» » Библейское наставление для молодежи (В.Филат). Денис Самарин (МСЦ ЕХБ) Беседы на актуальные темы для христианской молодежи

Библейское наставление для молодежи (В.Филат). Денис Самарин (МСЦ ЕХБ) Беседы на актуальные темы для христианской молодежи
Главная > Документ

Темы

для молодежных малых групп

«Направь мой взор»

Дорогие руководители молодежи!

Пусть данное пособие для работы в молодежных малых группах «Направь мой взор» станет для вас хоть небольшой, но ощутимой поддержкой в вашем нелегком и вдохновенном труде на особо значимой территории Божьего поля – служению молодежи и подросткам. Темы рассчитаны по большей мере для молодых людей, которые недавно вступили на путь веры и теперь нуждаются в том, чтобы сформировать или выкристаллизовать свою христианскую позицию в различных сферах духовной жизни. Откройте двери малых групп и для ребят, ощущающих недостаток христианского общения. Мы верим, что вы сможете использовать предложенные темы не только как основу для проведения молодежных встреч, дискуссий, анкетирования, дополняя их своим накопленным опытом и материалом, но и разрабатывать по этому образцу новые, насущные именно для потребностей вашей молодежи. Порядок встреч по темам предлагается свободный, вы можете варьировать его по вашему усмотрению. Мы молимся о том, чтобы Христос, наш верный Руководитель, направил взор каждого из вас, а вы, в свою очередь, могли помочь это сделать вашим друзьям. Да будет ваш труд благословенным! «Будь образцом для верных в слове, в жизни, в любви, в духе, в вере, в чистоте…занимайся чтением, наставлением, учением. Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя» (1 Тим. 4:12, 13, 16). Будем благодарны за все пожелания, дополнения и идеи. Здесь мы вас ждем всегда: ym@ С молитвой, Молодежный отдел ЕАД

Условные обозначения :

- М олитва . Используйте самые различные и неожиданные подходы к молитвенному служению. Молитва может стать сильнейшим средством сближения вашей группы и духовного возрастания. Вот несколько предложений:
    Молитва руководителя.
Ведущий молится за всю группу или за каждого участника в отдельности.
    Молитва по кругу .
Между участниками встречи распределяются благодарности или молитвенные просьбы и каждый по очереди приносит Богу определенную просьбу.
    Молитва – цепочка
Ведущий начинает молитву, и все, по очереди, не произнося «Аминь», продолжают, дополняя ее. Это могут быть молитвы как прославления, так и молитвы-прошения.
    Молитва рядом стоящего
Предварительно узнав о желаниях, участники по кругу молятся за рядом стоящего.
    Еврейская молитва
Желающий славит Бога в молитве или суммирует просьбы. Остальные хором вторят ему фразами, обращенными к Богу, например, «Аминь!», или «Слава Тебе за Иисуса Христа» или «Благодарим!» и т. д.
    Тайный молитвенный друг
Участники пишут в записках свои молитвенные просьбы, подписываются и обмениваются ими. В течении недели молятся по этим просьбам, а затем на следующей встрече узнают, кто был их тайным молитвенным другом и что произошло за неделю.
    Молитва поп корн
Идея заключается в том, что молитвы произвольно, непрекращающийся потоком, друг за другом, по очереди произносятся всеми желающими, пусть даже дважды одними и теми же участниками. По завершении «хлопков» руководитель произносит «Аминь».
    Единая молитва
Каждую встречу вы выбираете общую проблему: одного человека или группу, служителя, регион или сферу жизни и всей группой в единстве в течении недели молитесь об этом.
    Молитвенное время
Определите общее, наиболее удобное время молитвы в течении дня или вечера вашей группы. Напоминайте при встречах о нем и вдохновляйте ребят молиться.
    Молитва изменения
Научите ребят превращать просьбы, даже самые насущные, в благодарности. Условьтесь, что в молитве будет звучать за все лишь хвала Богу. Иногда это непросто, но вы почувствуете радость от этой молитвы.
    Молитвенная цепочка
Распределите время между участниками так, чтоб весь день или сутки были охвачены молитвой. Это будет для вас особым переживанием.
    Телефон молитвы
Выберите желающего (можно даже из старших членов Церкви), который, к примеру, на предстоящей неделе имел бы постоянную связь по домашнему или мобильному телефону и мог «дежурить» на «телефоне молитвы». Это должен быть человек, которому ребята доверяют. Условьтесь, что, по возможности, вы будете молиться вместе по телефону или дежурный поддержит в молитве того, кто позвонил самостоятельно.
    Молитвенный стенд
Если у вас еще нет подобного, организуйте в молодежной комнате или в холе Церкви молитвенный стенд. Каждый подошедший, посмотрев на этот стенд в разделе: "Ответы Божьи" увидел бы могущественные дела Божьи в жизнях ребят из вашей церкви, к тому же он смог бы оставить свои нужды в разделе "Письма в небо" для вашей церковной молитвенной группы. Несколько практических советов: стенд можно сбить из ДСП или сделать из куска пенопласта, затем обтянуть его материей (например, тёмно-синей), для крепления листков с нуждами используйте кнопки. Есть и другой вариант - на стенд помещать только ответы на молитвы, а для сбора нужд поставить корзинку "Небесная Почта". Более творческий подход позволяет оформить стенд в виде… яблони. Нужды помещаются на ту половину, где изображены листья, а ответы - на половину с изображёнными спелыми плодами.
    Молитвенный друг
Молитесь о том, чтобы Господь подарил вам молитвенного друга, такого человека, с которым бы вы были откровенны и честны.Пение Используйте все возможные ресурсы для пения, музыкального оформления встречи. Научите молодежь тому, что музыка – сильнейшее средство в привлечении сердец для Бога.Исследование Писания П редставление темы Цель встречи
Вопросы, тесты, анкеты Обсуждения, дискуссии Миссионерские проекты В качестве источника идей по миссионерским проектам используйте пособие «Стартовые идеи» или другие книги, а также сайты: /base/index.shtml Домашнее задание Завершение встречи
    Лучше бы мне умереть Сохраняя веру Если бы ты меня любил, то согласился бы Во имя любви Я готов Игра под названием свидание Внутренняя борьба Чем мне заняться в субботу? Дух Святой и ты Жизнь, переполненная стрессами Выбор за тобой На игле Дети просто хотят повеселиться Доставлять радость людям Никто не совершенен Первый всегда одинок В поисках любви Какой канал смотреть? Христианство Честное слово Мы – это мир Достаточно мудрый Станем привлекательными! Итак, в чем различие? Взоры ввысь

