» » Увековечение памяти русских воинов. Военная слава России

Увековечение памяти русских воинов. Военная слава России

Уважительное отношение к памяти погибших при защите Отечества или его интересов является священным долгом всех граждан. С этой целью принят Закон РФ от 14 января 1993 года "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества".

Согласно этому Законуувековечению подлежит память:

1. Погибших в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей по защите Отечества;

2. Погибших при выполнении воинского долга на территориях других государств;

3. Умерших от ран, контузий, увечий или заболеваний, полученных при защите Отечества, независимо от времени наступления указанных последствий, а также пропавших без вести в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей;

4. Погибших, умерших в плену, в котором оказались в силу сложившейся боевой обстановки, но не утративших своей чести и достоинства, не изменивших Родине.

Дань памяти воздается и иностранным гражданам, погибшим при защите России.

Кроме того, увековечивается память объединений, соединений увековечиваются места боевых действий, вошедшие в историю как символы героизма, мужества и стойкости народов нашего Отечества.

Основными формами увековечения памяти погибших при защите Отечества являются:

1. сохранение и благоустройство воинских захоронений, установка надгробий, памятников, стел, обелисков;

2. сохранение и обустройство территорий, исторически связанных с подвигами погибших при защите Отечества;

3. занесение фамилий погибших при защите Отечества в книги Памяти;

4. создание мемориальных музеев, организация выставок, сооружение на местах боевых действий памятных знаков;

5. публикации в средствах массовой информации материалов о погибших при защите Отечества, создание произведений искусства и литературы, посвященных их подвигам;

6. присвоение фамилий и имен погибших при защите Отечества населенным пунктам, улицам и площадям, предприятиям, учреждениям, в том числе образовательным, организациям, воинским частям, кораблям и судам;

7. установление памятных дат и Всероссийского дня Памяти.

По решению органов государственной власти и управления, общественных объединений могут осуществляться и другие мероприятия по увековечению памяти погибших при защите Отечества.

Захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями.

Захоронение (перезахоронение) погибших при защите Отечества осуществляется с отданием воинских почестей. При этом не запрещается проведение религиозных обрядов. Ответственность за захоронение, оборудование и оформление могил и кладбищ погибших при защите Отечества возлагается на местные органы власти и управления и органы военного управления.


Захоронение не погребенных останков погибших, обнаруженных в ходе поисковой работы, организуют и проводят местные органы власти и управления.

При обнаружении останков военнослужащих армий других государств захоронение производится с информированием, а в необходимых случаях и с участием представителей соответствующих организаций этих государств.

Перезахоронение останков погибших проводится по решению местных органов власти и управления с обязательным уведомлением родственников погибших.

Захоронение погибших в ходе военных действий проводится в соответствии с требованиями уставов, приказов и директив командования.

Воинские захоронения подлежат государственному учету . На территории Российской Федерации их учет ведется местными органами власти и управления, а на территориях других государств - представительствами Российской Федерации. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт.

Воинские захоронения содержатся в соответствии с положениями Женевских конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949 года и общепринятыми нормами международного права.

Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на местные органы власти и управления, а на закрытых территориях воинских гарнизонов - на начальников этих гарнизонов. Содержание и благоустройство воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, осуществляются в порядке, который определен межгосударственными договорами и соглашениями.

В целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, местными органами власти и управления устанавливаются охранные зоны.

Выявленные воинские захоронения до решения вопроса о принятии их на государственный учет подлежат охране в соответствии с требованиями настоящего Закона.

Проекты планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов, строительных объектов разрабатываются с учетом необходимости обеспечения сохранности воинских захоронений.

Строительные, земляные, дорожные и другие работы, в результате которых могут быть повреждены воинские захоронения, проводятся только после согласования с местными органами власти и управления и органами военного управления.

Предприятия, организации, учреждения и граждане несут ответственность за сохранность воинских захоронений, находящихся на землях, предоставленных им в пользование. В случае обнаружения захоронений на предоставленных им землях они обязаны сообщить об этом в местные органы власти и управления и органы военного управления.

Пришедшие в негодность воинские захоронения, мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших, подлежат восстановлению местными органами власти и управления.

Предприятия, учреждения, организации или граждане, виновные в повреждении воинских захоронений, обязаны их восстановить.

В целях выявления неизвестных воинских захоронений и не погребенных останков, установления имен погибших или имен пропавших без вести проводится поисковая работа. Она организуется на основе местных программ и проводится общественными объединениями, уполномоченными на проведение такой работы органами государственной власти и управления.

Проведение поисковой работы в местах, где велись военные действия, а также вскрытие воинских захоронений в порядке самодеятельной инициативы запрещается.

Захоронение выявленных в ходе проведения поисковых работ останков погибших проводится в соответствии со статьей 4 настоящего Закона, а обнаруженные неизвестные ранее воинские захоронения после их обследования, учета и регистрации благоустраиваются силами местных органов власти и управления с участием воинских частей, дислоцированных на соответствующих территориях.

