1 вариант
Что Вы узнали о Катерине из 1 д.? Чем она отличается от других персонажей? Кто из них ближе всего к Катерине?
Жанр пьесы «Гроза»
В чем сходство и различие характеров Бориса и Тихона? Как они относятся к Катерине?
В чем проявляется самодурство Дикого?
В сцене прощания с Тихоном Катерина произносит: «Батюшки, погибаю я!» Объясните причину страданий Катерины. Какая борьба происходит в ее душе?
В чем трагедия Катерины?
2 вариант
Что вы знаете об обстановке, в которой воспитывалась Катерина?
Почему Борис считал себя «белой вороной в городе Калинове»? Докажите.
Особенности композиции.
В 1 действии «Грозы» два персонажа говорят о красоте природы. Чем отличаются эти высказывания? Какие черты персонажей отразились в их словах о природе?
Почему Островский не назвал драму «Гроза» именем главной героини?Какой нравственный смысл заключен в названии драмы?
Индивидуальные разноуровневые письменные задания (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А.Островского «Гроза»
3 вариант
Чем отличается от жителей города Кулигин?
Расскажите о семье Кабановых. Каковы нравы этой семьи?
Композиция пьесы.
Достоин ли Борис любви Катерины?
Могла ли Катерина найти счастье в семье? При каких условиях?
Смысл названия пьесы.
Индивидуальные разноуровневые письменные задания (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А.Островского «Гроза»
4 вариант
По каким законам живут в городе Калинове?
Почему Катерина «завяла», попав в дом Кабановых?
Почему Варваре не понять страданий Катерины?
Докажите правоту слов Варвары, что «любить Тихона на за что».
В чем суть основного конфликта?
Сможет ли город Калинов жить по – старому после смерти Катерины?
Индивидуальные разноуровневые письменные задания (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А.Островского «Гроза»
5 вариант
Борис говорит о себе: «Я вольная птица», но, по сути дела, кто свободней, Катерина или Борис?
Почему Катерина считает свою любовь к Борису «преступной»?
Уверены ли самодуры в своей правоте?
Проиграла или победила Кабаниха?
Докажите, что смерть Катерины – это протест?
Индивидуальные разноуровневые письменные задания (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А.Островского «Гроза»
6 вариант
Катерина – по –гречески «чистая».Почему Островский дает это имя своей героине?
Расскажите о взаимоотношениях матери с сыном (Кабанова и Тихон). Любовь? Уважение? Покорность? Боязнь? Лень спорить?
Сцена с ключом, ее роль в пьесе.
Для чего просит Кулигин деньги у Дикого? Как это его характеризует?
Какие поступки и высказывания Катерины свидетельствуют о ее честности, стремлению к свободе, прямоте?
учитель гимназии № 000
Контрольная работа по драме «Гроза»
Вариант 1.
Задания с кратким ответом (слово, словосочетание)
1. О каком герое идет речь: молодой человек, сирота, семья состоит, кроме него, еще из одного человека - его сестры. Он живет из милости у своего дяди, богатого купца, присвоившего себе причитающееся наследство, терпит его всевозможные унижения, надругательства.
2. Вспомните последнее свидание Бориса с Катериной, прощальное свидание. Ваша душа разрывается от жалости, от невозможности помочь любимой женщине. «Только одного и надо у Бога просить, чтоб…» - срываются с ваших уст горькие слова. Что же попросил герой у Всевышнего для своей возлюбленной, покидая ее?
3. Кому принадлежат слова (драма «Гроза»):
А) А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать. Знаете, что ваш дядюшка, Савел Прокофьич, городничему отвечал? К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет. Городничий и стал ему говорить: «Послушай, говорит, Савел Прокофьич, рассчитывай ты мужиков хорошенько! Каждый день ко мне с жалобой ходят!» Дядюшка ваш потрепал городничего по плечу, да и говорит: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами об таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: недоплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!» Вот как, сударь! А между собой-то, сударь, как живут!