Лучше бы мне умереть

Лучше бы мне умереть

Вопросы
    О чем вы начинаете думать, когда слышите слово «самоубийство»?
    попробуйте ответить на следующий вопрос: «Что делает вашу жизнь по-настоящему невыносимой?»
    Если бы ты услышал от друга следующие слова: «Лучше бы мне умереть», как бы ты отреагировал?
    Ниже приведено пять причин, по которым люди решаются лишить себя жизни, выбери одну из самых распространенных на твой взгляд и предложи способ решения подобной проблемы, исключая самоубийство.
А. Развод родителей ________________________________________________________ Б. Чувство одиночества (оставленности) ________________________________________ В. Разрыв отношений с любимым человеком ______________________________________ Г. Плохое отношение со стороны родителей _____________________________________ Д. Глубокая подавленность _____________________________________________ __ _____
    Родители Андрея развелись, когда ему было девять лет. В семье было трое детей, изсреди которых он самый старший. Он чувствовал себя очень одиноким и никому не нужным. Во время урока математики он написал записку о том, что ищет возможности совершить самоубийство, но затем выбросил ее. Вы нашли ее случайно. С Андреем вы знакомы около двух лет, но никогда не догадывались о его депрессии. Чтобы вы предприняли в таком случае. (выберите по желанию несколько вариантов)
А. Покажете записку классному руководителю ____ Б. Расскажете своим родителям об Андрее ____ В. Посоветуетесь с кем-нибудь в церкви ____ Г. Посмеетесь над запиской ____ Д. Подумаете, что он на это не способен, просто хочет привлечь внимание ____ Е. Выбросите записку и забудете о ней ____ Ж. Расскажете маме Андрея ____ З. Позвоните в милицию ____ И. Поговорите с Андреем о его чувствах ____ К. Будете молиться, чтобы кто-то ему помог ____ Л. Ваш вариант ответа __________________________________________________ Исследование Писания
    Прочитайте каждый текст из Библии, приведенный ниже и закончите фразу согласно прочитанного:
Евр. 4.15-16 Иисус знает, что я чувствую, потому что ____________________________ Галл. 6.2 Я несу ответственность за ___________________________________________ Пс. 22.4-6 Когда мне тяжело, Бог способен _____________________________________

