» » Планирование работы образовательного учреждения по совершенствованию образовательной деятельности. Система планирования и прогнозирования деятельности образовательной организации тришкина н.и Планирование в образовательной организации

Планирование работы образовательного учреждения по совершенствованию образовательной деятельности. Система планирования и прогнозирования деятельности образовательной организации тришкина н.и Планирование в образовательной организации

Планирование воспитательной деятельности образовательной организации.

В современных экономических условиях развития образования Московской области программа воспитательной работы с обучающимися – это программа формирования личности выпускника, который проходит путь самопознания, самоопределения и самореализации.

Система воспитательной работы – это комплексная система организации различных видов педагогической деятельности в учебно-воспитательном процессе, направленная на приобретение учащимися и педагогами в ходе личностно-ориентированного взаимодействия опытов и способов гражданского поведения.

Общая воспитательная проблема – асоциальное поведение подростков, размытость нравственных ориентиров, их правовая безграмотность, отсутствие гражданской позиции, низкий уровень социального интеллекта, профессионального самосознания, коммуникативных навыков.

Стратегическая воспитательная задача – формирование личностных и профессиональных компетенций конкурентоспособного выпускника, ориентированного на здоровый образ жизни, саморазвитие и профессиональную самореализацию.

Концепция воспитательной работы заключается в том, чтобы создать условия в образовательном учреждении для полноценного развития личности подростка, его социального интеллекта, познавательной сферы, коммуникативных навыков, способствующих профессиональному самоопределению и адаптации на рынке труда.

Система воспитания содержит целевой, содержательный, деятельностный и аналитико-результативный компоненты, охватывающие ряд основных направлений воспитательной работы:

1. Учебно-познавательная деятельность.

2. Научно-методическая деятельность.

3. Социально-психолого-педагогическая.

4. Общественно-патриотическая деятельность.

5. Физкультурно-оздоровительная деятельность.

6. Нравственно-правовая деятельность.

7. Нравственно-эстетическая деятельность.

8. Трудовая деятельность.

9. Взаимодействие с семьей, работа с родителями.

Работа педагогического коллектива в данном направлении предполагает создание единого информационного пространства, дальнейшее развитие студенческого самоуправления, активное взаимодействие со всеми субъектами профилактики, привлечение к проблеме воспитания социальных партнеров.

Для реализации поставленных целей необходимо решение следующих воспитательных задач:

1. Создание условий мотивации подростков к познавательной деятельности, получению образования и профессии.

2. Расширение научно-методического обеспечения воспитательной работы, разработка модели личности выпускника.

3. Создание условий для творческой и профессиональной самореализации личности подростков.

4. Совершенствование работы студенческого самоуправления, содействие проявлению социальной смелости, активности и самостоятельности подростков.

5. Усиление роли семьи в воспитании детей, привлечение родителей к организации учебно-воспитательного процесса.

6. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

7. Формирование правового сознания подростков, нравственной и правовой культуры.

8. Повышение эффективности работы по воспитанию гражданственности и патриотизма, духовно-нравственных идеалов.

9. Своевременное информирование подростков по всем социальным вопросам.

10. Совершенствование работы с трудными подростками, организация продуктивного психолого-педагогического сопровождения.

11. Дальнейшее развитие программы социальной поддержки обучающихся.

12. Разработка и внедрение профилактических программ, социальных проектов.

13. Организация активного взаимодействия со всеми субъектами профилактики асоциального поведения подростков.

14. Привлечение социальных партнеров к решению воспитательных задач социальной адаптации подростков.

Смыслом педагогической деятельности в данном направлении является организация совместного поиска социальных целей воспитательного процесса в образовательном учреждении, в основе которого – ценности гражданского общества и специфика современного профессионального образования. С этой целью необходимо адекватно осмысленным ценностям организовать образовательное пространство учреждения, овладеть различными технологиями воспитательной работы, которые будут способствовать формированию у подростков умений анализировать социальную действительность, делать обоснованный выбор, нести ответственность за собственные решения, социально адаптироваться к современной жизни.

Стратегия развития воспитательной работы определяет модель личности выпускника, обладающей набором жизненно-значимых и профессиональных качеств – компетенций. Проблема отбора ключевых компетенций является одной из важнейших для модернизации содержания профессионального образования. Мировой образовательной практикой обозначен набор ключевых компетенций:

    компетенции в сфере познавательной деятельности , основанные на усвоении способов самостоятельного приобретения знаний из различных источников информации, в том числе вне образовательного учреждения;

    компетенции в сфере общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, члена социальной группы, коллектива);

    компетенции в сфере трудовой деятельности (навыки организации учебного труда, этика трудовых взаимоотношений в коллективе, анализ ситуации на рынке труда, умение нести ответственность, оценивать и совершенствовать свои профессиональные возможности, навыки самоорганизации);

    компетенции в сфере бытовой деятельности (аспекты семейной жизни, укрепление собственного здоровья);

    компетенции в сфере культурной деятельности (набор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

Модель личности выпускника образовательного учреждения включает в себя 5 основных компетенций:

1. Профессиональные компетенции – способность эффективно использовать современные технологии в своей профессиональной деятельности.

2. Компетенция осознанного выбора – готовность делать осознанный и ответственный выбор, выявлять проблему на основе анализа ситуации и принимать решения.

3. Коммуникативная компетенция – умение работать в команде, влиять на принятие совместных решений на основе толерантности.

4. Социальная компетенция – социальная адаптация, готовность к самообразованию, саморазвитию и самореализации.

5. Информационная компетенция – способность выбирать необходимую информацию на основе критического анализа.

Модель личности выпускника образовательного учреждения в период реорганизации представлена на рисунке.

Социальная компетенция



Программа развития воспитательной деятельности

п/п

Сроки

Ответственный

Учебно-познавательная деятельность

Развитие познавательной сферы, мотивации к учебному труду через проведение учебных занятий, производственного обучения.

В течение учебного года

Педагогический коллектив

Организация досуга через проведение кружков в образовательном учреждении и по месту жительства.

Систематически

Кл. руководители, руководители кружков

Проведение тематических классных часов.

в месяц ежегодно

Кл. руководители

Кл. руководители

Организация предметных недель и олимпиад.

1 раз в год

Преподаватели-предметники

Подготовка и проведение конкурсов профессионального мастерства.

1 раз в год

Старший мастер, мастера п/о

Организация продуктивной работы библиотеки (выставки литературы; викторины; конкурсы эрудитов; библиотечный час; работа с фондом)

В течение учебного года

Заведующая библиотекой

Проведение воспитательных, этических и правовых бесед.

в месяц ежегодно

Зам. директора по УВР, кл. руководители, сотрудники ОДН, КДНиЗП

Взаимопосещение открытых мероприятий.

В течение учебного года

Зам. директора по УВР

Введение факультативного курса «Как стать успешным».

1 раз в месяц с 2017 г.

Рук. волонтерской организации «Молодая гвардия»

Организация систематической лекционной работы по пропаганде здорового образа жизни.

1 раз в месяц ежегодно

Зам. директора по УВР, кл. руководители, представители ФСКН, ЦРБ, Центра «Жизнь», Центра«Ариадна»

Проведение круглого стола по глобальным проблемам современности

1 раз в год

Создание единого информационного пространства (информирование через СМИ, газету образовательного учреждения «Профессионал», радиопередачи, молодежный листок «Информационный вестник», Памятки для учащихся и родителей, стенды по воспитательной работе, информационные линейки).

Системати-чески

Научно-методическая деятельность

Создание банка данных методического обеспечения и нормативно-правовой базы воспитательной работы.

Сентябрь –декабрь

Зам. директора по УВР.

Систематизация сборников сценариев внеклассных мероприятий

Методист.

Доработка Положений по деятельности Совета профилактики, Совета студенческого самоуправления, Совета общежития.

Сентябрь 2019 г.

Зам. директора по УВР, методист.

Доработка Положения о стипендиальном фонде.

Сентябрь 2019 г.

Зам. директора по УВР, зам. директора по УПР

Разработка порядка реализации долгосрочной профилактической программы «Мой выбор».

Зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог, экономист.

Разработка долгосрочной профилактической программы патриотического воспитания молодежи «Служу Отечеству».

Сентябрь 2019 г.

Преподаватель – организатор ОБЖ.

Разработка долгосрочной профилактической программы по духовно-нравственному воспитанию.

Октябрь 2019 г.

Зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог, методист.

Разработка социального проекта по социальной адаптации детей-сирот.

Июль 2019 г.

Зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог.

Разработка социального проекта по формированию позитивного отношения к здоровому образу жизни.

Зам. директора по УВР, рук. физвоспитания, преподаватель – организатор ОБЖ.

Разработка социального проекта по правовому воспитанию подростков.

Июнь 2019 г.

Зам. директора по УВР, социальный педагог, методист.

Социально-психолого-педагогическая деятельность

Организация продуктивного психолого-педагогического сопровождения учащихся (диагностика, анкетирование, тестирование, тренинги, индивидуально-коррекционная работа, составление психолого-педагогических характеристик и рекомендаций).

Систематически

Зам. директора по УВР, педагог-психолог, патронатные воспитатели, кл. руководители.

Внедрение и совершенствование программы социального сопровождения учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (защита личных и имущественных прав, правовые беседы, обучающие семинары, круглые столы).

