» » Сколько лет авраам ждал сына. История Авраама

Сколько лет авраам ждал сына. История Авраама

Со времен Ноя прошло четыреста лет и десять поколений, прежде чем были выполнены необходимые условия, позволившие Богу выбрать семью, которая бы исправила ошибки, совершенные в семьях Адама и Ноя. Центральной личностью, избранной Богом, стал Авраам, и перед семьей Авраама была поставлена задача– заложить основание веры и субстанциальное основание. Четыре поколения семьи Авраама успешно участвовали в создании основания для появления Истинных Родителей и формировании нового этапа в провидении восстановления, которое постепенно, начавшись с одного человека, вышло на мировой уровень.

Благодаря такому успеху Авраам стал пророком особого значения. Его семья положила начало роду, избранному принять Истинных Родителей. Авраам и его потомки получали откровения от Бога, в результате чего и возникли три основные монотеистические религии: иудаизм, христианство и ислам.

Однако, несмотря на то, что Авраам был такой великой личностью в провидении, в его семье не все шло гладко. Поскольку человеческой природе в падшем мире свойственно заблуждаться, было совершено несколько ошибок, которые привели к задержкам и осложнениям в промысле восстановления. Некоторые из этих ошибок посеяли семена раздора, обернувшиеся соперничеством и конфликтами на уровне родов, наций и мира, тем самым серьезно помешав Божьему провидению.

Подготовка Авраама к исполнению своей миссии

Самым важным условием, благодаря которому Авраам стал пророком и заложил основание для появления Истинных Родителей, являлся его род. Он был избран из потомков Сима, из рода, благословленного Богом, после того как сатана заявил свои права на Хама. Для создания основания для Авраама роду Сима пришлось заплатить огромное искупление. Не имея специальной подготовки и поддержки, провиденциальная личность такого масштаба, как Авраам, не смогла бы выполнить свою богоданную миссию.

В истории восстановления всякий человек, избранный в качестве центральной личности в Божьем провидении, сначала должен получить право на выполнение этой миссии, отделившись от падшего мира. Этот процесс очищения утверждает центральную личность в ее миссии и готовит ее к участию в Божьем труде. Только после того, как центральная личность выполнит условия для своего очищения и посвятит свою жизнь Богу, Бог сможет использовать ее в провидении.

Хотя Авраам вышел из благословленного рода, его отец поклонялся идолам и создал такую семейную среду, в которой властвовал сатана. Авраам должен был отделить себя от этой падшей среды, прежде чем начать исполнение своей миссии для Бога. В провиденциальном пути Ноя избранную семью отделил от падшего мира потоп, а в случае с Авраамом Бог приказал ему покинуть свой дом и отправиться на поиски земли, которая будет указана ему в качестве места, где он должен будет поселиться и заложить основание для появления безгрешной семьи.

Авраам послушался Бога. Он отверг идолопоклонничество отца и покинул свою родину в Халдее вместе с женой Сарой и племянником Лотом. Сара, которая олицетворяла Еву, не имела детей, поэтому в тот момент Лот занимал положение их ребенка. С Божьей помощью семья Авраама благополучно добралась до Ханаана, преодолев все препятствия, стоявшие на их пути. Последняя атака сатаны заключалась в том, что египетский фараон пытался соблазнить Сару, повторяя тем самым соблазн Евы Слугой, но фараон был предупрежден о последствиях такого поступка и в страхе позволил семье Авраама благополучно покинуть страну. Успешно отделив свою семью от внутреннего падшего мира своего отца и внешнего падшего мира Египта, Авраам был готов выполнить условия для создания основания веры.

Основание веры

Бог велел Аврааму совершить жертвоприношение, которое стало бы условием для восстановления основания веры. Авраам должен был взять телицу, овна, козу, голубя и горлицу, разделить их пополам и принести в жертву Богу. Авраам разрезал пополам животных, но не разрезал птиц. Оплошность, которую допустил Авраам, предоставила сатане, которого символизировали хищные птицы, возможность захватить жертвоприношение, что привело к двум последствиям. Во-первых, Аврааму было велено выполнить условие искупления в большей мере – принести в жертву собственного сына вместо животных и птиц, и, во-вторых, ему было сказано, что его потомков ожидает 400-летний период рабства в качестве искупления за ошибки.

Не разрезав птиц пополам, Авраам потерпел неудачу в создании необходимого условия для очищения жертвы, прежде чем принести ее Богу. В неразрезанном виде вся жертва находилась во власти сатаны, во многом аналогично Адаму после грехопадения. Подобно тому, как Адама нужно было разделить на Каина и Авеля, нужно было разрезать пополам и жертву, условно разделяя ее на сторону Каина и сторону Авеля, удаляя «падшую» кровь и отделяя падшую природу от изначальной.

Птицы мужского и женского пола символизировали мужчину и женщину на стадии формирования в восстановлении, овен и коза символизировали мужчину и женщину на стадии роста в восстановлении, а телица символизировала единство мужчины и женщины на стадии завершения. Совершая жертвоприношение, Авраам выполнял условие для восстановления человечества через три стадии. Когда птицы так и не были разрезаны, сатана захватил основополагающую стадию формирования в жертвоприношении, таким образом заявив свои права на всю жертву.

Авраам был полон решимости исправить свою ошибку и был готов принести в жертву собственного сына, как того требовал Бог. Прежде чем приступить к жертвоприношению, ему пришлось еще раз пройти процесс отделения от сатаны, который захватил его семью в результате неудачного жертвоприношения. Семья Авраама снова подверглась испытанию, которое было подобно тому, что произошло в Египте, но в этот раз соблазнить Сару пытался царь Авимелех. Как и в случае с фараоном, Бог предупредил царя о наказаниях, которые его ждут, в случае если тот оставит Сару у себя, и в страхе Авимелех вернул Сару Аврааму, который затем благополучно покинул его царство. Семья Авраама снова отделилась от сатаны и была готова к созданию основания веры.

Авраам приносит в жертву сына

Бог велел Аврааму принести в жертву сына (согласно Библии, он приготовился принести в жертву своего второго сына, Исаака, который был единственным ребенком Сары; в Коране не говорится, какой это был сын, но в исламской традиции принято считать, что это был первый сын, Измаил, рожденный от служанки Агари; согласно модели восстановления, которая раскрывается в Принципе, всегда в качестве Авеля жертвует собой второй сын, чтобы восстановить веру Адама). Отец и сын отправились в трехдневное путешествие, чтобы дойти до вершины горы, которая была указана им как место жертвоприношения. Авраам соорудил из дров алтарь, на котором намеревался принести сына в жертву. Он уже собирался пронзить тело мальчика, как вмешался ангел и остановил его, сказав, что вера его была достаточно сильна.

Великая вера Авраама, выраженная в его готовности пожертвовать для Бога собственным сыном, восстановила его семью в положении центральной семьи Божьего провидения. Самое главное здесь то, что его сын не противился тому, что собирался сделать отец, веруя, что в этом заключалась воля Бога. Трудно представить себе, как этот юноша мог быть настолько послушным, что даже помогал отцу в приготовлениях к собственной смерти. Продемонстрировав такую поразительную веру, он выполнил условие по восстановлению утраченной веры Хама в своего отца Ноя и созданию основания веры в семье Авраама.

