» » Кого эскимосы называют мокрым человеком. Эскимосы: интересные факты из жизни северного народа

Кого эскимосы называют мокрым человеком. Эскимосы: интересные факты из жизни северного народа

Антропологи считают, что эскимосы - монголоиды арктического типа (арктическая раса) . Их основное самоназвание - «инуи́ты ». Слово «эскимос» (эскиманциг - «сыроед», «тот, кто ест сырую рыбу») принадлежит языку индейских племен абенаков и атабасков . Из названия американских эскимосов это слово превратилось в самоназвание как американских, так и азиатских эскимосов.

История

Бытовая культура эскимосов необычайно приспособлена к Арктике. Они изобрели поворачиваемый гарпун , чтобы охотиться на морского зверя, каяк , снежный дом иглу , дом из шкур ярангу , особую глухую одежду из меха и шкур. Самобытна древняя культура эскимосов. В XVIII-XIX вв. характерны сочетание охоты на морского зверя и на оленя карибу, жизнь территориальными общинами.

В XIX веке эскимосы не имели (кроме, возможно, берингоморских) родовой и развитой племенной организации. В результате контактов с пришлым населением в жизни зарубежных эскимосов произошли большие изменения. Значительная их часть перешла от морского промысла к охоте на песцов , а в Гренландии - к товарному рыболовству. Многие эскимосы, особенно в Гренландии, стали наёмными рабочими. Здесь же появилась мелкая местная буржуазия. Эскимосы Западной Гренландии - калаалиты - сформировались в отдельный народ - гренландцев, не считающих себя эскимосами. Эскимосы восточной Гренландии - ангмассалик . На Лабрадоре эскимосы в значительной мере смешались со старожильческим населением европейского происхождения. Повсюду остатки традиционной культуры эскимосов быстро исчезают.

Эскимосы в России

В России эскимосы - малочисленная этническая группа (по данным переписи 1970 г. - 1356 человек, по данным переписи 2002 г. - 1750 человек), живущая смешанно или в близком соседстве с чукчами в ряде населённых пунктов восточного побережья Чукотки и на острове Врангеля . Их традиционные занятия - морской зверобойный промысел, оленеводство, охота. Эскимосы Чукотки называют себя «юк» («человек»), «юит», «югыт», «юпик» («настоящий человек»). Численность эскимосов в России:

ImageSize = width:400 height:300 PlotArea = left:40 right:40 top:20 bottom:20 TimeAxis = orientation:vertical AlignBars = justify Colors =

Id:gray1 value:gray(0.9)

DateFormat = yyyy Period = from:0 till:1800 ScaleMajor = unit:year increment:200 start:0 gridcolor:gray1 PlotData =

Bar:1926 color:gray1 width:1 from:0 till:1292 width:15 text:1292 textcolor:red fontsize:8px bar:1959 color:gray1 width:1 from:0 till:1111 width:15 text:1111 textcolor:red fontsize:8px bar:1970 color:gray1 width:1 from:0 till:1265 width:15 text:1265 textcolor:red fontsize:8px bar:1979 color:gray1 width:1 from:0 till:1460 width:15 text:1460 textcolor:red fontsize:8px bar:1989 color:gray1 width:1 from:0 till:1704 width:15 text:1704 textcolor:red fontsize:8px bar:2002 color:gray1 width:1 from:0 till:1750 width:15 text:1750 textcolor:red fontsize:8px bar:2010 color:gray1 width:1 from:0 till:1738 width:15 text:1738 textcolor:red fontsize:8px

Численность эскимосов в населённых пунктах в 2002 г.:

Этнические и этнографические группы

Азиатские эскимосы в XVIII веке делились на ряд племен - уэленцы, науканцы, чаплинцы, сиреникские эскимосы , которые отличались лингвистически и некоторыми особенностями культуры. В более поздний период, в связи с процессами интеграции культур эскимосов и береговых чукчей, эскимосы сохранили групповые особенности языка в виде науканского, сирениковского и чаплинского диалектов.

Культура

Верования

Эскимосы Канады используют собственную письменность на основе канадского слогового письма .

Имеется популярная городская легенда , согласно которой в эскимосском языке имеется очень много слов для обозначения снега , однако в действительности их количество отнюдь не экстремально.

Галерея

    Eskimo group - NARA - 523819.tif

    Эскимосы (1894)

    North Pole eskimos.jpg

    Четыре эскимоса, которые сопровождали Роберта Пири и Мэтью Хенсона в их путешествии к полюсу

    Noatak-Alaska01.jpg

    Эскимосы на каяках. Аляска 1929 год

    Alaskan Inuit winter home 1900.jpg

    Эскимосы рядом с традиционным жильем

    Siberian-eskimo-Nabogatova-.PNG

    Эскимоска держит моржовый клык

    Yupik mask Branly 70-1999-1-2.jpg

    Ритуальная маска

    Dance mask, probably of tunghat, Southwest Alaska Eskimo, collected in Kushunak, probably in 1905 - Native American collection - Peabody Museum, Harvard University - DSC05634.JPG

    Eskimo Family NGM-v31-p564.jpg

    Nunivak maskette.jpg

См. также

Напишите отзыв о статье "Эскимосы"

Примечания

  1. . Суммарно включают следующие группы: собственно эскимосы (Eskimo Tribes: 9820 чел., 2000 г.), гренландские эскимосы (Greenland Eskimo: 7 чел.), инуиты (Inuit: 1015 чел.), инупиаты (Inupiat Eskimo: 19365 чел.), сибирские эскимосы (Siberian Eskimo: 1430 чел.), чупик (Cupiks Eskimo: 68 чел.), юпик (Yup’ik: 24237 чел., 2000 г.):
  2. . Суммарно включают следующие группы: собственно эскимосы (Eskimo Tribes: 6572 чел., 2000 г.), гренландские эскимосы (Greenland Eskimo: 2 чел.), инуиты (Inuit: 78 чел.), инупиаты (Inupiat Eskimo: 17016 чел.), сибирские эскимосы (Siberian Eskimo: 1390 чел.), чупик (Cupiks Eskimo: 55 чел.), юпик (Yup’ik: 22671 чел., 2000 г.):
  3. . Суммарно включают следующие группы: собственно эскимосы (Eskimo Tribes), гренландские эскимосы (Greenland Eskimo), инуиты (Inuit), инупиаты (Inupiat Eskimo), сибирские эскимосы (Siberian Eskimo), чупик (Cupiks Eskimo), юпик (Yup’ik):
  4. . Суммарно включают следующие группы: собственно эскимосы (Eskimo Tribes), гренландские эскимосы (Greenland Eskimo), инуиты (Inuit), инупиаты (Inupiat Eskimo), сибирские эскимосы (Siberian Eskimo), чупик (Cupiks Eskimo), юпик (Yup’ik):
  5. :
  6. . Проверено 24 декабря 2009. .
  7. Арктическая раса // БРЭ. Т.2. М.,2005.
  8. Эскимосский язык / Цветковский И. // Экслибрис - Яя. - М . : Советская энциклопедия, 1978. - (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969-1978, т. 30).

