» » Православные церкви в европе. Православные храмы европы

Православные церкви в европе. Православные храмы европы

Человеку, знакомому с русскими церковно-архитектурными стилями, непривычно видеть в Западной Европе православный храм. Но такие присутствуют в странах, где православных верующих не очень много. Следует заметить, что кроме русских церквей, на Западе немало также греческих и сербских, а их архитектура часто отличается от нашей. Да и, зайдя в греческий храм, его можно перепутать с католическим - греки сидят на службе, и лавки расположены в храмах практически так же, как и у латинян.

Храмы Русской Православной Церкви есть почти во всех странах Европы. Это или старые храмы, построенные еще при царской России, или храмы, возведенные эмигрантами, или храмы современные, недавно построенные. Кроме того, некоторые храмовые здания арендуются у католиков, или вообще церкви находятся в простых домах.

Имперская Россия строила храмы, в основном, для работников посольств и консульств. Храмов, построенных в дореволюционное время, множество. Таковы, например, Собор святителя Николая Чудотворца в Вене, Церковь Преображения Господня в Баден-Бадене, Церковь Преподобного Симеона Дивногорца в Дрездене, Храм-памятник русской славы в Лейпциге, Собор святителя Николая Чудотворца в Штутгарте, храм апостолов Петра и Павла в Карловых Варах, Храм Святой Александры в Ирёме (Венгрия), Церковь Александра Невского в Копенгагене, Храм Христа Спасителя в Осло, Крестовоздвиженский собор в Женеве.

Особый интерес вызывает Часовня Святого Георгия в поселке Нейден , в Северной Норвегии. Внутренние размеры ее очень малы, всего на всего 3,55 на 3,25 м. Но возраст! - по преданию построена она в 1565 году. Анализ древесины, из которой сооружена часовенка, показал что возраст ее более двухсот лет.

Хоть Италия и считается самой католической страной Европы, даже там можно найти немало православных храмов. Даже в Риме можно найти православные храмы, такие, например, храм святителя Николая Чудотворца и храм великомученицы Екатерины . Особенно красивы храмы Рождества Христова и Николая Чудотворца во Флоренции и Храм Христа Спасителя в Сан-Ремо .

Франция - страна революций, католицизма, красоты. Эта страна приняла множество эмигрантов после Октябрьской революции в России. Те, кто эмигрировал в Сербию, говорили: «Югославия приняла монархистов, а Франция людей, более согласных с демократией, и так, или иначе, поддержавших революцию». Но после победы над гитлеровской Германией в Югославии воцарился коммунизм, и многим из них пришлось вновь переезжать, и теперь, в большинстве своем, во Францию. В те времена и основываются самые знаменитые русские приходы в Западной Европе — это кафедральный храм Трех Святителей Корсунской епархии Русской Православной Церкви и Сергиевское подворье , включающее в себя храм и богословский институт, хотя храм и русский, принадлежит он Западноевропейскому экзархату Русских приходов Константинопольского патриархата. Кроме того, в Париже есть старый знаменитый Александро-Невский кафедральный собор , так же, как и подворье принадлежащий Константинопольскому патриархату. С 1983 года здание этого собора охраняется французским государством как исторический памятник.

Кроме Парижских храмов, очень красивы и заслуживают отдельного внимания, Николаевский собор в Ницце и Архангело-Михайловская церковь в Каннах .

Трудами знаменитого митрополита Сурожского Антония (Блум), Великобритания стала одной из самых православных стран Запада. Интересен факт, что в начале XX века между православными, в частности Московским Патриархатом, и англиканами, шли переговоры о принятии англикан в Православие на правах отдельной Английской Церкви. Но началась первая мировая война, а затем революция в России и благие планы о объединении не смогли воплотиться в жизнь.

Кафедральный Собор Успения Божией Матери и Всех Святых в Лондоне строился, и первое время был как англиканский храм Всех Святых, а в 1956 году храм арендовала православная община Русской православной церкви, существовавшая здесь ещё с 1741 года. Успенский собор в Лондоне, построенный в неорусском стиле и освященный в 1999 году, является также кафедральным собором Великобританской и Ирландской епархии Русской Православной Церкви Заграницей.

Новые храмы, построенные в эпоху послереволюционную, возводились в основном людьми, бежавшими от «красного террора». Таковы, например: Церковь в честь святого праведного Иова Многострадального в Брюсселе , построенная в 1950 году; Воскресенский собор в Берлине 1938 года, Церковь святых апостолов Петра и Павла в Люксембурге, возведенная 1982 году, женский Монастырь в честь иконы Божией Матери «Знамение» , расположенный в местечке Траверс во Франции, основанный в 1988 году.

Очень интересна и необычна архитектура Успенского собора в Будапеште . Построен он был сербами в 1801 году, несколько раз перестраивался, пострадал во время Второй мировой войны. А после по просьбе прихожан перешел в юрисдикцию Московского Патриархата.

Много приходов не имеет своих храмов, и церковной общине приходится арендовать помещения для совершения служб, часто это бывают католические храмы. Так, например, в Португалии нет ни одного типового храма, но действует семь приходов Русской Церкви. А в Испании множество приходов, но только церковь святой равноапостольной Марии Магдалины в Мадриде имеет православную архитектуру, но строительство начато в 2013 году и еще не завешено.

