» » Клавдия ивановна шульженко. Шульженко клавдия ивановна биография

Клавдия ивановна шульженко. Шульженко клавдия ивановна биография

В самом начале восьмидесятых годов прошлого столетия в московском парке возле станции метро «Аэропорт» часто прогуливалась бедная пожилая женщина. Спешащие ей на встречу многочисленные прохожие, не узнавали в одинокой седой старушке ранее знаменитую на всю огромную страну Клавдию Ивановну Шульженко, г олос которой слушали бойцы и офицеры на всех фронтах Великой Отечественной войны. В мирный час ей аплодировали донецкие шахтеры и казахские целинники, ленинградские строители и ивановские ткачихи. Ее талантом восхищались руководители Советского Союза и заслуженные деятели искусств, она действительно была суперзвездой эстрады того времени и кумиром сотен тысяч людей.

Пожалуйста, передайте министру, что она дурно воспитана…

Родилась будущая великая певица более ста лет назад, 24 марта 1906 года в Харькове. Классическая музыка с раннего детства плотно вошла в ее жизнь. Отцом девочки был настоящий ценитель песен и романсов, незаурядный харьковский бухгалтер, в свободное от работы время играющий в духовом оркестре и поющий в самодеятельном хоре. Именно отец привил любовь дочери к народным песням и городским романсам. Все родные поощряли увлечение Клавдии музыкой и вдохновили её на весьма смелый шаг. В 1923 году шестнадцатилетняя девушка пришла к Николаю Синельникову, руководителю Харьковского драматического театра с предложением своих услуг в качестве актрисы. Юная актриса Шульженко, с косичками и в нарядном мамином платье понравилась режиссеру своей детской непосредственностью и начинающим проявляться талантом музыканта. Клавдия Шульженко была принята в труппу Харьковского драматического театра. Несколько лет начинающая актриса проработала под руководством Синельникова и вскоре по его рекомендации поступила в Харьковскую консерваторию на курс вокала к профессору Чемизову. Благодаря упорным занятиям в консерватории и участию в постановках родного театра, Клавдию Шульженко начинает узнавать публика. Хотя знаменитой актрисой Клавдия Ивановна так и не стала, работа в драматическом театре не прошла для неё бесследно. Актерские способности Шульженко наиболее ярко проявились на эстраде, где ей удавалось практически все из актёрского арсенала: лирика, комедийные характеры, умение танцевать.

Публичное признание пришло к певице в 1928 году, когда она успешно выступила на сцене знаменитого Мариинского театра в Ленинграде. Тогда за один вечер её имя стало широко известным уже зрителям города на Неве. После этого выступления к певице посыпались предложения от различных концертных площадок и любители музыки стали приобретать билеты уже «только на Клавдию Шульженко».

Только что я сшила для себя новое красивое платье. И если я достойна высокой награды, то эта награда должна быть достойно мне преподнесена! Иначе ваша железка мне не нужна.

К весне 1929 года Клавдия Ивановна становится ведущей солисткой Ленинградской эстрады и, вместе с тем, успешно выступает в знаменитом Московском музыкальном театре. Выходят в свет тысячи пластинок с её голосом. Не обладая выразительной внешностью и мощным голосом, Шульженко, тем не менее, собирала полные залы в городах СССР. Она пела и о любви и о разлуке, применяя в каждой композиции свою, уникальную интонацию, стараясь избегать надрыва и ненужной сентиментальности. Песни Клавдии Шульженко подкупали зрителей своим оптимизмом и загадочностью, их хотелось подпевать. В 1939 году на Всесоюзном конкурсе эстрады Шульженко становится лауреатом. Председателем жюри конкурса был сам Максим Дунаевский.

В этом же году из тёплой Одессы в дождливый Ленинград приехал весёлый куплетист Владимир Коралли, сразивший всех своим южным обаянием. Клавдия Шульженко встретилась с ним случайно в вагоне поезда и тотчас же влюбилась. Коралли ответил взаимностью и вспыхнул стремительный и довольно шумный роман, закончившийся свадьбой. Супруги прожили вместе четверть века. У них родился сын Георгий, которого звёздные родители повсюду брали с собой, так что можно утверждать, что ребёнок практически вырос за кулисами.

