» » Изображение светского общества в романе «Евгений Онегин» и комедии «Горе от Ума». Реферат

Изображение светского общества в романе «Евгений Онегин» и комедии «Горе от Ума». Реферат

19 век можно назвать «золотым веком» русской литературы. Озарённая гением Пушкина, Лермонтова, Гоголя, блеском таланта Жуковского, Крылова, Грибоедова, русская литература в первую половину 19 века сделала поистине гигантский шаг вперёд. И, конечно, среди множества гениальных произведений, которые были написаны в 19 веке, были и посвященные жизни светского общества. Самыми яркими и полно отражающими данный вопрос – изображение светского общества – произведениями, считаются роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и комедия А. С. Грибоедова «Горе от Ума».

«Горе от ума» А. С. Грибоедова и «Евгений Онегин» А. С. Пушкина – произведения, посвященные одному периоду жизни России. Эта эпоха была знаменательной для страны. После войны 1812 года глубоко изменилось мнение интеллигенции о русском народе, освободившем Россию от тирании Наполеона. В то же время светское общество привлекают зарубежные веяния, мода, культура, книги. Все эти противоречия описали в своих произведениях авторы. Для того чтобы лучше понять какого же всё-таки изображение светского общества в этих произведениях, я их детально проанализировала и предлагаю вам ознакомиться с полученными результатами.

В ходе работы я ставила перед собой следующие цели:

  • Наиболее полно раскрыть тему «Изображение светского общества в произведениях А. С. Пушкина и А. С, Грибоедова».
  • Проанализировать произведения А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и А. С. Грибоедова «Горе от Ума».
  • Погрузиться в атмосферу 19 века и понять, чем жило светское общество того времени.
  • Ознакомиться с научной литературой, соответствующей данной теме.
  • Оценить актуальность этих произведений на сегодняшний день

Основная часть.

А) А. С. Пушкин «Евгений Онегин».

Роман «Евгений Онегин» — один из самых значительных произведений русской словесности. Его автор, А. С. Пушкин, сам принадлежал к дворянской среде, поэтому имел о ней достаточно полное представление.

Со стороны отца, А. С. Пушкин принадлежал к древнему дворянскому роду, упоминаемому в летописях со времён Иоанна Грозного, а мать Пушкина была внучкой Ибрагима Ганнибала, прославленного поэтом «арапа Петра Великого». Получивший отличное образование, юный Пушкин оказался в высшем свете. Связи отца и служба по министерству иностранных дел открыли Пушкину выход в лучшие дома большого света – графов Бутулиных и Воронцовых, князей Трубецких, графов Сушковых. Здесь Пушкин на первых порах с пылкой страстностью увлёкся балами и всеми великосветскими развлечениями. Но большой свет скоро наскучил ему, но и этого мимолётного прикосновения к высшему свету хватило, чтобы понять всю его подноготную, осознать, что руководствует людьми в этой среде, а впоследствии рассказать об этом в своём романе «Евгений Онегин».

История создания романа.

13 сентября 1830 года, в Болдино, Пушкин написал восьмую, а 25 – девятую, последнюю, главу своего романа «Евгений Онегин». Долгий труд был окончен. С романом уходила в прошлое целая эпоха жизни. Но на душе было неспокойно и грустно, автор не хотел прощаться со своими героями. Это чувство он выразил в стихах:

Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний,

Что ж непонятная грусть тайно тревожит меня?

Этими стихами автор хотел выразить нежелание расставаться со своими героями, которые за время написания романа стали ему родными, с обществом, которое он так тщательно и продуманно описывал. Ведь сознание человека, систему жизненных ценностей, как известно, во многом формируют нравственные законы, принятые именно в обществе.

Петербург А. С. Пушкина.

Пушкин пишет в романе, как о столичном, так и о московском и провинциальном дворянстве. Особое внимание автор романа уделяет петербуржскому дворянству.

А. С. Пушкин знал Петербург. Более того, он любил этот город. Петербург был для Пушкина символом величия и мощи России. Во многих своих произведениях он с любовью писал о Петербурге. Например, в своём произведении «Медный Всадник» он отмечал:

Люблю тебя, Петра творение,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой её гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей,

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла.

И, не пуская тьму ночную,

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса.

Но в то же время это был, как он писал жене, «Свинский Петербург», где жили коронованные деспоты, где даже бастионы Петропавловской крепости напоминали ему о друзьях декабристах, находящихся в заточении. Пушкин понимал, что в этом городе нет свободы, что петербуржское светское общество ценит, прежде всего, не мысли, чувства и душу, а положение в обществе, звания и деньги.

Образ светского молодого человека – Евгения Онегина.

Казалось бы, Евгений Онегин – типичный представитель Петербуржского дворянства, но так ли это? А. С. Пушкин представляет Евгения Онегина по-домашнему, в свободной, чуть иронической манере – «Так думал молодой повеса», «добрый мой приятель». Пушкин в быстром и коротком отступлении рисует биографию Онегина. Среда, к которой принадлежал Онегин, и формировала его убеждения, его мораль, интересы и вкусы. Живший долгами, отец Онегина не придумал для своего сына особой системы воспитания – он поступил, как все: сначала нанял для своего сына француженку, потом гувернера, «Француза убогого». Поверхностное светское воспитание было обычаем, нормой, все жили в этой среде. Пушкин сам принадлежал к ней и мог с полным правом сказать: «мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь». Среда и определила «Род занятий» Онегина, когда наступила пора «мятежной юности» — «Светская жизнь».

Евгений Онегин был человеком образованным и воспитанным, учился он дома:

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал,

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринуждённо.

В светском обществе превыше всего ценилась честь и общественное мнение, которое создавало особенный тип поведения:

И вот общественное мненье!

Пружина чести, наш кумир!

И вот на чём вертится мир!

Также Онегина, как светского молодого человека, характеризует один день из его жизни, описанный Пушкиным.

Утро начинается чтением записок с приглашениями на бал, затем занятия в кабинете «воспитанника мод», прогулка по бульвару, обед у ресторатора. Вечером – театр, после театра возвращение домой – «чтобы одеться»-и поездка на бал:

Театра злой законодатель,
Непостоянный обожатель
Очаровательных актрис,
Почетный гражданин кулис…

С бала Онегин попадает домой только на заре.

Что же мой Онегин? Полусонный

В постелю с бала едет он.

Очень подробно описывает Пушкин кабинет Онегина, его наряд. Автор как бы желает еще раз подчеркнуть оторванность молодых людей того времени от национальной почвы, ведь они с раннего детства находились в атмосфере чужого языка, людей (гувернантки и гувернеры - иностранцы) и вещей. (“Но панталоны, фрак, жилет, /Всех этих слов на русском нет…”).

Евгений Онегин – главный герой произведения и раскрытию его характера для читателя А. С. Пушкин уделил больше всего сил. Незадолго до финала романа, указав на одиноко стоящего Онегина (а он, вернувшись из путешествия, незамедлительно явился на раут, в привычную суету вечного празднества), Пушкин обронил поистине вещее замечание: «Как нечто лишнее стоит».

