» » Политика и право в политологии. Политология прав человека и политические права в россии

Политика и право в политологии. Политология прав человека и политические права в россии

Политология выполняет свои сложные функции в тесной связи с другими науками. В основе взаимосвязи и взаимодействия политологии с другими общественными науками лежат два основных обстоятельства.

Во- первых, это тесное переплетение процессов общественного развития (экономических, политических, культурных) в самой жизни.

Во-вторых, в обществе возникают проблемы, связанные с важнейшими общественными ценностями, изучением которых заняты все общественные науки. Главные из этих ценностей: материальное благосостояние общества и его стабильность; национальная безопасность; свобода и конституционный порядок.

Взаимодействие общественных наук имеет и другие причины. В частности, многие жизненно важные экономические, социальные, культурные и другие проблемы нередко становятся политическими. Так происходит в случае, если решение проблемы средствами той сферы, где она возникла, становится невозможным. Возникает потребность в политических.

Основой взаимодействия является то, что политология значительно обогащается результатами исследования других наук, в то же время и другие науки используют достижения политологии для решения своих задач.

Примером взаимодействия политологии и другой социальной науки можно является экономическая теория . Специалисты в этой области изучают не только законы развития рыночного хозяйства, его саморегулирование, но и методы государственной экономической политики. Данное обстоятельство позволяет экономической теории сделать выводы, важные для политологии. Один из них заключается в том, что в основе многих экономических процессов следует видеть борьбу за реализацию политических целей. Например, хорошо продуманная экономическая программа кандидата в президенты страны становится мощным средством завоевания власти.

Наблюдается тесная взаимосвязь между политологией и социологией . Политическая социология, изучающая взаимодействие политики с социальной средой, вошла составной частью в систему политологии. Для политологии представляют интерес данные социологии о мотивах поведения людей и социальных групп. Современная политология немало заимствует у социологии в части методов научного познания.

История , в частности, политическая, дает фактический материал и выводы для исследования современных политических проблем. Соотношение политической науки и политической истории определяется тем, что теоретические выводы политической науки верифицируются историей. Игнорирование исторического опыта, как показала практика, чревато губительными последствиями.

Велика связь политологии с философией , чьей составной частью она, наряду с другими областями знаний, была в условиях Античного мира, Средневековья. Дифференциация философии привела к вычленению из нее других наук. Философия, обладая теперь собственным предметом исследования, анализирует философские основания политики.

Политология пользуется материалами правовой науки : правовое обоснование политических институтов, процессов, отношений обеспечивает гарантии их нормального развития и функционирования. Наиболее близкой по объекту и методам исследования к политологии является государственно-правовая наука, которая изучает правовые механизмы разработки и осуществления политических решений. Тесная связь правовой и политической наук обусловлена важной ролью политической власти в практической реализации правовых норм. В то же время политическая власть не может нормально функционировать без правового оформления.

Политология развивается в тесном взаимодействии с другими гуманитарными науками. Их всех объединяет общий объект исследования – жизнь общества во всем многообразии ее конкретных проявлений. У них много общих категорий. Но, конечно, предмет изучения существенно различен.

Политология права

Современное государство проводит свою политику в различных областях общественной жизни в основном через систему правовых норм.

Политика - это многообразное и универсальное явление, в котором концентрируются все основные стороны общественной жизни: экономическая, социальная, духовная, национальная, религиозная. Государственная политика выражается в официальных актах правотворчества: в них государство определяет правовые основы не только своей деятельности, но и всех звеньев политической системы общества.

В теоретическом и практическом отношении между политикой и правом не всегда обнаруживаются единство и плодотворное взаимодействие. Государственная политика лишь тогда может считаться демократической, справедливой, когда она учитывает и проводит в жизнь объективные потребности общественного развития. Следовательно, политология права по своему существу не может быть не чем иным, как объективированным выражением идей справедливости, законности, гуманизма, равенства всех людей перед законом.

Искусство политологов права состоит в том, чтобы отобрать, систематизировать, представить точные научные данные о государственно-правовой действительности и перспективах ее развития. Политология права должна также всемерно отражать разнообразные идеи, научные взгляды и представления о государстве и праве, исходящие от негосударственных политических организаций, что нередко вносит существенные коррективы в государственно-правовую политику.

Энциклопедия права

Подобной науки в реальной жизни не существует, хотя под таким названием издано немало произведений по общетеоретическим проблемам государства и права. В действительности энциклопедия права кратко освещает весь круг правовых наук, не анализируя их внутреннее единство.

Энциклопедические взгляды на государство и право складывались под влиянием философских воззрений немецких ученых Г. В. Ф. Гегеля, И. Г. Фихте , Ф. В. Шеллинга .