Великая Отечественная война. Сценой для Клавдии Ивановны становятся землянки, больничные палаты с ранеными бойцами и опушки леса с партизанами, но даже в таких условиях певица на публике появлялась исключительно в концертных нарядах. Однажды певица выступала перед воинами в кузове грузовой машины, борта которой были открыты. Во время исполнения Шульженко одной из песен, произошёл налёт вражеской авиации. Полетели бомбы, раздались взрывы. Кто-то столкнул певицу с грузовика и прижал к земле своим телом. Когда налёт закончился, Шульженко поднялась с земли, отряхнулась от пыли и допела свой концерт. Одна из самых известных песен Клавдии Шульженко с названием «Синий платочек» появилась на свет в её репертуаре именно в годы войны. Ранее это был польский романс. «Синий платочек» пели многие артисты, но Клавдия Ивановна категорически отказывалась, но однажды к ней подошел лейтенант Максимов и предложил новые слова для этой песни. Таким образом «Синий платочек» на слова офицера Советской Армии в исполнении Шульженко стал поистине «лирическим гимном Великой Отечественной».

Теплый ветер дует, развезло дороги,
И на Южном фронте оттепель опять.
Тает снег в Ростове, тает в Таганроге.
Эти дни когда-нибудь мы будем вспоминать.
Припев:
Об огнях-пожарищах,
О друзьях-товарищах
Где-нибудь, когда-нибудь мы будем говорить.
Вспомню я пехоту,
И родную роту,
И тебя — за то, что ты дал мне закурть.
Давай закурим, товарищ, по одной,
Давай закурим, товарищ мой!

Во время боевых действий Клавдия Ивановна Шульженко была награждена медалью СССР «За оборону Ленинграда». В победном 1945-м году певица удостоилась звания « Заслуженная артистка РСФСР».

В начале пятидесятых годов Шульженко знаменитая и популярная певица. Тираж ее пластинок превысил 170 миллионов экземпляров. Примечательно то, что в современном шоу-бизнесе альбом называется платиновым, если его тираж превышает один миллион экземпляров.

31 декабря 1952 года Шульженко категорически отказывается выступать перед Иосифом Виссарионовичем на новогоднем концерте. За день до этого ей позвонили из Кремля и сказали, что она обязана спеть перед вождём, на что Шульженко ответила, что по Конституции имеет полное право на отдых. Только скорая смерть Сталина спасла певицу от неминуемого наказания.

Последний раз Клавдия Ивановна Шульженко вышла на большую сцену Колонного зала Дома союзов в 1976 году. По просьбам зрителей она исполнила все свои песни военных лет. Спустя восемь лет народная артистка СССР Клавдия Шульженко умерла, в день её похорон светило яркое солнце.

Однажды Шульженко сказала про себя: "Я стала эпохой нашей культуры". Ее аккомпаниатор заметил: "Клавочка, это должен решать народ". "Народ может и не заметить", - грустно улыбнулась она.

Эта певица обладала удивительной магией. Она не была первой красавицей эстрады, просто миловидная, слегка полноватая женщина. И голос у нее был хороший, но "любительский", и серьезной школы она не прошла... Но при этом ее исполнение было завораживающим, обаяние непобедимым, а особая "драматическая" манера петь уникальной. Ее давно нет на свете, но память о ней жива до сих пор.
Родилась Клавдия Шульженко в Харькове, в 1906 году. Ее отец занимал немалый пост - был главным бухгалтером Харьковского управления железной дороги. В дореволюционной России служба, связанная с железнодорожным транспортом, считалась престижной и хорошо оплачивалась. Ранее детство Клавы было благополучным. Она училась в гимназии, увлекалась поэзией, выступала в любительских спектаклях и мечтала стать актрисой.


Родители Клавдии Шульженко - Иван Иванович и Вера Александровна

Семья была музыкальной, отец прекрасно пел, и Клава унаследовала его способности, проникновенную манеру петь "душой", а не только голосовыми связками... Клавдия вспоминала: "Первое художественное впечатление было связано с отцом. От него я впервые услышала украинские народные песни. Он приобщил меня к пению". Над стремлением дочери стать второй Верой Холодной родители посмеивались. По их мнению, Клавочку ожидало иное будущее: хороший жених, замужество, свой дом, дети и роль благополучной матери семейства, умеющей блеснуть в обществе. Любовь девочки к пению этим планам не мешала - невеста, которая ко всем прочим достоинствам еще и немножко музицирует, всегда найдет интересных кавалеров... Уроки музыки, пения и французского языка для подрастающей дочери отец охотно оплачивал, мечтая в будущем увидеть ее светской дамой.