Правда, это замечание осталось в вариантах главы. В каноническом же тексте соответствующее место выглядит несколько иначе, но тоже примечательно:

Но кто это в толпе избранной

Стоит безмолвный и туманный?

Для всех он кажется чужим.

При внешнем различии этих характеристик они родственны по существу: в том и другом случае Онегин взят в отношении к окружающему обществу. Именно для тех, кто составляет свет, Онегин либо лишний, либо чужой. Но как же такое могло произойти? Ведь мы помним, что по натуре Онегин франт, приверженец баллов и светских сборищ. Но стоит отлучиться на время (как случилось с уехавшим в путешествие Онегиным) как ты сразу становишься ненужным, лишним человеком. И это тоже показательно. Внутри толпы бушует разгул эгоистических страстей. В обмене репликами за карточным столом и в перерыве между танцами выведываются мнения, оцениваются поступки отдельных людей, согласовывается поведения целых групп.

Такова светская толпа. У Пушкина сложилось устойчивое отрицательное отношение к ней.

Светское общество, как одна из причин дуэли Владимира Ленского и Евгения Онегина.

Ещё один представитель светского общества – Владимир Ленский.

В свою деревню в ту же пору

Помещик новый прискакал

И столь же строгому разбору

В соседстве повод подавал:

По имени Владимир Ленской,

С душою прямо геттингенской,

Красавец, в полном цвете лет,

Поклонник Канта и поэт.

Он из Германии туманной

Привез учености плоды:

Вольнолюбивые мечты,

Дух пылкий и довольно странный,

Всегда восторженную речь

И кудри черные до плеч.

Так говорит А. С. Пушкин о Владимире Ленском.

Владимир Ленский далёк от настоящей русской жизни. Его невозможно определить к определенной категории общества. Мы не можем его назвать светским человеком, ведь он далёк от света и в своих стихотворениях он воспевает «Разлуку и печаль, и Нечто, и туману даль…». Ленский молод и видит всё сквозь призму возраста и литературы. Ленский всё идеализирует. Это также доказывает его выбор. Ольга – типичная красавица, не обладающая индивидуальностью. Она посредственна, её образ столько раз был воспет, что потерял всё свою прелесть. Но это понимает лишь Онегин. А что Онегин?

Евгений Онегин и Владимир Ленский…. Кто они друг для друга?

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

Сперва взаимной разнотой

Они друг другу были скучны;

Потом понравились; потом

Съезжались каждый день верхом

И скоро стали неразлучны.

Так люди (первый каюсь я)

От делать нечего друзья.

Как же нелепа и незначительна ссора Онегина и Ленского, и нам хочется верить: все еще обойдется, друзья помирятся, Ленский женится на своей Ольге… Однако дуэль состоится, кто-то из друзей погибнет. Но кто? Даже самому неискушенному читателю ясно: погибнет Ленский. Пушкин незаметно, исподволь подготовил нас к этой мысли.
Случайная ссора - только повод для дуэли, а причина ее, причина гибели Ленского гораздо глубже. Ведь в ссору Онегина и Ленского вступает сила, которую уже нельзя повернуть вспять, - сила «общественного мнения». И снова светское общество! Онегин прекрасно всё понимает…. Сам говорит себе, что он:

Был должен оказать себя
Не мячиком предрассуждений,
Не пылким мальчиком, бойцом,
Но мужем с честью и с умом.

Пушкин подбирает глаголы, очень полно рисующие состояние Онегина: «обвинял себя», «был должен», «он мог бы», «он должен был обезоружить младое сердце…» Но почему все эти глаголы стоят в прошедшем времени? Ведь еще можно поехать к Ленскому, объясниться, забыть вражду - еще не поздно… «Наедине с своей душой» Онегин все понимал. Но в том-то и беда, что умение остаться наедине со своей совестью и поступить так, как велит совесть, - это редкое умение. Для него нужно мужество, которого нет у главного героя. И из-за этого погибает ни в чём не повинный человек – поэт Владимир Ленский.

Светское общество в деревне.

Белинский назвал роман А. С. Пушкина – «Энциклопедией русской жизни. В этом и состоит его ценность. В своём романе автор рассказал своим читателям обо всех слоях населения. Например, о крепостном дворянстве.

Крепостная деревня занимает центральное место в композиции романа. Она показана сразу после Петербурга, как резкий контраст к нему. Она помогает нам понять, чем отличается столичное светское общество от деревенского светского общества. И есть ли, собственно, различия?

В северной столице время стремительно бежит, в деревне медленно течет. Северная столица имеет широкие возможности следовать западной моде, использовать достижения европейской цивилизации, а в деревне царят «нравы нашей старины», сильна связь человека с природой. Пушкин показывает среду, которая повлияла на формирование жизненных ценностей главных героев. Среди столичного дворянства прошли детство и молодость Онегина, а в деревне выросла Татьяна. Поместное дворянство поэт рисует и сатирически, и иронически, и сочувственно, с нотками ностальгии и доброй улыбкой.

В семье Лариных автор видит разные начала. Фамилия помещиков происходит от слова «лары» — боги домашнего очага. В их деревенском доме много доброго, патриархального и трогательного. Жизнь Лариных – «мирная», без зависти, злобы, жестокости. Это тихие, просты люди, гостеприимные, радушные. Они прошли по жизни рука об руку, без великих страстей, но и без диких ссор и сцен. Даже равнодушный и скучающий Онегин оценил тепло домашнего очага в семействе Лариных:

А кстати: Ларина проста,
Но очень милая старушка.

Поэту дороги привычки «милой старины», которым следовали родители Татьяны:

Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели;
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод…

Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам.
Служанок била, осердясь –
Все это мужа не спросясь.

Но, с другой стороны, поэту грустно, что жизнь мирных деревенских людей полностью лишена духовных интересов, поисков, развития. Их не интересуют:

Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые
И гроба тайны роковые…

Дмитрий Ларин – посредственный, примитивный человек:

Отец ее был добрый малый,
В прошедшем веке запоздалый;
Но в книгах не видал вреда;
Он, не читая никогда,
Их почитал пустой игрушкой…

А ведь отец Татьяны не всегда был простым барином: в молодости он участвовал в русско-турецкой войне, заслужил чин бригадира и медаль за взятие Очакова.

Мать Татьяны возвышенно, романтично любила сержанта гвардии, потом испытала душевную драму, когда ее выдали замуж за нелюбимого человека. Размеренная, спокойная жизнь «по привычке» привела к внутреннему оскудению, угасанию душевных порывов матери Татьяны и ее мужа. Поэту больно осознавать, как легко люди превращаются в обывателей, медленно доживающих свой век. И все-таки семья Лариных – лучшая среди поместных дворян. В их доме выросла не только обычная, ничем не выделяющаяся Ольга – наиболее распространенный тип дворянской девушки начала XIX века, но и духовно богатая натура – Татьяна.

