» » Китай меняет партийную систему? Политические партии и общественные организации Политическая динамика и эволюция Единого фронта.

Китай меняет партийную систему? Политические партии и общественные организации Политическая динамика и эволюция Единого фронта.

Партийная система КНР по внешним формальным признакам может считаться многопартийной. Уже к началу 1950-х гг. здесь сложилось 8 политических партий, помимо КПК, которые назывались демократическими. Ни одна из этих партий ни по отдельности, ни вместе взятые никогда не были в оппозиции к КПК

Исключением может считаться период весны–лета 1956 г., когда в ходе критической кампании в печати, провокационно санкционирован-ной, как всегда руководством компартии, лидеры ряда демократических партий выступили с определенными претензиями на власть. Были даже предложения объединиться всем демократам в единую оппозиционную партию, способную стать реальной альтернативой коммунистам. Такие претензии закончились печально для отдельных руководителей партий.

Помимо Коммунистической, в КНР существуют следующие партии:

1. Ассоциация демократического национального строительства Китая (АДНСК). Основана в 1945 г. Насчитывает около 70 тыс. членов. Основной состав – специалисты в области промышленности и торговли. Важное место в деятельности Ассоциации отводится организации экономических консультаций, разработке рекомендаций по совершенствованию управления народным хозяйством, подготовке специалистов в этой области, оказанию помощи в трудоустройстве молодежи. Председатель партии – Чэн Сывэй.

2. Ассоциация содействия развитию демократии Китая (АСРДК). Создана в 1945 г. Объединяет представителей культуры, деятелей литературы, преподавателей в количестве 65 тыс. членов. Партия ставит задачу активно разворачивать движение интеллектуальной помощи наиболее отсталым районам, налаживать консультационную службу, организовывать лектории, создавать школы. Председатель партии – Сюй Цзялу.

3. Демократическая лига Китая (ДЛК). Основана в 1941 г. Является самой крупной демократической партией страны, насчитывает свыше 131 тыс. членов, также, в основном представителей науки, культуры, образования. Одна из основных целей партии – активное участие в создании в Китае социальной, материальной и духовной культуры. Председатель Лиги – Дин Шисунь.



4. Крестьянско-рабочая демократическая партия Китая (КРДПК). Создана в 1947 г. Насчитывает около 65 тыс. членов, в основном представителей медицины и здравоохранения. Возглавляет партию Цзян Чжэнхуа.

5. Лига демократического самоуправления Тайваня (ЛДСТ). Действует с 1947 г. Большая часть членов партии – уроженцы Тайваня, проживающие в КНР. Главным направлением деятельности Лиги является развитие широких связей с тайваньскими соотечественниками, установление взаимопонимания с ними, содействие воссоединению Тайваня с Китаем. Многие члены партии являются депутатами парламента страны – Всекитайского Собрания народных предста-вителей или СНП провинциального уровня, членами НПКСК. Председатель Центрального комитета ЛДСТ – Чжан Кэхуэй.

6. Революционный комитет Гоминьдана (РКГ). Основан в 1948 г. Насчитывает свыше 53 тыс. членов. Основной контингент партии – лица, имеющие исторические связи с Гоминьданом. Главное направление деятельности – содействие «ускорению завершения великого дела объединения родины», пропаганда и последовательное проведение в жизнь курса КПК на «возвращение Тайваня в лоно родины», всемерное развитие связей с соотечественниками на Тайване и за рубежами страны, содействие претворению в жизнь концепции «одно государство – две системы». Председателем партии является Хэ Лули.

7. Общество 3 сентября . Создано в 1944 г., а название получило в 1945 г. в честь дня победы над японцами. Более 68 тыс. членов. Возглавляет общество У Цзепин.

8. Китайская партия стремления к справедливости (Чжигундан). Основана еще в 1925 г. Первоначально была организацией, созданной живущими за пределами страны китайцами. Реорганизована в 1947 г. В настоящее время большинство из 16 тысяч членов партии составляют репатрианты и родственники китайцев, живущих за пределами КНР. Основным направлением деятельности организации является поддержание контактов с зарубежными китайцами, содействие государственным организациям, ведающими делами эмигрантов, работа с репатриантами. Члены партии содействуют импорту технологий, приглашению зарубежных китайских ученых и специалистов для чтения лекций, оказывают помощь иностранным китайцам при создании ими предприятий в КНР. Председатель партии – Ло Хаоцай. Известно, что некоторые члены демократических партий одновременно являются и членами КПК.

Важнейшим и фундаментальным партийно-политическим институтом в КНР является система так называемого многопартийного сотрудничества и политических консультаций, которая задействуется при принятии наиболее существенных решений. Данный институт действует под руководством КПК.

Практикуются две формы многопартийного сотрудничества и политических консультаций:

1) Народный политический консультативный совет Китая (НПКСК) и

2) консультативные совещания и собеседования, созываемые по инициативе Центрального и местных комитетов КПК с участием представителей других партий и беспартийных.

В 1949 г. демократические партии были объединены в рамках Единого фронта – Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК). Сюда же вошли общественные организации, представители различных национальностей, а также китайцев, проживающих за границей. Основным постоянным органом НПКСК является Постоянный комитет всекитайского совета. Председателем его после 2002 г. был избран Цзя Циньлинь.

НПКСК не является государственным органом и отличается от обычных общественных организаций. Комитеты НПКСК всех уровней проводят раз в год пленарные заседания, а в период между сессиями привлекают своих членов для участия в различного рода деятельности: в социологических обследованиях, консультациях по важным вопросам государственной политики, проблем местного значения. Члены комитетов могут высказывать свои мнения, рекомендации и критические замечания. Тем самым как бы осуществляется «демократический контроль» за деятельностью правительства и проведением в жизнь Конституции и законов КНР.

Консультативные совещания, на которых обсуждаются важные государственные вопросы, обычно созываются руководителями КПК раз в год. На них приглашаются ответственные лица всех партий и беспартийные представители. Консультативные собеседования проводятся раз в два месяца. И на совещании, и на консультациях руководители ЦК КПК информируют участников встреч о тех или иных вопросах, заслушивают их мнения.

В апреле 2005 г. был принят новый документ по многопартийному сотрудничеству – «Соображения ЦК КПК о дальнейшем усилении строительства системы многопартийного сотрудничества», который и определяет порядок «политического участия» во власти демократических партий и беспартийных.

Таким образом действует формула о многопартийном сотрудничестве, которая закреплена в Конституции. Демократические партии КНР считаются участвующими во власти, но нынешний уровень такого участия намного ниже, чем в первые годы социализма. Тогда не коммунисты занимали немало важных государственных постов и в правительстве, и в Административном совете, в судах. В настоящее время не члены КПК занимают гораздо меньше руководящих постов, причем не самых высоких и важных, хотя они есть и среди заместителей Председателя Верховного народного суда, Генерального прокурора, министров, вице-губернаторов провинций. Более всего лидеров демократических партий представлено в Постоянном комитете ВСНП.

Тем не менее, аналитики отмечают, что политический вес некоммунистических деятелей вырос при правлении Дэн Сяопина и последующих поколений руководства КПК, в первую очередь, за счет установления политического обычая предварительного консультирова-ния с демократическими партиями и деятелями до принятия важнейших государственных решений. Кроме того, у них запрашивается мнение по документам, намечаемых для обсуждения и принятия на партийных съездах и пленумах, по кадровым назначениям, проектам важных законов и др. Иногда представители других партий становятся инициаторами некоторых общественно-политических акций (освоение зоны дельты Янцзы). Как полагает Л.М. Гудошников, во всем этом просматривается поиск коммунистами взаимодействия и компромисса с социальными слоями, не совсем принимающими собственно коммунис-тическую идеологию, но разделяющими идею «социализма с китайской спецификой».

Вопросы и задания:

1. Какие факторы обеспечивают сохранение у КПК высокого авторитета в обществе?

2. Каковы основные факторы и принципы, обеспечивающие КПК роль гегемона в китайском обществе?