Одним из первых в России профессоров юридической энциклопедии был юрист, правовед немецкого происхождения Ф. Г. Баузе (1752-1812). Первым печатным курсом энциклопедии является сочинение русского юриста П. И. Дегая "Пособия и правила изучения российских законов, или Материалы к энциклопедии, методологии и истории российского права" (1831), в котором изложены общие воззрения автора на задачи правоведения. Большое научное значение в свое время имел труд русского историка, последователя Гегеля, К. А. Неволина (1806-1855), названный им "Энциклопедия законоведения" (Киев, 1839-1840). Эта работа содержит философское введение, где объясняются понятие права, история философии законоведения и история положительного законоведения. Сочинение Н. Ф. Рождественского "Энциклопедия законоведения" (Санкт-Петербург, 1863) отличается догматическим характером; оно включает философское введение в духе учения Фихте и обозрение содержания отдельных юридических наук. Позднее русские юристы отожествляли энциклопедию права с его общей теорией. Так, труды М. Н. Капустина "Юридическая догматика" (1868), Н. К. Ренненкампфа "Очерки юридической энциклопедии" (1880) и "Курс юридической энциклопедии" (2-е изд., Киев, 1898) излагают только общее учение о праве. С философской точки зрения они имеют эклектический характер. Наиболее влиятельным профессором энциклопедии права был российский правовед, историк философии и педагог П. Г. Редкий, который стремился поставить свою науку в живое соприкосновение с современностью; он издал семь выпусков "Из лекций по философии права" (1889-1891).

Самостоятельными исследователями в области общего учения о праве являются Н. М. Коркунов (1853-1904) и С. А. Муромцев (1850-1910). Первый написал "Энциклопедию права" (1883) и "Лекции по общей теории права" (1898); второй - "Определение и основное разделение права" (1879), "Учение немецких юристов об образовании права" (1886) и др. Оба они в изучении права отводили значительное место историко-социологическим элементам.

Ряд блестящих страниц по общим вопросам права содержится во введении к лекциям по гражданскому праву Н. Л. Дювернуа (Санкт-Петербург, 1889), являющегося противником иеринговской теории права. Антагонистом иеринговских воззрений выступил также С. В. Пахман в своей речи "О современном движении в науке права" (Санкт-Петербург, 1882), на которую С А. Муромцев ответил этюдом "Что такое догма права?". Эта полемика обратила на себя внимание за границей.

В "Очерках энциклопедии права" П. Деларова (1878, не окончено) право рассматривается как один из элементов общественной жизни, а статья профессора Н. А. Зверева "Энциклопедия права в ряду юридических наук", опубликованная в "Юридическом вестнике" за 1880 г., в противоположность господствующему среди русских юристов мнению проводит мысль о необходимости сохранить различие между философией и энциклопедией права. Как видим, на фоне столь различных философских воззрений создание цельной науки, которая охватывала бы всю совокупность юридических знаний, оказалось в тот период невозможным. В последующем русская юридическая мысль пришла к однозначному выводу о том, что энциклопедия права как наука методологически несостоятельна, поскольку у нее нет ни собственного предмета, ни метода исследования, т.е. того, что присуще любой науке.

Конечно, энциклопедия права не может быть признана наукой в ее современном понимании, однако энциклопедические словари и другие издания, содержащие краткое изложение юридических понятий, информацию о действующем законодательстве, весьма полезны и необходимы для всех граждан, находящихся в сфере правового регулирования. Общие первичные знания о государстве и праве нужны в том числе и будущим юристам.

Немецкий юрист Рудольф фон Иеринг (1818-1892) трактовал право как юридически защищенный практический интерес. Учение Иеринга оказало влияние на формирование ряда правовых доктрин XX в.: юриспруденция интересов в Германии, юридический прагматизм в США и т.д.

Таким образом, энциклопедия права, которую стали преподавать в Московском университете еще в конце XVIII в., ныне трансформировалась в учебную дисциплину под названием "Введение в юридическую специальность" . Она изучается во многих юридических учебных заведениях страны.

Общая теория права

Научно-педагогическое произведение российского религиозного философа и правоведа князя Е. Н. Трубецкого (1863-1920) "Лекции по энциклопедии права" представляют цельную и весьма интересную для современной юридической науки систему взглядов на право и государство. Это уже теория, а не энциклопедия юриспруденции.

Общая теория права как наука сформировалась в России в трудах Ю. С. Гамбарова, В. М. Гессена, Б. А. Кистяковского, Н. М. Коркунова, П. И. Новгородцева, Л. И. Петражицкого, В. П. Сергеевича, В. С. Соловьева, Б. II. Чичерина, Г. Ф. Шершеневича и др. Русские авторы в своих исследованиях опирались на произведения немецких юристов, философов, социологов, политологов (В. Виндельбанда, Г. В. Ф. Гегеля, Г. Еллинека, Р. Иеринга, И. Канта, А. Лассона, Г. Майера, К. Стенберга, Ф. Шеллинга, Ф. Ю. Шталя, Р. Штаммлера, А. Шютце), создавая стройную систему общетеоретических знаний о государстве и праве применительно к условиям российской общественной жизни. Многие теоретические выводы представителей русской дореволюционной юридической мысли актуальны и по сей день. Русская юридическая наука конца XIX - начала XX в. сочетала в себе самые разнообразные общетеоретические взгляды на государство и право: естественно-правовые, материалистические, социологические, нормативистские, психологические. При всем разнообразии научные работы (монографии, учебники, пособия, статьи) русских юристов отличаются фундаментальностью, убедительностью, стройностью и логичностью. Разночтения в общетеоретических взглядах на государство и право в отечественной и зарубежной науке незначительны и по существу, и по формальным признакам. Они едины в главном: и государство, и право - это социальные инструменты, призванные обеспечивать благополучие человека во всех сферах его жизнедеятельности .

