» » Система школьного биологического образования. Курс «Педагогическая теория – современному учителю Компоненты содержания биологического образования

Система школьного биологического образования. Курс «Педагогическая теория – современному учителю Компоненты содержания биологического образования

Воспитательные: формировать гражданскую позицию в современном обществе на основе знаний законов биологии; воспитывать любовь к будущей профессии.

Обсуждаемые вопросы

1 Цели и задачи методики преподавания биологии в современном биологическом образовании.

2 Основные закономерности и принципы, лежащие в основе методики обучения биологии.

3 Виды обучения биологии.

4 Технология и теория обучения.

Практические задания для аудиторной самостоятельной работы

1 Проанализируйте систему принципов, лежащих в основе методики преподавания биологии и отметьте среди них специфические методико-биологические. Почему они получили такой статус?

2 Вспомните, какой из принципов обучения биологии был наиболее удачно реализован вашим школьным учителем. Почему вы так считаете?

3 Отбор содержания отечественного биологического образования в общеобразовательной школе

3.1 Основы содержания школьного биологического образования

Отбор учебного материала является одной из наиболее важных задач методики преподавания биологии, которая решается при активном участии практикующих учителей и ученых.

Сложность в отборе содержания возникает в связи с быстрым ростом научной информации. Биологическая наука перестала быть унитарной областью знаний о живой природе. Она представляет собой комплекс разных областей, уже имеющих статус самостоятельных наук о живой природе.

Названный комплекс включает такие науки, как: ботаника, зоология, генетика, экология, физиология, учение об эволюции, цитология , систематика, биогеоценология, анатомия, морфология , антропология, этология, микробиология, биогеография , гигиена, медицина, растениеводство, животноводство, биотехнология, биоэтика, биоэстетика и многие другие.

Биологические понятия очень разнообразны и постоянно совершенствуются. Это связано, прежде всего, с развитием биологической науки.

Достижения биологической науки обусловили новый подход к ней. Биологию стали рассматривать как необходимую область знаний в системе культуры, в развитии духовной жизни современного общества, в формировании экологической культуры личности и построении научной картины мира.

Биология активно участвует в удовлетворении запросов практики, исходящих из потребностей сельского хозяйства , медицины, а также из необходимости биологических знаний для укрепления здоровья человека, создания системы рационального природопользования , воспроизведения биологических ресурсов, что способствует прогрессу наук, изучающих определенные свойства живой природы на всех структурных уровнях ее организации.

Таким образом, биология влияет на многие стороны жизни общества. Объем знаний и опыта, накопленных биологической наукой, велик и постоянно расширяется. Но для содержания школьного образования отбирается только тот материал, который ученики обязательно должны знать и уметь применять на практике в своей жизни. Все открытия, совершаемые в области биологической науки, невозможно осветить в школьном курсе биологии.

Главным принципом отбора содержания для изучения в школе является соответствие всех элементов содержания общим целям современного образования.

3.2 Цели и задали современного биологического образования

Под целями образования понимают результаты, которые стремится получить общество с помощью сложившейся системы образования в настоящее время и в ближайшем будущем.

Цели – это социально обусловленные ориентиры реализации образования. Они выражаются в программах через систему знаний, умений и отношений, которыми должен владеть выпускник школы.

Из целей вытекают задачи, последовательное решение которых приводит к овладению знаниями, умениями, формирует ценностные отношения к окружающему миру.

В ходе реформы школы в 60-х гг. XX в., в основном, пересматривалось содержание образования, чтобы ликвидировать отставание уровня знаний школьников от уровня развития науки биологии. В 80-х гг. XX в. реформирование общеобразовательной школы было направлено на обеспечение формирования всесторонне развитой личности. Отмечалась роль трудового обучения, политехнического образования, идейно-политического, нравственного, эстетического, физического воспитания, подчеркивалась необходимость экологизации обучения. При этом была дана и установка на устранение перегрузок в содержании учебных предметов. В школу ввели одиннадцатый год обучения.

Реформы школы 90-х гг. проходили в условиях глубоких системных изменений в жизни общества. Школе были предъявлены требования, учитывающие новую образовательную парадигму: выведение образования из сферы социально-экономических, производственно-политических услуг, понимание образования как функции культуры, когда смыслом и целью школьного образования становится личность ученика, введение ее в мир культурного опыта человечества через содержание различных учебных предметов. В свете новой образовательной парадигмы в середине 90-х гг. XX в. началась реализация следующих целей обучения:

1) овладение знаниями о живой природе, общими методами её изучения, учебными умениями;

2) формирование на базе этих знаний научной картины мира;

3) гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья человека;

4) формирование экологической грамотности людей, знающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины видового разнообразия;

5) установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, отражение гуманистических значимости природы;

6) сохранение позитивного опыта процесса обучения биологии, накопленного в отечественной школе.

Обновленное содержание биологического образования отличается большой творческой свободой учителей, вариативностью , свободным выбором предметов для изучения. Были созданы региональные и дифференцированные системы образования, особые модели образовательных учреждений (частные, авторские). В школе, помимо биологии, появились новые дисциплины «Экология», «Естествознание», «Валеология».

В 1993 г. был создан временный государственный образовательный стандарт общего среднего образования . Под образовательным стандартом понимают систему основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. Иначе говоря, государственный образовательный стандарт представляет собой ряд нормативных документов, которые должны гарантировать определенный уровень образования, обеспечить единое федеральное культурное и образовательное пространство, одновременно предоставляя возможность для самостоятельной программно-методической деятельности любого образовательного учреждения. В структуре школьного образования временный стандарт выделил следующие уровни образования:

1) начальное образование (1–4 классы);

2) базовое образование (5–9 классы);

3) полное среднее образование (10–11 классы).

Названные уровни и требования к ним изложены в постановлении Правительства РФ от 01.01.2001 г. № 000. Вскоре были созданы и другие важные документы, определяющие роль и место учебных дисциплин в средней школе , основные цели обучения. К ним относятся: Федеральный компонент образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего общего образования (1996); Базисный учебный план (1998); Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования, разработанные в соответствии с постановлением о федеральных компонентах государственных образовательных стандартов (1998); Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования (1999). Во всех этих документах особо отмечается, что в школьном образовании на современном этапе ученик поставлен в центр учебного процесса. Акцент должен быть сделан на развитие ученика, формирование его мотивационной сферы, независимого стиля мышления. Этот социальный заказ определяет требование к школьному биологическому образованию: повысить биологическую грамотность у подрастающего поколения.

Биологическая грамотность необходима, прежде всего потому, что биологическая наука лидирует в естествознании и занимает ключевые позиции в медицине, гигиене, здравоохранении, валеологии, экологии человека, охране окружающей среды , обеспечении населения продуктами питания и лекарственными препаратами. Отсюда выдвигаются новые задачи биологического образования:

1) овладение системой знаний о структурно-функциональных и генетических основах жизни, размножении и развитии организмов основных царств, об экосистемах, биоразнообразии, эволюции, что необходимо для осознания ценности всего живого на Земле;

2) формирование на базе знаний о живой природе научной картины мира;

3) установление гармонических отношений с природой, самим собой, формирование норм и правил экологической этики, ответственного отношения к живой природы как основе экологического воспитания;

4) формирование генетической грамотности как основы здорового образа жизни, сохранения психического, физического, нравственного здоровья человека;

5) развитие личности учащихся, стремления применить биологические знания на практике, участвовать в практической деятельности в области медицины, сельского хозяйства, биотехнологии, рационального природопользования и охраны природы ;

6) изучение содержания учебной дисциплины в соответствии с деятельностным подходом и ориентацией на познание реальной действительности.

Цели и задачи обучения представляют собой социально обусловленное явление, сопровождающееся обновлением содержания обучения. Цели обучения показывают, почему нужно учить детей именно этому предмету, определяют, какие функции выполняет данный предмет в общем образовании; служат моделью ожидаемого результата в образовании школьников. Основные цели биологического образования на современном этапе указывают на важную роль биологии в развитии учащихся, в воспитании их всесторонне развитыми и творческими личностями, в понимании ими своей ответственности за сохранение жизни на Земле, в подготовке к выбору будущей профессии с учетом личных интересов, склонностей и способностей.

