» » Индуизм — основные идеи. Религии индии В чем смысл индуизма

Индуизм — основные идеи. Религии индии В чем смысл индуизма

Религия индуизм - это синтез религиозных учений и философских идей, которые сложились в Индии в XVI-XVIII вв. Бог в индуизме это и Бог мироздания, и Бог, поселившийся в каждом из нас. Богини индуизма также носят различные обличия и имена. Например, грозный облик богини-матери - это облик Деви, она же богиня Дурги, жена Шивы (смерть и разрушения). Индуизм и буддизм: чем отличается индуизм от буддизма? Буддизм проповедует единобожие, а также предлагает духовные практики для пробуждения к истинной жизни, а индуизм - это религия политеистическая (наличие множества богов). Религия индуизм также предлагает духовные практики для приобщения человека к высшей духовности. Кришнаизм - одно из центральных направлений индуизма. Это вера в бога Кришну.

Божества индуизма

Высшее божество - бог Брахма. Он создатель Вселенной. Хранитель Вселенной - бог Вишну. Бог зла в индуизме - Шива. Он символизирует разрушение.В качестве ангелов, защищающих добро, индуизм признает бога Ганеша, он бог мудрости и защитник. Бог Рама - тоже воитель со злом.Он выполняет функцию ангела-хранителя. Кришна на земле олицетворяет бога Вишну. Это бог, несущий любовь и милосердие. В индуизме представлен и целый ряд женщин-богинь: Сарасвати, Лакшми, Парвати, Дургак, Кали. Одни из них охраняют мир и порядок во Вселенной, другие (например, Кали) - олицетворяют болезни и смерть.Особую роль играет богиня Сита - это совершенная женщина.

Индуизм и Википедия

это синтез религиозных учений и философских идей, которые возникли в Индии и имеют общие черты.

Суть индуизма

: здесь нет своего основателя и нет преобладающего общего учения. Он включает в себя взаимоисключающие понятия монотеизма, политеизма, атеизма и др. Индуизм опирается на категории - дхарма, карма, сансара, майя, мокша и йога.

Книги индуизма

Главный источник индуизма - Веды. На втором месте по значимости - священные тексты «Упанишады»(они поясняют Веды). Есть и практические пособия по выполнению духовных практик, например, йоги («Йога-сутрах»). Священные книги индуизма классифицируют на шрути (сложные писания) и смрити (упрощенные тексты). Есть еще самхиты - это священные мантры при каждой из Вед. Кроме Вед в состав книжной культуры индуизма входят эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна».

Символы индуизма

Индуизм включает огромное количество символов. Вот некоторые из них:1.Символ звука «Ом» - применяется во время сеансов медитации, с него начинаются все молитвы.Он обозначает Вселенную. 2.Свастика - эмблема удачи и счастья, честности, истины, чистоты.3.Лотос - символ мироздания.

Душа в индуизме

Атма, она является частицей Параматмы (Сверхдуши). В каждом живом существе помещаются обе эти души. Господь реализуется в Сверхдуше. Поэтому каждое существо на земле является носителем части Высшего Бога.

Любовь в индуизме

Божества любви в индуизме - это Кама и Рати. Кама - сын богини счастья Лакшми и бога Вишну. У него две жены: Прити - любовь, Рати - страсть. Рати - богиня сексуального влечения, она свела с ума Шиву, который убил мужа Рати Каму. Но Рати вступилась за мужа и упросила Шиву его воскресить.

Важное место в системе индуизма выполняют духовные наставники - гуру (от санскр. - учитель), Задача гуру - направлять людей на путь духовной самореализации. В качестве гуру может выступать глава религиозной общины.

Демоны в индуизме

апсары (духи, которые вышли из воды). Они вредят людям, например, насылают на них любовное безумие. В Священных писаниях приводятся тексты молитв, которые могут спасти человека от апсаров. У апсаров также есть своя иерархия. Одна из разновидностей злых демонов - ракшасы (у них несколько голов, есть рога и клыки). Это ночные чудовища, которые преследуют людей и соперничают с добрыми богами в борьбе за власть над человеком.

Смерть в индуизме и Круговорот душ в индуизме

В индуизме нет понятия смерти как конечности бытия. В зависимости от своих земных заслуг или грехов душа умершего постоянно перерождается (сансара - цепь перерождений). Только праведник способен избежать сансары. Также с понятием смерти связана идея реинкарнации - переселения души умершего в другого человека. Впервые о реинкарнации упоминается в Ведах.

Время в индуизме

Кала (имя божества смерти). Время представляется в виде колеса (калачакры). Другое значение слова Кала - это чёрный, тёмный, Кала заставляет людей жить с постоянным страхом конца, посылает страдания, поэтому время воспринимается как тьма.

Древний индуизм

Наиболее древней формой индуизма ученые считают народные верования, в основе которых лежит поклонение местным божествам. Исследователи выделяют три периода формирования религиозного мышления древней Индии: ведизм, брахманизм и индуизм. Однако подобная классификация древнего индуизма среди самих ученых считается спорной.

