» » Конституционное закрепление институтов гражданского общества. Конституционный основы гражданского общества в рф Конституционные основы развития гражданского общества

Конституционное закрепление институтов гражданского общества. Конституционный основы гражданского общества в рф Конституционные основы развития гражданского общества

Гражданское общество - такая общность людей, где достигнуто оптимальное соотношение всех сфер общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной. Гражданское общество предполагает активное проявление творческих возможностей личности во всех сферах социальных связей, а основными признаками такого общества является экономическая, политическая и духовная свобода личности. При этом государство выступает выразителем компромисса различных сил в обществе, создает необходимые условия для беспрепятственной реализации индивидами их прав и свобод.

Наличие частной собственности способствует созданию финансово-экономических условий формирования структур гражданского общества, автономных по отношению к государственной власти.

Основным политическим признаком гражданского общества является функционирование в таком обществе правового государства.

Экономической основой гражданского общества является право на частную собственность. В противном случае создается ситуация, когда каждый гражданин вынужден служить государству на тех условиях, которые ему диктует государственная власть.

По сути дела, интересы меньшинств в гражданском обществе выражают различные социальные, политические, культурные и прочие союзы, группы, блоки, партии. Они могут быть как государственными, так и независимыми. Это позволяет отдельным людям осуществлять свои права и обязанности граждан демократического общества. Посредством участия в этих организациях разнообразными способами можно оказывать влияние на принятие политических решений.

Принципы формирования гражданского общества:

    • Верховенство основного закона. Закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть изменен, отменен или приостановлен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями партийных органов, сколь бы высоки и авторитетны они ни были. Вся общественная деятельность осуществляется в строгом соответствии с законами, закрепленными конституцией правового государства.
    • Реальность прав и свобод граждан, причем предполагается, что они не являются неким «даром» властей, а принадлежат ему от рождения, т. е. неотчуждаемы.
    • Взаимная ответственность государства и личности. Государство путем издания законов берет на себя конкретные обязательства перед гражданами, общественными организациями, другими государствами и всем международным сообществом. Но соответственно и личность несет ответственность перед обществом и государством.
    • Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Власть не должна быть монополизирована одним лицом, органом или социальным слоем, а вся система публичной власти должна соответствовать требованиям права и последовательно его соблюдать.

· Наличие эффективных органов контроля и надзора за осуществлением законов. В правовом государстве суд, прокурорский надзор, арбитраж должны обеспечивать исполнение законов.



Условия формирования гражданского общества:

    1. наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение);
    2. наличие развитой структуры различных объединений, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии;
    3. высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способность к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества;

4. функционирование правового государства.

Конституционные основы гражданского общества:

Нормы Российской Конституции создают основу для формирования политических отношений в обществе. Этому способствует провозглашение в ст1 Конституции России как демократического, федеративного государства с республиканской формой правления.

Закрепляя демократический характер государства, ст.3 Конституции признает единственным источником власти и носителем суверенитета ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть как непосредственно (через референдумы и свободные выборы), так и через органы государственной власти и местного самоуправления, общественные организации.

Впервые в России на конституционном уровне закрепляется принцип разделения государственной власти на три ветви (законодательную, исполнительную и судебную), органы которых являются самостоятельными.

Важное значение для развития политических отношений имеют закрепленные в ст. 13 Конституции РФ демократические принципы функционирования политической системы. Провозглашение в ней идеологического многообразия, отказ от одной идеологии обогащает политическую жизнь страны, дает возможность гражданину самостоятельно выбирать и следовать выбранной им системе взглядов и представлений. Запрещается существование в обществе государственной или иной обязательной идеологии.

В этой же ст.13 содержится и другой важный для политической жизни страны принцип - принцип политического многообразия. На его основе возникает возможность участвовать в политической жизни страны у всех социально-политических и иных объединений. Это способствует более полной реализации народовластия в стране, вовлечению в политическую деятельность новых групп населения, формированию легальной политической оппозиции, многопартийной системы.

Для того, чтобы реализация принципа политического плюрализма не принесла ущерба обществу, в ч.5 ст.13 Конституции РФ вводятся ограничения в отношении тех общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Политический плюрализм, представляя свободу политических действий в рамках закона, позволяет беспартийным гражданам России участвовать в политическом процессе, лично или с помощью независимых объединений и движений.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Калашников Сергей Валерьевич. Конституционные основы формирования гражданского общества в Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.02: Москва, 2001 447 c. РГБ ОД, 71:02-12/114-X

Страницы

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И
ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО
ОБЩЕСТВА
19

    Развитие теорий о понятии и сущности гражданского общества 19

    Гражданское общество и правовое государство 47

    Демократический конституционный строй Российской Федерации - условие существования гражданского общества 71

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ
КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСНОВ
ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
90

    Конституционные основы экономических отношений.. 90

    Конституционные основы социальных отношений \\2

    Конституционные основы народовластия 137

    Конституционные основы духовно-культурных отношений 159

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

ЛИЧНОСТИ И ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ
ФОРМИРОВАНИЯ
ГРАЖДАНСКОГО

ОБЩЕСТВА В РОСИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ 183

3.1. Современные проблемы обеспечения црав и свобод

личности в Российской Федерации 183

    Деятельность органов внутренних дел в обеспечении конституционных прав и свобод личности 205

    Обеспечение охраны общественного порядка и обще-

ственной безопасности органами внутренних дел 229

3.4. Система конституционных гарантий обеспечения прав

и свобод граждан 253

ГЛАВА 4. ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ

ОБЩЕСТВО 278

    Проблемы относительной самостоятельности государства и гражданского обществ 278

    Российский федерализм в условиях формирования но-

вой государственности и гражданского общества 301

4.3. Местное самоуправление - основа формирования гра-

жданского общества 324

ГЛАВА 5. ГАРАНТИИ СУЩЕСТВОВАНИЯ И
ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ
ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
348

    Духовно-культурные гарантии 348

    Социально-экономические гарантии 370

    Политические и правовые гарантии 393

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 418

Список использованной литературы 423

Введение к работе

Конец XX - начало XXI вв. ознаменовали новый период в истории России, связанный с активизацией негосударственных институтов, их функциональных связей во всех сферах общественных отношений. Основным предназначением гражданского общества является создание условий, обеспечивающих наиболее полное удовлетворение разнообразных материальных, духовно-культурных и иных потребностей личности. В условиях развитого гражданского общества создаются реальные предпосылки для наиболее полной реализации возможностей и способностей граждан, подлинного народовластия, свободы выбора ориентации личности в социально-экономической, духовной и иных сферах жизни общества. Находясь между личностью и государством, выступая в качестве посредника, гражданское общество обеспечивает подчинение государства праву, контроль общественных институтов за государственной властью, невмешательство государства в сферу частной жизни личности, защищенность прав, свобод и законных интересов граждан и создаваемых ими общественных объединений.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что без гражданского общества не существует демократическое правовое, социальное, светское государство, не обеспечиваются и не защищаются на должном уровне права, свободы и законные интересы граждан. Гражданское общество предполагает достижение благополучия и процветания всего общества, повышение социально-экономического уровня жизни населения, духовно-культурного развитие общества, подчинение государства праву. Становление гражданского общества происходит в условиях реформы государственной власти и всех сфер общественной жизни на основе Конституции РФ 1993 г. Оно направлено на сбалансированное сочетание, равноправное сотрудничество и координацию деятельности государственных органов власти и негосударственных структур: общественных объединений, ассоциаций, движений, союзов и т.п.

