» » Социально-психологические особенности студенческого возраста. Психологические особенности студенчества Психологические особенности студенчества

Социально-психологические особенности студенческого возраста. Психологические особенности студенчества Психологические особенности студенчества

15.1. Особенности развития личности студента

Студенческий возраст – это особый период жизни челове-ка. Заслуга самой постановки проблемы студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева .

В результате исследований, проведенных под его руководством, установлено, что в студенческом возрасте происходит дальнейшее пси-хическое развитие человека, сложное переструктурирование психиче-ских функций интеллекта, меняется вся структура личности в связи с вхождением в новые, более широкие и разнообразные социальные общ-ности. Изучение закономерностей развития человека в студенческомвозрасте как в периоде интенсивного интеллектуального развития, формирования учебно-профессиональной деятельности, усвоения роли студента, вхождения в новую, «взрослую» жизнь позволяет гово-рить о психических особенностях студенческого возраста.

Студент (от лат. studens , род. падеж studentis – усердно работаю-щий, занимающийся), учащийся высшего, а в некоторых странах и среднего учебного заведения. В Древнем Риме и в средние века сту-дентами называли любых лиц, занятых процессом познания. С ор-ганизацией в XII веке университетов термин «студент» стал упот-ребляться для обозначения обучающихся (первоначально и препо-дающих) в них лиц; после введения учебных званий для преподава-телей (магистр, профессор и др.) – только учащихся.

Студенчество – учащиеся высших и средних профессиональных учебных заведений. Термин «студенчество» обозначает собствен-но студентов как социально-демографическую группу, характери-зующуюся определенной численностью, половозрастной струк-турой, территориальным расслоением и т.д., а также определенное общественное положение, роль и статус; особую фазу, стадию со-


308

циализации (студенческие годы), которую проходит значительная часть молодежи и которая отличается определенными социально-психологическими особенностями.

Несмотря на различия своего социального происхождения и, следовательно, материальных возможностей, студенчество связано общим видом деятельности и образует в этом смысле определен-ную социально-профессиональную группу . Общая деятельность в со-четании с территориальным сосредоточением порождает у студен-чества известную общность интересов, групповое самосознание, специфическую субкультуру и образ жизни, причем это дополняется

и усиливается возрастной однородностью, которую не имеют другие социально-профессиональные группы. Социально-психологическая общность объективируется и закрепляется деятельностью целого ря-да экономических, культурно-просветительских, спортивных и бы-товых студенческих организаций.

Студенчество, являясь составной частью молодежи, представля-ет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведени-ем и психологией, системой ценностных ориентаций. Для ее пред-ставителей подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя

и не единственным занятием.

Студенчество – это довольно мобильная социальная группа, его состав ежегодно меняется, так как число принимаемых в вузы пре-вышает число выпускаемых специалистов.

К числу специфических особенностей студенчества следует отне-сти еще несколько типичных черт. Прежде всего такую, как соци-альный престиж. Студенчество является наиболее подготовленной, образованной частью молодежи, что, несомненно, выдвигает его в число передовых групп молодежи. Это в свою очередь предопреде-ляет формирование специфических черт психологии студенческого возраста.

Стремясь завершить обучение в вузе и таким образом реализо-вать свою мечту о получении высшего образования, большинство студентов осознают, что вуз является одним из средств социального продвижения молодежи, а это служит объективной предпосылкой, формирующей психологию социального продвижения.

Общность целей в получении высшего образования, единый ха-рактер труда – учеба, образ жизни, активное участие в обществен-ных делах вуза способствуют выработке у студентов сплоченности. Это проявляется в многообразии форм коллективисткой деятельно-сти студентов.


Другой важной особенностью является то, что активное взаимо-действие с различными социальными структурами общества (мо-лодежными, спортивными, творческими и др.), а также специфи-ка обучения в вузе приводят студенчество к большой возможности общения. Поэтому довольно высокая интенсивность общения – это специфическая черта студенчества.

Рассматривая студенчество как «особую социальную категорию, специфическую общность людей, организованно объединенных ин-ститутом высшего образования», И.А. Зимняя выделяет основ-ные характеристики студенческого возраста, отличающие его от дру-гих групп населения высоким образовательным уровнем, высокой познавательной мотивацией, наивысшей социальной активностью

и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и соци-альной зрелости. В плане общепсихического развития время учебы в вузе является периодом интенсивной социализации студента, раз-вития высших психических функций, становления всей интеллекту-альной системы и личности в целом. Если рассматривать студенче-ство, учитывая лишь биологический возраст, то его следует отнести к периоду юности как переходному этапу развития человека между детством и взрослостью. Поэтому в зарубежной психологии этот пе-риод связывают с процессом взросления.

Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью ста-новления личностных черт, – процессом, проанализированным в работах таких ученых, как Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриев, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, З.Ф. Есарева и др. Особенностью этого периода яв-ляется то, что в нем постепенно наступает физическая, нравственная

и умственная зрелость, находящая синтетическое выражение в тру-довой зрелости, предполагающей возможность выполнения различ-ной физической или умственной работы в условиях достаточно боль-ших нагрузок. Наиболее важным качеством этого периода, которое необходимо учитывать и развивать в образовательном процессе, является способность находить и ставить проблемы, а также такой компонент, как нестандартный подход к уже известным проблемам, умение выделять частные проблемы в более общей и т.д. .

В социально-психологическом аспекте студенчество по сравне-нию с другими группами населения отличается наиболее высоким образовательным уровнем и профессиональной направленностью. В то же время студенчество – социальная общность, характеризую-щаяся социальной активностью и достаточно гармоничным сочета-нием интеллектуальной и социальной зрелости. Учет этой особенно-сти студенчества лежит в основе отношения преподавателя к каждому


310 Глава 15. Психологические особенности студенчества

студенту как партнеру педагогического общения, интересной для преподавателя личности. В русле личностно-деятельностного под-хода студент рассматривается как активный, самостоятельно орга-низующий свою деятельность субъект педагогического взаимодей-ствия. Ему присуща специфическая направленность познавательной

и коммуникативной активности на решение конкретных професси-онально ориентированных задач.

Характерными чертами возрастной группы (17–23 года) являются активное отношение к действительности, стремление к самопозна-нию, самоопределению и самоутверждению в качестве субъекта со-циальной жизни. Вместе с тем стремлению юношества к активному самоопределению присуща и определенная неустойчивость (в силу отсутствия достаточного жизненного опыта, неразвитости самовоспи-тания, «размытости» нравственных ценностей и т.д.). Она проявляет-ся в импульсивности и разбросанности, иллюзорном и экзотическом романтизме, разочаровании и пессимизме, скептицизме и нигилизме, негативном максимализме и волевой дисгармонии. Настораживают данные исследований Института молодежи (г. Москва), свидетель-ствующие о том, что лишь незначительное число студентов связывает достижение жизненного успеха с духовно-нравственными и граждан-скими качествами, с творчеством и новаторством; большая же часть молодых людей не хочет участвовать в борьбе за свои права, низок уровень нормативно-правовой культуры студентов.