Учебники, изданные в нашей стране в советский период, как правило, назывались "Теория государства и права". По мнению авторов данного учебника, такое название необходимо сохранить. В наше время дискуссии о том, что первично - государство или право, - не имеют под собой ни научной, ни практической почвы. Ведь очевидно, что право как явление общественной жизни, мерило свободы и справедливости в человеческих отношениях сформировалось гораздо раньше, чем государство. С возникновением государства право приобретает лишь новое качество: оно становится правом, охраняемым государством, его принудительной силой; приобретает новые свойства, порождаемые его неразрывной связью с государством. Государство и право трактуются ныне как важнейшие элементы цивилизации; ценности, благодаря которым становятся возможными прогрессивное развитие общества и создание нового мирового порядка на основе общепризнанных принципов и норм.

Изучение теории государства и права на базе данного учебника направлено на усвоение комплекса общетеоретических знаний о государственно-правовых явлениях; получение представлений об основных категориях, отражающих особые свойства государства и права; определение значения общетеоретических знаний для последующей практической деятельности; развитие и закрепление нового юридического мышления, общей и правовой культуры, высокого профессионализма, чувства законности и справедливости; уяснение основных принципов права, умения правильно толковать и применять его.

  • Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) - один из главных представителей немецкой классической философии. В основании его теории лежит философская доктрина "наукоучения". Для Фихте фундаментальной философской данностью является этическая ("практическая") творческая деятельность безличного всеобщего "самосознания", "Я", полагающего себя и свою противоположность - мир объектов, "не-Я". Диалектика бесконечного процесса творческого самополагания "Я" в переработанном виде была воспринята Ф. В. Шеллингом и Г. В. Ф. Гегелем.
  • Хропанюк В. Н. Указ. соч.

ПРАВО И ПОЛИТИКА

© Юрковский А. В., 2007

А. В. Юрковский - кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Юридического института ИГУ

Право и политика - два социальных феномена, исследование которых, исторически обусловлено, непрерывно актуально по сей день и имманентно объективным реалиям возникновения, развития, перспективам существования и трансформации их самих. Особая актуальность обозначенного вопроса подтверждается также отсутствием единого подхода к рассмотрению указанных дефиниций. Предлагаемое исследование не претендует на выявление и оценку всех или даже основных подходов, интерпретирующих и характеризующих соответствующие понятия. В работе пойдет речь о взаимном влиянии, взаимодействии, различиях и противоречиях между правом и политикой с точки зрения сопоставления общепризнанных в науке значений рассматриваемых понятий.

Прежде всего, необходимо выделить два основных эквивалента изучаемых терминов.

1. Право как факт объективной реальности принято рассматривать в четырех основных значениях - это право в естественном смысле, объективное право, позитивное право и субъективное право.

Политика как факт объективной реальности фигурирует в двух основных смыслах. Политика как целенаправленная деятельность людей в сфере властных, государственных, классовых отношений. Политика как характеристика атрибутов существования государственных институтов и иных политических формирований1.

2. Право как информация, подлежащая исследованию, усвоению и интерпретации суть юридическая наука или по мнениям отдельных ученых теория государства и права в широком смысле или же юриспруденция в одном из ее значений.

Соответствующими характеристиками обладает и политика. Например, Р. Шнайдер сформулировал политику как изучение принятия общественно значимых явлений, а Г. Лассауэл - как изучение влияния и влияющего. В любом случае рассматриваемый эквивалент принято обозначать термином «политология».

Предлагаемый контекст исследования предполагает сопоставление права и политики через призму двух обозначенных эквивалентов.

Право и политика есть факты объективной реальности, которые возникают, развиваются и обуславливаются в связи с волевыми действиями и сознанием людей (участников общественных отношений). Наличие индивидуальных и групповых интересов предопределяет существование противоречий, которые являются источником развития всей совокупности социальных взаимодействий. «Политическое не означает никакой собственной предметной области, но только степень интенсивности ассоциации или диссоциации людей, мотивы которых могут быть религиозными, национальными (в этническом или культурном смысле), хозяйственными или же мотивами иного рода, и в разные периоды они влекут за собой разные соединения и разделения»2. Приблизительно также можно говорить о двух главных значениях понятия «право». Право в естественном смысле не зависит, от чьих бы то ни было усмотрений и даже знаний о нем. В свою очередь, объективное право, будучи результатом волевой и осознанной деятельности людей, казалось бы, обу-

славливается интересами отдельных социальных групп и даже отдельных личностей, но, тем не менее, существует в любом содержании, предопределено нормативной природой или характером человеческой психики и является важнейшим фактором существования человечества как биологического вида. Отсюда можно предположить, что и право и политика, как функционирующие, трансформирующиеся, но неизменно имманентные социуму в широком смысле обстоятельства можно рассматривать как социальные догмы или объективные социальные законы.

