» » Святой иоанн креститель леонардо да винчи. "Иоанн Креститель" Леонардо да Винчи: описание картины

Святой иоанн креститель леонардо да винчи. "Иоанн Креститель" Леонардо да Винчи: описание картины

Итальянский художник и изобретатель эпохи Возрождения Леонардо да Винчи оставил после себя столько тайн и загадок, что на их изучение понадобится еще не одно столетие. На этот раз сюрприз исследователям творчества знаменитого живописца преподнесла его картина «Иоанн Креститель» .

Другой Иоанн

Надо сказать, что полотно само по себе необычно как в манере исполнения, так и по сюжету. Во-первых, большинство портретов, созданных художником, за редким исключением, имеют в качестве фона пейзаж («Джоконда», «Мадонна с гвоздикой»). Фон картины «Иоанн Креститель» - глубокий черный.

Более того, ни один подробнейший анализ картины с помощью самых современных приборов не помог исследователям обнаружить следы мазков кисти - даже на микроуровне поверхность картины абсолютно гладкая.

Теперь что касается сюжета. Большинство художников, изображавших Иоанна Крестителя, видели его (особенно в иконописи) суровым, изможденным мужчиной, в чьих глазах, казалось, сосредоточена вся боль мира и страдания за род людской. И только лишь у да Винчи Иоанн - это холеный откормленный юноша с двусмысленной ухмылкой, и в глазах его читаются не страдания, а откровенный порок.

А о том, что перед нами именно Иоанн Креститель, а не молодой кутила и распутник, говорит только небольшой крест в его левой руке. Кстати, натурщиком художнику послужил его любимый ученик Салаи, который, по одной из версий, служил моделью и для «Моны Лизы».

Если взять зеркало

Но последние, более тщательные исследования картины показали, что, кроме Иоанна Крестителя, художник создал на полотне портрет еще одного странного, непонятного и, скорее всего, неизвестного его современникам существа. Но зато существо это хорошо знакомо благодаря творчеству фантастов жителям XXI века.

Судите сами: огромные глаза, сужающийся к подбородку череп, мощный лоб, узкая щель рта и отсутствие носа. Правильно! Перед нами - канонический, если можно так сказать, портрет инопланетянина. Точнее, половина портрета. Но целое изображение гостя из космоса можно получить, если поднести к картине зеркало.

Подобный прием часто использовался художниками, скрывающими в своих картинах зашифрованную символику.

Правда, чтобы обнаружить инопланетянина, одного зеркала мало. Его портрет так тщательно замаскирован, что увидеть его можно только с помощью компьютерной обработки изображения путем равномерного осветления фона.

Если немного "дорисовать" изображение лица, то перед нам окажется почти типичный "серый", только с рогами на голове

Зачем знаменитому живописцу понадобилось прятать в своей картине внеземную форму жизни? Во-первых, Леонардо да Винчи был большим любителем подобных тайных символов, неоднократно использовал их в своих произведениях. А так как далеко не все эти символы поощрялись церковью, их приходилось тщательно прятать.

Но почему портрет инопланетянина так похож на растиражированный современным кинематографом образ, почему именно его художник замаскировал в своем полотне и, самое главное, откуда вообще в XVI веке живописцу могла прийти мысль о существовании внеземной формы жизни - на эти вопросы пока нет ответа.

Глухой фон, лишенный пейзажа, столь характерного для работ эпохи Возрождения вообще (например, «Женский портрет» Нероччо де Ланди) и Леонардо да Винчи в частности («Мона Лиза »), целиком концентрирует внимание зрителя на фигуре Иоанна Крестителя, которую обволакивает доведённое до совершенства тающее сфумато .

Изображение святого снабжено традиционной атрибутикой: тонкий тростниковый крест, длинные волосы, одежды из шерсти. Пересечение диагоналей корпуса тела и правой руки усиливает мотив креста, который едва заметно написан художником.

Традиционным для изображений Иоанна Крестителя считается и жест правой руки, направленный вверх. Впрочем, этот жест в определенном смысле является традиционным и для творчества Леонардо, его можно обнаружить в ряде законченных произведений («Тайная вечеря », «Мадонна в скалах», «Мадонна с Младенцем» (1510) и др.), а также набросков.