Индуизм Индии

Большинство индуистов живут в Индии и в Непале (83% населения). Здесь он носит национально-исторические черты и часто проявляется через реализацию варварских обычаев, сохранившихся с древности (например, традиция самосожжения вдов и кастовое превосходство одних над другими).

Дэвы в индуизме

В индуистских учениях действуют дэвы - светящиеся божества. Они - слуги бога Ишвары. Образы дэв прочно вошли в поэзию Индии, в ее искусство. Индуисты им поклоняются.

Индуизм и ислам

В истории некоторых восточных государств эти две религии оказались тесно переплетены. Один эпизод их взаимопроникновения связан с личностью исламского правителя Акбара, который был женат на индуске. Он проникся уважением к религии жены. Результатом брака стало появление на свет новой религии дин-и иллахи (она впитала идеи ислама, индуизма, джайнизма, христианства и зороастризма).Традиционный ислам начал завоевание Индии, начиная с VII века н.э.Его завезли в Индию арабские купцы. Позднее Индию захватили мусульмане, которые стали насаждать здесь ислам.

Индуизм и христианство

Первые христиане объединились в общины в Южной Индии в V-VI вв. н.э. Распространение католицизма началось в Индии после завоевания ее части англичанами. Индия оказалась колонизированной Британией и в индийские земли хлынул целый поток христианских миссионеров.

Индуизм и иудаизм

В индуизме можно выделить 2 крупных течения: вишнуизм (поклонение верховному богу Вишну в лице Кришны) и шиваизм (поклонения богу Шиве). Иудаизм зарождается на Древнем Востоке и ведет свое начало от мифического родоначальника евреев и арабов - патриарха Авраама. Главная отличительная черта иудаизма от индуизма выражается в понимании сущности Верховного Бога. Иудаизм - религия монотеистическая, она утверждает, что у Вселенной и у мира только Единый создатель, и он находится вне человека; индуизм же довлеет к политеизму, и предполагает, что божественная энергия есть в каждом физическом теле.

часто определяется как одна из древнейших религий мира, но не является мировой религией официально. Несмотря на то, что по количеству верующих, она занимает третье место после христианства и ислама, также являясь крупнейшей национальной религией. Индуизм неразрывно связан с Индией, в которой и зародился изначально.

Население Индии составляет более 1 миллиарда человек и около 80% из них проповедуют индуизм. Только из-за факта, что подавляющее количество последователей этой религии проживает в одной стране, она не была признана мировой.

Неизвестен определенный год или даже век, для начала Индуизма. Это накопленная совокупность общин, верований, убеждений и практик, которые совместились на протяжении веков. Их древние корни традиционно проглядываются в культуре Долины Инда, цивилизации реки и Индоевропейских людей. Утонченные философии, деревенские божества и этические обязательства сосуществовали в плюралистических индусских обществах.

Долина Инда была заселена 2500 лет до н.э. Немного известно об зачатках "Индуизма" ее тогдашних обитателей, но определенно ясно, что их религиозные порывы были направлены на силы природы: солнце, луну, землю, воду, деревья, горы...Приблизительно в 1500 до н.э., когда индоарийцы переселились в эту область с северо-запада, впервые появилась религия известная как Индуизм. Местные традиции дополнили Индуизм, путем "синкритизации" и "брахманизации", и процветали в юго-восточной Азии несколько тысяч лет. А теперь и в каждой части мира.


Индуизм - это больше чем религия. Это также философия и жизненный путь. В отличие от других великих религий Индуизм не основан на одной священной книге - их много, все равной важности - или на словах одного или многих пророков. Индуизм это культура в широком смысле этого слова, и как культура, он растет подобно живому организму, подвергаясь влиянию всех существующих факторов и обстоятельств. Современный Индуизм подпитывается множеством источников, разрастаясь в обширный выбор учений, каждое из которых по своему важно.

Основными школами в индуизме являются , смартизм и шактизм. Их объединяет много общих концепций и принципов, таких как карма и реинкарнация; вера в некое Верховное существо, которое сотворяет вселенную, поддерживает ее и впоследствии разрушает, чтобы заново повторить этот цикл; вера в мокшу, что значит освобождение души от бесконечной череды перерождений; следование дхарме, совокупности правил и норм поведения необходимых для поддержания порядка, ахимсе, принципу ненасилия.


Каждое направление индуизма обладает своей собственной философией и предоставляет различные способы достижения одной и той же цели. Некоторые аспекты рассматриваются ими под разными углами или трактуется иначе. Последователи индуизма считают, что существует множество путей, ведущих к Единому Богу, Поэтому какой либо вражды или соперничества между ними нет. Они свободно обмениваются идеями, ведут обсуждения и оттачивают философию своих школ.

Индуизм не имеет руководящего органа, который бы выполнял контроль в масштабе страны или региона. Последователи опираются на одни и те же священные книги, что обеспечивает единство их веры, хоть трактовка определенных позиций у брахманов (духовных лидеров) разных храмов отличается.