Клава - гимназистка, 1918 год

Революция и Гражданская война многое изменили. Клаве рано пришлось задуматься о куске хлеба. Вчерашняя гимназистка не умела ничего, кроме как "представлять" на любительской сцене, поэтому в неполные 17 лет смело отправилась в Харьковский драматический театр в надежде получить работу. Харьков в то время был городом столичным (с 1919 по 1934 годы именно он считался столицей Украины), и городской театр соответствовал высоким стандартам. На показе Клава читала стихи, пела и очень понравилась театральному начальству, а заведующий музыкальной частью, аккомпанировавший ей во время выступления, высоко оценил ее голос. Клава тогда и не догадывалась, что за роялем сидел Исаак Дунаевский, будущий знаменитый композитор, с которым ей еще доведется поработать. Девушку зачислили в труппу и дали ей маленькие роли. Ее мечта стать новой Верой Холодной, казалось, обретает реальные черты.


Вера Холодная, кумир юной Клавдии Шульженко

Выступать дебютантке приходилось все больше "в толпе". Только в спектакле "Идиот" ей позволили изображать Настасью Филипповну, но лишь в четвертом акте, когда героиню уже убили. Клава лежала на кровати в виде бездыханного тела (основную исполнительницу от мучений освободили), а отец Шульженко, сидя в зале, утирал слезы, находя, что дочь играет очень убедительно.
Зато музыкальные способности Клавы в театре ценили и часто просили исполнить какую-нибудь песенку по ходу спектакля. В спектакле "Казнь" она играла ресторанную певичку и исполняла романс "Снится мне сад в подвенечном уборе"; многие зрители приходили в театр только ради того, чтобы послушать ее пение. Выступала Шульженко и в рабочих клубах, и на летних эстрадах, и в фойе театра во время антрактов... Как бы то ни было, служба в театре давала ей средства для существования, и Клава смогла брать уроки пения у профессоров Харьковской консерватории и балета в студии балерины Натальи Тальори.

В 1924 году она познакомилась с поэтом Павлом Германом, который предложил несколько песенок на свои стихи для концертных номеров. Герман был неплохим поэтом-песенником; его слова к "Маршу энтузиастов" ("Мы рождены, чтоб сказку сделать былью") помнят до наших дней. Шульженко стала исполнять его "Песню о кирпичном заводе" ("Кирпичики") и "Шахту № 3", приобретя необыкновенную популярность, правда, еще не перешагнувшую границы окраин Харькова. Сама она оценивала эти песни невысоко, считая, что они мало отличались от "примитивных песен городских окраин", но у невзыскательной публики они вызывали восторг. В 1925 году девятнадцатилетняя Клавдия получила приглашение выступать в Краснозаводском театре на рабочей окраине, где оказалась под негласным покровительством местных хулиганов. К ней никогда не приставала шпана, хотя возвращаться после выступлений девушке приходилось в темноте по улицам, известным криминальными историями.
Но Шульженко чувствовала, что ее призвание - не подмостки полулюбительского театрика, а большая эстрада, в масштабах всего СССР, возникшего на руинах исчезнувшей Российской империи.

Клавдию манили далекие большие города с их яркой жизнью и большими возможностями. Она решила отправиться в Ленинград, город, который по-прежнему считался столицей, пусть и неофициальной. Там были роскошные концертные площадки: Мюзик-Холл, Театр эстрады, филармония... Клавдия верила, что сумеет найти место на сцене. В 1928 году она решилась, бросила работу и уехала из Харькова в поисках удачи. К такому повороту в судьбе Клаву подтолкнула любовь - именно в 1928 году она познакомилась с красавцем-одесситом, чечеточником и куплетистом Владимиром Коралли, заехавшим в Харьков на гастроли. Любовь накрыла Клавдию с головой. А Коралли поначалу посчитал легкий романчик с харьковской певичкой одним из эпизодов разгульной гастрольной жизни и уехал в Ленинград к новым победам. Клавдия, решив, что судьба дала ей шанс на счастье, помчалась вслед за любимым. В чужом городе, где не так-то просто было пробиться, молодые люди сблизились, поддерживая друг друга. Вскоре оказалось, что связывает их нечто большее, чем просто влечение. Во всяком случае, для Шульженко Коралли надолго стал единственной родной душой. Через два года, полных бурных любовных сцен, ссор и примирений, они поженились.