Степень разработанности темы исследования. Проблемы формирования гражданского общества уходят своими корнями в глубь веков, во времена античности, доказательством чего являются труды известных ученых, философов, например Аристотеля. Позднее, в XVII-XIX вв., более подробная

концепция гражданского общества нашла свое отражение в различных идеях о гражданском обществе, отраженных в трудах Т. Гоббса, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж. Руссо, Г. Гегеля, И. Канта и других мыслителей того времени.

Определенный вклад в развитие идеи о формировании гражданского общества внесли классики марксизма - К. Маркс и Ф. Энгельс.

Вопрос о гражданском обществе мало занимал русскую юридическую литературу, в том числе ту, которая держалась концепции так называемой государственной школы (Б.Н. Чичерин, АД. Градовский, П.А. Сергеевич и др.) Энциклопедия Брокгауза-Ефрона уделяет гражданскому обществу несколько слов: это не что иное, как "употребляемое в особом смысле некоторыми юристами обозначение совокупности лиц, которые в данное время и на данной территории участвуют в образовании гражданского права. Член гражданского общества выступает или в качестве субъекта гражданских прав, или в качестве власти (законодательства и суда), которая по призыву субъектов защищает их права". В энциклопедии Гранат гражданское общество не упомянуто в принципе: оно поглощается понятием "гражданин" в статье, принадлежащей перу известного и в нашей советской истории профессора М. Рейс-нера. По его определению, гражданин есть лицо, пользующееся всеми гражданскими правами, установленными публичным правом свободного общества. Предпосылкой, создающей гражданина, следует считать социальную: общее хозяйственное сотрудничество определенной массы лиц, основанное на началах свободы и равенства.

На протяжении длительного советского периода в истории нашего государства проблемам формирования гражданского общества не уделялось должного внимания в силу известных объективных причин и условий, связанных с особенностями общественного и государственного устройства.

В начале 90-х гг. возрос интерес отечественных ученых к проблемам становления и развития в условиях России гражданского общества, что нашло свое отражение в трудах С.А. Авакьяна, В.В. Бойцовой, В.В. Витюка, К.С. Гаджиева, В.В Галкина, В.Д. Зорькина, А.П. Кочеткова, Ю.С. Красина, Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина, О.Г Румянцева, С.Л. Серебрякова, Н.И. МаКу-

зова, Г.В Мальцева, Г.Н. Манова, В.С Нерсесянца, З.М. Черниловского и других авторов 1 .

Однако комплексного диссертационного или монографического исследования проблем конституционных основ формирования гражданского общества в условиях России в современный период не проводилось, в частности, в отечественной юридической литературе.

Объектом исследования выступают те реальные явления и процессы социальной действительности, происходящие во всех сферах общественной жизни современного российского общества, которые связаны с существованием и функционированием гражданского общества, а также негосударственные институты, правовые идеи и взгляды, характеризующие процессы становления и развития последнего.

Предметом исследования являются конституционно-правовые основы процесса появления и функционирования отдельных структурных элементов гражданского общества и гражданского общества в целом, их взаимодействие с государством и его механизмом, а также общественное и госу-

1 Авакьян С,А. Избирательное право и избирательный процесс в РФ. Учебник для вузов. - М., 1999; Бойцова В.В. Правовой статус омбудсмена в системе взаимодействия государства и гражданского общества. (В 2 кн.). - Тверь. 1994; Витюк В.В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция. М., 1995. С. 14-15; Мазутов Л.И. Гражданское общество: сущность и основные принципы// Правоведение. 1995. №3. С. 84-89; Румянцев ОТ. Основы конституционного строя России. - М., 1994. С. 75-78; Зорь-кип В.Д., Мазут Л.С Новая Конституция - путь к свободе. - М., 1995. С. 4; Гражданское общество и правовое государство: предпосылки формирования/ Под ред. ГЛ. Манова. - М., 1991. С. 7-8; Красин Ю.С., Галкин АЛ. Гражданское общество: пути к стабильности//Диалог, 1992. №3. С. 73; ГаджгАвв КС. Концепция гражданского общества: идейные истоки и вехи формирования// Вопросы философии. 1991. №7. С.ЗО; Конституционное право. Учебник /Под ред. В.В. Лазарева. - М., 1999. С. 161-163; Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М. 2001; Кочетков АЛ. Россия на пороге XXI века. -М., 1988. С. 13-15; Серебряков С.Л. Цивилизованные основы формирования гражданского общества в России// Социально-политический журнал. 1995. №2. С. 101; Нерсесяни B.C. Общая теория права и государства. Учебник для вузов. - М., 2000. С.277 -285; Черниловский З.М. Гражданское общество: опыт исследования// Государство и право. 1992. №6. С. 142-151 и др.

дарственно-правовое развитие России, правовое положение граждан и их объединений в России, взаимоотношения личности и государства, включая деятельность правоохранительных органов, взаимоотношения местного самоуправления и органов государственной власти.

Основной гипотезой исследования является предположение диссертанта о том, что гражданское общество в России возможно только при условии достижения высокого социально-экономического и духовно-культурного развития, функционирования общественных институтов, существующих в рамках демократического конституционного строя, обеспечивающего подчинение государства праву, а также социально ориентированной рыночной экономики. Становление гражданского общества непосредственно связано с обеспечением прав и свобод человека и гражданина, соблюдением и единообразным применением Конституции РФ и федеральных законов на всей территории страны, повышением социально-экономического уровня жизни, духовно-культурным развитием. Этот процесс невозможен без достижения высокого уровня правового сознания и правовой культуры должностных лиц государственного аппарата и граждан, обеспечения режима законности и правопорядка во всех сферах общественных: отношений.

Цель настоящего исследования - свободное от политических и идеологических догм осмысление процессов, связанных с формированием институтов гражданского общества, и разработка его модели (концепции) в рамках исследования конституционных основ применительно к условиям современной России.

Цель исследования и содержания проблемы определили необходимость решения следующих задач:

установить степень разработанности названной проблемы отечественной юридической наукой, обобщить и проанализировать научно-теоретическую базу по исследуемой проблеме и дополнить ее новым содержанием;

рассмотреть вопросы о соотношении гражданского общества и правового государства в аспекте их признаков и функций;

исследовать проблемы относительной самостоятельности государства и гражданского общества;

сформулировать понятие и раскрыть содержание конституционных основ гражданского общества России в различных сферах общественных отношений;

изучить правоприменительную практику применительно к реализации прав и свобод граждан в политической, социальной, экономической, духовно-культурной сферах общественной жизни России, сформулировать и классифицировать гарантии обеспечения прав и свобод человека и гражданина в условиях формирования в России гражданского общества;

в рамках федеративных отношений в условиях формирования гражданского общества в России рассмотреть некоторые проблемы межнациональных отношений;

определить место местного самоуправления в системе институтов гражданского общества;

сформулировать и обосновать гарантии существования и дальнейшего развития гражданского общества в условиях России;

на основе полученных данных разработать практические рекомендации и предложения для государственных органов власти и управления, (включая правоохранительные органы), органов местного самоуправления, правозащитных и иных общественных объединений.

Методологическая база исследования и ее методы. Методологической основой работы служат диалектический метод, а также идеи, изложенные в трудах Аристотеля, Канта, Гегеля и других философов, концепции современных отечественных и зарубежных учёных, философов, юристов, социологов, психологов, посвященные проблемам формирования гражданского общества, соотношению права, государства и общества, правового государства и гражданского общества и демократическим принципам устройства органов государственной власти.