3. Почему при наличии нескольких политических партий нельзя считать партийную систему КНР многопартийной?

Арсланов Г. Реформы в Китае: смена поколений на политическом олимпе // Азия и Африка сегодня. – 2002. – № 4.

Буров В. Собственным путем. ХVI съезд КПК и социально-экономическое развитие Китая // Свободная мысль ХХI. – 2003. – № 1.

Галенович Ю.М. Наказы Цзян Цзэминя. – М.: Муравей, 2003.

Гудошников Л.М. Эволюция политических институтов Китая во второй половине ХХ и начале ХХI вв. // Политические системы и политические культуры Востока. Отв. Ред. А.Д. Воскресенский – М.: «Восток-Запад, 2006.

Китай: угрозы, риски, вызовы развитию. Под ред. В.В. Михеева. – М.: Московский Центр Карнеги, 2005.

Мамаева Н.Л. КПК на современном этапе развития (конец ХХ –начало ХХI века) // ПДВ. – 2006. – №2.

Михеев В.В. Стратегия «стабильности» (об итогах ХVI съезда КПК) // Аналитические записки ИПМИ. Т.1. №3. – М., 2002.

Михеев В.В. Демократизация Китая: уровень, проблемы, тенденции //МЭиМО. – 2006. – № 7.

Мэнион М. Политическая система Китая // Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор. – М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2002.

Китайский рывок: оценки на Западе //Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Реферативный сборник. «Востоковедение и африканистика». – 2005. – № 1.

Партия в эволюции политической системы в КНР // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Реферативный сборник. «Востоковедение и африканистика». – 2006. – № 2.

Первый год нового руководства КНР: итоги, проблемы, перспективы. Материалы «круглого стола» редакции журнала «Проблемы Дальнего Востока // ПДВ. – 2004. – № 3–4.

Портяков В.Я. От Цзян Цзэмина к Ху Цзиньтао: Китайская Народная Республика в начале XXI в. М.: ИДВ РАН, 2006.

Портяков В.Я. Китайская Народная Республика в 2006 году // ПДВ. – 2007. – № 2.

Портяков В.Я. От Цзян Цземиня к Ху Цзиньтао: Китайская Народная Республика в начале ХХI в. – М.: ИДВ РАН, 2006.

Решения ХVI съезда Компартии Китая. Материалы «круглого стола» редакции журнала «Проблемы Дальнего Востока // ПДВ. – 2003. – №1.

Смирнов Д. 6-й пленум ЦК КПК 16-го созыва // ПДВ. – 2007. –

Степанова Г.А. Система многопартийного сотрудничества в Китайской Народной Республике. – М.: ИДВ РАН, 1999.

PR политических партий в современной России

Обладая огромными возможностями в формировании общественного мнения, средства массовой информации играют важную роль в реализации задач паблик рилейшнз. Считается даже...

Особенности функционирования и развития современных политических партий

Политика как общественное явление

Важнейшими субъектами политических отношений в демократических странах являются политические партии. Они прошли долгий путь формирования и эволюции. В разнообразных формах группировки, фракции, клики существовали уже в ранних государствах...

Политическая система современной Сербии

В современных демократических государствах (или в государствах стремящихся к демократии) политическая жизнь может протекать по разному...

Политические деятели: дань моде или веленье времени

В украинской политике существует понятие «партия власти». Партия власти -- это, как правило, специально учреждённая партия, призванная поддерживать в парламентах курс действующего президента или премьер-министра...

Политические партии

Политическая партия (от лат. партис - часть чего-либо) - это организованная группа единомышленников...

Политические партии и общественно-политические движения: общее и особенное

Политические партии современных государств

Политические партии, их признаки и функции

Слово «партия» латинского происхождения и переводится как «часть». Задолго до формирования современных политических партий так называли группы, соперничающие между собой в сфере власти, либо во влиянии на власть...

Политические учения древности

Политические учения Древнего Китая (Конфуций, даосизм, легизм) Лао-цзы (VI в. до н. э.) - считается основателем даосизма, одного из наиболее влиятельных течений древнекитайской философской и общественно-политической мысли...

Политический PR структура и функции

От степени умения и желания работать со СМИ нередко зависит успех деятельности различных предпринимательских структур, органов власти, отдельных руководителей, политиков...

Политический строй Германии

Согласно Основному закону, функция политических партий - содействовать формированию политической воли народа. Выдвижение кандидатов на политические посты и организация предвыборной борьбы приобретают, таким образом...

Современное понимание демократии

Для защиты прав и свобод личности, народ сам формирует правительство, которое состоит из политических партий. Политические партии - это свободные организации, которые являются связующим звеном между народом и государством...

Современные политические партии и общественно-политические движения

Политической партией надо называть организованную группу людей, разделяющих общую политическую программу и стремящихся законным путем прийти к власти, поставив своего президента и сформировав свое правительство...

Феномен многопартийности в политической системе КНР

Помимо Коммунистической партии Китая, занимающей руководящее положение, существуют ещё 8 партий, называемых демократическими. К ним относятся: Демократическая Лига Китая, Революционный комитет Гоминьдана Китая...


Введение 2

Глава 1. Политические партии Китая 3

§1. Коммунистическая партия Китая 3

4

Глава 2. Место и роль партий в Китае 16

§1. Законодательное оформление многопартийности в Китае 16

§2. Многопартийное сотрудничество и роль демократический партий в КНР 17

Заключение 24

Литература 25


Введение


На первый взгляд политическая система КНР представляет собой типичный пример однопартийности. Однако руководящая роль Коммунистической партии Китая хоть и закреплена Конституцией, в стране официально поддерживается многопартийный режим и помимо КПК существуют несколько свободно функционирующих демократических партий, принимающих участие в политической жизни.

На данный момент тема многопартийности в КНР недостаточно изучена и практически не встречается в научных публикациях. В отечественной литературе основная роль отводится КПК, а остальные партии не принимаются во внимание.

Именно поэтому эта тема очень актуальна, так как демократические партии не просто существуют на правах партий-союзниц, но и несут в себе функции демократического контроля и политического консультирования, а значит, политическая система КНР имеет более сложную структуру, чем принято указывать, и представляет интерес для изучения.

Цель работы: рассмотреть особенности многопартийной системы Китая.

Задачи: сделать обзор основных политических сил в стране, выявить роль демократических партий и многопартийного сотрудничества в политической системе КНР.

В качестве литературы была использована монография Н.Л. Мамаевой «Партия и власть: Компартия Китая и проблема реформы политической системы». Здесь приводится интересная статистика соотношения членов КПК и других партий в органах власти. В качестве источников были использованы официальные сайты всех зарегистрированных политических партий Китая, а также текст Конституции КНР 1982 г.


Глава 1. Политические партии Китая


§1. Коммунистическая партия Китая


Коммунистическая партия Китая была создана 1 июля 1921г. Основатель - Чэн Дусю. Первый съезд КПК состоялся в Шанхае, в июне-июле 1921г.

Первоначально Коммунистическая партия Китая союзничала с Гоминьданом (1922-1927 гг), в 1927-1937 г. между Гоминьданом и КПК шла борьба за власть, затем, на короткий промежуток времени они вновь сошлись в борьбе против японских захватчиков, а по итогам Гражданской войны в Китае (1948-1949 гг) КПК наконец пришла к власти.

КПК представляет интересы всего многонационального населения КНР. Конечная цель КПК - установление коммунистического общественного строя.

«Коммунистическая партия Китая руководствуется в своей деятельности марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна, теорией Дэн Сяопина и важными идеями тройного представительства».

Центральным руководящим органом партии является Всекитайский съезд партии (созывается раз в 5 лет) и избираемый им Центральный комитет.

Основополагающая линия Коммунистической партии Китая в начальный период построения социализма состоит в следующем: руководить и сплачивать народы всей страны, уделять особое внимание экономическое строительству, отстаивать четыре основных принципа («твердо и последовательно проводить основную линию партии, твердо стоять за освобождение мышления и реалистический подход к делу, неуклонно придерживаться беззаветного служения народу, неуклонно отстаивать принципы демократического централизма») последовательно проводить политику реформ и открытости, опираясь на собственные силы превратить Китай в процветающее, демократическое и культурное современное социалистическое государство.