Благодаря этой победе Исаак, второй сын, занимавший положение Авеля, полностью объединился с сердцем веры своего отца и мог занять его место в создании основания веры. Далее он помог своему отцу принести в жертву барана. Таким образом, в результате двух успешно созданных Авелем и Ноем оснований веры и благодаря великой вере Авраама во время принесения в жертву сына, Исаак перенял положение своего отца в качестве центральной личности по восстановлению веры Адама. Это сделало его, как это было прежде с Ноем и Авраамом, отцом веры.

Субстанциальное основание

В соответствии с принципами творения люди занимают центральное положение в творении, а все остальные существа созданы в качестве объектов для человека. Следовательно, Слуга, сотворенный до Адама, должен был слушаться Адама и получить через Адама Божьи благословения. В результате грехопадения Слуга получил неправедную власть над Адамом через Еву. Из-за этой смены позиций в творении Бог не мог благословить ни Адама, ни Слугу. Благословить их, когда они нарушали принципы творения, означало бы признать беспринципные отношения как соответствующие Принципу и наделить их вечной ценностью.

В соответствии с принципами восстановления, отношения между Адамом и Слугой необходимо вернуть в первоначальное состояние, что возможно, если представитель Слуги добровольно подчинится представителю Адама. Согласно модели восстановления, установленной в семье Адама, старший сын избирается как представитель Слуги, а младший – как представитель Адама. Как только отношения между Адамом и Слугой будут исправлены в результате того, что Каин подчинится любви Авеля, будет создано субстанциальное основание, а Каин и Авель смогут получить Божье благословение.

Если бы Авраам сам создал основание веры, то его сыновья, Измаил и Исаак, отвечали бы за восстановление отношений между Каином и Авелем и создали бы субстанциальное основание. В случае успеха оба сына получили бы Божье благословение, но из-за ошибки, которую допустил Авраам в первом жертвоприношении, Исаак перенял от Авраама положение отца веры, а два его сына, Исав и Иаков, переняли положение Измаила и Исаака (Каина и Авеля).

Измаил и Исаак

Измаил, как старший сын и ребенок служанки, должен был восстановить положение Каина и получить Божьи благословения благодаря единству с Исааком. Однако положение Авраама перешло к Исааку, и Измаил не смог участвовать в создании субстанциального основания совместно со своим братом и не мог получить благословения, которые Бог обещал дать сыновьям Авраама. Как подтверждают Библия и Коран, история восстановления, начавшаяся в семье Авраама, продолжилась в роду Исаака. Его сын Иаков стал отцом веры для 12 сыновей, которые сделались родоначальниками 12 племен Божьего избранного народа, сынов Израилевых. Только через несколько столетий, когда появился пророк Мухаммед, род Измаила начал играть центральную роль в провидении восстановления.

Измаил не по своей вине был исключен из участия в непосредственном провидении в семье Авраама. Благословение, обещанное Измаилу и его потомкам, было неизбежно связано с провидением Исаака, поскольку Бог рассматривал семью Авраама как один род. Тяжелое положение, в котором оказался Измаил, способствовало появлению у него затаенной обиды из-за того, что ему пришлось ожидать получения Божьего благословения. Тенденция питать обиду на Исаака и его род передалась от Измаила к его потомкам и стала одной из провиденциальных проблем, нуждающихся в разрешении. У Измаила было 12 сыновей, чьи потомки образовали 12 племен арабского народа. Именно ради выполнения Своего обещания, данного Измаилу, и ради прекращения исторической обиды, возникшей между семьями Исаака и Измаила, Бог послал арабам Мухаммеда примерно через 2500 лет после того, как семья Авраама перешла в духовный мир (см. Главу 19).

Обида разрушает человеческие отношения, поскольку она основывается на желании забирать себе то, что есть у других, вместо того, чтобы жертвовать свое другим. Обида деструктивно влияет как на объект обиды, так и на того, кто ее питает. Обида была основным мотивом восстания Слуги против Бога и его вторжения в отношения любви между Адамом и Евой. Ееможно победить только силой любви, которая подтверждает изначальную ценность своего объекта и освобождает падшее человечество от обид, позволяя людям реализовать свой потенциал. Таким образом, потомкам Исаака и Измаила надлежало любить друг друга, чтобы устранить обиду, посеянную в сердце Измаила, и разрушить барьеры, возникшие в результате неспособности Исаака и Измаила объединиться в провидении семьи Авраама.

Иаков и Исав

Подобно своему отцу Исааку и дяде Измаилу, Иаков и Исав являлись особо важными персонажами в истории восстановления. По этой причине на страницах данной книги им уделено значительное место. Исав и Иаков были близнецами, при этом Исав был первенцем. Иаков, занимая положение Авеля, должен был добиться добровольного подчинения Исава, хотя Исав, олицетворявший Каина, и занимал привилегированное положение старшего сына. Являясь падшим человеком, Исав был естественно склонен к тому, чтобы господствовать над Иаковом против воли Бога, но, в конце концов, Иаков сумел убедить своего брата-близнеца принять его как представителя Бога, и вместе им удалось создать субстанциальное основание.

Для достижения этой победы потребовалось предпринять ряд шагов. Во-первых, Иаков получил от Исава право первородства, обменяв его на пищу в тот момент, когда Исав был голоден и ценил пищу больше, чем свое положение в семье. Отношение Исава к своему положению старшего сына походило на отношение падшего Адама, для которого личное удовольствие стало выше, чем цель создания рода добра, тогда как Иаков понимал высшую ценность рода. Сорок лет спустя, когда Исаак был стар и слеп и находился на грани смерти, Иакову удалось заполучить благословение отца, предназначавшееся Исаву. Ревекка, жена Исаака, помогла в этом сыну, тем самым искупив обман Бога Евой и неспособность Евы передать своим детям Божье благословение.

Исав был в бешенстве, когда обнаружил, что Иаков получил благословение, предназначавшееся ему, Исаву, на правах старшего сына. Его зависть и гнев на Иакова были похожи на чувства, которые Слуга питал к Адаму и Еве в тот момент, когда ему казалось, что он теряет Божью любовь. Они также были сродни зависти Каина, побудившей его убить Авеля. Иаков не хотел предоставлять своему брату такой возможности и поэтому, снова не без помощи матери, бежал на родину своего дяди Лавана, в Харран.

Лаван был личностью в позиции Слуги, которого Иаков должен был завоевать на свою сторону служением и любовью. Иаков служил Лавану 7 лет, чтобы добиться руки его дочери Рахили, но Лаван обманул Иакова, подменив Рахиль ее сестрой Лией в первую брачную ночь. Ему пришлось отработать еще 7 лет, чтобы добиться Рахили, на которой он также женился.

Когда Иаков собирался вернуться домой, дядя не позволил ему взять с собой никакого имущества, хотя Иаков верой и правдой служил Лавану 14 лет и обогатил его. Поэтому Иакову пришлось отработать 7 лет в третий раз, чтобы заслужить материальные богатства. С упорством любя Лавана и служа ему вплоть до своей победы, Иаков условно восстановил субъектное положение Адама над Слугой. На основании этой победы он также получил власть над материальным миром, таким образом завершив выполнение условий для реализации трех благословений: восстановить себя, свою жену и материальные ценности.

