» » Вольная борьба и греко-римская: отличия и основные особенности. Чем вольная борьба отличается от греко римской? Греко римская борьба спортивная

Вольная борьба и греко-римская: отличия и основные особенности. Чем вольная борьба отличается от греко римской? Греко римская борьба спортивная

Спорт-удел сильных духом и физически развитых людей. Он воспитывает характер, развивает смелость, настойчивость и силу воли. Все более популярны становятся именно спортивные увлечения. К примеру, борьба- физическая нагрузка, которая увлекает сильных и крепких молодых людей, развивает в них чувство смелости и умение стратегически мыслить. Но, какой вид единоборства лучше выбрать- вольную борьбу или греко-римскую?

Вольная борьба, ее особенности

Вольной борьбой называют вид единоборств,при котором существует соревнование между двумя борцами. Их борьба заключается в возможности уложить соперника на лопатки , при помощи собственных знаний, приемов, тактик и навыков, в зоне партера. Допустимо в схватке использовать подножки, захваты ног соперника.

Исторической родиной вольной борьбы принято считать Великобританию. После этот вид единоборств занял первенство и лидирующие позиции в Соединенных Штатах Америки. Уже в 1904 году, вольная борьба вошла в список Олимпийских Игр. В отечественный спорт данное единоборство пришло гораздо позже греко-римской борьбы, и по знаниям и развитию было значительно отсталым.

Положительных результатов советские спортсмены смогли достичь и показать на Олимпиаде в середине 20 века. Современные достижения нельзя сравнить с теми, которые преобладали в 20 веке. Техники и методики ведения боя в вольной борьбе стали более зрелищными,динамичными и активными. Кроме того, лидирующие позиции в мире занимают представители России, Америки, Азербайджана, Турции.

Бой проводиться согласно своду правил,в которых допустимо применение различных захватов, подсечек, поворотов, бросков. За правилами ведения боя в условиях турнира, всегда ведет наблюдение рефери, он фиксирует нарушения и победу.

Греко-римская борьба, ее сущность

Греко-римская борьба-вид единоборства, в котором двое соперников ведут бой. Целью является победа, которая заключается в том, чтобы уложить противника на лопатки. Сам бой включает в себя наличие определенной тактики и свода правил, допустимо применение определенных захватов и бросков, которые способствую потери равновесия.

История греко-римского единоборства очень древняя, уходит своими корнями во времена античного периода. Первые упоминания о подобном виде спорта известны еще в описаниях и исторических воспоминаниях философов Древней Греции и Древнего Рима. По сути, именно по этой причине данное единоборство имеет название «греко-римская борьба».

Современная версия этого вида спорта появилась в своем виде во Франции, в период 19 века. В программу Олимпийских Игр греко-римская борьба вошла еще в 1896 году. Возможно, по этой причине и успех отечественных спортсменов был значительно выше, нежели в вольной. Ярким примером служит борец с мировым именем-Александр Карелин, который имел ошеломляющий успех в середине 20 века. Именно он владел аж тремя золотыми медалями Олимпиады.

Данный вид спорта подразумевает сложную техническую часть . Тактика ведения боя отличается своей активностью в верхней части туловища, приемы направленные на нижнюю часть тела и ноги запрещены. Не допустимо выполнять обхваты и подсечки, подножки ног руками. Физическая мощь играет ключевую роль в ведении турнира. Кроме этого, бой у борцов данного единоборства более близкий и сопровождается на протяжении всего раунда.

Чем отличается вольная борьба от греко-римской?

Вольная борьба и греко-римская,по сути, это синонимы.Они подразумевают своей терминологией одно и то же и означают вид единоборства. В литературе ее можно встретить под названием «европейской», «французской», или «греко-римской».
Занятия единоборствами способствует:

  • Физическому развитию мышечной массы тела.
  • Сохранению бодрости тела и духа.
  • Развитию мышления.
  • Развитию ловкости и быстроты реакции.
  • Укреплению опорно-двигательного аппарата.
  • Улучшению работы вестибулярной системы.

Спортсмены, которые увлекаются вольной борьбой имеют равномерно развитое тело, нет групп мышц которые имеют низкую динамику и слабый тонус.