Священные книги индуизма существуют в большом количестве, разделяясь на две группы: шрути и смрити. Считается что шрути - это писания, связанные с богами, появившиеся вместе с ними. Они содержат вечные знания нашего мира. Впоследствии эти знания были "услышаны" мудрецами и передавались в устной форме, пока не были записаны мудрецом Вьясой, дабы сохранить их для человечества.

К шрути относят Веды, состоящие из четырех томов и содержащих тексты религиозных обрядов, песен и заклинаний; Брахманы, являющиеся комментариями к Ведам; Упанишады, в которых изложена основная суть Вед, и Араньяки, с правилами поведения для отшельников. К смрити относят книги, дополняющие шрути. Это дхарма-шастры, содержащие законы и правила поведения; итихасы, включающие различные сказания и истории; пураны или древние былины; веданга - руководства по шести областям знаний (Индуизм), и агамы или доктрины.

В индуизме нашлось место огромному количеству богов. В этой религии боги являются верховными существами, управляющими миром. Каждый из них играет свою особую роль. Все эти божества требуют поклонения от своих последователей, которое можно исполнить в храмах или у семейных алтарей.


Основными богами индуизма считаются (хранитель вселенной), Шива (разрушитель вселенной) и Брахма (сотворитель вселенной). Также важное место занимают их жены Лакшми, Парвати и Сарасвати. Еще одна тройка почитаемых богов это Кама (бог любви), Ганеша (бог удачи и торговли) и Брахман (бог-Абсолют, "душа мира").

Огромное количество людей посвятивших свою жизнь индуизму получают от этой религии силы следовать по своему жизненному пути к благой цели, не взирая на преграды и сложности. Будучи порознь они едины в своих стремлениях, следуя священным писаниям и поклоняясь богам, сохраняя великое культурное наследие, пришедшее из давних времен.

Видео:

Мантра (музыка):

Книги:

Цитаты:

))) Все сотрудники нашей АЭС приняли индуизм. Это помогает им хоть как-то примириться с четырёхруким директором.

«Человек должен быть любим всеми, даже зверями».
«Атхарваведа», 17.1.4.

«Не используй данного тебе Богом тела для убийства Божьих созданий - ни людей, ни зверей, ни каких-либо других существ».
«Яджурведа», 12.32.

Вопрос к зашедшим йогину(е):

Близок ли вам Индуизм? Что именно импонирует вам в описываемом религиозном направлении?

| Что такое Индуизм?

Что такое Индуизм?

Почему мы говорим об Индуизме?

Многие люди сегодня практикуют йогу и другие дисциплины индийского происхождения, которые идут под эгидой индуизма. Единственный цвет йоги - это цвет истинной духовности. Также и многие другие индуистские практики имеют духовный и научный фундамент. Но они основаны не на грубых, а на более тонких науках.

Поскольку Индуизм - это совокупность древних духовных практик, которые пришли из доисторических времен, нам важно понять тех великих людей, которые открыли и заложили фундамент этих духовных практик. Не менее важно понять окружение, а также правила дисциплины, фон, социальные ценности, практики и культуру Ведического общества. Все это объединяет в себе Индуизм .

Если современный человек хочет преуспеть в духовных практиках, доставшихся нам в наследство от древних мудрецов, то он должен изучить все эти обстоятельства и глубже проникнуть в древние духовные практики, которые ведут к великому духовному развитию.

Это делает изучение Индуизма важным.

В индуизме существует огромное количество духовных практик и философских систем, которые развивались на протяжении столетий, вследствие чего он обладает хорошо сформированной основой, которая облегчает духовному искателю достижение ответа на духовный запрос без потери времени, усилий и денег на непроверенные техники. Большинство духовных практик индуизма прошли испытание временем и потому заслуживают доверия.

2. Что такое индуизм?

Индуизм - это общее название целого спектра духовных практик и философских систем. Широко употребляемый термин «индуизм» охватывает всю Ведическую культуру - ее философию и практику.

Он объединяет такие философские системы как Йога-Сутры, Санкхйа, Пурва Миманса, Веданта, Ньяя, Вайшешика, Кашмирский Шиваизм, Шакта, а также различные формы йоги, включая Бхакти, Гьяна, Кундалини, Лайа, Дхйяна, Раджа, Мантра и Аштанга.

Кроме того, в него входят все тантрические практики, такие как поклонение Богине (Деви), практики, посвященные Господу Шиве, вайшнавские практики, посвященные Господу Раме, Даттатрее, Хануману и другим; а также, поклонение Брахману, Адвайта-Веданта и так далее.

Тот, кто путешествует по Индии, видит различные традиции, храмы, Богов и Богинь, обычаи, практики и субкультуры. Такое разнообразие возникло благодаря долгому периоду развития индуизма с древних времен по сегодняшний день. Различия существуют из-за методов, форм поклонения, духовных практик, божеств, традиций и географического расположения.

Индуизм - это обширная система, которая обладает многочисленными традициями, которые возможно даже временами конфликтуют между собой, но индуист относится терпимо к ним, поскольку он уважает других и их традиции, считая, что философские и духовные системы дополняют друг друга, а не соперничают.

