Грех жаловаться!
Церковь Богоматери (Onze-Lieve-Vrouwekerk, она же - Нотр-Дам в Брюгге) - готический Храм со второй в Бельгии по высоте башней (122 метра; башня одноименной церкви в Антверпене выше на один метр) с острым навершием и четырьмя колоколенками вокруг него, которая видна почти повсюду в Брюгге, построен в XII-XIII веках.
Фотографировать Храм трудно - он «зажат» соседними зданиями:
Сегодня внутренняя конструкция Храма несколько необычна: есть, так сказать, «передняя» часть, открытая для всех посетителей, а за алтарём находится внушительных размеров «задняя» часть, в которой находятся основные художественные и исторические ценности, и в которую вход - платный.
Вот так мы увидели интерьер церкви в «передней» её части:
общий вид (внимание: вверху - распятие, датируемое 1594 годом!):
Традиционная предалтарная перегородка:
Очень необычная композиция: маленький Иисус с … папой:
а здесь он же с «представителем истинного Отца»:
Естественно, что мама Иисуса представлена в посвящённом ей Храме многообразно:
Относительно следующего художественного объекта позволим себе привести выдержку из сопровождающего его текста:
«Этот вариант изображения яслей младенца Иисуса высечен из ствола тысячелетнего вяза, который был срублен в бельгийском местечке Knesselare. Умершее дерево собирались выбросить, как бесполезное, однако священник и самодеятельный скульптор Omer Gilliet из маленького портового городка Breskens создал из него нечто новое, ценное и живое. Как родители зачастую говорят о своих детях, как о Б-жьих дарах, так и в этом своём творении автор увидел дар Небес. В том, что эта скульптура принадлежит Брюгге, общепризнанному «городу мостов», содержится особый смысл: сам Иисус являл собой некий мост между Б-гом и людьми.»
Пожалуй, главная художественная ценность церкви, привлекающая в неё десятки тысяч туристов ежегодно, находится в одном из четырёх боковых приделов (датируемых концом 12-го века) общедоступной части; здесь можно увидеть проход к этому приделу:
В центре композиции находится единственное скульптурное произведение великого Микеланджело Буонарроти (Michelangelo di Francesci di Neri di Miniato del Sera i Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni) «Мадонна с младенцем» (её часто называют «Мадонна Брюгге»), покинувшее (в 1506 году) пределы Италии при жизни автора:
Эта небольшая (всего-то 127 см) работа изваяна из каррарского мрамора (marmor lunensis), как и микеланджеловский же Давид во Флоренции. Вот что писал об этой Мадонне знаменитый автор биографических романов Ирвинг Стоун (Тенненбаум) (Irving Stone) : «Она противилась, не хотела отпустить от себя этого прекрасного, сильного и проворного мальчика, ухватившегося своей ручонкой за ее ограждающую руку, - вот почему она прикрывала сына краем своего плаща. У мальчика, чувствующего настроение матери, тоже таится в глазах печаль. Он полон сил и отваги, скоро он соскочит с материнских колен и покинет это надежное убежище, но вот теперь, в эту минуту, он вцепился в руку матери одной своей рукой, а другую прижал к ее бедру. Быть может, он думает сейчас о ней, о своей матери, опечаленной неизбежной разлукой: ее сын, так доверчиво прильнувший к коленям, скоро будет странствовать в мире один»
Прежде, чем перейти в «заднюю», платную часть Храма, покажем фрагменты двух других боковых приделов:
В «задней», точнее - заалтарной части находится ещё одно сокровище церкви – гробницы герцога Бургундского Карла Смелого, погибшего в битве при Нанси в 1477 году, и его дочери, Марии Бургундской, матери императора Карла V, скончавшейся в возрасте 25 лет в 1482 году от несчастного случая при падении с лошади. Ее выбор – брак с наследником габсбурской короны Максимилианом – оказал решающее воздействие на судьбы Европы. Будь выбор Марии иным, предпочти она французского дофина – и не быть бы великой империи Габсбургов, и нынешняя карта Европы могла бы быть совершенно иной…
Там рядом ещё находятся два могильных углубления, история которых осталась нам неизвестной, но они представляют несомненный интерес с точки зрения оформления:
Ещё там можно увидеть несколько произведений сакрального ювелирного искусства:
В церкви находится много произведений живописи. Вот несколько, показавшихся нам интересными и одновременно удобными для фотографирования:
