» » Урок окружающего мира «Как расселяются растения на новые места. Расселение растений I

Урок окружающего мира «Как расселяются растения на новые места. Расселение растений I

РАССЕЛЕНИЕ РАСТЕНИЙ РАССЕЛЕНИЕ РАСТЕНИЙ

расширение ареала вида вследствие рассеивания диаспор растений и их натурализации на новых местах. Разнос диаспор (спор, семян, плодов) осуществляется ветром (анемохория), водой (гидрохория), животными (зоохория) или человеком (антропохория). Наиб, эффективны по дальности заноса антропохория (см. ПРИШЛЫЕ РАСТЕНИЯ) и орнитохория. Обычное в природе расстояние заноса диаспор - до 1 км (реже - неск. км). Успешное Р. р., т. е. появление на заселяемой терр. семенного подроста и достижение им состояния устойчивого размножения, определяется кол-вом заносимых диаспор, почвенно-климатич. и биотич. (напряжённость конкуренции, наличие и численность опылителей, состав вредителей и т. п.) условиями в р-не заселения. Р. р. в природе осуществляется, как правило, лишь постепенно в пределах и по периферии ареала вида; однако оно бывает и скачкообразным (сразу на большие расстояния).

Плоды, разбрасывающие семена : 1 - бешеного огурца; 2 - кислицы; 3 - чины. Распространяемые ветром : 4 - айланта; 5 - птелеи; 6 - клевера (6а - плод в продольном разрезе); 7 - одуванчика; 8 - ветреницы. Распространяемые животными : 9 - подмаренника (9а - крючковатые щетинки плода); 10 - торилиса (10а - шипы плода); 11 - осоки; 12 - шалфея (12а - желёзки на плодовой чашечке, выделяющие липкую жидкость).

.(Источник: «Биологический энциклопедический словарь.» Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Бабаев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. - 2-е изд., исправл. - М.: Сов. Энциклопедия, 1986.)


Смотреть что такое "РАССЕЛЕНИЕ РАСТЕНИЙ" в других словарях:

    Расширение области распространения Ареала тех или иных видов посредством рассеивания их зачатков (семян, спор) и натурализации (См. Натурализация) на новых местах. Р. р. зависит от количества производимых растением жизнеспособных зачатков …

    РАССЕЛЕНИЕ РАСТЕНИЙ - расширение области распространения ареала тех или иных видов посредством рассеивания их зачатков (семян, спор) и натурализации на новых местах …

    Род пространственного перераспределения живых существ. Распространение Расселение это перемещение в пространстве особей, их спор, гамет или особых органов расселения. Оно может происходить как по территории, занимаемой данным видом, так и по… … Википедия

    Иначе фитогеография и геоботаника (Гризебах в 1866). Отрасль Ботаники и Географии. С точки зрения первой исследуются причины и законы распространения и распределения растений по земной поверхности это географическая ботаника. С точки зрения… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    МИГРАЦИИ РАСТЕНИЙ - расселение видов растений из центров их возникновения в новые регионы … Словарь ботанических терминов

    БИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ - использование установившихся в биоценозах межвидовых трофических взаимоотношений между видами (хищник жертва) для контроля численности вредителей и возбудителей болезней растений. Так, для борьбы со злостным сорняком заразихой (Orobanche) успешно … Экологический словарь

    Антропогенное расселение видов - процесс их расселения по тем или другим транспортным артериям: а) каналам, соединяющим различные морские бассейны, напр., по Суэцкому каналу в Средиземное море (красноморский краб Neptunus palagious и др.), по Волго Донскому каналу из Черного… … Экологический словарь

    Фитоморфология, наука о закономерностях строения и процессах формообразования растений в их индивидуальном и эволюционно историческом развитии. Один из важнейших разделов ботаники (См. Ботаника). По мере развития М. р. из неё выделились… … Большая советская энциклопедия

    защита растений - защита растений, 1) комплексная система мероприятий в сельском и лесном хозяйстве по предотвращению и устранению вреда, причиняемого растениям вредителями, болезнями и сорняками, основанная на сочетании различных методов и средств (организационно … Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь

Окружающий мир

Класс: 1

УМК: Перспективная начальная школа

Тип учебного занятия: Объяснение нового материала.

Тема урока: Как растения расселяются на новые места.

Задачи деятельности учителя: создать условия для ознакомления обучающихся с особенностями распространения плодов и семян растений (с помощью ветра, животных, человека, воды) в природе; выяснить отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: уметь анализировать строение семени и делать выводы о способах распространения каждого растения; составлять рассказ о путешествии плодов и семян родного края.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков.

Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в результате диалога или игровой ситуации, уметь рассуждать и делать выводы; уметь аргументировать свою точку зрения.

Личностные УУД: понимать необходимость сотрудничества с учителем.

Оборудование: Компьютер, проектор, презентационное сопровождение урока, семена, плоды растений, лупы, телевизор, DVD проигрыватель м/ф «Лунтик».

Ход урока:

I. Организационное начало.

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, отвечать –

И друг другу помогать.

II. Актуализация опорных знаний.

Сегодня мы продолжаем разговор о растениях. Вспомним, что уже знаем о них.

На какие группы делятся растения? (Деревья, кустарники, травы) СЛАЙД 1

Чем отличаются растения? (Ствол, несколько стволов, сочные мягкие стебли)

ИГРА «Деревья кустарники, травы» (сигнальные карточки + презентация + название) СЛАЙД 2

Что общего у деревьев, кустарников и трав? (Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена) СЛАЙД 3

А как отличить плод от других частей растения? (Плод образуется на месте цветка, внутри плодов есть семена)

Почему растения называют частью живой природы? (…дают потомство….)

Какая часть растения помогает размножению растений?

ВЫВОД: Все растения делятся на деревья, кустарники и травы. У каждого растения есть одинаковые части растений. Растения – это часть живой природы. Один из признаков – дают потомство, размножаются.

III. Постановка темы урока.

На какой вопрос нам предстоит ответить сегодня? Прочитайте в учебнике страница 22. (Как расселяются растения на новые места) СЛАЙД 4

Мы знаем, что, например, малину можно встретить и в лесу, и в огороде, а одуванчик растёт и в лесу на полянах, и в поле, и на лугу, и в городе! КАК эти и другие растения расселились в разных местах, ведь они не могут сами передвигаться, у растений нет ног?

Попробуем ответить с помощью фрагмента мультфильма «Лунтик».

IV. Открытие детьми новых знаний.

1. Расселение с помощью ветра

Как одуванчик оказался на новом месте?

Какая часть растения помогла расселиться одуванчику на новое место?

Что ещё было нужно, чтобы семя улетело на новое место? (Ветер)

Оказывается, ветер не только помогает одуванчику, но и другим растениям. Откройте хрестоматию страница 10. «Как деревья с ветром дружат». Я прочитаю, а вы, рассматривая рисунки внизу страницы, подготовьте ответ на вопрос: Какие деревья и как дружат с ветром? СЛАЙД 5

Найдите в тарелочке семя клёна. Какая особенность есть у семян растений, которым ветер помогает расселяться на новые места? («Крылья») А у одуванчика?

ВЫВОД: С помощью ветра семена растений, у которых есть специальные приспособления, которые похожи на «крылышки», некоторые растения расселяются на новые места.

2. Расселение с помощью зверей.

Возьмите и рассмотрите из тарелочки плод с семенами следующего растения. Что чувствуете? (Колется, цепляется)

Кто ни прикасается,

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат иголки. (Репейник, лопух) СЛАЙД 6

Найдите это растение в учебнике. Помогите друг другу. Найдите плод с семенами репейника на картинке слева. Кто помогает им расселяться на новые места? (Собака, лиса, человек)

Семена череды тоже прицепляются к шерсти зверей, перьям птиц.

Как пассажиры скорого поезда колючки: зацепились и поехали. Отцепились и проросли.

Какие есть приспособления у плодов и семян растений, которые переселяются на животных, как на поезде?

ВЫВОД: Действительно, сухие плоды некоторых растений снабжены различными прицепками. Стоит осенью пройти по пустырю или берегу речушки, заросшему бурьяном, обязательно вынесешь на одежде целую коллекцию цепких плодов лопуха, череды. Так же как к одежде, плоды этих растений прицепляются к шерсти животных, перьям птиц, приобретая способность переноситься на новые места.

3. Расселение с помощью человека.

ФИЗМИНУТКА:

Вот мы деревце сажали,

Семя в землю зарывали. (Выпрямиться, потопать ногами и присесть.)

Вырос тоненький росток, (Встать, потянуться (проверить осанку).

Он и строен, и высок, (Руки в стороны.)

И другие распустились,

Дружно так зашевелились. (Пальцы в стороны и пошевелить ими.)

Налетел веселый ветер

И раскачивает ветки. (Поочередные взмахи руками вверх-вниз.)

Кто помог расселению растения в физминутке? (ЧЕЛОВЕК)

Рассмотрите рисунок на странице 23. Какой длительный эксперимент предлагается? О чём он говорит?

