» » Теория глобализация в исторической науке. Современные концепции глобализации яхно алексей александрович

Теория глобализация в исторической науке. Современные концепции глобализации яхно алексей александрович

Теории глобализма


Фурса А.А.

Исследование сущности глобализма приобрели особое значение после возникновения мирового экономического кризиса. Осмыслению глобализма посвящены работы К.О.Глазунова , В.П.Даниленко , Л.М.Карапетян , И.Ф.Кефели , А.С. Панарина , В.В. Шляпникова и ряда других авторов. Целью написания данной статьи является систематизация теорий глобализма и выяснение их характеристик.

Прежде всего определимся с основными понятиями. Мы отталкиваемся в своих размышлениях от того, что термин «глобализм » можно трактовать и как теорию глобализации, и как идеологию глобализации, предлагающую определенную организацию современного мира. В описательных моментах исследования возможно использование терминов «глобализм» и «глобализация» как синонимов.

Первые кирпичики в создание теории глобализма были заложены такими исследователями как Карл Поппер (в книге «Открытое общество и его враги»), Жак Аттали (в книгах «Линии горизонта» и «На пороге нового тысячелетия»), Иммануил Валлерстайн (в книге «Миро-системный ана-лиз»), Фрэнсис Фукуяма (в книге «Конец истории и последний человек») и Збигнев Бжезинский (в книге «Великая шахматная доска»). Яркими идеологами антиглобализма на постсоветском пространстве стали Г.А. Зюганов («Постижение России», «Глобализация тупик или выход», «Глобализация и русский путь» и др.) и А.С. Панарин («Искушение глобализмом»). На антиглобалистских позициях также стоят А.А.Зиновьев, С.Г.Кара-Мурза, Б.Ключников, М.Г.Делягин и много других исследователей. Среди украинских исследователей (Удовик С.Л., Белорус О., Вирван Л., Мозговой А. и другие) преобладает видение глобализма как объективного процесса мирового развития, выделение его позитивных, а также негативных сторон. Отметим, что мировое антиглобалистское движение в целом находится до сих пор на стадии организационного оформления и имеет по существу стихийный, событийный характер.

Можно выделить следующие, на наш взгляд, классические концепции глобализма: вестернизационная (К.Поппер, З.Бжезинский, Ф.Фукуяма), финансово-экономическая (Ж.Аттали), миро-системная (И.Валлерстайн). Рассмотрим их более подробно.

Так, теория «открытого общества» Карла Поппера пропагандирует идею открытости любой страны для западной модернизации, для такой формы глобализма как вестернизация. «Открытое общество», по его мнению, есть тип социальной организации, в рамках которого утверждаются и развиваются институты, содействующие свободе». Образцом такого общества К.Поппер и считал Западное общество, несущее всему миру, с его точки зрения, «институты, содействующие свободе тех, кто не ищет выгоды» . По сути, те же «вестернизационные» штрихи вносит в глобализационную картину и Фрэнсис Фукуяма. В своей статье «Конец истории?», которая появилась в 1989 году, и в его книге «Конец истории и последний человек» (1992) речь идет не о конце света. Под «концом истории» Ф.Фукуяма имел в виду не что иное, как окончание (обрыв, предел) общественно-формационного развития: в либеральном капитализме, как он, в особенности, представлен в США, он видит венец человеческих устремлений в области общественного прогресса. То есть, лучше американской демократии, американского капитализма и американского образа жизни, по Ф.Фукуяме, на свете ничего нет и быть не может. А если это так, то все дело заключается в том, чтобы любыми средствами способствовать его экстрополяции на весь мир, на всю планету, то есть, глобализировать его .

Несколько иную концепцию глобализма дает в свое книге «Линии горизонта» (1992) Жак Аттали. Он выделил в человеческой истории три эпохи (строя) религиозную, завоевательную и торговую. Первая из них выдвинула культ Бога, вторая культ Силы и третья культ Денег. Если высшим олицетворением религиозного строя стал священник, а завоевательноговождь (король, царь, правитель), то торгового финансист или торговец, высшим проявлением которых станет «новый кочевник», т.е. человек, кочующий по миру как гражданин мира. Две первые эпохи в развитии общества, по мнению Ж.Аттали, следует рассматривать как неудачные попытки глобализации, стирания границ между государствами. Так, в религиозную эпоху христиане пытались объединить человечество под эгидой своего Бога, а мусульмане своего. В эпоху же завоеваний подобная попытка предпринималась великими полководцами (например, Александром Македонским или Чингисханом). Однако глобализационный потенциал религии и вооруженной силы оказался недостаточным, чтобы довести объединение человечества до конца. Третья попытка глобализации человечества будет осуществлена представителями финансовой элиты, которых Ж.Аттали называет «новыми кочевниками». Они провозвестники новой формы торгового строя, нового мирового порядка. Они подлинные граждане мира, лишенные каких-либо национальных или культурных предрассудков. Финансисты, по мнению Ж.Аттали, в конечном счете возвысятся над миром как его надгосударственная и наднацинальная элита, превратившись в мировое правительство. Используя современные информационные технологии, они превратят нашу планету в единое финансово-экономическое пространство, в котором в товар превратится даже сам человек, а о его достоинствах будут судить только по одному критерию количеству денег в его кошельке. Впрочем, сами деньги приобретут форму магнитных карточек. «Общество кочевников» уже маячит на линии горизонта (потому он и назвал книгу «Линии горизонта» на французском -Lignes dhorizons», в английском переводе «Millennium»). Однако грядущее общество таит в себе и угрозы (увеличение твердых отходов, дефицит питьевой воды, выбросы газа, уничтожение лесов), с которыми поможет справиться жесткий политический контроль на планетарном, мировом уровне . В целом, аргументация основных принципов концепции глобализации Ж. Аттали свидетельствует, что именно глобализация финансовых рынков и растущее доминирующее влияние на национальные экономики глобальных финансовых рынков и транснациональных корпораций обусловливают этот объективный процесс. Интересной, на наш взгляд, является критика идеи «кочевников» А.С. Панариным . «Новые кочевники», считает А.С.Панарин А.С., действуют по социал-дарвинистскому закону джунглей: выживает сильнейший. Их появление, по его мнению, философски подготовлено не только американским прагматизмом (У.Джеймсом, Дж.Дьюи и др.), но и французским постмодернизмом (Ж.-Ф. Лиотаром, Ж.Дерридой, Ж.Бодрийяром и др.), которые направили свои усилия на разрушение («деконструкцию») универсалистских идеалов Просвещения (эпохи модерна) истины, добра, красоты, равенства, братства, справедливости и т.п. и провозгласили свои идеалы, направленные на жизнь в настоящем. Противопоставление настоящего будущему, прагматического реализма утопиям, приспособленных неприспособленным и неустроенным вот интенции постмодернистского сознания. Глобализм выступает как противопоставление достигшего высшей мобильности меньшинства инертному большинству, связанному «чертой оседлости». Сегодня быть элитой значит быть кочевником, не признающих «местных» ограничений и кодексов» . В современных условиях эти «кочевники» сразу сообразили: раз уж земных ресурсов на всех не хватает, возьмем их там, где они есть (Ирак, Африка, Восточная Европа и так далее).

Наиболее последовательно и четко принцип вестернизации в объединении его с финансово-экономической составляющей обосновывает в своей концепции глобализма Збигнев Бжезинский. Его главная работа, где изложено его видение и понимание глобализационной картины мира «Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы» (1997). Под «великой шахматной доской» имеется в виду весь мир, а под малой «шахматной доской» Евразия. «Евразия, заявляет ее автор во введении, имеющем красноречивое название «Политика сверхдержавы», является «шахматной доской», на которой продолжается борьба за мировое господство, и такая борьба затрагивает геостратегию стратегическое управление геополитическими интересами» . З.Бжезинский склонен думать, что финансово-экономический и культурный центр нового мирового порядка сохранится на бесконечное будущее за единственной и бесспорной сверхдержавой США. В качестве же главных «агентов влияния» этого порядка он мыслит транснациональные корпорации, возглавляемые финансовой олигархией. Они и должны превратить нашу планету в единый финансово-экономический и культурный организм, сердцем которого станут США, а ее мозгом наднациональное финансовоолигархическое правительство. «Очертания мира завтрашнего дня», рисуемые З.Бжезинским, как видим, больше всего гармонируют с глобалистской картиной мира Жака Аттали. З.Бжезински, вместе с тем, видит свою цель не в прорицании «общества кочевников», а в установлении американского гегемонизма во всем мире вообще и в Евразии в особенности.

