» » Факторы влияющие на развитие сознания. Факторы формирования массового сознания в условиях информационного общества

Факторы влияющие на развитие сознания. Факторы формирования массового сознания в условиях информационного общества

Общественное сознание - главный элемент духовной сферы

Введение

Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же возникли и представления о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой душа? Как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолжаются споры о сущности сознания и возможности его познания. Первоначальные философские взгляды не содержали строгого различения между сознанием и неосознанным, идеальным и материальным.

Впервые сознание как особая реальность, отличная от материальных явлений была выявлена Парменидом. Продолжая эту традицию, софисты, Сократ, Платон рассматривали различные грани и стороны мыслительной деятельности и утверждали противоположность духовного и материального. В античной философии активно развивались идеи сопричастности индивидуального сознания человека мировому разуму, которому придавалась функция объективной универсальной закономерности.

В средневековой философии сознательная человеческая деятельность рассматривается как “отблеск” всемогущего божественного разума, что являлось убедительным доказательством сотворенности человека. Наибольшее влияние на разработку проблем сознания в Новое время оказал Декарт, который главное внимание акцентировал на высшей форме сознательной деятельности - самосознании.

Французские материалисты XVIII века (Ламетри, Кабанис) обосновывали положение о том, что сознание является особой функцией мозга, благодаря которой он способен приобретать знания о природе и себе самом. Немецкий классический идеализм составил особый этап в развитии представлений о сознательной деятельности. Основополагающим принципом развития сознания являлся по Гегелю исторический процесс становления Мирового духа. Развивая идеи своих предшественников Канта, Фихте, Шеллинга, Гегель рассматривал такие проблемы, как различные формы и уровни сознания, историзм, учение о диалектике, деятельностная природа сознания и другие.

В XIX веке возникают различные теории, ограничивающие сознательную деятельность, настаивающие на врожденном бессилии разума, проповедующие иррационалистические подходы к оценке человеческой духовной деятельности (Шопенгауэр, Ницше, фрейдизм, бихевиоризм и другие).

К.Маркс и Ф.Энгельс продолжили материалистические традиции в философии, сформулировали идею вторичности сознания, его обусловленностью внешними факторами и прежде всего экономическими. Марксизм активно использовал различные взгляды и особенно диалектические идеи немецкой классической философии.

1. Духовная реальность как составная часть и отражение общественного бытия

Духовная сфера общества - это система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Изучение духовно-нравственной жизни общества с необходимостью предполагает выделение ее структурных элементов. Такие элементы называют формами общественного сознания. К ним относят моральное, религиозное, политическое, научное, эстетическое сознание. Эти формы определяют соответствующие подсистемы духовной сферы общества, отличаясь друг от друга, не только содержанием и способом познания своего объекта, но также временем возникновения в процессе развития общества.

Общественное сознание – совокупный продукт духовной деятельности общества, отражающий общественное бытие в форме духовно-практического освоения социальной действительности и в форме духовного освоения окружающего мира.

Общественное и индивидуальное сознание находятся в тесном единстве. Общественное сознание носит межиндивидуальный характер и не зависит от отдельной личности.

Для конкретных людей оно носит объективный характер. Общественное сознание можно определить как общественный разум, который развивается и функционирует по своим законам.

Индивидуальное сознание - это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытие. Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознании.

Наряду с особенностями сознании отдельных индивидов оно несет в себе общее содержание, присущее всей массе индивидуальных сознании. Как совокупное сознание индивидов, выработанное ими в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания.

Каждое индивидуальное сознание формируется под влиянием индивидуального бытия, образа жизни и общественного сознания. При этом важнейшую роль играет индивидуальный образ жизни человека, посредством которого преломляется содержание общественной жизни.

Другим фактором формирования индивидуального сознания является процесс усвоения индивидом общественного сознания.

Индивидуальное сознание определяется индивидуальным бытием, возникает под воздействием сознания всего человечества. Основные уровни индивидуального сознания:

1. Начальный (первичный) - «пассивный», «зеркальный». Формируется под воздействием на человека внешней среды, внешнего сознания. Главные формы: понятия и знания, в целом.

Главные факторы формирования индивидуального сознания: воспитателная деятельность окружающей среды, образовательная деятельность общества, познавательная деятельность самого человека.

2. Вторичный - «активный», «творческий». Человек преобразует и организовывает мир. С этим уровнем связано понятие инителлекта. Конечным продуктом этого уровня и сознания в целом являются идеальные объекты, возникающие в человеческих головах. Основные формы: цели, идеалы, вера. Главные факторы: воля, мышление - ядро и системообразующий элемент.

Общественное бытие и общественное сознание – это две стороны, материальной и духовной жизни общества, находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимодействии. Вопрос о взаимоотношении общественного бытия и общественного сознания является конкретизацией основного вопроса философии в применении к обществу. До марксизма господствующим в философии воззрением было представление об определяющей роли сознания в жизни общества.

В действительности же общественное сознание есть не что иное, как «осознанное бытие», т. е. отражение в духовной жизни людей их общественное бытие.

Первую формулировку этого положения дали Маркс и Энгельс в «немецкой идеологии»: «… люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное общение, изменяют вместе с этой деятельностью также свое мышление и продукты своего мышления.

Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание». Марксизм показал, что взаимоотношения общественное бытие и общественное сознание сложны, подвижны и развиваются вместе с развитием и усложнением общественной жизни.

Если на первых ступенях истории общественное сознание формируется как непосредственное порождение материальных отношений людей и как бы «вплетено» в материальную деятельность, то в дальнейшем, с расчленением общества на классы, возникновением политики, права, политической борьбы, общественное бытие воздействует определяющим образом на сознание людей через множество промежуточных звеньев, каковыми являются государство и гос. строй, правовые и политические отношения и т. п.

В то же время необходимо видеть и учитывать большую роль общественного сознания и его воздействия на развитие самого общественного бытия.

Методологическая роль общественного бытия в том чтобы научить человека жить здесь и сейчас.

Методологическая роль общественного сознания в том чтобы рассказать человеку о том как жить завтра.

Поэтому общественное бытие – это базис для общественного сознания. Они так же взаимосвязаны как прошлое и будущее.

Глава 2. Факторы, влияющие на формирование и развитие правового сознания

Внешние факторы, влияющие на формирование правосознания можно определить в зависимости от количества субъектов.

К официальным источникам формирования правосознания относят:

1) органы власти и должностные лица, влияющие на формирование правосознания, путем вырабатываемой государственной политикой, а как ее результат - правотворческая и правоприменительная деятельность;

2) образовательные учреждения (не зависимо от форм собственности), формируют правосознание путем правового обучения в различных учебных заведениях, например, школе, колледже, Вузе, которое должно быть направлено на приобретение ребенком позитивных, духовных ориентиров, усвоение им нравственных норм, воспитание уважения к праву, развитие его воли;

3) средства массовой информации являются одним из основных источников формирования правосознания, а также средством правовой пропаганды, которая заключается в распространении правовых идей и правовых требований в обществе. И от того, насколько грамотной, объективной будет данная информация, зависит уровень правосознания и потребность совершать правомерные и противоправные действия .

К неофициальным источникам, влияющим на формирование правосознания, относят: религия, ближайшее окружение человека.

Религия, а именно ее исповедание, является фактором, влияющим на формирование правосознания. Именно этого мнения придерживаются многие авторы. Религия является источником, не только религиозных норм, но и нравственных, придавая им божественную силу, и ставит перед собой задачу воспитания законопослушной личности. Это не относится к деструктивным сектам, например, к сектам, которые способствуют формированию деформированного правосознания .