При проведении исследования диссертантом были использованы присущие отечественной юридической науке принципы, методы и приемы. Основными методологическими принципами диссертационного исследования являются объективность, историзм, всесторонность. Проблема исследовалась как в объективной реальности, так и с позиции субъективных взглядов ученых, а также собственной позиции диссертанта, который исходил из по-

стулатов философии, социологии и юридического позитивизма, позволивших изучить имеющийся отечественный опыт формирования и функционирования институтов гражданского общества, определить предпосылки и условия развития его в России.

В работе использованы следующие методы научного исследования:

    системный метод позволил провести анализ конституционных основ формирования гражданского общества в рамках различных общественных отношений, рассмотреть государство как целостный механизм, основанный на принципе разделения властей, без которого не может функционировать гражданское общество;

    формально-юридический метод способствовал осмыслению автором правовых и политических форм в условиях формирования институтов гражданского общества в России;

    сравнительно-правовой метод позволил сравнить конституционное законодательство России с конституционным законодательством зарубежных государств, а также практику реализации конституционных основ, регламентирующих основные права и свободы человека и гражданина, деятельность общественных объединений, органов местного самоуправления как в России, так и в других государствах;

    исторический метод дал возможность учесть отечественный исторический опыт формирования и развития институтов гражданского общества в России;

Источниковую базу исследования составили международно-правовые акты, Конституция Российской Федерации 1993 г., Конституции республик в составе РФ, нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ, программные документы, официальные материалы делопроизводства государственных органов власти и управления, общественных правозащитных

организаций, периодическая печать, работы государственных деятелей и юристов.

Научная новизна исследования состоит в том, что сформулировано новое направление в науке конституционного права России, в рамках которого решается крупная научная проблема формирования и функционирования гражданского общества. Впервые в рамках докторской диссертации исследуются различные проблемы формирования гражданского общества в России в аспекте совершенствования конституционных основ и конституционного законодательства РФ применительно к различным сферам общественных отношений.

Предлагается концепция понимания гражданского общества как средства или инструмента самозащиты граждан от прямого вмешательства государства и его органов, с одной стороны, и института эффективного воздействия на государственный механизм с целью превращения его в демократически ориентированный, основанный на праве, служащий обеспечению правового статуса личности, ее достойного и достаточного уровня жизни и свободы - с другой.

Диссертантом сформулированы практические предложения по совершенствованию конституционных положений, конституционного и других отраслей российского законодательства, а также основных направлений деятельности механизма государства, в том числе органов внутренних дел.

Положения, выносимые на защиту:

/.Гражданское общество - это часть общества, его ядро или сердцевина и те сферы его функционирования, в которых личность и организации свободных и равноправных граждан защищены правом от прямого вмешательства государственной политической власти.

Оно представляет собой целостную саморегулирующую систему взаимосвязей и отношений, объединяющую граждан, а также состоящие из них материальные и материализованные образования негосударственного характера, основанные на принципах конституционного строя.

2. По таким критериям, как структура гражданского общества и характер противоречий между его институтами, можно вьщелить два смысловых ареала в понимании гражданского общества: а) идеальное и б) реальное.

3. Гражданское общество можно рассматривать как некий противовес
государству или государственной политической власти с ее тенденциями к
"ненасыщаемости" т.е. к беспредельному расширению предмета своего веде
ния. Указанный противовес должен служить, с одной стороны, определенной
сдерживающей силой и контролером государственной политической власти,
с другой - ее помощником в той деятельности, которая не противоречит ин
тересам гражданского общества. Гражданское общество не существует до го
сударства и вне государства. Государство должно служить гарантом граж
данского общества. Последнее вправе требовать защиты жизни, здоровья
личности, качества окружающей среды, безопасности, соблюдения права и
т.п., а государство обязано осуществлять прежде всего социальные програм
мы таким образом, чтобы не допускать раскола общества или превращения
существующих в нем противоречий в конфликты.

Сущность гражданского общества состоит в выражении воли и служении интересам народа в представлениях самого народа, так или иначе организованного.

4. На процесс формирования и функционирования гражданского обще
ства в России влияют как внутригосударственные, так и внешние предпосыл
ки (условия). Для формирования гражданского общества в России должны
быть созданы определенные идеологические предпосылки, в том числе ду
ховно-культурные, политические, социально-экономические и иные.

Существенное влияние на этот процесс оказывает внешний фактор (интеграционные процессы, в рамках межгосударственной системы, международные отношения РФ с другими государствами и международными организациями, например ООН).

5 Представляются бесперспективными идеи огосударствления гражданского общества или, наоборот, поглощения гражданским обществом государства. Такие идеи являются крайностями. Во взаимоотношениях как государства, так и гражданского общества необходим баланс. При соотношении гражданского общества и государства, которое в этом случае может быть только демократическим, правовым, социальным и светским (ст. 1, 7, 14 Конституции РФ), предполагается приближение к балансу их взаимного влияния и взаимного обслуживания. В условиях России процесс формирова-

ния, как демократического, правового, социального и светского государства, так и гражданского общества должен происходить параллельно и одновременно в ходе демократических преобразований и реформирования всех сфер жизнедеятельности российского общества.

6. Формами взаимодействия государства и гражданского общества в условиях формирования последнего могут стать: а) взаимное целенаправленное воздействие государства на гражданское общество и гражданского общества на государство, при определенных пределах вмешательства 2 в целях эффективного и качественного выполнения ими их задач и функций; б) взаимопомощь государства и гражданского общества в правовой форме и при наличии независимого правосудия; в) взаимный контроль государства и гражданского общества, в том числе силами правозащитных организаций, института Уполномоченного по правам человека в РФ и т.п.; г) участие гражданского общества в осуществлении государственной политической власти путем влияния на нее через избирательную систему, средства массовой информации и т.п., а также осуществление политической власти через органы местного самоуправления; д) взаимная ответственность гражданского общества и государства; ж) сотрудничество гражданского общества и государства по адаптации различных форм собственности, включая частную собственность на землю, к реальным условиям; з) сотрудничество институтов гражданского общества и государственной политической власти в решении социальных и культурных проблем: охраны окружающей природной среды, развития науки, здравоохранения, образования, культуры, охраны общественного порядка и т.п.; и) взаимодействие гражданского общества и государства с межгосударственной системой при решении проблем глобального характера. Совершенствование всех вышеперечисленных форм взаимодействия институтов гражданского общества и органов государства можно рассматривать как условие достижения баланса в их взаимоотношениях или приближения к таковому.

2 Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов /Под общей ред. B.C. Нерсесянца. - М.,1999. С. 632, 640.

    Эффективное функционирование уже сложившихся и складывающихся институтов гражданского общества может быть обеспечено в значительной мере путем повышения нравственного сознания и нравственной культуры всех групп и слоев населения, максимально возможного преодоления правового нигилизма на основании правового всеобуча (не формального, а фактического).

    Основными функциями формирующегося в России гражданского общества (по сферам деятельности) на современном этапе его развития являются следующие: а) участие граждан в правотворческой (нормотворческой) деятельности; б) контроль со стороны институтов гражданского общества за государственной властью; в) участие институтов гражданского общества в осуществлении государственной политической власти; г) участие общественных институтов в осуществлении правосудия (заседатели, присяжные заседатели, арбитражные заседатели); д) поддержка государственной политической власти или противодействие ей; и) оказание материальной помощи государственной власти; к) воспитательная и образовательная функции; л) здравоохранение и воспроизводство населения; м) охрана окружающей природной среды; н) взаимное сдерживание граждан и их объединений от правонарушений; о) правовая активность при реализации собственных прав, свобод и законных интересов; п) формирование заинтересованности государственной власти в реализации правового статуса личности.