3.3 Цели обучения школьников биологии в двенадцатилетней школе

Биология, наряду с физикой, химией, экологией, входит в область «Естествознание», так как приобретаемые знания о природных процессах и явлениях, различных уровнях организации материи, многообразии взаимодействий природных объектов и систем формируют в сознании учащихся единую научную картину мира. Единство научной картины мира в сознании учащихся достигается обширной внутрипредметной и межпредметной интеграцией.

В «Концепции биологического образования в двенадцатилетней школе» в качестве главной цели образования выступает новая парадигма, рассматривающая образование как неотъемлемую часть культуры. Соответственно обозначены цели и задачи биологического образования в двенадцатилетней школе:

1) овладение компонентами научных знаний и методологией научного познания, составляющими основу целостного миропонимания и научного мировоззрения;

2) сознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе гуманного отношения ко всему живому;

3) овладение знаниями методов, понятий, научных теорий, концепций, моделей;

4) разностороннее развитие личности учащихся и их познавательной сферы;

5) формирование научного миропонимания, здорового образа жизни, гигиенических норм и правил, экологической и генетической грамотности;

6) подготовка молодежи к трудовой деятельности в области медицины, сельского хозяйства, биотехнологии, рационального природопользования и охраны природы. Из всего вышесказанного следует, что главным смыслом школьного биологического образования в двенадцатилетней школе являются личность ученика, ее развитие средствами биологии.

3.4 Содержание и структура школьного предмета «Биология»

Под содержанием образования понимают систему знаний, раскрывающую картину мира, а также опыт осуществления известных для человека способов деятельности (в том числе и опыт творческой деятельности), обеспечивающей развитие способностей у человека; опыт ценностного отношения к миру. Содержание каждой учебной дисциплины, учебного плана школы конкретно раскрывается в образовательных программах , учебниках и учебных пособиях .

И (1983) определяют содержание учебного предмета как отобранный из научной информации по биологии наиболее ценный в образовательном и воспитательном отношении учебный материал для школьного предмета согласно установленному в методике пониманию структуры.

Содержание биологического образования для средней школы неразрывно связано с развитием биологической науки, отражает современный уровень ее развития, представляет в учебном предмете «Биология» основы наук о живой природе. Отбор содержания биологических знаний (теорий, понятий, закономерностей, научных фактов) основывается на принципах научности и доступности обучения.

Из научного материала для школьного предмета отбирается учебный материал, представляющий наибольшую ценность в образовательном и воспитательном отношении. При этом школьный предмет «Биология» не представляет собой биологическую науку в миниатюре. Он объединяет методически отобранные элементы различных отраслей биологической науки и смежных с ней областей знаний, систематизированные и дидактически переработанные в целостную систему учебного содержания с учетом возраста учащихся.

Главное внимание в содержании биологического образования уделяется общепризнанным фактам, теориям и закономерностям живой природы, которые имеют научную трактовку. В то же время, содержание биологии в средней школе не тождественно содержанию научных дисциплин высшей школы . В средней школе изучают основы науки в научно достоверном, но элементарном виде и с различной степенью сложности на разных этапах обучения. Например, вопросы фотосинтеза в 6 классе освещаются научно, но без вопросов химизма на световой и темновой стадиях, а в старших классах школьники получают представление о некоторых химических реакциях, о функциональном значении света, воды, кислорода, водорода и других составляющих фотосинтеза. Однако картина протекающих химических реакций синтеза углеводов все же не является полной.

В содержании школьной биологии входят понятия, термины, закономерности, законы живой материи, области их применения, которые должен знать каждый культурный человек. Современный человек должен не только знать собственный организм, но и хорошо ориентироваться в среде своего обитания, иметь достаточно широкое представление о многообразии живых природных объектов, об их роли в жизни человека. Школьный предмет «Биология» содержит материалы по овладению различными методами биологических исследований (наблюдение, описание, определение объектов). Кроме того, в содержание школьной биологии входят разные способы учебной деятельности (сравнивать, доказывать, объяснять, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи). На знании методов биологических исследований и владении способами учебной деятельности основана система общеучебных и предметных умений и навыков, которые должны быть приобретены выпускником общеобразовательной школы в процессе изучения биологии.

3.5 Структура предмета «Биология» в современной общеобразовательной школе

Учебный предмет представляет собой систему основ науки, которая характеризуется целостностью, единством и внутренней взаимосвязью всех видов содержания обучения в школе. Учебный предмет имеет определенную логическую структуру, отраженную в программах по биологии. В них содержание биологического образования распределено по темам, разделам и годам обучения.

В российской школе биологический материал традиционно изучался последовательно по объектам живой природы: растения, животные, организм человека, обобщающий курс общей биологии, раскрывающий закономерности природы на разных уровнях ее организации.

Изучение биологии предваряет курс природоведения (или естествознания) в 5 классе , который опирается на знания, полученные учениками в начальной школе (1–4 классы) о предметах и явлениях природы, о своем организме.

В 6 классе начинается систематическое изучение биологии. Учащиеся узнают о царствах растений, бактерий, грибов. Это подготавливает их к изучению животного мира как царства живых, как и растительные организмы, существ, но более сложных по сравнению с растениями и грибами. В 7 классе изучаются животные организмы. Изучение животных подготавливает школьников к освоению курса «Человек» в 8 классе . В рамках этого курса учащиеся получают знания по анатомии, физиологии, психологии, гигиене, экологии человека, антропологии. Завершается изучение биологии в общеобразовательной школе курсом «Общая биология» (9–11 классы). В этом курсе излагаются общие закономерности и свойства жизни, ее возникновение, развитие. Для этого привлекаются знания о растениях, животных, человеке, бактериях и грибах.

Описанная последовательность в содержании школьного биологического образования дает возможность возвращаться к обсуждению наиболее сложных и важных вопросов общебиологического плана на каждом новом этапе обучения, постепенно углубляя, расширяя и обобщая круг необходимых научных знаний и способов деятельности.

Большинство методистов-биологов и практикующих учителей биологии считает педагогически целесообразной такую структуру общего биологического образования, когда от изучения растений идут к изучению животных, человека, а затем и общебиологических процессов и явлений. Постепенно возрастающая сложность учебного материала позволяет изучать предмет в условиях плавного развития системы биологических понятий.

Примерно такая же последовательность курсов в предмете «Естествознание» была заложена в свое время (1786) в учебнике «Начертание естественной истории» (неживая природа, растения, животные и человек), ей же следовал. Практически все программы обучения биологии сохраняли отмеченную последовательность, кроме программ (1902) и ГУСа (1923–1930).

В настоящее время в подавляющем большинстве отечественных общеобразовательных школ все учебные курсы по программам основной школы изучаются в течение лишь одного учебного года (по 68 часов): растения, бактерии, грибы и лишайники (6 класс); животные (7 класс); человек (8 класс); в 9 классе , завершающем базовую школу, изучаются общебиологические закономерности и явления – курсы «Основы общей биологии» и «Введение в общую биологию и эволюцию» (авторский коллектив под руководством и авторский коллектив под руководством).

Есть и другие варианты структуры содержания биологического образования. В любом случае, мы видим, что структура предмета «Биология», характеризующая расположение системы курсов по годам изучения, сохранявшаяся в России более 200 лет, в настоящее время меняется. Изменения касаются отбора учебного содержания, последовательности и логики его раскрытия.

Педагогика выделяет разные типы структурирования содержания образования, которые практикуются и в биологии: линейное, концентрическое, спиральное и модульное построение учебного предмета.

О линейном построении предмета идет речь, когда все учебные материалы располагаются последовательно и непрерывно, как звенья целостного единого учебного содержания; при этом каждая часть (тема, курс) изучается только один раз.

При концентрическом построении учебного предмета происходит неоднократное возвращение к пройденному материалу, но каждый раз на новом, более высоком, уровне изложения.

Спиралеобразное (спиральное) построение учебного предмета характеризуется тем, что учебный материал располагается в целом последовательно и непрерывно, но не линейно, а по спирали. При этом неоднократно возвращаются на более высоком витке (уровне) к содержанию, касающемуся важных мировоззренческих вопросов, расширяя и обогащая его новыми знаниями и опытом человеческой деятельности.