Огромное влияние на формирование правосознания человека оказывает его ближайшее окружение.

Рассмотрим наиболее значимые объекты:

· мнение большинства, усредненное мнение социально-демографической группы, к которой причисляет себя индивид - один из факторов, оказывающих существенное влияние на формирование правосознания. Оно может быть позитивным и негативным, способствующее или препятствующее осуществлению определенных общественных процессов, применению норм права;

· в ближайшем окружении, особое место занимает семья, в которой начинается процесс социализации, т.е. формирование основы социально адаптированного поведения, путем прививания ребенку социальных ценностей связей .

Анализируя основные факторы, детерминирующие процесс формирования правосознания, можно отметить: все они - социальные, экономические, политические, психологические, образуют сложную систему взаимодействия общества и личности. Подобное несогласованное воздействий влечет за собой негативное отношение к праву.

Для того чтобы изменить направление регрессивного развития правосознания, необходимо так организовать систему правового воспитания, чтобы к одной из его первостепенных задач относилась коррекция и гармонизация влияния всех факторов, формирующих правосознание и как следствие, правомерного поведения.

Осуществление правового поведения проходит в несколько стадий:

потребности - интерес как осознанная потребность - борьба мотивов при выборе вариантов поведения - определение цели и средств ее достижения - оценка реальной ситуации - принятие решения - действия по реализации принятого решения

Сбой и деформация желаемого для общества поведения, возможны на каждой из перечисленных стадий.

Так, на стадии формирования интереса искаженно могут восприниматься потребности, вызывающие, например, преступления против собственности.

В то же время нормальные потребности и интересы могут вступать в противоречие с имеющимися возможностями их удовлетворения, что негативно сказывается на выборе средств достижения поставленной цели.

Иногда искаженно воспринимается конкретная жизненная ситуация, нарушается сложившаяся система ценностных ориентиров, что ведет к противоправному поведению.

Кроме того, правосознание является специфическим регулятором правового поведения, так как:

Ш включает процесс отражения и осмысления различных явлений общественной жизни и практической деятельностью людей в области функционирования права;

Ш правосознание всегда отражается в поведении людей, в их деятельности в правовой сфере;

Ш оказывает воздействие на мотивы, которые используются людьми при принятии определенных решений. Оно включает в сознание индивида, а также социальной группы, избираемой установочной оценки для выработки определенных отношений к разнообразным правовым явлениям. В том числе к праву в целом, его идеям и принципам, к императивности провозглашенных норм права;

Ш затрагивает интересы и потребности человека, вызывает у него определенные переживания, определенные эмоционально-волевое отношение к фактам, явлениям и процессам социально-правовой действительности.

Одно и тоже по содержанию правосознание, но различное по характеру настроение и эмоциональной направленности, оказывает далеко не одинаковое воздействие на поведение и поступки индивида, его деятельность .

Отклонения от норм сознания и поведения личности зависят от целого ряда причин, среди которых большое значение имеет влияние отрицательных факторов на формирование сознания личности.

Исследования лиц, совершивших преступления, в целом подтвердили изложенный выше вывод и позволили выявить следующие закономерности:

правосознание лица, совершившего преступление, как правило, по ряду аспектов не совпадает с существующим общественным правосознанием, противоречит правовым нормам;

преступник отрицает конкретную правовую норму или группу норм, защищающих те общественные отношения, на которые он посягнул;

преступник принимает как правильную и справедливую действующую правовую норму, в соответствии с которой он был осужден, в ее абстрактном понимании, однако считает приговор несправедливым (обычно излишне суровым) в отношении себя.

Следовательно, при перевоспитании осужденных необходимо работать над восстановлением не правосознания вообще, а именно тех его аспектов, которые утрачены или отрицаются данной личностью.

Правосознание является функцией возраста. Оно формируется в течение всей жизни индивида. Новорожденный ребенок правосознанием не обладает, оно формируется в личности по мере ее социализации. Развитие индивидуального правосознания тесно связано с правоспособностью и дееспособностью личности .

В нормативно-оценочной стороне правосознания могут содержаться консервативные элементы, развитие которых отстает от задач, стоящих перед общественной группой, общественным субъектом. Такими консервативными элементами являются социальные привычки и традиции правового характера. Высокий уровень индивидуального правосознания является фактором, обеспечивающим права и интересы личности в условиях, когда большинство граждан смирились с этими нарушениями.

Причины и условия деформации правового сознания - это социальные явления и процессы объективного и субъективного характера, которые детерминируют искаженное правосознание как свое следствие. Данные факторы по своей природе всегда противоречат интересам общества и причиняют вред отношениям в обществе.

Все вместе они формируют определенную систему. Для того чтобы изучить сущность этих явлений необходимо классифицировать их в зависимости от содержания, последствий и уровня функционирования .

Главными причинами правового инфантилизма в настоящее время являются:

· не продуманный курс преобразований, которые проводятся в стране;

· частичная ликвидация бесплатного высшего образования;

· нет хорошо организованной системы юридической подготовки;

· низкий образовательный уровень отдельной части населения;

· низкие моральные качества значительной части членов общества .

Причинами правового нигилизма российских граждан выступают:

· социально-экономический кризис;

· политическая напряженность;

· кризис правовой системы и отсутствие правовой стабильности .

Инфантилизм, нигилизм, негативизм, идеализм, эгоцентризм как формы деформации правового сознания располагаются в органической взаимосвязи и единстве:

1. они взаимосвязаны структурно и функционально;

2. каждая из них обладает качественным своеобразием и несводимостью к другим формам.

Структурная их взаимосвязь проявляется в том, что каждая предыдущая по степени регрессивности форма в определенной степени включается в последующую более регрессивную, но не исчерпывает ее содержание.

Различные формы деформации правосознания имеет свои специфические детерминанты, они имеют и общие для всех причины. Инфантилизм, нигилизм, негативизм, идеализм, эгоцентризм отличаются степенью деформированности правового сознания, что определяются неодинаковым объемом и интенсивностью детерминирующих факторов и что самое важное специфическим их сочетанием . К ним относятся:

1) экономические факторы (спад производства, снижение объема промышленной и сельскохозяйственной продукции, снижение реальной заработной платы и т.д.);

2) социальные процессы (резкое расслоение российского общества и т.д.);

3) политические явления (борьба за власть в центре и в регионах, нестабильность политических институтов и т.д.);

4) правовые, факторы (эволюция российской правовой системы);

5) факторы общественной и духовной жизни (отсталое мировоззрение, мнимые ценности и т.д.).

На искажение индивидуального правосознания, которое получило широкое распространение, наравне с факторами социальной среды, влияют также личностные качества и условия микросреды окружения .

Организация работы по преодолению деформации правового сознания должна быть максимальный эффект. В связи с этим нужно учитывать ряд особенностей по преодолению деформации, а именно:

1) учет действительно существующих процессов и противоречий социальной жизни, которые вызывают как свое следствие данное явление;

2) определение главных направлений по преодолению различных видов деформации правового сознания;

3) формулировка целей, способов и средств данной деятельности.

Итак, основная работа по преодолению деформации правового сознания должна учитывать причины и условия возникновения данного явления. И на основе этого и должна строиться политика преодоления деформации правового сознания.

Так как деформация правового сознания возникает и из-за недостатков учебно-воспитательной работы, а также вследствие воздействия отрицательных факторов внешней можно выделить два основных направления в разрешении имеющейся проблемы :

1. Организация воспитательной работы по выработке положительного правосознания и недопущение его деформации.

