» » Происхождение человека и становление общества 10. Происхождение человека и общества

Происхождение человека и становление общества 10. Происхождение человека и общества

Слайд 1

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА
МБОУ «Лицей №12» г. Новосибирск учитель ВКК Стадничук Т.М.

Слайд 2


Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой зажженный фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: «Кого ищешь, Диоген?» - «Ищу человека», - отвечал философ...
Вопрос о происхождении и предках волнует человека издавна и остается актуальным и в наши дни.

Слайд 3

НАУКА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
Сегодня исследования процесса становления человека идут по трем главным направлениям: Уточняются ветвления различных линий от общего предка на единой шкале развития человека, выделяются стадии возникновения человека современного. Исследуются биологические предпосылки и генетические механизмы трансформации предков человека и формирования отличительных свойств человека. Уточняется общая теория антропогенеза - процесса выделения человека из мира животных, изучается социогенез – процесс становления общества, антропосоциогенез – двуединый процесс развития человека и общества

Слайд 4

НАУКА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
Науки занимающихся исследованием проблем происхождения человека: история, философия, антропология, психология, генетика, культурология, демография. Научное исследование процесса происхождения человека (антропогенеза) было положено в начале XIX в. выходом книги Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» (1871). Ф. Энгельс обосновал положение о том, что именно труд стал решающим фактором превращения древнего предка человека в существо социальное. В XX в. эти идеи были объединены в общую концепцию биосоциальной природы человека
Ч. ДАРВИН

Слайд 5

НАУКА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
Теория космической природы жизни противостоит общепринятой концепции, утверждавшей возможность спонтанного возникновения жизни из неживой материи. Наиболее вероятной является идея, согласно которой жизнь на нашей планете никогда не зарождалась, а была занесена из космоса. Когда космические споры и бактерии попали на Землю, то ее условия, оказались настолько благоприятными, что они дали начало биологической эволюции. Это произошло в интервале между 4,6 и 3,89 млрд лет тому назад.

Слайд 6

ЭВОЛЮЦИЯ ГОМИНИДОВ
Современная наука относит начало процесса становления человека к появлению рамапитека (14-20 млн лет назад) – существа, которое жило в саванне и применяло орудия труда.
5-8 млн лет назад появляются австралопитеки, широко использовавшие частично обработанные орудия или найденные в природе.

Слайд 7

ЭВОЛЮЦИЯ ГОМИНИДОВ
От них около 2 млн лет назад произошел первый представитель рода Homo - Homo habilis, или Человек умелый. Был первым из наших предков, который стал регулярно изготавливать каменные орудия труда и перешёл на всеядность.
Вид Homo erectus - Человек прямоходящий появляется 1-1,3 млн лет назад. Он умел изготавливать довольно совершенные орудия охоты, овладел огнем, и, видимо, обладал речью.

Слайд 8

ЭВОЛЮЦИЯ ГОМИНИДОВ
Его прямым потомком и стал Homo sapiens, или Человек разумный (150-200 тыс. лет назад). На стадии кроманьонского человека (40-50 тыс. лет назад) вполне приблизился к современному не только по физическому облику, но и по уровню интеллекта, по способности организовывать коллективные формы трудовой деятельности, пользоваться высокоразвитой речью, а также по способности испытывать чувство сострадания к ближнему и пр.

Слайд 9


Космические факторы (солнечна активность, смена магнитных полюсов земли) Климатические факторы (тектонические, сейсмические, вулканические и радиационные катаклизмы) Изменение структуры и строения головного мозга (формирование собственного поведения)

Слайд 10

ПРИЧИНЫ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ У ГОМИНИДОВ
Влияние радиации на изменение стереотипов поведения (переход от растительноядной к мясной пище) Теория стресса (внешние и внутренние угрозы стимулировали развитие гоминидов) Трудовой фактор (труд как важнейший фактор общественного развития)

Слайд 11

ПРИЧИНЫ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ У ГОМИНИДОВ
Мозг человека устроен более сложным образом чем у животных (два полушария отвечают за разные функции) У животных оба полушария дублируют друга). У человека оба полушария действуют по разному.

Слайд 12

ПРИЧИНЫ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ У ГОМИНИДОВ
Все социальные факторы развития человека: труд, язык, сознание, нравственность и т. д., возможны только в обществе. Иными словами, человек становится в полной мере человеком только в единстве с другими людьми

Слайд 13

СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА
В процессе эволюции менялся не только способ поведения, но и формы организации человеческого сообщества. Первые коллективы были нестабильны и назывались человеческим стадом (напоминали поведение высших животных): совместно охотились, согревались в холодные дни, сражались за самку, продолжали род и воспитывали потомство

Слайд 14

СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА
Коллективы становились сплоченней и устойчивей, появилась новая форма совместной жизни – общество. Простые общества: основаны на кровном родстве, совместное владение имуществом, коллективный труд

Слайд 15

СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА
Постепенно происходит усложнение структуры общества: усложнение трудовой деятельности (более совершенные орудий, техники и технологии), специализация трудовых усилий, особое значение имели обычаи, табу, верования, мифы

Слайд 16

СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА
С переходом к производящему хозяйству, к оседлому образу жизни изменились и усложнились общественные отношения: в коллективах жили уже не родичи, а соратники по труду, появились отношения подчинения и управления, отношения обмена и союзов и др.