Сохраняя веру

Тема: Вера Цель встречи Молодость – это время, когда у человека формируется рефлекторное мышление. Юношеская вера очень восприимчива, потому что она готова все испытывать. ОниМолодой человек чувствует себя уже достаточно взрослыем, чтобы слепо верить сказанному родителями. Данная тема позволяет вашей группе детально обговорсудитьить концепцию веры более выразительным путем.Молитва Пение Представление темы В качестве «ломки льда» Для разрядки обстановки можете начначните ать диалог с обсуждения фразы автомобилистамиов относительно тормозовах:: «Доверяй, но проверяй». Попросите присутствующих определить, есть ли что-то общее у этой фразы с верой христианина. Дайте возможность каждому по очереди закончить фразу: верить – значит … Диалог:
    пПопросите, чтобы каждый объяснил, почему он остановился именно на таком выборе. Каждая фраза рассматривает веру с разных сторон. Сделайте все возможное, чтобы каждый отвечал честно. Для этого можете провести анонимный опрос, а ответы можно будет зачитать в конце встречи. Цель данного опроса состоит в том, чтобы каждый мог определить для себя, в какой сфере своей деятельности он действительно проявляет веру. Данный опрос также рекомендуется проводить анонимно. Данные пункты вероучения помогут вашей группе проверить себя и подумать над тем, во что они верят. Если считаете необходимым, Может возникнутьпоговорите дискуссия п об основнымх доктринамх Церкви. Вы также можете раздать буклеты, где представлены все пункты вероучения и вместе рассмотреть их обсудить. Используйте это время для того, чтобы укрепитьеще раз утвердить то, во что беспрекословно веряту присутствующиеприсутствующих.. Дайте им возможность понять –, что сомнения сомнения допустимы, но главное в том, как мы реагируем на эти сомнения.. Сомневался Ддаже Иоанн Креститель сомневался (Лук. 7.:18-23). Попросите нескольких членов группы вслух продолжить предложенные фразы. Обсудите каждый текст, но на одном остановитесь более детально, обращая внимание и на контекст.

Завершение встречи: Подчеркните, что сомнения естественны. Бесспорно, каждый из них должен испытывать свою веру в Бога, в соответствии с верой их родителей. Пусть каждый из них посмотрит, насколько их жизнь соответствует тому их жизнь тому, во что они верят. ОтметьтеРасскажите, каккак вера влияет на качество жизни. Библия учит, что «вера без дел мертва». Рассмотрите еще раз пункт №3, чтобы более утвердиться в нем.Миссионерские проекты Домашнее задание
    Предложите молодежи расспросить своих родителей о их вере в Бога, о жизни после смерти, о Библии, чудесах, молитве и т.д. Спросите, что нового они получили после такого разговора.
    Соберите вопросы, которые они имеют о христианской вере. Пусть они запишут Ввопросы пусть запишут на бумаге, а вы пообещаете, что ответите и вернете им,. Э это должно проходить анонимно. Пригласите пастора, чтобы он помог ответить на вопросы, интересующие подростков.
Молитва Пение

Сохраняя веру

Вопросы:
    Назовите одного или двух людей, которые, по вашему мнению, обладают сильной верой в Бога?.
_______________________________________________________________________ 2. Обведите желаемые ответы на следующие высказывания в соответствии с тем, как вы думаете. (С – согласен, НУ – не уверен, Н – не согласен)
а) Верующий человек никогда не сомневается в Боге С НУ Н
б) Для большинства людей, вера является хорошей поддержкой С НУ Н
в) сСовременным людям гораздо труднее сохранять веру, чем людям во времена написания Библии С НУ Н
г) Вера помогает мне на школьных экзаменах С НУ Н
д) Бог не ожидает от нас постоянной верности С НУ Н
е) Если бы я стал очевидцем какого-нибудь чуда, то моя вера бы окрепла бы С НУ Н
ж) Вера помогает вылечиться во время болезни С НУ Н
з) Если в жизни не все складывается гладко, значит это проявляется недостаток веры С НУ Н
3. Оцените себя по шкале от 1 до 10, насколькокак вы проявляете веру в различных сферах своей жизни.
    В общении с друзьями ____ В семье ____ Во время свиданий ____ В работе ____ В школе ____ В свободное время ____ В жизни вообще ____
4. Ниже приведены выдержки из исповедания веры христианина. В каких вопросах вы абсолютно уверены, в каких сомневаетесь, а с какими не согласны.
1) верю в триединого Бога Уверен Сомневаюсь Не согласен
2) верю, что Христос воскрес из мертвых Уверен Сомневаюсь Не согласен
3) верю, что Слово Божие есть истина Уверен Сомневаюсь Не согласен
4) Яя верю, что попаду неа небо, когда умрупосле воскресения Уверен Сомневаюсь Не согласен
5) Вверю, что Бог постоянно отвечает на молитвы Уверен Сомневаюсь Не согласен
Изучение Писания 5. Прочитайте тексты из Библии и закончите данные фразы, согласно прочитанному. Рим. 10.:17 Вера от ___________________________________________________________________ Евр. 12:.2 Христос является ____________________________________________________ Евр. 11:.1 Вера – это ____________________________________________________________ Иак. 2:. 18-19 Вера познается в _____________________________________________________
  1. Тем, чтобы Минфин строго следил за исполнением этих договоренностей на региональном уровне