ПОДОРОЖНИК «След белого» - так называли подорожник индейцы, потому что семена этого растения, пристав вместе с грязью к обуви переселенцев из Европы, пересекли океан и попали в Америку. Всюду, где ступала нога путешественников из Европы, вырастало это неприхотливое растение. Один экземпляр растения даёт 8-60 тысяч семян, потому-то оно и распространяется с такой быстротой! Семенная коробочка содержит слизь, и созревшие семена от сырости становятся клейкими. С наступлением осенних дождей дороги размокают и вместе с грязью семена прилипают к обуви прохожих, колёсам, и странствуют по свету. СЛАЙД 7

ВЫВОД: Человек не только специально расселяет многие растения, но и не подозревая того, переносит очень мелкие семена некоторых растений по Земле на подошве обуви.

4. Расселение с помощью птиц.

Плоды какого растения ещё лежат в тарелочке?

Весной зеленела, летом загорела,

Осень в сад пришла, красный флаг зажгла. (Рябина)

Рассмотрите на картнке учебника кто им помогает расселяться на новые места? (Птицы, дрозд)

Почему именно они? (Корм для птиц)

Яркие, вкусные плоды черёмухи, малины, калины привлекают многих птиц. В полёте птицы могут уронить плоды с семенами, и те прорастут далеко от материнского растения.

Что это за птицы? СЛАЙД 8

СОЙКА

ПОПОЛЗЕНЬ

КЕДРОВКА

ВЫВОД: Распространению плодов и семян способствуют животные (белки, бурундуки), заготавливающие их про запас. Несъеденные или потерянные семена при благоприятных условиях нередко прорастают. СЛАЙД 9

Оказывается, семена могут путешествовать и в желудках птиц. Поедая плод вместе с мякотью, они проглатывают семена. Мякоть в желудке и кишечнике переваривается, а защищённые плотной кожурой семена, проходят непереваренными и выбрасываются где-нибудь с помётом. Так семена оказываются на новом месте. СЛАЙД 10

ДРОЗД

СВИРИСТЕЛЬ

ВЫВОД: Как птицы помогают растениям расселяться? Почему именно этим растениям? ФИЗМИНУТКА «Сойка-поползень-кедровка»

5. Расселение с помощью насекомых.

Рассмотрите картинку в учебнике.

На поляне возле ёлок дом построен из иголок.

За травой не виден он, а жильцов в нём миллион. (Муравьи и муравейник)

Чем муравьёв привлекают семена? (Возможно, используют их для строительства муравейника)

Семена, которые переносят муравьи, богаты вкусным и питательным маслом. Эту лакомую пищу муравьи заготавливают впрок. Часть семян муравьи поедают, а другие вместе с накопившимся мусором выносят наружу. Так расселяются семена фиалки, чистотела, медуницы, ясеня. СЛАЙД 11

6. Расселение с помощью воды.

Отгадайте загадку. Отгадка есть на картинке в центре учебника.

Течет-течет - не вытечет; бежит-бежит - не выбежит. (Река)

Как вы думаете, река переносит семена?

Вы когда-нибудь замечали, как по реке плывут листья, пух, семена? Плоды и семена некоторых растений как крохотные лодочки странствуют по воде.

Водой распространяются семена и плоды прибрежных растений. В плодах есть воздушные полости, поэтому они лёгкие и плавучие. Так распространяются плоды осоки, ивы, ольхи. СЛАЙД 12

Плоды кокосовой пальмы, растущей по берегам океанических островов, долго могут путешествовать, пока морское течение не прибьёт их к берегу.

7. Распространяют свои плоды и семена сами.

БЕШЕНЫЙ ОГУРЕЦ СЛАЙД 13

ВЫВОД: Как же расселяются растения в природе? СЛАЙД14

V. Закрепление.

А) Логическое лото.

А сейчас мы с вами поиграем в логическое лото. У вас на парте есть большие конверты. Возьмите их. Положите перед собой полотно с картинками. Выберите карточки с плодами и семенами растений и соотнесите их со способом расселения. Посмотрите на экран, проверим ответы.

Б) Сигнальные карты. «Согласен - не согласен»

Растения расселяются на новые места, чтобы распространить свой вид.

Распространение растений в природе происходит с помощью листьев.

Распространение растений в природе происходит с помощью плодов и семян.

Дуб расселяется на новые места с помощью переноса животными его крылаток.

Дуб расселяется на новые места с помощью переноса животными его желудей.

Плоды репейника имеют крючки-прицепки, которые помогают им расселиться на новые места, прицепляясь к животным и людям.

Птицы не участвуют в расселении растений на новые места.

Дрозды, свиристели помогают расселиться рябине на новые места.

Ветер помогает всем растениям расселяться.

Ветер, животные, человек, вода помогают расселяться растениям на новые места.

