» » Историография истории. Историография Понятие историографии

Историография истории. Историография Понятие историографии

Термин «историография» состоит из двух греческих слов: «история», т.е. разведывание, исследование прошлого и «графо» - пишу. Понятие «историография» не однозначно.

Историография 歴史学 - в широком смысле слова - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю исторической науки. Историография проверяет, насколько верно применяется научный метод при написании исторической работы, акцентируя внимание на авторе, его источниках, отделении фактов от интерпретации, а также на стилистике, авторских пристрастиях и на том, для какой аудитории написана им данная работа в области истории.

В узком смысле слова это совокупность исследований в области истории, посвящённых определённой теме или исторической эпохе (например, историография эпохи Токугава), или совокупность исторических работ, обладающих внутренним единством в идеологическом, языковом или национальном отношении (например, марксистская, русскоязычная или японская историография).

Обращаю ваше внимание еще на одно обстоятельство. Термином «историография» часто обозначают историческую литературу по какому либо вопросу, проблеме, периоду. В этом смысле, принято говорить об историографии феодализма, историографии Великой Французской революции, историографии крестьянской реформы 1861 г. в России и т.п.

Термин «историография» употребляется и как синоним исторических произведений, исторической литературы вообще. Исходя из такого понимания, в прошлом веке авторов исторических произведений именовали историографами.

При этом важно учитывать, что историография или создание письменных произведений по истории присущи далеко не всякому обществу. До появления письменности не существовала, конечно, и письменная история: события прошлого отражались только в устном народном творчестве - фольклоре.

Представление о предмете историографии складывалось постепенно, по мере развития теории и практики историографических исследований.

История историографии

В древности ещё до появления письменности исторические представления и некоторые элементы исторических знаний существовали у всех народов в изустно передаваемых сказаниях и преданиях, в родословных предков. Возникновение классов и государства расширило потребность в исторических знаниях, а появление письменности позволило приступить к их накоплению. В раннеклассовых обществах были подготовлены некоторые условия для развития исторического познания (например, разработаны различные системы летосчисления), возникли первые записи исторического содержания: исторические надписи (царей, фараонов), погодные записи событий и др. Огромное влияние на описание и истолкование исторических событий оказывала религия. Все исторические события объяснялись «волей богов». Такие исторические представления закреплялись в «священных книгах» (например, в Библии).

Важным этапом в прогрессивном развитии исторического познания была античная Историография

Она нашла своё высшее проявление в сочинениях древнегреческих, а затем римских историков. Сочинения этих историков представляют собой уже не отрывочное, а связное, занимательное по форме повествование, посвящённое преимущественно политической истории.

В рабочей тетради укажите названия элементов светового микроскопа, соответствующие цифрам на рисунках:

Введение.

Историография как наука

Люди всегда интересовались своим прошлым. История - это наука, изучающая прошлое человеческого общества. Как наука она складывается в XVIII в., хотя исторические произведения создава­лись и до XVIII в., но их нельзя считать научными. Период до XVIII в. является периодом существования исторических знаний (в отличие от исторической науки).

Процесс накопления исторических знаний - это необходимый процесс, который ведет к превращению каких-либо знаний в науч­ные. Задача исторической науки (в отличие от исторических знаний) не только описать события, воспроизвести исторические факты, но также объяснить их, обобщить, выделить причинно-следственные связи между событиями и закономерности. Исторические знания в историческую науку превращаются, прежде всего, благодаря воз­никновению теоретического осмысления. Вместо теологии с XVIII в. на первое место в исторических исследованиях выходит принцип причинности и внутренней закономерности. Кроме того, описание исторических фактов в рамках научных исторических знаний тоже меняется: оно осуществляется на основе критического отношения к источникам. И, наконец, историки начинают теоретически осмысли­вать и формулировать задачи исторического исследования. Все эти новшества появились в XVIII в., поэтому история как наука склады­вается именно в XVIII в.

Термин «историография» происходит от греческих слов исто­рия (повествование о чем-либо) и граф - пишу. Таким образом, до­словно историография переводится как письменный рассказ о прошедшем. Долгое время историков называли историографами, используя термин историография как синоним исторических произ­ведений, исторической литературы. Например, Н.М. Карамзин яв­лялся «официальным историографом» Российского государства. В этом смысле термин «историография» на сегодняшний день явля­ется устаревшим и практически не употребляется.