Зам. директора по УВР, социальный педагог, патронатные воспитатели, кл. руководители.

Взаимодействие с субъектами профилактики – КДНиЗП, ОДН, отдел опеки и попечительства (совместная работа с детьми «группы риска», детьми-сиротами).

Зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог, патронатные воспитатели, кл. руководители, мастера п/о.

Развитие постинтернатного патроната детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Зам. директора по УВР, социальный педагог.

Трудоустройство и оздоровительный отдых в летний период детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Июль-август 2015 –

Зам. директора по УВР, социальный педагог.

Составление социальных карт и социальных паспортов учебных групп.

Сентябрь

Кл. руководители.

Организация внеклассных мероприятий, привлечение к ним трудных подростков.

В течение учебного года

Зам директора по УВР, педагог-организатор.

Проведение политчасов в учебных группах.

1 раз в месяц

2016 -2019 гг.

Кл. руководители

Организация встречи выпускных групп с работодателями.

Апрель, май

Администрация.

Общественно-патриотическая деятельность

Организация работы Совета профилактики, Совета студенческого самоуправления, 7

Сентябрь-июнь

Администрация, 7

Организация и проведение Дня открытых дверей.

Администрация.

Участие в региональных ярмарках вакансий учебных мест, ярмарках труда.

По графику проведения ярмарок

Администрация.

Расширение экспозиции Уголка боевой славы.

Май 2016-2019 гг.

Преподаватель истории.

Создание экспозиции историко-краеведческого музея «Истоки», паспортизация музея.

Зам. директора по УВР, Зав. читальным залом.

Организация продуктивной музейной работы (подготовка экскурсоводов, участие в областном конкурсе музеев, проведение на базе музея лекций, экскурсий, бесед, круглых столов).

Зав. читальным залом.

Проведение Уроков Памяти, посвященных событиям ВОВ.

Классные руководители.

Участие в митингах и молодежной патриотической Акции «Свеча Памяти», посвященных Дню Победы.

Зам. директора по УВР.

Проведение военно-патриотического праздника «Служу Отечеству».

Рук. физвоспитания,

Проведение соревнований по военно-прикладным видам спорта.

1 раз в год

Преподаватель -организатор ОБЖ.

Участие в районном мероприятии «День призывника», военно-полевых сборах.

1 раз в год

Преподаватель -организатор ОБЖ.

Участие в мероприятиях, посвященных праздникам «День народного единства», «День России», «День Конституции», «День студента», «День Защитника Отечества».

В соответствии с календарем памятных дат.

Приобщение студентов к волонтерскому общественному движению «Молодая гвардия» партии Единая Россия.

Зам. директора по УВР, педагог-организатор.

Физкультурно-оздоровительная деятельность

Проведение Единых Дней здоровья

Сентябрь 2015 –

Рук. физвоспитания.

Участие в областной Спартакиаде по 10-ти видам спорта.

Рук. физвоспитания.

Проведение спортивных соревнований, легкоатлетических кроссов, лыжных гонок.

По плану спортивных соревнований2015 –

Рук. физвоспитания, преподаватели физической культуры.

Проведение олимпийского и параолимпийского уроков.

1 раз в год

Преподаватели

физической культуры.

Организация продуктивного проведения Дней профилактики (выступления агитбригады, демонстрация видеороликов, просветительские беседы).

Октябрь, январь, апрель

Зам. директора по УВР, инспектор ОДН, представители ФСКН.

Участие во Всероссийской Акции «Здоровье –твое богатство».

3 раза в год

Зам. директора по УВР, рук. физвоспитания.

Внедрение профилактической программы «Твое здоровье» через предмет ОБЖ, классные часы.

Преподаватель-организатор ОБЖ, кл. руководители.

Организация профилактического осмотра специалистами ЦРБ.

1 раз в год

Медицинская сестра.

Организация полноценного горячего питания.

3-4 раза в день, постоянно.

Зав. столовой.

Конкурс плакатов «Мы выбираем жизнь».

1 раз в год

Зам. директора по УВР.

Участие в районном профилактическом лектории

1 раз в год

Зам. директора по УВР.

Взаимодействие с медико-просветительским Центром «Жизнь» и медико-реабилитационным Центром «Ариадна».

2 раза в год

Зам. директора по УВР.

Нравственно-правовая деятельность

Деятельность по выявлению трудных подростков, диагностика эмоционально-волевой сферы.

Сентябрь-октябрь

Зам. директора по УВР, педагог-психолог.

Организация систематической индивидуальной работы с трудными подростками (профилактические беседы с администрацией, взаимодействие с семьей, беседы на уровне учебной группы, работа с инспектором ОДН, вызов на Совет профилактики, диагностирование педагога-психолога и др.)

Систематически в течение года

Администрация, педагог-психолог, классные руководители, инспектор ОДН, социальный педагог.

Лекторий, викторины по безопасному движению на дорогах.

4 раза в год

Зам. директора по безопасности, инспектор ПДД.

Правовые беседы с подростками, беседы по профилактике правонарушений, соблюдению единых требований для обучающихся.

1 раз в месяц

Кл. руководители, зам. директора по УВР.

Проведение круглого стола «Подросток и закон»

1 раз в год

Зам. директора по УВР, инспектор ОДН.

Проведение рейдов совместно с инспектором ОДН в места массового отдыха молодежи.

2 раза в год

Зам. директора по УВР, Зам. директора по безопасности, инспектор ОДН.

Проведение тематических классных часов по проблемам толерантности, взаимодействия, коммуникабельности.

1 раз в месяц

Кл. руководители.

Организация продуктивного информирования подростков о деятельности службы доверия.

Постоянно.

Зам. директора по УВР.

Нравственно-эстетическая деятельность

Организация цикла этических бесед «Вежливость открывает все двери», «Разговор о правде и лжи», «Что значит быть взрослым?», «Главные ценности жизни», «Все мы разные» и др.

1 раз в месяц

Кл. руководители,

патронатные воспитатели, социальный педагог, педагог-психолог.

Проведение цикла классных часов в рамках профилактической программы «Твой выбор» о ценности жизни, умении сделать правильный выбор.

1 раз в месяц

Кл. руководители.

Организация экскурсий к памятникам христианской культуры.

1 раз в 3 месяца

Социальный педагог.

Проведение конкурсов плакатов, рисунков, стенгазет к памятным датам и праздникам.

В течение года

Зам. директора по УВР, педагог-организатор.

Проведение фотоконкурса по нравственно-эстетической тематике: «Все прелести погоды», «Зодчество Подмосковья», «Мои друзья», Портрет ветерана», «Человек труда» и др.

1 раз в год

Зам. директора по УВР, педагог-организатор.

Проведение конкурсов творческих работ (сочинения, эссе, рефераты, доклады, презентации и др.)

1 раз в год

Зам. директора по УВР, педагог-организатор.

Организация конкурсов чтецов «Осенний перезвон», вокальной песни «Мелодия весны».

1 раз в год

Зам. директора по УВР, педагог-организатор.

Организация круглого стола для выпускников «Спасибо, вам – учителя»

1 раз в год

Зам. директора по УВР, педагог-организатор.

Организация часов общения на базе библиотеки «Мир наших увлечений».

1 раз в месяц

Зв. библиотекой.

Организация лектория в рамках Всемирного Дня борьбы со СПИДом.

1 раз в год

Зам. директора по УВР, специалисты ЦРБ.

Организация и проведение внеклассных мероприятий, посвященных Дню Учителя, Дню студента, Дню матери, а также «Посвящение в студенты», «Осенний бал», «Новогоднее представление», «Мисс очарование», «Татьянин день», «День Святого Валентина».

По графику внеклассных мероприятий

Зам. директора по УВР, педагог-организатор.

Участие в областных конкурсах «Студенческая весна», «Зажги свою звезду», «Юные таланты Московии».

По графику областных мероприятий

Зам. директора по УВР, педагог-организатор

Трудовая деятельность

Организация систематической и продуктивной работы на территории учебного хозяйства.

Весна, осень

Организация и проведение областной экологической Акции «Студенческий лес».

Весна, осень

Зам. директора по УВР, старший мастер, организатор ОБЖ.

Организация трудовых субботников по уборке территории, кабинетов, лабораторий, субботников на мемориале.

В течение года

Зам. директора по УПР, старший мастер.

Организация трудовых десантов «Сделаем вместе».

2 раза в год

Зам. директора по УВР, организатор ОБЖ.

Организация и проведение Акции «Милосердие».

В течение года

Педагог-организатор, кл. руководители

Проведение педагогического всеобуча «Качество знаний»

1 раз в год

Зам. директора по УПР.

Организация помощи библиотеке по ремонту книг и учебников.

1 раз в год

Зв. библиотекой.

Взаимодействие с семьей, работа с родителями

Организация и проведение родительских собраний образовательного учреждения.

Сентябрь, январь

Зам. директора по УВР, Кл. руководители.

Организация и проведение родительских собраний в учебных группах.

1 раз в полугодие

Кл. руководители.

Работа с родителями по профессиональной ориентации абитуриентов.

В течение года

Проведение родительских дней.

2 раза в месяц 2015-2019 гг.

Администрация, Кл. руководители, мастера п/о.