Победа в схватке как для вольной так и для греко-римской борьбы заключается в положении соперника на лопатках. Кроме того есть понятие технической победы, когда судья засчитывает балы по технике и использованию приемов и захватов.

Отличия заключаются в следующих фактах:

  1. Вольная борьба разрешает захват ног и подсечки, в то время как греко-римский вариант это исключает.
  2. Греко-римская борьба предполагает использование физической силы только с верхней частью туловища.
  3. Вольная борьба появилась позднее греко-римского варианта.
  4. В список Олимпиады греко-римская борьба вошла раньше вольной на 8 лет.

Таким образом, стиль ведения боя в этих единоборствах имеет значительные отличия.

Классическая борьба

Гре́ко-ри́мская борьба́ (классическая борьба, французская борьба, спортивная борьба греко-римского стиля) - европейский вид единоборства, в которой спортсмен должен, с помощью определённого арсенала технических действий (приёмов), вывести противника из равновесия и прижать лопатками к ковру. В греко-римской борьбе запрещены технические действия ногами (зацепы, подножки, подсечки) и против ног. Классическая борьба родилась в Древней Греции и получила развитие в Римской империи , а современный вид греко-римской борьбы сформировался во Франции в первой половине XIX в.

Международной федерацией борьбы величайшим борцом греко-римского стиля XX века был признан российский спортсмен Александр Карелин , являющийся 3-кратным олимпийским чемпионом , 10-кратным чемпионом мира, 12-кратным чемпионом Европы и 13-кратным чемпионом СССР и России .

Правила

Греко-римская борьба - это единоборство двух спортсменов. Борьба с технической стороны проводится с помощью различных приемов, которые применяются не ниже пояса. Главная цель поединка - прижать противника спиной к ковру (туше). Борец может также одержать победу при достижении перевеса в 7 очков перед противником (техническое преимущество), или закончив схватку с большим количеством очков (технические очки). Борцы набирают определенное количество очков за каждый бросок, удержание или приём, который они выполняют в схватке. Рефери на ковре присуждает очки, но главный судья (или председатель ковра) должен согласиться с его решением перед тем, как эти очки будут засчитаны. Борцу также могут быть присвоены очки, в случае, если его противник допускает нарушения, такие как пассивность при ведении схватки (уклонение от борьбы). Продолжительность схватки - три периода по две минуты. Если победитель не опредилился, то с помощью жребия одному из борцов предоставляется возможность провести атаку, в случае удачной атаки победа присуждается атакующему, а в случае неудачной - атакуемому. На схватку запрещено выходить вспотевшим, а также смазывать тело какими-либо веществами, которые могут привести к его «скользкости», ногти должны быть коротко острижены, при себе должен обязательно быть носовой платок. Вступание в дисскуссию с судьей запрещено, и карается зачислением проигрыша.

Техника ведения борьбы

Стойка в классической борьбе бывает высокой, средней, низкой и по отношению к противнику - правосторонняя, левосторонняя, фронтальная. Вперёд выставляется, как правило, та нога борца, которая сильнее. Высокая и средняя стойка удобна для манёвренности и атаки, низкая - для защиты.

Ноги хоть и не «участвуют в схватке», но их сила и быстрота играют огромное значение. При проведении большинства бросков с поднятием противника ноги с согнутого в коленях положения переходят в выпрямленное положение преодолевая вес атакуемого.

Передвижение должно быть быстрым, но устойчивым и происходит так: сначала вперёд ставится одна нога, а потом к ней подтягивается другая, скрещивать ноги запрещается, ибо это может привести к потере устойчивости.

Борцам греко-римского стиля, в отличие от борцов вольного стиля, запрещается использовать в приёмах зацепы и подножки, а также атаковать ноги противника, также строго запрещены технические действия против суставов, болевые приёмы, захват шеи двумя руками… Борцы используют только верхнюю часть тела для проведения бросков руками, поднятия тела противника, при этом принимая ближнюю дистанцию по отношению друг к другу. В таком стиле борьбы преимущество имеют борцы которые могут подавлять противника силой.