Литература

  • Эскимосы // Сибирь. Атлас Азиатской России . - М .: Топ-книга, Феория, Дизайн. Информация. Картография, 2007. - 664 с. - ISBN 5-287-00413-3 .
  • Эскимосы // Народы России. Атлас культур и религий . - М .: Дизайн. Информация. Картография, 2010. - 320 с. - ISBN 978-5-287-00718-8 .
  • Амундсен Р . Плавание Северо-Западным проходом на судне «Йоа». - Изд. 2-е. - М .: ТЕРРА-Книжный клуб, 2004. - 352 с. - (Сквозь белое безмолвие).
  • Арутюнов С. А. , Сергеев Д. А. Древние культуры азиатских эскимосов (Уэленский могильник). - М .: Наука, 1969. - 208 с.
  • Кент Рокуэлл . Саламина. - М .: Мысль, 1965. - 390 с. - (Путешествия. Приключения. Фантастика).
  • Купер П. Ф. Остров затерянных. - Л. : Гидрометеоиздат, 1970. - 167 с.
  • Малори Жан. Загадочный Туле. - М .: Мысль, 1973. - 304 с. - (Рассказы о природе).
  • Моуэт Фарли . Отчаявшийся народ. - М .: Иностранная литература, 1963. - 256 с.
  • Расмуссен К . Великий санный путь. - М .: Географгиз, 1958. - 184 с. - (Путешествия. Приключения. Фантастика).
  • Фрейхен П . Зверобои залива Мелвилла. - М .: Географгиз, 1961. - 230 с. - (Путешествия. Приключения. Фантастика).
  • Центкевич А. , Центкевич Ч . Осажденные вечным холодом. - Л. : Гидрометеоиздат, 1975. - 208 с.
  • Штернберг Л. Я. ,. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

  • Эскимосы - статья из Большой советской энциклопедии .
  • Н.В. Кочешков, Л.А. Файнберг. . Интернет-журнал «Народы России. Единство в многообразии». Проверено 11 августа 2011. .

Отрывок, характеризующий Эскимосы

Для человеческого ума непонятна абсолютная непрерывность движения. Человеку становятся понятны законы какого бы то ни было движения только тогда, когда он рассматривает произвольно взятые единицы этого движения. Но вместе с тем из этого то произвольного деления непрерывного движения на прерывные единицы проистекает большая часть человеческих заблуждений.
Известен так называемый софизм древних, состоящий в том, что Ахиллес никогда не догонит впереди идущую черепаху, несмотря на то, что Ахиллес идет в десять раз скорее черепахи: как только Ахиллес пройдет пространство, отделяющее его от черепахи, черепаха пройдет впереди его одну десятую этого пространства; Ахиллес пройдет эту десятую, черепаха пройдет одну сотую и т. д. до бесконечности. Задача эта представлялась древним неразрешимою. Бессмысленность решения (что Ахиллес никогда не догонит черепаху) вытекала из того только, что произвольно были допущены прерывные единицы движения, тогда как движение и Ахиллеса и черепахи совершалось непрерывно.
Принимая все более и более мелкие единицы движения, мы только приближаемся к решению вопроса, но никогда не достигаем его. Только допустив бесконечно малую величину и восходящую от нее прогрессию до одной десятой и взяв сумму этой геометрической прогрессии, мы достигаем решения вопроса. Новая отрасль математики, достигнув искусства обращаться с бесконечно малыми величинами, и в других более сложных вопросах движения дает теперь ответы на вопросы, казавшиеся неразрешимыми.
Эта новая, неизвестная древним, отрасль математики, при рассмотрении вопросов движения, допуская бесконечно малые величины, то есть такие, при которых восстановляется главное условие движения (абсолютная непрерывность), тем самым исправляет ту неизбежную ошибку, которую ум человеческий не может не делать, рассматривая вместо непрерывного движения отдельные единицы движения.
В отыскании законов исторического движения происходит совершенно то же.
Движение человечества, вытекая из бесчисленного количества людских произволов, совершается непрерывно.
Постижение законов этого движения есть цель истории. Но для того, чтобы постигнуть законы непрерывного движения суммы всех произволов людей, ум человеческий допускает произвольные, прерывные единицы. Первый прием истории состоит в том, чтобы, взяв произвольный ряд непрерывных событий, рассматривать его отдельно от других, тогда как нет и не может быть начала никакого события, а всегда одно событие непрерывно вытекает из другого. Второй прием состоит в том, чтобы рассматривать действие одного человека, царя, полководца, как сумму произволов людей, тогда как сумма произволов людских никогда не выражается в деятельности одного исторического лица.
Историческая наука в движении своем постоянно принимает все меньшие и меньшие единицы для рассмотрения и этим путем стремится приблизиться к истине. Но как ни мелки единицы, которые принимает история, мы чувствуем, что допущение единицы, отделенной от другой, допущение начала какого нибудь явления и допущение того, что произволы всех людей выражаются в действиях одного исторического лица, ложны сами в себе.
Всякий вывод истории, без малейшего усилия со стороны критики, распадается, как прах, ничего не оставляя за собой, только вследствие того, что критика избирает за предмет наблюдения большую или меньшую прерывную единицу; на что она всегда имеет право, так как взятая историческая единица всегда произвольна.
Только допустив бесконечно малую единицу для наблюдения – дифференциал истории, то есть однородные влечения людей, и достигнув искусства интегрировать (брать суммы этих бесконечно малых), мы можем надеяться на постигновение законов истории.
Первые пятнадцать лет XIX столетия в Европе представляют необыкновенное движение миллионов людей. Люди оставляют свои обычные занятия, стремятся с одной стороны Европы в другую, грабят, убивают один другого, торжествуют и отчаиваются, и весь ход жизни на несколько лет изменяется и представляет усиленное движение, которое сначала идет возрастая, потом ослабевая. Какая причина этого движения или по каким законам происходило оно? – спрашивает ум человеческий.
Историки, отвечая на этот вопрос, излагают нам деяния и речи нескольких десятков людей в одном из зданий города Парижа, называя эти деяния и речи словом революция; потом дают подробную биографию Наполеона и некоторых сочувственных и враждебных ему лиц, рассказывают о влиянии одних из этих лиц на другие и говорят: вот отчего произошло это движение, и вот законы его.
Но ум человеческий не только отказывается верить в это объяснение, но прямо говорит, что прием объяснения не верен, потому что при этом объяснении слабейшее явление принимается за причину сильнейшего. Сумма людских произволов сделала и революцию и Наполеона, и только сумма этих произволов терпела их и уничтожила.
«Но всякий раз, когда были завоевания, были завоеватели; всякий раз, когда делались перевороты в государстве, были великие люди», – говорит история. Действительно, всякий раз, когда являлись завоеватели, были и войны, отвечает ум человеческий, но это не доказывает, чтобы завоеватели были причинами войн и чтобы возможно было найти законы войны в личной деятельности одного человека. Всякий раз, когда я, глядя на свои часы, вижу, что стрелка подошла к десяти, я слышу, что в соседней церкви начинается благовест, но из того, что всякий раз, что стрелка приходит на десять часов тогда, как начинается благовест, я не имею права заключить, что положение стрелки есть причина движения колоколов.
Всякий раз, как я вижу движение паровоза, я слышу звук свиста, вижу открытие клапана и движение колес; но из этого я не имею права заключить, что свист и движение колес суть причины движения паровоза.
Крестьяне говорят, что поздней весной дует холодный ветер, потому что почка дуба развертывается, и действительно, всякую весну дует холодный ветер, когда развертывается дуб. Но хотя причина дующего при развертыванье дуба холодного ветра мне неизвестна, я не могу согласиться с крестьянами в том, что причина холодного ветра есть раэвертыванье почки дуба, потому только, что сила ветра находится вне влияний почки. Я вижу только совпадение тех условий, которые бывают во всяком жизненном явлении, и вижу, что, сколько бы и как бы подробно я ни наблюдал стрелку часов, клапан и колеса паровоза и почку дуба, я не узнаю причину благовеста, движения паровоза и весеннего ветра. Для этого я должен изменить совершенно свою точку наблюдения и изучать законы движения пара, колокола и ветра. То же должна сделать история. И попытки этого уже были сделаны.
Для изучения законов истории мы должны изменить совершенно предмет наблюдения, оставить в покое царей, министров и генералов, а изучать однородные, бесконечно малые элементы, которые руководят массами. Никто не может сказать, насколько дано человеку достигнуть этим путем понимания законов истории; но очевидно, что на этом пути только лежит возможность уловления исторических законов и что на этом пути не положено еще умом человеческим одной миллионной доли тех усилий, которые положены историками на описание деяний различных царей, полководцев и министров и на изложение своих соображений по случаю этих деяний.

