Общинный уклад древних славян стал основой воспитания и просвещения в догосударственный период. Их педагогические воззрения базировались, как правило, на таких приоритетах, как подготовка подрастающего поколения к жизни в общине, передача навыков земледельческого, ремесленного труда; обучение детей военному делу. Большое место в этих воззрениях отводилось нравственному воспитанию, исполнению обрядов, поклонению языческим богам, повиновению старшим членам общины, почитанию предков. Материалы многочисленных этнографических исследований свидетельствуют о наличии бытовой обрядности у древних славян, связанной с языческими верованиями.
В древнерусской общине шел постоянный процесс формирования и накапливания воспитательного опыта на основе народной педагогики, Нравственность и трудолюбие определяли ее суть Уважение к матери составляло первую нравственную заповедь детства. Забота о старых родителях была основой традиционной народной педагогики. В народные традиции семейного воспитания входили обычаи, обряды, ритуалы. В нравственных, народно-правовых и других стереотипных формах человеческой деятельности накапливался обобщенный опыт прежних поколений, их педагогических воззрений, нравов, убеждений, норм поведения, привычек, поддерживаемых общественным мнением. Традиции играли важную роль в создании фундамента трудового, нравственного, эстетического, физического и религиозного воспитания. Формирование обрядов неразрывно связывалось с важнейшими событиями в жизни человека, рода, общины, государства.
Особо следует подчеркнуть и просветительно-педагогические функции воспитательных средств: колыбельных песен, поговорок, частушек, сказок, легенд, преданий, плясок, постоянно сопутствовавших повседневной жизни людей.
В X-XIV веках происходит образование экономически самостоятельной малой семьи из родоплеменного коллектива: семья формируется как социальный институт; вырабатываются формы и методы воспитания, соответствующие новым общественным отношениям; обогащаются и средства воспитания.
В X веке проповедниками христианства - братьями Кириллом и Мефодием - была создана кириллица. Вместе с принятием христианства на Руси в X веке это послужило мощным стимулом духовного развития общества.
Новые тенденции педагогической мысли, углубленное внимание к проблемам познания и обучения, нравственного совершенствования личности приходят на Русь уже в XII веке. Получают развитие идеи эстетического воспитания средствами природы, единства его эстетических и этических аспектов, формирования чувства гордости за Землю Русскую, а также понимания необходимости связи образования и просвещения с жизненными интересами человека. Замечательным памятником, свидетельствующим о высоком уровне культуры и развития просветительно-воспитательной мысли времен Киевской Руси, явилось «Поучение Владимира Мономаха».
Церковь в этот период становится оплотом нравственного воспитания и просвещения народа; велико было ее влияние на все сферы деятельности древнерусского общества, сознание и поведение его членов, на регламентацию трудовой, семейной, досуговой жизни. Христианские представления определяли сущность и содержание процесса воспитания. Реалистические взгляды наших предков сочетались с иллюзорными представлениями о силах природы; народные педагогические воззрения формировались на основе христианского учения и языческих представлений о силах природы. На Руси издавна почитались обучение грамоте, умственное развитие детей, подготовка их к трудовой деятельности.
Принятие христианства, рост культурных связей с Византией и соседними странами способствовали усвоению философского и
Вводная часть.
педагогического наследия античности, обогащению педагогической мысли Древней Руси.
Разгром крупнейших русских княжеств в 1237-1239 годах и наступивший период монголо-татарского ига сопровождались гибелью культурных ценностей и святынь; в развитии русской системы воспитания произошла резкая остановка. Атмосфера угнетения , страха, обмана, клеветы оказала негативное влияние на формирование нравственных чувств народа. Люди низводились до холопского состояния, господствовала жестокость в наказаниях, процветало невежество. Старинные русские песни, былины передают то общее настроение «боязливости, грусти, тоски», которое преобладало на Руси в то время.
2. Социально-культурный уклад России в XV - XVII веках
XV-XVII века - период, когда в России интенсивно развиваются феодальные отношения. В то же время на развитие просвещения, духовную жизнь общества оказала негативное воздействие обстановка постоянного политического угнетения всех слоев общества во времена царствования Ивана Грозного, в эпоху Сметного времени. Неграмотность была присуща большей части населения, распространялись темные суеверия, происходило «огрубление» семейных нравов.
Тем не менее идеи ранних просветителей об изначальном равенстве всех людей пробивали себе дорогу. Развивается материальная база просвещения. Появление книгопечатания сыграло колоссальную роль в просвещении не только бояр, духовенства, но и простых людей. Открытие первой типографии в Москве, роль и значение первой печатной «Азбуки» Ивана Федорова, последующих азбук и букварей в распространении грамотности в Русском государстве трудно переоценить.
ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
В исторических хрониках того времени находим первые упоминания о досуге. Понятия «досуг», «досужсство», «досужность», «досужий», «просуг» характеризуют семейно-бытовой уклад различных сословий и социальных групп.
Отношение к досугу в России со стороны властей и особенно церкви в этот период отличалось неоднозначностью. С одной стороны, активно поощрялась ориентация населения на праздничный досуг. В сфере повседневного быта и труда прочно утвердились праздники: храмовые, календарные, трудовые, семейные, праздники весенние, летние, осенние, зимние; с другой стороны, устанавливается запрет на «бесчинства скоморохов», «бесовские игры», хождения с медведями, на народные музыкальные инструменты; вводятся наказания за «плясы» и громкий смех.
Постепенно расширяются функции семьи. Усиление внимания к семейному воспитанию проявляется в народном творчестве, сочинениях просветителей, в различных «Домостроях». «Домострой» XVI века представлял собой типичный образец свода житейских правил и наставлений в духовной, социальной и семейной жизни; этот документ содержал сумму признаков патриархальной культуры: на первом месте стояло научение «страху божию, а , вежеству, смирению, доброй заботе и домашней работе».
Социальный статус постоянно сказывался на способах, формах досуговых занятий представителей различных сословий населения России. В то же время ярко выраженными были две тенденции их проведения: традиционность и европейские новшества. Такое положение объяснялось бытованием стереотипных форм досуга у большей части населения России (в основном крестьянства) и вводом новых его видов представителями дворянства, ориентированными на Запад.
Расширялись благотворительные функции церкви, которая активно влияла на воспитание патриотизма, «добрых граждан для отечества земного».
Церковная община развернула активную деятельность в области развития народного просвещения, устройства училищ. Из Византии были привнесены образцы «странноприимниц» и «сиропи-тательниц». На Руси создавались аналогичные византийским хри-стианско-педагогические и филантропические учреждения. Разви-
Вводная часть.
Становление социально-культурной деятельности: исторический обзор
вались «благотворение», забота о «бесприютных» детях, сиротах, детях бедных родителей. «Взращение бесприютных детей» стало нравственной обязанностью духовенства, которое в тот период являлось просветителем народа, его нравственной опорой, а благотворительность рассматривалась как необходимое условие личного нравственного здоровья. Образование было равнодоступным для различных сословий допетровской Руси. «Общесословность» была характерной чертой древнерусских монастырей и древнерусской школы. В то же время анализ разного рода документов (челобитных, поручных, духовных и т.д.), а также извлечений из «Житий» русских святых дает возможность сделать выводы о характере развития просвещения.
Церковь по-прежнему регламентировала всю духовную жизнь общества. Так, решения церковно-земского Стоглавого собора (1551 г.) оказали существенное влияние на культурно-просветительную сферу.
В 1687 году в Москве состоялось открытие Славяно-греко-латинской академии, ставшей центром просвещения в России. Таким же «рассадником просвещения» в России и Киевская
академия.
3. Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в XVIII веке
Всеобъемлющий характер приобретают преобразования в России первой четверти XVIII века. Они внесли массу перемен в содержание быта и досуга различных сословий.
Возникают необходимые предпосылки для внешкольного образования, организованного досуга народных масс. Реформируется первая славянская азбука. Создается новый гражданский алфавит, выпускается светская развлекательная, познавательная и научная литература.
В XVIII веке имеют место попытки создания системы народного просвещения; рождаются планы обновления России, проекты воспитания юношества, создания «новой породы людей». Идеи философов-гуманистов эпохи Возрождения, европейских просветителей находят свое развитие и применение
Обратимся к историческому опыту России XVII-XIX веков, к исто-
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
рии русской школы.
Реформы Петра I коснулись и области социального призрения: Петр I создавал благотворительные учреждения для инвалидов, детей, бездомных, ввел запрет на профессиональн нищенство Он фактически лишил церковь монополии на филантропйю-it ш- циальное призрение; создал новые административно-государственные органы для государственного регулирования социальных процессов. Петровские реформы повлияли на рост образованности высшего сословия, но одновременно уменьшилось число грамотных в низшем сословии: «Образованность, возвысившись качественно, понизилась количественно» .
"Соболевский Л.П. Образованность Московской Руси XII - XVII вв. - СПб., 1894
T.I. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
Екатерина II продолжила курс на развитие социальной помощи населению. Во второй половине XVIII века культурно-просветительная деятельность сформировавшейся к тому времени русской интеллигенции коснулась и других слоев населения и сторон жизни: появляются первые клубные общности, организации клубного типа и клубы, формируются основные направления их деятельности.
Развернулась деятельность Вольного экономического общества (с 1765 года) по распространению сельскохозяйственных, медицинских и других знаний.