    Документ

    При этом хочу особо отметить и подчеркнуть, в некоторых субъектах я уже фиксирую снижение финансирования в некоторых отраслях за счет средств, выделяемых в рамках национальных проектов.

  2. Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» «Психолого-педагогическая и социальная помощь детям,

    Документ

    7.2. Особенности психолого-педагогического сопровождения подростков с девиантным поведением в специальных общеобразовательных школах закрытого типа ………74

  3. Тема: Основные организационные формы в крупномасштабном бизнесе

    Решение

    Развитие современного научно-технического прогресса в странах с развитой экономикой обусловлено размерами организации и эффективностью их инновационной деятельности.

  4. Тем, кто когда-то слушал «Арию» и «Мастера»

    Документ
  5. Тема Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Pr структуры и сми как элементы гражданского общества

    Документ

    Тема 1. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. PR - структуры и СМИ как элементы гражданского общества.

Душа

В сценке участвуют двое братьев и одна сестра. Сестра, символизирующая душу, с закрытыми глазами держит за руку по правую сторону от себя брата, символизирующего дух, а по левую сторону от себя держит брата, символизирующего тело. На груди у каждого висят повязки с надписями, обозначающими каждого – дух, душа, тело.

Душа:

Ох, правду сказал Павел: «Бедный я человек! Кто избавит меня от этого тела смерти? …Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю».

(душа опускает голову)

Тело:

Что ж не грусти, душа моя, покуда на земле, во мне ты.
Я, я твой властелин, поверь же и подчинись, душа моя.

Дух:

Мой преподаватель в семинарии Стефан Симандс учил, что мощнейшая стратегическая атака дьявола направлена на нашу самооценку. Чаще всего на ее занижение, а иногда – на ее завышение. Поэтому важнейшая задача христианского лидера – ободрение и укрепление тех, чья самооценка занижена и предупреждение тем, которые уклоняются в гордыню.

Культура окружающего нас общества имеет очень большое влияние на нас. Одна из важных характеристик этой культуры является ориентация на материальные достижения и ценности.

Ричард ЦИММЕРМАН

Земная, душевная, бесовская

Божьи откровения

Откровение Юрия Жеребилова (штат Пенсильвания).

Сейчас время приготовления к приходу Господа, время очищения и освящения, а мы видим веселье, пляски, хлопанье и танцы в доме молитвы; модные одеяния, блестящие золотые уборы и полуобнаженные тела. Это и есть современный дух служения! Только какому богу?!
Я вам скажу, откуда это явление взялось и распространилось по всему миру.

Я хотел бы сегодня говорить к молодёжи, потому что у молодёжи есть такое понятие, как истинная христианская дружба. Когда у человека ещё нет семьи, то онхочет иметь хороших друзей. Когда у него уже есть семья, то круг его общения – это жена или муж, дети – свой круг, свой очаг. И куда бы мы ни поехали и как хорошо бы там ни было, как хорошо бы там ни кормили, всё равно хочется домой.Это обычно с семейными так происходит, а вот с молодыми людьми по-другому. Скажу честно, вот у меня тут родина, я здесь родился, вырос, жил, но меня никогда сюда не тянуло. Только из армии сильно тянуло домой. Но когда я уезжал в поездки, то я рад был ездить хоть целый месяц, про дом даже и не вспоминал, потому что я был молодой человек, свободный.

Держи что имеешь (слайд 1)

Цель урока: учить подростков ценить своих верующих родителей и христианское воспитание, которое они получили в семье

Заинтересовка. (слайд 2) Предлагаются портреты различных правителей. Как вы думаете, что в этих людях общего? (они с молодого возраста занимали особое положение- царское. Например, Тутанхамон стал фараоном в 9 лет, Елизавета 2- в 25, Владимир Мономах – в 20, Иван Грозный – в 3 года, а Мария Стюарт считалась правящей королевой почти с рождения, так как ее отец умер когда ей было 6 дней). А как вы узнали, что это – не простые люди?
у них на голове есть отличительный знак- корона, венец.