В классической борьбе схватка ведётся как в стойке, так и в партере (лёжа). При борьбе в стойке главной целью является вывести противника из равновесия - перевести в партер. Для этого используются различные броски («мельница», прогибом, разворотом) и сбивания, например захватить противника «петлёй» (захват шеи и плеча) и силой прижать к ковру; «нырнуть» под руку противнику, оказаться за спиной, захватить туловище двумя руками и бросить через себя с постановкой бросающего на мост (бросок прогибом). Особенностью выполнения бросков является то, что атакующий должен сопровождать в падении атакуемого - это приводит к высокой амплитуде бросков. При борьбе в партере необходимо перевернуть противника таким образом, что бы он оказался прижатым лопатками к ковру и удержать его в таком положении несколько секунд. Для этого используются различные накаты, перекаты, откаты, а для перевода противника из положения «на мосту» в положение «на лопатках» (туше)используется «дожим»

Захваты в классической борьбе, в отличие от дзюдо и самбо, применяются на теле, что требует большей техничности и физической силы. Запрещено хватать за одежду, уши, нос, пальцы, половые органы. Применяются захваты за кисти, предплечья, плечи, шею (одной рукой), корпус.

Гибкость и сила

Классическая борьба является тандемом гибкости и силы. В силу специфики борьбы особое место в тренировках уделяется проработке «моста», положения атлета при котором ковра касаются только руки и пятки, а спина изогнута дугой. Для развития гибкости используется разучивание определённого набора акробатических упражнений: кувырки, колесо, фляг, рондат, стойка и хождение на руках, подъём со спины прогибом… Без крепких и эластичных суставов, кровеносных сосудов и лимфосистемы борец не имеет шансов на победу, поэтому тщательным образом отрабатывается техника падения и самостраховки. Дыхательная система и общая выносливость развивается с помощью бега на длительные дистанции и подвижными играми, особенно популярен баскетбол по правилам регби. Технические действия отрабатывают на манекене (кукле), а затем и в работе с партнёром. В учебных схватках оттачивается техника и развивается специальная выносливасть.

Силу развивают на снарядах (перекладина, брусья), а также работой с отягощением (жим штанги), без отягощения (отжимание от пола), работа со жгутом. «Качаться» не рекомендуется так как это приведёт к деградации эластичности мышц, снижению гибкости позвоночника и т. д. Рекомендую заниматься на жгуте возле гимнастической стенки, отрабатывать под вороты:,бедро,мельница!

Экипировка

В экипировку борца входит плавки, трико, носки, мягкие борцовские кеды («борцовки»), платок. Последний использовался для вытирания крови и пота, но в настоящее время применяют современные тампоны, а платок остаётся своеобразной данью традиции.

В классической борьбе не бывает ничьей, всегда должен определяться победитель.

Атака, начатая на ковре, может быть закончена где угодно, в том числе и в зрительном зале.

Поскольку тренировки по греко-римской борьбе связаны с большими физическими нагрузками, то начинать заниматься этим видом спорта не рекомендуется до 10-14 лет.

В силу физических особенностей греко-римской борьбой не занимаются женщины (из-за давления на грудь во время схватки), что в своё время чуть не привело к исключению классической борьбы из программы Олимпийских игр.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Классификация элементарных частиц
  • Классицизм (архитектура)

Смотреть что такое "Классическая борьба" в других словарях:

    классическая борьба - graikų romėnų imtynės statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Sportinė imtynininkų dvikova naudojant įvairius rankų ir liemens judesius, veiksmus, jų derinius. Draudžiama griebti varžovą žemiau juosmens, kišti jam koją. Graikų romėnų … Sporto terminų žodynas

    БОРЬБА ГРЕКО-РИМСКАЯ (классическая борьба) - БОРЬБА ГРЕКО РИМСКАЯ (классическая борьба), вид спортивной борьбы с применением приемов, основанных на действии рук и туловища (без захватов ниже пояса, подножек, подсечек и дp.). С 1896 греко римская борьба включена в программу Олимпийских игр,… … Энциклопедический словарь