Факт поступления в вуз укрепляет веру молодого человека в соб-ственные силы и способности, порождает надежду на полнокровную

и интересную жизнь. Вместе с тем на втором и третьем курсах не-редко возникает вопрос о правильности выбора вуза, специально-сти, профессии. К концу третьего курса окончательно решается во-прос о профессиональном самоопределении. Однако случается, что в это время принимаются решения в будущем избежать работы по специальности. По данным, приводимым В.Т. Лисовским , лишь 64% старшекурсников четырех крупнейших вузов Санкт-Петербурга однозначно решили для себя, что их будущая профессия полностью соответствует их основным склонностям и интересам. Зачастую наб-людаются сдвиги в настроении студентов – от восторженного в пер-вые месяцы учебы в вузе до скептического при оценке вузовского режима системы преподавания, отдельных преподавателей и т.д.

Довольно часто профессиональный выбор человека определяют случайные факторы. Это явление особенно нежелательно при вы-боре вуза, поскольку такие ошибки дорого обходятся и обществу,

и личности. Поэтому профориентационная работа с молодыми людь-ми, поступающими в высшую школу, чрезвычайно важна.


Студенческий возраст, по утверждению Б.Г. Ананьева , является

сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на пси-хику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе при наличии благоприятных условий у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума чело-века, т.е. формируют склад мышления, который характеризует про-фессиональную направленность личности. Для успешного обучения

в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллекту-ального развития, в частности восприятия, представлений, памяти, мышления, внимания, эрудированности, широты познавательных интересов, уровня владения определенным кругом логических опе-раций и др. При некотором снижении этого уровня возможна ком-пенсация за счет повышенной мотивации или работоспособности, усидчивости, тщательности и аккуратности в учебной деятельности. Но есть и предел такого снижения, при котором компенсаторные механизмы не помогают и студент может быть отчислен.

Развитие студента на различных курсах имеет некоторые особые черты .

Первый курс – решается задача приобщения недавнего абитури-ента к студенческим формам коллективной ЖИЗНИ. Поведение сту-дентов отличается высокой степенью конформизма; у первокурсни-ков отсутствует дифференцированный подход к своим ролям.

Второй курс – это период самой напряженной учебной деятель-ности студентов. В жизнь второкурсников интенсивно включены все формы обучения и воспитания. Студенты получают общую под-готовку, формируются их широкие культурные запросы и потребно-сти. Процесс адаптации к данной среде в основном завершен.

Третий курс – начало специализации, укрепление интереса к на-учной работе как отражение дальнейшего развития и углубления про-фессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость

в специализации зачастую приводит к сужению сферы разносто-ронних интересов личности. Отныне формы становления личности

в вузе в основных чертах определяются фактором специализации. Четвертый курс – первое реальное знакомство со специальностью

в период прохождения учебной практики. Для поведения студентов характерен интенсивный поиск более рациональных путей и форм специальной подготовки, происходит переоценка студентами мно-гих ценностей жизни и культуры.

Пятый курс – в перспективе скорое окончание вуза, формиру-ются четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые, становящиеся все более актуальными ценно-


312 Глава 15. Психологические особенности студенчества

сти, связанные с материальным и семейным положением, местом работы и т.д. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза.

Поиски друга жизни играют на третьем–четвертом курсах боль-шую роль, оказывая влияние и на успеваемость, и на общественную деятельность студентов. Интерес к противоположному полу зани-мает значительное место в мыслях и поведении студентов. Но бы-ло бы ошибкой видеть в этом негативное явление. Интимные отно-шения нередко способствуют повышению желания лучше учиться, рабочему настроению, творческой активности. Данные социологов говорят, что, как правило, после некоторого «затишья» семейные пары не остаются в стороне от общественной работы и не выпадают из коллектива. Вступление в брак многих студентов к концу учебы не ведет к распаду студенческих коллективов, хотя число непосред-ственных межличностных и межгрупповых контактов среди его чле-нов несколько уменьшается.

Изучение личности студента в практике высшей школы осущест-вляется по следующим показателям: мотивы поступления в вуз, уро-вень общеобразовательной подготовки, характер деятельности до поступления в вуз, степень сформированности умений и навыков самостоятельной работы, характер интересов, увлечений, уровень развития способностей, особенности характера, состояние здоровья, соответствие их содержанию и требованиям к будущей профессии. Для выявления всего этого широко используются опросы, наблюде-ния, рецензирование самостоятельных работ студентов, результаты выполнения контрольных заданий, зачетов, экзаменов, тестирова-ние. На основе такого изучения осуществляется дифференцирован-ный подход к студентам. Выявляются трудности в учебе и практи-ческой работе, определяются предпочитаемые учебные дисциплины

и виды занятий, самооценка уровня своей деятельности и себя как личности, степень удовлетворенности.

Деятельность студента является своеобразной по своим целям

и задачам, содержанию, внешним и внутренним условиям, сред-ствам, трудностям, особенностям протекания психических процес-сов, проявлениям мотивации. Деятельность студента имеет большое социальное значение, так как она обусловлена необходимостью ре-шения важнейшей задачи высшей школы – обеспечить подготовку специалистов для различных отраслей народного хозяйства, реали-зовать общественные потребности в людях с высшим образованием

и соответствующим воспитанием. Студенческая деятельность в це-лом не относится к сфере материального производства. Основное


в деятельности студента – учиться, участвовать в научной и обще-ственной жизни, в различных мероприятиях, которые проводятся

с учебной и воспитательной целью.

К числу особенностей деятельности студента следует также отне-сти: своеобразие целей и результатов (подготовка к самостоятельно-му труду, овладение знаниями, навыками, развитие личных качеств), особый характер объекта изучения (научные знания, информация о будущем труде); запланированные условия деятельности студен-та (программы, сроки обучения); особые средства деятельности – книги, лабораторное оборудование и т.д. Для деятельности студента характерна интенсивность функционирования психики, необычно высокое интеллектуальное напряжение; в ходе деятельности у сту-дентов возникают перегрузки и появляются задачи, вызывающие на-пряженность (сдача экзаменов, зачетов, выполнение контрольных работ и т.д.).

В целом же личность студента как будущего специалиста с выс-шим образованием развивается в ряде направлений, а именно:

Укрепляется профессиональная направленность, вырабатыва-ются необходимые способности;

Совершенствуются, «профессионализируются» психические про-цессы, состояния, опыт;

Повышаются чувство долга, ответственность за успех профес-сиональной деятельности, рельефнее выступает индивидуальность студента;

Растут притязания в области своей будущей профессии;

На основе интенсивной передачи социального и профессиональ-ного опыта и формирования нужных качеств растут общая зрелость и устойчивость личности студента;

Повышается удельный вес самовоспитания студента в формиро-вании качеств, опыта, необходимых ему как будущему специалисту;

Крепнут профессиональная самостоятельность и готовность к будущей практической работе.

15.2. Факторы, влияющие на успешность обучения студентов

Успех любой деятельности, в том числе и учебной, в первую оче-редь зависит от уровня интеллектуального развития. Взаимосвязь между интеллектуальными способностями и деятельностью диа-лектична: эффективное включение в любую деятельность требует определенного уровня способностей к этой деятельности, которая в свою очередь соответствующим образом влияет на процесс разви-тия и формирования способностей.


314 Глава 15. Психологические особенности студенчества

Успеваемость студентов зависит не только от общего интеллекту-ального развития и специальных способностей, что вполне понятно даже с точки зрения здравого смысла, но также от интересов и мо-тивов, черт характера, темперамента, направленности личности, ее самосознания и т.д.

Важным условием оптимизации потенциальных возможностей лич-ности является ее активность, направленность на определенный вид деятельности. Именно то, что особенно значимо для человека, вы-ступает в конечном счете в качестве мотивов и целей его деятель-ности.