Силы двунадесяти языков Европы ворвались в Россию. Русское войско и население отступают, избегая столкновения, до Смоленска и от Смоленска до Бородина. Французское войско с постоянно увеличивающеюся силой стремительности несется к Москве, к цели своего движения. Сила стремительности его, приближаясь к цели, увеличивается подобно увеличению быстроты падающего тела по мере приближения его к земле. Назади тысяча верст голодной, враждебной страны; впереди десятки верст, отделяющие от цели. Это чувствует всякий солдат наполеоновской армии, и нашествие надвигается само собой, по одной силе стремительности.
В русском войске по мере отступления все более и более разгорается дух озлобления против врага: отступая назад, оно сосредоточивается и нарастает. Под Бородиным происходит столкновение. Ни то, ни другое войско не распадаются, но русское войско непосредственно после столкновения отступает так же необходимо, как необходимо откатывается шар, столкнувшись с другим, с большей стремительностью несущимся на него шаром; и так же необходимо (хотя и потерявший всю свою силу в столкновении) стремительно разбежавшийся шар нашествия прокатывается еще некоторое пространство.
Русские отступают за сто двадцать верст – за Москву, французы доходят до Москвы и там останавливаются. В продолжение пяти недель после этого нет ни одного сражения. Французы не двигаются. Подобно смертельно раненному зверю, который, истекая кровью, зализывает свои раны, они пять недель остаются в Москве, ничего не предпринимая, и вдруг, без всякой новой причины, бегут назад: бросаются на Калужскую дорогу (и после победы, так как опять поле сражения осталось за ними под Малоярославцем), не вступая ни в одно серьезное сражение, бегут еще быстрее назад в Смоленск, за Смоленск, за Вильну, за Березину и далее.
В вечер 26 го августа и Кутузов, и вся русская армия были уверены, что Бородинское сражение выиграно. Кутузов так и писал государю. Кутузов приказал готовиться на новый бой, чтобы добить неприятеля не потому, чтобы он хотел кого нибудь обманывать, но потому, что он знал, что враг побежден, так же как знал это каждый из участников сражения.
Но в тот же вечер и на другой день стали, одно за другим, приходить известия о потерях неслыханных, о потере половины армии, и новое сражение оказалось физически невозможным.
Нельзя было давать сражения, когда еще не собраны были сведения, не убраны раненые, не пополнены снаряды, не сочтены убитые, не назначены новые начальники на места убитых, не наелись и не выспались люди.
А вместе с тем сейчас же после сражения, на другое утро, французское войско (по той стремительной силе движения, увеличенного теперь как бы в обратном отношении квадратов расстояний) уже надвигалось само собой на русское войско. Кутузов хотел атаковать на другой день, и вся армия хотела этого. Но для того чтобы атаковать, недостаточно желания сделать это; нужно, чтоб была возможность это сделать, а возможности этой не было. Нельзя было не отступить на один переход, потом точно так же нельзя было не отступить на другой и на третий переход, и наконец 1 го сентября, – когда армия подошла к Москве, – несмотря на всю силу поднявшегося чувства в рядах войск, сила вещей требовала того, чтобы войска эти шли за Москву. И войска отступили ещо на один, на последний переход и отдали Москву неприятелю.
Для тех людей, которые привыкли думать, что планы войн и сражений составляются полководцами таким же образом, как каждый из нас, сидя в своем кабинете над картой, делает соображения о том, как и как бы он распорядился в таком то и таком то сражении, представляются вопросы, почему Кутузов при отступлении не поступил так то и так то, почему он не занял позиции прежде Филей, почему он не отступил сразу на Калужскую дорогу, оставил Москву, и т. д. Люди, привыкшие так думать, забывают или не знают тех неизбежных условий, в которых всегда происходит деятельность всякого главнокомандующего. Деятельность полководца не имеет ни малейшего подобия с тою деятельностью, которую мы воображаем себе, сидя свободно в кабинете, разбирая какую нибудь кампанию на карте с известным количеством войска, с той и с другой стороны, и в известной местности, и начиная наши соображения с какого нибудь известного момента. Главнокомандующий никогда не бывает в тех условиях начала какого нибудь события, в которых мы всегда рассматриваем событие. Главнокомандующий всегда находится в средине движущегося ряда событий, и так, что никогда, ни в какую минуту, он не бывает в состоянии обдумать все значение совершающегося события. Событие незаметно, мгновение за мгновением, вырезается в свое значение, и в каждый момент этого последовательного, непрерывного вырезывания события главнокомандующий находится в центре сложнейшей игры, интриг, забот, зависимости, власти, проектов, советов, угроз, обманов, находится постоянно в необходимости отвечать на бесчисленное количество предлагаемых ему, всегда противоречащих один другому, вопросов.
Нам пресерьезно говорят ученые военные, что Кутузов еще гораздо прежде Филей должен был двинуть войска на Калужскую дорогу, что даже кто то предлагал таковой проект. Но перед главнокомандующим, особенно в трудную минуту, бывает не один проект, а всегда десятки одновременно. И каждый из этих проектов, основанных на стратегии и тактике, противоречит один другому. Дело главнокомандующего, казалось бы, состоит только в том, чтобы выбрать один из этих проектов. Но и этого он не может сделать. События и время не ждут. Ему предлагают, положим, 28 го числа перейти на Калужскую дорогу, но в это время прискакивает адъютант от Милорадовича и спрашивает, завязывать ли сейчас дело с французами или отступить. Ему надо сейчас, сию минуту, отдать приказанье. А приказанье отступить сбивает нас с поворота на Калужскую дорогу. И вслед за адъютантом интендант спрашивает, куда везти провиант, а начальник госпиталей – куда везти раненых; а курьер из Петербурга привозит письмо государя, не допускающее возможности оставить Москву, а соперник главнокомандующего, тот, кто подкапывается под него (такие всегда есть, и не один, а несколько), предлагает новый проект, диаметрально противоположный плану выхода на Калужскую дорогу; а силы самого главнокомандующего требуют сна и подкрепления; а обойденный наградой почтенный генерал приходит жаловаться, а жители умоляют о защите; посланный офицер для осмотра местности приезжает и доносит совершенно противоположное тому, что говорил перед ним посланный офицер; а лазутчик, пленный и делавший рекогносцировку генерал – все описывают различно положение неприятельской армии. Люди, привыкшие не понимать или забывать эти необходимые условия деятельности всякого главнокомандующего, представляют нам, например, положение войск в Филях и при этом предполагают, что главнокомандующий мог 1 го сентября совершенно свободно разрешать вопрос об оставлении или защите Москвы, тогда как при положении русской армии в пяти верстах от Москвы вопроса этого не могло быть. Когда же решился этот вопрос? И под Дриссой, и под Смоленском, и ощутительнее всего 24 го под Шевардиным, и 26 го под Бородиным, и в каждый день, и час, и минуту отступления от Бородина до Филей.