    Перспектива формирования гражданского общества в России связана не только с созданием условий для развития социально ориентированной рыночной экономики, с укреплением конкурентноспособности отечественных товаров и услуг на мировом рынке, осуществлением научно-обоснованной политики в области приватизации государственной собственности, налогообложения и т.п., но и реформированием согщальной сферы общественных отношений.

10. Результатом исследования конституционных основ формирования
гражданского общества в условиях России явились предложения диссертанта
о целесообразности их совершенствования посредством конституционно-
правовой реформы. В этой связи представляется необходимым:

а) внести в Конституцию РФ дополнение в виде специальной главы
«Гражданское общество» В данном контексте гражданское общество рас
сматривается как социальный институт совершенствования констигтпрлон-
ного законодательства России;

б) расширить круг полномочий Уполномоченного по правам человека в
РФ, наделив его правом законодательной инициативы, в связи с чем целесо
образно внести соответствующую поправку в ныне действующую Конститу
цию РФ (ст. 104);

в) развивать институт местного самоуправления и совершенствовать
муниципальное законодательство, поскольку в условиях формирования раз
витого гражданского общества
ассоциации органов местного самоуправле
ния в России смогут решать не только общегосударственные, но и глобаль
ные проблемы современности, например охраны окружающей природной
среды, а также щютиводействовать организованной преступности. В рамках
осуществления конституционно-правовой реформы представляется целесо
образным внесение дополнения в ст. 104 Конституции РФ о наделении орга
нов местного самоуправления правом законодательной инициативы;

г) дополнить п.2 ст. 44 Конституции РФ правом каждого на защиту
объектов интеллектуальной собственности, а п.4 ст. 44 - конституционной
обязанностью государства по охране и защите исторического и культурного
наследия страны. Принятие данной поправки обогатило бы содержание Кон
ституции РФ, расширило объем духовно-культурных прав и свобод граждан,
а также укрепило конституционные гарантии формирующейся духовно-
культурной сферы гражданского общества.

Названные выше предложения диссертанта можно рассматривать как действия в рамках конституционно-правовой реформы, направленной на сохранение существующей конституционной модели, заложенной Конституцией РФ в основу развития российского общества и организации государственного устройства. Альтернативными способами совершенствования конституционных положений могут быть референдум толкование положений Конституции РФ Конституционным Судом РФ.

11. Представляется также необходимым дальнейшее совершенствование законодательства и социальной практики, в частности:

в рамках реформирования избирательного процесса разработать и принять Избирательный кодекс РФ как наиболее эффективный способ систематизации этого вида законодательства;

последовательно продолжать реформу трудового законодательства РФ. По мере того, как и когда гражданское общество сможет удовлетворять потребности индивида посредством его труда и посредством труда всех остальных, предлагается принятие нового Кодекса законов о труде Российской федерации, Социального кодекса России и др.;

Создать механизмы и институты, повышающие качество и эффективность частного здравоохранения, частного образования, участия общественных институтов в охране окружающей природной среды, пенсионного и других видов социального обеспечения;

в целях гуманизации взаимоотношений личности и государства повышать социальную активность индивидов, направленную на формирование у них потребности участия в управлении делами общества и государства, осуществлении правосудия, а также оказании помощи правоохранительным органам, в том числе органам внутренних дел, на основе доверия к ним и их сотрудникам;

на основе общих принципов права совершенствовать в ходе образовательного процесса в широком смысле формирование нравственных, правовых и других ценностей индивида в целях его самореализации, выявления творческого потенциала, осознания им собственной значимости и ответственности перед обществом;

одной из главных гарантий духовного развития личности и всего общества должны стать: а) консолидация усилий всех религиозных конфессий, служителей культа и религиозных идеологов на формировании мировоззрения граждан в соответствии с общечеловеческими принципами морали; б) уважение и терпимость к представителям других верований и религиозных конфессий; в) достижение согласия и сотрудничества между различными религиозными конфессиями, сосредоточение их усилий на единении российского общества.

Теоретическая и практическая значимость исследования. На основе анализа международно-правовых актов, отечественного и зарубежного за-

конодательства, правоприменительной практики, опыта работы правозащитных организаций, правоохранительных органов, а также научных исследований ученых-юристов диссертантом выявлены научно- теоретические и практические проблемы формирования гражданского общества, сформулированы изменения и дополнения в действующую Конституцию РФ и конституционное законодательство. Получены выводы и сделаны рекомендации о путях реформирования различных сфер жизни российского общества, совершенствования и повышения эффективности деятельности государства и общества по обеспечению фактической реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, безопасности личности, общества и государства, стабилизации развития федеративных отношений, организации и деятельности местного самоуправления и т.д., имеющие непосредственное отношение к проблемам формирования гражданского общества в России.

Результаты диссертационного исследования имеют определенное значение и для правоприменительной практики по обеспечению и защите прав и свобод личности государственными органами власти, муниципальными и иными органами и общественными объединениями.

Выводы, предложения и рекомендации настоящей диссертации могут использоваться в практической работе по различным направлениям деятельности государства (ветвей государственной власти), правоохранительных органов, в том числе органов внутренних дел, а также местного самоуправления, правозащитных и иных общественных объединений.

Обоснованность и достоверность результатов исследования.

Результаты настоящего исследования основываются на объективном анализе отечественного, зарубежного опыта, законодательства и правоприменительной практики, на материалах и документах правоохранительных органов, правозащитных организаций, связанных с реализацией конституционных принципов и норм, регламентирующих права, свободы человека и гражданина, международно-правовых актах, статистических данных, опубликованных материалах, относящихся к вопросам обеспечения и защиты прав и свобод личности на территории России, результатах социологических опросов, включая стандартизированные опросы сотрудников органов внутренних

дел, судей, прокурорских работников, имеющих многолетний опыт работы, мнениях российских и зарубежных ученых, а также собственном опыте.

Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертация обсуждена на кафедре государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России и рекомендована к защите на соискание ученой степени доктора юридических наук. Основные результаты исследования были доложены диссертантом и обсуждались российскими и зарубежными коллегами, как юристами, так и политологами, философами, историками, на международных, всероссийских, межвузовских научных и научно-практических конференциях, семинарах, "круглых столах", в частности: межвузовской научно-теоретической конференции «Проблемы самобытности российской государственности: правовые и национально-идеологические аспекты» (Ростов-на-Дону. 19% г.); межвузовской научно-практической конференции «Проблемы многоуровневого образования в вузах МВД России" (Москва, 1997 г.); научно-практических семинарах «Защита прав человека как приоритетное направление деятельности органов внутренних дел» (Ижевск, 1995г.) и «Защита прав человека как приоритетное направление деятельности органов внутренних дел» (Ижевск, 1995г.); международном конгрессе «Правовые проблемы земельной и аграрной реформы в странах Центральной и Восточной Европы, России, Беларуси, Украины и других странах СНГ, государствах Балтии» (Минск, 1999 г.); международной конференции «Москва - Россия на рубеже тысячелетий» (Москва, 1999 г.); межвузовском семинаре «Местное самоуправление: современность и перспективы» (Москва, 2000 г.); научно-практических конференциях «Право, государство накануне XXI века» (Уфа, 1999г.); «Актуальные вопросы российской государственности» (Москва, 2000г.); «Право XXI века: взгляд в будущее" (Москва 2000 г); международном симпозиуме «Религия в современном обществе» (Москва, 2001 г.) и др.