Слайд 17

СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА
Расселение гоминидов по земному шару В то же время увеличивается численность людей и идёт процесс их расселение по Земле.

Слайд 18

СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА
С усложнением жизни и отношений развивались продукты общества, его ценности: язык, искусство, мораль, религия Опыт предков накапливался и передавался из поколения в поколение. Решающая роль обычая в отношениях между людьми, обществом и природой. Табу – система запретов на определённые действия. Тотем – комплекс верований, мифов, обрядов и обычаев, связанных с представлением о родстве между человеком и животными, растениями.

Слайд 19


Человечество – общность народов, населяющих Землю, объединяющее всех представителей homo sapiens Античные философы: Человечество - общая судьба, берущая начало еще в доисторические времена. Единство человечества проявляется в заповедях универсальных мировых религий Человечество отождествляют с тем или иным культурным ареалом, например, «эллины» и «варвары»

Слайд 20

ВЗГЛЯДЫ НА СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Философы-просветители: Человечество как единое целое сложилось постепенно, в определенное историческое время. Народы постепенно входили в человечество. В качестве фактора развития человечества он выдвигал фактор совершенствования способностей человека (Ж.Ж. Руссо) «Человечество возникает тогда, когда эта общность осознается» (Г. Лессинг)

Слайд 21

ВЗГЛЯДЫ НА СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Предлагал соотносить любой поступок конкретного человека с идеей человечества как целью самой по себе, «человечество обладает гораздо большим потенциалом, задатками большего совершенства», нежели отдельный человек. (И. Кант) Основанием для единства человека стала религия (В.С. Соловьев)
В.С. СОЛОВЬЕВ
И. КАНТ

Слайд 22

ВЗГЛЯДЫ НА СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Совокупность племен, ощущающих внутреннее единство и говорящих на близких языках, - исторический тип, т. е. определенная изолированная культура с уникальными особенностями. В этом культурно-историческом типе философ и видел высшее и окончательное выражение социального единства (Н.Я. Данилевский) Единого человечества нет, народы живут в разновременном пространстве. Существует множество культур, а не единое человечество (О. Шпенглер)
О. ШПЕНГЛЕР
Н.Я. ДАНИЛЕВСКИЙ

Слайд 23

ВЗГЛЯДЫ НА СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Связывал поиски смысла жизни отдельного человека с общечеловеческой историей. Он считал, что победа над конечностью и смертью отдельного индивида обретается бессмертием человечества, причастностью каждого человека к этой категории через реальный вклад в культуру. (Н.Н. Трубников) Земля – единый корабль, человечество сплачивается в «коллектив землян» (К. Циолковский, В.И. Вернадский)
К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ
В.И. ВЕРНАДСКИЙ

Слайд 24

ВЗГЛЯДЫ НА СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Таким образом, если обобщить все мнения мыслителей о человечестве, то получается следующая схема:
Единая судьба народов, коллектив землян
Собирательное понятие. Общечеловеческое единство, связанное узами мозаики культур
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

Слайд 25

КУЛЬТУРОГЕНЕЗ
Человечество - результат биологической и социокультурной революции. Становление культуры – неотъемлемая часть становления человека и человечества Первой формой культурного творчества была магия (поклонения в виде обрядов); В основе творчества лежит способность человека создавать образы, символы, модели предстоящих действий. Постепенно формируется социальная память – совокупность накопленных знаний, ценностей, форм деятельности и др.

Слайд 26

КУЛЬТУРОГЕНЕЗ
Культура - свидетельство человеческих усилий и результат целенаправленного труда. Река - это природа, канал - культура. Кусок кварца - природа, наконечник стрелы - культура. Стон природен, слово - достояние культуры. Запах - природа, аромат и парфюмы - культура.
Культура - это специфика исключительно человеческой деятельности. Культура есть «вторая природа», она всегда социальна.


Происхождение человека и становление общества

Продажа новых идей требует отдачи всех сил. Для начала необходимо, чтобы слушатели согласились с вами в принципе. Затем их следует подвести к конкретному действию. Используйте формулу Факты – Действие – Выгода из рекомендаций Dale Carnegie Training®, и вы создадите мотивированную, побуждающую к действию презентацию.


  • Прочитать параграф №7.
  • Ответить на вопросы после параграфа с. 78 «Проверь себя».

«Человечество возникает тогда, когда эта общность осознается. Именно постепенное признание одинаковости судьбы способствует рождению такого универсального образования, как человечество». Г.Лессинг

Вопросы урока:

  • Наука о происхождении человека.

2. Становление общества

3. Человечество как результат биологической и социокультурной революции.

4. Становление культуры - неотъемлемая часть становления человека и человечества.




ГИПОТЕЗЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

  • Божественное происхождение человека.
  • Вмешательство инопланетян.
  • Очередное возрождение человечества.
  • Теория эволюции Чарльза Дарвина.