Одна из основных потребностей студентов – общение. В обще-нии они познают не только других, но и себя, овладевают опытом социальной жизни. Потребность в общении способствует установ-лению многообразных связей, развитию товарищества, дружбы, стимулирует обмен знаниями и опытом, мнениями, настроениями и переживаниями.

Другой важной потребностью личности является потребность в достижениях. Жизнь студентов специфична по возможностям удовлетворения ряда потребностей. Имеются известные ограниче-ния в удовлетворении их духовных и материальных потребностей. Данные исследований показывают, что повышение эффективности деятельности студента связано прежде всего с развитием их духов-ных потребностей в соответствии с требованиями обучения в вузе и будущей профессии.

Как показали исследования и подтвердили разные выборки, успешность обучения студентов зависит от особенностей самосо-знания и самопонимания, например от степени адекватности са-мооценки. При излишней самоуспокоенности, беззаботности и за-вышенной самооценке, студенты, как правило, попадают в число отсеиваемых. Многие студенты даже в период экзаменационной сессии не считают нужным работать напряженно, занимаются лишь часть дней, отведенных на подготовку к экзаменам (как правило, используют 1–2 дня «для чтения лекций»). Это 66,7% первокурсни-ков, 92,3% пятикурсников. Некоторые студенты идут на экзамен, по собственному их признанию, подготовившись далеко не по всем выделенным преподавателем вопросам (58,3% первокурсников, 77% пятикурсников).

Значительная часть студентов стремится рационализировать свою учебную деятельность, найти наиболее эффективные приемы изуче-ния материала. Успешность их усилий в данной области зависит от уровня развития: 1) интеллекта, 2) самоанализа, 3) воли.


Недостаточный уровень развития любого из этих свойств при-водит к существенным просчетам в организации самостоятельной работы, следствием чего и являются низкий уровень регулярности занятий, неполная подготовленность к экзаменам.

Легко усваивая учебный материал, интеллектуально более разви-тые студенты в обычных, рассчитанных на среднего студента услови-ях обучения, не стремятся к выработке рациональных приемов усвое-ния знаний. Их стиль учебы – штурмовщина, риск, недоучивание материала – складывается еще в школе.

Потенциальные возможности таких студентов остаются нерас-крытыми, особенно при недостаточном развитии воли, ответствен-ности, целеустремленности личности.

В связи с этим возникает необходимость дифференцированного обучения, особенно в вузе. Принцип «от каждого по способностям» должен пониматься не как снижение требований при равнении на слабых, а как повышение требований к способным студентам. Только при таком обучении полностью реализуются интеллектуаль-ные и волевые способности каждой личности, возможно гармонич-ное ее развитие. Студенты с более высоким уровнем регулярности учебной работы являются, по самооценке, более волевыми, тогда как занимающиеся менее регулярно больше рассчитывают на свои интеллектуальные возможности.

Существуют два типа студентов – с высоким и низким уровнями регулярности учебной деятельности. Умение работать систематиче-ски даже при средних интеллектуальных способностях обеспечивает студентам устойчивую высокую успеваемость. Отсутствие умения организовать себя, равномерно распределить учебные занятия даже при наличии достаточно развитого интеллекта снижает способность к усвоению программного материала и препятствует успешной уче-бе. Следовательно, отсутствие систематичности учебных занятий яв-ляется одним из значимых факторов отсева студентов.

К оптимизации учебного процесса психология и педагогика могут подходить с разных позиций: совершенствования методов обучения, разработки новых принципов построения учебных программ и учеб-ников, улучшения работы деканатов, создания психологической службы в вузах, индивидуализации процесса обучения и воспитания при условии более полного учета индивидуальных особенностей обу-чающегося и др. Во всех этих подходах центральное звено – личность обучающегося. Знание психологических особенностей личности сту-дента – способностей, общего интеллектуального развития, интере-сов, мотивов, черт характера, темперамента, работоспособности, са-мосознания и т.д. – позволяет изыскивать реальные возможности их учета в условиях современного массового обучения в высшей школе.


316 Глава 15. Психологические особенности студенчества

На успешность обучения студентов в высших учебных заведениях влияют многие факторы: материальное положение, состояние здо-ровья, возраст, семейное положение, уровень довузовской подготов-ки, владение навыками самоорганизации, планирования и контроля своей деятельности (прежде всего учебной), мотивы выбора вуза, адекватность исходных представлений о специфике вузовского обу-чения; форма обучения (очная, вечерняя, заочная, дистанционная и др.), наличие платы за обучение и ее величина, организация учеб-ного процесса в вузе, материальная база вуза, уровень квалификации преподавателей и обслуживающего персонала, престижность вуза и, наконец, индивидуальные психологические особенности студентов.

Почему одни студенты много и охотно работают над овладением знаниями и профессиональным мастерством, а возникающие труд-ности только добавляют им энергии и желания добиться поставлен-ной цели, в то время как другие все делают словно из-под палки, а появление сколько-нибудь значительных препятствий резко сни-жает их активность вплоть до разрушения учебной деятельности? Такие различия можно наблюдать при одних и тех же внешних усло-виях учебной деятельности (социально-экономическое положение, организация и методическое обеспечение учебного процесса, квали-фикация преподавателя и т.д.).

При объяснении этого феномена психологи и педагоги чаще все-го апеллируют к таким индивидуально-психологическим особенно-стям обучающихся, как уровень интеллекта (способность усваивать знания, умения, навыки и успешно применять их для решения за-дач), креативность (способность самому вырабатывать новые зна-ния); учебная мотивация , обеспечивающая сильные положительные переживания при достижении учебных целей, высокая самооценка , приводящая к формированию высокого уровня притязаний, и т.д. Но ни одно из этих качеств в отдельности, ни даже их сочетание не достаточны для того, чтобы гарантировать формирование установки студента на повседневный, упорный и тяжелый труд по овладению профессиональной и социальной компетентностью в условиях до-статочно частых или длительных неудач, которые неизбежны в лю-бой сложной деятельности.

В последнее время в психологии в качестве относительно само-стоятельного вида выделяется социальный интеллект , понимаемый как комплекс способностей, лежащих в основе коммуникативной компетентности (компетентности в общении), обеспечивающей успешное решение задач по адекватному восприятию человека чело-веком, установлению и поддержанию контактов с другими людьми, воздействию на них, обеспечению совместной деятельности, заня-


тию достойного положения в коллективе и обществе (социального статуса). Высокий уровень социального интеллекта важен для овла-дения профессиями типа «человек–человек», по классификации Е.А. Климова. В то же время есть данные, что высокий уровень соци-ального интеллекта иногда развивается в качестве компенсации низ-кого уровня развития предметного (общего) интеллекта и креатив-ности. В пользу того, что высокий уровень социального интеллекта часто коррелирует с невысоким уровнем успешности обучения, фик-сируют и некоторые типологии личности студентов, которые будут рассмотрены ниже. Однако формальная успеваемость таких студен-тов может быть завышена за счет умелого воздействия на преподава-телей с целью получения желаемой более высокой оценки.

Во многих исследованиях получены довольно высокие корреля-ции уровня общего интеллектуального развития с академической успеваемостью студентов. Вместе с тем лишь немного более поло-вины студентов повышают уровень общего интеллекта от перво-го курса к пятому, и, как правило, такое повышение наблюдается у слабых и средних студентов, а сильные часто выходят из вуза с тем же, с чем пришли. В этом факте находит свое выражение преимуще-ственная ориентация всей системы нашего образования на среднего (а в каком-то смысле и усредненного) студента. Всем преподавате-лям хорошо знаком феномен, когда у весьма способного и «блистаю-щего» на первых курсах студента возникает неадекватно завышенная самооценка, чувство превосходства над другими, он перестает систе-матически работать и резко снижает успешность обучения. Этот фе-номен также нашел свое выражение практически во всех типологиях личности студента.