4. Общественно-просветительное движение и досуг в России в XIX - начале XX века
Культурно-просветительная мысль XVIII века во многом обогащала просветительные идеи первой половины XIX века.
Начало нового столетия в исторической науке ассоциируется с интенсивным преодолением сословной узости и ограниченности в воспитании и образовании: было положено начало женскому образованию.
Новая волна культурно-просветительной деятельности русской интеллигенции связана с дворянским периодом освободительного движения, на которое огромное влияние оказали социокультурные, просветительные идеи и деятельность декабристов,
В последующий исторический период возрастает роль литературы в воспитательной, культурно-просветительской работе: литераторы активно отстаивали общечеловеческие и общенациональные идеи воспитания, просвещения, социализации личности в своих произведениях. Просвещению народа и распространению культуры большое внимание уделяли В.Г, Белинский и А.И. Герцен.
Новые особенности приобретает в первой половине XIX века общественно-просветительное движение: рождаются новые формы призрения; возникает «закрытое» и «открытое» призрение; учреждаются первые благотворительные общества. В дело социального призрения и благотворительности большой вклад внесла императрица Мария Федоровна.
Во второй половине XIX века все большее развитие получает идея о необходимости введения системы общественного и частного призрения в России. Одной из объективных причин этого явле-
Вводная часть.
Становление социально-культурной деятельности: исторический обзор
Н ия стала отмена крепостного права; реформы 60-х годов в огромной степени повлияли на экономическое и социально-культурное развитие общества.
В пореформенный период произошла перестройка системы просвещения. В стране возникает и расширяется сеть воскресных школ. В их создании поистине исторической и пока далеко не изученной была заслуга земства.
Процесс распространения грамотности, несомненно, оказал влияние на развитие городов, промышленности, на возрастание интереса народных масс к культуре, образованию, но он характеризуется неоднозначными показателями. Медленно, но неуклонно набирали силу темпы развития образования. Появлялись специальные внешкольные учреждения - Народные дома. Они получили широкое распространение в 90-е годы XIX века. В строительстве Народных домов была велика инициатива кооперативов, сельских обществ; принимали участие в этом земства , казна, частные лица. К 1914 году в России было более 200 Народных домов, рассредоточенных по стране. Основные принципы их деятельности состояли в отсутствии принуждения, свободе выбора, общедоступности, поучительности и общепонятности. При Народных домах существовали общедоступные библиотеки.
Библиотека предоставляла возможности для формирования духовного мира личности, её познавательных, этических, эстетических качеств, поскольку читатель при желании получал доступ к фонду литературы, где были представлены различные отрасли знания.
Параллельно с Народными домами развивались народные театры в двух формах: профессиональные театры для народа с низкой входной платой и доступным репертуаром и самодеятельные театры. В начале века насчитывалось около 170 народных театров, причем их развитию очень помогали К. Станиславский, Л. Собинов, Л. Толстой и другие известные деятели русской культуры.
Представители разночинной^ интеллигенции, либеральной буржуазии становятся пропагандистами различных видов художественной культуры, ее исследователями, собирателями фольклора. Повсеместно создаются народные хоры, драмкружки, ансамбли^ Культурно-просветительную деятельность вели многие выдаю-
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
щиеся представители отечественной культуры. На этот период приходится плодотворная общественная деятельность «Товарищества передвижных художественных выставок», «Могучей кучки» -объединения русских композиторов.
Культурно-просветительную, экскурсионную, лекционную деятельность развернули и музеи. Появляются радио и кинематограф. Все больше детей и взрослых вовлекаются в спортивные виды досуговой деятельности. Растет число детских и женских клубов, ставящих своей целью педагогическое, санитарно-просветительное воспитание родителей; возникают общества врачей, краеведов, театральных и литературных деятелей.
Клубные учреждения не располагали литературными фондами, поэтому по сравнению с библиотеками их педагогическая деятельность строилась иначе. История зарождения и развития общедоступных (не элитных типа «англицкого клуба») клубных учреждений свидетельствует о том, что они возникли во второй половине XIX века как общественные просветительские учреждения. Известен целый ряд форм таких учреждений, которые по своей природе выполняли функции общественного клуба или объединения клубного типа. Это комитеты грамотности, общества содействия народному образованию, общества поощрения образования, общества распространения технических знаний, общества разумных развлечений, попечительства народной трезвости. Вес эти клубные по своему характеру общества существовали на средства благотворителей, добровольные пожертвования, привлекая к бесплатному участию в их деятельности ведущих ученых и педагогов.
Можно сделать вывод, что общественные клубные учреждения получили широкое распространение в дореволюционной России , причем внешкольно-образовательные функции изначально были для них главными, и ориентировались они на работу со взрослыми посетителями, чему немало способствовали новые радикальные идеи, выдвинутые учеными -педагогами - А.У.Зеленко, С.Т.Шацким.
Широкую известность в России получила просветительная деятельность книгоиздательского товарищества И.Д. Сытина; повсюду возникали вечерне-воскресные школы общества самообразования. Получил широкую известность Дом В.Д. Поленова как центр организации методической помощи фабричным, деревенским и школьным театрам. На волне массового клубного движе-
Вводная часть.
Становление социально-культурной деятельности: исторический обзор
ния появляются первые легальные и подпольные рабочие и социал-демократические клубы.
Традиционное воздействие церкви на содержание и формы досуга россиян под давлением активных общественных процессов и социальных перемен подвергается серьезным испытаниям; нравственное влияние церкви постепенно слабеет.
Множество источников указывает на расширение рекреативной и развивающей функций искусства, досуга, спорта в начале XX века. Постепенно происходят переоценка исторически сложившихся форм и размывание сословных границ социально-культурной деятельности наций и народностей России
Т.Г. Киселева Ю.Д. Красильников
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧЕБНИК
Допущено Министерством образования и науки
Российской Федерации в качестве учебника
для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по направлению подготовки
«Социально-культурная деятельность» и специальности
«Социально-культурная деятельность»
Москва 2004
Рецензенты: М.А. Ариарский, доктор
педагогических наук, профессор В. А. Разумный, доктор философских наук, профессор
Раздел II (1-4, 6), Раздел III (4)
Красильников Ю.Д.: Раздел II (5), Раздел III (1-3, 4-7), Раздел IV, Раздел V
Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. - М: МГУКИ, 2004. - 539 с.
В учебнике рассматриваются история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы и технологии социально-культурной деятельности. Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов, соискателей и студентов гуманитарных вузов, практиков социально-культурной сферы.
ISBN - 594778 - 058 - 5
© Т.Г. Киселева, 2004
© Ю.Д. Красильников, 2004
© Московский государственный
университет культуры и искусств, 2004
Оглавление
ОГЛ АВЛЕНИЕ
Предисловие 5
Вводная часть. Становление социально-культурной
деятельности: исторический обзор 17
1. Зарождение основ воспитания и просвещение на Руси
в догосударственный период 17
Социально-культурный уклад России в XV-XVII веках 19
Просвещение и возникновение социально-культурных
общностей в XVIII века 21
Общественно-просветительное движение и досуг в России
5. Характеристика социально-культурных процессов
советского и постсоветского периодов 27
Раздел I. Теоретические основы социально-культурной
деятельности 43
Социально-культурная деятельность как фундаментальное
научно-образовательное направление в системе знаний 43
Функции и принципы социально-культурной деятельности.... 95
Психолого-педагогические основы социально-культурной
деятельности 109
Содержание социально-культурной деятельности:
проблемное поле и тенденции развития 122
Социально-культурная политика: сущность и
Раздел П. Сферы реализации социально-культурной
деятельности 143
Досуг и досуговая деятельность 145
Образование и карьера 174
Художественная культура и искусство 199
Физическая культура и спорт 216
Социально-культурная реабилитация и поддержка 227
Межкультурное сотрудничество и коммуникация 261
деятельности 281
Система субъектов и межсубъектных отношений 281
Человек как субъект социально-культурной деятельности 284
Социально-культурные институты 291
4. Семья как социокультурный институт 299
5 Средства массовой информации и коммуникации 310
Отраслевые учреждения социально-культурного профиля... 315
Социально-культурные общности и формирования 330
Понятие ресурсной базы 368
Нормативно-правовой ресурс 375
Финансовый ресурс 391
Материально-технический ресурс 395
Информационно-методический ресурс 396
Морально-этический ресурс 398
Технологические основы социально-культурной
деятельности 404
Педагогические основы технологий 421
Сущность и классификация социально-культурных
технологий 426
Культуротворческие и культуроохранные технологии 428
Рекреативные технологии 438
Образовательные технологии 446
Социально-защитные и реабилитационные технологии 452
Управленческие технологии (социокультурный
менеджмент) 470
Исследовательские технологии 481
Проектные технологии 487
Альтернативные инновационные технологии 491
Технологии коммуникации и общественных связей 497
Информационно-просветительные и рекламные
технологии 504
Технологии межнационального и межкультурного обмена
Список литературы 533
Предисловие
ПРЕДИСЛОВИЕ
XXI век - это век преобразовательных процессов не только в экономической и социальной жизни, но и в сфере культуры, которые происходят практически по всем направлениям. Экономическая ситуация и развитие рыночных отношений в современной России явились одной из причин кризисного состояния значительной части населения страны, лишенной возможности полноценной экономической , политической и культурной жизни.