Если кто-то попытается определить, что такое индуизм, то сделать это ему будет очень трудно, потому что Индия - это обширная лаборатория духовности, в которой самые разные верования, даже неиндийского происхождения, сосуществуют. Зачастую верования, духовные группы, общества или сампрадайи свободно перенимают что-то друг от друга. Возможно, лучше всего определить индуизм как поиск духовности.

3. Индуизм - это религия?

Индуизм называют Дхармой. Это не то же самое что религия. Индуисты называют его .

Термин «Дхарма» на самом деле в санскрите, хинди и других индийских языках не эквивалентен слову религия. Термин, употребляемый индуистами - это Дхарма, Санатана Дхарма.

Санатана означает «без начала и конца». Слово Дхарма означает природное неотъемлемое качество. Например, дхарма огня - жечь. Если огонь не жжет, то это не огонь. Если лед не холодный, то это не лед. Для слова Дхарма в английском, русском и других языках нет соответствий. Лучше всего определить его как природное качество/тенденция/долг. Дхарму можно понимать также как праведную жизнь.

Природа управляется законами. Они называются Рита. Например, то, что родилось, однажды умрет. Река будет течь вниз, брошенное упадет на землю. Ведическая философия следует Рите. Потом Рита стала частью и основанием Дхармы.

4. Как и откуда произошли термины Хинду и Индия?

Происхождение терминов Хинду и Индия: впервые слово Хинду в арабских летописях упоминается в 1323 году нашей эры для того чтобы отличить от ислама. Индию они называли Аль-Хинд. Слово происходит о названия реки Инд. Позже британцы стали использовали термин Хинду, название Индия также стало популярным благодаря англичанам.

5. Какое настоящее название Индии?

На самом деле Индия называется Бхарат. «Бха» значит знание, Рати - жена Камадева, Бога любви. Поэтому «рати» означает влюбленный. Таким образом «Бхарат» означает влюбленный в Знание.
Есть несколько историй, связанный с именем Бхарат. Более 5 тысяч лет назад жил царь по имени Бхарата. Он был могучим, добрым и справедливым.

Он правил большей частью современной Индии. Большинство царей были его вассалами. У него было семь сыновей, но тем не менее своим преемником он выбрал Бхуману, сына своего подданного Бхардваджа (Неясно был ли Бхуману сыном мудреца Бхардваджа, но существенно то, что он был из того же рода). Это действие отличало его от предшественников, поскольку он дал преимущество способностям и квалификации, а не крови. В древнем индийском обществе законы были лучше и граждане имели больше прав, чем сегодня.

6. Кто основал Индуизм?


У Индуизма нет основателя, так как нет единой философии и единой религиозной структуры (такой как Церковь). Это старейшая в мире религия, которая предшествует писаной истории. Самое простое определение индуизма - это духовный путь.

Индуизм - это не столько религия, сколько собрание разнообразных философских систем и методов поклонения, которое не имеет центрального основателя таких, как Христос в Христианстве, Будда в Буддизме или Мохаммед в Исламе.

Тем не менее, Индуизм имеет определенное количество верований, общих для всех философских систем. Цель Индуизма - получить опыт божественного, стать божественным. Разные пути, многочисленные учителя и божества - все они ведут к одной конечной лежащей в основе всего универсальной истине. Структура индуизма напоминает существо с множеством голов.

7. Кто был основателем или источником индуизма и ведической культуры?

Первоначальных мудрецов, которые были источником индуистской духовной системы, называют риши. «Ри» значит покидать, испускать или выбрасывать, как например дыхание, «ш» значит желтый, «и» - знание. Желтый цвет символизирует вайрагью, непривязанность и, следовательно, также освобождение. Таким образом «риши» значит «те, кто обучает знанию, имеющему силу освобождать (от цикла рождения и смерти).

Согласно другим мнениям слово «риши» происходит от корня «дриш», означающего «видеть». Риши считались «дришта», то есть видящими мантры, поскольку они видели мантры или «рича» во время медитации. Они их не создавали, а воспринимали как откровение. Поэтому ведические ричи - это откровения (Ведические мантры называются ричи).

8. Кто является духовным главой индуизма?

В Индуизме нет единого духовного главы как Патриарх в православии или Шахи-имам в исламе. В индуизме большое число разных духовных лидеров, самые выдающиеся среди которых - Шанкарачарьи и Махамандалешвары. Тем не менее, в зависимости от традиции, существует немало других духовных лидеров, таких как Нимбаркачарья в Нимбарка-сампрадае, Рамануджачарья в Рамануджа-сампрадае, и другие ачарьи, возглавляющие свои сампрадаи, духовные школы или движения.

Для Индуиста Бог - это исследование истины, называемой разными именами в разных философских системах. Пуруша в Санкхье, Брахман в Адвайте, Атман в Бхавгавад-Гите и Адвайте, Парамшива в Кашмирском шиваизме, Кайвалья в Йога-сутрах, Сатчидананда в Упанишадах, Шунья в Вигйана-Бхайрава-тантре, Шакти в философии шакта и так далее.

И все же Индуисты верят, что истина одна, но называется она по-разному. Бог в Индуизме трансцендентен и имманентен, непроявлен и проявлен.