Клавдия Шульженко и Владимир Коралли, 1930 год

Надо сказать, на берегах Невы молодой талантливой провинциалке сразу улыбнулась удача. Шульженко с большим успехом дебютировала на сцене Мариинского театра в сводном праздничном концерте, посвященном Дню печати, и вскоре была зачислена в штат Ленинградского театра эстрады. Мюзик-холл также нередко приглашал певицу для участия в сборных программах. В спектакле Мюзик-холла "Условно убитый" на музыку Дмитрия Шостаковича Шульженко с большим успехом выступила в паре с Леонидом Утесовым.
Однако когда Клавдия Шульженко в 1929 году приехала на гастроли в Москву, ее ждал жестокий удар. Всесильная комиссия реперткома запретила почти все песни из ее репертуара как "идеологически вредные". Шульженко было разрешено выступать лишь с двумя номерами, что для полноценного концерта оказалось совершенно недостаточно. Чтобы расширить репертуар, она обратилась к народным песням, сделала концертную версию "Левого марша" на стихи Маяковского, освоила латиноамериканские хиты "Челита" и "Простая девчонка". Но как только выпадала возможность, она вновь и вновь возвращалась к любимым лирическим песням: "Дружбе" ("Когда простым и нежным взором..."), "Портрету", "Записке"...

Шульженко продолжали критиковать за мещанский репертуар и излишне чувствительную манеру исполнения. Однако публика относилась к ней с восторженным обожанием. Казалось, в нежных и грустных песнях о любви она раскрывает свои сокровенные тайны... Певица и вправду хорошо знала, что такое настоящая любовь. Увы, замужество Клавдии оказалось не таким благополучным, как мечталось, - пылкая юношеская влюбленность быстро иссякла, а зрелая взрослая любовь была мучительной. Коралли обладал капризным и легкомысленным характером; он легко, не задумываясь, обижал жену, и так же легко шел на мелкие предательства, ведь на свете так много очаровательных женщин, кроме законной супруги. Но и Шульженко он не отпускал - жена есть жена, пусть все поймет и простит! Он человек творческий и без влюбленностей просто зачахнет!
Одно обстоятельство помогло Клавдии смириться с судьбой: в 1932 году у певицы родился сын, Игорь Кемплер-Шульженко (Кемплер - настоящая фамилия Коралли), ставший одним из главных мужчин в ее жизни.


Любимый сын Шульженко Гоша

В 1935 году появились первые патефонные пластинки с песнями Шульженко. Когда друзья принесли ей черный диск с записью (фамилия исполнительницы даже не была обозначена на этикетке), Клавдия сильно удивилась. И все-таки, это была победа. Пластинки расходились огромными тиражами, и популярность певицы, чье имя не осталось тайной для слушателей, стала поистине всенародной. В 1937 году Шульженко начала работать с джаз-оркестром Якова Скоморовского. Джаз считался для дела социализма искусством чуждым, и к солистке коллектива, исполнявшего "буржуазную" музыку, в руководящих кругах было настороженное отношение. На Первом Всероссийском конкурсе артистов эстрады, большинство участниц которого вышли на сцену с песнями из репертуара Шульженко, исполняя их в подражательской манере, самой певице, законодательнице музыкальной моды, дали лишь четвертую премию.

Ей советовали поменять репертуар и творческую манеру. Но Клавдия Шульженко не привыкла идти на уступки. Вскоре она стала художественным руководителем собственного джаз-оркестра. В репертуаре певицы появляются новые песни, со временем объявленные эстрадной классикой: "Письмо", "В вагоне поезда", "Дядя Ваня", "О любви не говори".

Личная жизнь Клавдии по-прежнему складывалась непросто. Владимир Коралли, куплетист и конферансье, взявший на себя административные обязанности в коллективе певицы, привык всегда и во всем считать самого себя "Первым номером". На деле его эстрадный успех был лишь отражением той популярности, которой добилась Шульженко. Но Коралли был уверен, что снизошел к "провинциалке", помог ей найти себя, и она до гробовой доски должна быть ему благодарна... Свекровь всегда была против женитьбы сына на "певичке" и умело настраивала сына на скандальный лад. К тому же, Клаве приходилось отбиваться от назойливых поклонниц мужа, не желавших признавать ее супружеские права на дамского любимца... Надежного "сильного мужского плеча", о котором мечтают женщины, у Клавдии Ивановны не было. Ее отношения с мужем лучше всего характеризует анонимная эпиграмма тех лет:
За что Вас боги покарали?
У всех - мужья, у Вас - Коралли...