Выводы и рекомендации диссертационного исследования нашли практическое применение в работе Управления региональных и общественных связей МВД России по вопросам противодействия политическому и религиозному экстремизму, а также в учебном процессе: при чтении лекций по конституционному праву России в Академии управления МВД России, по конституционному, международному и экологическому праву в Юридическом

институте МВД России (Ижевский филиал), Современном гуманитарном университете, Восточно-Европейском университете, Удмуртском государственном университете и других вузах, в обществе «Знание» Удмуртской Республики,

Структуру диссертации определили задачи исследования и избранный метод изложения диссертационного материала. Диссертация состоит из введения, пяти глав (каждая глава делится на разделы), заключения, списка использованных источников и литературы.

Ограничение государственной власти правом имеет одной из главных своих целей создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества. Современный подход рассматривает гражданское общество как систему самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер.

Ядром правовой системы и базой для текущего законодательства в сфере регулирования элементов гражданского общества выступает Конституция РФ. В главе 1 «Основы конституционного строя» и 2 «Права и свободы человека и гражданина» устанавливаются базовые, основополагающие правовые связи, на которых строится и функционирует гражданское общество в современной России. В основу взаимоотношений государства и личности в РФ положен принцип: «Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью». Это означает безусловный приоритет прав человека в России над правами и интересами государства. Статья 2 в совокупности со статьей 18 Конституции РФ призвана показать, через провозглашение прав и свобод человека высшей ценностью, производный от интересов отдельного человека, а значит, всего гражданского общества характер государственной власти. Как это принято в любом демократическом государстве: государство находится на службе у человека, обеспечивает его частные интересы, а не наоборот, человек служит орудием осуществления политики государства. Таким образом, ценность личности, на интересы и потребности которой ориентирована деятельность всех государственных и общественных институтов, является одним из важнейших устоев гражданского общества.

На конституционном уровне закрепляются основные демократические принципы организации и функционирования государственной власти – участия граждан в управлении делами государства (ст. 3, 32 и др.), разделения властей (ст. 10), идеологического и политического плюрализма (ст. 13), обеспечивающие необходимую и наиболее полную реализацию народовластия, а вместе с этим – и эффективность управления обществом. Отмеченные выше принципы защищены не только провозглашением их в качестве составной части конституционного строя, но и соответствующими гарантиям. Конституционное закрепление идеологического и политического плюрализма, предоставляя гражданам свободу политических действий, предусматривает определенные ограничения в реализации данного принципа. Для защиты интересов общества вводятся ограничения в отношении тех общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (п. 5 ст. 13), что для России особенно актуально.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Введение

Современная Россия является государством формирующегося гражданского общества, для которого характерна развернувшаяся в последние годы активная дискуссия о проблемах формирования гражданского общества. Многие его черты и качества еще находятся в стадии развертывания и формирования. Сегодня этот процесс осложняется нестабильностью общественно-политических структур, замедленным выходом к цивилизованным рыночным отношениям, отсутствием широкого социального слоя собственников, низкой эффективностью механизма правовой защиты личности.

Актуальность темы обусловлена тем фактом, что конституционные принципы гражданского общества в современной России представляют собой надежный законодательный базис для его развития. Однако налицо масса проблем несоответствия российских реалий провозглашенным конституционным принципам, что создает дополнительный стимул и необходимость исследования, возникающих в российском социуме и государстве проблем в целях реализации положений Основного Закона в законодательной практике, как федерации в целом, так и на региональном и местном уровнях власти.

Целью настоящей работы является исследование конституционные основы гражданского общества в современной России.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие гражданского общества;

2. Исследовать основные характерные черты гражданского общества;

3. Изучить основные конституционные принципы, гарантии и отдельные положения, составляющие фундамент формирования и развития гражданского общества в современной России.

1. Понятие гражданского общества

Понятие «гражданское общество» уходит своими корнями к античности - к идеям Аристотеля («государство-полис»), Цицерона («естественное право» граждан). Разработка этого понятия связана уже с новым временем, с XVIII веком, когда пришедшая на мировую арену молодая буржуазия начинает осознавать свои социальные интересы (концепции Ж. Ж. Руссо, Дж. Локка, И. Канта, Г. Гегеля). В XX веке развиваются многочисленные теории гражданского общества. Большинство из них связывает его возникновение с появлением гражданина как социально и политически активной личности, обладающей определёнными правами и наделённой обязанностями. Становление и развитие гражданского общества рассматривается в тесной связи со становлением и развитием правового государства, высоко развитой цивилизации .

Советское обществоведение игнорировало теорию и практику гражданского общества, следуя положению марксизма о том, что в результате победы пролетариата над буржуазией общество сольётся с социалистическим государством, будет полностью подчинено и поглощено им, поскольку социалистическое государство является гарантом и выразителем всеобщего (и общественного и государственного) интереса. Сегодня остро осознаётся необходимость не только теоретической разработки концепции гражданского общества, но и путей его формирования в реальной исторической практике. Всё большее число теоретиков и политиков приходит к выводу, что неразвитость гражданского общества в России является основным тормозом на пути демократизации. В связи с этим остро ощущается необходимость выявления основных черт и качеств самого понятия «гражданское общество».

Назовем такие элементы и ценности гражданского общества, которые являются также представлениями о нормах индивидуального существования в обществе:

а) требование личной безопасности;

б) свобода от доминации с чьей-либо стороны, т. е. самостоятельный выбор индивидом веры, образа жизни, стиля поведения и т. д., но в рамках «писаных и неписаных законов»;

в) принцип равенства всех перед законом;

г) право каждого на частную собственность;

д) институт контрактных отношений между индивидами, между индивидами и группой;

е) признание индивидуальных различий, уважение и терпимость (толерантность) к другому человеку.

Несущие структурообразующие элементы в этом наборе: личность и собственность.

Гражданское общество - это система частных лиц, групп, институтов, не зависящих от политической власти государства. Институты гражданского общества: семья, церковь, образование, добровольные союзы и организации во всех сферах жизни общества. Гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между индивидами, не опосредованными государством. По-другому можно сказать, что гражданское общество есть совокупность неполитических отношений, существующих вне рамок политической структуры государства, вне рамок государственных структур и органов, но не вне рамок государства вообще. Жить в государстве и быть вне его невозможно. Речь идёт о том, что государство создаёт рамочные законы, общие «правила игры» для самодеятельности, самоорганизации, для организующихся «снизу» объединений граждан во всех сферах его жизнедеятельности. Эти «рамочные законы» одинаково значимы как для личности, так и для самого государства. С одной стороны, они вводят в правовое пространство многообразную деятельность личности в обществе, а с другой, - являются законодательным ограждением личности от прямого вмешательства в её дела со стороны государственной власти. Гражданское общество - это «амортизатор» между человеком и государством, не позволяющий последнему превратить свою власть в прямой диктат. Тем самым создаётся система для саморазвития социальной, социокультурной и духовной сфер, их самовоспроизводства от поколения к поколению.