Если К.Поппер поделил все общества на два противоположных типа закрытые и открытые, то Иммануил Валлерстайн разбил их на три типа «минисистемы», «мировые империи» и «мировые экономики». Первые представляют собою маленькие общества, для которых характерно единство культуры, а вторые мировые империи, в рамках которых оказывались разные культуры. Под последним же типом общества («мировой экономики») И.Валлерстайн имел в виду в своей работе «Анализ мировых систем: современное системное видение мирового сообщества» (1987) не что иное, как капитализм («капиталистическую систему»). Капитализм охватил, по мнению И.Валлерстайна, весь земной шар уже к концу ХІХ века. И в начале ХХ1 столетия опять существует та же одна историческая система на земном шаре. И.Валлерстайн верит, что будущее человечество не будет жить при капитализме, ему на смену, с его точки зрения, должна прийти более совершенная «историческая система». Но в данный период великого всемирного беспорядка, кризиса современной миросистемы, исторического капитализма человечество пойдет вперед, считает И.Валлерстайн, только в том случае, если будет в состоянии ясно рассмотреть всю картину. Это будет период двойной борьбы борьбы за сиюминутное выживание и борьбы за оформление грядущей исторической системы, которая в конце концов возникнет из нынешнего системного хаоса. Те, кто пытаются создать новую структуру, повторяя ключевую черту существующей системы иерархическое неравенство, сделают все для сосредоточения внимания человечества на проблеме сиюминутного выживания, чтобы мы не смогли выдвинуть исторические альтернативы их проекту поддельной, поверхностной трансформации мира. глобализм кризис общество экономический

Можно согласиться, что давно не бродит по Европе призрак коммунизма, потерял привлекательность и влияние западный либерализм, но на смену этим уходящим идеологиям в конце ХХначале ХХ1 веков выдвинут новый всемирный идеологический проект глобализм .

Вывод


1.Рассмотренные концепции глобализма (вестернизационная, финансово-экономическая, миро-системная) строятся на композиционной картине реальности, стоящей на пороге катаклизмов и перемен. Они определяют мегатенденции развития современного мира, определяющей из которых является унификация мира становление единого экономического, политического, правового, культурного пространства. Каждая из концепций глобализма акцентирует внимание на определенной движущей силе экспликации глобализационных процессов будь то передовой опыт западной цивилизации, мировая финансовая активность «новых кочевников»или построение новой «миро-системы».

2.Глобализм это и теоретический концепт, и объективный процесс становления нового мирового порядка. Глобализм предполагает объединение всего человечества в единый социум, которое с необходимостью будет сопровождаться утратой странами мира определенной самодостаточности развития в большинстве областей общественной жизни. Страны-лидеры выработали своеобразное правило для стран, претендующих на какое-либо приближение к себе, так называемое, правило «золотого корсета». Согласно этому правилу, входящее в мировое разделение труда государство должно подчиниться следующему ряду необходимых условий: основным двигателем экономического развития становится частный сектор; бюрократический аппарат государства сокращается; ликвидируются ограничения на иностранные инвестиции; приватизируются государственные предприятия и ряд других требований. Жесткие правила «золотого корсета», которые, по словам американского экономиста Т. Фридмана, предписывают «один размер для всех», апологетами глобализма пропагандируются как необходимые условия роста экономики, повышения среднего уровня доходов, более эффективного использования природных ресурсов. На притязания стран, пробующих примерить к себе «корсет», но желающих сохранить свою культуру и идентичность, следует жесткий ответ глобализаторов: «Никто не обязан залезать в «корсет». И если ваша культура и социальные условия противоположны... то можно выразить лишь сочувствие. Но вот что важно: сегодняшняя глобальная рыночная система, стремительно меняющийся мир и «золотой корсет» созданы огромными историческими силами, которые фундаментально изменили стиль общения, способ инвестирования и то, как мы смотрим на мир. Если вы хотите противостоять этим переменам, это ваше дело. Но если вы думаете, что можете противостоять этим переменам, не платя цену за неудержимые перемены, прячась при этом за свою высокую стену, вы обманываете самих себя» .

3.Нужно признать, что глобализм предписывает становления транснационального гражданского общества, несущей конструкцией которого является свобода (в том числе и мировоззренческая) и соблюдение прав человека. Многие субъекты мировых процессов не готовы к этому и вызывают определенную озабоченность и напряженность со стороны мирового сообщества и его организаций. В то же время имеет место глобализм как программа модернизации мира провоцирует возникновение «нового колониализма», демонтаж суверенных государств и экспроприацию природных ресурсов у населяющих их народов. Происходит виртуализация экономики, деньги становятся самым универсальным референтом, своего рода абсолютом, положенным глобальным миропорядком в основу всех отношений. Ситуация, когда атлантическая ось живет на проценты от сделок между ФРС (Федеральная резервная система) США и другими странами мира (в том числе Украиной и Россией) является социально неконструктивной, результат легализации ростовщически-спекулятивной практики в мировом масштабе. Ее доминированием в современном мире и объясняется мировой финансовый кризис, ибо виртуальная экономика превысила по объемам реальную.

Література


1.Глазунов К. О. Глобализм как предмет социально-философского анализа: Автореф. дис. ... канд. филос. наук / Балт. гос. техн. ун-т «Военмех» им. Д.Ф. Устинова. СПб., 2002. 16 с.

2.Даниленко В.П. Что такое глобализм// http: //www.contr-tv.ru/print/2686/

3.Карапетян Л.М. О понятиях «глобализм» и «глобализация» // Философские науки, 2003. № 3. С.47-60.

4.Кефели И.Ф. Глобализм на перекрестке мнений // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 2. С.3-17.

5.Кефели И.Ф. Социальная природа глобализма// Перспективы человека в глобализирующемся мире / Под ред. Парцвания В.В. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.88-147.

6.Панарин А.С. Искушение глобализмом / Александр Панарин М. : ЭКСМО: Алгоритм, 2003. 415 с.

7.Шляпников В.В. Социально-философский анализ глобализма и антиглобализма как основных тенденций мирового развития: Автореф. дис. ... канд. филос. наук / Балт. гос. техн. ун-т «Военмех» им. Д. Ф. Устинова. СПб., 2007. 16 с.

8.Поппер К. Открытое общество и его враги. М.: Алгоритм, 2006. Т.1. 468 с., Т.2. 560 с.// ( ).

9.Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / Фрэнсис Фукуяма. М.: АСТ, Ермак, 2004. 488 с.

10.Аттали Ж. Линии горизонта// На пороге нового тысячелетия. Москва: Международные отношения, 1993// .

11.Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и ее стратегические императивы. М., 1998.

12.Валлерстайн И. Анализ мировых систем: современное системное видение мирового сообщества // Социология на пороге ХХІ века: новые направления исследований / под ред. С.И. Григорьева, Ж. Коэнен-Хуттера. М., 1998. С.129-147.

13.Максименко В. Призрак глобализма//

14.Friedman Th. Understanding Hlobalisation. The Lexus and the Olive Tree. New York, 2000. Fursa, О.О. Theories of Globalism


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Предпосылками глобализации в политической сфере послужили, во-первых, технологическая революция 1950-60-ых гг., повлекшая развитие материального производства, сфер транспорта, информатики и коммуникации. И, во-вторых, как следствие первого, выход экономики за национальные рамки.

Следует подчеркнуть, что в специальной литературе, как правило, не проводится различий между терминами "мировая политика", "международная политика" и "международные отношения", которые рассматриваются чаше всего как взаимозаменяемые. Тем не менее мы можем попытаться проследить с учетом вышеприведенного разграничения терминов (которое, естественно, является достаточно условным) общее и особенное в понимании содержания мировой политики сторонниками различных научных школ и теоретических направлений

Политического реализма и неореализма, неомарксизма и транснационализма, институционализма и теории международных режимов.

Прежде всего следует отметить, что, предлагая разные подходы к анализу проблемы, большинство из них привержены (правда, в различной степени) системному подходу. Международные отношения представляют собой настолько же древнюю, насколько и самостоятельную политическую систему .

Родоначальника школы неореализма - истинная теория международных отношений должна исходить не из частностей, а из целостности мира, делая своим отправным пунктом существование глобальной системы, а не государств, которые являются ее элементами .