VI. Рефлексия.

Молодцы ребята! Вы справились с заданием, а сейчас мои помощники прочитают стихи, в которых говорится, как расселяются растения.

Какие вопросы оказались для вас неожиданными?

Какие задания были трудными, а какие интересными?

Дома расскажите своим родителям, что вы сегодня узнали на уроке.

Спасибо всем за урок!

КАК РАСТЕНИЯ РАССЕЛЯЮТСЯ НА НОВЫЕ МЕСТА

Цели: познакомить учащихся с особенностями распространения плодов и семян в природе; выяснить отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком.

Оборудование: рисунки с изображением растений; семена растений; загадки о растениях.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

Рассмотрите рисунки на доске. Что здесь изображено? (Дерево, кустарник, травянистое растение.)

Что объединяет эти разные растения? (У всех растений есть корень, стебель, лист, цветок, плод, семена.)

А как отличить плод от других частей растения? (Плод образуется на месте цветка, внутри плодов есть семена.)

Сегодня на уроке мы узнаем, какую роль выполняют семена в жизни растений.

II. Изучение нового материала.

1. Ч т е н и е э к о л о г и ч е с к о й с к а з к и Н. Осипова.

«На опушке рос дуб - хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка-норушка и говорит: «Разреши взять у тебя два желудя. Один я съем, другой посажу на дальней полянке, чтобы и там рос дубочек».

А дуб на нее как набросится: «Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!».

Задрожала мышка от страха, убежала и больше не появлялась. С тех пор никто из зверюшек не отваживался приближаться к дубу. Так и жил он в полном одиночестве. Временами у дуба появлялись желуди. Созрев, они падали на землю и тут же, под могучей кроной, прорастали. Дубу очень хотелось, чтобы все его многочисленное потомство было при нем. Но потомству не везло.

Всем росткам, появившимся из желудей, не хватало места. Они мешали друг другу, глушили один другого и погибали в малом возрасте.

Прошли годы. Дуб состарился, затрухлявил и однажды, в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик себе смены».

Почему же дуб так и не дождался себе смены? (Ответы детей.)

Семенам надо странствовать, отправляться в путешествие. Это позволяет им переселяться на новые места, где больше света, тепла и пищи для молодых растений.

2. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 22-23).

Как же растения переселяются на новые места?

Рассмотрите центральный рисунок разворота учебника. Какие растения здесь изображены? Назовите плоды, семена этих растений.

Рисунки на с. 22 подсказывают, как путешествуют семена растений. Кто (или что) им в этом помогает?

Репейник и многие другие растения расселяются в природе с помощью своих колючих плодов с крючками и зацепками. Они цепляются за каждого, кто проходит мимо (за шерсть собаки, овцы, коровы, лошади, за одежду человека), и таким образом «проезжают» немалое расстояние, прежде чем упадут на землю.

Обратите внимание на второй рисунок-подсказку. Зачем птица несет плоды? (Плоды и семена служат кормом для многих птиц.)

А помогают ли птицы расселению растений? (Птицы в полете могут уронить плоды с семенами, и они прорастут на новых местах далеко от родительского растения.)

Иногда животные прячут корм про запас, часть кладовых остается нетронутой, семена прорастают. Многие семена путешествуют прямо в желудках птиц. Птицы клюют зрелые плоды и глотают их вместе с семенами. А семена окружены крепкими толстыми оболочками и потому не перевариваются в желудках, выходят с пометом неповрежденными. А птицы за это время могут перенести их на большие расстояния. К тому же в птичьих желудках толстые оболочки семян размягчаются, и семена потом быстрее прорастают.

Что вы видите на третьем рисунке-подсказке? (Муравей тащит семя.)

Семена, которые переносят муравьи, богаты вкусным и питательным маслом. Эту лакомую пищу муравьи заготавливают впрок. Из-за твердой оболочки не все семена доступны насекомым. Часть семян муравьи поедают, а другие вместе с накопившимся мусором выносят наружу. Так расселяются в природе семена фиалки, хохлатки, чистотела, медуницы, марьянника.

Рассмотрите центральный рисунок разворота учебника (с. 22-23). Как вы думаете, почему здесь изображен ручей? (Плоды и семена некоторых растений, как крохотные лодочки, странствуют по воде.)

Некоторым растениям расселяться помогают водоплавающие птицы. Стоит утке, гусю, лебедю или другой птице поплескаться в пруду или в озере, как к их оперению прилипнут семена. Поплескавшись в одном водоеме, птица перелетит на другой, а вместе с ней переместятся и семена. Особенно далеко эти «прилипалы» разносятся во время осенних и весенних перелетов птиц.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Выросла я, липка, тоненькой и гибкой -

Не ломай меня!