Русские войска, отступив от Бородина, стояли у Филей. Ермолов, ездивший для осмотра позиции, подъехал к фельдмаршалу.
– Драться на этой позиции нет возможности, – сказал он. Кутузов удивленно посмотрел на него и заставил его повторить сказанные слова. Когда он проговорил, Кутузов протянул ему руку.
– Дай ка руку, – сказал он, и, повернув ее так, чтобы ощупать его пульс, он сказал: – Ты нездоров, голубчик. Подумай, что ты говоришь.
Кутузов на Поклонной горе, в шести верстах от Дорогомиловской заставы, вышел из экипажа и сел на лавку на краю дороги. Огромная толпа генералов собралась вокруг него. Граф Растопчин, приехав из Москвы, присоединился к ним. Все это блестящее общество, разбившись на несколько кружков, говорило между собой о выгодах и невыгодах позиции, о положении войск, о предполагаемых планах, о состоянии Москвы, вообще о вопросах военных. Все чувствовали, что хотя и не были призваны на то, что хотя это не было так названо, но что это был военный совет. Разговоры все держались в области общих вопросов. Ежели кто и сообщал или узнавал личные новости, то про это говорилось шепотом, и тотчас переходили опять к общим вопросам: ни шуток, ни смеха, ни улыбок даже не было заметно между всеми этими людьми. Все, очевидно, с усилием, старались держаться на высота положения. И все группы, разговаривая между собой, старались держаться в близости главнокомандующего (лавка которого составляла центр в этих кружках) и говорили так, чтобы он мог их слышать. Главнокомандующий слушал и иногда переспрашивал то, что говорили вокруг него, но сам не вступал в разговор и не выражал никакого мнения. Большей частью, послушав разговор какого нибудь кружка, он с видом разочарования, – как будто совсем не о том они говорили, что он желал знать, – отворачивался. Одни говорили о выбранной позиции, критикуя не столько самую позицию, сколько умственные способности тех, которые ее выбрали; другие доказывали, что ошибка была сделана прежде, что надо было принять сраженье еще третьего дня; третьи говорили о битве при Саламанке, про которую рассказывал только что приехавший француз Кросар в испанском мундире. (Француз этот вместе с одним из немецких принцев, служивших в русской армии, разбирал осаду Сарагоссы, предвидя возможность так же защищать Москву.) В четвертом кружке граф Растопчин говорил о том, что он с московской дружиной готов погибнуть под стенами столицы, но что все таки он не может не сожалеть о той неизвестности, в которой он был оставлен, и что, ежели бы он это знал прежде, было бы другое… Пятые, выказывая глубину своих стратегических соображений, говорили о том направлении, которое должны будут принять войска. Шестые говорили совершенную бессмыслицу. Лицо Кутузова становилось все озабоченнее и печальнее. Из всех разговоров этих Кутузов видел одно: защищать Москву не было никакой физической возможности в полном значении этих слов, то есть до такой степени не было возможности, что ежели бы какой нибудь безумный главнокомандующий отдал приказ о даче сражения, то произошла бы путаница и сражения все таки бы не было; не было бы потому, что все высшие начальники не только признавали эту позицию невозможной, но в разговорах своих обсуждали только то, что произойдет после несомненного оставления этой позиции. Как же могли начальники вести свои войска на поле сражения, которое они считали невозможным? Низшие начальники, даже солдаты (которые тоже рассуждают), также признавали позицию невозможной и потому не могли идти драться с уверенностью поражения. Ежели Бенигсен настаивал на защите этой позиции и другие еще обсуждали ее, то вопрос этот уже не имел значения сам по себе, а имел значение только как предлог для спора и интриги. Это понимал Кутузов.


Эскимо́сы (группа коренных народов, составляющая коренное население территории от Гренландии и Канады до Аляски (США) и восточного края Чукотки (Россия). Численность – около 170 тыс. человек. Языки относятся к эскимосской ветви эскимосско-алеутской семьи.Антропологи считают, что эскимосы – монголоиды арктического типа. Их основное самоназвание – «инуиты». Слово «эскимос» (эскиманциг - «сыроед», «тот, кто ест сырую рыбу») принадлежит языку индейских племен абенаков и атабасков. Из названия американских эскимосов это слово превратилось в самоназвание как американских, так и азиатских эскимосов.

История


Бытовая культура эскимосов необычайно приспособлена к Арктике. Они изобрели поворачиваемый гарпун, чтобы охотиться на морского зверя, каяк, снежный дом иглу, дом из шкур ярангу, особую глухую одежду из меха и шкур. Самобытна древняя культура эскимосов. В XVIII-XIX вв. характерны сочетание охоты на морского зверя и на оленя карибу, жизнь территориальными общинами.
В XIX веке эскимосы не имели (кроме, возможно, берингоморских) родовой и развитой племенной организации. В результате контактов с пришлым населением в жизни зарубежных эскимосов произошли большие изменения. Значительная их часть перешла от морского промысла к охоте на песцов, а в Гренландии - к товарному рыболовству. Многие эскимосы, особенно в Гренландии, стали наёмными рабочими. Здесь же появилась мелкая местная буржуазия. Эскимосы Западной Гренландии сформировались в отдельный народ - гренландцев, не считающих себя эскимосами. Эскимосы восточной Гренландии - ангмассалик. На Лабрадоре эскимосы в значительной мере смешались со старожильческим населением европейского происхождения. Повсюду остатки традиционной культуры эскимосов быстро исчезают.

Язык и культура


Язык – эскимосский, эско-алеутской семьи языков. Эскимосские языки подразделяются на две крупные группы – юпик (западную) и инупик (восточную). На Чукотском полуострове юпик делится на сиреникский, центрально-сибирский, или чаплинский и науканский диалекты. Эскимосы Чукотки наряду с родным владеют русским и чукотским языками.
Происхождение эскимосов спорно. Эскимосы являются прямыми наследниками древней культуры, распространенной с конца первого тысячелетия до н.э. по берегам Берингова моря. Самая ранняя эскимосская культура - древнеберингоморская (до VIII в. н.э.). Для нее характерны добыча морских млекопитающих, использование многоместных кожаных байдар, сложных гарпунов. С VII в. н.э. до XIII-XV вв. шло развитие китобойного промысла, а в более северных районах Аляски и Чукотки - охоты на мелких ластоногих.
Традиционно эскимосы - анимисты. Эскимосы верят в духов, живущих в различных явлениях природы, видят связь человека с окружающим его миром предметов и живых существ. Многие верят в единого создателя Силъя, который управляет всем, что происходит в мире, всеми явлениями и законами. Богиня, одаривающая эскимосов богатствами морских недр, называется Седна. Существуют также представления о злых духах, представлявшихся эскимосам в виде невероятных и страшных существ. Шаман, живущий в каждой эскимосской деревне - посредник, налаживающий контакт мира духов с миром людей. Бубен для эскимосов - священный предмет. Традиционное приветствие, называемое «эскимосским поцелуем», стало всемирно известным жестом.

Эскимосы в России


В России эскимосы - малочисленная этническая группа (по данным переписи 1970 г. - 1356 человек, по данным переписи 2002 г. - 1750 человек), живущая смешанно или в близком соседстве с чукчами в ряде населённых пунктов восточного побережья Чукотки и на острове Врангеля. Их традиционные занятия - морской зверобойный промысел, оленеводство, охота. Эскимосы Чукотки называют себя «юк» («человек»), «юит», «югыт», «юпик» («настоящий человек»). Численность эскимосов в России:

Численность эскимосов в населённых пунктах в 2002 г.:

Чукотский АО:

село Новое Чаплино 279

село Сиреники 265

село Лаврентия 214

пгт Провидения 174

город Анадырь 153

село Уэлькаль 131


Этнические и этнографические группы


Азиатские эскимосы в XVIII веке делились на ряд племен - уэленцы, науканцы, чаплинцы, сиреникские эскимосы, которые отличались лингвистически и некоторыми особенностями культуры. В более поздний период, в связи с процессами интеграции культур эскимосов и береговых чукчей, эскимосы сохранили групповые особенности языка в виде науканского, сирениковского и чаплинского диалектов.

Наряду с коряками и ительменами образуют так называемую «континентальную» группу популяций арктической расы, которая по происхождению связана с тихоокеанскими монголоидами. Основные черты арктической расы представлены на северо-востоке Сибири в палеоантропологическом материале рубежа новой эры.