При модульном построении учебного предмета целостное содержание учебного предмета распределяется по отдельным модулям. Например, это могут быть содержательно-описательный, операционно-деятельностный, мировоззренческий, профилирующий, контрольно-проверочный, эколого-гуманистический, культурологический и другие модули.

В соответствии с этим описанием программы базовой школы (6–9 классы), созданные коллективами авторов под руководством, и, имеют спиралеобразную структуру, а программа и – линейную.

3.6 Обязательный минимум содержания биологического образования

Появившееся в 1990-е гг. разнообразие учебных программ и учебников биологии, создание школ разной направленности увеличило возможности индивидуального подхода к обучению. При этом требовалось сохранить определенное единство содержания и структуры предмета «Биология» в отечественной общеобразовательной школе.

Для решения данной задачи на основе Закона об образовании были разработаны следующие документы: Базисный учебный план; Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования (в том числе и биологического); Требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования, выразившие суть Государственного образовательного стандарта (ГОС).

На основе Единых требований к биологическому образованию школьников появились возможности для создания вариативных и региональных программ и учебников по биологии, различающихся последовательностью изложения содержания, формой подачи учебного материала, но обязательно соответствующих образовательному минимуму содержания биологического образования.

В настоящее время необходимое учебное содержание биологического образования определяется обязательным минимумом общего биологического образования. Именно он дает перечень основных содержательных единиц образования, которые обязательно должны быть усвоены в школе.

Названный документ можно рассматривать как основу содержания, которая достраивается до нужного объема с помощью деятельностных характеристик, обозначенных в требованиях к уровню подготовки выпускников школы. Для общеобразовательной школы создано 4 минимума разной степени глубины содержания биологии.

Первый уровень предназначен для основной базовой школы (6–9 классы).

Второй уровень предназначен для полной средней школы (10 – 11 классы).

Для одиннадцатилетней средней школы разработан обязательный минимум содержания общего биологического образования на двух уровнях – А и Б.

Уровень А имеет минимальное биологическое содержание образования и ориентирован на гуманитарные классы (для учебных заведений, в которых биология не относится к основным предметам).

Уровень Б превышает уровень А по объему и сложности, но не рассчитан на углубленное изучение предмета; предназначен для общеобразовательных средних учебных заведений.

Для профильных школ, школ с углубленным изучением биологии разработан специальный уровень, превышающий уровень Б по системе знаний и характеру учебной деятельности.

3.7 Основные компоненты содержания школьного биологического образования

Педагогически адаптированные основы биологической науки, изучаемые в школе, содержат главные научные факты, идеи, понятия, теории о законах существования живой природы и являются фундаментом школьного предмета «Биология». Знания передаются учащимся в обобщенном и сжатом виде – в понятиях. Они применяются в быту, в спорте, для сохранения здоровья, для охраны окружающей среды. Каждый культурный человек должен свободно владеть необходимым минимумом биологических понятий, поскольку они достаточно широко используются в повседневной жизни и в различных профессиональных сферах. Умения и навыки в области биологии представляют собой способы деятельности – интеллектуальные и практические. Они обеспечивают применение биологических знаний в действии. Современный образовательный процесс направлен на всестороннее развитие личности учащихся.

Огромное значение в данном случае имеют обучение и развитие – как две неразрывно связанные стороны образовательного процесса. Овладение основами биологии невозможно без интеллектуальных и практических умений, без развития памяти и мышления.

Биологическая наука обладает большой воспитательной силой и всемерно способствует формированию научного мировоззрения учащихся при изучении различных биологических объектов, процессов и явлений. Содержание учебного предмета «Биология» способствует усвоению учащимися системы общечеловеческих ценностей, пониманию ими ценности всего живого и своего места в жизни социума, а также формирует гуманное отношение ко всему живому. В содержании биологии находят свое отражение экологический, культурологический, валеологический подходы.

На основе биологических знаний, умений и навыков при соответствующем воспитании возникают возможности развития творческих способностей в области натуралистических, экологических, физиологических, микробиологических, краеведческих исследований. Все компоненты содержания биологического образования выполняют свои функции в обучении, развитии и воспитании учащихся, будучи тесно взаимосвязанными: знания обеспечивают формирование умений и навыков, на основе знаний и умений развиваются творческие способности, которые, в свою очередь, способствуют приобретению более глубоких знаний и формированию ценностных ориентаций. Наполненность различных компонентов содержания общего биологического образования зависит от целей последнего.

Вопросы для самоконтроля

1 Какова основная цель современного биологического образования в общеобразовательной школе?

2 Что представляет собой обязательный минимум содержания образования и для чего он создан?

3 Чем определяются структура и содержание биологического образования в основной школе и полной средней?

4 Охарактеризуйте главные компоненты содержания общего биологического образования учащихся.

5 Проанализируйте характер изменения целей биологического образования в отечественной общеобразовательной школе в период от 80-х гг. ХХ в. до настоящего времени. С чем связаны изменения в целеполагании?

Темы для выполнения рефератов

1 Сравнительный анализ различных вариантов учебных программ по биологии для 8 класса общеобразовательной школы.

2 Практические и интеллектуальные умения как важнейший компонент содержания общего биологического образования.

Задания для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

1 Сопоставьте обязательные минимумы основной и старшей общеобразовательной школы. Каковы их различия?

Наука и учебный предмет . Место биологии в учебных планах средних общеобразовательных учреждений. Государственный стандарт биологического образования, его структура и функции. Особенности школьного биологического образования на современном этапе: гуманизация и приоритетность развивающей функции, вариативность, разноуровненность, дифференцированность обучения, экологизация содержания, регионализация.

Компоненты содержания биологического образования: система знаний о мире, способы деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

Структура школьного предмета «Биология». Типы структурирования содержания образования: линейное, концентрическое, спиралеобразное.

Формирование и развитие биологических понятий в школьном курсе биологии Понятие как основная дидактическая единица знаний. Учебные разделы курса биологии как система понятий. Классификация биологических понятий. Этапы формирования и развития понятий. Индуктивный и дедуктивный способы формирования понятий. Методика формирования и развития понятий в процессе обучения биологии. Методика развития общебиологических понятий; клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера, эволюционное развитие мира, индивидуальное развитие организмов, обмен веществ и превращение энергии и др.

Деятельность в содержании биологического образ ования Способы деятельности (умения и навыки) как компонент содержания биологического образования. Интеллектуальные (умственные), общеучебные и специальные умения и навыки. Состав умений и навыков, представленных в школьных программах по биологии, требованиях к уровню подготовки учеников. Этапы и методика формирования умений и навыков в процессе обучения биологии. Обучение учащихся приемам умственной деятельности на материале учебного предмета биологии.

Дидактические принципы обучения как отражение закономерностей процесса обучения и теоретическая основа конструирования содержания и проектирования процесса обучения биологии. Общепедагогические (дидактические) принципы обучения: единства обучения, воспитания и развития учащихся; научности и доступности; систематичности и последовательности; системности и фундаментальности; наглядности; прочности и активности обучения; единства теории и практики; интеграции и дифференциации; вариативности; гуманизации. Взаимосвязь дидактических принципов.

Межпредметные и внутрипредметные связи школьного курса биологии . Значение межпредметных и внутрипредметных связей в обучении биологии. Классификации межпредметных связей по содержанию изучаемого (составу знаний); хронологии изучения, широте и объему связываемого материала; по способу усвоения учащимися связей, установления связей в работе учителей и постоянству их реализации. Методика реализации межпредметных и внутрипредметных связей в процессе обучения биологии.


Дифференциация обучения биологии . Проблема дифференциации обучения в педагогической теории и практике обучения биологии. Внешняя и внутренняя дифференциация обучения. Методические приемы дифференцированного подхода к учащимся на уроках биологии.

Федеральный базисный учебный план основного общего образования по биологии. Учебные планы для среднего образования по биологии: базисное и профильное обучение. Содержание биологического образования. Особенности содержания профильного обучения. Элективные курсы. Инновационные подходы к обучению биологии в условиях интегрированного и глобально- ориентированного образования. Понятия биологической и экологической грамотности. Документы, определяющие содержание биологического образования. Специфика целей и задач биологического образования.