Проведение диагностики особенностей учащихся, составление рекомендаций и Памяток для родителей.

Первое полугодие

Педагог-психолог. Зам. директора по УВР.

Организация работы с родителями неуспевающих и нарушителями единых требований для обучающихся.

В течение года

Администрация.

Организация продуктивной работы по взаимодействию с семьями «группы риска».

В течение года

Зам. директора по УВР, социальный педагог.

Управление образования города Пензы

Муниципальное казенное учреждение «Научно-методический центр г.Пензы»

О планировании

в общеобразовательных учреждениях на 2011/12 учебный год

руководителям общеобразовательных учреждений

Пенза. 2011

Руководителям

общеобразовательных учреждений

в общеобразовательных учреждениях на 2011/12 учебный год»

Управление образования города Пензы и муниципальное казенное учреждение «Научно-методический центр г.Пензы» в рамках единого образовательного пространства направляют для использования в работе рекомендации «О планировании в общеобразовательных учреждениях на 2011/12 учебный год» (прилагаются).

Просим привести организацию планирования в общеобразовательном учреждении в соответствие с изложенными рекомендациями.

Начальник Управления образования

города Пензы Ю.А.Голодяев

Директор МКУ НМЦ Т.Б.Кремнева

Приложение 1

к письму Управления образования

города Пензы и МКУ НМЦ

от « » 2011 г.

О планировании в общеобразовательных учреждениях

на 2011/2012 учебный год

«Если корабль не знает, в какой порт он плывет, ни один

ветер не будет ему попутным» Л.Сенека

1.Создание целостной системы управления развитием образования предполагает разработку взаимоувязанных стратегий, программ развития, текущего планирования на уровне отдельных образовательных учреждений. Такая взаимосвязь обеспечит согласованность действий и рациональное использование ресурсов системы образования в достижении целевых показателей.

В рамках единого образовательного пространства и сложившейся практики перспективного и текущего планирования в общеобразовательных учреждениях рекомендуется иметь:

1. Программу развития (стратегию развития).

2. Образовательную программу, включая учебные планы.

3. Годовой план работы ОУ (на учебный год, включая планы структурных подразделений).

4. Публичный доклад.

5. Рабочую программу по учебному предмету.

6. Оперативные планы (на месяц (четверть), в т.ч. план работы директора, поурочные планы, план классного руководителя и др.).

Для обеспечения преемственности в планировании исходить из того, что:

· стратегической целью развития муниципальной системы образования является подготовка социально – активной личности, интеллектуально и физически развитой, компетентной, способной социально и профессионально адаптироваться в быстро меняющемся мире и стремящейся к инновационному развитию экономики и общества в соответствии с социально значимыми ценностными ориентирами, реализуемой через конкретные федеральные, региональные и муниципальные образовательные и социальные программы;

  • деятельность общеобразовательных учреждений должна быть направлена на формирование открытой, саморазвивающейся, информационно и технически оснащенной образовательной системы, способной в полной мере удовлетворять образовательные запросы личности и социума, обеспечивать доступность качественного образования на всех ступенях обучения и воспитания, в том числе:

- в сфере предшкольного образования - создание системы образовательных услуг, обеспечивающих развитие детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные учреждения (создание равных стартовых возможностей);

- в сфере общего образования:

· внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов, основанных на компетентностном подходе и обеспечивающих получение обучающимися качественного общего образования;

· приведение правового статуса и нормативно-правовой базы общеобразовательных учреждений в соответствие с требованиями Федеральных законов «Об образовании» и №83-ФЗ;

· расширение использования современных образовательных технологий и образовательных ресурсов, обеспечивающих качественное освоение обучающимися основных образовательных программ;

· расширение возможностей проявления личной конкурентоспособности талантливых детей;

· развитие механизмов интеграции системы образования, семьи, институтов гражданского общества для формирования толерантной, поликультурной личности;

· создание безопасной среды в образовательном учреждении путем обеспечения соблюдения стандартов, регламентирующих необходимые и достаточные материально-технические нормы и правила организации образовательной деятельности;

· создание условий для непрерывного повышения квалификации руководящих и педагогических работников в рамках нового порядка их аттестации;

· создание системы оценки качества образования на основе достижений педагогов и обучающихся.

Структура и содержание планов определяются общеобразовательным учреждением самостоятельно.

2.При разработке Программы развития, образовательной программы и рабочих программ по учебному предмету администрация ОУ руководствуется рекомендациями Пензенского института развития образования, направленными в адрес общеобразовательных учреждений в 2010, 2011 г.г.

3. Подготовка годового плана работы ОУ

План работы на учебный год (далее - План) является важнейшим локальным актом образовательного учреждения (далее - ОУ). Он устанавливает способы и средства достижения цели, задач, определяет темп работы коллектива на весь учебный год. План в полной мере должен соответствовать Закону РФ «Об образовании», типовому положению об общеобразовательном учреждении, федеральному, региональному и муниципальному законодательству, плану работы Управления образования города Пензы, основываться на современных достижениях педагогического менеджмента, педагогики, дидактики, психологии. Скоординированные таким образом планы ОУ обеспечивают создание единого образовательного пространства, согласуя деятельность всех участников педагогического процесса, школьных общественных организаций, субъектов социума.

Научная обоснованность, комплексность, аналитичность, конкретность, реальность, краткость, содержательность, единство целей и средств их достижения, правомерность избранных форм планируемой работы – обязательные условия плана.

Планы могут быть многовариантными, учитывающими специфику и индивидуальные особенности ОУ. Планы инновационных ОУ предполагают введение в их структуру таких разделов как управление инновационными процессами, межведомственные, научные и международные связи и др.

Планирование можно осуществлять по коллективам, процессам, видам деятельности, формам организации и др. Например, при конструировании Плана по коллективам, его компонентами могут быть: работа с педкадрами, система работы с учащимися, родителями и общественностью, администрацией. Если за основу Плана взять процессы, то его разделами могут быть учебно-воспитательный процесс, внеурочная деятельность, воспитательный процесс, процесс управления ОУ и др.

С учетом сложившихся в городе традиций и современных тенденций в планировании работы учреждений образования предлагается нижеследующая версия структурирования годового Плана:

1. Краткая информационная справка;

2. Анализ работы за прошедший учебный год;

3. Цели и задачи на новый учебный год;

4. Мероприятия по обучению, воспитанию и управлению: здоровьесбережение, безопасность, обеспечение базового, профильного и дополнительного образования, создание условий для достижения конечных результатов (целей и задач), управление достижением конечных результатов (оргпедмероприятия, инновации, инспекционно-контрольная деятельность, диагностика и мониторинг, регулирование и коррекция и др.), работа с семьей, общественностью, производственными коллективами в социуме и др.;

5. Приложение.

Раздел 1. Информационная справка

Как правило, справка обновляется полностью раз в 3 года. В ней должна быть представлена сравнительная характеристика описываемых процессов. В последующие годы отмечается в основном динамика изменений, новые тенденции.

Предполагаемая структура и содержание справки:

  • краткая характеристика микрорайона, тенденции;
  • общие сведения об ОУ: наименование, наличие учредительных документов, организационно-правовая форма, режим работы, сменность, прием, зачисление, структура и наполняемость классов, группы продленного дня, ресурсное обеспечение (кадры, финансы), учебный план, профили, дополнительное образование, используемые педтехнологии, в т.ч. инновационные, питание, платные услуги, участие родителей в управлении школой (состояние общественно- государственного управления ОУ) и т.д.;
  • конкурентное преимущество школы, авторитет школы в микрорайоне: результаты образовательного процесса; достижения администрации, учителей и обучающихся и ОУ в целом, рейтинг в городе, регионе, округе, на федеральном уровне; социализация выпускников и др.

Раздел 2.Анализ

Прежде всего необходимо проанализировать, как были выполнены поставленные цели и задачи. Выполнение каждой задачи следует проследить через все разделы плана. Такой анализ позволит сравнить, что хотели сделать с тем, что сделали и почему что-то не удалось, сформулировать новые задачи и определить мероприятия по их реализации. Наиболее наглядно это можно представить в виде следующей матрицы (таблица 1).

Таблица 1. Анализ выполнения задач …………. учебного года

Возможные структурные составляющие анализа:

1. Уровень здоровья, здорового образа жизни школьников, совместная работа педколлектива и семьи в данном направлении;

2. Обеспечение обязательного среднего общего образования;

3. Уровень базового, профильного и дополнительного образования;

4. Постановка воспитательной работы и уровень воспитанности школьников;

5. Уровень социализации выпускников школы;

6. Эффективность управления качеством образования:

· качество целеполагания (соответствие, оптимальность, выполнение, результат);

· качество управленческих оргпедмероприятий и решений, в т.ч. инновационной деятельности;

· оптимальность расстановки кадров и организации работы с ними (педсовет, аттестация, работа методических объединений, формирование мотивации к инновационной деятельности);

· работа с родителями, органами самоуправления и общественностью;

· качество материально - технической базы, эффективность работы со спонсорами и благотворителями;

· качество внутришкольного контроля: создание системы управления качеством образования, усиление аналитического и прогностического потенциала, мониторинг, диагностика, результативность.