В результате получается прямо независимая от государства система общественных институтов и отношений, призванных обеспечить условия для самореализации как отдельных индивидов, так и коллективов, их коллективных и индивидуальных интересов. В гражданском обществе, таким образом, свободно развивается ассоциативная жизнь (т. е. самодеятельные объединения) или так называемая публичная (общественная) сфера.

Для гражданского общества типичными являются горизонтальные связи: властная государственная вертикаль не его среда воздействия. Фундамент горизонтальных связей гражданского общества - это экономические отношения, основанные на частной собственности. Основанные на частной собственности эти отношения обеспечивают значительную экономическую самостоятельность человека, производителей. Второй слой горизонтальных связей гражданского общества - социокультурные отношения, куда включаются семейно-родственные, этнические, религиозные и прочие связи. Наконец, третий, верхний слой образуют отношения, связанные с индивидуальным выбором, с политическими и культурными предпочтениями, ориентациями (группы интересов, политические движения, клубы, политические партии). Основная сущностная черта таких отношений - их самоорганизация, самодеятельность. Они возникают «снизу», из глубины интересов человеческих общностей. Их существование связано одним общим стремлением к совместной жизни.

Итак, для гражданского общества характерно преобладание горизонтальных связей, тогда как управление по вертикали обеспечивает государство.

2. Основные характерные черты гражданского общества

Гражданское общество, характеризуемое как автономная деятельность частных лиц и их объединений, независимых непосредственно от государства, включает весь комплекс отношений при взаимодействии свободных, равноправных людей за пределами государственного регулирования. Обозначим основные черты гражданского общества.
Во-первых, гражданское общество целесообразно рассматривать как материал политического сообщества, элемент демократии, как инструмент демократических преобразований. Гражданское общество выступает и как элемент общественной интеграции: интеграции территориальной, внутриобщественной по признаку национальному, конфессиональному, корпоративному, объединения элит и масс и т.п.

Во-вторых, субъектный состав гражданского общества формируется из свободных и равноправных людей, единолично либо коллективно строящих отношения на основе свободы выбора. Общие цели и задачи формируются не по воле государственной власти, а в ходе общественной инициативы и публичной самодеятельности различных ассоциаций, групп людей, отдельных индивидов. Причастность к гражданскому обществу характеризует политическую развитость человека. Гражданское общество - сфера самодеятельности свободных индивидов, организаций и ассоциаций граждан, не зависящих в своей деятельности от органов и учреждений государства.

В-третьих, существование гражданского общества как саморегулируемой системы обеспечивается гарантированными государством политическими свободами и демократическими институтами, свободными экономическими отношениями, возможностью судебной защиты демократических, политических и экономических свобод в случае их ущемления.

В-четвертых, в построении отношений в рамках гражданского общества участие государства, его аппарата не предполагается. Вмешательство государства не требуется в силу того, что интересы субъектов гражданского общества лежат вне непосредственной деятельности государства. Более того, независимость от государства обеспечивает самому государству демократический политический режим. Чем больше государство способно «доверить» обществу дел и чем меньше государство вмешивается в процесс принятия обществом решений, тем больше оснований относить установившийся в государстве политико-правовой порядок к либеральному, демократическому. В то же время гражданское общество не стихийное явление. Оно организовано структурно (хотя структура подвержена изменениям), не лишено управленческих институтов. В его рамках существует и контроль.

В-пятых, формирование межличностных отношений в рамках гражданского общества необходимо связано с демократическим развитием государства. Любые демократические преобразования в государстве требуют воспитания гражданственности в членах общества: социально активный и экономически деятельный индивид должен осознавать меру своей личной свободы, ответственности и долга.

В-шестых, утверждение гражданского общества влечет преобразование форм и способов функционирования государства. Вовлеченность общественности в процессы формирования политики государства, экономических, социальных и иных общегосударственных программ, общий уровень гражданственности населения и общества способны существенно изменить структуру политической власти в государстве или приоритеты внутренней политики через изменение, например, избирательного или налогового законодательства .

И наконец, последнее, политической характеристикой гражданского общества, точнее, качеством, указывающим на его зрелость, выступает его функционирование в правовом государстве.

3. Конституция России - фундамент гражданского общества

Россия, как одно из цивилизованных государств мировой экономической системы, начинает развиваться по экономическим законам, по которым развивались остальные мировые державы. А за экономикой идет становление политической системы, ее развитие и совершенствование.

Наличие единых законов, указывающих направление и конечную точку маршрута, не исключает своеобразность движения для каждой страны. Теоретически конечная точка маршрута для всех демократических государств одна, но путь к ней может иметь специфические особенности, и Россия -- не исключение из этого правила. Особенности могут существенно осложнить или облегчить процесс экономического и политического развития государства.

Особенности РФ:

Во-первых, население России (точнее его абсолютное большинство) было отчуждено от земли и средств производства как до, так и после 1917 г.

Во-вторых, традиционно сильны коллективистские начала у населения, привычка трудиться коллективом, прячась от ответственности.

В-третьих, столетиями сформирована привычка «уповать на доброго царя», т.е. подчиняться сильной авторитарной власти и все блага ждать только от нее.

В-четвертых, длительная оторванность и разрыв экономических связей с развитыми мировыми державами.

В-пятых, отсутствие у большинства населения надлежащей информации о происходящем .

Можно назвать ряд других, но это -- основные.

Поэтому построение гражданского общества в России может быть реализовано при решении следующих задач:

Приход во властные государственные структуры лиц, понимающих необходимость построения гражданского общества.

Преобразование политической системы, которое связано с созданием настоящих партий, опирающихся на определенные круги населения, а не считающие себя просто чьими-то представителями, по сути никого не представляя.

Создание партий сможет вовлечь в политическую жизнь широкие народные массы.

Создание «среднего класса» и, как следствие этого, изменение социально-экономической структуры общества. Понятие «средний класс» для России еще необходимо определить, так как средний класс в Великобритании или в Германии не может сейчас быть одинаков с Россией. Очевидно, что средний класс не появляется за считанные месяцы или годы.

Создание экономической основы гражданского общества, которое бы основывалось на эффективном товарном производстве, а не на вывозе сырья.

Достижение экономической свободы и самостоятельности граждан при условии создания достаточного количества рабочих мест с высокой оплатой труда.

Повышение роли граждан в социально-политической жизни общества и развитие гражданской культуры.

Гражданское общество немыслимо без широкого идеологического и политического плюрализма, который обусловлен свободой человека выражать свои взгляды и участвовать в политической деятельности.

Конституция России, принятая в 1993 г., создает благоприятные условия для формирования полноценного гражданского общества. Однако сам процесс с неизбежностью потребует длительного переходного периода, постоянного внимания к нему и помощи со стороны государства.

Конституция РФ (ст. 8) устанавливает разнообразные формы собственности, равным образом защищая их.

Основы конституционного строя закрепляют важнейшие характеристики российского государства как демократического, федеративного и правового государства с республиканской формой правления (ст. 1); устанавливают источник государственной власти, принцип неделимости суверенитета и высшие формы осуществления народовластия (ст. 3); формулируют начала федеративного устройства (ст 4--5); определяют взаимоотношения граждан, государства и общества с закреплением приоритета человека, его прав и свобод (ст. 2). Равным образом закрепляются и иные конституционные положения: признание РФ социальным государством (ст. 7); гарантирование системы местного самоуправления (ст. 12); светский характер государства (ст. 14); забота о природных ресурсах как основы жизнедеятельности народов России (п. 1 ст. 9). Глава об основах конституционного строя, таким образом, составляет первичную основополагающую нормативную базу всех положений Конституции РФ, всего текущего и конституционного законодательства.