Как вы думаете, легко ли носить его? (слайд 3)

1) его тяжело носить (Большая императорская корона в царской России весила 1,9 кг, императорская корона Елизаветы 2 весила 3 кг, корона Врацлава 2,5 кг)

2) его все видят (зависть)

3) с ним ты должен постоянно «держать марку»

4) дает преимущества

5) есть люди, которые хотят тебя лишить короны

Основная часть.

Что в нашей жизни является таким венцом? (после ответов из зала слайд 4) Притчи 1:8-9. Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, потому что это — прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей.

Это наставления родителей. С ними иногда бывает так же сложно идти по жизни. Может быть, кто-то из вас когда-то думал, что он зря родился в христианской семье. Давайте для примера посмотрим, как живут другие дети. (слайд 5)

В России 748 тыс сироты

В детских домах 105 тыс детей

Под опекой, усыновление- 68 тыс детей

В неполных семьях воспитывается 7,1 млн детей в России

Но даже в полных стабильных семьях есть свои проблемы. (слайд 6)

По статистике, отец проводит с ребенком 5 минут в день, мать- 1 час. Если оба родителя работают, то они проводят с ребенком в среднем 19 минут + еще 16 минут в которые они делают одновременно какое-то дело. Ребенок предоставлен сам себе 23,5 часа в сутки. Что может в него вложиться? Но тем не менее, ребенок за первые 5лет своей жизни познает больше, чем за любые другие 5 лет. (слайд 7)

Если ребёнок видит вражду - он научится осуждению и злобе.

Если ребёнок слышит насмешки - он станет застенчив.

Если ребёнка ругают, то он будет жить с чувством вины.

Если же он увидит терпимость и прощение, то вскоре и сам научится терпеть и прощать.

Если ребёнка хвалят - он вырастет благодарным и уверенным в себе.

Если к нему справедливы - он познает правосудие.

Если его любят - он познает любовь.

Давайте посмотрим на библейские примеры. Кто они, дети верующих родителей? (по описанию определить личность)

  • Был вторым человеком при дворе языческого царя. Был объектом постоянной зависти придворных. В юном возрасте был захвачен в плен. Его вера подверглась сильному испытанию дважды: в юном возрасте и второй раз в зрелые годы чуть не расстался с жизнью.
  • Воспитывался в царском дворце в традициях и обычаях языческого народа. Получил прекрасное образование, но предпочел страдания и тяготы жизни с Божьим народом роскоши дворца. Выполнил сложную миссию руководства трехмиллионной толпой людей.
  • О нем мать молилась еще до рождения. Но воспитывался он не в родительском доме. Под его руководством Израиль сплотился в единую нацию, готовую противостоять врагам. Был пророком, имел очень близкие отношения с Богом.
  • Во время царствования этого правителя Израиль переживал свой расцвет. Серебро не считалось драгоценностью, потому что его было очень много. Войн не было. Велись многочисленные постройки, налаживались связи с другими странами. Сам царь прославился не только своими дипломатическими способностями и бессчетным богатством, но и необычайным умом.
  • Первый правитель объединенного Израильского царства. Ему принадлежит заслуга завоевания Иерусалима и переноса столицы именно туда. Имел очень близкие отношения с Богом, множество фактов через него было предсказано о Христе.
  • Занимал руководящую должность, спас от гибели целый народ. Прошагал десятки километров по пустыне, имел большое любящее сердце.

Библейская история.

Давайте последнего персонажа рассмотрим более подробно. Мы будем смотреть на этапы его жизни, а вы подумайте, насколько сложно ему было остаться верным Богу в этой ситуации, сохранить родительские наставления.

(чертим график, ось по горизонтали- этапы жизни, ось по вертикали- сложность)

  • Ненависть братьев Быт 37:4
  • Продажа собственными братьями Быт 37:28
  • Успех в делах Быт 39:2 (успех тоже может быть сильным искушением- где-то своровать, солгать, возгордиться)
  • Ложное обвинение Быт 39:19 (обратите внимание, что он не пытался себя защищать)
  • Темница Быт 39:20 (сколько лет он там сидел?) -одиночество
  • халатность виночерпия Быт 40: 14, 23
  • второй после фараона Быт 41:40

По нижней границе испытаний проведите черту. Как вы думаете, сложно ли было ему следовать отцовским принципам? А следовал ли он им? Давайте прочитаем Быт 48:5. Почему Иаков назвал их своими сыновьями? Он увидел в них евреев, а не египтян! Иосиф понял за эти годы, что папино воспитание РАБОТАЕТ, и что если жить так, как папа учил, то ты реально будешь иметь благословение от этого.