Сегодня экономические, социальные, культурные программы в России должны оцениваться по единому критерию: насколько они способствуют или препятствуют ее национальному успеху в XXI веке, ее вхождению в число самых развитых и влиятельных стран современного мира
В начале нового тысячелетия вся российская жизнь должна базироваться на иных, нежели прежде, основаниях общественного бытия, по природе своей глубоко духовно-ценностных, гуманитарных.
Формирование гуманистической почвы как базы социально-культурной реформации России только начинается в сложных условиях, когда мы сталкиваемся с последствиями пережитых обществом политического, экономического, культурного кризисов, последствиями глубоких конфликтов между культурой и социальными отношениями в стране,
Идеи культурной реформации и гуманизации постепенно утверждаются в обществе, в котором движение социальной системы от прежнего ее состояния к новому осуществляется через дезинтеграцию и нарастание социальной дезадаптированности личности. криминализацию обстановки, отдельные национальные конфликты.
Рубеж XX-XXI веков характеризуется небывалым всплеском творческих идей, инициатив и движений в области культуры, образования, искусства, поиском путей продуктивного взаимодействия и сотрудничества различных возрастных, этнических, профессиональных и других социально-культурных групп и общностей. Активизация этих процессов в российском обществе во многом обусловлена раскрепощением огромной внутренней созида-
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
тельной энергии человека, скованной на протяжении длительного периода идеологическими догмами, запретами и преследованиями, переходом от громких деклараций и лозунгов о «вечной дружбе и братстве», «свободе творчества», «свободе слова» к действительно открытому и честному культурному плюрализму, формированию нового менталитета всех слоев населения путем его участия в различных видах социально-культурной деятельности.
Каждой стране свойственно разнообразие видов, форм, технологий социально-культурной деятельности. В каждой из национально-культурных общностей востребован особый, специфический тип специалиста социально-культурной сферы. Именно поэтому освоение зарубежного опыта требует не только избирательности, но и строго объективной оценки, поскольку за ним стоят традиции, во многом отличные от российских. Задача состоит в том. чтобы войти в европейскую цивилизацию, не отрываясь от собственных корней, национальных и культурных особенностей. Обращаясь сегодня к историческому прошлому своей страны, пытаясь в меру своих сил возродить, вернуть часть отвергнутой, но не погибшей российской культуры, мы как бы заново пытаемся осмыслить и проделать долгий путь, пройденный Россией от векового патриархального, домостроевского уклада до утверждения собственного достойного социально-культурного статуса в мировом сообществе.
Исторический и современный опыт социально-культурной деятельности в России не только представляет собой исключительную научно-документальную ценность, но и содержит богатейший дидактический материал для подготовки специалиста в области культуры, образования, искусства, досуга.
Перед авторами учебника, предлагаемого вниманию читателя, стояла далеко не простая задача обобщить , сформулировать и обосновать наиболее принципиальные закономерности социально-культурной деятельности, осуществляемой на профессиональной и непрофессиональной основе, обозначить векторы направленности научного поиска в этой сфере, выявить суть и смысл существующих авторских школ, внедренных в практику методик, идей и рекомендаций. С полным основанием мы можем сегодня говорить о конструктивности, инновационном характере, общественной значимости опыта, накопленного высшими и средними специаль-
Предисловие
ными учебными заведениями в этой сравнительно новой отрасли педагогического знания.
Этот опыт свидетельствует о ярко выраженном стремлении молодой науки занять прочную методологическую позицию, адекватную существующей в стране и в отдельных регионах ситуации, внести свой вклад в выработку и реализацию научно обоснованной и взвешенной социально-культурной политики, предпринять энергичные усилия по повышению качества подготовки и коэффициента социшшной востребованности специалистов, владеющих современными технологиями.
Ряд документальных ссылок, содержащихся во втором разделе данного учебника, подтверждают приоритет Московского государственного университета культуры и искусств во введении в учебно-педагогический оборот специальности «Социально-культурная деятельность» 1 и создании в связи с этим в апреле 1991 года одноименной кафедры. Научная специальность 13.00.05. - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности - включена в номенклатуру специальностей научных работников ВАК РФ Приказом Министерства науки и технологий РФ №17/4 от 25 января 2000 года. Ориентированная на удовлетворение потребностей современной социально-культурной сферы, новая научно-образовательная специальность, по существу, заложила основы подготовки на общегосударственном уровне качественно нового поколения профессиональных, в том числе и научно-педагогических, кадров по широкому профилю направлений и специализаций.
Выражаем благодарность коллегам, представителям крупнейших научных школ вузов культуры и искусства - А.И.Арнольдову, МААриарскому, Т.ИБаклановой, АДЖаркову, В.А.Максютину, В А.Разумному, В.С.Садовской. Ю.А.Стрельцову. В.ЕТриодину. В.В.Туеву и другим - за активную поддержку разработанных нами в начале 90-х годов концепции и программы в качестве базовых документов по специальности «Социально-культурная деятельность», а также за высказанные советы и рекомендации в процессе подготовки настоящего учебника к переизданию
Специальность 05.31.00. Социально-культурная деятельность - утверждена приказом №337 Комитета по высшей школе при Министерстве науки и технологий р Ф от 25.04.1994 года.
Т. Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
Предмет, задачи и источники курса
Как отрасль научного знания и учебный предмет социально-культурная деятельность обладает всеми необходимыми характеристиками, присущими любой самостоятельной специальности: объектом, предметом, методами изучения, категориально-понятийным аппаратом, сложившимися в разных регионах страны авторскими школами, эксклюзивной антологией, собственной системой закономерностей, принципов и правил. В отличие от других направлений культурологии, социально-культурная деятельность представляет собой широкую область современного педагогического знания, имеющую непосредственный выход на такие фундаментальные понятия, как культура, социальная педагогика, социализация, социальное воспитание, социальная среда, социум и др.
Система социально-культурологического образования сталкивается сегодня с необходимостью резкого повышения требований к его качеству. Подготовка специалистов для социально-культурной сферы должна базироваться в существующих условиях не столько на узком индивидуальном практическом опыте, сколько на прочном фундаменте научных знаний. Масштабы, объемы и содержание такой подготовки подлежат научно обоснованным со- i циокультурным измерениям.
Многочисленному отряду менеджеров, педагогов, режиссеров, технологов различного профиля, выступающих в качестве ор ганизаторов социально-культурной деятельности, координаторов отраслевых, федеральных, региональных и местных программ предстоит участвовать в дальнейшем возрождении и развитии культуры и искусства России. От уровня их квалификации и прилагаемых усилий во многом зависит решение жизненно важных проблем российских семей, детей, подростков, региональных проблем в историко-культурной , экологической, социально-психологической, религиозной и других сферах, являющихся общими для различных социальных групп.
Именно им предстоит внести достойный вклад в блокирование и нейтрализацию возможных источников и очагов социальной и межнациональной напряженности, в социально-культурную реабилитацию слоев и групп населения, остро нуждающихся в социальной защите и поддержке, в создание благоприятной среды
для развития и реализации социально-культурной активности и инициативы населения в сфере досуга.
Сложности профессиональной подготовки по специальности «Социально-культурная деятельность» обусловлены рядом обстоятельств. К ним относится прежде всего необходимость глубокого осмысления и соответствующей корректировки содержания и технологии социально-культурологического образования специалистов этой сферы, его адаптации к новым реалиям, складывающимся в культурной жизни общества. Этот процесс подразумевает не только постоянное совершенствование нетрадиционных специализаций, появившихся в последние годы, но и одновременно развитие и углубление социально-культурологического и педагогического компонентов в других традиционных для вузов культуры и искусства специальностях в области народного художественного творчества, библиотечной работы, кинофотодела, режиссуры массовых театрализованных программ и т.д. Наконец, речь идет об обеспечении органической взаимосвязи культурологической и педагогической подготовки специалистов с преподаванием социально-гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин и, что особенно существенно сегодня, с концепциями современной культурологии, с идеей национально-культурного возрождения России.
Актуальность решения названных проблем определяется рядом причин. Одна из них состоит в необходимости преодоления разрозненности организационно-педагогических усилий в формировании новых специализаций, устранения консерватизма, затрудняющего плавность переходов на новые учебные технологии. Другая связана с требованиями расширения границ профессионального обучения будущих специалистов, получения ими знаний, умений, навыков и установок, необходимых для собственного жизнеобеспечения, карьерного роста, психологической устойчивости, духовного развития.
В известном смысле социально-культурная деятельность является социально и педагогически организованным гарантом сохранения, развития и освоения культурных ценностей, создания благоприятной основы для социально-культурных инноваций и инициатив Сохраняя преемственность, социально-культурная деятельность
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красияьников. Социально-культурная деятельность
аккумулирует в себе опыт и традиции культуры, просвещения, образования и досуга в России.
Социальное значение данной учебной дисциплины заключается в обеспечении условий для дальнейшего развития современной педагогической и культурологической науки, укрепления взаимосвязи научно-исследовательской и учебно-образовательной работы в вузах культуры и искусства, преемственности учебной и научно-исследовательской деятельности.
Предмет «Социально-культурная деятельность (история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии)» является по своей природе педагогической и по своей сущности интегративной учебной дисциплиной. Он возник и развивается на стыке педагогики, культурологии, истории, социологии, психологии, технологии, экономики и управления социально-культурной сферой.
Предмет курса - изучение истории, теоретических основ, сфер реализации, субъектов, ресурсной базы и современных технологий социально-культурной деятельности.