Мутации в результате:

- болезней и травм

- изменения климата

- повышенной радиации

- космических излучений

- химического воздействия


Наука о происхождении человека

  • Научное исследование процесса происхождения человека (антропогенеза) было положено в начале XIXв. выходом книги Ч.Дарвина "Происхождение человека и половой отбор" (1871), где впервые была сформулирована гипотеза происхождения человека от обезьяноподобного предка. Ф.Энгельс обосновал положение о том, что именно труд стал решающим фактором превращения древнего предка человека в существо социальное и культуросозидающее.
  • Среди наук, которые сегодня занимаются изучением проблем происхождения человека, следует назвать историю, философию, антропологию, психологию, генетику, культурологию, демографию.

Чарльз Дарвин

(12.02. 1809 – 19.04.1882)

Начните презентацию, приведя привлекающий внимание пример. Выберите пример, относящийся к аудитории. Этот пример должен явиться основанием для действия, ведущего к получению прибыли. Начиная презентацию с такого примера, вы подготавливаете аудиторию к дальнейшим действиям.

Фридрих Энгельс (28.11. 1820- 05.08.1895)


Биологические предпосылки и генетические механизмы трансформации предков человека

Отбор на высокий интеллект

Роль рук как естественные орудия труда

Влияние стресса


Современная наука относит начало процесса становления человека к появлению рамапитека (14-20 млн лет назад) – существа, которое жило в саванне и применяло орудия труда.

Современные исследования уточняют так называемые точки ветвления различных линий от общего предка на единой шкале развития человека, выделяются стадии возникновения человека современного типа, устанавливаются недостающие звенья.


Предложите действие. Сделайте это четко, ясно и кратко. Вы должны хорошо представлять, как аудитория выполнит это действие. Если вы этого не можете представить, аудитория тем более не может этого сделать. Будьте уверенным, предлагая действие.

Эта картинка дает общее представление о времени существования ископаемых предков человека и их предполагаемых родственных связях.


5 млн. лет

4 млн. лет

3 млн. лет

2 млн. лет

1 млн. лет



Долгое время ученые считали, что эволюция человека была более-менее линейной: одна форма сменяла другую, и каждая новая была прогрессивнее, ближе к современному человеку, чем предыдущая. Сейчас ясно, что все было гораздо сложнее. Эволюционное древо гоминид оказалось весьма разветвленным.

Ardipithecus ramidus (4,4 миллиона лет назад )

Paranthropus boisei

2.3 - 1.0 млн. лет назад

Australopithecus afarensis , 4-3 млн. лет назад

Следуя формуле Факты – Действие – Выгода из рекомендаций Dale Carnegie Training®, покажите выгоду, которую получит аудитория в результате выполнения действия. Учитывайте ее интересы, потребности и предпочтения. Подкрепите свои рассуждения фактами (статистикой, демонстрацией, свидетельствами, примерами, аналогиями, доказательствами), и вы получите доверие аудитории.

Homo neanderthalensis

200 000 - 28 000 лет назад

Homo habilis 2.4 - 1.5 млн. лет назад


2 октября 2009 г., Science , выпуск 326 Анализ скелета ардипитека (Ardipithecus ramidus) 4,4 млн. лет


Ardipithecus ramidus, 4,4 млн. лет

Lovejoy C.O., Suwa G., Simpson S.W., Matternes J.H., White T. The Greate Divides: Ardipithecus ramidus Reveals the Postcrania of Our Last Common Ancestors with African Apes // Science. 2009. 326. P. 100 - 106.


Около 2 млн лет назад произошел первый представитель рода Homo - Homo habilis , или Человек умелый.

Homo habilis 2.4 - 1.5 млн. лет назад

Вид Homo erectus - Человек прямоходящий появился примерно 1 – 1,3 млн лет назад. Он имел объем мозга 800- 1200 см в кубе, у современного человека – 1200 - 1600 см куб., умел изготавливать орудия охоты, овладел огнем, видимо, обладал речью. Его прямым потомком стал Homo sapiens , или Человек разумный (150-200 тыс. лет назад).

В завершение повторите предлагаемые действия и их преимущества. Говорите убежденно и уверенно, и вы продадите свои идеи.

Homo erectus

Homo sapiens


Человек умелый

2.4-1.5 млн лет назад


Человек умелый – орудия труда

Homo Habilis. Умели изготавливать примитивные орудия труда.

Обработанный кварц / галька

2.4-1.5 млн лет назад


Питекантропы / Синантропы

Питекантропы и синантропы. Определенно умели изготавливать каменные орудия труда (напр, обоюдоострое рубило).

Были значительно крупнее австралопитеков и с большим объемом мозга.

Могли уже использовать огонь для приготовления пищи, но добывать скорее всего не умели.

Азия / Индонезия / Китай

800-500 тыс. лет назад


Неандерталец

От находки вблизи города Неандерталя (Западная Германия).

Умственные способности более развиты, чем у предшествующих перв. людей.

Скорее всего учились осваивать речь, но не полностью владели речью.

300-40 тысяч лет назад


Неандертальцы – жизнь в пещере

В эпоху обледенения селились в пещерах.

Неандертальцы постепенно вымерли, причины не совсем понятны.

300-40 тысяч лет назад


Охота неандертальцев

Умели охотиться на крупных животных. Для этого, скорее всего, требовалось минимальное владение речью.