С одержание и особенности школьной биоло гии: система и последовательность учебного материала, научность и доступность учебного материала, общий обзор содержания школьной биологии.

Требования к личности современного учителя биологии . Профессионально-педагогическая деятельность учителя биологии. Квалификационная характеристика учителя биологии.

Определение содержания образования . Исторический характер содержания образования. Детерминанты содержания образования: цель образования; организация деятельности учащихся; целенаправленно организованное взаимодействие школьников с миром; передача социального опыта, накопленного предшествующими поколениями; формирование базовой культуры личности.

Наука и учебный предмет. Система и последовательность учебного материала. Общий обзор содержания предмета биологии в школе. Биологические знания, их классификация.

Документы, определяющие содержание биологического образования. Требования к содержанию образования, определяемые Законом РФ «Об образовании».. Специфика целей и задач биологического образования. Государственный образовательный стандарт, его федеральный, национально-региональный, школьный компоненты. Нормативные документы, отражающие содержание образования: учебные планы, учебные программы учебники и учебные пособия.

Понятия как единица содержания школьного биологического образования. Теория развития биологических понятий в процессе школьного образования. Классификация биологических понятий. Основные положения теории развития биологических понятий. Условия формирования и развития биологических понятий на уровне формальной логики. Формы мысли- понятия, суждения, умозаключения. Связь понятий с умениями. Формирование и развитие системы умений и навыков учащихся при обучении биологии. Методика развития понятийного аппарата курса биологии.

Воспитание учащихся в процессе обучения биологии. Характеристика различных подходов к определению содержания воспитания. Гуманистический подход в воспитании. Воспитание как вхождение ребенка в культуру (культурологический подход в воспитании). Деятельность - основа воспитательного процесса (деятельностный подход в воспитании). Воспитание как организация предметной деятельности и духовной деятельности по осмыслению жизни. Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей; ценностные отношения к миру как содержание воспитательного процесса (ценностный подход в воспитании). Формирование мировоззрения школьников в целостном педагогическом процессе (комплексный подход в воспитании).

Методы стимулирования и мотивации деятельности: педагогическая оценка, поощрения, наказание, создание ситуаций успеха/неуспеха, соревнование, игра.

Взаимосвязь элементов воспитания при обучении биологии. Осуществление нравственного, эстетического, этического воспитания. Санитарно-гигиеническое и половое воспитание. Экологическое воспитание в процессе обучения биологии. Воспитание культуры труда. Направления реализации принципа политехнизма в школьной биологии. Политехническое образование и подготовка учащихся к трудовой деятельности.

Формирование научного мировоззрения учащихся при обучении биологии . Внутри и межпредметные связи, пути и средства их осуществления при обучении биологии.

Особенности содержания профильного обучения . Модели построения профильного обучения. Элективные курсы. Инновационные подходы к обучению биологии в условиях интегрированного и глобально- ориентированного образования.

Средства обучения биологии.

Понятие о средствах обучения . Различные подходы к классификации дидактических средств: источник информации и инструмент освоения учебного материала; для учителя и для учащихся; материальные и нематериальные (идеальные); визуальные, аудиальные, аудиовизуальные; на уровне урока, на уровне учебного предмета, на уровне образовательного процесса.

Средства наглядности . Классификация средств наглядности: натуральные, изобразительные, технические, электронные, их характеристика.

Роль наглядности в обучении, воспитании и развитии учащихся. Влияние натуральных средств обучения на усвоение биологических знаний. Комплексное использование средств обучения.

Наглядные средства обучения, их классификация и виды.

Технические средства обучения (ТСО). Психолого-педагогические условия применения технических средств обучения. Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к современным техническим средствам обучения. Характеристика технических средств обучения: диапозитивы, транспаранты, эпиобъекты, видеофильмы, телепередачи, радио и звукозапись. Методика применения аудиовизуальных средств обучения и компьютеров на уроках биологии. Формирование умений учащихся работать с ними.

Учебник как средство обучения . Методические функции учебника. Методика работы с учебником. Методика использования справочной, научно-популярной и художественной литературы в процессе обучения биологии.

Средства новых информационных технологий (СНИТ). Специфические особенности электронного учебника, его функции и структура. Возможность применения электронного учебника в образовательном процессе. Классификация компьютерных обучающих программ. Школьная медиатека. Комплексный подход к применению средств обучения в образовательном процессе.

Место средств обучения в методической системе обучения Комплексный подход к применению средств обучения в образовательном процессе.

Методы и методические приемы при обучении биологии.

Сущность понятия метод .Методы познания природы в науке и учебном процессе.

Классификация и характеристика методов обучения . Методические требования к применению в процессе обучения. Словесные методы обучения: рассказ, объяснение беседа. Наглядные методы: демонстрация опытов, натуральных объектов, изобразительных средств обучения. Практические методы обучения: распознавание и определение объектов, эксперимент, наблюдение. Требования к проведению практической работы. Этапы организации практической работы

Характеристика методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся (объяснительно-иллюстративный репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский) и их применение. Комплексное применение методов обучения. Психологические аспекты методов обучения.

Методические приемы . Их классификация. Характеристика логических, организационных, технических приемов обучения биологии.

Формы организации обучения биологии

Понятие «форма обучения». Система форм обучения биологии, их место и роль в методической системе. Классификация форм обучения

Урок как основная форма организации обучения. Типы уроков по дидактическим целям, форме проведения и местоположению урока в теме. Современные требования, предъявляемые к уроку биологии. Типы, виды уроков, их структура

Характеристика уроков . Уроки различной структуры с комплексным использованием разных методов, приемов и средств обучения, видов деятельности учащихся в зависимости от целей, содержания, уровня обученности учеников, их возрастных и индивидуальных особенностей. Методика уроков с морфологическим, анатомическим, физиологическим, систематическим, гигиеническим, экологическим содержанием. Особенность обобщающих уроков.. Уроки-собеседования, урок-зачет. Теле- и кино-урок. Особенности уроков с использованием компьютерной техники. Анализ урока и оценивание его эффективности.

Формы организации деятельности учащихся при обучении биологии : фронтальная, групповая, индивидуальная. Система обобщения и систематизации знаний учащихся на уроках биологии. Методика обобщающих уроков. Активизация деятельности учащихся на уроке. Индивидуальная и групповая формы организации деятельности учащихся на уроке. Уроки коллективного творчества.

Классификация форм обучения . Система форм обучения биологии их взаимосвязь

Урок - основная форма организации учебно-воспитательной работы . Культура современного урока, его характерные черты-постулаты. Требования к современному уроку. Типы, виды уроков, их структура. Вводные и обобщающие уроки: методика их проведения.

Лабораторные и практических работы в обучении биологии: значение, особенности их организации и проведения. Проведение уроков на учебно-опытном участке.

Экскурсия как форма обучения биологии. Место и значение экскурсий в учебном процессе. Классификация экскурсий Этапы подготовки учителя к экскурсии. Подготовка к экскурсии учащихся. Тематика, содержание экскурсий и место их проведения. Проведение экскурсий в природу. Экскурсии в музеи, ботанические и зоологические сады.

Лекционно-семинарская форма обучения биологии . Характеристика специфики лекционно-семинарской формы обучения старшеклассников. Классификация, структура школьных лекций и семинаров; организация учебно-познавательной деятельности учащихся на них. Требования к их проведению. Подготовка учителя к лекции и семинару.

Самостоятельная работа учащихся . Самостоятельные работы, их сущность, значение и классификация. Разновидности самостоятельной познавательной деятельности. Приемы организации самостоятельной работы школьников. Самостоятельные работы учащихся в структуре разных методов обучения.

Домашняя работа учащихся . Проблема домашних заданий в современной системе образования. Функции, классификация и виды домашних заданий. Требования к организации и объему домашних заданий учащихся по биологии. Рекомендации школьникам по выполнению домашних заданий. Условия организации домашней самостоятельной работы.

Внеурочная работа и её место в системе обучения биологии: особенности, методика организации и проведения в кабинете, в уголке живой природы, в природе, на школьном учебно-опытном участке. Методика постановки полевых опытов.