Абсолютное большинство авторов считает высокую самооценку и связанные с ней уверенность в своих силах и высокий уровень при-тязаний важными положительными факторами успешного обучения студентов. Неуверенный в своих силах студент часто просто не бе-рется за решение трудных задач, заранее признает свое поражение.

Важнейшим фактором успешного обучения в вузе является ха-рактер учебной мотивации, ее энергетический уровень и структура.

Некоторые авторы прямолинейно делят мотивацию учебной дея-тельности на недостаточную и положительную, относя к последней познавательные, профессиональные и даже моральные мотивы. В такой интерпретации получается прямолинейная и почти одно-значная связь положительной мотивации с успешностью обучения . При более дифференцированном анализе мотивов учебной деятельности выделяют направленности на получение знаний, про-фессии и диплома. Существует прямая корреляционная связь между


318 Глава 15. Психологические особенности студенчества

направленностью на приобретение знаний и успешностью обучения. Двадругих вида направленности не обнаружили такой связи. Студенты, нацеленные на получение знаний, характеризуются высокой регу-лярностью учебной деятельности, целеустремленностью, сильной волей и др. Те же, кто направлен на получение профессии, часто проявляют избирательность, деля дисциплины на «нужные» и «не-нужные» для их профессионального становления, что может ска-зываться на академической успеваемости. Установка на получение диплома делает студента еще менее разборчивым в выборе средств на пути к его получению – нерегулярные занятия, «штурмовщина», шпаргалки и др.

В последнее время были выявлены существенные различия в мо-тивации учебной деятельности студентов коммерческих отделений или вузов по сравнению с «бюджетниками». У студентов первой группы самооценка примерно на 10% выше, чем у вторых, силь-нее выражено стремление к достижениям в бизнесе (18,5% против 10%), выше оценивается значимость хорошего образования и про-фессиональной подготовки (40% против 30,5%), большее значение придается свободному владению иностранными языками (37% про-тив 22%). Различается и внутренняя структура мотивации получения высшего образования у «коммерческих» и «бюджетных» студентов. Для вторых более значимы мотивы «получить диплом», «приобрести профессию», «вести научные исследования», «пожить студенческой жизнью», а для первых – «добиться материального благополучия», «свободно владеть иностранными языками», «стать культурным человеком», «получить возможность обучения за границей», «осво-ить теорию и практику предпринимательства», «добиться уважения в кругу знакомых», «продолжить семейную традицию». Тем не менее успешность обучения «коммерческих» студентов существенно хуже, чем студентов «бюджетников», особенно в престижных вузах, где высокий конкурс обеспечивает отбор наиболее сильных и подготов-ленных абитуриентов.

Как отмечают авторы одного из наиболее объемных исследова-ний психологических особенностей студентов, основным факто-ром, обусловливающим успешность учебной деятельности, явля-ется не выраженность отдельных психических свойств личности, а их структура, в которой ведущую роль играют волевые качества (Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуля-ции. – М., 1991). По В.А. Иванникову, человек проявляет свои во-левые качества, когда совершает действие, которое изначально не-достаточно мотивировано, т.е. уступает другим действиям в борьбе за «поведенческий выход». Механизмом волевого действия можно


назвать восполнение дефицита реализационной мотивации за счет намеренного усиления мотива данного действия и ослабления мо-тивов конкурирующих действий. Это возможно, в частности, за счет придания действию нового смысла. Большая проблема состоит в та-ком построении учебного процесса, чтобы студенту приходилось как можно реже преодолевать себя, силой заставлять включать-ся в учебную деятельность. Полностью исключить необходимость апелляции к волевым качествам студента, по-видимому, нельзя, но и сваливать все проблемы и недоработки в организации учебного процесса на лень и безволие студентов тоже недопустимо. Мотив обучения должен лежать внутри самой учебной деятельности или как можно ближе к ее процессу. Достичь этого можно таким путем: сде-лать процесс обучения максимально интересным для студента, при-носящим ему удовлетворение и даже удовольствие; помочь студен-ту сформировать такие мотивы и установки, которые позволят ему испытывать удовлетворение от преодоления внутренних и внешних препятствий в учебной деятельности.


Для цитирования: Маркова Ю.А., Мареева Е.Б., Севидова Л.Ю. Социально–психологические и возрастные характеристики периода студенчества // РМЖ. 2010. №18. С. 1130

Вузовское образование является важным и завершающим этапом процесса общеобразовательной подготовки молодого поколения и основной стадией профессиональной специализации. От качества организации процесса обучения на этой стадии во многом зависит дальнейшее комфортное пребывание человека в будущей профессиональной деятельности, а также его субъектные взаимоотношения с другими людьми.

