» » Подвиг экипажа миноносца «Стерегущий. Эскадренный миноносец «Стерегущий»: основные характеристики, командиры, история гибели, память Были ли кингстоны на стерегущем

Подвиг экипажа миноносца «Стерегущий. Эскадренный миноносец «Стерегущий»: основные характеристики, командиры, история гибели, память Были ли кингстоны на стерегущем

Миноносец "Стерегущий" - отечественный военный корабль типа "Сокол", который был заложен в Санкт-Петербурге в 1900 году. Первоначально назывался "Кулик". Летом 1902 года был спущен на воду в Порт-Артуре, получив известное наименование. На восток его доставили по железной дороге несколькими частями. Официально вступил в строй в августе 1903 года. Уже в феврале был уничтожен в неравном бою с превосходящими силами неприятеля во время Русско-японской войны. В той памятной битве "Стерегущий" вместе с миноносцем "Решительный" сражались против четырех японских военных кораблей. Они значительно превосходили русские суда по количеству экипажа, вооружению и водоизмещению.

В Порт-Артуре

В своей небольшой истории гибель миноносца "Стерегущий" осталась самым ярким событием. Ситуация развивалась стремительно. 26 февраля два корабля возвращались в Порт-Артур из ночной разведки. Фактически случайно они встретили четыре японских миноносца. Это были "Садзанами", "Акэбоно", "Усугумо" и "Синономэ". Со временем мощь противника усилилась, так как к ним присоединились крейсеры "Титосэ" и "Токива".

Командиры миноносцев "Стерегущий" и "Решительный" стремятся избежать сражения, но прорваться к Порт-Артуру удается только одному из них. "Стерегущий" оказывается окружен превосходящими силами противника, он вынужден принять неравный бой.

Неравный бой

Пока машина еще работала, миноносец "Стерегущий" рассчитывал в случае удачи прорваться в Порт-Артур. Но в 6 часов 40 минут японский снаряд разорвался в угольной яме, в результате чего были повреждены сразу два смежных котла.

Начал стремительно терять ход. На верхнюю палубу с докладом о произошедшем отправился кочегар Иван Хиринский. За ним поднялся еще и машинист Василий Новиков. В это время внизу оставались кочегар Алексей Осинин, кочегарный квартирмейстер Петр Хасанов. Вдвоем они пытались устранить возникшее повреждение, но в это время разорвался еще один снаряд в районе кочегарки № 2. Взрывной волной ранило Осинина. Через пробоину сразу же хлынула вода, которая практически мгновенно залила все топки. Кочегары задраили за собой горловины, выбравшись на верхнюю палубу.

Там они стали свидетелями последних минут этого сражения.

Конец истории

Орудия замолкало одно за другим. К этому моменту уже были убиты командир Сергеев и мичман Кудревич, которые так и не покинули своих постов. Погиб лейтенант Головизнин, который распоряжался спуском на воду вельбота. Мощным взрывом снаряда за борт выбросило инженера-механика Анастасова.

Окончательно орудия "Стерегущего" смолкли в 7:10. На воде оставался только практически полностью разрушенный остов миноносца, на котором уже не было мачт и труб. Палуба и борт были сильно изуродованы, повсюду лежали трупы героических защитников судна.

После этого японские корабли прекратили огонь, собравшись возле флагманского миноносца "Усугумо". Доклады, сделанные начальником отряда, дополнили картину произошедшего. "Синономе" и "Усугумо" получили незначительные повреждения. А вот два других японских судна едва оставались на плаву. В "Акебоно" попали 13 снарядов, а в "Саназами" - 8. На обоих кораблях было достаточно убитых и раненых.

В 8:10 японцы начали буксировку "Сазанами". К этому моменту подоспели два крейсера - "Новик" и "Баян", ими командовал адмирал Макаров. Японские корабли не стали принимать бой, было принято решение отступить. На борт они подняли четверых членов экипажа погибшего судна, которые остались в живых.

В 9:07 "Стерегущий" затонул. Как отмечено в документах того времени, направленных в Токио Морским генеральным штабом, это произошло в семи милях к востоку от маяка Ляотешань. Вот какова история гибели миноносца "Стерегущий".

Из экипажа "Стерегущего" выжили четыре человека. Это были кочегар Хиринский, минно-машинный квартирмейстер и исполняющий обязанности боцмана Юрьев, трюмный машинист Новиков и кочегар первой статьи Осинин. Когда они вернулись на родину, то были награждены знаками отличия военного ордена четвертой степени, которые в обиходе называли Георгиевскими крестами.

Технические характеристики

Миноносец был построен на Невском заводе. При этом он относился к классу эскадренных. Был спущен на воду в 1902 году на Невском заводе, а уже в 1904 году выведен из состава отечественного флота.

Длина судна составляла около 58 метров, а ширина - приблизительно 5 с половиной. Среди основных характеристик миноносца "Стерегущий" нужно отметить водоизмещение, которое составляло 259 тонн.

Осадка корабля - 3 с половиной метра, скорость - до 26 с половиной узлов, мощность - 3800 лошадиных сил.

Вооружение

На миноносце были минно-торпедное вооружение и артиллерия. В частности, это были два торпедных аппарата.

Всего на "Стерегущем" было установлено четыре артиллерийских орудия. Только одно из них было 75-миллиметровым, а еще три - 47-миллиметровыми. Таким было вооружение миноносца "Стерегущий".

Экипаж корабля состоял из 48 матросов и 4 офицеров.

Лейтенант Сергеев

До 1904 года капитаном корабля был лейтенант по фамилии Кузьмин-Караваев, про которого не сохранилось практически никакой информации. А вот уже во время Русско-японской войны бразды правления в свои руки взял Александр Семенович Сергеев, также имевший звание лейтенанта.