Внеклассная работа по биологии . Значение внеклассной работы и отличие её от внеуроной. Формы и виды внеклассной работы по биологии. Характеристика основных форм, видов внеклассной работы по биологии. Кружки юных натуралистов, их тематика. Организация и методика проведения школьных олимпиад, массовых биологических мероприятий, тематических вечеров, КВН, часов занимательной биологии и др. Внеклассное чтение по биологии.

Нетрадиционные формы проведения уроков , их классификация и характеристика (уроки-конференции, уроки-ролевые игры, уроки- дискуссии и диспуты и др. Интерактивные формы обучения биологии.

Сопутствующие, дополнительные и вспомогательные формы обучения: индивидуальные и групповые консультации; группы выравнивания, репетиторство и др.

Комплексное использование различных форм организации педагогического процесса. Их разнообразие и тесное взаимодействие для достижения образовательных целей. Положения развивающего обучения, реализуемые на уроке.

Научная организация труда учителя при подготовке к урокам: анализ программ и методической литературы, определение задач урока (образовательных, воспитательных, развивающих), выявление системы понятий, выбор соответствующих методов и средств, необходимых для решения поставленных задач и др. Тематическое планирование системы уроков. Принципы выбора вида урока. План и конспект урока. Требования к конспекту урока.

Требования к личности современного учителя биологии. Профессионально-педагогическая деятельность учителя биологии. Квалификационная характеристика учителя биологии.

Педагогически адаптированные основы биологической науки, изучаемые в школе, содержат главные научные факты, идеи, понятия, теории о законах существования живой природы и являются фундаментом школьного предмета «Биология». Знания передаются учащимся в обобщенном и сжатом виде – в понятиях. Они применяются в быту, в спорте, для сохранения здоровья, для охраны окружающей среды. Каждый культурный человек должен свободно владеть необходимым минимумом биологических понятий, поскольку они достаточно широко используются в повседневной жизни и в различных профессиональных сферах. Умения и навыки в области биологии представляют собой способы деятельности – интеллектуальные и практические. Они обеспечивают применение биологических знаний в действии. Современный образовательный процесс направлен на всестороннее развитие личности учащихся.

Огромное значение в данном случае имеют обучение и развитие – как две неразрывно связанные стороны образовательного процесса. Овладение основами биологии невозможно без интеллектуальных и практических умений, без развития памяти и мышления.

Биологическая наука обладает большой воспитательной силой и всемерно способствует формированию научного мировоззрения учащихся при изучении различных биологических объектов, процессов и явлений. Содержание учебного предмета «Биология» способствует усвоению учащимися системы общечеловеческих ценностей, пониманию ими ценности всего живого и своего места в жизни социума, а также формирует гуманное отношение ко всему живому. В содержании биологии находят свое отражение экологический, культурологический, валеологический подходы.

На основе биологических знаний, умений и навыков при соответствующем воспитании возникают возможности развития творческих способностей в области натуралистических, экологических, физиологических, микробиологических, краеведческих исследований. Все компоненты содержания биологического образования выполняют свои функции в обучении, развитии и воспитании учащихся, будучи тесно взаимосвязанными: знания обеспечивают формирование умений и навыков, на основе знаний и умений развиваются творческие способности, которые, в свою очередь, способствуют приобретению более глубоких знаний и формированию ценностных ориентаций. Наполненность различных компонентов содержания общего биологического образования зависит от целей последнего.

Вопросы для самоконтроля

1 Какова основная цель современного биологического образования в общеобразовательной школе?

2 Что представляет собой обязательный минимум содержания образования и для чего он создан?

3 Чем определяются структура и содержание биологического образования в основной школе и полной средней?

4 Охарактеризуйте главные компоненты содержания общего биологического образования учащихся.

5 Проанализируйте характер изменения целей биологического образования в отечественной общеобразовательной школе в период от 80-х гг. ХХ в. до настоящего времени. С чем связаны изменения в целеполагании?

Тема: Структура и содержание современного биологического образования

  1. Цель, задачи и специфика современного биологического образования.

  2. Структура и содержание биологического образования.

  3. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии . Москва. 1983.

  4. Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии. Москва. 2003.

  5. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Москва. 2000.

  6. Миркин Б.М., Л.Г. Наумова и др. Флора Башкортостана. Уфа. 2004.

  7. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Биологическое разнообразие и принципы его сохранения. Уфа. 2004.

  8. Подготовка учителя к работе в инновационных учебных заведениях. Стерлитамак. 1995.

  9. Штейнберг В.Э. Теория и практика поиска новых технологических идей и решений (учеб. пособие). М.: изд-во ИПК МАП, 1988. 123 с.

  10. Штейнберг В.Э. Самоучитель по технологии проектирования образовательных систем и процессов (метод.рек.) Уфа: БИПКРО, 1996. 60 с.

  11. Манько Н.П. Технологическая компетентность педагога // школьные технологии. – 2002. – №3.

  12. Штейнберг В.Э. Технологические основы педагогической профессии: Учебно-методическое пособие. – Уфа: БГПУ-УрО РАО. – 80 с.

Предмет «Биология» входит в общеобразовательную область «естественные науки» и изучается в 4-11 классах. Учебные учреждения России работают по учебным планам, основанным на базисном учебном плане общеобразовательных учреждений России. Для осуществления на практике основных принципов общего среднего образования: развития, гуманизации, демократизации, дифференциации, регионализации – необходимо изменение содержание и методов образования, замена или обновление действующих учебных программ и учебно-методических пособий.

Цель биологического образования – подготовка биологически и экологически грамотного человека, который должен понимать значение жизни как наивысшей ценности, уметь строить свои отношения с природой на основе уважения к жизни, человеку и окружающей среде, овладеть экологической культурой, ориентироваться в биологической и пограничных с ней областях знания, знать биологические термины, понятия, теории, владеть навыками их практического применения в различных областях. В настоящее время выпущены сборники программ, учебники, методической литературы, построенной на основе принципов систематичности, преемственности, уровней дифференциации.

Отличием нового биологического образования являются: 1. вариативность, 2. разноуровневость, 3. дифференциация, 4. свободный выбор.

Основные изменения в области биологического образования следующие:

– смена целевой ориентации более четкое обозначение приоритетности ее развивающей функции;

– преемственность обучения на трех этапах образования – начальном, основном, среднем;

– изучение всех разделов биологии;

– использование альтернативных учебных программ и пособий при сохранении общих требований к уровню образования;

– экологизация содержания всех разделов биологии;

– дифференциация обучения в среднем звене и особенно в старших классах на основе новых учебно-методических пособий, разработанных для соответствующего профиля;

– введение в практическую деятельность школы обязательного минимума содержания биологического образования.

2. Структура и содержание биологического образования.

А) Пропедевтика биологического образования.

В 1-5 классах школьники получают подготовку достаточную для изучения биологии как самостоятельного предмета. У учащихся формируются следующие представления об окружающем мире, о живой и неживой природе, о процессах жизнедеятельности, их размножении, росте, о физических и химических явлениях, вещества органические и неорганические, о человеке… школьники учатся различать домашних животных и культурных растений, о диких животных и дикорастущих растениях. Детям прививаются этические нормы отношения к живым системам.

Б) Базовый уровень биологического образования.

Выпускники 9 класса должны знать: биологию как науку, методы исследования, результаты познания, этические нормы отношения к живым существам и человеку, формы организации жизни, уровни ее изучения и т.д.

В) Заключительный этап биологического образования.

Выпускники 11 класса должны: усвоить фундаментальные биологические и пограничные теории, знать основные идеи, эмпирические обобщения, модели и концепции цитологии, биологии развития, оценивать научно-практические рекомендации с позиций экологической этики , правил рационального природопользования, синтезировать физико-химическую, естественно-историческую и эволюционные картины проявления мира.

Проблема достижения целей биологического образования стоит особенно остро, потому что жизненно важно каждому человеку принимать участие в решении экологических задач, заботиться о своем здоровье, учитывать проблемы экономики в общественной и практической деятельности. Решение этих целей позволит выполнить социальный заказ общества – подготовку высокоразвитых людей способных к активной деятельности в нар. хозяйстве, участию в тех сферах, где используются знания о биологических системах.