В портрете же другого обывателя у Пушкина появляются обличительные мотивы. Поэт рассказывает о деревенском дяде Онегина, который:

Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.

В двух строчках показана целая жизнь человека, наполненная невыразимой скукой: сорок лет он провел в глухой деревне без дела, без семьи, в мелочных склоках.

На именинах Татьяны мы знакомимся со многими соседями и приятелями Лариных. При описании светского общества используется традиционный приём — «говорящие» фамилии: Пустяков, Скотинины. Герои напоминают персонажей из комедий Д.И.Фонвизина и А.С.Грибоедова. «Говорящая» фамилия у Гвоздина. Она образована от глагола «гвоздить». Этот герой – «хозяин превосходный, владелец нищих мужиков». Пушкин характеризует этого помещика в соответствии с житейской логикой крепостников. Ведь тот хорош, кто грабит крестьян. С убийственной иронией поэт описывает и местного иностранца, и дворянских барышень, и уездного франтика Петушкова.
В этом примитивном и безнравственном мире обывателей невозможно «не задохнуться» лучшим героям – Онегину и Татьяне.

Люди, окружающие их, невыносимы. Поэтому Онегин избегал общения с ними, а Татьяна молча страдала. В письме к Евгению она призналась:

Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна.

От влияния пошлой среды девушку спасла ее добрая семья, книги, близость к природе и народной культуре.
Создавая пародийный образ мелкопоместного дворянства, Пушкин точно и глубоко показал, как уклад усадебной жизни формировал, в основном, людей недалеких, посредственных, не умеющих ни думать, ни чувствовать.

В Онегине же Пушкиным представлен прежде всего духовный и нравственный облик дворянской интеллигенции эпохи декабристов. Он олицетворяет собой порождение того общества, той эпохи, но вместе с тем он странным образом противоречит ему. По крайней мере, можно абсолютно точно утверждать, что он стоит на высоком уровне культуры своего времени, отличаясь в этом отношении от большинства дворянского общества. И это объединяет его с Чацким – главным героем комедии «Горе от Ума» Александра Сергеевича Грибоедова.

Б) А. С. Грибоедов «Горе от Ума».

История создания и основные конфликты в комедии.

У А.С. Пушкина есть замечательное высказывание: «Грибоедов сделал все. Он написал «Горе от ума». «Горе от ума» — оригинальная, высокохудожественная, общественно значимая комедия. А.С.Грибоедов работал над своим главным произведением несколько лет. Окончательная редакция была завершена осенью 1824 года. Каждый образ в комедии отражает сущность реальных общественных типов своей эпохи. Они не выдуманные, не абстрактные, а глубоко жизненные.
В произведении происходит взаимодействие двух конфликтов: любовного, основными участниками которого являются Чацкий и Софья, и конфликта общественно- идеологического, в котором Чацкий сталкивается с консерваторами, собравшимися в доме Фамусова. С точки зрения проблематики на первом плане – конфликт между Чацким и Фамусовским обществом, противоречие между граждански активной личностью и общественно пассивным, реакционным большинством.

А. С. Грибоедов в своей комедии так же, как и Пушкин, показал противоборство двух лагерей русского дворянства в начале 20-х годов 19 века. Это были годы, когда передовые дворяне отчётливо поняли необходимость перемен в стране. Началась схватка, апогеем которой и явилось восстание декабристов. Лучшая часть дворянства выступила против привычных порядков, которые Грибоедов мастерски описал в своём произведении на примере московского барства.

Московское барство в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

Образы Московских дворян в комедии Грибоедова имеют много общих черт. Это консерваторы, противники всего нового, передового. Эти люди не скрывают своего отношения к переменам, происходящим в стране, напротив, они открыто говорят о своей приверженности к веку минувшему:

Не то, чтоб новизны вводили, — никогда,

Спаси нас боже! Нет…

Это говорит об их интеллекте, их нравственности. Этих людей не интересует индивидуальность, душа каждого человека. Здесь каждого оценивают по его материальному положению или происхождению и положению в обществе.

Это мы можем наблюдать во время сцены бала. Конфликт Чацкого с московским обществом наиболее ярко проявился на балу у Фамусова. Сцена бала является кульминацией комедии Грибоедова. На балу Чацкий успевает перессориться с гостями, прослыть сумасшедшим и быть осужденным всем, собравшимся на балу обществом.

Сцена бала типична для Москвы Грибоедовского времени. И гости Фамусова – самые обыкновенные люди московского общества начала 19 века. Одни ездят на балы от скуки, другие, чтобы завести знакомство с нужными людьми, третьи, чтобы устроить судьбы своих детей. Здесь собираются люди одного круга, здесь нет чужих. А установленные правила поведения являются законом.

Первые, с кем встречается Чацкий на балу – это супруги Горичи. Платон Горич – давний знакомый Чацкого, бывший военный, после женитьбы полностью попал «под каблук» своей жены. Чувствуется, что Чацкий хорошо относится к Платону Михайловичу и искренне огорчен переменой, произошедшей со своим старым другом. Он хоть и подшучивает над Горичем, но с явным сочувствием. А вот и князья Тугоуховские со своим семейством, со своими многочисленными дочерьми. Первое, что интересует княгиню: женат ли Чацкий. А как быстро пропадает ее интерес, когда она узнает, что кандидат в женихи небогат! А вот графини Хрюмины: бабушка и её внучка — старая дева. На ее едкие замечания Чацкий отвечает не менее резко. Это ее он сравнивает с французскими модистками.
И, конечно, Чацкого возмущает то, что московское общество, осуждая таких пройдох, как Загорецкий, не закрывает перед ним двери, а продолжает принимать на балах. Откровеннее всех об этом говорит по своей глупости Хлестова: «Я от него было и двери на запор; да мастер услужить» Пустые никчемные люди, не желающие не только никаких перемен, но и не желающие даже слышать о них. Поэтому Чацкий, думающий и говорящий иначе, своей правдивостью вызывает неприятие у этого общества. Вот почему слух о безумии Чацкого, выдуманный Софьей, так легко был принят за правду гостями Фамусова. Итак, московское общество выносит Чацкому приговор: безумен. Но и Чацкий выносит свой приговор московскому обществу:

Из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним
И в нем рассудок уцелеет.

Образ Павла Фамусова, как представителя московского светского общества.

Если мы говорим о московском светском обществе, мы не можем не сказать о Павле Афанасьевиче Фамусове.

Фамусов – одна из центральных фигур в комедии. Это яркий представитель «века минувшего», он проповедует философию «отцов», то есть тех, кто обладает консервативными взглядами. «Отцы» в пьесе – высокопоставленные чиновники и в то же время богатые помещики. Это Фамусовское общество. Они выступают против свободы слова и просвещения. В руках именно Фамусовского общества сосредоточена власть. Служебное положение Фамусова достаточно высоко: он «управляющий в казенном месте». Именно от него зависит материальное состояние и успех множества людей: распределение чинов и наград, «протекции» молодым чиновникам и пенсии старикам
Фамусов – убежденный защитник всего застойного. По его мнению, жить правильно – значит поступать во всем так, «как делали отцы», учиться, «на старших глядя». Герой восхваляет московские нравы, неизменные век от века:

На все свои законы есть:
Вот, например, у нас уж исстари ведется,
Что по отцу и сыну честь:
Будь плохенький, да если наберется
Душ тысячки две родовых, —
Тот и жених.