Изнеженность Св. Иоанна, граничащая с женоподобием, мягкая улыбка, взгляд, вьющиеся кольцами волосы свидетельствуют о вырождении в творчестве мастера принципов классического стиля. Леонардо да Винчи здесь выступает как инициатор маньеризма.

Поскольку моделью для «Иоанна Крестителя», как и «Вакха», вероятнее всего послужил Салаи , очевидно, что «предательская улыбка», по словам У. Пейтера, «выдаёт мысли, далеко не исчерпывающиеся внешним жестом или обстановкой».

Владельцы

Похоже, что Леонардо привёз с собой «Иоанна Крестителя» во Францию, когда в 1516 году он поселился в замке Клу . По крайней мере известно, что 10 октября 1517 году он показывает картину «молодого Иоанна Крестителя» (вместе со Святой Анной и Джокондой) кардиналу Арагонскому (фр. ) . Скорее всего, все три картины были куплены Франциском I в 1518 году, об этом косвенно свидетельствует документ об уплате ученику Леонардо крупной суммы «за несколько картин, проданных королю» («pour quelques tables de paintures qu’il a baillées au Roy»). Другое косвенное свидетельство наличия «Иоанна» в королевской коллекции - «Портрет Франциска I в виде Иоанна Крестителя» Жана Клуэ (также в коллекции Лувра), написанный в 1518-1520 годах и явно вдохновлённый картиной Леонардо.

Затем картина покинула королевскую коллекцию, обстоятельства её продажи не известны. В 1620-х годах она оказывается у герцога Льянкурского (фр. ) , одного из самых крупных коллекционеров французской живописи своей эпохи. Герцог подарил картину английскому королю Карлу I - скорее всего в 1630-х годах, возможно к рождению наследника престола . Вскоре после казни Карла I (1649 год) картина была куплена Эверхардом Ябахом (фр. ) , который перепродал её в 1662 году

- (ивр. יוחנן המטביל‎) Фрагмент иконы «Иоанн Креститель» из деисусного чина Николо Песношского монастыря близ … Википедия

- (ивр. יוחנן המטביל‎) Фрагмент иконы «Иоанн Креститель» из деисусного чина Николо Песношского монастыря близ Дмитрова, первая треть XV в. Музей Андрея Рублёва. Пол: мужской Период жизни: 6 … Википедия

- (Leonardo da Vinci) (1452 1519), итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный и инженер эпохи Высокого Возрождения. Создал гармоничный образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам того времени. Учился у А. Верроккьо (1467… … Художественная энциклопедия

Леонардо да Винчи. Мадонна Бенуа (Мадонна с цветком). Около 1478. Эрмитаж. Ленинград. Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (1452—1519), итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный и инженер эпохи Высокого Возрождения. Создал… … Художественная энциклопедия

- (Leonardo da Vinci) Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (1452 1519) Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) Биография Итальянский живописец, скульптор, архитектор, инженер, техник, ученый, математик, анатом, ботаник, музыкант, философ эпохи… … Сводная энциклопедия афоризмов

Иоанн Предтеча, согласно евангельской мифологии, ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие мессии (Христа); жил в пустыне (подражал ветхозаветному пророку Илье), обличал пороки общества и призывал к покаянию;… …

Запрос «Леонардо» перенаправляется сюда; см. также другие значения. У этого термина существуют и другие значения, см. Леонардо да Винчи (значения). Леонардо да Винчи Leonardo da Vinci … Википедия

- (Leonardo da Vinci) (15.4.1452, Винчи, близ Флоренции, 2.5.1519, замок Клу, близ Амбуаза, Турень, Франция), итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный и инженер. Родился в семье богатого нотариуса. Сочетая разработку новых… … Большая советская энциклопедия

- (Leonardo da Vinci) (1452 1519), итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный, инженер. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам… … Энциклопедический словарь

- (Leonardo da Vinci) (1452 1519), великий итальянский художник, изобретатель, инженер и анатом эпохи Возрождения. Леонардо родился в городке Винчи (или рядом с ним), к западу от Флоренции, 15 апреля 1452. Он был незаконнорожденным сыном… … Энциклопедия Кольера

Книги

  • Самые знаменитые шедевры мировой живописи , Голованова А. Е.. Блистательные творения мастеров прошлого почему-то трогают нас, хотя, например, от Джотто ди Бондоне и его цикла фресок в капелле Скровеньи в Падуе современного человека отделяют сотни лет.…
  • Веданта. Сборник рассказов , Елена Малахова. Сборник включает в себя три истории: о нелёгкой судьбе трудолюбивой сотрудницы редакции, о взлёте и падении профессора университета и о временах Великой Отечественной войны. Души людей…

В исторической науке существует очень условная дата окончания Средних веков - 1456 год. На смену им приходит период Возрождения, начавшийся прежде всего в Италии, когда появился большой интерес к античности с ее достижениями в самых различных областях культуры и общественной деятельности.