Основные содержательные линии:

Вся система биологических знаний и умений может быть сгруппирована в 3 взаимосвязанные содержательные линии:


  1. организм – биологическая система;

  2. надорганизменные системы,

  3. многообразие и эволюция органического мира.

Лекция № 2

2. Методы интерактивного обучения биологии в школе

Интерактивные методы обучения

Ежегодные вступительные экзамены в высших учебных заведениях России свидетельствуют: несмотря на фундаментальность 5-6-летнего изучения биологии, а теперь и экологии в школах, многие основные понятия и представления учащимися не усваиваются.

Имеющаяся статистика позволяет выявить различие между формальными задачами школьного образования - "дать знания" и действительной задачей процесса познания - достичь понимания. Можно легко найти доказательства того, что образовательные системы большинства стран„в том числе и России, не идут дальше уровня воспроизведения знаний. Школьная система уверенно освоила передачу сведений о предмете, определение способов контроля и смирилась с его малой эффективностью в условиях классно- урочной системы. Установка на механическую репродукцию биологических знаний в школе приводит к скорому забыванию этих сведений учащимися. Поскольку эти знания не стали актуальными для них, то старшеклассник искренне недоумевает: "Расщепление признаков в опытах Менделя на горохе- это одно, а здоровье моих будущих детей - совсем другое". Понимание как задача системы народного образования до сих пор не поставлена, а потому и не может быть решена. Именно этим объясняется снижение интереса к биологии, которое отмечается во многих развитых странах, понимание биологических процессов слабое, природы вокруг все меньше, фактических сведений и академических описании все больше. Ожидается, что 50% современных биологических концепций устареет уже через 20 лет.

Действующие учебники биологии и экологии не отвечают на практические вопросы подростка о повседневной, бытовой, наблюдаемой стороне биологических явлений. Даже такой важный раздел, как "Анатомия и физиология человека", остается схематично-абстрактным, можно сказать, отчужденным от учащегося, его самосознания и естественного интереса к самому себе и своему телу. Итог парадоксален: многие зрелые люди не признают тот биологический факт, что мы, люди, принадлежим к царству животных. Еще одна причина хронического снижения интереса к предмету- традиционно сложившаяся система ценностей и примитивная парадигма школьного образования, зажатая рамками формулы "Знания-умения-навыки" (ЗУН). В этой ситуации необходимо найти мотивы и методы, которые привлекут интерес к этому школьному предмету, вызовут осознание причастности к миру живого. Биология и мировоззрение

Актуальность биологического знания имеет принципиальное отличие от принятой в каждой профессиональной среде завышенной самооценки своей дисциплины: биология имеет базисное значение и становится естественнонаучной основой, смыслообразующим элементом нового мировоззрения - экологического, подобно тому, как центральное место в нашей планетарной системе заняло Солнце. Важная роль биологии доказывается сегодня и оживленным обсуждением перехода от антропоцентризма к био- или эксцентризму, предложением объединить "биос " и политику в биополитику, философски осмыслить биологию созданием биософии. Эти попытки питаются чувством общей опасности в связи с изменившейся средой обитания и означают поиск новой общей системы координат - основы естественнонаучного мировоззрения, необходимого для выработки долгосрочной стратегии жизни человека на планете.

Задача "обучить" мировоззрению в системе школьного и вузовского образования до настоящего времени не ставилась на прочную научную основу: нередко имело место приобщение к вере в биосферу, в ноосферу. Воспитанию отводилась формальная роль: глубоко личные вопросы отношения к живому, к другим людям, к жизни предков и грядущих поколений программой не охватывались. Таким образом, не создавалась внутренняя основа для присоединения к общечеловеческим ценностям.

Эта многоуровневая задача, охватывающая освоение большой суммы знаний, обретение мировоззрения, воспитание, не решается на абстрактном уровне, требуются личный опыт, испытание жизнью собственных убеждений, что вызвало необходимость поиска адекватных методов преподавания.

Методы интерактивного обучения

В лаборатории экологии и охраны природы кафедры высших растений (зав. каф. чл.-кор. РАН В.Н.Тихомиров) автором этой статьи и биологом и психологом В.П.Панюшкиным были начаты исследования в области интерактивных методов образования - обучения в процессе общения людей.

Понятие интерактивности было неизвестно в среде преподавателей-биологов, а сама необходимость соединения знаний о живом с интересами и возможностями конкретного учащегося не обсуждалась. Поиск "человеческой меры" в биологическом образовании сдерживался в силу идеологических традиций; административно-жесткого контроля за содержанием школьного образования; разобщенности академических дисциплин и организации самой науки. Междисциплинарные исследования были редки, поскольку специалисты-биологи, способные к совместным исследованиям с гуманитариями, немногочисленны, а организация таких исследований пока сложна . Это объясняет и запоздалое развитие методов межпредметного образования, сохраняющего характер механического соединения понятий, редкого обращения к динамическим процессам, которые, собственно, и объясняют единство мира.

Необходимо указать на то, что интерактивные методы (т.е. основанные на взаимодействии участников в процессе общения), и прежде всего имитационные игры, были разработаны в СССР в конце 30-х гг. M.М.Бирштейн и лишь в конце 50-х гг. переоткрыты в США. Важно отметить, что открытию, переоткрытию и использованию этих методов обучения сопутствовала необходимость моде-лировать координированные усилия групп людей с не полностью совпадающими интересами, решать проблемы, преодолевать содержательные и межличностные конфликты. Другими словами, там, где людям приходится решать касающиеся их проблемы, интерактивные методы оказывают неоценимую помощь в нахождении общего языка и поиске приемлемых решении. Понятно, что прикладная экология, охрана окружающей среды остро нуждаются в подобных методах как при исследовании проблем, так и в обучении принятию решений, поскольку, по образному определению А.А. Брудного, "охрана природы - это трансформированное отношение людей друг к другу".

В чем заключаются особенности интерактивных (иногда называемых активными) методов обучения?

Их несколько. Прежде всего, это признание того, что общение - важнейшая жизненная потребность человека, распространяющаяся в полной мере на процесс обучения. Второе - создание возможности для диалога или полилога всех участников в процессе обучения. Третья особенность - поэтапная социально-психологическая подготовка учебной группы к продуктивному (структурированному) общению: участие в диалоге требует умения не только слушать, но и слышать, не только говорить, но и быть понятым. Четвертая- умение работать в группе для нахождения общего, согласованного решения (задача, даже не поставленная в системе школьного и высшего образования страны) путем многократного принятия решения и получения от- клика среды (природной, социальной) на эти решения. Есть и другие особенности, которые описаны в классических работах отечественных и зарубежных авторов.

Имитационные игры оказываются, чуть ли не единственным апробированным методом коммуникации, обучения, индивидуального развития и выработки общих решений в процессе групповой работы . Более чем 0-летний опыт автора по разработке и применению интерактивных методов обучения позволяет утверждать, что с их помощью достигается уникальный эффект - постижение новых смыслов, понимание связи явлений, ранее казавшихся разрозненными, целостный охват проблем человеческого бытия.

Тема: Инновационные технологии обучения биологии в современной школе

1. Интерактивные методы обучения как система

В результате разработки системы интерактивных методов в нашей лаборатории было издано практическое руководство, а в 1983 г. проведена первая в стране стажировка для 22 преподавателей вузов страны с обучением этим методам и оценкой их эффективности. Кроме того, были изданы первые имитационные игры для вузов и школ "Остров" (карточная игра- воспроизводство динамики экосистем) и "Координационная комиссия"

принятие решения об устойчивом развитии региона). Метод стал широко использоваться в стране, получили распространение имитационные учебные игры, в основу которых положен метод системной динамики Дж. Форрестера, созданные и распространенные его учеником проф. Деннисом Медоузом (США), - "Рыболовство" и "Стратегема". Только за один 1990 г. в игровых сессиях с этими двумя играми приняло участие более 4 тыс. студентов и сотрудников вузов.

В результате многолетней работы на биологическом факультете МГУ стала практиковаться многоступенчатая система введения и освоения студентами этих методов

Задача первой ступени - испытать на собственном опыте, осознать и обсудить особенности сенсорных систем, условия, при которых происходит "обман чувств", начать контролировать собственное восприятие окружающей среды и узнавать границы биологических возможностей сенсорного восприятия окружающей среды.