Пещерный медведь


Орудия труда неандертальцев

Еще плохо обтесаны

300-40 тысяч лет назад


На стадии кроманьонского человека (40-50 тыс. лет назад) предок человека вполне приблизился к современному не только по внешнему облику, но и по уровню интеллекта, по способности к совместному труду, умению строить жилища, изготавливать одежду, пользоваться высокоразвитой речью, по интересу к творчеству и по другим качествам.

Кроманьонец

Другие факторы, повлиявшие на эволюцию человека – стр. 72-73.

Космические факторы, тектонические, вулканические, сейсмические, радиационные катаклизмы; изменение структуры и строения мозга; стресс, вызванный комплексом причин; естественный отбор.


Кроманьонцы

Homo Sapiens

По облику, объему мозга, росту и т.п. похожи на современного человека.

Кроманьонцы освоили всю Европу и Азию. В России находки кроманьонцев сделаны в окрестностях Воронежа и Владимира, в Сибири и на Урале, а также в Средней Азии.


Неандерталец и кроманьонец

Вытеснение неандертальцев Homo Sapiens (завершилось примерно 30-40 тысяч лет назад)


Группа Сванте Паабо из Института эволюционной антропологии имени Макса Планка, Лейпциг Май 2010 г. Генетические различия между неандертальцами и сапиенсами - 0,16 % Генетически неандертальцы ближе всего к населению Евразии, и, прежде всего, к европейцам. С африканцами сходство намного меньше.




ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКИЙ ЧЕЛОВЕК

Германия

500 тыс. лет

СИНАНТРОП

Китай (Пещера Чжоукоудянь)

500 – 200 тыс. лет

НЕАНДЕРТАЛЕЦ

Германия Пещера Неандерталь 150-40 тыс. лет

ПИТЕКАНТРОП Остров Ява Индонезия 1,9-0,5 млн. лет

ХАБИЛИС Ущелье Олдувай (Танзания) 1,8 млн. лет

АВСТРАЛОПИТЕК афарский (Эфиопии) 2,9-3,7 млн. лет


неандертальцы и сапиенсы

Homo sapiens sapiens

Гейдельбергские люди

Архантропы

Первые Homo

Синхронные пласты гоминид и «эволюционный конус»

Австралопитековые


Человечество позднего плейстоцена –

неандертальцы и сапиенсы

Homo sapiens sapiens

Гейдельбергские люди

Архантропы

Первые Homo

Австралопитековые


Сен-Сезер




КРУПНЫЙ ОТНОСИТЕЛЬНО МАССЫ ТЕЛА МОЗГ СПОСОБЕН К:

- Образному и логическому мышлению.

- Долгому и разнообразному обучению,

- Управлению членораздельной речью

- Точной координации зрения и движений рук.

- возможны психические заболевания.

- крупные черепов младенцев затрудняют роды.

Объём мозга человека от 900 до 2000 куб.см. Если рассматривать человеческий мозг сверху, видно, что он изборожден глубокими извилинами. Площадь их поверхности очень велика, от этого и зависят в значительной степени умственные способности человека.



Все факторы развития человека: труд, язык, сознание, нравственность и т.д., возможны только в обществе.

Иными словами, человек становится в полной мере человеком только в единстве с другими людьми.


Становление общества

В процессе эволюции менялись формы человеческого сообщества. Первые коллективы были нестабильны и назывались человеческим стадом. Отношения в нем напоминали поведение животных. Постепенно коллективы становились сплоченней и устойчивей, появилась новая форма совместной жизни – общество.

Эти коллективы были основаны на кровном родстве, совместно владели имуществом и совместно трудились. С усложнением труда и орудий усложнялась структура общества. Большое значение в сфере общения имели обычаи, табу, верования, мифы, обычаи.


С переходом к производящему хозяйству (возникновением земледелия), к оседлому образу жизни изменились и усложнились общественные отношения. Одновременно росла численность людей и шло их расселение по Земле. В коллективах жили уже не родичи, а соратники по труду; появились отношения подчинения и управления, отношения обмена и союзов и др. Одновременно с усложнением жизни и отношений развивались продукты человеческого общества, его ценности: язык, искусство, мораль, религия. Опыт предков накапливался и передавался из поколения в поколение. На основе общего прошлого, общей истории формировалось человечество.

Человечество – общность народов, населяющих Землю, объединяющее всех представителей разумного.

«Человечество возникает тогда, когда эта общность осознается. Именно постепенное признание одинаковости судьбы способствует рождению такого универсального образования, как человечество».

Г.Лессинг


Единого человечества нет,

народы живут в

разновременном

пространстве.

Существует множество

могучих культур, а не

единое человечество

(Шпенглер)

Понятие человечества

совокупность родственных

племен – истинное

выражение социального

единства (Данилевский)

Земля – единый корабль,

человечество сплачивается

в «коллектив землян»

(К.Циолковский,

В.Вернадский)

Каждый человек – необ-

ходимая и важная часть

человечества, так как

вносит реальный вклад

в культуру. (Трубников)


Человек

Существо биологическое

Существо социальное

Создаются ценности, которые не под силу создать одному человеку.


Управление жизнью человеческого коллектива требовало многоуровневых отношений.

Так постепенно складывалось не существующее у других живых существ многостороннее образование, сложное переплетение разнообразных связей и отношений – общество.