Необходимо выделить безусловный приоритет естественного права, поскольку оно определяет сущность человеческой природы вообще и именно совокупность естественных прав формирует самобытность и индивидуальность каждого человека в частности.

Одновременно следует учесть незыблемость постулата о том, что качественно и полноценно, всесторонне и эффективно прогрессируя, человек может развиваться только в рамках сообщества с другими людьми.

Именно наличие естественных прав, в конечном счете, предопределяет наличие противоречий между отдельными людьми и их группами, а наличие противоречий, в свою очередь, побуждает людей вступать в различного рода отношения, которые образуются для обеспечения реализации собственных интересов или для разрешения, существующих в связи с личными или социальными интересами других людей противоречий. При этом формы реализации собственных интересов, в контексте разрешения противоречий в общественных отношениях, могут быть самыми разными, от совместных уступок до тотального или перманентного насилия.

Видится, что в противоречиях индивидуальных и коллективных интересов таятся предпосылки объективирования как политики, так и права.

Существуют специфические черты политического противоречия: включенность

субъекта политического действия в механизм развития политического противоречия; равноположенность, равнозначность в политическом противоречии политических сил, образующих данное противоречие; существование возможности взаимоперехода политических противоположностей, воз-

можность обмена ролями в политическом процессе; существование специфической фазы, этапа развития политического противоречия: антагонизма как несвоевременного разрешения политического противоречия3.

В предлагаемом сегменте исследования целесообразно рассматривать политику как более широкое понятие. Политика отличается от права количественным охватом социальных сфер и динамикой их оценки. Порой политические отношения затрагивают уровень интуитивных восприятий человека, категорий, не поддающихся логической оценки (симпатии, антипатии, авторитет, харизма, преданность, патриотичность, вера, справедливость и тому подобное). В свою очередь, право - это результат длительного существования устоявшихся оценочных категорий, прочно вошедших в структуру социального менталитета. Иными словами, существуют сферы общественных отношений, которые, безусловно, понятны и приемлемы на интуитивном или чувственном уровне, но не доступны правовому регулированию, однако которые могут быть объектом политических отношений.

Вместе с тем политика - это целенаправленная деятельность. Определенный результат - вот главное условие и побуждающее обстоятельство, которое превращает намерение в активное действие. Там, где человек может добиться результатов, минуя взаимодействия с другими людьми, политики нет. Там где возникает политика, сталкиваются интересы множества людей, формирующих солидарные интересы. Война всех против всех - нонсенс, путь к самоуничтожению. Поэтому, невзирая на различное содержание интересов отличающихся друг от друга людей и социумов, можно сказать, что любая система политических отношений предполагает в итоге установление определенной регламентации (порядка) в отношениях между людьми, будь то рабовладение, социализм чучхейского типа или либеральная демократия. Конечно, политика оперирует самыми разнообразными социальными нормами - моралью, нравственностью, обычаями, традициями, корпоративными нормами и нормами религии, в арсенал даже включаются этические и эстетические нормы. Тем не менее, самым эффективным регулятором общественных отношений было и остается объективное право. Поэтому наиболее очевидным объектом политических отношений выступает право. При по-

мощи права создаются нормы поведения общеобязательного характера, которые за счет обеспечительных мер со стороны государства можно рассматривать в качестве реального оружия, в руках тех, кто имеет к нему доступ, как на стадии формирования, так и на стадии применения. Иными словами, необходимо рассматривать право, прежде всего, в политическом измерении. Право явление политическое и требует политического осмысления. Вместе с тем, думается, что нельзя говорить о безусловном превосходстве политики над правом, так как случаи возведения политической воли в чистом, первозданном виде в закон встречаются крайне редко, как правило, связаны с диктатурой, и в основном демонстрируют, с точки зрения истории, непродолжительную жизнеспособность. Современный уровень развития общественного сознания предполагает правовое опосредование политики. Тоталитарно-этатистский тип правопонима-ния все больше уходит в прошлое во все большем количестве стран современного мира. Современное право это сложный сплав, сложное сочетание и многоуровневая координация воль различных фигурантов политических отношений. Ведь каждому отдельному человеку принадлежит одинаковое количество естественных прав, наряду с другими людьми. Количество претендентов на участие в политических отношениях неуклонно увеличивается, и политика все больше имплементируется в рамки правового поля. В сфере действия права, как и политики. Важны не чьи-либо субъективные намерения, пусть даже самые добрые, а их объективные последствия4.

Зависимость политики от права принято обозначать политикой права. Наряду с термином «политика права», существует и термин «правовая политика». Правовая политика - комплекс целей, мер, задач, программ, установок, реализуемых в сфере действия права и посредством права5.