При этом принципиальное значение придается структуре межгосударственных взаимодействий, рассматриваемой как их побочный результат. который неожиданно для носителей (субъектов) этих взаимодействий ставит их поведение в определенные рамки, подчиняет своим правилам, зачастую не имеющим ничего общего с целями и задачами самих субъектов.

Без самостоятельного онтологического статуса структура межгосударственных отношений не может не приниматься в расчет ни одним государством, включая и великие державы. Так, например, все государства вынуждены нести военные расходы, хотя это неразумная трата ресурсов. Структура межгосударственной системы навязывает всем странам такую линию поведения в той или иной сфере политики, которая может противоречить их общественным интересам. Структура позволяет понять и предсказать линию поведения государств на мировой арене. Наподобие того как в экономике состояние рынка определяется влиянием нескольких крупных фирм, формирующих олигополистическую структуру, мировая политика определяется влиянием великих держав, конфигурацией соотношения их сил

Государство больше не способно полностью контролировать обмен в экономической, политической и социальной сферах, оно утрачивает свою прежнюю монопольную роль главного субъекта международных отношений. С точки зрения сторонников неолиберализма, полноправными субъектами международных отношений могут выступать транснациональные компании, неправительственные организации, отдельные города или иные территориальные общности, различные промышленные, торговые и иные предприятия, наконец, отдельные индивиды.

К традиционным политическим, экономическим, военным отношениям между государствами добавляются разнообразные связи между религиозными, профессиональными, профсоюзными, спортивными, деловыми кругами этих государств, причем их роли могут иногда быть равными. Утрата государством прежних места и роли в международном общении нашла выражение и в терминологии - замене термина «интернациональный» термином «транснациональный», то есть осуществляемый помимо государства, без его непосредственного участия.

На смену старым проблемам международной безопасности приходят новые, к которым государства и другие субъекты международной политики оказались не вполне готовы. К таким проблемам относится, например, угроза международного терроризма. До недавнего времени понятие «международный терроризм» больше подчеркивало международную опасность такого явления, чем обозначало реальный, очевидный фактор в международных отношениях. Последние события показали, что в мировой политике произошли качественные сдвиги.

Глобализация - серия тенденций социальных изменений, приводящих к смене локальной, территориально замкнутой социальной организации социальной организацией глобального типа. Это процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества.

Были выработаны три теоретические подхода: империализм, теория зависимости и теория мировой системы. Эти три теоретических подхода к глобализации могут считаться классическими, но это конечно не все теории, которые были выдвинуты. Существует еще целый ряд таких теорий, например: теория модернизации, теория стадий роста, концепция взаимозависимости национальных хозяйств, концепция равного партнерства и др.

Теория империализма впервые была предложена английским историком Дж. Э. Гобсоном и поддержана советским вождем Лениным, находившимся под влиянием идей Маркса. Основателями этой теории также являются О. Бауэр и Р. Гильфердинг .

Теории империализма и неоколониализма объясняют структуру мира как борьбу между ведущими государствами за новые рынки, источники сырья, сферы приложения капитала, за усиление их политического и культурного влияния. Под империализмом понимается та стадия развития, «когда сложилось господство монополий и финансового капитала, приобрел выдающееся значение вывоз капитала, начался раздел мира международными трестами и закончился раздел всей территории земли крупнейшими капиталистическими странами». Теория имеет несколько направлений, в частности, социал-либеральную, представителем которой был Дж. Гобсон, исследовавший процессы в Британской империи.

С теорией зависимости неоимпериализма связан другой подход, именуемый теорией зависимости. Он был впервые сформулирован в результате анализа ситуации, сложившейся в Южной Америке. В соответствии с теорией зависимости, мировое сообщество развивалось неравномерно, в результате чего ядро индустриального мира (Соединенные Штаты, Европа и Япония) играет доминирующую роль, а страны третьего мира находятся в зависимости от этого ядра. Причины и природа этой зависимости определяются тем, на какой стадии находился процесс колонизации конкретной страны и кто ее проводил. Зависимость обычно выражается в том, что экономика стран третьего мира базируется на производстве товарных культур для развитых стран.

Экономист Андре Гандер Франк применительно к эволюции стран третьего мира употребил выражение “развитие недоразвитости”. Эти страны, как он считает, обнищали именно в результате того, что они занимают по отношению к индустриальным странам подчиненное положение. Индустриальные страны богатели за счет третьего мира, который они сами создали благодаря своей колониальной и неоимпериалистической политике.

Теория зависимости или, точнее, -- метатеория зависимости стала наиболее влиятельной в 60--70-е. Метатеория зависимости и периферийного развития была выдвинута группой латиноамериканских экономистов и социологов. Ее основатель -- известный аргентинский экономист Р. Пребиш .

В тот период под влиянием кубинской революции 1959 г. теряли влияние доктрины национального капитализма и интегральной модернизации, сторонники которых призывали массы к жертвам во имя созидания на национальной и независимой основе «идеального рыночного общества», свободного от недугов развитых капиталистических стран.

Теория мировой системы, разработанная Эммануэлем Валлерштайном, является наиболее сложной попыткой интерпретации картины мирового неравенства. По Валлерштайну, с шестнадцатого века по наши дни шел процесс формирования системы глобальных экономических и политических связей, основанных на экспансии капиталистической мировой экономики.

Эта экономика предполагает существование стран ядра, стран полупериферии, периферии и внешней арены. Государства ядра -- те, в которых ранее всего возникли современные виды предпринимательства, а затем начался процесс индустриализации: Великобритания, Нидерланды, Франция и присоединившиеся позднее страны Северо-западной Европы, например, Германия. На территории стран ядра зародилось промышленное производство, возникли передовые для того времени формы сельского хозяйства, сформировались централизованные правительства .

Государства, расположенные на юге Европы, вокруг Средиземного моря (такие, как Испания), стали полупериферией стран ядра. Они были связаны с северными странами отношениями торговой зависимости, но их экономика не развивалась. Еще пару веков назад периферия -- “внешняя граница” мировой экономики -- проходила по восточному краю Европы. Из этих районов, например из тех, где сейчас расположена современная Польша, сельскохозяйственные культуры поступали непосредственно в страны ядра.

Значительная часть Азии и Африки в то время относилась к внешней арене -- ее не затрагивали торговые связи, которые формировались в странах ядра. В результате колониальной экспансии и последующей деятельности крупных корпораций страны Азии и Африки были вовлечены в систему мировой экономики.

Сегодня страны третьего мира составляют периферию обширной мировой системы, в ядро которой вошли и приобрели доминирующее положение Соединенные Штаты и Япония. Советский Союз и страны Восточной Европы (общества второго мира), с их плановыми централизованными экономическими системами, были единственной большой группой стран, в определенной мере выпадающих из мировой экономики.

Валлерштайн утверждает, что поскольку страны ядра доминируют в мировой системе, они в состоянии организовать мировую торговлю так, чтобы она отвечала их интересам. Он согласен со сторонниками теории зависимости в том, что страны первого мира приобрели возможность эксплуатировать ресурсы стран третьего мира в своих собственных целях.

Концепция мировой системы также тесно связана с теорией нового международного разделения труда (НМРТ) Ф. Оробела, которая обращает внимание на последствия изменений в глобальной производственной стратегии ТНК за последние десятилетия. Сторонники НМРТ также делят мировую систему на центр, периферию и полуферию, в которых разделение труда включает максимализацию прибыли ТНК и решение проблем ведущих промышленных стран. Они не видят перспектив настоящего развития развивающихся стран, но обращают внимание на изучение интересов различных групп стран.

1. Теории глобализации в социологии

В современной социологии существуют несколько подходов к объяснению феномена глобализации (глобального мироустройства). Наиболее значимые из них нижеследующие.

Основные приверженцы системно-теоретического подхода (И. Валлерстайн, У. Бек, Э. Альтфатер, Н. Луман и др.) рассматривают глобализацию как системную трансформацию социума, сопровождающуюся ослаблением традиционных инструментов политического управления и формированием вакуума власти. В результате глобализации складывается новая общественная система, ведущая зачастую к обострению социальных конфликтов.