Высокое Возрождение

В Италии, раздираемой внутренними противоречиями и вдруг происходит выброс духовности - эпоха Возрождения Леонардо да Винчи. В одно и тоже время по улицам ходит мрачный Микеланджело и веселый, окруженный компанией друзей, Рафаэль. Во Флоренции одновременно получают заказ на роспись собора Микеланджело и Леонардо да Винчи, а наблюдать за ходом работ поручают молодому подающему надежды чиновнику Ну, разве это не выброс духовности? Идеалы красоты античности с ее точно выверенными математическими пропорциями статуй и зданий становятся образцом для деятелей искусства. Но они подходят к этому творчески, с большой фантазией, заимствуя только то, что считают возможным и уместным, творчески перерабатывая греко-римское наследие.

Творческое наследие Леонардо

Гений этого человека распространялся почти на все области инженерии и живописи. Он позиционировал себя в основном не как живописец, что было менее востребовано, но как инженер, умеющий создавать оружие, например, или как кулинар, привнесший на кухню новые изобретения и блюда. В Милане он был в том числе распорядителем стола герцога. Он наблюдал как за сервировкой пиршественных столов, так и за готовкой. К инженерным достижениям Леонардо да Винчи относят многочисленные чертежи, по которым можно построить аэроплан.

Человек должен летать, считал этот гений. К числу его инженерных изобретений относят парашют, телескоп с двумя линзами, легкие переносные мостки для армии и многое другое. В своих знаниях анатомии он лет на триста обогнал свое время. Живя в последние годы во Франции, Леонардо да Винчи организовывал придворные праздники, создавал план нового королевского дворца, одновременно менял русло двух рек и планировал канал между ними.

Искусство

По каким-то внутренним причинам искусство мало интересовало Леонардо да Винчи. Произведения, дошедшие до наших времен, относительно немногочисленны.

Еще надо подчеркнуть, что единственный портрет Леонардо, возможно, изображает не его. Да Винчи и работал медленно, и уделял живописи мало времени. Но его разработки в области художественной области так велики и значимы, что находятся на недосягаемой высоте вплоть до наших дней. Его размытые линии, воздушное пространство, окружающие все фигуры и предметы на изображениях, - это то, как мы видим изображаемые предметы в жизни.

Записные книжки

Он носил их постоянно и пришедшую мысль записывал тайным письмом, изобретенным, конечно, им самим. Еще никто до конца не расшифровал записи Леонардо да Винчи. За всю его жизнь собралось около ста двадцати таких книжек, в которых записаны и басни, и анекдоты. В них есть чертежи, эскизы. Главным считал Леонардо не книжные знания, а познание закономерностей и вещей. Очень велико оказалось его стремление двигать науку вперед.

Рукописи

До наших дней дошли рукописи Леонардо, которые он писал не правой, а левой рукой. Он их не печатал, хотя в последние годы жизни такие мысли приходили ему в голову. Он писал не на научной латыни, а на разговорном итальянском языке своего времени - сжато, кратко, точно. Язык его богат, ярок и выразителен.

Поэтому, кроме исторической и научной, записи имеют художественную ценность. Для наших современников по-прежнему актуален написанный им «Трактат о живописи». До нас дошли его басни и шутливые рассказы, а также пророчества и аллегории, эпиграммы.

Картина на доске

Картина «Иоанн Креститель» Леонардо да Винчи написана ореховым маслом по дереву в 1508-1513 годах. Ее размер 69 х 57 см. Надо сказать, что в те времена к материалам для живописи было совсем иное отношение. Масло стояло и выбеливалось на солнце лет пятьдесят. По шестьдесят, а то и более, лет сушились доски. А краски художник составлял сам, применяя кристаллы, истолченные в порошок.

Итак, Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель».