    Классическая борьба на летней Спартакиаде народов СССР 1956 - Соревнования по классической борьбе в рамках I летней Спартакиады народов СССР проходили в Москве с 12 по 16 августа 1956 года. Одновременно турнир имел статус XXV Чемпионата СССР по классической борьбе. В соревнованиях участвовало 199 борцов… … Википедия

    Классическая борьба на летней Спартакиаде народов СССР 1959 - Соревнования по классической борьбе в рамках II летней Спартакиады народов СССР проходили в Москве с 9 по 12 августа 1959 года. Одновременно турнир имел статус XXVIII Чемпионата СССР по классической борьбе. В соревнованиях участвовало 136… … Википедия

    Классическая борьба на летней Спартакиаде народов СССР 1963 - Соревнования по классической борьбе в рамках III летней Спартакиады народов СССР проходили в Москве с 8 по 11 августа 1963 года. Одновременно турнир имел статус XXXII Чемпионата СССР по классической борьбе. В соревнованиях участвовало 136 борцов … Википедия

    Классическая борьба на летней Спартакиаде народов СССР 1967 - Соревнования по классической борьбе в рамках IV летней Спартакиады народов СССР проходили в Москве с 26 по 29 июля 1967 года. Одновременно турнир имел статус XXXVI Чемпионата СССР по классической борьбе. В соревнованиях участвовало 139 борцов… … Википедия

    Классическая борьба на летней Спартакиаде народов СССР 1975 - Соревнования по классической борьбе в рамках VI летней Спартакиады народов СССР проходили в Алма Ате с 10 по 13 июля 1975 года. Одновременно турнир имел статус XLIV Чемпионата СССР по классической борьбе. В соревнованиях участвовало 163 борца.… … Википедия

    Классическая борьба на летней Спартакиаде народов СССР 1979 - Соревнования по классической борьбе в рамках VII летней Спартакиады народов СССР проходили в Москве с 19 по 23 июля 1979 года. Параллельно со спартакиадным турниром проходили состязания на призы Спорткомитета СССР, в которых принимали участие… … Википедия

Мало найдется людей, которые не слышали такие фамилии, как Поддубный, Ярыгин, Карелин, Медведь… Что объединяет этих людей? Правильно, все они являются выдающимися борцами. Однако есть между ними различия в профессиональном плане, если можно так сказать. Например, легенда начала 20 века Иван Поддубный был ярким представителем греко-римской борьбы, а один из самых титулованных спортсменов недавнего прошлого Александр Медведь одержал все свои победы в вольной борьбе.

Когда неопытный зритель наблюдает за поединками «вольников» и «классиков» (греко-римская борьба), то он невольно задается вопросом – чем отличается вольная борьба от греко-римской? Борцы этих стилей одинаково одеты, похоже «танцуют на ковре», правила и цели поединка совпадают… Действительно, на первый взгляд, различия как будто и незаметны. Однако они есть. И довольно существенные. Но сначала немного истории.

Немного истории

Эллада – колыбель цивилизации…

Первые сведения о классической борьбе дошли до нас из Древней Греции. Датируются они примерно 704 годом до н. э. В тот год она была впервые включена в Олимпийские игры, что говорит о ее большой популярности среди древних греков. Мало того, классическая борьба входила в обязательную воинскую подготовку. Неудивительно, что греческие гоплиты (тяжеловооруженные пешие воины) считались непобедимыми в рукопашном бою.

После захвата Эллады римлянами ненасытная Империя впитала в себя все достижения греческой цивилизации, в том числе была освоена и борьба. Оттуда и пошло название, которое в ходу и сейчас, – греко-римская борьба. Переняв у греков весь технический арсенал приемов и правил этой силовой дисциплины, римляне добавили в нее элементы кулачного боя и с успехом демонстрировали данный гибрид в гладиаторских боях.

Окончательно греко-римская борьба трансформировалась в современный вид во Франции 19 века, получив еще одно название – французская борьба. Вся работа в поединке ведется на верхнем уровне, выше пояса (более подробно см. ниже). С тех пор, оставаясь практически неизменной, она заняла достойное место среди множества современных видов единоборств. Также в наше время утвердилось ее третье название – классическая борьба, которое считается официальным.