Конституционное закрепление народовластия в качестве основы российского общества с развертыванием системы политических, организационных и правовых гарантий -- одна из существенных отличительных черт Конституции РФ. Государственная власть не может быть самостоятельна и независима от народа, поскольку она призвана осуществлять его совокупную волю и интересы. Одной из идеологических установок недалекого прошлого было утверждение, что власть принадлежит народу, а реально ее осуществляла партийно-политическая элита. Исключительно важным для утверждения народовластия в России являются конституционные положения о недопустимости присвоения кем-либо функции верховной суверенной власти (п. 4 ст. 3).

Закрепляя организацию государственной власти, Конституция РФ в рамках парламентарно-президентской республики учреждает президентскую власть как наиболее приемлемую в условиях геополитического положения России. Президент РФ -- не только символ единства нации, но и гарант общественно-политической стабильности, единства и территориальной целостности страны. Характерным при этом является развитие парламентской демократии как одного из путей утверждения правовой государственности.

На конституционном уровне закрепляются основные демократические принципы организации и функционирования государственной власти -- участия граждан в управлении делами государства (ст. 3, 32 и др.), разделения властей (ст. 10), идеологического и политического плюрализма (ст. 13), обеспечивающие необходимую и наиболее полную реализацию народовластия, а вместе с этим -- и эффективность управления обществом. Отмеченные выше принципы защищены не только провозглашением их в качестве составной части конституционного строя, но и соответствующими гарантиями .

Конституционное закрепление идеологического и политического плюрализма, предоставляя гражданам свободу политических действий, предусматривает определенные ограничения в реализации данного принципа. Для защиты интересов общества вводятся ограничения в отношении тех общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (п. 5 ст. 13), что для России особенно актуально.

Конституция РФ закрепляет суверенитет Российской Федерации как верховенство, полноту и единство государственной власти. Традиционно в суверенитете различают три его составляющие: народный, национальный и государственный суверенитет. Народный суверенитет выражает верховную политическую волю народа; национальный -- право наций на самоопределение, создание самостоятельных либо в рамках содружества национально-государственных образований; государственный суверенитет -- это воплощение независимости и самостоятельности государственной власти внутри страны, а также в сфере международных, межгосударственных отношений. Практика реализации суверенитета отрицает его абсолютный характер, допуская определенные ограничения, связанные вопросами войны и мира, с обеспечением безопасности, с защитой прав человека, с сосуществованием различных стран и народов, но эти ограничения вытекают из общепризнанных принципов конституционного и международного права.

Закрепляя федеративное устройство России в качестве основополагающего принципа ее конституционного строя (ст. 1), Конституция РФ в построении федерализма исходит из принципа не конституционно-договорной, а конституционной федерации. При этом федерализм в России основывается на государственной и территориальной ее целостности, равноправии и самоопределении народов, единстве системы государственной власти с разграничением предметов ведения и полномочий между государственными органами Федерации и ее субъектов. Исторически сложившаяся многонациональность страны обусловливает то обстоятельство, что суверенной по Конституции РФ является воля многонационального народа России (п. 1 ст. 3).

Федеративное устройство России исходит из права народов на самоопределение, однако это право реализуется с учетом определенных международно-правовых, конституционных положений, исторических и других условий, например, в случае дискриминации, угнетения или геноцида народа. Принцип федерализма -- это не только сфера межнациональных, но и всех экономических, духовных и политических отношений. Данное обстоятельство при многовековой общности народов, совместном проживании, ведении хозяйства, сохранении национальных языков, культуры и традиции создало ряд уникальных факторов российского государства, которые не позволяют сводить самоопределение народов только к их праву на отделение, на выход из России, как иногда думают или делают вид, что думают, некоторые «слишком честолюбивые» политики национальных республик, преследуя своекорыстные интересы.

Федеративное устройство Российской Федерации объединяет в качестве самостоятельных ее субъектов республики (национально-государственные образования), края, области и города федерального значения (территориальные образования) и автономные образования (автономная область, автономные округа) (ст. 65).

Подытоживая вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что в условиях развивающегося гражданского общества в России, любой народ может найти форму своего самовыражения и развития в рамках федерации без необходимости строить суверенное государство. В единстве сила, возможность свободной экономической интеграции и социального развития государства. Базовый закон (Конституция РФ 1993) провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).

Российское, как и любое другое демократически развитое государство, призвано обеспечить мир, гражданское согласие и благополучие общества. Именно поэтому государство характеризуется не только в качестве политического, но и социального учреждения. Идеалы и идеи государства не могут быть реализованы вне данной экономической и политической реальности. Кстати говоря, указанная выше конституционная норма не отличается социальным, достаточно богатым содержанием. Поэтому в ней нет указания на достижение такого жизненного уровня народа, который отвечает современным условиям цивилизации.

Закрепляя основы конституционного строя, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, что является отражением такого ее качества, как верховенство Конституции. Все законы и нормативные акты, принимаемые на федеральном уровне, субъектами Федерации и органами местного самоуправления, должны строго соответствовать Конституции. Любая норма права, которая входит в противоречие с основами конституционного строя, признается антиконституционной, независимо от того, идет ли речь об экономических, социальных или политических отношениях, взаимоотношениях граждан, государства и общества. Эти конституционные положения имеют особое значение для всей системы правотворчества, а в равной мере и для правоприменительной деятельности государства.

Традиционно конституционный строй общества складывается не только из Конституции, но и из системы конституционных законов, которые конкретизируют и развивают нормы и принципы, закрепленные в Конституции. На основе действующей Конституции РФ предстоит принять целый ряд федеральных конституционных законов с целью дальнейшего развития и углубления процессов построения демократического правового государства среди них. Реализуя правовой механизм, эти законы вместе с Конституцией РФ будут надежно работать на необратимость процессов демократического обновления и преобразования российского общества.

Согласно Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного (публичного) права, а равно и заключаемые международно-правовые договоры являются неотъемлемой частью правовой системы России, что приобретает значение не только для регулирования внутригосударственных (гражданско-правовых, трудовых, уголовных и т.д.) отношений, но и всего развития национального права.

Конституция РФ является документом переходного периода. С ее принятием еще не завершено формирование конституционного строя в России. Поэтому утверждение общечеловеческих, гуманистических идеалов, социального и правового государства, общенациональной идеи станут главными слагаемыми конституционно-правового развития, формирования гражданского общества в России, его укрепления, а также конституционного оформления, учитывая особенности России на этом пути, связанные с ее национальным составом и геополитическими интересами как в Европе, так и в Азии. Россия -- Евразийская страна, и не считаться с этим невозможно. Баланс между интересами Запада и Востока очень хрупок, а это налагает на Россию дополнительные задачи, которые сможет решить только она сама.

Заключение

гражданский общество государство конституция

Гражданское общество - это состояние общества, когда человек признается высшей ценностью, соблюдаются и защищаются его права и свободы.

К конституционным основам гражданского общества в России можно отнести следующие положения.

Конституция России в статье 1 определяет Российскую Федерацию как демократическое, федеративное, социальное, светское государство с республиканской формой правления. Статья 3 Конституции РФ закрепляет принцип народовластия (народного суверенитета), который определяет основы организации демократического государства, принадлежность и основные формы осуществления в нем публичной власти.