Лучше всего понимать Бога в Индуизме как дух в каждом из нас, который на самом деле один, но кажется различным. Как Параматман, постоянное, все пронизывающее духовное Я, и как дживатман, то есть духовное я в каждом существе.

В индуистской системе насчитывается почти 330 миллионов божеств. И все же индуисты верят, что есть только один Бог. (Спустя время практики, относящиеся к некоторым формам, так же как истории и значения этих форм, были утеряны.

Другие формы имеют частичные тексты и молитвы, которые доступны сегодня, и все же большинство форм и связанных с ними традиций сохранились. Многие формы и практики ограничены и недоступны широкой публике).

Эти 330 миллионов божеств есть ни что иное как различные формы единой божественной энергии. Каждый из них - это дверь в совершенство. В зависимости от своих личностных характеристик, качеств, прошлых впечатлений и тенденций ума каждый индивид выбирает наиболее подходящую форму божественного. В конце все пути ведут к одной истине.

10. Как Индуизм относится к другим верованиям?

Индуисты считают, что разные философские системы не противоречат, а дополняют друг друга. Цель каждого индуиста - пережить самому божественный опыт.

Индуисты верят, что ни один человек, верование или система не являются единственным путем к переживанию Бога, освобождению или спасению. Индуист верит, что какая-то система подходит ему, и он доверяет ей, а другая система может подойти другому, и он свободен следовать методам и пути своего выбора.

Индуизм - это древняя философия толерантности. Каждый свободен выбирать, экспериментировать, понимать и развиваться. Но индуизм имеет строгие правила практики.

11. Каковы отличия Индуизма или чем уникальна индуистская система?

Во-первых, Индуизм развивает свои философские направления свыше 5 тысяч лет. Индию или Бхарат легче всего определить как духовную лабораторию мира, где каждый был и остается свободным экспериментировать с разными методами, достигать божественного или становиться им. Все эти философские системы и пути составляют огромное духовное богатство, всемирное наследие, которое есть дар всему миру.

Во-вторых, Бхарат или Индия один из нескольких регионов, а возможно и единственный регион в мире, где различные системы поклонения, методы преобразования духовной энергии сохранились в чистом виде, в непрерывной древней традиции, насчитывающей пять с лишним тысячелетий. В отличие от других традиций, в которых многие из нитей были оборваны, и таким образом традиции прервались.

12. Каковы предпосылки для изучения Индуизма?

Главное условие - открытый ум и желание изменить свою личность. Кроме того, острый интеллект, и стремление к Богу или высшему сознанию. Следует обучаться у духовного мастера, или Гуру. Также необходима преданность Гуру, дисциплина, регулярная практика, изучение Писаний, развитие благородных качеств, хорошее общество и привычка к самонаблюдению.

По материалам сайта Брахмачари Муктананды

Появление индуизма

Сформировавшаяся религиозная традиция, называемая индуизмом, является результатом пяти тысяч лет развития. При этом само название возникло только около 1200 г. н. э., что было связано со стремлением завоевателей-мусульман провести четкую грань между их собственной верой и религией самих индусов. Индуизм – персидский аналог слова «индиец». Однако сами жители Индии называют свою религию бессмертным учением, или законом (санатана дхарма), что должно подчеркивать неземное происхождение их верований, появившихся в результате божественных откровений.

Индуизм в том виде, в каком он сформировался за время тысячелетнего развития, предоставляет своим последователям широчайшие возможности проявления их религиозности, причем избрана может быть любая из них, и ни одна не считается лучше или хуже остальных. Это многообразие возможностей – характерная черта индуизма, который принимает во внимание различия в духовном развитии, склонностях людей и в местных традициях.

Майтрейя

В индуизме нет никакого основателя или пророка. Здесь также нет определенной церковной иерархии, нет установленных символов веры. Гораздо большее значение, чем образ жизни, имеет склад и образ мышления. Не случайно бывший президент Индии С. Радхакришнан однажды заметил: «Индуизм является больше культурой, нежели вероучением».

Чуть больше 400 миллионов жителей Индии считают себя индуистами. И куда бы ни забрасывала судьба индийцев, повсюду они сохраняли свою культуру, традиционные ценности, идеалы и религиозные обряды. Конечно, не все, кто родился индусом, исповедуют индуизм. Но считается, что они уже потому индусы, что были рождены индусами. Происхождение самого названия вероучения предполагает, что общим элементом индуизма является индийское происхождение его приверженцев.

Появление индуизма было связано с необходимостью обновления традиционной брахманской религии. Ее аристократизм и оторванность от широких масс народа не позволяли конкурировать с буддизмом. Поэтому приходилось как-то приспосабливать учение и культ, чтобы завоевать новых приверженцев. Вследствие этого возникает демократическое движение, имевшее столь важное значение при возникновении индуистской религии, знаменовавшее собой начало новой эпохи – эпохи индуизма. Характерной особенностью этого периода стала демократизация культа.