Молодой Иоанн вполуоборот изображен на темном фоне. Свет на него падает слева. Указательным пальцем правой руки он указывает на крест, его типичный атрибут, и на небо, как бы приглашая зрителя поразмышлять над пришествием Христа и подготовиться к его приходу. Иоанн Креститель Леонардо да Винчи разговаривает со зрителем глазами, нежно улыбаясь. Его внешний вид характерен для зрелого Леонардо. Одежда отшельника - меховая шкура, в которую он не полностью укрыт. Правое плечо с правильными пропорциями так и осталось оголенным. Иоанн Креститель Леонардо да Винчи имеет длинные кудрявые волосы, которые ниспадают на плечи. Моделью, предположительно, служил его ученик Салаи. Переходы от света к теням тонки и изысканы. Это и есть знаменитое сфумато, которое мягкими и нежными переходами между светлыми и темными тонами подчеркивает пластику и округлость совершенных форм, а также отражает духовное состояние святого. На полотне просто невозможно обнаружить следов кисти.

Первые упоминания о картине "Иоанн Креститель" Леонардо да Винчи относятся к 1517 году. После смерти Леонардо эта работа стала собственностью его ученика Салаи, который сделал для себя ее копию, и та неплохо сохранилась. А после и его смерти родственники продали оригинал во Францию. Так эта работа оказалась в Лувре. Но позже она была перепродана в Англию в коллекцию Карла I. После казни короля она уже оказывается в Германии, но не позднее ее выкупают агенты Людовика XIV, и она вновь появляется во Франции. И теперь находится в экспозиции Лувра.

Интерес к личности и творчеству Леонардо да Винчи не ослабевает. Например в фильме «Тайная жизнь «Моны Лизы»» авторы утверждают, что открыли тайну Джоконды и знают, кто позировал художнику для бессмертного образа, ставшего символом европейского искусства.
Другой фильм о Леонардо да Винчи «Код да Винчи», его сюжет не имеет отношения к скандальному одноименному бестселлеру. В фильме люди, комментирующие кадры, несколько эпатирующего вида, но с учеными степенями утверждают, - и выглядядит это довольно убедительно, - что в картинах да Винчи отражена символика секты сторонников учения Иоанна Крестителя - мандеев.

В частности, говорились о некоем жесте, по которому можно определить приверженца данного гностического учения. Это указующий жест - вверх, вниз, в сторону, т.е. не имеющий фиксированной направленности - отставленный указательный палец. Жест, довольно часто встречающийся на картинах Леонардо да Винчи. Его «Иоанн Креститель» палец указывает куда-то вверх.

В другом сюжете «Мадонна в скалах» якобы зашифровано послание о том, что Иоанн является настоящим учителем Истины.
Существует две версии картины "Мадонна в скалах" одна, написанная по всем церковным канонам, находится в Национальной галерее в Лондоне. На ней рядом с Мадонной (как считают искусствоведы) изображен Иисус, которого крестит сидящий рядом с ангелом Иоанн Креститель. Причем Иоанн выглядит младше Иисуса, и держит... крест! Еще одна деталь - ангел изображен с темными крыльями, которые прикрыты ярко-алой накидкой, и более того - с когтистой лапой! Как считают искусствоведы, именно это неканоническое изображение ангела стало поводом для того, чтобы заказчики потребовали перерисовать картину.
Вторая картина "Мадонна в скалах", хранится в Лувре. Предположительно, это - первая версия картины. Здесь ангел указывает на Иоанна (искусствоведы настаивают на том, что рядом с Мадонной сидит Иоанн Креститель, а с ангелом - Иисус). Здесь Иоанн старше Иисуса. Но! Иисус крестит Иоанна, а не наоборот, что противоречит Евангелию. В отличие от лондонской версии «Мадонны», на этой картине нет нимбов.

В общем, смысл фильма сводился к тому, что практически все художественное творчество Леонардо было направлено на то, чтобы донести до потомков правду об истоках христианства.

Прежде не доводилось слышать о том, что Леонардо да Винчи был приверженцем какой-то веры. Известно о его конфликтах с церковью. При том, что его гений был безграничен, он, определенно, владел некими тайными знаниями, полученными извне.
Но откровением стало то, что Леонардо да Винчи причислили к мадееям (кстати, единственной сохранившейся гностической секте) .

Итак давайте рассмотрим все по порядку :

John the Baptist, 1513 -1516гг. Лувр.

Посмотрите внимательно на правую руку . Она не только направлена вверх - она еще изображена без безымянного пальца и мизинца (как у десницы Иоанна Крестителя) .

