показательно, что христианство оказалось в большей степени, чем другие мировые религии, способно к взаимодействию с первобытными верованиями.

Человек появился в Африке около пяти миллионов лет назад. Сегодня на африканском континенте проживает множество народов, говорящих более, чем на 800 языках (из них 730 классифицированы). Жителей Африки различают по принадлежности к определенной «расе» и «культурному ареалу», однако за последние четверть века стало ясно, что этих критериев недостаточно. Четких языковых границ не существует, но есть вполне удовлетворительная лингвистическая классификация языков.

В 1966 г. Джозеф Гринберг предложил разделить языки африканского континента на четыре большие семьи, включающие в себя многочисленные родственные языки. Основная — семья конго-кордофан, где наиболее значимой является нигеро-конголезская группа, к которой относится большая группа языков банту. Лингвистический ареал конго-кордофан включает в себя центр и юг Африки.

Вторая языковая семья, включающая в себя языки жителей Нила, Западного Судана и среднего течения Нигера, — нило-сахарская.

На севере и северо-востоке распространены языки афро-азиатской семьи; в ее состав входят семитские языки, на которых говорят в западной Азии, египетские, берберские, кушитские и чадские языки; к последней группе принадлежат языки хауса.

Четвертая семья состоит из языков, называемых обычно «щелкающими» (по четырем характерным звукам языка бушменов); Гринберг дал им название койсанских языков, на них говорят преимущественно бушмены и готтентоты.

Религиозные границы не совпадают с границами лингвистическими. В странах северной Африки, среди египтян и берберов издавна распространен ислам; у берберов также сохранились остатки домусульманских культов, например поклонение охваченным священным безумием женщинам, которое охотно сравнивали с древним культом Диониса в Греции, и вера в магические действия африканских колдунов.

В центре берберского афроисламского синкретизма стоит фигура марабута , владеющего магической силой — баракой . До появления ислама среди проживавших на этих землях берберских племен был распространен иудаизм, равно как и африканская форма христианства, породившая пуританское движение донатизма, осужденного Августином (354-430 гг.), из чего можно заключить, что берберы всегда сохраняли свою обособленность и выбирали такую форму религии, которая определенным образом отличалась от господствующей.

На западе ситуация иная. В Сенегале исповедуют христианство, ислам и местные культы. Чем дальше на юг, тем сложней становится религиозная картина. Верования в Гвинее, Либерии, Кот-Дивуаре, Сьерра-Леоне и Бенине отличаются синкретизмом. Народ манде привержен исламу, но этого нельзя сказать о бамбара, мипьянка и сенуфо. В Нигерийской федерации процветают автохтонные культы. Большинство населения в регионе придерживается традиционных верований йоруба.

Синкретизм преобладает в Экваториальной Африке, на юге же, напротив, благодаря португальским проповедникам и протестантским миссиям британцев и голландцев получило распространение христианство. На востоке синкретическая религия народов банту сложилась на основе веры в Пророка. Наконец, племена, проживающие вокруг Великих Озер (азанде, нуэр, динка, масаи), по причине пассивности английских миссионеров продолжают исповедовать религию предков.

Прежде чем рассматривать отдельные верования, необходимо отметить две черты, которые, не будучи всеобщими, тем не менее характерны для многих африканских культов: это вера в Верховное Существо, которое представляет собой абстрактное «небесное» божество, деус оциозус, удалившееся от дел человеческих и поэтому непосредственно не присутствующее в ритуалах, и вера в предсказания, получаемые двумя способами (дух вещает устами одержимого, и служитель культа толкует начертанные на земле знаки; последний способ, вероятней всего, пришел от арабов).

Основным элементом африканской культуры являются мифы. В бесписьменных культурах миф играет ту же роль, что и догмат в религиях письменных культур. Африканские мифы объясняют возникновение мира, отношения между человеком и сверхъестественными силами, происхождение первых людей, рас, народов, освящают общественный строй и т.д.

Формы выражения мифа не обязательно повествовательная форма, он прежде всего выражается в ритуале и обряде. Можно выстроить ряд форм выражения мифа в соответствии с таким иерархического порядка от устного изложения, адресованного публике, к "языка молчания" за "язык аналогий": музыку, ритм танца, картину, метафору, метонимию, символ. Парадокс мифа состоит в том, что он амбивалентный, он должен объяснять, но одновременно уклоняться от ответа, он герметичен и эзотерический, он относится к тому, что его превосходит. Миф никогда не содержит всей истины о залгани (на языке суахили - «давно»), отсюда множество разнородных его версий, объясняет и определенное многообразие культур Черной Африки в их единстве.

Исследования свидетельствуют о том, что мифология традиционных локальных культур (йоруба, догонов, бамбара, ашанти, готтентотов, бушменов и др.) Влияют на повседневную жизнь африканцев. Все африканские культуры имеют религиозную основу, воплощенную в различных версиях мифа о залгани.