На момент гибели Сергееву было сорок лет. Известно, что в 1863 году он появился на свет в городе Курск, хотя изначально многими считалось, что будущий офицер родился в селе Стаканово. Его родители были дворянами.

Сергеев рос в семье, состоящей из четырех сыновей чиновника, входившего в местное губернское правление, Семена Александровича. Мать - Ольга Ивановна Баранцева. Александр был самым младшим ребенком.

Его крестили в Михайловской церкви Курска. Повзрослев, он начал обучаться в местном реальном училище, а после поступил в Петербургский морской кадетский корпус. Он его окончил в 1884 году в звании мичмана.

В 1890 году он продолжил свою карьеру в Кронштадте, оказавшись в минно-офицерских классах. Там его отправили служить на который в то время считался флагманом русской Средиземноморской эскадры. Там Сергеев и дослужился до звания лейтенанта. Всего он провел на этом судне около трех с половиной лет.

В 1893 году офицера наградили французским орденом Почетного Легиона Кавалерийского креста во время дружественного визита на "Императоре Николае I" во главе Средиземноморской эскадры во Францию.

После этого Сергеев преимущественно служил на Балтийском море. В частности, командовал малыми минными кораблями, являвшимися миноносками номерных миноносцев. Они входили в состав Петербургского отряда.

В Порт-Артур он был переведен непосредственно перед началом Русско-японской войны в первых числах 1904 года. На Тихом океане ему поручили командование эскадренным миноносцем "Стерегущий" 1904 года.

Смерть на капитанском мостике

Столкнулся с японскими кораблями Сергеев, когда возвращался из разведки, в которую отправился по приказу генерала Макарова. Миноносец был незамедлительно атакован японскими кораблями.

Сергеев выдержал около часа неравного боя, после этого приказал открыть кингстоны, чтобы затопить корабль. Сам он к тому времени уже был серьезно ранен.

Считается, что эта версия в действительности является легендой. По некоторым данным командир миноносца "Стерегущий" лейтенант Сергеев был убит в самом начале сражения. После этого командование на себя принял предыдущий командир Головизнин. При этом кингстоны никто не открывал - так как они отсутствовали на корабле подобного типа, их не предусматривали проектом.

По распространенной версии корабль затонул из-за весьма значительных повреждений, полученных во время боя.

Память о Сергееве

При этом информация о подвиге миноносца "Стерегущий" и его командира Сергеева быстро распространилась. В 1905 году был даже заложен эсминец "Лейтенант Сергеев", который с 1908 года входил в состав военно-морских сил России, базируясь на Дальнем Востоке. Со временем он был переведен во флотилию Северного Ледовитого океана, до 1924 года находился среди кораблей Красного флота.

В 1910 году его отец построил каменную церковь в деревне Стаканово, которая сегодня находится на территории Курской области. Она появилась в память о двух сыновьях Семена Александровича, которые погибли на Русской-японской войне.

Подробные обстоятельства произошедшего на миноносце можно узнать из исторического романа "Порт-Артур", который впервые увидел свет в 1940 году. Некоторые сцены произведения посвящены как раз Сергееву.

Награды

Лейтенант Александр Семенович Сергеев не раз был отмечен высокими наградами.

Помимо ордена Почетного легиона, он в 1895 году получил третьей степени. Это самый младший по старшинству орден в иерархии государственных наград. Интересно, что чаще всего им награждали чиновников, но иногда он доставался также и военным.

В 1896 году Сергеев был удостоен серебряной медали в память о царствовании императора России Александра III. Известно, что последнюю значительную награду ему вручили в 1898 году. Это был орден святой Анны третьей степени. Он был самым младшим в иерархии отечественных орденов до 1831 года, когда появился орден святого Станислава.

Памятник "Стерегущему"

К 1911 году было завершено строительство памятника геройской гибели миноносца. Он стал последним в Санкт-Петербурге, сооруженным до революции, а также единственным на территории всего города, выполненного в стиле модерн.

Скульптором стал Константин Васильевич Изенберг. А важные для монумента расчеты по прочности фундамента выполнял профессор Соколовский. Скульптурная композиция была отлита в мастерской, специализирующейся на художественной бронзе. Работами руководил мастер Гаврилов.

Памятник "Стерегущему" представляет собой часть корпуса корабля и двух матросов, которые стремительно открывают кингстоны. Это иллюстрирует распространенную в то время легенду о том, что корабль затопили сами русские матросы, поняв, что положение безнадежное. Это было сделано, чтобы он только не достался врагу.

Торжественное открытие

На суд публике памятник впервые был представлен в апреле 1911 года. На открытии присутствовал император Николай II. Он появился на Каменноостровском проспекте в Александровском парке.

Через месяц журнал "Искры" напечатал у себя фотографии с торжественной церемонии открытия памятника.

Открытый кингстон сильно вредил самому монументу. В середине 30-х годов через него подавалась вода, которая фактически разрушила памятник. Такая же ситуация сохранилась в период с 1947 по 1971 год.

В результате в 60-е годы непосредственно у пьедестала были установлены бетонные чаши, которые должны были собирать дождевую воду. Но это никак не повлияло на ситуацию. Коренным образом удалось решить вопрос только после того, как в 1970 году Ленгорисполком принял решение о демонтаже всей системы.

Примечательно, что в 1954 году была проведена масштабная реставрация памятника, работами руководил сын скульптора Владимир Изенберг. Например, удалось восстановить мемориальную доску, на которой перечислялись все члены экипажа.

Отражение в культуре

Не может не впечатлить геройская гибель "Стерегущего", который, как все подозревали, потонул не добровольно. Со временем она стала регулярно упоминаться в историях прочих советских и российских кораблей.

