Термин «историография» состоит из двух греческих слов: «история», т.е. разведывание, исследование прошлого и «графо» - пишу. Понятие «историография» не однозначно.
Историография 歴史学 - в широком смысле слова - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю исторической науки. Историография проверяет, насколько верно применяется научный метод при написании исторической работы, акцентируя внимание на авторе, его источниках, отделении фактов от интерпретации, а также на стилистике, авторских пристрастиях и на том, для какой аудитории написана им данная работа в области истории.
В узком смысле слова это совокупность исследований в области истории, посвящённых определённой теме или исторической эпохе (например, историография эпохи Токугава), или совокупность исторических работ, обладающих внутренним единством в идеологическом, языковом или национальном отношении (например, марксистская, русскоязычная или японская историография).
Обращаю ваше внимание еще на одно обстоятельство. Термином «историография» часто обозначают историческую литературу по какому либо вопросу, проблеме, периоду. В этом смысле, принято говорить об историографии феодализма, историографии Великой Французской революции, историографии крестьянской реформы 1861 г. в России и т.п.
Термин «историография» употребляется и как синоним исторических произведений, исторической литературы вообще. Исходя из такого понимания, в прошлом веке авторов исторических произведений именовали историографами.
При этом важно учитывать, что историография или создание письменных произведений по истории присущи далеко не всякому обществу. До появления письменности не существовала, конечно, и письменная история: события прошлого отражались только в устном народном творчестве - фольклоре.
Представление о предмете историографии складывалось постепенно, по мере развития теории и практики историографических исследований.
История историографии
В древности ещё до появления письменности исторические представления и некоторые элементы исторических знаний существовали у всех народов в изустно передаваемых сказаниях и преданиях, в родословных предков. Возникновение классов и государства расширило потребность в исторических знаниях, а появление письменности позволило приступить к их накоплению. В раннеклассовых обществах были подготовлены некоторые условия для развития исторического познания (например, разработаны различные системы летосчисления), возникли первые записи исторического содержания: исторические надписи (царей, фараонов), погодные записи событий и др. Огромное влияние на описание и истолкование исторических событий оказывала религия. Все исторические события объяснялись «волей богов». Такие исторические представления закреплялись в «священных книгах» (например, в Библии).
Важным этапом в прогрессивном развитии исторического познания была античная Историография
Она нашла своё высшее проявление в сочинениях древнегреческих, а затем римских историков. Сочинения этих историков представляют собой уже не отрывочное, а связное, занимательное по форме повествование, посвящённое преимущественно политической истории.
В рабочей тетради укажите названия элементов светового микроскопа, соответствующие цифрам на рисунках:
Введение.
Историография как наука
Люди всегда интересовались своим прошлым. История - это наука, изучающая прошлое человеческого общества. Как наука она складывается в XVIII в., хотя исторические произведения создавались и до XVIII в., но их нельзя считать научными. Период до XVIII в. является периодом существования исторических знаний (в отличие от исторической науки).
Процесс накопления исторических знаний - это необходимый процесс, который ведет к превращению каких-либо знаний в научные. Задача исторической науки (в отличие от исторических знаний) не только описать события, воспроизвести исторические факты, но также объяснить их, обобщить, выделить причинно-следственные связи между событиями и закономерности. Исторические знания в историческую науку превращаются, прежде всего, благодаря возникновению теоретического осмысления. Вместо теологии с XVIII в. на первое место в исторических исследованиях выходит принцип причинности и внутренней закономерности. Кроме того, описание исторических фактов в рамках научных исторических знаний тоже меняется: оно осуществляется на основе критического отношения к источникам. И, наконец, историки начинают теоретически осмысливать и формулировать задачи исторического исследования. Все эти новшества появились в XVIII в., поэтому история как наука складывается именно в XVIII в.
Термин «историография» происходит от греческих слов история (повествование о чем-либо) и граф - пишу. Таким образом, дословно историография переводится как письменный рассказ о прошедшем. Долгое время историков называли историографами, используя термин историография как синоним исторических произведений, исторической литературы. Например, Н.М. Карамзин являлся «официальным историографом» Российского государства. В этом смысле термин «историография» на сегодняшний день является устаревшим и практически не употребляется.