На основании этой победы Иаков вернулся к себе на родину в Ханаан. На пути домой, переходя вброд реку Иавок, он встретил ангела, который вступил с ним в борьбу. Хотя ангел и повредил Иакову бедро, Иаков выстоял и в итоге поборол ангела. В этом случае Иаков восстановил правильные отношения между Слугой (ангел) и Адамом (он сам). Не поддавшись ангелу, Иаков выполнил условие для искупления грехопадения. Победив в этой борьбе, Иаков потребовал от ангела благословения и получил его, а также новое имя«Израиль», которое означает «тот, кто боролся с Богом». С тех пор Иакова называют Израилем, а его потомков – сынами Израилевыми.

Одержав победу над Лаваном и ангелом, Иаков продолжил свое путешествие в Ханаан, готовясь к встрече со старшим братом Исавом, который, в свою очередь, готовился напасть на Иакова, движимый неуемной злобой из-за потерянного права первородства и благословения отца. Иаков сознавал, что в сердце Исава кипели злость и обида, и перед своей встречей с ним мудро предложил Исаву свои богатства и все то, что было для него в жизни ценным. Исав, ожидавший, что брат вернется как завоеватель, был удивлен и тронут такой щедростью и любовью. Когда появился сам Иаков, Исав забыл о своей злости, и братья обнялись в слезах. Иаков полностью завоевал сердце своего брата Исава.

Мирное воссоединение Иакова и Исава означало восстановление отношений между Каином и Авелем, и впервые в провидении восстановления провиденциальная семья успешно заложила субстанциальное основание.

Основание для появления Истинных Родителей

Семья Авраама была первой семьей, избранной Богом для восстановления семьи Адама, успешно заложившей основание веры (созданное Исааком и унаследованное Иаковом) и субстанциальное основание (созданное Иаковом и Исавом). Мгновение, когда Исав и Иаков обнялись в любви, было самым обнадеживающим и радостным для Бога со времен грехопадения Адама и Евы. Благодаря этой великой провиденциальной победе наконец было создано основание для появления Истинных Родителей, и Бог мог начать разворачивать провидение восстановления на субстанциальном уровне, расширяя Свое влияние среди падших людей всего мира.

Однако Истинные Родители не могли появиться в то время, поскольку сначала семья и потомки Иакова должны были искупить неудачу Авраама в жертвоприношении животных и птиц. Периодом искупления для восстановления являлись 400 лет, которые израильтяне должны были провести в рабстве в Египте. Более того, во времена Авраама сатана получил господство над целыми странами, тогда как на стороне Бога была только одна семья. Как одна семья могла устоять перед целыми странами?

Фарес и Зара

Примирение Иакова и Исава стало для Бога крупной победой. Тем не менее, полного искупления грехопадения не произошло, поскольку это примирение олицетворяло лишь символическое очищение рода, тогда как субстанциальное очищение рода должно произойти в утробе матери, там, где зародилась падшая природа человека.

Именно это скрывается за парадоксальной историей Фамари. Лишь поняв, что Фамарь, подобно жене Исаака Ревекке, должна была восстановить падшую Еву, можно понять, почему Иисус родился в ее роду, произошедшем из племени Иуды. Она рисковала своей жизнью, когда, слушаясь повелению Бога, родила близнецов от своего свекра Иуды, одного из сыновей Иакова.

Во время родов положение близнецов в утробе изменилось, и младший сын Фарес, олицетворяющий Авеля, родился раньше своего брата Зары. Об изменении очередности рождения стало известно благодаря тому, что сначала из утробы Фамари появилась рука Зары, на которую была повязана красная нить, но потом она снова скрылась в утробе.

Очищение утробы Фамари стало основанием для рождения безгрешного Иисуса, что является первым условием для появления Мессии. Мессия Иисус должен был стать Истинным Родителем и основать очищенный род, свободный от сатанинского господства и вернувшийся во власть Бога.

Избранный род Иакова

Когда Иаков и Исав восстановили отношения Каина и Авеля, они заложили первое в истории основание для появления Истинных Родителей. Бог избрал потомков Иакова, которые стали 12 племенами Израиля, народом, призванным создать страну, в которой появится Мессия. Когда Фамарь восстановила чистоту утробы Евы, Бог избрал род Иуды, чтобы в нем родился Мессия. Таким образом, семья Авраама, и род Иакова в особенности, стала отправной точкой для расширения границ провидения восстановления от индивида до семьи, племени и, в итоге, страны, готовой принять Истинных Родителей. Так сыны Израиля стали избранным народом.

Основание семьи Иакова

Семья Иакова стала центром Божьего провидения. У Иакова было 12 сыновей, первые десять родились от трех женщин – Леи, служанки Леи и служанки Рахили. Два младших сына – Вениамин и Иосиф – были рождены от Рахили. Эти 12 сыновей образовали 12 племен Израиля – народ, избранный Богом, чтобы стать страной, которая примет Истинных Родителей.

Духовное, «авельское» отношение к жизни перенял от Иакова его предпоследний сын Иосиф. Братья Иосифа завидовали его положению любимого сына и продали его в рабство в Египет. Там Иосиф достиг процветания и стал главным вельможей фараона. Преодолев искушения падшего мира Египта, особенно искушения женщин, Иосиф утвердился в роли Авеля во втором поколении семьи Иакова.

Когда на его родине начался голод, братья Иосифа прибыли в Египет, чтобы купить зерна. Иосиф узнал их и, несмотря на жестокость, которую они проявили к нему ранее, принял их с любовью, дал им зерна и вернул деньги, которые они заплатили за это зерно. Братья не могли понять такой щедрости, но когда они снова прибыли в Египет для покупки зерна, Иосиф открылся им. Братья, воссоединившись, плакали от радости.

Иосиф действовал мудро, чтобы завоевать на свою сторону братьев и отца, во многом аналогично тому, как поступил его отец, стремясь завоевать любовь Исава. Одарив братьев, он показал им, что любит их, несмотря на зло, которое они ему причинили в прошлом. Они, со своей стороны, были готовы раскаяться и просить прощения за содеянное. В результате восстановления отношений между Каином и Авелем в семье Иакова, личное основание для появления Истинных Родителей, созданное Иаковом, вышло на семейный уровень благодаря его сыновьям.

Чему учит пример семьи Авраама

Во-первых, во время выполнения условий искупления помимо открытого сердца важно уделять внимание мелочам. Падшие люди не способны выполнить изначальную ответственность безгрешных Адама и Евы, поскольку их греховная природа не способна полностью взаимодействовать с Богом. Для того чтобы преодолеть это ограничение, Бог позволил падшим людям выполнять свою ответственность условно, путем жертвоприношений с использованием природы и самих себя. Таким образом, приношение Богу является условным исполнением человеческой ответственности, шагом к субстанциальному выполнению ответственности восстановленными людьми. Необходимость в жертвоприношениях возникла в результате того, что Адам и Ева не выполнили своей ответственности как сын и дочь Бога: они не восприняли предостережение Бога всерьез и, как следствие, не проявили усердия в выполнении Божьего наказа. Таким образом, приношение имеет смысл только в том случае, если оно совершается с правильным, ответственным отношением и при строгом соблюдении полученных инструкций.