В Курске, где родился Сергеев, школа № 18 названа в его честь. Даже гимн этого среднего учебного заведения называется «Песня о "Стерегущем"».

Также композиция "Гибель Стерегущего" есть в репертуаре певицы, исполнительницы жанра кантри-фолк, Жанны Бичевской.

В результате песня Бической стала настолько популярной, что миноносец в своем романе "Крейсер" упоминает Валентин Пикуль. Также упоминание о нем можно встретить и в романе "Господа офицеры!".

Осматривавший "Стерегущего" перед буксировкой японский мичман Ямадзаки докладывал: "В полубак попало три снаряда, палуба пробита, один снаряд - в правый якорь. С обоих бортов снаружи следы от попаданий десятков больших и малых снарядов, в том числе пробоины близ ватерлинии, через которые при качке в миноносец проникала вода. На стволе носового орудия след попавшего снаряда, близ орудия труп комендора с оторванной правой ногой и сочившейся из раны кровью. Фок-мачта упала на правый борт. Мостик разбит в куски. Вся передняя половина судна в полном разрушении с разбросанными осколками предметов. В пространстве до передней трубы валялось около двадцати трупов, обезображенных, частью туловища без конечностей, частью оторванные ноги и руки - картина ужасная. Установленные для защиты койки местами сгорели. В средней части миноносца с правого борта одно 47-мм орудие было сброшено со станка и исковеркана палуба. Число попавших снарядов в кожух и трубы было очень велико, также, видимо, были попадания в сложенный между трубами брикет. Кормовой минный аппарат был повернут поперек, видимо, готовый к выстрелу. В кормовой части убитых было немного - только на самой корме лежал один труп. Жилая палуба была совершенно в воде, и войти туда было нельзя». В заключение Ямазаки сделал вывод: "Вообще положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию".

Все были убиты. Живыми были найдены только четыре человека из экипажа. Японцы попытались отбуксировать миноносец, но огонь береговых батарей и приближавшихся со стороны Порт-Артура русских кораблей заставил их отказаться от своих планов и затопить "Стерегущего".

Мужество экипажа русского миноносца настолько потрясло врага, что в Японии его команде был воздвигнут памятник - стела из чёрного гранита со словами: "Тем, кто больше жизни чтил Родину".

Вскоре после этих событий газета "Новое время" опубликовала версию событий, которая очень скоро превратилась в легенду. Суть её сводилась к тому, что, не желая попасть в руки врага и отдать ему российский корабль, оставшиеся в живых моряки Василий Новиков и Иван Бухарев приняли решение потопить судно и открыли кингстоны затопления. Вместе с телами убитых и раненых миноносец "Стерегущий" с развевающимся Андреевским флагом ушел под воду на глазах японцев. Легенда так ярко отражала дух российских моряков, что в неё поверили практически все. Но оказалось, что на "Стерегущем" вовсе не было кингстонов, а Василий Новиков как раз и есть один из четырёх спасшихся и взятых в плен матросов. За этот бой он был удостоен двух Георгиевских крестов. После войны Новиков вернулся в родную деревню Еловку. А в 1919 году был расстрелян односельчанами как помогавший колчаковцам. Такая вот судьба.

Как появился памятник "Стерегущему"? Существует версия, что по окончании русско-японской войны скульптор Константин Изенберг преподнес императору Николаю II сувенир – чернильницу, оформление которой воспроизводило героический и трагический момент гибели “Стерегущего”. Царю понравилось и он приказал поставить памятник “Стерегущему” по этой модели. Морской генеральный штаб представил царю доклад, в котором опроверг миф, распространённый через прессу. Но Николай II ответил: "Считать, что памятник сооружен в память геройской гибели в бою миноносца "Стерегущий". Архитектурную часть работы выполнил А.И. фон Гоген.

Миноносец «Стерегущий» был заложен в 1900 году на Невском заводе. Первоначально он носил название «Кулик». В 1902-м корабль спустили на воду в Порт-Артуре. На Дальний Восток судно доставили по частям по железной дороге. Русско-японская война началась именно в Порт-Артуре, на внешнем рейде которого японский флот внезапно атаковал 1-ю Тихоокеанскую эскадру.

Спустя месяц, утром 26 февраля (10 марта) 1904 года, возвращаясь с разведки у островов Эллиота, «Стерегущий» и «Решительный» встретили четыре японских миноносца, к которым затем присоединились еще два крейсера. Противник имел преимущество в артиллерии и скорости. Спеша к Порт-Артуру, русские корабли пытались отстреливаться, однако силы сторон были неравными.

Командир «Решительного» спас корабль после разрыва барабанных перепонок

Командир «Решительного» был контужен, но даже с разрывом барабанных перепонок смог увести корабль в Порт-Артур. У «Стерегущего», на котором японцы сосредоточили основной огонь, дела обстояли хуже. Один из снарядов разорвался в угольной яме и повредил два котла. После этого миноносец начал терять скорость. Следующим снарядом были выведены из строя остальные котлы, и корабль окончательно остановился. Его орудия замолчали.

Командир «Стерегущего» Александр Сергеев

Японцы прекратили бой и взяли корабль на буксир. Когда к разрушенному остову приблизилась шлюпка противника, вода уже наполнила жилую палубу. Из-за пробоин миноносец начал погружаться на дно. Пока японцы возились с буксировкой (они успели поднять над судном свой флаг) к месту боя подошли крейсера «Новик» и «Боян». Подкрепление открыло огонь по вражеским миноносцам, и те отступили. «Стерегущему», однако, помочь уже было нельзя. Дымящаяся груда металла затонула в 7 милях от Ляотешаня.