Найденные оружие, документы и другое имущество погибших передаются по акту в органы военного управления по месту их обнаружения для изучения, проведения экспертизы и учета. При этом документы, личные вещи и награды погибших передаются их родственникам или в музеи, стрелковое оружие передается в органы внутренних дел. Стрелковое оружие и иные средства вооружения после приведения в состояние, исключающее их боевое применение, могут передаваться для экспонирования в музеи.

Об обнаружении взрывоопасных предметов немедленно сообщается в органы военного управления, которые в установленном порядке принимают меры по их обезвреживанию или уничтожению. Изъятие в порядке самодеятельной инициативы взрывоопасных предметов с мест их обнаружения и их транспортировка запрещаются.

Руководство работой по увековечению памяти погибших при защите Отечества и ее координация возлагаются на специальный орган при Правительстве РФ, состоящий из штатных работников министерств и ведомств, занимающихся решением вопросов увековечения памяти погибших.

Работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества организуют и проводят Министерство обороны Российской Федерации, Министерство безопасности Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Министерство печати и информации Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, а также местные органы власти и управления.

Полномочия органов управления, осуществляющих работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества:

Министерство обороны Российской Федерации:

1. Разрабатывает планы и программы военно-мемориальной работы;

2. Участвует в подготовке проектов межгосударственных соглашений о статусе воинских захоронений, расположенных на территориях других государств, и захоронений военнослужащих армий других государств на территории Российской Федерации;

3. Ведет учет воинских захоронений и погибших военнослужащих;

4. Координирует выполнение мероприятий по обеспечению поисковой работы;

Участвует в проведении эксгумации останков погибших военнослужащих и их перезахоронении;

5. Участвует в организации пропаганды подвигов военнослужащих, погибших при защите Отечества;

6. Рассматривает запросы граждан по выяснению судеб пропавших без вести родственников.

Органы военного управления:

1. Принимают участие в работе по захоронению (перезахоронению) останков погибших при защите Отечества;

2. Оказывают практическую помощь местным органам власти и управления, общественным объединениям в проведении поисковой работы, захоронении (перезахоронении) останков погибших и благоустройстве воинских захоронений;

3. Осуществляют документальный прием оружия, военной техники и других материальных средств, обнаруженных в ходе поисковой работы, проводят их изучение, учет и экспертизу на предмет дальнейшего использования;

4. Участвуют в выявлении и благоустройстве воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, осуществляют их учет;

5. Ведут работу по установлению сведений о погибших и пропавших без вести;

6. Оказывают помощь в подготовке материалов для издания книг Памяти.

Расходы на проведение мероприятий, связанных с увековечением памяти погибших при защите Отечества, осуществляться за счет бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, внебюджетных фондов, а также добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц.

Расходы на проведение осуществляемых Правительством Российской Федерации мероприятий, связанных с увековечением памяти погибших при защите Отечества, финансируются из бюджета Российской Федерации.

Расходы на содержание и благоустройство воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, и захоронений военнослужащих армий других государств на территории Российской Федерации осуществляются на основе межгосударственных договоров и соглашений.

Таким образом, все воинские захоронения, а также памятники и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших при защите Отечества, охраняются государством, а лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут административную, уголовную или иную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об увековечении памяти погибших при защите Отечества


Документ с изменениями, внесенными:

(Российская газета, N 188, 31.08.2004) (о порядке вступления в силу см. );
(Российская газета, N 250, 08.11.2006);
(Российская газета, N 158, 25.07.2008) (вступил в силу с 1 января 2009 года);
(Российская газета, N 159, 22.07.2011);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.04.2013);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.07.2016, N 0001201607030004) (о порядке вступления в силу см. );
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.12.2017, N 0001201712060035) (вступил в силу с 1 января 2018 года);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.07.2018, N 0001201807190049).

____________________________________________________________________

Уважительное отношение к памяти погибших при защите Отечества или его интересов является священным долгом всех граждан.

Раздел I. Общие положения

РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Увековечение памяти погибших при защите Отечества

Увековечению подлежит память:

погибших в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей по защите Отечества;

погибших при выполнении воинского долга на территориях других государств;

умерших от ран, контузий, увечий или заболеваний, полученных при защите Отечества, независимо от времени наступления указанных последствий, а также пропавших без вести в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей;

погибших, умерших в плену, в котором оказались в силу сложившейся боевой обстановки, но не утративших своей чести и достоинства, не изменивших Родине.

Дань памяти воздается и иностранным гражданам, погибшим при защите России.

Кроме того, увековечивается память объединений, соединений и учреждений, отличившихся при защите Отечества, а также увековечиваются места боевых действий, вошедшие в историю как символы героизма, мужества и стойкости народов нашего Отечества.

Статья 2. Формы увековечения памяти погибших при защите Отечества

Основными формами увековечения памяти погибших при защите Отечества являются:

сохранение и благоустройство воинских захоронений, создание, сохранение и благоустройство других мест погребения погибших при защите Отечества, установка надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших;

сохранение и обустройство отдельных территорий, исторически связанных с подвигами погибших при защите Отечества;

проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества, занесение их имен и других сведений о них в книги Памяти и соответствующие информационные системы;

создание мемориальных музеев и сооружение на местах боевых действий памятных знаков;

публикации в средствах массовой информации материалов о погибших при защите Отечества, создание произведений искусства и литературы, посвященных их подвигам, организация выставок;

присвоение имен погибших при защите Отечества улицам и площадям, географическим объектам, организациям, в том числе образовательным организациям, учреждениям, воинским частям и соединениям, кораблям и судам;

занесение имен погибших при защите Отечества навечно в списки личного состава воинских частей, военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования;

установление памятных дат, увековечивающих имена погибших при защите Отечества.