К концу XIX в. историография выделилась из истории в само­стоятельную научную дисциплину. С этого времени под историо­графией (в широком смысле слова) понимают науку, изучающую историю исторической науки в целом или в отдельной стране.

Понятие «историография» может использоваться и в узком смысле слова. В таком случае под историографией понимается со­вокупность научных трудов по какой-либо теме. Например, историография движения декабристов, историография Первой русской ре­волюции 1905-1907 гг., историография Великой Отечественной войны и т. д. Историографический обзор по какой-либо теме вклю­чает в себя не только библиографию и перечисление работ, но и их анализ, критический разбор литературы. При этом необходимо не только рассмотреть различные исторические труды и концепции, но и объяснить, почему в разные периоды времени господствовали именно такие теории, преимущественно изучались (или не изуча­лись) именно такие темы, выделялись именно такие причинно- следственные связи. Но все равно основой историографии отдель­ных проблем является история исторической науки в целом.


Предметом историографии в широком смысле слова является историческая наука в ее развитии. Историография изучает развитие исторической науки: накопление фактического материала, отноше­ние к источнику, изменение тематики, концепции исторической нау­ки. Поэтому основными источниками историографии как науки являются труды самих историков, исторические произведения, ма­териалы научных исторических конференций.

Специфика исторического познания заключается в том, что ис­торик изучает прошлое. Предметом исследования для историка яв­ляется прежде всего сама объективная реальность, которая распадается на отдельные исторические факты. Историческое по­знание имеет ретроспективный характер, т. е. оно направлено из настоящего в прошлое. Историк не может чувственно воспринять прошлое. История, как наука, опирается на факты, которые являют­ся предметом исследования профессиональных историков. Исто­рический факт - это реальное событие, явление. Так как историк не являлся участником изучаемых событий, то его представления об исторических фактах складываются только на основании историче­ских источников.

Исторический источник - это все, что создано в процессе че­ловеческой деятельности, несет информацию о многообразии об­щественной жизни и служит основой для научного познания. Это все, что было создано в том обществе, которое изучает историк: памятники материальной культуры (орудия труда, жилища, здания, предметы быта, одежда и т. д.) и, конечно же, письменные памятни­ки: летописи, законодательные источники, актовые источники, дело­производственные документы (протоколы, отчеты и др.), статистика, периодическая печать, воспоминания, дневники и т. д. Научные ис­торические труды создаются только на основании источников (при­чем прежде всего письменных). Поэтому историк должен уметь работать с историческими источниками, уметь выявлять из них объ­ективную информацию, используя критические методы.

Кроме того, большое влияние на исторические труды оказывает эпоха, в которой живет историк, его политические и научные взгля­ды. Все это делает историческое познание достаточно сложным.

Перед историком стоят следующие задачи:

Описать исторические факты на основе тщательного критиче­ского анализа источников;

Объяснить, почему произошло то или иное событие, проследить причинно следственные связи между историческими событиями;

Создать периодизацию исторического процесса, определен­ную схему исторического развития;

Сформулировать и определить задачи исторической науки, методы исследования.

В разное время события объясняли по-разному. Во многом это было связано с тем, какая методология лежала в основе историче­ского исследования. Методологи я - это теория исторического по­знания, совокупность методов исследования. Термин «методология» происходит от греческих слов методос и логос. Бук­вально он означает путь познания. Методология истории в своем содержании есть, прежде всего, система определенных мировоз­зренческих теоретических положений, используемых ученым в каче­стве познавательных принципов.

По мере развития общества появлялись все новые философ­ские общественно-политические течения, которые по-разному объ­ясняли исторические события: сентиментализм, гегельянство, марксизм, позитивизм, неокантианство. В зависимости от того, какой из них придерживается историк, он может по-разному объяснять од­ни и те же события. Поэтому работы, написанные историками- либералами и историками-марксистами, будут отличаться друг от друга, даже если будут освещать одни и те же события.