Письменность


В 1848 году русским миссионером Н.Тыжновым был издан букварь эскимосского языка. Современная письменность на основе латинской графики была создана в 1932 г., когда вышел первый эскимосский (юитский) букварь. В 1937 г. переведена на русскую графическую основу. Существует современная эскимосская проза и поэзия (Айвангу и др.). Самый известный эскимосский поэт -Ю. М. Анко.

Современный эскимосский алфавит на основе кириллицы: А а, Б б, В в, Г г, Д д, Е е, Ё ё, Ж ж, З з, И и, Й й, К к, Л л, Лъ лъ, М м, Н н, Нъ нъ, О о, П п, Р р, С с, Т т, У у, Ў ў, Ф ф, Х х, Ц ц, Ч ч, Ш ш, Щ щ, ъ, Ы ы, ь, Э э, Ю ю, Я я.

Существует вариант эскимосского алфавита, созданный на основе канадского слогового письма для языков коренных народов Канады.


Эскимосы в Канаде


Эскимосский народ Канады, известный в этой стране под самоназванием «инуиты», добился своей автономии, с созданием 1 апреля 1999 г. территории Нунавут, выделенной из Северо-Западных территорий.

Эскимосы полуострова Лабрадор также имеют теперь свои автономии: в Квебекской части полуострова эскимосский округ Нунавик постепенно увеличивает свой уровень автономии, а в 2005 году и в части полуострова, входящей в провинцию Ньюфаундленд и Лабрадор, также был образован эскимосский автономный округ Нунатсиавут. Инуиты получают официальные выплаты от правительства за то что живут в тяжелых климатических условиях.

Эскимосы в Гренландии


Гренла́ндцы (эскимосы Гренландии) – эскимосский народ, коренное население Гренландии. В Гренландии себя считают «калааллит» от 44 до 50 тыс. чел., что составляет 80-88 % населения острова. Кроме того, в Дании проживает около 7,1 тыс. гренландцев (2006, оценка). Говорят на гренландском языке, широко распространён также датский язык. Верующие в основном лютеране.

Живут в основном по юго-западному побережью Гренландии. Выделяются три основных группы:

западные гренландцы (собственно калааллит) – юго-западное побережье;

восточные гренландцы (ангмассалик, тунумиит) – на восточном побережье, где наиболее мягкий климат; 3,8 тыс. чел.;

северные (полярные) гренландцы – 850 чел. на северо-западном побережье; самая северная в мире группа аборигенного населения.

Исторически, самоназвание «калааллит» относилось только к западным гренландцам. Восточные и северные гренландцы называли себя только своими самоназваниями, причём диалект северных гренландцев ближе к диалектам инуитов Канады, нежели к западно- и восточно-гренландскому диалектам.


Эскимосская кухня


Кухня эскимосов состоит из продуктов, полученных охотой и собирательством, основу рациона составляет мясо, морж, нерп, белуха, олени, белые медведи, овцебыки, птица, а также их яйца.

Так как в арктическом климате невозможно земледелие, эскимосы собирают клубни, корни, стебли, водоросли, ягоды и либо поедают их, либо заготавливают впрок. Эскимосы считают, что диета, состоящая, в основном, из мяса, полезна, делает организм здоровым и сильным и помогает сохранять тепло.

Эскимосы считают, что их кухня гораздо более полезна, чем кухня «белого человека».

Одним из примеров является употребление тюленьей крови. После употребления крови и мяса тюленей вены увеличиваются в размерах и темнеют. Эскимосы верят в то, что кровь тюленей усиливает кровь съевшего благодаря замещению истощённых питательных веществ и обновлению кровотока; кровь - обязательный элемент диеты эскимосов.

Кроме того, эскимосы верят в то, что мясная диета утепляет, если постоянно питаться по-эскимосски. Один эскимос, Олеетоа, питавшийся смесью эскимосской и западной еды, говорил, что когда он сравнил свою силу, тепло и энергию с аналогичными показателями своего двоюродного брата, евшего только эскимосскую пищу, то оказалось, что брат сильнее и выносливее. Эскимосы в целом склонны обвинять в своих болезнях недостаток эскимосской еды.

Эскимосы выбирают продукты питания, анализируя три связи: между животными и людьми, между телом, душой и здоровьем, между кровью животных и людей; а также в согласии с выбранным режимом питания. Эскимосы очень суеверны в отношении пищи и её приготовления и поедания. Они считают, что здоровое человеческое тело получается при смешении человеческой крови с кровью добычи.

К примеру, эскимосы считают, что заключили с тюленями соглашение: охотник убивает тюленя только ради прокорма своей семьи, а тюлень жертвует собой ради того, чтобы стать частью тела охотника, а если люди перестанут следовать древним соглашениям и заветам предков, то животные будут оскорблены и прекратят размножаться.

Обычный способ сохранения мяса после охоты - заморозка. Охотники поедают часть добычи прямо на месте. Особая традиция связана с рыбой: рыбу нельзя готовить в пределах дня пути от места ловли.

Эскимосы известны тем, что каждый охотник делится всей добычей со всеми в поселении. Впервые эта практика была документирована в 1910.

Поеданию мяса, жира или других частей животного предшествует выкладывание больших кусков на кусок металла, пластика или картона на полу, откуда любой в семье может взять себе порцию. Так как эскимосы едят, только когда голодны, члены семьи не должны идти «к столу», хотя бывает, что поесть приглашают всех в поселении: женщина выходит на улицу и кричит: «Готовое мясо!».

Еда после охоты отличается от обычного приёма пищи: когда тюленя приносят в дом, охотники собираются вокруг него и первыми получают порции как самые голодные и остывшие после охоты. Тюленя разделывают особым образом, вспарывая живот, чтобы охотники могли отрезать кусочек от печени или налить в кружку крови. Кроме того, жир и мозг смешиваются и поедаются с мясом.

Дети и женщины едят после охотников. В первую очередь для поедания выбирают кишечник и остатки печени, а затем рёбра, позвоночник и остатки мяса распределяют по поселению.

Разделение еды было необходимо для выживания всего поселения, молодые пары отдают часть улова и добытого мяса пожилым, чаще всего своим родителям. Считается, что, поев вместе, люди становятся, связаны узами сотрудничества.


Традиционное жилище эскимосов


Иглу - это типичное для эскимосов место жительства. Данный тип строения представляет из себя постройку, которая имеет куполообразную форму. Диаметр жилища составляет 3-4 метра, а высота его - примерно 2 метра. Строятся иглу, как правило, из ледяных блоков или же уплотненных при помощи ветра блоков из снега. Также иглу вырезают из сугробов, которые подходят по плотности, а также по размеру.

Если снег достаточно глубокий, то вход прорывают в полу, а также роют коридор к входу. В случае, когда снег все же не глубокий, то входную дверь прорезают в стене, а к входной двери пристраивают отдельный коридор, сооруженный из снежных кирпичей. Очень важно, чтобы входная дверь в подобное жилище находился ниже уровня пола, так как за счет этого обеспечивается хорошее и правильное проветривание помещения, а также сохраняется тепло внутри иглу.

Освещение в жилище попадает благодаря снежным стенам, но иногда делаются также окна. Как правило, они сооружаются также изо льда или же кишок тюленей. В некоторых эскимосских племенах распространены целые поселки из иглу, которые между собой соединены переходами.