Б) Да здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют.
В) Вот жизнь-то! Живем в одном городе, почти рядом, а увидишься раз в неделю, и то в церкви либо на дороге, вот и все! Здесь что вышла замуж, что схоронили, все равно. (Молчание.) Уж совсем бы мне ее не видать: легче бы было! А то видишь урывками, да еще при людях; во сто глаз на тебя смотрят. Только сердце надрывается.
Г) Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!
Д) Вот какой, сударь, у нас городишко! Бульвар сделали, а не гуляют. Гуляют только по праздникам, и то один вид делают, что гуляют, а сами ходят туда наряды показывать. Только пьяного приказного и встретишь, из трактира домой плетется. Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь забота. И спят-то всего часа три в сутки. А богатые-то что делают? Ну, что бы, кажется, им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так нет. У всех давно ворота, сударь, заперты и собаки спущены. Вы думаете, они дело делают, либо богу молятся? Нет, сударь!
Е) Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все. Хотелось тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что разбойник, и конец! Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю.
Ж) Что она это делает-то? Что она только придумывает? Ах, сумасшедшая, право, сумасшедшая! Вот погибель-то! Вот она! Бросить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не нашли никогда. Он руки-то жжет, точно уголь. (Подумав.) Вот так-то и гибнет наша сестра-то. В неволе-то кому весело!
З) Что прячешься! Нечего прятаться! Видно, боишься: умирать-то не хочется! Пожить хочется! Как не хотеться! видишь, какая красавица! Ха, ха, ха! Красота! А ты молись богу, чтоб отнял красоту-то! Красота-то ведь погибель наша! Себя погубишь, людей соблазнишь, вот тогда и радуйся красоте-то своей. Много, много народу в грех введешь!
4. Чье стихотворение цитирует Кулигин: Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас все гроза! Северное сияние загорится - любоваться бы надобно да дивиться премудрости: «С полночных стран встает заря»!
5. Вставьте пропущенные слова:
Как донской-то казак, казак вел коня поить,
………..молодец, уж он у ворот стоит,
У ворот стоит, сам он думу думает,
Думу думает, как будет жену ………
Как жена-то, жена мужу возмолилася,
Во скоры́-то ноги ему поклонилася:
Уж ты, батюшка, ты ли мил …………друг!
Ты не бей, не губи ты меня со вечера!
Ты убей, загуби меня со полуночи!
Дай …………моим малым детушкам,
Малым детушкам, всем ближним соседушкам.
Задания с выбором ответа
6. Добролюбов назвал «лучом света в темном царстве»?
А) Варвару
Б) Катерину Кабанову
В) Тихона
Г) Кулигина
7. Финал пьесы трагичен. Самоубийство Катерины, по мнению, является проявлением:
А) Духовной силы и смелости
Б) Духовной слабости и бессилия
В) Моментного эмоционального взрыва.
8. Речевая характеристика является яркой демонстрацией характера героя. Найдите соответствие действующим лицам пьесы:
А) «Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», «Ветры буйные, перенесите вы ему печаль-тоску»
Б) «Бла-алепие, милая, бла-алепие!.. В обетованной земле все живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный».
В) «Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так разговаривала».
1. Кабаниха 2. Катерина 3. Феклуша
9. Кому из героев пьесы принадлежат слова, ярко его характеризующие: «Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».
А) Варвара
Б) Катерина
Д) Феклуша
10. В речи героев присутствует (найдите соответствие):
А) Церковная лексика, насыщенная архаизмами и просторечием.
Б) Народно-поэтическая, разговорно-просторечная, эмоциональная лексика.
В) Мещанско-купеческое просторечие, грубость.
Г) Литературная лексика 18 века с ломоносовско-державинскими тенденциями.