В программе Олимпийских игр классическая борьба бессменно присутствует с 1898 года и по праву занимает первое место среди всех видов олимпийских борцовских дисциплин.

Родина не только футбола и бокса…

У вольной борьбы родословная гораздо короче. Зародилась она в английском графстве Ланкашир в 18 веке. Возникла, скорее всего, на основе классической, но в ней было разрешено работать ногами и делать захваты ног руками. Пожалуй, это самое главное отличие вольной борьбы от греко-римской.

Вольная борьба быстро распространилась по Европе, потом перемахнула через океан, утвердившись в США. Там ее слегка подкорректировали и заодно переименовали, назвав «кетч». В дальнейшем кетч все больше уходил от традиционного «вольного» стиля в сторону «коммерческой выгоды», превратившись со временем в эффектное и кровавое шоу, мало похожее на своего родителя.

На Олимпиаде вольная борьба появилась в 1904 году и с тех с пор стала обязательной олимпийской дисциплиной. Исключение составили 1906 (внеочередные Олимпийские игры) и 1912 годы.

Сравнение

Мы уже вскользь упоминали об основном отличии упомянутых видов единоборств. Пришло время остановиться на этом более подробно. Тем более что есть и другие нюансы, различающие эти два стиля борьбы.

Классика

Главная цель «классического поединка»– уложить противника на лопатки (туше) и провести удержание в подобном положении (несколько секунд). Борьба ведется как в стойке, так и в партере. Схватка длится 2 периода, каждый по 3 минуты. Перерыв между ними –30 секунд. Если ни один из борцов не «лег на лопатки», то считаются набранные очки (баллы). Очки начисляются за броски, удержание или правильно проведенный прием. Если набрано равное количество баллов, то дается дополнительное время. Если опять равенство, то судьи определяют, кто из противников был более активен, и присуждают ему победу.

Классическая борьба всегда была схваткой «на верхних этажах». Применение ног во время поединка строго запрещено. Хотя роль их огромна. От их силы, правильной постановки во многих случаях зависит исход схватки. Почти все броски происходят с их участием – из полуприседа выход на прямые колени с последующим броском. Без правильно поставленной техники работы ногами победы не будет.

Однако внимание зрителя приковано к главному действу – работе рук в верхней части корпуса. Борьба ведется руками, ведь именно они работают на захваты, удержание противника и проведение бросков.

У вас может создаться впечатление, что основные события происходят исключительно в стойке, но это не так. Да, борьба в стойке более зрелищна, однако исход ее зачастую решается в партере. Более того, основная задача противостояния в стойке – это любыми разрешенными способами перевести поединок в партер, естественно, получив преимущество в позиции. Другое дело, что далеко не всегда это удается, особенно если встречаются равные противники. Но стратегическая задача поединка заключается именно в этом.

Огромное значение имеет не только техническая подготовка борца, но и его силовая составляющая. Особенно если учесть, что все захваты в греко-римской борьбе применяются на голом теле, то нетрудно представить себе, какая нужна сила руки цепкость пальцев, чтобы удержать скользкого от пота и не менее сильного противника. Если «классик» слаб физически, то его не спасет никакая техника. Но делать главный упор на развитие силы –плохой путь. Без хорошей технической подготовки «дурная сила» может обернуться минусом, а не плюсом. Все должно быть взаимосвязано и гармонично развито.

Очень важным фактором в поединке является гибкость бойцов. Достаточно посмотреть, как борцы выходят на «мост», выворачивают шею, суставы, чтобы понять – без эластичных, легко растягивающихся связок выиграть поединок невозможно.

Форма борцов минимальна и состоит из борцовок (мягкие кеды), плавок и трико. Почти как в Древней Элладе…

Вольный стиль

Вольная борьба во многом схожа со своей более старшей и именитой сестрой – классической. Поэтому мы не будем повторяться и остановимся только на отличиях между ними. Заметим, что конечная цель борца-«вольника» такая же, что и у «классика»,– положить соперника на лопатки. Однако для достижения этой цели используется гораздо более богатый набор приемов.


Основополагающее отличие вольной борьбы от классической заключается в разрешении применять ноги для проведения агрессивных действий, приемов. Отсюда у борцов появляется возможность вести поединок на любом уровне и против любой части тела, в пределах правил, разумеется.