Цель изучения курса - подготовить студентов к профессиональной деятельности в социально-культурной сфере, вооружить их специальными знаниями, умениями и навыками в области организации педагогически направленной социально-культурной деятельности, помочь осознать ее роль как важного общественного явления , дать навыки анализа практического опыта и поиска инновационных решений проблем социально-культурной сферы, самостоятельной работы над опорными источниками, документами и публикациями. Перечисленные знания, умения, навыки, специальные профессиональные качества, сформированные на их базе, составляют основу деятельности будущих менеджеров, педагогов, технологов - организаторов работы с различными по демографическим характеристикам социальными и культурными общностями и группами.
Основные задачи курса:
знакомство с историческим опытом возникновения и развития со
циально-культурной деятельности в России, изучение, осмысление и
обобщение социально-культурных процессов в области воспитания, про
свещения, искусства;
знакомство с теоретико-методологическими основаниями соци
ально-культурной деятельности, овладение профессиональным понятий-
ным аппаратом специалиста социально-культурной сферы, закономерностями использования известных и новых понятий и дефиниций в соответствии с современными условиями;
характеристика важнейших сфер общественной социально-куль
турной практики, в которых находят отражение деятельность многочис
ленных возрастных, социальных, профессиональных, этнических, кон
фессиональных групп населения, а также система характерных для со
временного общества духовных ценностей, норм, ориентации и отноше
ний;
выявление и изучение реально существующей системы со
циально-культурных институтов (учреждений, объединений, орга
низаций и др.), выступающих в качестве субъектов социально-
культурной политики на федеральном, региональном и местном
(муниципальном) уровнях;
формирование представлений о содержании ресурсной базы
социально-культурной деятельности, знакомство с практикой наиболее
эффективного использования нормативно-законодательных доку
ментов, информационно-управленческого обеспечения, кадрового
потенциала, технического и финансового ресурсов, социально-
демографического контингента, морально-психологического фактора,
раскрытие многообразия и многозначности технологической ба
зы, изучение основных методов и технологий социально-культурной
деятельности, выработка практических навыков использования техноло
гического потенциала отрасли в разработке и реализации социально-
культурных проектов и программ в области образования, искусства, до
суга, спорта, реабштитации, рекламы и других отраслей.
ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
Пятый раздел вводит читателя в систему различных по содержанию и функциям современных социально-культурных технологий.
Источники курса, их краткая характеристика
Качественная определенность курса заключается и в его направленности на расширение культурной компетентности населения, на его включение в стандартную сеть социально-культурной коммуникации, формирование у людей, начиная с детского возраста, навыков общественно полезной социально-культурной деятельности, организацию полноценного духовного и физического развития , досуга и творчества.
Источниковедческую и учебно-методическую базу курса «Социально-культурная деятельность» составляют Закон Российской Федерации «Об образовании», Основы законодательства Российской Федерации ■ о культуре, федеральная целевая программа «Развитие и сохранение: культуры и искусства в Российской Федерации» (2001-2005 гг.), Национальная доктрина образования «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года». «Стратегия развития Московского государственного университета культуры и искусств на 2003-2007 годы», разработанная профессорско-преподавательским коллективом, определяет поступательное развитие вуза, проведение фундаментальных исследований в социально-культурной сфере, научно-методическое обеспечение внедренного в течение последних лет нового поколения учебных специальностей и специализаций. Учебники, монографии, научная литература в области истории, теории методики и организации различных видов социально-культурной деятельности, развития профессионального искусства и самодеятельного народного творчества, фольклора, народных промыслов и ремесел, социально-культурной реабилитации, других направлений обеспечивают высокое качество образования.
Авторы учебника опирались на архивные источники, результаты комплексных исследований истории культуры, просвещения, социально-культурных движений и инициатив в России, анализ современной отечественной и зарубежной теории и практики социально-культурной деятельности, использовали данные фундаментальных и смежных наук: педагогики, философии, культурологии, психологии, социологии, этики и эстетики. Кроме того, учитывался и научно-педагогический опыт, накопленный за последние годы коллективами ученых вузов культуры и искусства, огромным отрядом специалистов социально-культурной сферы.
Предисловие
Этот опыт позволяет судить о конструктивности, инновационном характере, общественной значимости сегодняшней деятельности социально-культурных институтов в сфере образования, искусства, спорта, в сфере детского, подросткового, семейного досуга и творчества.
Предполагается, что по мере накопления новых научных данных и методического обогащения учебно-образовательного процесса содержание учебника будет корректироваться и дополняться с учетом новых тенденций в изучении исторического опыта, методологических и теоретических основ, ресурсной базы и современных технологий социально-культурной деятельности.
В связи с этим необходимо выделить гуманистическую направленность этого курса, способствующую духовно-нравственному становлению будущего специалиста как личности толерантной, умеющей сострадать и социально активно реализовываться в обществе. Формируя собственный гражданский, профессиональный статус, соприкасаясь со многими болевыми точками сегодняшней действительности, специалист социально-культурной сферы призван взять на себя высокую миссию участия в благородном деле «воспитания активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, заботливого семьянина и мастера в своем профессиональном деле, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию (Селевко Г.К. Концепция самовоспитания //Современные концепции воспитания. - Ярославль, 2000). Он непосредственно связан с ответственными функциями социальной защиты, социальной поддержки и социально-культурной, психологической реабилитации наиболее нуждающихся в милосердии и заботе групп населения.
Как одна из областей современного педагогического и культурологического знания, социально-культурная деятельность рассматривает в качестве своего основного объекта и предмета социально-педагогическую и социально-культурную среду обитания человека, возможные пути и формы активного воздействия этой среды на духовное развитие различных социальных, возрастных, профессиональных и этнических групп.
Применение и развитие гуманитарных те.чнологий находит свое отражение не только в хорошо известных традиционных, но и в новых видах социально-культурной деятельности - социально-культурном менеджменте и маркетинге, рекламно-информационном обеспечении
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность
и общественных связях, дизайне, художественном и социальном проектировании, имиджмейкерстве и т.д. Обучение этим видам деятельности, объединенным общей информационной, профессиональной и коммуникативной доминантой, определяет основное содержание современного социально-культурного образования
Социально-культурная деятельность как крупный блок родственных профессий, учебный предмет и отрасль научного знания основана на комплексном изучении исторического опыта , теоретических основ, субъектов, ресурсной базы и современных технологий организации различных форм и видов жизнедеятельности социальных общностей и отдельно взятой личности в тех или иных социокультурных региональных и национальных условиях.
Теоретические основы курса подчинены выявлению социально-культурного содержания различных видов жизнедеятельности человека, между которыми распределяются его жизненно важные, фундаментальные ресурсы - время и энергия. Предметом рассмотрения в курсе является социально-культурный контекст таких видов деятельности людей, как жизнеобеспечение, социализация, коммуникация, анимация и рекреация, причем в каждом из них предполагается освоение определенного объема знаний, умений и навыков, ценностных ориентации и стереотипов поведения, совокупности нормативно-правовых критериев, опирающихся на соответствующее конституционное обеспечение (экономическое, правовое, организационное и т.д.),
Содержание учебника ориентировано на освоение таких аспектов знания, как овладение богатством духовной жизни каждого отдельно взятого народа, его социально-культурного уклада, традиций и социальных норм поведения, духовных целей и ценностей; обеспечение возможностей для равноправного культурного диалога и взаимодействия представителей различных возрастных, социальных, этнических, профессиональных и иных групп населения; создание условий для интерактивного общения людей, их включения в мировое образовательное, информационное, профессиональное, общекультурное пространство.
В связи с тем, что предметная область социально-культурной деятельности представляет сочетание оригинальной основы с синтезом сопряженных с нею научных дисциплин, правомерна следующая группировка исходных, базовых методов и технологий:
а) адаптированные к специфическим условиям социально-куль-
Предисловие
турной среды и задачам социально-культурной деятельности общенаучные методы и технологии (оценочные, диагностические, исследовательские, развивающие, стабилизирующие и др.),
б) выработанные практическим опытом специальные методы и технологии, подчиненные наиболее рациональному достижению целей, стоящих перед познавательными, творческими, рекреативными и другими видами социально-культурной деятельности.
Специальные методы и технологии, с помощью которых формируется, развивается и осваивается социально-культурная среда, предусматривают использование в наиболее типичных условиях универсальных средств, методов и способов социально-культурной деятельности - экономических, правовых, организационных, педагогических, психологических и других. В более развернутом виде методика (технология) социально-культурной деятельности предстает перед студентами в виде широкой совокупности педагогически осмысленных просветительных, обучающих и воспитательных, рекреационных и оздоровительных методов, которые постоянно пополняются и обогащаются за счет привлечения как исторического, так и современного опыта, накопленного в сфере культуры, образования, искусства, спорта, быта и досуга.