По решению органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественно-государственных объединений, общественных объединений могут осуществляться и другие мероприятия по увековечению памяти погибших при защите Отечества.

Элемент воинского захоронения или мемориального сооружения, находящегося вне воинского захоронения, который обеспечивает возможность постоянного горения огня, является Вечным огнем. Элемент воинского захоронения или мемориального сооружения, находящегося вне воинского захоронения, который обеспечивает возможность периодического горения огня, является Огнем памяти. Порядок периодичности горения Огня памяти устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества.
(Часть дополнительно включена Федеральным законом от 19 июля 2018 года N 214-ФЗ)
(Статья в редакции, введенной в действие с 19 апреля 2013 года Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 52-ФЗ .

Раздел II. Захоронения погибших при защите Отечества

РАЗДЕЛ II
Захоронения погибших при защите Отечества

Статья 3. Захоронения погибших при защите Отечества

Захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями.

К ним относятся: военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, колумбарии и урны с прахом погибших, места захоронений в акваториях морей и океанов, места гибели боевых кораблей, морских, речных и воздушных судов с экипажами.

Статья 4. Порядок захоронения (перезахоронения) погибших при защите Отечества

Захоронение (перезахоронение) погибших при защите Отечества осуществляется с отданием воинских почестей. При этом не запрещается проведение религиозных обрядов. Ответственность за содержание мест захоронения, оборудование и оформление могил и кладбищ погибших при защите Отечества возлагается на органы местного самоуправления, а в части отдания воинских почестей - на органы военного управления (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ .

Захоронение непогребенных останков погибших, обнаруженных в ходе поисковой работы на территории Российской Федерации, организуют и проводят органы местного самоуправления, а на территориях других государств - Министерство иностранных дел Российской Федерации через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие со 2 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 213-ФЗ .

При обнаружении останков военнослужащих армий других государств захоронение производится с информированием, а в необходимых случаях и с участием представителей соответствующих организаций этих государств.

Перезахоронение останков погибших проводится по решению органов местного самоуправления с обязательным уведомлением родственников погибших, розыск которых осуществляют органы военного управления (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ .

Захоронение погибших в ходе военных действий проводится соответствии с требованиями уставов, приказов и директив командования.

Статья 5. Государственный учет, содержание и благоустройство воинских захоронений

Воинские захоронения подлежат государственному учету. На территории Российской Федерации их учет ведется органами местного самоуправления, а на территориях других государств - представительствами Российской Федерации. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт.
Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 52-ФЗ .

Воинские захоронения содержатся в соответствии с положениями Женевских конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949 года и общепринятыми нормами международного права.

Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления, а на закрытых территориях воинских гарнизонов - на начальников этих гарнизонов. Содержание и благоустройство воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, осуществляются в порядке, который определен межгосударственными договорами и соглашениями (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ .

Статья 6. Обеспечение сохранности воинских захоронений

В целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ .

Выявленные воинские захоронения до решения вопроса о принятии их на государственный учет подлежат охране в соответствии с требованиями настоящего Закона.

Проекты планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов, строительных объектов разрабатываются с учетом необходимости обеспечения сохранности воинских захоронений.

Строительные, земляные, дорожные и другие работы, в результате которых могут быть повреждены воинские захоронения, проводятся только после согласования с органами местного самоуправления (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ .

Предприятия, организации, учреждения и граждане несут ответственность за сохранность воинских захоронений, находящихся на землях, предоставленных им в пользование. В случае обнаружения захоронений на предоставленных им землях они обязаны сообщить об этом в органы местного самоуправления (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ .

Сохранность воинских захоронений обеспечивается органами местного самоуправления (часть дополнительно включена с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).

Статья 7. Восстановление воинских захоронений

Пришедшие в негодность воинские захоронения, мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших, подлежат восстановлению органами местного самоуправления (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ .

Предприятия, учреждения, организации или граждане, виновные в повреждении воинских захоронений, обязаны их восстановить.

Раздел III. Поисковая работа

РАЗДЕЛ III
ПОИСКОВАЯ РАБОТА

Статья 8. Организация поисковой работы

Поисковая работа организуется и проводится общественно-государственными объединениями, общественными объединениями, уполномоченными на проведение такой работы, в порядке, предусмотренном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества, в целях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества и увековечения их памяти.
(Часть в редакции, введенной в действие с 19 апреля 2013 года Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 52-ФЗ .

Проведение поисковой работы в местах, где велись военные действия, а также вскрытие воинских захоронений в порядке самодеятельной инициативы запрещается.

Статья 9. Порядок проведения поисковой работы

Порядок проведения поисковой работы определяется настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а в части захоронения погибших - органами местного самоуправления в пределах своей компетенции (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ .

Захоронение выявленных в ходе проведения поисковых работ останков погибших проводится в соответствии со статьей 4 настоящего Закона, а обнаруженные неизвестные ранее воинские захоронения после их обследования, учета и регистрации благоустраиваются силами органов местного самоуправления с участием воинских частей, дислоцированных на соответствующих территориях (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ .

Найденные оружие, документы и другое имущество погибших передаются по акту в органы военного управления по месту их обнаружения для изучения, проведения экспертизы и учета. При этом документы, личные вещи и награды погибших передаются их родственникам или в музеи, стрелковое оружие передается в органы внутренних дел. Стрелковое оружие и иные средства вооружения после приведения в состояние, исключающее их боевое применение, могут передаваться для экспонирования в музеи.

Об обнаружении взрывоопасных предметов немедленно сообщается в органы военного управления, которые в установленном порядке принимают меры по их обезвреживанию или уничтожению. Изъятие в порядке самодеятельной инициативы взрывоопасных предметов с мест их обнаружения и их транспортировка запрещаются.

Раздел IV. Органы государственной власти и местного самоуправления, осуществляющие работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества, и их полномочия

РАЗДЕЛ IV
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ РАБОТУ ПО УВЕКОВЕЧЕНИЮ ПАМЯТИ ПОГИБШИХ ПРИ ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА, И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ

(наименование раздела в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ

Статья 10. Органы государственной власти и местного самоуправления, осуществляющие работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества

(наименование статьи в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ

Руководство работой по увековечению памяти погибших при защите Отечества и ее координация возлагаются на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ .

Деятельность указанного органа и работа по увековечению памяти погибших при защите Отечества осуществляются в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 19 ноября 2006 года Федеральным законом от 3 ноября 2006 года N 179-ФЗ .

Работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества организуют и проводят уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, а в части захоронения и содержания мест захоронения - органы местного самоуправления (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ .

Статья 11. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества:

руководит работой по увековечению памяти погибших при защите Отечества и осуществляет ее координацию;

разрабатывает государственные планы, программы, нормативные и другие документы, на основе которых организуются и проводятся мероприятия по увековечению памяти погибших при защите Отечества, определяет порядок финансирования указанных мероприятий;

организует централизованный учет и паспортизацию воинских захоронений погибших при защите Отечества, в том числе захоронений, расположенных на территориях других государств;

в установленном им порядке организует централизованный учет мемориальных сооружений, находящихся вне воинских захоронений и содержащих Вечный огонь или Огонь памяти;
(Абзац дополнительно включен Федеральным законом от 19 июля 2018 года N 214-ФЗ)

устанавливает порядок периодичности горения Огня памяти;
(Абзац дополнительно включен Федеральным законом от 19 июля 2018 года N 214-ФЗ)
____________________________________________________________________
Абзацы пятый - восьмой части первой предыдущей редакции считаются соответственно абзацами седьмым - десятым части первой настоящей редакции - Федеральный закон от 19 июля 2018 года N 214-ФЗ .
____________________________________________________________________

осуществляет взаимодействие с другими государствами по содержанию и благоустройству воинских захоронений, вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации проекты межгосударственных договоров и соглашений о статусе воинских захоронений;

организует пропаганду подвигов погибших при защите Отечества, готовит публикации в средствах массовой информации списков фамилий погибших, выявленных в ходе поисковой работы;

рассматривает предложения граждан, общественных объединений, религиозных организаций по вопросам увековечения памяти погибших при защите Отечества и принимает меры по их реализации;

осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона.

Министерство обороны Российской Федерации:

по поручению уполномоченного федерального органа исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества разрабатывает планы и программы военно-мемориальной работы;

участвует в подготовке проектов межгосударственных соглашений о статусе воинских захоронений, расположенных на территориях других государств, и захоронений военнослужащих армий других государств на территории Российской Федерации;

ведет учет воинских захоронений и погибших военнослужащих;

координирует выполнение мероприятий по обеспечению поисковой работы, а также по паспортизации воинских захоронений на территории Российской Федерации и на территориях других государств;

совместно с зарубежными представителями участвует в проведении эксгумации останков погибших военнослужащих и их перезахоронении;

участвует в организации пропаганды подвигов военнослужащих, погибших при защите Отечества;

рассматривает запросы граждан по выяснению судеб пропавших без вести родственников.

Органы военного управления:

принимают участие в работе по захоронению (перезахоронению) останков погибших при защите Отечества в случаях, предусмотренных настоящим Законом;

оказывают практическую помощь общественным объединениям в проведении поисковой работы, захоронении (перезахоронении) останков погибших и благоустройстве воинских захоронений;

осуществляют документальный прием оружия, военной техники и других материальных средств, обнаруженных в ходе поисковой работы, проводят их изучение, учет и экспертизу на предмет дальнейшего использования;

участвуют в выявлении и благоустройстве воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, осуществляют их учет;

ведут работу по установлению сведений о погибших и пропавших без вести;

оказывают помощь в подготовке материалов для издания книг Памяти.

Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации:

ведет учет погибших военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также учет погибших из числа своих военнослужащих и сотрудников;

осуществляет прием и временное хранение стрелкового оружия, обнаруженного в ходе поисковой работы, с последующей его передачей в органы внутренних дел;
Федеральным законом от 5 декабря 2017 года N 391-ФЗ .