Медоносным цветом зацвету я летом -

Береги меня.

В полдень подо мною спрячешься от зноя -

Вырасти меня.

Я тебя листвою от дождя укрою -

Поливай меня.

Вместе, друг мой милый, наберемся силы -

Ты люби меня.

А дождешься срока, выйдешь в мир широкий, -

Не забудь меня!

П. Воронько

3. Чтение рассказа «Как деревья с ветром дружат».

Б е с е д а п о п р о ч и т а н н о м у.

Как путешествует крылатка клена?

Учитель раздает учащимся плоды клена. Дети рассматривают их с помощью лупы.

Опишите, как выглядят семена клена. (Дети описывают.)

Да, у них один край крылышка прямой и утолщенный, другой - округлый и тонкий. Точь-в-точь как у лопасти пропеллера. И действует крылатка клена, как пропеллер. Падая с дерева, она быстро вращается. Тем самым падение замедляется, и ветер может унести семя подальше от дерева.

4. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а в п а р а х.

Учитель раздает учащимся плоды клена и ясеня. Дети рассматривают рисунок-подсказку в учебнике и показывают друг другу, как путешествуют крылатки клена и ясеня.

Для этого один ученик подбрасывает плоды вверх, а другой машет газетой, создавая воздушный поток.

III. з акрепление изученного материала.

1. О т г а д а й т е з а г а д к и.

Дети отгадывают загадки, называют растения и способ их расселения.

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал -

И развеял этот шар.

(Одуванчик, расселяется с помощью ветра.)

В этот гладкий коробок

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета.

(Желудь дуба - животными.)

Кто ни прикасается, -

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат уголки.

(Репей - животными.)

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, его клюют.

(Рябина - птицами.)

Посреди двора

Золотая голова.

(Подсолнух - ветром и птицами.)

2. И г р а «Определи, с какого растения плоды».

3. У к а ж и т е с т р е л к а м и, к какой группе относятся данные растения.

4. Ч т е н и е и а н а л и з с к а з к и Л. Толстого «Дуб и орешник».

«Старый дуб уронил с себя желудь под куст орешника. Орешник сказал дубу: «Разве мало простора под твоими сучьями? Ты бы ронял свои жёлуди на чистое место. Здесь мне самому тесно для моих отростков, и я сам не бросаю наземь своих орехов, а отдаю их людям».

«Я живу двести лет, - сказал на это дуб, - и дубок из этого жёлудя проживёт столько же».

Тогда орешник рассердился и сказал: «Так я заглушу твой дубок, и он не проживёт и трёх дней».

Дуб ничего не ответил, а велел расти своему сынку из жёлудя.

Жёлудь намок, лопнул и уцепился крючком ростка в землю, а другой росток пустил кверху.

Орешник глушил его и не давал солнца. Но дубок тянулся кверху и стал сильнее в тени орешника. Прошло сто лет. Орешник давно засох, а дуб из жёлудя поднялся до неба и раскинул шатёр на все стороны».

IV. Итог урока.

Что нового вы узнали на уроке?

Какие растения расселяются с помощью ветра?

Какие растения расселяются с помощью зверей?

Е. Линник

Маленький коралловый островок, затерянный в безбрежных просторах Тихого океана. Узкая полоска суши окружает небольшую лагуну с прозрачной зеленоватой водой. Пенистые волны окутывают островок тучами водяной пыли.
На островке растет несколько кокосовых пальм. Как попали семена на заброшенный клочок земли, отделенный океаном от других островов и материка сотнями километров? Где их родина?
Распространяясь по земному шару, семена растений переплывают океаны, перелетают по воздуху тысячи километров, преодолевают высокие горные хребты и безводные пустыни.
О таких путешествиях мы и расскажем в нашей статье.

ПО ВОЗДУХУ И ВОДЕ

Середина мая. Распускаются листья на деревьях и кустарниках. Зацветает черемуха. Нежная щетинка молодой травы становится с каждым днем все гуще и зеленее.
Что это? Откуда летят тучи белых пушинок?
Возьмем одну из них. Внутри – семечко. Его окружает легчайший пушок.

Семена ивы

Такие пушистые планеры образуются у тополя, ивы, ольхи, осины и некоторых других древесных и травянистых растений. Иногда их семена пролетают несколько сотен метров, пока не упадут на землю. И если условия окажутся подходящими, из них вырастают новые растения.
Несколько лет назад во Франции на высоте 1 500 метров в воздухе были обнаружены семена некоторых африканских растений из семейства сложноцветных.
Для таких планеров действительно не страшны ни моря, ни горные хребты!..