2. Активное воздействие, как на пораженное правосознание, так и на породившие его причины и условия.

Данные направления деятельности по преодолению деформации правового сознания требуют применения специальных методов воспитательного, предупредительного и принудительного характера.

Главное место в механизме выработки позитивного правосознания и преодоления деформации правового сознания занимает социально-нормативное воспитание, основой которого выступает правовое обучение.

Правовое воспитание - это процесс целеустремленного и систематического воздействия на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемый для достижения необходимого уровня правовых знаний, выработки глубокого уважения к закону и привычки точного соблюдения его требований на основе личного убеждения. Оно способствует укреплению законности и правопорядка в обществе.

Правовое воспитание граждан осуществляется путем широко организованного преподавания правовых знаний, пропаганды права в средствах массовой информации. Большое значение для правового воспитания масс имеет практическая работа правоохранительных органов, деятельность которых широко освещается также в средствах массовой информации и становится достоянием общественности .

Таким образом, принимать участие в правовом воспитании должны все граждане на протяжении всей жизни, они могут быть как в качестве воспитателей, так и в качестве воспитуемых, все зависит от того какие социальные роли они выполняют. Только в этом случае оно способно формировать у граждан позитивное правосознание.

Влияние социально–психологических факторов на формирование коллектива класса начальной школы

Исследование проблем демографии

Существует несколько основных факторов, оказывающих влияние на демографическую ситуацию. 1) Фактор политики государства. Абсолютно ясно, что политика, проводимая государством влияет и на экономическую ситуацию в стране...

Особенности общения в городе

Современная речь отражает неустойчивое культурно-языковое состояние общества, балансирующее на грани литературного языка и жаргона. В разные периоды развития общества разным был и язык. В 20-30-е гг...

Особенности политического сознания современной студенческой молодёжи

Становление личности гражданина, члена той или иной политической системы происходит в процессе политической социализации, которая формирует политическое сознание и политическое поведение индивида. Социализация (от лат...

Особенности социальной работы с несовершеннолетними, склонными к совершению правонарушений на примере Санкт-Петербургского государственного учреждения "Центр социальной помощи семье и детям Калининского района Санкт-Петербурга"

Анализ причинных факторов преступного поведения несовершеннолетних на протяжении многих десятилетий неизменно остается в фокусе интересов отечественных и зарубежных исследователей в различных областях научного знания: юриспруденции...

Политический пиар в современной России

Правильное общение с целевой аудиторией, выявление истинного мнения - генератор коммерческого успеха любой фирмы и компании...

Правосознание относится к числу явлений, которые не могут быть раскрыты в какой-то одной системе представлений. Необходимо по меньшей мере несколько сечений, чтобы обнажить его сложную структуру...

Правовое сознание молодежи на современном этапе

По степени общности правосознание подразделяется на массовое, групповое и индивидуальное. Массовое - это когда определенные правовые взгляды, идеи...

Роль прогноза занятости в регулировании рынка труда

Важнейшими факторами, которые окажут влияние на динамику развития рынка труда и его структуру применительно к Нижневартовску...

Современный доброволец: социально-демографический и психологический портрет

Современный доброволец: социально-демографический и психологический портрет (на примере добровольцев г. Ярославля)

Доброволец, как и любой человек, развивается как личность и приобретает характерные ему черты под влиянием окружающего мира в общем, и социума в частности. В процессе социализации немаловажную роль играют определенные факторы...

Социальная защита и обеспечение населения на муниципальном уровне (на примере МО "Сосновоборский городской округ")

Социальная среда образовательной организации как важный фактор социализации обучающихся

Социализация личности осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и активности...

Социально-психологические аспекты семейной жизни моряков-подводников

В психологии под удовлетворённостью браком понимают субъективную оценку каждым из супругов характера их взаимоотношений. По определению удовлетворенности браком А.В. Шавлова «супружеская удовлетворенность браком есть не что иное...

Социально-экономические проблемы современной России

В 2009 г. доля бедных в России составляла 16%, малообеспеченных - 56%, благополучных слоев населения - 28%. Малообеспеченность в России в настоящее время в большой степени, зависит от таких характеристик как тип населенного пункта, возраст...

Многие философы сходятся на том, что переход человечества на новый, более высокий уровень восприятия действительности является единственным ключом к решению многих актуальных проблем современности. Вопрос только в том, как осуществить этот переход и от чего он зависит. Сегодня многие люди введены в заблуждение относительно того, «что такое хорошо и что такое плохо», поэтому в определении того, что же все-таки полезно и вредно для человека, было бы неплохо изучить науку о качествах материальной природы, которая подробно описана в Ведах.

Ведущие ученые современности небезосновательно считают, что нам не стоит сбрасывать со счетов мудрость древних цивилизаций и отказываться от знаний, накопленных ими в течение многих тысячелетий.

Академик Анатолий Евгеньевич Акимов, директор Международного института теоретической и прикладной физики Академии Естественных Наук России пишет: «Обращение к мудрости древних культур Востока является прогрессивным шагом в развитии современного общества. Все, к чему сейчас подошла физика, практически без формул, но в более содержательном плане, изложено в древних санскритских текстах. Существовали и существуют два направления познания Природы. Одно представлено западной наукой, опирающейся на теорию, эксперимент, доказательство и т.п. Другое – восточной, то есть знаниями, полученными извне эзотерическим путем, например, в состоянии медитации. Эзотерические знания не добывают, их человеку дают (когда человек становится достоин получить их благодаря развитию высоких стремлений, возвышенных качеств – прим.автора). Получилось так, что на каком-то этапе этот эзотерический путь был утерян и сформировался другой путь, чрезвычайно сложный и медленный. За последнюю тысячу лет, следуя этим путем, мы только приближаемся к тем знаниям, которые были известны на Востоке более 3000 лет назад».

Согласно восточным учениям, любой элемент этого мира находится под влиянием одного из трех качеств материальной природы: благости, страсти и невежества, которые можно сравнить с восходящими и нисходящими потоками воздуха в атмосфере. Соприкосновение с качеством благости возвышает сознание человека, соприкосновение с элементом невежества – опускает его на все более низкий уровень. Страсть может до определенного уровня возвысить человека из состояния невежества, но в целом для духовного прогресса она неблагоприятна. Изучение воздействия качеств природы позволит человеку самостоятельно разбираться в том, что для него на данном этапе есть добро, и что – зло, поскольку на разных уровнях эти понятия могут отличаться.

Энергии невежества покрывают живое существо пеленой иллюзии и забвения. Энергии страсти вводят в заблуждение относительно истинной цели жизни и заставляют искать иллюзорного материального счастья. Энергия благости или чистоты пробуждает чистую природу души и освобождает ее от влияния низших энергий. Практически все пророки, святые и мистики говорят о том, что каждый человек должен стремиться к достижению этого со­стояния духовного просветления, в котором он обретает беспричинное знание на уровне откровений и постигает глубинную суть природы вещей.

Весь материальный мир состоит только из этих трех качеств, из которых образуются различные стихии – грубые и тонкие элементы. В материальном мире всё – объекты, деятельность, пространство, звуки, устремления и даже мысли состоят только из благости, страсти и невежества, а также их различных комбинаций. Например, мелодичная духовная музыка находится в благости, песни о неразделенной любви - в страсти, а тяжелый рок - в невежестве. Пространство большого загородного дома находится в благости, квартира в густонаселенном городе - в страсти, а притон наркоманов - в невежестве. Порядок и чистота, относящиеся к категории благости, возвышают сознание, а беспорядок и грязь, относящиеся к невежеству, увеличивают влияние низших энергий на человека. Льстивые слова находятся в страсти, грубые - в невежестве, а приятные и правдивые - в благости.