Образ Александра Чацкого.

Фамусовскому обществу в комедии, твердо хранившему традиции «века минувшего», противопоставлен Александр Андреевич Чацкий. Это передовой человек «века нынешнего», точнее, того времени, когда после Отечественной войны 1812 года, обострившей самосознание всех слоев общества России того времени, стали возникать и развиваться тайные революционные кружки, политические общества. Чацкий в литературе 20-х годов XIX века — это типичный образ «нового» человека, положительного героя, декабриста по взглядам, общественному поведению, нравственным убеждениям, по всему складу ума и души. Его взгляды против существующих устоев общества становятся все более резкими.
Если Фамусов — защитник старого века, времени расцвета крепостничества, то Чацкий с негодованием революционера-декабриста говорит о крепостниках и крепостном праве. В монологе «А судьи кто?» он гневно выступает против тех людей, которые являются столпами дворянского общества. Он резко высказывается против милых сердцу Фамусова порядков золотого екатерининского века, «века покорности и страха — века лести и спеси».

Идеал Чацкого не Максим Петрович, надменный вельможа и «охотник поподличать», а независимая, свободная личность, чуждая рабской приниженности.

Если Фамусов, Молчалин, Скалозуб рассматривают службу как
источник личных выгод, службу лицам, а не делу, то Чацкий разрывает связи с министрами, уходит со службы именно потому, что он желал бы служить делу, а не лакействовать перед начальством. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — говорит он. Он защищает право служить просвещению, науке, литературе, но это трудно в условиях такого общества.

Если фамусовское общество с пренебрежением относится ко всему народному, национальному, рабски подражает внешней культуре Запада, особенно Франции, даже пренебрегая своим родным языком, то Чацкий стоит за развитие национальной культуры, осваивающей лучшие, передовые достижения европейской цивилизации. Столкновение Чацкого — человека с волевым характером, цельного в своих чувствах, борца за идею — с фамусовским обществом неизбежно. Это столкновение принимает постепенно все более ожесточенный характер, оно осложняется личной драмой Чацкого — крушением его надежд на личное счастье.

Причины выбора Софьей Молчалина.

Софья – смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – все это не имеет в ней характера личных пороков, это можно назвать общими чертами ее круга.

Вспомним, что Софья воспитана в Фамусовском обществе, она получила классическое образование того времени – стихи, танцы, фортепиано и её любимые французские романы…. Все это наложило определенный отпечаток на её характер. С одной стороны она обладает живым умом, страстностью и женской мягкостью, с другой – непониманием окружающего мира, которое и свело её с Молчалиным.

«Я не старалась! Бог нас свёл!» — говорит она о своих отношениях с Молчалиным. Но так ли это? И что мы знаем о самом Молчалине?

Он, наконец, уступчив, скромен, тих. И на душе проступков никаких. Чужих и вкривь и вкось не рубит…. Вот я за что его люблю!» — вот так описывает Софья Чацкому Молчалина, не замечая, что «портрет выходит пошл». Софья видит в нем скромного, бедного, не смеющего поднять не нее глаз, влюбленного молодого человека.… И…. покровительствует ему. Она стремится сделать из него «мальчика – мужа», а если мы вспомним общество Фамусова, то поймём, откуда Софья берет эти идеи. Ведь именно в этом обществе такие мужья не редкость.

В некоторых критических статьях (например, в статье Гончарова «Мильон терзаний) Софья сравнивается с Пушкинской Татьяной и мы можем говорить об уместности этого сравнения. «Душа ждала кого-нибудь» — говорит Пушкин о Татьяне в произведении «Евгений Онегин», но если присмотреться к Софье Грибоедова, то мы поймём, что выбор Софьи на Молчалина пал Случайно. Как и Татьяна, она выбирает возлюбленного, не зная его, не понимая его, его душевных качеств. Её душа ждала кого-нибудь

Живой ум, идеи, мысль чувства загублены в Софье, поэтому она не замечает в Молчалине того, что очевидно для других: глупости, жадности, подлости и подхалимства.

Последнее свидание влюбленных показывает Молчалина во всей красе.

«И вот любовника я принимаю вид в угоду дочери такого человека….» А Софья? «Не продолжайте. Я виню себя кругом. Но кто бы мог думать мог, чтоб был он так коварен!»

Итак, мы понимаем, что выбор Софьи был обусловлен, в основном, ограниченностью выбора. Ведь Софья, при всех своих душевных задатках, всё же целиком принадлежит фамусовскому миру.

В) Сравнение Онегина и Чацкого.

Чем же все-таки похожи эти два героя, светский Онегин и просветитель Чацкий, герои разных произведений, но одной эпохи?

Конечно же, они происходят из одного и того же общества, они ровесники, оба умны, проницательны, оба видят несостоятельность светской жизни, обнажают ее суть от покровов внешней мишуры и блеска. Оба пытаются найти себя, обрести себя, путешествуя или сменяя обстановку. У обоих неудачно складываются отношения со слабым полом, но, однако, причины для этого несколько разные. Если Чацкий, все еще влюбленный в Софью, постепенно разочаровывается в ней, находя в ее характере черты ненавистного ему общества, то Онегин, встречаясь с Татьяной, уже пребывает в глубоком разочаровании от жизни, поэтому и на любовь Татьяны он реагирует благородно. Но он понимает, что не способен стать благопристойным мужем и отцом семейства, поэтому он опасается чистой и нежной любви Татьяны.

Чацкий олицетворяет собой живой ум, передовые стремления, огонь, движение, бурную просветительскую деятельность. Онегин оказывается более пассивным на таком фоне, человеком с огоньком, почти потухшим, но который еще можно разжечь, только сделать это надо кому-то другому, раздуть огонь и превратить его в пламя.

Заключение.

«Вместе с современным ему гениальным творением Грибоедова — «Горе от ума», стихотворный роман Пушкина положил прочное основание новой русской поэзии, новой русской литературе. До этих двух произведений русские поэты ещё не умели быть поэтами, воспевая чуждые русской действительности предметы, и почти не умели быть поэтами, принимаясь за изображение мира русской жизни», — сказал В. Г. Белинский.

Действительно, эти два произведения сыграли огромную роль в развитии русской литературы. Прочитав их, можно наиболее полно составить своё представление о светском обществе того времени. Изучив эту тему, я поняла, что образ жизни приверженцев светского общества того времени не сильно отличается от образа жизни элиты, так называемого высшего общества, сегодняшних дней. К сожалению, сейчас душа, искренние чувства и лучшие черты характера порой ценятся меньше чем деньги, положение, связи. И поэтому я могу сказать, что тема моего реферата актуальна и по сей день. Ответы на современные вопросы, проблемы, можно всегда найти у классиков. Давайте читать классиков!