Часто человеку, попавшему в чужую среду, малая и дома часто не заметная вещь может послужить большим утешением, навеять ностальгические чувства скучающему по родине, обрадовать ищущего знакомых нот в музыке чужих культурных творений. В таких случаях православный храм часто вызывает именно эти чувства у людей из стран с преобладанием православной составляющей культуры. Хотя, конечно, не в том задача церквей, чтобы утешать ностальгические чувства, но часто именно это приводило эмигрантов к Церкви. Ну, а для коренных жителей православная диковина тоже часто являлась начальным этапом в перемене жизни на православный лад.

Христианство, как вероисповедание, возникло в 1-м веке по Рождеству Христову первоначально, в основном, среди иудеев в Палестине, затем вышло за ее географические и этнические пределы к языческим народам (не евреям) и за короткое время, несмотря на возникшие гонения, стало реальным духовным и нравственным противовесом аморальности языческих верований и бездушности греко-римской философии и распространилось по всей Римской империи не только как учение, но как духовное пробуждение к полноценной жизни. Последователями - учениками Христа становились люди разной социальной и классовой принадлежности - рыбаки и иудейские священники, ученые и воины, римские патриции и рабы.

В 325 г. по Р.Х. император Константин провозгласил христианство государственной религией Римской империи. Это способствовало распространению христианской веры, но в то же время повлекло за собой ряд трудностей, которые частично послужили разделению церкви на Западную и Восточную традиции в 1045 г.

Принятие христианства на Руси произошло в 988 г. до разделения Церкви на Восточную и Западную традиции. Первоначально, поскольку христианство было абсолютно новым явлением, были переняты греческие и культ, включавший в себя формы архитектуры и литургии, и богословие с его мистичностью. Однако уже в 1051 году при Ярославе Мудром, который наряду со многими киевскими князьями всеми силами поощрял церковное строительство и дело образования при церквах, и благоговейное отношение к изучению Писаний, первый русский митрополит Иларион в «Слове о Законе и Благодати», направленном против ветхозаветного мышления византийской церкви и против византинизма вообще, написал: «Вера - от Бога, а не от греков!» Эта фраза подчеркивает самобытный характер русского христианства и может быть применима ко всему периоду истории русской церкви. Уникальность России в том, что она получила доступный перевод Священного Писания на несколько столетий раньше других европейских стран. Этот перевод Библии пришел вместе с миссионерами задолго до первого перевода Библии, приведшего Европу к реформации и возникновению протестантизма как такового. Так ростки евангельской реформации, начало которой в Западной церкви считается в 1517 г., появились в России в 1370-х годах в Новгороде в движении «стригольников» почти на два века ранее.

Новгород стал вольным городом с 1136 года, отделившись от Киева. И именно здесь в 1370 годы возникло первое духовное движение евангельского направления, начавшееся в среде низшего, но весьма образованного духовенства в знак протеста против «поставления пастырей на мзде». Псковские дьяконы Никита и Карп за этот грех отринули церковную иерархию: если священник купил свое положение за деньги, то какой смысл во всех совершаемых таинствах? Никита и Карп нашли себе единомышленников во Пскове и в Новгороде, они призывали пересмотреть все установления православной церкви с точки зрения Евангелия и вернуться к первохристианству. Они утверждали, что право проповеди принадлежит тем христианам, которые имеют дар от Бога и являются людьми нравственными и нестяжательными. И такие проповедники появились: они проповедовали в обоих городах «на распутиях и ширинах градных», т.е. на перекрестках и площадях, под открытым небом. У них было и «книжное учение», т.е. свои богословские труды и среди них было много «книжных» людей, т.е. образованных, хорошо знающих Писание. Вероятно, они организовывали свои общины, потому что есть упоминания, что при наступлении гонений, они собирались в лесах. Этих людей прозвали «стригольниками», и под этим названием они вошли в историю. О значении такого прозвища можно строить разные догадки, но ясно одно - их идеи так и будут переходить от поколения к поколению до самого 20 века и окажут свое влияние на современных евангельских христиан.

Вера во Христа побуждала многих русских людей к человеколюбивому доброделанию, просвещению и высоко моральной жизни. В 1076г. появился т.наз. «Изборник Иоанна», про-изведение, выступающее против аскетизма и ратующее за добрые дела, утверждая, что вера обязывает служить людям, а не уходить от них (3 стр. 20). Так в 1547-1554 годах Матвей Башкин отпустил своих крепостных и выступил против холопства как явления противного учению Христа (3 стр. 39). В Православии Нил Сорский и нестяжатели являлись духовным движением Богоискателей и почитателей Евангелия. Собор 1504 года выявил противоречия среди высшего духовенства в отношении авторитета Библии и Церковных Преданий. Возросшая нетерпимость официальной церкви к инакомыслию потопила в крови многие тысячи русских богоискателей, неудовлетворенных диктуемыми правилами и постановлениями как и во что верить. Несмотря на это, Иван Федоров первым в России в 1564 г. напечатал «Апостол» (книга Деяния Апостолов), что стало началом книжного духовного просветительства и книгопечатания вообще.

Раскол в русской церкви с 1666 г. стал временем начала общегосударственного движения к атеизму с одной стороны, и движением от массовой религиозности к индивидуальной вере с другой, что было продолжением развития форм евангельского христианства. Это движение продолжалось до революции 1905 года и, переплетаясь с параллельно развивающимся движением представителей западно-протестантских христиан (лютеран, кальвинистов), образовало своеобразное и самобытное явление - русское евангельское реформаторское христианство. С тех далеких дней по настоящее время Господь Бог производит в русском народе дух богоискательства, и народ находит удовлетворение своим духовным поискам как внутри «официальной» церкви, так и в «толках» и в «согласиях», общинах и домашних церквах, называясь «Божьими людьми» и Христоверами (XVII век), Духоборами, Молоканами, Штундистами, Баптистами, Евангельскими христианами, Пятидесятниками, Харизматическими христианами.