Добро и зло - понятия относительные, поскольку то, что для одного - зло, для другого - благо. Страсть может вывести человека из состояния глубокого невежества, но она же может спустить человека с более высокого духовного уровня. Например, для людоеда переход на поедание мяса животных будет большим прогрессом, для вегетарианца же эта диета будет шагом назад.

Энергии благости несут с собой просветление, счастье и здоровье; страсти - болезни и разочарование; невежества - безумие и страдания. Нахождение в страсти приводит к возникновению все новых и новых, постоянно увеличивающихся материальных желаний, удовлетворить которые так же невозможно, как невозможно потушить костер, подбрасывая в него дрова. Поэтому страсть приводит только лишь к сожалениям об упущенных возможностях и к разочарованию в напрасно потраченной жизни.

Действуя в благости, человек живет долго и счастливо, а, полностью освободившись от остатков страсти и невежества, вновь обретает восприятие вечности, сопровождаемое безграничным знанием и ощущением постоянно увеличивающегося счастья. Поэтому в древности под обучением подразумевали развитие у человека возвышенных черт характера, которые будут вести его к обретению мудрости и станут залогом его долголетия и успешной жизни.

Современное образование делает людей эрудитами, но без правильного воспитания приобретаемые знания опасны и приносят больше вреда, чем пользы. Поэтому мудрецы древности отмечают, что истинным развитием знания являются действия в благости, а накопление пустой информации без развития хороших качеств – эрудиция, лишь взращивает в человеке гордыню и через элемент страсти погружает его в невежество. Для того чтобы стать счастливым, следует хорошо знать, как проявляются три качества материальной природы: благость, страсть и невежество. Именно их воздействие на человека определяет его поведение, здоровье и судьбу. Древнее мистическое искусство достижения духовного просветления заключается в том, чтобы как можно меньше соприкасаться с проявлениями нисходящей энергией невежества и находиться только в восходящих потоках более высокого порядка – энергии чистоты или благости, возвышающей сознание на все более и более высокий уровень восприятия.

Качества природы

Психологи утверждают, что любое действие, повторенное в течение 21 дня, становится привычкой. Зная это, человек может целенаправленно изменять свою жизнь к лучшему, пытаясь мыслить и действовать, исходя из более высоких нравственных принципов. Под влиянием действий, относящихся к категории благости, сознание человека постепенно будет переходить на более высокий уровень восприятия действительности и взаимоотношений с окружающими.


Изменение судьбы

«Нельзя решить проблему с тем же сознанием, которое породило эту проблему».

Альберт Эйнштейн

Духовный мир – мир возвышенных отношений. Духовный прогресс – это прогресс отношений. Материальный мир – это пространство, в котором мы учимся возвышенным взаимоотношениям друг с другом. И именно возвышенным отношениям друг с другом, возвышенному бескорыстному отношению к миру нас учат здесь все законы Природы.

Поэтому восточная психология утверждает, что источником успеха во всех сферах жизни являются правильно выстроенные взаимоотношения.

Причиной хороших отношений является ваша культура.

Культура – это внешнее проявление вашего характера.

Характер формируется из привычек.

Ваши привычки - это следствие ваших поступков.

Поступки рождаются из мысли.

Мысли рождаются из желаний.

Желания тесно связаны с качествами.

Желания человека произрастают из системы его внутренних ценностей.

Очевидно, что завистливый, жадный, эгоистичный человек желает одного, а добрый - совсем другого. Поэтому очень важно осознать те ценности, которыми мы живем. Наши ценности и качества во многом зависят от круга нашего общения и от качества тех энергий, которые воздействуют на наше сознание. Контакт с качеством благости и общение со святыми людьми возвращают нам чистые и высокие ценности. Поместив себя в восходящие потоки качества благости и избегая нисходящих потоков страсти и невежества, человек будет постепенно мыслить, говорить и действовать на все более высоком духовном уровне, и вся его жизнь будет переходить на все новый, более качественный уровень.

Наши мысли рождаются из наших желаний, желания же зависят от нашего мировоззрения и устремлений. На самом глубинном уровне наше мировоззрение и устремления на 90% зависят от нашего соприкосновения с теми или иными качествами материальной природы: от того, когда мы ложимся спать и когда мы встаем; от того, какую пищу мы едим; от того, с кем и как мы общаемся; от того, с какой информацией мы соприкасаемся и т.д.

В действительности, наш духовный прогресс на 90% зависит не от нас самих, а от качества нашего общения, от того, с какими энергиями мы соприкасаемся. И только на 10% наш духовный прогресс зависит от наших собственных усилий или от нашего выбора.

У нас есть выбор – с кем нам общаться, в какое течение нырнуть, и сила течения сама принесет нас в определенное место. Не стоит недооценивать силу течений или качеств природы и переоценивать собственные силы. Например, если свежий хрустящий огурец поместить в банку с рассолом, то, как бы он ни пыжился, через несколько дней он станет соленым огурцом. Или если металлический прут поместить в огонь, то через некоторое время он сам приобретет свойства огня: будет светиться, обжигать и воспламенять предметы. Вопрос не в пруте и не в огурце, а в том, в какой среде они находились. Находясь в том или ином окружении, мы приобретаем соответствующие свойства и качества характера, в соответствии с которыми выстраивается последующая наша образовательная программа – судьба. Через дурное общение человек развивает в себе низкие типы стремлений, которые дают ему очень тяжелый характер. Тяжёлый характер – тяжелая судьба.

Подводя итог, можно сказать, что от нашего общения зависит наше мировоззрение, которое направляет в то или иное русло всю нашу судьбу. Три качества природы равномерно влияют на все живое в окружающем нас мире, но человеку дано право выбора: прогрессировать или деградировать, то есть, он может выбирать, под влиянием каких качеств ему находиться. Если вы не сделаете этот выбор сами, то его сделают за вас другие.


Три типа психики

Всегда интересно наблюдать подтверждение древних эзотерических знаний современной наукой. Это только лишний раз подтверждает их истинность и убеждает нас в том, что истинная религия и истинная наука не противоречат друг другу: Истину можно познать как с помощью нисходящего (откровение), так и с помощью восходящего (исследование) методов познания.

Давайте же посмотрим, как ученые обнаружили проявление трех качеств природы и к каким выводам они пришли в результате этого. В середине 80-х годов XX в. сотрудниками Института теплофизики СО АН был проделан «шуточный» эксперимент с муравьями, проторившими путь к чайному столику, где хранились печенье и сахар. На муравьиной тропе поставили «мины замедленного действия» – капли сладкого чая с добавлением этилового спирта. Эффект был потрясающим: муравьи «напивались» до такой степени, что уже не держались на своих шести ногах и теряли всякую ориентацию в пространстве. Но не это зрелище поразило экспериментаторов (такое они видели среди своих сограждан неоднократно). Их поразило то, что примерно 1/4 или 1/3 муравьев никакими усилиями нельзя было заставить попробовать хмельное пойло: они всячески упирались, когда их подталкивали к хмельной и сладкой капле, и тут же удирали, когда препятствие убиралось. Более того, они пытались спасать своих обезумевших собратьев, раздувшихся от «злоупотребления» коварным угощением. Обхватив передними лапами пьяного сородича, они пытались оттащить несчастного. «Ну, совсем как у людей!» – удивлялись экспериментаторы. Действительно, совсем как у людей!