Политика, проводимая любым государством, является, с одной стороны результатом борьбы за реализацию интересов отдельных социальных групп внутри страны, а с другой стороны - констатацией роли и места конкретного государства в системе международных отношений. Как факт, и политика и право, и политика права и правовая политика разделяются на уровни - внутренний и внешний. Очевидно, что любая политическая форма реализуется через

право, его нормы. Особо важными нормами, которые предопределяют социальное значение права, являются конституционные нормы. Именно нормы конституционного права устанавливают основные дефиниции, вектора правового регулирования, стратегические и тактические рубежи и идеи справедливости. В конституционно-правовых нормах политика приобретает отчетливые формы и опирается на возможность принуждения со стороны государственного аппарата.

Политика базируется также на международно-правовых принципах и стандартах, выработанных мировым сообществом.

Несмотря на широкий спектр граней, которые позволяют сопоставить право и политику, определяя их сходство, различия и противоречия, в объективном контексте можно сказать главное: право и политика - это социальные ценности. Данные обстоятельства являются ведущими движущими факторами прогрессивного и динамического изменения обществ в цивилизованных формах.

Другой эквивалент рассматриваемых понятий предполагает видение права и политики в качестве систем знаний о государственной, правовой и политической действительности. Можно смело утверждать, что представление об объективной реальности и сама объективная реальность - это не совсем одно и то же. Данный постулат в полном объеме может быть сопоставлен с рассматриваемыми понятиями. Именно поэтому современная наука до сих пор не может дать исчерпывающих ответов на стоящие перед ней вопросы.

Именно поэтому при изучении права и политики важно определять общие критерии, как научного познания, так и науковедения, поэтому следует констатировать взаимосвязь, взаимное влияние и взаимозависимость политологии и юриспруденции.

Политология - это комплексная, многоотраслевая, универсальная, единая, методологическая гуманитарная наука. Современная политическая наука обладает рядом черт и свойств, которые ее подняли на очень высокий уровень в ряду гуманитарных наук. О роли и значении политологии в современном обществе можно судить, только проанализировав основные направления исследования и ее методологическую основу.

Наиболее подробно изучена связь политологии с теорией государства и права. Теория государства и права является единой, наиболее общей, фундаментальной, комплексной, методологической, политикоюридической гуманитарной наукой. Теория государства и права представляет собой систему обобщенных знаний о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства, права и связанных с ними различных государственно-правовых явлений6.

Предмет политологии значительно шире предмета теории государства и права. Политология претендует на знание всего политического универсума, границы которого трудно установить7. Тем не менее, в предмет политологии вопросы о государстве и праве входят. Поэтому политология по отношению к теории государства и права выступает как наука общая, поскольку изучает более общие вопросы. В свою очередь, теория государства и права выступает по отношению к политологии как частная наука, так как предмет теории не выходит за рамки государственно-правовых явлений. Однако в связи с тем, что государственноправовые явления не являются изолированными от других социальных, политических обстоятельств, а наоборот с ними взаимодействуют, то при изучении этих связей теория государства и права широко опирается на политологические исследования. В свою очередь, теория государства и права вырабатывает понятия, категории, конструкции, положения и выводы о государственно-правовых явлениях, которые используются политологией, например «механизм правового регулирования», «реализация и применение права», «государственный аппарат», «презумпция», «иммунитет» и т. п. Такая информация политологии необходима. И она теорией предоставляется.

Одновременно можно сказать, что политология рассматривает более частные политические обстоятельства. Например, понятие «политическое развитие» было введено в западной политологии во 2-й половине XX в. для отражения динамики политической жизни, обозначения процессов ее изменения, а также для определения уровня политического развития общества. Политическое развитие измеряется при помощи таких критериев, как избирательная система в широком смысле, политические партии, средства массовой информации, профессио-

нальные союзы, церкви и т. п. Данные понятия конкретизируются и приобретают официальное толкование в нормах конституционного права. Причем в различных государствах современного мира данные конструкции обретают собственное содержание и индивидуальные характерные черты. Именно наука конституционного права предоставляет богатейший эмпирический материал для политологических обобщений. Вместе с тем предмет конституционного права, также как и предмет теории государства и права, по отношению к политологии является частным. Можно даже сказать, что предметы этих дисциплин входят в предмет политологии.

Конституционное право зарубежных стран - это динамичная, отраслевая и одновременно историко-теоретическая, общая, комплексная, политико-юридическая гуманитарная наука. Вопрос о ее характерных чертах является предметом другого научного изыскания. Можем лишь предположить, что это некое усредненное, универсальное перечисление характерных черт конституционного права стран современного мира как науки. Применительно к данному же исследованию необходимо обратиться к признакам, которые в предложенную формулировку не вошли, но с высокой степенью уверенности, заручаясь поддержкой большого количества ученых, занимающихся конституционной компаративистикой, должны войти. Конституционное право зарубежных стран - это, также как и теория государства и права, фундаментальная и методологическая наука.

Фундаментальный характер конституционного права зарубежных стран заключается в специфике объекта или предмета правового регулирования национальных отраслей конституционного права. В конституционном праве рассматриваемая отрасль по отношению к иным отраслям права рассматривается именно как фундаментальная. Ее задачей является формирование основополагающих, фундаментальных дефиниций, целей, задач и принципов и наполнение их содержанием, соответствующим воле носителя власти конкретного государства.