очень интересный настенный образец смешения скульптуры и живописи:
Adriaen Isenbrandt: «Onze Lieve Vrouw van Zeven Smarten (Богоматерь Семи скорбей)»:
Это лишь одно из многих полотен, вдохновлённых евангельским сюжетом. Для информации – другое творение на эту тему, созданное великим Альбрехтом Дюрером (Albrecht Dürer):
Pieter Pourbus: «Het laatste avondmaal (Тайная вечеря)»:
Michelangelo Merisi da Caravaggio (Караваджо): «Cena in Emmaus (Ужин в Еммаусе)»:
Это - одно из нескольких полотен, написанных Караваджо на эту библейскую тему. Наиболее известное из них находится в Национальной Галерее в Лондоне (обратите внимание на то, насколько здесь необычен облик Иисуса):
Эта тема вдохновляла многих живописцев. Вот экспонирующееся в Лувре полотно великого Рембрандта:
Hendrik Van Minderhout: «Binnenzicht van de Onze-Lieve-Vrouwkerk (Интерьер Церкви Богоматери)» (2-я половина 17-го века):
Групповой портрет городской элиты:
Образцы деревянной скульптуры - элементы оформления исповедальных кабинок:
Конечно же, не могли мы спокойно пройти мимо витражей:
Ну, и напоследок, уже по выходу из Храма мы увидели на стене близстоящего дома вот такую скульптуру:
- Адрес: Mariastraat, 8000 Brugge, Бельгия
- Телефон: +32 50 34 53 14
- Высота: 116 м
- Материал: кирпич
- Архитектурный стиль: Готическая архитектура
- Дата основания: 12-13 в.
Является своеобразной сокровищницей, в которой спрятаны удивительные и интересные архитектурные объекты. Несмотря на небольшие размеры, в этом городе буквально на каждом шагу открыты музеи, памятники архитектуры и истории. Прогуливаясь по Брюгге, невозможно не заметить одну из его главных – церковь Богоматери.
Архитектурный стильХрам представляет собой архитектурный комплекс, состоящий из нескольких сооружений. Перед тем как предстать перед публикой в своем нынешнем виде, церковь прошла долгое и мучительное строительство. Сегодня это самое высокое сооружение в . Ее 45-метровый шпиль будто вонзается в открытое фламандское небо. Это здание, высота которого составляет более 120 метров, не может не выделяться на фоне других исторических сооружений города.
При входе в Церковь Богоматери в Брюгге можно встретить двухметровые фигуры двенадцати апостолов, а также фигуру женщины, которая олицетворяет собой Веру и Благую Весть. Раннеготический центральный неф возвышается над боковыми нефами и венчается крестообразным сводом. Западная часть храма является точной копией церкви в . Она также выполнена из голубого камня. Пять арок и трехсторонняя апсида венчают собой основной алтарь, который украшен асимметричными пилястрами, колоннами и узорчатыми капителями.
Главные достопримечательности церквиЦерковь Богоматери в Брюгге уникальна не только тем, что сочетает в себе готический и романский стиль. Она, прежде всего, известна тем, что здесь хранится скульптура «Дева Мария с младенцем», которая была создана руками самого Микеланджело. Скульптура была сотворена в 1505 году и считается единственной работой, которая была вывезена из Италии еще при жизни Микеланджело. Изначально она создавалась для Сиенской церкви, но автор продал ее неизвестному купцу, который и подарил ее церкви Богоматери в Брюгге. Во времена Французской революции и немецкой оккупации статуя была похищена, но оба раза возвращалась назад.
Другой достопримечательностью, или можно сказать реликвией, Церкви Богоматери в Брюгге являются два саркофага с красивейшими надгробиями. В одном из них покоится последний бургундский правитель Карл Смелый, а во втором – его дочь Мария. Мария прожила короткую, но счастливую жизнь. Она была супругой Максимилиана I Габсбурга, который называл ее самой красивой женщиной в мире. Помимо этих реликвий, в храме хранятся останки известных священнослужителей:
- епископа Майнца;
- Хилариуса;
- Киробальдуса.
Церковь Богоматери находится на улице Mariastraat между двумя другими улицами Брюгге - O.-L.-Vrouwekerkhof-Zuid и Guido Gezelleplein. Рядом с ней открыт музей Пикассо. Всего 68 м от церкви расположена автобусная остановка Brugge O.L.V. Kerk, до которой можно доехать по маршруту № 1, 6, 11, 12 и 16.
Брюгге - один из самых колоритных городков Бельгии. Это город, словно специально созданный для неспешных пеших прогулок. Здесь множество достопримечательностей, немало исторических или просто старинных зданий. Среди последних - и церковь святого Жиля.