Индуистская ступа

Несмотря на то, что учение индуизма было разработано преимущественно людьми из высших каст, но мифические представления и формы культа имели народное происхождение. Правда, великие боги индуизма имеют иногда имя, а иногда и характерные черты, общие с древними богами эпохи Вед, но фактическую форму, под которой они почитались приверженцами индуизма, они большей частью унаследовали от духов и мелких божеств местных и случайных культов.

В индуизме можно точно проследить процесс, при котором местный бог постепенно занимал свое место в пантеоне. Впоследствии он либо возвышался до ранга самостоятельного божества, либо рассматривался как одна из форм проявления уже признанных богов. Таким образом, не подлежит сомнению, что большинство великих богов нынешнего индуизма приобрели свой характер благодаря этому слиянию. Например, бог земли Бумия, культ которого был совершенно примитивен, позднее отождествлялся с Вишну. Точно так же Баба, дух племен-аборигенов, во многих местах слился с богом Шивой. Очевидно, что в культах и мифах, в формах и отличительных чертах многих индуистских богов можно распознать пережитки прежних местных верований.

В этот период впервые в Индии возникают храмы. Индуизм первоначально подражал буддизму, приверженцы которого сооружали свои культовые строения – ступы. Но позднее и у индуистов появились величественные и пышные святилища. При храмах устраивались различные празднества, процессии и церемонии, а внутри воздвигались грандиозные статуи богов, чего не было в религии брахманизма.

Поначалу место культа индуистских богов оставалось вне храма. Возможно, какое-то время богов считали как бы своеобразными привратниками храма. Со временем можно видеть, как мало-помалу они получили придел в самом храме, где обыкновенно служил жрец из низшей касты, с которой соотносилось то или иное божество, и так продолжалось до тех пор, пока первоначальный бог или дух не превращался в воплощение великого бога, и тогда уже он должен был пользоваться всеми атрибутами официального культа.

Такие метаморфозы могли происходить и с выдающимися деятелями, мудрецами или правителями. Когда кто-либо из них умирал, то могила скоро начинала обращать на себя внимание: на месте погребения строилось святилище, служение в котором постепенно, благодаря пожертвованиям окрестных жителей, становилось выгодным. Считалось за счастье иметь в стране такое святое место, и правители по возможности старались охранять его. Немного лет спустя воспоминание о знаменитом человеке исчезало, его происхождение окружалось таинственностью, а биография обрастала легендами. Так происходило формирование новых индуистских богов. Это доказывается тем, что в честь мыслителя Санкары и поэта Вьясы были построены храмы.

Именно с этим связано еще одно характерное для индуизма обстоятельство, когда образы эпической поэзии играли выдающуюся роль в истории религии. Именно благодаря этому Рама, герой индийского эпоса «Рамаяна», превратился в нравственный идеал народа, став из племенного героя национальным. Приходившееся на его долю почитание сразу перевело его из человеческой сферы в божественную и обусловило отождествление с Вишну точно так же, как это случилось с другим эпическим героем Западной Индии, с Кришной. В обоих случаях – и Рамы, и Кришны – герой преданий, по-видимому, слился с народным божеством.

Статуя в ступе Сваямбунатх

Ступа в чайтъе, украшенная изображением Будды

Подобная демократизация культа и приближение образов богов к народу способствовали формированию индуистского учения об аватарах, или воплощениях. Согласно ему, каждый небесный бог мог иметь свою аватару на земле.

Специфической особенностью индуизма было наличие в нем многочисленных сект. Их точное количество определить не представляется возможным. Некоторые из них имеют очень древнюю историю. Во всяком случае, относительно так называемых адживаков, первой секты, известной нам, признается, что они существовали еще до появления Будды. Они образовали своего рода монашеский орден (отсюда и название «адживака» – «на всю жизнь», т.е. отрекающийся) и через типа (аскетизм) стремились достичь блаженства. От джайнов и буддистов адживаков отличали теистический или пантеистический характер их религии. Они почитали бога Нараяну (Вишну) и вообще, в отличие от брахманизма, более приближались к народной вере.

Сохранившимися памятниками деятельности различных сект являются их теологические сочинения, так называемые Пураны, многие из которых весьма объемны. «Пурана» на санскритском языке означает «древний». В текстах многих Пуран нашли отражение представления различных направлений индуизма об этапах существования Вселенной, начиная от космологии, мировых катастроф и происхождения богов и заканчивая описаниями исторических периодов человеческого рода и династий правителей. Но фактически Пураны представляют собой собрания теологических и философских рассуждений, легенд и преданий, обрядовых и аскетических наставлений и т. п., причем обычно можно заметить весьма тенденциозное возвеличивание того бога, которого почитала данная секта.

В каждой секте следовало иметь свою Пурану или придерживаться одной из них. Не подлежит сомнению, что самые ранние секты имели собственные Пураны. Однако те Пураны, которые дошли до нашего времени, составлены в период средних веков. Во всяком случае, они более позднего происхождения, нежели поэма «Махабхарата», к которой они часто примыкают как ее теологические продолжения. Как теологические и философские произведения, они стоят гораздо ниже, чем Брахманы и упанишады, а в литературном отношении не выдерживают никакого сравнения с эпическими произведениями. Тем не менее важное значение их как источника для изучения религиозной истории индуистской религии не подлежит сомнению.

