» » Классическая экономическая модель. Классическая модель: основные постулаты и выводы Охарактеризуйте модели рыночной экономики

Классическая экономическая модель. Классическая модель: основные постулаты и выводы Охарактеризуйте модели рыночной экономики

Экономическая модель каждой страны – это результат длительного исторического процесса, в течение которого выстраивается соотношение элементов модели и формируется механизм их взаимодействия. Именно поэтому каждая национальная экономическая система уникальна, и механическое заимствование ее достижений невозможно.

Эффективность той или иной экономической модели определяется ее жизнеспособностью, возможностью постоянно и адекватно реагировать на внешние и внутренние дисбалансы. В конечном счете наиболее полно эффективность модели оценивается в показателях роста экономического потенциала и благосостояния населения.

При всей своей устойчивости каждая национальная экономика имеет свой жизненный цикл. Достаточно длительные (обычно не менее 10 лет) периоды стабильного и динамического роста той или иной страны, сопровождающегося прогрессивными преобразованиями в структуре экономики и ростом благосостояния, иногда называют «экономическим чудом».

Конечно, в разных странах системы отличаются друг от друга. В зависимости от страны в системе всегда будут преобладать элементы рынка или плана. Одни страны опираются в основном на командные, другие – на рыночные рычаги. Различают несколько моделей смешанной экономики (табл. 1.).

Таблица 1

Модели современного рыночного хозяйства

Критерии

Социальное рыночное хозяйство

Либеральная экономика

Корпоративная экономика

Цель государственных программ

Защита интересов граждан

Создание условий для развития предпринимательства

Защита интересов крупного бизнеса

Принципы регулирования экономики

Долгосрочное программирование

Использование преимущественно тактических методов

Определение основных приоритетов

Доля государственного сектора

Незначительная

Наиболее типичные страны

Швеция, Германия

Например, модель с минимальным участием государства в регулировании экономики. В ней преобладает сфера рынка по сравнению с государственным сектором. Это американская (или либеральная) модель рыночной экономики. В СШАпримерно 4/5 валового национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под контролем государства.

Прежде всего делом государства является обеспечение экономики нужным количеством денег, которое должно предотвращать инфляцию.

Другой государственной функцией является регулирование внешних эффектов, которые представляют собой побочные последствия хозяйственной деятельности отдельных участников рынка.

Особая задача государства – управление нерыночным сектором национального хозяйства, который представляет населению товары и услуги общественного пользования. Речь идет о национальной обороне, государственном управлении, единой энергосистеме и национальной сети коммуникаций, всеобщем образовании, здравоохранении, фундаментальных науках и т.п.

Американская модель основана на высоком уровне производительности труда и ориентации граждан на достижение личного успеха. Государство поощряет предпринимательскую активность, обогащение наиболее активной части населения. При отсутствии диктата социального равенства как государственной задачи именно оно создает приемлемый уровень жизни малообеспеченным группам населения за счет частичных льгот и пособий.

Таким образом, отметим характерные для американской модели черты:

Абсолютное преобладание частной собственности;

Законодательное обеспечение максимальной свободы субъектов рынка;

Ограничение сферы государственного регулирования в основном проведением макроэкономической политики;

Относительно небольшая доля государственного бюджета в ВВП и удельного веса государственных инвестиций и выплат по линии социального обеспечения в структуре государственных расходов.

Германская модель

В Германии государству отведена регулирующая функция. При этом действует принцип: «как можно меньше государства, насколько это возможно, и столько государства, насколько это нужно».

Наемные работники и работодатели выступают как социальные партнеры, свободно и в основном благоразумно договариваются о размерах заработной платы, продолжительности рабочего времени и отпусков, о других условиях труда.

Одновременно действует разветвленная система социальной защиты: выплаты заболевшим, инвалидам, безработным; помощь тем, кто пострадал от банкротства своего предприятия или осваивает новую профессию; пособия на детей, малоимущим, жертвам войны. К концу ХХ века социальные расходы в ФРГ оказались даже слишком высокими, и менее трудолюбивая часть немцев начала ими злоупотреблять.

Функционирование данной модели создает правовые и социальные рыночные условия для экономической инициативы. Они воплощаются в социальном равенстве граждан – равенстве прав, стартовых условий и правовой защиты. Важнейшая задача государства при этом – обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальным равенством.

Таким образом, для германской модели социально-ориентированной рыночной экономики характерны следующие основные черты:

– смешанная экономика характеризуется более или менее значительным государственным сектором;

– осуществляется государственное регулирование не только макроэкономических процессов, но и отдельных сфер деятельности хозяйствующих субъектов;

– социальная ориентация экономики, существенный патернализм (отеческое отношение) государства реализуется по отношению ко всем членам общества, обеспечивая таким путем гарантии определенного уровня удовлетворения потребностей населения в услугах здравоохранения, образования, культуры, в жилье;

– направленность регулирования на поддержание свободной конкуренции, уменьшение концентрации капиталов в немногих руках, создание новых хозяйственных единиц;

– регулирование занятости населения с ориентацией на минимизацию безработицы;

– большой удельный вес госбюджета в ВВП (хотя ФРГ находится в середине развитых капиталистических стран по этому показателю);

– регулирование экономики в основном через кредитно-денежную политику, а не бюджетно-финансовую.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения путем высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональной социализации», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующий на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни – на государство.

Шведская модель в ее классическом виде – это социальная модель, для которой характерен высокий уровень социальных гарантий, базирующихся на широком перераспределении доходов и распространении многообразных «свободных ассоциаций».

В целом шведскую модель можно определить как модель, сочетающую полную занятость населения и стабильность цен путем проведения общей рестриктивной экономической политики, дополненной селективными мерами для поддержания высокого уровня занятости и капиталовложений.

Доминирование в целях модели полной занятости и выравнивания доходов объясняется уникальной силой шведского рабочего движения, в Швеции также сильно развито стремление к равенству.

Специфическим фактором, присущим Швеции, является ее внешнеполитический нейтралитет.

Швеция, избравшая принцип всеобщего благосостояния, расширила государственный сектор до такого размера, что сделало страну уникальной в этой области: 1/3 самодеятельного населения была занята в государственном секторе, что отражалось в высоких ставках налогообложения. Суммарные государственные доходы, включающие, как издержки на государственный сектор, так и трансфертные платежи, превышали 60% ВВП Швеции, что вывело ее на первое место в мире по расходам. Эта часть шведской модели характеризуется как социализация основных потребностей, таких как образование, здравоохранение.