Согласно одному из представителей этого подхода, Валлерстайну, к концу XIX в. возникла глобальная капиталистическая мировая экономика, ставшая единой миросистемой. В ней сегодня и живёт всё человечество. Миросистема устроена следующим образом. Имеется её «ядро» или центр - это группа высокоразвитых стран (Западная Европа, Северная Америка, Австралия, Новая Зеландия, Япония), которые получают максимум прибыли от всемирного капиталистического производства. На краю миросистемы располагается «периферия» - страны так называемого «третьего мира» в Азии, Африке и Латинской Америке. В системе международного разделения труда они служат сырьевой базой и источником сельхозпродукции для стран «ядра». Остальные страны находятся в промежуточном состоянии «полупериферии» - это в основном страны бывшего «социалистического лагеря». Это наиболее представительный подход, позволяющий объединить социально-экономический анализ общественного развития.

В 1989 г. американский политолог и социолог Фрэнсис Фукуяма представил совершенно иную перспективу современного мира. Хотя концепция Фукуямы определяет современный мир как принципиально бесконфликтный, автор не утверждает, что человечество вступило в фазу бесконфликтности и всеобщего мира. Он признаёт, что религия и национализм остаются серьёзными проблемами для либерального миропорядка. Но они не будут в состоянии бросить глобальный вызов капитализму и западной либеральной демократии как форме правления, принимающей универсальный характер.

Сэмюэл Хантингтон построил теорию «столкновения цивилизаций». Если XX столетие являлось веком столкновения идеологий, то XXI столетие станет веком столкновения цивилизаций или религий, что несет главную угрозу международному миру. К ведущим культурам-цивилизациям Хантингтон относит западную, конфуцианскую (Китай), японскую, исламскую, индуистскую, буддийскую, православно-славянскую, латиноамериканскую и африканскую. Поэтому он предлагает отказаться от универсализма, признать реальное разнообразие культур, но в отношениях между цивилизациями искать общее между всеми ними. Ощутить своё единство люди всех цивилизаций могут и в противостоянии «варварству», жестокости, насилию, организованной преступности, международному терроризму - всем проявлениям зла. Таковы три наиболее оригинальные и хорошо аргументированные концепции современного глобального мира.

2. Глобализация: понятие, содержание, развитие

Глобализация - это исторически обусловленный объективный процесс, управлением, как структурным, так и бесструктурным методами на всех уровнях человеческой цивилизации, который определяет качественные изменения в глобальном пространстве, возрастание взаимосвязанности и уникальности отдельных людей или цивилизаций в целом. Предпосылкой появления феномена глобализации стало последствие процессов человеческого познания: расширение научного и технического знания, развитие технологий и др.

Глобализация (в широком значении) - это объективный естественный процесс интеграции человечества в единое целое. Глобализация проявляется в том, что ускорение социального времени, при неизменности времени смены поколений (время передачи генетической информации), все большей степени определяет происходящее во всех частях мира.

Глобализация (в узком смысле) - это род геополитики, направленный на распространение своего культурного влияния со стороны какой-либо страны или нескольких стран на весь мир. Политическим лидером глобализации сегодня являются Соединенные штаты Америки, всевозможными средствами навязывающие свою волю другим странам.

Глобализация не является абсолютно новым явлением. Его истоки можно найти еще в древности. Как пишет Глоба, П. П, наиболее древним представлением, связанным с понятием глобализации, было представление о существовании первопредка, а значит, родовой системе взаимосвязи людей между собой во времени. Это позволяло гармонизировать психологический аспект взаимоотношений между людьми, особенно внутри рода, племени, этноса. Еще одним представлением глобального характера является представление единства в Боге. А Г. Гегель ввел в своей философии понятия мирового разума или мирового духа, подразумевая под этим элемент божественного начала в бытии мироздания. В высказываниях китайского философа Конфуция имеется представление о всеобщих законах Неба, которым должны подчиняться все люди, и которые являются основой стабильного существования общества. Широкий философский анализ, с позиции материалистического воззрения, в формировании социальных условий для возникновения феномена глобализации в мировоззрении человека осуществлен в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, П. А. Кропоткина, а исследование феномена глобализации в его приближающемся к современности варианте, сопряженное со смысловой, понятийной мировоззренческой идентификацией человека, произвел В. И. Ленин. Маркс подчеркивает, что взаимодействие - это первое, что возникает перед нами, когда мы рассматриваем движущуюся материю в целом. Он критиковал более ранних философов за недостаточное внимание, уделяемое общественным отношениям. Философ и ученый К. Циолковский в духе русского космизма рассматривал нашу цивилизацию как единый организм, как некое единое, целостное образование, имеющее несколько стадий. Сначала эмбриональная стадия - возникновение, жизнь и развитие человечества на Земле. Выход в околоземный космос - это вторая фаза эволюции человечества.

Глобализация активно развивалась в конце XIX - начале XX вв. как интернационализация хозяйственных связей и как форма межнационального общения.

После 1945 г. в мировом хозяйстве развернулись два важных процесса. С одной стороны, за счёт взаимных инвестиций и взаимообмена технологиями, внедрения организационных инноваций началось сближение развитых стран по техническим, экономическим, а также по социальным и политическим показателям. С другой - распад колониальных империй и сознательный выбор в пользу модернизации стали важными предпосылками качественно нового этапа глобализации.

Во второй половине 70-х годов начался новый этап научно-технического прогресса, получивший название информационно-телекоммуникационной революции. Результатами этой революции явились широкое использование в экономике электронно-вычислительных машин, информатизация и компьютеризация экономики. Особенно важное значение имеют разработка и широкое внедрение компьютерных сетей, еще теснее связывающих народы и страны мира в единое целое. Все более возрастает роль новейших информационных и телекоммуникационных технологий в качественном изменении международных экономических связей.

Огромное значение с экономической точки зрения приобретают разработка и размещение глобальных технологических систем - погодных, коммуникационных, навигационных и других. Благодаря новейшим информационным и телекоммуникационным технологиям, а также росту расходов на исследования и разработки повышается роль многонациональных корпораций.

Немаловажное значение приобретают процессы, касающиеся собственности. Гражданин одной страны вправе осуществлять права собственности за пределами своих национальных границ. Это составляет радикально новую особенность современного мира. Определение правил, регулирующих эти права, стало важным аспектом изменений в международной политике. Эти изменения способствовали усилению процессов транснационализации и глобализации экономики, что в свою очередь привело к формированию в мировой экономике глобальных хозяйственных комплексов - многопрофильных транснациональных корпораций (ТНК), банков (ТНБ) и т.д. Формируются союзы и объединения крупнейших ТНК и ТНБ в компьютерной и авиакосмической промышленности, самолето- и автомобилестроении и т.д. Заключают они и, так называемые, «стратегические альянсы», в которые входят множество государств по вопросам, связанным с разделом глобальных рынков.

В результате расширения сферы деятельности транснациональных компаний и движения капиталов происходит постепенное размывание экономических границ между отдельными государствами. Функционируют Всемирный банк, Международный валютный фонд (МВФ) и другие финансовые организации и институты. Из объединения 44 стран, бывших его учредителями в 1944 г., МВФ превратился в организацию, охватывающую практически всю экономику мира. Складывается и неуклонно расширяется система разнообразных связей между этими организациями и отдельными государствами. Они все больше проникают в сферу прерогатив национальных государств. Это способствует сокращению различий между странами в рамках отдельных регионов по уровню организации и эффективности производства.

При таком положении вещей возрастают степень и масштабы взаимного влияния национальных экономик друг на друга, причём это влияние обнаруживается почти во всех сферах жизни. Спад и безработица в одной стране часто «экспортируются» в другие страны. Инфляция в одной стране часто способствует инфляции в других странах. Так, повышение цен на нефть странами-экспортерами неизбежно сказывается на уровне цен других товаров на мировых рынках, а рост цен на промышленные товары в индустриально развитых странах отрицательно сказывается на уровне цен в развивающихся странах и т.д. Финансовые рынки и даже отдельные крупные финансисты или учреждения оказываются способными существенно влиять на результаты принимаемых государствами политических решений, да и на сам характер этих решений. Вся планета превратилась в единую глобальную экономическую систему, составной частью которой стали отдельные национальные экономики.

Для второй половины ХХ в. была характерна постоянно растущая тенденция не только к экономической, технологической, но и к политической интеграции. Новыми факторами, оказывающими всё большее влияние на характер международной системы, являются: динамика мировой экономики, которая усиливает нестабильность и трудности внутри государств и в отношениях между ними; быстрый рост транснациональных связей; развитие и наращивание транснациональных систем коммуникаций; распространение военных технологий, которые становятся неизбежным элементом современной мировой политики.