В марте 1904 года в английской газете «Times» со ссылкой на японские источники появился рассказ о двух русских моряках, открывших кингстоны, чтобы не допустить сдачи корабля. Впервые эта версия была опубликована в газете «Новое время». В 1911 году в присутствии Николая II в Санкт-Петербурге был открыт памятник, посвященный героической гибели миноносца и изображающий этих матросов.

Русские миноносцы отправляли на разведку без подкрепления

Историческая комиссия при Морском Генеральном Штабе, изучавшая подробности всех боев русско-японской войны, не смогла подтвердить версию про кингстоны. Было отмечено, что показания выживших участников боя слишком разноречивы и сбивчивы, чтобы считать их достоверными. Комиссия заключила: «Пусть легенда живет и живит новых героев на будущие беспримерные подвиги, но признайте же, что 26 февраля 1904 г. в борьбе с сильнейшим врагом миноносец «Стерегущий» после часового, до последнего снаряда, боя пошел ко дну, изумляя врага доблестью своего экипажа».


Памятник «Стерегущему» в Санкт-Петербурге

Экипаж корабля состоял из 52 человек (48 погибли, уцелели 4). Погиб и командир Александр Сергеев (в его память был заложен эсминец «Лейтенант Сергеев»). Точно так же присваивалось российским и советским судам имя самого «Стерегущего».

В бою были тяжело повреждены «Акебано» и «Сазанами». Раненых русских моряков японцы доставили в Сасебо. Пленным зачитали письмо морского министра: «Вы, господа, сражались храбро за свое Отечество и защитили его прекрасно. Вы исполнили свой тяжелый долг как моряки. Я искренне хвалю Вас — вы молодцы». После возвращения на родину выжившие были награждены Георгиевскими крестами.

Героизм экипажа мог и бы не потребоваться, если бы два миноносца не были отправлены на разведку без поддержки, в то время как было известно, что рядом с Порт-Артуром курсируют японские корабли. Адмирал Макаров извлек урок из гибели «Стерегущего» и в дальнейшем отправлял миноносцы на разведку только под прикрытием. Он же командовал крейсерами, пришедшими на помощь тонущему кораблю. Капитан 1-го ранга Владимир Семенов отмечал, что «отныне адмирал мог смело говорить: «моя эскадра». Отныне все эти люди принадлежали ему и душой, и телом». 31 марта (13 апреля) Степан Макаров погиб при обороне Порт-Артура на броненосце «Петропавловск».

Платонов Артем

Японцы еще рассчитывали захватить русский миноносец. Мичман Ямазаки потом докладывал, что два русских матроса, завидя, что японцы крепят на "Стерегущем" буксир, перебежали по разбитой палубе и скрылись в машинном отделении, задраив за собой люк. Ямазаки предложил им сдаться, но в это время "Стерегущий" стал быстро крениться и погружаться. Моряки, оставшиеся неизвестными, открыли кингстоны и погибли вместе со своим кораблем...

Официальная версия

Рождение "Стерегущего"

1895 год. В Великобритании для Российского Императорского флота построен миноносец «Сокол», ставший первым кораблем в истории, сделанным из никелевой стали. По вооружению, скорости (29,7 узла) и мореходности «Сокол» стал одним из лучших в мире среди миноносцев. После испытаний корабля было решено немного доработать конструкцию (упрочнить корпус, увеличить толщину обшивки, оснастить корабли котлами улучшенной конструкции) и запустить улучшенные «Соколы» в серию.

1898 год. По заказу российского Главного управления кораблестроения в на Охтинском, Невском, Ижорском заводах и верфи в Або заложены 26 улучшенных миноносцев типа «Сокол». 12 из 26 миноносцев сделали разборными – их везли с Невского завода в Порт-Артур, где на полуострове Тигровый хвост был сооружен закрытый эллинг, рассчитанный на одновременную сборку трех миноносцев. И вот, 11 апреля 1900 года состоялась официальная закладка первого корабля на данном эллинге – "Баклана", вскоре переименованного в "Кондор", а затем в "Решительный". В том же году начали строить и "Кулик", через два года получивший новое название – "Стерегущий". В мае 1903 года его зачислили в состав 2-го отряда миноносцев Тихоокеанской эскадры, предназначенного "для защиты шхер и дальних бухт".

1904 год. Японско-российские отношения начинают стремительно портиться. 9 февраля японцы без объявления войны атакуют российские корабли на рейде Чемульпо и Порт-Артура. Начинается русско-японская война...

В этот же день «Стерегущий» с утра начал свою боевую вахту. Вначале отряженный в дозор, днем он дважды участвует в составе эскадры в атаке японцев, а вечером выходит на поиски вражеских кораблей. 14 февраля истребители «Стерегущий» и «Скорый» сопровождают минный крейсер «Всадник». 24 февраля вместе с истребителем «Сторожевой» отгоняют японские миноносцы от поврежденного броненосца «Ретвизан». Но бой, прославивший «Стерегущий», произойдет позже – 10 марта 1904 года...

Но вначале давайте посмотрим, что же предшествовало этому бою.

Предшествующие события

9 марта в 6 часов вечера миноносцы «Стерегущий» и «Решительный» под общим командованием капитана 2 ранга Боссе выходят в ночной дозор у мыса Ляотеньшань. Около часу ночи 10 марта на горизонте наблюдатели из Порт-Артура заметили какие-то огни, двигающиеся в сторону берега. Командующий флотом Тихого океана вице-адмирал С.О.Макаров приказал начальнику 1-го отряда миноносцев немедленно выйти в море, так как опасался, что неприятель может перехватить «Стерегущий» и «Решительный».

В начале четвертого ночи четыре корабля 1-го отряда («Выносливый», «Властный», «Внимательный» и «Бесстрашный») вышли из гавани и направились навстречу огням. Вскоре обнаружилось, что огни зажжены на четырех японских миноносцах – «Сиракумо», «Асасиво», «Касуми» и «Акацуки». Начальник отряда Н.А.Матусевич решает атаковать неприятеля...