Меньших успехов достигла Швеция в других областях, в частности, цены росли быстрее, чем в ряде западноевропейских государств. Почти не увеличивалась производительность труда. Наиболее слабым местом модели оказалась сложность сочетания полной занятости и стабильности цен. Инфляция и относительно скромный экономический рост стали своего рода оплатой полной занятости и политики равенства.

Выделим специфические черты шведской модели:

Низкая безработица;

Профсоюзная политика солидарности в области зарплаты;

Централизованные переговоры по зарплате;

Значительный государственный сектор;

Тяжелое налоговое бремя.

Социал-демократическая модель близка к предыдущей, а ее особенность состоит в предельной социализации, возможной в рыночной экономике:

Значительна роль госсектора, в структуре которого преобладают объекты социального назначения;

Доля госбюджета в ВВП превышает 50%, в расходной части бюджета доминируют статьи, по которым финансируется социальная сфера;

Регулирование трудовых отношений не на уровне предприятий и отраслей, а на национальном уровне;

Государственная социальная политика включает средства, минимизирующие уровень безработицы и дифференциацию населения по уровню доходов;

Развитая система производственной демократии.

Такая модель присуща экономикам государств Северной Европы, прежде всего скандинавским странам. Эта экономическая система известна как шведская модель.

Японская модель – модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного (внутрифирменного) начала.

Японская модель экономики отличается развитым планированием, координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный характер. Планы представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Для японской экономики характерно сохранение национальных традиций при заимствовании у других стран того, что нужно для развития страны. Это позволяет создавать такие системы управления и организации производства, которые в условиях Японии дают большой эффект. Заимствование японского опыта другими странами не всегда дает ожидаемый результат (например, кружки качества), поскольку в этих странах нет японских традиций.

Японскаямодель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе заработной платы) от уровня производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком, самосознании, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны. Одной из особенностей японской модели является социальная организация общества в Японии, предусматривающая гармонизацию отношений в обществе на всех его уровнях и во всех социальных сферах на основе уважения традиций японского образа жизни. На базе этих моральных ценностей сложилась своеобразная мотивация трудовой деятельности. Именно эта модель демонстрирует значение социокультурного и конфессиональных факторов в экономической жизни общества.

Итак, проведя анализ описных выше моделей рыночной экономики, можно прийти к выводу, что при наличии частных различий для всех развитых стран характерен ряд общих закономерностей:

Господство частной собственности и частной инициативы;

Рыночная экономика играет решающую роль в их развитии;

Основными производителями являются крупные объединения, контролирующие движение капитала;

Государственное регулирование экономики стало необходимым условием экономического роста, и государство стало активным субъектом экономики;

Наблюдается тенденция к формированию социально-ориентированных систем;

Стремление к открытой экономике.

Заключение.

Таким образом, подводя итог, можно сделать несколько выводов.

Во-первых, рассматривая вышеперечисленные экономические системы, следует заметить, что в современном мире ни одна из стран не может развиваться в условиях самоизоляции. Они существует не в вакууме и не могут находиться в отрыве от других стран. Страны связаны между собой с помощью экономических отношений. Поэтому процесс исторического развития рано или поздно ставит перед любой страной вопрос о необходимости изменения ее экономической системы, приспособления к новым, изменившимся условиям развития современного мира. Мировая практика показывает, что в стремлении к более выгодной организации рыночного хозяйства, страны заимствуют друг у друга подход и методы решения основных экономических проблем.

Во-вторых, ни одна из экономических систем не существует в чистом, идеальном виде. Э кономическая система имеет свои плюсы и минусы.Поэтому главная мысль, заключается в том, что надо стремиться к системе, которая создает наиболее благоприятные условия жизни населения и приемлемый уровень организации хозяйства.

Таким образом, выявлено четыре типа экономических систем.

Традиционная экономика – это такая экономическая система, в которой традиции, обычаи, религиозные обряды играют важную роль в регулировании отношений производства, обмена, распределения и потребления, экономических благ.

Командно-административную систему можно определить как особую форму организации экономической деятельности, опирающуюся на абсолютное господство государства в экономике, принудительное планирование и уравнительное внеэкономическое распределение материальных благ.

Рыночная экономика - это такая экономическая система, где координация действий осуществляется на основе взаимодействия производителей и потребителей с минимальным вмешательством государства.

Смешанная экономика представляет собой экономическую систему, в которой и правительственные, и частные решения определяют структуру распределения ресурсов.

Также исследованы понятие экономических систем и их сущность, особое внимание в процессе подготовки было уделено непосредственно моделям рыночной экономики.

Американская модель - модель с минимальным участием государства в регулировании экономики.

Шведская модель – это социальная модель, для которой характерен высокий уровень социальных гарантий, базирующихся на широком перераспределении доходов и распространении многообразных «свободных ассоциаций».

Германская модель – это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.

Японская модель экономики отличается развитым планированием, координацией деятельности правительства и частного сектора.

Список использованной литературы.

    Райзберг Б.А. Основы экономики: Учеб. пособие. – М.:ИНФРА-М, 2003. (Серия «Высшее образование»)

    Экономическая теория: Учеб. пособие / Под ред. Н.Г.Кузнецова – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д; Издат. центр «МарТ», 2004.

    Добрынин А.И., Салов А.И. Экономика: Учеб. пособие для вузов. – М.:Юрайт-М, 2002.

    Кураков Л.П. Курс экономической теории: Учеб. пособие для вузов /Л.П.Кураков, Г.Е.Яковлев. – М.: Гелиос АРВ, 2005.

    Введение в экономическую теорию /Под ред. Н.М.Пилипенко. – М.: Современный Гуманитарный Университет, 2003.

    Ревинский И.А. Курс современной экономики: Учеб. пособие. –Новосибирск: Сиб. Унив. изд-во, 2002.

В этих условиях важно изучить особенности используемых моделей в странах развитой рыночной экономикой.

Вначале нужно отметить, что существующие рыночные системы и направленность их развития зависят:

От географического положения;

От наличия природных ресурсов;

От исторических условий развития;

От традиций населения и его обычаев;

От уровня развития производительных сил;

От социальной направленности общества.