На протяжении многих лет проблема студенчества является областью изучения педагогов и психологов. Интерес к данной проблеме не случаен и обусловлен прежде всего наличием большого количества типов студентов с учетом разнообразных критериев. Однако существует и множество общих характеристик, обусловленных периодом юности и непосредственным влиянием процесса обучения в вузе на психику студента и на развитие личности.
Процесс развития личности в рамках любого возрастного периода определяется, в первую очередь, особенностями социальной ситуации развития. Се-годня, в условиях нестабильности общества, именно подростки и юноши в большей степени восприимчивы по отношению к происходящим в разных сферах жизни переменам, наиболее остро и непосредственно реагируют на новые для нашего общества социальные проблемы. В этих условиях традиционный конфликт поколений, проблема отцов и детей проявляется, пожалуй, особенно ярко. В связи с этим существенным представляется то, что взрослые, непосредственно заинтересованные в полноценном личностном развитии подростков и призванные обеспечить соответствующие условия для этого развития (учителя, родители), имеют зачастую искаженные, неадекватные представления о проблемах подрастающего поколения. Некоторые из этих проблем явно преувеличиваются, другие, не менее острые, напротив, затушевываются, остаются без внимания взрослых. На наш взгляд, знание ключевых характеристик данного периода является необходимым, прежде всего для педагогов, с целью разностороннего понимания личности студента, предотвращения или исправления конфликтных ситуаций и, в конечном счете, для оптимизации процесса обучения.
Проблемами юности занимались такие психологи и педагоги, как И.С. Кон (Психология ранней юности, 1989), Д.И. Фельдман (Психология современного подростка, 1987), А.В. Толстых (Возрасты жизни, 1988), И.В. Дубро-вина (Формирование личности старшеклассника, 1989), А.А. Реан (Психология юности, 2003) и другие.
Возрастные границы, в пределах которых находятся большинство студентов, являются весьма условными, и наиболее часто составляют промежуток от 15-16 лет до 21-25 лет, что совпадает с периодом юности.
Юность представляет собой период жизни после отрочества до взрослости - чрезвычайно значимый период в жизни человека, в процессе которого происходит формирование и осмысление многих жизненно важных вопросов.
Прежде всего, в данной возрастной категории у молодежи возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. Именно в юности молодой человек ищет свое место среди категорий добра и зла. «Честь», «достоинство», «право», «долг» и другие, характеризующие личность категории, остро волнуют его в юности. В этот период у человека расширяется диапазон добра и зла до предельных границ, он испытывает свой ум и свою душу в диапазоне от прекрасного, возвышенного, доброго до ужасного, низменного и злого. Юность стремится прочувствовать себя в искушениях и восхождении, в борьбе и одолении, падении и возрождении - во всем том многообразии духовной жизни, которое свойственно состоянию ума и сердца человека. Имеет существенное значение как для самого юноши, так и для всего человечества, если он выбрал для себя путь духовного роста и преуспевания, а не прельстился пороком и противостоянием общественным добродетелям. В то же время, как бы ни была юность направлена на поиск своего места в мире, сколь бы ни была она интеллектуально готова к осмыслению всего сущего, многого она не знает - еще нет опыта реальной практической и духовной жизни среди близких людей. Кроме того, именно в юности по-настоящему пробуждается данное природой стремление к другому полу. Это стремление может затмевать, несмотря на понимание, знания, убеждения и уже сформированные ценностные ориентации молодого человека. Юность - период жизни, когда над другими чувствами может доминировать всепоглощающая страсть к другому человеку .
Начав в отрочестве созидание своей личности, начав сознательно строить способы общения, молодой человек продолжает этот путь совершенствования значимых для себя качеств в юности. Однако у одних это духовный рост через идентификацию с идеалом, а у других - выбор для подражания антигероя и связанные с этим последствия развития личности.
В этот период жизни человек решает, в какой последовательности он приложит свои способности для реализации себя в труде и в самой жизни.
Важнейшим достижением этого периода является развитие самообразования, то есть самопознания, а суть его - установка по отношению к самому себе. Она включает познавательный элемент (открытия своего «Я»), понятийный элемент (представление о своей индивидуальности, качествах и сущности) и оценочно-волевой элемент (самооценка, самоуважение). Развитие рефлексии, то есть самопознания в виде размышлений над собственными переживаниями, ощущениями и мыслями, обусловливает критическую переоценку ранее сложившихся ценностей и смысла жизни - возможно, их изменение и дальнейшее развитие.
Смысл жизни - это важнейшее «новообразование» ранней юности. Именно в этот период жизни проблема смысла жизни становится глобально всеобъемлющей с учетом ближней и дальней перспективы. Также важным достижением юности является появление жизненных планов, а в этом проявляется установка на сознательное построение собственной жизни как проявление начала поиска ее смысла .
Вступив в юность подростком, молодой человек завершает этот период истинной взрослостью, когда он действительно сам определяет для себя судьбу: путь своего духовного развития и земного существования. Он планирует свое место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни. В то же время возрастной период юности может ничего не дать человеку в плане развития способности к рефлексии и духовности. Прожив этот период, выросший человек может остаться в психологическом статусе подростка. .
Ведущей деятельностью периода ранней юности является учебно-профессиональная деятельность, то есть молодые юноши и девушки переходят в категорию студентов .
Студенчество в качестве отдельной возрастной и социально-психологической категории выделено в науке относительно недавно, в 1960-х годах, ленинградской психологической школой под руководством Б.Г. Ананьева при исследовании психофизиологических функций взрослых людей. Студенческий возраст, по его мнению, является важным периодом для развития основных социогенных потенций человека .
Анализ данных литературы позволяет выделить как общие, так и отличительные черты студенчества. Преж-де всего, студентов объединяет общий вид деятельности - учение, направленное на получение специального образования, у них имеются единые цели и мотивы, возраст студентов примерно одинаков (18-25 лет), они обладают единым образовательным уровнем, период существования студенчества ограничен временем (в среднем 5-6 лет).
Отличительными чертами данной категории являются: характер труда, заключающийся в систематическом усвоении и овладении новыми знаниями, действиями и способами учебной деятельности, а также в самостоятельном «добывании» знаний; принадлежность к большой социальной группе - молодежи - в качестве ее передовой и многочисленной части.
Факторы, определяющие социально-психологический портрет студента и в немалой степени влияющие на успешность обучения, можно разделить на две категории: те, с которыми студент пришел в вуз, - их можно только принимать во внимание, - и те, которые появляются в процессе обучения, - ими можно управлять.
К первой категории относятся: уровень подготовки, система ценностей, отношение к обучению, информированность о вузовских реалиях, представления о профессиональном будущем.
Факторы этой категории работают преимущественно на этапе адаптации, когда первокурсники пытаются понять, «куда я попал» и «кто меня окружает». Студент должен очень быстро сориентироваться и с новых позиций освоить способы и методы учебной деятельности, понять систему норм и правил, существующих на факультете и в его учебной группе, разработать свою систему ценностей по отношению к учебе, предстоящей работе, преподавателям.
Постепенно влияние факторов первой группы ослабевает, и решающую роль начинают играть факторы второй группы. К ним можно отнести организацию учебного процесса, уровень преподавания, тип взаимоотношений преподавателя и студента и т.д.
Именно это, в значительной степени, а не исходный уровень определит профессиональный и психологический облик человека, который через несколько лет покинет стены вуза .
Развитие студента на различных курсах имеет некоторые особые черты.
Первый курс решает задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма; у первокурсников отсутствует дифференцированный подход к своим ролям.
Второй курс - период самой напряженной учебной деятельности студентов. В жизни второкурсников интенсивно включены все формы обучения и воспитания. Студенты получают общую подготовку, формируются их широкие культурные запросы и потребности. Процесс адаптации к данной среде в основном завершен.
Третий курс - начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость в специализации зачастую приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности.
Четвертый курс - более детальное знакомство со специальностью, наиболее приближенное к практической деятельности. Для поведения студентов характерен интенсивный поиск более рациональных путей и форм специальной подготовки, происходит переоценка студентами многих ценностей жизни и культуры.
Пятый-шестой курсы - перспектива скорого окончания вуза - формирует четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы и т.д. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза .
По данным санкт-петербургских пси¬хологов, в начале 90-х годов ХХ в. в нашей стране резко снизи-лась ценность образования, школьники перестали относить¬ся к нему как к возможности материально обеспечить себя в будущем. В конце 1990-х годов наметилась другая тенден¬ция: образование снова входит в систему ценностей. Мно¬гие выпускники школ желают продолжить обучение. Кто-то нашел свое призвание и нуждается в получении знаний в интересующей его области, кто-то следует желанию роди-телей или поступает в вуз за компанию с другом, кому-то нужен диплом, чтобы затем продвигаться по служебной лестнице или удачно выйти замуж, избежать армии и т.д. Такой фактор, как мотив поступления в вуз, оказывает существенное влияние на успеваемость студента и играет решающую роль в дальнейшем профессиональном самоопределении специалиста. Мотивы поступления в вуз определяют и стиль студенческой жизни. Если вчерашний выпускник школы отправ¬лен в вуз родителями и его обучение оплачено, а свою зада¬чу он видит в продлении детства и отсрочке жизненного выбора, учебная деятельность вряд ли окажется продуктив¬ной. Больше, чем лекции и библиотеки, его будут занимать общение с новыми приятелями, развлечения на том уров¬не, который он может себе позволить. Такие студенты могут окончить институт с посредственными отметками и без глу¬боких знаний или же могут быть отчислены за неуспевае¬мость. Еще один вариант - студент наконец заинтересуется своей будущей профессией и с N-гo курса начнет серьезно зани¬маться. Но в последнем случае изменится его образ жизни.
Если студент пришел в вуз с желанием учиться, если он нашел свое призвание или, выдержав конкурс, стремится получить максимум знаний, чтобы потом «выйти в люди», он будет поглощен учебной работой и на развлечения, от¬дых будет выделять не слишком много времени.
Современные студенты чаще всего отмечают следующие преимущества и недостатки продолжения обучения и по¬ступления на работу: вуз дает необходимые знания и уме¬ния, т.е. определенную квалификацию и тем самым гото¬вит «к взрослой жизни», «продвижению вверх», становит¬ся «дверью в более-менее обеспеченную жизнь при заня¬тии любимым делом»; дает возможность «отсрочить окон-чательный выбор», попробовать, «твое это или нет», и «еще немного побыть ребенком» .
В настоящее время в литературе представлено множество классификаций, относительно разделения студентов на различные группы.
По мнению М. В. Булановой-Топорковой и соавт., 2002, современные студенты разделяются на три группы. Критерием данной типологии является отношение к образованию .
Первую группу составляют студенты, ориентированные на образование как на профессию. В этой группе наибольшее число студентов, для которых интерес к будущей работе, желание реализовать себя в ней - самое главное. Лишь у них отмечается склонность продолжать свое образование в аспирантуре. Все остальные факторы для них менее значимы. К этой группе относится около трети студентов.
Вторую группу составляют студенты, ориентированные на бизнес. Отношение к образованию у них совсем иное: для них образование выступает в качестве инструмента (или возможной стартовой ступени) для того, чтобы в дальнейшем попытаться создать собственное дело, заняться торговлей и т.д. Они понимают, что со временем и эта сфера потребует образования, но к своей профессии они относятся менее заинтересованно, чем первая группа.
Третью группу составляют студенты, которых, с одной стороны, можно назвать «неопределившимися», с другой - задавленными разными проблемами личного, бытового плана. На первый план у них выходят бытовые, личные, жилищные, семейные проблемы. Можно было бы сказать, что это группа тех, кто «плывет по течению» - они не могут выбрать своего пути, для них образование и профессия не представляют того интереса, как у первых групп. Возможно, самоопределение студентов данной группы произойдет позже, но можно предположить, что в эту группу попали люди, для которых процесс самоопределения, выбора пути, целенаправленности нехарактерен.
Следующая классификация студентов основывается на типах деятельности студентов, в связи с чем, можно выделить три основных типа .
Первый тип личности отличается комплексным подходом к целям и задачам обучения в вузе. Интересы студентов сосредоточиваются на области знаний более широкой, чем предусмотрено программой, социальная активность студентов проявляется во всем многообразии форм жизни вуза. Этот тип деятельности ориентирован на широкую специализацию, на разностороннюю профессиональную подготовку.
Второй тип личности отличается четкой ориентацией на узкую специализацию. И здесь познавательная деятельность студентов выходит за рамки учебной программы. Однако если первому типу поведения присуще преодоление рамок программы, так сказать, вширь, то в данном случае этот выход осуществляется вглубь. Система духовных запросов студентов сужена рамками «околопрофессиональных интересов».
Третий тип познавательной деятельности студентов предполагает усвоение знаний и приобретение навыков лишь в границах учебной программы. Этот тип деятельности - наименее творческий, наименее активный - характерен для четверти студентов. Таким образом, уже в результате самого общего подхода к анализу учебно-познавательной деятельности студентов выделяются три типологические группы, каждая из которых имеет свои модели поведения.
Таким образом, период юности или первый период зрелости отличается сложностью становления личностных черт и совпадает со временем обучения в вузе .
Последняя классификация, которая рассматривается в нашей работе, имеет своим основанием такой критерий, как успеваемость .
Согласно данной типологии, выделяется 4 группы студентов:
1) отличники-«зубрилы» - те, которые постоянно посещают занятия и путем труда достигают хороших результатов, они очень дисциплинированны, из них выбирают «старост»;
2) отличники-«умные» - те, которые обладают высоким интеллектом, сильной школьной базой и своими вопросами могут поставить некоторых преподавателей в неловкое положение. Они считают: «К чему ходить на каждое занятие, ведь мы и так умные», они учатся по принципу «всего понемножку»;
3) «хорошисты-труженики» - студенты, которые постоянно учатся, но в силу своих умственных способностей успехами в учебе не блещут;
4) неуспевающие - «случайные»; контингент данной группы разнообразен: девушки, желающие стать дипломированными женами, юноши, уклоняющиеся от службы в армии, часть молодежи, которых родители определили в вуз, лишь бы они чем-нибудь занимались, и т.д.
В заключение следует сказать, что, несмотря на имеющееся множество общих черт у студентов, они во многом различны, прежде всего по мотиву поступления в вуз, по успеваемости, по стилю поведения и другим не менее важным признакам, что и определяет разнообразные типологии студентов. Кроме того, период студенчества является важным этапом развития основных социогенных потенций человека, на формирование которых в значительной степени влияют психологические характеристики периода юности. Данные критерии необходимо учитывать, прежде всего педагогам, с целью создания «благоприятной атмосферы» в процессе обучения, совершенствования педагогического общения со студентами разных типов, и, в конечном счете, с целью оптимизации процесса обучения и получения высококвалифицированных специалистов.