Полноправный член общества, ставший таковым в результате инициаций, превративших его в нового человека; обладатель дурного глаза, колдун, чародей, постигший тайные знания, оборотень (человек-леопард, человек-лев, человек-крокодил и т.п.); член тайного общества; ведун с того света: заклинатель дождя и опылителей священного огня; наконец, священный царь, в котором воплощается мистическая сила космических масштабов, - все эти персонажи известны локальным религиям в разных частях Африки. Они являются объектами специальных культов, призванных регулировать их магическую силу, поддерживая ее, не давая ей высохнуть, направляя и используя ее на благо людей или противодействуя ей.

Магической силой, как считается, обладают умершие старейшины - предки живущих африканцев-общинников. Ею наделены и производительные силы: плодородная обрабатываемая земля, вода, крупный рогатый скот, железные орудия земледельца, кузнеца, плотника. Несмотря на распространение христианства и ислама, эти верования сохраняются в традиционных, а иногда и в новых формах, порождаемых современной африканской действительностью.

Другой общей чертой является фетишизм - своеобразная форма поклонения культовым предметам (предметы, наделяются сверхъестественными свойствами). Третья общая черта - тотемизм, отдельные элементы которого в XX в. оказываются у многих народов Африки. В современных йоруба роды носят названия слона, обезьяны, змеи; в нуэров и динка - черепахи, питона, пчелы; в кпелле - леопарда, шимпанзе, табака, пальмы рафии и т.д. Сохраняется пищевая табуация, тотемические танцы и др. Существуют и отдельные случаи "тотемического ренессанса", например, в тайных ритуально магических обществах и религиозных сектах, где животное - тотем (крокодил, змея, леопард) служит и символом новой надэтнической общности, и объектом сакрального почитания. Вера в сверхъестественную общность с животным по-прежнему лежит в основе этих явлений "неототемизма".

Четвертой чертой является вера в души и духов - анимизм. Источники анимизма следует искать в ранних человеческих представлениях о покойнике как особого рода фетиш - "живого мертвеца", по выражению археолога М. Эберта, а также в соответствующей похоронной практике. Например, согласно верованиям рукуба (Нигерия), перевоплощение (реинкарнация) души умершего не может произойти до тех пор, пока не исчезнет трупный запах: считается, что для этого должно пройти семь лет. Среди наиболее зрелых форм африканских анимистических верований, в образовании которых принимали участие и отдельные тотемические элементы, выделяется культ предков.

Вера в то, что умершие влияют на жизнь своих потомков и служат гарантами их земного благополучия, является характерной чертой большинства традиционных религий Африки. Обряды, совершаемые в честь родственников, ушедших занимают едва ли не самое заметное место в культовой практике многих африканских народов.

Можно сказать, что ни одна сколько-нибудь значительное событие в жизни коллектива не обходится без принесения «жертв» предкам. Парадокс современной ситуации заключается в том, что мировые религии в известной мере способствовали консервации культа предков в Африке, прервав процесс его «естественного умирания". Более того, в некоторых христианско африканских церквах (например, в кинбангизми) культ предков переживает свой "ренессанс".

Представляют интерес такие формы африканских традиционных религий, как ведовство и чародейство, что очень крепко слиты с другими верованиями. По представлениям африканцев, ведуны обладают врожденной вредной силой, субстанцией, что позволяет им наводить порчу, не делая магических обрядов, не применяя заклинаний, не предпринимая зелья. Иными словами, акт ведовства - это психический акт, акт сознания. Колдовство же - это совокупность магических обрядов, приемов, способов, с помощью которых верующий человек стремится повлиять на других людей, явления природы, ход событий. Колдовство может быть благотворным, направленным на благо общины, или же вредным, то есть таким, что людям причиняет вред. Вредное колдовство и называется "волшебством", а люди, занимающиеся вредоносным колдовством, - соответственно "волшебниками".

Ведунов и колдунов в коем случае нельзя путать со знахарями, гадателями, жрецами и другими служителями культа. Етнографи- африканисты (М. Фортес, Е. Дитерлен и др.) Пришли к выводу, что если служители культа - это официальный, узаконенный и контролируемый обществом канал связи с потусторонним, то ведуны является символом неконтролируемого, незаконного вторжения нечеловеческого в человеческий мир. Иными словами, вера в ведунов - не что иное, как вера в существование среди людей тайных носителей зла, чья человеческая оболочка - не более чем личина, скрывающая их истинную "нечеловеческую" сущность. Можно сказать, что ведун, по представлениям африканцев, - это «чужой», враг, скрывающийся под маской "своего". В современной Африке ведовство и чародейство все еще влияет на сознание большинства людей, сильнее в деревне, слабее в городе.