Во всех странах имеются свои подходы, отличительные особенности рыночных условий хозяйствования.

Вместе с тем во всех рыночных моделях ест общие черты, к числу которых относятся:

Наличие многообразных форм собственности;

Преобладание свободных цен на товары и услуги;

Развитая система свободной конкуренции;

Распространение предпринимательской деятельности;

Определенная система государственного регулирования экономики.

Можно выделить семь характерных моделей рыночной экономики, используе-мых в современных условиях.

Американская модель.

Эта модель получила название «либеральная модель капитализма ». Ее характерными особенностями являются:

Малый удельный вес государственной собственности. В конце 70-х годов государственная собственность в акционерном капитале в промышленности и на транспорте составляла: в США — 10 %, в ФРГ — 18, в Великобритании — 24, во Франции — 34, в Италии — 38 %;

Минимальная регулирующая роль государства в экономике. Такое вмешательство, как правило, инициируется экономическими кризисами (30-е, 70-е годы) или резким подъемом экономики (60-е годы — борьба с бедностью, рост коли-чества социальных программ). Кризис 1973 г. привел к тому, что президент Никсон был вынужден уже в 1974 г. сократить затраты на социальные про-граммы. В начале 80-х годов Рейган наметил программу дальнейшего сокращения государственного сектора, отмены регулирования цен, сокращения центрального правительственного аппарата, закрытия большого количества социальных программ. В результате этих мер произошла модернизация суще-ствующей экономической модели, в которой роль рынка выросла, а государ-ства — сократилась;

Всемерное поощрение предпринимательства. Мелкое предпринимательство в 80-е годы обеспечивало в США ежегодно примерно 80 % новых рабочих мест;

Резкая дифференциация на богатых и бедных;

Большое различие в уровне заработной платы, составляющее 110-кратный разрыв между главой фирмы и служащими;

Приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения.

Японская модель.

Формирование современной модели хозяйствования проис-ходило в условиях специфического развития. Отказавшись от военных расходов, Япония сконцентрировала все свои ресурсы для использования «в мирных целях» и прежде всего для наращивания экономического потенциала в промышленнос-ти. Это во многом было достигнуто благодаря свободному приобретению амери-канских и западноевропейских патентов и лицензий, снижению цен на мировых рынках сырья и топлива, относительной дешевизне японской рабочей силы, от-сутствию значительных военных расходов.


К основным чертам японской модели относятся:

Высокий уровень государственного воздействия на основные направления национальной экономики. Сначала государство поддерживало производство танкеров, затем малолитражных автомобилей, а с 70-х годов — производство элек-троники и компьютеров. Такой подход позволил Японии до середины 70-х го-дов избегать глубоких кризисов и обеспечивать динамичное развитие экономи-ки;

Составление 5-летних планов укрепления и развития сил самообороны, кото-рые разрабатываются с 1957 г. В настоящее время завершен 8-й пятилетний план на 1991-1995 гг. Перед тем как произошло «японское чудо», был состав-лен 30-летний стратегический план вывода экономики из кризисного состояния и создания высокоэффективных производств. В Европе и США, когда 20 лет назад разразился энергетический кризис, были разработаны государственные планы развития энергетики. В их осуществлении принимали участие фирмы, но общим процессом выполнения этих планов руководило государство путем использования прямых инвестиций, определения налоговой и ценовой политики, политики заработной платы;

Широкое распространение пожизненного найма рабочих на фирмах; объедине-ние их общими интересами; привлечение работников к управлению и принятию решений;

Незначительное различие в уровне заработной платы, которое составляет сем-надцатикратный разрыв между главой фирмы и служащими;

Социальная направленность модели. Государство ведет борьбу против соци-ального неравенства, следит за соблюдением социальных прав граждан в случае болезни, безработицы, ухода на пенсию. Обязанности по решению социальных задач работающих во многом возлагаются на корпорации и объединения.

Немецкая модель.

Она близка по своему социально-экономическому содержа-нию к японской модели. Главным идеологом социальной рыночной экономики является Людвиг Эрхард , который в своей книге описал основные принципы фун-кционирования новой немецкой экономики.

Отличительными особенностями не-мецкой модели являются:

Сильное государственное воздействие на экономику, которое проявляется преимущественно при решении социальных проблем. В Германии традици-онно существуют значительные социальные обязательства государства: бес-платная медицина, образование;

Германия одной из первых ввела в начале 70-х годов принцип таргетирования (планирования) основных макроэкономических показателей. Здесь же был реализован принцип социального партнерства, подразумевающий участие работников предприятия в его собственности;

В немецкой модели, так же как и в японской, решающая роль отводится бан-кам, при этом центральному банку предоставлена полная автономия;

Различие в уровне заработной платы, как и в японской модели, является не- значительным и составляет двадцатитрехкратный разрыв между главой фирмы и служащими.

Шведская модель.

Отличительной особенностью шведской модели является: социальная направленность, сокращение имущественного неравенства, забота о малообеспеченных слоях населения. Иногда шведскую модель называют второй моделью социализма. Швеция отличается высоким уровнем жизни и обеспечения гражданских прав. Государство активно участвует в обеспечении экономической стабильности и в перераспределении доходов.

В Швеции за последние 1О лет (с 1870 по 1980 гг.) валовой национальных продукт ежегодно рос в среднем на 2,5 % на душу населения. Для шведской модели характерным является низкий уровень безработицы, которая с 1945 г. до начала 70-х годов составляла всего 2 %. В Швеции весьма высокий уровень государственного сектора. В 1988 году, например, общая сумма государственных расходов составила 62 % от общего объема валового национального продукта. Более половины этих расходов соста-вили дотации домашним хозяйствам и предприятиям.

В Швеции сформировалась концепция: «Государственный сектор, если уж он начал расти и достиг опреде-ленных размеров, может начать развиваться «сам по себе», на основе собствен-ной внутренней логики политического механизма принятия решений». (Эклунд К. Эффективная экономика — шведская модель. М.: Экономика, 1991. С. 159). Боль-шая часть услуг в Швеции предоставляется в государственном секторе, причем бес-платно. Государство достаточно часто вмешивается в процесс ценообразования, устанавливая фиксированные цены.

Французская модель.