В процессе преподавания курса предусмотрены: лекция-диалог, лекция-демонстрация, лекция-дискуссия; семинар-собеседование, семинар-дискуссия, семинар-«круглый стол», семинар-аукцион творческих идей и др. Практические занятия могут проводиться в форме деловой игры, клуба альтернативных идей , индивидуальной защиты социально-культурного проекта в учебной аудитории, в центре досуга, на предприятии, на депутатской комиссии, в форме учебно-творческой лаборатории, индивидуальных занятий, консультаций, встреч с руководителями учреждений культуры, образования, искусств. дос\ га. спорта. государственных и общественных органов культуры и социальной защиты, учеными, журналистами, зарубежными гостями
Опираясь на необходимую социологическую информацию и обширную базу используемых методов и технологий, студенты занимаются подготовкой рефератов, контрольных и курсовых работ, выполнением практических заданий, участвуют в разработке и реализации различных по своему профилю историко-культурных, образовательных, информационно-развивающих, развлекательно-игровых, художественно-зрелищных, экологических социально-культурных проектов и программ
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
мального соотношения времени на аудиторные лекционные занятия и на групповые семинарские и практические занятия в примерном соотношении объемов 1:2 (лекционные не более 40% учебного времени, семинарские и практические занятия до 60%). Для индивидуальной работы студента с преподавателем по темам курсовых проектов, методам социально-культурного проектирования, анализу проведенного этапа работы и результатов проектирования предоставляется 10 часов (согласно учебному плану).
Изложенный в программе материал по своему содержанию и формам учебных занятий (дискуссионным, игровым, проективным, практическим и др.) может варьироваться в зависимости от целевого назначения, состава студентов, количества часов и других особенностей образовательного процесса.
Материал необходимо также адаптировать применительно к специфическим особенностям отдельно взятых видов обучения: профессиональной (довузовской) подготовки через общеобразовательную школу, колледж, училище и т. д.; профессиональной (вузовской) стационарной подготовки; профессиональной (вузовской) подготовки на дневном, заочном, очно-заочном отделениях; профессиональной (вузовской) подготовки в региональных филиалах университета культуры, в том числе дистанционного обучения; профессиональной вузовской подготовки - магистратуры и бакалавриата; послевузовской подготовки в системе дополнительного профессионального образования.
Вводная часть.
Становление социально-культурной деятельности: исторический обзор
зуемую технологию спортивно-досуговой физическое развитие и состояние здоро-деятельности. вья; система знаний, умений и навыков по
В заключение еще раз следует подчер- физической культуре, двигательных дей-кнуть, что как сфера реализации социально- ствий и качеств; устойчивый интерес и культурной деятельности, которая ориенти- потребность личности в систематических рована на здоровый образ жизни, физиче- физкультурно-оздоровительных занятиях; ская культура включает в себя целый ряд навыки самостоятельных занятий физиче-структурных элементов. К ним относятся: ской культурой. Примечания
1. Гурьев, А. И. Парадоксы досуга: Научно-популярное издание «Поиск, творчество, эксперимент» / А. И. Гурьев. - Барнаул: АлтГАКИ, 2012. - 39 с.
2. Жураковский, Г. Е. Педагогические идеи А.С. Макаренко / Г. Е. Жураковский. - М.: АПН РСФСР. 1963. - 175 с.
3. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность: учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников.
М.: МГУКИ, 2004. - 539 с.
4. Марков, О. И. Сценарная культура режиссеров театрализированных представлений и праздников: учеб. пособие [для преподавателей, аспирантов и студентов вузов культуры и искусств] / О. И. Марков.
Краснодар: Изд. КГУКИ, 2004. - 408 с.
5. Марков, А. П. Основы социокультурного проектирования: учебное пособие / А. П. Марков, Г. М. Бирженюк. - СПб., 1997. - 260 с.
6. Новикова, Г. Н. Технологические основы социально-культурной деятельности: учебное пособие / Г. Н. Новикова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: МГУКИ, 2010. - 158 с.
7. Туев, В. В. Социально-культурная деятельность как понятие (включение в дискуссию) / В. В. Туев // Ученые записки. Вып.23. - М.: МГУКИ, 2001. - С. 25-39.
8. Жарков, А. Д. Культурно-досуговая деятельность: учебник / А. Д. Жарков. - М.: МГУК, 1998.
9. Ярошенко, Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: учебник / Н. Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2007. - 360 с.
ОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА
А. А. Пашков
В статье рассмотрено саморазвитие личности как педагогический процесс, а также выявлены социально-культурные условия педагогической поддержки личности учащихся старших классов в условиях воспитательной деятельности общеобразовательной школы.
Ключевые слова: личность, саморазвитие, социализация, социально-культурная деятельность, культура.
In article self-development of the person as pedagogical process is considered, and also welfare conditions of pedagogical support of the person of pupils of the senior classes in the conditions of educational activity of comprehensive school are revealed.
Key words: the person, self-development, socialisation, welfare activity, culture.
Одной из наиболее важных задач модернизации системы общего образования сегодня нужно признать разработку эффективных педагогических технологий помощи личности в процессе её саморазвития в учебной и внеучебной деятельности общеобразовательной школы. Эта задача ориентирует педагогическое сообщество на понимание процесса саморазвития личности как базового условия для развития духовного, интеллектуального и творческого потенциала личности и общества. Успешное саморазвитие личности - это основа дальнейшей адаптации выпускников школ в системе профессионального образования, их эффективной самореализации в системе трудовых, социальных и культурных отношений.
Саморазвитие личности - это уникальный процесс, который необходимо рассматривать в контексте процессов индивидуализации и идентификации личности. Здесь индивидуализация сущностно связана с самоактуализацией (А. Маслоу), а идентификация являет собой главный механизм саморазвития человека (Э. Эриксон).
Рассматривая воспитание, образование, обучение человека как развитие его внутренних (душевных, психических) и внешних (физических, творческо-деятельностных) сил, нужно понимать под воспитанием, в широком смысле, процесс целенаправленного влияния, целями которого выступают накопление человеком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него определенной системы ценностей. Воспитание, таким образом, это целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активной трудовой деятельности.
Саморазвитие личности - понятие, вбирающее всю полноту самодетерминации процессов социализации, аккультурации и инкультурации, развернутых в социально-культурном воспитательном пространстве.
Современная российская школа стоит на пороге преодоления веками сложившейся
дидактической трансляционности - «педагогики передачи и усвоения» (термин академика И.П. Иванова). Ориентация на личность и всемерную помощь в её саморазвитии - непременная задача модернизации российского образования.
Экстенсивный путь развития образования сегодня сменяется ориентацией на интенсификацию обучения. Как отмечают современные исследователи: «Вместо традиционной задачи воспитания "эрудита" на первый план выдвигается развитие нестандартно мыслящего человека - творца. А это значит, что инновационный процесс не может не включать обновления методов, создания и использования креативных образовательных технологий. Инновационная настроенность педагогов лишь на изменение содержания и объема учебных дисциплин не дает желаемого результата» (1).
Самое существенное - поворот всего учебно-воспитательного процесса к развитию творческой активности, коммуникативности, нравственной ответственности человека. Образование должно не только вооружать знаниями, но и развивать и совершенствовать личность. Таким образом, общество все более проникается идеей гуманизации образования, которая наиболее четко проявляется в современном понимании актуальности задач педагогического обеспечения саморазвития личности школьника и роли в этом процессе социально-культурных условий.
При анализе саморазвития личности мы обращаем внимание на то, что процессы социализации, индивидуализации и инкуль-турации сущностно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Их целостность необходимо рассматривать как важнейшее условие становления и саморазвития личности.
Социально-культурные условия вбирают в себя ориентацию на самые лучшие образцы мировой и отечественной культуры. Благодаря трудам выдающихся отечественных философов в российском гуманитарном дискурсе сложилось понимание культуры как «культа лучшей личности, ориентирован-
ной на изменение себя и мира путем самосозидания и саморазвития» (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, В.В. Розанов, П.А. Флоренский).
Культура - сотворенная человеком материальная и духовная среда его обитания, форма созидания и выражение свободы человеческой природы; технологии сохранения, распространения и воспроизводства базовых нормативно-ценностных ориентиров (А.Я. Флиер).
Видный отечественный философ и культуролог В.М. Межуев подчеркивает, что культура несет в себе важнейшую способность человека и всего «человеческого рода» - способность к саморазвитию, делающую возможным сам факт человеческой истории (3, с. 25).
Рассматривая социально-культурные условия саморазвития личности, считаем необходимым обратиться к работам видного российского философа и культуролога М.С. Кагана, в которых рассмотрена система отношений культуры и личности. Эту систему М.С. Каган подразделяет на три уровня: практический, практически-духовной и духовно-теоретический.
Сочетание этих уровней создает целостность социально-культурных условий саморазвития личности и дает основу для методологически важной мысли М.С. Кагана: «человек творит культуру и культура творит человека» (2, с. 110).
На практическом уровне речь идёт о создании личностью своего пространственно-предметного окружения, культурных предметов и процессов, то есть всего того, что составляет «вторую природу» человека.
На втором - практически-духовном - уровне формируется творческий опыт отношения личности к окружающему миру, что проявляется в таких культурных практиках (мифологическое, религиозное, художественное осмысление культурой человека), которые позволяют образно осмыслять природное и социальное бытие.
Духовно-теоретический уровень предполагает рефлексию личностью культуры.
Этот уровень М.С. Каган конкретизирует в особой практике изучения «культурой человека и человеком культуры» (2, с. 110) в обыденном сознании людей, в науке, философии, идеологических учениях.
Сочетание практического, духовно-практического и духовно-теоретических компонентов в учебно-воспитательном процессе обеспечивает целостность социально-культурного воспитания учащихся, включение их в созидательную, общественно значимую деятельность, в том числе в разнообразных формах организации свободного времени (4). В современной общеобразовательной школе сегодня таким условием для саморазвития личности выступает школьное самоуправление.