Два понимания термина «человечество».

Единая судьба народ ов

Собирательное понятие

Отмечается, что несмотря на различие этносов, рас, культур, можно говорить об общечеловеческих жизненных интересах и ценностях. Земля – единый корабль, человечество сплачивается в коллектив «Земля».

Идея единой глобальной культуры отвергается. Общечеловеческое единство мыслится как связанное незримыми узами мозаика культур.

Человечество-результат биологической и социальной революции.


Становление культуры – неотъемлемая часть становления человека и человечества

Отличительная особенность человека – его способность творить «вторую культуру». В процессе творчества менялся и сам человек, и общество. Постепенно формируется социальная память – совокупность накопленных знаний, ценностей, форм деятельности и др.

Культура – феномен человечества. Существует точка зрения, что первой формой культурного творчества была магия (поклонения в виде обрядов).

Другая точка зрения: в основе творчества лежит способность человека создавать образы, символы, модели предстоящих действий; наскальные рисунки –образ действий.

Только человек испытывает потребность в творчестве, в прекрасном, дорожит добром и справедливостью. Вне культуры человечество не существует – это бесспорно.


Два взгляда зарождения культуры.

Магия

Образ

Раньше, чем человек научился пользоваться огнем, он уже поклонялся ему в культовых практиках. Как оно было на самом деле, сегодня можно только предполагать, однако даже современного человека восхищают и завораживают и огонь костра, и звезды в ночном небе.

В основе культурного творчества лежит способность человека создавать символы, мысленные модели тех практических действий, которые ему еще только предстоят.

  • http://macroevolution.narod.ru/human.htm
  • http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/NATURE/HOMO.HTM
  • http://macroevolution.narod.ru/derevjanko.htm
  • http://macroevolution.narod.ru/dolnik04.htm
  • http://offline.computerra.ru/2007/703/334770/
  • http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000016/st001.shtml
  • Всемирная история, 1 том: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000016/index.shtml
  • Обществознание. Учебник для 10 класса (профильный уровень) под ред Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, Н.М.Смирновой. Стр. 70-80

1. Вопрос: Науки, изучающие человека и общество.

Ответ: Современных ученых крайне печалит тот факт, что при всем внешнем блеске технического прогресса и всем развитии науки, которая сегодня способна решать сверхсложные задачи, один из главных вопросов, терзающих человечество, – кто мы и откуда взялись? – так и остается без ответа. Произошел человек от обезьяны, или является результатом инопланетного эксперимента, или все-таки был создан по образу и подобию Божию?.. В этой области знаний наука уже полтора века топчется вокруг дарвиновских идей.

Гуманитарные науки – дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности.

Схема науки, изучающие человека

Социология- это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.

Антропология- комплекс дисциплин, занимающихся изучением человека.

Психология-наука о поведении и психических процессах в психике людей.

История- наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т. д.) в прошлом.

Философия- дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.

Культурология- наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития.

2. Вопрос: Причины появления человека разумного.

Ответ:

Выслушать точки зрения, учащихся по поводу того как произошел человек. Рассказать учащимся основные теории происхождения человека (научную, религиозную, научно-фантастические).

Книга Чарльза Дарвина "О происхождении видов", которая перевернула взгляды на природу и происхождение человека, вышла в свет в 1859 году.

Антропогенез - часть биологической эволюции, которая привела к появлению вида Homo sapiens, отделившегося от прочих человекообразных обезьян и млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи.

Генезис- происхождение, возникновение, (за)рождение.

Слово homo в переводе с латыни означает «человек» и было выбрано для классификации ещё Линнеем. В латинском языке оно произошло от общеиндоевропейского корня «dhghem», земля.

В современной науке Homo sapiens - единственный ныне существующий вид рода Homo, хотя продолжающиеся исследования происхождения Homo sapiens дают всё новую и новую информацию о других видах Homo, давно уже вымерших.

Физиологические отличия человека от обезьяны:

Истинное прямохождение и связанные с этим особенности строения тела;

S-образная форма позвоночника с отчетливыми шейными и поясничными изгибами;

Низкий расширенный таз;

Уплощенная в переднезаднем направлении грудная клетка;

Удлиненные по сравнению с руками ноги;

Сводчатая стопа с массивным и приведенным большим пальцем;

Многие особенности мускулатуры и расположения внутренних органов;

Кисть способна выполнять самые разнообразные и высокоточные движения;

Череп более высокий и округленный, не имеет сплошных надбровных дуг;

Мозговая часть черепа в большой степени преобладает над лицевой (лоб высокий, челюсти слабые);

Маленькие клыки;

Подбородочный выступ отчетливо выражен;

Мозг человека примерно в 2,5 раза больше мозга человекообразных обезьян по объему и в 3-4 раза - по массе;

У человека сильно развита кора больших полушарий мозга, в которых расположены важнейшие центры психики и речи;

Только человек обладает членораздельной речью, в связи с этим для него характерно развитие лобной, теменной и височной долей мозга;

Наличие особого головного мускула в гортани.

Таблица происхождения жизни и человека:

Модель эволюции

Модель сотворения

Конкретные факты

Жизнь развилась из неживой материи путем случайной химической эволюции (самозарождения)

Жизнь происходит только от уже существующей жизни; изначально создана разумным Создателем

1.Жизнь происходит только от уже существующей жизни.