Среди задач, которые ставит КПК в своём уставе, можно выделить Следующие: сохранение и совершенствование экономической системы, постепенное устранение бедности, создание среднезажиточного общества, удовлетворение растущих материальные и культурных потребности народа на базе развития производства и роста общественных благ, развитие производительных сил, усиление совокупной мощи социалистического государства, повышение уровня жизни.

Коммунистическая партия Китая осуществляет руководство над Народно-Освободительной армией Китая и всеми другими вооруженными силами.

Генеральный секретарь ЦК КПК - Ху Цзиньтао.

По состоянию на конец 2010 г. количество членов партии составило порядка 80 млн. человек.
§2. Демократические партии Китая


Помимо Коммунистической партии Китая, занимающей руководящее положение, существуют ещё 8 партий, называемых демократическими. К ним относятся: Демократическая Лига Китая, Революционный комитет Гоминьдана Китая, Ассоциация содействия развитию демократии в Китае, партия Чжигундан (Партия стремления к справедливости), Рабоче-крестьянская демократическая партия Китая, Общество Цзюсань (Общество «3 сентября»), Ассоциация демократического строительства Китая и Тайваньская лига демократического самоуправления. Многие из этих партий были созданы ещё во время Второй мировой войны, сопротивления японским захватчикам и гражданской войны в Китае.

«Если в 1954 г. в составе ВСНП члены КПК составляли 54,48% от общего числа депутатов, а их количество в годы культурной революции поднялось до рекордной цифры в 76,3 %, то в период реформ, открытости и модернизации обозначилась следующая динамика: начиная с ВСНП 6-го созыва количество членов КПК в представительном органе власти постепенно поднималось с 62,5 % в ВСНП 6-го созыва до 72,9 % в ВСНП 10-го созыва. Количество членов демократических партий и беспартийных, составлявшее в ВСНП 1-го созыва (1954 г.) 45,51 % от состава делегатского корпуса, до начала периода реформ демонстрировало тенденцию снижения, особенно в период культурной революции. Начиная с ВСНП 6-го созыва с невысокой цифры в 18,2% представительство демократический партий и беспартийных до 1993 г. держалось на данном уровне, с 1993 незначительно поднялось до 19,21 %. В ВСНП 9-го созыва (1998 г.) имело место новое снижение уровня представительства до 15,44 % ВСНП 10-го созыва вновь продемонстрировало повышение, хотя и весьма незначительное, доли демократических партий и беспартийных в представительном органе власти - до 16, 09%»

Многопартийная система Китая, однако, отличается от других многопартийных систем. «Демократические партии Китая не являются ни коалицией правящих партий, ни оппозиционными партиями, но активными участниками политического процесса».

Демократические партии признают руководящую роль КПК и являются её союзницами. Курс, которого придерживаются КПК и остальные партии, нацелен на длительное сотрудничество, мирное сосуществование, взаимный контроль и доверительные отношения. Многие члены демократических партий занимают руководящие посты в политических органах, в экономической, культурной, образовательной, научной и других сферах общественной жизни.

Кроме того, структура демократических партий непрерывно развивается и в настоящее время почти во всех провинциях и больших городах существуют представительства демократических партий на местах.

Ассоциация демократического строительства Китая («Миньцзян»)

Ассоциация демократического строительства Китая была создана в Чунцине 16 декабря 1945 г. Основной состав - патриотически настроенные предприниматели, занимающиеся национальной промышленностью и торговлей, китайская интеллигенция. «В настоящее время насчитывает около 117 тыс. членов, большинство из которых заняты в экономической сфере. Имеет порядка 30 крупных представительств в провинциях, округах и крупных городах»

Председатель ассоциации - Чэнь Чанчжи.

Сотрудничает с КПК на протяжении длительного времени и внесла позитивный вклад в борьбу за победу новой демократической революции и созданию Китайской Народной Республики, в политику реформ и открытости, модернизацию, наравне с другими партиями участвовала в разработке «Общего плана», в выборах центрального народного правительства. В частности, в сентябре 1949 г. ассоциация приняла участие в первом пленарном заседании НПКСК (Народного политического консультативного совета Китая) .

Деятельность Ассоциации демократического строительства Китая тесно связана с экономической сферой. Партия стремится к построению социализма с китайской спецификой вкупе с преобразованием капиталистической промышленности.

В политической программе партии изложена цель: «высоко нести великое знамя социализма с китайской спецификой, серьёзно изучать теорию социализма с китайской спецификой, следовать основной линии построения социализма, активно выполнять свои политические обязанности и функции демократического контроля, оказывать содействие развитию экономической, политической, культурной и социальной сфер, построить Китай в процветающее, сильное, демократическое, цивилизованное и гармоничное современное социалистическое государство». (Данная формулировка содержится в уставах всех демократических партий).

Приоритетными задачами партии являются: построение среднезажиточного общества, преобразования в экономической сфере, практика социалистической модернизации, политики реформ и открытости, основные вопросы экономического строительства и социального развития, исследования социальных условий и общественного мнения, поощрение развития негосударственного сектора экономики, поощрение сельского хозяйства, внедрение инноваций, сбалансированное региональное развитие, реформирование финансовой и налоговой системы, борьба с бедностью, улучшение качества профессионального образования, надлежащий вклад в модернизацию всего Китая. «Необходимо приложить усилия для сохранения спокойной, стабильной, единой и гармоничной политической обстановки».

Интересно отметить, что одной из обязанностей члена Ассоциации демократического строительства Китая, равно как и других партий, является изучение марксизма-ленинизма, идей Мао Цзэдуна, теорий Дэн Сяопина и «Теории тройного представительства».

Ассоциация также решительно выступает против независимости Тайваня, раскольнической деятельности, и за обеспечение мира и содействие воссоединению с родиной, продвижение социальные мероприятий по установлению прочных контактов с Сянганом и Аомэнем.

Рабоче-крестьянская демократическая партия Китая

Рабоче-крестьянская партия Китая (так же известная как промышленная партия) была основана 9 августа 1930 г. в Шанхае. Первоначально она называлась Партией освобождения китайской нации, но была переименована в 1947 г.

В настоящее время партия представлена во всех провинциях и автономных районах, а так же крупных городах Китая. Общая численность членов партии - около 102 тыс. человек, в основном это представители средней интеллигенции, работающие в области медицины, фармацевтики, здравоохранения в крупных и средних городах.

Основатель партии - Дэн Янда, нынешний председатель - Сан Говэй, генеральный секретарь - Чэнь Цзунсин, заместители Чжан Даньин, Чэнь Синь, Ван Цзижон, Лю Сяофэн, Чэн Шутао.

После образования КНР Рабочее-крестьянская партия Китая стала следовать программе НПКСК и приняла руководство Коммунистической партии Китая. В новый исторический период промышленная партия активно содействовала КПК в реализации политики в сфере медицины и здравоохранения.

«В настоящее время деятельность партии ориентирована на борьбу с бедностью, эпидемиями, поддержку студентов, юридическую помощь малозащищённым слоям общества, развитие здравоохранения».

Общество названо в честь научного демократического симпозиума, посвященного великой победе антифашистской войны (Чунцин, 3 сентября 1945 г.). Как партия образовалась 4 мая 1946 г. В январе 1949 г. Общество «3 сентября» поддержало инициативу созыва НПКСК, и в сентябре приняло участие в первом пленарном заседании НПКСК и в разработке «Общей программы».

«Опорой Общества «3 сентября» является средняя интеллигенция и научно-техническое сообщество». Основные направления деятельности: наука, технологии, здравоохранение.

Председатель - Хань Цидэ. Заместители - Ван Чжичжэнь, Шао Хон, Сэ Сяоцзюнь, Чжан Таолинь, Лай Мин, Ма Тайлон, Кун Бин, Пэй Энфэн.