В нашей педагогической практике мы неоднократно проводили анализ уровня развития школьного самоуправления и каждый раз обнаруживали противоречие: с одной стороны, имеется тяга ребят к самостоятельности и самодетерминированному поведению, а с другой - наблюдается отсутствие навыков такого поведения и деятельности. Это приводит к проблемам в развитии ученического самоуправления.
Приведем фрагмент отчета, составленного по результатам обследования уровня развития ученического самоуправления в возглавляемой нами общеобразовательной школе г. Москвы: «В школе действует ученическое самоуправление. Оно имеет следующую структуру. Все классы поделены на творческие группы по основным направлениям воспитательной деятельности: учебно-познавательную, интеллектуально-творческую, гражданско-патриотическую, спортивно-оздоровительную, оформительскую, художественно-эстетическую. Лидеры групп составляют актив класса. Лидер класса и его заместитель входят в Совет лидеров школы. Заседания Совета лидеров проводятся еженедельно. На этих заседаниях обсуждаются план работы, подготовка и проведение различных мероприятий, проводится подведение итогов. В школе есть ряд
мероприятий, за проведение которых полностью отвечает Совет лидеров. Это День учителя, презентации о проведении каникул, выставка "Природа и фантазия", КВН между командами учителей и учащихся и др. В школе проводится конкурс "Самый классный класс" на рейтинговой основе. Однако далеко не все учащиеся вовлечены в систему школьного самоуправления. Очень вяло работают творческие группы. Часто за внеурочную работу берутся одни и те же учащиеся. Плохо развита самостоятельность в принятии решений и выполнении поручений. Зачастую только под давлением классного руководителя работа выполняется в установленные сроки».
В отчете также были отмечены и другие недостатки. В том числе несовершенство самой системы школьного самоуправления и отсутствие в школе старших вожатых.
Следует отметить, что педагоги, сделавшие данные выводы, точно указав на проблемы, не в полной мере смогли понять их причины и практически не указали пути их преодоления.
Наш анализ показывает, что проблемы личностного и общественного самодетерминированного поведения учащихся тесно взаимосвязаны. Уровень личностного саморазвития во многом предопределяет потребность учеников во включении в активную социально-культурную, культурно-воспитательную деятельность. В то же время развитая система ученического самоуправления становится условием для активизации процессов личностного саморазвития.
Поэтому, обнаруживая недостатки в развитии ученического самоуправления, можно с уверенностью утверждать и о наличии проблем на уровне личностного саморазвития учащихся. Ключ к решению этих проблем - усиление внимания педагогов ко всему комплексу социально-культурных условий, обеспечивающих самодетерминированное поведение учащихся, поддержку их инициатив, развитие лидерства в детско-юношеских ученических коллективах. Современная шко-
ла нуждается в преодолении, а точнее, в расширении знаниевой ориентации - стремление «во что бы то ни стало» подготовить ученика к сдаче государственных испытаний (ИГА, ЕГЭ) не должно входить в противоречие с задачами воспитания личности ученика, оказания ему всемерной помощи в процессе социализации.
Школа, будучи открытой социально-педагогической системой, не может абстрагироваться от социальной ситуации, поскольку ребенок развивается в определенной социальной среде, и без учета ее влияния мы не можем управлять этим развитием. Именно поэтому внешняя социально-культурная среда рассматривается как один из ресурсов, определяющих образовательные и воспитательные потребности детей и их саморазвитие. Потребность в научном анализе этого явления предопределяется, с одной стороны, многочисленными и динамичными изменениями, которые происходят в системе школьного образования, в системе становления представителей новых поколений, а с другой - процессами постепенного формирования и конкретизации целей и приоритетов воспитательной работы с детьми и юношеством. Соотнесение этих встречных процессов реально осуществляется на уровне воспитательного пространства школы, которое представляет собой уникальную систему условий, возможностей для саморазвития личности, образуемых отдельными субъектами этого пространства - детьми, педагогами, родителями.
Практический опыт образовательных учреждений, научные исследования в области саморазвития личности подтверждают особую социальную востребованность этой идеи и дают возможность совершенствовать практическую деятельность учреждений образования, нацеливая их на реализацию воспитательных идей педагогической поддержки сотрудничества, разработку индивидуальных образовательных, методических, управленческих проектов, позволяющих создавать условия для саморазвития личности учащихся.
Примечания
1. Афанасьева, Е. Д. Инновационная культура педагогов / Е. Д. Афанасьева, Л. Г. Борисова // Гуманитарное образование в школе: теория и практика. - 2004. - № 5.
2. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. - СПб.: Петрополис, 1996. - 416 с.
3. Межуев, В. М. История, цивилизация, культура: опыт философского истолкования / В. М. Межуев.
СПб.: СПбГУП, 2011. - 440 с.
4. Ярошенко, Н. Н. Ценности досуга в контексте цивилизационного развития / Н. Н. Ярошенко // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - М., 2011. - №6.
ОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ ЗА РУБЕЖОМ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
О. Г. Кржижановский
Московский государственный университет культуры и искусств
Статья содержит анализ педагогической деятельности по формированию мотивации к военной службе за рубежом. Рассмотрен опыт США, Китая и Израиля как стран, имеющих наиболее боеспособные армии. Выделены положительные аспекты, приемлемые для использования в отечественной практике.
Ключевые слова: мотивация, военная служба, армия, зарубежный опыт.
The article contains the analysis of pedagogical activity on creating motivation for military service in foreign countries. The experience of the USA, China and Israel as the countries with the most combat-capable army is considered. The positive aspects that are acceptable for use in domestic practice are highlighted. Key words: motivation, military service, army, foreign experience.
Изучение проблемы формирования мотивации к военной службе требует обращения к опыту зарубежных стран. Полагаем целесообразным рассмотреть опыт наиболее боеспособных армий мира, которыми, по единодушной экспертной оценке, на сегодняшний день, помимо Российской армии, являются армии США и Китая, а также постоянно воюющая на протяжении многих десятилетий армия Израиля.
Вооруженные силы Соединенных Штатов Америки в начале XXI века являются наиболее мощной военной структурой на пла-
нете. Несмотря на то, что комплектование Вооруженных сил США осуществляется на добровольной основе, полагаем, что педагогический опыт формирования мотивации к службе в американской армии заслуживает внимания.
В ходе военных операций в рамках «глобальной войны с терроризмом» в системе комплектования Вооруженных сил США возникли серьезные проблемы. Подъем патриотических настроений, вызванный террористическими актами 11 сентября 2001 года, пошел на спад, и, как результат, снизилось
1. Социально-культурная деятельность как фундаментальное научно-образовательное направление в системе знаний
Предметное поле социально-культурной деятельности как отрасли науки
Научный статус и общественное признание той или иной науки в значительной мере зависят от степени разработанности ее теоретических основ, которые прежде всего раскрывают ее предметное поле, цели, закономерности, функции, связи с практикой.
Как самостоятельное фундаментальное научное и образовательное направление в российском информационном пространстве, как родовая основа семейства профессиональных образовательных стандартов для специальностей и специализаций социокультурного профиля, социально-культурная деятельность в этом плане не является исключением. Она составляет основное содержание практического труда как профессионалов, так и непрофессионалов, занятых в современной социокультурной сфере.
Социально-культурная деятельность как целостное явление может быть описана с помощью ряда системных признаков (по В.Г. Афанасьеву): историчность, компоненты; интегративные качества и коммуникативные свойства, присущие каждому из элементов; функциональные характеристики.
Термин «социально-культурная деятельность» в обыденной жизни употребляется в трех значениях: как общественная практика, в которой задействовано сегодня множество профессий, крайне необходимых для современной социокультурной сферы; как учебный предмет, обладающий определенной логикой и структурой, как исторически сложившаяся отрасль научных знаний, теория, которая развивается благодаря усилиям большого отряда ученых и практиков. В этом разделе мы останавливаемся на третьем значении этого понятия.
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилышков. Социально-культурная деятельность
Теория социально-культурной деятельности является одной из составных частей теории педагогики, общепедагогической системы научных знаний. Она базируется на фундаментальных для педагогической науки положениях из области человекознания, социологии, психологии, истории, культурологии и т.д.: переводит эти положения с присущего им общего уровня на уровень особенного , тем самым в известной мере развивает их. В свою очередь, теория социально-культурной деятельности является базовой отраслью научных знаний для множества более узких специализированных дисциплин, входящих в образовательные стандарты подготовки кадров для сферы искусства, СМИ, туризма, информационных технологий и других.
Возникновение и диалектика развития категории «социально-культурная деятельность» связаны с философским, культурологическим, педагогическим, социально-психологическим обоснованием термина. Предшествующие или сопутствующие этой категории понятия «образование», «просвещение», «внешкольное образование», «политико-просветительная работа», «культурно-просветительная работа», «культурно-массовая работа», (дополнительное образование» на протяжении долгих лет неоднократно меняли свое содержание.
Понятие социально-культурной деятельности пришло в отечественной науке на смену понятию «культурно-просветительная работа», общепринятому в советское время для обозначения одного из массовых инструментов идеологической работы по коммунистическому воспитанию масс. Не случайно появлению этого термина предшествовала политико-просветительная деятельность (политпросвет), с которой связана культурная революция 20-30-х годов.