Применение.

Говорят, что родителей не выбирают. И те правители, которые родились в царских семьях, не выбирали себе родителей. Но нам повезло несказанно больше их! Как вы думаете, почему? (5 причин записать) (слайд 8)

Мне понравилось высказывание одного пастора: « Если говорить обо мне, то никто не может сказать в мой адрес: «Из болота – к Богу». Я там не был, и, честно говоря, даже близко никогда не подходил (может быть, это не столь романтично, как традиционный сценарий «из тюрьмы – на кафедру», который расходится миллионами экземпляров). Но то, что я избежал «болота» – не моя заслуга. Я уверен, что именно молитвы моей матери не дали сбиться мне с пути. Молитва – лучший способ привить вашему сыну или дочери христианские ценности.»

Библия говорит, что «не знать глубин сатанинских»- это огромный плюс. И Христос говорит, что не наложит на таких людей иного бремени, как только держать то, что мы имеем.

А это не настолько и трудно… прежде всего мы должны держаться тех принципов, которые заложены в нашей христианской семье.

В Библии написано, что награда от Господа- дети. Подумайте, посчастливилось и вашим родителям, что вы- их сын или дочь? (слайд 9) Подумайте, что из перечисленного можно отнести к вам: (на медали) 1) я всегда стараюсь им помогать 2) я всегда их понимаю 3) я всегда за них молюсь 4) я стараюсь их не раздражать 5) я стараюсь радовать их моими успехами в школе

А вот и обратная сторона медали. (слайд 10) Подумайте, сколько из перечисленных пунктов подходят к вам: 1) я часто поступаю по-своему 2) я могу повысить голос на родителей 3) я не люблю делать работу по дому 4) я мог бы учиться лучше, но этого не делаю 5) мне приходится повторять по нескольку раз, чтобы я сделал то, что нужно

Методика проведения урока для подростков

Построение новой темы урока для подростков

Как обучать подростков?

При работе с подростками мы должны помнить, что это возраст «Исключения из правил»

Требования к проведению урока для подростков :

  1. Начните урок вовремя
  2. Узнайте, что волнует их
  3. Молитесь про руководство ДС
  4. У учеников должны быть ручка и конспект
  5. При подготовке помните, что для подростков очень важна заинтересованность в том, что вы учите.

Построение новой темы

  1. Сосредоточьте внимание (заинтересуйте)
  2. Ищите, и найдите ответ на проблему
  3. Научите применению
  1. Сосредоточение внимания (5 мин.)

Детей можно заинтересовать таким образом :

  1. Объявите подросткам тему урока
  2. Задайте вопрос по теме урока

Пример : Знаете ли вы, что значит праздник Крещение?

  1. Пробудите интерес к беседе, затрагивая более глубокую духовную проблему или жизненную ситуацию
  2. Поставить перед ними проблему, рассказав эпизод из жизни, статьи, фильма.
  3. Раскрываем суть проблемы и начинаем искать ответ в Библии вместе с ними.
  1. Ищите и найдите ответ

У учителя должен быть план беседы, а не проповедь

    1. Ищите вместе с ними ответ из Библии на существующую проблему
    2. Прежде, чем искать ответ в Библии надо их убедить, что эта книга от Бога.
    3. Общение должно быть чисто семейным, за «Круглым столом» (Можно за чашкой с чаем).
    4. Выбрать стих соответственно духовному уровню детей, чтобы он отвечал их мышлению
    5. Сначала выслушайте их мысли, и только потом сделайте вывод.
    6. Потом читайте Библейский стих или стихи отвечающие на вопрос (они должны быть взаимосвязаны между собой)
    7. Мы должны постепенно подниматься по ступеньках (для этого мы должны сами хорошо знать Слово Божье)
    8. Постарайтесь заинтересовать всех, а не только самых активных. Брать участие должны даже те, чья мысль не всегда правильная.
    9. Используйте индивидуальный подход к каждому ребенку.

(В преподавании используйте различные методы. Не следует говорить то, что подросток и сам знает.)