Список литературы:

И. Е. Каплан «Анализ произведений русской классики».

А. М. Гуревич «Сюжет «Евгения Онегина»»

С. Сандомирский «Тайна Онегина»

И. Медведева «Горе от Ума»

В. И. Коровин «А. С. Грибоедов. Жизнь и творчество»

Н. С. Ашукин «Пушкинская Москва»

Арнольд Гессен «Пушкин в Москве»

Журнал «Литература в школе» за 2004, 1997 года

Н. К. Пиксанов «Горе от Ума».

И. А. Гончаров «Мильон терзаний»

В. Орлов «А. С. Грибоедов и его комедия»

С. Е. Шаталов «Герои романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»»

Интернет ресурсы.

Обсуждение закрыто.

Светское общество в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Правдивость - одно из основных качеств романа “Евгений Онегин”. В нем А.С. Пушкин отобразил действительность XIX века: привычки людей, их поступки, само светское общество. Именно поэтому “Евгений Онегин” является бесценным произведением в историческом и литературном плане.

Великий критик Белинский назвал этот роман “энциклопедией русской жизни”. И это действительно так. Именно в этом произведении А.С. Пушкин одним из первых поэтов решился отобразить читателям общество в том виде, в каком оно находилось в эпоху XIX века. Светское общество в “Евгении Онегине” показано не с самой лучшей стороны. В этом обществе достаточно было нарядно одеваться, сделать прическу. И все тогда начинали считать тебя светским человеком. Так произошло и с главным героем романа Онегиным. Ему наскучила светская жизнь, а общество, которое его окружало, угнетало героя. Эта жизнь убила в главном герое всякие чувства, и нельзя было ему уже куда-либо сбежать от того настроения, которое было у него на душе. Онегин противопоставляется большинству людей этой эпохи, и светское общество его не принимает. Евгений вынужден уехать. Он приезжает в деревню. С этого момента мы переносимся в совсем иную среду, где все было гораздо спокойнее, нежели в городе. Главного героя не приняли и тут, так как он резко отличался от большинства населения деревни. Но и здесь Онегин сумел найти людей, которые его поняли. Здесь он нашел преданного друга Ленского, настоящую любовь Татьяны Лариной. Татьяна выросла замкнутой девушкой, но с огромным воображением, ее душа непрестанно была полна множеством разнообразных чувств:

Одна с опасной книгой бродит,

Она в ней ищет и находит

Свой тайный жар, свои мечты...

Отдав свое сердце Онегину, Татьяна уже никому больше не могла доверить свою тайну, даже своим самым близким родственникам. И не только потому, что она была скрытной девушкой, но и потому, что окружающее ее общество никогда бы не смогло ее понять. Эта ситуация встречается довольно-таки часто и в настоящее время. Окружающее общество не дает возможность человеку развиваться индивидуально: оно либо подстраивает его на свой лад, либо отвергает. Человек становится замкнутым, боится кому-либо довериться.

Это произведение имеет большую историческую значимость. Изучая “Евгения Онегина”, читатель узнает, каким был быт людей, их занятия, привычки, праздники, подробно Пушкин описывает праздничную атмосферу именин Татьяны Лариной, гостей, которые казались ей совсем скучными людьми, танцы:

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный;

Чета мелькает за четой.

Наверное, самым ярким примером бесчувственности людей, их неуважения к другим стала смерть Ленского. Ленский был необычным, душевным человеком, но которого, к сожалению, и при жизни не очень-то замечали, а после смерти и подавно забыли про него:

Но ныне... памятник унылый

Забыт. К нему привычный след

Заглох. Венка на ветви нет;

Один под ним, седой и хилый,

Пастух по-прежнему поет...

Видимо, слишком рано родился Ленский, ведь общество никогда бы не смогло подняться до его уровня.

Москва!.. Татьяна из провинциальной девушки превратилась в знатную даму, выйдя замуж за генерала. И с виду она ничем не отличалась от других женщин. Она смогла этого добиться без особых на то усилий. Жизнь ее круто изменилась... Но счастлива ли была она?..

Роман “Евгений Онегин” имеет огромное значение для русских людей. И как сказал Белинский: “Оценить такое произведение - оценить самого поэта во всем объеме его творческой деятельности”. И хоть прошло уже два столетия, темы, затронутые в “Евгении Онегине”, остаются актуальными и на сегодняшний день.

Одну из ключевых в романе "Евгений Онегин" играет светское общество в роли российской аристократии.

Как и каждое общество, оно расположено выше на несколько ступеней окружающих из-за своего развития. Но, оно в принципе ничего не делает, так как не может отыскать в себе силы и возможности что-то реализовать.

Петербургское общество предстаёт в романе перед читателем с ноткой сарказма, иронии. Онегин сам входит в это общество. Но в то же время, описывая кабинет Онегина, Пушкин уделяет внимание тому, что, даже входя в это общество, Онегин, как и другие молодые люди, потихоньку отделяются от традиций их, потому что имеет более новое, другое воспитание.

Поместное же дворянство нравится самому автору в описании. Оно описано достаточно красочно и широко, в нём до сих пор присутствует непринуждённость, самая суть людской природы. Люди, что входят в это общество, ближе всего расположены к простым людям по своему домашнему обиходу и мироощущениям. Одними из самых ярких представителей поместного дворянства были родной дядя Онегина, семья Лариных. Но такое общество очень далеко от идеала, так как в нем нет каких-то определяющих потребностей. То же самое касается и интересов. К такому же обществу можно и отнести Ленского.

Меньше всего в романе Пушкин уделил внимания Московскому обществу. Можно лишь сказать одно, что здесь общество всегда выделялось своей патриархальностью. Спустя довольно-таки продолжительное время общество Москвы не изменяется. Оно остаётся таким же по своим обычаям и традициям, спокойным. Но даже внутри общества происходит какое-то людское движение, веселье и переполох. Выделяя более собирательное из Московского и Петербургского, таким оказывается именно первое.

Во многих фразах читателю дают понять, что за красивой обложкой прячется распущенность каждого общества. Но иногда и в таком обществе попадают люди интригующие собой и интересные для общения. И это не зависит от города.

Говоря о влиянии какого-то общества на человека, то оно ничего не говорит. Именно человек сам для себя решает какие нравы и законы ему принимать. Общество неоднородно, но именно таким оно и должно быть.

Сочинение Светское общество (Евгений Онегин)

По описанию Пушкина светское общество представляет собой пространство декаданса и не несет практически никаких положительных характеристик. При этом светское общество служит для того чтобы оттенить, если не идеалы, то альтернативу этому светскому обществу.

Вообще, если посмотреть на историю России, то практически всегда высший свет ориентируется на другие государства. Как правило, более развитые и таковые существуют практически всегда и практически всегда Россия смотрит на Европу и Запад и хочет подражать этому образу своеобразного парадиза. Даже сейчас мы видим активное подражание американской и европейской культуре, во времена Пушкина более в почете были Франция и Англия, разницы в этом не много.