Она не имеет ярких особенностей. Эта модель — среднее между американской и немецкой. Во французской модели высокой является регу-лирующая роль государства. Во Франции с 1947 г. составляются пятилетние пла-ны — индикативное планирование. П. Самуэльсон отмечал, что французское «го-сударственное планирование» является замечательным вкладом Франции в государственное планирование.

«Такая система оказалась неправдоподобно удачной, если принять во внимание неформальный полудобровольный характер мер, предпринятых для ее осуществления» (Самуэльсон П. Экономика. М.: МГП «Алгон», ВМИИСИ, 1992. Т. 2. С. 406-407). Для французской модели характерны значительные масштабы прямой предпринимательской деятельности государ-ства, широкое вмешательство государства в процесс накопления капитала.

Южно-корейская модель.

Эта модель интересна тем, что ее использование в процессе развития экономики позволило Южной Корее за короткий срок из отста-лой превратиться в передовую индустриально развитую страну. В 1962 г. перед началом экономических реформ национальный доход на душу населения составлял 82 долл. в год. В 1988 г. он достиг 4,04 тыс. долл., т. е. увеличился за 16 лет почти в 50 раз. Отличительной особенностью южно-корейской модели является весьма сильное регулирующее воздействие государства на развитие экономики.

Оно вклю-чает следующие экономические рычаги:

Планирование экономического развития. Этим занимается государственный плановый орган — Совет экономического планирования. Он с 1962 г. разра-батывает пятилетние планы, имеет право одобрять крупные инвестицион-ные проекты, принимать решения о выделении бюджетных средств на их фи-нансирование. До 70-х годов планирование носило директивный характер.

Переход к индикативному планированию осуществлялся по мере развития частного бизнеса. Крупные инвестиционные проекты иногда принимались вопреки рекомендациям МВФ и мирового банка. Аналогичным образом была создана мощная сталеплавильная компания, которая в настоящее время выплавляет примерно 20 млн. тонн стали в год, это почти столько же на душу населения, сколько выплавлялось в СССР в 1990 г.;

В Южной Корее длительное время действовала государственная монополия в
кредитно-финансовой сфере. Частные банковско-кредитные институты появились лишь в первой половине 80-х годов. Такая политика позволяла государ-ству концентрировать в своих руках финансовые и валютные ресурсы и эффек-тивно использовать их на развитие приоритетных отраслей;

Регулирование внешнеэкономической сферы было направлено на стимули-рование экспорта и ограничение импорта и тем самым поддерживалось раз-витие собственного производства.

Проблема экспорта находилась под особым контролем. Президент ежемесяч-но проводил совещания по этим вопросам с присутствием крупнейших экспорте-ров. По отдельным отраслям планировались экспортные задания, которые уста-навливались на год с разбивкой по кварталам и месяцам, при необходимости они корректировались.

После реанимации экономики в предыдущей пятилетке (1987-1991 гг.) прави-тельство приступило к осуществлению социальных программ. Были созданы фон-ды стабилизации цен, создавались новые рабочие места. Безработица сокраща-лась, уровень зарплаты рос на 29 % в год. Рост зарплаты происходил лишь за счет активности профсоюзов. В результате стала возрастать инфляция. В 1992-1996 гг., в очередной пятилетке, правительство решило бороться с инфляцией путем повы-шения подоходного налога и сокращения госрасходов.

Централизованное использование средне- и долгосрочных планов и целевых программ с установлением производственных заданий и сроков их выполнения в сочетании с рыночными методами хозяйствования позволило Южной Корее в относительно сжатые сроки преодолеть барьер слаборазвитости и занять достой-ное место в мировой цивилизации.

Китайская модель .

Реформирование экономики Китая началось с преобразова-ний в сельском хозяйстве. Там произошел переход от «народных коммун» как ос-новных субъектов хозяйствования к системе семейного подряда. Процесс перехода крестьянских дворов на семейный подряд завершился к концу 1984 г. Семейный подряд основывается на ведении крестьянского хозяйства силами семьи на земле, переданной в ее пользование на 15-20 лет, а кое-где на 30 лет.

Работа на земле осуществляется с помощью орудий труда и сельскохозяйственной техники, находя-щейся в собственности двора или нескольких дворов. Крестьянские дворы часть произведенной продукции сдают государству по договорам, часть — в счет нало-гов, часть — в фонды местных органов власти, а оставшуюся продукцию крестьян-ские семьи могут использовать по своему усмотрению: сдать государству по повы-шенным закупочным ценам, реализовать на рынке.

Мелкие парцеллярные хозяйства имеют ограниченные возможности при фор-мировании накоплений, использовании техники, повышении товарности. Учи-тывая эти обстоятельства, в настоящее время обсуждаются проблемы дальнейше-го развития деревни - по пути объединения крестьян в различные формы кооперации в сфере обращения и производства или концентрации земли в руках наиболее сильных крестьянских хозяйств с наймом рабочей силы.

Реформа в городах началась с 1984 г. после полного перехода деревни на подвор-ный подряд. При выборе модели экономического развития для КНР китайские уче-ные разработали «смешанную модель», варианты которой реализовывались и в Вен-грии, начиная с 1968 г., и в Чехословакии—с середины 60-х годов. Сущность такой модели состоит в том, что рыночный механизм функционирует в условиях государ-ственного регулирования. Наличие его способствует совершенствованию плановой экономики и обеспечивает сочетание интересов трех сторон — государства, пред-приятия и отдельного работника, это предполагает плановое управление на макро-уровне, рыночное регулирование — на микроуровне и функционирование различно-го рода рынков, регулируемых государством.

В результате был намечен переход от модели «Централизованной плановой экономики» к модели «Социалистической плановой товарной экономики», сущность которой состоит в том, что социалисти-ческое производство является товарным и взаимодействие между товаропроизводи-телями строится на развитии товарно-денежных отношений. При этом в качестве определяющих положений выступает общественная форма собственности на важней-шие средства производства и решающая роль централизованного планирования на макроуровне.