Madonna of the Yarnwinder. 1501. (Частная коллекция)

1. Что видят на этой картине христиане?
Богоматерь Мария и младенец Иисус

2. Что видят на этой же картине мандеи?
Богоматерь Елисавета с Иоанном Крестителем.

И для тех и для других на картине мадонна, только в пользу второй версии удлиненный крест, который держит в руках младенец - символ Иоанна Крестителя .

Основной постулат мандеев: Истинная миссия - Иоанн Креститель, Иисус и Магомед - лжепророки.

А теперь смотрим на следующие картины:

Madonna of the Rocks. 1482-1486. Лувр

Справа архангел указывает на младенца слева. Так кто из них Иоанн, кто Иисус?

Более поздняя версия:

The Virgin of the Rocks. 1506-1508. Национальная галерея. Лондон

Здесь символ Иоанна Крестителя у младенца слева, т.е. на первой картине архангел указывает на истинного пророка на Иоанна

«Мадонна в гроте» - первое из известных творений Леонардо, созданное в Милане, и стоит у истоков Ломбардской школы.
Различна интерпретация религиозной темы: в лувской версии цветы символизируют главным образом Страсти Христовы, в лондонской - чистоту и покорность Марии.

В Лондонской версии младенец Иисус (если с крестом Иисус), заметно старше младенца Иоанна. Обратите внимание на двуперстное благословение младенца справа. По идее, это жест Иисуса, поскольку мы знаем, что жест Иоанна - «указующий перст».

Это «Спаситель мира» - одна из лучших т.н. ученических версий, от которой остались собственноручные рисунки Леонардо. Рука Иисуса поднята в двуперстном жесте.

«Вакх», изначально «Святой Иоанн Креститель». Был ретуширован в 17 веке.


А. Веццози, «Леонардо»:

«Мадонна в гроте» на протяжении двадцати пяти лет будет предметом спора между Леонардо и Братством непорочного зачатия в Милане. Несмотря на открытие новых архивных документов, картина эта во многом остается загадкой.
Она стала причиной многих конфликтов с момента исчезновения первой версии (сейчас находится в Лувре). Угрозы и жалобы продолжались до тех пор, пока не было заключено соглашение о второй версии (сейчас находится в Лондоне). Приняв заказ 25 апреля 1483 года, Леонардо обязался закончить картину за семь с небольшим месяцев. Подпись же под готовой работой он смог поставить только 23 октября 1508 года.
В этой картине поражает синтез главных леонардовских тем и герметических знаков, загадочных и насыщенных аллюзиями, которые рождают бесконечное множество символических и теологических толкований: грот с водным потоком и цветами в глубине земли, окутанный мистическим лиризмом и тайной. Скалистая пещера и неприступные, теряющиеся вдали горы воплощают геологическую Вселенную в бесконечном пространстве и времени, служат сценой для таинства, связанного со священным событием, и все жесты остаются незавершенными в стремлении постичь это определяющее мгновение истории человечества.
Иконография не соответствует той, что была предусмотрена в договоре 1483 года (Мадонна с младенцем между двумя ангелами и двумя пророками, но без святого Иоанна), что заставляет думать о еретическом замысле Леонардо.

Брошь Богородицы (Брошь, изображенная в центре парижской «Мадонны в гроте», отсутствует в лондонской версии.) представляет чрезвычайный интерес для морфогенеза картины: в ней воплощен некий микрокосм, око преломленного света и глубокой тени, как на тусклом зеркале. Лицо Богородицы находится в точке пересечения нескольких диагоналей, но центром композиции является брошь с двадцатью жемчужинами.

На луврской «Мадонне в гроте» взгляд ангела обращен за пределы картины, по направлению к зрителю, который, однако, уловить его не может. Некоторые считают этого ангела двусмысленным - почти демоном из-за копей на правой ноге. Четыре персонажа лондонской версии, образуя геометрическую, пирамидальную композицию с линиями в форме креста, более свободно располагаются в пространстве. Каждый освещенный элемент обладает своей визуальной динамикой, в частности желтые складки драпировки Богородицы, которые в луврской версии кажутся чистой абстракцией, в лондонской обретают правдоподобие подкладки. Созданная Джакомо дель Майано великолепная рама позолоченного дерева исчезла бесследно, зато сохранились два боковых панно, на которых изображены всего два ангела-музыканта вместо оговоренных заранее восьми музыкантов и певцов.

