» » Литературная композиция на экологическую тему "имеющий душу". Музыкально–литературная композиция "Экология и война" Сценарий муз лит композиции посвящ экологии

Литературная композиция на экологическую тему "имеющий душу". Музыкально–литературная композиция "Экология и война" Сценарий муз лит композиции посвящ экологии

На состоявшейся еще в 1992 году международной конференции по проблемам окружающей среды в Рио-де-Жанейро участники забили тревогу за будущее планеты и выразили в двух словах "Биосфера в опасности" От экологической катастрофы человечество отделяет 30-–40 лет. Осознание ужасающего состояния окружающей среды подвело к заключению о том, что культура, породившая технократическую цивилизацию, вошла в противоречие с законами природы – потребляя, общество превысило возможности биосферы восстанавливать утраченное. Поэтому и решение экологических проблем следует искать – в области культуры природопользования людей, в выработке таких форм взаимодействия с окружающей средой, которые помогут изменить ситуацию к лучшему. Не далек тот день, когда будущее окажется в руках наших детей, и им предстоит распутывать сложный клубок экологических проблем, от их действий будет зависеть жизнь Планеты. В этом процессе экологическое образование, воспитание и просвещение должны рассматриваться как наиболее приемлемая основа для формирования нового образа жизни, необходимого для обеспечения экологически безопасного и устойчивого развития страны.

Возраст детей: 10–12 лет.

Цели и задачи:

  1. Доставить детям радость, создать праздничную атмосферу.
  2. Показать Землю, как общий дом.
  3. Вызвать стремление беречь, как условие сохранения жизни человечества и всех обитателей.

Оборудование:

  1. Видеосюжеты “Загрязнении окружающей среды”.
  2. Видеосюжет “Красная Книга”.
  3. Творческие работы детей: рисунки, рефераты, кроссворды, визитки.
  4. Оформление кабинета, как уголка природы, музыкальные произведения, плакаты с высказываниями о Земле.

Продолжительность: 40 минут.

Планируемые результаты: ориентация материалов на изучение глобальных экологических проблем, развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка.

Ход праздника

Учитель: В 70-х годах американский сенатор Нельсон предложил отмечать ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ЗЕМЛИ 22 апреля. С 1995 года этот день отмечается и у нас. В нашей школе отмечается традиционно уже 3 год. Поэтому сегодня праздник мне хочется начать словами французского писателя Антуана Сен Экзюпери “Все мы – пассажиры одного корабля по имени Земля”.

(Элементы инсценировки: трамвай с пассажирами)

Ведущий: Был, говорят, где-то случай такой:

Ехали люди с работы домой.
Только доехали, вдруг чудеса!
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются, смотрят кругом:

Ученик 1: Где эта улица?

Ученик 2: Где этот дом?

Ученица: Все перепуталось, все изменилось,

Ученик 1: К счастью такое, лишь в сказке случилось.

Мы рассказали про это нарочно.
Чтобы проверить – знаешь ли точно,
Где ты живешь, где построен твой дом?
И хорошо ли ты с домом знаком?
Ты нам ответишь:

Живу я в квартире, номер ее – 24,
Дом на Петелина, рядом- кино,
Все что кругом, мне знакомо давно.

Ведушиий:

Дом на Петелина? Этого мало,
Город (село) назови для начала.

Ученик 1. Поселок Горноправдинск.

Расскажи, что кругом:
Все, что кругом, это тоже твой дом.

Поселок стоит на широкой реке,
А за рекой виден лес вдалеке.
Тянутся к лесу луга и поля,
Очень красивая наша Земля!

Верно, красива. Но где же она?
В России – это наша страна.

Ведущий: Ну, а страна где? Сумеешь ответить?

Ученица: Как и все страны – на нашей планете!

Ведущий обращается к классу: Как называется наша планета?

Ответы с места: Земля.

Я речь свою веду о том,
Что вся Земля – наш общий дом,
Наш добрый дом, просторный дом.
Мы все с рожденья в нем живем.

Ученица 1: Для моряка – она берег.

Ученик: Для геолога – твердь, хранящая руды и нефть, голубой газ.

Ученик: Для солдата – она образ Родины, ее просторов, та ценность, которую он защищает, та сила, которая питает его.

Ученица: Для хлебопашца земля – это то, во что он вкладывает пот и любовь, от которого ждет плодородного хлеба.

Звучит песня “Земля в иллюминаторе”.

Ведущий: Так что же она Земля? Земля всегда увлекала человека, ему хотелось заглянуть: что же там, за зарей, за соседним лугом. Человек всегда стремился к Земле, открывая ее, давая имена и названия, одушевляя ее, он бьется за нее, как за высшую святыню и ценность.

Ученик: “Мы рождены, чтоб сказку сделать былью! Какая красивая была мечта и как уродливо исказила ее жизнь.

Ведущий: Человек загнал себя в пороховую бочку, обрел все живое на гибель. “Отравлен хлеб и воздух выпит”. В отношении между природой и человеком наступил кризис. Озабочена вся планета. Интересны результаты социологического опроса, проведенного в Японии. Большинство опрошенных людей готовы пойти на снижение жизненного уровня, если стабильность поддерживается за счет ухудшения состояния экологической среды.

Видеоролик “Экологические проблемы Земли”.

Звучит метроном.

Океан седой гремит набатно. Он таит обиду в глубине,
Черные, раскачивая пятна на крутой, разгневанной волне,
Стали люди сильными, как боги.
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют страшные ожоги у земного шара на боках
Мы давно освоили планету, широко шагает этот век.
На Земле уж белых пятен нету, черные сотрешь ли человек?