Федеральная служба безопасности Российской Федерации:



принимает участие в установлении сведений о пропавших без вести;

участвует в подготовке материалов для издания книг Памяти.

Министерство внутренних дел Российской Федерации:

обеспечивает общественный порядок при проведении поисковой работы;

осуществляет прием и хранение стрелкового оружия, обнаруженного в ходе поисковой работы;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2018 года Федеральным законом от 5 декабря 2017 года N 391-ФЗ .

ведет учет погибших лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел;

принимает участие в установлении сведений о пропавших без вести;

определяет порядок издания книг Памяти в системе Министерства.

Министерство иностранных дел Российской Федерации:

разрабатывает проекты межгосударственных договоров и соглашений об обеспечении сохранности и о благоустройстве воинских захоронений на территориях других государств, захоронений военнослужащих армий других государств на территории Российской Федерации, а также участвует в реализации этих договоров и соглашений;

через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации в других государствах осуществляет мероприятия по установлению сведений о пропавших без вести в ходе боевых действий, вооруженных конфликтов и при выполнении воинского долга на территориях других государств, организует и проводит учет и паспортизацию воинских захоронений, а также перезахоронение останков погибших на территориях других государств;

согласовывает с соответствующими организациями государств, на территориях которых находятся воинские захоронения, вопросы об установлении на захоронениях мемориальных знаков, а также об их благоустройстве;

регулирует порядок посещения воинских захоронений родственниками погибших на территориях других государств;

устанавливает порядок посещения воинских захоронений на территории Российской Федерации родственниками погибших (умерших) - гражданами других государств.

Служба внешней разведки Российской Федерации:

ведет учет погибших из числа своих сотрудников;

принимает участие в установлении судеб пропавших без вести;

участвует в подготовке материалов для издания книг Памяти.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере средств массовой информации:

обеспечивает полиграфическую базу для издания Всероссийской книги Памяти;

обеспечивает регулярные сообщения в средствах массовой информации о розыске погибших, пропавших без вести.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере культуры и искусства:

организует проведение мероприятий, направленных на увековечение памяти погибших при защите Отечества;

принимает участие в сооружении памятников и мемориалов, создании музейных экспозиций и выставок федерального значения, реконструкции надгробий и памятников погибшим федерального значения, классификации и паспортизации воинских захоронений.

Органы местного самоуправления:

осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях, а также работы по реализации межправительственных соглашений по уходу за захоронениями иностранных военнослужащих на территории Российской Федерации;

создают резерв площадей для новых воинских захоронений;

осуществляют взаимодействие с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества в целях организации централизованного учета мемориальных сооружений, находящихся вне воинских захоронений и содержащих Вечный огонь или Огонь памяти.
(Абзац дополнительно включен Федеральным законом от 19 июля 2018 года N 214-ФЗ)

В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Законом, в соответствии с законами указанных субъектов Российской Федерации могут осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
(Статья в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 227-ФЗ .

Раздел V. Финансовое и материально-техническое обеспечение мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества. ответственность за нарушение настоящего Закона

РАЗДЕЛ V
Финансовое и материально-техническое обеспечение мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества. ответственность за нарушение настоящего Закона

Статья 12. Финансовое и материально-техническое обеспечение мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества

Расходы на проведение мероприятий, связанных с увековечением памяти погибших при защите Отечества, в том числе на устройство отдельных территорий и объектов, исторически связанных с подвигами защитников Отечества, а также на организацию выставок и других мероприятий могут осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в соответствии с компетенцией органов государственной власти и органов местного самоуправления, установленной настоящим Законом, а также добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ .

Расходы на проведение осуществляемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти мероприятий, связанных с увековечением памяти погибших при защите Отечества, финансируются из федерального бюджета (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ .

Расходы на содержание и благоустройство воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, и захоронений военнослужащих армий других государств на территории Российской Федерации осуществляются на основе межгосударственных договоров и соглашений.

Порядок материально-технического обеспечения предусмотренных настоящим Законом мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 13. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Все воинские захоронения, а также памятники и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших при защите Отечества, охраняются государством.

Лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут административную, уголовную или иную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

Текст постановления Верховного Совета Российской Федерации от 14 января 1993 года N 4293-1 "О введении в действие Закона Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" см. по ссылке .



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

  • Раздел I. Общие положения (ст.ст. 1 - 2)
  • Раздел II. Захоронения погибших при защите Отечества (ст.ст. 3 - 7)
  • Раздел III. Поисковая работа (ст.ст. 8 - 9)
  • Раздел IV. Органы государственной власти и местного самоуправления, осуществляющие работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества, и их полномочия (ст.ст. 10 - 11)
  • Раздел V. Финансовое и материально-техническое обеспечение мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества. Ответственность за нарушение настоящего Закона (ст.ст. 12 - 13)

Закон РФ от 14 января 1993 г. N 4292-1
"Об увековечении памяти погибших при защите Отечества"

С изменениями и дополнениями от:

22 августа 2004 г., 3 ноября 2006 г., 23 июля 2008 г., 18 июля 2011 г., 5 апреля 2013 г., 3 июля 2016 г., 5 декабря 2017 г., 19 июля 2018 г.