К концу XIX в. историография выделилась из истории в самостоятельную научную дисциплину. С этого времени под историографией (в широком смысле слова) понимают науку, изучающую историю исторической науки в целом или в отдельной стране.
Понятие «историография» может использоваться и в узком смысле слова. В таком случае под историографией понимается совокупность научных трудов по какой-либо теме. Например, историография движения декабристов, историография Первой русской революции 1905-1907 гг., историография Великой Отечественной войны и т. д. Историографический обзор по какой-либо теме включает в себя не только библиографию и перечисление работ, но и их анализ, критический разбор литературы. При этом необходимо не только рассмотреть различные исторические труды и концепции, но и объяснить, почему в разные периоды времени господствовали именно такие теории, преимущественно изучались (или не изучались) именно такие темы, выделялись именно такие причинно- следственные связи. Но все равно основой историографии отдельных проблем является история исторической науки в целом.
Предметом историографии в широком смысле слова является историческая наука в ее развитии. Историография изучает развитие исторической науки: накопление фактического материала, отношение к источнику, изменение тематики, концепции исторической науки. Поэтому основными источниками историографии как науки являются труды самих историков, исторические произведения, материалы научных исторических конференций.
Специфика исторического познания заключается в том, что историк изучает прошлое. Предметом исследования для историка является прежде всего сама объективная реальность, которая распадается на отдельные исторические факты. Историческое познание имеет ретроспективный характер, т. е. оно направлено из настоящего в прошлое. Историк не может чувственно воспринять прошлое. История, как наука, опирается на факты, которые являются предметом исследования профессиональных историков. Исторический факт - это реальное событие, явление. Так как историк не являлся участником изучаемых событий, то его представления об исторических фактах складываются только на основании исторических источников.
Исторический источник - это все, что создано в процессе человеческой деятельности, несет информацию о многообразии общественной жизни и служит основой для научного познания. Это все, что было создано в том обществе, которое изучает историк: памятники материальной культуры (орудия труда, жилища, здания, предметы быта, одежда и т. д.) и, конечно же, письменные памятники: летописи, законодательные источники, актовые источники, делопроизводственные документы (протоколы, отчеты и др.), статистика, периодическая печать, воспоминания, дневники и т. д. Научные исторические труды создаются только на основании источников (причем прежде всего письменных). Поэтому историк должен уметь работать с историческими источниками, уметь выявлять из них объективную информацию, используя критические методы.
Кроме того, большое влияние на исторические труды оказывает эпоха, в которой живет историк, его политические и научные взгляды. Все это делает историческое познание достаточно сложным.
Перед историком стоят следующие задачи:
Описать исторические факты на основе тщательного критического анализа источников;
Объяснить, почему произошло то или иное событие, проследить причинно следственные связи между историческими событиями;
Создать периодизацию исторического процесса, определенную схему исторического развития;
Сформулировать и определить задачи исторической науки, методы исследования.
В разное время события объясняли по-разному. Во многом это было связано с тем, какая методология лежала в основе исторического исследования. Методологи я - это теория исторического познания, совокупность методов исследования. Термин «методология» происходит от греческих слов методос и логос. Буквально он означает путь познания. Методология истории в своем содержании есть, прежде всего, система определенных мировоззренческих теоретических положений, используемых ученым в качестве познавательных принципов.
По мере развития общества появлялись все новые философские общественно-политические течения, которые по-разному объясняли исторические события: сентиментализм, гегельянство, марксизм, позитивизм, неокантианство. В зависимости от того, какой из них придерживается историк, он может по-разному объяснять одни и те же события. Поэтому работы, написанные историками- либералами и историками-марксистами, будут отличаться друг от друга, даже если будут освещать одни и те же события.
Таким образом, можно отметить, что на развитие исторической науки влияют следующие факторы:
Уровень социально-экономического и политического развития общества. Большое значение имеет то, в какое время был написан тот или иной исторический труд, так как исторические знания - это реставрация прошлого в условиях требований современной эпохи. Именно общество определяет ведущие концепции, тематику исследований.