Изнутри иглу застилают шкурами, также иногда завешивают ими и стены в иглу. Для обеспечения еще большего освещения, а также большего тепла применяются специальные приспособления. За счет нагревания часть стен внутри иглу может оплавляться, но сами стены не плавятся, благодаря тому, что снег помогает вывести лишнее тепло наружу. Благодаря этому в жилище поддерживают комфортную для существования людей температуру. Что касается влаги, то её также впитывают стены, и из-за этого внутри иглу сухо.
Первым не-эскимосом, который построил иглу, был Вильямур Стефансон. Произошло это в 1914 году, и об этом событии он рассказывает во множестве статей и собственной книге. Уникальная прочность такого вида жилищ заключается в использовании плит уникальной формы. Они позволяют сложить хижину в виде своеобразной улитки, которая постепенно сужается кверху. Также очень важно учитывать и способ установки этих импровизированных кирпичей, который подразумевает опору следующей плиты на предыдущий кирпичик в трёх точках одновременно. Для того чтобы конструкция была более устойчива, готовую хижину поливают также водой снаружи.


Эскимосы. Существует много названий для этого смелого народа Севера, проживающего в самых суровых условиях, известных человеку. Что мы в действительности знаем о них? Кроме того, что они с гарпунами охотятся на тюленей и моржей, ходят в шубах с капюшонами, большинство людей очень мало знает что-то об этих охотниках-собирателях и оленеводах.

10. Одежда и броня

Инуиты люди, в силу необходимости, достаточно квалифицированные в изготовлении теплой, прочной одежды. По теплосохранности одеждам эскимосам нет равных, ведь в традиционной эскимосской одежде спокойно можно находиться на морозе в -50 градусов много часов.

Однако, когда они выходили на охоту, чтобы выжить, они также умели изготавливать очень прочную броню для одежды. В конце концов, они выходили на охоту на массивных зверей и нуждались тоже в защите. Броня инуитов имела пластинчатую структуру, состояла из костных пластин (часто из моржовых зубов, известных как моржовый клык). Ремнями из сырой кожи пластины соединялись воедино. Любопытно, что дизайн такой брони напоминает древние доспехи японских воинов. Тот факт, что инуиты смогли придумать такие чрезвычайно функциональные доспехи, говорит об их таланте и смекалке.

Часто используемый в нейтральном контексте, термин “эскимо”, как правило, считается немного расистским, так же, как термин “индеец” — оскорбительным для коренных американцев. Однако, это технически считается приемлемым, а научный термин обычно имеет достаточно солидную этимологию. Хотя слово “эскимо” считается датским и французским (от слова “eskimeaux”), название, вероятно, основывается на старом термине “askimo.” Исследователи, похоже, не могут договориться о том, означает ли это “мясоеды” или “сыроеды”.

Тем не менее, многие эскимосы считают такой термин для себя оскорбительным, поэтому из уважения к этому гордому народу, мы будем избегать употребления этого термина. Общепринятым, политкорректным названием (многие из них также используют для себя этот термин) будет слово – Инуиты.

8 .Эскимосский поцелуй

Эскимосский поцелуй, как знак любви — это когда два человека трутся носами. Инуиты выработали такой жест на протяжении тысячелетий, потому, что при обычном поцелуе на морозе, из-за слюней, можно примерзнуть друг к другу в неловкой позе.

Эскимосский поцелуй называется “куник”. Это тип интимного приветствия, часто практикуется между супругами или детьми и их родителями. Встречающиеся могут выглядеть так, как будто они трутся носами, но на самом деле они нюхают друг другу волосы и щеки. Таким образом, два человека, которые не видели друг друга, могут быстро напомнить о себе другому человеку своим индивидуальным запахом.

Хотя куник не очень вписывается в понятие поцелуя, он считается интимным жестом.

Вегетарианство не очень распространено в традиционных инуитских племенах. Потому что они живут в бесплодной, холодной окружающей среде, их диета в основном опирается на различные виды мяса и лишь изредка, на некоторые виды ягод и водоросли. Даже в нынешние времена, фрукты и овощи являются дефицитными и дорогими для импорта в холодные северные районы, поэтому они по-прежнему полагаются на свой традиционный рацион.

Инуиты всегда были отменными охотниками. Они потребляют нарвалов, моржей, тюленей и разных птиц и рыб. Даже белые медведи иногда появляются в их меню. Есть много традиционных способов приготовления пищи: сушка, варка или заморозка. Некоторые продукты не готовятся вообще. Некоторые считают, что замороженное мясо – это настоящий деликатес, как мороженое.

Хотя можно подумать, что диета, которая в большой степени опирается на мясо приводит к серьезным проблемам со здоровьем, инуиты, которые следуют этой диете, на самом деле одни из самых здоровых людей в мире. Этот “ Парадокс инуитов” уже давно является предметом серьезного научного интереса.

Иглу является квинтэссенцией жилища инуитов: гениальное куполообразное сооружение, построенное из блоков льда и снега.

Хотя большинство людей видели фотографии иглу, как небольших снежных куполов, они существуют различных форм и размеров, а также материалов. Для инуитов, “иглу” — это просто слово, обозначающее здание, в котором живут люди.

5. Каллупиллук

В каждой культуре есть свои мифические чудовища. Инуиты проводили свои дни, обходя опасные ледовые поля, охотясь на огромных и сильных моржей и агрессивных медведей. Казалось бы, откуда можно придумать фантастическое чудовище. Однако и у инуитов было одно существо, которым пугали непослушных детей. Это Каллупиллук, буквально означающее “Монстр”. Согласно легенде, он обитал подо льдом и поджидал людей, провалившихся в воду. Тогда монстр набрасывался на них и утаскивал неосторожных людей в ледяную морскую пучину. Это был естественный и здоровый страх в Арктике, где упасть в воду часто означало — смерть.

4. Блондины эскимосы

В 1912 году исследователь по фамилии Стефанссон нашел странное племя инуитов, которое полностью состояло из блондинов, высоких, похожих на скандинавов. Это вызвало бурную дискуссию о природе этого племени. Большинство людей в конце концов согласились с тем, что эти белокурые инуиты в Канадской Арктике были потомками викингов, которые приплыли сюда на заре веков. Однако исследования ДНК в 2003 году развенчали эту гипотезу. Дело в том, что при брачных связях и близкородственном кровосмешении часто рождаются блондины.

3. Слова для описания снега.

В большинстве языков мира для снега существует одно или несколько слов. Однако в языке Инуитов существует огромное количество слов для описания снега. Инуиты могут описать снег 50-400 разными словами, красноречиво созданными для описания весьма специфического вида этого замороженного осадка.

Например слово Акуилокок означает: “тихо падает снег”, а пиегнарток, это “Снежная погода, хорошая для поездки на охоту”, и так далее.

2. Оружие.

Хотя контакт с европейской культурой дал им доступ к огнестрельному оружию и другим современным видам оружия, традиционное оружие инуитов изготавливалось из камня или костей убитых животных. Они не имели возможности ковать металл, так что кость была одной из главных особенностей их оружия. Луки были сделаны из кожи, костей и сухожилий.

Поскольку большинство оружия инуитов использовалось для охоты и разделки туш, оно было специально сделано для нанесения максимального ущерба. Кромки были острые и часто зазубренными, предназначенными для разрывания и терзания, а не аккуратного отрезания и прокалывания.

1. Бедность

Прогресс современной жизни и развития производства не предполагает широкого развития Севера и его жителей, поэтому инуитов постигла та же участь, что и других полукочевые племена, такие как австралийские аборигены. Среди эскимосов высок процент бедности и безработицы. Это привело к появлению множества социальных проблем, таких как рост алкоголизма. Остается удивляться, как эти гордые и неприхотливые народы продолжают жить традиционным укладом жизни.