Программа джаз-ансамбля К. Шульженко, 1940 год

Наступил 1941 год. Объявление войны застало Клавдию на гастролях в Ереване. Из сводок она с ужасом узнавала, как быстро продвигается враг по территории Украины. А ее сын перед самой войной был отправлен на лето в Харьков и вот-вот мог оказаться на оккупированной территории! Бросив все, Клавдия Ивановна помчалась через всю страну спасать ребенка...
Прежде, чем она успела добраться до Харькова, положение на фронте снова ухудшилось. Вражеские войска подошли почти вплотную к городу, немецкая авиация бомбила город днем и ночью. Поезд, на котором приехала Шульженко, остановили на окраине Харькова и, не позволив пассажирам покинуть вагоны, отправили обратно в тыл. Клавдия рыдала всю дорогу, представляя, какие ужасы ожидают ее мальчика в оккупации. И тут случилось настоящее чудо. На перегоне поезд обогнал другой состав, также идущий из Харькова. В окне одного вагона Шульженко заметила ленинградского приятеля Аркадия Райкина, который махал ей рукой и кричал:
- Клава, не волнуйся! Игорь со мной! Я увез его из Харькова!


Аркадий Райкин в молодости

Оказавшись в Харькове и узнав, что сын Клавдии рискует очутиться в оккупации, Райкин понял, что Шульженко с ума сойдет от горя. Он прихватил мальчика с собой на последнем поезде, уходившем из прифронтового города. Клавдия Шульженко вскоре смогла обнять своего Гошу и на всю жизнь сохранила благодарность верному другу.
В годы войны ее музыкальный коллектив стал фронтовой бригадой. Шульженко с музыкантами разъезжала по позициям и давала концерты на передовой, под обстрелами и бомбежками, на полустанках перед военными эшелонами, в полевых госпиталях...

Шульженко с фронтовиками

Линия фронта вскоре подошла к окраинам Ленинграда, и нередко артисты добирались на фронтовое выступление на обычном городском трамвае. Кольцо блокады стягивалось, но музыканты оставались в строю. За первый же военный год Шульженко дала более 500 концертов для фронтовиков и раненых. За свою концертную деятельность на фронте Шульженко была награждена медалью "За оборону Ленинграда". Бойцы были уверены, что голос певицы, звучавший на передовой, помогал им сдерживать врага.


Концерт в блокадном Ленинграде

В 1941 году в репертуаре Шульженко появилась знаменитая песня "Синий платочек", ставшая лирическим гимном военного времени. Мелодия, написанная польским композитором Ежи Петербургским, была известна давно; ее с иными словами исполняли и другие певицы, например, Изабелла Юрьева. Но текст, написанный для Клавдии Шульженко офицером-фронтовиком Михаилом Максимовым, оказался особенно проникновенным и полюбился всей стране.


Клавдия Шульженко исполняет "Синий платочек"

В начале 1943 года "Синий платочек" записали на пластинку и в десятках тысяч экземпляров направили на фронт для поднятия боевого духа. За год до этого, в апреле 1942 года коллектив Шульженко по таящему льду Ладоги эвакуировали из Ленинграда и отправили в Москву. Но в столице музыканты фактически не жили, разъезжая по фронтам до последнего дня войны.

9 мая 1945 года Клавдию Шульженко наградили орденом Красной Звезды. В том же году ей было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР.
После войны Шульженко рассталась со своим коллективом и стала давать сольные концерты. Теперь она выступала уже не в образе задорной девчонки-комсомолки; на сцену выходила зрелая, много испытавшая, умудренная жизнью женщина, превращающая каждую лирическую песню в удивительный моноспектакль.

А личная жизнь певицы оставалась неблагополучной. В 1954 году она рассталась с мужем, и на следующий год официально развелась после двадцатипятилетнего брака. В какой-то момент она оказалась в одиночестве - любимого мужчины не было, у сына давно шла своя жизнь. Квартиру муж разменял, и роскошное четырехкомнатное жилище превратилось в коммуналку: в двух комнатах жила Клавдия Ивановна, ее невестка и две внучки, а в двух - чужая семья. Коралли рачительно поделил имущество, без споров уступив бывшей жене только общую собаку.