Отрывок из песни “Расскажите, птицы”

Ведущий: Печальную эстафету принимает от нас грядущее поколение. Набатным колоколом сегодня звучит слово экология. Настало время задуматься над вопросом: выживут ли будущие поколения землян? Смогут ли дети 21 века купаться в реке, море, гулять в лесу, видеть звезды и вдыхать аромат цветов.

  1. Реки загрязнены нефтепродуктами и фенолом.
  2. Подсчитано, что за день исчезает 100 видов растений и животных.
  3. Сокращается площадь леса на 15 млн. га
  4. Превращаются в пыль миллиарды тонн почвы
  5. За пять лет температура воздуха увеличилась на 2,9 градуса.
  6. сокращается количество пресной воды.
  7. 60% болезней – это производные от состояния экологического напряжения.
  8. Мы дышим отравленным воздухом и едим отравленные “удобрениями” овощи и фрукты.

Видеоролик “Красная Книга”.

Ученица: У меня в Руках Красная Книга. Все знают, что в нее заносятся редкие исчезающие виды растений и животных. Некоторые из них остались в единичных экземплярах. Нам бы очень хотелось, чтобы таких книг больше не выходило.

Отрывок из песни “Беловежская пуща”.

Ученик читает стихотворение “Царь”.

Что значишь ты без трав и птиц,
И без любви к пчеле жужжащей.
Без журавлей над хвойной чащей.
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймешь, ты, наконец,
Врубаясь в мертвые породы
О, человек, венец природы,
Что без природы твой конец.

Ученик: Земля умирает, если ее убивать, Земля оживает, если ее возрождать. Смысл сегодняшней деятельности в том, чтобы давать ей посильные нагрузки, беря от нее, давать ей, нанося раны, лечить. Видеть в ней не временный, а постоянный плацдарм жизнедеятельности.

Ученица читает стих “Заклинание с полюса”.

Ученик: Помните: каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок, каждая сорванная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе. И если эту рану нанесешь ты, другую – твой товарищ, третью, четвертую, пятую – кто-то еще, то что же станет с природой. Природе трудно залечить даже самые маленькие раны. Нельзя забывать, что на Земле все взаимосвязано, охраняя растения и животных, помните о борьбе с загрязнением воздуха.

Мы заявляем – наше нет:

  1. Любым войнам с природой. Под какими бы лозунгами благого преобразования они не скрывались.
  2. Безграмотному технократизму в природопользовании.
  3. Всему, что грозит биосфере Земли, угрожает людям, каждому человеку.

Ученица: Врачи утверждают – оптимисты реже болеют, а если и болеют, то быстрей выздоравливают. Секрета тут нет. Вспомните сами: как бывалое неприятное болезненное воспоминание с годами куда-то уходит, а светлое, радостное помнится долго и так отчетливо.

Ученик 1: Протрите глаза! И вы увидите очи любимых, милые личики детей, мозоли отцов, светлые озера, ленты рек, ширину полей и дали водных просторов.

Ученик 2: Прислушайтесь: и сквозь рев транзисторов и моторов вы услышите шелест травы, журчанье ручьев, пение птиц, неповторимую звенящую тишину. Сама природа подталкивает человека к тому, чтобы мы сказали “Нет” – унынию и принимали жизнь ту, которая есть сегодня, как подарок.

Ведущий: Мы надеемся. Что наша встреча и прозвучавшие на ней стихи и песни подарили Вам частицу человечности и надежды на то, что мы будем счастливы с вами в нашем общем доме по имени Земля. И чтобы наша встреча запомнилась вам, мы приготовили вам открытки – сувениры.

Литературно-музыкальная композиция «Экология души и экология природы»

Цель: способствовать развитию экологического мышления обучающихся;

повышение познавательного интереса к предметам естественнонаучного и гуманитарного цикла; реализация межпредметных связей.

Все выступление сопровождается презентацией (приложение 1)

Чтец 1:

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля.

Это русское раздолье,

Это русская земля!
Вижу горы-исполины,

Вижу реки и моря.

Это русские картины,

Это родина моя!
Слышу песни жаворонка,

Слышу трели соловья.

Это русская сторонка,

Это родина моя!
Чтец 2:

«Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней», так писал Л.Н. Толстой более ста лет тому назад. Оглянитесь, посмотрите, какая неповторимая красота нас окружает! Огромные величественные реки, спокойно несущие свою прозрачную воду в моря и океаны; леса, дремучие и непроходимые, такие, что в их ветвях запутывались сказки. Представьте себе необъятное голубое небо, в котором раздаются птичьи песни на различные лады и голоса. А как радуют своей бархатистой зеленью летние поляны, сколько восторгов вызывают цветы, чарующие нас своей неповторимостью.
Пришвин:

Наклоняюсь к голубому цветку и с удивлением узнаю в нем Ивана: это один Иван остался от прежнего двойного цветка, всем известного Ивана-да-Марьи.

По правде говоря, Иван не настоящий цветок. Он сложен из очень мелких кудрявых листиков, и только цвет его фиолетовый, за то его и называют цветком. Настоящий цветок с пестиками и тычинками только желтая Марья. Это от Марьи упали на осеннюю землю семена, чтобы в новом году опять покрыть землю Иванами и Марьями. Дело Марьи много труднее, вот, верно, потому она и опала раньше Ивана.
Природа для меня, огонь, вода, ветер, камни, растения, животные - все это части разбитого единого существа. А человек в природе - это разум великого существа, накопляющий силу, чтобы собрать всю природу в единство.
Мои записи о природе часто наводят меня на мысль, что поезд нашей человеческой жизни движется много быстрее, чем природа, и вот почему получилось у меня, что, записывая мои наблюдения в природе, я записываю о жизни самого человека.
Вот как пишу теперь, что является высокое желание отдать душу за других людей и самому стать добром истории! Так вот и вы, любители природы, когда в лесу рассеянно берете в руки кусочек смолы и наслаждаетесь ароматом целебного бальзама, то помните, этим бальзамом лечатся деревья, вся жизнь у которых есть постоянное стремление к свету, а у человека есть свой бальзам: поэзия.

Чтец 2: Сам человек только в зеркале природы может увидеть свое настоящие лицо», - скажет М. Пришвин. В это зеркало надо учиться смотреть, научиться видеть в нем и себя, и других. Отношение к природе разделяет людей на два лагеря. На тех, кто понимает и любит ее, и других: жестоких, жадных, кто бездумно губит окружающий мир. Сколько ужаса безысходности в словах Рождественского: «Все меньше – окружающей природы, все больше окружающей среды».
Чтец 1: Безнравственное отношение к природе ведет к разрушению самого человека. «Самый опасный браконьер в душе каждого из нас», - писал В. Астафьев. Поэтому внутренняя красота человека должна включать в себя и чувства любви к родной природе.
Песня на мотив песни «Мгновения» (слайд 16)

Не думай о природе с высока,

Наступит день, и сам поймешь, наверное

Как нам природа – матушка близка,

И каждый миг, и каждое мгновение.
Как тяжело нам жить без птичьих стай

И без дождя во время зноя летнего,

Быть может, мы спасем родимый край,

Наверное, наверное, наверное
У каждого мнгновенья свой резон,
Свои колокола, своя отметина.
Мнгновенья раздают кому позор,
Кому бесславие, а кому бессмертие!

Чтец 2:

Мы хозяева нашей природы, и она для нас - кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать».

Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса и горы.

Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину.
Чтец 1:

Слово Пришвина необыкновенно современно, писал он о природе и известен как певец природы, но думать так, то же самое, что, входя в лес, быть уверенным, что он только для отдыха и предназначен.
Пришвин «…Почему я пишу о животных, о цветах, о лесах, о природе? Да потому, что нашёл для себя любимое дело: искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека. Так я и понимаю природу, как зеркало души человека: и зверю, и птице, и траве, и облаку только человек даёт свой образ и смысл… Я переполнен счастьем, мне хочется открыть всем глаза на возможности для человека жить прекрасно, дышать таким солнечно-морозным воздухом, смотреть и слушать лилии, угадывать их музыку…

Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».

Читают реп . (Слайд19)

Пусть всегда светит солнце,

Зеленеют поляны,

Пусть всегда будет чистой река,

Пусть цветы расцветают,

Распускаются листья,

А по небу плывут облака
Припев.

Этот мир был подарен

Просим всех ребят
2 куплет.

На красивой планете

Будет радостно детям

Любоваться на лес на зеленые поля.

Сбережем для себя мы,

Для друзей и для мамы

Дом, что мы называем Земля.
Припев.
Чтец 2:

А ведь жизнь природы идет по своим мудрым глубинным законам.

Есть прекрасные деревья, которые до самых морозов сохраняют листву и после морозов до снежных метелей стоят зеленые. Они чудесны. Так и люди есть, перенесли все на свете, а сами становятся до самой смерти все лучше.
Пришвин

Вставай же, друг мой! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу! И десятки тысяч лет жили на земле люди, копили, передавая друг другу, радость, чтобы ты пришел, поднял ее, собрал в пучки ее стрелы и обрадовался. Смелей же, смелей!

Все участники исполняют песню «Давайте сохраним». (Слайд 22)

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете.

Давайте сохраним

Ромашку на лугу.

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

О, как природа-мать

Терпима и добра!

Но чтоб ее лихая

Участь не постигла.

Давайте сохраним

На стрежнях – осетра.

Касатку в небесах,

В таежных дебрях – тигра.

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним.

Давайте-ка мы все

Навек объединимся.

Давайте наши души

Вместе сохраним,

Тогда и на Земле

Мы сами сохранимся!

0 Литературно-музыкальная композиция по экологии "Земля –наш общий дом"

Казахстан,Актюбинская область,Каргалинский район

Первомайская начальная школа

Учитель начальных классов

Байдавлетова Сауле Хабдошовна

Цель и задачи: сформировать у учащихся экологическую культуру, так как это является решающим фактором в гармонизации отношений общества и природы; с помощью нестандартных форм привить экологические умения и навыки, сначала на уровне эмоций, а затем логически сформулировать знания и организовать поисковую деятельность; развивать творческие способности учащихся, умение держаться перед аудиторией, выражать чувства, мысли в стихах, театральных постановках; воспитывать у младших школьников чувство любви к природе.

Ход мероприятия

Звучит аудиозапись шебета птиц, шелеста листвы, шум волн.

Учитель: Вслушайтесь, в музыку природы! Как она прекрасна! Наша планета земля с высоты космической орбиты кажется маленькой, хрупкой и очень красивой. Летит Земля с восхода до восхода, из года в год со скоростью мгновений. Единая с шестью материками и с выводками разных островов, спеленатая планета мягко облаками, овеянная тысячью ветров.

Ребята, планета Земля серьезно заболела, ее природа в опасности. Земля, как израненная птица, кричит и просит нас о помощи.

Вращаясь в Космосе, в плену своей орбиты

Не год, не два, а миллиарды лет,

Я так устала....Грудь моя покрыта

Рубцами ран-живого места нет.

Терзает сталь мое земное тело,

И яды травят воды чистых рек,

Все то чтоя имела и имею,

Своим добром считает человек.

Зачем друг друга люди так боятся,

Что позабыли о самой Земле?

Ведь я могу погибнуть и остаться

Обугленной песчинкой в дымной мгле.

Не потому ли, загораясь мщеньем,

Я против сил безумных восстаю,

И, сотрясая твердь землетресеньем,

На все обиды свой ответ даю.

И не случайно грозные вулканы

Выплескивают с лавой боль Земли.....

Очнитесь люди! Призовите стараны,

Чтобы меня от гибели спасли!

Учитель: Сегодня мы, люди, дети своего времени, задумываемся, размышляем о нашем сегодняшнем дне, о наших делах, заботах, радостях, надеждах, проблемах.

На фоне нарастающей музыки, которая затем постепенно затихает, звучат слова:

Океан седой гремит набатно; он таит обиду в глубине, черные раскачивая пятна на крутой, разгневанной волне.

Стали люди сильными, как боги, и судьба Земли у них в руках, но темнееют темные ожоги у земного шара на боках.

Мы давно освоили планету, широко шагает этот век, на Земле уж белых пятен нету. Черные сотрешь ли, человек?

Учитель: Да, печальную эстафету примает от нас грядущее тысячелетие. Набатным колоколом звучит слово «ЭКОЛОГИЯ» сегодня. Известно, что сейчас люди страдают от болезней, загрязненной воды, воздуха, почвы. А ведь это наши с вами близкие. Всем ясно, что без развития промышленности не обойтисьно такой ли ценой нужны нам горькие эти блага? Оправданы ли будут построенные сверхгиганты, если вокруг себя они творят пустыню, разрушают природу, лишают человека самой поэзии жизни, счастья дышать, любить.

Бернард Шоу, известный драматург, писал: «Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди»

Ученик: Прости, Земля, прости, мы, люди так тебя обидели. Груз совести за это нам нести, на многое смотрели и... не видели. (Звучит спокойная музыка. Постепенно на сцене спротивоположных концов появляются ученики)

Ученики : -Это было 250 лет тому назад....Экспедиция Беринга обнаружила в море, у самого берега, невиданных животных, которые мирно паслись в зарослях морской капусты на мелководье. Их назвали «морскими коровами» Эти доверчивые, медлительные животные не боялись людей, близко подплывали к их лодкам, а люди безжалостно убивали. С каждым годом их становилось все меньше и меньше, а затем не стало вообще. Теперь никто, нигде и никогда не увидит этих замечательных животных.

В одной стране жили необыкновенно красивые птицы-странствующие голуби. Громадными стаями перелетали они с одного места на другое. Их было так много, что люди просто палками, цепями, ружьями ради вкусного мяса убивали их без счета. Охота не прекратилась до тех пор, пока на земле не осталось ни одного голубя.(музыка затихает)

Эти рассказы можно было бы продолжать до бесконечности, ведь каждые восемь месяцев на планете навсегда исчезает один вид живых существ. Задумайтесь навсегда! Заменить или восстановить эту утрату невозможно, сотни видов растений и животных занесены в Красную книгу. Задумайтесь, может именно вам предстоит сохранить их! Может, именно вы сделаете так, чтобы страничек в этой книге становилось все меньше и меньше, а разнообразие природы продолжало увеличиваться.

Ученики: -Охраняется Красною книгой столько редких животных и птиц, чиобы выжил простор многоликий ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели, чтобы души не стали пусты, охраняются звери, охраняются змеи, охраняются даже цветы.

И тревога за жизнь неустанна, чтоб не сгинуть в космической мгле, исчерпаемы все океаны, исчерпаемо все на Земле.

Мы леса и поля обижаем, стонут реки от горьких обид, и себя мы прощаем, и себя мы прощаем, а грядущее нас не простит.

Учитель: Прекрасен мир живой природы, а мы часть его. Давайте же сообща беречь и умножать ее богатства.

У природы живые краски, миллионы лучистых соцветий, для чего же чудеса из сказки, если в жизни их можно встретить? Нас всюду ожидают чудеса большие и маленькие, забавные и не очень. И эти чудеса нам дарит наша природа. Будьте внимательны, и вы услышите веселую песенку ручейка, пение птиц, перезвон дождевых капелек, дуновение ветра и нежный разговор цветов.

В небе радуга-дуга-опустилась на луга. В поле солнышко играет-оживилось все кругом. И цветы в росе сияют тихим ласковым огнем.

Ученики- «цветы» поют «Песенку цветов», а затем каждый из учеников представляет свой цветок в стихотворной форме.

Мак: Солнце жжет мою макушку, хочет сделать погремушку, подсушить меня скорее своим пламенем лучей. Ну ичто ж, яне тужу, рад насыпать я семян и в ладошку, и в карман.

Ландыш: Родился ландыш в майский день, и лес его хранит. Мне кажется, его задень-он тихо зазвенит. И этот звон услышыит луг, и птицы и цветы....Давай послушаем, а вдруг услышим я и ты.

Незабудка : Незабудка раскрывает синий глаз, и росинка в нем сияет, как алмаз.

Василек: Как чиста в поле рожь, василек едва найдешь. Всем бы я цветок хорош, но зачем же портить рожь? Ой, пойду –ка лучше в сад, и обрадую ребят

Ромашка: Ромашка, излучая свет, на солнышко похожая, бежит везде за нами вслед, своя, а не прихожая. До поздней осени на нас бросает взгляды, смелые, ее веселый желтый глаз, через ресницы белые.

Колокольчик: Я -лиловый колокольчик-расту в тени лесной, я просеке сосновой киваю головой.

Все вместе: Собрались мы и весело заводим хоровод, поем мы вместе песенку, полянка вся цветет.

Учитель: Сколько радости при виде цветов! Сколько нежности в сердце. Сколько искренних восклицаний! А бывает и так....

Ученики: Сорвал цветок и бросил тут же, беспечно придавил ногой. Стоишь и ни о чем не тужижь и машинально рвешь другой.

Да как ты можешь? Как ты смеешь? Он цвел сейчас.... Он был живой.... Дышал, глядя на небо смело, тянулся к солнцу головой.

Он верил дружбе человечьей, не знал жестокости руки, тебе доверчиво навстречу свои приподнял лепестки.

И он тебе, и всем кто рядом, кто на него не бросил взгляд, подарит красоту и радость-все-все, чем полон и богат.

Учитель: Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни. Часто большое начинается с малого. Нам кажется, если человек привыкнет бережно относиться и к сине-розовой медунице, и к ветке черемухи, и малой букашке, и к беззащитному птенцу, то добрее будет обращаться и с людьми живущими рядом с ним.(Звучит песня «Зеленый мир») А сейчас давайте посмотримчто же происходит в наших водоемах (инсценировка )

Учитель: Что же происходит с рыбой в реках?

Бежит река сверкает, струится и журчит. Зарю встречая птицы кружатся у ракит.

Шебечут над волною, их песенка звонка: «Ой, небо голубое! Ой, реченька-река!» К реке спешили животные чтобы напиться, дети-чтобы искупаться, рыбаки-наловить рыбы. Все любили эту реку... Но вот однажды стала она разноцветной: серой, желтой, красной,черной.

Плачет малая речонка, одолел реченку страх

Стала речка тонкой-тонкой

Обмелела на глазах. Собрались все обитатели реки, а узнать друг друга не могут.

Желтая рыбка: Соседка, почему ты такая красная?

Красная рыбка: На берегу нашей речки построили завод и провели две трубы. Одна берет на завод чистую воду, а другая сливает в нее грязную. Вот я и стала от сточных вод красной. А, ты, почему желтая как лимон?

Желтая рыбка: Жила я на мелководье, плескалась, играла с подружками. Но вот пошел сильный дождь. Ручей с берега принес мутный поток. Чего в нем, только не было? и удобрения, и ядохимикаты, и отходы. Пожелтела наша заводь... А ты, подружка, чего такая фиолетовая?

Фиолетовая рыбка: Видела бы ты, какой на мне лежал груз. Банки, бревна, даже колеса...Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела и зеленела... Вот и стала фиолетовой, еле-еле выбралась из-под мусора.

Красная рыбка? Ой, смотрите-ка, кто это?

Фиолетовая рыбка: Среди своих сородичей я таких не видела.

Черная рыбка: Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка. Как и вы, только почернела от нефти.

Желтая рыбка : Что же нам делать, как дальше жить, как очистить речку?

Учитель: Ребята, что надо сделать, чтобы помочь рыбкам? (демонстрируются экологические знаки) .

Рыбки: Пусть на земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть чистой остается в них навеки

Студеная и вкусная вода

Пусть никогда не зарастает тиной

Тот берег, на котором я стою.

Большие дяди, взрослые мужчины,

Храните речку светлую мою!

Учитель: Весь мир борется за спасение планеты. Президент нашей страны предложил программу «Казхстан-2030» Там говорится: « Природные ресурсы Казахстана являются огромным богатством. Наша задача- беречь их и правильно ими рапоряжаться. Это тот самый «золотой ключик», который позволит нам открыть дверь к процветанию и независимости» Чтобы спасти планету Земля, необходимо всем вместе, взрослым и детям, в корне изменить отношение к природе! (Звучит песня «Мир похож на цветной луг»)

Мы - хозяева природы, а она кладовая солнца со всеми сокровищами жизни. Рыбе нужна вода. Птицам нужен воздух. Животным – лес, степи, горы, а человеку нужна природа. И охранять ее – наша главная цель. Земля такая маленькая! Давайте ее беречь!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическая

Литературно – музыкальная композиция

«Земля – наш общий дом».

Провела воспитатель: Надейкина С П.

ГКООУРМ «Ширингушская санаторная школа – интернат».

Цели:

Обучающие:

Учить детей быть ответственными за свои поступки;

Формировать культуру поведения в природе;

Обогащать представления об окружающем мире;

Научить детей любить природу, уметь любоваться красотой родного края;

Развивающие:

- развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.

Воспитательные:

- прививать чуткое и бережное отношение к природе;

Воспитывать любовь к природе, желание беречь и охранять ее;

Оборудование:

Выставка картонных фигур, изображение растений, экологические знаки, костюмы, подготовленные вместе с детьми к празднику, фонограмма «Звуки леса», музыка «Летний вальс», музыка песни «Не дразните собак».

Действующие лица: Ведущий, Хозяйка леса, Лягушонок, Хулиган, Чтец 1-6.

Ведущий: Величава, богата, могущественна природа нашей Родины. Но и зеленый лес – великан, и речка за околицей, и муравейник в парке, нуждаются в нашей защите.

Не ломайте ветки деревьев, не засоряйте речку, не разоряйте муравейники, все нуждается в нашей защите. Природа – наше богатство. Сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина.

Природа – это наши корни, начало нашей жизни.

(Появляется Хозяйка леса. Она в зеленом наряде, на голове – убор из листьев.)

Хозяйка леса: Я Хозяйка лесного царства. Я обладаю волшебной силой и могу сегодня перенести вас не надолго в лето.

Всех на праздник мы зовем,

Мы зовем, мы зовем,

Потанцуем и споем,

Песенку споем.

В синеву, в синеву,

Песенка лети!

Веселей, веселей,

Солнышко свети!

Открывается занавес. Зал оформлен красочно. На сцене плакат «Здравствуй лето!» Картина летнего леса.

Чтец 1.

Очень добрым, очень светлым

Золотистым ясным днем

Мы поедем в гости к лету,

В гости к солнышку пойдем.

Чтец 2 .

Земляникой и цветами

Встретят нас и лес, и луг,

Наши песни вместе с нами

Будут птицы петь вокруг.

Хозяйка леса: Итак, в путь! В гости к лету!

(Дети встают и идут по залу. Звучит фонограмма «Звуки леса»).

Хозяйка леса: Что такое лето?

Это много света.

Это поле, это лес.

Это тысячи чудес!

Это в небе облака.

Это быстрая река.

Это яркие цвета.

Хозяйка леса: Это в мире сто дорог,

Для ребячьих ног.

Звучит музыка «Летний вальс»

Чтец 3.

Берегите Землю! Берегите!

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стебле повилики,

На тропинке солнечные блики,

Ястреба парящего над полем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите!

М. Дудин.

Ведущий: Природа, как израненная птица, кричит, просит нас о помощи. Мы должны сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на земле после нас.

(Появляется Хулиган.)

Хулиган: Бом – бом – бом!

Начинается погром.

Выезжаем на природу,

Сколько здесь в лесу народу!

Здесь костер и там костер,

Банки, склянки, всякий сор…

(Хозяйка леса увидела лягушонка, который сидел у пенька и грустил.)

Хозяйка леса: Что случилось, лягушонок?

Лягушонок: (вздыхает). Тут недавно были (начинает плакать)…

Они…они…обижали…

Хозяйка леса: Ребята, лягушонок так расстроился, что не может говорить. Да вы, наверное, и сами догадались. Очевидно, здесь были те, кто не бережет природу. Но, дорогой лягушонок, я уверена, что эти ребята знают, как вести себя в лесу, в поле, на речке…

Представьте себе, что вы оказались в лесу или на берегу озера перед вами огромное количество разбросанного мусора, а ведь в лесу живут животные и птицы, и это наносит им непоправимый вред.

Перед вами экологические знаки. Подумайте, что же означает каждый знак, и дайте им названия.

(Хозяйка леса показывает знаки, дети дают им названия.)

Хозяйка леса (обращается к лягушонку). Вот видишь, эти ребята настоящие друзья природы. И я думаю, что они знают, какую пользу приносят людям обитатели леса.

Чтец 1 .Сова уничтожает за год около 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год один килограмм зерна, то значит одна сова спасет в год одну тонну хлеба!

Чтец 2. У кукушки необыкновенный аппетит: за час она сможет съесть сто гусениц. Если в лесу появляется большое количество насекомых – вредителей, она расправляется с ними в течение нескольких дней.

Чтец 3 . Летучие мыши очищают местность от малярийных комаров. За час ночной охоты летучая мышь может поймать и съесть 160-170 комаров.

Чтец 4. Ласточка за лето ловит от полумиллиона до миллиона всяких комаров, мошек, тлей.

Чтец 5. Жабы уничтожают не только вредных насекомых, но и слизней, а это опаснейшие враги полей и огородов.

Чтец 6. За летний день корольки прилетают с кормом к гнезду до 400 раз.

Если сложить в одну линию насекомых, которых съедает стриж, то она растянется на километр.

(Дети рассказывают, лягушонок внимательно слушает и заметно оживляется.)

Лягушонок: Как приятно, когда ребята знают и берегут природу: деревья, цветы, муравьев и нас, лягушек.

Ведущий: Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка-маленькая рана, нанесенная природе. А ведь природа сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны.

Хозяйка леса: Ребята, вы должны быть настоящими друзьями природы. Часто, особенно в последнее время, мы слышим слова: «Земля - наш общий дом», «Берегите братьев наших меньших». Как приятно, когда дети знают и берегут природу: деревья, цветы, птиц, муравьев.

Чтец 1 . Муравей нашел былинку,

Много было с ней хлопот.

Как бревно, взвалив на спинку,

Он домой ее принес.

Грузчик маленького роста,

Муравейник далеко,

А бревно нести непросто,

Очень даже нелегко.

Под большой столетней елью,

Стройка весело идет.

Здесь работает артелью,

Дружный маленький народ.

Вырос дом на новом месте,

Новоселы нынче там.

Хорошо трудиться вместе

Даже малым муравьям.

Хозяйка леса: Ребята, если вы увидите муравьиную дорожку,- не топчите ее, не мешайте муравьям трудиться. Не зря их называют санитарами леса.

(Хозяйка леса подходит к выставке картин цветов.)

А вот и самое красивое место в моих владениях – цветочная поляна. Нравится?

Дети: Нравится!

Хозяйка леса: Посмотрите, сколько здесь цветов.

А вы их, ребята, знаете? Угадайте, какой это цветок. Найдите его на поляне.

На лугу и в поле

Мы его встречаем,

Лепесточки белые

Мы на нем считаем,

Сердцевинка желтая

У цветка того,

Будто крошка солнышка

Забралась в него.

(Ромашка.)

Колосится в поле рожь,

Там во ржи цветок найдешь,

Хоть не красный он, а синий,

Все ж на звездочку похож.

(Василек.)

Четыре ярко – красных

Блестящих лепестка

И зернышки в коробочке

У этого цветка,

За зернышками этими

Ты бегал в огород,

На грядке в огороде

Такой цветок растет.

(Мак.)

То фиолетовый, то голубой,

Он на опушке встречается с тобой.

Звонким названьем он наделен,

Посмотришь – подходит названье это.

Но никогда нам не слышится звон

Из голубого лесного букета.

(Колокольчик.)

Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок,

На него подуй слегка,

Был цветок – и нет цветка!

(Одуванчик.)

Хозяйка леса: А сейчас проведем конкурс «Цветик-семицветик»

Чтец 2. У природы живые краски,

Миллионы лучистых соцветий.

Для чего чудеса из сказки,

Если в жизни их можно встретить!

Чтец 3 . Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц, скликая перелетных.

Чтец 4. Лишь на ней одной увидишь.

Ландыши в траве зеленой

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлено.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

Хозяйка леса: Мы - хозяева природы, а она кладовая солнца со всеми сокровищами жизни. Рыбе нужна вода. Птицам нужен воздух. Животным – лес, степи, горы, а человеку нужна природа. И охранять ее – наша главная цель. Земля такая маленькая! Давайте ее беречь!

Чтец 5. Нас много, ребята!

Везде, где живем,

Деревья посадим,

Сады разведем!

Чтец 6. Берегите эту землю, эту воду,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей природы.

Убивайте лишь зверей внутри себя!

В заключении звучит песня «Не дразните собак».

Не дразните собак,

Не гоняйте кошек,

Не жалейте для птиц

Ни зерна, ни крошек!

И тогда воробьи

Песенкой разбудят.

А царапать и кусать

Вас никто не будет!/ 2 раза.

Если очень шуметь

Около берлоги,

То придется потом

Уносить вам ноги.

И пчела просто так

Тоже не пристанет.

Ведь ни жалить, ни рычать

Зря никто не станет/ 2 раза.

Ни к чему обижать

Бабочку на ветке

Веселее в лесу

От ее расцветки.

Не пугайте жуков

С длинными усами

И поверьте, что жуки

Вас не тронут сами./ 2 раза.

Если вам по душе

Красота земная,

Берегите ее,

Устали не зная!

Непременно тогда

Станем мы друзьями…

А про кошек и собак

Пойте вместе с нами!/ 2 раза.


ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

«ЗЕМЛЯ – НАШ ДОМ»

Разработали:

Преподаватель химии Преподаватель химии

«Все меньше – окружающей природы,

все больше – окружающей среды»

Р. Рождественский

Говорить сегодня об экологии – это

значит, говорить не об изменении жизни

как прежде, а о ее спасении

В. Распутин

Цель: - подвести учащихся к размышлению о том, что отношение к природе каждого из нас является мерилом человеческой ценности;

Заставить задуматься о том, что безнравственное отношение к природе ведет не только к потере здоровья, но и к моральному разрушению человека.

Задачи: - показать общие проблемы темы: «Человек и земля, человек и природа»; звучание этой темы в жизни, в литературе, в публицистике, в музыке;

- ответить на вопрос: «Воспринимает ли человечество проблему взаимоотношений человека и природы, как главную проблему современного мира?»;

- формировать у учащихся ответственность за будущее страны по принципу: я – человек, ты – человек, мы – люди;

- осветить экологические проблемы нашего региона;

- развивать чувство патриотизма, духовность;

- воспитывать умение сострадать, быть неравнодушным к тому, что происходит вокруг нас.

Оборудование, наглядность:

1. Книжная выставка «Раненая земля».

2. Стенд «Растения и животные, занесенные в Красную книгу».

3. Альбом с репродукциями картин о природе.

4. Демонстрация слайдов о загрязнении зон отдыха в нашем городе.

5. Музыкальные сюжеты из произведения «Времена года», песни о Земле.

6. Рисунки учащихся на тему: «Спасите планету Земля».

Ведущий 1: «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней», так писал более ста лет тому назад. Оглянитесь, посмотрите, какая неповторимая красота нас окружает! Огромные величественные реки, спокойно несущие свою прозрачную воду в моря и океаны; леса, дремучие и непроходимые, такие, что в их ветвях запутывались сказки. Представьте себе необъятное голубое небо, в котором раздаются птичьи песни на различные лады и голоса. А как радуют своей бархатистой зеленью летние поляны, сколько восторгов вызывают цветы, чарующие нас своей неповторимостью. В. Солоухин когда-то написал: «… имеющий в руках цветы – плохого совершить не может». Для каждого человека, природа была не только пейзажем, формирующим эстетический вкус, воспитывающим представление о прекрасном, но и с мыслями о природе связаны представления об естественности человеческого существования.

Гармония социального и природного в жизни – это гармония ума и сердца, разума и чувства.

Звучит музыка.

1 чтец: Летит – Земля

С восхода до восхода,

Из года в год

Со скоростью мгновений

Великая –

В ногах у пешехода,

И капельная точка –

Во Вселенной.

2 чтец: Единая!

С пятью материками

И с выводками разных островков

Спеленатая мягко облаками

Овеянная тысячью ветров.

Исполняется песня «Земля в иллюминаторе», группа «Земляне»

3 чтец: Я – Земля

Вращаясь в Космосе, в плену своей орбиты,

Не год, не два, а миллиарды лет

Я так устала… плоть моя покрыта

Рубцами ран – живого места нет.

Терзает сталь мое земное тело,

И яды травят воды чистых рек,

Все то, что я имела и имею,

Своим добром считает человек.

4 чтец: Зачем друг друга люди так боятся,

Что позабыли о самой Земле?

Ведь я могу погибнуть и остаться

Обугленной песчинкой в дымной мгле.

Не потому ли, загораясь мщеньем

Я против сил бездумных восстаю,

И, сотрясая Тверь землетрясеньем,

На все обиды свой ответ даю.

И не случайно грозные вулкану

Выплескивают славой боль Земли …

Очнитесь, люди!

Призовите страны,

Чтобы меня от гибели спасти!

Ведущий 2: Как много чарующих строк создано писателями и поэтами о природе. «Сам человек только в зеркале природы может увидеть свое настоящие лицо», - скажет М. Пришвин. В это зеркало надо учиться смотреть, научиться видеть в нем и себя, и других. Отношение к природе разделяет людей на два лагеря. На тех, кто понимает и любит ее, и других: жестоких, жадных, кто бездумно губит окружающий мир. Сколько ужаса безысходности в словах Рождественского: «Все меньше – окружающей природы, все больше окружающей среды».

Чистых рек и озер, дикого леса, нераспаханных полей, зверей и птиц становится все меньше и меньше. Поэтому ученые, писатели, работники заповедников – все, кто постоянно связан с природой, бьют во все колокола, чтобы задумались, забеспокоились все люди на земле. «Нет человека, который бы, как остров, сам по себе; каждый человек есть часть суши, часть материка, и если волной снесет в море береговой утес, меньше станет Европа…А потому, не спрашивай никогда, по ком звонит колокол: он звенит по тебе», - писал Дж. Джонн.

Сегодня мы понимаем, что природа не безгранична, потому что в отношениях с ней человек переступил нравственный рубеж. Загрязнение окружающей природной среды самая большая катастрофа в жизни не только человека, но и всего живого. Эта трагедия порождена человеком и направлена против человека.

Ведущий 1: экология – наука об отношениях растительных и животных организмов и окружающей среды. В середине 20 века в связи усиливающимся воздействием человека на природу, экология приобрела особое значение.

Ведущий 2: Безнравственное отношение к природе ведет к разрушению самого человека. «Самый опасный браконьер в душе каждого из нас», - писал В. Астафьев. Поэтому внутренняя красота человека должна включать в себя и чувства любви к родной природе.

Песня на мотив песни «Мгновения»

Не думай о природе с высока,

Наступит день, и сам поймешь, наверное

Как нам природа – матушка близка,

И каждый миг, и каждое мгновение.

Как тяжело нам жить без птичьих стай

И без дождя во время зноя летнего,

Быть может, мы спасем родимый край,

Наверное, наверное, наверное…

1 чтец: Я люблю тебя, большое время

Но прошу – прислушайся ко мне

Не убей последнего тайменя,

Пусть гуляет в темной глубине.

Не губи последнего болота

Загнанного волка пощади

Чтобы на Земле осталось что-то

От чего щемит в моей груди.

2 чтец: Наши ученые определили, что в атмосферу уже выброшено более 200 млрд. СО2, более 700 млн. т пылевых газообразных соединений. Выбросы серы составили 231 млн. т, в результате чего пролились кислотные дожди, отравившие воду во многих водоемах . Погибли леса – «легкие планеты» а Азии, Африке, Латинской Америке, Средиземноморье.

Усиленное применение минеральных удобрений и пестицидов привело к эрозии почв. Ежегодно теряется 7 млн. га пахотных земель. Засушливые районы Земли подвержены опустошиванию. Ежегодно опустошиваются в среднем 6 млн. га обрабатываемых земель в Африке, в районе Аральского моря.

Ведущий 1: «Вот, например, земля и люди. Взаимная зависимость несомненная человек отдает земле свой труд, а он плоды. Это везде на земном шаре. Я же хочу понять свою землю не в общем плане, а конкретно, дает ли она особый характер человеку? Может быть это не заслонение ни горами, ни лесами широкое небо, светлые просторные дали, которые видит человек то колыбели до погоста, дают ему особую открытость души и щедрость натуры. Может быть, это спокойно величавые реки, принизанные солнцем леса рождают в нем особую доброту незлобивость. Может быть, мое утверждение покается спорным, но долгие годы наблюдения привели меня к выводу: человек скорее всего срывается с нравственных якорей, когда уходит с источника, питающего его.» После проблем мира и войны, проблема человека и земли, человек природа – самая важная в нашей современности.

2 чтец: Океан седой гудит набатно,

Он таит обиду в глубине,

Черные раскачивая пятна

На крутой, разгневанной волне.

Стали люди сильными, как боги,

И судьба Земли у них в руках,

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно «освоили» планету,

Широко шагает новый век

На Земле уж белых пятен нету

Черные сотрешь ли, человек?

Ведущий 1: Каковы же проблемы экологии нашего края?

Иногда Нижневартовский район называют раненной землей? Почему? А вот ответ:

В 100 граммах грунта Обской губы – 10 граммов нефти

В самой Оби нефть превышает допустимый предел в сотни раз

Вот уже более десятка лет мертвое озеро Самотлор, ничего, кроме нефти, в нем нет.

На восстановление нормальной экологии нашего края потребуется не иене 500 лет.

Ведущий 2: Юрий Вэлла,- потомственный оленевод, охотник, замечательный писатель, коренной житель нашего края живет по законам природы. Он старается сохранить те крохи культуры, что еще остались в памяти северных народов. Юрием Вэллой создана целая серия произведений, посвященным экологическим беседам родины, поэт назвал их «лесными болями», и точнее, наверное, не сказать.

1 чтец: по Варьегану плывет нефть, нефть, нефть.

Лодку, сети и весло пропитала нефть.

Щуку вспорешь,

Нож в нефти.

За водой для чайника некуда идти.

От соседей прибежали с бедственной вестью:

Даже у вороны брюхо пожирнело,

Облако на небе тоже почернело.

На подоле черном масленые кляксы,

Лес мой перечеркнут черной полосой.

Олененок детства, что ты горько плачешь?

Я твой нос чумазый вымою росой.

3 чтец: Обращаюсь ко всем живущим

Разных стран и наречий разных,

Ради жизни веков грядущих

Объявить повсеместный праздник:

«Экологически чистый день на Земле».

4 чтец: Если праздник удачным будет

Можно силы свои устроить

Сговориться надежно людям

И на радость людей устроить

Год без выстрела, дней спокойных,

Год без пыток ночей осторожных

Вот тогда, позабыв о войнах,

«Экологически чистый год на Земле».

1 чтец: И Земля зацветет отменно

Из кровавого выйдет круга

Вы разучитесь постепенно

На земле убивать друг друга.

Люди! Дело только за Вами!

Звучит песня «Прости, Земля»