Русские корабли, пользуясь тем, что они находились в тени горного массива Ляотеньшаня, подбираются незамеченными к вражеским кораблям почти вплотную. Наконец, в 3:30 с расстояния в 8 кабельтовых, «Выносливый», а затем и остальные русские миноносцы открывают огонь. Яркие вспышки выстрелов на мгновение выхватывают окрашенные в серо-оливковый цвет борта кораблей, а затем все снова погружается в темноту...

Хоть для японцев нападение и являлось полностью неожиданным, они очень быстро опомнились, дали полный ход и открыли ответный огонь. «Касуми» и «Асасиво» сосредотачивают огонь на вырвавшемся вперед «Выносливом». Вскоре один из снарядов попадает в машинное отделение, и миноносец лишается хода. Японцы приближаются к застывшему кораблю с трех сторон и начинают заваливать его снарядами. И хотя русские артиллеристы своей меткой стрельбой наносят ощутимый ответный урон, ситуация на «Выносливом» быстро ухудшается. Вскоре в кормовой части вспыхивает пожар, а взрыв в боевой рубке ранит начальника отряда Н.А.Матусевича. Кормовая часть миноносца окутывается смутно белеющим в темноте облаком – из перебитых труб отработанного пара обеих машин бьет мощная струя...

Но тут на помощь товарищу подоспел «Властный». Ведя огонь из всех орудий, он приближается к японским кораблям вплотную, и командир В.А. Карцев принимает решение таранить ближайший к себе миноносец – «Асасиво». Но японцы разгадывают этот маневр и стопорят машины, намереваясь пропустить корабль мимо себя и нанести ему таранный удар в ответ. Карцев командует резкий поворот, «Властный» выпускает в борт «Асасиво» две торпеды и проскакивает мимо. Японский миноносец после двух взрывов начинает крениться и тонуть...

Через несколько минут к «Властному» подбирается «Касуми» и, высветив того прожектором, начинает обстрел. «Властный» отвечает, и японец, не выдержав огня, гасит прожектор и резко меняет курс...

«Внимательный» и «Бесстрашный» тем временем вдвоем ведут бой с «Акацуки». Вскоре после взрыва в машинном отделении у японцев выходит из строя паровая магистраль, и миноносец превращается в неподвижную мишень. Закрепить успех русским морякам не удается – японец исчезает во тьме, а русские миноносцы вступают в перестрелку с оказавшимся рядом «Кацуми».

Вскоре противники теряют друг друга в темноте, и русские начинают отходить к берегу Лаотеньшаня – здесь, согласно инструкции, находится точка рандеву. «Внимательный» берет на буксир наиболее тяжело поврежденный «Властный», и в 7:00 отряд успешно прибывает на базу...

Последний бой «Стерегущего»

Помилуй нас Бог всемогущий

И нашей молитве внемли!

Так истребитель погиб "Стерегущий"

Вдали от родимой земли…

Наступление утра ознаменовалось густым туманом, окутавшим прибрежные воды. «Стерегущий» и «Решительный», возвращающиеся на базу после ночного дозора, в проливе Ляотешань внезапно обнаруживают крайне неприятное соседство. Пересекающимся курсом с ними идут четыре японских миноносца – «Акебоно», «Сазанами», «Синономе» и «Усугумо». Внезапная встреча стала для моряков полной неожиданностью. Однако, на «Стерегущем» и «Решительном» сразу же сыграли боевую тревогу, и русские артиллеристы первыми открыли огонь по японцам из двух 75-мм и четырех 47-мм орудий.

Используя единственный шанс вернуться в Порт-Артур и не принимать невыгодный бой (японские корабли были быстрее - 31 узел против 27, а также лучше вооружены - 6 орудий на каждом японском миноносце против 3 на каждом русском), оба корабля пошли на прорыв. Шедший в голове «Решительный», обмениваясь выстрелами в упор с «Акебоно» и «Сазанами», проскочить успел. «Стерегущему» повезло меньше – один из первых же японских снарядов попадает в котельное отделение и повреждает оба котла с главным паропроводом. Миноносец начинает стремительно терять ход... Командир «Решительного» Боссе принимает решение продолжать отход в Порт-Артур, иначе, как написал потом в рапорте командир эскадры Макаров, «повернуть «Стерегущему» на выручку, значило потерять вместо одного миноносца - два»...

Тем временем японские корабли пошли на сближение с потерявшим ход «Стремительным». Русские артиллеристы мужественно и метко отстреливались, но силы были явно неравны. Один за другим в полубак миноносца попадают три снаряда, корежа и разламывая ходовую рубку. Фок-мачта кренится и падает на правый борт. Один из снарядов попадает прямо в носовое 75-мм орудие, снеся половину ствола и уничтожив весь расчет. В кочегарке вспыхивает пожар, но кочегарам П. Хасанову, А. Осинину и трюмному машинисту В. Новикову удается его потушить...

Через час с начала боя смолкает последнее 47-мм орудие, и жестоко искалеченный «Стремительный», окутавшись дымом пожаров и паром из пробитых котлов, закачался на волнах. Все пространство от носа до первой трубы завалено частями тел и трупами – здесь полегла половина команды. С пробитых более чем в 10 местах бортов не доносится ни единого звука – 45 из 49 матросов и все 4 офицера, включая командира корабля, лейтенанта Сергеева, были мертвы...

Но победа японцам далась нелегко – досталось всем четырем миноносцам. Особенно пострадал «Акебоно», получивший 27 попаданий и вынужденный выйти из боя досрочно, и «Сазанами», отмеченный 10 попаданиями.