1. Катерина 2. Кулигин 3. Кабаниха 4. Дикой
11. Статью «Темное царство» написал:
12. тесно сотрудничал с театром, на сцене которого были осуществлены практически все пьесы драматурга. Как называется этот театр?
А) Художественный театр
Б) Малый театр
В) «Современник»
Г) Большой театр.
13. Дайте определения: реплика, герой, драма.
Ответы
Вариант 1.
1. Борис Григорьевич
2. («…чтоб она умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго!»)
3. Кулигин, Катерина, Борис, Катерина, Кулигин, Дикой, Катерина, барыня
4. «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния»:
5. Добрый, губить, сердечный, уснуть.
8. Катерина, Феклуша, Кабаниха
10. Кабаниха, Катерина, Дикой, Кулигин
а) Москве;
б) волжском городе;
в) городе на берегу Оки.
Действие пьесы открывается русской народной песней:
б) “Среди долины ровныя”;
в) “Лучинушка”.
Кому принадлежат следующие репики:
2) “Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный!..”;
3) “Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле… Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много”.
а) Кудряш; б) Кулигин; в) Феклуша; г) Катерина; д) Кабаниха.
“Механик, самоучка механик”, “антик, химик” – это:
б) Борис;
в) Кулигин.
1)“Пронзительный мужик”, 2) “Ни за что человека оборвет”, 3) “Как с цепи сорвался”, 4) “Унять-то его некому, вот он и воюет”, – говорят о Диком:
б) Шапкин;
в) Кулигин.
Мать Бориса была:
б) купеческой дочкой;
в) мещанкой.
Борис приехал в Калинов, чтобы:
б) помочь с дядей;
в) получить свою часть наследства.
Какое условие поставила в завещании бабушка Бориса? Борис получит наследство, если:
б) получит хорошее образование;
в) покажет себя способным купцом.
“Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю. Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак”. Эти слова принадлежат:
б) Шапкину;
в) Кулигину.
Вставьте в монолог Кулигина нужные слова:
Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие (палаты, хоромы) … пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человечье …(потеряно, истрачено). А те им за малую…(мзду, благостыню) на гербовых листах злостные …(пасквили, кляузы) строчат на ближних. Судятся, судятся здесь да в губернию поедут, а там уж их и ждут да от радости руками … (хлопают, плещут).
Каких поэтов особо почитает Кулигин:
б) Рылеева и Радищева;
в) Ломоносова и Державина.
В 1-м действии Катерина в разговоре с Варварой рассказывает о:
б) своей жизни в доме матери;
в) своей тяжелой жизни в доме Кабановой.
Кому принадлежат следующие реплики, сказанные в ответ на страшные пророчества барыни (в 1-м действии):
2) “Ах, как она меня испугала”;
а) Варваре
б) Катерине.
Чьи реплики сопровождают ремарки автора:
2) “зажмуриваясь”;
3) “с ужасом”:
а) Катерины;
б) Варвары
Феклуша рассказывает о странах, в которых правят “салтаны Махмут турецкий и Махмут персидский” и живут люди с песьими головами:
б) Варваре;
в) Кабанихе.
Какой грех видит за собой Феклуша:
б) чревоугодие;
в) праздность.
Кто из героинь рассказывает следующую историю: “Такая уж я зародилась, горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в ложку и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!”:
б) Катерина;
в) Глаша.
Феклуше в поездах железных дорог видится:
б) красный конь.
С точки зрения Феклуши, женщины в Москве все худые потому, что:
б) много ходят пешком;
в) одержимы нечистой силой.
С какой целью Дикой приходит к Кабанихе:
б) обсудить дела в городе;
в) послушать Феклушу.
Где происходит свидание Катерины и Бориса:
б) в овраге;
в) на высоком берегу Волги.
О чем идет разговор между Кулигиным и Диким на бульваре (4-е действие):
б) о сооружении громоотвода;
в) о благоустройстве общественного сада;
г) о сооружении солнечных часов.