Клавдия Шульженко и Григорий Епифанов с собакой

Добавляло горечи и то, что в 1950-х годах творчество певицы подверглось ожесточенной критике. Ее обвиняли в мелкотемье, упаднических настроениях, устаревшем репертуаре, лишили возможности выступать в крупных концертных залах. Журнал "Крокодил" распространял критические эпиграммы:

Вы спели хорошо про встречи,
Про речи тоже и про руки.
Но слушать это каждый вечер
Знакомой рифмой скажем: муки.

Клавдия Ивановна в этот нелегкий период очень привязалась к своей собаке, единственному по-настоящему преданному существу. Когда пес попал под машину, певице стало так плохо, что она вынуждена была отменить концерт. Это оказалось подходящим поводом для нового витка газетной травли. В одной из газет был опубликован фельетон про Тузика, недомогание которого для певицы Шульженко значит много больше, чем интересы зрителей, советских тружеников. Им-то она легко может испортить настроение, сорвав выступление. (Годы спустя журналист, написавший этот пасквиль, на коленях просил у Клавдии Ивановны прощения - ему надо было постареть, остаться в одиночестве, завести собственную собаку, привязаться к животному и потерять его, чтобы на собственном опыте понять, что чувствовала в тот момент певица).

Между тем, Клавдию Шульженко, уверенную, что для нее все в прошлом, ждала еще одна романтическая встреча. Долгие годы певица получала поздравления к праздникам, подписанные загадочными инициалами Г.Е. Заинтригованная Клавдия отличала эти послания от другой корреспонденции. Даже Коралли, пока они еще жили вместе, непременно подкалывал жену вопросом: "Ну, как там наш Г.Е. Уже отметился открыточкой?"
Под инициалами Г.Е. скрывался кинооператор Григорий Кузьмич Епифанов. Поклонником творчества Шульженко он считал себя с 1940 года, когда юным студентом киноинститута впервые побывал на концерте певицы. Но о личном знакомстве не мог и мечтать - обворожительная Клавдия Шульженко была недосягаемой звездой. Во время войны Епифанов стал фронтовым оператором, потом объездил с камерой всю страну. И из всех уголков, даже самых далеких и экзотических, присылал своему кумиру поздравительные открытки ко всем праздникам, не забывая даже День физкультурника и день Парижской коммуны.


Георгий Епифанов - юный студент

И вот в 1956 году, когда друг Епифанова кинооператор Сергей Семенов оказался в одном санатории с Шульженко, ему удалось познакомить Георгия и Клавдию Ивановну. Из санатория Епифанов довез певицу до Москвы на своей машине и получил любезное приглашение на чай. Оказалось, что все его послания - из Арктики, Каракумов и других экзотических мест она бережно хранит. Уйти из ее дома он уже не смог. Сам Епифанов рассказывал: "Пьем чай в девять часов, в десять, в одиннадцать часов. Она смотрит на меня и говорит: "Слушайте, вы или уходите, или оставайтесь". Такая альтернатива меня необыкновеннейшим образом обрадовала. Но при этом стало страшно: справлюсь ли я с той чрезвычайной миссией, которая мне предстоит? Всякое бывает в нашем мужском деле, не правда ли? Испугался, но отчаянно сказал: "Остаюсь!" Это была брачная ночь, которая длилась в общей сложности восемь лет. Я верю, что был единственным любимым ею человеком. Жили мы каждый у себя, но пропадал я у нее без конца. Матушка моя покойная была возмущена этим обстоятельством, потому что считала, что родила сына для себя. А не для какой-то... Шульженко",


Дружеский шарж на Шульженко

Вскоре Клавдия и Георгий стали супругами. Ей было 50 лет, ему - 38. Брак оказался счастливым. Епифанов говорил, что жена кажется ему маленькой девочкой, которую нужно защищать и оберегать. Он поддерживал ее и морально, и материально, так как гонорары певицы носили нерегулярный характер, и порой она сидела без гроша. Епифанов помог ей купить кооперативную квартиру. Наконец-то певица, жившая после развода с Коралли в плохих бытовых условиях, смогла "свить гнездо" по своему вкусу.
Шли годы, но Шульженко продолжала оставаться кумиром миллионов, обаятельной и гордой женщиной. Она ежедневно делала сложный комплекс гимнастики, чтобы не потерять гибкость, и на сцене легко отвешивала публике глубокий поклон. Зато перед сильными мира сего не сгибалась. Всей Москве был известен случай, когда министр культуры Фурцева, назначив Шульженко прием, заставила певицу прождать в приемной несколько часов. Терпение Шульженко лопнуло, она встала, бросила секретарше: "Передайте товарищу министру, что она плохо воспитана!" и ушла. Это могло плохо кончится, но у Шульженко обнаружился такой высокопоставленный поклонник, что Фурцевой пришлось прикусить язык.