Видя, что русский миноносец не подает признаков жизни, японцы прекратили обстрел и спустили шлюпку. Мичман досмотровой партии Хитара Ямазаки, на найдя на борту живых (все четверо выживших – В.Новиков, А.Осинин, Ф.Юрьев и И.Хиринский, по видимому, в тот момент находились без сознания от ран), крепит на носу «Стерегущего» буксирный канат, и «Сазанами» начинает буксировку. Однако, вода, беспрепятственно вливающаяся в трюм сквозь несколько пробоин ниже ватерлинии, делает буксировку затруднительной – через 20 минут «Стерегущий» проседает и обрывает буксирный канат...

Из-за горизонта тем временем появляются дымы – вице-адмирал Макаров, узнав у вернувшегося «Решительного» о беде «Стерегущего», на крейсерах(?) «Новик» и «Баян» выходит навстречу врагу. Но к японским миноносцам уже успели присоединиться 5 крейсеров, а также приближалась броненосная эскадра, поэтому Макаров был вынужден вернуться обратно.

«Стерегущий» тем временем у всех на глазах медленно погружается под воду. Четверых оставшихся в живых моряков подбирают японцы...

Так как погиб «Стерегущий»?

Погибаю, но не сдаюсь!

Девиз моряков Императорского Военно-морского флота

В моем родном городе Санкт – Петербурге в Александровском парке близ Каменноостровского проспекта находится памятник миноносцу «Стерегущий» .

105 лет назад 26 февраля 1904 г. (10 марта по новому стилю) (все даты до 1917 года даны по старому стилю) миноносец русского флота «Стерегущий» геройски погиб в ожесточенной схватке с четырьмя японскими кораблями. Мужество его экипажа настолько потрясло противника, что в Японии его команде был воздвигнут памятник - стела из черного гранита, на которой значится лаконичная надпись: «ТЕМ, КТО БОЛЬШЕ ЖИЗНИ ЧТИЛ РОДИНУ».
По сей день у нас в различных изданиях - газетах и журналах, книгах и энциклопедиях, и в сети конечно - гуляет легенда о двух неизвестных матросах, якобы открывших кингстоны и затопивших «Стерегущего», предотвратив тем самым его захват японцами. Опровержение этому «факту» было найдено еще до 1910 года и об этом тогда же было доложено государю, но памятник героям «Стерегущего» был тогда же установлен.

Возвращаясь на рассвете 26 февраля 1904 г. из ночной разведки в Порт-Артур, эскадренные миноносцы русского флота «Решительный» и «Стерегущий» обнаружили четыре вражеских корабля, идущие им на перехват. Это были японские миноносцы-истребители «Акебоно», «Сазанами», «Синономе» и «Усугумо», которые с ночи рыскали в поисках добычи на рейде Порт-Артура.
Командир «Решительного» капитан 2-го ранга Ф. Боссе и командир «Стерегущего» лейтенант А. Сергеев, памятуя о наказе командующего флотом вице-адмирала С. Макарова «без особой нужды» с вражескими миноносцами в бой не вступать, попытались обойти японцев, но неприятель начал сближение, открыв огонь. И тогда наши миноносцы пошли на прорыв. А к месту схватки в это время уже спешили еще два японских крейсера: «Токива» и «Читосе». «Решительному», несмотря на полученные повреждения, удалось-таки вырваться из-под огня и уйти под защиту своих береговых батарей, а затем проскочить к Порт-Артуру.
Упустив «Решительный», японцы в ярости сосредоточили весь огонь на «Стерегущем». Это был настоящий ад: вражеские снаряды рвали, кромсали, корежили металл корабля, снесли мачту и трубы, осколки косили людей. Смертельно раненный командир миноносца лейтенант А. Сергеев отдал последний приказ: «...Деритесь так, чтобы каждый выполнил свой долг перед Родиной до конца, не помышляя о позорной сдаче неприятелю родного корабля». Но русские моряки сдаваться и не собирались, стояли насмерть, усилив скромное вооружение корабля, состоявшее из 75-мм орудия и трех 47-мм пушек, собственной отчаянной храбростью и мужеством.
Из Иллюстрированной летописи Русско – Японской войны» (выпуск №2 1904, стр.78) «…наш миноносец «Стерегущий» оказался в критическом положении. Командир его, лейтенант Сергеев пал в самом начале боя, погибли лейтенант Головизнин 2-й, инженер – механик Анастасов, начальствование перешло к мичману, который сам принял на себя обязанности и рулевого, так как последний тоже был убит… Вскоре погиб и мичман… Машина подбита, миноносец стал тонуть…».

Портрет командира «Стерегущего» лейтенанта А. С. Сергеева и рисунки того памятного боя.

Получив очередное попадание, тяжело поврежденный «Стерегущий» стал терять ход, превращаясь в неподвижную мишень. Вскоре его разбитые орудия смолкли. В живых из экипажа почти никого не осталось. Заметим, что и японцам в этой схватке досталось, причем всем четырем миноносцам, и особенно «Акебоно», который был «отмечен» 27 снарядами со «Стерегущего».
Видя, что русский миноносец перестал отстреливаться и подавать признаки жизни, японцы прекратили огонь, решив взять его на буксир, захватить как добычу. С «Сазанами» спустили шлюпку. Вот какая картина открылась поднявшимся на борт «Стерегущего» японским морякам, описанная в рапорте мичманом Хитара Ямазаки: «...В полубак попало три снаряда, палуба пробита, один снаряд - в правый якорь. С обоих бортов снаружи следы от попаданий десятков больших и малых снарядов, в т.ч. пробоины близ ватерлинии, через которые при качке в миноносец проникала вода. На стволе носового орудия след попавшего снаряда, близ орудия труп комендора с оторванной правой ногой и сочившейся из раны кровью. Фок-мачта упала на правый борт. Вся передняя половина корабля в полном разрушении, заваленная кусками железа. В пространстве до передней трубы валялось около двадцати трупов, обезображенных, частью туловища без конечностей, частью оторванные руки и ноги - картина ужасная... Вообще положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию».
Взяв «Стерегущего» на буксир, «Сазанами» дал ход. Но буксир лопнул, и смертельно израненный эсминец, продержавшись еще минут 20 на воде, пошел ко дну. В это время со стороны Порт-Артура показались идущие на подмогу «Стерегущему» крейсера «Новик» и «Баян» под командованием адмирала С. Макарова. Но было уже поздно: японские корабли, не приняв боя, отошли, подобрав из воды уцелевших четверых членов экипажа «Стерегущего».