Численность партии составляет порядка 100 тыс. чел.

В последние годы Общество «3 сентября» активно продвигало идеи в области здравоохранения и экологии, занималось профилактикой заболеваний, исследованиями и разработкой политики по улучшению технического сектора экономики, улучшением возможностей отечественных инноваций, внедрением национальной стратегии в области интеллектуальной собственности, проблемами продовольственной безопасности, проблемой пенсии и стипендии для научного и технического персонала для поощрения выпускников вузов занимать рабочие места, поощряла развитие местной экономики и сотрудничество с иностранными государствами. Также пропагандировались идеи мирного воссоединения, сохранение духа патриотизма и традиционной культуры Китая.

В уставе Общество «3 сентября» определяется как «базирующаяся на научно-техническом обществе и средней интеллигенции партия, которая поддерживает дружественные отношения с политическими союзами и политическими партиями, принимает руководство Коммунистической партии Китая, близких друзей партии, сотрудничает с КПК, продвигает идею национального единства и стремления к построению социализма с китайской спецификой».

Главная идея Общества «3 сентября» - «неукоснительно придерживаться основной теории социализма, основной линии, программы и опыта долгосрочного многопартийного сосуществования и взаимного контроля. Необходимо сохранение стабильной политической обстановки, высокого духа патриотизма, содействие политике реформ и открытости, поощрение социальной гармонии, реализация новых этапов построения среднезажиточного общества, содействие социалистической модернизации, достижение национального воссоединения, сохранение мира и развитие новых технологий».

Задачами являются строительство инновационно ориентированной страны, приложение усилий для повышения уровня развития технологии и образования, разработка стратегии устойчивого развития, мобилизация в членах партии энтузиазма, творчества и научного духа, пропаганда академической и профессиональной морали, способствование внедрению технологических инноваций, содействие научно-техническому прогрессу, развитие передовой культуры, популяризация научных знаний, подготовка высокопрофессиональных кадров, улучшение научно-культурного уровня страны, содействие дружественному обмену с народами всех стран и установлению международных контактов.

Тайваньская лига демократического самоуправления

Тайваньская лига демократического самоуправления создана 12 ноября 1947 г. в Сянгане, однако в 1949 г. штаб-квартира лиги была перенесена в Пекин.

Председатель - Лин Вэньи, заместители - У Гочжэнь, Чэнь Вэйвэнь, Ян Цзянь, Ши Иньвон. Генеральный секретарь - Чжан Нин, исполнительный вице-президент Ван Ифу.

Из всех демократических партий Китая, Тайваньская лига самая малочисленная - она насчитывает всего около 2 тыс. человек, это жители Тайваня, проживающие на материковом Китае.

Тайвань с давних пор был неотъемлемой частью Китая, в настоящее время китайцами являются 98% населения Тайваня. «Тайваньская лига возникла как политическая организация, стремящаяся вывести Тайвань из-под господства Гоминьдана и установить там демократическое правление и местную автономию».

В сентябре 1949 г. Тайваньская лига демократического управления также приняла участие в первом пленарном заседании НПКСК. В честь открытия заседания 23 сентября руководством партии было торжественно провозглашено «Народ Тайваня знает, что должен выступить против империализма, феодализма, бюрократического капитализма, против господства Гоминьдана, мы должны разбить заговор империалистической агрессии США и ликвидировать остаточные силы Гоминьдана, способствовать завершению новой демократической революции, чтобы получить реальное освобождение народа Тайваня».

Партия Чжигундан

Партия Чжигундан основана в Сан-Франциско в октябре 1925 г. «Она произошла из Ассоциации китайских эмигрантов и была создана с целью борьбы за права и свободы эмигрантов, вернувшихся на родину». В 1926 г. партия перенесла штаб-квартиру в Сянган. В 1931 г. участвовала в антияпонской пропаганде, а во время японской оккупации Сянгана была почти полностью уничтожена. К 1947 г. восстановилась, и на третьем конгрессе было принято решение принять руководство КПК и новый социалистический путь революции. В 1949 г., как и другие демократические партии, была приглашена на пленарное заседание НПКСК.

Партия Чжигундан внесла большой вклад в реализацию политики укрепления отношений с соотечественниками в Сянгане и Аомэне и китайскими эмигрантами. Представители Чжигундан часто привлекались в качестве посредников между Китаем и другими государствами.

«В апреле 2007 г. Ван Ган, председатель ЦК партии Чжигундан был назначен министром технологий КНР, это был первый представитель демократической партии, назначенный министром с 1950 г. в Китае».

Партия насчитывает порядка 20 тыс. членов.

Помимо совершенствования многопартийного сотрудничества под руководством КПК и содействия мирному объединению родины, задачами партии являются «охрана и защита прав и законных интересов китайцев, вернувшихся на родину, их родственников, китайских эмигрантов, проживающих за границей, а также активная политическая деятельность с учётом их мнений и разумных требований, активное участие в общественной деятельности китайских эмигрантов и соотечественников в Сянгане и Аомэне».

После политики реформ и открытости, партия Чжигундан начала активно устанавливать международные связи. Сюда можно отнести визиты, международный обмен в разных сферах (особенно, культурной), содействие и привлечение средств в поддержку отечественного благосостояния, куда относятся строительство больниц, школ, борьба с нищетой и последствиями стихийных бедствий, активное сотрудничество с китайскими эмигрантами и международными общественными организациями для инвестирования в Китай, организация общественной социальной помощи.

В настоящее время партия Чжигундан представлена в более чем 40 регионах.

«Основной целью партии является укрепление связей с зарубежными китайцами, поощрение интеграции Китая в мировое сообщество, а также способствование возвращению китайских студентов, обучающихся за границей, и других китайских эмигрантов на родину».

Демократическая лига Китая

Создана 19 марта 1941 г. в Чунцине. Изначально носила название Китайской демократической политической лиги. В 1944 г. переименована в Демократическую лигу Китая. В 1947 г. Гоминьдан объявил партию «незаконной» и её штаб-квартира была распущена.

В 1948 г. Демократическая лига Китая разработала новую политическую стратегию, а в 1949 г. открыто приняла руководство коммунистической партии Китая. «Во время культурной революции, Демократическая лига высказала ряд мнений и прогнозов, которые были сочтены недопустимыми, и деятельность партии была приостановлена. Однако после разгрома «Банды четырёх» [левацкой политической фракции КПК, на которую была переложена ответственность за события Культурной революции - сюда входили Цзя Цин, Чжан Чуньцяо, Яо Вэньюай, Ван Хунвэнь], деятельность партии была восстановлена».

После образования КНР, Демократическая лига начала принимать активное участие в политических консультациях, демократическом контроле и управлении делами государства.

Председатель - Цзян Шушен, первый заместитель председателя - Чжан Мейин, исполнительный вице-президент - Чжан Баовэнь, заместители - И Чжэнгэ, Дин Чжунли, Суо Лишэн, Чжан Пин, Сюй Хуэй.

Основной состав партии - представители высокой и средней интеллигенции, занятые в области культуры, образования, науки. «Всего партия насчитывает порядка 214 тыс. членов, из которых 32,9% задействованы в сфере общего образования, 25% - высшего, 9,8% в - научно-технической сфере, 8,3 % - в сфере здравоохранения».

Основные направления деятельности Демократической лиги Китая - сфера образования, социальные планы развития, борьба с нищетой, развитие интеллектуальных ресурсов. Так же активно выступают за построение и совершенствование рыночной экономики.

Революционный комитет Гоминьдана

Революционный комитет Гоминьдана был основан 1 января 1948 г. Произошло это по причине раскола внутри Гоминьдана, в результате чего группа «левых» демократически настроенных членов сформировалась в отдельную организацию.

После провозглашения КНР, Революционный комитет Гоминьдана, так же как и другие ныне действующие демократические партии, принял руководство КПК и участвовал в НПКСК

Численность членов партии составляет порядка 82 тыс. человек. Многие из них имеют прямое отношение к Тайваню и выступают за воссоединение с ним. «Революционный комитет Гоминьдана имеет более 3400 филиалов на местах».