Естественным процессом в истории христианства в России было объединение верующих определенного исповедания в духовные союзы и ассоциации. Таким был, например, Всероссийский союз Евангельских христиан, организованный в 1908 г., президентом которого на протяжении 22 лет был И. С. Проханов, в свое время получивший рукоположение от Моравских Братьев - последователей служения Кирилла и Мефодия, которые были создателями славянской письменности, сделавшими в 864 году первый славянский перевод Библии.

Революция 1917 года примирила существовавшие в России христианские конфессии, одинаково сурово относясь к верующим всех исповеданий, претерпевших гонения и репрессии за свою веру. В 1944 г. произошло объединение Евангельских христиан баптистов и христиан веры Евангельской (пятидесятников) во ВСЕХ-Б.

После 1985 года появилась новая возможность для совместного духовного труда русских христиан. Она воплотилась в совместных проектах церквей различных исповеданий по евангелизации, просветительской деятельности и гуманитарной помощи. В результате этого возникли новые церкви, появились межконфессиональные духовные учебные заведения, стали действовать христианские средства массовой информации, такие как радио, телепрограммы, периодическая печать, средства электронной информации, а также общеобразовательные школы, детские сады и даже театральные труппы. Органичным звеном в движении всероссийского масштаба стало основание в 1992 году Ассоциации Христианских Церквей «Союз Христиан» . Ее регистрация в Министерстве Юстиции РФ в 1995 году юридически закрепила объединение баптистских, методистских, пресвитерианских, пятидесятнических и других церквей, которые вошли в состав Ассоциации для совместного осуществления великого поручения служения Богу и людям.

Примечательно, что, казалось бы, печальная сторона гонений на русских христиан - эмиграция, послужила в конечном итоге ко благу верующих в России. Многие из вынужденно покинувших родину христиан не забыли о ней и не держали злого сердца, хотя она отнеслась к ним как «мачеха» и первыми откликнулись, когда двери в Россию были открыты. Вместе с Библиями и гуманитарной помощью русское христианство получило возможность соединиться с единоверцами за рубежом, восстановить духовные взаимоотношения, приобщиться к новым идеям в христианском богословии и духовному опыту христиан мира. С этим в Россию пришли новшества как в богословской терминологии так и в формах богослужения и церковного устроения. Эти новые вещи нашли прием и в существовавших общинах и в только что рожденных. Определенное влияние на развитие русской церкви оказывают зарубежные миссионеры, как с Запада так и с Востока.

Одной из важнейших задач стоит определение среди огромного круга богословских взглядов исповедания веры и предназначения входящих в нее общин, как концепцию современной живой христианской церкви, а также формулировка на современном языке взглядов русской реформаторской церкви на проблемы нашего времени таких как: отсутствие или развращение моральных и духовных устоев; потребительское отношение личности к обществу; разрушение целостности и ценности семьи; безответственное отношение к окружающей среде; обесценивание человеческой жизни через попустительство абортам и евтаназии; и тому подобное.

Создана с целью распространения учения Иисуса Христа и содействия объединениям, входящим в состав Ассоциации христианских евангельских церквей «Союз Христиан» , в осуществлении права на свободу вероисповедания.

Для выполнения своей цели Ассоциация христианских евангельских церквей «Союз Христиан» ставит следующие задачи: сохранение и развитие христианства; оказание организационной, информационной, консультативной, правовой и иной необходимой помощи объединениям, входящим в состав Ассоциации. В итоговом документе Венской встречи Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в марте 1999 года отмечено, что степень свободы совести является одним из важнейших критериев демократизации страны. В этой связи Ассоциация активно участвует в деятельности ОБСЕ, представляя российские христианские организации в качестве аккредитованной неправительственной организации. Президент Ассоциации является одним из учредителей и руководителей Северо-Западного Филиала Российского Отделения Международной Ассоциации Религиозных Свобод (МАРС). В рамках этой деятельности АХЕЦ имеет сотрудничество со многими международными правозащитными организациями. Кроме того, большое значение Ассоциация придает развитию и укреплению добрых взаимоотношений с иными религиозными объединениями христиан; служению делами милосердия и благотворительности.

Ассоциация является самостоятельным, самоуправляющимся и самофинансируемым объединением, состоящим из самостоятельных, самоуправляющихся и самофинансируемых организаций, разделяющих общее исповедание веры, действия которого координируются Советом Ассоциации под руководством Президента.

Из-за того, что сотни церквей закрылись, и многим угрожает сокращение числа прихожан, возникает вопрос: что делать с неиспользуемыми зданиями?

Недавно в один из вечеров два десятка взлохмаченных скейтбордистов собрались в старинном устремленном ввысь здании церкви и принялись за свои леденящие кровь трюки. А сверху на них взирал мозаичный Христос в окружении торжественно-печальной толпы каменных святых.

Это местный каток Arnhem Skate Hall, появившийся в результате неуклюжей попытки переоборудования Храма Св. Иосифа, который когда-то под звон своих колоколов собирал на службу до тысячи прихожан.