Философские и политические взгляды историка, его методология.
Источниковая база: публикация источников и степень доступности архивных материалов, а также выработанные методы работы с источниками.
Все эти факторы и изучает историография. Безусловно, при оценке той или иной научной концепции важно выявить ее значение, определить, что нового внес тот или иной историк в развитие исторической науки с точки зрения теории, методологии, методов исследования, источниковой базы, выводов.
Круг задач, которые должна решить историография как научная дисциплина, достаточно широк. Можно выделить следующие задачи, стоящие перед историографией:
Выявить закономерности и особенности развития исторической науки, показать ее связь и зависимость от социально- экономического и общественно-политического уровня развития общества.
Рассмотреть правительственную политику в области исторической науки и образования;
Изучить деятельность исторических научных учреждений и системы подготовки кадров-историков;
Изучить историю развития методов и приемов исследования, борьбы мнений в разные эпохи по коренным теоретическим и методологическим положениям;
Исследовать процесс накопления фактических знаний о человеческом обществе, введения в научный оборот новых источников;
Проследить совершенствование приемов критики и методов работы с историческими источниками;
Проследить изменение тематики исторических исследований.
Изучение историографии имеет огромное значение при подготовке историков. Знание историографии помогает при выборе темы исследования. Обосновывая выбор темы научного исследования, необходимо, прежде всего, проанализировать всю имеющуюся литературу по выбранному периоду и вопросу, отмечая наиболее неизученные проблемы, после чего можно окончательно сформулировать тему и задачи исследования. Кроме того, в ходе своей работы, историк всегда располагает известным материалом, который образуется в ходе предшествующего развития исторической науки. Он содержит не только накопленные ранее факты, но и оценки, выводы, концепции. И перед тем как сформулировать свое видение проблемы или поддержать уже существующую концепцию, необходимо знать все оценки и мнения, высказанные в научной литературе.
Термин «историография» состоит из двух греческих слов: «история», т.е. разведывание, исследование прошлого и «графо» - пишу. Понятие «историография» не однозначно.
Историография 歴史学 - в широком смысле слова - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю исторической науки. Историография проверяет, насколько верно применяется научный метод при написании исторической работы, акцентируя внимание на авторе, его источниках, отделении фактов от интерпретации, а также на стилистике, авторских пристрастиях и на том, для какой аудитории написана им данная работа в области истории.
В узком смысле слова это совокупность исследований в области истории, посвящённых определённой теме или исторической эпохе (например, историография эпохи Токугава), или совокупность исторических работ, обладающих внутренним единством в идеологическом, языковом или национальном отношении (например, марксистская, русскоязычная или японская историография).
Обращаю ваше внимание еще на одно обстоятельство. Термином «историография» часто обозначают историческую литературу по какому либо вопросу, проблеме, периоду. В этом смысле, принято говорить об историографии феодализма, историографии Великой Французской революции, историографии крестьянской реформы 1861 г. в России и т.п.
Термин «историография» употребляется и как синоним исторических произведений, исторической литературы вообще. Исходя из такого понимания, в прошлом веке авторов исторических произведений именовали историографами.
При этом важно учитывать, что историография или создание письменных произведений по истории присущи далеко не всякому обществу. До появления письменности не существовала, конечно, и письменная история: события прошлого отражались только в устном народном творчестве - фольклоре.
Представление о предмете историографии складывалось постепенно, по мере развития теории и практики историографических исследований.
История историографии
В древности ещё до появления письменности исторические представления и некоторые элементы исторических знаний существовали у всех народов в изустно передаваемых сказаниях и преданиях, в родословных предков. Возникновение классов и государства расширило потребность в исторических знаниях, а появление письменности позволило приступить к их накоплению. В раннеклассовых обществах были подготовлены некоторые условия для развития исторического познания (например, разработаны различные системы летосчисления), возникли первые записи исторического содержания: исторические надписи (царей, фараонов), погодные записи событий и др. Огромное влияние на описание и истолкование исторических событий оказывала религия. Все исторические события объяснялись «волей богов». Такие исторические представления закреплялись в «священных книгах» (например, в Библии).