Основные принципы при работе с подростками

  • Подростки учатся лучше, если сознают, что им это необходимо
  • Подростки учатся лучше, если они сами ставят себе задания, и сами решают их.
  • Подростки имеют потребность в большей самостоятельности
  • Подросткам необходимо постоянно открывать что-то новое, искать смысл жизни
  • Подросткам необходимо знать, что учитель учится вместе с ними. Это делает занятия более интенсивными для них, и сопутствует духовному развитию.

Хорошо запомнить следующую фразу, и сказать ее на первом уроке:

« Я могу ошибаться, и вы будете видеть мои ошибки, но я прошу Господа, чтобы Он учил меня и помог исправлять мне ошибки …»

Мы должны помнить, что наше внимание должно быть сконцентрировано не на том, кто лучше справится с заданием, а на предмете. Меняйте методы как можно чаще. Используйте опыт других, проявите творчество и постоянно совершенствуйтесь в преподавании.

Пусть Господь вас благословит!

Многие мои коллеги, священники, организаторы молодежной работы на приходе, руководители христианских молодежных объединений, часто спрашивают меня: о чем можно говорить на дискуссиях среди христианской молодежи. В клубах, на интернет-форумах, во время слетов. Решил сделать им Рождественский подарок - и накидать немного идей для выбора тематики. Кстати, можете смело в комментариях добавлять свои предложения - это только приветствуется

Хорошо подобранная тема - весомая часть успеха, это понимает каждый организатор. Однако не стоит забывать, что предмет обсуждения и его постановка обязательно должны учитывать специфику аудитории, опыт ее церковной жизни, практику участия в дискуссиях и многие другие аспекты. Здесь также важен формат, способ построения общения, регламент дискуccии и, конечно, мастерство ведущего или, как его сегодня называют, - модератора

Сразу выскажу свою позицию относительно ценности таких дискуссий, чтобы обозначить область возможно ожидаемого и не требовать от дискуссии сверх того, что она реально может дать:

Открытое выражение . Да, это важно, чтобы молодые люди имели возможность выразить свои, какими бы они не были, взгляды на тот или иной вопрос. Создать такое пространство, в котором позиция другого априори уважается, очень ценно. Дискуссия - это не сдача экзамена в семинарии, это не лекция, это свободный обмен позициями, вопросами, суждениями, сомнениями. Ценность этого во многом в самом факте, в самой возможности - говорить то, что ты считаешь и иметь право получить обратную связь на свое видение, аргументированную и учитывающую то, что собственно ты сказал

Диалоговый тренинг. Уметь слушать другого, уметь выражаться самому. Это полезно как и для молодых людей, так и для опытных священников, желающих наладить коммуникацию с подрастающим поколением. В моменте дискуссии мы порой не столько доходим до окончательных ответов, сколько проживаем процесс столкновений, аргументации, поиска уточнений. Ответы могут прийти и позже. Качественный диалоговый процесс - это немаловажный результат.

Свободная рефлексия. Меня не раз пытались убедить, что есть вещи, которые не имеет смысла обсуждать, как-то на их тему рефлексировать, поскольку назвавшись "христианином", ты сразу как бы отказываешься от активного осмысления целого ряда позиций. "Так - значит так", - учат некоторые. Но в этой позиции относительно молодежной работы - есть некоторое методологическое упущение. Дело в том, что когда мы обсуждаем некоторое даже догматическое положение, мы обсуждаем не его само, не его истинность, а наше восприятие его содержания, отражение догмы в нашем сознании. Тем более, когда мы ведем речь о том периоде жизни человека, которая называется молодость. Этот период - процесс постоянных инверсий, пересмотров, постановок сложнейших вопросов, острых, неудобных, противоречивых. Это неостанавливающийся поиск. И в этом контексте я считаю весьма опасным превратить духовное пространство молодого человека в полуживой список догматических установок,ведущий в итоге к утверждению номинативных ценностей, которые не просто не углубляются в нем, а иногда и вовсе - проявляются лицемерным поведением. Пространство дискуссии - это пространство свободного осмысления, на том уровне и в тех понятиях, которыми обладают люди, в ней участвующие, вне зависимости от того, как "надо", "правильно", "как написано". По принципу "а вот так есть на самом деле", в голове и сердце этого конкретного молодого человека, "здесь и сейчас"

Для организатора дискуссии вполне реальными результатами могут стать:

Выявленная картина взглядов участников дискуссии на определенные вопросы и темы

Развитие отношений с участниками, налаживание контакта

Уточнение некоторых непростых вопросов, коррекция собственной позиции и позиций участников

Подготовка к некоторым последующим действиям, шагам, мероприятиям (в таких случаях нередко дискуссии используются как превентивные меры для разведки ситуации по тому или иному вопросу)

Появление новых идей для дальнейшей работы с группой по типу "А хорошо было бы в связи с этим..."