Литература
1. Абдулина О. А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России. 1993. № 3.
2. Буйлов В., Куропова Г., Сенаторова Н. Нервно-психическое состояние студентов... // Высшее образование в России. 1996.
3. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2002.
4. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.
5. Кривцова С., Мухаматулина Е. Воспитание: наука хороших привычек.- М., 1996.- С. 226.
6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов выс¬ших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001.
7. Милорадова Н. Г. Студент в зеркале психологии // Архитектура и строительство России. 1995. № 9.
8. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.
9. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. - Самара, 2000.
10. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.


Выходные данные сборника:

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА

Гаджиева Ума Басировна

канд. пед. наук, доцент Дагестанского государственного университета, г. Махачкала

E-mail:

Студенческий возраст - это уникальный период жизни человека. Это период масштабного развития нравственности и эстетического отражения окружающей действительности, становления и укрепления черт характера, определенных привычек и установок. Особенно важно, что данный период характеризуется овладением всей системой социальных ролей взрослого человека: учебных, гражданских, профессиональных, трудовых, политических и др.

Студенческий возраст - это возраст формирования собственных взглядов и отношений. Именно в этом теперь выражается самостоятельность студента. Стремление к самостоятельности, однако, не исключает потребности в общении с взрослыми. Подобная потребность объясняется растущими проблемами самосознания и самоопределения, решить которые молодому человеку бывает трудно. Возросший уровень самосознания и способствует развитию уровня требований молодых людей к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более критичными и самокритичными, предъяв­ляют требования более высокого порядка к моральному облику взрослого и сверстника.

Студенческий возраст характерен и развитием так называемой «экономической активности», которая включает в себя понимание самостоятельной производственной деятельности, начало трудовой жизни и подготовку к созданию собственной семьи .

Студенческий период является центральным периодом преобразо­вания и становления всей системы ценностных ориентаций и мотивации.

В исследованиях, посвященных студенческому возрасту, отме­чается противоречивость внутреннего мира, сложность нахождения своей самобытности и формирования неповторимой, творческой индивидуальности .

Главная социальная задача студенческого возраста - профес­сиональный выбор. Специальное образование является следующим этапом по отношению к общему образованию. Профессиональный выбор и выбор специального учебного заведения приводит к тому, что жизненные пути юношей и девушек разграничиваются. Расши­ряется диапазон общественно-политических интересов и степень ответственности.