Уважительное отношение к памяти погибших при защите Отечества или его интересов является священным долгом всех граждан.

Президент

Москва, Дом Советов России

Увековечению подлежит память погибших и пропавших без вести в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей по защите Отечества, погибших при выполнении воинского долга на территориях других государств, а также умерших от ран, контузий, увечий или заболеваний, полученных при защите Отечества. Увековечивается память погибших и умерших в плену, в котором они оказались в силу сложившейся боевой обстановки, но не утративших своей чести и достоинства, не изменивших Родине. Дань памяти воздается и иностранным гражданам, погибшим при защите России.

Кроме того, увековечивается память объединений, соединений и учреждений, отличившихся при защите Отечества, а также увековечиваются места боевых действий, вошедшие в историю как символы героизма, мужества и стойкости народов нашего Отечества.

Закреплены формы увековечения памяти погибших при защите Отечества: сохранение и благоустройство воинских захоронений и отдельных территорий, исторически связанных с подвигами погибших, установка мемориальных сооружений, создание мемориальных музеев, организация выставок, соответствующие публикации в СМИ, установление памятных дат, занесение фамилий погибших и других сведений о них в книги Памяти, присвоение фамилий и имен погибших населенным пунктам, улицам и площадям, физико-географическим объектам, предприятиям, учреждениям, и др.

Самостоятельный раздел Закона посвящен захоронениям погибших при защите Отечества. Определен порядок захоронения (перезахоронения), рассмотрены вопросы государственного учета, содержания и благоустройства воинских захоронений, обеспечения их сохранности и восстановления.

В целях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления имен погибших или имен пропавших без вести проводится поисковая работа. Она организуется на основе местных программ и проводится общественными объединениями, уполномоченными на проведение такой работы органами государственной власти и управления. Проведение поисковой работы в местах, где велись военные действия, а также вскрытие воинских захоронений в порядке самодеятельной инициативы запрещается. Закреплен порядок ведения такой работы.

Определены органы управления, осуществляющие работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества, и их полномочия. Рассмотрены вопросы финансового и материально-технического обеспечения мероприятий по увековечению памяти, а также ответственности за нарушение Закона.

Закон РФ от 14 января 1993 г. N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества"

Увековечение памяти российских воинов, погибших при защите Отечества.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Увековечение памяти российских воинов, погибших при защите Отечества.
Рубрика (тематическая категория) История

Уважительное отношение к памяти погибших при защите Отечества или его интересов является священным долгом всœех граждан. С этой целью принят Закон РФ от 14 января 1993 года "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества".

Согласно этому Законуувековечению подлежит память:

1. Погибших в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей по защите Отечества;

2. Погибших при выполнении воинского долга на территориях других государств;

3. Умерших от ран, контузий, увечий или заболеваний, полученных при защите Отечества, независимо от времени наступления указанных последствий, а также пропавших без вести в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей;

4. Погибших, умерших в плену, в котором оказались в силу сложившейся боевой обстановки, но не утративших своей чести и достоинства, не изменивших Родинœе.

Дань памяти воздается и иностранным гражданам, погибшим при защите России.

Вместе с тем, увековечивается память объединœений, соединœений увековечиваются места боевых действий, вошедшие в историю как символы героизма, мужества и стойкости народов нашего Отечества.

Основными формами увековечения памяти погибших при защите Отечества являются:

1. сохранение и благоустройство воинских захоронений, установка надгробий, памятников, стел, обелисков;

2. сохранение и обустройство территорий, исторически связанных с подвигами погибших при защите Отечества;

3. занесение фамилий погибших при защите Отечества в книги Памяти;

4. создание мемориальных музеев, организация выставок, сооружение на местах боевых действий памятных знаков;

5. публикации в средствах массовой информации материалов о погибших при защите Отечества, создание произведений искусства и литературы, посвященных их подвигам;

6. присвоение фамилий и имен погибших при защите Отечества населœенным пунктам, улицам и площадям, предприятиям, учреждениям, в т.ч. образовательным, организациям, воинским частям, кораблям и судам;

7. установление памятных дат и Всероссийского дня Памяти.

По решению органов государственной власти и управления, общественных объединœений могут осуществляться и другие мероприятия по увековечению памяти погибших при защите Отечества.

Захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями.

Захоронение (перезахоронение) погибших при защите Отечества осуществляется с отданием воинских почестей. При этом не запрещается проведение религиозных обрядов. Ответственность за захоронение, оборудование и оформление могил и кладбищ погибших при защите Отечества возлагается на местные органы власти и управления и органы военного управления.

Захоронение не погребенных останков погибших, обнаруженных в ходе поисковой работы, организуют и проводят местные органы власти и управления.

При обнаружении останков военнослужащих армий других государств захоронение производится с информированием, а в необходимых случаях и с участием представителœей соответствующих организаций этих государств.

Перезахоронение останков погибших проводится по решению местных органов власти и управления с обязательным уведомлением родственников погибших.