ПЛОДЫ-КОЛЮЧКИ. Якорцы – однолетнее ползучее растение со стелющимся ветвистым стеблем и желтыми одиночными цветками. Плоды якорцев снабжены чрезвычайно острыми и крепкими шипами. Их родина – Центральная Азия. Отсюда они распространились по теплым странам почти всего света.
Колючки запутываются в овечьей шерсти, и растение расселяется по новым местам.
Попав в США, якорцы были развезены по стране на автопокрышках. Это вредное растение наносит большой ущерб автомобильному транспорту. Колючки прокалывают и портят автомобильные покрышки. В США даже было объявлено, что будет выдана премия нашедшему эффективное средство борьбы с якорцами на дорогах.

Другие виды растений расселяются с помощью воды. Весенние паводки уносят семена полевых сорняков иногда на значительные расстояния. Конечно, во время дальних плаваний по ручьям и рекам некоторые семена теряют всхожесть и гибнут, но многие, попав в благоприятные условия, начинают прорастать.
Растения, встречающиеся в сырых и топких местах, распространяются главным образом водой. Плоды-коробочки вероники в сухую погоду плотно закрыты и раскрываются только тогда, когда попадают в сырое место. Вода вымывает семена и сносит их в болотистые низины.
Однажды известный шведский ботаник Карл Линней прогуливался по небольшой отмели в глухом уголке Северной Норвегии. Был отлив, и на крупной гальке остались скользкие ржаво-коричневые узловатые водоросли. Линней стал внимательно рассматривать их.
В куче водорослей виднелись темные шарики. Ученый поднял один из них. Да ведь это морские бобы! Это растение встречается в тропиках, на берегах Антильских островов. Как же попали морские бобы в Скандинавию? Линней понял, что они принесены сюда теплым морским течением Гольфстримом. Тысячи километров проплыли бобы по океанским волнам, пока прибой не выбросил их на берега Норвегии.

Ризофора

В заливах, устьях рек, лагунах, отгороженных от океана коралловыми рифами и песчаными отмелями, раскинулись мангровые заросли, приспособленные к жизни на неустойчивом илистом грунте.
Над водой колышется плотная стена деревьев – ризофоры с блестящими кожистыми листьями. В листве видны какие-то дубины, свисающие толстыми концами вниз. Это не что иное, как проростки. Ризофора – живородящее дерево. Семена у нее начинают прорастать, находясь еще в плодах, висящих на дереве. Семя развивается в длинную (до метра) тяжелую палку, висящую до тех пор, пока плод не раскроется. Тогда проросток срывается и падает толстым концом в ил. Вонзившись в вязкий грунт, он быстро разрастается в новое дерево. Не всегда удается проростку укрепиться в иле. Иногда течение подхватывает его и уносит за многие сотни километров. Долгие месяцы носится он по волнам, пока не зацепится где-нибудь в защищенном уголке.


Плоды кокосовых пальм

Зрелые плоды кокосовых пальм, попавшие в море, сохраняют свою жизнеспособность до полугода. Непроницаемый для воды кожистый слой надежно защищает семена, спрятанные внутри ореха, а волокнистый воздухоносный слой придает плоду плавучесть.
Когда начинается ураган, ветер срывает орехи с дерева. Они падают в воду, и волны уносят их к далеким берегам.
У семян некоторых растений, например тропического дерева моринды, есть даже специальные плавательные пузыри.

ЖИВЫЕ СЕЯЛКИ

Зреют на горячем июльском солнце ягоды земляники и малины, наливаются сладким соком вишни, в ясные сентябрьские дни среди перистых листьев рябины появляются оранжево-красные кисти терпких плодов.
Яркие съедобные плоды привлекают птиц. Они поедают ягоды, но семена проходят через пищеварительную систему неповрежденными, так как защищены прочным покровом.


Сойка с желудем

Перелетая с места на место, птицы иногда совершают путь в сотни километров. Вместе с ними путешествуют по воздуху и семена.
В 19 веке в Новую Зеландию были привезены скворцы. Предполагалось, что эта полезная птица будет уничтожать вредителей полей и огородов. Но скворцы перенесли в Новую Зеландию семена ежевики, и густые заросли этого колючего кустарника покрыли во многих местах пастбища. От этого стало страдать животноводство.
Семена странствуют не только в желудках птиц. Они попадаются в комочках грязи, которые птицы часто переносят на лапках.