Авраам серьезно относился к выполнению своей ответственности перед Богом, взявшись сделать приношение животных и птиц, но, завершив основную часть жертвоприношения, заключавшуюся в разрезании животных, он не придал значения меньшей задаче – разрезанию птиц. Из-за этой ошибки сатана смог захватить жертвоприношение целиком.

Тяжесть положения, возникшего в результате оплошности Авраама, отражает основополагающую реальность грехопадения. На первый взгляд можно сказать, что ошибки Адама и Евы в грехопадении незначительны по сравнению со злодеяниями в падшем мире. Однако их, казалось бы, незначительные ошибки стали причиной всех людских страданий и горя. Небольшая ошибка может иметь тяжелые последствия, если совершивший ее человек является центральной фигурой, от которой зависит очень многое. Адам и Ева были прародителями человечества, и их поступки отразились на всем человечестве. Аврааму была поручена миссия по созданию основания для восстановления всего человечества, и его ошибка имела последствия для всех в его роду и для всех участников провидения восстановления, т.е. в конечном итоге – для всех людей мира. В обоих случаях ввиду огромной провиденциальной значимости этих центральных личностей невыполнение данной Богом ответственности стало причиной тяжелейших испытаний для всего человечества. Если Бог требует от человека чего-то конкретного, то человек должен считать, что это очень важно, даже если со своей позиции не понимает, почему это так.

Во-вторых, полное смирение и послушание перед Богом является наиболее мощным оружием против сатаны. Полное смирение продемонстрировал сын Авраама, согласившись с решением отца послушаться Бога и принести его в жертву. Безусловная готовность Исаака отдать свою жизнь ради Божьей воли полностью расстроила планы сатаны по уничтожению семьи Авраама. В отношениях между Авраамом и его сыном не было места для сатаны, поскольку они оба преданно слушались Бога даже ценой своей жизни. Аврааму было легче пожертвовать собственной жизнью, чем убить любимого сына. Проявление их грандиозной веры позволило семье Авраама сохранить за собой центральное провиденциальное положение, которое оказалось под угрозой в результате ошибки, совершенной во время первого жертвоприношения.

Их вера является верой в своем высшем проявлении, отражая такую степень преданности, которая искупила утрату веры Адамом. Во время грехопадения Адам был духовно убит, когда пренебрег Божьим предостережением о последствиях вкушения плода. Он стремился утолить свои желания даже ценой жизни. Он не смог увидеть абсолютную ценность в том, что с его ограниченной точки зрения казалось незначительным. Исправление ошибочного отношения Адама происходит тогда, когда человек, занимающий положение Адама, жертвует своими желаниями ради Божьей воли даже ценой своей жизни. Именно такая готовность полностью следовать Богу способствует тому, что Бог может даровать человеку такой веры все, даже саму жизнь. Следовательно, поскольку сын Авраама был готов умереть ради Бога, умирать ему не пришлось.

Еще один важный урок из этой истории – необходимость Авеля завоевать сердце Каина служением и любовью. В истории восстановления Иаков был первым человеком в позиции Авеля, успешно заложившим субстанциальное основание, поскольку он приложил большие усилия, чтобы растопить обиду и злость Исава, проявляя любовь к нему даже в самых трудных обстоятельствах. Миссия Авеля заключается в том, чтобы добиться добровольного подчинения Каина. Достичь этого можно только любовью, а служение есть практика любви. Сын Иакова Иосиф хорошо научился этому у своего отца и завоевал сердца своих братьев, служа им с любовью, несмотря на то, что ранее они поступили с ним жестоко. Иаков и Иосиф смогли добиться добровольного сотрудничества Каина (Исава и одиннадцати братьев, соответственно) в создании субстанциального основания, значительно ускорив ход провидения восстановления.

От Авраама ведет историю еврейский народ. В иудаизме, христианстве и исламе Авраама почитают как Святого, родоначальника, который отказался от язычества для Бога. Авраамов Бог – единый Бог.

Жизнь Авраама описана в первой книге Библии - Бытие. Узнаем, кто такой Авраам, когда жил, как звали жен Авраама, как звали сына Авраама.

Начало духовного пути - Авраам против язычества

Фарра, отец Авраама, был ремесленником в Халдейском городе Ур. Он искусно вырезал по дереву и его основными изделиями были деревянные идолы.

Молодой Авраам часто думал, какой из деревянных истуканов создал землю, небо, человека, звезды. Постепенно он пришел к монотеизму, то есть — поверил в истинного единого Бога.

После этого у Авраама с Фаррой были споры. Однажды сын, когда отца не было дома, разрубил деревянные фигурки. Он хотел показать, что боги, в которых верил Фарра – ложные. «Как же эти истуканы могли создать землю и звезды, если спасти самих себя не могут?» - спрашивал Авраам у отца.

Однажды Всевышний приказал Аврааму обрезать крайнюю плоть, и он сделал это. Также обрезал и своих домочадцев мужского пола. Это был знак, что от Авраама произойдет великий народ, верный Богу.

Обрезание - видимый знак завета между Авраамом и Богом. Поэтому ортодоксальные евреи до сих пор придерживаются этого обычая.

Авраам и его семья идут в землю, которую обещал им Бог

На родине нашего героя преобладало язычество, поэтому Господь приказал Аврааму покинуть родную землю и отправиться в земли, которые выбрал Бог.

Авраам в свои 75 лет собрал жену Сарру, племянника Лота, богатство и слуг для путешествия в плодородную Ханаанскую земля, по обоим берегам реки Иордан.

После того, как они прибыли в эту землю, Авраам принес жертву Богу. Бог назвал Аврама – Авраамом, то есть отцом многих, а Сара стала Саррой.

С течением времени, стада Авраамовы размножились и дабы избежать конфликтов, племянник Авраама Лот отделился от семьи и поселился неподалеку, в городе Садом.

Сам же Авраам остался в Ханаанской земле, его шатер и жертвенник располагался под Мамврийским дубом. Авраам принес щедрую жертву Господу, а Бог, в благодарность за это обещал Аврааму большое потомство, народ, от которого произойдут все народы и родиться Спаситель.

Жена Авраама Сарра была бездетной и дала ему в жены свою служанку, чтобы у них был ребенок


Сарра – жена Авраама, не могла забеременеть и дать мужу наследника. Поэтому отдала в жены Аврааму служанку из Египта – Агарь. Агарь забеременела и после этого стала относиться к Сарре с пренебрежением.

Сарра всячески притесняла Агарь, и получила от мужа разрешение поступать со служанкой так, как ей захочется. Агарь испугалась и бежала в пустыню. В пустыне, у оазиса к ней явился Господь в обличии Ангела и повелел вернуться в дом Авраама и родить ему сына. Агарь вернулась и вскоре родила сына Измаила.

Три Ангела возвестили Аврааму, что его настоящая жена Сарра родит ему сына

Однажды, Аврааму повстречались три путника, уставшие с дороги. Авраам, будучи гостеприимным хозяином, омыл ночи путникам и пригласил в дому. Угощал их телятиной, молоком и маслом. Наевшись и отдохнув, один из путников спросил Авраама, где его жена Сарра?