Вольник может проводить подсечки, подножки, броски с участием ног, захваты ног руками. Проход в ноги считается одним из основных приемов, и вы гарантированно увидите его в любом поединке равных по силе противников.

Учитывая данную специфику, на первый план для борца вольного стиля выходит филигранное владение техникой, ведь многие приемы можно проводить, используя законы физики, где личная сила борца играет уже не столь значительную роль,как в греко-римских поединках.

Примечание. Хорошо иллюстрирует данный момент обширная группа приемов, объединенная примерно таким техническим текстом: «…сбивание с захватом ног и зацепом…». Здесь максимально используются физические законы, и провести прием подобного рода может борец, значительно уступающий своему сопернику в силовой подготовке.

Однако все вышесказанное вовсе не означает, что борцу вольного стиля достаточно в совершенстве изучить технику боя –и можно начать побеждать всех подряд. В любом виде единоборств существует ряд приемов, где физическая сила бойца стоит как минимум на одной ступеньке с техническими навыками, а в некоторых случаях выходит на первое место. Поэтому, чтобы добиваться стабильных результатов против сильных противников, борцу-вольнику показана такая же силовая подготовка, как и классику.

А теперь сделаем короткую выжимку из приведенных сведений и поместим ее в таблицу.

Таблица

Греко-римская борьба Вольная борьба
Зародилась в Древней Элладе за 700 с лишним лет до н. э. Появилась не так давно. Англия, графство Ланкашир,18 век
Нельзя применять ноги для достижения победы. Работа идет против тела выше поясницы. Ноги играют значительную, но все-таки вспомогательную роль и в прямых«военных действиях» не участвуют Разрешена полная работа ногами и против ног. Подножки, подсечки, захваты-зацепы и проходы в нижнюю часть тела имеют не меньшее значение, чем действия «на верхних этажах»
Огромное значение имеет силовая подготовка спортсмена. Есть много ситуаций, где физическая сила выходит на первый план. Более слабый в силовом плане боец только случайно может победить равноценного по технике, но превосходящего по силе соперника. Такое происходит крайне редко Сила важна, но есть ряд ситуаций, когда техническое мастерство борца становится главным действующим фактором. Известно немало схваток, когда менее сильный борец побеждал своего мощного оппонента благодаря отточенной технике действий ногами и против ног

Как видите, заметить,в чем разница между вольной и греко-римской борьбой,во время поединка не так просто, как кажется. Борцы одного стиля способны в течение всей схватки провести 1-2 молниеносных приема, на которые неискушенный зритель может и не обратить особого внимания. Тогда как на деле именно эти приемы обозначат вид единоборства. Однако теперь, надеемся, наш читатель, случайно зайдя в спортивный зал, где идет тренировка или борцовский турнир, сразу определит, какой стиль борьбы он видит.

Этот вид силовых единоборств называется классической борьбой, французской борьбой, но считается, что правильное название - греко-римская борьба. Появилась она еще в Древнем Греции, а развивалась Римской империи, и с тех пор правила греко-римской борьбы практически не изменились. А суть их сводится к тому, чтобы с помощью определенных приемов и действий вывести соперника из равновесия и уложить на ковер, причем лопатками к ковру. Отсюда, видимо, и появилось название - «уложить на лопатки». Здесь запрещены различные зацепы, подсечки, подножки, ноги нельзя захватывать руками.

А техника греко-римской борьбы - это приемы, которые проводятся не ниже пояса и основной задачей борца является прижать противника к ковру. Приемы и действия оцениваются по балльной шкале и спортсмены, набрав определенное число очков, могут выиграть именно по ним, проведя, например, бросок, удержание или прием. Очки присуждает рефери, но существует еще и который и является основным определяющим тех или иных действий борца. Например, очки могут быть не засчитаны за неправильно проведенный прием, а также за пассивность в ведении схватки, то есть когда атлет уклоняется от самой борьбы. Отличается греко-римская борьба тем, что здесь продолжительность схватки две минуты, но периодов три. То есть всего шесть минут с некоторыми перерывами. Если победитель не определяется, то проводится жеребьевка. После этого одному из борцов позволяется провести атаку.