В анализе возможен и такой подход: педагогический анализ по проблемам, характерным для ОУ по алгоритму: наличие проблемы – степень решения проблемы . Например, анализ по таким проблемам: сохранение и укрепление здоровья обучающихся; эффективность управления качеством образования; создание условий для осознанного выбора и освоения обучающимися профильных образовательных программ; малоэффективность воспитательного пространства.

В последнее время в практике подготовки анализа работы ОУ все большее распространение приобретает SWOT – анализ, позволяющий определить сильные, слабые стороны, возможности и угрозы, и на этой основе выстроить цели, задачи, запланировать мероприятия.

Алгоритм анализа: декомпозиция - описание – синтез.

Схема анализа: описание факта – выделение положительных и отрицательных сторон – установление причин плюсов и минусов – выводы – рекомендации.

При использовании таблиц и графиков предпочтение следует отдавать графическим материалам. Главное – не перегружать анализ статистическими данными.

1.При анализе уровня здоровья и здорового образа жизни следует установить как повлияли на состояние здоровья и формирование здорового образа жизни обучающихся использование здоровьесберегающих технологий, морально-психологический климат в ОУ, санитарно - гигиеническая работа, организация питания, физкультурно-оздоровительные мероприятия, режим труда и отдыха, социальная защита детей, медицинское обслуживание; выяснить, что препятствовало положительной динамике; сделать соответствующие выводы.

2.При анализе уровня базового, профильного и дополнительного образования проанализировать, какие результаты дает обеспечение преемственности дошкольного, школьного, среднего и высшего профессионального образования; какие педагогические технологии осваиваются педколлективом, как осуществляется внеурочная учебная работа, насколько уровень обученности учащихся соответствует уровню их обучаемости; как организована работа по охране прав детства; удовлетворяют ли достигнутые успехи в обучении учащихся, родителей, педколлектив, соответствуют ли они поставленным целям. На основе представленного материала следует сделать выводы, почему не удалось получить запланированные показатели, что этому препятствовало, что следовало бы сделать в предстоящем году.

3.В ходе анализа системы воспитательной работы необходимо дать оценку её эффективности, влияния на неё школьного самоуправления; как осуществляется педагогическое руководство органами ученического самоуправления; как используются воспитательные возможности урока для формирования нравственных ценностей, убеждений и поведения обучающихся; как используются воспитательные возможности семьи, социума, какие традиции ОУ обеспечивают высокий положительный результат в воспитании детей. Анализируя уровень постановки воспитательной работы, следует выяснить причины, не позволившие достичь поставленных целей, негативного поведения учащихся школы, просчеты в работе и сформулировать направления деятельности участников образовательного процесса в новом учебном году.

4.Анализируя, насколько успешно решаются в школе вопросы социализации выпускников школы, следует обратить внимание на факторы, повлиявшие на выбор ими работы, учебного заведения, мотивы самоопределения и их связь с сформированностью общеучебных навыков и уровнем знаний; влияние экономического воспитания (экономическое образование, профориентация, освоение основ предпринимательства) на социализацию выпускников, сколько выпускников 9, 11 классов не работают и не учатся, и почему, а также проанализировать, почему профилизация школы не отвечает направлениям развития экономики региона; сделать необходимые выводы.

5.В процессе анализа работы с родителями, спонсорами, благотворителями, предпринимателями показать, как осуществляется педагогизация среды, результативность совместных мероприятий в микрорайоне, имеющиеся трудности, возможности и тенденции, определить основные направления ее развития.

6.В анализе внутришкольного управления выяснить, как оно повлияло на результаты работы ОУ, как выполнен план работы на учебный год, каковы причины невыполнения отдельных задач, какие факторы повлияли положительно, а какие отрицательно; создана ли в школе система информационно-аналитического обеспечения управления, какова эффективность системы планирования; насколько эффективно действуют органы самоуправления (совет школы, управляющий совет, родительский комитет, совет отцов, бабушек и др.); какова эффективность внутришкольного контроля, какие проверки дают лучшие результаты; какие использовались источники финансирования, как использовались для развития ОУ средства благотворителей, спонсоров, родителей; как отражается участие учителей в системе методической и исследовательской работы на результатах их деятельности, как организована социальная защита педагогов, стимулируется их эффективный и результативный труд.

Раздел3.Цель и задачи ОУ на новый учебный год

Аналитическая часть Плана завершается постановкой целей и задач на новый учебный год.

Цель и задачи (миссия ОУ) формулируются, исходя из анализа работы педколлектива, нерешенных проблем, Программы развития ОУ и муниципальных целевых программ и проектов, должны опираться на требования социального заказа города, родителей и обучающихся, быть соотнесены с реальными возможностями ОУ (кадровыми, материальными, финансовыми, научно-методическими и др.).

Поставленные задачи конкретизируют цель и определяют достижение прогнозируемых результатов в конкретных цифрах и показателях. Задачи могут быть определены, например, по направлениям: обучение и воспитание, здоровьесбережение, работа с кадрами, управление, в т.ч. внутришкольный контроль, ресурсообеспечение.

Прогнозируемые результаты наглядно представляются в форме следующей матрицы (таблица 2).

Таблица 2. Прогнозируемые результаты реализации поставленных задач на…….. учебный год

Раздел 4.План мероприятий по реализации поставленных целей и задач

Главное в планировании мероприятий на новый учебный год - мероприятия должны быть направлены на реализацию поставленных целей и задач, соответствовать выводам и рекомендациями, изложенным в аналитической части плана, количество и перечень мероприятий должны соответствовать материальными и кадровыми ресурсами, т.е. они должны быть реальными и выполнимыми по кадровым и материальным затратам.

Планируемые мероприятия, как правило, состоят из ежемесячно повторяющихся дел, определяемых спецификой функционирования образовательного учреждения, особенностями каждого месяца учебного года, сложившимися традициями, отражающими индивидуальность и неповторимость ОУ, и завершаются разработкой новой системы мер под те цели и задачи, которые определены на основе анализа деятельности за предыдущий учебный год, Программой развития и планом Управления образования города Пензы. При таком подходе к планированию ежегодно обновляется примерно 1/3 плана и основное внимание концентрируется на мероприятиях под новые цели и задачи, обеспечивается преемственность и целостность содержания плана.

Возможная структура плана мероприятий на новый учебный год:

1. Мероприятия по сохранению здоровья и формированию здорового образа жизни школьников: улучшение качества питания, медицинского обслуживания физического развития школьников, создание комфортной среды, реализация соответствующих федеральных, региональных и муниципальных программ и проектов и др.;

2. Мероприятия по обеспечению обязательного среднего общего образования: учет детей в микрорайоне, обучение на дому, организация ШРР, предупреждение «отсева», помощь малообеспеченным семьям, реализация программ и др.;

3. Мероприятия по обеспечению базового, профильного и дополнительного образования: формирование учебного плана, преемственность в обучении, повышение качества образования, обеспечение образовательных стандартов, предпрофильное и профильное обучение, использование индивидуальных образовательных программ, реализация муниципальной программы «Одаренные дети» и других программ, направленных на повышение качества обучения; внедрение инновационных технологий, в т.ч. цифровых образовательных ресурсов, расширение дополнительных образовательных услуг, повышение уровня социализации выпускников школы, др.;

4. Мероприятия по совершенствованию системы воспитательной работы и повышению уровня воспитанности обучающихся: нравственное, правовое, физическое, эстетическое, патриотическое, гражданское воспитание, профилактика негативных явлений среди обучающихся, общешкольные праздники, акции, мероприятия в школе и микрорайоне, по реализации городских программ, работа с семьей, общественностью, заинтересованными организациями и др.;

5. Мероприятия по повышению эффективности управления образовательным учреждением могут включать:

· оргпедмероприятия: совещания при директоре, при зам.директора, педагогические советы, регламент работы и др.;

· мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой деятельности, документоведению, по введению электронного управления и др.;

· мероприятия по повышению эффективности работы с кадрами: педсоветы, аттестация, курсовая переподготовка, участие в профессиональных конкурсах, работа методического совета, методических объединений, школы молодого учителя, формирование у педагогов мотивации к инновационной деятельности и др.;

· мероприятия по взаимодействию с органами самоуправления: советом, управляющим советом, профсоюзным комитетом, советом бабушек, советом микрорайона и др., спонсорами, благотворителями, сетевое взаимодействие, взаимодействие с Учредителем и администрациями района и города, СКК и др.;

· мероприятия по созданию надлежащих условий функционирования ОУ, для обучающихся и работающих: обеспечение безопасности, совершенствование материально-технического и финансового обеспечения, эффективности работы со спонсорами и благотворителями и др.;

· мероприятия по повышению качества внутришкольного контроля: создание системы управления качеством образования, усиление аналитического и прогностического потенциала, мониторинг, диагностика, обеспечение результативности и др.

Возможные матрицы плана мероприятий:

а) по разделам и месяцам.

…………(месяц, четверть)

б)по разделам плана

Наименование раздела плана

в)матрица плана ВШК

Комментарий к компонентам структуры плана мероприятий.

1.Мероприятия по сохранению здоровья и здорового образа жизни должны быть направлены на сохранение здоровья школьников в период их пребывания в школе, на достижение допустимого здоровья, на создание условий для формирования здорового образа жизни.