ГУСИНАЯ ЯГОДА. Много разнообразных деревьев, кустарников и лиан с вкусными, питательными плодами растет в тропических странах. На Антильских островах и во Флориде встречается невысокое вечнозеленое дерево, известное в ботанике под названием "филлантус ацидус". Местное население называет это дерево "гусиной ягодой".
Сочные желтые плоды "гусиной ягоды" собраны в плотные кисти. Эти небольшие плоды клюют птицы, растаскивают и разбрасывают обезьяны.

Иногда семена совершают весьма сложные путешествия. Пресноводные рыбы поедают семена некоторых водяных растений. Рыб, в свою очередь, поедают птицы, и семена путешествуют под водой и по воздуху и оказываются иной раз в очень отдаленном от своей родины районе.
Когда-то южноафриканские степи были покрыты пышной растительностью. На них паслись многочисленные стада антилоп. Постепенно европейцы истребили большую часть этих животных, и степи стали превращаться в пустыню. Оказалось, что антилопы, поедая траву, способствовали расселению ее семян на обширных пространствах.
Жители Южной Африки нашли способ спасти пастбища. В корм овцам они стали подсыпать семена трав.
При помощи этих "живых сеялок" была восстановлена травянистая растительность в степях Южной Африки.

НЕПРОШЕННЫЕ ГОСТИ

Флотилия тяжело нагруженных испанских каравелл входит в гавань Монтевидео. Окончено долгое, утомительное плавание через обширный океан. Корабли бросают якоря и один за другим пришвартовываются к деревянной пристани. Колонисты с надеждой смотрят на пустынные берега и синеющую вдали цепь гор. Что ожидает их здесь?
Начинается выгрузка. На скрипучих блоках спускают на бревенчатый настил причала бочонки с порохом, тяжелые ящики с мушкетами, ножами, гвоздями. Перетаскивают мешки с пшеницей, ячменем, овсом.
С одного из кораблей выгружают скот. Испуганных мычащих коров сводят по шатким мосткам. Сбившихся в кучу овец просто берут за ноги и выносят на плечах, как мешки с мукой.
В стойлах на кораблях остались вороха соломы и сена. Юнга сгребает их и выбрасывает за борт, вскоре прибой выносит сено на берег. Вместе с ним на новую землю попадают и семена.
Так вместе с колонистами приплывали в Америку многие дикие европейские растения. Обыкновенный чертополох настолько освоился на новой родине, что стал теснить местные растения.

Ширица

В зале крупного аэропорта царит оживление, какое обычно бывает после прибытия самолета международной авиалинии. Один за другим подходят пассажиры к столу таможенного инспектора и предъявляют для просмотра свой багаж. Инспектор быстро просматривает чемоданы и саквояжи, наклеивает ярлыки.
Одна из прибывших женщин держит в руках небольшой букет.
Инспектор просматривает ее чемодан, ставит в паспорте штамп. Но тут его внимание привлекают цветы. Он осматривает букетик и находит в нем случайно попавшие туда сорняки с семенами.
Во многих государствах организована карантинная служба по борьбе с сорняками. Нелегко охранять границы от таких "нарушителей". Мелкие семена сорняков скрываются в штабелях леса, прячутся в кипах хлопка и даже в почтовых бандеролях.


Элодея канадская

Особенно легко удается "переходить границы" семенам, снабженным крючочками, шипами или зацепками.
В 19 столетии через черноморские порты в Россию "нелегально" прибыл злостный сорняк щирица. Эта невысокая трава с цветками-метелками чрезвычайно плодовита. Один экземпляр щирицы дает в год до полумиллиона семян. Борьба с ним очень трудна.
В начале девятнадцатого века в Европе появилась канадская элодея. Ее часто разводят в аквариумах. Условия для развития элодеи в водоемах Европы оказались чрезвычайно благоприятными. Она распространилась настолько быстро, что ее прозвали "водяной чумой". Рыхлым, зеленоватым облаком она заволакивает прозрачную глубь озер и иногда размножается так, что даже препятствует движению судов.

* * *
Мы рассказали о некоторых естественных путях распространения растений. Однако, преобразуя природу, человек не может не вмешиваться и в эту сферу ее жизни. Он заставляет растения путешествовать и по своему усмотрению переселяет их из одного района в другой сообразно своим хозяйственным нуждам и целям.

1) Как размножаются растения?

a) Минутка синоптика - дай характеристику погоды сегодняшнего дня, назови признаки осени в живой и неживой природе.

b) Рассмотрим и выясним значение каждого органа растения.

1. Корень закрепляет растения в почве. Через него поступают из земли влага и необходимые для жизни вещества.

2. Стебель удерживает растение на поверхности почвы. По форме он бывает прямостоячим, ползучим, вьющимся и т.п. Вода с минеральными веществами по стеблю поднимается вверх от корней до листвы, а от листьев до корня двигается растительный сок с питательными веществами. Стебли разделяют на деревянистые и травянистые. Деревья имеют один главный, высокий стебель, который называется ствол. У кустарников - несколько тонких деревянистых стеблей, у трав стебель гибкий, зеленый, сочный.