В данном контексте сталкивается как прикладной, профессиональный, конституционно-правовой, так и политологический контексты. Полагаем, что в данном случае политология должна обеспечивать конституционное право, однако качественно это

сделать без универсальной оценки мира в целом ни политология, ни наука конституционного права не могут.

Другой характерной чертой, свойственной науке конституционного права зарубежных стран8, является ее методологический характер. К методологическим наукам принято относить сферы знаний, формирующие взгляд на мир, на окружающие факты объективной действительности. Именно для конституционного права важны философские начала оценки мира, критерии мировосприятия или миропонимания. Например, понятие «конституционализм» можно рассматривать через призму либерально-демократического, социалистического или любого из клерикальных подходов. Результат будет отличаться, как отличаются национальные политические системы стран современного мира.

Кроме того, методологический инструментарий, приемы, средства, способы, в целом методология оценки современного мира, на наш взгляд, тот раздел конституционного права, который нуждается в серьезной проработке и унификации. Результаты многих исследований предполагают возможность их использования для обеспечения определенных целей, преследующих отдельные политические интересы вместо стремления к постижению объективной истины.

В контексте предложенной темы небезынтересным, на наш взгляд, является вопрос о соотношении международного права и политологии.

Международное право - это универсальная, межгосударственная, единая, комплексная, отраслевая и одновременно историко-теоретическая, политико-юридическая, гуманитарная наука. Наука международного права представляет собой совокупность объективных знаний о нормах, создающихся путем соглашений между государствами, в том числе с разным общественным строем, и иными субъектами в процессе осуществления международных отношений.

Одной из важнейших категорий международного права является «признание», которым оперирует политология. Одновременно признание основано на таких признаках, как воля и сила, которые в международном праве не регламентируются.

В любом случае, приведенные примеры взаимосвязи, взаимозависимости, влияния и взаимного дополнения таких наук, как политология, теория государства и права, конституционное право зарубежных стран, международное право, прослеживаются очевидно.

Полагаем, что наличие необыкновенно большого объема материалов о сопоставлении права и политики, как объективных явлений социальной действительности и очень ограниченного количества материалов сравнительного характера о единстве и взаимном влиянии юриспруденции и политологии - обстоятельство, имеющее актуальный для научных инициатив характер. Безусловно, назрела необходимость восполнения существующих пробелов научных знаний. Для выполнения столь объемной задачи потребуется значительное время. Ш

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Демидов А. И. Политика: понятие и природа // Российская правовая политика: курс лекций / под ред. А. В. Малько. М., 2003. С. 3.

2 Шмидт К. Понятие политического // Вопросы социологии. 1992. № 1. С. 45-46.

3 Коновалов В. Н. Словарь по политологии. М., 2001. С. 56.

4 Матузов Н. И. Право в политическом измерении // Российская правовая политика: курс лекций / под ред. А. В. Малько. М., 2003. С. 55.

5 Матузов Н. И. Правовая политика: сущность, концепция, реальность // Российская правовая политика: курс лекций / под ред. А. В. Малько. М., 2003. С. 77.

6 Пьянов Н. А. Консультации по теории государства и права: учеб. пос. Ч. 1. Иркутск, 2004. С. 7.

7 Теория государства и права: курс лекций / под ред. М. Н. Марченко. М., 1998. С. 13.

8 Которую иногда называют общим конституционным правом.

© Оформление. ООО «Издательство «Окей-книга», 2014

1. Сущность политики как общественного явления

1. Политика возникла более 10 000 лет назад как особая сфера человеческой деятельности, цель которой – ориентировать общественное развитие в благоприятном для человека направлении путем определения общих целей и согласованных действий.

Термин «политика» впервые появился в Древней Греции, где словом «polls» обозначалось государство, а политикой назывались государственные или общественные дела, точнее, искусство управления государством.

2. Сегодня существуют различные подходы к пониманию политики. Во-первых, это устоявшееся представление о политике как об управлении обществом. Во-вторых, достаточно распространенным является взгляд на политику как на регулирование отношений между различными социальными слоями, группами, государственными образованиями. Существует также понимание политики как сферы борьбы различных лиц и общественных групп за власть.

3. Необходимо указать, что осязаемость политики как социального института обусловлена именно наличием такого источника государственного могущества, как власть. Выделение категории власти в качестве определяющей вытекает из того, что сфера политики не только охватывает государственную политическую систему, но и выходит за ее пределы.

4. В результате развития разнообразия интересов и усложнения форм человеческой деятельности содержание политики уже не ограничивалось только государственно-организованной деятельностью, а проникало в сферу взаимодействия индивидов по вопросу реализации их частных интересов. Как считает М. Вебер, политика охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Разнообразие подходов к объяснению смысла политики осложняет выражение ее четкой формулировки. Специфика политики связана с ее способностью обеспечивать целостность общества, согласовывать различные социальные интересы, эффективно регулировать социальные взаимодействия.