Сарра в этот момент была у входа в шатер и слышала разговор мужчин. Один из путников был сам Господь в обличии Ангела. Он рассказал Аврааму, что через год Он вернется и Сарра забеременеет, а впоследствии родит сына, наследника.Сарра слышала это и в душе усмехнулась. Святой Ангел сказал: «Зачем ты смеешься, Сарра? Господь всемогущ. Ничего нет невозможного для Бога»

Аврааму на тот момент было уже 99 лет, а жене его Сарре 89. Бог сдержал слово и, через год у Сарры и Авраама родился сын – Исаак. Поэтому ответ на вопрос «сколько лет было Аврааму когда родился Исаак» - 100 лет.

Измаил, сын Авраама от египтянки Агарь насмехался над маленьким наследником. Сарра, увидев это, пришла в ярость и приказала прогнать Агарь вместе с Измаилом прочь из дому. Авраам, будучи добросердечным человеком, поначалу хотел умиротворить жен, но Бог подтвердил желание Сарры.

Агарь с Измаилом стали жить отдельно, и от Измаила произошел народ измаильтяне - их считают предками современных арабов.


Бог испытывал послушание Авраама и сказал ему принести в жертву своего сына Исаака


Авраам был предан Богу и послушно выполнял все го указания. Однажды Господь решил испытать веру и преданность своего лучшего слуги. Он приказал Аврааму принести в жертву его единственного и долгожданного наследника Исаака.

Авраам был убит горем, но не смел ослушаться. Он собрал вязанку дров и вместе с Исааком отправился на гору Мориа, как указал ему Бог.

Исаак спрашивал у отца по пути - где же агнец для жертвы, на что Авраам отвечал, что на вершине Бог укажет. По пришествию на указанное место, Авраам разложил жертвенный костер, связал Исаака, и собирался было заколоть его, как Ангел остановил его, сказав, что Господь уверен в преданности и верности Авраама. В очередной раз Бог благословил Авраама, обещав дать ему многочисленное потомство.

Авраам упрашивал Бога, чтобы Он не разрушал Содом и Гоморру

На востоке земли Ханаанской располагались два города – Садом и Гоморра, населенные хананеями. Города богатые и процветающие, но населенные злыми и грешными людьми, которые прогневали Господа.

Бог явился Аврааму и поведал, что его терпению злодеяний хананеян приходит конец и он хочет уничтожить Садом и Гоморру. На что Авраам, будучи милосердным человеком, стал упрашивать Бога. Он говорил, что если найдется хотя бы 10 праведников в этих городах, то Бог может смилостивиться.

Авраам- патриарх после Потопа, библейский персонаж, который родился, по традиционной библейской хронологии, в 1812 году до н. э. Согласно Библии, Авраам прожил 175 лет и умер в 1637 году до н. э. Авраам – в переводе с еврейского «отец множества». Авраам - родоначальник многих народов, в том числе и еврейского, и духовный предок всех авраамических религий.

Библейская биография Авраама.

История Авраама – история одного из патриархов после Потопа. История Авраама – история истинного единобожника. Ради своей веры Авраам готов снести любые тяготы.

Биография Авраама (Аврама) подробно описывается в (главы 11 - 25). Из Книги Бытия следует, что Авраам родился в Уре Халдейском.

Ур Халдейский времен Авраама, реконструкция

Вот родословие Фарры: Фарра родил Аврама , Нахора и Арана. Аран родил Лота.

И умер Аран при Фарре, отце своем, в земле рождения своего, в Уре Халдейском . ()

Ур или Ур Халдейский -древнейший шумерский город-государство. Сегодня это территория Ирана.

Известно, что у Авраама было два брата – Аран и Нахор. Аран умер рано, еще при жизни отца. У Арана остался сын . Авраам взял в жены Сару, которая оказалась бездетной. Отец Авраама взял …

… Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там… (Бытие, глава 11).

Фарра, отец Авраама, умер в Харране в возрасте двухсот пяти лет. Некоторое время Авраам, его жена Сара и племянник Лот провели в Харране, пока Бог не призвал его уйти из Харрана в другую Землю, которую укажет Бог. Бог обещает Аврааму произвести от него великий народ и благословить, и возвеличить его имя.

Авраам покидает Харран в возрасте 75 лет вместе с семьей и идет в землю Ханаанскую. По приходу в землю Ханаанскую явился Аврааму Господь и завещал эти земли потомству Авраама. Авраам же построил здесь жертвенник Господу.


Маршрут странствий Авраама

Из земель Ханаанских пошел Авраам на восток и поставил там шатер свой и построил еще один жертвенник Господу. После этого Авраам отправился на юг. Земли, по которым он шел, страдали от голода. Авраам дошел до Египта и остался там.

По приходу в Египет, Авраам попросил жену свою Сару, которая была очень красивой женщиной, назваться его сестрой, так как боялся, что его убьют ради красоты Сары. Сару взяли в дом фараона. Авраам же жил в Египте не бедствуя. Бог прогневался на фараона, за то, что он взял Авраамову жену и поразил дом его и его самого.

И призвал фараон Аврама и сказал: что ты это сделал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя? Для чего ты сказал: она сестра моя? и я взял было ее себе в жену. И теперь вот жена твоя; возьми [ее] и пойди. ().


Авраам и его семейство уходят из Египта и возвращаются к шатру, который Авраам построил ранее. За время, проведенное в Египте, и Авраам, и племянник его Лот разбогатели и было у них много скота и много людей. В Библии говорится, что начались споры между людьми Авраама и людьми Лота, а также между Хананеями и Ферезеями, которые жили в этих землях до прихода Авраама. Тогда Авраам сказал Лоту найти себе другую землю, чтобы не было раздора между ними. Лот ушел на восток, а Авраам продолжил жить в земле Ханаанской.

Вскоре Господь наказал Аврааму пройти по земле, которую Он дает Аврааму. Авраам отправился в Мамре и возвел так еще один жертвенник Господу. В завещанных Аврааму землях жило много племен и было много царей, которые воевали друг с другом. Во время таких междоусобиц был взят в плен Лот, племянник Авраама, который поселился недалеко от Содома. Узнав об этом, Лот вооружил рабов и принялся преследовать неприятелей, и поразил их ночью. Авраам спас Лота и возвратил все его имущество.


Возвращаясь домой, Авраам встретил , царя Салимского и священник Бога Всевышнего. Мелхиседек благословил Аврама от Бога Всевышнего.

Потомство Авраама.

Ночью было Аврааму видение, в котором Бог обещал защищать его. Авраам же спросил у Бога, почему у него нет потомства. Бог же пообещал…

…тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником… ()

Господь сказал, что потомков у Авраама будет как звезд на небе. Однако у Сары детей не было и она посоветовала мужу сходить к служанке своей из Египта. Служанку звали Агарь. Авраам взял Агарь в жены. Агарь зачала от Авраама, однако стала презирать Сару, первую жену Авраама. Сара обратилась к Аврааму за помощью, на что тот ответил, что Агарь – служанка Сары и та вольна поступать, как желает. Сара стала притеснять Агарь и та сбежала.