По поводу словосочетания культурно-просветительная работа» вполне резонна точка зрения В.В. Туева, считающего, что неприемлемость содержащихся в нем терминов «просветительная» и «работа» обусловлена их крайней узостью, ограничивающей разнообразие видов современной общественной деятельности населения в области культуры, образования, искусства, досуга, спорта
Перемены в содержании и организации современной социально-культурной, досуговой деятельности потребовали переос-
"Туев В.В.
Социально-культурная деятельность как понятие (включение в дискуссию)// Социально-культурная деятельность: история, теория, образование, практика: Межвуз.сб.науч.ст./Ред.-сост. В.В. Туев. -
Кемерово: КемГАКИ, 2002. - С. 21-22.
Раздел 1
мысления и необходимой корректировки сущности содержания самой учебной и научной специальности. Традиционное понятие «культурно-просветительный работник» сегодня уже не соответствует качественно иным функциям специалиста современной социально-культурной сферы. Его традиционная ориентация на просветительство никак не согласуется с существующими ныне реалиями, не вписывается в контуры новых парадигм, востребованных современной социально-культурной практикой. Жизнь заставила искать иные методологические подходы и обоснования социально преобразующей, культуротворческой, социально-педагогической направленности профессии.
Статус современного специалиста социально-культурной сферы - менеджера, педагога, технолога - не выдуман, он не рождается спонтанно, а формируется под влиянием сегодняшних реалий. Преодоление негативных последствий административно-командной системы управления сместило приоритеты в сторону развития инициативы, предприимчивости, деятсльностного начала, необходимых этому специалисту в современной экономической ситуации.
Со временем эта специальность подверглась последовательной трансформации в целый ряд родственных специальностей и специализаций: вначале - организатора-методиста, позднее -культуролога, социального педагога, социолога, режиссера, менеджера, экономиста социально-культурной сферы. Общим основанием этого ряда, в котором, по-видимому, ставить точку рано, была и остается социально-культурная деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития , самоутверждения и самореализации личности или группы лиц (студии, кружка, любительского объединения) в области культуры, образования, искусства, досуга, спорта.
В значительной мере обогатилось содержание этой деятельности и подверглась корректировке ее структура как для отдельно взятого человека, так и для многих семейных и групповых общностей
Суть и смысл социально-культурной деятельности заключаются в направленности непосредственно на активное функционирование личности в конкретной социальной среде, на формирова-
ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
ние ее социально-культурного статуса, выбор и проведение адекватных форм ее участия в социально-культурных процессах.
Известный российский психолог Л.С. Выготский еще в 20-х годах прошлого столетия выделял две основные, качественно своеобразные линии - линию биологического формирования элементарных процессов и линию социально-культурного (подчерк нуто нами Авт.) образования высших психических функций, из сплетения которых и возникает реальная история детского и взрослого поведения 1 .
Как самостоятельная, самодостаточная область человеческого познания социально-культурная деятельность оформилась во второй половине XX века.
Первая попытка обозначения смысла и сути функциональной потребности общества в постижении и освоении культуры с помощью интегрирующего термина «социально-культурная деятельность» была предпринята в середине 50-х годов прошлого столетия французским социологом и культурологом Ж.-Р. Дюмазедье. Это был примечательный и по-своему уникальный шаг к приобщению социума (общества) к культуре с помощью интегрального термина «социально-культурная деятельность». Но, к сожалению, ограничив его целевое назначение лишь чисто адаптационной функцией вхождения или приобщения человека к огромному миру культуры, Ж.-Р.Дюмазедье не смог или не захотел пойти дальше, показать, а что же последует за адаптацией, каким образом, приобщившись к культуре, личность сумеет максимально использовать неисчерпаемые креативные резервы своего постадаптационного самоутверждения и самореализации, семантический смысл которых заложен в слове «деятельность». Именно этим обстоятельством и был инициирован дальнейший поиск наиболее адекватных вариантов трактовки понятия «социально-культурная деятельность» (работы М.С.Кагана, А.Моля, М.Вертхеймера, Д.Б. Эльконина и др.).
Свыше 20 лет назад ЮНЕСКО в своих рекомендациях предпринял попытку классификации и применения различных видов культурной деятельности. Подготовленный документ всю «массо
вую работу в социально-культурной области»
(выделено нами -Авт.) ограничивал «содействием развитию общинных центров и самодеятельности, церемониями и мероприятиями, связанными с
Раздел
I
. Теоретические основы социально-культурной деятельности
религиозными, этическими убеждениями, подготовкой кадров, вспомогательными мероприятиями» («О международной стандартизации статистики государственного финансирования деятельности в области культуры». Рекомендации, принятые на 21-й сессии ЮНЕСКО в Белграде 27 октября 1980 года).
Авторов конференции не устраивало такое искусственное сужение зон влияния социально-культурной сферы. Руководствуясь логикой поступательного развития процессов в духовной жизни общества , они вышли на новый этап в определении социально-культурной деятельности, в иной, более широкой трактовке ее сути, функций, принципов и содержания.
Поиски новых приемлемых значений креатива в индивидуальном и групповом социально-к)"льтурном творчестве были связаны с общим развитием демократических процессов в современном мире, с движением за права человека, с осознанием многими людьми и в целом народами своей значимости в культурном прогрессе, с ростом их потребности во внутренней свободе и внешних возможностях творческого самовыражения и самореализации.
В начале 90-х годов XX столетия социально-культурная деятельность как самостоятельная учебно-образовательная дисциплина и научная специальность впервые получила научное обоснование и была внедрена в учебный процесс Московского государственного университета культуры и искусств авторами данного учебника.
Благодаря разработанной учеными университета концепции о необходимости распространения понятия «социально-культурная деятельность» в качестве своеобразного интеграционного «зонта» для объединения множества ложившихся видов занятий в сфере досуга и творчества и возникших в этой связи новых направлений в профессиональной подготовке кадров было положено начало теоретико-методологическому обоснованию нового направления в педагогической и культурологической науках.
Понятие «социально-культурная деятельность», с момента своего появления в лексиконе современных отечественных ученых и практиков, по своему объему и содержанию обрело существенные отличия и от терминов «культурно-воспитательная работа», «культурно-досуговая деятельность» (бытующих давно), и от получивших распространение в России с
1 Выготский Л.В. Психология // Орудие и знак в развитии ребенка. - С. 828-891. 46
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность
90-х годов XX века терминов «социальная работа» и «социальная педагогика».
Особую теоретическую и практическую значимость для процесса обучения, на наш взгляд, представляет, с одной стороны, социальный компонент знания о сущности и содержании предмета, а с другой - возможность конструктивного использования в этом опыте синтеза культурологических данных из различных областей современной науки Опираясь на этот тезис, один из авторов данного учебника в статье «Культурология и социальная педагогика: линии сопряжения» обосновал приоритетное место таких понятий, как «человек», «воспитание», «социализация», «культура», «общество» для того научно-образовательного пространства, в рамках которого фактически родилась и выросла новая специальность - «Социально-культурная деятельность» (((Социальная работа». -1993.-№2.-С. 40-41).
В это же время в связи со сменой идеологических вех постсоветского российского общества в области культурно-просветительной работы начался интенсивный пересмотр научной и профессиональной терминологии. Так, в научной литературе на смену термину «культурно-просветительная деятельность» пришли версии, где в качестве ключевого смыс-лообразующего термина было избрано слово «досуг»: «педагогика свободного времени» и «педагогика досуга» (М.А.Ариарский), «культурно-досуговая деятельность» (А.Д. Жарков, НФ.Максютин), «культурология досуга» (Ю.А.Стрельцов) и др.
Другие исследователи, опираясь на ключевой термин «социально-культурная деятельность», расширяют его значение вводя в научный обиход понятия «социально-культурный менеджмент», «социально-культурная анимация» (Н.Н. Ярошенко), «социально-культурное проектирование» (Ю.Д. Красильников), «социально-культурный маркетинг» (В.Е.Новаторов), «социально-культурная реабилитация» (Ю.С. Моздо-кова) и др. Одновременно практиками предлагались и использовались термины ((культурно-просветительная деятельность», «культурно-воспитательная деятельность», ((педагогика свободного времени», ((педагогика досуга», ((организация досуга», ((прикладная культурология».
Однако в дальнейшем стало очевидным, что термин (скультурно-досуговая деятельность», как и ((педагогика досуга», ((культурология досуга» и другие, сосредоточен на субъекте, занимающемся любительской, то есть непрофессиональной культурной деятельностью в часы его досуга, отдыха. На наш взгляд, термин ((культурно-досуговая
Раздел I . Теоретические основы социально-культурной деятельности
деятельность» не может в полном объеме обозначить понятие деятельности, которое является предметом целого ряда сфер традиционной и современной общественной социально-культурной практики.
Современная социально-культурная практика не только включает в себя любительские занятия в сфере досуга , но и, что особенно важно, представляет собой огромный педагогический в своей основе профессиональный труд, распространяющийся далеко за рамки традиционного до-сутана такие трудоёмкие социальные сферы, как профессиональная система образования и последующая карьера специалистов, профессиональное искусство и народное творчество, массовая физическая культура и профессиональный спорт, профессиональная социальная работа и социально-культурная реабилитация, межкультурный, также и профессиональный, обмен и сотрудничество.
В программе-конспекте учебного курса ((Социально-культурная деятельность» предлагается еще одно, выдержанное в строго научно-образовательном контексте, определение социально-культурной деятельности как самостоятельного фундаментального научного и образовательного направления в российском информационном пространстве, как родовой основы семейства профессиональных образовательных стандартов для специальностей и специализаций социокультурного профиля»".