Некоторые особенности психики студенческого возраста опреде­ляются промежуточностью общественного положения и статуса. Молодого человека занимает собственная возрастная специфика, право на независимость и др. Выраженная ориентировка и опреде­ление своего места в мире взрослых людей предполагает личностное и социальное самоопределение. Социально-психологические свойства этой возрастной категории зависят не столько от возрастных особенностей, сколько от социально-профессионального определения, самостоятельности личности, выбора жизненного пути.

Студенческий возраст характеризуется развитием интеллекту­альных и физических возможностей. Однако здесь кроются противоречия, касающиеся этих возможностей и действительной их реализацией. Рост творческих возможностей, развитие интеллек­туальных, технических, художественных и научных достижений не может продолжаться вечно, ибо имеет свой логический предел.

В плане общепсихического развития студенчество является периодом интенсивной социализации человека, развития высших психических функций, становления всей интеллектуальной системы и личности в целом.

Время учёбы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт (работы Б.Г. Ананьева, А.В. Дмитриева, И.С. Кона, В.Т. Лисовского и др.). Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленности, реши­тельности, настойчивости, самостоятельности, инициативы, умения владеть собой.

Само поступление в ВУЗ создает у молодого человека ощущение веры в собственные возможности и определяет его дальнейшую жизнь. Однако дальнейшая учеба в ВУЗе раскрывает и изменения в настро­ении молодых людей: эйфория первых месяцев учебы сменяется скептическим отношением к преподаванию, системе оценивания и др.

Однако необходимо констатировать и тот факт, что способность к произвольности и сознательной регуляции своего поведения развита у молодых людей не в полной мере. И в основе такого поведения зачастую лежат немотивированный риск, неумение ставить себя на место другого человека, предвидеть последствия своих поступков. Это возраст проявления альтруистических чувств и полной самоотдачи.

Успешность учебной деятельности молодого человека опреде­ляется освоением новых для него особенностей учебы в ВУЗе. В процессе учебы складывается студенческий коллектив, вырабаты­ваются навыки и умения организационной работы, формируется система работы по выработке профессионально значимых качеств личности.

Нередко на выбор профессии влияют случайные факторы или целенаправленное влияние родителей. В своем выборе родители руководствуются зачастую теми факторами, которые, по их мнению, в настоящее время являются более значимыми и актуальными: материальное благосостояние, престижность положения, получение определенной выгоды при выборе той или иной профессии.

Знание индивидуальных особенностей молодого человека позво­ляет сделать процесс адаптации к новым видам деятельности более гладким и ровным.

Комплекс интеллектуального потенциала молодого человека, а также личностные особенности, которые включают в себя адаптив­ность, мотивацию, пластичность личности, определяют успешность обучения разным видам деятельности, особенно учебной.

Наличие определенных мотивов и интересов, индивидуально-типологических особенностей, направленности личности, ее самосоз­нания способствуют более успешному обучению студентов.

Направленность личности молодого человека предполагает использование целого комплекса потребностей, которые в свою очередь предполагают свое дальнейшее удовлетворение. При этом, несомненно, важна активность молодого человека, которая проявляется через стремления, влечения, желания и эмоциональные состояния.

Выражение ясно осознанных духовных и материальных потреб­ностей молодого человека проявляется в стремлении стать профес­сиональным и эрудированным специалистом.

В формировании деятельности важную роль играет система представлений, убеждений и взглядов на окружающую действи­тельность. Данная система проявляется в анализе и оценке событий действительности, в социальном поведении, его реакциях и поступках.

Деятельность студенческого возраста предполагает наличие и использование способностей, которые позволяют успешно овладеть системой знаний и умений. Здесь характерна зависимость способ­ностей от развития психических способностей, в частности внимания, памяти, воображения и мышления.

При этом необходимо отметить, что на начальном этапе обучения не все молодые люди успешно осваивают программу обучения и воспитания в ВУЗе. И связано это не с тем уровнем подготовки в средней школе, которую они получили. Налицо такой факт, как несформированность готовности к обучению, проявлять самостоя­тельность, уметь произвольно контролировать свое поведение и деятельность, оценивать себя и окружающих людей, уметь правильно распределять свое рабочее время, чередуя его с отдыхом.

Многие проблемы молодых людей на первых порах обучения связаны с отсутствием у них навыков самостоятельной работы, в первую очередь, неумение конспектировать лекционный материал, работать с источниками, анализировать полученный материал, ясно и логично излагать свои мысли.

Определенная форма контроля над самостоятельной деятель­ностью молодых людей предполагает проведение семинарских, практических и лабораторных занятий. Также необходимой формой контроля, применяемой в ВУЗе, является написание рефератов, докладов, проведение конференций и форумов, которые позволяют студенческой молодежи раскрыть свои потенциальные творческие возможности и достижения.

Общественная работа, выполняемая молодыми людьми, способ­ствует их интеллектуальному развитию, развивает организаторские способности и индивидуальное самостоятельное решение проблем.

Постоянное повышение требований к способностям молодых людей способствует формированию волевой направленности и регуляции учебной деятельности.

Психологическое развитие и становление студенчества имеет свои периоды подъема и спада, что обусловлено определенными противоречиями, взаимопереходами, самовыражением, самодвиже­нием, активной жизненной позицией.

Студенческий возраст - это возраст объединения молодых людей, которые заняты общим видом деятельности - учением, предусмат­ривающим специальное образование. Это возраст, характеризующийся определенными отличительными особенностями: характер их труда, раскрывающийся в систематическом усвоении и овладении новыми знаниями, новыми действиями и новыми способами учебной деятель­ности, а также в самостоятельном приобретении знаний.

Список литературы:

  1. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989.- 256 с.
  2. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 544 с.
  3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 648 с.

Студенчество в качестве отдельной возрастной и социально-психологической категории выделено в науке относительно недавно - в 1960-х годах ленинградской психологической школой под руководством Б.Г. Ананьева при исследовании психофизиологических функций взрослых людей. Как возрастная категория студенчество соотносится с этапами развития взрослого человека, представляя собой «переходную фазу от созревания к зрелости» и определяется как поздняя юность - ранняя взрослость (18-25 лет). Выделение студенчества внутри эпохи зрелости - взрослости основано на социально-психологическом подходе.

Рассматривая студенчество как «особую социальную категорию, специфическую общность людей, организованно объединенных институтом высшего образования», И.А. Зимняя выделяет основные характеристики студенческого возраста, отличающие его от других групп населения высоким образовательным уровнем, высокой познавательной мотивацией, наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. В плане общепсихического развития студенчество является периодом интенсивной социализации человека, развития высших психических функций, становления всей интеллектуальной системы и личности в целом. Если рассматривать студенчество, учитывая лишь биологический возраст, то его следует отнести к периоду юности как переходному этапу развития человека между детством и взрослостью. Поэтому в зарубежной психологии этот период связывают с процессом взросления.

Период юности рассматривался издавна как период подготовки человека к взрослой жизни, хотя в разные исторические эпохи ему придавался разный социальный статус. Проблема юности волновала философов и ученых издавна, хотя возрастные границы этого периода были нечетки, а представления о психологических, внутренних критериях юношеского возраста были наивны и не всегда последовательны.

Юность однозначно оценивалась как этап завершения физического, полового созревания и достижения социальной зрелости и связывалась с взрослением, хотя представления об этом периоде развивались со временем, и в разных исторических обществах оно было отмечено различными возрастными границами.