Конечно, греко-римская борьба имеет и некоторые запреты. Например, нельзя выходить на ковер со смазанным телом, например, жиром или мазью. Нельзя, чтобы ногти на руках были слишком длинными, почти обязательным условием является наличие носового платка, так как ковер пачкать нельзя, а запачкать его борец может после того, как ему случайно могут «заехать» в нос. Еще греко-римская борьба подразумевает полное подчинение судье, и вступать с ним в пререкания в случае проигрыша, запрещено.

Борцы греко-римской борьбы могут вести схватки, как в стойке, так и в партере, то есть лежа. Здесь по-прежнему важно вывести противника из равновесия и уложить его на ковер. В схватке большим успехом пользуются броски, сбивания, захваты.

Одежда борцов несколько специфична. Это плавки, трико, мягкие кеды называемые «борцовками», носки. Выступают борцы, как правило, в закрытых помещениях, где температурный режим позволяет это делать, хотя бывает, что некоторые соревнования проводятся и на открытых площадках.

Считается, что греко-римская борьба - это борьба силы, гибкости и ума. Сила является одним из основных критериев, ведь здесь какими-то одними техническими приемами противника не одолеть. В борьбе особое место занимают тренировки на проработку так называемого «моста» - это когда борец находится животом вверх, а его руки и ноги согнуты и за счет этого его тело находится на удалении от пола. Спина постоянно изогнута и поэтому должна быть гибкой. Кроме «моста» в тренировку входят акробатические упражнения - кувырок, колесо, иногда рондат, забегания. Атлеты совершают и страховочные падения. Разрабатывают суставы, они должны быть гибкими и эластичными. Порой техника греко-римской борьбы предусматривает различные падения и атлет должен уметь их совершать с безопасностью для себя. Спортсмены занимаются также бегом, подъемом силовых тяжестей, в тренировку входят и

Конечно же, борцам не раз предстоит выйти на ковер в спарринге. Но атлеты также занимаются и с манекенами, вес манекенов порой превышает вес человека. Эта греко-римская борьба предусматривает выносливость, которая развивается в учебных схватках. Но самое главное - это то, что спортсмен должен быть настроен на победу и ничего не бояться, тогда он точно победит!

Греко-римская борьба (классическая борьба, французская борьба) – популярный вид спортивного единоборства, цель которого вывести соперника из равновесия и прижать лопатками к ковру, не применяя технические действия ногами (зацепы, подножки, подсечки) и захваты ног. Борцы греко-римского стиля действуют только руками против верхней части туловища соперника, используя оговоренный набор приемов.

Греко-римская борьба пока остается единственным видом спортивных единоборств “только для мужчин” - в нем еще не проводятся официальные соревнования среди взрослых женщин. Вероятная причина этого состоит в том, что этот вид борьбы требует особой силы торса, а многие ее приемы связаны с тесным стискиванием груди и резкими амплитудными бросками туловища соперника.

Тем не менее, в мире ширится движение за активное вовлечение женщин в этот вид борьбы и включение его в программы официальных соревнований. Один и важных мотивов этого движения основан на спорном тезисе о том, что “в спорте женщины могут делать все то, что делают мужчины”. Активистки феминистского движения и энтузиастки женского спорта не хотят мириться с существованием какого-то «чисто мужского» спорта. В сети распространяется петиция , призывающая Канадскую Федерацию Любительской борьбы разрешить женщинам состязаться в греко-римской борьбе на уровне национальных чемпионатов.

На конгрессе FILA в Стамбуле в сентябре 2011 года было внесено изменение в устав этой международной федерации борьбы: утверждено положение, формально предоставляющее женщинам возможность заниматься борьбой греко-римского стиля. Таким образом, греко-римская борьба может скоро перестать быть последним видом единоборств, где не представлены женщины.

Девочки доподросткового возраста давно и успешно состязаются в греко-римской борьбе, практически не уступая мальчикам. Например, друг нашего клуба неоднократно побеждала сверстников в этом виде борьбы.