Председатель партии - Чжоу Тенун.

«Партия содействует мирному воссоединению с родиной, придерживается принципа «одно государство - два строя», защищает государственный суверенитет и территориальную целостность, решительно выступает против независимости Тайваня и продвигает активное экономическое сотрудничества с Тайванем».

Большую роль в идеологии партии играют демократические идеи Сунь Ятсена.

Ассоциация содействия развитию демократии в Китае («Миньцзинь»)

Создана 30 декабря 1945 г. в Шанхае. Как и многие демократические партии, «зародилась под эгидой антияпонской борьбы, а после окончания Второй мировой войны официально сформировалась в партию, активно выступая против гражданской войны и диктатуры, за мир».

Председатель партии - Янь Цзюньти.

В основном составе изначально были представители патриотически настроенных торгово-промышленных кругов, а также сферы культуры, литературы и просвещения. В настоящее время большую часть членов партии составляет средняя интеллигенция: деятели просвещения, культуры, издательского дела, науки и техники.

Основные задачи и направления деятельности: реформирование и развитие образования, культуры, издательской деятельности, сохранение ресурсов, охрана окружающей среды, экология, экономическое развитие, помощь бедным регионам, внедрение инноваций, подготовка высококвалифицированных кадров, активизация старых промышленных баз». Развивает контакты с Сянганом, Аомэнем, Тайванем.

В настоящее время партия имеет представительства в 29 провинциях, регионах, автономных округах и городах центрального подчинения, из них 313 филиалов в крупных городах и 5548 низовых организаций.

Состав партии насчитывает порядка 108 тыс. членов, задействованных в разных сферах общественной жизни - 67,8% приходится на трудящихся в области образования (13,4% - высшее, 54,4% - общее), 6% - на деятелей культуры и искусства, 2,1 % - заняты в издательском деле, 2,5 % - в сфере высоких технологий, на работников в сфере медицины и здравоохранения приходится 5,9 %, 7,1% представляют предприниматели, остальные - 8,6 %. Что немаловажно отметить - в партии наблюдается равноправие полов - почти половина (47%) членов партии - женщины. Ассоциация содействия развитию демократии в Китае представляет 9807 членов НПКСК на всех уровнях.


Глава 2. Место и роль партий в Китае


§1.Законодательное оформление многопартийности в Китае


Руководящие позиции КПК в государстве и обществе были закреплены уже в первой Конституции КНР принятой в 1954 г. «Они обозначены и в ныне действующей конституции 1982 г. Включая её дальнейшие редакции, предпринятые 11-й сессией ВСНП 7-го созыва (4.12.1988), 1-й сессией ВСНП 8-го созыва (29.03.1993), 2-й сессией ВСНП 9-го созыва(15.12.1999) и 2-й сессией ВСНП 10-го созыва (2004 г.)»

Во введении в Конституцию КНР 1982 г. можно прочитать следующее: «Народы всех национальностей Китая, руководимые Коммунистической партией Китая и вооруженные идеями Мао Цзэдуна, теорией Дэн Сяопина и важной идеей «трёх представительств», будут и впредь придерживаться демократической диктатуры народа и социалистического пути, продолжать курс на реформы и открытость, постоянно совершенствовать различные социалистические институты, развивать социалистическую рыночную экономику. <...> Руководимая Коммунистической партией система многопартийного сотрудничества и политических консультаций будет длительное время существовать и развиваться»

Тем не менее все законодательные акты содержат лишь общие положения о месте КПК в политической системе Китая. Не существует государственных законов и нормативных актов, специально посвященных установлению и описанию механизмов выполнения КПК своей руководящей функции в государстве и обществе. Так же отсутствует специальный закон о КПК, определяющий её организацию и место в политической системе и государственном строительстве, а также конкретные функции и методы работы ВСНП.

§2. Многопартийное сотрудничество и роль демократических партий в КНР


В настоящее время многопартийному сотрудничеству уделяется достаточно большое внимание. «Несмотря на то, что количество членов Коммунистической партии Китая, как правящей партии, достигло десятков миллионов человек, КПК никогда не претендовала на сосредоточение в её руках всей власти».

Основным принципом существования многопартийной системы в Китае является гармония и смирное сосуществование КПК и демократических партий. «Только работая вместе, можно выжить в глобальной деревне и защитить себя от угроз извне». КПК и демократические партии преследуют общие цели, а потому должны тесно сотрудничать между собой и вместе решать возникающие конфликты. Любой гражданин Китая вправе самостоятельно выбирать, к какому политическому движению примкнуть, так как в любом случае вся политическая система Китая следует одному принципу и любые цели достигаются достигается совместными усилиями.

В докладах и отчётах о многопартийном сотрудничестве часто делается акцент на китайские традиции, в качестве примеров выступают высказывания китайских философов (например, Конфуция). Таким образом пропагандируется идея терпимости, открытости, высокой духовной культуры и единства китайского общества. На основе этого внимание направляется на идею плюрализма, культурного разнообразия, невозможности существования в пределах одного шаблона. «Многопартийное сотрудничество является очень успешной практикой и приводит к значительно лучшим результатам, чем оппозиционная деятельность и соперничество».

КПК - универсальная партия, представляющая интересы всей страны, она завоевала доверие и любовь граждан Китая, но для дальнейшего развития и построения нового демократического Китая необходимо тесное сотрудничество со всеми политическими силами.

Однако, несмотря на идею объединения, акцент делается и на индивидуальность различных демократических партий, способствующую культурному и политическому разнообразию.

«Коммунистическая партия Китая уважает убеждения всех участвующих сторон [партий], направляет партии по правильному пути, оказывает влияние ради сокращения разрыва между партиями, обеспечивает равновесие, гармонию, объединяет людей для достижения совместно поставленных целей».

«Основными функциями демократических партий является участие в обсуждении государственных дел и демократический контроль за деятельностью государственных органов. Демократический контроль представляет собой реализацию демократических основ конституции, положений устава КПК, осуществление руководящих принципов и политики, советы, критику предложения и политический надзор». Это выражается в различных консультациях, предложениях и замечаниях в адрес ЦК КПК во время сессий НПКСК, где представители демократических партий могут высказать свои идеи по вопросам государственной политики, экономики, общественной жизни. Так же члены демократических партий могут быть приглашены в правительство на посты контролеров.

«В настоящее время демократический контроль за политической жизнью страны характеризуется как «слабый», и на деле существует большой разрыв между деятельностью КПК и деятельностью демократических партий». После политики реформ и открытости и обнародования ЦК КПК доклада по поддержке и улучшению многопартийного сотрудничества и политической системы под руководством КПК (1989 г.) роль демократических партий существенно возросла, но они по-прежнему не оказывают желаемого влияния на принимаемые решения.

июня 2011 г. Ху Цзиньтао подготовил доклад «О строительстве идейно-теоретических основ партии». Там он отметил о необходимости продвижения большого проекта партийного строительства. Этот проект относился не только к деятельности КПК - одной из поставленных проблем было усиление строительства демократических партий по основной линии КПК в условиях совершенствующейся рыночной экономики и постоянно меняющейся ситуации в стране. Здесь было отмечено, что демократические партии, в отличие от КПК, не имеют достаточной теоретической базы, поэтому в настоящее время необходимо создавать и укреплять эту базу.

Основной формой многопартийной системы Китая и средством выражения воли демократических партий является Народный политический консультативный совет Китая (НПКСК или Китайская народная политическая консультативная конференция).

«НПКСК является основным органом многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством Коммунистической партии Китая, важным проявлением социалистической демократии в политической жизни». Впервые был проведен 21 сентября 1949 г. с участием представителей Коммунистической партии Китая, демократических партий, беспартийных деятелей, представителей народных организаций, регионов, национальных меньшинств, национальных армий, китайских и других патриотических демократических элементов Китайской Народной Республики. Заседание проходило в Пекине.