В какой последовательности происходят события, предшествующие публичному раскаянию Катерины :
б) Тихон говорит: “Катя, кайся, брат, лучше, коли в чем грешна. Ведь от меня не скроешься, нет, шалишь! Все знаю!”;
в) “Борис выходит из толпы и раскланивается с Кабановым”;
г) 2-й говорит: “Уж ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет! Верно тебе говорю: потому знаю. Либо уж убьет кого-нибудь, либо дом сгорит; вот увидишь: потому, смотри, какой свет необыкновенный!”;
д) Катерина видит картину Страшного суда, изображенную на стене галереи, и восклицает: “Ах! Ад! Ад! Геенна огненная!”
Какие герои представлены в последней сцене драмы:
г) Кабаниха;
б) Кабанов;
д) Варвара;
в) Борис;
е) Дикой.
Кому принадлежат слова: “Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!”:
б) Борису;
в) Кулигину.
Ответы к тесту
1.– б.
3. 1) б; 2) в; 3) г.
5. 1),3) А; 2),4) Б.
10. Жестокие, жестокие, бедность нагольная, коры, насущного хлеба, хоромы, истрачено, благостыню, кляузы, плещут.
13. 1) – а; 2) – б.
14. 1) – б; 2),3) – а.
23. – б-в- а-г-д.
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.
Б о р и с. Эх, Кулигин, больно трудно мне здесь без привычки-то! Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю. Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак.
К у л и г и н. И не привыкнете никогда, сударь.
Б о р и с. Отчего же?
К у л и г и н. Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать. Знаете, что ваш дядюшка, Савел Прокофьич, городничему отвечал? К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет. Городничий и стал ему говорить: «Послушай, говорит, Савел Прокофьич, рассчитывай ты мужиков хорошенько! Каждый день ко мне с жалобой ходят!» Дядюшка ваш потрепал городничего по плечу, да и говорит: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами об таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: недоплачу я им но какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!» Вот как, сударь! А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое истеряно. А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям. Судятся-судятся здесь, да в губернию поедут, а там уж их и ждут да от радости руками плещут. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; водят их, водят, волочат их, волочат; а они еще и рады этому волоченью, того только им и надобно. «Я, говорит, потрачусь, да уж и ему станет в копейку». Я было хотел все это стихами изобразить...
Б о р и с. А вы умеете стихами?
К у л и г и н. По-старинному, сударь. Поначитался-таки Ломоносова, Державина... Мудрец был Ломоносов, испытатель природы... А ведь тоже из нашего, из простого звания.
Б о р и с. Вы бы и написали. Это было бы интересно.
К у л и г и н. Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят. Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается; да не могу, люблю разговор рассыпать! Вот еще про семейную жизнь хотел я вам, сударь, рассказать; да когда-нибудь в другое время. А тоже есть что послушать.
Входят Ф е к л у ш а и д р у г а я женщина.
Ф е к л у ш а. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростью и подаяниями многими! Я так довольна, так, матушка, довольна, по горлушко! За наше неоставление им еще больше щедрот приумножится, а особенно дому Кабановых.
Уходят.
Тесты
B1. Укажите литературный род, к которому принадлежит это произведение.
B2. Определите жанр пьесы «Гроза».
ВЗ. С каким литературным направлением связаны имена русских поэтов М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина, упомянутых в речи Кулигина?
B4. Напишите термин, которым обозначают слова и формы разговорной речи, придающие речи Феклуши грубоватый, стилистически сниженный оттенок: «бла-алепие», «по горлушко», «наше неоставление» и т.д.
B5 Как называется средство художественной изобразительности, с помощью которого Кулигин характеризует город Калинов: «нравы жестокие», «бедность нагольная», «злостные кляузы»?
B6 Как называется развернутое высказывание одного из героев пьесы?