А как же подвиг двух матросов, открывших кингстоны и затопивших миноносец, чтобы он не достался врагу, о чем нам твердили на протяжении многих десятилетий, да и нынче еще пишут и говорят? НЕ ПОДЛЕЖИТ НИКАКОМУ СОМНЕНИЮ: ПОДВИГ МОРЯКОВ «СТЕРЕГУЩЕГО» БЫЛ. Он кровью членов экипажа корабля вписан в боевую летопись Военно-морского флота России. Вот только кингстоны на «Стерегущем» никто не открывал. Да и не было вовсе на этом корабле в машинном отделении кингстонов. И об этом было сказано ясно и четко в материалах специальной комиссии, занимавшейся расследованием гибели миноносца «Стерегущий». Желающие и сегодня могут ознакомиться с этими документами, хранящимися в Центральном государственном архиве ВМФ.
Версия о геройском поступке двух моряков, якобы открывших кингстоны и погибших вместе со «Стерегущим», оформленная под «исторический факт», пошла гулять с легкой руки корреспондента английской (!) газеты «Таймс». Сославшись на данные «японского донесения», он первым сообщил об этом всему миру.
Вот текст статьи «Таймс», приведенный в «Иллюстрированной летописи Русско – Японской войны» (выпуск №2 1904 стр.79-80),: «Тридцать пять убитых и тяжело раненых лежали на палубе русского миноносца, когда его взяли на буксир японцы, подобравшие лишь четверых легко раненых русских, бросившихся в море. Но на «Стерегущем» оставались еще два матроса; они заперлись в трюме и не сдавались, несмотря на все увещевания. Они не только не сдались врагу, но и вырвали у него добычу, которую он уже считал своей: открыв кингстоны, они наполнили родной миноносец водой и погребли себя вместе с ним в морских пучинах…»

Через некоторое время скульптор К. Изенберг создал модель памятника «Двум неизвестным морякам» миноносца «Стерегущий», которую одобрил император Николай II. Памятник в форме креста, изображающий двух моряков открывающих кингстоны.

Вот тогда-то, готовя обоснование на изготовление памятника и надписи на нем, представители Исторической части Морского генерального штаба, исследовав множество различных свидетельств, установили, что ни в каких документах, в т.ч. предоставленных и японской стороной, нет ни строчки «о двух неизвестных моряках, открывших кингстоны».
Но подвиг экипажа «Стерегущего», конечно же, от этого ничуть не меркнет, о чем еще в 1910 г. сказал и.о. начальника Исторической части Морского генерального штаба Е. Квашин-Самарин: «Всякому, кто прочел бы и сопоставил все собранные по делу «Стерегущего» материалы и документы, было бы совершенно ясно, насколько велик был подвиг «Стерегущего», даже и без недосказанного мифа... Пусть легенда живет и живит будущих героев на новые беспримерные подвиги, но знайте же, что 26 февраля 1904 г. в борьбе с сильнейшим врагом эскадренный миноносец «Стерегущий», потеряв командира, всех офицеров, 45 из 49 матросов, после часового, до последнего снаряда боя пошел ко дну, ИЗУМЛЯЯ ВРАГА ДОБЛЕСТЬЮ СВОЕГО ЭКИПАЖА!».
Считая, что гибель двух неизвестных матросов, открывших кингстоны, «есть выдумка» и «как выдумка она не может быть увековечена в памятнике», Морской генеральный штаб 2 апреля 1910 года обратился с докладом на «Высочайшее имя», где спрашивал, «надлежит ли считать предполагавшийся к открытию памятник сооруженным в память геройского самопожертвования двух оставшихся неизвестными нижних чинов команды миноносца «Стерегущий», или же открыть этот монумент в память геройской гибели в бою миноносца «Стерегущий»?
«Считать, что памятник сооружен в память геройской гибели в бою миноносца «Стерегущий», - такова была резолюция Николая II. Уже без предполагавшейся ранее надписи-упоминания о подвиге двух неизвестных нижних чинов памятник был открыт 26 апреля 1911 г. в Санкт-Петербурге в присутствии самого Государя Императора. Переделывать его не стали, и миф, увековечивающий момент «открытия кингстонов двумя моряками», так и остался отлитым в бронзе.

Работа над созданием памятника была начата в 1905 году по проекту скульптора К. В. Изенберга, 28 октября 1908 года общий проект утвердил Николай II. Архитектурную часть работы выполнил А. И. фон Гоген.
В почётном карауле при открытии памятника стоял кочегар 1-й статьи Алексей Осинин - один из выживших матросов со «Стерегущего». На церемонии кроме Императора присутствовали председатель Совета министров П. А. Столыпин, высшие чины армии и флота.
Памятник представлял из себя декоративный водопад. По скрытой системе труб сюда поступала вода и стекала в гранитный бассейн у подножия. В начале 1930-х годов к тыльной стороне памятника подвели трубы для подачи воды к открытому кингстону вверху памятника. Общая композиция стала выглядеть эффектней, однако вода стала разрушать поверхность монумента. Поэтому в 1935 году подачу воды прекратили. В 1947 году трубы вновь восстановили, окончательно подачу воды прекратили в 1971 году, тогда же и разобрали подводящую систему.