Для того чтобы выполнить сравнение, Пушкин вводит своеобразные пары противоположностей: Ларина младшая и светские дамы, Полина Ларина и княжна Алина и много других вариантов. Светские дамы в отличие от Татьяны Лариной склонны к пустым развлечениям, а она – более вдумчивая натура, глубокая как загадочная русская душа. Княжна Алина без семьи и цели, доживает свои годы в болезни и тоске, потратив лучшее на развлечения и светские приемы, а Полина воспитала дочек и хотя стала более простым человеком, но счастлива работать в деревне и вести хозяйство.

Таким образом Пушкин как бы ненавязчиво намекает к чему ведет подобное подражание и вообще приверженность вкусам высшего света, который на самом деле обладает только внешним лоском, а по содержанию: скука, страсть к развлечениям и бесцельное шатание. Тем не менее, автор не делает существенного различия между светскими людьми в деревне и городе. Просто деревенские люди, такие как например Зарецкий, более грубы и даже более подлы, но в этом сочетается мода светского общества с грубостью простого деревенского человека.

Резюмируя, следует отметить довольно негативное отражение светского общества в этом романе. Пушкин иронизирует и проводит довольно четкую сатирическую канву повествования, которая выставляет светских людей по большей части не особенно интересными и достойными. Мне кажется, таким образом он хотел предостеречь своих современников, да и остальных людей от чрезмерного увлечения пустыми развлечениями и бездумным досугом, а также указать на наличие собственной (пусть и простой) культуры (народной, но настоящей и вполне пригодной даже для помещиков) в нашей стране.

Несколько интересных сочинений

  • Любовь в произведении Горе от ума Грибоедова сочинение

    Тема любви в данном произведении является ключевой. В начале комедии мы наблюдаем сцену так называемой любви между Софьей и Алексеем. Софья увидела в нем идеал и возвела на пьедестал.

  • Образ и характеристика Рассказчика Игнатича в рассказе Матренин двор Солженицына сочинение

    В рассказе история Игнатича во многом напоминает судьбу самого Солженицына. Отчество героя похоже на авторское Исаевич. Главный герой перенес тяготы войны, заключение и ссылку

  • Сочинение Любовь в романе Герой нашего времени Лермонтова

    Тема любви является одной из наиболее важных в романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени», поскольку для раскрытия такого «героя», которого хочет описать нам автор, характеристика его взаимоотношений

  • Сочинение по сказке Щелкунчик и мышиный король Гофмана

    В сказке Э.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» главными персонажами являются маленькая девочка по имени Мэри и Щелкунчик.

  • Сочинение Моя любимая сказка Царевна-лягушка 5 класс

    Все мы с самого раннего детства слышали множество сказок. Большая часть из них всегда несет в себе поучительный урок. Бывает, что в некоторых сказках данный урок необходимо поискать

Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (2.1−2.5). В бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

2.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)

Пояснение.

Комментарии к сочинениям

Художественное своеобразие романа «Евгений Онегин» состоит в том, что одним из персонажей его является сам автор. Что сближает автора с его героем? Прежде всего, - жизненные обстоятельства. Автор и герой - люди одного круга. Молодость обоих прошла в светском обществе: балы, театр, дружеские вечеринки, романы... Однако уже здесь заметно различие между ними.

Онегин с самого начала романа предстает перед нами как человек светский, причем светский не только по образу жизни своему, но и «по духу»: он прекрасно чувствует себя в «высшем» обществе, он впитал в себя светскую мораль с ее лицемерием, цинизмом, фальшью. Автор же с самого начала резко отделяет себя от светского мира. Как и Онегин, автор прекрасно понимает, как тяжело «условий света...бремя». Поэт описывает высший свет исключительно в иронических тонах: вид «величавых», «неприступных» дам вызывает в нем «сплин», их «умный» разговор для него - «несносный, хоть невинный вздор».

Именно здесь автор сближается с Онегиным, открывает в герое симпатичные ему черты: «мечтам невольную преданность», «неподражательную странность» и «резкий, охлажденный ум». Однако тут же поэт замечает разницу: «Я был озлоблен, он угрюм». И с этого момента различия между ними проступают все явственнее и заметнее. Онегин далек от всего русского, национального. Он читает европейскую литературу, кумирами его являются Байрон, Наполеон. Он, в сущности, равнодушен к России, его воспитывал француз-гувернер, прививая ребенку европейские манеры, стиль мышления, культуру. Онегин - романтический герой «европейского типа». Автор же - человек русский по духу своему и мироощущению, истоки его личностного развития - в русской культуре.

Не по-русски» циничен Онегин и в семейной сфере, родственные отношения для него практически ничего не значат. В романе лишь упоминаются его отец и дядя, но сам герой изображен вне семьи. Для автора же дом и семья - это самые главные ценности в жизни.

Для Онегина «вольность и покой - замена счастью». Для автора счастье - «ясность души», «ко благу чистая любовь», «младое вдохновенье», «нецеремонные друзья» и «бурные любви желанья», «домашний круг», «прогулки, чтенье, сон глубокий, Лесная тень, журчанье струй» - все то разнообразие чувств, мыслей и занятий, которое человеку дает жизнь.

Таким образом, пушкинский герой во многом отличается от автора, мироощущение которого покойно и гармонично, жизнь одухотворена творческим поиском, поэтическим трудом, общением с друзьями. Жизнь Онегина пуста, это вечный скиталец в русской земле. Пушкин оставляет ему возможность духовного возрождения, способность обретения любви, однако счастье для него навсегда потеряно. Трагедия Онегина не в его жизненных обстоятельствах, а, прежде всего, в его мироощущении.

2.2. Почему дуэль Печорина и Грушницкого оказалась неизбежной? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

Грушницкий дается в романе глазами Печорина, который довольно иронично относится к «приятелю». Оба героя являются участниками военных действий на Кавказе. Они встречаются в Пятигорске, куда их направили из действующего отряда на отдых и лечение. Печорин немного старше Грушницкого, но его чувство превосходства над приятелем продиктовано не возрастом и даже не офицерским чином, о котором мечтает Грушницкий. Во-первых, Печорин на всех посматривает свысока и никто не может серьезно противостоять ему, а во-вторых, Грушницкий действительно заслуживает насмешки. Проницательный Печорин сразу видит все его мелкие слабости: боязнь показаться слишком юным, вычурность речи, страсть к готовым пышным фразам «на все случаи жизни». Таких людей «просто прекрасное не трогает», и они «важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания». И все-таки может показаться странным заявление Печорина: «...мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать». Почему какой-то смешной позер Грушницкий вызывает у Печорина резкое чувство антипатии? Наверное, потому, что Печорин видит в Грушницком карикатуру на самого себя. То, что говорит Грушницкий, по-настоящему переживает Печорин. Грушницкий притворяется разочарованным и скучающим, потому что это модно, а Печорин действительно разочарован и не может избавиться от смертельной скуки. Для него хандра не поза, а несчастье всей жизни. Поэтому конфликт между ними неизбежен.