Полуразрушенные ступы

Земляная ступа. 500 г. н. э.

Главенствующая роль в индуизме принадлежала гуру – учителям, или наставникам, духовным руководителям сект. В индуизме сложился настоящий культ гуру. Гуру считается посредником между человеком и богом, более того, он фактически выступает воплощением божества, которое воплощается в нем и в его лице требует себе поклонения. Он помогает тому, кто доверяется ему, достичь блаженства, исполняя все религиозные обязанности, которые иначе должен был бы исполнять сам верующий. Для низших классов, у которых нет ни денег, ни образования для того, чтобы на самом деле принимать участие в религиозной жизни, достаточно бывает чисто наружного почитания бога или гуру. Каждое слово гуру воспринимается его приверженцами как священный закон.

Помимо наставлений гуру, источником духовной силы приверженцы индуизма считают реки. Особенное отношение индусы переносят на Ганг. Согласно их верованиям, священная река не только дает воду для орошения полей, но и символизирует вечность и бесконечность жизни. Сотни тысяч верующих ежедневно устремляются к ее берегам, чтобы совершить ритуальное омовение и испить из жизнетворного источника. Каждые двенадцать лет во время большого праздника Кумбх Мела в городе Аллахабаде, месте слияния вод Ганга и Джумна, собираются почти десять миллионов человек. Особенным почитанием пользуется расположенный на берегу Ганга город Бенарес (Варанаси), где полагается умереть каждому настоящему индусу. В дальнейшем, после кремации, пепел индусов развеивается над водами священной реки. Это означает непрерывный круговорот жизни.

Храм Рамы и Кришны

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Русь арийская [Наследие предков. Забытые боги славян] автора Белов Александр Иванович

Библия индуизма Однако в авангарде религиозных реформ по-прежнему находятся кшатрии. Именно в это время создается «Бхагават-гита». В этом произведении бог Кришна, представший в облике возничего боевой колесницы, разъясняет неустрашимому воину Арджуне суть мироздания. В

Из книги К началу. История Российской Империи автора Геллер Михаил Яковлевич

Появление Москвы Бог благословит тебя и поставит выше всех князей и распространит город этот паче всех других городов. Митрополит Петр Пророчество митрополита Петра, сделанное в первое десятилетие XIV в. московскому князю Ивану Калите, удивляет своим провидением

автора Васильев Леонид Сергеевич

Возникновение индуизма В процессе соперничества буддизма с брахманизмом, точнее, как итог этого соперничества и как результат его преодоления и возник индуизм. Структурно эта доктрина была сходна с буддизмом и тоже не отличалась активным прозелитизмом; но решающим

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Религиозно-философские основы индуизма Основы индуизма восходят к ведам и окружавшим их преданиям и текстам, во многом обусловившим характер и параметры индийской цивилизации в ее историко-культурном, философско-религиозном, обрядово-бытовом, социально-семейном и иных

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Глава 16 Индуизм и ислам. Модернизация индуизма Индуизм, вобравший в себя и отразивший многие особенности национальной культуры и психологии индийцев с их образом жизни, характером мышления, ценностными ориентациями, включая конечную цель – освобождение (мокша), всегда

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Взаимодействие ислама и индуизма Правда, привилегии, которые давало принятие ислама, в Индии значительно ослаблялись пассивностью индуизма, по-прежнему олицетворявшего основы индийского образа жизни и культуры индийцев. Одолеть многовековую толщу традиций в Индии

Из книги Тайны происхождения человечества автора Попов Александр

Золотое Яйцо индуизма Индусы расходятся в версиях о происхождении мира. Но самая известная легенда такова.Некогда Вселенная была окутана мраком без проблесков света. Всюду простиралась вода, а земля была лишь дном океана. Внезапно посередине океана возникло Золотое

Из книги Этнос и ландшафт: Историческая география как народоведение автора Гумилев Лев Николаевич

Появление этносов Новые народы возникают двумя способами:1. На определенной, довольно широкой территории, где уже много веков обитали исторические и персистентные этносы, вдруг очень быстро происходит перегруппировка особей и возникают новые тесно спаянные

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

ПОЯВЛЕНИЕ WINDOWS 95 Представить себе наше время без компьютера невозможно, одно лишь описание сфер применения этого чуда нашего века может занять сотни страниц. Компьютеры и Интернет изменили мир, а вслед за ним и мышление человека. Несомненным лидером на компьютерном рынке

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Брахма. Космология индуизма В индуизме богом-творцом считается Брахма, при этом культ Брахмы не принадлежит к числу главных, хотя в более раннее время он весьма почитался в ведийской религии. Важную роль играет Брахма в образе Тримурти («Трехликого») - своего рода

автора Коллектив авторов

Из книги Сравнительное богословие. Книга 5 автора Коллектив авторов

Из книги Сравнительное богословие. Книга 5 автора Коллектив авторов

Из книги Индия. История, культура, философия автора Уолперт Стенли

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Глава II Империя Тимуридов в Индии: сосуществование ислама и индуизма, 1526–1707 гг В отличие от Сефевидов две другие великие империи возникли преимущественно в немусульманских регионах, и этот факт обусловил как их силу, так и потенциальную слабость. Однако между ними

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Основы мировоззрения индуизма В основе индуистского мировоззрения лежит представление о том, что мир – не случайное сочетание, хаос вещей и явлений, а иерархическое упорядоченное целое, или космос. Всеобщий вечный порядок, сохраняющий и удерживающий Вселенную как

Индуизм — религия, возникшая на Индийском субконтиненте. Историческое название индуизма на санскрите — санатана-дхарма (санскр.), в переводе означает "вечная религия", "вечный путь" или "вечный закон".