2.Мероприятия по совершенствованию учебной деятельности должны быть направлены на создание системы обучения, обеспечивающей развитие каждого школьника в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями; на обеспечение оптимального уровня базового, профильного и дополнительного образования в соответствии с действующими государственными, региональными и муниципальными стандартами; на создание условий для реализации права граждан РФ на получение среднего (полного) общего образования; обеспечение условий для подготовки учащихся к продолжению образования, трудовой деятельности, к жизни в семье и обществе; способствовать развитию одаренности у детей.

3.Мероприятия воспитательного характера должны быть направлены на создание школьной воспитательной системы, ориентированной на достижение оптимального уровня воспитанности обучающихся, гармонического развития личности ученика с учетом его возраста, интеллекта и интересов, выявление и раскрытие его природных способностей, формирование уклада школьной жизни.

4.Мероприятия по совершенствованию управления школой должны исходить из задачи создания системы управления достижением оптимальных конечных результатов, включая все управленческие функции, в т.ч. организацию ВШК, работу с педкадрами, родителями, общественностью, вопросы материально - технического и финансового обеспечения образовательного процесса.

План мероприятий может быть представлен в текстовой, сетевой или графической форме. Независимо от формы плана он должен содержать сроки исполнения и ответственных.

Раздел 5. Приложение

В приложении концентрируется материал, иллюстрирующий основные разделы плана:

· Программа развития;

· Образовательная программа ОУ, в т.ч. учебный план;

· статистические материалы, использованные для построения анализа;

· планы структурных подразделений: библиотеки, психологической службы, социального педагога, МО, научно-методического совета, ШРР, НОУ, СКК, и др.;

· планы органов самоуправления и общественных объединений: Управляющего совета, совета бабушек, родительского комитета, совета профилактики и др.;

· другое - по усмотрению ОУ.

Планы ОУ могут быть различными по форме, содержанию и структуре. Главное: план должен быть удобен для его исполнителей и отвечать требованию:

план – это перечень дел, выполнение которых ведет к достижению поставленной цели, и твердые сроки выполнения этих дел.

Нормативно-правовое обеспечение планирования

Организация планирования закрепляется соответствующими локальными актами. Перечень планов отражается в номенклатуре дел ОУ.

Проект Плана принимается педсоветом, согласуется с органами самоуправления ОУ, Управлением образования, если это предусмотрено локальным актом, и утверждается приказом директора.

Источники информации:

Конаржевский Ю.А. Технология педагогического анализа учебно-воспитательного процесса. Ч.1,2.

Фриш Г.Л. Циклограмма работы директора школы. Библиотека журнала директора №8, 2005 г.

Научно-методические журналы «Завуч», «Практика административной работы в школе», «Школьное планирование», «Директор», «Народное образование».

Компакт-диск ИФ «Сентябрь» «Технология разработки годового плана».

Интернет-сайты.

Подготовлено МКУ НМЦ.

Приложение 1.

Титульный лист плана

учебно – воспитательной работы (наименование ОУ)

на ……….учебный год

Приложение 2.

Примерная циклограмма

работы общеобразовательного учреждения (корректируется с учетом особенностей функционирования каждого конкретного учреждения).

Август

  1. Подготовка школы к новому учебному году. Готовность учебных кабинетов, мастерских, спортивного зала к началу учебного года
  2. Приемка школы
  3. Комплектование 1-х классов
  4. Комплектование 10-х классов
  5. Зачисление учащихся в школу
  6. Учет детей 6-15 лет в микрорайоне
  7. Проверка укомплектованности школьной библиотеки учебной и мето­дической литературой
  8. Участие педагогов школы и администрации в августовской конференции
  9. Распределение учебной нагрузки, тарификация
  10. Августовский педсовет, утверждение плана работы школы, режима работы Знакомство с вновь принятыми педагогами
  11. Предварительный сбор учащихся. Обеспеченность учебными принадлежностями, учебниками
  12. Составление расписания уроков
  13. Составление графика работы сотрудников школы
  14. Составление графика дежурства администрации, учителей, учащихся
  15. Подготовка документации для сдачи статистической отчетности, тарификации
  16. Подготовка к празднику «День знаний»

Сентябрь

  1. Праздник «День знаний»
  2. Комплектование учащихся на 5 сентября
  3. Явка учащихся на 5 сентября
  4. Организация дополнительного образования (комплектование кружков, факультативов, спортивных секций и др.)
  5. Организация дополнительных образовательных услуг
  6. Комплектование ГПД
  7. Корректировка и утверждение расписания уроков
  8. Утверждение рабочих планов и программ, новых учебных программ, планов классных руководителей
  9. Составление графика проведения контрольных, лабораторных и практических работ на первое полугодие
  10. Организация обучения больных детей на дому
  11. Сдача отчетов в Управление образования, тарификация
  12. Организация горячего питания
  13. Заседания школьных методических объединений. Работа с вновь принятыми учителями
  14. Формирование органов самоуправления школы (Управляющего совета, родительских комитетов, ученического актива и др.)
  15. Сверка бланков строгой отчетности, алфавитной книги и личных дел
    учащихся
  16. Месячник по профилактике детского дорожного травматизма
  17. Проведение Дня здоровья
  18. «Входной» контроль в 5-х классах
  19. Контрольные работы по математике и русскому языку во 2-4-х классах с
    целью организации повторения для выявления пробелов в знаниях учащихся.
  20. Утверждение плана работы методического совета, графика проведения предметных декад, школьных предметных олимпиад
  21. Подготовка к школьной олимпиаде
  22. Изучение уровня адаптированности учащихся 1-х классов
  23. Подготовка школы к зиме

Октябрь

  1. Составление банка данных «Семья»
  2. Индивидуальная работа с детьми «группы риска»
  3. Обследование жилищно-бытовых условий детей, находящихся под опекой
  4. Подготовка к аттестации работников школы
  5. Профессиональная ориентация молодежи на рынке труда
  6. Утверждение индивидуальных маршрутов для одаренных детей
  7. Организация и проведение школьных предметных олимпиад

8. Работа школьной аттестационной комиссии (ШАК)

9. Контроль за организацией горячего литания

10. Проверка журналов по технике безопасности

11. Участие в городских конкурсах

12. Классно-обобщающий контроль в 10-х классах

13. Проверка школьной документации

14. Медицинское обследование учащихся, работа школьного врача

15. Итоги учебных результатов за 1-ю четверть

Ноябрь

  1. Итоги и анализ успеваемости за первую четверть
  2. Организация осенних каникул
  3. Анализ выполнения плана контроля и руководства за 1-ю четверть
    Корректировка плана работы на 2-ю четверть
  4. Подготовка к городской олимпиаде и научно-практической конференции школьников. Встреча учащихся - членов школьного НОУ- с науч­ными руководителями, консультантами
  5. Контроль за работой ГПД
  6. Контроль за работой кружков, факультативов, спортивных секций
  7. Ведение документации классов КРО и надомного обучения
  8. Проверка ГПД
  9. Работа ШАК

  10. Центра семьи)
  11. Педсовет

Декабрь

  1. Индивидуальные консультации с учащимися по вопросам профессио­нального самоопределения
  2. Участие школьников в городских предметных олимпиадах
  3. Психолого-педагогический консилиум в 1-х классах
  4. Контроль за работой учителей, занимающихся с больными детьми на
    дому
  5. Административные контрольные работы за I полугодие
  6. Мониторинг образовательного процесса по результатам контрольных работ.
  7. Подготовка и проведение новогодних праздников. Утверждение плана
    работы на каникулы
  8. Итоги работы методических объединений за I полугодие. Работа с
    нормативными документами
  9. Участие в городских конкурсах и проектах
  10. Общешкольные родительские собрания
  11. Классные собрания по итогам I полугодия
  12. Составление графика отпусков работников школы

Январь

  1. Организация зимних каникул
  2. Итоги и анализ работы за I полугодие
  3. Анализ выполнения учебных программ. Корректировка рабочих планов.
  4. Проверка журналов
  5. Сдача отчетности в Управление образования
  6. Составление расписания, графика проведения контрольных, лабораторных прак­тических работ на второе полугодие
  7. Анализ выполнения плана контроля и руководства за 2-ю четверть.
    Планирование работы на 3-ю четверть
  8. Анализ уровня заболеваемости и травматизма учащихся школы.
  9. Педсовет
  10. Совет профилактики (совместное заседание с представителями ИДН,
    Центра семьи)
  11. Работа ШАК
  12. Участие в научно-практической конференции учащихся
  13. Творческие отчеты социально-психологической службы (психолога,
    логопеда, социального педагога)
  14. Участие в городских конкурсах и проектах
  15. Проведение инвентаризации
  16. Организация работы Школы раннего развития (групп по подготовке к школе)

Февраль

  1. Профессиональное самоопределение учащихся 9-х классов
  2. Психолого-педагогический консилиум в 9-х классах
  3. Углубленная диагностика учащихся 9-х классов
  4. Контроль за работой кружков, факультативов, ГПД.
  5. Вечер встречи с выпускниками
  6. Предварительное комплектование
  7. Мониторинг учащихся 7-х, 8-х классов
  8. Дополнительные каникулы для учащихся 1-х классов
  9. Участие в городском конкурсе «Учитель года»
  10. Работа ШАК
  11. Творческие отчеты аттестуемых учителей
  12. Совет профилактики (совместное заседание с представителями ИДН,
    Центра семьи)
  13. Праздник «День защитника отечества»
  14. Методический совет
  15. Мониторинг использования новых педагогических технологий педагогами школы
  16. Выявление рейтинга высоко значимых для подростка жизненных сфер
  17. Анализ санитарно-гигиенического режима и питания школьников