2.Сложный генетический код не может образоваться случайно

1) постепенное появление простых форм жизни;

2) переходные формы как связующие звенья

Свидетельство, ожидаемое от ископаемых:

1) внезапное появление в большом разнообразии сложных форм;

2) пробелы, разделяющие основные группы; отсутствие связующих форм

Свидетельство ископаемых:

1) внезапное появление в большом разнообразии сложных организмов;

2) каждый новый вид обособлен от предшествующих видов; отсутствие связующих форм

Новые виды возникают постепенно; зачатки недоразвитых костей и органов на различных промежуточных стадиях

Никакие новые виды не появляются постепенно; отсутствие недоразвитых костей или органов; все части полностью сформированы

Никакие новые виды не появляются постепенно, хотя и существует много разновидностей; отсутствие недоразвитых костей или органов

Мутации: в конечном счете полезны; порождают новые признаки

Мутации вредны для сложных организмов; не приводят ни к чему новому

Небольшие мутации вредны, значительные – смертельны; никогда не приводят ни к чему новому

Постепенное возникновение цивилизации из грубых, звероподобных начальных стадий

Цивилизация возникает одновременно с человеком; сложная с самого начала

Цивилизация возникает одновременно с человеком; жители пещер – современники тех цивилизованных людей

Теория внешнего вмешательства.

Согласно этой теории появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте ТВВ считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время.

Более сложные варианты ТВВ предполагают:

а) скрещивание иномирян с предками людей;

б) порождение человека разумного методами генной инженерии;

в) создание первых людей гомункулярным способом;

г) управление эволюционным развитием земной жизни силами внеземного сверхразума;

д) эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом.

3. Вопрос: Становление общества и формирование общественных отношений.

Ответ:

В процессе эволюции менялись формы человеческого сообщества. Первые коллективы были нестабильны и назывались человеческим стадом. Отношения в нем напоминали поведение животных. Постепенно коллективы становились сплоченней и устойчивей, появилась новая форма совместной жизни – общество.

Вспомнить вместе с учащимися из пройденного ранее материала (8-9 класс) что такое общество?

Общество:

1) в широком понимании слова, это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически;

2) в узком понимании - исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма социальных отношений.

3) группа лиц, объединенная общими морально-этическими нормами (устоями)

Устроить обсуждение на тему чем животное

стадо отличается от человеческого общества.

Признаки и критерии общества:

Оно не является частью более крупной системы;

браки заключаются между представителями данного объединения;

Оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;

Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;

у общества есть собственное название и собственная история;

Оно обладает собственной системой управления;

объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

Его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил), которую называют культурой.

Этапы развития общества. Схема.

Вопрос о происхождении и предках волнует человека как на индивидуальном уровне, так и глобально. «Откуда есть пошли» люди, как возникло общество? Не менее, чем прошлое, человека волнуют перспективы. Куда движется человечество? Сегодня исследования процесса становления человека идут по трем главным направлениям. Во-первых, уточняются так называемые точки ветвления различных линий от общего предка на единой шкале развития человека, выделяются стадии возникновения человека современного типа, устанавливаются недостающие звенья. Во-вторых, исследуются биологические предпосылки и генетические механизмы трансформации предков человека и формирования отличительных свойств человека (прямохождение, использование передних конечностей в качестве естественных орудий труда, развитие речи и мышления, сложных форм трудовой деятельности и социальности). В-третьих, уточняется общая теория антропогенеза (процесса выделения человека из мира животных) как сложного, комплексного процесса, осуществляющегося на основе тесного взаимодействия биологических и социальных факторов. Изучается процесс становления общества (социогенез) и двуединый процесс развития человека и общества (антропосоциогенез). Среди наук, занимающихся исследованием проблем происхождения человека, следует назвать историю, философию, антропологию, психологию, генетику, культурологию, демографию. Многое из того, что становится достоянием науки, - результат глубокого изучения разрозненных фактов и гениальных догадок, поскольку процессы эти проходили задолго до появления научных исследований.