Расположенная в северной части города, она датируется 15 веком. Это единственная в Брюгге церковь с часами - стиль, характерный для сельской местности. Внутри находится несколько замечательных картин, созданных примерно в 18 веке, внутреннее убранство украшают детали из дерева - резная кафедра, несколько исповедален 18 века, деревянная статуя покровителя церкви Сен-Жиля, окна украшены витражами. Местный орган считается одним из лучших в городе.
В настоящее время здесь нередко устраиваются концерты классической музыки.
Иерусалимская церковь
Самая необычная церковь Брюгге, единственная в городе сохранившая первоначальный готический интерьер.
Она была куплена семьей богатых торговцев и финансистов Адорн, прибывших в Брюгге из Италии в XIII веке. Один из представителей семьи, Ансельм Адорн в XV веке совершил паломничество в святую землю и по возвращении распорядился перестроить семейную часовню по образу церкви Гроба Господня в Иерусалиме.
Церковь св. Вальбурги
Церковь Святой Вальбурги, расположенная недалеко от центральной площади города Брюгге, была построена орденом иезуитов в стиле барокко в первой половине XVII века. Характерен фасад храма из натурального камня с повышенной серединой и двумя низкими боковыми сторонами, который напоминает церковь Джезу в Риме. Он прекрасно выявляет трехнефную структуру церкви, и берет начало в седой древности, еще от первых римских базилик. Храм не имеет высокой колокольни.
Внутренний интерьер церкви полностью белый, что придает ощущение исключительной легкости и идеальной чистоты. В левом и правом проходах посетители могут увидеть прекрасную коллекцию картин фламандских художников XVII - XVIII веков. В центральном нефе расположена кафедра XVII века с удивительно тонкой резьбой по дереву. Алтарь и несколько статуй вокруг были вырезаны из дерева еще в 1643 году.
Церковь Нотр-Дам в Брюгге
Церковь Нотр-Дам в Брюгге видно практически из любой точки города, а ее колокольня 122 метра ростом (кстати, вторая по высоте после антверпенской) является символом города.
Вход в церковь свободный, но некоторые интересные и ценные произведения выставляются за алтарем, и за вход в это пространство придется заплатить. В одном из четырех приделов общедоступной части находится главная художественная ценность собора – мраморная «Богоматерь с младенцем» Микеланджело. Это единственная скульптура, покинувшая пределы Италии еще при жизни мастера.
В хоре церкви находятся гробницы Карла Смелого и его дочери Марии Бургундской, выполненные в стиле пламенеющей готики. Там же выставлены великолепные ювелирные реликварии
Церковь святой Анны
Церковь святой Анны в Брюгге – памятник европейского барокко. Церковь была возведена в XVII веке и по праву считается жемчужиной Брюгге. Скромный внешний облик скрывает один из самых роскошных церковных интерьеров в Европе.
Церковь была возведена муниципалитетом Брюгге в 1612 году на месте другой одноименной часовни, разрушенной в конце XVI века радикальными протестантами. Серые камни внешней облицовки нового храма были взяты прямо на месте, средневековая кладка придает постройке особую выразительность.
Изначально церковь принадлежала бедному приходу, но в течение десятилетий интерьер становился все богаче, соединяя элементы различных архитектурных стилей. В середине XIX века в окна церкви были вставлены цветные витражи.
Церковь святой Анны – одна из самых интересных архитектурных достопримечательностей города, объединившая внешнюю лаконичность и внутреннюю красоту.
Церковь Богоматери
Церковь Богоматери в Брюгге- готическая церковь в бельгийском Брюгге, построенная в XII-XIII веках.
Является самым романтическим и привлекательным зданием города.
Находится в самом сердце города Брюгге, всего в 200 метрах от Кафедрального Собора Спасителя.
Первая церковь, построенная на месте современной, датируется второй половиной девятого века. Об этом свидетельствует булла папы Григория VII 1075 года, в которой отмечено, что церковь Богоматери 200 лет находилась под управлением собрания каноников Святого Мартина в Брюгге.
В 1091 году церковь стала соборной, со своим собственным собранием каноников. Престиж церкви вырос благодаря приобретению реликвий высоко почитаемых святых.
В начале XII века были подарены церкви реликвии, среди них останки Святого Бонифация, епископа Майнца, убитого вместе со своими спутниками в июне 754 года у фрисландского города Доккум. Церковь Богоматери также получила реликвии двух его товарищей: Хилариуса и Киробальдуса.
В 1116 году церковь была повреждена огнем, который опустошил большую часть города, шторм 1711 года оторвал крест и водостоки от главной башни.
В период оккупации после Французской революции в 1789 году, здание было выставлено на торги. Прихожане согласились выкупить свою собственную церковь.