Министр здравоохранения России Ю.Л. Шевченко на «правительственном часе» озвучил следующую информацию: «…. По имеющимся данным научных исследований, выполненных за рубежом и в России, 30% населения в силу биологических особенностей организма не имеют патологического влечения к употреблению наркотиков. Около 45% людей имеют слабое влечение к употреблению наркотических средств и при наличии условий их получения могут начать употреблять наркотики. А вот 25–30% людей биологически просто предрасположены к наркотической зависимости и, если они попадут в социально негативную среду, то, как правило, становятся наркоманами…».

Специалисты выделяют, избегая частностей, три основных типа психики:

1) Животный тип психики - когда индивид в своем поведении руководствуется врожденными инстинктами и условными рефлексами, приобретенными под давлением окружающей социальной среды. Для такого типа психики характерны страх смерти, страх голода и необузданная сексуальность;

2) Демонический тип психики – тип воинствующего эгоиста, «супермэна», стремящегося любыми путями, в том числе и через прямое насилие, подчинить себе окружение;

3) Человечный тип психики - «праведник», ощущающий себя неотъемлемой частью природы, готовый жертвовать своими временем и благополучием ради жизни и благополучия других людей. Это альтруист – антипод воинствующего эгоиста.

Три качества материальной природы – благость, страсть и невежество являются тонкими всепроникающими энергиями и всегда в том или ином соотношении присутствуют в сознании человека, но при определенном воздействии это соотношение может измениться, трансформируя поведение и психику человека.

Эта метафизическая наука хорошо известна руководителям тайного мирового правительства («получившим посвящение в ложах деструктивной направленности»), и они успешно используют это знание в своих целях, накачивая СМИ информационными потоками страсти и невежества с целью трансформации психики человека до управляемого животного уровня. Все это приводит и к пониманию природы наркозависимости: продажа и распространение алкоголя и других наркотических средств неизбежно приводит к их употреблению. Все, что я хочу сказать, это то, что человечество «опускают» на строго научной основе. Другое дело, что эта наука пока далеко не всем известна, поэтому моя цель – дать читателям правильное понимание происходящих процессов, а также необходимое знание, с помощью которого вы можете противостоять негативному информационному воздействию.

В современном мире именно СМИ направляют развитие нашей цивилизации в то или иное русло. Качество окружающего нас информационного поля незаметно, но верно изменяет и наше сознание, и всю нашу психику в целом. И за примерами ходить далеко не нужно: народы России ценила и поддерживали советскую власть потому, что она всячески пропагандировала альтруистический, человеческий тип психики, вдохновляя людей на бескорыстную помощь друг другу.

Яркими воспоминаниями моего детства являются наши пионерские мероприятия, уроки общественно-полезного труда в школе, шефство над детским садом и забота о природе. Когда мы жили на Урале, во время морозов мама часто просила меня посыпать песком обледеневшие дороги и вырубать топориком ступеньки в спуске к магазину, чтобы люди не падали. Больше всего я благодарен своим родителям именно за то, что они, как искренние советские граждане, привили мне вкус к бескорыстной помощи окружающим, а также за то, что они практически не употребляли спиртного.


Сила внутренней чистоты

«Меч всегда будет побежден духом».

Наполеон

Если посмотреть на ход развития Второй мировой войны, Франция капитулировала уже через неделю, Дания - через полтора дня после начала военных действий на их территории и т.д. И дело не в том, что немцев было больше, чем французов. Фактически, Гитлер с ходу захватил всю Европу только потому, что она была уже развращена потребительским отношением к жизни.

Когда человека интересуют только собственные удовольствия, то его не особо волнует, кто там захватил власть, лишь бы у него не отнимали его пиво, секс и телевизор (а тираны совсем и не собираются отнимать у людей их животные удовольствия – наоборот: они культивируют их). Под влиянием потребительского отношения к жизни человек предсказуем и воюет только тогда, когда ему выгодно, то есть за деньги. Саму суть наемных армий хорошо продемонстрировал один интересный репортаж во время недавних военных событий в Ираке: в один из дней американские солдаты отказались идти в атаку, потому что утром на завтрак не получили положенный по контракту апельсиновый сок и, к тому же, уже две недели им не выдавали туалетной бумаги! Если наемникам не создать хороших удобств и не заплатить, то они просто не будут сражаться. Гитлер хорошо стимулировал свою армию, поэтому он рассчитывал, что и Россию пройдет с танками до самого Урала максимум за два месяца. Но он просчитался.

В отличие от слабой и развращенной Европы, практически вся наша огромная страна встала на войну с фашизмом. Гитлер был в шоке, когда в донесениях с линии фронта слышал, что в России даже дети и старики бросаются под танки с гранатами с криком: «За Родину!». В других странах он с этим не сталкивался: там больше боялись не за Родину, а за свою шкуру. Русские же стояли не на жизнь, а на смерть. Защитники Брестской крепости, находясь уже в глубоком тылу противника, в полной изоляции и без каких-либо шансов на победу почти два месяца держали круговую оборону, пока не был убит последний солдат.

В Новороссийске не было ни одного квадратного сантиметра, не нашпигованного свинцом, и все же его защитники в нечеловеческих условиях сдерживали натиск противника.

Фашизм был остановлен именно высокой силой духа советского народа. Наши деды и прадеды, не задумываясь, отдавали жизнь ради блага будущих поколений. Ими двигала ВЫСОКАЯ ИДЕЯ.

Чем выше устремления человека, тем большей внутренней силой он обладает. Поэтому и говорится, что «чистота – это сила!». Или: «Наше дело – правое, (поэтому) мы победим!» Именно чистота помыслов и высокие нравственные устремления (человеческий психотип личности) являются главной отличительной чертой и источником силы российского народа, на уничтожение которых и направлен весь «План Даллеса» и массированная информационная пропаганда потребительского образа жизни.

doi: 10.18101/1994-0866-2017-2-12-19

ФАКТОРЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

© Кениспаев Жумагельды Кубжасарович

доктор философских наук, профессор кафедры философии и культурологии, Алтайский государственный педагогический университет Россия, 656031, г. Барнаул, ул. Молодежная, 55 E-mail: [email protected]

В статье анализируется сложный механизм формирования сознания человека в современном обществе. Автор выдвигает предположение, что изучение факторов, влияющих на сознание индивида, представляет собой одну из важных задач философии. Именно духовная сфера человека определяет его поведение, мышление и мировоззрение. В настоящее время необходимо констатировать существование целой индустрии сознания, то есть с недавних пор воздействие на сознание не носит индивидуального характера, как было в традиционных обществах, а представляет собой целую отрасль, которая позволяет формировать определенное умонастроение у реципиентов. Если в эпоху возникновения философской мысли особое место занимали субъектно-субъектные взаимоотношения, то есть действовал принцип «учитель - ученик», то сегодня процесс социализации и передачи опыта носит все более субъектно-объектный характер.

Ключевые слова: человек, сознание, общество, философия, культура, духовность, идеология, наука, средства массовой информации, цивилизация.