Российские эскимосы составляют незначительную часть достаточно многочисленного полярного народа, живущего как в России - на самой оконечности Чукотки, так и за ее пределами - на побережье Аляски, в приполярных областях Канады и Гренландии. Общая численность эскимосов - 97 тысяч человек, и всего 1700 из них проживает в России.
Эскимосы являются прямыми наследниками древней культуры, распространенной с конца первого тысячелетия до н.э. по берегам Берингова моря. От своих далеких предков эскимосы унаследовали монголоидные черты внешности.

С этнонимом «эскимосы» европейцев впервые познакомил французский пастор Биар: в его отчете о поездке в Америку в 1611 году употреблено слово «эскимантсик», которое на языке индейцев-вобинаков означало «поедатели сырого мяса» - так они называли эскимосов, лакомившихся сырой шкурой кита и тому подобными яствами.


Самоназвание же эскимосов - югипыт, или югыт, что означает - «настоящие люди».

Действительно, к пришельцам, чаще всего беспомощным перед лицом Арктики, эскимос относился как к существам неполноценным. Гренландские эскимосы называют таких «собачий сын» с оттенком иронии и снисходительности.

Наивысшей похвалой в устах эскимоса звучат слова, которые один английский адмирал услышал от старого эскимосского охотника после многих лет совместных зимовок и странствий: «Ты - почти как мы».

До середины XIX века эскимосы мало общались с русскими. Сближение произошло, когда русские промысловики подключились к основному занятию эскимосов - охоте на морского зверя, в основном на кита, моржа и тюленя. Однако перевод охотничьего промысла на промышленные рельсы поставил под угрозу традиционный образ жизни аборигенов.

На сегодняшний день не более 20 % российских эскимосов свободно владеет родным языком, причем эти люди в основном старшего поколения. Остальные могут лишь понимать эскимосский.


В настоящее время на Чукотке не осталось чисто эскимосских поселений. Повсеместно они живут с русскими, чукчами и другими народами. Преобладающей частью населения они являются лишь в 2-х селах - Новое Чаплино и Сиреники.

Эскимосы перебрались в Заполярье еще на заре истории человечества. И теперь они лучше приспособлены к жизни в холодном климате, чем любой другой народ. Ноздри у них более узкие, чем у людей других рас, что снижает потерю влаги и тепла при дыхании. У них даже появились защитные подушечки жира на скулах и веках, всегда открытых ветру и морозам.

Однако и эскимосы не смогли бы выжить в Арктике, если бы не их одежда. Рукавицы и сапоги они шьют из тюленьей кожи, штаны - из медвежьих шкур, а на рубахи идут шкуры карибу и птичья кожа с полным опереньем. Швы зашиваются так искусно, что не пропускают воды. Один человек надевает одновременно две рубахи и две пары штанов - нижние мехом к коже, верхние мехом наружу.


Кочуя по вечной мерзлоте, эскимосы строили жилища из снега, нарубая его брусками. Бруски укладывались друг на друга сходящейся кверху спиралью. Эти иглу, как называли эскимосы свои постройки, иногда снабжались подобием окон: между снежных брусков вставлялся кусок прозрачного льда. Но даже в этом случае свет давали плошки с жиром. Тепло горящего жира вместе с теплом человеческих тел поднимало температуру в этой искусственной снежной пещере до 15 градусов, так что ее обитатели сбрасывали тяжелую одежду и полуголые удобно располагались на меховых одеялах.
Жизнь эскимосов слагалась из череды немыслимых лишений. И однако же, «эскимосы производят впечатление счастливейших людей», - дружно подтверждают исследователи. Эскимос видит мир в светлых красках. Разве мало причин для радости? Не погиб во время охоты, благополучно вернулся к домашнему очагу, обеспечил семью пищей…
А какое это упоительное чувство - во время внезапной метели в пути спешно выстроить себе иглу, отгородиться от свиста пурги. Кладя за собою последнюю глыбу снега и закрывая вход, эскимос смеется. Это смех победителя. Он не сдался злым духам, перехитрил их, он умен, отважен, настоящий человек, он всегда справится с трудностями. Как же не радоваться этому?

«Смех витает в воздухе» , - гласит старинная эскимосская поговорка.


Сергей Цветков, историк

Эскимосы

ЭСКИМО́СЫ -ов; мн. Народ, живущий на побережье Чукотского полуострова в России, на арктическом побережье Северной Америки и в Гренландии; представители этого народа.

Эскимо́с, -а; м. Эскимо́ска, -и; мн. род. -сок, дат. -скам; ж. Эскимо́сский, -ая, -ое.

эскимо́сы

(самоназвание - инуит), группа народов на Аляске (США, 38 тыс. человек, 1995), севере Канады (28 тыс. человек), острове Гренландия (гренландцы, 47 тыс. человек) и в России (Магаданская область и остров Врангеля, 1,7 тыс. человек, 1992). Язык эскимосский.