2.3. Каково отношение Н. В. Гоголя к главному герою повести «Шинель»?

«Зачем же изображать бедность...и несовершенства нашей жизни, выкапывая людей из жизни, отдалённых закоулков государства?... нет, бывает время, когда иначе нельзя устремить общество и даже поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости» - писал Н.В. Гоголь, и в его словах заложен ключ к пониманию повести.

«Глубину мерзости» общества автор показал через судьбу главного героя повести - Акакия Акакиевича Башмачкина. Образ его имеет две стороны. Первая - духовное и физическое убожество, что сознательно подчеркивается Гоголем и выводится на первый план. Вторая - произвол и бессердечие окружающих по отношению к главному герою повести. Соотношение первого и второго определяет гуманистический пафос произведения: даже такой человек, как Акакий Акакиевич, имеет право на существование и справедливое к себе отношение. Гоголь сочувствует судьбе своего героя. И заставляет читателя невольно задумываться и об отношении ко всему окружающему миру, и в первую очередь о чувстве достоинства и уважения, которые должен вызывать к себе каждый человек, независимо от его социального и материального положения, а лишь с учетом его личных качеств и достоинств.

2.4. Каковы представления Г. Р. Державина о сущности поэтического творчества?

Тема поэта и поэзии - традиционная тема русской литературы. О сущности поэтического творчества писали Пушкин и Лермонтов, Некрасов и поэты серебряного века. Встречаем эту тему и в творчестве Державина. Программным произведением Державина стало стихотворение «Памятник». Главная тема стихотворения - прославление истинной поэзии и утверждение высокого назначения поэта. "Оно является подлинным гимном поэзии. Основная тема стихотворения задается уже в первой строфе: творчество становится своеобразным памятником его создателю, причем этот «чудесный» памятник оказывается прочнее и долговечнее любых «рукотворных монументов» - такова сила поэтического искусства. И последняя строфа стихотворения - традиционное обращение к Музе:

О Муза! возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай;

Непринужденною рукой неторопливой

Чело твое зарей бессмертия венчай.

Эти строки свидетельствуют о том, что Державин благодарен своей Музе, и хотя и не надеется на единодушное одобрение современников, но сохраняет черты достоинства и величия на пороге бессмертия..

2.5. О сочинениях на свободную тему можно посмотреть на отдельной странице: .

Сознание человека, систему жизненных ценностей, как известно, во многом формируют нравственные законы, принятые в обществе. Пушкин пишет в романе как о столичном, так и о московском и провинциальном дворянстве.
Особое внимание автор романа уделяет петербургскому дворянству, типичным представителем которого и является Евгений Онегин. Поэт во всех подробностях описывает день своего героя, а день Онегина – типичный день столичного дворянина. Таким образом, Пушкин воссоздает картину жизни всего петербургского светского общества. Модное дневное гуляние по определенному маршруту (“Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар.”), обед в ресторане, посещение театра. Причем для Онегина театр является не художественным зрелищем и даже не своеобразным клубом, а скорее местом любовных интриг, закулисных увлечений. Пушкин дает своему герою следующую характеристику:
Театра злой законодатель,
Непостоянный обожатель
Очаровательных актрис,
Почетный гражданин кулис.
Очень подробно описывает Пушкин кабинет Онегина, его наряд. Автор как бы желает еще раз подчеркнуть

Оторванность молодых людей того времени от национальной почвы, ведь они с раннего детства находились в атмосфере чужого языка, людей (гувернантки и гувернеры – иностранцы) и вещей. (“Но панталоны, фрак, жилет, /Всех этих слов на русском нет.”). День молодого франта завершает бал, любимое времяпровождение столичных дворян.
Пушкин говорит о петербургском высшем обществе с изрядной долей иронии и без особых симпатий, ибо жизнь столичная “однообразна и пестра”, а “света шум очень быстро наскучивает”.
Поместное, провинциальное дворянство представлено в романе весьма широко. Это дядя Онегина, семейство Лариных гости на именинах Татьяны, Зарецкий.
Дядя Онегина был “деревенским старожилом”, занимался тем, что бранился с ключницей, смотрел в окно, давил мух и читал “календарь осьмого года”.
Яркие представители провинциального дворянства собираются у Татьяны на именинах: Гвоздин, “хозяин превосходный, владелец нищих мужиков”; Петушков, “уездный франтик”; Флянов, “тяжелый сплетник, старый плут”. Если в рассказ о столичном дворянстве Пушкин вводит реальных исторических лиц, например Каверина, то в данном случае автор использует фамилии известных литературных персонажей: Скотинины – герои “Недоросля” Фонвизина, Буянов – герой “Опасного соседа” В. Л. Пушкина. Автор употребляет также говорящие фамилии. Например, Трике означает “битый палкой” – намек на то, что он не может быть принят в высшем обществе, но зато в провинции он гость желанный.
Недалеко от Ленского проживает Зарецкий, “некогда буян”, “глава повес”, теперь же “отец семейства холостой”, “помещик мирный”. Но его никак нельзя назвать порядочным человеком, ведь он любит “друзей поссорить молодых /И на барьер поставить их”. Так происходит и в случае с Ленским и Онегиным. В общем-то, Зарецкий является виновником гибели Ленского; хотя он, как секундант, мог предотвратить дуэль, но сделал все возможное, чтобы она состоялась.
И Владимира Ленского можно отнести к поместным дворянам. Он “романтик и больше ничего”, по определению Белинского. Как романтик, он совершенно не знает жизни, людей видит все либо в розовом, либо в черном свете (“Он сердцем милый был невежда.”). Он отчужден от национальной культуры, может быть, больше Онегина (соседи называют Ленского полурусским). Рассуждая о будущем Владимира Ленского, Пушкин видит два возможных пути. Следуя первому из них, он мог бы стать Кутузовым, Нельсоном или Наполеоном или даже закончить жизнь так, так Рылеев, ведь Ленский человек страстный, способный на безрассудный, но героический поступок (в этом он близок Пушкину). Но беда его в том, что среда, в которую он попадает, враждебна ему, в ней его считают чудаком. Ленский скорее пошел бы по второму пути:
А может быть и то: поэта
Обыкновенный ждал удел.
Он стал бы заурядным помещиком, каким был дядя Онегина или Дмитрий Ларин.
Ларин, о котором Белинский говорит, что он “что-то вроде полипа, принадлежащего в одно и то же время двум царствам природы – растительному и животному”, был “добрым малым”, но вообще-то человеком ординарным (свидетельство тому – очаковская медаль, которая не была индивидуальной наградой в отличие от ордена). Его жена увлекалась в молодости книгами, но увлечение это было скорее возрастным. Вышла замуж поневоле, была увезена в деревню, где “рвалась и плакала сначала”, но потом занялась хозяйством, “привыкла и довольна стала”.
Мир поместного дворянства далек от совершенства, ибо в нем духовные интересы, потребности не являются определяющими, так же как интересы интеллектуальные (“Их разговор благоразумный /О сенокосе, о вине; /О псарне, о своей родне”). Однако Пушкин пишет о нем с большей симпатией, чем о петербургском. В провинциальном дворянстве сохраняются естественность и непосредственность как свойства человеческой натуры (“Соседей добрая семья, /Нецеремонные друзья”). Поместные дворяне в смысле мироощущения, быта были достаточно близки к народу. Это проявляется в отношении к природе и религии, в соблюдении традиций (“Они хранили в жизни мирной /Привычки милой старины.”).
Московскому дворянству Пушкин уделяет меньше внимания, чем петербургскому. Проходит несколько лет со времени, когда Пушкин писал 1-ю главу своего романа, а А. С. Грибоедов закончил комедию “Горе от ума”, но Пушкин вносит в эпиграф седьмой главы грибоедовские строки, подчеркивая тем самым, что с тех пор в Москве мало что изменилось. Древняя столица всегда отличалась патриархальностью. Так, например, Татьяну встречает у тетки седой калмык, а мода на калмыков была в конце XVIII века. Московское дворянство – образ собирательный в отличие от петербургского, где Евгений Онегин является главным героем. Пушкин, говоря о Москве, как бы населяет ее героями грибоедовской комедии, которых не изменило время (“Но в них не видно перемены, /Все в них на старый образец.”). Появляется в московском обществе и реальное историческое лицо: “К ней (Татьяне) как-то Вяземский подсел.”. Но и в Москве все та же суета, “шум, хохот, беготня, поклоны”, которые оставляют равнодушными и Татьяну, и автора.
Влияние высшего света сам автор расценивает неоднозначно. 1-я глава дает резко сатирическое изображение света. Трагическая 6-я глава заканчивается лирическим отступлением – размышлениями автора о возрастном рубеже, который он готовится перешагнуть: “Ужель мне скоро тридцать лет?” И он призывает “младое вдохновенье” спасти “душу поэта” от гибели, не дать
.окаменеть
В мертвящем упоенье света,
В сем омуте, где с вами я
Купаюсь, милые друзья!
Итак, омут, мертвящий душу.
Но вот 8-я глава:
.и ныне музу я впервые
На светский раут привожу.
И что же?
Ей нравится порядок стройный Олигархических бесед, И холод Гордости спокойной, И эта смесь чинов и лет.
Очень верно объясняет это противоречие Ю. Лотман: “Образ света получал двойное освещение: с одной стороны, мир бездушный и механистический, он оставался объектом осуждения, с другой – как сфера, в которой развивается русская культура, жизнь одухотворяется игрой интеллектуальных и духовных сил, Поэзией, гордостью, как мир Карамзина и декабристов, Жуковского и самого автора “Евгения Онегина”, он сохраняет безусловную ценность.
Общество неоднородно. От самого человека зависит, примет ли он нравственные законы малодушного большинства или лучших представителей света”.