Проявление лидеров и других "ролей" среди участников группы, очертание определенной социометрической геометрии

Выбор названия для дискуссии - ещё один немаловажный этап. Должно быть: ярко (обратить внимание), понятно (доступное содержание), привлекательно (вызывать интерес). В своей практике, к примеру, нередко использую следующую схему для формулировки названия: [Основной посыл (вопрос, противопоставление, актуальный образ и др.)] --> [уточнение (фокусировка темы)]

Ну что ж, теперь к темам. Разбил я их на небольшие группы, чтобы можно было увидеть и принцип их поиска.

Актуальное и острое

  • Уроки Pussy Riot: чему мы научились и чему нет? Послеловие к одному кощунству.
  • Хочу, чтобы меня видели. Ещё раз о православном дресс-коде...
  • Информационные войны: страшилка или реальность? Молодежь на информационном фронте.
  • Осторожно, запад! Ценное и опасное в западной культуре. И есть ли она на самом деле?..
  • Как отвечать за мерседесы архиереев? Неудобные вопросы перед молодым христианином
  • Были ли на Болотной православные? Вера и политический протест
  • Ювенальная юстиция: зерна от плевел. Объективный разговор
  • Государство и Церковь: кто кому нужен?

Реальная Церковь

  • "Лагеря" среди священников. Почему так и иначе?..
  • Когда традиция мешает вере?
  • Воцерковление и расцерковление: поколения в Церкви.
  • Область сомнения: о чем можно рассуждать христианину?
  • Понимаю и принимаю? По положениям Основ социальной концепции РПЦ
  • Мирянин в Церкви: от послушания к апостолату и обратно.
  • Реконструкция или строительство? И при чем здесь православные молодежные балы?

Молодежная культура

  • Христианские мотивы в творчестве Виктора Цоя. Можно ли говорить о Боге на языке электрогитар
  • По кому плачут эмо?.. Молодежь и их проблемы с зеркале субкультур
  • Байк, храм и пиво. Что можно сочетать?
  • "Православные шашлыки". Все ли формы уместны?
  • О чем говорят татуировки? Духовные искания современной молодежи

Молодежь на приходе

  • Точка входа. Открыты ли храмы для молодых?
  • Нужны ли молодежи свои формы храмовой жизни? Достоинства и соблазны "молодежек"...
  • Местечка не найдется? Готовы ли приходские общины к большому числу молодежи?
  • Молодежные общины: за и против.
  • Фантом комсомола: нужна ли Церкви единая молодежная организация?
  • Мы к ним, или они к нам. Кто, где и кого ждет? Проблема христианской миссии среди молодежи.
  • Почему я не иду в молодежный клуб при храме? Границы возможностей православных молодежных объединений

Семья, секс и любовь

  • Сексуальные отношения: о чем говорят Отцы Церкви?
  • У меня есть бойфренд. Любовь до брака...
  • Семья: рай для него или роддом? Христианский взгляд на семью
  • В поисках супруга... Каким должен быть избранник?
  • Молодая семья: защитит ли венчание от развода?
  • Жить ли с тещей? Отношения молодожен и родителей.
  • Цена девства. Оправдывает ли цель средства?
  • Многодетность - учит ли этому Церковь?

Век двадцать первый

  • Вести за собой. Проблема лидерства в христианстве.
  • Бесконечный серфинг: молодой человек в информационном пространстве.
  • Существуют ли интернет-грехи? Киберповедение молодого христианина.
  • Выбор профессии. Есть ли ответы у Церкви?
  • Карьера: на земле и на небе...
  • Верующий и богатый. Настолько ли узко игольное ушко?
  • Куда успеть? Успех в современном мире.

Другие

  • Мой друг - протестант. Проблемы общения и взаимодействия с представителями других конфессий.
  • Религия - одна или множество?
  • Глазами гея. Христианство и сексуальные меньшинства...
  • Почему так мало пандусов в храмах? Об изоляции людей с инвалидностью

Служение людям

  • Поволонтерим? Ириски и риски добровольчества.
  • Дети-сироты. Как сделать нашу помощь результативной?
  • Равный - равному. Чем мы можем помочь друг другу?
  • Ради кого? Мотивы социального служения молодежи

Хорошего, плодотворного и живого общения вам!

Алексей Газарян (c)