С обратной стороны памятника приведено описание гибели «Стерегущего» и установлена памятная доска со списком погибших на нем офицеров и матросов. И в начале списка – имя командира миноносца лейтенанта А. С. Сергеева

Имя героического миноносца «Стерегущий» в ХХ столетии было присвоено в разное время трем кораблям Военно-морского флота: в 1906 г. минному крейсеру Черноморского флота; в 1939 г. в состав Балтийского флота под этим именем вошел эскадренный миноносец; в 60-80-х гг. на Тихоокеанском флоте нес океанскую вахту большой противолодочный корабль «Стерегущий».

Вот они – ГЕРОИ – экипаж «Стерегущего»:

Командир – лейтенант Александр Семенович Сергеев 2-й (род. 18.09.1863)

Минный офицер – лейтенант Николай Семенович Головизнин 2-й (1877).
Вахтенный начальник – мичман Константин Владимирович Кудревич (1882).
Судовой механик – младший инженер-механик Владимир Спиридонович Анастасов (1879).

Объявляются списки нижних чинов, погибших в боях:
На миноносце «Стерегущий»

Комендор Филипп Васильевич Васильев (Смоленской губ., Бельского уезда),
Комендор Кузьма Артемьевич Майоров (Уфимской губ., Мензелинского уезда),
Комендор Кузьма Иванович Астахов (Рязанской губ., Сапожковского уезда),
Комендор Селивестр Лкузин ,
Старший минер Тимофей Ливыцкий ,
Минер Константин Евстафьевич Степанов (Подольской губ., Кам. – Подольского уезда),
Минер Федор Степанович Черемухин (Тамбовской губ., Шатского уезда),
Минер Иннокентий Алексеевич Денежкин (Вологодской губ., Никольского уезда),
Рулевой Михаил Шимаров ,
Сигнальщик Василий Яковлевич Кружко
Сигнальщик Леонтий Иванов ,
Матрос 1-й ст. Лука Антипович Петухов (Новгородской губ., Старорусского уезда),
Матрос 1-й ст. Иван Артемьевич Гаврилов (Киевской губ., Сквирского уезда),
Матрос 1-й ст. Афонасий Иванович Карпухин (Тульской губ., Ефремовского уезда),
Матрос 1-й ст. Николай Осипович Бондарь (Подольской губ., Проскуровского уезда),
Матрос 1-й ст. Тихон Порфирьевич Максименко (Тульской губ., Новосильского уезда),
Матрос 1-й ст. Михаил Васильевич Повалихин (Пензенской губ., Городищенского уезда),
Матрос 1-й ст. Константин Михайлович Красников (Орзоровской губ., Кромского уезда),
Матрос 2-й ст. Платон Николаевич Николаев (Новгородской губ., Старорусского уезда),
Матрос 2-й ст. Марк Григорьевич Лемешко (Полтавской губ. и уезда),
Машинный содержатель 2-й ст. Иван Семенович Алексеев (Иркутской губ., Иркутского округа),
Машинный квартирмейстер 1-й ст. Михаил Федорович Бабкин (Вятской губ., Сарапульского уезда),
Машинный квартирмейстер 1-й ст. Иван Михайлович Бухарев (Казанской губ., Чистопольского уезда),
Машинный квартирмейстер 2-й ст. Борис Логинович Аксененко (написано - Аксiоненко) (Енисейской губ., Ачинского уезда),
Машинный квартирмейстер 2-й ст. Александр Денисович Артамонов (Томской губ. и уезда),
Машинный квартирмейстер 2-й ст. Иван Васильевич Харламов
Машинный квартирмейстер 2-й ст. Сергей Иванович Зимин (Рязанской губ., Зарайского уезда),
Машинист 2-й ст. Василий Николаевич Новиков (Томской губ. и уезда),
Хозяин трюмного отсека 2-й ст. Алексей Иванович Булдаков (Томской губ., Каинского уезда),
Кочегар квартирмейстер 2-й ст. Павел Васильевич Рагулин (Саратовской губ., Камышинского уезда),
Кочегар 1-й ст. Александр Васильевич Пономарев (Казанской губ., Козьмодемьянского уезда),
Кочегар 1-й ст. Андрей Ипполитович Кобель (Минской губ., Слуцкого уезда),
Кочегар 1-й ст. Петр Михайлович Хасанов (Псковской губ., Холмского уезда),
Кочегар 1-й ст. Федор Антонович Апришко
Кочегар 2-й ст. Кузьма Захарович Игнатов (Уфимской губ. и уезда),
Кочегар 2-й ст. Тимофей Иванович Зацепилин (Пензенской губ., Керенского уезда),
Кочегар 2-й ст. Павел Петрович Ботманов (Уфимской губ., Белибеевского уезда),
Кочегар 2-й ст. Валентин Филиппович Комаров (Рязанской губ., Зарайского уезда),
Кочегар 2-й ст. Кирилл Павлович Коростин (Полтавской губ., Гадячского уезда),
Кочегар 2-й ст. Игнатий Игнатов ,
Минный машинист Федор Иванович Тонкий (Архангельской губ., Минежского уезда),
Минный машинист Тимофей Григорьевич Сапожников (Вятской губ., Малмыжского уезда).

Взяты японцами в плен при гибели миноносца «Стерегущий»:
Минный квартирмейстер Илиодор Юрьев ,
Машинный квартирмейстер Василий Николаевич Новиков ,
Кочегары:Алексей Александрович Осинин
и Иван Панкратьевич Ширинский .