На второй ступени группа осваивает навыки общения, осознает значение кооперации.

Третья ступень позволяет постичь на своем опыте различие процессов "слушать и слышать", "говорить и быть понятыми" контролировать свое участие в дискуссии, уважать ценности и правила работы, принятые группой, доказательно отстаивать свою позицию, обосновывать свое мнение, постигать новых общих результатов в работе группы. Четвертая ступень (ролевая игра) знакомит учащихся с правилами следования социальным ролям в достижении общих целей при исследовании проблемы. Возникающее в результате ролевой игры целостное представление о проблеме служит основанием для общей дискуссии и понимания ее многосторонности. Происходит приращение не столько фактического знания, сколько умения согласованных действии при решении проблемы.

Завершают систему обучения имитационные игры, в которых, следуя ролям на основе жесткого сценария, участники должны «превзойти себя и обстоятельства, действуя в пределах правил» (определение М.М.Крюкова), решить поставленную проблему в несколько (310) периодов, принимая решения и получая каждый раз отклик внешней среды, включая новые обстоятельства и оценивая последствия принятых ранее решений.

Участие в после игровой дискуссии - важнейший элемент имитационной игры, который служит особой социальной средой, где учащиеся открывают для себя новые связи, находят новый для себя смысл и сопоставляют его с понятым и осмысленным другими участниками. Происходит восхождение от знания к пониманию и затем к постижению глубинного смысла явлений.

Эти ступени представляют собой систему осознания учащимися своих личных особенностей, реальных ценностей, освоения навыков социального взаимодействия, профессиональных возможностей работы в группе и„ главное, понимания проблемы. Представляется вполне доказанной успешность усвоения биологических закономерностей и их социального, общественного значения, т.е. гуманитаризация биологического знания на индивидуальном и коллективном уровнях.

Дело в том, что ценность биологического знания, как правило, может быть воспринята, понята и оценена через ряд других дисциплин и социальных институтов. Это можно показать на примере имитационной игры, разработанной по проблеме сохранения генофонда орехово-плодовых лесов Арсланбоба (Кыргызстан). Важность сохранения генофонда в учебнике экологии вполне доказана, однако за кадром остаются все действительные участники и необходимые практические усилия по обеспечению этой важной задачи.

В данной игре сталкиваются законные интересы защитников природы и других секторов социальной реальности (работники лесного хозяйства, органов охраны окружающей среды и др.). У каждой из этих групп свои задачи. Например:

Работники лесного хозяйства преследуют цель сохранения реликтовых лесов грецкого ореха в государственном национальном парке, упрочения финансового положения лесной службы, ее материально-технической обеспеченности, что, в свою очередь, дает возможность более эффективной борьбы с браконьерами, пожарами, вредителями леса;

Работники органов охраны окружающей среды борются за сохранение биоразнообразия, уникального ландшафта, за поддержание устойчивости горных экосистем, за обеспечение режима охраны территории;

Местные жители заинтересованы в сохранении традиционного уклада жизни, укреплении своего хозяйства, увеличении поголовья овец, коров, лошадей, сбора меда, орехов, заготовок дров и др.;

Администрация района заинтересована в расширении экономических связей, в улучшении торговли, работы служб связи, медицинской помощи, дорожной и других служб;

Туристические фирмы направляют работу на привлечение иностранного капитала с целью создания инфраструктуры: кемпингов, отелей, улучшения транспортного обслуживания туристов.

Участники игры, разделившись на пять групп (по 2-4 человека), начинают входить в свои должностные обязанности, определять ресурсы и интересы своего сектора, изучать карту местности и исходные данные. На диаграмме причинно-следственных связей видно, что качество окружающей среды является производным от многочисленных системно связанных факторов и само в свою очередь влияет на многие социокультурные параметры, относящиеся к различным отраслям экономики и хозяйственным системам (рис.2). В ходе игры участники вступают в переговоры, консультируются, проводят расчеты и принимают решения. После каждого цикла принятия решений с помощью игрового поля и компьютера , на основе системно- динамической модели игроки получают отклик - прогноз социальных и природных последствий принимаемых ими решений. Полученные данные становятся исходными для нового цикла, которых может быть 5 10, 15 - в зависимости от моделируемых периодов времени (10, 25, 50 лет). Это важно в связи с тем, что многие природные и социальные процессы проявляются только на больших временных отрезках. Мы представили краткое описание внешней канвы имитационной игры. Главный же процесс происходит, скрыто от наблюдателя и заключается в освоении логических эколого-экономических связей рассматриваемой проблемы. Подобная игра дает возможность объяснить необходимость системного подхода к проблемам охраны окружающей среды и взаимодействия различных секторов народного хозяйства для осуществления природоохранной политики. Имитационная игра в течение нескольких часов позволяет воспроизвести проблему в такой полноте, что участники действительно приходят к согласованным решениям, убеждаются в их эффективности и побуждаются «к переносу полученного опыта в реальную жизнь.

Приведем пример еще одной игры, которую придумала студентка Высшей школы наук об окружающей среде Международного университета (1998) Юлия Чернышева (см. Приложение). В игре с помощью простейших средств наглядно воспроизводятся закономерности, открытые Менделем, и абстрактные представления с участием всех учеников класса получают экспериментальное доказательство.

Полученные в эксперименте результаты позволяют ответить на важные вопросы: почему мы разные? Как поддерживается биоразнообразие? Как в генетике проявляют себя законы вероятности? Есть ли принципиальное различие между генетическими процессами у гороха и у человека? - и другие, которые интересно обсудить после подведения итогов с генетическими пирамидками.

Таким образом, биология и экология становятся частью науки об обществе.
Лекция № 4

Тема: Проблемное обучение на уроках биологии

1. Актуальность и цель проблемного обучения

2. Понятие и сущность проблемного обучения

3. Проблемное обучение - эффективный способ обучения


Актуальность и цель проблемного обучения

Актуальность. К каким же внутренним источникам активности ребенка надо подключиться, чтобы побудить его к учебному труду? Для себя мы определили следующие источники:

познавательная потребность; интерес к способу действия;

потребность в самовыражении и самореализации; потребность в самопознании и самовоспитании; потребность в социальном признании.

Задействовать эти внутренние психологические источники учебной мотивации возможно, используя деятельностный подход к обучению, при котором усвоение содержания обучения и развитие ученика происходят не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности.

Целью проблемного обучения является изучение специфики проблемного обучения на уроках биологии.

Для достижения поставленной цели необходимо изучить ряд задач: - охарактеризовать понятие и сущность проблемного обучения;

Проанализировать проблемное обучение как эффективный способ обучения;

Рассмотреть пример проведения открытого урока проблемного обучения по биологии.

2. Понятие и сущность проблемного обучения

2.1. Теоретические основы проблемного обучения

Создание проблемной ситуации при изучении учебного материала

Наличие познавательной задачи является лишь одной из черт проблемной ситуации. Дело в том, что учащихся не трудно вывести за пределы имеющихся у них знаний и поставить перед ними познавательные вопросы, однако их мышление может остаться «невключенным». Чтобы «включить» познавательную деятельность учащихся и направить ее на решение возникшей проблемы, в ней должно быть что-то известно, заданы какие-то отправные данные для размышления, для творческого поиска. Важно, чтобы проблемная ситуация содержала в себе некоторый психологический элемент, заключающийся в новизне и яркости фактов, в необычности познавательной задачи и т.д. с тем, чтобы возбуждать у школьников интерес и стремление к познавательному поиску.

В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся выделяют различные способы создания проблемной ситуации. Рассмотрим их:

1. Способ аналогий.

В этом случае мы опираемся на имеющийся у учащихся житейский опыт или же актуализируем ранее полученные знания для решения новых задач

2. Индуктивный, аналитико-синтетический способ.

3. Отыскание причин, обусловливающих то или иное изучаемое явление, на основе проделанных опытов, анализа изучаемого материала.

4. Выдвижение проблемного вопроса.

Этот прием используется тогда, когда для решения проблемы и овладения новыми знаниями нужно творчески применить какой-то ранее изученный принцип или закономерность.

5. Сообщение парадоксального факта, выдвижение гипотез, предположений.