Таким образом, можно отметить, что на развитие исторической науки влияют следующие факторы:

Уровень социально-экономического и политического развития общества. Большое значение имеет то, в какое время был написан тот или иной исторический труд, так как исторические знания - это реставрация прошлого в условиях требований современной эпохи. Именно общество определяет ведущие концепции, тематику иссле­дований.

Философские и политические взгляды историка, его методо­логия.

Источниковая база: публикация источников и степень доступ­ности архивных материалов, а также выработанные методы работы с источниками.

Все эти факторы и изучает историография. Безусловно, при оценке той или иной научной концепции важно выявить ее значение, определить, что нового внес тот или иной историк в развитие исто­рической науки с точки зрения теории, методологии, методов иссле­дования, источниковой базы, выводов.

Круг задач, которые должна решить историография как научная дисциплина, достаточно широк. Можно выделить следующие зада­чи, стоящие перед историографией:

Выявить закономерности и особенности развития исторической науки, показать ее связь и зависимость от социально- экономического и общественно-политического уровня развития об­щества.

Рассмотреть правительственную политику в области истори­ческой науки и образования;

Изучить деятельность исторических научных учреждений и системы подготовки кадров-историков;

Изучить историю развития методов и приемов исследования, борьбы мнений в разные эпохи по коренным теоретическим и мето­дологическим положениям;

Исследовать процесс накопления фактических знаний о чело­веческом обществе, введения в научный оборот новых источников;

Проследить совершенствование приемов критики и методов работы с историческими источниками;

Проследить изменение тематики исторических исследований.

Изучение историографии имеет огромное значение при подго­товке историков. Знание историографии помогает при выборе темы исследования. Обосновывая выбор темы научного исследования, необходимо, прежде всего, проанализировать всю имеющуюся ли­тературу по выбранному периоду и вопросу, отмечая наиболее не­изученные проблемы, после чего можно окончательно сформулировать тему и задачи исследования. Кроме того, в ходе своей работы, историк всегда располагает известным материалом, который образуется в ходе предшествующего развития историче­ской науки. Он содержит не только накопленные ранее факты, но и оценки, выводы, концепции. И перед тем как сформулировать свое видение проблемы или поддержать уже существующую концепцию, необходимо знать все оценки и мнения, высказанные в научной ли­тературе.

Термин «историография» состоит из двух греческих слов: «история», т.е. разведывание, исследование прошлого и «графо» - пишу. Понятие «историография» не однозначно.

Историография 歴史学 - в широком смысле слова - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю исторической науки. Историография проверяет, насколько верно применяется научный метод при написании исторической работы, акцентируя внимание на авторе, его источниках, отделении фактов от интерпретации, а также на стилистике, авторских пристрастиях и на том, для какой аудитории написана им данная работа в области истории.

В узком смысле слова это совокупность исследований в области истории, посвящённых определённой теме или исторической эпохе (например, историография эпохи Токугава), или совокупность исторических работ, обладающих внутренним единством в идеологическом, языковом или национальном отношении (например, марксистская, русскоязычная или японская историография).

Обращаю ваше внимание еще на одно обстоятельство. Термином «историография» часто обозначают историческую литературу по какому либо вопросу, проблеме, периоду. В этом смысле, принято говорить об историографии феодализма, историографии Великой Французской революции, историографии крестьянской реформы 1861 г. в России и т.п.

Термин «историография» употребляется и как синоним исторических произведений, исторической литературы вообще. Исходя из такого понимания, в прошлом веке авторов исторических произведений именовали историографами.

При этом важно учитывать, что историография или создание письменных произведений по истории присущи далеко не всякому обществу. До появления письменности не существовала, конечно, и письменная история: события прошлого отражались только в устном народном творчестве - фольклоре.

Представление о предмете историографии складывалось постепенно, по мере развития теории и практики историографических исследований.

История историографии

В древности ещё до появления письменности исторические представления и некоторые элементы исторических знаний существовали у всех народов в изустно передаваемых сказаниях и преданиях, в родословных предков. Возникновение классов и государства расширило потребность в исторических знаниях, а появление письменности позволило приступить к их накоплению. В раннеклассовых обществах были подготовлены некоторые условия для развития исторического познания (например, разработаны различные системы летосчисления), возникли первые записи исторического содержания: исторические надписи (царей, фараонов), погодные записи событий и др. Огромное влияние на описание и истолкование исторических событий оказывала религия. Все исторические события объяснялись «волей богов». Такие исторические представления закреплялись в «священных книгах» (например, в Библии).