Сара отдает свою служанку в жены Аврааму

Ангел Господень нашел Сару у источника в пустыне и велел той вернуться к госпоже и покориться ее, обещав умножить потомство ее. Ангел велел назвать первенца Измаилом. Агарь родила Измаила, когда Аврааму было 86 лет.

Завет Господа и Авраама.

Когда Аврааму было 99 лет, ему снова явился Господь и заключил Завет. Господь пообещал Аврааму стать отцом множества народов. И господь дал ему имя Авраам (до этого, согласно Библии, его звали Аврам ). Жену Авраама Бог повелел называть Сарра. Господь благословил ее и сказал, что будет от нее потомство, и произойдут от нее народы и цари. Бог наказал назвать первенца Сарры Исааком. Именно на потомков Исаака должен был, по словам Господа, распространиться Завет, а не на потомков Измаила – сына Авраама от служанки Агарь.

Бог пообещал Аврааму:

  • Дать ему и потомкам землю Ханаанскую в вечное владение,
  • Быть Богом всем народам, которые произойдут от Авраама,

В ответ Авраам и потомки его должны были:

  • Обрезать весь мужской пол на восьмой день от рождения, а также всех младенцев, купленных за серебро;

В тот же день Авраам обрезал крайнюю плоть всех мужчин и мальчиков его доме.

Явления Господа Аврааму

Вскоре снова явился Господь Аврааму, и снова говорили они о том, что Сарра родит Аврааму сына. И еще говорили они о Содоме. Господь сказал что велик . И захотел Бог погубить Содом, Авраам спросил у Бога, неужели тот погубит и праведников вместе с нечестивыми. И тогда Господь пообещал пощадить город, если найдется в нем хотя бы 50 праведников. Авраам спросил, а если есть там 45 праведников, неужели Господь погубит их? Господь ответил, что пощадит. Так они говорили про 40, 30, 20, 10 праведников, пока, наконец, Господь не пообещал не истреблять город даже ради 10 праведников.

Однако в Содоме не нашлось ни одного праведника, кроме Лота, племянника Авраама, которого Бог пощадил. Содом же был разрушен Господом.


Джон Мартин. Разрушение Содома и Гоморры. (Бегство Лота с дочерьми)

Авраам с семьей своей поселились между Кадесом и Суром. И снова, на сей раз боясь за участь Сарры, Авраам назвал ее сестрой своей. Местный царь Авимелех взял Сарру, после чего к нему явился Бог и пригрозил смертью. Бог приказал царю вернуть жена Аврааму. Авимелех вернул Сарру Аврааму и вместе с ней дал Аврааму скота и рабов, и землю.

Рождение Исаака и смерть Сарры

Вскоре после этих событий, как и обещал Господь, Сарра зачала от Авраама и родила ему сына Исаака. Авраам по Завету Господа обрезал Исаака на восьмой день.

Однажды сын Агари стал насмехаться над сыном Сарры, Сарра выгнала Агарь и сына ее. Авраам опечалился, однако Господь пообещал ему, что произведет от сына рабыни великий народ. Агарь с сыном жили в пустыне. Измаил женился на Египтянке.

Авраам же поселился в земле Филистимской и жил здесь дни многие. Бог стал искушать Авраама, приказывая ему принести в жертву сына его Исаака. Авраам был богобоязненным и приготовился принести в жертву сына своего. Тогда Ангел сказал Аврааму, что теперь он видит, что тот действительно боится Бога.


Жена Авраама, Сарра, умерла в 127 лет в земле Ханаанской. Авраам просил сынов Хетовых о месте для погребения Сарры. Сыны Хетовы обещали ему лучшее из погребальных мест. Тогда Авраам стал просить у Ефрона пещеру Махпелу для погребения Сарры. Земля Ефрона находилась между земель сынов Хетовых. Авраам получил землю эту за четыреста сиклей серебра.

Последние годы Авраама.

Авраам перед смертью велел рабу своему поклясться Господом, что тот не позволит сыну его Исааку взять в жены одну из дочерей Хананеев. Авраам отправил раба своего на родину свою за невестой для сына. Раб Авраама встретил Ревекку, правнучку брата Авраама. Ревекка стала женой Исаака.

Авраам же женился еще один раз. Имя его последней жены - Хеттуру. Она родила Аврааму еще шестерых сыновей - Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха. Однако, единственным наследником Авраама стал Исаак.

Авраам скончался в возрасте 175 лет и был похоронен рядом с Саррой в пещере Махпеле.

Как видим, биография Авраама описана в Библии весьма подробно, и роль этого патриарха в библейской истории действительно велика.

Упоминания Авраама в Новом Завете.

Авраам часто упоминается в Новом Завете, чаще него из Ветхозаветных персонажей упоминается только Моисей. Авраам упоминается и как предок Иисуса, и именно этим фактом подчеркивается божественность Христа. Рождение Христа видится как исполнение Завета между Богом и Авраамом. Патриарх Авраам в Новом Завете – прототип наивысшего благочестия и праведности. Авраам – хранитель и учитель веры.

Авраам в разных культурах.

В Коране Авраам действует под именем Ибрахим и почитается как один из величайших пророков. История Ибрахима, описанная в Коране, очень схожа с библейской историей Авраама. В еврейских мидрашах Авраам – автор идеи монотеизма. Якобы он понял, что существует единый Бог, в возрасте трех лет, после чего разбил всех идолов отца своего и начал молиться единому Богу. В еврейской традиции Аврааму также приписывается авторство Книги Творения – самого древнего источника по Каббале.

Бог Авраама.

Мы часто слышим выражение «Бог Авраама » или «Авраамов бог », но всегда ли мы понимаем его значение?

Во времена Авраама люди не сомневались в существовании некой сверхъестественной силы, или, скорее, сил. Верования язычников подразумевают существование таинственных и могущественных существ. Однако, боги языческого мира отличаются от Бога Авраама: они не всемогущи, и нуждаются в людях и жертвах. Язычники относятся к своим богам, как к более могущественным союзникам, отношения с которыми могут принести пользу.

Языческие боги стоят вне понятий нравственности. Им нет дела до того, как и чем живут их последователи. Их интересует не нравственная сторона, а прагматическая – то есть жертвоприношения. Вера язычников не требует переосмысления своего поведения и покаяния.

Бог Авраама – совершенно иной. С Авраамовым Богом уже нельзя установить отношения по схеме «ты мне - я тебе». Бог Авраама всемогущ и требует морального послушания. Авраамов бог создал Землю. Бог Авраама - потусторонний, он не находится в сфере Бытия. Бог Авраама – это Бог Всемогущий, Бог Вседержитель. Вера Авррама – не просто вера в существование Бога, это личное доверие и упование на Господа.

Жертвоприношение Авраама

Жертвоприношение Авраама - приношение сына его Исаака в жертву Богу. Согласно Библии, Бог призвал Авраама принести своего сына Исаака в жертву «во всесожжение». Авраам, повиновался, не колеблясь. Авраам соорудил жертвенник в земле Мория, связал сына, положил его поверх дров и занес над ним руку с ножом, когда ему явился ангел и сказал, что жертва эта не нужна боле, так как Авраам подтвердил веру свою.