ЭСКИМОСЫ

ЭСКИМО́СЫ, народ в северных полярных регионах Западного полушария (от восточной оконечности Чукотки до Гренландии), живут на Аляске (США, 44 тыс. человек, 2000), севере Канады (41 тыс. чел., 1996), острове Гренландия (50,9 тыс. чел., 1998) и в Российской Федерации (Чукотка и остров Врангеля, 1,7 тыс. чел., 2002). Общая численность - около 130 тысяч человек (2000, оценка).
Восточные эскимосы называют себя инуитами, западные - юпиками. Говорят на эскимосском языке, который подразделяется на две крупные группы диалектов - юпик (западную) и инупик (восточную). На Чукотке юпик делится на сиреникский, центрально-сибирский (чаплинский) и науканский диалекты. Эскимосы Чукотки наряду с родным владеют русским и чукотским языками.
Антропологически эскимосы относятся к арктическому типу монголоидов. Эскимосская этническая общность сформировалась около 5-4 тысяч лет назад в районе Берингова моря и расселились на восток до Гренландии, достигнув ее задолго до нашей эры. Эскимосы приспособились к жизни в Арктике, создав поворотный гарпун для охоты на морского зверя, лодку каяк, снежное жилище иглу, глухую меховую одежду.
На ноги эскимосы надевали меховые чулки и нерпичьи торбаса (камгык). Непромокаемую обувь изготавливали из выделанных тюленьих шкур без шерсти. Одежду украшали вышивкой или мозаикой из меха. До 18 века эскимосы, протыкая перегородку носа или нижнюю губу, подвешивали моржовые зубы, костяные кольца и стеклянные бусины. Эскимосская мужская татуировка - кружки в уголках рта, женская - прямые или вогнутые параллельные линии на лбу, носу и подбородке. На щеки наносили более сложный геометрический орнамент. Татуировкой покрывали руки, кисти, предплечья.
Для передвижения по воде пользовались лодками-байдарами и каяками. Легкая и быстроходная байдара (анъяпик) отличалась устойчивостью на воде. Ее деревянный каркас обтягивали моржовой шкурой. Байдары были разных типов - от одноместных лодок до 25-местных парусников. По суше эскимосы передвигались на дугокопыльных нартах. Собак запрягали «веером». С середины 19 века нарты тянули собаки, запряженные цугом (упряжка восточносибирского типа). Использовались также короткие бескопыльные сани с полозьями из моржовых клыков (канрак). По снегу ходили на лыжах (в виде рамы из двух планок со скрепленными концами и поперечными распорками, переплетенными ремнями из нерпичьей кожи и подбитой снизу костяными пластинами), по льду - с помощью специальных шипов из кости, укрепленных на обуви.
Для самобытной культуры эскимосов в 18-19 веках были характерны сочетание охоты на морского зверя и на оленя карибу, значительные пережитки первобытно-коллективистических норм в распределении добычи, жизнь территориальными общинами. Способ охоты на морских животных зависел от их сезонных миграций. Два сезона охоты на китов соответствовали времени прохождения их через Берингов пролив: весной на север, осенью - на юг. Китов отстреливали гарпунами с нескольких байдар, а позднее - гарпунными пушками.
Важнейшим объектом промысла был морж. С конца 19 века появилось новое промысловое оружие и снаряжение, распространилась охота на пушных зверьков. Добыча моржей и тюленей сменила пришедший в упадок китобойный промысел. Когда не хватало мяса морских животных, отстреливали из лука диких оленей и горных баранов, птиц, ловили рыбу.
Поселения располагались так, чтобы было удобно наблюдать за передвижением морского зверя - в основании выдающихся в море галечных кос, на возвышенных местах. Наиболее древний тип жилища - каменная постройка с углубленным в землю полом. Стены складывали из камней и китовых ребер. Каркас покрывали оленьими шкурами, обкладывали слоем дерна, камнями и сверху еще раз покрывали шкурами.
До 18 века, а местами и позже, эскимосы жили в полуподземных каркасных жилищах. В 17-18 веках появились каркасные постройки, похожие на чукотскую ярангу. Летнее жилище - четырехугольная палатка, по форме напоминающая косоусеченную пирамиду, причем стена со входом была выше противоположной. Каркас этого жилища строили из бревен и жердей и покрывали моржовыми шкурами. С конца 19 века появились легкие дощатые дома с двускатной крышей и окнами.
Традиционная пища эскимосов - мясо и жир тюленей, моржей и китов. Мясо ели сырым, сушеным, вяленым, замороженным, вареным, заготавливали на зиму: квасили в ямах и ели с жиром, иногда в полувареном виде. Лакомством считали сырое китовое сало со слоем хрящевидной кожи (мантак). Рыбу вялили и сушили, зимой ели свежезамороженной. Высоко ценилась оленина, которую обменивали у чукчей на шкуры морских животных.
Счет родства у эскимосов велся по отцовской линии, брак был патрилокальным. Каждое поселение состояло из нескольких групп родственных семей, занимавших зимой отдельную полуземлянку, в которой каждая семья имела свой полог. Летом семьи жили в отдельных палатках. Были известны факты отработки за жену, существовали обычаи сватать детей, женить мальчика на взрослой девушке, обычай «товарищества по браку», когда двое мужчин обменивались женами в знак дружбы (гостеприимный гетеризм). Брачной церемонии как таковой не существовало. В зажиточных семьях встречалось многоженство.
Религия эскимосов - культы духов, некоторых животных. В 19 веке эскимосы не имели родовой и развитой племенной организации. В результате контактов с пришлым населением в жизни эскимосов произошли большие изменения. Значительная часть перешла от морского промысла к охоте на песцов, а в Гренландии - к товарному рыболовству. Часть эскимосов, особенно в Гренландии, стала наемными рабочими. Эксимосы Западной Гренландии сформировались в этническую общность гренландцев, не считающих себя эскимосами. На Лабрадоре эскимосы в значительной мере смешались со старожильческим населением европейского происхождения.
В Российской федерации эскимосы - малочисленная этническая группа, живущая смешанно или в близком соседстве с чукчами в ряде населенных пунктов восточного побережья Чукотки и на острове Врангеля. Их традиционное занятие - морской зверобойный промысел. Эскимосы практически не подверглись христианизации. Они верили в духов, хозяев всех одушевленных и неодушевленных предметов, явлений природы, местностей, направлений ветра, различных состояний человека, в родственную связь человека с каким-либо животным или предметом. Существовали представления о создателе мира, называли его Силъа. Он был творцом и хозяином вселенной, следил за соблюдением обычаев предков. Главным морским божеством, хозяйкой морских животных была Седна, которая посылала людям добычу. Злые духи представлялись в виде великанов или карликов, либо других фантастических существ, которые насылали на людей болезни и несчастья. В каждом селении жил шаман (обычно это был мужчина, но известны и шаманки-женщины), который являлся посредником между злыми духами и людьми.
Эскимосы создали самобытное декоративно-прикладное и изобразительное искусство. Раскопками открыты относящиеся к концу первого тысячелетия до нашей эры костяные наконечники гарпунов и стрел, так называемые крылатые предметы (предположительно, украшения носовых частей лодок), стилизованные фигурки людей и животных, модели каяков, украшенные изображениями людей и животных, а также сложным резным орнаментом. Среди характерных видов эскимосского искусства 18-20 веков - изготовление статуэток из моржового клыка (реже мыльного камня), резьба по дереву, художественная аппликация и вышивка (узоры из оленьего меха и кожи, украшающие одежду и бытовые предметы).
Добыче крупного зверя посвящали промысловые праздники. Среди эскимосских сказок особое место занимает цикл о вороне Кутхе. К ранним стадиям развития эскимосской культуры относится резьба по кости: скульптурная миниатюра и художественная гравировка кости. Орнаментом покрывали охотничье снаряжение, предметы домашнего обихода; изображения зверей и фантастических существ служили амулетами и украшениями. Эскимосская музыка (айнгананга) - преимущественно вокальная. Бубен - личная и семейная святыня (иногда используется шаманами). Он занимает центральное место в музыке.

Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "эскимосы" в других словарях:

    Эскимосы … Википедия

    ЭСКИМОСЫ, эскимосов, ед. эскимос, эскимоса, муж. Народность, живущая по полярному побережью Северной Америки и на северо восточной оконечности Азии. Западные эскимосы. Восточные эскимосы (живущие по берегам и островам Берингова моря, то же, что… … Толковый словарь Ушакова

    Соплемённость, насчитывающая около 100 тысяч человек и расселённая от острова Гренландия и острова Лабрадор через Арктическую Канаду, северную и западную Аляску до восточной Чукотки включительно. Эскимосы создали самобытное декоративно… … Художественная энциклопедия

    - (самоназв. инуит) группа народов на Аляске (США, 38 тыс. человек, 1992), севере Канады (28 тыс. человек), о. Гренландия (гренландцы, 47 тыс. человек) и в Российской Федерации (Магаданская обл. и о. Врангеля, 1,7 тыс. человек, 1992). Язык… … Большой Энциклопедический словарь

    ЭСКИМОСЫ, ов, ед. ос, а, м. Группа народов, живущих по полярному побережью Северной Америки, в Гренландии и на северо восточной оконечности Азии. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Племя живущее в сев. Полярных, странах Америки; занимаются охотой и рыболовством. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

    Народ, расселенный от восточной оконечности Чукотки до Гренландии. Общая численность около 90 тыс. человек (1975, оценка). Говорят на эскимосском языке (См. Эскимосский язык). Антропологически относятся к арктическому типу монголоидов. Э … Большая советская энциклопедия

    Народ, расселенный от вост. оконечности Чукотки до Гренландии. Общая численность ок. 90 тыс. чел. (1974, оценка). Эскимосский язык принадлежит к эскимосо алеутской семье языков. Антропологически Э. относятся к арктич. типу монголоидов. Как народ… … Советская историческая энциклопедия

    эскимосы - представители народа, проживающего на Чукотке и Камчатке (а также в США). Эскимосы отличаются большой неприхотливостью, старательностью, силой воли и выдержкой. Они доброжелательны и снисходительны в отношениях с представителями других этнических … Этнопсихологический словарь

    эскимосы - ЭСКИМОСЫ, ов, мн (ед эскимос, а, м). Группа народов, живущих на Аляске (США), севере Канады, о.Гренландия и в Российской Федерации (в Магаданской обл. и о. Врангеля); люди, принадлежащие к этой группе народов; яз. эскимосский, эскимосско… … Толковый словарь русских существительных

Книги

  • Как эскимосы сохраняют своих детей в тепле или Самый практичный подход к воспитанию вашего ребенка , Хопгуд М.. Американская журналистка в увлекательной манере рассказывает о методах воспитания детей в разных странах. С большой долей юмора и веселой иронией она делится своими впечатлениями от того, как…