Важным этапом в прогрессивном развитии исторического познания была античная Историография
Она нашла своё высшее проявление в сочинениях древнегреческих, а затем римских историков. Сочинения этих историков представляют собой уже не отрывочное, а связное, занимательное по форме повествование, посвящённое преимущественно политической истории.
Историография – это история исторической науки в целом, а также совокупность исследований, посвященных определенной эпохе, теме, проблеме. Историография – это и совокупность исторических сочинений, само описание истории, исторического процесса. Выделяются так же национальные историографии (французская, американская, российская и т.д.) и историографии с определенными идеологическими установками (просветительская, либеральная, марксистская и т.д.).
Первоначальные исторические знания возникли у восточных славян еще в догосударственный период - в виде фольклора. В различное время историки по-разному объясняли причины и закономерности развития истории нашей страны.
Летописцы со времен Нестора считали, что мир развивается по божественному провидению и божественной воле. С конца X века берет свое начало такой жанр исторической литературы как летописание. Самый знаменитый русский летописный свод – «Повесть временных лет» создан в XII веке.
Процесс становления истории как науки связан с именами выдающихся представителей XVIII в. – В.Н. Татищева (1686-1750) и М.В. Ломоносова (1711-1765). Их труды написаны с рационалистических позиций. Перу Татищева принадлежит первый научный обобщающий труд по истории России: «История Российская с самых древнейших времен». Причину исторических событий он видел в деятельности выдающихся людей. М.В. Ломоносов впервые использовал сравнительно-исторический метод, сопоставляя историю России с Западной Европой.
Фундаментальный труд по истории России создал Н.М. Карамзин (1766-1826). «История государства Российского» в 12-ти томах предназначалась для широкого круга читателей. Основная мысль автора – необходимость мудрого самодержавия для России. Традиции Карамзина продолжили представители консервативного направления в дореволюционной исторической науке – А.С. Хомяков, М.П. Погодин, В.П. Мещерский, Л.Н. Тихомиров.
Выдающимся историком XIX века по праву считается С.М. Соловьев (1820-1879), который отмечал объективный и закономерный характер развития исторического процесса. В своей «Истории России с древнейших времен» в 29-ти томах он использовал сравнительно-исторический метод, отмечая своеобразие исторической судьбы России. Факторы движения русской истории Соловьев видел в «природе страны», «природе племени» и «ходе внешних событий», а также отмечал огромную роль государства.
Яркую и многогранную картину русской истории дал ученик Соловьева - В.О. Ключевский (1841-1911). Методологией Ключевского являлся позитивизм. Он считал, что всемирная история развивается по общим законам. В то же время для каждой страны характерен ряд особенностей, которые обусловлены сочетанием географических, этнических, экономических, политических, и социальных факторов. Исходным фактором является природно-географический. Для России решающую роль сыграло освоение территории. Близок к нему по теоретическим взглядам был С.Ф. Платонов (1850-1933), чьи «Лекции по русской истории» неоднократно, как и труды Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, переиздавались в последние годы.
Особое место в отечественной и мировой историографии занимает культурно-исторический подход, основоположником которого стал выдающийся русский ученый – Н.Я. Данилевский (1822-1885). Согласно данному подходу, мировая история не является единым и универсальным процессом. Она представляет собой совокупность отдельных историй конкретных и уникальных цивилизаций, имеющих определенные социо-биологические закономерности в своем развитии: рождение, детство, молодость, зрелость, старость, деградация, смерть. Данилевский считал русский народ исторически молодым, призванным сменить в качестве мировых лидеров стареющие и деградирующие западные народы. Традиции культурно-исторического подхода Данилевского уже в XX веке продолжили такие крупные историки, как О. Шпенглер, А. Тойнби, Л.Н. Гумилев.
Материалистический подход просматривается в отечественной историографии с конца XVIII в концепции А.Н. Радищева. Он считал, что в основе исторического развития лежит не совершенствование человеческого духа, а смена форм хозяйства, хотя и не объяснял, от чего же собственно она зависит.