В христианской традиции жертвоприношение Авраама расценивается и как акт высшего проявления веры и верности, и как доказательство того, что вера – не самодостаточна и должна быть подкреплена или оправдана делами. В , Апостол Павел приводит пример жертвоприношения Авраама как образец непоколебимой веры. Авраам настолько верил в Господа и в его Завет, что знал, что так или иначе у него будет большое потомство через Исаака, а, значит, Господь воскресит его.

Жертвоприношение Авраама также рассматривается как предсказание мученичества Иисуса. Раннехристианские богословы обращают внимание на схожий мотив послушания Исаака воле Авраама и Иисуса воле Бога Отца. Исаак носил дрова на собственный жертвенник, равно как Иисус нес на гору крест, на котором был распят.

Существует ряд других, не менее интересных взглядов на жертвоприношение Авраама. Некоторые библеисты считают, что сказание о жертвоприношении Исаака объясняет практику отказа от человеческих жертвоприношений. Есть также мнение, что данная история претерпевала изменение с течением времени, в первоначальной версии Исаак был принесен в жертву, но когда человеческие жертвоприношения были отменены, текст о жертвоприношении Авраама был скорректирован.

Как бы то ни было, парадокс истории про Авраама состоит в том, что там, где патриарх некогда был готов принести своего сына в жертву, был построен Храм, и совсем недалеко была принесена жертва на Голгофе.

Авраам – отец народов и религий.

Про Авраама часто говорят, что он является отцом трех религий - иудаизма, христианства и ислама – и это правда. Про Авраама также говорят, что он прародитель еврейского и арабского народов – это также правда. Авраам – родоначальник авраамических религий , то есть монотеистических религий, происходящих из религиозной традиции, восходящей Аврааму. К авраамическим религиям, помимо уже упомянутых христианства, иудаизма и ислама, относятся также:

  • караимизм (религия основана на идее, что каждый верующий самостоятельно определяет применение закона Моисеевого),
  • бабизм или Вера Баби,
  • Вера Бахаи,
  • мандеизм,
  • езидизм,
  • растафарианство.

Авраам как историческая личность.

Как и всякая история Библии, история Авраама одними принимается на веру, другие же сомневаются в подлинности библейских историй и даже в самом факте существования тех или иных .

Что же мы можем сказать про Авраама? Ученые доказали, что Авраам – не только библейский персонаж, но и вполне реальная личность.

Археологические раскопки, проведенные в городе Ур, который указан в Книге Бытия как место рождения Авраама, а также недавние открытия древних табличек, которые содержат имена Авраама, его родственников и даже врагов, подтверждают, что Авраам – реальная историческая личность.


Раскопки в городе Ур

По всей видимости, Авраам был вождем племени кочевников habiru (позже эти племена стали называться евреями). Племена habiru не имели собственной земли и переходили с места на место. Этот исторический факт не противоречит Библии, так как в Ветхом Завете мы находим описание многочисленных странствий Авраама.

Библия – священная книга для приверженцев христианского направления в религии. Многозначительный смысл описанных сюжетов, моралистическая подоплека и вечная актуальность делают библейские сказания интересными для поколений любой эпохи. Главы Ветхого и Нового Заветов перечитываются христианами из раза в раз, так как заложенный в них посыл редко открывается сразу и с течением времени обретает новые краски.

История появления

Притча, описывающая жертвоприношение Исаака отцом Авраамом, повествует о том, как библейский персонаж в знак любви к Богу передал ему самое ценное, что было в жизни. Значение этой легенды нельзя переоценить. Авраам оказался первым, кто заговорил с Всевышним после Всемирного потопа. Отец множества народов и духовный предок заключил завет, который помог спасти человечество. С момента упоминания Авраама в Библии начинается патриархальный период, который длится до момента, когда последний еврей покинул Египет.

Сегодня жертвоприношения кажутся дикостью, хотя для ветхозаветных времен это было необходимым действием и нормальным явлением. Невинные души, принесенные в жертву, считались драгоценнейшим подарком от человечества. Описание нюансов, существующих в реальности, добавляет сюжетам особенную актуальность. Например, гора Мориа, на которой Авраам вместо сына заколол барана, в действительности является местом расположения Иерусалимского храма. воздвиг его в честь Господа.

Теологи связывают притчу об Аврааме с жертвой Иисуса. Своеобразный прообраз спасения человечества заключается в поступке пророка. Как и он, Бог принес в жертву сына своего , который не воспротивился воле отца.


Действие Авраама рассматривается и под другим углом. В нем видят способ получения от Бога желаемого, несмотря на время ожидания обещанного. По логике верующих, оно будет даровано своевременно. Бог должен знать, что человек готов отдать самое дорогое в знак любви к нему. Божественное милосердие открывается библейским героям и последователям христианства индивидуальным путем, и об этом стоит помнить, перечитывая строки священных текстов.

Авраам в религии

Датой рождения Авраама считается 1812 год до нашей эры. По преданию, герой прожил 175 лет и обрел покой в 1637 году до нашей эры. Значение имени персонажа – «отец множества». Его история – это легенда о жизни патриарха, ведущего диалог с Господом после Потопа. Истинный боголюбец был готов на все ради веры.


Жизнеописание персонажа содержится в Книге Бытия. Авраам родился в древнем шумерском государстве, Уре Халдейском, располагавшемся на нынешней территории Ирана. У персонажа было два брата: Аран и Нахор. Фарра, отец героя, умер в 205 лет. Авраам был женат на Саре, неспособной к продолжению рода. Вместе с ней и племянником он отправился по наставлению Господа в землю, на которую должен указать Всевышний. Бог пообещал Аврааму, что тот станет прародителем великого народа, получит благословение Господне и навсегда сохранит свое имя в веках.

В 75 лет Авраам с семьей вышел из Харрана и направился в Ханаан, где ему явился Бог, завещав земли потомству героя. В честь этого благодеяния мужчина воздвиг в городе жертвенник во имя Господа. Затем Авраам направился на восток, а впоследствии на юг, дойдя до Египта. В писании отдельно рассказывается о том, что Сара, жена Авраама, была забрана в дом фараона, за что египетский правитель понес кару. Разбогатев в Египте, Авраам вернулся к одному из пунктов своего маршрута, ведя за собой людей и скот. Путники встретили препоны в лице людей, проживавших до них на этой местности, и решили искать другие земли.


Вопрос продления рода был решен Авраамом с помощью служанки Сары, которую звали Агарь. Первенца назвали Исмаил (или Измаил). Когда Аврааму исполнилось 99 лет, он заключил с Господом завет. Первенца от Сары Бог велел назвать Исааком. Правила завета должны были распространиться на потомков Исаака, а не на детей Исмаила. Друг бога пообещал делать обрезание мальчикам из их семьи в обмен на Ханаанскую землю и почитание потомками Авраама. Множество событий описывает Писание, повествуя о жизни Авраама, но главным моментом его биографии становится то, что он убивает сына Исаака. Жертвой, принесенной Богу, становится его единственный наследник.

Жертва «во всесожжение» была принесена Авраамом без колебаний. В момент занесения ножа над сыном на жертвеннике, что располагался на горе Мориа, Авраам увидел ангела. Тот сообщил, что вера пророка подтверждена, а жертва не нужна.