Захоронение погибших в ходе военных действий проводится в соответствии с требованиями уставов, приказов и директив командования.

Воинские захоронения подлежат государственному учету . На территории Российской Федерации их учет ведется местными органами власти и управления, а на территориях других государств - представительствами Российской Федерации. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт.

Воинские захоронения содержатся в соответствии с положениями Женевских конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949 года и общепринятыми нормами международного права.

Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на местные органы власти и управления, а на закрытых территориях воинских гарнизонов - на начальников этих гарнизонов. Содержание и благоустройство воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, реализуются в порядке, который определœен межгосударственными договорами и соглашениями.

В целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, местными органами власти и управления устанавливаются охранные зоны.

Выявленные воинские захоронения до решения вопроса о принятии их на государственный учет подлежат охране в соответствии с требованиями настоящего Закона.

Проекты планировки, застройки и реконструкции городов и других населœенных пунктов, строительных объектов разрабатываются с учетом крайне важно сти обеспечения сохранности воинских захоронений.

Строительные, земляные, дорожные и другие работы, в результате которых бывают повреждены воинские захоронения, проводятся только после согласования с местными органами власти и управления и органами военного управления.

Предприятия, организации, учреждения и граждане несут ответственность за сохранность воинских захоронений, находящихся на землях, предоставленных им в пользование. В случае обнаружения захоронений на предоставленных им землях они обязаны сообщить об этом в местные органы власти и управления и органы военного управления.

Пришедшие в негодность воинские захоронения, мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших, подлежат восстановлению местными органами власти и управления.

Предприятия, учреждения, организации или граждане, виновные в повреждении воинских захоронений, обязаны их восстановить.

В целях выявления неизвестных воинских захоронений и не погребенных останков, установления имен погибших или имен пропавших без вести проводится поисковая работа. Она организуется на базе местных программ и проводится общественными объединœениями, уполномоченными на проведение такой работы органами государственной власти и управления.

Проведение поисковой работы в местах, где велись военные действия, а также вскрытие воинских захоронений в порядке самодеятельной инициативы запрещается.

Захоронение выявленных в ходе проведения поисковых работ останков погибших проводится в соответствии со статьей 4 настоящего Закона, а обнаруженные неизвестные ранее воинские захоронения после их обследования, учета и регистрации благоустраиваются силами местных органов власти и управления с участием воинских частей, дислоцированных на соответствующих территориях.

Найденные оружие, документы и другое имущество погибших передаются по акту в органы военного управления по месту их обнаружения для изучения, проведения экспертизы и учета. При этом документы, личные вещи и награды погибших передаются их родственникам или в музеи, стрелковое оружие передается в органы внутренних дел. Стрелковое оружие и иные средства вооружения после приведения в состояние, исключающее их боевое применение, могут передаваться для экспонирования в музеи.

Об обнаружении взрывоопасных предметов немедленно сообщается в органы военного управления, которые в установленном порядке принимают меры по их обезвреживанию или уничтожению. Изъятие в порядке самодеятельной инициативы взрывоопасных предметов с мест их обнаружения и их транспортировка запрещаются.

Руководство работой по увековечению памяти погибших при защите Отечества и ее координация возлагаются на специальный орган при Правительстве РФ, состоящий из штатных работников министерств и ведомств, занимающихся решением вопросов увековечения памяти погибших.

Работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества организуют и проводят Министерство обороны Российской Федерации, Министерство безопасности Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Министерство печати и информации Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, а также местные органы власти и управления.

Полномочия органов управления, осуществляющих работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества:

Министерство обороны Российской Федерации:

1. Разрабатывает планы и программы военно-мемориальной работы;

2. Участвует в подготовке проектов межгосударственных соглашений о статусе воинских захоронений, расположенных на территориях других государств, и захоронений военнослужащих армий других государств на территории Российской Федерации;

3. Ведет учет воинских захоронений и погибших военнослужащих;

4. Координирует выполнение мероприятий по обеспечению поисковой работы;

Участвует в проведении эксгумации останков погибших военнослужащих и их перезахоронении;

5. Участвует в организации пропаганды подвигов военнослужащих, погибших при защите Отечества;

6. Рассматривает запросы граждан по выяснению судеб пропавших без вести родственников.

Органы военного управления:

1. Принимают участие в работе по захоронению (перезахоронению) останков погибших при защите Отечества;

2. Оказывают практическую помощь местным органам власти и управления, общественным объединœениям в проведении поисковой работы, захоронении (перезахоронении) останков погибших и благоустройстве воинских захоронений;

3. Осуществляют документальный прием оружия, военной техники и других материальных средств, обнаруженных в ходе поисковой работы, проводят их изучение, учет и экспертизу на предмет дальнейшего использования;

4. Участвуют в выявлении и благоустройстве воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, осуществляют их учет;

5. Ведут работу по установлению сведений о погибших и пропавших без вести;

6. Оказывают помощь в подготовке материалов для издания книг Памяти.

Расходы на проведение мероприятий, связанных с увековечением памяти погибших при защите Отечества, осуществляться за счёт бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, внебюджетных фондов, а также добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц.

Расходы на проведение осуществляемых Правительством Российской Федерации мероприятий, связанных с увековечением памяти погибших при защите Отечества, финансируются из бюджета Российской Федерации.