Наука о происхождении человека

Поиски предков связаны с гениальными догадками и прекрасными легендами, которые повествуют о появлении человека из «ничего» или по воле богов или о самозарождении из самой природы. Научное исследование процесса происхождения человека (антропогенеза) было положено в XIX в. выходом книги Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор», где впервые была сформулирована идея происхождения современного человека и современных человекообразных обезьян от общего древнего предка. Другой фактор антропогенеза раскрывает работа Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», где обосновывалось положение о том, что именно труд явился решающим фактором эволюционного превращения древнего предка человека в существо социальное и культуросозидающее. В XX в. эти идеи были объединены в общую концепцию биосоциальной природы человека. По современным представлениям, начало процесса становления человека относится к появлению рамапитека (14-20 млн лет назад) - существа, устойчиво перешедшего к образу жизни в саваннах с систематическим использованием орудий. 5-8 млн лет назад появляются австралопитеки, широко использовавшие частично обработанные орудия или найденные в природе. От них около 2 млн лет назад произошел первый представитель рода Homo - Homo habilis, или Человек умелый. Вид Homo erectus - Человек прямоходящий появляется 1-1,3 млн лет назад. Он имел объем мозга в пределах 800-1200 см 3 (объем мозга современного человека - 1200-1600 см 3), умел изготавливать довольно совершенные орудия охоты, овладел огнем, что позволило ему перейти к вареной пище, и, видимо, обладал речью. Его прямым потомком и стал Homo sapiens, или Человек разумный (150-200 тыс. лет назад). Этот предок человека на стадии кроманьонского человека (40-50 тыс. лет назад) уже вполне приблизился к современному не только по внешнему физическому облику, но и по уровню интеллекта, по способности организовывать коллективные формы трудовой деятельности, строить жилища, изготавливать одежду, пользоваться высокоразвитой речью, а также по интересу к прекрасному, способности испытывать чувство сострадания к ближнему и пр. Ученые полагают, что на процесс эволюции оказали влияние космические факторы: степень солнечной активности, периодическая смена магнитных полюсов Земли, в паузах между которыми щит из электромагнитных полей, защищающих биосферу, на несколько тысячелетий ослабевал настолько, что ионизирующая радиация космического происхождения усиливалась, по подсчетам, на 60%. Это существенно увеличивало частоту мутаций в зародышевых клетках гоминидов. Археологи также обратили внимание на тот факт, что обнаруженные стоянки древних людей совпадают с местами интенсивного движения литосферных плит, разломов и трещин земной коры, что вызывало повышенный уровень радиации. Не исключено, что тектонические, вулканические, сейсмические и радиационные катаклизмы оказывали существенное влияние на растительную и тем самым климатическую панораму прародины человека. Один из таких периодов смены магнитных полюсов приходится именно на 40 тыс. лет назад. Один из возможных вариантов причин, которые послужили толчком к кризису чисто животного способа существования нашего далекого предка, - изменение структуры и строения мозга (повреждение одного из соединенных друг с другом участков мозга - миндалевидного ядра, поясной извилины или мозгового свода - изменение структуры медиальной стороны больших полушарий головного мозга, закрепленного генетическим путем), что привело к дифференциации функций самих полушарий. У животных полушария, по существу, дублируют друг друга, удваивая возможности организма и позволяя в случае повреждения одного другому полушарию взять на себя все функции поврежденного. У человека оба полушария действуют по разной программе. Таким образом, возможности психики, ее пластичность существенно увеличиваются. Информационно-адаптационные возможности психики во много раз выше возможностей физиологических изменений организма. Вместо приспособления к среде человек видоизменяет собственное поведение. Под влиянием радиации высшие растительноядные приматы резко изменяли стереотипы поведения: начинали предпочитать мясо растительной пище, у них появляется способность к деторождению в течение всего года. И что еще более важно - происходило освобождение от слепой власти животных инстинктов. Существует также мнение, что фактором, ускорившим эволюцию гоминидов, явился стресс, вызванный целым комплексом внешних и внутренних причин. Внешние влияния могли действовать через внутренние механизмы самосохранения и передачи наследственной информации. Эти изменения также вызывали перестройку основных видов деятельности, в которых трудовая деятельность и общение постепенно приобретали специфически человеческие формы. Однако существует предел роста размеров головы (невозможность нормального рождения такого «головастика»). Отбор на высокий интеллект вступил в противоречие с отбором на выживание женщины при родах. В результате преимущество оказалось на стороне тех индивидов, у которых увеличивалась степень «наполнения» черепа мозговым веществом (усложнение строения полушарий, дифференциация их функций, рождение ребенка с относительно неразвитым мозгом, развивающимся в более длительный период детства, чем у других животных). Забота о потомстве, вынашивание плода, обучение после рождения основным способам поведения - все это требовало изменений в организации жизни сообщества гоминидов. Что касается общей теории антропогенеза, то ее основу в течение всего XX в. составляла идея трудовой деятельности как ведущего фактора становления человека и человеческого общества. Но и она не оставалась неизменной в течение всего этого времени. Главное изменение этой теории связано с осознанием целого комплекса условий, в котором орудийная деятельность и труд рассматриваются как важнейшие факторы общественного развития только во взаимодействии с такими факторами, как язык, сознание, нравственность, мифология, ритуальная практика и т. д. Все эти факторы развития человека возможны в обществе, и они воплощены в культуре. Иными словами, человек становится в полной мере человеком только в единстве с другими людьми.

Видеоурок «Происхождение человека и общества» расскажет о том, что такое антропосоциогенез. Вы узнаете больше о том, как общество и человек взаимодействуют друг с другом, как происходит взаимовлияние. Преподаватель объяснит, какие взгляды на происхождение общества и человека приняты в современном мире.

Тема: Общество

Урок: Происхождение человека и общества

Здравствуйте. В прошлый раз мы говорили о том, что такое общество, каковы его структура и функции. Тема сегодняшнего урока – «Происхождение человека и общества».

В науке этот сложный процесс носит название «антропосоциогенез». Давайте разберемся, откуда взялся такой термин.

«Антропос» по-гречески означает «человек», «социум» по-латыни – «общество», «генезис» по-гречески – «возникновение, происхождение» (рис. 1).