Март

  1. Анализ посещаемости и успеваемости детей «группы риска»
  2. Профессиональное самоопределение учащихся 11-х классов
  3. Психолого-педагогический консилиум в 11-х классах
  4. Углубленная диагностика учащихся 11-х классов
  5. Выбор учащимися 11-х классов ЕГЭ по выбору
  6. Подготовка к ЕГЭ
  7. Планирование летней занятости учащихся. Создание летнего пришкольного лагеря.
  8. Организация летнего отдыха детей, находящихся под опекой
  9. Неделя детской книги
  10. Работа Школьной аттестационной комиссии
  11. Совет профилактики (совместное заседание с представителями ИДН,
    Центра семьи)
  12. Педсовет
  13. Праздник 8 марта
  14. Масленица
  15. Работа Школы раннего развития
  16. Организация весенних каникул
  17. Участие в городской научно-практической конференции педагогических работников
  18. Проверка соблюдения правил техники безопасности в мастерских, лаборантских, кабинетах и спортивном зале
  19. Соблюдение противопожарного режима
  20. Общешкольные родительские собрания

Апрель

  1. Итоги и анализ успеваемости за 3-ю четверть
  2. Анализ выполнения плана контроля и руководства за 3-ю четверть
    Планирование работы на 4-ю четверть
  3. Проверка тетрадей для контрольных, лабораторных и практических
    работ
  4. Проверка школьной документации
  5. Репетиционный экзамен по ЕГЭ
  6. Мониторинг качества образования по математике, русскому языку и
    литературе в выпускных классах
  7. Психолого-педагогический консилиум в 4-х классах
  8. Заполнение диагностических карт развития учащихся 4-х классов
  9. Мониторинг качества навыков чтения в 1-5-х классах
  10. Составление расписания экзаменов, консультаций для учащихся 9 классов, промежуточной аттестации
  11. Итоги работы предметных кружков, факультативов
  12. Методический совет
  13. Подготовка к празднованию Дня Победы.
  14. Работа ШАК.
  15. Совет профилактики (совместное заседание с представителями ИДН,
    Центра семьи).
  16. Работа Школы раннего развития
  17. Анализ работы методических объединений за год и планирование работы на следующий год
  18. Подготовка к планированию на новый учебный год
  1. Проведение итогового контроля за состоянием УВП (переводные контрольные работы, экзамены, ЕГЭ, итоговая аттестация за курс основной школы)
  2. Педсоветы по переводу учащихся и допуску к итоговой аттестации
  3. Утверждение экзаменационного материала
  4. Празднование Дня Победы
  5. Подготовка и проведение праздника последнего звонка
  6. Составление проблемно-ориентированного анализа учебного года
    Планирование работы на следующий год
  7. Работа Школы раннего развития
  8. Организация пришкольного лагеря, трудовых отрядов
  9. Сдача учебников в школьную библиотеку
  10. Общешкольные родительские собрания

Июнь

  1. Итоговая аттестация учащихся
  2. Педсоветы об окончании учащимися 9-х, 11-х классов
  3. Выпускные вечера
  4. Организация работы пришкольного лагеря, летних работ учащихся
  5. Статистическая отчетность по итогам года
  6. Организация летних занятий с учащимися

Июль

  1. Ремонт школы. Подготовка к новому учебному году
  2. Приемка школы
  3. Комплектование 1-х, 10-х классов

В науке об управлении используется две дефиниции «действие» и «результат». Действие - определенные операции. Оно является средством для достижения какой-то цели. Результат - конечный итог, ради которого и проходили операции.
Управление в образовании - умение планировать результат, целенаправленно регулировать сам процесс воспитания и обучения, выбирать такие операции, которые обеспечивали бы при наименьшей затрате сил, времени и средств эффективное выполнение поставленных целей и задач. При управлении Оуч разрабатываются различные документы, например, планы. При разработке плана необходимо предусмотреть большой комплекс мероприятий по улучшению всей постановки дела воспитания, обучения и образования. Рассмотрим содержание различных планов.
Обоснованный конкретный план - один из показателей научной организации и управления Оуч. План должен быть кратким, четким и ясным. По форме планирование (подготовительный этап каждого управленческого цикла) может быть текстовым, графическим и смешанным. В любом случае в Оуч должно существовать календарное планирование, т.е. все мероприятия должны располагаться по определенным временным интервалам (например, для общеобразовательного учреждения по четвертям, месяцам, неделям отдельным числам). Каждое Оуч планирует свою работу, исходя из региональных условий и возможностей. При этом каждый план должен быть педагогически целесообразным, иметь единое направление, представлять систему мероприятий по выполнению поставленных задач.
В практике работы Оуч имеют место следующие виды планирования:
— перспективный план работы на 3-5 лет;
— план учебно-воспитательной работы (годовой);
— графический план организационной, методической и внеучебной работы (на семестр, четверть) (выписка из годового плана);
— план-график контроля педагогического процесса (на семестр, четверть);
— планы общественных организаций.
Сроки планирования определяются его целями. Перспективное планирование должно соответствовать социальным потребностям; годовое - цикл управления, т.е. с 1-го сентября по 1-е сентября, включая летнюю работу и подготовку Оуч к новому учебному году.
Рекомендации о структуре и содержании предлагаемых планов являются примерными, их нужно конкретизировать с учетом особенностей, традиций и творческих поисков отдельных образовательных учреждений.
Перспективный план развития Оуч предусматривает направления его деятельности с учетом работы региональных органов власти. Этот план не должен быть слишком детальным. Его задача - наметить важнейшие ориентиры функционирования и развития Оуч на определенный период. Перспективный план включает:
1. Рост контингента обучающихся по годам, количество групп (классов), примерное финансирование;
2. Потребность в педагогах разной квалификации.
3. Перспективный график повышения квалификации педагогов. Оно может осуществляться через курсы институтов подготовки и переподготовки кадров и различных семинаров.
4. Строительно-ремонтные работы, оборудование кабинетов, приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, книг, учебных пособий, хозяйственных и канцелярских материалов и др.
5. Финансовую, коммерческую деятельность.
План учебно-воспитательной работы Оуч на учебный год включает следующие вопросы:
1. Введение: а) региональные особенности и условия работы Оуч; б) краткий анализ итогов работы Оуч за прошлый учебный год; в) основные задачи Оуч на новый учебный год.
2. Выполнение закона «Об образовании».
3. Организация работы с кадрами: а) расстановка кадров и распределение обязанностей; б) основные научно-практические темы, над которыми работает коллектив; в) повышение квалификации и методическая работа; г) изучение и распространение передового опыта; д) научно-педагогическая информация в образовательном учреждении.
4. Руководство педагогическим процессом: а) организация его; б) внеаудиторная учебно-воспитательная работа в образовательном учреждении.
5. Педагогический контроль образовательного процесса.
6. Работа с шефами, общественностью.
7. Укрепление материально-технической базы в Оуч и организационно-хозяйственная работа.
На основе плана учебно-воспитательной работы в Оуч составляется календарный план организационной, методической и внеаудиторной работы на текущий семестр (четверть). Он включает разделы: ученый совет (педсовет); заседания методических комиссий (объединений); профсоюзные собрания и производственные совещания; совещания (ректорат) при ректоре (директоре); заседание местного комитета; собрание студентов (родительские собрания); вечера отдыха; спортивные соревнования; редакционно-издательская работа (газеты, издания и т.д.); работа научных обществ, клубов, организация выставок и олимпиад.
Такой план позволяет избежать дублирования, дает возможность заранее определить, в какое время и на каких вопросах следует сконцентрировать внимание, а также помогает спланировать работу педагогических кадров.

В современной литературе по стратегическому менеджменту дано много определений стратегического планирования, но наиболее точным и полным я считаю следующее: «Стратегическое планирование - это процесс разработки стратегического плана путем формулирования целей организации, анализа проблем развития, выбора базовых стратегий и прогнозирования социально-экономического развития с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем» (19, с.195)

Вообще, сущность стратегического планирования можно свести к поиску ответов на следующие вопросы:

1. Каково настоящее положение образовательного учреждения?

2. Какова стратегическая ситуация, в которой оно находится?

3. В каком положении руководство образовательного учреждения хочет видеть его в будущем?

Условно, процесс стратегического планирования можно изобразить в виде логической цепочки вопросов:

1. Чем наше ДОУ отличается от других? В чем его особенность, предназначение в социуме? (ответ на эти вопросы помогают сформулировать видение, миссию, ценности образовательного учреждения)

2. С какими проблемами ДОУ сталкивается на этом пути? (ответом на этот вопрос является анализ среды ДОУ)

3. К достижению каких целей стремится? Какими ресурсами для этого располагает? (составляется стратегический план)

4. Как добиться реализации стратегических целей? (создаются целевые программы, проекты, оперативные планы)

5. Как организовать педагогический коллектив для реализации намеченного? (формируются эффективные педагогические команды)

Представленная логика достаточно полно отражает сущность, алгоритмичность стратегического планирования образовательного учреждения.