Входят Феклуша и другая женщина
Часть С
С1 . С какой целью А.Н. Островский включает в текст пьесы «Гроза» рассказ Кулигина о городе Калинове и их жителях?
С2. В произведениях каких русских писателей (поэтов, драматургов) возникает тема города и в чем эти произведения созвучны с пьесой Островского «Гроза»?
1. Какой конфликт лежит в основе пьесы А.Н. Островского «Гроза»?
В основе пьесы А.Н.Островского «Гроза» лежит трагический конфликт живого чувства Катерины и мертвых устоев «темного царства».
2. Кто из персонажей пьесы А.Н. Островского «Гроза» отно-сится к «темному царству»?
Самодурами и деспотами являются Дикой и Кабаниха, кото-рые и принадлежат «темному царству».
3. Что позволяет Тихону сказать, что их «семейство врозь рас-шиблось»?
Не выдержав деспотизма Кабанихи, кончает жизнь самоубий-ством Катерина, уходит из дому Варвара, совершенно безглас-ным и безвольным становится Тихон.
4. В чем состоит своеобразие речи Кабанихи?
Речь Кабанихи показывает натуру властную, что выражается в повелительном тоне: «Ну, разговаривай еще!», «В ноги, в ноги!» Говорит всегда назидательно. Она часто употребляет пословицы и поговорки, народные выражения и интонации.
5. В чем различие взглядов на жизнь Катерины и Варвары?
Катерина не привыкла лгать и изворачиваться, она не прием-лет лицемерия, не может притворяться, осознавая свою любовь к Борису как грех. Варвара приняла мораль окружающего обще-ства и научилась скрывать истинные чувства, лгать, изворачи-ваться.
6. С какой целью в пьесу А.Н. Островского «Гроза» введены песни Кудряша?
Песни Кудряша придают пьесе А.Н. Островского «Гроза» на-циональный колорит, а их содержание повторяет мотив запрет-ной любви замужней женщины к другому.
7. Какова функция образа Волги в пьесе А.Н. Островского «Гроза»?
Образ Волги показывает, что действие происходит в русском провинциальном городке. Величественная прекрасная Волга кон-трастирует с сонным застойным бытом города. Свободная Волга принимает в свои воды непокорившуюся Катерину.
8. В чем заключается смысл названия драмы А.Н. Островско-го «Гроза»?
Мотив грозы проходит через всю пьесу. Это и непознанное, а потому страшное явление природы. Это и гроза тирании Кабани-хи над Тихоном («Недели две никакой грозы надо мной не будет»). Что-то стихийное, грозовое в любви Катерины к Борису. Гроза — это страх возмездия за грехи. Гроза — это и символ непримирения с темным царством.
9. Какова функция пейзажа в пьесе А.Н. Островского «Гроза»?
Пейзаж выполняет двойную функцию. В начале пьесы он яв-ляется фоном, на котором развертывается действие, и подчер-кивает несоответствие между мертвым бытом калиновцев и пре-красной природой. Затем гроза вторгается в действие и влияет на исход драмы.
10. Какова роль эпизодической фигуры барыни в пьесе А.Н. Ост-ровского «Гроза»? Материал с сайта
Появление старой барыни с двумя лакеями совпадает с кар-тиной грозы. Зловещие речи барыни: «Что, красавицы? Что тут делаете? Молодцов поджидаете, кавалеров? Вам весело? Весело? Красота-то ваша вас радует? Вот, вот, в самый омут!» — проро-чат судьбу Катерины.
11. Опишите быт города Калинова.
Город Калинов расположен в красивейшем месте на берегу Волги. Но жителей мало волнует красота природы. Они равно-душны ко всему, что выходит за рамки домашних забот. В их сон-ный быт не проникают никакие достоверные сведения о жизни в других местах. Только странницы приносят чудовищно неле-пые слухи о землях, где живут люди с песьими головами. В горо-де царят невежество и застой, жестокие домостроевские нравы.