Интеграционные процессы проявляются прежде всего в образовании множества международных межгосударственных и неправительственных организаций. По существующим данным, в середине 80-х годов в мире насчитывалось более 1 тыс. межправительственных организаций. Ведущие державы на регулярной основе участвуют в работе более 100 организаций. Например, Дания является членом 164 организаций, Франция -- 155, Великобритания -- 140, США -- 122 и т.д. (См. 1, с. 72) В течение сравнительно короткого периода после окончания второй мировой войны были созданы ООН, НАТО, упоминаемые МВФ и Всемирный банк, ныне прекратившие существование СЭВ и Варшавский пакт. Немаловажную роль в современном мире играют такие организации, как Организация американских государств (ОАГ), Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК), Организация африканского единства (ОАЕ), Организация «Исламская конференция» (ОИК). Начался процесс формирования североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА), включающей США, Канаду, Мексику. Организован Азиатско-Тихоокеанский экономический совет (АПЕК). Успешно действует в Азии Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Азиатский банк развития (АзБР) и другие союзы и объединения.

Наиболее успешно интеграционные процессы шли в Европе. В 1957 г. было создано Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) шести европейских стран. Постепенно к этой организации присоединились еще шесть стран.

Все большие масштабы приобретает транснациональное сотрудничество политических партий разных стран. Сформировались европейские партии - Европейский социалистический союз, Европейская народная партия, Федерация либеральных и демократических партий ЕС, Европейские демократы прогресса и др. В ближайшее время к процессу европейской интеграции предполагается подключить государства Центральной и Восточной Европы.

Немаловажным фактором мировой политики стали ежегодные совещания так называемой Большой семерки - семи наиболее индустриально развитых стран - США, Германии, Франции, Великобритании, Японии, Италии и Канады - по важнейшим экономическим и внешнеполитическим вопросам.

Очевидно, что за последние два-три десятилетия происходит усиление интеграционных процессов в мировой политике, наблюдается тенденция к сближению, единению стран и народов.

Интеграционные процессы - одно из главных направлений формирования нового миропорядка. Практически ни одна сфера человеческой деятельности не избежит той или иной степени влияния глобализации. Оно сопровождается широким спектром изменений в обществе, при этом не всегда положительных. Процессы глобализации непосредственно затрагивают национальную экономическую политику, ограничивая ее возможности. Международная экономика, оказывающая все большее влияние на положение отдельных стран, находится вне юрисдикции национальных правительств и банков и их экономической политики. Поэтому обычные средства этой политики (в денежно-кредитной, бюджетной, налоговой сфере) действуют в ослабленной форме. Иногда они или совсем не работают или приводят совсем не к тем результатам, на которые рассчитаны. Международные факторы снижают эффективность государственных решений и мер, осуществляемых в национальных рамках. Чем шире и глубже развертываются процессы глобализации, тем сильнее ощущается это противоречие.

Происходит глобализация теневой экономики и политики, глобализация преступности и терроризма. Организованная преступность устремляется к власти. Утрачиваются или ослабевают демократические принципы и механизмы. Глобализация экономики не позволяет победить бедность, регионы по-прежнему имеют разный уровень экономического развития.

Информатизация, развитие коммуникаций и сетевых структур привели к формированию глобальной информационной олигархии, информационной оккупации. Ответом на данный вызов глобализации стало развязывание информационных войн. Возможности информационных технологий и коммуникаций стали все активнее использоваться в преступных целях.

Абсолютизация рынка, и как следствие, экономизация политики, когда рынок вторгается в социальную и духовную сферу, превращают все духовные ценности в товар. Неизбежно происходит определённая унификация и уровня жизни людей, и культуры. Негативными последствиями этого является формирование общества массовой культуры с упрощением и принижением духовных ценностей, развитие индивидуализма на грани асоциальности, рост индустрии удовольствий и гедонизма. Совершенствуются технологии обработки сознания и формирования нужного общественного мнения. Все это создает максимально благоприятную среду для роста преступности, наркомании, алкоголизма, проституции. Человеческое поведение становится стереотипным, управляемым модой, рекламой, телевидением.

Представления о глобализации возникли в первую очередь в связи с пониманием нарастания всеобщей взаимосвязанности мира: международная кооперация в производственной сфере, в разработке и внедрении научно-технических достижений...

Глобализация и ее социальные проявления в России

Все признают преимущества и недостатки процесса глобализации для России. Недостатки - это обострение бедности, увеличение безработицы в России...

Глобализация как социальное явление

Какие же плюсы и минусы процесса глобализации для нашей страны и лично для каждого из нас? Вероятно, на данном этапе больше минусов, чем плюсов. С одной стороны...

Когда в отечественной и зарубежной литературе существует большой разброс мнений по вопросам сущности, содержания, социального предназначения глобализации, ее хронологических границ...

Глобализация как этап социальной эволюции

Влияние глобализационных процессов на культурный и духовный климат эпохи огромен. Быстрое изменение во всех сферах жизнедеятельности человека приводит к социо-культурным сдвигам...

Процесс глобализации далеко не новый. Некоторые зачатки глобализации мы можем проследить уже в Эпоху Античности. В частности, Римская империя была одним из первых государств...

Глобализация социальных процессов в современном мире

В 1990-е гг. понятие глобализации стало существенным элементом международного политического процесса. Под ним понимается постепенное преобразование мирового пространства в единую зону, где свободно перемещаются капиталы, товары, услуги...

Глобализация социальных процессов в современном мире

В политической сфере: 1) возникновение наднациональных единиц различного масштаба: политических и военных блоков (НАТО), имперских сфер влияния (сфера влияния США), коалиций правящих групп ("Большая семерка")...

Индивидуальное сопровождение приёмных семей

Проблема различного рода девиаций изучается давно, но, несмотря на это в современном мире она не становится менее актуальной. Предпосылки изучения девиантного поведения были заложены еще в древности...

Народная культура в условиях глобализации

народный культура глобализация социология Понятие «глобализация» было введено в научный оборот совсем недавно, и появилось благодаря американскому социологу Р. Робертсону. Именно он впервые упомянул и дал толкование данному понятию в 1985 году...

Предмет социологии. Подходы к его определению в классических теориях XIX - начала XX вв. и в современной социологии

Современные социологические теории насилия, конфликтов, безопасности

Для соблюдения жизненно важных интересов, существования и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства, создается система безопасности. Систему безопасности образуют органы законодательной...

Современные технократические концепции развития мировой цивилизации

К. Маркс и Ф. Энгельс писали ещё в середине 19 в.: «Буржуазия менее чем за сто лет своего классового господства создала более многочисленные и более грандиозные производительные силы, чем все предшествовавшие поколения, вместе взятые...

Социальная мысль в дореволюционной России

Теория глобализации в социологии

Впервые понятие «глобализация» было использовано в научной публикации в 1983 г. Происхождение его связано с латинским термином «глобус», что значит Земля, земной шар...

Экономическая теория. Маховикова Галина Афанасьевна

21.3. Теория глобализации мировой экономики

Актуальной проблемой международных экономических отношений в последние десятилетия стала глобализация. Глобализация означает выход национальных экономик за пределы национальных границ. Импульсом этого процесса послужила НТР, в результате которой каждой стране стало невыгодно иметь «свое» производство и все они начали искать свою нишу в мировом хозяйстве. Их растущая взаимосвязь приобрела глобальный характер. Поэтому в экономическом аспекте содержание глобализации сводится к возрастающему взаимодействию стран: когда рынки товаров, капитала, труда становятся все более взаимосвязанными, происходит огромное увеличение масштабов мировой торговли, валютных потоков, движения капитала, обмена технологиями, информацией и т. д. Близким понятием является «интернационализация хозяйственной жизни», но глобализация – высший этап интернационализации. Предполагается, что на этом этапе будет обеспечено гармоничное сочетание интересов развитых и развивающихся, богатых и бедных стран, достаточно устойчивое развитие всей глобальной системы и восстановлено равновесие между обществом и природной средой.

Помимо экономических глобализация включает в себя экологические, этнические, политические, международные и другие проблемы.

Осознание того, что человечество вступило в эпоху глобализма, началось на рубеже 1960-х гг. с докладов Римского клуба и было продолжено в 1970-е гг. экологами.