Храм Св. Иосифа это одна из сотен церквей, которые закрылись или вот-вот закроются из-за сокращения числа прихожан и являются проблемой для властей на местном и даже государственном уровне во всей Западной Европе: что делать с некогда святыми, а теперь опустевшими зданиями, которые можно встретить повсюду на просторах от Великобритании до Дании.

Не исключено, что каток в Арнхеме долго не продержится. Некогда величественное здание храма разрушается под воздействием влаги и нуждается в срочном ремонте. Городские власти взимают с посетителей катка налоги, а римско-католическая церковь, которой до сих пор принадлежит это здание, пытается продать его по цене, слишком высокой для муниципалитета.

«Это ничейная территория, — рассказывает моложавый 46-летний активист Коллин Верстииг (Collin Versteegh), курирующий каток и вынужденный постоянно лавировать между местными политиками, не желающими заниматься этим вопросом.

То сложное положение, в котором оказался каток в Анхеме, характерно и для множества других зданий по всей Европе, длительное время трепетно относившейся к христианской религии, а теперь неумолимо теряющей связь с церковью и духовностью.

Закрытие церквей в Европе свидетельствует об ослаблении веры среди европейцев и представляет собой явление болезненное как для верующих, так и для людей далеких от веры, которые видят в религии объединяющую силу, столь важную для нашего отчаявшегося общества.

«В этих небольших городках все так устроено, что достаточно одного кафе, церкви и нескольких домов — вот уже и есть деревня, — говорит активистка Лилиан Гроотсвагерс (Lilian Grootswagers), выступающая за сохранение церкви в своем родном голландском городке.— Если церковь забросить и закрыть, то в нашей стране все полностью изменится».

Тенденции, наметившиеся в Европе в христианской среде, не так заметны в других религиях. Ортодоксальный иудаизм, преобладающий в Европе, почти не ощутил на себе никаких изменений. А что касается ислама, то он даже укрепил свои позиции за счет притока иммигрантов из мусульманских стран Африки и Ближнего Востока.

По данным вашингтонского Исследовательского центра Pew, в 2010 году количество мусульман от общей численности населения Европы выросло приблизительно до 6% по сравнению с 4,1% в 1990 году. А к 2030 году оно может достичь 8%, что составит 58 миллионов человек.

На христиан закрытие храма, который обычно занимает центральное место на городской или деревенской площади, производит сильное эмоциональное впечатление. В церкви люди совершали религиозные обряды, делились печалями и радостями и стремились установить связь с Богом. И даже некоторые неверующие жители переживают, когда эти важные культовые здания начинают использовать не по назначению или сносят.

Когда такие храмы закрывают, местные власти зачастую стремятся найти для этих исторических зданий какое-нибудь важное применение, чтобы воссоздать среди местного населения атмосферу единения. Однако содержать эти здания, как правило, очень дорого, к тому же, количество библиотек и концертных залов, которые местные власти в состоянии содержать, ограничено. Поэтому эти здания обычно приобретаются под коммерческие проекты.

В масштабах Европы количество закрытых церквей пока невелико, но если говорить об отдельных странах, то цифры впечатляют.

Англиканская церковь ежегодно закрывает около 20 храмов. В Дании приблизительно 200 церквей считаются заброшенными или редко посещаемыми. За последние 10 лет римско-католическая церковь закрыла в Германии около 515 приходов.

Но больше всего эта печальная тенденция заметна в Нидерландах. По оценкам высшего католического духовенства страны, в течение ближайших 10 лет перестанут действовать две трети из 1600 приходов, и, скорее всего, за четыре ближайших года в Голландии будут закрыты 700 протестантских церквей.

«Количество закрывающихся храмов настолько велико, что это коснется всего общества, — считает г-жа Гроотсвагерс, активистка движения «Будущее религиозного наследия» (Future for Religious Heritage), которая борется за сохранение храмов. — У всех по соседству появятся большие пустые здания».

В США пока удалось избежать такого массового закрытия храмов, поскольку американские христиане пока строже соблюдают религиозные предписания, чем европейские. Правда, как утверждают религиоведы, сокращение числа верующих и соблюдающих религиозные предписания людей в Америке свидетельствует о том, что в ближайшие годы страна столкнется с такой же проблемой.

Многие европейские храмы на протяжении многих веков служили центрами, объединяющими население, вокруг них формировались общины. Жители часто очень к ним привязаны и сопротивляются любым конструктивным предложениям по преобразованию храмов в магазины и учреждения.

По мнению г-на Верстиига, каток приносит городу пользу, которая заключается в том, что это позволяет сохранить здание, а у молодежи есть возможность с пользой проводить время. Правда, он утверждает, что местное католическое духовенство и городские власти отказываются финансировать здание из-за того, что, как ему кажется, в здании витает едва заметный дух бунтарства. «Мы уже не знаем, в какую дверь стучать и к кому обращаться», — сетует он.

Местные церковные и городские власти отрицают, что их устраивает каток, но при этом упоминают плачевную ситуацию с ненадежным финансированием. «Коллин требует любви и милосердия. А мы вынуждены из милосердия поступать жестоко, — говорит вице-мэр Арнхема Джерри Элфринк (Gerrie Elfrink). — Он все упрощает — “дайте мне денег, и у меня не будет проблем”. Но это же нерационально».