Важным этапом в прогрессивном развитии исторического познания была античная Историография

Она нашла своё высшее проявление в сочинениях древнегреческих, а затем римских историков. Сочинения этих историков представляют собой уже не отрывочное, а связное, занимательное по форме повествование, посвящённое преимущественно политической истории.

Историография – это история исторической науки в целом, а также совокупность исследований, посвященных определенной эпохе, теме, проблеме. Историография – это и совокупность исторических сочинений, само описание истории, исторического процесса. Выделяются так же национальные историографии (французская, американская, российская и т.д.) и историографии с определенными идеологическими установками (просветительская, либеральная, марксистская и т.д.).

Первоначальные исторические знания возникли у восточных славян еще в догосударственный период - в виде фольклора. В различное время историки по-разному объясняли причины и закономерности развития истории нашей страны.

Летописцы со времен Нестора считали, что мир развивается по божественному провидению и божественной воле. С конца X века берет свое начало такой жанр исторической литературы как летописание. Самый знаменитый русский летописный свод – «Повесть временных лет» создан в XII веке.

Процесс становления истории как науки связан с именами выдающихся представителей XVIII в. – В.Н. Татищева (1686-1750) и М.В. Ломоносова (1711-1765). Их труды написаны с рационалистических позиций. Перу Татищева принадлежит первый научный обобщающий труд по истории России: «История Российская с самых древнейших времен». Причину исторических событий он видел в деятельности выдающихся людей. М.В. Ломоносов впервые использовал сравнительно-исторический метод, сопоставляя историю России с Западной Европой.

Фундаментальный труд по истории России создал Н.М. Карамзин (1766-1826). «История государства Российского» в 12-ти томах предназначалась для широкого круга читателей. Основная мысль автора – необходимость мудрого самодержавия для России. Традиции Карамзина продолжили представители консервативного направления в дореволюционной исторической науке – А.С. Хомяков, М.П. Погодин, В.П. Мещерский, Л.Н. Тихомиров.

Выдающимся историком XIX века по праву считается С.М. Соловьев (1820-1879), который отмечал объективный и закономерный характер развития исторического процесса. В своей «Истории России с древнейших времен» в 29-ти томах он использовал сравнительно-исторический метод, отмечая своеобразие исторической судьбы России. Факторы движения русской истории Соловьев видел в «природе страны», «природе племени» и «ходе внешних событий», а также отмечал огромную роль государства.

Яркую и многогранную картину русской истории дал ученик Соловьева - В.О. Ключевский (1841-1911). Методологией Ключевского являлся позитивизм. Он считал, что всемирная история развивается по общим законам. В то же время для каждой страны характерен ряд особенностей, которые обусловлены сочетанием географических, этнических, экономических, политических, и социальных факторов. Исходным фактором является природно-географический. Для России решающую роль сыграло освоение территории. Близок к нему по теоретическим взглядам был С.Ф. Платонов (1850-1933), чьи «Лекции по русской истории» неоднократно, как и труды Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, переиздавались в последние годы.



Особое место в отечественной и мировой историографии занимает культурно-исторический подход, основоположником которого стал выдающийся русский ученый – Н.Я. Данилевский (1822-1885). Согласно данному подходу, мировая история не является единым и универсальным процессом. Она представляет собой совокупность отдельных историй конкретных и уникальных цивилизаций, имеющих определенные социо-биологические закономерности в своем развитии: рождение, детство, молодость, зрелость, старость, деградация, смерть. Данилевский считал русский народ исторически молодым, призванным сменить в качестве мировых лидеров стареющие и деградирующие западные народы. Традиции культурно-исторического подхода Данилевского уже в XX веке продолжили такие крупные историки, как О. Шпенглер, А. Тойнби, Л.Н. Гумилев.