В дальнейшем, в XIX веке, эти идеи развили революционеры - от народников до марксистов. После Октябрьской революции материализм становится господствующей и единственно официально допустимой в стране исторической концепцией.
В советский период историки, руководствуясь материалистическим пониманием истории, заостряли свое внимание на проблемах социально- экономического развития и народного движения. В основу исторического миропонимания были положены принципы формационной теории. Наиболее значимыми трудами данного периода являются работы историков Б.А. Рыбакова, Б.Д. Грекова, С.Д. Бахрушина, М.Н.Тихомирова, М.Н. Покровского и др. И хотя в этот период историческая наука в целом успешно выполняла свои общественные функции, господство одной методологии (марксизма-ленинизма) существенно сковывало творчество ученых. А это соответственно, ограничивало возможности для получения объективного знания.
Современная российская историческая наука переживает особый период, когда вырабатываются и утверждаются новые подходы, позиции, направления. Некоторые историки призывают продолжать традиции дореволюционной исторической школы, другие изучают опыт западной исторической науки, третьи – предлагают позитивно использовать исследования советских историков. Особое внимание российских историков сейчас вызывает и цивилизационный подход, позволяющий выявить самоценность нашего общества, его место в мировой истории и культуре.
Изучение литературы исторических наук. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИСТОРИОГРАФИЯ наука, изучающая литературу истории; может быть всеобщая и. или и. русская, римская, английская и т. п., и.… … Словарь иностранных слов русского языка
историография - и, ж. historiographie f. 1. Совокупность исторических сочинений, относящихся к какому л. периоду или какой л. проблеме. Историография Киевского государства. БАС 1. Книга Историография початие имене, славы, и разширения народа славянскаго. Спб.,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
- (от история и...графия) 1) история исторической науки в целом, а также совокупность исследований, посвященных определенной эпохе, теме, или совокупность исторических работ, обладающих внутренним единством в социально классовом или национальном… … Большой Энциклопедический словарь
ИСТОРИОГРАФИЯ, историографии, мн. нет, жен. (от слова история и grapho пишу). Наука, изучающая развитие исторического знания в связи с анализом исторической литературы и источников. Русская историография. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.… … Толковый словарь Ушакова
- (от история и...графия), 1) история исторической науки в целом, а также совокупность исследований, посвященных определенной эпохе, теме, проблеме. 2) Отрасль исторической науки, изучающая ее становление и развитие (накопление исторических знаний… … Современная энциклопедия
ИСТОРИОГРАФИЯ, и, жен. 1. Наука о развитии исторических знаний и о методах исторических исследований. 2. Совокупность исторических исследований, относящихся к какому н. периоду, проблеме. И. России. | прил. историографический, ая, ое. Толковый… … Толковый словарь Ожегова
- (от греч. historia рассказ о прошлых событиях и grapho пишу) англ. historiog rahy; нем. Historiographie. Отрасль истор. науки, изучающая ее историю (накопление истор. знаний, борьбу в истолковании истор. явлений, смену методол. направлений в… … Энциклопедия социологии
Историография - (historiography), изучение истории и ее описание. В нач. 19 в. нем. историки Бартольд Георг Нибур (1776 1831) и Леопольд фон Ранке (1795 1886) преобразовали методы описания истории. Стремясь объяснить, как все действительно происходило, Ранке… … Всемирная история
историография - 1. Наука, изучающая развитие исторических знаний, иногда синоним истории как науки. 2. История изучения некоей проблемы. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия
Книги
- Историография с древнейших времен до 1917 года , А. Л. Шапиро. Настоящее издание ("Русская историография в период империализма" опубликована Издательством ЛГУ в 1962 году, "Историография с древнейших времен по XVIII век" - в 1982 г.) дополнено…
- Историография истории нового времени стран Европы и Америки , . В книге рассматриваются основные школы и направления историографии нового времени стран Европы и Америки от зарождения и становления исторической науки (XVI-XVIII) доначала XX в. Существенное…