Используя разработанные теоретические положения, XIII съезд КПК выдви-нул принципы, которые были положены в основу осуществления экономических реформ. Главным было признано оживление хозяйственной деятельности пред-приятий государственного сектора путем отделения права собственности от пра-ва хозяйствования. Это предполагает использование таких форм хозяйствова-ния, как сдача в подряд предприятий коллективам и отдельным лицам, выпуск акций предприятий в свободную продажу. Предложено активно развивать пря-мые хозяйственные связи между предприятиями. Большое внимание уделено со-зданию системы рынков, включая фондовые рынки, рынки услуг, информации, техники и технологий. Переход на рыночные методы хозяйствования предлагает-ся осуществлять наряду с совершенствованием и усилением системы макроэконо-мического регулирования.

Экономические реформы привели к развитию промышленности на селе. За прошедшее десятилетие там возникло около 80 млн. рабочих мест.

В промышленности в результате экономических преобразований возник но-вый хозяйственный механизм, основанный на использовании различных форм собственности и методов хозяйствования. При этом ведущая роль по-прежнему сохраняется за общественными формами собственности. Об этом свидетельству-ют следующие данные: на долю государственного сектора приходится 56 % вы-пуска продукции промышленности, на долю коллективных предприятий — 36 % и на долю частных — 5 %.

Новый механизм предоставил предприятиям возмож-ность закупать, производить и продавать продукцию вне рамок плана. В резуль-тате доля сверхплановой продукции резко возросла. Предприятия получили воз-можность продавать сверхплановую продукцию на открытом рынке по ценам на 20 % выше установленных государством. Все это способствовало оживлению эко-номики и обеспечению за последние годы самого высокого в мире прироста про-мышленного производства.

Модели рыночной экономики.

Американская модель основана на высоком уровне производительности труда и ориентации граждан на достижение личного успеха. Государство поощряет предпринимательскую активность, обогащение наиболее активной части населения. При отсутствии диктата социального равенства как государственной задачи именно оно создает приемлемый уровень жизни малообеспеченным группам населения за счет частичных льгот и пособий.

Таким образом, отметим характерные для американской модели черты:

Абсолютное преобладание частной собственности;

Законодательное обеспечение максимальной свободы субъектов рынка;

Ограничение сферы государственного регулирования в основном проведением макроэкономической политики;

Относительно небольшая доля государственного бюджета в ВВП и удельного веса госинвестиций и выплат по линии социального обеспечения в структуре государственных расходов.

Германская модель - это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.

В Германии государству отведена регулирующая функция. При этом действует принцип: «как можно меньше государства, насколько это возможно, и столько государства, насколько это нужно».

Наемные работники и работодатели выступают как социальные партнеры, свободно и в основном благоразумно договариваются о размерах заработной платы, продолжительности рабочего времени и отпусков, о других условиях труда.

Одновременно действует разветвленная система социальной защиты: выплаты заболевшим, инвалидам, безработным; помощь тем, кто пострадал от банкротства своего предприятия или осваивает новую профессию; пособия на детей, малоимущим, жертвам войны. К концу ХХ века социальные расходы в ФРГ оказались даже слишком высокими, и менее трудолюбивая часть немцев начала ими злоупотреблять.

Функционирование данной модели создает правовые и социальные рыночные условия для экономической инициативы. Они воплощаются в социальном равенстве граждан - равенстве прав, стартовых условий и правовой защиты. Важнейшая задача государства при этом - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальным равенством.

Таким образом, для германской модели социально-ориентированной рыночной экономики характерны следующие основные черты:

Смешанная экономика характеризуется более или менее значительным государственным сектором;

Осуществляется государственное регулирование не только макроэкономических процессов, но и отдельных сфер деятельности хозяйствующих субъектов;

Социальная ориентация экономики, существенный патернализм (отеческое отношение) государства реализуется по отношению ко всем членам общества, обеспечивая таким путем гарантии определенного уровня удовлетворения потребностей населения в услугах здравоохранения, образования, культуры, в жилье;

Направленность регулирования на поддержание свободной конкуренции, уменьшение концентрации капиталов в немногих руках, создание новых хозяйственных единиц;

Регулирование занятости населения с ориентацией на минимизацию безработицы;

Большой удельный вес госбюджета в ВВП (хотя ФРГ находится в середине развитых капиталистических стран по этому показателю);

Регулирование экономики в основном через кредитно-денежную политику, а не бюджетно-финансовую.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения путем высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональной социализации», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующий на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни - на государство.

Шведская модель в ее классическом виде - это социальная модель, для которой характерен высокий уровень социальных гарантий, базирующихся на широком перераспределении доходов и распространении многообразных «свободных ассоциаций».

В целом шведскую модель можно определить как модель, сочетающую полную занятость населения и стабильность цен путем проведения общей рестриктивной экономической политики, дополненной селективными мерами для поддержания высокого уровня занятости и капиталовложений.

Доминирование в целях модели полной занятости и выравнивания доходов объясняется уникальной силой шведского рабочего движения, в Швеции также сильно развито стремление к равенству.

Специфическим фактором, присущим Швеции, является ее внешнеполитический нейтралитет.

Швеция, избравшая принцип всеобщего благосостояния, расширила государственный сектор до такого размера, что сделало страну уникальной в этой области: 1/3 самодеятельного населения была занята в государственном секторе, что отражалось в высоких ставках налогообложения. Суммарные государственные доходы, включающие, как издержки на государственный сектор, так и трансфертные платежи, превышали 60% ВВП Швеции, что вывело ее на первое место в мире по расходам. Эта часть шведской модели характеризуется как социализация основных потребностей, таких как образование, здравоохранение.

Меньших успехов достигла Швеция в других областях, в частности, цены росли быстрее, чем в ряде западноевропейских государств. Почти не увеличивалась производительность труда. Наиболее слабым местом модели оказалась сложность сочетания полной занятости и стабильности цен. Инфляция и относительно скромный экономический рост стали своего рода оплатой полной занятости и политики равенства.

Выделим специфические черты шведской модели:

Низкая безработица;

Профсоюзная политика солидарности в области зарплаты;

Централизованные переговоры по зарплате;

Значительный государственный сектор;

Тяжелое налоговое бремя.

Социал-демократическая модель близка к предыдущей, а ее особенность состоит в предельной социализации, возможной в рыночной экономике:

Значительна роль госсектора, в структуре которого преобладают объекты социального назначения;

Доля госбюджета в ВВП превышает 50%, в расходной части бюджета доминируют статьи, по которым финансируется социальная сфера;

Регулирование трудовых отношений не на уровне предприятий и отраслей, а на национальном уровне;

Государственная социальная политика включает средства, минимизирующие уровень безработицы и дифференциацию населения по уровню доходов;

Развитая система производственной демократии.