Это действие мужчины объясняется его безграничной верой и верностью. Авраам был убежден: если Господь обещал произвести потомство от Исаака, значит, провидение найдет способ воскресения любимого сына.

Авраам умер в 175 лет. Место захоронения библейского персонажа – пещера Махпеле, где покоится и его супруга Сара.

  • Авраам – герой, чье имя часто упоминается в Ветхом и Новом Заветах. Такой же популярностью пользуется разве что Моисей. Предок Иисуса стал символом, благодаря которому аудитория осознает божественность Иисуса Христа и его возвышенность. Рождение Христа является исполнением завета, заключенного Авраамом с Богом. В то же время его гибель повторяет жертву, принесенную отцом во имя веры. В Новом Завете Авраам считается носителем веры и учителем, транслирующим ее главные принципы. Своим примером он являет образец праведности и благочестивости.

  • Авраам – персонаж, фигурирующий в разных религиях. В Коране он – пророк Ислама, носящий имя Ибрахим. Его биография схожа с жизнеописанием из Библии. Любопытно, что в еврейских мидрашах Аврааму принадлежит идея единобожия, монотеизма. По преданию, герой первый, кто понял, что Бог един. В три года он прозрел, осознав, что идолы предков – не те, кто достоин его веры, и стал последователем Господа. В традиции еврейских верований Авраама считают создателем Книги Творения. Этот литературный источник оказался основой каббалистического направления.
  • Жертвоприношение героя интерпретируется учеными и философами по-разному. Исследователи библейских текстов придерживаются идеи о том, что жертвоприношение безвинного Исаака становится примером отказа от дани Господу в виде человеческой жизни. Существует мнение, что с течением времени Библия претерпевала изменения и модификации. Вероятно, что в первоначальном варианте сюжета Исаак был убит, но после отмены жертвоприношений текст был отредактирован.

  • Изначально именем героя было Аврам, что в переводе означает «отец высокий». Имя его супруги – Сара, что означает госпожа. Господь повелел супружеской чете сменить имена в момент, когда огласил, что их роль для будущего человечества многозначительна. Впоследствии собеседника Бога именовали Авраам. Имя интерпретируется как «отец множества». Жену пророка стали звать Сарра – «госпожа множества». Этот прием в литературе и поворот сюжета в писании свидетельствуют о возвеличивании персонажа в глазах верующих и в религии.

Авраам жил в стране Халдейской. Он был потомком Сима и со всем своим семейством, сохранил истинную веру в Бога. Он был богат, имел много скота, серебра, золота и много слуг, но не имел детей и скорбел об этом.

Бог избрал праведного Авраама, чтобы сохранить истинную веру через его потомство для всего человечества. А чтобы оградить его и его потомство от родного ему языческого народа (потому что среди родных людей – язычников скорее можно было научиться идолопоклонству), Бог явился Аврааму и сказал: «Пойди из земли твоей... и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое… и благословятся в тебе все племена земные», то есть в этом народе – в его потомстве, со временем родится обещанный первым людям Спаситель мира, Который благословит все народы земли.

Аврааму было в то время семьдесят пять лет. Он повиновался Господу, взял жену свою Сарру, племянника Лота и все имение, которое они приобрели, всех слуг своих, и переселился в землю, которую указал ему Господь. Земля эта называлась Ханаанской и была очень плодородной. Там жили тогда хананеи. Это был один из самых нечестивых народов. Хананеяне были потомками Ханаана, сына Хамова. Здесь Господь снова явился Аврааму и сказал: «Всю землю, которую ты видишь, Я дам тебе и твоему потомству». Авраам устроил жертвенник и принес Богу благодарственную жертву. После этого земля Ханаанская стала называться обетованной, то есть обещанной, так как Бог обещал дать ее Аврааму и его потомству. А теперь она называется Палестиной. Находится эта земля на восточном берегу Средиземного моря, и по средине ее протекает река Иордан.

Когда стада Авраама и Лота так размножились, что им становилось вместе тесно и между их пастухами стали происходить непрестанные споры, тогда они решили дружелюбно разойтись. Авраам сказал Лоту: «Да не будет раздора между нами, так как мы родственники. Не вся ли земля пред тобою? Отделись же от меня: если ты – направо, то я – налево». Лот выбрал себе долину иорданскую и поселился в Содоме. А Авраам остался жить в земле Ханаанской и поселился близ Хеврона, у дубравы Мамре. Там, около дуба Маврийского, он раскинул свой шатер и устроил жертвенник Господу.

Однажды в знойный день Авраам сидел под тенью дуба, у входа в свой шатер, и видит: стоят против него три странника. Авраам любил принимать странников. Он сразу же встал и побежал им навстречу, поклонился до земли и стал звать их к себе отдохнуть под деревом и подкрепиться пищей.

Странники зашли к нему. По обычаю того времени, Авраам омыл им ноги, подал хлеб, тут же приготовленный его женой Саррой, подал масла, молока и лучшего жареного теленка и стал угощать их. И они ели. И сказали они ему: «Где Сарра, жена твоя?» Он ответил: «Здесь, в шатре».

И сказал один из них: «Через год Я опять буду у тебя, и у Сарры, жены твоей, будет сын». Сарра, стоявшая сзади у входа в шатер, слышала эти слова. Она засмеялась про себя и подумала: «Мне ли иметь такое утешение, когда я уже состарилась?» Но странник сказал: «Зачем Сарра засмеялась? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок Я буду у тебя, и у Сарры родится сын». Сарра же испугалась и сказала: «Я не смеялась». Но он сказал ей: «Нет, ты засмеялась». Авраам тогда понял, что перед ним не простые странники, а что с ним говорит Сам Бог. Аврааму в это время было 99 лет, а Сарре – 89.

Уходя от Авраама, Бог открыл ему, что Он истребит соседние города Содом и Гоморру, так как они самые нечестивые города на земле. В Содоме же жил племянник Авраама, праведный Лот. Авраам стал умолять Господа, чтобы Он помиловал эти города, если там найдутся пятьдесят праведников. Господь сказал: «Если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то ради них помилую весь город». Авраам снова спросил: «Может быть, до пятидесяти праведников не достанет пяти?» Господь сказал: «Не истреблю, если найду там сорок пять праведников». Авраам же продолжал говорить с Господом и умолять Его, все уменьшая число праведников, пока не дошел до десяти; он сказал: «Да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять праведников?» Бог сказал: «Не истреблю и ради десяти». Но в этих несчастных городах жители были так злы и развращены, что там не нашлось и десяти праведных людей. Эти нечестивцы хотели даже надругаться над двумя Ангелами, пришедшими, чтобы спасти праведного Лота. Они уже готовы были выломать дверь, но Ангелы поразили их слепотой и вывели Лота с его семейством – с женой и двумя дочерями – за город. Они велели им бежать и не оглядываться назад, чтобы не погибнуть.

И тогда пролил Господь на Содом и Гоморру дождь из серы и огня и истребил эти города и всех людей в них. И опустошил все место это так, что в долине той, где они были, образовалось соляное озеро, известное теперь под именем Мертвого моря.

ПРИМЕЧАНИЕ: см. Быт. 12-20.