«Мао Цзэдун присутствовал на заседании и выступил с приветственной речью, он торжественно отметил, что встречи с представителями народа необходимы, чтобы получить поддержку и доверие людей по всей стране».

На первом пленарном заседании была принята «Общая программа», которая представляла собой концентрированное выражение воли и интересов народа. Там же был обобщен опыт революционной борьбы, провозглашена Китайская Народная Республика, приняты её символы - герб, флаг и гимн. Предисловие к «Общей программе» гласило «Все, кто участвуют в НПКСК, народные правительства всех уровней и люди, должны неукоснительно соблюдать программу».

В декабре 1954 г., после принятия Конституции Китайской Народной Республики, во всех провинциях и автономных районах были созданы местные комитеты НПКСК.

Коммунистическая партия Китая всегда придавала большое значение развитию дела НПКСК. На протяжении нескольких поколений китайских руководителей продвигались новые идеи по улучшению деятельности НПКСК. В их числе была и идея создания совершенно иной многопартийной политической системы в Китае, отличной от западных систем, на основе национальной специфики и достижениях политической культуры Китая.

Двумя основными идеями НПКСК являются единство и демократия. НПКСК представляет собой организацию единого фронта, имеющую самую широкую представительность в Китае.

В настоящее время НПКСК насчитывает приблизительно 480 тыс. членов комитетов разных уровней. Помимо членов политических партий, здесь есть выдающиеся беспартийные политические деятели, учёные, специалисты, видные представители всех сфер деятельности.

НПКСК играет большую роль в развитие социализма с китайской спецификой и достижение великого возрождения китайской нации. НПКСК исходит из принципа долговременного сосуществования и взаимного контроля между КПК, демократическими партиями и беспартийными. Однако, по закону, высказываемые НПКСК замечания и предложения не являются обязательными к исполнению.

Основные формы деятельности НПКСК - конференции, предложения, исследования информации об общественной жизни, внешний обмен, тематические консультации, встречи.

Пленарное заседание НПКСК проводится один раз в год, но может быть созвано дополнительно, если Постоянный комитет сочтет это нужным. Как правило, сессия проходит в марте, на ней обязательно должно присутствовать 2/3 членов НПКСК, чтобы она состоялась. «На пленарном заседании проводятся выборы председателя, заместителя председателя, секретаря, Постоянного комитета, принимаются решения об изменении численности Постоянного комитета. Здесь же заслушиваются отчеты работы комитета, доклады о работе правительства, Верховного Народного суда и Верховной Народной прокуратуры, доклады по бюджету и национальным планам, и прочие доклады, их обсуждения, замечания и предложения».

На пленарное заседание приглашаются представители ЦК КПК, Постоянного комитета ВСНП, Госсовета, Центральной военной комиссии, Верховного Народного суда и Верховной Народной прокуратуры. Так же могут быть приглашены послы иностранных государств и пресс-атташе.

Основной задачей пленарного заседания является рассмотрение основных событий конференции, работу национального комитета и постоянного комитета, а также консультации, обсуждения актуальных вопросов, основных национальных руководящих принципов и политики, рассмотрение документов, представленных на пленарном заседании Национального комитета, рассмотрение рекомендаций как со стороны демократических партий, так и со стороны ЦК КПК, предложений, отчётов об инспекциях и расследованиях.

«Партийные комитеты все уровней должны активно содействовать организации и теоретическим исследованиям, пропаганде и просвещению по НПКСК. НПСКС теории включены в учебные программы партийных школ, школ управления, высших учебных заведений, Института социализма».

Задачами НПКСК являются сохранение идеи патриотизма, поддержка руководству Коммунистической партии Китая, развитие социализма с китайской спецификой, приложение совместных усилий по возрождению великой китайской нации, развитие патриотического фронта, прогресс в экономической, политической, культурной, социальной сфере, обеспечение высокого уровня защиты. «НПКСК должен придерживаться принципов марксизма-ленинизма, идей Мао Цзэдуна, Дэн Сяопина и «Теории трёх представительств», основной линии руководства Коммунистической партии Китая, Конституции КНР, отстаивать научную концепцию развития, понимать и придерживаться фундаментальных интересов большинства населения Китая» .

Одним из важнейших средств НПКСК являются консультации. «Политические консультации являются важной составной частью партийно-государственной системы, это одно из главных средств КПК для более эффективного управления государством». Политические консультации перед принятием решения или в процессе принятия решения - один из основополагающих принципов в современной политике. По мнению КПК, партийные комитеты всех уровней должны придавать большое значение политическим консультациям в НПКСК, они должны быть тщательно организованы и реализованы.

Демократический надзор со стороны НПКСК заключается в следующем: реализация конституции Китая, законов и нормативных актов, основных принципов политики, контроль за государственными органами и их работой. НПКСК должна рассматривать актуальные вопросы глобально, учитывая все сферы общественной жизни.

В рамках НПКСК КПК обязуется защищать и уважать права демократических партий и беспартийных, поддерживать их активное участие в деятельности НПКСК, учитывать их мнение при принятии решений. Количество участвующих в заседаниях НПКСК членов от демократических партий и беспартийный строго оговорено.

Так же в последнее время КПК заявляет о намерении серьёзно взяться за обучение и подготовку кадров для содействия НПКСК.

Последнее пленарное заседание проходило с 3 по 13 марта 2012 г. (5 сессия НПКСК 11-го созыва).


Заключение


По Конституции Китайской Народной Республики от 1982 г., Коммунистическая партия Китая является руководящей, но не единственной партией КНР. Кроме неё существуют также 8 политических партий: Демократическая Лига Китая, Революционный комитет Гоминьдана Китая, Ассоциация содействия развитию демократии в Китае, партия Чжигундан (Партия стремления к справедливости), Рабоче-крестьянская демократическая партия Китая, Общество Цзюсань (Общество «3 сентября»), Ассоциация демократического строительства Китая и Тайваньская лига демократического самоуправления.

Все партии КНР следуют общему курсу под руководством КПК и настроены на тесное многопартийное сотрудничество, гармоничное сосуществование, построение социализма с китайской спецификой и мирное объединение, однако каждая из них по-своему индивидуальна и представляет свои интересы. Демократические партии не являются оппозицией.

Все политические партии, а так же видные беспартийные деятели, представлены в Народном политическом консультативном совете Китая (НПКСК), сессии которого проходят раз в год в марте. На сессиях НПКСК выдвигаются идеи и предложения по всем сферам общественной жизни, заслушиваются доклады правительства и других государственных организаций, отчёты о проведении демократического контроля, критика и советы как со стороны демократических партий, так и со стороны ЦК КПК. В настоящее время коло 80% предложений, предоставленных демократическими партиями, рассматриваются и дополняются.

Таким образом можно сделать вывод, что многопартийность в Китае действительно существует как явление, хотя и имеет свои специфичные китайские черты.

Литература

китай политическая партия

1. Мамаева Н.Л. Партия и власть: Компартия Китая и проблема реформы политической системы. - М.: НП ИД «Русская панорама», 2007. - 232 с.