Пока общественность пытается найти новое применение для старых церквей, появляются варианты, некоторые из которых достойны и приличны, а некоторые не очень. В Голландии одну из церквей превратили в супермаркет, другую в цветочный магазин, третью в книжную лавку, а четвертую в спортзал. В Арнхеме в церковном здании, построенном в 1889 году, расположился модный магазин под названием «Гуманоид», и теперь под старинными окнами с витражами выстроились полки со стильной женской одеждой.

В английском Бристоле бывший собор Св. Павла превратили в школу для артистов цирка «Circomedia». Как говорят начальники, высокие потолки позволяют установить подвесное оборудование вроде трапеций.

А в шотландском Эдинбурге лютеранская церковь превратилась в бар в стиле Франкенштейна — интерьер оформлен колбами с булькающей жидкостью, лазерной техникой и фигурой монстра-Франкенштейна в полный рост, который в полночь спускается с потолка.

Как утверждает администратор бара Джейсон МакДоналд (Jason MacDonald), он ни разу не слышал никаких жалоб относительно такого использования церкви. «Причина очень простая: есть сотни и сотни церквей, но в них никто не ходит, — говорит г-н МакДоналд, — и если бы их не переоборудовали, они так и оставались бы пустыми».

Многие церкви, особенно небольшие, переоборудованы в дома, и даже появился новый бизнес по подбору старых церквей для возможных покупателей.

Церкви Англии и Шотландии выкладывают в интернете списки имеющихся зданий с описаниями, как в настоящих агентствах недвижимости. Говорят, что, например, Церковь Св. Иоанна в английском Бакапе предлагает на продажу «высокий неф (в церковном здании — отделённое столбами или колоннами продольное помещение, — прим. перев.) и подвальные помещения с каменными сводчатыми потолками» приблизительно за 160 тысяч долларов.

А британский вебсайт OurProperty действует более откровенно. «Вы считаете, что жить в современных заурядных домах — значит мучиться, словно в аду? — вопрошают его создатели. — Не кажется ли вам, что жизнь в переоборудованной церкви можно сравнить с райским удовольствием?» Если да, «у нас есть для вас множество вариантов переоборудованных церковных зданий, и наши специалисты готовы помочь вам сделать прыжок в неизведанный мир».

Заброшенные церкви в настоящее время представляют собой довольно серьезную проблему, которой должны заняться и государственные органы. Правительство Нидерландов совместно с религиозными и общественными организациями разработало государственную программу по сохранению таких зданий. Голландская провинция Фрисландия, на территории которой из 729 имеющихся церквей 250 были закрыты или переоборудованы, формирует команду «Delta team» для решения этой проблемы.

«Вопрос решается отдельно по каждой церкви, — говорит Альберт Реинстра (Albert Reinstra), эксперт по делам церкви при Управлении по культурному наследию Голландии. — Когда они пустеют, что нам с ними делать?» Сторонники защиты исторических памятников утверждают, что у них зачастую нет тех денег, которые необходимы для переоборудования таких зданий и использования их для нужд общества.

Такие споры могут заканчиваться принятием нелегких решений, а для некоторых — даже болезненных. Когда Пауль Клемент (Paul Clement), настоятель монастыря августинского ордена Нидерландов, принял монашество в 1958 году, в монастыре было 380 братьев, а теперь их количество сократилось до 39. Самому молодому монаху сейчас 70 лет, и отец Клемент, которому самому уже 74, собирается продать монастырскую церковь.

«Это нелегко, — признается отец Клемент, — для меня это очень печально».

В США, согласно церковной статистике, в период между 2000 и 2010 годами появилось около пяти тысяч новых церквей. Но некоторые ученые считают, что Америку постигнет та же судьба, что и Европу, поскольку, как утверждает профессор Скотт Тумма (Scott Thumma), преподающий социологию религии в Хартфордской семинарии в штате Коннектикут, за этот же период количество воцерковленных людей сократилось на 3%.

По словам г-на Туммы, контингент американцев, регулярно посещающих церковь, стареет. И пока эти тенденции не изменятся, считает он, «в течение следующих 30 лет ситуация в США будет такой же, а то и хуже, чем то, что мы наблюдаем в современной Европе».

В помещении катка в Арнхеме алтарь и орган демонтировали и вывезли из здания церкви, построенной в 1928 году, но в пыльном чулане до сих пор хранятся ноты для хора, которыми не пользовались уже 10 лет. На скейтборде, висящем на стене, надпись: «Катайся на темной стороне».

С два десятка молодых ребят разгоняются по деревянной наклонной площадке и рампам. Когда они приземляются, звук разносится по всей церкви, и от стен и сводов, под которым когда-то звучали псалмы, теперь отражается рэп. С фигуры святого свисает автомобильная покрышка.

По словам постоянного посетителя 21-летнего Пэка Смита (Pack Smit), вся обстановка здесь усиливает удовольствие от катания. «Создается ощущение огромного пространства, какая-то средневековая атмосфера, — делится он впечатлениями, попивая кока-колу из большой бутылки. — Когда я увидел это все в первый раз, то минут пять стоял и смотрел».

Другой завсегдатай, 14-летний Пелла Кломп (Pella Klomp), говорит, что иногда люди останавливаются возле катка и высказывают недовольство. «Особенно пожилые говорят, что “все это возмутительно, что мы непочтительно относимся к вере”, — рассказывает он, — я могу их понять, но они же все равно в эту церковь не ходили».