Статья 13 Конституции РФ закрепляет один из основополагающих принципов демократического общества - идеологическое и политическое многообразие. В соответствии с ч. 3 ст. 13 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

Таким образом, демократическое государство обязуется защищать права и свободы, принадлежащие как гражданам Российской Федерации, так и иностранным гражданам и лицам без гражданства. Государство способствует политической свободе, при которой под контролем общества и его организаций находится государственная и общественная жизнь, основывающаяся на правовых ценностях, идеалах демократии и справедливости.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - 6-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2009. - 284 с.

3. Грудцына Л.Ю. Государственно-правовой механизм формирования и поддержки общественных движений, фондов и учреждений как институтов гражданского общества в России. // Адвокат. - 2010. - N 12. - 92 с.

4. Грудцына Л.Ю. Концепция формирования и поддержки государством институтов гражданского общества: возникновение, развитие и содержание. // Законодательство и экономика. - 2011. - N 9. - 163 с.

5. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, 2010. - 291 с.

6. Мелехин А. В. Теория государства и права: учеб. / А. В. Мелехин. -- М.: Маркет ДС, 2009. - 358 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Концепции и элементы гражданского общества. Особенности и проблемы формирования гражданского общества в современной России. Виды публичной власти. Функции правового государства. Перспективы демократических преобразований. Институты гражданского общества.

    курсовая работа , добавлен 02.12.2014

    Своеобразие правового подхода к анализу гражданского общества. Этапы развития концепции взаимосвязи гражданского общества, государства и права в науке. Динамика гражданского общества, правовых механизмов функционирования его структур и институтов.

    курсовая работа , добавлен 15.01.2015

    Проблема гражданского общества как фундаментальная научная проблема. Современное состояние гражданского общества в России, специфика его формирования. Ключевые особенности, которые повлияли на становление институтов гражданского общества России.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2013

    Методико-теоретические основы понятия гражданского общества, стадии его формирования и характерные признаки, правовой характер взаимоотношений с государством. Процесс зарождения и развития идеи гражданского общества, анализ современных концепций.

    реферат , добавлен 17.03.2011

    Понятие гражданского общества; рассмотрение процесса его зарождения в следствие отделения государства от социальных структур. Изучение теорий Гобса, Монтескье и Маркса. Особенности развития гражданского общества в Республике Казахстан, России и США.

    презентация , добавлен 27.04.2014

    История возникновения института гражданского общества. Эволюция этого явления в Европе. Особенности формирования гражданского общества в России. История становления и значение с точки зрения политической науки. Проблемы и перспективы данной сферы.

    контрольная работа , добавлен 22.11.2016

    Понятие, происхождение, признаки и структура гражданского общества. Характерные признаки и особенности становления гражданского общества в Российской Федерации. Важнейшие формальные критерии брака. Особенности семейного законодательства в России.

    контрольная работа , добавлен 07.03.2011

    Характеристика понятия гражданского общества: история возникновения, подходы к его определению. Отражение его институтов в конституционном праве. Институционализация лично-общественных и профессиональных контактов граждан как членов гражданского общества.

    курсовая работа , добавлен 19.09.2015

    Исследование процесса развития гражданского общества, связанного с явлениями городского самоуправления, промышленной революцией, развитием рыночной экономики и демократией. Характеристика общих признаков правового государства и гражданского общества.

    реферат , добавлен 29.08.2011

    Раскрытие понятия "гражданское общество", его основные признаки. Формирование гражданского общества в России. Принципы функционирования гражданского общества. Условия становления гражданского общества в современной России. Гражданские движения в России.

Усматривая конституционные основы гражданского общества в Российской Федерации, прежде всего, следует обратить внимание на нормы, регулирующие основы экономической системы.

Конституция РФ (ст. 8) устанавливает разнообразные формы собственности, равным образом защищая их.

Основы конституционного строя закрепляют важнейшие характеристики российского государства как демократического, федеративного к правового государства с республиканской формой правления (ст. 1); устанавливают источник государственной власти, принцип неделимости суверенитета и высшие формы осуществления народовластия (ст. 3); формулируют начала федеративного устройства (ст. 4-5); определяют взаимоотношения граждан, государства и общества с закреплением приоритета человека, его прав и свобод (ст. 2). Равным образом закрепляются и иные конституционные положения: признание РФ социальным государством (ст. 7); гарантирование системы местного самоуправления (ст. 12); светский характер государства (ст. 14); забота о природных ресурсах как основы жизнедеятельнос­ти народов России (п. 1 ст. 9). Глава об основах конституционного строя, таким образом, составляет первичную основополагающую нор­мативную базу всех положений Конституции, всего текущего и кон­ституционного законодательства.

Демократическое правовое государство - это общество сво­бодных, полноправных граждан, обладающих неотчуждаемыми, есте­ственными правами и реально участвующих в делах государства. Та­кое государство характеризуется, прежде всего, тем, что в нем чело­век, era достоинство, права и свободы утверждаются в качестве выс­ших (основных) ценностей с возложением при этом на государство конституционной обязанности их признания, осуществления и защиты, причем личности, из которых формируются структуры государства, это осознают и хотят этого.

Конституционное закрепление народовластия в качестве основы российского общества с развертыванием системы политических, орга­низационных и правовых гарантий - одна из существенных отличи­тельных черт Конституции РФ. Государственная власть не может быть самостоятельна и независима от народа, поскольку она призвана осу­ществлять его совокупную волю и интересы. Однако нельзя утверж­дать, что с принятием Конституции РФ 1993 г. народовластие прочно укоренилось в стране. Еще должно пройти немало времени, когда человек воспитанный в новых условиях поймет, что он и есть власть, а не чиновники на различных должностях, пусть даже на выборных. Воспитание этого чувства очень сложная и длительная задача.

Закрепляя организацию государственной власти, Конституция РФ в рамках парламентарно-президентской республики учреждает пре­зидентскую власть как наиболее приемлемую в условиях геополити­ческого положения России. Президент РФ - не только символ един­ства нации, но и гарант общественно-политической стабильности, един­ства и территориальной целостности страны. Характерным при этом является развитие парламентской демократии как одного из путей утверждения правовой государственности.


На конституционном уровне закрепляются основные демократи­ческие принципы организации и функционирования государственной власти - участия граждан в управлении делами государства (ст. 3, 32 и др.), разделения властей (ст. 10), идеологического и политического плюрализма (ст. 13), обеспечивающие необходимую и наиболее пол­ную реализацию народовластия, а вместе с этим - и эффективность управления обществом. Отмеченные выше принципы защищены не только провозглашением их в качестве составной части конституци­онного строя, но и соответствующими гарантиями. Например, о само­стоятельности и взаимодействии ветвей государственной власти, о равном праве граждан на доступ к государственной (муниципаль­ной) службе, о независимости судей и т.д. Они обеспечиваются также конституционным, судебным контролем по вопросам законности, при­нимаемых на всех уровнях управления решений.

Конституционное закрепление идеологического и политического плюрализма, предоставляя гражданам свободу политических действий, предусматривает определенные ограничения в реализации данного принципа.

Для защиты интересов общества вводятся ограничения в отношении тех общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание соци­альной, расовой, национальной и религиозной розни (п. 5 ст. 13), что для России особенно актуально.

Подытоживая вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что в условиях развивающегося гражданского общества в России, любой народ может найти форму своего самовыражения и развития в рам­ках федерации без необходимости строить суверенное государство. В единстве сила, возможность свободной экономической интеграции и социального развития государства. Базовый закон (Конституция 1993) провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).