Источники


1. Ассоциация демократического строительства Китая / Официальный сайт Ассоциации демократического строительства Китая - #"justify">. Ассоциация содействия развитию демократии в Китае / Официальный сайт Ассоциации содействия развитию демократии в Китае - #"justify">. Демократическая лига Китая / Официальный сайт Демократической лиги Китая - #"justify">. Заявление председателя членам партии Чжигундан / Официальный сайт партии Чжигундан - #"justify">.Культурная гармония и культурная осведомлённость многопартийного сотрудничества / Официальный сайт демократической лиги Китая - #"justify">.Мнения ЦК КПК об усилении работы НПКСК / Официальный сайт Тайваньской лиги демократического самоуправления - #"justify">.Народный политический консультативный совет Китая / Официальный сайт Тайваньской лиги демократического самоуправления - #"justify">.Общество 3 сентября / Официальный сайт Общества 3 сентября - #"justify">. Основание Тайваньской лиги демократического самоуправления 1947-1948 гг./ Официальный сайт Тайваньской лиги демократического самоуправления - #"justify">. Партия Чжигундан / Официальный сайт партии Чжигундан - #"justify">. Рабоче-крестьянская демократическая партия Китая / Официальный сайт Рабоче-крестьянской демократической партии Китая - #"justify">. Размышления о демократических партиях и демократическом надзоре / Официальный сайт Демократической лиги Китая - #"justify">. Революционный комитет Гоминьдана Китая / Официальный сайт Революционного комитета Гоминьдана Китая - #"justify">. Тайваньская лига демократического самоуправления / Официальный сайт Тайваньской лиги демократического самоуправления - #"justify">. Теоретическое значение и практическая значимость участия сторон [партий] в политической жизни / Официальный сайт Демократической лиги Китая - #"justify">. Устав Ассоциации демократического строительства Китая / Официальный сайт Ассоциации демократического строительства Китая - #"justify">. Устав Коммунистической партии Китая / Новости Коммунистической партии Китая - #"justify">. Устав Общества 3 сентября / Официальный сайт Общества 3 сентября - #"justify">. Устав партии Чжигундан / Официальный сайт партии Чжигундан - #"justify">. Устав Революционного комитета Гоминьдана Китая / Официальный сайт Революционного комитета Гоминьдана Китая - #"justify">. Участие в НПКСК / Официальный сайт Тайваньской лиги демократического самоуправления - #"justify">. Четыре основных требования в деле строительства партии / Новости Коммунистической партии Китая - #"justify">1.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Основные формы многопартийного сотрудничества

1. Участие в политической жизни страны

Это означает, что члены различных демократических партий под руководством Коммунистической партии Китая участвуют в выработке и осуществлении важных курса, политики, законов и постановлений государства; принимают участие в консультациях по важным вопросам государственной политики и по кандидатурам руководителей государственных органов; принимают участие в управлении делами страны.

Консультации Коммунистической партии Китая с различными демократическими партиями по конкретным вопросам в основном принимают следующие формы:

1) Демократические консультации. Главные руководители ЦК КПК приглашают главных лидеров различных демократических партий и беспартийных деятелей на консультацию, на которых заслушивают мнения деятелей демократических партий по важным политическим установкам и курсу до их принятия. Такие консультации обычно проводятся раз в год.

2) Встречи на высоком уровне. Главные руководители ЦК КПК, когда возникает необходимость, нерегулярно приглашают главных руководителей различных демократических партий и беспартийных деятелей на встречи в малом кругу, на которых обмениваются с ними мнениями и взглядами.

3) Регулярные собеседования. Проводятся под председательством ЦК КПК с участием главных руководителей демократических партий и беспартийных деятелей, на собеседованиях происходит обмен информацией и мнениями по важным вопросам, передаются важные циркуляры, заслушиваются предложения различных демократических партий и беспартийных деятелей по политическим установкам или обсуждаются определенные темы. Обычно такие собеседования проводятся раз в два месяца, однако в случае важных дел в любое время проводится обмен информацией.

4) Руководители различных демократических партий и беспартийные деятели могут в любое время подавать ЦК КПК предложения в письменном виде по вопросам государственной политики и курса или конкретным важным вопросам или приглашать на встречу ответственных лиц ЦК КПК.

2. Демократический контроль

Демократический контроль есть контроль демократических партий над ЦК КПК, а также над работой государственных органов, руководимых Коммунистической партией Китая. Этот контроль проводится в рамках многопартийного сотрудничества и политической консультации.

Контроль принимает в основном следующие формы: Демократические партии во время сессий Политического консультативного совета могут выдвигать замечания, предложения и критику в отношении ЦК КПК; демократические партии, основываясь на результатах обследования, выносят предложения и критику по важным вопросам государственной политики, экономики и общественной жизни; депутаты Собраний народных представителей и члены Политического консультативного совета, имеющие статус членов демократических партий, осуществляют контроль посредством внесения предложений, проектов резолюций и ревизии; члены демократических партий могут быть приглашены в правительство на посты специальных контролеров, инспекторов, ревизоров и инструкторов-воспитателей с целью надзора.

3. Члены демократических партий выдвигаются на некоторые посты в правительстве и органах юстиции различных ступеней.

Обычно отдельные члены почти всех демократических партий выдвигаются Коммунистической партией Китая на руководящие должности в правительствах и органах юстиции разных ступеней.

Центральная административная система
Структура административного руководства
Образование Государственного совета и его полномочия
Структура Госсовета Китая
Конституционная система
Правящая партия Китая
Характер Коммунистической партии Китая
Четыре основных требования в деле строительства партии
Организационные принципы демократического централизма
Организационная структура партии
Члены партии
Руководство Коммунистической партии Китая в отношении государства

Характер и статус
Всекитайское Собрание народных представителей
Постоянный Комитет Всекитайского Собрания народных представителей
Местные Собрания народных представителей и местные народные правительства
Собрания народных представителей волостей, национальных волостей и поселков
Депутаты Собрания народных представителей

Основное содержание
Партии-соучастницы в политической жизни Китая
Основные формы многопартийного сотрудничества

Партийная система КНР состоит из 9 партий: КПК и так называемых демократических партий. КПК характеризу­ется в документах как "правящая партия", а демократические партии - как "партии, участвующие в политической жизни".

Коммунистическая партия Китая определяется в ки­тайской литературе как авангард рабочего класса, вырази­тель интересов многонационального народа страны, руководя­щая сила в деле построения социализма в КНР. Это нашло отражение и в Конституции КНР. Во введении к Конституции КНР подчеркивается особое значение КПК: во-первых, успе­хи социализма стали возможны только благодаря руководству обществом со стороны КПК, во-вторых, на КПК и в дальней­шем возлагается руководство "народами всех национальностей Китая". В своей деятельности КПК руководствуется марксиз­мом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна и теорией Дэн Сяопи­на. Главной задачей партии в настоящее время признается "со­циалистическая модернизация" и превращение Китая в "соци­алистическое государство с высокоразвитой культурой и демократией". Феномен КПК, сохранившей свои позиции в ус­ловиях, когда большинство в прошлом социалистических стран отказалось от социалистического пути развития, а коммунис­тические партии были отстранены от власти, в определенной степени объясняется не только специфическими условиями Китая, но и тактикой руководства КПК, которое продемонст­рировало гибкий подход к марксизму-ленинизму, смогло отка­заться от целого ряда догматических положений (о несовмести­мости социализма и рынка, о классовой борьбе как решающем звене и т. п.) и трансформировало идейно-теоретическую плат­форму КПК путем использования традиционных конфуцианс­ких ценностей и идей национального патриотизма.

Численность КПК составляет 57 млн. человек, организо­ванных в 3,45 млн. низовых партийных организаций*.

* См.: Проблемы Дальнего Востока. 1997. № 4. С. 57.

Структура КПК построена на основе традиционной для коммунистических партий схемы и вместе с тем учитывает китайскую специфику. Важнейшими элементами структуры КПК являются: всекитайский съезд КПК, центральный коми­тет (ЦК) КПК, его политбюро, военный совет, центральная комиссия советников, центральная комиссия по проверке дис­циплины, секретариат и генеральный секретарь ЦК КПК. Фор­мально распределение полномочий в данной структуре выгля­дит следующим образом.

Высшим руководящим органом считается всекитайский съезд КПК, созываемый один раз в пять лет. Съезд избирает центральный комитет, центральную комиссию советников и центральную комиссию по проверке дисциплины, принимает и пересматривает устав КПК; заслушивает и рассматривает отчет ЦК, центральной комиссии советников и центральной комиссии по проверке дисциплины, обсуждает и принимает решения по важнейшим партийным вопросам.

Центральный комитет создается "для проведения в жизнь решений съезда", руководства КПК и представления КПК во внешних сношениях. На пленуме ЦК избираются политбюро ЦК, секретариат и генеральный секретарь ЦК и утверждаются в должности председатель и заместители председателя цент­ральной комиссии советников, члены ее постоянного комите­та, секретарь центральной комиссии по проверке дисциплины и члены ее постоянного комитета.