Virgin and Child with St. Anne. c.1502-1516. Лувр


- это символ Иисуса, которого Иоанн Креститель призывал:

" ...На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира... " (Ин.1.29)

Весьма показательно то, что на картине "Virgin and Child with St. Anne" (композиционные схемы: пирамида и треугольник) Анна держит Марию на коленях. Можно толковать это так, что Мария является преемницей или "духовной дочерью" Анны. Так же возможно, что картина содержит намек на древний обычай усыновления. Происходило это примерно так. Суррогатная мать во время родов разрешалась от бремени, сидя на коленях приемной матери, так чтобы новорожденный оказался между ног второй. Таким образом, символические роды давали приемной матери законное право называть ребенка своим.

На это наброске жесты персонажей вполне узнаваемы. И, главное, понятно, что с указующим перстом - Анна, а никак не Мария.

Помните, конечно, знак Иоанна - ВЫТЯНУТЫЙ УКАЗАТЕЛЬНЫЙ ПАЛЕЦ ПРАВОЙ РУКИ... а теперь смотрите:

1. Фрагмент картины Madonna of the Yarnwinder. 1501.
2. Эскиз к картине Virgin and Child with St. Anne. 1508.

Внимательно смотрите на палец младенца.

Так кто там (на картине Virgin and Child with St. Anne) божему агнцу, принимающему на себя грех мира, голову то крутит ?

Иоанн и Иисус были родственниками:

"...Святой пророк Захария и праведная Елисавета, жена его из рода Аронова, сестра Анны, матери Пресвятой Девы Марии... "

Т.е. св. Анна - это общая их родственница

Как я говорил сюжет, когда одна женщина сидит на коленях у другой - означает "суррогатная мать".

Опять посмотрим на картину "Virgin and Child with St. Anne" с двух точек зрения:

1. Что видят христиане: на коленях "бабушки" Анны сидит "мать" Дева Мария, рядом младенец Иисус теребит голову агнца.

2. Что видят мандеи: на коленях пожилой сестры Елисаветы (мать Иоанна) (младшая сестра более подошла бы под суррогатную мать - тогда бы и название картины читалось бы более понятно "Virgin and Child with St. Anne", т.е. Virgin -девственница или нерожавшая ) сидит св. Анна, у ног которой Иоанн (обратите внимание - вытянутый палец правой руки прикрыт овечьей шерстью) и теребит голову Агнца Божего (символ Иисуса) ...

«Вот и Елисавета, родственница твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц…» (Лк.1:36).

А вспомните самую знаменитую картину Леонардо "Мона Лиза", смотрите:

МONA LISA = M-ad-ON-n-A E-LISA-betta (ital.)

Если Леонардо истинным Миссией считал Иоанна то:
Мона - это сокращенная форма от Мадонна (Богоматерь),
для него Богоматерь, т.е. Мадонна - ЕЛИСАВЕТА - сокр. ЛИЗА

Если наша версия верна и Леонардо изображал Богоматерь мандеев Елисавету, то "Мона Лиза", "Мадонна с младенцем и веретеном" и "Мадонна с младенцем и св. Анна" должны иметь что-то общее... Какой-то неуловимый символ. Смотрим:

Я ещё думал, что это за полосы у них у всех на лбу похожие на сгиб картины. А потом присмотрелся - точно ТРАУРНАЯ ВУАЛЬ (слева хорошо видно).

А вот почему Елисавета изображалась с траурной вуалью:

"...XXIII. Ирод же тем временем разыскивал Иоанна и отправил слуг к Захарии, говоря: Где спрятал ты своего сына? Он же ответил, сказав: Я слуга Бога, нахожусь в храме и не ведаю, где сын мой. И слуги пришли и рассказали это Ироду. И Ирод в гневе сказал: сын его будет царем Израиля. И отправил к нему опять (слуг), говоря: скажи правду, где сын твой? Ибо знай, что твоя жизнь в моей власти. И Захария ответил: Я свидетель (мученик) Божий, если прольешь кровь мою, Господь примет душу мою, ибо неповинную кровь ты прольешь перед храмом. И перед рассветом Захария был убит, а сыны Израиля не знали, что его убили... "

Нечто очень интересное и на картине, которая является Российским достоянием (хранится в Эрмитаже):