Основная сила у женщин сконцентрирована в бедрах и в ногах, поэтому многие девушки способны на равных бороться с парнями в вольном и фольк-стиле, используя силу ног и бедер, а также хорошую устойчивость. В вольном стиле для переворотов бедра используются как рычаги, что больше подходит женщинам-борцам. Мальчикам трудно перевернуть девочек, используя для этого только силу торса. Поэтому некоторые девочки иногда способны побеждать более сильных ребят. В греко-римской же борьбе у девушек меньше шансов побеждать парней. Тем не менее, есть девушки, занимающиеся греко-римской борьбой, успешно используя броски и шейные захваты, но с возрастом это становится труднее. Так, что пока только юные девочки могут успешно пробовать себя в греко-римской борьбе.

До 2002 года американский атлетический союз AAU поводил национальные турниры для девочек "La femme" в разных частях Америки, в которых боролись в трех стилях - в греко-римском, вольном и народном. Одако турнир перестали проводить из-за низкой явки. Но на самом деле, женщины-борцы сделали свой выбор, они валом валят в вольную борьбу. По мнению борца и энтузиастки женской борьбы, Джой Миллер, женщинам не стоит кому-то доказывать что-то и заниматься чем-то только потому, что это мужской спорт, у женщин-борцов уже есть подходящий стиль борьбы, который включен в олимпийскую программу.

Классическая борьба родилась в Древней Греции, а современный вид греко-римской борьбы сформировался во Франции в первой половине XIX в. Современная греко-римская борьба, разумеется отличается от древнегреческой олимпийской борьбы.

Современная греко-римская борьба обогатилась за счет вклада многих народов. Спортсмены многих стран, куда проникала борьба, вносили в ее технику что-то новое. Многие приемы заимствовались из национальных видов борьбы. Французы развили и усовершенствовали такие приемы, как броски через спину с различными захватами, приемы из стойки, проводимые через мост (их называли суплесы – ныне броски прогибом). Финны изобрели полусуплесы (броски с поворотом через мост), а также великое множество переворотов в партере с захватом руки под плечо (эти приемы долгое время называли “финский ключ”). Борцы СССР принесли в греко-римскую и вольную борьбу броски с переводом соперника через плечи (“мельница”). Турецкие спортсмены в 1930-х гг. стали применять переворот в партере обратным захватом туловища, который является исторической особенностью персидской борьбы кошти.

Греко-римская борьба была единственным видом борьбы, включенным в первые современные олимпийские игры в Афинах в 1896 году и представленным всего лишь одной схваткой тяжеловесов. Начиная с Олимпиады 1908 года, греко-римская (классическая) борьба неизменно представлена на всех олимпиадах. В 20 веке греко-римская борьба стала популярным и престижным видом спорта в континентальной Европе, в то время как в англоязычном мире она не получила массового распространения, несмотря на то, что многие виды британской народной борьбы имеют много общего с греко-римской. Вильям Малдун, американский борец вольного стиля, изучивший французскую борьбу во время Франко-Прусской войны, пытался культивировать греко-римскую борьбу в Великобритании и США в конце 19 века. Схватки с участием Малдуна привлекали толпы зрителей, но французская борьба так и не получила широкого распространения в США и Британии, вместо нее возникла так называемая “народная борьба” (folkstyle wrestling ), или “коллегиальная борьба” (), по сути являющаяся комбинацией вольной и греко-римской борьбы.

Возвращаясь к вопросу об участии женщин в греко-римской борьбе, надо отметить, что в женских состязаниях по вольной борьбе, ММА и грэпплингу успешно используются характерные приемы греко-римской борьбы - суплесы, мосты, броски захватом за торс и т.д. (см. например титульный коллаж). Как видно из помещенных ниже видеоклипов, даже зрелые девушки вполне способны состязаться по правилам греко-римской борьбы, используя только захваты верхней части тела. А уж если говорить о юных девочках-борцах, то многие они, как друг нашего клуба Джой Миллер (см. видеоклипы ниже), вполне способны побеждать мальчиков своей категории.

Огромная благодарность Джой Миллер и ее отцу Джерри за помощь в составлении этого материала и в нахождении иллюстраций.

Январь 2004г.
Обновлено в декабре 2012г.