5. Политический мир также связан с властными отношениями, государственным устройством. Следовательно, при определении политики такие ключевые элементы, как деятельность, государство и власть, должны быть взаимоувязанными. Не претендуя на исчерпывающее толкование, отметим, что политика – это сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами и различными общественными силами, целями которой являются завоевание, удержание и использование государственной власти. В этом определении выделены сущностные признаки политики, то, что политика является сферой властных отношений, служит удовлетворению общезначимых интересов, реализация которых невозможна вне государственного управления.

2. Политология в системе социальных и гуманитарных наук

1. Политические процессы изучаются не только политологией, но в тех или иных аспектах также и философией, историей, социологией, экономикой, теорией права и т. д. Политология и философия связаны методологическими принципами исследования политических явлений: следует рассматривать их во взаимосвязи с другими явлениями, выявлять их противоречивый характер, прослеживать историческую преемственность.

2. Философия дала политологии возможность использовать теорию познания при исследовании определенных политических проблем, политология философии – анализ общества как целостной социальной системы и места в ней того или иного политического явления. Среди важнейших целей политической философии – выявление соответствия общепризнанных политических ценностей реальным интересам людей, установление критериев добра и зла, справедливого и несправедливого, того, что надо сохранить, а что изменить, одобрить или отвергнуть в политике.

3. История представляет примеры развития политической жизни общества. В исторической науке существует самостоятельный раздел – политическая история, изучающий мир политического в прошлом. Политология же, изучая исторический опыт развития общества в прошлом, постигает закономерности развития политической жизни. Э. Фримен, известный английский историк, писал: «История – это прошлая политика, и политика – это сегодняшняя история». История развития политической мысли также является предметом политологии. Для исторической науки характерно изучать события в хронологическом порядке. Политология обобщает опыт прошлого, выделяет основополагающее, типичное, закономерное, повторяющееся в развитии общества и делает выводы. История имеет дело преимущественно с уже происшедшими процессами и феноменами, свершившимися фактами. Объект изучения политологии – живая реальность, окружающая действительность, затрагивающая интересы групп людей.

4. Социология дала политологии методологию исследования, кроме того, предоставляет ей конкретные данные, характеризующие общество как целостную социальную систему. Социологические данные используются политологией для анализа политических явлений и их связи с явлениями общественной жизни. Исследуются результаты социологических опросов, выявляющие настроения в обществе, мотивы тех или иных поступков, предпочтения отдельных индивидуумов и социальных групп в отношении власти, ее функционирования, политических партий и общественных движений, выборной системы и т. д.

5. По некоторым вопросам политология соприкасается и с правовыми дисциплинами, изучающими правовую систему общества, механизмы власти, принципы и нормы конституций. Дисциплины права носят более прикладной, практический характер, политология же изучает теоретические, потенциальные аспекты права.

6. Связана политология и с экономикой. Экономические отношения в зависимости от конкретных условий развития того или иного общества влияют на развитие его политических отношений. Политика, в свою очередь, способна оказать влияние на экономику: позитивные международные отношения, например, способствуют хорошему товарообороту, негативные могут спровоцировать эмбарго (запрет на ввоз продукции какого-либо государства).

3. Структура политики и ее функции

1. Политика имеет сложную структуру. Составными элементами политики являются:

Субъекты политики;

Объекты политики;

Политические процессы;

Политическая власть;

Политические идеи и концепции;

Политические отношения.

2. Субъекты политики – непосредственные участники политических отношений. Среди них индивиды, социальные группы, слои, организации, общественные движения, прямо или косвенно участвующие в процессе реализации государственной власти, осуществляющие влияние на нее. Как правило, субъект политики структурно организован и представляет собой социальный институт (если это политическая партия, общественное движение, государство, средство массовой информации, инициативная группа граждан и т. д.).

3. Объекты политики – общественные проблемы, возникающие в процессе развития общества. Решение данных проблем требует адекватного реагирования всей системы политических институтов, а также принятия эффективных управленческих решений.

Политические процессы – система взаимодействия различных политических сил, субъектов политики для решения политических проблем и оказания воздействия на объекты политики. Формы взаимодействия политических сил: согласие, сотрудничество, политическая борьба, конфронтация (противостояние).

4. Политическая власть – наличие возможностей у тех или иных политических сил оказывать воздействие на общество, разрабатывать и осуществлять политику на основе баланса интересов социальных групп. Понятие «политическая власть» отражает способность и возможность индивидов или групп оказывать определяющее воздействие на общество, проводить свою волю в управлении им, мобилизовывать большие массы людей на достижение поставленных целей, а также регулировать отношения между определенными социальными группами.

5. Политические идеи и концепции – теоретические основы развития политических отношений общества. Они объясняют все политические аспекты, в том числе функционирование политических институтов. Политические концепции – создаваемые на основе обобщения наблюдений и фактов предположения. Концепции являются основой для создания теорий. Политические отношения – отношения между различными социальными силами, институтами, которые могут выступать в качестве самостоятельных субъектов политических отношений и регулируются определенными нормами, правилами, ценностями и т. д., складывающимися в практике политической жизни.