Первыми о явлении глобализации в связи с международными отношениями заговорили в 1970-е гг. экономисты. Все они зафиксировали главное в изучаемой ими сфере: транснациональные корпорации достигли оборотов, превышающих ВВП большинства государств, а кроме того, они через транснациональную деятельность получили возможность уходить из-под национального контроля со стороны государственных и общественных структур отдельной страны. Их ресурсы позволили транснациональным корпорациям (ТНК) влиять на внутреннее положение в десятках государств, фактически ограничивая тем самым их суверенитет. В совокупности все это означало, что в международной жизни утвердились новые центры принятия решений и практической власти, способные влиять на правила игры и даже формировать их на глобальном уровне.

К концу 90-х гг. глобализация приобрела ряд новых черт.

Во-первых, она охватила ряд новых стран из бывшего «соцлагеря».

Во-вторых, активно стала проявляться тенденция к унификации и стандартизации в области технологии, экологии, деятельности финансовых организаций, бухгалтерской и статистической отчетности, образования и культуры.

В-третьих, международные экономические организации стали внедрять единые критерии макроэкономической политики (в области налогов, занятости и др.).

В-четвертых, начавшаяся глобализация четко разделила мир на центр и периферию, на «золотой» и прочие миллиарды. Она движется прежде всего в наиболее развитой части мира: именно тут сосредоточены все ТНК, производится львиная доля ВВП, сконцентрированы все обслуживающие мировую экономику финансовые корпорации. Нарастающий разрыв между бедными и богатыми странами усиливает миграционное давление на последних и делает все более нетерпимым сохранение на планете голода, нищеты и отсталости. Прорыв глобализации в государства третьего мира взрывает традиционные отношения, порождает конфликты, уже не поддающиеся урегулированию без вмешательства мирового сообщества.

Таким образом, последние десятилетия ушедшего столетия поставили человечество перед двумя сакраментальными вопросами: как жить в глобализирующемся мире и можно ли выжить без глобализации?

В российской литературе на протяжении 1990-х гг. заявлены три взгляда на природу глобализации.

Одни авторы усматривают в глобализации лишь форму мирового господства США, сложившуюся к концу ХХ в. вследствие исчезновения бывшей второй сверхдержавы – СССР, и трансформации тем самым биполярного мира в монополярный.

Другие видят в глобализации обусловленный объективными причинами процесс мирового развития, мало зависящий (или совсем не зависящий) от эгоистических побуждений отдельных стран, не исключая США.

Наконец, третьи полагают, что имеет место сочетание объективной динамики мирового развития с четко заявленными претензиями США на лидерство (а по возможности и прямое доминирование) в нем.

Каждый из названных подходов фактически диктует свои, разные до противоположности выводы и рекомендации для политики России в вопросах национальной безопасности и отношений с внешним миром, включая отношение к глобализации. Рассмотрим их.

Если «глобализирующийся мир» – не более чем ширма для обозначения мирового господства США, то все остальные государства (включая Россию, ВВП которой не превышал на протяжении 1990-х гг. 7–8% от американского) могут существовать в такой системе лишь в подчиненном положении. Не обладая экономическим потенциалом, чтобы напрямую противостоять диктату США, такие государства не должны быть заинтересованы в том, чтобы включаться в процессы глобализации. А значит, должны саботировать их формирование и функционирование.

Если же глобализация – обусловленный объективными причинами процесс мирового развития, то в интересах любой страны по возможности раньше войти в него, занять в нем значимое для себя место и использовать открываемые глобализацией возможности в целях собственного развития. Такая заинтересованность стран в глобализации не только законна, но и необходима. Конечно, мир не был бы при этом свободен от конфликтов, в нем еще долго сохранялось бы фактическое лидерство США; но он принципиально отличался бы от описанной выше «модели» господства одной державы. 3. Наконец, сочетание доминирования США с теми элементами глобализации, что обусловлены объективным ходом исторического развития, ставило бы большинство стран мира перед необходимостью как-то ограничить имперско-эгоистические притязания США и одновременно содействовать процессам глобализации в той их части, которая наиболее отвечала бы интересам конкретных государств.

Третий подход, который исходил из того, что глобализация вызвана объективными причинами и в то же время выгодна США и группе «стран-олигархов», представляется наиболее точным.

Для осуществления глобального регулирования необходимы учреждения, организованные для выполнения этой роли, и их правовое оформление. На протяжении 1970-1990-х гг. в международных организациях произошла важная перемена. Созданные когда-то с целью решения достаточно узких задач, в период глобализации они расширили сферу своей деятельности и вышли на первые роли. Это прежде всего организации, прямо связанные с финансовой и экономической глобализацией, – Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Всемирная торговая организация (ВТО). Глобализация движется теперь не только стихийно и не только волей и интересами США, Японии, ЕС и крупнейших ТНК, но и международными организациями, чьи решения все чаще становятся уже не только де-факто, но и юридически обязательными для номинально суверенных государств.

Глобализация получает тем самым институциональное оформление.

Таким образом, из стихийного процесс глобализации все больше превращается в институционально оформленный, сознательно направляемый. Из вышесказанного можно сделать ряд выводов.

1. Глобализация – объективный исторический процесс. Ее позитивная сторона состоит в возможности положительно сказаться на положении отсталых стран, искоренить бедность и нищету их населения. Однако процесс глобализации имеет не только положительные, но и отрицательные последствия. Глобализация в первую очередь укрепляет позиции индустриально развитых стран, дает им дополнительные преимущества. Она создает реальную тенденцию завоевания мирового хозяйства подконтрольными олигархам транснациональными корпорациями и международными финансовыми конгломератами, причем в своих корыстных интересах, отнюдь не в интересах абстрактного «глобализирующегося» общества.

Различные варианты идеи «глобализации мира» предполагают стирание национальных границ, интересов и различий народов. Поэтому идея «глобализирующегося мира» создает условия для возникновения дополнительных международных конфликтов. Примером тому может служить ситуация, когда предоставление финансовой и других видов помощи странам с переходной экономикой увязывается с проведением в них жестких правительственных мер по реструктуризации финансового и корпоративного секторов, реформой государственного сектора и преобразованиями в социальной сфере.

2. В системе международных отношений глобализация ставит в принципиально новое положение институт суверенного государства. Она активно проникает во внутригосударственную сферу и там превращается в определяющий фактор внутренней жизни, мощь которого все чаще и сильнее превышает возможности данного государства. Последнее тем самым все более трансформируется из исторической и этнокультурной самоценности в орган по управлению социально-территориальной системой.

Глобализация создает также иллюзию ненужности, иногда даже вредности национальных правительств и государств. Современная экономика в принципе способна обеспечить все население планеты достаточным количеством еды, одежды, жилья, социальных услуг. Современные инфраструктуры технически способны доставить все это в любую точку планеты. Что и кто мешает? ТНК стремятся доказать, что мешают этому процессу национальные государства.

Однако негативные стороны глобализации не означают, что национальным экономикам следует отгородиться от мира стеной и проводить политику автаркии. Задача состоит в другом – войти в мировое сообщество с четкой концепцией, строго соблюдая национальные интересы.

Вхождение России в мировой процесс глобализации не будет легким. Промышленно развитым странам не нужен новый сильный конкурент. За свое место на международном рынке надо активно бороться, отражая тайные и явные попытки «прибрать Россию к рукам».

Из книги Наживемся на кризисе капитализма… или Куда правильно вложить деньги автора Хотимский Дмитрий

Прогноз развития мировой экономики Теперь вернемся к нашему компасу.Мы считаем, что мир будет медленно двигаться в восточном направлении. Прибыли будут стабильны, а инфляция через несколько лет начнет расти. При этом, если США начнет сокращать госрасходы, мир двинется на

автора Автор неизвестен

9. Усиление тенденции глобализации в развитии мировой экономики в начале XXI в. Глобализация как процесс представляет собой движение к сверхинтернационализации, сверхинтеграции, проявляющееся на всех мировых рынках.Процесс глобализации привел к новому качественному

Из книги Мировая экономика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

10. Соотношение глобализации и глобальных проблем в мировой экономике Углубление процесса глобализации, к сожалению, не только не приводит к решению глобальных проблем, но и способствует процветанию небольшой группы промышленно развитых стран и деградации, обнищанию

автора Корниенко Олег Васильевич

Вопрос 14 Инфраструктура исследований мировой экономики Ответ Исследование тенденций развития и проблем мировой экономики осуществляется в рамках специализированных научно-исследовательских учреждений.Крупнейшим российским НИИ, занимающимся проблематикой