Такая модель присуща экономикам государств Северной Европы, прежде всего скандинавским странам. Эта экономическая система известна как шведская модель.

Японская модель - модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного (внутрифирменного) начала.

Японская модель экономики отличается развитым планированием, координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный характер. Планы представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Для японской экономики характерно сохранение национальных традиций при заимствовании у других стран того, что нужно для развития страны. Это позволяет создавать такие системы управления и организации производства, которые в условиях Японии дают большой эффект. Заимствование японского опыта другими странами не всегда дает ожидаемый результат (например, кружки качества), поскольку в этих странах нет японских традиций.

Японскаямодель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе заработной платы) от уровня производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком, самосознании, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны. Одной из особенностей японской модели является социальная организация общества в Японии, предусматривающая гармонизацию отношений в обществе на всех его уровнях и во всех социальных сферах на основе уважения традиций японского образа жизни. На базе этих моральных ценностей сложилась своеобразная мотивация трудовой деятельности. Именно эта модель демонстрирует значение социокультурного и конфессиональных факторов в экономической жизни общества.

Заключение.

Проведя анализ описных выше моделей рыночной экономики, можно прийти к выводу, что при наличии частных различий для всех развитых стран характерен ряд общих закономерностей:

Господство частной собственности и частной инициативы;

Рыночная экономика играет решающую роль в их развитии;

Основными производителями являются крупные объединения, контролирующие движение капитала;

Государственное регулирование экономики стало необходимым условием экономического роста, и государство стало активным субъектом экономики;

Наблюдается тенденция к формированию социально-ориентированных систем;

Стремление к открытой экономике.

Смешанная экономика – это экономика, функционирующая на базе рыночного механизма и государственного регулирования хозяйства. Такие изменения в роли государства вызваны прежде всего необходимостью развития производственной и социальной инфраструктуры, научно-техническим прогрессом.

Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет различных льгот и пособий. Задачи социального равенства здесь вообще не ставятся. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Естественно, это возможно только в условиях высокого налогообложения, особенно физических лиц. Такая модель получила название «функциональная социализация», означающая, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) - на государство.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики, особенно на ее начальной стадии.

Германская модель . Характерной чертой немецкой модели смешанной экономики является ее социальная ориентация, отделение социальной политики от экономической. Источником для социальной защиты населения служат не прибыли предприятий, а специальные бюджетные и внебюджетные фонды. Германская модель характеризуется следующими чертами:

    индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децен­трализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается актив­ной государственной политикой поддержания конкуренции;

    социальное равенство - рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложен­ного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение от­носительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные инте­ресы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, напри­мер, в жилищном строительстве;

    антициклическое регулирование;

    стимулирование технологических и организационных инноваций;

    проведение структурной политики;

    защита и поощрение конкуренции. Перечисленные особенности германской модели есть производные от основополагающих принципов социальной рыночной экономики, пер­вым из которых является органическое единство рынка и государства.

Итальянская модель

Смешанная экономика в Италии – это своеобразный вариант западноевропейской модели, который характеризуется:

– обширным государственным сектором,

– высокоразвитым крупным частным бизнесом,

– укладами, оставшимися от раннего капитализма,

– большим удельным весом малого бизнеса,

– развивающимся кооперативным сектором.

Государственный сектор занимает ключевые позиции. Наиболее многочисленной категорией государственных предприятий являются акционерные общества со смешанным капиталом. Либеральные реформы не внесли радикальных изменений положения государственного сектора. Итальянская модель смешанной экономики характеризуется развитой социальной инфраструктурой и высокой степенью социальной защиты.

Сущность экономических систем

Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм, представляет собой экономическую систему этого общества. Поняв суть системы, можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества.

Типы и модели экономических систем

Элементы экономической системы Основными элементами экономической системы являются социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности; организационные формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне; конкретные экономические связи между хозяйственными субъектами. В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, - рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) и две нерыночные системы - традиционная и административно-командная. Врамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов. Рассмотрим характерные черты основных типов экономических систем.

Современная рыночная экономика (современный капитализм)

По сравнению со всеми предшествующими рыночная система оказалась наиболее гибкой: она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям.

Во второй половине нынешнего столетия, когда широко развернулась научно-техническая революция и стала особенно быстро развиваться производственная и социальная инфраструктура, государство стало намного активнее воздействовать на развитие национальной экономики. В связи с этим изменился хозяйственный механизм, организационные формы хозяйственной деятельности и экономические связи между хозяйствующими субъектами (табл. 1).

Таблица 1 Некоторые отличия современного капитализма от чистого капитализма

Основные черты

Капитализм XVIII-XIX вв.

Капитализм второй половины XX в.

Масштабы обобществления производства

Обобществление производства в рамках предприятия

Обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и интернациональном масштабах

Преобладающая форма собственности

Экономическая деятельность единоличных предпринимателей-капиталистов

Экономическая деятельность на базе коллективной частной и государственной собственности

Регулирование экономики

Саморегулирование индивидуальных капиталов на основе свободного рынка при слабом вмешательстве государства

Социальные гарантии

Социальная незащищенность граждан в случаях безработицы, болезни и старости

Активное государственное регулирование национальной экономики для стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов и безработицы и т.д.

В развитой рыночной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики.

Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития получают новое решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а также анализа приоритетных направлений НТП, прогноза развития общественных потребностей на макроуровне. Прогноз рынка позволяет заблаговременно сокращать выпуск устаревающих товаров и переходить к качественно новым моделям и видам продукции. Маркетинговая система управления производством создает возможность еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного вида, в соответствие с общественно необходимыми затратами.

Государственные отраслевые и общенациональные программы (планы) также оказывают существенное влияние на объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая их большее соответствие изменяющимся общественным потребностям. Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования с учетом наиболее перспективных отраслей. В то же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит за счет бюджетных ассигнований, государственных общенациональных и межгосударственных программ, проведения НИОКР в приоритетных направлениях НТР.