Рис. 1. Антропосоциогенез

Существуют различные теории антропосоциогенеза. Хронологически первой из них является креационизм. Согласно этой теории около 6 тысяч лет назад Бог сотворил Вселенную, небо, землю и всех живых существ, в том числе человека.

Другая теория носит название «градуализм» или «эволюционизм». Ее основоположником считается Чарлз Дарвин (рис. 2). Согласно этой теории все живое развивается в ходе эволюции – постепенных изменений, а в начале этих изменений были простейшие существа. Разумеется, сегодня теория эволюции значительно отличается от того, что предлагал Дарвин: многие факторы развития человека и общества в его время были еще неизвестны.

Рис. 2. Чарлз Дарвин

Некоторые исследователи считали, что Дарвин неправ хотя бы потому, что мы не можем наблюдать проявления эволюции сегодня.

В результате появилась третья теория, известная как катастрофизм. Ее основоположником считается естествоиспытатель Жорж Кювье. В рамках катастрофизма считается, что жизнь – результат планетарных катастроф, а ее формы не развиваются. Некоторые ученые объясняют многие значимые события в истории Земли именно катастрофами – извержениями вулканов, столкновениями нашей планеты с кометами, катастрофическими землетрясениями. Например, именно так многие объясняют гибель динозавров.

Все эти теории с большим трудом объясняют, откуда взялась жизнь. Четвертая теория, известная как панспермия, появилась еще в середине XIX века. Ее авторами считаются немецкий медик Герман Рихтер и шведский физик Сванте Аррениус. Но не надо думать, что в XX веке этой теории никто не придерживался; среди ее сторонников был даже Владимир Иванович Вернадский.

Собственную теорию предложил академик Александр Иванович Опарин. Согласно ей жизнь на Земле зародилась в результате цепи химических превращений.

В научном мире в XX веке почти безраздельно господствует теория эволюции. Однако сторонники креационизма время от времени переходят в наступление.

Давайте посмотрим, как и когда с точки зрения современной науки появились человек и общество.

Процесс появления человека носит название «антропогенез». В современной науке этот процесс вкратце описывается следующим образом.

Первой стадией антропогенеза считают австралопитека (homo habilis) (рис. 3).

Рис. 3. Австралопитек

Вторая стадия антропогенеза – питекантроп (рис. 4).

Рис. 4. Питекантроп

Третья стадия – неандерталец (рис. 5). Наконец, последняя стадия – homo sapiens sapiens. Это мы с вами.

Рис. 5. Неандерталец

Перейдем к процессу социогенеза, то есть появления и развития общества. Он имеет три стадии, но если антропосоциогенез идет по планете примерно одинаковыми темпами, то социогенез в разных районах земли идет с разной скоростью.

Первая стадия социогенеза – праобщина (человеческое стадо).

Вторая стадия – родовая община – объединение людей по кровнородственному признаку.

Третья стадия – соседская община – объединение людей по территориальному признаку.

Давайте подытожим. Процесс социогенеза проходит в три этапа.

Различные народы проходят социогенез разными темпами. Многие этносы уже давно живут соседской общиной, но есть и такие племена, которые до сих пор находятся на стадии родовой общины.

Процессы антропогенеза и социогенеза тесно связаны между собой. Это лишний раз доказывает, что человек, несмотря на его социальную сущность, все же остается и частью природы. В следующий раз мы поговорим, как природа и общество влияют друг на друга. А наш сегодняшний урок окончен. Спасибо за внимание.

Идет ли эволюция сегодня?

Эволюция продолжается постоянно. На протяжении последних сотен лет человек непрерывно менялся.

Средний рост японцев вырос за последние 100 лет как минимум на 15 см. В гвардию при Петре Первом брали молодых людей с ростом не менее 170 см (рис. 6).

Рис. 6. Средний рост

Обезьяньи процессы»

Рис. 7. Джон Скоупс

В 1925 году в штате Теннесси был принят Акт Батлера, запрещающий преподавание теории Дарвина. В том же году в штате было возбуждено дело против учителя Джона Скоупса (рис. 7), обвиненного в нарушении акта. Скоупс был признан виновным и приговорен к уплате штрафа в размере 100 долларов.

В 2006-2007 годах подобный процесс состоялся и в России.

Как оправдали неандертальца

За последние годы наши представления о неандертальце сильно изменились.

В 2005 году на территории Словении был обнаружен древнейший музыкальный инструмент – неандертальская флейта (рис. 8).

Рис. 8. Неандертальская флейта

В 1938 году советский археолог Алексей Окладников (рис. 9) обнаружил в пещере Тешик-Таш захоронение неандертальского мальчика (рис. 10).

Рис. 9. А. Окладников

Рис. 10. Неандертальский мальчик

Самое отсталое племя

В начале 1970-х годов в лесах филиппинского острова Минданао было обнаружено племя тасадай-манубе, которое считается самым отсталым племенем в мире. Тасадаи до сих пор живут родовым строем. Причиной этого является то, что в течение последней тысячи лет они развиваются изолированно.

Литература к уроку

Учебник: Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: ОАО «Московские учебники», 2008.


Тасадай-манубе (продолжение) ().

Новые данные о неандертальцах ().

Изменение среднего роста у разных народов в ХХ веке ().