Г-н Верстииг, курирующий каток, утверждает, что церковные и муниципальные власти не хотят обсуждать с ним свои планы. По его оценкам, на содержание церкви необходимо 3,7 миллиона долларов, а чтобы купить ее и дом приходского священника потребуются 812 тысяч долларов — гораздо больше, чем он в состоянии заплатить.

Пастор прихода Св. Евсевия отец Ханс Паув (Hans Pauw) подтверждает, что община на самом деле пытается продать церковь, и при этом говорит, что церковные власти не возражают против того, что сейчас здание используется как каток. По его словам представители общины сейчас ведут переговоры с возможным покупателем.

«Мы против некоторых вещей — чтобы здесь устраивали казино или притон, или что-то еще в этом роде, — говорит отец Паув, — но теперь, когда в нашем понимании это уже не церковь, это здание можно использовать для любых целей». На вопрос о лике Христа, к которому прикреплен скейт, украшающий интерьер, он отвечает, что «видит в этом элемент юмора».

Вице-мэр Арнхема г-н Элфринк утверждает, что городские власти сделали все возможное, чтобы оказать финансовую поддержку устроителям катка. Они помогли купить деревянные рампы и заплатили налог за прошлый год. «Надеюсь, что здание будет и дальше использоваться как каток», — говорит Элфринк.

Правда, г-на Верстиига иногда одолевают сомнения. «Есть ли смысл продолжать все это, если никто не помогает, — сетует он. — У людей есть здание, имеющее историческую ценность, культурную ценность, и все это принадлежит католической церкви. Но поклонников, прихожан больше не осталось».

C 17 по 21 октября в Германии проходит Генеральная Ассамблея Европейского Евангельского Альянса.

Генеральный секретарь Альянса Нейк Трэмпер принял служение руководителя организации более года назад. Он также несет служение пастора Реформаторской церкви в Голландии. Нейк - многодетный отец, вместе с супругой они воспитывают пятеро детей.

Живет генсек Европейского евангельского Альянса недалеко от Роттердама, в том самом месте, где производят всемирно-известный голландский сыр.

Накануне Европейского Альянса Ник Трэмпер дал эксклюзивное интервью Зое Бардиной, собкору www.SlavicVoice.org .

- Нейк, в чем именно заключается ваше служение?

В прошлом в течение десяти лет я нес служение миссионера, сотрудничал с церквами Европы. С тех пор европейские церкви стали моим служением на всю дальнейшую жизнь. С женой мы мечтали миссионерствовать в Африке или в латиноамериканской стране Чили. Долго молились и потом поняли, что Бог нам дает служение в Европе. Европейские церкви имеют долгую историю и сложившиеся традиции в духе реформаторских церквей. В Голландии открываются и новые церкви - православные, католические, протестантские. Мне хотелось бы, чтобы основывалось как можно больше христианских общин -баптистских, лютеранских, а также церквей других конфессий. Важно, чтобы мы вместе служили в деле евангелизации.

- Помогает ли Европейский евангельский Альянс объединять церкви для совместного благовестия?

Это существенный вопрос для Альянса. Исторически он всегда был флагманом движения по объединению церквей. Почти век назад некоторые наши церкви начали превращаться в светские, духовно-умирающие общины. Молитвенное движение, инициированное Альянсом, подняло новую волну духовного обновления церквей. Это одна из главных задач Альянса. Для нас также важно и Слово Божие - Библия, потому что Альянс - это движение молитвы, обновления в Слове Божьем. Европейский Альянс также помогает церквам в социально-политических вопросах.

- Как входит в Альянс?

В Голландии в состав нашей организации входят как баптистские, лютеранские так и традиционные церкви, в том числе, католические, а также христианские организации. Европейский евангельский Альянс - это союз 36 Альянсов из различных стран, представляющие около16 миллионов верующих Европы и Центральной Азии.

- Какая работа проводится внутри Альянса?

Евангельский Альянс каждой из стран имеет фундаментальное молитвенное служение. Хотелось бы, чтобы этот молитвенный дух наполнил каждый уголок Европы. Как я уже говорил, у нас есть служители, которые помогают церквам защищать свободу совести и вероисповедания, отстаивают права верующих перед властями европейских стран. В Европе проживает большое количество представителей стран Азии, Пакистана, многие из которых - мусульмане. Важно, чтобы мы позитивно относились к людям другой культуры и вероисповедания. Мы хотим начать служение помощи иммигрантам и одновременно проповеди им Евангелия. Христианские церкви Европы прирастают за счет иммигрантов. Например, в Риме недавно открылась румынская церковь. Но остается одна проблема - мало общения между церквами. И в этой связи главная задача Альянса - способствовать укреплению взаимоотношения между евангельскими общинам. Именно поэтому на Немецком Альянсе мы говорили о любви к людям, представляющим другую культуру.

- Каковы, по вашему мнению, основные принципы духовно-сильного Альянса?

Мы, христиане, знаем молитву Иисуса Христа о единстве. Если есть единство, есть и сила. Единству мешает удаленность церквей, входящих в Европейский евангельский Альянс, друг от друга. Между церквами должны быть глубокие отношения и постоянное общения. Истина для нас заключается не в догматике, а в человеке. Если Иисус не в центре наших взаимоотношений, мы все потеряем….

- Какой будет основная тема Ассамблеи Европейского Альянса?

Как возможно любить Бога в век секуляризма.

- Что вы знаете о протестантах России?