Тем не менее это определение нельзя отнести к всеобъемлющим характеристикам социально-культурной деятельности как неповторимого историко-культурного, педагогически направленного и социально значимого явления в истории человеческих цивилизаций. Именно поэтому более оправданным является следующее предлагаемое нами истолкование данного понятия.
В широком смысле социально-культурную деятельность следует рассматривать как исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена обще ства.
Киселева ТТ., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Про-грамма-коншект учебного курса. - М: МГУКИ, 2001. - С. 40.
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
Нам представляется, что подобная трактовка во многом отражает диалектику развития общества как социально-культурной системы, трансформацию духовных ценностей и потребностей, выход на новый уровень педагогического обобщения и осмысления огромного технологического опыта, накопленного в социально-культурной сфере, выдвигает теорию и практику социально-культурной деятельности в ряд самостоятельных педагогических дисциплин.
Педагогический статус социально-культурной деятельности
Как и любая наука, теория, методика и организация социально-культурной деятельности выстраиваются на новых методологических основаниях и подходах.
Здесь следует остановиться подробнее на диалектике развития самого термина «подход» применительно к предмету нашего курса. Если всего лишь несколько десятилетий назад исследователи культурно-просветительной работы ограничивались использованием дефиниций типа «половозрастной» или «индивидуальный» подход, то в настоящее время в изучении социально-культурной деятельности мы наблюдаем существенное расширение этого перечня. Речь идет о системном, синергетиче-ском, средовом, коммуникативном, ситуационном и целом ряде других подходов, благодаря которым наши представления о природе и возможностях социально-культурной деятельности претерпели не только прогрессивные , но поистине революционные изменения.
Избранный нами междисциплинный взгляд на огромный по своим масштабам воспитательный и образовательный опыт в сфере досуга и творчества позволил определить сам процесс воспитания и образования как с педагогических, так и с культурологических позиций, выявить сущность этого процесса как вхождение человека (ребенка, подростка, взрослого) вместе с педагогом, менеджером, технологом в современную социально-культурную среду, в созданный человечеством и природой богатейший мир культуры и культурных ценностей, приобщение к неиссякаемым родникам народной педагогики и народного творчества. Непременными слагаемыми этого процесса являются освоение, усвоение и присвоение народно-педагогического опыта и культурных ценностей, а основу его содержания составляет выработка у людей активного, заинтересованного отношения к духовному богатству каждого народа, умений и навыков творческой деятельности и взаимодействия с этим миром.
Раздел I Теоретические основы социально-культурной деятельности
Глубочайшим педагогическим смыслом пронизано все - и сам акт вхождения субъектов социально-культурной деятельности, Педагога и его Ученика, в бесконечно богатую кладовую культурных ценностей, и сам момент взаимодействия этих субъектов , выстраиваемый по законам педагогики, и сама постоянная направленность этого взаимодействия на свободный выбор занятий, на инициирование творческих усилий и способностей субъектов.
С самого начала эта педагогическая парадигма приобрела универсальный и систематический характер. Во-первых, она распространяется как на область собственно досуга, свободного времени, так и на обширную область профессионально занятого, рабочего времени, затрачиваемого на требующую высокой квалификации деятельность и за пределами досуга. Во-вторых, она определяет четкий социально-педагогический статус огромного отряда специалистов-профессионалов, задействованных наравне с непрофессионалами в многочисленных государственных и негосударственных учреждениях и организациях социально-культурного профиля. В-третьих, она служит методологическим фундаментом для возникновения, развития и педагогического обоснования семейства неизвестных ранее научно-образовательных дисциплинарных направлений, а также нового поколения педагогических, по сути, технологий, источником для которых явилось родовое понятие «социально-культурная деятельность». Причем речь здесь идет о закономерном для учебного процесса непрерывном «отпочковывании» таких дисциплин, как социально-культурная анимация, социально-культурное проектирование, социально-культурная реабилитация, социально-культурные технологии и т.д.
Подобный генезис педагогической парадигмы представляется абсолютно закономерным и объективно необходимым. В результате педагогическая парадигма становится, по существу, доминирующим, системообразующим элементом структуры, содержания, самой сущности предмета социально-культурной деятельности. Она выступает в качестве принципиального положения при рассмотрении, сравнительном анализе и оценке этого предмета.
Интегративность и преемственность предмета исследования
Педагогическая парадигма социально-культурной деятельности как научной дисциплины во многом определяет её преемственность и интег-
- В настоящее время понятие « социально - культурная деятельность » (СКД) имеет. Т. Г. Киселева и Ю. Д. Красильников считают СКД одной из.
- После публикации учебного пособия Т. Г. Киселевой и Ю. Д. Красильникова « Основы социально - культурной деятельности » новое название уверенно.
- Социально - культурная деятельность. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. В учебнике рассматриваются история, теоретические основы.
Социально-культурная деятельность. Социально-культурные технологии в индустрии досуга. Приёмные требования к вступительному экзамену по направлению подготовки 071800 «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ», профиль «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ в ИНДУСТРИИ ДОСУГА» в 2013 г.
Вступительные испытания предусматривают выявление творческих способностей абитуриентов и включают: 1) тестирование, 2) собеседование по вопросам и 3) творческий показ. Для творческого показа абитуриенты должны подготовить следующий репертуар. 1. Отрывок из прозаического произведения.
Киселева Т.г Красильников Ю.д Социально-культурная Деятельность М 2004
Киселева Т.г Красильников Ю.д Социально-культурная Деятельность Скачать
Социально -информационного (А.В. Соколов) и педагогического (Т. Г. Киселева, А.С. Ковальчук, Ю. Д. Красильников, Н.Ф. Максютин, Н.Н. Ярошенко) и др. В настоящее время История социально-культурной деятельности только. Киселева, Т. Г., Красильников, Ю. Д. Социально-культурная деятельность.
6. Художественно-прикладное творчество, фотографии, рисунок и др. 7. Музыкальное исполнение (фортепиано, гитара и др. Абитуриент должен ответить на вопросы, поставленные комиссией, выявляющие его заинтересованность будущей профессией, знакомство с историей и отличительными чертами будущей специальности и общую культуру и гражданскую позицию.
Абитуриент может представить на комиссию свои творческие работы в компонентных областях будущей профессии – авторские сценарии, стихи, прозу, публицистику, произведения изобразительного искусства, архитектурные проекты, музыкальные композиции и т. Абитуриент должен приготовить к актерско-режиссерскому исполнению стихотворение, басню и отрывок из прозаического произведения. Здесь выявляются темперамент и заразительность (эмоциональные качества) будущего студента, точность «видения», логика мышления и неоднородность решения, а также общая эрудиция, вкус, кругозор. Абитуриент может приготовить дополнительно концертный номер в любом жанре, раскрывающий его музыкальность, пластичность или «оригинальность». Приемная экзаменационная комиссия оценивает:. 1.
«Образность» мышления. 2. «Действенность» мышления. 3. Фантазию и воображение. 4.
Эрудицию (объём приёмных теоретических требований и общую культуру). 5. Темперамент и заразительность.
Комиссия имеет право попросить абитуриента изменить репертуар. Критерии оценки на экзамене по направлению подготовки:. 85–100 баллов – выставляется в том случае, если чтение наизусть стихотворения, басни и отрывка из повести, рассказа о непосредственном жизненном наблюдении отвечает всем требованиям, предъявляемым к работам подобного типа, логически и грамотно выстроена; кроме того, абитуриент обладает творческим потенциалом; за ответ, обнаруживающий осознанность и полноту знаний, умение применять знания в оценке социальных процессов и излагать их логично в соответствии с нормами литературной речи; за аргументированность профессионального выбора. Оценка не снижается, если в развёрнутом ответе имеют место несущественные неточности. 69–84 балла – выставляется в том случае, если подготовленная программа выполнена не полностью, но рассказ о непосредственном жизненном наблюдении интересен, абитуриент обладает творческим потенциалом и имеет хорошие данные; ставится за ответ такого же уровня, но при наличии неполноты знаний или одной-двух несущественных ошибок. 53–68 баллов – выставляется в том случае, если абитуриент неуверенно исполняет программу и обладает слабым творческим потенциалом; ставится за ответ, показывающий знание основных положений темы, но при наличии неполных знаний, одной-двух существенных ошибок, нарушения логики изложения, норм литературной речи. До 52 баллов – выставляется в том случае, если абитуриент не имеет подготовленной программы, не обладает творческим потенциалом, не может проявить самостоятельность в жизненном наблюдении; ставится за ответ, обнаруживающий незнание большей части материала темы или наиболее существенных её вопросов, непонимание роли культурных процессов в развитии общества, и считается неудовлетворительным результатом вступительного испытания.
1. Киселёва Т.
Красильников Ю. Социально-культурная деятельность: Учебник. – М. МГУКИ, 2004.
2. Ерошенков И. Возрастные технологии социально-культурной деятельности: Учебное пособие. – М. МГУКИ, 2011.
3. Дуликов В.
Организационный процесс в социокультурной сфере: Учебное пособие. – М. МГУКИ, 2010.
4. Стрельцов Ю.
Стрельцова Е. Педагогика досуга: Учебное пособие.
– М. МГУКИ, 2010. 5. Мануйлов Б. Социально-культурные технологии развития ребенка в процессе хореографического творчества. – М.