Наконец, задача распределения созданного валового национального продукта решается не только на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложений в развитие «человеческого фактора»: финансирование систем образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды. На социальное обеспечение, реализацию многочисленных программ «борьбы с бедностью» в настоящее время направляется не менее 30-40% всех государственных бюджетных ассигнований в развитых странах с рыночной экономикой. В то же время крупные фирмы заботятся о своих сотрудниках, стремясь активизировать работу персонала, повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени и тем самым укрепить конкурентоспособность фирмы.Смотри также статью: Рыночная экономика

Традиционная система

В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики. Многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкое товарное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике.

В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный капитал. В жизни общества преобладают освященные веками традиции и обычаи, религиозные и культурные ценности, кастовое и сословное деление, сдерживая социально-экономический прогресс. Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна такая особенность - активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения.

Административно-командная система (централизованно-плановая, коммунистическая)

Эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств. В последние годы многие отечественные и зарубежные экономисты в своих работах попытались дать ее обобщенную характеристику (например: Корнаи. Я. Дефицит. М., 1990; Гайдар Е. Экономические реформы и иерархические структуры. М., 1990).

Характерными чертами административно-командной системы являются общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма. Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра - высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда. При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Дело здесь прежде всего в том, что полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства.

В странах с административно-командной системой решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям - промышленным предприятиям, колхозам и совхозам. Поэтому структура общественных потребностей определялась непосредственно центральными плановыми органами. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.

Централизованное распределение материальных благ , трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как «общественные» целями и критериями, на основе централизованногпланирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствовавшими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса. Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда. Отличительной особенностью распределения продукции в административно-командной системе являлось привилегированное положение партийно-государственной элиты. Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежным коренные социально-экономические преобразования во всех бывших социалистических странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации.Смотри также статью: Административно-командная экономическая система

Модели в рамках систем

В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются историей, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Так, в административно-командной системе существовали советская модель, китайская и др. В современной капиталистической системе также существуют различные модели.

Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны. Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов была в 80-х гг. на уровне 70% ВВП, причем более половины из этих расходов направлялось на социальные цели. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональная социализация», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфрастуктуры (транспорт, НИОКР) - на государство. В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, - рыночная экономика и смешанная экономика и две нерыночные системы - традиционная и административно-командная. В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов.

Сущность экономической системы

Существование человека предопределяется степенью удовлетворения его потребностей. С момента выделения человека из мира дикой природы, то есть с момента проявления сознания, человек для удовлетворения своих потребностей должен был выполнять какие-то действия.

Определение 1

Деятельность человека, связанная с производством каких-либо благ с целью удовлетворения потребностей называется экономической деятельностью.

По мере развития человека и общества характер деятельности все более усложнялся. Если сначала это было примитивное собирательство, то далее появились земледелие, животноводство, ремесла и промыслы. В деятельность вовлекались другие люди и все более широкий круг ресурсов, на основе трудовой деятельности между людьми формировались различные типы отношений. Трудовая деятельность стала системообразующим фактором.

Определение 2

Совокупность отношений между людьми, предприятиями и государствами, связанные с экономической деятельностью путем привлечения различных ресурсов на основе прав собственности и отношений при управлении и распределении материальных благ и произведенных продуктов образует экономическую систему.

Экономическая система представляет собой сложную структуру, отражающую характер отношений в процессе производства и в обществе. Типы экономических систем, возникшие на протяжении истории нашей цивилизации, условно делят на четыре группы:

  • традиционная система;
  • рыночная система;
  • административно-командная или плановая система;
  • смешанная система.

За основы классификации были взяты правовые отношения в сфере собственности и управления экономикой, включая вопросы распределения благ. Эти системы сосуществуют и взаимодействуют между собой. Некоторые специалисты считают смешанную систему вариантом проявления рыночной экономики. Другие считают ее гибридом рыночной и плановой экономик. Но, принимая во внимание ведущую роль частной собственности, смешанная экономика все таки ближе к рыночной.

Рыночная экономика и ее сущность

Определение 3

Рыночной экономикой называется экономическая система, сформированная на базе частной собственности во всех ее формах, и управляемая с помощью рыночных механизмов (взаимодействия спроса и предложения, конкурентной борьбы).

Рыночная экономика появилась еще в недрах феодального строя и существовала параллельно с традиционной системой. Основным стимулом развития рыночной экономики было и есть получение личной выгоды. Благодаря рыночным механизмам происходит быстрое насыщение рынка товарами. Конкуренция стимулирует стремление к повышению эффективности производства, борьбе за качество продукции.

Недостатком рыночной системы является неравномерность экономического развития в условиях рынка. Подъем и расцвет производства сменяются экономическим спадом и застоем (депрессией). Спад производства сопровождается ухудшением социальной обстановки в государстве, социальным конфликтам.

Нет совершенных экономических систем. Рыночная экономика, при всей своей эффективности, показала невозможность отстранения государства от вопросов управления и распределения. Поэтому в $ХХ$ веке в ряде ведущих стран мира были разработаны свои варианты экономических систем. Их назвали моделями. Особенности и направленность этих моделей зависит от следующих факторов:

  • географического положения;
  • природно-ресурсного фактора;
  • особенностей исторического развития;
  • этнических особенностей населения;
  • уровня экономического развития;
  • социальных приоритетов в обществе.

Общими чертами этих моделей являются:

  • наличие различных форм собственности;
  • свободные цены на товары и услуги;
  • свобода предпринимательства и конкуренции;
  • участие государства в регулировании экономики.

Американская модель

Модель либерального капитализма получила второе название – американская. Это было вызвано ее внедрением в экономику США и Канады. Она отличается незначительной долей государственной собственности в экономике и минимальной его регулирующей роли. Государственное управление сводится к фискальной и денежно-кредитной политике, принятию законодательных актов. Кроме того в ведении государства остаются вопросы национальной безопасности и поддержания малообеспеченных слоев населения (для поддержания потребительского спроса).

В условиях либеральной модели рыночной экономики поощряется предпринимательство. Особенно большое внимание уделяется среднему и малому бизнесу. Именно мелкое предпринимательство обеспечивает почти 80 % рабочих мест в США. Еще одной чертой данной системы является резкое различие между богатыми и бедными наряду с довольно высоким уровнем жизни даже малоимущих слое населения.