Я только знакомлюсь с протестантами России. Ранее я ежегодно посещал Новосибирск, где познакомился с лютеранами, баптистами и другими российскими церквами. Знаком с реформаторскими и корейскими церквами в Москве. Хотелось, чтобы делегаты Российского евангельского Альянса, которые будут представлять Россию на Европейской Ассамблее, стали отражением всего лучшего, что есть в вашей стране. Мы хотим помочь вам установить больше контактов с церквами из разных стран для обмена опытом.

Текст и фото Зои Бардиной

Для большинства россиян Европа это территория свободных нравов и смелых законов. Кто-то воспринимает её отрицательно, кто-то одобрительно. Не полагаясь на информацию светских изданий, наш корреспондент поинтересовался, каким видят западный мир, работающие там православные священники.

  1. Хочется верить, что наряду с Европой вседозволенности существует Европа традиций и веры. Христианство в Европе – на Ваш взгляд, насколько религиозно европейское общество и как это выражается в жизни – праздниками, волонтерством, благотворительностью, особенностями взаимоотношений в семье.
  2. Исламизация считается основной угрозой Европе. Недавно прочитала о шестнадцатилетней немке, которую муж-чеченец увлёк на Ближний Восток в ряды радикальной группировки. Девушка арестована в Ираке, ей угрожает смертная казнь. Но может быть, это исключительный случай, а не тенденция. Ислам в Европе – насколько привлекателен ислам для молодых европейцев и существует ли обратный процесс – христианского миссионерства и крещения мигрантов?
  3. Каковы проблемы православной общины за рубежом?

Отвечает протоиерей Сергий Просандеев, г. Валенсия (Испания).

Протоиерей Сергий Просандеев, настоятель прихода во имя Св. Вмч. Георгия в г. Валенсии (Испания).

1. Европейское общество уже давно не религиозно

Во многом благодаря активной антицерковной пропаганде, насильному насаждению атеизма в школах (тут также “теория Дарвина” является основой образования детей), и особой политике Евросоюза, когда больше заботятся о мусульманских “беженцах” с одной стороны, и о разных извращенцах и “меньшинствах” с другой. Некоторые остатки веры христианской можно ещё увидеть в семейном укладе в Польше и Испании. Например, тут в Испании на крестины или свадьбу могут собраться до 200 родственников – кровное и духовное родство освящается вековыми традициями, которые с трудом выбиваются антихристианской пропагандой хозяев масс-медиа.

Такой праздник как Рождество у испанцев считается самым главным церковным и семейным праздником. Сейчас это всё более коммерческий проект – Рождественские распродажи, каникулы с путешествиями, и, конечно, семейные встречи и подарки. Их в Испании дарят и на Рождество – 25 декабря, и 6 января – в день Los Reyes, царей-волхвов, пришедших с Востока поклонится Богомладенцу Христу.

В это же время проходят концерты, выставки, и, самое главное для испанцев – Loteria Navidad, Рождественская лотерея, часть вырученных средств от которой идет на благотворительные проекты. Уж в этой лотерее участвует, кажется, каждый испанец, и розыгрыш транслируется в прямом эфире – его с замиранием сердца смотрит вся страна: крутятся огромные позолоченные сетки с шарами, и дети из католической школы Св. Идельфонса громко пропевают выпавшие цифры на простой старинный мотив.

Ещё одна особенность испанского Рождества – это вертеп, Belen по-испански, дословно Вифлеем, встроенная из фигурок сцена в пещере Рождества, с животными, а часто и с большими частями евангельской истории. Этот вертеп стоит везде – в каждой церкви, в каждом общественном заведении, в каждом магазине и торговом центре, во всех административных зданиям, в полиции, в больницах. Есть и название профессии – el belenista, уважаемый человек, художник, который всю жизнь занимается подготовкой и украшением таких вертепов. Самые богатые и дорогие стоят в администрации города и кафедральном соборе в каждом городе.

Это внешняя сторона. И есть сторона грустная – всё меньше вспоминают собственно о Христе.

Говорить о вере стало неприличным.

Который год слушаю Рождественское послание короля Испании Филиппа Шестого, и ни одного слова о Христе, о вере христианской, и о Рождестве, лишь общие фразы о неких “праздничных днях”, в которые он подводит политические итоги года, говорит о “европейский ценностях” – демократии, терпимости, толерантности и прочие глупости.

Пасха, кстати, проходит почти незаметно – только транслируют торжественные факельные шествия с Крестом на Страстную Пятницу, которые проходят очень зрелищно, с духовыми оркестрами, остановками с чтением Евангелия и молитв.

2. Ислам в Европе

Ни разу не слышал об обращении в христианство мигрантов с Востока и Африки. Это в абсолютном большинстве молодые люди, которые более всего не хотят ни учиться, ни работать, хотя перед ними открыты все двери. В Испании им ещё не очень комфортно, страна бедновата для них, и приплыв на лодках в Испанию, получив первую помощь и временный приют, они стараются идти дальше – во Францию, Германию, Норвегию. Там и пособия серьёзные, и их всячески оберегают.

Испания готова им выдать сразу вид на жительство. Это отличие от миграции белого населения из Украины, России, других стран бывшего Союза: нашим людям надо годами унизительно ждать, без всяких прав на работу.

Наших людей, которые готовы трудиться, используют как рабов – у них нет никаких прав, и платят намного меньше чем испанцам, в черную, потому что нет права на работу, и если поймают – депортируют обратно.