И.С. Кон отмечал, что «возрастные категории во многих, если не во всех языках первоначально обозначали не столько хронологический, сколько социальный статус, общественное положение». Связь возрастных категорий с социальным статусом сохраняется и сейчас, когда предполагаемый уровень развития индивида данного хронологического возраста определяет его общественное положение, характер деятельности, социальные роли. Возраст испытывает на себе влияние социальной системы, с другой стороны, сам индивид в процессе социализации усваивает, принимает новые и оставляет старые социальные роли. К.А. Абульханова-Славская, указывая на социальную обусловленность зрелых возрастов, считает, что периодизация жизненного пути личности, начиная с юности, перестает совпадать с возрастной и становится личностной.

Психологическое содержание юности связано с развитием самосознания, решения задач профессионального самоопределения и вступления во взрослую жизнь. В ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность, утверждается самостоятельность личности, выбор жизненного пути. В молодости человек утверждает себя в выбранном деле, обретает профессиональное мастерство и именно в молодости завершается профессиональная подготовка, а, следовательно, и студенческая пора.

А.В. Толстых подчеркивает, что в молодости человек максимально работоспособен, выдерживает наибольшие физические и психические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности. Легче всего приобретаются все необходимые в выбранной профессии знания, умения и навыки, развиваются требуемые специальные личностные и функциональные качества (организаторские способности, инициативность, мужество, находчивость, необходимые в ряде профессий, четкость и аккуратность, быстрота реакций и т.д.).

Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:

1) с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне - психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований;

2) с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности;


Развитие познавательных процессов умственно отсталых школьников. Развитие внимания умственно отсталых школьников
Под вниманием понимают направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Внимание может быть направленно как на объекты внешнего мира, так и на собственные мысли и переживания . Уровень развития внимания у учащихся вспомогательной школы весьма низок. Ум...

Теории памяти в психологии
Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в о...

Организация и методы исследования проблемы дезадаптации младших школьников
Новизна исследования: Необходимо более глубоко изучить психологические механизмы и причины, приводящих к социальной дезадаптации подростков, вскрывая которые, мы существенно расширяем возможности профилактики и коррекции дезадаптации детей подросткового возраста. Целью нашего исследования явилось: Выявить уровень тревожности, фрустрац...

психологический время студент самосознание

Каждый возрастной этап в человеческой жизни характеризуется совокупностью специфических закономерностей развития - основными достижениями, сопутствующими образованиями и новообразованиями, определяющими особенности конкретной ступени психического развития, в том числе особенности развития самосознания. С точки зрения возрастной психологии критерии возрастной классификации определяются, прежде всего, конкретно-историческими, социально-экономическими условиями воспитания и развития, которые соотносятся с разными видами деятельности. Критерии классификации соотносятся также с возрастной физиологией, с созреванием психических функций, которые определяют саморазвитие и принципы обучения.

Психологии юношеского возраста посвящено довольно большое количество исследований зарубежных и отечественных психологов. В их общей массе выделяются два направления: биогенетическое и социогенетическое. Биогенетические теории обращали главное внимание на биологические детерминанты развития, из которых вытекают или с которыми соотносятся социально-психологические свойства. Противоположность биогенетической теории, концепция персонологической (личностной) ориентации - согласно ей, внутренний мир индивида принципиально несводим к каким бы то ни было природным или социальным детерминантам. Эдуард Шпрангер, представитель данного направления, разработал культурно - психологическую концепцию подросткового возраста. Психическое развитие есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи. То есть, юность это, прежде всего, стадия духовного развития, которое, тем не менее, связано с комплексом психофизиологических процессов. Главные новообразования этого возраста, по Шпрангеру - открытие "Я", возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности и её свойств, появление жизненного плана, установки на сознательное построение собственной жизни; постепенное врастание в различные сферы жизни. Процесс этот идет изнутри вовне: от открытия «Я» к практическому включению в различные виды жизнедеятельности. Шпрангер делит юность на две фазы. Для первой фазы - 14--17 летних - главной проблемой является кризис, связанный со стремлением к освобождению от детских отношений зависимости. У 17--21-летних на первый план выступает «кризис оторванности», чувство одиночества и т. д.

Теорию Шпрангера развивала Ш. Бюлер. Основой ее теории является описание пубертатного периода. Пубертатный период - это период созревания, это стадия, в которой человек становится половозрелым, хотя после этого физический рост у человека продолжается еще некоторое время Юностью Бюлер называет заключительную часть пубертатного периода. Фаза пубертатности, созревания, проявляется у человека в особых психических изменениях, которые Ш. Бюлер называет психической пубертатностью. Физическая пубертатность протекает у мальчиков в среднем между 14 - 16 годами, у девочек - между 13 и 15 годами. Превращение подростка в юношу проявляется в изменении основной установки по отношению к окружающему миру: жизнеотрицание трансформируется в жизнеутверждение.

Важный вклад в понимание юношеской психологии внес представитель гештальтпсихологии Курт Левин. Он говорил о том, что свойства личности и свойства среды взаимосвязаны. Единство и взаимодействие всех личностных и средовых компонентов Левин называет жизненным или психологическим пространством. Важнейшими процессами переходного возраста Левин считает расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Поведение юноши определяется прежде всего маргинальностью его положения. Переходя из детского мира во взрослый, подросток не принадлежит полностью ни к тому ни к другому. Специфичность его социальной ситуации и жизненного мира проявляется и в его психике, для которой типичны внутренние противоречия, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения. Эта напряженность и конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости и чем важнее разделяющие их грани.

Если Левин и другие представители социально-психологической ориентации связывают юношескую психологию с особенностями социального статуса, то швейцарский психолог Жан Пиаже сконцентрировал свое внимание на специфике юношеского мышления. Пиаже намечает ряд проблем относительно развития интеллекта, его специализации. В период построения жизненной программы, от 15 до 20 лет, можно предположить процесс интеллектуальной дифференциации: выявляются, во-первых, общие когнитивные структуры, применяемые каждым индивидом специфическим образом в соответствии с собственными задачами, во-вторых, складываются особые структуры для разных областей деятельности.

Значительный вклад в психологию развития вообще и юношеского возраста, в частности, внес американский психолог Э. Эриксон. Он относит юность к пятой фазе развития. По его мнению, 11-20 лет - ключевой момент для приобретения чувства идентичности. В это время подросток колеблется между положительным полюсом идентификации "я" и отрицательным полюсом путаницы ролей. При удачном протекании кризиса подросткового возраста у юношей и девушек формируется чувство идентичности, при неблагоприятном - спутанная идентичность, сопряженная с мучительными сомнениями относительно себя, своего места в группе, в обществе, с неясностью жизненной перспективы.

Д. Б. Эльконин называет период от 11 до 17 лет «подростничеством», подразделяя его на две фазы. Ведущей деятельностью 15--17-летних (вторая фаза, старший школьный возраст) ведущей становится учебно-профессиональная деятельность, благодаря которой формируются определенные познавательные и профессиональные интересы, элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы, самосознание.

Таким образом, видно, что существует множество общих теорий, касающихся периода юности. При описании юношеского возраста наиболее целесообразно было бы опираться сразу на несколько теорий. Необходимо учитывать, что социальное и физическое созревание у разных людей проходит неравномерно, можно говорить лишь об условных границах юности. В качестве ориентира хронологических рамок юности мы будем опираться на работы Г.С. Абрамовой. В ее работах проводится мысль о том, что основная задача развития юности - разрешение проблемы личностного самоопределения. Она считает, что юношеский возраст соответствует 18-22 годам.