Расходы на содержание и благоустройство воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, и захоронений военнослужащих армий других государств на территории Российской Федерации реализуются на базе межгосударственных договоров и соглашений.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, всœе воинские захоронения, а также памятники и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших при защите Отечества, охраняются государством, а лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут административную, уголовную или иную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Увековечение памяти российских воинов, погибших при защите Отечества. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Увековечение памяти российских воинов, погибших при защите Отечества." 2017, 2018.


В 2005 г. человечество отмечает 60-летие Великой Победы советского народа во Второй мировой войне. В 2004 г. праздновалось освобождение Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Отдавая дань уважения памяти погибших при защите Отечества, понимая непреходящую ценность традиций мужества и героизма в воспитании подрастающего поколения, в Республике Беларусь осуществляются меры по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн, а именно:
  • воинов и партизан, погибших в ходе военных действий, партизанской борьбы или при выполнении боевых задач, а также ветеранов войн;
  • умерших от ран, контузий, увечий или заболеваний, полученных при выполнении боевых задач;
  • пропавших без вести в ходе военных действий или при выполнении других боевых задач;
  • жертв войн - лиц, погибших (умерших) в плену, где они оказались в силу сложившейся боевой обстановки, но не изменивших Родине;
  • мест боевых действий, вошедших в историю Отечества как символ героизма, мужества и стойкости народа.
Основными формами увековечения памяти защитников Отечества и жертв войн являются:
  • сооружение мемориальных комплексов, памятников, надгробий и других памятных знаков, а также оборудование мест захоронений защитников Отечества и жертв войн;
  • сохранение отдельных территорий и объектов, исторически связанных с героическими подвигами погибших при защите Оте- чества;
  • занесение на памятники, обелиски и в историко-документальные хроники «Память» фамилий погибших защитников Отечества и жертв войн и других сведений о них;
  • создание мемориальных музеев, организация выставок, тематических экспозиций;
  • использование средств массовой информации, культуры и искусства;
  • присвоение населенным пунктам, улицам и площадям, объектам, учреждениям, предприятиям, организациям, учебным заведениям, воинским частям, кораблям и судам имен погибших при защите Отечества.
Места захоронения защитников Отечества и жертв войн с находящимися на них надгробиями, элементами ограждения и техническим оборудованием, а также без них, являются воинскими захоронениями.
Классификация воинских захоронений:
  • воинское кладбище - захоронение, состоящее из нескольких братских и (или) одиночных могил (захоронений), где захоронены военнослужащие, павшие на поле боя или умершие от ран и болезней, и участники сопротивления;
  • братская могила - компактное захоронение, имеющее общий памятный знак;
  • индивидуальная могила (захоронение) - захоронен один погибший (умерший);
  • захоронения погибших в локальных войнах;
  • место массового уничтожения - место, где захоронены военнослужащие и другие жертвы войн, захоронения которых проводились многократно без соблюдения каких-либо правил в местах принудительного содержания;
  • захоронения Первой мировой, Гражданской и других войн (кроме Великой Отечественной войны), боевые действия которых велись на территории Республики Беларусь. Указанные захоронения учитываются как братские могилы, входят в состав этого типа захоронения и используются для выделения сведений в программе банка данных по Второй мировой войне.
Все воинские захоронения подлежат государственному учету, который ведется в исполнительных и распорядительных органах, а за рубежом - в дипломатических и консульских учреждениях Республики Беларусь.
На каждое воинское захоронение составляется паспорт и на каждом из них устанавливается государственный знак.

На учтенные (по паспортам) воинские захоронения устанавливается государственный знак единого образца, который имеет номер, соответствующий номеру паспорта воинского захоронения. Результаты паспортизации воинских захоронений, в том числе включенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, заносятся в Банк данных.
Следует сказать, что проблемам увековечения памяти защитников Отечества и жертв войн большое внимание уделялось в советский период. 18 июля 1966 г. было принято постановление ЦК КПБ и Совета Министров БССР № 301 «О порядке проектирования и сооружения памятников и монументов». Данным постановлением сформулирована правовая норма, действующая с небольшой трансформацией (изменены названия органов, упразднены партийные комитеты) и в настоящее время. В целях упорядочения проводимой в республике работы по увековечению героических подвигов советских людей в период Великой Отечественной войны путем установления мемориальных знаков предусмотрено:

  • сооружение мемориальных досок, памятных камней, плит и других мемориальных знаков, увековечивающих героические подвиги отдельных воинских подразделений, партизанских бригад и отрядов, подпольных групп, а также сооружение мемориальных знаков в местах массовых захоронений воинов Советской армии, партизан, мирных граждан производится по решению областных исполкомов областных Советов народных депутатов;
  • сооружение мемориальных знаков и надгробий в местах захоронения воинов, партизан, подпольщиков и мирных граждан, погибших в годы Великой Отечественной войны, а также установление мемориальных досок с поименованием на них советских граждан, погибших в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, осуществляется по решению городских и районных исполкомов городских и районных Советов народных депутатов.
Компетенция данных органов в сфере увековечения защитников Отечества действует и в настоящее время.