В научной и популярной литературе часто можно встретить термин «индустрия сознания». Это понятие как нельзя точнее отражает особенности взаимоотношений между людьми в современную эпоху. Универсального определения этого термина пока не существует, но можно применить операциональную дефиницию. При первом приближении под этим термином нужно понимать механизмы манипуляции человеческим сознанием, способность некоторых структур (вольно или невольно) формировать общественное сознание, «объективно» отражающее существующее положение дел. Влияние на процесс становления системы ценностей, жизненных установок, типа мышления и в целом мировоззрения человека составляет сегодня неотъемлемую часть государственной идеологии. Не видеть этого или не замечать уже нельзя, а по большому счету даже опасно. Интерсубъективность предполагает бытие в социальной системе, сущность которой во многом определяется степенью развитости сознания индивида. Я бы сказал так: между уровнем развития сознания индивида и особенностями межличностных коммуникаций существуют прямо пропорциональные отношения. Возможно, сказано слишком категорично, но здесь преследуется цель - как можно ярче обозначить данную проблему в рамках философии.

Степень солидарности, коммуникации между людьми с каждым годом все возрастает. Диалог и синтез различных культур стали основой для воз-

никновения поликультурного общества. Казалось бы, что плохого в этом процессе. Но это только на первый взгляд, при более внимательном рассмотрении положения дел мы сталкиваемся с негативными тенденциями процесса становления духовного мира современного человека. Мы пришли к тому, что, стремясь установить между людьми гармоничные, тесные взаимоотношения, стали отрицать индивидуальность и уникальность внутреннего мира человека. Отныне требуется не только внешнее сходство с другими людьми (особенно это важно в молодежной среде), но даже мысли должны быть унифицированными. Конечно, пока нет официальных юридических оснований для таких требований. Но существуют так называемые неписаные законы, которые по многим параметрам, а в первую очередь по своей обязательности, превосходят официальные законы.

Возникла даже целая инфраструктура под названием «Public Relations» (PR), которая все активнее включается в дело формирования менталитета подрастающих поколений в нашей стране. Правда, нельзя сказать, что это чисто российское изобретение, весь мир уже живет под диктатом людей, могущих теми или иными способами влиять на сознание человека. Знания механизмов формирования внутреннего мира индивида используются во многих случаях против человека. В самом широком смысле PR - это воздействие на сознание людей с определенной целью. Как и все другие сферы общественной жизни, PR имеет некоторые философские основания. Вопрос формулируется так: что должно было произойти, чтобы современный человек потерял автономию своего сознания? С другой стороны, почему обыватель не встревожен этим и его устраивает положение пассивного наблюдателя и подопытного объекта различных PR-компаний?

Воздействие на сознание человека, как отмечено выше, всегда имеет какую-то цель. В этом смысле между PR и идеологией существует определенная связь. Но ведь существуют традиционные формы детерминации человеческого сознания, механизмы социализации индивида в самом широком смысле этого слова, например, система образования. Так почему же возникла необходимость в новых формах воздействия на человека? Нам думается, что это связано, прежде всего, с переоценкой ценностей в современную эпоху, сегодня происходит кардинальная смена ценностных ориентиров человека. Как это ни странно, но с этим человечество сталкивалось уже много раз. Например, в греческой культуре V века до н. э. В эту эпоху остро встает проблема истины. Софисты исходили из принципа относительности в объяснении моральных и научных истин, а другая традиция во главе с великим Сократом утверждает тезис о самодостаточности истин, об их абсолютности. Недаром ученик Сократа Платон создает концепцию существования трансцендентного мира общих идей, абсолютных истин. Причем этот интеллигибельный вечный мир никоим образом не связан с миром эмпирическим, в котором все подвержено изменению.

Нам представляется, что воздействие, или, вернее сказать, манипуляция сознанием человека, необходима, прежде всего, для внедрения в их сознание новых ориентиров и новых смысловых нагрузок. Можно предположить, что готовится фундамент для построения цивилизации с совершенно изме-

ненными жизненными ориентирами (по крайней мере с точки зрения людей традиционной культуры). Такая подготовка ведется очень грамотно, если иметь в виду, что идеологи выбрали главным объектом воздействия сознание человека. Действительно, что бы мы ни говорили, но именно духовная сфера человека определяет его поведение, мышление и мировоззрение.

Идеологическая машина рассматривает человека не в качестве личности, а как единицу толпы, ориентируется не на человеческое «я», а на обобщающее «мы». Такой принцип действует и в системе образования и во всех остальных сферах общественной жизни. Массовость, которая несовместима с развитием творческого потенциала человека, стала одной из главных характеристик современности. Можно утверждать, что идет процесс, направленный на зомбирование человеческой психики, он все больше из цели превращается в средство государства и иных заинтересованных структур. Наблюдаемые сегодня массовые психозы, беспорядки, преследования по национальным, партийным и иным признакам есть звенья одной цепи. По большому счету, несамостоятельное, зомбированное сознание можно направить на решение любых задач, и в первую очередь деструктивных, так как они не требуют творческого подхода или интеллектуальных усилий. Но это опасное оружие, которое может в любой момент выйти из-под контроля и нанести удар по своим же хозяевам. Во многих событиях последних лет, происходящих в России, чувствуется невидимая рука, умело манипулирующая неразумной и разъяренной толпой. Поиски врагов все не прекращаются, ведь именно они нам мешают жить достойно, как утверждают официальные идеологи. Можно предположить, что таким образом людей отвлекает от главных причин неустроенность их быта.

Современный человек все более становится зависимым от внешних условий, что мало способствует формированию его личности. Несвободный индивид лишь мнит себя свободным, он даже не догадывается о своем рабском положении, прежде всего свою зависимость от низших инстинктов и страстей. Уже никто не верит в сократовский интеллектуальный идеализм, согласно которому между истинными знаниями и добродетельной деятельностью человека существуют прямо пропорциональные отношения. Все это говорит о сложности и неоднозначности нашего сознания, о необходимости создания нетривиальных средств для выявления его сущности. Создание условий, способствующих раскрытию творческих сил каждого, является той заветной целью, к которой стремится всякий социум. «Воспитание души, - пишет В. П. Зинченко, - вечная проблема. Каждое новое поколение людей ищет свои пути ее решения. И то, что человечество все еще существует, - лучшее свидетельство тому, что такие пути, в конце концов, отыскиваются» .

В нашей стране идет активная борьба за «умы и души» молодых людей. Партия, находящаяся у власти, не столько преследует цель, направленную на обеспечение более счастливой жизни для граждан, сколько пытается удержаться у власти любой ценой. Для пропаганды тех или иных норм жизни используются все возможные средства, находящиеся в руках правящего класса. Таким образом, формируется общественное сознание, которое ока-

зывает непосредственное влияние на процесс становления сознания индивида. К. Маркс как настоящий ученый раскрыл тайну механизма обогащения капиталистов и сделал свое открытие достоянием общественности. Что случилось потом, мы знаем - весь мир сотрясали социальные катаклизмы в течение столетия. Отреченные от результатов своего же труда, люди боролись за неотъемлемые права личности. «Социальный психоаналитик» К. Маркс раскрыл тайну латентного формирования сознания человека в условиях капиталистических отношений. И это открытие - одна из первых попыток освободить человека от индустрии манипуляции, а в широком смысле - от порабощения человека человеком. В этой связи становится понятным, почему в конце прошлого века в России учение марксизма стало подвергаться резкой критике. Идеологи новых отношений знали, что это учение своего рода оружие обездоленных людей против диктата волчьих законов капитализма. Знание действительно является силой, которую нельзя не учитывать, если мы желаем объяснить механизмы того или иного социального конфликта.