3. Листья у растений разнообразные по форме, размеру и цвету. Они прикрепляются черешком к стеблю. Бывают листья и без черешков. Листья выделяют кислород, которым дышат все живые организмы, в том числе и сами растения. Через листья испаряется лишняя вода. Кроме того, в них образуются питательные вещества.

4. Цветки имеют большинство растений. Они различны по форме, размеру и цвету. Когда цветок отцветает, образуется плод , в котором содержатся семена.

5. Семена необходимы растению для размножения. Из них вырастают новые, молодые растения.

6. На с. 50 упражнение на внимание : какие органы василька забыл нарисовать художник? Что произойдет с растением без данного органа? Объясни свою мысль.

c) Формирование представлений о способах размножения растений разными органами - учебник с. 50 - 51

d) Сансевьера. Родина- Тропическая Азия и Африка. В народе называют «щучьим хвостом» за то, что ее листья с чередующимися темнымии светлыми полосами напоминают тело щуки. Интересная особенность этого растения: если разрезать лист на куски, каждый такой кусочек дасткорни. Сансевьеру надо весь год держать в теплой комнате с достаточным солнечным освещением. Она требует умеренного полива как зимой, так и летом.

Пеларгония - экзотические пеларгонии (герани) завезли на Европейский континент из Южной Африки в 17 - 18 веках. Они крепко вошли в ассортимент зимних садов богатых предпринимателей, дворян, купцов, а со временем - и в быт простых людей. За особую форму листьев их ласково называют калачиками. Растение имеет целебные свойства, обеззараживает и освежает воздух в помещении. Нуждается в обильном, но не частом летнем поливе. Чтобы обеспечить красивое цветение, горшок должен быть немного тесноватым.

2) Как расселяются растения?

Ты уже знаешь, что семена дают начало новым растениям. Почти всегда плоды и семена дают жизнь новым растениям не там, где они созрели. Ветер, вода, животные переносят их на новые места. Если условия оказываются благоприятными, они прорастают. Растения имеют очень интересные приспособления для таких «странствий».

Многие растения лесов, степей, лугов, болот имеют разнообразные приспособления для распространения плодов ветром. Так, плоды вяза, клена, липы имеют крылатки. У липы крылышко образуется из листочка-околоцветника. Плоды-орешки липы с длинным околоцветником далеко разносятся ветром именно зимой, когда на ветвях деревьев нет листвы.

Мелкие (с маковое зернышко) семена вербы и осины снабжены пучочками волосков, которые помогают им лететь по ветру. У одуванчика, козлобородника волосистая чашечка остается возле плодов и образует хохолок - своеобразный парашютик.Ветром распространяются и семена других растений степи - ковыля , чертополоха , катрана (перекати-поля) .

Некоторые растения «стреляют» своими семенами, разбрасывая их на довольно большое расстояние. Одно из таких растений - бешеный огурец , считающийся сорняком.

Так же выстреливают семена многих бобовых растений. Например, бальзамин , или разрыв-трава - растение-недотрога. У его спелых плодов створки скручиваются, выбрасывая семена.

Среди семян встречаются даже «мореплаватели» - например, водяной орех (чилим) , кокосовые пальмы. Семена этих растений течение уносит далеко от родныхберегов.

У многих растений плоды и семена распространяются животными (это репейник, череда, лопух, чертополох), а поэтому имеют зубчики, крючочки и т.п. Такими приспособлениями удобно цепляться за одежду людей, шерсть животных, птичьи перья и втихомолку странствовать по свету.

Делая запасы, птицы и звери прячут плоды и семена к себе в гнездо или в нору. Часть их по дороге теряется.

Плодами орешника питаются белки. Они запасают их на зиму. Делая запасы, зверьки часть орехов теряют по дороге или прячут в щелях пеньков, под опавшими листьями и забывают. При благоприятных условиях эти орехи прорастают.

Муравьи относят к себе в муравейник семена многих растений: подснежников, фиалок, чистотела, василька, - и тоже рассеивают его по своей муравьиной тропе.

Плоды и ягоды, неприятные человеку на вкус или даже ядовитые, иногда бывают очень привлекательными для птиц. Но семена с твердой оболочкой в их желудке не перевариваются. Вместе с птичьим пометом такие семена переносятся на большие расстояния от места своего созревания.

3) Домашнее задание:

Работа по учебнику - с. 50 - 53. Работа в тетради - с. 38 - 41.