Факт первый. В прошлом веке на одном из островов Атлантического океана вспыхнула эпидемия кори, которую завез человек, заразившейся в Европе. Из 7 тысяч населения остались здоровыми только 98 самых старых людей, которые переболели корью 65 лет назад.

6. Создание проблемной ситуации на основе высказывания учёного.

Известный географ и путешественник А. Гумбольдт утверждал, что «человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни». Почему так считает ученый?

7. Сообщение противоположных точек зрения на один и тот же факт.

8. По мере развития учащихся может применяться и такой способ проблемного обучения, когда учащимся предлагается самим найти в излагаемом учителем материале познавательную проблему, четко сформулировать ее и аргументировать ее решение.

Проблемное обучение - это особый тип организации учебной работы на уроке, позволяющий активизировать познавательную деятельность учащихся и добиваться от них более осмысленного и прочного овладения знаниями.

Однако применение проблемного обучения имеет свои пределы и ограничения. Неприменимо проблемное обучение на уроках, на которых изучается материал описательного характера. Сдерживает его применение и трудоемкость процесса. Иногда сообщающим методом можно изложить материал гораздо быстрее, чем проблемным способом. Приемы развития познавательного интереса на этапе восприятия знаний Приёмами, способствующими развитию познавательного интереса на этапе

восприятия знаний и активизирующие деятельность учащихся, являются:

1) Прием новизны, предполагающий включение в содержание учебного материала интересных фактов, сведений и др. 2) Прием семантизации, в основе которого лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова, названия.

Приемы развития познавательного интереса на этапе осмысления изучаемого материала

Основными приемами развития познавательного интереса, используемые на этапе осмысления изучаемого материала, являются:

2) Исследовательский прием.

На основе проведенных учащимися опытов, наблюдений и анализов литературных данных учащимся предлагается самостоятельно решить познавательную задачу, сформулировать вывод:

3). Эвристический прием.

Учитель, опираясь в своем вопросе на имеющиеся у учащихся знания, помогает им с помощью наводящих вопросов найти правильный ответ.

4) Прием научного спора.

Приемы развития познавательного интереса на этапе закрепления изучаемого материала

На этапе осмысления и закрепления полученных знаний используют следующие приемы, активизирующие познавательный интерес к учебному предмету:

1) Использование натуральных объектов в заданиях для учащихся.

Перед уроком учащиеся получают раздаточный материал, с использованием которого на уроке выполняют следующие задания:

2) Прием моделирования.

В качестве примера можно привести следующее задание:

3) Составление схем, таблиц:

4) Использование символов для выполнения заданий

При выполнении учебных заданий учащимся могут быть предложены идеографические знаки, характеризующие тот или иной объект изучения.

Использование биологических задач при развитии познавательного интереса к биологии

Познавательные игры как средство развития познавательного интереса к биологии

1.2 Проблемное обучение - эффективный способ обучения

Суть проблемного обучения - в творческом усвоении знаний, когда ученик на уроке проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения - на этапе введения знаний, выражение решения и творческое применение открытых знаний- на этапе воспроизведения.

Структуру проблемного урока

МОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ ЛОГИЧЕСКОЙ СХЕМОЙ:

1. Постановка учебной проблемы

(постановка проблемной задачи, ориентированной

на ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного)

2. Поиск решения

(осознание, решение поставленной проблемы

на основе построения гипотезы и ее проверки)

3. Выражение решения

(применение знаний для решения конкретных

задач и выражение «новых» знаний научным языком)

4. Творческое применение «открытых»

(по Е.Л. Мельниковой)

Полностью данной схеме, основанной на психолого-педагогических закономерностях обучения, я стараюсь следовать на уроке изучения нового материала. На комбинированных уроках, уроках-практикумах, обобщающих применяю отдельные элементы.


Лекция № 5

ЛЕКЦИЯ №3 «Содержание биологического образования»

Особенности отбора содержания биологического образования.

Проблема содержания образования курса биологии сегодня актуальна так же, как и 20, и 30 лет назад. Вопрос «Чему учить?», постоянно обсуждается в академических, министерских, учительских кругах. Объем и содержание учебного материала постоянно входят в противоречие с необходимостью разгрузки ученика и попытками отобрать так называемый «жизненно важный материал».

Попытки разрешить эти противоречия отражаются в стандартах образования. Закон «Об образовании» - это единственный документ, которым следует руководствоваться авторам программ, учебников и, в конечном счете, учителю. Именно поэтому в системе образования придается огромное значение государственным образовательным стандартам. Что они определяют?

Государственный образовательный стандарт по биологии определяет:

  1. цели биологического образования
  2. обязательный минимум содержания основных
  3. образовательных программ для основной и полной (средней) школы;
  4. требования к уровню подготовки выпускников основной и полной школы.

Образовательный стандарт является основополагающим для всех участников учебного процесса.

Цели (цель - это ожидаемый результат ) биологического образования, из образовательного стандарта:

  1. Освоение системы биологических знаний.
  2. Ознакомление с методами познания живой природы.
  3. Овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности.
  4. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
  5. Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.
  6. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.

В каких целях отражается первый компонент содержания образования - знания? Конечно, это первая цель, т.е. освоение системы биологических знаний.

Итак, знания включены.

Вторая цель призывает познакомиться с методами познания живой природы. Это означает, что в стандарт включены и методологические знания , которые совершенно необходимы для интеллектуального развития ученика. Это, прежде всего, знания из истории науки, знания о методах и логике исследования, о противоречиях, встречающихся на пути исследователя и способах разрешения этих противоречий. Эти знания помогают детям стать исследователями.

Следующая цель, заявленная в стандарте образования, связана с применением знаний в практической деятельности.

Очень важной в современном стандарте образования является цель, призывающая к развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Именно достижение этой цели должно быть отражено во всех программах, учебниках и учебных пособиях для школы. Таким образом, стандартом образования предусматривается включение в содержание образования его творческого компонента.

Следующий компонент содержания образования - эмоционально-ценностный - также отражен в стандартах пунктом о необходимости воспитания позитивного, ценностного, отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения на природе.

Развитию отношения к природе также способствует «натурализация» биологического образования. Биологические кружки, работа на станциях юннатов, биологические исследования в походах, работа в музеях, на экологических тропах, на школьной весенней практике должны стать неотъемлемой частью школьного биологического образования.

Повторим некоторые основные положения

  1. Государственный стандарт образования является основным документом, на основе которого разрабатываются учебные программы, учебники и учебные пособия, которые затем рекомендуются Департаментом науки и образования в качестве основных средств обучения в основной и полной (средней) школе.
  2. В соответствии с Законом «Об образовании» учитель обязан обеспечить усвоение каждым учащимся обязательного минимума содержания по одной из рекомендованных министерством и избранных школой программ.
  3. Профессиональной задачей учителя является компенсация ряда недостатков программ и учебных пособий путем отбора и включения в учебный материал всех компонентов содержания образования, в том числе творческого и эмоционально-ценностного.
  4. Учитель в меру своих возможностей и возможностей школы должен стремиться к «натурализации» биологического образования, применяя самые различные формы работы с живыми объектами.

Перейдем теперь к проблеме формирования учебных, предметных и надпредметных (метапредметных) умений. Эта проблема органично вытекает из того, что было сказано о целях образования и их реализации в учебных материалах и в учебном процессе. Организовать усвоение знаний, умений, опыта переживания должен учитель. Реализуются провозглашенные цели в знаниях, которыми может свободно оперировать выпускник, а также в умениях, которыми он владеет.

Не менее важна и система ценностей, в которой человек строит собственную жизнь. Иными словами человек - это то, что он знает, умеет, чувствует. Однако знать не значит уметь. Следовательно, речь идет об умениях. Надо не только знать, но и уметь.

Умение - это возможность выполнить то или иное действие (интеллектуальное, практическое, эмоциональное) в соответствии с поставленными задачами и реальными обстоятельствами.

В педагогической литературе существуют различные классификации умений, однако в общем виде они сводятся к следующим группам:

  1. познавательные,
  2. практические,
  3. организационные,
  4. психолого-характерологические,
  5. самоконтроля и
  6. оценочные (по А.Усовой и А.Боброву)