И наконец, общим для традиционных религий черной Африки являются обряды и инициации, представляющие собой ритуальный символический элемент жизни общества на ранних ступенях их развития. Прохождение каждым африканцем соответствующего этапа жизненного цикла отмечают различные обряды, связанные с его рождением, возмужанием, женитьбой, рождением его детей, наступлением старости и, наконец, смертью. Все эти обряды в большей или меньшей степени окрашены религией, предполагает элементы карнавальности. У ряда африканских народов инициации стали частью системы тайных и полутайных обществ.

Некоторые народности Черной Африки исповедуют религии, кроме культа духов, или демонов, включают в себя и другие формы религии. К ним применяют название "полидемонические религии", содержащие в себе указания на очень существенный их элемент и вместе с тем противопоставление этих религий политеистическим по признаку того же элемента - почитание демонов, но еще не богов.

В результате синтеза западного христианства с традиционными африканскими верованиями в начале XX в. возник кимбангизм. В нем переплетаются такие элементы христианства, как крест, исповедь и мессианство, и традиции старых африканских религий, традиции фетишизма и анимизма, прежде всего культ предков. Кимбангизм дал сильный импульс развитию различных афрохристиянських движений.

Всего местных традиционных религий дотримуетсья более трети населения Африки (130 млн.). Почти все они проживают к югу от Сахары, составляя около 42% населения этого региона. Более половины сосредоточено в Западной Африке.

Ислам - религия, принесенная в Африку с Аравийского полуострова. В середине VII в. Северная Африка была завоевана арабами. Пришельцы распространяли ислам с помощью административных и экономических мер. Полная исламизация Северной Африки заканчивается к XII в. До XVIII в. происходит исламизация народов восточного побережья Африки и северо-западной части острова Мадагаскар. Чуть позже влияние мусульманства распространилось на всю Тропической Африки, где ислам начал успешно соперничать с христианством.

Среди мусульманского населения современной Африки распространен главным образом ислам суннитского направления. Суннизм представлен всеми четырьмя мазхабами (или религиозно правовыми школами).

Значительную роль среди африканских мусульман играют суфийские ордена (или братства). Духовные главы некоторых из этих братств оказывают большое влияние на политическую жизнь в ряде африканских стран. Так, в Сенегале большим влиянием пользуется руководитель братства муридив, в Нигерии - глава тиджанитив и т.д.

Представителей второго направления в исламе - шиизма - в Африке менее четверти миллиона человек. В основном это иностранцы - выходцы из Индостанского полуострова, в меньшей степени - местное население.

Ислам исповедует более 41% населения Африки (около 150 млн. Человек). Около половины приверженцев ислама (47,2%) сосредоточено в странах Северной Африки, причем в Египте проживает более пятой части африканских мусульман. В Западной Африке мусульмане составляют более 33% населения, половина из них - в Нигерии. В Восточной Африке сосредоточено менее пятой части мусульманского населения, где они составляют 31% жителей.

Распространение христианства в Африке началось со II в. н.э. Сначала оно распространилось в Египте и Эфиопии, а затем по побережью Северной Африки. В начале IV в. среди христиан Африки возникло движение за создание независимого от Рима африканской церкви.

С XV в., С приходом завоевателей-португальцев, в Африке начинается новый период распространения христианства, но уже западного направления.

Христианство в настоящее время исповедуют 85 млн. Человек. Около 8 млн. Из них - выходцы из Европы или их потомки. Сторонники отдельных направлений в христианстве распределяются следующим образом: католики - свыше 38% (33 млн.), Протестанты - около 37% (31 млн.), Монофизиты - более 24% (20 млн.), Другие - православные и униаты. Более всего христиан сконцентрировано в странах восточной Африки - более трети (35% населения), столько же в Западной Африке. В Южной Африке христиане составляют четвертую часть населения региона, причем здесь католиков примерно в три раза меньше, чем протестантов. В восточном регионе более половины христиан - монофизиты, и почти все они проживают в Эфиопии. В большинстве стран католики преобладают над протестантами. В Заире живет пятая часть всех африканских католиков. Более по два миллиона из них в Нигерии, Уганде, Танзании и Бурунди.

Половина всех африканских протестантов приходится на две страны - ЮАР (27%) и Нигерию (22%). Примерно по одному миллиону проживает в Заире, Гане, Уганде, Танзании и на острове Мадагаскар.

Индуизм в Африке исповедуют выходцы из Индостанского полуострова и их потомки, которых насчитывается 1100000. - Около 0,3% населения Тропической и Южной Африки. Распределены они неравномерно. На острове Маврикий, где индуисты составляют свыше половины населения, сосредоточено более 2/5 их общей численности, в ЮАР - более трети, а в Кении - десятая часть.

Из других южно- и восточно-азиатских религий, имеющих распространение среди индийцев и отчасти китайцев, следует назвать сикхизм - 25 тыс. Сторонников, джайнизм - 12 тыс., Буддизм и конфуцианство - 25 тыс. Человек.

Иудаизм исповедуют около 270 тыс. Жителей Африки.