Исламские центры заметно разрастаются. Есть и множество самих испанцев, которые принимают ислам: у меня тут есть знакомый имам, его зовут Мансур – он испанец, который разочаровался в католичестве и решил свои духовные поиски принятием ислама, потом учился в медресе в Париже, стажировался в Саудовской Аравии, и сейчас возглавляет один из исламских центров, где полным ходом идёт учебная и издательская деятельность.

Но и у них есть проблемы с другими похожими центрами, но которые финансируются, например, из Лондона – там уже какой-то другой ислам, и другая идеология.

Да, идёт какая-то большая игра с этой искусственной волной мигрантов, и с теми учениями и установками, которые они привозят в Европу.

Очень хочется наедятся, что эти процессы хоть как-то контролируют национальные органы безопасности и полиция.

“Идеалы” общества потребления становятся все более отвратительными для молодёжи, которая еще ищет смысла жизни. Кто-то находит ислам, а для других этот поиск чаще всего заканчивается на “травке”, таблетках и наркотиках – этой гадости тут в изобилии. Марихуана уже в законе – молодые парни и девушки ходят и дымят по улицам не стесняясь.

3. О проблемах православной общины за рубежом .

Во-первых, это разобщенность людей. Не буду углубляться в причины, это и какой-то страх, и желание быть тут “незаметным”, и нежелание видеться с соотечественниками, и обычное самолюбие и невежество. Когда кто-то приходит в Церковь – это радость, потому что как подвиг преодоления себя.

Как настоятель, я запретил всякие разговоры о политике, потому что, к сожалению, многие всё ещё любят это дело, только смотрят разные каналы: одни только украинские, другие только российские; одни люди из Западной Украины, а другие из Донбасса, на глазах которых горели под обстрелами их соседи.

У нас есть и болгары, и грузины, и люди с самых разных мест. Что их может собрать вместе? Только Святая вера Православная.

Приход во имя Св. Вмч. Георгия в г. Валенсии (Испания).

Во-вторых , материальные проблемы, особенно с помещениями и прочей собственностью. Нашей общине в Валенсии уже 8 лет, и наша собственность – это книги, богослужебная утварь и облачения.

Уже много лет мы снимаем бывший гараж, который переделали в храм – но окон нет, как в пещере, и проблемы с вентиляцией, которые понемногу решаем.

Исправно платим за аренду помещения, люди собирают понемногу. И ведь люди у нас – в основном те самые работяги, которые берутся за самые тяжелые и низкооплачиваемые работы, чтобы помочь выучится своим детям, или помочь родителям в Украине. А сейчас у нас стоит задача выкупить это помещение вместе с трапезной на втором этаже – хозяин собрался его продавать, и поставил цену 100 тыс. евро. Мы уже собрали треть, но сами вряд ли потянем.

Поэтому обращаемся ко всем, кто может внести свою лепту – переведите на наш счет хоть немного, и думаем, с миру по нитке, и будет у нас НАШЕ помещение, как база на дальней заставе, чтобы мы могли и дальше учиться и укрепляться в вере, надежде и любви христианской.

Отвечает протоиерей Виталий Бабушин, г. Стокгольм. (Швеция).

Протоиерей Виталий Бабушин, настоятель прихода Св. Сергия Радонежского в г. Стокгольм. (Швеция).

1. Пока в традиционно католической Европе превалирует религиозный мотив главных христианских праздников.

Он может собирать людей в церкви для молитвы, задавать тон социальным и гуманитарным проектам, может быть решающим в самых простых бытовых делах. Но чтобы держать этот христианский курс, должны быть носители культуры, знаний, традиций, своего рода лоцманы, знающие навигацию и умеющие ориентировать других.

К сожалению, христианская навигация в консервативной старушке Европе гаснет вместе со старшими поколениями христиан.

Это отчётливо заметно на примере Скандинавии и, в частности, бывшей некогда протестантской Швеции. Полное отсутствие религиозных мотивов, духовных поисков и чаяний Вечной Жизни во Христе.

Всё поглотила либерализация и погоня за выгодой и скидками. Даже на гробы есть скидки и соответствующая реклама на городских улицах.

Церкви пусты. В них играет джаз или устраивают кафе, где встречаются старики и проводят свой незатейливый досуг, перед тем как вернуться в свою комнатку дома престарелых.

Ресторан «Церковь» в здании бывшего лютеранского храма

Увы, но для протестанта, который перестал доверять авторитету Библии и считает себя вправе изменять сами священные тексты, подстраивая их в новую систему идейных государственных координат, авторитет Бога более чем сомнителен.

Отсюда геи, трансы, гендеры, срамные картинки в метро и еще не весть что – всё это карикатура европейских свобод и достижений, на которые, в том числе, вдохновляет нынешняя шведская церковь.

Поэтому простые люди, потерявшие доверие к национальной церкви, массово уходят из неё. К сожалению, их разочарование таково, что в житейском потоке топятся остатки их религиозных чувств, они всё больше становятся атеистами.

Сегодняшний пример шведской церкви – пример того, какой Церковь может стать, потеряв Христа.

Подтверждение этих слов расторжение связей Московского Патриархата и шведской протестантской церкви в 2005 г.

2. Ислам – окончательный и бесповоротный конец христианской Европы.

Не замечать этого невозможно.

По своему ислам может быть привлекателен для духовно нищей Европы. Привлекателен своей догматической простотой, традиционно нравственным императивом и конкретикой для самоутверждения личности. Это новая система координат.