Большинство индуистов верят во вселенского Бога, который есть внутри каждого живого существа и приблизиться к нему можно различными путями. Бог проявляет Себя в различных ипостасях и человек может поклоняться той ипостаси, которая наиболее близка ему. Это может быть прекрасный юноша Кришна, всемогущий правитель в форме человекольва, прекрасная девушка и даже бесформенный камень. Верховное существо может проявляться в виде изваяния в храмах или как ныне живущий гуру. Индуисты считают разные божества лишь различными проявлениями единой духовной сущности . Одни направления индуизма представляют Бога в Его нейтральной, безличной форме как Брахмана , другие — как имеющего мужскую и женскую ипостаси. Центральными божествами индуизма являются три бога: Брахма , Вишну и Шива . Также в индуизме существует и целый ряд других богов, которым поклоняются в особых случаях или с особыми целями. Самый популярный из них — Ганеша , слоноголовый сын Шивы, которого следует умилостивить перед началом любого практического дела.

В отличие от христианства или ислама , у индуизма не было своего основателя. Индуизм вобрал в себя и истолковал на свой лад верования и обряды разных народов, с которыми соприкасался. Священные книги играют большую роль во всех разновидностях индуизма. "Философский индуизм" придает особое значение классическим санскритским текстам, ведам и упанишадам. Народный индуизм, почитая и веды , и упанишады , использует эпические поэмы Рамаяна и Махабхарата . Часть Махабхараты , Бхагавадгита , известна практически каждому индуисту. Бхагавадгита ближе всего к тому, что можно было бы назвать общим священным писанием индуизма.

Священные книги индуизма выделяют четыре цели в жизни человека:

  • Артха — богатство и власть;
  • Кама — наслаждение и удовлетворение желаний;
  • Дхарма — нравственность, совершение добродетельных поступков и почитание богов (неукоснительное следование дхарме есть наилучший способ улучшить свое положение в грядущих жизнях. В Бхагавадгите говорится: "Лучше исполнить собственный долг (дхарму), пускай и несовершенно, нежели хорошо исполнять долг другого ";
  • Мокша — освобождение души из круговорота рождения и смерти сансары (освобождение из мира сансары через достижение мокши приносит вечное счастье и умиротворение).

Основой индуизма является учение о перевоплощении душ (сансара ), происходящим в соответствии с законом воздаяния (карма ) за добродетельное или дурное поведение.

Индуисты считают, что когда умирает плоть, душа не погибает, а переходит в другое тело, где продолжает новую жизнь и судьба души в каждой новой жизни зависит от ее поведения в прежних воплощениях. Никакой грех не остается без наказания, никакая добродетель — без награды, гласит закон кармы , — и если человек не получил заслуженной кары или награды в этой жизни, он получит их в одной из последующих. Вселенная существует в циклическом времени.

Человек в индуизме рассматривается не как обособленная индивидуальность, а как особая форма бытия мыслящего существа в земном мире. Такая форма бытия подчиняется общим иерархическим законам, вследствие которых она возникает, развивается и прекращает свое существование в результате действий, совершаемых в правильной последовательности и надлежащим образом. От рождения индус имеет энергетический потенциал и предназначение, которому он должен следовать как член своей семьи, рода, касты, селения или страны. Иными словами это называется кармой.

Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные, говорится в "Бхагавадгите". Индуисты верят, что дух или душа, называемая атманом, является изначальной и вечной сущностью каждого человека.

Согласно индуизму, всякое событие уже когда-то происходило и повторится в будущем. Это касается не только череды перевоплощений отдельного человека, а также истории общества, жизни богов и эволюции всего космоса. В постоянно повторяющемся индуистском космосе имеется лишь одна постоянная сущность, Брахман, универсальный дух, заполняющий пространство и время. Все другие сущности, такие как материя и ум, — эманации Брахмана, и потому представляют собой майю , или иллюзию. В силу всеобъемлющей и всепроникающей природы Брахмана атман, или мировая душа, является неотделимой частицей Брахмана.

Одно из центральных понятий в индуизме, — Бхакти — безграничная и безраздельная преданность божеству, ежеминутной памяти о нем и внутреннем созерцании его. Термин в этом значении впервые употребляется в Бхагавадгите. В раннем средневековье индуистские теологи определяли бхакти с понятием любви.

Служители культа индуизма говорят, что "индуистом нельзя стать — им надо родиться ". Но, несмотря на данное утверждение, индуистов другой национальности можно встретить в самых разных точках земного шара.