Военный совет совпадает по своему составу с конституци­онным органом - Центральным военным советом (см. ниже - п. 5 § 5 настоящей главы).

Центральная комиссия советников - политический кон­сультативный орган ЦК. Главная его задача состоит в том, что­бы вносить предложения и давать консультации по вопросам осуществления принципов и политики КПК, помогать ЦК в изучении и решении сложных вопросов, а также выполнять отдельные поручения ЦК.

Центральная комиссия по проверке дисциплины занима­ется решением дисциплинарных вопросов и подготовкой пред­ложений по кадровой политике КПК.

В период между пленумами ЦК его функции и полномочия выполняют политбюро ЦК и его постоянный комитет. Текущую работу ведет секретариат. На генерального секретаря ЦК воз­ложена задача проведения заседаний политбюро и его постоян­ного комитета, а также руководство работой секретариата ЦК.

Фактическое распределение власти в данной структуре на­поминает "перевернутую пирамиду": формально признаваемый высшим руководящим органом всекитайский съезд КПК на практике только одобряет решения, рождающиеся в процес­се внутренней борьбы партийной элиты.

Для политической системы КНР характерно тесное пере­плетение функций КПК и государства. Правда, как в свое время у нас, в КНР поставлена задача разграничения партийных и государственных функций, но понимается под этим прежде всего упразднение политических групп министерств и ведомств и перевод парткомов предприятий и учреждений в подчине­ние территориальных партийных органов. Что же касается практики разработки КПК обязательных для всего общества, политических установок, а также совмещения руководящих постов в верхних эшелонах власти с членством в политбюро и других руководящих органах КПК, то она сохраняется. Имен­но поэтому разработка, например, пятилетних планов осуще­ствляется прежде всего в ЦК КПК, а уже затем они принима­ются ВСНП. Пример такого рода - принятие на 5-м пленуме ЦК КПК в сентябре 1995 г. "Предложений ЦК КПК о разра­ботке 9-го пятилетнего плана и перспективных целей до 2010 г. экономического и социального развития страны", в которых были определены все основные моменты документов, приня­тых позднее (в марте 1996 г.) на 4-й сессии ВСНП - Девятого пятилетнего плана и Программы экономического и социально­го развития Китая до 2010 г.

В официальной китайской литературе подчеркивается глав­ным образом идеологический и политический характер руко­водства КПК. "Сконцентрировав волю китайского народа, партия вырабатывает свою позицию и политические установ­ки, которые затем, согласно законной процедуре, на основе решения ВСНП становятся законами и решениями государ­ства"*. Таким образом, принимаемые решения подаются как квинтэссенция чаяний народа, которые КПК улавливает и формулирует. Партийное руководство стремится пресечь лю­бые попытки преуменьшить роль КПК. В отчетном докладе ЦК КПК на XIV съезде КПК (октябрь 1992 г.) отмечалось, что "в корне ошибочны и крайне вредны любые взгляды и дей­ствия, которые ставят под сомнение ее (КПК. - Авт.) руко­водящую роль, содействуют преуменьшению или отрицанию ее значения как правящей партии"**.

* Права человека в Китае. С. 16.

** К итогам XIV съезда КПК. Круглый стол ИДВ // Проблемы Дальнего Востока. 1993. № 1. С. 49.

В научных исследованиях, особенно западных синологов, выделяется то обстоятельство, что руководящая роль КПК базируется не только и не столько на ее авторитете, сколько на ее безраздельном руководстве Вооруженными силами.

Мы подробно остановились на организации и практике деятельности КПК потому, что она подобно КПСС в бывшем СССР представляет собой как бы сверхгосударство, а не партию в общепринятом понимании этого термина. Именно в органах КПК сосредоточена реальная высшая власть в стране на всех уровнях управления.

"Особенностью и преимуществом политической системы Китая" в официальных китайских документах называют су­ществование 8 небольших демократических партий. К ним относятся: Революционный комитет Гоминьдана Китая, Демок­ратическая лига Китая, Китайская ассоциация демократиче­ского национального развития, Китайская ассоциация содей­ствия развитию демократии, Крестьянско-рабочая демократи­ческая партия Китая, Чжунго Чжигундан (Партия стремления к справедливости), Общество Цзюсань (Общество "3 сентяб­ря"), Лига демократического самоуправления Тайваня. В со­ставе всех этих партий насчитывалось, по данным на 1999 г., более 500 тыс. человек*.

* См.: Страны мира: Справочник. 1999. М., 1999. С. 200.

Указанные партии организационно самостоятельны: каж­дая имеет свой собственный устав, выборные органы, собствен­ную социальную базу и печатный орган. "Однако самостоя­тельность эта чисто формальная, поскольку все они призна­ют руководство КПК, проводят ее политику и выполняют ее установки"*.

* Степанова Г. А. Демократические партии в политической системе КНР // Проблемы и потенциал устойчивого развития Китая и России в XXI веке. Тезисы докладов VII Международной научной конференции "Китай. Китай­ская цивилизация и мир. История, современность, перспективы" (Москва, 25-27 сентября 1996 г.). Ч. 2. М., 1996. С. 92.

В отношении этих партий проводится курс на "длитель­ное существование и взаимный контроль, откровенное выска­зывание друг другу своего мнения и готовность делить славу и позор"*. Основными формами взаимодействия КПК и демокра­тических партий являются: совещания в ЦК КПК с участием представителей демократических партий (причем обязательно совещания проводятся перед пленумами ЦК КПК и съездами КПК, созывом сессий ВСНП и НПКСК), сотрудничество в рам­ках НПКСК**, специальный отдел ЦК КПК (отдел единого фрон­та) и его местные органы курируют деятельность демократи­ческих партий. Кроме того, в КНР сохраняется разрешение иметь двойное членство (в КПК и демократической партии). Более 25 тыс. представителей демократических партий явля­ются депутатами Всекитайского собрания народных предста­вителей и местных собраний народных представителей, зани­мают руководящие посты в государственных органах, но, "как правило, деятели этих партий назначаются на вторые роли в руководстве, на должности заместителей министра, замести­телей председателя народного правительства и т. п."***.

* Права человека в Китае. С. 17-18.

** Более половины Постоянного комитета Всекитайского комитета НПКСК составляют члены демократических партий, их представители занимают почти треть постов в руководстве ВК НПКСК. См.: Степанова Г. А. Указ, соч. С. 93.

*** Там же.

В китайской литературе отмечается определенная акти­визация деятельности демократических партий после длитель­ного перерыва, возобновление созывов съездов. Но это по-прежнему не означает реальной многопартийности, поскольку нельзя говорить о реальном их участии в осуществлении по­литической власти. Фантом многопартийности придает значи­тельное своеобразие политической системе Китая. В докумен­тах XIV съезда КПК подчеркивалось, что необходимо учиты­вать китайскую специфику, исключающую "многопартийность и парламентаризм западного образца"*.

* К итогам XIV съезда КПК. Круглый стол ИДВ. С. 49.

Сложившаяся "система многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК" офици­ально расценивается как "особенность и преимущество поли­тической системы Китая"*. В зарубежной литературе, как и в российской, особое внимание обращается на фактическую однопартийность и отсутствие реального политического плюра­лизма, т. е. оппозиции. В российской литературе отмечалось, что "в современном Китае широкой социальной базы для оп­позиции практически не существует. Несмотря на очевидные противоречия между социально-экономическим плюрализмом и политической монополией КПК, их не следует преувеличи­вать. Однопартийный политический механизм еще сохраняет способность обеспечивать развитие страны и продолжение преобразований, в том числе осуществлять демократические под­вижки в политической области"**.

* См.: Степанова Г. А. Указ. соч. С. 91-92.

** Проблемы Дальнего Востока. 1997. № 4. С. 58.

Смотрите также:

Последние добавления: