» » Открытый классный час на тему: "8 марта- праздник мам". «8 марта

Открытый классный час на тему: "8 марта- праздник мам". «8 марта

Цели классного часа:

Сформировать знания учащихся об истории возникновения праздника 8 Марта.

Развивать мышление, познавательную активность, творческие коммуникативные способности учащихся; развивать умения и навыки коллективной творческой деятельности;

Воспитывать творческие способности, чувство товарищества и уважительного отношения к одноклассникам.

Ход мероприятия

Учитель: Ребята, мы собрались в канун праздника 8 марта. Этот праздник, как и многие другие, имеет свою историю. Уже в Древнем Риме существовал женский день. Прошло немало времени. А в 1910 году Клара Цеткин предложила отмечать этот праздник. Этот праздник называется также Днем международной солидарности женщин в борьбе за экономическое, социальное и политическое равноправие. Женщины хотели, чтобы у них были равные права с мужчинами. Сейчас мы в это день поздравляем наших женщин с 8 Марта. Ни в один другой день не увидишь на улицах столько мужчин с цветами, как в этот. Без такого праздника жизнь человечества стала бы намного скучнее. Так скажем же спасибо нашим женщинам, нашим бабушкам, матерям, сестрам, подругам, одноклассницам за то, что они у нас есть, постараемся быть с ними всегда такими же внимательными.

Сейчас мы познакомимся с историей возникновения праздника.

История праздника.

Международный женский день изначально был праздником политическим. В конце XIX века Клара Цеткин впервые выдвинула идею объединения женщин всего мира в борьбе за полное равноправие с мужчинами. Так и возник этот праздник как день борьбы за права женщин.

8 марта 1857 года все женщины Нью – Йорка собрались на манифестацию. Работницы швейных и обувных фабрик. Они требовали 10-часовой рабочий день, светлые и сухие рабочие помещения, равную с мужчинами заработную плату. Работали в то время женщины по 16 часов в сутки, получая за свой труд гроши.

В 1910 году на Международной конференции женщин–социалисток в Копенгагене Клара Цеткин выступила с предложением о праздновании Международного женского дня 8 марта, которое прозвучало, как призыв ко всем женщинам мира включиться в борьбу за равноправие

Выбор числа принадлежал Кларе Цеткин, которая сумела связать рождение нового праздника с историей её народа.

В России впервые Международный женский день отмечался 2 марта в 1913 году в Петербурге. В 1917 году женщины России вышли на улицы в последнее воскресенье февраля с лозунгом «Хлеба и мира».

В 1965 году 8 марта в СССР стало выходным днем. А в 1977 году праздник стал действительно международным.

Сейчас этот праздник мы отмечаем как праздник Весны, Любви, Красоты. В семьях по традиции женщин освобождают от домашних обязанностей, готовят сюрпризы, преподносят подарки. На работе мужчины поздравляют всех женщин предприятия. Дети поздравляют мам, бабушек, сестёр.

Ведущий:

Праздник имеет и свои традиции. Давайте узнаем, как же его празднуют в других странах?

Италия. Итальянки совместно с мужчинами 8 Марта не отмечают. Они собираются женскими компаниями и идут кафе.

Швеция. В этой стране 8 Марта женщинам принято дарить книги.

Колумбия. В этой стране 8 марта мужчинам запрещено показываться на улицах, дабы не портить праздник слабому полу.

Китай. В этой стране мужчины в доказательство своей любви должны проявить себя как изысканные кулинары. 8 марта у всех китайских дам законный выходной. Когда их мужья утром уходят на работу, они отправляются в городские парки и развлекаются там без мужчин.

Россия. Традиционно женщин и девушек поздравляют 8 Марта. Дарят цветы, сувениры, книги,духи. Сегодня, мы накануне самого нежного и ласкового праздника наших бабушек,мам и девочек. И не случайно праздник мы отмечаем весной. Солнышко и мама согревают нас, весна и мама ласкают нас!

Ученик 1

В марте - с первого числа

Начинается весна.

Отмечает вся страна.

Ведущий. На белом свете есть слова, которые мы называем святыми. И одно из таких святых, теплых, ласковых слов – слово мама, мамочка, мамуля! Слово, которое ребенок говорит чаще всего. Слово, при котором взрослый, хмурый человек улыбнется. Потому, что это слово несет в себе тепло – тепло материнских рук, материнского слова, материнской души. И сегодня теплые слова о мамах говорят наши дети.

Ученик 2

Мама - это значит нежность,
Это ласка, доброта,
Мама - это безмятежность,
Это радость, красота!
Мама - это на ночь сказка,
Это утренний рассвет,
Мама - в трудный час подсказка,
Это мудрость и совет!
Мама - это зелень лета,
Это снег, осенний лист,
Мама - это лучик света,
Мама - это значит ЖИЗНЬ!

Просмотр ролика « Любимой маме»

Ученик 3

Я смотрю на вас, девчонки,

И подснежник по весне,

Ароматный, нежный, тонкий,

Вспоминается вдруг мне.

Сколько в нем благоуханья

И сокрытого тепла,

Сколько в вас очарованья

Жизнь весенняя внесла!

Ученик 4:

Я смотрю на вас, девчонки,

Как они прекрасны, звонки,

Лучезарные глаза.

Все в них светится весною,

Отражая небеса.

Этой дивною порою

В вас особая краса!

1 ведущий: Ни для кого уже не секрет, что самая великая тайна – Она – неповторимая, прекрасная и нежная. А, значит, наш клас сегодня полон чудесных тайн, которые нам и предстоит в течение всей программы открывать. Вам, уважаемые девушки, виновницы сегодняшнего праздника, предстоит стать чуть ближе и понятнее всем, тем, кто собрался сегодня в этом классе. Но об этом чуть позже......

2 ведущий: Женщина... Она во все века вдохновляла мужчин на подвиги.

1 ведущий: Женщина... Она во все времена была музой для художников, писателей и поэтов.

2 ведущий: Женщина... Именно она была «виновницей» возникновения незабываемых шедевров.

1 ведущий:

Все в ней гармония, все диво

Все выше мира и страстей,

Она покоится стыдливо

В красе торжественной своей.

Она кругом себя взирает,

Ей нет соперниц, нет подруг,

Красавиц наших бледный круг

В ее сиянье исчезает....

Отборочный этап для 1-го конкурса

2 ведущий: Ну, раз уж мы завели разговор о женской красоте, то именно сейчас и постараемся раскрыть нашу первую тайну: отыскать среди нас первую красавицу.

Конкурс 1

2 ведущий: Наш первый конкурс. Уважаемые участницы! Ребята, вы знаете, что в русском языке слова «красна девица» означало «красивая девица». Вот и вы по моей команде постарайтесь отыскать среди присутствующих как можно больше красивых девушек, но тех, у кого в наряде или бижутерии присутствует что-либо красное, косметику в счет не берем! Найдя как можно больше таких девиц, вы обеспечите себе, тем самым, себе победу.

Внимание, начали! (Идет подсчет, определяется победитель)

Отборочный этап для 2-го конкурса

1 ведущий: Нежность и ласка... Но покоряет в женщине особая трогательность. Разгадать следующую тайну: кто из девушек наиболее трогательная помогут те, кто победит в следующем конкурсе.

То ласкова, покорна и нежна,

То станет неприступной в тяжком горе,

То так проста, то величава, как княжна.

Она непредсказуема, как море...

2 ведущий: Так, кто трогательная женщина. Кому мы присвоим это звание, мы узнаем после выполнения конкурсного задания, оно заключается в следующем. За время звучания музыки, из множества предметов вам предстоит отобрать те, которые присущи только женщине. И сделать это необходимо, не глядя. Отбираем вещи, трогая их руками.

(Играет музыка, ассистенты выносят подносы с предметами, завязывают глаза участницам.

Идет конкурс. Определяется победитель, вручаются призы).

1ведущий: Ну что же, нераскрытых тайн остается все меньше. И мы продолжаем с радостью их разгадывать.

Хозяйство, дом, работа и семья....

На плечи женщин все это ложится,

И снова в этот праздник славлю я

Те руки, не привыкшие лениться.

Конкурс 3

2 ведущий: Вот вам по иголке с ниткой. Кто из вас быстрее пришьёт пуговицу, та и будет самая трудолюбивая . Приготовились, начали!

Звучит музыка, идет конкурс, определяется победитель. Вручаются призы.

1 ведущий: Давайте вспомним, о каких женских качествах мы сегодня вели разговор. О женской красоте и трогательности, о нежности и ласке, о трудолюбии. Но в сегодняшнее время для прекрасной половины человечества немаловажными качествами являются предприимчивость, самостоятельность, и, конечно же, ловкость и находчивость. Итак, разгадываем еще одну тайну: кто из присутствующих здесь дам самая находчивая . А помогут нам в этом юноши. Сначала для участия в конкурсе отберем двух юношей.

(Выходят два добровольца)

Отборочный этап для 4-го конкурса

2 ведущий: Внимание, девушки, вопросы для вас! Вам необходимо назвать страну, где бытуют денежные единицы, такие как «песо» - Мексика, «рупия» - Индия.

Конкурс 4

1 ведущий: Мы приветствуем 4 игроков заключительного конкурса. И напоминаем, что мы ищем самую находчивую девушку. Разбейтесь на пары, а теперь вы получите по пачке денежных купюр. И, не глядя на соперников, вам необходимо как можно больше денег положить в банк. Но, это условно. Вот ваш напарник и будет служить банком. Постарайтесь спрятать как можно больше купюр в одежде юноши. Банками можно считать все: отвороты воротников, манжеты, туфли, карманы, носки и т.д.

(Девочки прячут купюры)

А теперь просим поменяться партнерами. И постарайтесь найти и снять со счета все средства, вложенные вашей соперницей.

Кто первой найдет все купюры, той и будет присвоено звание самой находчивой. Задание понятно?

(Звучит музыка, идет продолжение конкурса. Выявляется победитель, вручаются призы).

2 ведущий: Ну вот, мы и разгадали некоторые тайны нашей программы и выявили среди девушек, собравшихся в зале, самую красивую...; самую трогательную…; самую трудолюбивую...; и, наконец, самую находчивую девушку...

Ведущий 1: Мы благодарны вам за участие в наших конкурсах. Конечно, говорить о женщине, девушке, можно бесконечно. Но мы думаем, что мужчины и юноши сами найдут сегодня ласковые слова для своих одноклассниц, сестер и мам, и будут дарить им не только сегодня любовь и тепло своей души, но в течение всей жизни.

Ученик 5

С последней метелью,

С первой капелью,

С праздником первым весны!

Вас поздравляем, сердечно желаем

Радости, счастья, любви!

Ведущий 2: И посвящаем вам следующие строки…..

Ученик 6 :

В нашем классе, вот так раз,

Девочек не больше нас.

Но есть нас повыше ростом,

С ними нам не так уж просто!

Ученик 7 :

Мы порой не замечаем,

Как девчонок обижаем,

И тетрадки отнимаем,

И за бантики таскаем.

Ученик 8:

Но за все, в чем виноваты,

Вы простите нас, девчата,

Не держите зла на нас,

Все равно мы любим вас!

Ученик 9:

Солнышко искристое заглянуло в класс
Расцвели подснежники сегодня в первый раз
Ручейки забегали по лесным лугам
День Восьмое марта приходит в гости к нам.

Ученик 10:

Милым одноклассницам солнце и капель
Счастье и любовь несут в чудесный этот день
Желают только светлого, добра и красоты,
Пусть сбудутся заветные и тайные мечты.

Ученик 11:

Мы пришли сегодня в класс,

Не узнать, девчата, вас!

Как всегда опрятные,

Празднично-нарядные.

Особенно красивые,

И глаза счастливые.

Ученик 12:

Мы готовы вас поздравить,

И хотим вам пожелать

Улыбаться, веселиться,

Ни секунды не скучать.

Ученик 13:

Не болеть и не грустить,

Нас за шалости простить.

Не со зла мы вам грубим –

Подружиться мы хотим.

Ученик 14:

Вам желаем только счастья мы.

И откроем вас секрет:

Наших девочек прекраснее

Во всей школе просто нет

(Все вместе хором)

С ПРАЗДНИКОМ, МИЛЫЕ ДЕВУШКИ!

Учитель : Я на правах вашего классный руководителя, хочу пожелать вам в это праздничный день, чтобы в жизни вы шли по ровной и прямой дороге, и чтобы каждый ваш маленький шажок был звездным.

Классный час к 8 марта на тему «Весенняя мозаика»

Устный юмористический журнал для 9 класса

Поздравление девочек с Международным женским днем в форме устного юмористического журнала. Все материалы журнала готовят мальчики. Желательно, чтобы каждый мальчик принял участие в поздравлении (сценарий содержит достаточное количество текстов и материалов для этого).

Цели расширение представления детей друг о друге; формирование положительной нравственной оценки таких качеств характера, как доброжелательность, вежливость; побуждение к участию в коллективных мероприятиях, к развитию своих способностей и талантов; создание положительного нравственного климата в коллективе.

Форма проведения : юмористический устный журнал.

Подготовительная работа:

За неделю до классного часа познакомить мальчиков со сценарием, распределить роли;

Можно поручить одному из мальчиков сделать на компьютере слайд-фильм (красивые виды весенней природы, цветы, лирическая музыка);

Для игры «Вопросы и ответы» приготовить полоски бумаги с ответами на вопросы (по количеству девочек в классе). Эти полоски перед началом игры мальчики быстро раздадут девочкам на парты. Потом, по ходу игры, девочки в ответ на вопрос должны будут прочитать предложение, записанное на их полоске.

Ответы

1. Только после 12 ночи.

2. Я всегда готова к этому.

3. Это мое любимое занятие.

4. Когда денег куры не клюют.

5. Когда кошелек пустой.

6. Под подушкой, когда никто не видит.

7. Обожаю, особенно на алгебре!

8. С удовольствием, но исподтишка.

9. Только в веселой компании.

10. Когда отвечаю у доски.

11. Только за крупное вознаграждение.

12. В основном из-под палки.

13. Как только захожу в школу.

14. На перемене за углом школы.

15. Как правило, на уроке химии. 1 б. Под партой, на уроке.

17. Когда настроение дождливое.

18. Я с трудом сдерживаю себя от этого.

19. Только в кабинете директора.

20. На всех уроках.

Оборудование : магнитофон, компьютер (если будет демонстрация слайдов).

Оформление : гирлянды цветов, воздушные шары, фотографии: весенняя природа, цветы, птицы. Написать на доске содержание устного журнала (переписать из плана классного часа).

План классного часа

I. Вступительное слово.

II. Устный юмористический журнал «Весенняя мозаика».

1. В клетках птицы - в теремах девицы (Передовая статья).

2. Девочки бывают разные (Исследование).

3. Прием в 9-А (Видеорепортаж).

4. Игра «Вопросы и ответы».

5. Виртуальная открытка (Слайд-фильм)

Если не удастся подготовить слайд-фильм, этот пункт можно пропустить.

6. Праздничное поздравление.

III. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Ведущий 1. Дорогая (фамилия, имя, отчество учительницы), дорогие девочки! Сегодня, накануне 8 Марта, мы подготовили для вас праздничный выпуск устного журнала «Весенняя мозаика». Наши корреспонденты очень старались, чтобы вы сегодня не скучали, что- то новое узнали, про ребят не забывали.

II. Устный журнал «Весенняя мозаика»

Ведущий 1. Открываем первую страницу нашего журнала. «В клетках птицы - в теремах девицы» - передовая статья о положении женщины в обществе. Подготовил наш корреспондент (имя, фамилия).

В клетках птицы - в теремах девицы

Ведущий 2. В старое время на Руси женщинам приходилось несладко. Для них строили специальные «терема» и прятали там от посторонних глаз. Всем известна пословица: «В клетках птицы - в теремах девицы». Дочерей с малых лет держали в строгости. Обучали шитью и различным домашним занятиям. Со двора без сопровождения охраны не выпускали, руководствуясь пословицей: «Держи деньги в темноте, а девку в тесноте». Только в праздник разрешалось бедным девицам немного развлечься: покататься на качелях, на санях и коньках. Чем знатнее был род, тем больше строгости было в воспитании. Выдавая девушку замуж, родители не спрашивали ее согласия. Она сама не знала, за кого идет, не видела своего жениха до замужества. Сделавшись женою, она попадала в полное подчинение к мужу, даже выйти куда-нибудь без его разрешения не могла. Русские красавицы не были похожи на современных красоток. По понятиям того времени, красота женщины состояла в толщине и дородности. Худые и стройные считались дурнушками и были готовы на все, чтобы поправиться. Историк Костомаров пишет, что непременным признаком женской красоты считались удлиненные уши, некоторые красавицы специально себе уши вытягивали. Ну, а уж румянились и белились прежние красавицы ничуть не меньше, чем нынешние. Помады, мази, румяна и белила изводили килограммами.

Женщины постоянно боролись за свою свободу и наконец добились разрешения останавливать на скаку коней и заходить в горящие избы. А в наше время они практически ничем не отличаются от мужчин. Они могут руководить государством, водить корабли, самолеты, автомобили, рыть траншеи, добывать уголь, служить в армии и играть в футбол. И при этом оставаться такими же нежными, загадочными и прекрасными, как и 300 лет назад, когда они сидели в теремах, как птицы в клетках.

Девочки бывают разные

Ведущий 1. «Девочки бывают разные» - так назвали свое исследование наши специальные корреспонденты {имена, фамилия).

Ведущий 3. Значит так, девочки бывают разные: зеленые, синие, красные...

Ведущий 1. Стоп-стоп, вот с этого места поподробней, пожалуйста. Нас интересуют только красные девушки.

Ведущий 4. Все понятно, современные красные девушки, по- старинному красные девицы, бывают разными: веселыми и грустны

ми, вредными и не очень, активными, спортивными, позитивными и прогрессивными.

Ведущий 3. Исследователи объединяют их в 4 большие группы, или типа, или класса: а) зубрилки, б) клевые девчонки, в) принцессы и г) оторвы.

Ведущий 4. Рассмотрим особенности каждого типа.

Ведущий 3. Зубрилки, они же ботаники. Они не красятся, всегда делают все домашние задания, к 9-му классу они умеют уже не только писать, но и читать. С такими, не теряя времени, нужно подружиться - возможно, завтра, когда они станут звездами, тебе придется рассказывать журналистам о том, что ты учился с ними в одном классе.

Ведущий 4. Клевые девчонки. Все в пирсинге и татуировках, ногти - самых радикальнывх цветов. Чихают на всех под улетную музыку. Даже спят в наушниках.

Ведущий 3. Принцессы или девочки-куколки. Любят носить разные заколочки, финтифлюшки и прочую дребедень. Обожают все розовое и пушистое.

Ведущий 4. Оторвы, они же пацанки. Эти девицы сидят только на последней парте. Считают себя круче всех! Остервенело жуют жвачку, смачно надувая пузыри и хищно ржут, когда пузырь лопается и учитель вздрагивает от хлопка. С ними нужно быть поосторожнее: даже циркуль в их руках может стать холодным оружием.

Ведущий 3. Разобрав эти типы, мы обнаружили, что ни один из них не подходит к нашим девчонкам. Поэтому мы сделали научное открытие - обнаружили новый тип девушек - девушки классные, самые прекрасные. Этот тип как раз и преобладает в нашем классе.

Ведущий 4. Эти девушки красивы, дружелюбны, аккуратны, вежливы, общительны, культурны, отличаются умом и сообразительностью.

Прием в 9-А

Ведущий 1.К нам пришло заявление от одной красной девицы, которая просит принять ее в наш класс. Предлагаем вам видеорепортаж из приемной комиссии.

(За учительский стол садятся 3 мальчика, один из них ставит на стол табличку «Объявляется прием в 9-А». К столу подходит «девочка» (переодетый мальчик).)

Ведущий 5. Почему вы решили, что вам нужно учиться в нашем классе?

Девочка. Потому что я и есть классная девица.

Ведущий 6. Но у нас не просто классные, а еще и красные девицы.

Девочка. Вы что усохли? Моя внешность говорит сама за себя (становится в позу модели на подиуме)! Сплошной отпад!

Ведущий 7. Но наши девушки культурны, вежливы...

Девочка. Да я еле-еле сдерживаюсь, чтоб из меня вся культура не вылезла. А насчет вежливости, так я знаю целых три вежливых слова: «гоблин», «ботаник» и «лох». Я их вместо слова «дурак» употребляю.

Ведущий 6. Говорят, нужно посмотреть, что у девушки в сумочке, и узнаешь, есть у нее это качество или нет.

Девочка. Да сколько влезет у меня этой аккуратности! Зашибись!

(Вытряхивает содержимое сумочки на стол, там шайба, кед, носок, губная помада, расческа, зеркало, пачка сигарет и т. п.)

Ведущий 7. Да, аккуратности тут целая куча, ну а как у вас с умом и сообразительностью?

Девочка. Ну, вот с этим у меня напряг. Как только думать надо, особенно на контрольной, меня колбасит и депрессняк начинается.

Ведущий 5. А сообразительность?

Девочка. Вот тут соображалка и выручает. Всегда подсказывает, как съехать, чтоб не думать.

Ведущий 6. Ну, и что она вам подсказывает?

Девочка. Что в этом мире всегда можно найти, у кого списать.

Ведущий 7. А-а, ну тогда вы совершенно не соответствуете нашим требованиям. У нас все девочки умницы-разумницы. И если мы будем принимать таких, как вы, нам самим списывать будет не у кого.

Девочка. Сплошной облом!

Ведущий 5. Вы не расстраивайтесь...

Девочка. Подумаешь, мне по барабану! Чао, бамбино (посылает воздушный поцелуй, бежит к двери)\

Ведущий 1. Постойте, останьтесь еще на 5 минут. У нас сейчас как раз будет интеллектуальная игра. И вы увидите, как умны и сообразительны наши девочки. На любой вопрос отвечают мгновенно, не задумываясь. Да еще и нам подсказывают. Игру проведут (имена и фамилии).

Девочка. Ну ладно, уболтали. (Садится за учительский стол.)

Игра «Вопросы и ответы»

Ведущий 8. Сейчас мы поиграем в игру «Вопросы и ответы». И девочки покажут, какие они умные и разумные.

Ведущий 9. Учитывая их волнение и праздничное настроение, мы заготовили им подсказки.

(Мальчики раздают девочкам листочки с ответам на вопросы.)

Ведущий 8. Каждой девочке мы будем задавать вопрос, а ответ на него она должна прочитать в шпаргалке, которую она получила. Ведущий 9. Внимание, вопросы:

(Ведущие по очереди задают вопросы, девочки отвечают, читая ответы на листочках.)

1. Вы любите учиться?

3. Вы любите гулять с друзьями?

4. Делаете ли вы утром зарядку?

5. Делаете ли вы домашние задания?

6. Курите ли вы?

7. Любите ли вы поесть?

8. Вы читаете чужие письма?

9. Любите ли вы списывать на контрольной?

10. Вы любите поспать?

11. Мечтаете ли вы о большой любви?

12.Вы распространяете сплетни?

13. Умеете ли вы плавать?

14. Делаете ли вы пакости учителям?

15. Пьете ли вы пиво?

16. Любите ли вы подслушивать чужие разговоры?

17. Мечтаете ли вы о новых нарядах?

18. Хочется ли вам иногда громко запеть?

19. Обманываете ли вы своих родителей?

20. Любите ли вы ходить в театр?

Ведущий 1. Как видим, девочки нас не подвели и на все трудные вопросы дали убедительные ответы.

Девочка. Да, вижу, что с моей соображалкой тут делать нечего. Пойду повышать свой интеллект! Чао-какао (убегает за дверь)

Виртуальная открытка (если будет сделан слайд-фильм)

Ведущий 1. А теперь виртуально-музыкальная пауза. Подарок от мальчиков нашего класса. Слайд-фильм «Весеннее настроение» - автор, режиссер и звукооператор (имя, фамилия).

(Включается демонстрация слайд-фильма на компьютере.)

Праздничное поздравление

Ведущий 1. Ну, а теперь последняя страница нашего журнала - поздравительная открытка.

(Звучит музыка. Все мальчики выстраиваются у доски.)

Ведущий 10. Дорогая (имя, отчество учительницы), дорогие девочки, мы от всей души поздравляем вас с праздником весны, с днем 8 Марта.

Ведущий 11. Среди весенних первых дней 8 Марта всех дороже. Ведь всем известно на земле: весна и женщины похожи!

Ведущий 13. Хотим всех вас, таких прекрасных, поздравить с праздником весны. И солнца свет, и взгляд ваш ясный нам одинаково нужны!

Ведущий 14. С душистой веточкой мимозы весна приходит в каждый дом. От всей души Вас поздравляем...

Все (хором). С Международным женским днем!

Ведущий 10. Весны вам светлой, доброй, нежной и исполнения мечты! Пусть март подарит, хоть и снежный, всем вам улыбки и цветы!

Ведущий 11. Желаем счастья и любви - они дороже всех подарков! И пусть сбываются мечты в прекрасный день 8 Марта!

Ведущий 12. Пусть первый подснежник подарит вам нежность, весеннее солнце подарит тепло, а мартовский ветер подарит надежду, и счастье, и радость, и только добро!

Ведущий 13. Пусть сердце в такт стучит капели, пусть канут в прошлое метели, и пусть в весенних хороводах забудет сердце о невзгодах.

Ведущий 14. Пусть сгинут бури и ненастья, уйдут пускай навеки в тень. Мы вам желаем только счастья...

Все (хором). В ваш самый добрый, светлый день!

III. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Понравился ли вам сегодняшний выпуск устного журнала? Что было интереснее: смотреть или готовить выпуск? (Ответы детей.)

Конспект классного часа для начальной школы к 8 марта «Поезд везет подарки мамам»

Методические рекомендации . Задания данного занятия направлены на развитие мышления, воображения, речи, внимания, формирование умения подбирать рифму; воспитание чувства любви и уважения к маме, способствует воспитанию чувства коллективизма.

Оборудование: офицерские линейки, бумага для рисования, цветные карандаши.

Учитель.

В марте есть такой денек

С цифрой, словно кренделек.

Кто из вас, ребята, знает,

Цифра что обозначает?

Дети хором скажут вам:

— Это праздник наших мам!

О. Высотская

С одной из железнодорожных станций поступило сообщение: «Поезд везет мамам подарки к 8 Марта. Он опаздывает. Чтобы успеть, машинист выбрал самую короткую дорогу, на ней меньше всего остановок. Но дело в том, что эта дорога особенная. Она называется ДОРОГОЙ ЭРУДИТОВ. Только выполнив все задания, придуманные начальником одной станции, машинист поезда получает разрешение на движение к другой станции, где его ждут новые задания. Станций всего 4. Но машинист не уверен, что он один справится со всеми заданиями быстро, поэтому просит помощи».

Ребята, вы ведь хотите, чтобы ваши мамы получили подарки вовремя? Давайте поможем машинисту!

Разминка.

➢ Мамина мама. (Бабушка.)

➢ Мама в детстве. (Девочка.)

➢ Цветок, в названии которого упоминается родная и неродная мать. (Мать-и-мачеха.)

➢ У мамы из какой сказки ее шестерых детей проглотил хищник? («Волк и семеро козлят».)

➢ Какая мама из мира животных носит детеныша в сумке? (Кенгуру.)

➢ Медвежонок, потерявший маму. (Умка.)

➢ Как называется произведение, в котором маминого сына все звали дядей? («Дядя Федор, пес и кот».)

➢ Прародительница всех мам. (Ева.)

➢ У одной многодетной мамы 8 детей. Половина из них мальчики. Догадайтесь, кто остальные и сколько их! (Девочки, 4.)

Итак, поезд уже приближается к станции ЗНАТОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА. Какие же задания придумал. начальник этой станции?

Задание 1 : придумать как можно больше слов- определений для мамы.

Пример. Мама (какая?) добрая, милая, нежная, красивая, любимая, хорошая, обаятельная, скромная, трудолюбивая, щедрая...

Задание 2: соединить начало с концом пословицы.

Задание 3 : восстановить стихотворение, из которого «сбежали» некоторые гласные буквы.

Учитель. По-моему, мы все сделали правильно. И вот дежурный по станции подает сигнал, что поезд может двигаться дальше! Ура! Это наша первая победа. Осталось поезду пройти еще три станции. Как же называется следующая? А вот и она. Станция МЫСЛИТЕЛЕЙ. Слушаем задания, придуманные начальником.

Задание 1 : почему так поступила мама? Дать несколько вариантов ответов на каждую ситуацию.

а) мама собирает вещи в чемодан;

б) мама затеяла генеральную уборку посреди недели;

в) мама лежит на диване;

г) мама испекла пирог;

д) мама распевает песни;

е) мама расставляет цветы по вазам;

Варианты ответов.

а) Собирается в командировку; заметила в квартире моль и пересматривает вещи; перебирает вещи, чтобы ненужное отдать нуждающймся;

б) приезжает в гости бабушка; не успела сделать уборку в выходные; старший сын пригласил в гости свою девушку познакомиться с родителями;

в) болит голова; устала; смотрит телевизор; сломала ногу;

г) в семье праздник; испробовала новый рецепт; выполняет поручение коллег;

д) хорошее настроение; готовится к конкурсу художественной самодеятельности; готовится к участию в передаче «Угадай мелодию»;

е) получила цветы от коллег к 8 Марта; вернулась с выставки цветов; решила устроить праздничный обед при большом количестве цветов.

Задание 2: что было бы, если бы...

➢ Мама не умела готовить?

➢ Мама разучилась разговаривать?

➢ Мама тебе ничего не запрещала?

➢ Мама каждый день сидела рядом с тобой за партой в школе?

➢ Никогда не проверяла твое домашнее задание?

➢ Отказалась стирать твои вещи?

Учитель . И с этими заданиями мы справились успешно. Поезд следует дальше. А пока он в пути, давайте сделаем физкультминутку. (Дети выполняют несколько упражнений.)

Следующая станция — СОЧИНИТЕЛЕЙ. Наверно, здешний начальник в детстве мечтал стать поэтом или сказочником. Смотрите, какие задания он придумал.

Задание 1: придумай рифму.

Лю-лю-лю, маму очень я... (люблю).

Рю-рю-рю, ей цветы я... (подарю).

Аю-аю-аю, ей счастья я... (желаю).

Ивой-ивой-ивой, будь всегда... (красивой).

Да-да-да, не болей ты... (никогда).

Ой-ой-ой, мама, я горжусь... (тобой).

Задание 2 : продолжи историю.

«Витя и Аленка решили, что они уже большие и самостоятельные, поэтому могут не слушаться маму. Утром они объявили День Непослушания. «Хорошо», — сказала мама и уехала к бабушке. Дети остались в квартире одни...»

Учитель. Дежурный подает сигнал — поезд следует дальше. Мы все больше убеждаемся, что ДОРОГА ЭРУДИТОВ самая короткая, но самая трудная. Еще немного усилий — и мы сделаем доброе дело: поможем машинисту доставить подарки мамам вовремя. Итак, показалась последняя станция — станция ОРИГИНАЛЬНЫХ ХУДОЖНИКОВ.

Задание: выполнить рисунок цветка для мамы к 8 марта, используя офицерскую линейку, и разукрасить его.

Варианты рисунков

Учитель . ДОРОГА ЭРУДИТОВ пройдена! Думаю, все мамы получат свои подарки к празднику вовремя, к тому же, один подарок — цветок, сделанный своими руками, уже готов.

А теперь я попрошу вас продолжить фразу: «Если бы я был волшебником, я бы приготовил для мамы такой подарок...»

Цели:

Воспитание духовно-нравственных качеств личности, чувства уважения к девушкам и женщинам;

Активизация культурно - досуговой деятельности подростков.

Оборудование : жетоны для определения победительниц, аудиозаписи песен о женщинах, о любви, о цветах. Резиновые перчатки, сахарный песок, рис, гречка, соль, пшено; предметы для гадания. Таблички с именами наоборот.

Предварительная работа :

Заранее с мальчиками выбирать конкурсные вопросы,обсудить конкурсы. Группа мальчиков готовит реквизиты, подарки, открытки, предметы для предсказания судьбы. Выбрать жюри.

1-й ведущий: Так уж повелось в нашей жизни - отмечать все красные дни календаря. Вот и сегодня мы собрались в этом зале, чтобы отпраздновать особый день - праздник Весны, праздник Женщин, праздник Девушек. Одним словом - Международный женский день 8 марта.

2-й ведущий: Международный женский день отмечают в начале первого месяца весны, когда солнце начинает пригревать землю, а на лесных проталинах расцветают подснежники, когда прилетают грачи. Но, чтобы он стал таким праздником, женщины всего мира долго и упорно вели борьбу за свои права. В 1910 году в маленькой стране Дании, в городе Копенгагене, собрались женщины-революционерки. А уже в 1913 году в России в первый раз был отмечен Международный женский день. Его провели в Петербурге под видом научной конференции.

1-й ведущий: Прошло много лет. Теперь мы каждый год открыто и торжественно чествуем женщин.

Но сегодня мы с вами собрались в этом уютном зале для того, чтобы провести конкурс «Самая обаятельная и привлекательная».

1 конкурс - « Самая оригинальная» (за правильный ответ жетон)

  1. Что потеряла золушка на балу у принца? (туфельку)
  2. Как величали царевну –Лягушку? (Василиса Прекрасная)
  3. Какой рукой лучше размешивать чай? (лучше ручкой)
  4. Почему петух поет с закрытыми глазами? (хочет показать, что песню знает наизусть)
  5. Почему деревенские мальчики любят ходить босиком? (по земле)
  6. Что произойдет с вороной, когда ей исполниться 7 лет? (восьмой)
  7. Она черная? Нет она красная. А почему она белая? Потому что не спелая. (смородина)

2 конкурс. «Сказочные перевертыши»

Перевертыш

Название сказки

Лиса и шестеро цыплят

Волк и семеро козлят

Собачья развалюха

Кошкин дом

Семь худышек

Три толстяка

Индюшка - домоседка

Лягушка - путешественница

Синяя бейсболка

Красная шапочка

Квадратик

Колобок

Солнечный принц

Снежная королева

3 конкурс – «Самая шустрая»

На карточках наоборот написаны имена девочек. Задание: кто быстрее найдет свое имя.

4 конкурс – « Художницы» с завязанными глазами рисуют элементы кота.

Нарисуем круг большой,

Сверху маленький такой,

На макушке ушка два –

Это будет голова.

Нарисуем для красы

Попышней ему усы.

Вот пушистый хвост готов

Ты – красивей всех котов!

1-й ведущий : Все девушки и женщины много проводят на кухне. Сейчас проведем 5 конкурс « Кулинарный»

1 часть. Ответить на вопросы.

  1. Деликатес из кабачков. (икра)
  2. Картофель всмятку. (пюре)
  3. Фруктовый кефир по нашему. (йогурт)
  4. Какая из нот не нужна для компота? (соль)
  5. Убежавший из дома хлебо – булочное изделие (колобок)
  6. Баранка – недомерок. (сушка)
  7. То, что осталось от варенья, когда из него съели все ягоды? (сироп)

2 часть – С закрытыми глазами определить, что находиться в блюдце.

(в блюдечке: сахар, соль, пшено, гречка, рис)

6 конкурс:

2 –й ведущий : Времена сейчас трудные, кризис, на селе без коров не обойтись. Посмотрим как наши красавицы умеют доить корову. (корова – перчатка, наполненная водой. На пальцах сделаны небольшие отверстия. Кто больше «надоит» за 2 мин.

1 –й ведущий: Мы проверили какие вы быстрые и умелые. А сейчас пока жюри подводит итоги мы вам погадаем. Вы узнаете, что вас ожидает в этом году

«Шуточные предсказания судьбы».

Прошу вытянуть по предмету.

Пуговка - вам в этом году мама купит что-то новое из одежды.

Цветок – в этом году вы станете ещё красивее и милее.

Конфета – вас в этом году ожидает сладкая – пресладкая жизнь.

Копейка – в этом году вы будете очень денежным человеком.

Лавровый лист – вас ожидают большие успехи в учёбе.

Перец – будьте внимательны, вы можете поссориться с подругой.

Сердце – в вас кто-то влюбится в этом году.

Нитка – в этом году вас ожидает дальняя дорога в далёкие края.

Колесо – в этом году вы выиграете машину, если купите лотерейный билет.

Тарелка – не огорчайтесь, вам обязательно улыбнётся счастье,если вы разобьёте нечаянно тарелку.

Бабочка – в этом году вам повезёт. Вы будете порхать как бабочка на крыльях успеха по жизни.

Итоги : поздравления, вручение подарков. Мальчикам большое спасибо.

Классный час для 10-11 класса. О женщинах и Международном женском дне

Среди разных чудес, что пленят и манят,

Свет далекой звезды или вечность седых

пирамид,

Есть одно, на котором всегда остановится

взгляд,

Это - женщина, в ней природа все тайны

хранит.

Несмотря на засилье боли и зла,

Чудо-женщина в доме тепло сберегла.

В жизнь обычную краски и звуки внесла,

В лихолетье быть королевой смогла.

Э. Асадов

Задачи

1. Познакомить учащихся с историей появления в календаре Международного женского дня, с ролью женщин в развитии общества.

2. Способствовать формированию информационной культуры учащихся, пониманию информации как средства развития собственного кругозора.

3. Воспитывать уважительное отношение к пониманию роли Международного женского дня в истории человечества.

Форма проведения: информационный калейдоскоп.

Подготовительная работа

1. Подготовить информацию об истории Международного женского дня.

2. Подготовить викторину по теме.

3. Подготовить интересную информацию о выдающихся женщинах страны и мира.

4. Найти статьи о необычных судьбах женщин мира.

5. Провести опрос учащихся по теме.

Опросник по теме

1. Когда был учрежден Международный женский день?

2. Что послужило поводом для появления в календаре Международного женского дня?

3. Считаете ли вы, что такой день необходим?

4. Каких выдающихся женщин страны и мира вы можете назвать?

5. Можете ли вы назвать памятники мира, посвященные женщинам?

Ход информационного часа

I. Основная часть

Классный руководитель . Ежегодно 8 марта мы празднуем Международный женский день. Сегодня мы познакомимся с историей этого праздника, интересными фактами, с ним связанными, узнаем о судьбах некоторых женщин, которые внесли свой вклад в историю женского движения.

Я хочу предоставить слово учащимся, владеющим информацией и располагающим фактами из истории праздника.

Выходят учащиеся, подготовившие информационный час.

Ученик 1. Прежде чем мы познакомим вас с информацией и интересными фактами об организации и проведении Международного женского дня, я хотел бы поблагодарить всех женщин за то, что есть в календаре этот день. Вы спросите почему? Да потому, что благодаря этому дню появился в календаре Всемирный день мужчин, который празднуется 1 ноября.

Ученик 2 . Безусловно, появился этот день не без вмешательства женщин. А вообще, история женского праздника уходит глубоко в древность, в историю Персии. Именно там, можно сказать, зародилось и дало свои ростки женское движение.

Ученик З . И вот как это произошло. У персидского царя Ксеркса была любимая жена Эсфирь. Происходила она из старинного еврейского рода, однако ее муж не знал об этом. На основании доноса своих приближенных царь Ксеркс хотел истребить всех евреев, населявших государство. Царица Эсфирь обратила царский указ против самих персов, и в честь ее мудрости был утвержден в еврейском календаре день, который приходился на день 13 Адара (этот весенний месяц не имеет точной даты) и который стал праздноваться как современный еврейский праздник Пурим, или Пасха.

Ученик 4 . А дело все в том, что традиция, связанная с Эсфирью, женой царя Ксеркса, была продолжена ее потомками. Известная революционерка и борец за права женщин Клара Цеткин, выступая на международной конференции женщин в 1910 г., провозгласила идею ежегодно отмечать 8 Марта как день рождения женского движения в борьбе за свои права. Клара Цеткин, хорошо знавшая древнюю историю, решила увековечить подвиг персидской царицы Эсфири, которая своей женской мудростью спасла еврейский народ от истребления. В 1910 г. этот день, 8 марта, был как раз днем празднования праздника Пурим. Вот почему весенний праздник 8 Марта часто связан с празднованием Пасхи.

Классный руководитель. И все-таки с какими конкретными событиями связано стремление женщин мира иметь свой праздник?

Ученик 1. Я предлагаю восстановить хронологию этого праздника. Вот как это было. В 1857 г. жительницы Нью-Йорка, работавшие на текстильных фабриках, прошли маршем по улицам родного города, протестуя против низкой заработной платы и ужасающих условий труда. Их инициатива была поддержана женщинами Европы.

Ученик 2 . Благодаря этим выступлениям в Новой Зеландии в 1867 г. женщины-налогоплательщицы получили право голосовать на местных выборах, а в 1893 г. - на парламентских выборах.

Ученик З. В 1869-1896 гг. женщины получили право голоса в четырех американских штатах: Вайоминг, Колорадо, Айдахо и Юта.

Ученик 4. 8 марта 1908 г. по призыву социал-демократической женской организации Нью-Йорка состоялся митинг с лозунгами о равноправии женщин.

Ученик 1 . В 1909 г. Социалистическая партия Америки впервые объявила национальный женский день, который отмечался вплоть до 1913 г. в последнее воскресенье февраля. В 1909 г. это было 28 февраля.

Ученик 2 . В 1910 г. немецкая социалистка Клара Цеткин в ходе Второй Международной социалистической женской конференции, проходившей 27 августа в Копенгагене в рамках 8-го конгресса 2-го Интернационала, предложила учредить день борьбы за права женщин.

Ученик З . А 8 марта 1911 г. в Австралии, Германии, Швейцарии, Дании прошли митинги с требованием предоставить женщинам равные права с мужчинами. Так этот день получил международное признание.

Ученик 4. В 1912 г. праздник отмечался 12 мая в тех же странах. В 1913 г. в Германии женщины митинговали 12 марта, а в Австрии, Чехии, Венгрии, Швейцарии, Голландии - 9 марта, во Франции и России — 2 марта.

Классный руководитель . Каким образом этот день появился в русском календаре?

Ученик 1 . В России празднование 8 Марта стало традицией с 1913 г. И по сей день в этот праздник все женское население нашей страны, независимо от возраста, образования, вероисповедания, получает поздравления от мужчин.

Ученик 2 . В 1917 г. 23 февраля по старому стилю, или 8 марта по новому стилю, в Петрограде прошли женские демонстрации с лозунгами «Хлеба и мира!», на следующий день к забастовке подключились рабочие Путиловского завода, начались стычки с полицией. А 27 февраля всеобщая рабочая забастовка переросла в вооруженное восстание.

Ученик З . В июле 1917 г. Временное правительство объявило, что право участвовать в выборах в Учредительное собрание принадлежит всем гражданам России обоих полов, достигшим 20 лет к моменту выборов. Однако дело не ограничилось правом голоса. Конституция РСФСР 1918 г. включает статью о полном равноправии женщин и мужчин.

Ученик 4 . В 1918-1919 гг. женщины получили право голоса в Германии, Австрии, Венгрии, Нидерландах, Канаде, Польше, Швеции, Люксембурге, Чехословакии, а в 1920 г. - в США.

Ученик 1 . Однако хочу отметить, что в годы Первой мировой войны день борьбы за права женщин не отмечался.

Ученик 2 . В 1921 г. по решению 2-й Коммунистической женской конференции было решено праздновать 8 Марта в память о женской забастовке в Петербурге 8 марта 1917 г., послужившей началом Февральской революции.

Ученик 3 . Начиная с 1966 г., в соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 г., день 8 марта стал праздничным и нерабочим.

В СССР этот день перестал быть политическим праздником, он стал днем всех женщин.

Ученик 4. С 1975 г. ООН, в связи с Международным годом женщин, объявила 8 марта Международным женским днем.

Ученик 1. В 1977 г. Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам объявить, в соответствии с их традициями и обычаями, любой день года Днем борьбы за права женщин и международный мир. Это решение было принято в связи с Международным годом женщин, а также с Международным десятилетием женщин, которое проходило с 1976 по 1985 г.

Ученик 2 . В настоящее время мероприятия, посвященные Дню борьбы за права женщин и международный мир приурочиваются ООН к 8 марта.

Классный руководитель. Принять решение начать борьбу за права женщин - не каждый решится на такое дело. Кто были эти женщины, которые возглавили женское движение? Можете ли вы рассказать об этом?

Учащиеся рассказывают об основательнице женского движения Кларе Цеткин. Рассказ сопровождается презентацией.

Ученик 1. Говоря о борьбе женщин за свои права, необходимо сказать о Кларе Цеткин, или Кларе Эйсснер, имя которой в современной истории упоминается крайне резко или вообще не упоминается.

Ученик 2 . Клара Эйсснер родилась в городе Видерау, который расположен в немецкой Саксонии, в семье учителя. Образование получала в частном педагогическом учебном заведении в Лейпциге, где сблизилась с кружком русских революционных студентов-эмигрантов, в числе которых был и ее будущий муж Осип Цеткин.

Ученик 3 . Участвуя в рабочем и женском движении, она вступила в Социалистическую рабочую партию, которая с 1890 г. носила название Социал-демократической партии Германии. Затем была вынужденная эмиграция сначала в Цюрих, потом в Париж.

Именно там она сыграла важную роль в основании 2-го Интернационала и подготовила для его Учредительного конгресса речь о роли женщин в революционной борьбе.

Ученик 4 . В разгар своей революционной борьбы она выходит замуж за Осипа Цеткина, с этого времени носит фамилию мужа. Только в 1890 г. Цеткин смогла вернуться в Германию. На Родине все свои силы она направила на борьбу за равные права женщин.

Наряду с теоретическими дискуссиями, Цеткин практически участвовала в борьбе за смягчение трудового законодательства для женщин и предоставление всеобщего избирательного права.

Ученик 1 . С 1891 по 1917 г. она редактировала газету Социал-демократической партии Германии для женщин «Равенство». Именно в это время она превратила социал-демократическое женское движение в Германии в одно из сильнейших в Европе. Начиная с 1907 г. она возглавила созданное при СДПГ женское отделение.

Ученик 2 . Во время Первой мировой войны Клара Цеткин вместе с другими представителями радикального крыла Социал- демократической партии Германии осудила предоставление правительством кредитов для ведения войны. Она была одним из организаторов антивоенной конференции в Берлине в 1915 г. и неоднократно подвергалась аресту за свои выступления против империалистической войны.

Ученик 3 . Клара Цеткин входила в состав «Союза Спартака», на базе которого 31 декабря 1918 г. - 1 января 1919 г. была основана Коммунистическая партия Германии.

В 1920-1933 гг., на протяжении всего времени существования Веймарской республики, немецкая революционерка представляла компартию в немецком рейхстаге.

С 1919 по 1929 г. она входила в состав ЦК КПГ. Параллельно она была занята в Исполнительном комитете Коминтерна, возглавляла его Международный женский секретариат, а также созданную в 1922 г. Международную организацию помощи борцам революции.

Ученик 4 . Начиная с момента его возникновения Клара Цеткин резко осуждала фашизм. В 1932 г., председательствуя в рейхстаге, она выступила с воззванием противостоять нацизму всеми средствами. После поджога рейхстага и прихода к власти Гитлера левые партии в Германии были запрещены, Цеткин в последний раз отправилась в изгнание, на этот раз в Советский Союз.

Ученик 1 . Мало кто сегодня знает, что скончалась она в 1933 г. в Архангельском близ Москвы. После смерти была кремирована, прах помещен в урне в кремлевской стене на Красной площади в Москве.

Ученик 2. В свое время в Германии была выпущена почтовая марка, посвященная Кларе Цеткин, в честь ее были названы улицы в городах России.

Ученик 3 . Интересно, что своим двум сыновьям Клара Цеткин дала русские имена - Максим и Константин.

Ученик 4 . Она очень любила нашу страну, которая стала для нее приютом после изгнания. Живя в Архангельском, она ухаживала за розами, очень много общалась с делегациями женщин, обращавшихся к ней по вопросам женского движения.

Классный руководитель . Представьте себе, что, возможно, не будь этой женщины, вопросы женского движения еще долго не решались бы не только в нашей стране, но и во многих странах мира. Кто еще из известных женщин был борцом за права женщин?

Выходит вторая группа, которая готовила рассказ и презентацию о Долорес Ибаррури.

Ученик 1 . Эта женщина могла стать известной только благодаря одной сказанной ею фразе, которая говорит о ее характере, отношении к жизни, себе и людям.

Ученик 2. Именно ей принадлежат слова: «Лучше умереть стоя, чем жить на коленях».

Ученик 3 . Долорес Ибаррури, Пассионария - по-испански «пламенная», «цветок страстоцвет». Она родилась в Испании. Долорес Ибаррури была видным деятелем испанского и международного рабочего движения, лидером испанских коммунистов, активным участником республиканского движения в годы гражданской войны в Испании в 1936-1939 гг.

Ученик 4. На протяжении длительного времени она жила в Советском Союзе, а в 1960 г. даже получила советское гражданство.

Ученик 1 . Ее единственный сын Рубен участвовал в Великой Отечественной войне и погиб под Сталинградом в 1942 г., защищая нашу страну от фашистов.

Ученик 2 . С 1942 по 1960 г. Долорес Ибаррури - генеральный секретарь Коммунистической партии Испании, а с 1960 г. до конца жизни - ее председатель.

Ученик 3 . Она вернулась в родную Испанию только в 1977 г. при короле Хуане Карлосе и была избрана в испанский парламент.

Ученик 4 . Короткие строки биографии, за которыми большая и очень сложная жизнь. Ее автобиографическая книга «Единственный путь» переведена на русский, французский, итальянский, немецкий, английский и другие языки. Известна также ее автобиография «Но пасаран» («Они не пройдут»), изданная в 1966 г.

Долорес Ибаррури - одна из основателей Международной демократической федерации женщин, принимала активное участие в международном демократическом женском движении.

Ученик 1 . Она - лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами». Профессор МГУ. Ее именем названа улица в Екатеринбурге.

Классный руководитель . Женщины во все времена боролись за свои права и умели их отстаивать. Даже заглянув в мифы и легенды, мы познакомимся с представительницами прекрасного пола, которые неустанно ведут борьбу за свои права. Неудивительно, что многие мифологические фигуры имеют женское начало.

Давайте с ними познакомимся и попробуем догадаться, о каком мифологическом персонаже идет речь.

Учащиеся выходят с рисунками, которые не показывают до тех пор, пока ребята не догадаются и не назовут мифологический персонаж.

Ученик 1 . Начнем с самого простого. Позвольте вам представить представительницу мифологии, которая является борцом за свои права, иногда может прийти на помощь в трудной жизненной ситуации. Итак, первый персонаж.

Лесная старуха-волшебница, ведьма, ведунья. Персонаж сказок восточных и западных славян. Она живет в лесу, в избушке на курьих ножках. Одна нога у нее костяная, она плохо видит, летает по свету в ступе. В большинстве сказок - противница героя, но иногда его помощница и дарительница. (Баба-яга.)

Ученик 2 . Теперь второй персонаж.

Это воздушные девы, оберегающие людей от упырей. Славяне считали, что они живут возле дома и защищают дом и его обитателей от злых духов. Веселые, шаловливые и привлекательные создания, поющие чарующие песни восхитительными голосами. Ранним летом при луне они кружатся в хороводах на берегах водоемов. Где они бегают и резвятся, там трава растет гуще и зеленее, а в поле хлеб родится обильнее. (Берегини.)

Ученик З . А вот еще один персонаж. По старинным преданиям, женщина, продавшая душу черту. На юге она более привлекательная, нередко молодая вдова; на севере - старая, толстая, как кадушка, баба с седыми космами, костлявыми руками и с огромным синим носом.

От прочих женщин отличается тем, что имеет маленький хвостик и владеет способностью летать по воздуху на помеле, кочерге, в ступе. Отправляется на свои темные дела непременно через печную трубу, может оборачиваться в разных животных, чаще всего в сороку, свинью, собаку и в желтую кошку. Вместе с месяцем стареет и молодеет. Известное место сбора этих женщин в Купальскую ночь - в Киеве на Лысой горе. (Ведьма.)

Ученик 4 . А вот задание посложнее. Славянская богиня воды. Светлолицая девушка-река, журчащая свою жизнерадостную песню. Она и уставшего путника напоит, и рану воину омоет, а поднявшись в небо, упадет благодатным дождем на нивы. Почиталась как светлая и добрая богиня, дающая жизнь всему живому. От ее имени происходят названия рек - Днепр, Днестр, Дунай, Двина, Донец. Ее имя сложное и состоит из двух слогов, которые означают «вода» и «неня» - «мать». Особые почести этой богине воздавались во время Купальских праздников. (Дана.)

Ученик 1 . А я хочу предложить другой, не менее известный персонаж из детских сказок, художественной литературы. В славянских сказках это чудесная птица, которая прилетает из тридесятого царства. А царство это - сказочно богатые земли, о которых мечтали в давние времена. Окраска этой птицы золотая, и живет она в золотой клетке. Можно предположить, что птица связана с другими мифологическими персонажами: Рарогом, Огненным Змеем. Иногда в сказках эта птица выступает в роли похитительницы. (Жар-птица.)

Ученик 2 . Ее имя упоминается во многих стихах и песнях. Она — богиня любви, покровительница семьи, домашнего очага, богиня юности, красоты, плодородия. Сама женственность, нежная, певучая, русокосая, в белых одеждах, она и в хороводе парня к милой подведет в Купальскую ночь, и падчерицу от злой мачехи под ветвями спрячет, когда та на встречу с дружком соберется. В молодых семьях очаг поддерживает: иногда он лишь только тлеет, а она веточку подбросит, одеждами взмахнет - разгорится очаг, теплом тронет сердца неразумных - и снова лад в семье. (Лада.)

Ученик 3 . Она названа в честь одного из дней недели. Это женское божество, покровительница пятницы. Благоволит также играм молодежи с песнями и танцами. Появляется в белых одеждах и охраняет колодцы. Где на дощатых крышах она изображена, там вода целебная. Чтобы не иссякала ее благодать, в давние времена женщины тайком приносили ей жертву - овечью шерсть на передничек. В Беларуси сохранился обычай изготавливать ее изваяния из дерева и молиться ей о дождях темной ночью. (Параскева Пятница, или Дева-Пятенка.)

Ученик 4 . Сколько стихов и песен посвящено этому женскому образу! Она - дева вод, по иным преданиям — жена Водяного.

Это высокая красивая девушка, живущая на дне водоема. Ночью она вместе с подругами плещется на поверхности воды, садится на мельничное колесо, ныряет. Прохожего дева вод может защекотать до смерти или увести с собой. Как правило, ими становятся девушки, утопившиеся от несчастной любви или утопленные мачехами. По преданиям и легендам, она может выйти замуж за человека, но брак этот всегда неудачен. (Русалка.)

Ученик 1 . Этот персонаж легенд и сказаний, связанных с женскими образами, - самый популярный и в наше время. А сколько фильмов ему посвящено! Она, по одним преданиям, дочка Мороза, по иным - его внучка. Добрая, не такого крутого нрава, как Мороз. Иногда летом живет у людей и помогает им. (Снегурочка.)

Классный руководитель . Мы с вами еще раз убедились в том, что даже в легендах и сказаниях велика роль женских образов. Они дают жизнь, спасают, помогают, охраняют, лечат, жалеют и любят.

А каково сегодня в жизни женщине - нашей современнице? Чем живет? Чем занимается? Как решает профессиональные и жизненные вопросы?

Выходят учащиеся, которые проводят экскурсию по галерее фотографий женщин, добившихся успехов в своей профессиональной деятельности.

Выходит первая группа учащихся.

Ученик 1 . Мы решили узнать о жизни и деятельности замечательных женщин России и мира, которые и сегодня знают и чтят свой Международный женский день, вошедший в календарь памятных дат. Благодаря им, женщинам, борцам за мир и справедливость, жизнь становится лучше, добрее и чище.

Ученик 2 . Вот одна из тех, о ком нам хотелось рассказать в преддверии Международного женского дня.

Ученик 3 . Марина Лаврентьевна Попович - генерал- лейтенант казачьих войск.

Ученик 4 . Женщина, которая удивительно органично вписалась в исконно мужскую профессию и предана ей всю свою жизнь.

Ученик 1 . Итак, мы начинаем свой рассказ (открывает портрет M.J1. Попович).

Ученик 2 . Кто поверит, что эта женщина - летчица и генерал, сценарист и режиссер?

Ученик 3 (сопровождает рассказ презентацией). Она родилась 20 июля 1931 г. на хуторе Леоненки Велижского района Смоленской области.

С детства она мечтала о небе. В 1951 г. ее мечта осуществилась, она окончила авиационный техникум в Новосибирске, затем - техническую школу ДОСААФ в Саранске. После был московский филиал Киевского авиационного института. Но и этого ей было мало - ею покорена Ленинградская академия гражданской авиации. Самое удивительное состоит в том, что она, кандидат технических наук, занимается не только техникой, но и творчеством, обучаясь в Государственном институте театрального искусства.

Ученик 4 . Если рассматривать ее профессиональную деятельность, то думаешь: того, что делает эта женщина, с лихвой хватило бы человек на пять.

В 1964 г. стала летчиком-испытателем. Была командиром корабля Ан-12. Первой из женщин преодолела звуковой барьер на реактивном истребителе МиГ-21, за что получила прозвище «мадам МиГ» в иностранных СМИ. Летом 1965 г. на самолете «РВ» с двумя турбореактивными двигателями установила мировой рекорд скорости полетов самолетов данного класса, пройдя замкнутый 2000-километровый маршрут со средней скоростью 737,28 км/ч.

20 сентября 1967 г. превысила мировой рекорд американки Жаклин Кокран, пролетев на самолете «РВ» по маршруту Волгоград - Москва - Астрахань - Волгоград 2510 км, на 344 км. 10 мировых рекордов установлено ею в качестве командира воздушного корабля-гиганта «Антей» (Ан-22). В последнем рекордном полете возглавляемый ею экипаж преодолел расстояние 1000 км со скоростью, превышающей 600 км/ч, с грузом 50 т.

До 1978 г. служила военным летчиком-испытателем в авиационном НИИ в г. Владимирском Астраханской области.

Ученик 1 . Вы только представьте себе ее послужной список!

Пять лет была летчицей-спортсменкой в ДОСААФ, работала инструктором в Центральном аэроклубе им. В.П. Чкалова.

С 1979 г. пять лет работала ведущим летчиком-испытателем у генерального конструктора Антонова в его ОКБ в Киеве.

Была президентом летной ассоциации «ВЕРСТО» в Тушино.

Позднее возглавила авиакомпанию «Конверс Авиа» при Министерстве авиационной промышленности.

Работает в центре А.Е. Акимова, который занимается торсионными полями.

Является проректором Международного института управления (МИУ) по патриотической работе.

Президент Международной академии энергетических инверсий им. П.К. Ощепкова.

Вице-президент НО «Международный фонд "Здоровье Отечества"».

Ученик 2 . Воинское звание Марины Лаврентьевны - инженер-полковник ВВС, генерал-лейтенант казачьих войск. Марина Лаврентьевна - летчик-испытатель со стажем. Принимала участие в первом отборе женщин - кандидатов в космонавты. Проходила стационарное медицинское обследование в составе второй группы из девяти человек в феврале-марте 1962 г. Она летчик- испытатель 1-го класса, автор 101 мирового рекорда на различных типах машин, общий налет составляет более 6 тыс. часов на 40 типах самолетов, заслуженный мастер спорта СССР.

Ученик 3 . Кроме того, Марина Лаврентьевна - человек увлеченный и увлекающийся. Она - автор и соавтор девяти книг, в том числе и сборника стихов. Ее перу принадлежат следующие книги:

. «Жизнь - вечный взлет»;

. «Хождение за два маха»;

. «Сестры Икара»;

. «Старт над облаками»;

. «Автограф в небе»;

. «НЛО над планетой Земля».

Герой Социалистического Труда;

Орден «Знак Почета» и еще два ордена СССР;

Золотую и серебряную медали им. С.П. Королева и большую золотую медаль ФАИ;

Она действительный член Платоновской академии наук (Франция), действительный член Петровской академии наук и искусств (Санкт-Петербург), действительный член Международной духовной академии, член Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, член Союза писателей России. Ее именем названа звезда в созвездии Рак.

Марина Лаврентьевна увлекается изучением НЛО, мечтает о строительстве дирижаблей.

Классный руководитель . Одна судьба... Сколько же интересного мы сейчас узнали! Слушаешь и не веришь, что это рассказ об одной женщине! Трудно даже представить себе, что женщина может достичь таких высот в абсолютно мужской профессии.

Выходит вторая группа и открывает портрет на доске.

Ученик 1 . А мы хотим рассказать о женщине, которая является представителем мусульманского мира, живет на Востоке. Принято считать, что удел восточных женщин - только дом и семья. Министр экономики ОАЭ шейха Любна бинт Халед Аль-Касими полностью опровергает это мнение.

Ученик 2 . Министр экономики ОАЭ шейха Любна бинт Халед Аль-Касими включена в список 100 самых влиятельных женщин мира, составленный американским журналом «Форбс».

Среди заслуг первой женщины Объединенных Арабских Эмиратов, которой в 2004 г. был доверен портфель министра, журнал отмечает обеспечение прозрачности управления национальной экономикой, мастерство ведения переговоров, четкое планирование торговых связей, повышение авторитета страны.

Ученик 3 . Шейха Любна входит в первую сотню выдающихся женщин мира наряду с тремя другими яркими представительницами арабских стран. Среди них - иорданская королева Рания, жена катарского эмира шейха Моуза Аль-Миснед и председатель кувейтского Глобального инвестиционного фонда Маха Аль-Гунейм.

Ученик 4 . Шейха Любна принадлежит к старинной правящей династии эмирата Шарджа. Она училась в США и была первой представительницей этой страны, выехавшей на учебу за границу. Она изучала в Штатах компьютерные технологии и получила профессию программиста. По возвращении в страну из Калифорнии в 1981 г. нынешний министр работала по специальности в морском порту города Дубая и, по признанию местной печати, внесла большой вклад в совершенствование его работы.

Ученик 1 . К моменту широкого распространения информационных технологий первая программистка ОАЭ была уже известным специалистом, имела собственную компанию и намеревалась заняться научной работой.

Ученик 2 . Став в 40 лет с небольшим первой женщиной - членом правительства Объединенных Арабских Эмиратов, шейха Любна порвала оковы средневековых традиций и стала примером женского успеха в мужском обществе на Востоке.

Ученик З . Во время ее работы в министерстве в обстановке благоприятной мировой конъюнктуры годовой доход на душу населения в ОАЭ вырос более чем на 15%, превысив в 2005 г. 28 тыс. долларов США.

Ученик 4 . Ее примеру последовали многие женщины Востока. Сегодня молодые женщины арабских стран борются за права точно так же, как когда-то вели эту борьбу женщины Европы.

Выходит следующая группа учащихся.

Ученик 1. Наша портретная галерея женщин - борцов за свои права и за права своего народа была бы неполной, если бы мы не рассказали о русской княгине Ольге.

Ученик 2 . Кто-то может сказать, что княгиня Ольга мало имеет отношения к Международному женскому дню, но мы с этим не согласимся. Сила и мощь таких женщин, как княгиня Ольга, способствовали тому, что женщины во все времена боролись за свои права и влияли тем самым на женское движение.

Ученик 3 . В истории России есть несколько прекрасных женских имен. Одно из них - великая княгиня Ольга, которую летописцы называли хитрой, церковь считает святой, а историки - мудрой.

Ученые до сих пор не пришли к единому мнению о происхождении княгини. Точно известно лишь то, что она была уроженкой тех мест, где сейчас находится древний Псков. По преданию, этот город и возник по желанию Ольги. Она будто бы любила ездить верхом на лошади по берегам озер или ходить на ладье по чистой широкой реке Великой. Во время одной из прогулок она остановилась на берегу и огляделась вокруг. По небу неслись тучи, закрывая солнце. Вдруг из-за туч пролился свет, озарив дивными лучами каменный мыс, который высился на месте слияния рек Великой и Псковы. Восхитившись красотой родной природы, княгиня сказала: «Здесь будет храм Святой Троицы и град велик, славен и во всем изобилии...»

Ученик 4 . Имя Ольги свидетельствует о том, что скорее всего она родилась в семье варяга. В летописи сохранились сведения о том, что это была красивая девушка, поэтому унаследовавший после смерти князя Олега киевский престол князь Игорь после первой же встречи женился на ней. С того времени она стала княгиней Ольгой. Вскоре у них родился единственный сын Святослав. Вероятно, Ольга мало видела своего мужа, который постоянно находился в походах, вел бесконечные войны и собирал дань с подвластных ему племен. Во время сбора полюдья у племени древлян в 945 г. князь Игорь был убит. Ольге ничего не оставалось делать, как принять правление после мужа, поскольку наследник был еще слишком мал.

Ученик 1 . Из Повести временных лет нам известно, что Ольга отомстила древлянам за убийство мужа. Сначала она хитростью заманила древлянских послов в ловушку и уничтожила их. Потом со своим войском отправилась воевать с древлянами, сожгла их поселения и наложила тяжелейшую дань. Затем была сожжена древлянская столица город Искоростень.

После покорения древлян Ольга занялась укреплением княжеской власти. Она устанавливала размеры дани и оброка, указывала места их сбора, и до сих пор в названиях деревень и погостов сохранились отзвуки ее имени. Так, на Днепре есть село Ольжичи, а на Севере - Ольгин погост.

Ученик 2 . Надо отметить, что время ее правления характеризовалось спокойной, размеренной жизнью. Во всяком случае, в летописях нет никаких упоминаний о победоносных походах и кровопролитных сражениях, которые бы происходили в то время. На Руси установился недолгий период «тишины и замирения», как писал русский историк Н.М. Карамзин.

Ученик 3 . Но это отнюдь не означало, что правительницу не интересовали внешнеполитические дела. Как и Олег, она стремилась повысить престиж Руси, хотя добивалась своей цели не военными, а мирными способами. Чтобы упрочить контакты с другими государствами, в частности с Византией, княгиня Ольга решила принять крещение. Это был очень важный и мудрый шаг. Крещение не только уравняло Ольгу с правителями других стран, но и позволило ей занять особое положение. Ведь она крестилась в Византии, причем ее крестным отцом стал сам император.

Ученик 4 . После возвращения из Константинополя отошла от государственных дел, передав власть своему сыну Святославу Последние годы жизни она посвятила пропаганде христианства, под ее руководством в то время было построено несколько церквей. Поэтому после смерти Ольга стала первой русской женщиной, причисленной к лику святых. Православная церковь также признала княгиню Ольгу равноапостольной, что является достойной оценкой ее деятельности.

Выходит следующая группа учащихся с портретом М.А. Андреевой.

Ученик 1 . А мы вновь приглашаем вас в наши дни. Женщина, о которой мы хотим рассказать, профессор, доктор географических наук, академик Российской академии естествознания.

Она живет в г. Челябинске, но ее достижения известны миру. Это Мария Андреевна Андреева.

Ученик 2. С 1958 г. она возглавляет кафедру физической географии Челябинского государственного педагогического института. В течение всех лет работы в институте ведет научные исследования по проблемам гидрометеорологического режима Урала. Актуальность ее работы определяется большим народно-хозяйственным значением водных ресурсов Урала, особенно Зауралья, испытывающего большой дефицит пресной воды.

Ученик 3 . Она защитила кандидатскую диссертацию на тему «Физико-географические особенности озер Южного Урала и их хозяйственное использование». Дальнейшая научная работа была направлена на изучение многолетних колебаний гидрологического режима озер и определяющих его метеорологических факторов.

В 2000 г. Мария Андреева вошла в число ста выдающихся женщин мира. Ее имя внесено в международный справочник «Кто есть кто». Такое решение принял международный совет Биографического института Америки. Заслуженный деятель науки, член- корреспондент Российской академии естествознания, почетный член Географического общества России, Мария Андреева удостоена этого за большой вклад в науку. Она является автором около 180 научных трудов, в числе которых книги, учебные пособия и статьи по физической географии, гидрологии и экологии Урала.

Ученик 4. Челябинские школьники в новом учебном году смогли изучать географию своего региона по новому учебнику. Его автор - географ с мировым именем Мария Андреева - женщина, которая открыла миру географию Урала.

Классный руководитель. Мы могли бы и дальше продолжать рассказ о выдающихся женщинах России и мира. Однако сейчас я объявляю викторину «Кто есть кто», посвященную женщинам, которых нельзя не вспомнить в Международный женский день. Они жили и живут на разных континентах. Они сильные, умные, талантливые, стойкие, их вклад в развитие науки и культуры огромен.

Викторина, посвященная женщинам

1. Она блестяще победила на выборах. Являясь канцлером, десять лет подряд возглавляет список ста самых влиятельных женщин мира. (Ангела Меркель, канцлер Германии.)

2. В ряду спутниц великих людей она занимает особое место: ей одной сразу два мировых гения посвящали свое искусство и себя без остатка, с гордостью заявляя в течение многих лет: «Гала - единственная моя муза, мой гений и моя жизнь». Признаваясь: «Без нее я никто», ни Поль Элюар, ни Сальвадор Дали не лукавили: многочисленные свидетельства не оставляют сомнений - не будь ее рядом, мир остался бы без их шедевров. (Гала, или Елена Дмитриевна Дьяконова.)

3. Долгое время она работала в Правительстве России, являясь вице-премьером. Вскоре она выиграла выборы и стала губернатором одного из самых главных городов России. Возглавляя правительство этого города, она делает все возможное, чтобы сохранить его славу и величие, заложенное Петром Первым. (Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко.)

4. Ей принадлежит слава первой в мире женщины-космонавта. Она начинала свою трудовую биографию в городе Ярославле. От рядовой ткачихи до космонавта - дорога непростая, но она ее прошла с честью. (Валентина Терешкова.)

5. Малому числу людей известно, что наибольший вклад в борьбу с герпес-вирусными инфекциями внесли русские ученые. И в первую очередь борьба с этим вирусом связана с именем известной женщины, которая изобрела одно из лучших лекарств для лечения герпеса - ацикловир. (Гертруда Элайон.)

6. Эта женщина внесла огромный вклад в становление демократических традиций Пакистана. Однако ее известность в политике, умение доходить в решении политических вопросов до каждого человека вызывали ненависть оппозиционных кругов Пакистана. Несколько лет назад она была убита. (Бывший президент Пакистана Беназир Бхутто.)

7. Этой женщине человечество должно быть благодарно за открытие ДНК. Полвека назад, весной 1953-ш, сотни тысяч людей были взволнованы серией статей в журнале «Натура», в которых рассказывалось об открытии структуры ДНК, вещества наследственности. (Розалинда Франклин.)

8. Удивительная жизнь этой женщины, отмеченная то роскошью, то нищетой, была полна бурных страстей и страшных трагедий. Ее уважали за мастерство и талант. Ей завидовали - за любовь публики, независимость поведения, покровительство сильных мира сего. А ее роман с Сергеем Есениным, близость к есенинскому окружению и преклонение перед революцией в России вспоминают даже чаще, чем яркую творческую жизнь великой босоногой танцовщицы. (Айседора Дункан.)

9. Ее любят и ненавидят, проклинают и завидуют ей, восхищаются ее умом и коварством, ищут дружбы с ней не только в ее стране, но и в других странах мира. Ее прическа стала предметом обсуждения политиков, журналистов и... юмористов, а поступки ее непредсказуемы. {Юлия Тимошенко - бывший премьер-министр Украины.)

10. Известный журналист, человек, который уделял большое внимание освещению проблем, связанных с жизнью людей в горячих точках. Она воспринимала чужую трагедию как свою личную. Ее статьи ждали, их боялись, надеялись, что, после того как она расскажет правду в газете, все изменится. Не получилось. Ее, известного журналиста, убили подло, исподтишка. (Журналист Анна Политковская.)

Классный руководитель. Наша викторина может быть бесконечной. Так много женщин планеты Земля сделали для того, чтобы человечество помнило о представительницах прекрасного пола не только в Международный женский день, так много славных женских имен вписано в историю женского движения планеты. Выходят учащиеся, подготовившие чтение стихотворения.

Ученик 1 . Многие поэты и писатели воспели женщину в своих произведениях, но сейчас, как нельзя кстати, прозвучит стихотворение Э. Асадова «Женщина», которым мы хотим закончить рассказ о Международном женском дне.

В горах, на скале, о беспутстве мечтая,

Сидела Измена, худая и злая.

А рядом под вишней сидела Любовь,

Рассветное золото в косы вплетая.

Ученик 2.

С утра собирая плоды и коренья,

Они отдыхали у горных озер

И вечно вели нескончаемый спор -

С улыбкой одна, а другая с презреньем.

Ученик 3.

Одна говорила: «На свете нужны

Верность, порядочность и чистота.

Мы светлыми, добрыми быть должны -

В этом и красота!»

Ученик 4.

Другая кричала: «Пустые мечты!

Да кто тебе скажет за это спасибо?

Тут, право, от смеха порвут животы

Даже безмозглые рыбы!»

Ученик 1.

Однажды такой они подняли крик,

Что в гневе проснулся косматый старик,

Великий колдун, раздражительный дед,

Проспавший в пещере три тысячи лет.

Ученик 2.

И рявкнул старик: «Это что за война?!

Я вам покажу, как будить колдуна!

Так вот, чтобы кончить все ваши раздоры,

Я сплавлю вас вместе на все времена!»

Ученик 3.

Схватил он Любовь колдовскою рукой,

Схватил он Измену рукою другой

И бросил в кувшин их, зеленый, как море,

А следом туда же - и радость, и горе,

И верность, и злость, доброту, и дурман,

И чистую правду, и подлый обман.

Ученик 4.

Едва он поставил кувшин на костер,

Дым взвился над лесом, как черный шатер,

Все выше и выше, до горных вершин,

Старик с любопытством глядит на кувшин:

Когда переплавится все, перемучится, Какая же там чертовщина получится? Кувшин остывает. Опыт готов.

По дну пробежала трещина,

Затем он распался на сотню кусков,

И появилась Женщина.

II. Подведение итогов . Определение темы следующего информационного часа