  1. На всех стихиях человек – Тиран, предатель или узник. А. С. Пушкин В 1828 году А. С. Пушкин оказался в невыносимо тяжелых условиях. Придирки правительства к поэту, вернувшемуся из ссылки,...
  2. Роман Пушкина “Евгений Онегин” издавался отдельными главами на протяжении нескольких лет. Некоторые критики, видимо, поэтому воспринимали роман как “набор пестрых глав” и считали этот пестрый характер повествования художественным недостатком, говорили...
  3. Андрей Гаврилович Дубровский и Кирила Петрович Троекуров когда-то были товарищами по службе. Оба они женились по любви, но овдовели. У Дубровского остался сын Владимир, а у Троекурова – дочь Маша....
  4. И НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА “ДУБРОВСКИЙ” (2) Перед Пушкиным, тревожно размышлявшим над судьбой русского крестьянства, над будущим своей родины, среди других стоял вопрос: каковы взаимоотношения между помещиками и...
  5. Александр Сергеевич Пушкин – великий национальный поэт. В его личности и творчестве с большой силой проявились такие замечательные черты русского народа, как свободолюбие, многосторонняя одаренность, могучая творческая сила. Одной из...
  6. О революционных настроениях Пушкина в эту пору красноречиво свидетельствуют записи из дневника кишиневского сослуживца поэта, князя П. И. Долгорукова. Так, 27 мая 1822 г. Долгоруков записал следующий весьма характерный и...
  7. Действие повести “Капитанская дочка” происходит во время восстания Емельяна Пугачева. Конечно же, штурм и падение Белогорской крепости не имели решающего исторического значения, однако о героях повести вполне можно говорить как...
  8. Размышления о поэзии А. С. Пушкина Передо мной два не очень толстых тома, включающих в себя лирику Пушкина с 1813 по 1836 год. И чуть ли не в каждом стихотворении...
  9. В. Г.Белинский назвал “Евгения Онегина” “энциклопедией русской жизни”, так как в нем как в зеркале отразилась вся жизнь русского дворянства той эпохи. В центре внимания поэта жизнь, быт, нравы, поступки...
  10. Школьное сочинение: Женские образы в произведениях А. С. Грибоедова “Горе от ума” и А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. В произведениях А. С. Грибоедова “Горе от ума” и А. С. Пушкина...
  11. Сказки А. С. Пушкина внесли в литературу идею протеста против самодержавия и крепостничества. “Сказка о попе и о работнике его Балде” – сатира на обманывающих народ служителей православной церкви. В...
  12. Из фрагментов поэмы, относящихся ко всем главным персонажам – Онегину, Татьяне, Ленскому и автору, – нетрудно эксплицировать смысл даже в дискурсивно-рациональной форме. Он, разумеется, в тексте поэтически осложнен, будучи рассеян...
  13. Повесть “Капитанская дочка” была написана в очень сложный для Пушкина период жизни – 1833-1836 годы. Ей предшествовала статья “История Пугачева”, которую автор написал в 1833 году в селе Болдино Новгородской...
  14. Сколько великих поэтов, писателей в России! Сколько их было и сколько еще будет? На этот вопрос нельзя дать однозначного ответа, но можно с уверенностью сказать: Александр Сергеевич Пушкин – самый...
  15. Пушкин.! Когда вспоминаешь этого замечательного поэта, перед тобой возникают тирады стихов о любви и дружбе, чести и Родине, возникают образы Онегина и Татьяны, Маши и Гринева. На протяжении вот уже...Написанное в 1818 году стихотворение “К Чаадаеву” является, пожалуй, самым лирическим выражением политической идеи. В нем поэт обращается к своему другу Петру Яковлевичу Чаадаеву, гусару гвардейского Семеновского полка, высокообразованному человеку,...
  16. А. С. Пушкин является одним из величайших поэтов русской и мировой литературы. Личность Пушкина, поэта и гражданина, формировалась в десятые годы XIX века, когда вернувшиеся с войны 1812 года русские...
  17. В первое наше знакомство с Владимиром Дубровским перед нами предстает молодой, уверенный в себе и своем будущем дворянин, гвардейский корнет, мало когда задумывающийся о том, откуда берутся деньги и сколько...