В. А. Лекторский утверждает, что тексты и знания есть необходимый элемент всякой цивилизации, и если исчезнут первые, то и человечества как такового не будет. Трудно с этими словами не согласиться. Но знание знанию рознь. Поэтому для установления буржуазного менталитета в России стали пропагандировать западную научную и художественную литературу соответствующего содержания. Но особая заслуга, конечно, принадлежит индустрии кино. Так происходило выявление и культивирование в структуре человеческой природы элемента стяжательства и мещанства. Период первоначального накопления капитала - это страшное время, когда выражение Homo homini lupus est можно понимать буквально. Но финансовая олигархия из-за боязни потерять все несколько сдала свои позиции, и жестокая эксплуатация человека сменилась более либеральной экономической политикой. Капитал, сращиваясь с властью в единое целое, при помощи средств массовой коммуникации формирует адекватный с их точки зрения духовный мир человека. Официальная пропаганда преследуй цель превращения установок и ценностных ориентиров общества во внутренние принципы и нормы каждого индивида. Существующие в сознании человека ориентиры во многом определяют поведение человека. Конечно, ценностная система молодежи отражает общую духовную ситуацию, сложившуюся в России. Сегодня ярко обозначились последствия внедрения в сознание россиян чисто эгоистических устремлений. А если учесть, что ценности формируются в период так называемой первичной социализации индивида, то можно сделать вывод, что уже целое поколение прошло «школу» потребительского индивидуализма. Й. Хейзинга для характеристики неразвитого, инфантильного сознания человека вводит понятие пуерилизма, под которым он понимает сферу деятельности, в которой человек ведет себя как бы по мерке отроческого или юношеского возраста. «Сюда попадает, - пишет Й. Хейзинга, - например, легко удовлетворяемая, но никогда не насыщаемая потребность в банальных развлечениях, жажда грубых сенсаций, тяга к массовым зрелищам... Состояние духа незрелого юнца, не связанное с вос-

питанием, формой и традицией, в каждой области тщится получить перевес и слишком хорошо в этом преуспевает» .

Правда, нужно добавить, что такой «успех» носит временный характер и вскоре улетучится как сама молодость. Современная индустрия сознания эксплуатирует детский труд, использует юношеский задор и неисчерпаемую энергию. Когда молодому человеку, не имеющему ни базового образования, ни должного воспитания, ни опыта, говорят, что он талантлив и «раскручивают» его, зарабатывая на этом деньги, то в таком случае, с моей точки зрения, молодому человеку наносится глубокая психологическая травма, от которой трудно оправиться. В таких ситуациях воспитание сводится к привычке вести себя согласно определенному стереотипу. Тяжело смотреть на подростка, которого убедили в том, что он великий талант и которому в мире нет равных. По сути дела это уже ущербный в моральном отношении человек, который более не поддается воспитанию. Манипуляторы искусно скрывают «ниточки», которыми они повелевают своими манекенами.

Ф. Бэкон считал, что между внешней красотой человека и его внутренним миром существуют обратно пропорциональные отношения. «Почти не наблюдается, - пишет Ф. Бэкон, - чтобы очень красивые люди в других отношениях обладали большими достоинствами, как будто природа, выпуская их в свет, скорее, была озабочена тем, чтобы не допустить ошибки, а не тем, чтобы произвести совершенство. И поэтому они оказываются лишенными недостатков, но не обладают возвышенностью духа и заботятся, скорее, о манерах, чем о добродетели» .

Красота, с точки зрения английского ученого, делает молодость беспутной, за что приходится расплачиваться в старости. С другой стороны, конечно, молодой человек в своем творческом порыве должен чувствовать, что он, как принято говорить в таких случаях, «схватил Бога за бороду», и критические замечания более опытных товарищей не должны быть деструктивными, направленными на искоренение раньше положенного срока юношеского максимализма. Думается, что и после критики молодой человек должен верить, что у него в руках именно борода и что она принадлежит именно Богу. Но тем не менее приобщение к традициям и многовековой культуре более полезно, с нашей точки зрения, чем нигилизм, заправленный эгоизмом и нонконформизмом. В нашем обществе существуют двойные стандарты морали. Если в процессе обучения и воспитания в сознание учащихся вносятся идеи добра и справедливости, то в реальной жизни они сталкиваются с откровенной ложью официальных лиц, несправедливостью, беспардонным воровством из государственной казны денег налогоплательщиков и т. д. В сознание молодых людей вносятся несовместимые друг с другом ценности, с одной стороны - через процесс обучения и воспитания, а другим источником выступает реальная российская действительность. В случае неразрешимости этих противоречий подрастающее поколение будет искать «выход» в мире иллюзий при помощи наркотиков, алкоголя.

Во все времена люди прилагали немалые усилия для того, чтобы осуществить определенное воздействие на психику и сознание другого человека. Существуют целые традиции, направленные на некоторое преобразова-

ние сознания. Особое внимание уделялось категории знания, так как оно в содержании нашего сознания занимает центральное место. Знание принято определять как идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира. Существует традиция, которая признает знание единственным элементом человеческого сознания. Тезис об определяющей роли знания в сознании оставался актуальным на протяжении тысячелетий. Общество, которое не заботится о своем подрастающем поколении, не имеет никакой перспективы на будущее, оно обречено на вымирание. Интеллектуальный потенциал общества не является какой-то абстракцией, он складывается из отдельных умственных сил, присущих конкретным людям. Такой потенциал формируется на протяжении многих десятилетий и является результатом функционирования хорошо организованной системы образования. Социальная дифференциация в обществе породила и дифференциацию в сфере образования. В настоящее время существуют как обычные школы, так и различного рода лицеи, колледжи, гимназии. Без сомнения, новые формы обучения направлены на повышение уровня образования и увеличение эффективности учебно-воспитательной работы. Но при всех достоинствах новых форм обучения нельзя не отметить и некоторые негативные моменты этого процесса. В частности, концентрация наиболее одаренных учащихся в элитных учебных заведениях обескровливает обычную школу.

Если сознание есть особый вид энергии и является проявлением творческой сущности человека, то эта энергия обнаруживается во всех областях его социальной практики. А потому сферу образования можно рассматривать как ответственную за формирование и «распространение» этого вида энергии. В ходе обучения и воспитания происходит своеобразное накопление и трансформация этой энергии в творчески активную и социально значимую деятельность. Резкая социальная дифференциация привела к тому, что система образования стала ареной борьбы различных сторон. Многочисленные политические партии и группировки объектом идеологической обработки выбрали именно систему образования от школы до вузов. Расчет, конечно же, верен: кто овладеет «умом и сердцем» подрастающих поколений сегодня, тот будет безраздельно господствовать завтра. Современное образование является сферой борьбы, миниатюрной копией борющихся стремлений и тенденций. В соответствии с этим образованный человек многократно детерминирован в своем духовном горизонте.

Так что же можно предпринять в нашу эпоху перемен? Каковы шансы реально противостоять процессу зомбирования людей? Сфера педагогической деятельности, без сомнения, является своеобразным форпостом этой борьбы. Думается, что весьма эффективным орудием является личный пример преподавателя. Нужно помнить, что существует мир сакральный и мир профанный. Сфера образования в большей степени имеет дело с первой категорией явлений. Знания - это священный опыт человечества, который имеет свой статус и никоим образом не связан с предвыборными интересами той или иной группировки людей. Поэтому в процессе обучения актуальным будет лозунг - отвлечемся от приходящего и займемся вечным.