Из книги Мировая экономика автора Корниенко Олег Васильевич

Вопрос 15 Минеральные ресурсы мировой экономики Ответ Минеральные ресурсы (разведанные запасы полезных ископаемых, пригодных для использования в хозяйстве) можно разделить на 2 основные группы: металлические минеральные ресурсы – черные, цветные, благородные и

Из книги Мировая экономика автора Корниенко Олег Васильевич

Вопрос 17 Водные и энергоресурсы мировой экономики Ответ К водным ресурсам относятся воды рек, каналов, озер, болот, водохранилшц, морей, океанов, подземные воды, льды горных и полярных ледников, водяные пары атмосферы, а также водные объекты – те же реки, озера и т. д.,

Из книги Мировая экономика автора Корниенко Олег Васильевич

Вопрос 18 Электроэнергетика мировой экономики Ответ Электроэнергия вырабатывается тремя основными видами электростанций: тепловыми (ТЭС), гидравличесскими (ГЭС) и атомными (АЭС). В последние годы появляются электростанции, использующие альтернативные источники

Из книги Мировая экономика автора Корниенко Олег Васильевич

Вопрос 21 Металлургия мировой экономики Ответ Черная металлургия представляет собой сферу хозяйства, связанную с добычей и обогащением сырья, производством кокса, чугуна, стали, проката, ферросплавов, стальных и чугунных труб, рельсовых скреплений, белой жести,

Из книги Мировая экономика автора Корниенко Олег Васильевич

Вопрос 24 Транспортная система мировой экономики Ответ Основными видами транспорта являются: морской (62,1% мировых перевозок грузов), железнодорожный (12%), автомобильный (10,3%), а также трубопроводный, внутренний водный и воздушный.Морской транспорт используется для

Из книги Мировая экономика автора Корниенко Олег Васильевич

Вопрос 69 Положительные и отрицательные стороны процесса глобализации экономики Ответ Характерной чертой развития современной экономики является преодоление национальных границ, формирование действительно всемирной экономической системы, основанной на тесном

Из книги Золотой лохотрон [Новый мировой порядок как финансовая пирамида] автора Катасонов Валентин Юрьевич

«Черные дыры» мировой экономики Признаки и виды офшоров. Важнейшим элементом современного механизма мировой экономики являются офшоры. Под офшорами понимаются страны и территории, которые обладают следующими признаками:– обеспечивают конфиденциальность финансовых,

Из книги Экономическая теория. автора Маховикова Галина Афанасьевна

Лекция 21 Тема: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. ТЕОРИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ В лекции рассматриваются следующие вопросы: формы международных экономических отношений; международные валютные отношения; теория

Из книги Макроэкономика: конспект лекций автора Тюрина Анна

5. Глобализация мировой экономики Точного определения процессу глобализации экономисты еще не дали. Часть специалистов считает, что основной смысл глобализации – в создании единого мирового рынка товаров и услуг, другие же делают акцент на использовании общемировых

Из книги Национальная экономика автора Корниенко Олег Васильевич

IX. Россия в системе мировой экономики

Из книги За кулисами международных финансов автора Катасонов Валентин Юрьевич

Из книги История экономики: учебное пособие автора Шевчук Денис Александрович

9.3. Основные тенденции развития мировой экономики в 50-70-е гг В экономической литературе 50-е гг. обычно называют «серебряными», а 60-е – «золотыми», что связано с необычайно высокими темпами экономического роста. Об этом наглядно свидетельствуют следующие

Мир-системный подход к глобализации. Теории глобального капитализма. Теории сетевого сообщества. Теории пространства, места и глобализации. Теории транснациональности и транснационализма. Модерн, постмодерн и глобализация. Теория глобальной культуры.

II.Вопросы государственного экзамена по направлению «Философия»

Образовательная программа «Философия, политика, экономика»

1. Современное состояние проблемы самообоснования философии.

2. История философии как методологическая проблема.

3. Онтологические модели и научные картины мира

4. Современная эпистемологическая ситуация в философии и науке

5. Проблема человека с современной философии

6. Основные экзистенциалы и категории аналитики человеческого бытия

7. Что зовется мышлением?

8. Философский образ и дисциплинарные модели человека в современных социогуманитарных науках

9. Человек как этическое существо. Значение этической проблематики для социогуманитарных наук

10. Современная теория познания

11. Понятие рациональности. Новые типы научной рациональности.

12. Проблематика философии культуры.

13. Концептуальные проблемы осмысления межкультурной коммуникации.

14. Природа ценностей и аксиологический подход в социо-гуманитарном познании

15. Современная философия языка

16. Социальная философия и современная социальная теория

17. Основные версии понимания социального в современной философии

18. Современная философия истории.

19. Философское учение о методе и методологическая миссия современной философии

20. Феноменологический подход в социогуманитарном познании

21. Герменевтика как методология гуманитарного познания

22. Герменевтика как теория и методология интерпретации

23. Философская компаративистика и кросс-культурный подход

24. Методологические основания социальной (культурной) антропологии.

25. Социология: единство количественной и качественной методологий

26. Культурология и проблема целостного знания культуры

27. Лингвистическое измерение объектов социально-гуманитарного познания

28. Становление экономики как науки. Основные темы современной экономической науки.

29. Философские и методологические основания классической политэкономии.

30. Философско-методологические основания политэкономии К.Маркса

31. Спор о методе в неоклассическом направлении экономической науки

32. Кембриджская школа и философия здравого смысла Дж.Кейнса

33. Феномен «экономического империализма» в мейнстриме экономической науки ХХ века.



34. Современное состояние методологии экономической науки

35. Экономические основы управления

36. Макроэкономические аспекты управленческой экономики

37. Становление науки управления и маркетинга.

38. Политическая наука и политическая философия

39. Основные типы политической философии

40. Методологические подходы к предмету политической философии

41. Онтология политической власти

42. Концепт политического насилия

43. Концепт идентичности

44. Теория природы человека в политической философии

45. Политический хронотоп

46. Дискурс политики памяти и исторической политики

47. Предмет и основные направления политической дискурсологии

48. Классические и современные идеологические концепции

49. Современный национализм

50. Либеральные течения в современной политической философии

51. Консервативная политическая мысль

52. Политическая философия радикализма

53. Политическая философия коммунитаризма, мультикультурализма и феминизма

54. Современные теории глобализации

Основная:

1. Барановский, В.Г., Богатуров А.Д. Современные глобальные проблемы / В.Г. Барановский, А.Д. Богатуров. - М.: Аспект-пресс, 2010. – 350 с.

2. Барковский, П.В. Феномены понимания. Контуры современной герменевтической философии / П.В. Барковский. – Мн.: Экономпресс, 2008. – 175 с.

3. Коэн М., Нагель Э. Введение в логику и научный метод / М. Коэн, Э. Нагель. – Челябинск: Социум, 2010. – 654 с.

4. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Цивилизации: теория, история, диалог, будущие: учебник / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец. – М.: ИНЭС, 2008. – 576 с.

5. Малявин, В.В. Конфуций / В.В. Малявин. – М.: Молодая гвардия, 2010. – 336 с.

6. Межкультурная коммуникация: теория, методология и практика: концептуальный учебный курс / под ред. С.Е. Ячина. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2011. - 263 с.

7. Микешина, Л.А. Диалог когнитивных практик. Из истории эпистемологии и философии науки / Л.А. Микешина. - М.: РОССПЭН, 2010. – 575 с.



8. Степанянц, М.Т. Восточные философии: учебник для вузов / М.Т. Степанянц. – М.: Академический проект, 2011. – 549 с.

9. Ячин С.Е., Конончук Д.В., Поповкин, А.В. Буланенко М.Е. Дао и телос в смысловом измерении культур восточного и западного типа: монография / С.Е. Ячин [и др.] – Владивосток: изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2011. – 324 с.

10. Ячин, С.Е. Состояние метакультуры / С.Е. Ячин. – Владивосток: Дальнаука, 2010. - 268 с.

11. Ячин С.Е., Поповкин А.В., Буланенко М.Е. Метакультурное сообщество: встреча на границах культурных сред // Научный и общественно-политический журнал. – 2010. - №6 (30). - С. 232-242.

Дополнительная:

1. Азроянц Э. Гобализация: катастрофа или путь к развитию? / Э Азроянц. - М.: Новый век, 2002. – 416 с.

2. Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпрета­ция культуры. Культурология ХХ в. - СПб: Университетская кни­га, 1997. - 728 с.