6. Функции политики в современном обществе:

Управленческая (регулятивная) функция – политика осуществляет управление социальными процессами общества, регулирует их;

Функция обеспечения целостности и стабильности общества – политика формирует общественные цели, определяет социальные ориентиры, ценности, изыскивает необходимые для этого ресурсы;

Функция политической социализации – политика формирует политическое сознание индивидуума, включает личность в общественные отношения;

Функция мобилизации и обеспечения общей деятельности – политика систематизирует общественное взаимодействие;

Гуманитарная функция – политика обеспечивает гарантии прав и свобод личности, общественного порядка, гражданского мира и согласия.

4. Мораль и политика

1. Мораль как совокупность норм, правил поведения и отношения людей друг к другу, порожденных изначально существовавшими обычаями и традициями, имеет первенствующее к политике отношение. Прежде всего это первенство функциональное, так как отсутствие надлежащего этико-гуманистического обоснования, прочных нравственных предпосылок ведет к деформации самой политики и ее результатов. Устойчивый авторитет веками вырабатывавшейся общечеловеческой нравственности выше престижа любой политики. Для политики не могут быть безразличны существующие в конкретном обществе моральные ценности. Именно поэтому в высокоразвитых, стабильных обществах к политике и к политикам предъявляются строгие нравственные требования.

2. В современных условиях особое значение приобретают проблемы морального прогресса и прогресса политики, применимости моральных оценок к политическим действиям, вопросы соотношения целей и средств в политике, пределов допустимости насилия к личности, социальной группе, нации и государству.

3. Мораль в отличие от политики не имеет вещественных воплощений в аппаратах власти, но так или иначе она присутствует во всех ее проявлениях. В политике действуют жесткие законы и правила, поэтому нравственный прогресс в обществе не всегда сопровождается соответствующим прогрессом в политике. Такие нравственные категории, как благо, добро, зло, справедливость, которыми оперирует политическое мышление, зачастую имеют иное содержание, чем эти же категории в осознании моральном: фигурируя в политическом мышлении, они несут утилитаристски-практическую нагрузку. За ними обычно скрываются достаточно элитарные польза или вред для различных субъектов социума вследствие функционирования государства. И зачастую людей всегда намного легче увлечь в сторону зла, нежели добра.

4. В политологии решение вопроса о соотношении цели и средств неразрывно связано с проблемой разделения политики и морали, так как это позволяет при выборе политических способов достижения цели освобождаться от моральных норм и запретов. Наиболее полно подход к проблеме соотношения целей и средств в политике выразил Н. Макиавелли: главным в политике выступает достижение цели, даже если способы несправедливы и аморальны. Таким образом, все средства, ведущие к достижению общественного блага, оправдываются этой конкретной целью.

5. Исходя из истории политических и этических учений, современных теоретических концепций и политической практики можно выделить несколько основных вариантов взаимодействия политики и морали:

Первенство морали по отношению к политике;

Обособленное существование политики и морали, вплоть до полного разрыва между ними;

Дискуссии в отношении проблемы соотношения целей и средств в политике;

Право политики зачастую действовать вразрез с нормами морали;

Оправдание аморализма политики, игнорирование ею морали;

Взаимодействие политики и морали в процессе их влияния друг на друга;

Нравственная оценка результатов политических действий;

Политическое сознание.

 
Учитывается или нет данная публикация в РИНЦ. Некоторые категории публикаций (например, статьи в реферативных, научно-популярных, информационных журналах) могут быть размещены на платформе сайт, но не учитываются в РИНЦ. Также не учитываются статьи в журналах и сборниках, исключенных из РИНЦ за нарушение научной и издательской этики."> Входит в РИНЦ ® : да Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в РИНЦ. Сама публикация при этом может и не входить в РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований в РИНЦ ® : 14
Входит или нет данная публикация в ядро РИНЦ. Ядро РИНЦ включает все статьи, опубликованные в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science Core Collection, Scopus или Russian Science Citation Index (RSCI)."> Входит в ядро РИНЦ ® : да Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в ядро РИНЦ. Сама публикация при этом может не входить в ядро РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований из ядра РИНЦ ® : 2
Цитируемость, нормализованная по журналу, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной статьей, на среднее число цитирований, полученных статьями такого же типа в этом же журнале, опубликованных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной статьи выше или ниже среднего уровня статей журнала, в котором она опубликована. Рассчитывается, если для журнала в РИНЦ есть полный набор выпусков за данный год. Для статей текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по журналу: 1,198 Пятилетний импакт-фактор журнала, в котором была опубликована статья, за 2018 год."> Импакт-фактор журнала в РИНЦ: 1,322
Цитируемость, нормализованная по тематическому направлению, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной публикацией, на среднее число цитирований, полученных публикациями такого же типа этого же тематического направления, изданных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной публикации выше или ниже среднего уровня других публикаций в этой же области науки. Для публикаций текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по направлению: 6,406