Кроме того, для формирования самостоятельного мышления необходимо вводить в сознание человека долю сомнения, чтобы он не просто верил на слово, а умел и стремился проверять новую информацию. Если необходимо воспитать человека не только убежденного в могуществе знания, но и умеющего применять знания в практике, то нужно примешивать к «несомненному» дозу скепсиса.

В настоящее время социальная практика человека все больше становится интеллектуальной, он все больше работает с информацией, со знаниями, чем с материальными объектами. Но избыток информации может оказаться гораздо опаснее ее недостатка. Использование человеком техники имеет как позитивные, так и негативные аспекты. С одной стороны, сейчас нам уже невозможно обойтись без современных методов технической обработки информации. Но всеобщая компьютерная грамотность, кроме всего прочего, служит благодатной почвой для воспитания человека «среднего», не обремененного специфическими физическими и ментальными отличительными чертами. Используя безоговорочный авторитет науки в общественном сознании, а также методы научного анализа, средства массовой коммуникации пытаются выступать в качестве истины в последней инстанции. В сознании индивида они постепенно превращаются в «посредников» между миром и человеком. Возможно, именно поэтому у нас столь популярны различные информационно-аналитические программы, которые по сути дела осуществляют процесс мышления вместо каждого из нас и выдают потребителю уже «готовый продукт» в виде политических и иных деклараций.

Литература

1. Зинченко В. П. Размышления о душе и ее воспитании // Вопросы философии. 2002. № 2. С. 119-136.

2. Хейзинга Й. Homo Ludens (Человек играющий). М.: Эксмо-Пресс, 2001. 352 с.

3. Бэкон Ф. О красоте // Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1972. Т. 2. С. 347-486.

FACTORS OF MODERN SOCIETY, DETERMINING HUMAN CONSCIOUSNESS

Zhumageldy K. Kenispaev

Dr. Sci. (Philos.), Prof., Department of Philosophy and Culturology, Altai State

Pedagogical University

55 Molodezhnaya St., Barnaul 656031, Russia

E-mail: [email protected]

The article analyzes the complex mechanism of forming human consciousness in modern society. We suggest that investigation of the factors influencing the consciousness of an individual is one of the important tasks of philosophy. It is the spiritual sphere that determines behavior, thinking and world view of a human. At present, it is necessary to ascertain the existence of an entire industry of consciousness. Recently the impact on consciousness is not of an individual character, as it was in traditional societies, today it is an entire branch that allows forming a certain mentality in recipients. If in the period of developing philosophical thought the special place was occupied by subject-to-subject relations, or the "teacher-pupil" principle, at the present stage the process of socialization and social transmission has more subjective-objective character.

Keywords: human, consciousness, society, philosophy, culture, spirituality, ideology, science, mass media, civilization.

Сознание - одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание - высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности. Выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной. Сухина В.Ф., Кислюк К.В. Практикум по философии. - Харьков, 2001, с.261

Решение проблемы сознания предполагает выяснение предпосылок его возникновения.

Если подойти к проблеме возникновения сознания в крупном, глобальном плане, то этот процесс органически связан с двумя грандиозными по своему значению и масштабу качественными сдвигами, скачками в развитии материального мира. Первый из них - скачок от неживого к живому, приведший к появлению биологической формы движения материи и началу эволюции живых форм, которая в конечном итоге привела к появлению непосредственных животных предков человека. Второй качественный сдвиг - переход от животного состояния к человеку и человеческому обществу, который одновременно был скачком от психики животных к человеческому сознанию.

В процессе эволюции животного мира были подготовлены условия и предпосылки для нового скачка - от животного состояния и психики животных к человеку и человеческому сознанию. Однако при всей его глубине он был подготовлен еще в пределах животного царства, где у высших животных особенно у антропоидов формируются животные, биологические формы труда, зачатки орудийного использования предметов. А наряду с этим здесь уже обнаруживаются проявления предметного мышления, а также получает определенное развитие звуковая сигнализация.

Однако это были лишь биологические предпосылки, решающую же роль в формировании сознания играли новые, социальные факторы. Социальная обусловленность возникновения и развития сознания обоснована в известном труде Ф.Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Здесь развита трудовая теория антропогенеза и генезиса человеческого сознания. Ф.Энгельс указывает и биологические факторы, подготовившие почву для становления человека: переход животных предков человека к прямой походке, к смешанной мясорастительной пище, а также стадность.

Однако определяющую роль в процессе формирования человека и его сознания сыграли совместный труд и складывающиеся на этой основе общественные отношения между людьми. Инстинктивные на первых порах формы трудовой деятельности наших далеких предков в дальнейшем постепенно уступили место осознанной, целенаправленной деятельности. Поначалу это было в основном предметно-чувственное сознание с зачатками логического мышления, а сам труд в значительной степени еще носил инстинктивный характер. Сознание на этом этапе еще было непосредственно вплетено в материальную деятельность людей. Глубокий качественный сдвиг в труде и сознании произошел с началом изготовления орудий труда и превращением на этой основе труда в собственно человеческий труд. Именно на базе труда и складывается постепенно абстрактное, понятийное мышление. Какими же своими сторонами труд воздействовал на формирование сознания? Прежде всего, труд предполагает способность целеполагания, мысленного моделирования будущего, выработку плана действий, ведущих к цели, и определение средств достижения этой цели. Именно эти моменты и сыграли основную роль в становлении мышления. Ведь важнейшая особенность труда в том и состоит, что его результат еще до начала деятельности должен присутствовать в голове человека идеально, как внутренний образ, как потребность, как побуждение и как цель. Этим в первую очередь и объясняется, что сознание могло сложиться лишь в процессе труда. Кроме того, труд требует определенных знаний относительно свойств предметов, которые включаются в сферу труда, причем по мере расширения этой сферы растет и объем необходимых знаний, что, естественно, способствует развитию сознания. В процессе труда и в тесной связи с ним осваиваются и определенные логические операции, например, анализа и синтеза, вырастающие на основе практического анализа и синтеза.

Но труд с самого начала был коллективным трудом, и он не мог носить иной характер при примитивности использовавшихся орудий труда, поэтому возникновение сознания и его развитие тесно связаны с развитием языка. Язык возник из потребности общения и координации действий членов первобытного коллектива в процессе совместного труда. Он так же древен, как и сознание. Язык выполнял не только функцию средства общения, но и закреплял успехи в развитии сознания и в познании мира на основе обогащения словарного запаса и усложнения грамматических форм языка. Кроме того, через посредство языка как средства общения то, чего достиг один из членов коллектива, становилось достоянием всех. А наряду с этим язык служил важнейшим средством передачи социального опыта от поколения к поколению, обеспечивал аккумулирование этого опыта и тем самым точно так же способствовал развитию сознания. А в тесной связи с трудом и языком важнейшую роль играл в развитии сознания первобытный коллектив, общение его членов. Именно первобытный коллектив аккумулировал и передавал от поколения к поколению опыт освоения мира, обеспечивал непрерывность и преемственность процесса становления и совершенствования сознания. Труд и членораздельная речь явились двумя главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг. Итак, сознание как свойство высокоорганизованной материи есть общественный продукт, возникший в обществе и непрестанно развивающийся на базе труда и всей системы общественных отношений между членами общества.

Таким образом, основные факторы возникновения и развития сознания следующие: произошло увеличение мозга: развитый головной мозг является предпосылкой для возникновения сознания; прямохождение (освобождение рук для деятельности); наличие языка и речи.

Однако главным фактором возникновения и развития сознания, на мой взгляд, является человеческое общество (общение людей друг с другом, трудовая деятельность).