3. Бадью А. Этика. Очерк о сознании зла / А. Бадью. - СПб.: Machina, 2006. – 126 с.

4. Бадью, Ален, Манифест философии / сост. и пер. с франц. В. Е. Лапицкого. - СПб.: Machina, 2003.-184 с.

5. Блинов А. и др. Аналитическая философия: учебное пособие / под ред. М.В. Лебедева, А.З. Черняка. - М.: РУДН, 2004. - 740 с.

6. Борох Л.Н. Конфуцианство и европейская мысль на рубеже XIX-XX вв. / Л.Н. Борох. – М.: Восточная литература РАН, 2001. – 287 с.

7. Бочинин В.А. Национальная идея для России / В.А. Бочинин. - СПб: Алитея. – 2005.

8. Валерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / И. Валерстайн. - СПб.: Университетская книга,2001. – 416 с.

9. Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер. - М.: Прогресс, 2000. – 797 с.

10. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум / П.П. Гайденко. – М.: Прогресс-Традиция, 2003. – 528 с.

11. Гирц К. Интерпретация культур / пер. с англ. О.В. Барсукова, А.А. Борзунов. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 560 с.

12. Гране М. Китайская мысль от Конфуция до Лаоцзы / М. Гране. – М.: Республика, Алгоритм, 2008. – 528 с.

13. Григорьева Т.П. Дао и логос (встреча культур). – М.: «Восточная литература» РАН, 1992.

12. Гришаева Л. И., Цурикова Л. В. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие / Л.И. Гришаева, Л.В. Цурикова. – 4-е изд., М.: Академия, 2007. – 336 с.

14. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов / Т.Г. Грушевицкая [и др.] – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 352 с.

15. Гудмен Н. Способы создания миров / Н. Гудмен. - М.: Идея-пресс, Праксис, 2001. – 376 с.

16. Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология//Вопросы философии. - 2002, №7.

17. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. - т.1. / М.Л. Титаренко [и др.] – М.: «Восточная литература» РАН, 2006. – 368 с.

18. Дэвидсон, Д. Истина и интерпретация / Д. Дэвидсон. - М. : Праксис», 2003.

19. Колесников, А. С. Философская компаративистика: Восток – Запад: учебное пособие / А.С. Колесников. - СПб.: СПбГУ, 2004. – 390 с.

20. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец. – М.: МИСК, 2005. – 768 с.

21. Лавджой, А. Великая цепь бытия: История идеи / пер. с англ. В. Софронова-Антомони. - М.: Дом интеллектуальной книги, 2001. – 376 с.

22. Лебедев М.В., Черняк А.З. Онтологические проблемы референции / М.В. Лебедев, А.З. Черняк. - М.: Праксис, 2001. – 164 с.

23. Лукин В.М. Очерк теории цивилизации: учебное пособие / В.М. Лукин. – СПб.: СПбГУ,2006. – 184 с.

24. Малиновский Б. Научная теория культуры / Б. Малиновский. - М.: ОГИ, 2005. – 184 с.

25. Межкультурная коммуникация: теория, методология и практика. Владивосток: ДВГТУ, 2001. – 352 с.

26. Патнэм Х. Разум, истина, история / Х. Патнэм. – М.: «Праксис», 2002. – 296 с.

27. Сравнительная философия: Моральная философия в контексте многообразия культур / Ин-т философии. - М.: Восточная лит., 2004. – 319 с.

28. Торчинов Е.А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного / Е.А. Торчинов. – СПб.: Азбука-классика, 2005. – 480 с.

29. Уайт Л. Символ: начало и основа человеческого поведения / Л. Уайт – М.: РОССПЭН, 2004.

30. Уайт Л. Избранное: наука о культуре / Л. Уайт. - М.: РОССПЕН, 2004. – 960 с.

31. Уотс А. Дао – путь воды / А. Уотс. – Киев: София, 1996. – 288 с.

32. Философия социальных и гуманитарных наук: учебное пособие для вузов / под общ. ред. проф.С.А. Лебедева. - М.: Академический проект, 2006. – 416 с.

33. Фэн Ю-лань Краткая история китайской философии / Фэн Ю-лань. – СПб.: Евразия, 1998. – 376 с.

34. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне: Ю. Хабермас. - М.: Весь мир, 2003. – 416 с.

35. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. - М.: «Канон + », РООИ «Реабилитация», 2009. – 1248 с.

36. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. / В.А. Ядов. - Самара: Изд-во Самарского ун-та, 1995. – 328 с.

37. Язык, истина, существование: хрестоматия в 2-х частях / сост. В.А.Суровцев. – Томск: изд-во ТГУ, 2002.

13. Ячин С.Е. Слово и феномен / С.Е. Ячин. - М.: Смысл, 2006. – 138 с.

38. Ячин С.Е. Человек в последовательности событий жертвы, дара и обмена / С.Е. Ячин. - Владивосток: Дальнаука, 2001. - 279 с.

39. Lycan W.G. Philosophy of Language. A Contemporary Introduction. 2 nd ed. N.Y. and London, Routledge, Taylor & Francis Group, 2008. – 221 p.

IV.Методическое обеспечение дисциплин, включенных в программу государственного экзамена

1. Учебная, научная и методическая литература, имеющаяся в НБ ДВФУ

Дисциплина
Микешина, Л.А. Диалог когнитивных практик. Из истории эпистемологии и философии науки. М.: РОССПЭН, 2010. – 575 с
Ячин С.Е. Состояние метакультуры. Вл-к: Дальнаука, 2010
Ячин С.Е. Аналитика человеческого бытия. М.: ИНФРА-М, 2014
Методы исследования в социогуманитарных науках Межкультурная коммуникация: теория, методология и практика: концептуальный учебный курс/ Под ред. С.Е. Ячина. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2011, 263 с.
Коэн М., Нагель Э. Введение в логику и научный метод. Челябинск: Социум, 2010.
Микешина, Л.А. Философия познания. Проблемы эпистемологии гуманитарного знания. Изд.2-е, дополн. - М., 2009.
Дао и телос в смысловом измерении культур восточного и западного типа: Монография / С. Е. Ячин и [др]. - Владивосток: Издательство Дальневосточного федерал. ун-та, 2011. – 324 c.
Философия экономики Шумпетер Й. Марксистская доктрина // Капитализм, социализм и демократия. М.: Экономика, 1995.
Долгин А. Манифест новой экономики. М.,2010.
Философия политики Алексеева Т.А., Кравченко И.И. Политическая философия: к формированию концепции // Вопросы философии. 2009. № 3. С. 3- 23.
Что такое политическая философия: размышления и соображения. Цикл лекций / Александр Пятигорский. - М.: Издательство «Европа», 2007, - 152 с.

2. Периодические издания, имеющиеся в фондах НБ ДВФУ

"Вопросы философии"

"Человек"

"Философские науки"

"Вестник РФО"

Электронные ресурсы

№ п/п Наименование дисциплины Ссылка на информационный ресурс Наименование разработки в электронной форме
1. Современные проблемы философии http://elibrary.ru/item.asp?id=15564545 Корытин П.В. Проблема природы ценностей в современной западной философии, 2010, № 6
http://elibrary.ru/item.asp?id=14308409 Орлов В.В. Проблема сложности в современной зарубежной философии, 2010, № 1
Современные методы в социогуманитарных науках http://znanium.com/bookread.php?book=403679 Батурин, В. К. Теория и методология [Электронный ресурс] : Монография / В. К. Батурин. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013. - 305 с
http://znanium.com/bookread.php?book=398145 Аудит: расширяем границы науки (теория и методология): Монография / И.В. Федоренко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 100 с.
http://www.ecsocman.edu.ru/data/936/889/1216/005Ikonnikova.pdf Иконникова Н. К. Социология культуры. – [Электронный ресурс]. Режим доступа:
Философия политики http://www.politnauka.org/ Политическая наука. Новые направления. Под ред. Р. Гудина и Х. Клингеманна. Москва: Вече. 1999.
http://www.twirpx.com/file/709485/
Панарин А.В. Философия политики. М., 1996.
Философия экономики http://znanium.com/catalog.php?item=tbknov&code=8# Философско-методологический анализ экономических теорий. Составитель – У.Мяки. М.:ГУ-ВШЭ, 2000.
http://www.intelros.ru/pdf/Reyting/NovEkonomika.pdf
Долгин А. Манифест новой экономики. М., 2010