Материалистический подход просматривается в отечественной историографии с конца XVIII в концепции А.Н. Радищева. Он считал, что в основе исторического развития лежит не совершенствование человеческого духа, а смена форм хозяйства, хотя и не объяснял, от чего же собственно она зависит.

В дальнейшем, в XIX веке, эти идеи развили революционеры - от народников до марксистов. После Октябрьской революции материализм становится господствующей и единственно официально допустимой в стране исторической концепцией.

В советский период историки, руководствуясь материалистическим пониманием истории, заостряли свое внимание на проблемах социально- экономического развития и народного движения. В основу исторического миропонимания были положены принципы формационной теории. Наиболее значимыми трудами данного периода являются работы историков Б.А. Рыбакова, Б.Д. Грекова, С.Д. Бахрушина, М.Н.Тихомирова, М.Н. Покровского и др. И хотя в этот период историческая наука в целом успешно выполняла свои общественные функции, господство одной методологии (марксизма-ленинизма) существенно сковывало творчество ученых. А это соответственно, ограничивало возможности для получения объективного знания.

Современная российская историческая наука переживает особый период, когда вырабатываются и утверждаются новые подходы, позиции, направления. Некоторые историки призывают продолжать традиции дореволюционной исторической школы, другие изучают опыт западной исторической науки, третьи – предлагают позитивно использовать исследования советских историков. Особое внимание российских историков сейчас вызывает и цивилизационный подход, позволяющий выявить самоценность нашего общества, его место в мировой истории и культуре.

Изучение литературы исторических наук. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИСТОРИОГРАФИЯ наука, изучающая литературу истории; может быть всеобщая и. или и. русская, римская, английская и т. п., и.… … Словарь иностранных слов русского языка

историография - и, ж. historiographie f. 1. Совокупность исторических сочинений, относящихся к какому л. периоду или какой л. проблеме. Историография Киевского государства. БАС 1. Книга Историография початие имене, славы, и разширения народа славянскаго. Спб.,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

- (от история и...графия) 1) история исторической науки в целом, а также совокупность исследований, посвященных определенной эпохе, теме, или совокупность исторических работ, обладающих внутренним единством в социально классовом или национальном… … Большой Энциклопедический словарь

ИСТОРИОГРАФИЯ, историографии, мн. нет, жен. (от слова история и grapho пишу). Наука, изучающая развитие исторического знания в связи с анализом исторической литературы и источников. Русская историография. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.… … Толковый словарь Ушакова

- (от история и...графия), 1) история исторической науки в целом, а также совокупность исследований, посвященных определенной эпохе, теме, проблеме. 2) Отрасль исторической науки, изучающая ее становление и развитие (накопление исторических знаний… … Современная энциклопедия

ИСТОРИОГРАФИЯ, и, жен. 1. Наука о развитии исторических знаний и о методах исторических исследований. 2. Совокупность исторических исследований, относящихся к какому н. периоду, проблеме. И. России. | прил. историографический, ая, ое. Толковый… … Толковый словарь Ожегова

- (от греч. historia рассказ о прошлых событиях и grapho пишу) англ. historiog rahy; нем. Historiographie. Отрасль истор. науки, изучающая ее историю (накопление истор. знаний, борьбу в истолковании истор. явлений, смену методол. направлений в… … Энциклопедия социологии

Историография - (historiography), изучение истории и ее описание. В нач. 19 в. нем. историки Бартольд Георг Нибур (1776 1831) и Леопольд фон Ранке (1795 1886) преобразовали методы описания истории. Стремясь объяснить, как все действительно происходило, Ранке… … Всемирная история

историография - 1. Наука, изучающая развитие исторических знаний, иногда синоним истории как науки. 2. История изучения некоей проблемы. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

Книги

  • Историография с древнейших времен до 1917 года , А. Л. Шапиро. Настоящее издание ("Русская историография в период империализма" опубликована Издательством ЛГУ в 1962 году, "Историография с древнейших времен по XVIII век" - в 1982 г.) дополнено…
  • Историография истории нового времени стран Европы и Америки , . В книге рассматриваются основные школы и направления историографии нового времени стран Европы и Америки от зарождения и становления исторической науки (XVI-XVIII) доначала XX в. Существенное…