Видение и миссия образовательного учреждения.

Миссию называют «визитной карточкой» учреждения, она должны быть четкой, понятной для всех участников образовательного процесса и тех, кто может воспользоваться образовательными услугами учреждения. Миссия должна определяться с учетом интересов воспитанников, их родителей, сотрудников, заказчиков, социальных партнеров. Миссия отражает смысл существования образовательного учреждения, она уникальна, альтруистична, неординарна.

Наличие яркого, обоснованного, стимулирующего к действиям видения, рассматривается, как основа и условие успеха выработки стратегических планов деятельности образовательного учреждения. «Видение - это сложившийся в нашем сознании идеальный образ желаемого будущего, достижение которого возможно только при самых благоприятных внешних и внутренних условий; образ наилучшего, наиболее совершенного состояния школы» (33, с.11).

Миссия не формулируется в один момент, руководитель не может и не должен один обдумывать эти идеи, в разработку миссии должны быть вовлечены представители всех групп участников образовательного процесса: педагоги, родители, социальные партнеры, вышестоящие организации. В процессе формулирования миссии выделяют три этапа: подготовка, формулирование и развитие (33, с.12). Содержание деятельности каждого этапа представлены во многих исследованиях по стратегическому менеджменту.

Аналитический этап разработки стратегического планирования

Для осуществления успешной деятельности на рынке образования образовательному учреждению необходимо научиться отслеживать и прогнозировать все изменения внешних и внутренних условий. Своевременно принятые меры помогут образовательному учреждению, избежать некоторые проблемы или выгодно использовать сложившуюся ситуацию. Анализ среды является сегодня важнейшей составляющей стратегического управления.

В ходе сопоставления того, что есть, с тем, что должно быть в будущем, необходимо зафиксировать обнаруженные разрывы между реальными и желаемыми результатами. Эти разрывы принято называть проблемами. Поэтому метод, нацеленный на выявление таких разрывов, называют методом проблемного или проблемно-ориентированного анализа.

Формирование стратегического плана образовательного учреждения.

Но прежде, чем приступать к разработке плана стратегических мероприятий коллектив и руководитель должны очень четко представлять, что планируется достичь, т.е. должны быть определены стратегические цели. Определение цели - важный этап планирования, т.к. достижению целей будет подчинена вся деятельность образовательного учреждения.

Определение цели является решающим моментом стратегического управления. «Цель - это желаемый и заранее определяемый результат, который формулируется после миссии. Миссия, с одной стороны, дает возможность установить, какие цели необходимо поставить, чтобы деятельность соответствовала его миссии, а с другой - отсекает» второстепенные цели» (33, с.35)

В зависимости от характера и содержания миссии, результатов анализа среды образовательное учреждение устанавливает свои цели.

Далее наступает самый ответственный период работы по стратегическому планированию - продумывание того, как реализовать стратегию. Если стратегия образовательного учреждения носит системный и глубокий характер, то её реализация предполагает серьезную перестройку всего ОУ, введение новых подходов к её функционированию, изменение качества образовательной системы, её ресурсного обеспечения и т.п.

Оперативное планирование нацелено на решение конкретных проблем, а это возможно только в том случае, когда существуют определенные механизмы. В качестве таких механизмов могут быть использованы проекты и целевые программы. Работа по целевым программам предполагает участие в их реализации всего коллектива, при этом общий результат зависит от качества и точности выполнения работ на каждом конкретном уровне.

Таким образом, особенностью программ является результативность: конкретный планируемый продукт должен быть не только получен, но и «измерен» на степень соответствия целевым установкам. Разработка показателей и индикаторов результативности - обязательный элемент планирования и прогнозирования в рамках оперативного плана.

«Планирование (стратегическое) как процесс непрерывного переформулирования целей учитывает постоянно меняющиеся обстоятельства и состояние ресурсов (финансовых, человеческих и пр.) Организация такого процесса и есть одна из главных задач руководителя в рамках стратегического планирования» (39, с.115).

Создание эффективной команды в процессе разработки и реализации стратегического плана.

Итак, составлена миссия, определено видение образовательного учреждения, сформулированы цели, проанализировано исходное состояние дел, разработана стратегия, план её реализации, но не хватает самого главного для достижения успеха - круга единомышленников, которые разделяют ценности и цели, которые профессионально компетентны в реализации поставленных задач, тех, кто в согласованной работе, сможет обеспечить осуществление планов и программ. Любой руководитель стремится создать свою команду, управлять дееспособным коллективом.

Программно-целевой метод решения проблем в организации деятельности дошкольного образовательного учреждения

Программно-целевой метод в теории управления образованием стал разрабатываться значительно позднее, чем в теории социального управления. Феномен состоит в том, что только в недавние годы значительное число людей, отвечающих за управление предприятием, осознало ту простую истину, что для того, чтобы цели могли стать источником действия, они должны быть ясными и понятными для тех, кто их осуществляет» (44, с.19)

Актуальными стали программы развития образовательных учреждений. Осуществление программно-целевого управления закономерно обусловило позитивные изменения в практике образовательной системы.

Программы развития образовательных систем, определяют:

Исходное состояние развиваемой системы, основные предпосылки её развития;

Образ желаемого будущего состояния этой системы, выраженного в виде генеральной цели программы, и системы целей, основных задач управления;

Состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему; целевые показатели, раскрывающие конечные результаты программы;

Данные о ресурсах, необходимых для выполнения мероприятий и о сроках их осуществления;

Оценку результативности мероприятий и их эффективности (15, с.45).

Программы развития образовательных учреждений ориентированы на стратегию системных изменений, т. е. предполагают полную реконструкцию образовательного учреждения, затрагивающую все компоненты деятельности (цели, содержание, организацию, технологию и т.д.), все структуры.

Программы развития существенно отличаются от других видов программ. Эти отличия связаны со стратегическим характером программы:

С их ярко выраженной ориентацией на учёт состояния и прогнозирования тенденций изменения внешней среды образовательного учреждения, адресуемого ему образовательного заказа;

С ярко выраженной инновационной направленностью программы развития (другие программы основное внимание уделяют вопросам обеспечения стабильности текущего функционирования учреждения);

С прогностичностью, направленностью на будущее;

С опорой на идеологию системного, программно-целевого подхода в управлении;

С использованием при разработке этого документа специальной структурированной технологии.

Под программой развития образовательного учреждения понимается важнейший стратегический документ образовательного учреждения, переходящего в инновационный режим жизнедеятельности принявшего за основу программно-целевую идеологию развития (16, с.34).

Основное предназначение программы развития - быть средством интеграции и мобилизации всего коллектива образовательного учреждения на достижение целей его развития.

«Основные функции управления – планирование»

Планирование – это способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения операций, это своего рода инструмент принятия управленческих решений. Плановые решения могут быть связаны с постановкой целей и задач, выработкой стратегии, распределением и перераспределением ресурсов, определением стандартов деятельности в предстоящем периоде. В принятии таких решений состоит процесс планирования в широком смысле. В узком – планированием является составление специальных документов – планов, определяющих конкретные шаги организации по достижению поставленных целей.

Планирование – принятие управленческих решений на основе соотношения результатов педагогического анализа с поставленной целью, заключается в определении ближайшего и перспективного развития педагогической системы .

Планирование – подробное расписание деятельности организации на определенный период времени.

Планирование как функция управления направлено на снижение эффекта неопределенности деятельности организации, а также на обозначение путей достижения поставленных целей.

Цель планирования - в определении механизма согласования действий субъектов управления, содержания и сроки их деятельности, обеспечивающих реализацию организационных задач.

Выделяют два вида планирования:

  1. Телеологический - жесткое планирование «сверху» (А.Леонтьев, С. Струмилин)
  2. Генетический - на основе особенностей организации, ее потребностей и возможностей

(В.Громан, в.Базаров).

Особенности планирования.

  1. Планирование призвано придать чёткую направленность, устремлённость деятельности образовательного учреждения;
  2. Планирование на основе анализа и прогноза призвано смоделировать образы желаемого будущего состояния школы и её результатов;
  3. Целеполагание в планировании опирается на внутренние, происходящие в сознании субъектов управления процессы формирования образа цели – процессы целеобразования;
  4. Планирование призвано определить средства достижения цели, их состав и логическую структуру, последовательность, необходимые ресурсы и условия, исполнителей и их взаимодействие, сроки; определить содержание, методы, средства, формы предстоящей работы и её промежуточные результаты
  5. Планирование призвано определить стандарты деятельности, требования, критерии и показатели оценки;
  6. Планирование призвано создать условия для образовательной и управленческой деятельности.

Для успешной работы план должен обладать

следующими характеристиками:

  1. Целенаправленностью (пригодным для достижения той цели, ради которой он создан);
  2. Единством (цели каждой подструктуры составляющей план должны быть прочно спаяны вместе и отвечать целям всего образовательного учреждения);
  3. Непрерывностью (опора как на краткосрочное, так и долгосрочное предвидение);
  4. гибкостью (возможностью адаптироваться в случае изменения условий);
  5. Точностью (достаточная детализация);
  6. Прогностичностью (возможность прогнозировать конечный и промежуточный результаты);
  7. Экономичностью (его составление, использование должно облегчать, а не затруднять достижение целей, задач).