Японская модель

Японская модель формировалась после второй мировой войны. Япония была лишена права иметь вооруженные силы. Поэтому свои ресурсы она направила на модернизацию экономики. Благодаря массовым закупкам патентов и лицензий и дешевой рабочей силе государству удалось быстро перевооружить производство самыми современными технологиями и оборудованием.

Государство сохранило высокий уровень влияния на экономику. Оно внедряло перспективное планирование экономического развития. Что позволило длительное время избегать кризисных явлений. Пожизненный наем рабочих был следствием патриархальной психологии японского общества. Он способствовал повышению заинтересованности рабочих в повышении производительности своего труда. Государство внедряет социальную направленность модели, следя за соблюдением социальных прав и гарантий населения.

Социально-направленная модель

Социально-направленными называют модели, получившие распространение в странах Европы. Но они имеют свои национальные особенности. Германская модель очень близка к японской. В ней также ведущая роль принадлежит государственному сектору, внедряются перспективные планы экономического развития и проводится политика социального партнерства.

Для стран Скандинавского полуострова характерна, так называемая, шведская модель. Она заключается в проведении политики сокращения имущественного неравенства, заботе о малозащищенных слоях населения. Государство старается обеспечить максимальную занятость населения, высокий уровень жизни и гражданских прав. Кроме того государство принимает активное участие в ценообразовании путем установления фиксированных цен.

План изложения и усвоения материала

8.1 Классическая модель рыночной экономики

8.2 Модель Кейнса

Классическая модель рыночной экономики

Классическая модель рыночной экономики можно рассматривать как систему взаимосвязанных моделей, каждая из которых отражает поведение одного из трех рынков: рабочей силы, денег, товаров.

Модель наиболее подходит для описания экономики с совершенной конкуренцией. В условиях функционирования монополий она не работает.

Этот рынок, как и другие, описывается с помощью трех зависимостей: функции спроса, функции предложения и условия равновесия. В классической модели функция спроса на рабочую силу выводится из следующих двух гипотез:

1) предприятия (фирмы) полностью являются конкурентными при наличии предложения товаров и найма рабочей силы;

2) при прочих равных условиях предельный продукт труда снижается с ростом объемов рабочей силы.

Из этих гипотез следует, что в состоянии равновесия предельный продукт труда в стоимостном выражении равна средней ставке заработной платы (об этом говорилось в предыдущем материале):

( 8 . 1 )

Где р - цена продукта, - макроэкономическая производственная функция, в которой К - фонды, L - численность занятых.

Действительно, если бы (8.1) не выполнялось, скажем, было бг, то предприятия пытались бы увеличить найм, поскольку с каждой дополнительной единицей труда получали бы прибыль , и наоборот - если , то предприятия понесли бы убытки и пытались бы сократить наем. С (8.1), то есть

из гипотез 1 и 2, следует, что с понижением ставки заработной платы предельный продукт также уменьшается, пока опять не будет достигнуто равновесие.

Изложенное выше основывается на концептуальных рассуждениях, но это можно доказать и строго математически.

Обозначим через П прибыль (в этом случае экономика рассматривается как одна крупная фирма), тогда, по предположению, что остальные факторы производства, кроме труда, являются фиксированными величинами, получим:

(8.2)

необходимое условие максимума прибыли:

но поскольку

то, действительно, вторая гипотеза - это условие максимума прибыли (максимума функции, представленной уравнением (8.2)). Перепишем соотношение (8.1):

и продифференцируем его по реальной заработной платой :

поскольку

то есть с ростом реальной заработной платы спрос на рабочую силу падает.

Предложение рабочей силы также является функцией от реальной заработной платы.

Предполагается постулат: чем больше будет реальная заработная плата, тем больше будет и предложение рабочей силы.

Эта гипотеза классической теории относительно рынка рабочей силы представлена на рис. 8.1, на котором - кривая спроса, а - кривая предложения.

В равновесии реальная заработная плата равна , а занятость - .

Если бы реальная заработная плата превышала равновесное значение, то есть

Рис. 8.1. Гипотеза классической теории по рынку труда

то возникло бы превышение предложения над спросом на рабочую силу

поэтому избыточное предложение привело бы к снижению заработной платы w под влиянием вынужденной безработицы, при этом условии цены будут снижаться, но в меньшей степени, следовательно, реальная заработная плата уменьшится до . Если же оказалось бы, что , то нехватка рабочей силы заставила бы предпринимателей увеличить оплату труда, и снова была бы достигнута динамическое равновесие.

Теория спроса на деньги (не считая другие виды финансовых активов) в классической модели основывается на гипотезе, согласно которой совокупный спрос на деньги - это функция денежного дохода (то есть и где Y - валовой внутренний продукт в натуральном выражении, р - цена), эта функция (f) - линейная и прямо пропорциональна денежному доходу:

где предложение денег рассматривается как фиксированная величина, экзогенно задана. На рис. 8.2 изображены линии спроса и предложения денег. Для каждого Y своя кривая спроса.

Если при фиксированном Y цена , то имеется избыточное предложение денег , в этом случае допускается гипотеза, согласно которой цены вырастут до уровня .

Спрос на товары (планируемые расходы) - это сумма спроса на потребительские и инвестиционные товары . Согласно модели как функции нормы процента , снижаются с ростом r.

Рис. 8.2. График спроса и предложения денег

Действительно, чем больше г, тем больше будет доход от сбережения; следовательно, все большая часть доходов будет сохраняться, а меньше (с) - тратиться на потребительские товары. По инвестициям (l ), то чем больше r (т.е. ставка процента, используемая при дисконтирования будущих расходов и доходов при инвестировании и приведении их к текущему времени), тем ниже будет сегодняшняя оценка чистой приведенной стоимости проекта.

В классической модели спрос на товары является функцией уровня занятости, определяется на рынке рабочей силы

Условие равновесия заключается в том, что предложение товаров равно спросу на товары

Объединенная (общая) модель.

Объединяя уравнения и условия, описывающие рынок рабочей силы, денег и товаров, получим классическую модель в полном объеме:

Рынок рабочей силы:

(8.4)

(8.5)

Рынок денег:

(8.7)

Рынок товаров:

Каждый рынок задается кривыми спроса и предложения и точкой равновесия. Отметим, что когда один из рынков выходит из состояния равновесия, то и остальные рынки также выйдут из этого состояния, и следовать к какому новому состоянию динамического равновесия.