В основе любого планирования лежат следующие принципы:

  1. Учёт конкретных педагогических условий , возрастного состава детей, воспитанников, обучающихся и уровня их развития;
  2. Взаимосвязь процесса воспитания и обучения ;
  3. Регулярность, последовательность и цикличность воспитательных воздействий.
  4. Участие максимального числа сотрудников организации в работе над планом уже на самых ранних этапах его составления. Как правило, люди скорее и охотнее выполняют те задачи, которые сами себе поставили, чем «спущенные сверху», поскольку они им ближе и понятнее.
  5. Непрерывность- в соответствии с ним планирование рассматривается не как единичный акт, а как постоянно повторяющийся процесс, в рамках которого все текущие планы разрабатываются с учетом выполнения прошлых и того, что они послужат основой составления планов в будущем.
  6. Гибкость, предполагающая возможность корректировки или пересмотра в любой момент ранее принятых решений в соответствии с изменяющимися обстоятельствами.
  7. Единство и взаимосвязанность отдельных частей организации требует соблюдения такого принципа как согласование планов. Он реализуется путем их координации и интеграции. Координация осуществляется «по горизонтали», то есть между подразделениями одного уровня, а интеграция – «по вертикали», между выше- и нижестоящими.
  8. Важным принципом планирования является экономичность, предполагающая, что затраты на составление плана должны быть меньше эффекта, приносимого его выполнением.
  9. Создание необходимых условий для выполнения плана – организационных, ресурсных, идеологических и т.п.
  10. Полнота планирования, – т.е. при осуществлении планирования должны учитываться все ситуации и события.
  11. Точность планирования – для ее достижения используются все современные методы, средства и процедуры прогнозирования.
  12. Ясность планирования, – т.е. поставленные цели должны быть простыми, легкими, доступными всем членам организации.

Задачи планирования :

  1. Обеспечить выполнение решения государственных органов по вопросам воспитания и обучения;
  2. Обеспечить реализацию государственных образовательных стандартов;
  3. Вычленение главных узловых вопросов в деятельности педагогического коллектива;
  4. Определение конкретных методических, образовательных, воспитательных мероприятий, сроков их исполнения, ответственных исполнителей;
  5. Воспитание ответственности каждого члена коллектива.

В процессе планирования необходимо решить следующие задачи :

  1. Определить, какие результаты вы хотели бы получить в будущем;
  2. Необходимо проанализировать, какие возможности существуют для достижения желаемых результатов;
  3. Необходимо определить состав и структуру будущих действий;
  4. Необходимо уметь предвидеть и оценить последствия запланированных совместных действий.

Виды планирования.

В зависимости от уровня управления различается:

  1. Стратегическое и перспективное планирование – это высший уровень – на 3-5 лет и отвечает на вопрос – что является нашими целями? ;
  2. Тактическое (или текущее) планирование – это средний уровень – 1-3 года и отвечает на вопрос – как достичь наших целей? ;
  3. Оперативное планирование – это нижний уровень – до нескольких месяцев.

Тактическое планирование в ДОУ осуществляется в рамках подготовки годового плана работы. Годовой план - это обязательный документ ДОУ. Он должен быть направлен на решение конкретных задач, способствующих совершенствованию деятельности всего педагогического коллектива в учебном году, а также включает мероприятия по работе с педагогическим, медицинским, обслуживающим персоналом, педагогическому просвещению родителей и совместной работе со школой.

Формы планирования.

  1. Текстовая форма планирования:
  • Описание результатов анализа работы О. за предыдущий период
  • Установление причинно-следственных связей, обусловивших + и –
  • Характеристика сложившейся ситуации в О. на момент планирования
  1. Сетевая форма планирования (сетки, таблицы, циклограммы):
  • Четко отображает объем и структуру решаемой задачи
  • Хорошо прослеживаются взаимосвязи между мероприятиями
  • Эффективно определяет механизм использования ресурсов
  • Позволяет избежать перенасыщенности планов
  1. Графическая форма планирования (графики, диаграммы, гистограммы)

Планирование любого вида плана, как правило, осуществляется

в несколько этапов:

  1. Изучение (диагностика) и анализ предмета планирования (состояние работы учреждения, уровня сформированности ЗУН, особенности развития детей, обучающихся).
  2. Формулирование целей, задач, предполагаемой деятельности.
  3. Определение путей и средств решения поставленных целей и задач (сбор и анализ предложений к проекту плана всех заинтересованных подструктур)
  4. Составление («сборка») всех частей плана в единое целое.
  5. Обсуждение и коррекция проекта.
  6. Принятие и утверждение плана.
  7. Реализация и контроль его выполнения.

Начинать планирование целесообразно с педагогического анализа . Он поможет выявить сильные и слабые стороны в работе воспитателя, оптимальные из используемых методов и приемов по решению поставленных задач.

Педагогический анализ направлен на целенаправленное изучение воспитательно-образовательного процесса, его объективную оценку, выделение причин, определивших его уровень, результат и выработку на этой основе рекомендаций по совершенствованию работы.

Без педагогического анализа невозможно на научной основе определить задачи годового плана учреждения. По мнению Л.М. Волобуевой педагогический анализ является действенным орудием воспитания педагогического коллектива, методической подготовки педагога и оказывает сильное и непосредственное воздействие на конечный результат деятельности педагогического коллектива.

Педагогический анализ складывается из трех взаимосвязанных и взаимодействующих его видов: оперативного, тематического и итогового.

Оперативный анализ – направлен на ежедневное выявление основных показателей, характеризующих воспитательно-образовательный процесс, на вскрытие причин его нарушения, а также одновременную выработку рекомендаций по устранению этих причин.

Тематический анализ – направлен на глубокое изучение тех или иных наиболее значимых сторон педагогического процесса и выработку рекомендаций.

Итоговый анализ проводится после завершения какого-либо отчетного периода – полугодия, года, летнего периода – и направлен на изучение комплекса основных факторов, повлиявших на результаты деятельности дошкольного учреждения за отчетный период, а так же причин, их породивших.

В основе анализа лежат динамика развития детей, наблюдение педагогического процесса (уровень педагогической компетентности педагогов, созданные условия).

Когда этот этап закончится, необходимо привлечь всех субъектов, весь коллектив к его экспертизе, обсуждению, корректировке в целом.

Именно в этом случае можно снять многие противоречия, дублирование, другие недочеты, происходит мотивация участников планирования на его дальнейшее выполнение.

Важно, чтобы каждый определил свою роль и степень ответственности за выполнение годового плана. Лучше на этом этапе высказать свои сомнения, замечания, а не тогда, когда приступят к его выполнению.

Эффективность планирования достигается при соблюдении

следующих условий:

  1. Знание уровня, на котором находится работа на момент планирования.
  2. Четкое представление об уровне, на который работа должна быть поднята к концу планируемого периода.
  3. Выбор оптимальных путей и средств, которые позволяют перевести работу ДОУ на новый уровень.

Возможности использования различных форм планирования.

Форма планирования,

ее характерис-тика

Преимущества ее использования

Трудности ее использования

Текстовая

Без текстовой формы нельзя оценить полноту, целостность содержания, аналитическую основу, такая форма планирования проста в составлении. Текстовую форму планирования хорошо использовать при краткосрочном планировании, для решения текущих задач на ближайшее время. Чаще к ней прибегают при описании результатов анализа работы за предыдущий период; характеристике сложившейся ситуации в организации на момент планирования.

Она статична, в текстовый план работы проблематично вносить те бесчисленные изменения и дополнения, с которыми сталкивается руководитель в ходе его выполнения, т.к. каждый день что-то меняется, какие-то работы отменяются, какие-то заменяются.

Текстовая форма не дает нам возможности представить одновременно и объемно всю работу, которую должен проделать педколлектив. Она лишает руководителя возможности видеть последовательность и целенаправленность всей спланированной работы.

При использовании такого вида планирования, например, при разработке годового плана, он получается нечитаемым, большим по объему.

Сетевая

Сетевая форма планирования предполагает использование сеток, таблиц, циклограмм. Она применяется для детального планирования конкретной задачи, выявить и проанализировать взаимосвязь между различными мероприятиями, избежать перегрузки плана, эффективно определить механизм использования ресурсов. Сетевая форма планирования также позволяет отразить регулярно повторяющиеся мероприятия, их объем и решаемую задачу.

Сетевые графики просты в составлении и эксплуатации, но только для тех, кто глубоко знает процесс, который нужно спланировать, и кто приобрел устойчивые навыки в их составлении и чтении. Эффективность применения этого метода зависит от умения составителей плана видеть в перспективе весь комплекс необходимых работ, логическую последовательность и взаимосвязь проводимых мероприятий.

Графическая

Графическая форма планирования отражает содержание работы в виде двухкоординатных графиков. Чаще данная форма используется для демонстрации количественных показателей. Ее применение позволяет наглядно представить весь объем работы на год, месяц, день.

При графическом планировании можно проанализировать систематичность деятельности, последовательность, преемственность, плотность мероприятий, нагрузку педагогов, конкретизацию этапов выполнения той или иной задачи

Невозможно оптимально скоординировать мероприятия в пространстве и времени, чтобы избежать перегрузок, "столкновения" мероприятий.

Такая форма планирования более сложна и требует больше времени для ее оформления