В 1971 году Леонид Брежнев совершил торжественный вояж на Малую Землю. В составе сопровождавшей его делегации он увидел Шульженко и вспомнил ее. "Ну, здравствуй, хохлушка!" - обратился генеральный секретарь к певице с оригинальным приветствием. И попросил спеть "Синий платочек", а слушая, утирал слезы. В том же году Клавдия Ивановна была наконец удостоена звания народной артистки, а позже получила орден Ленина. Ее стали включать в правительственные концерты и предоставлять лучшие залы.
Григорий Епифанов жену обожал и прощал ей все, даже мучительные сцены ревности, которые она устраивала по поводу и без повода. Стареющая примадонна становилась все более капризной и ревнивой. Она, прежде ласковая и терпеливая, была буквально не в силах себя сдерживать, отравляя жизнь и себе, и любимому мужу. Однажды такая сцена привела к разрыву. Прожив вместе почти десять лет, супруги расстались.
Теперь Клавдия Ивановна уже не была одна - ее окружало много друзей: Кобзон, Кикабидзе, Пугачева...


Шульженко и Пугачева

Ей старались помочь. Кобзон привозил певице из зарубежных гастролей красивые вещи, Кикабидзе задаривал дефицитной французской косметикой, а Пугачева незаметно подбрасывала деньги. Клавдия Ивановна находила их и удивлялась: "Ну надо же, сама спрятала и забыла. Какая я рассеянная! И как кстати деньги нашлись!"
Но Шульженко безмерно тосковала по мужу. Он тоже тосковал, но из гордости ни один из них не решался сделать первый шаг. Воссоединение произошло на юбилейном концерте певицы в Колонном зале. Клавдия Ивановна отмечала семидесятилетие. На сцене она появилась подтянутая, ухоженная, в красивом концертном платье; публика буквально забрасывала свою любимицу цветами. Все заметили, с каким чувством она пела, но немногие догадывались о подлинных причинах душевного подъема Шульженко.

В первом ряду сидел поседевший Епифанов, глаза которого лучились любовью. Она сама позвонила ему накануне и пригласила на свой юбилей. Больше супруги не расставались до самой смерти Клавдии Ивановны в 1984 году. Судьба подарила им еще восемь лет счастья...

У памятника Шульженко на Новодевичьем кладбище всегда лежит синий платочек, как память о триумфальной вершине ее творчества.

Сегодня большинство двадцатилетних жителей России и Украины вряд ли смогут ответить на вопрос о том, кто такая Клавдия Шульженко. Биография же ее напрямую связана с этими странами. Более того, в тридцатые-сороковые годы двадцатого века голос этой певицы звучал во всех странах СССР. Она дружила с Дунаевским и Райкиным, Папановым и Пугачевой. Ее называли советской Эдит Пиаф, и она поистине была достойна этого сравнения.

Детство Клавдии Ивановны Шульженко

Родилась будущая певица в марте 1906 года в знаменитом украинском городе Харькове. Хотя иные исследователи утверждают, что на самом деле появилась она на свет в деревне Гущевка (сегодня село Витово, Кто же такая Шульженко Клавдия Ивановна?

Биография этой женщины, как певицы, началась с того, что с самого детства она постоянно слышала украинские народные песни в исполнении отца-бухгалтера Главного железнодорожного управления. Видя артистическую натуру своей дочки, он поощрял ее увлечение театром. Юная Клава не пропускала ни одного спектакля или оперетты в городе, а к пятнадцати годам твердо решила стать актрисой.

Набравшись мужества, юная Шульженко отправилась к Николаю Синельникову, который на тот момент был режиссером Харьковского драматического театра. Прослушав, как молоденькая девушка артистично исполнила украинскую народную песню «Розпрягайте хлопці коней», он без раздумий зачислил ее в хор театральной труппы. И это несмотря на то, что у Клавдии не было никакого специального образования.

Клавдия Шульженко - артистка Харьковского театра драмы и Краснозаводского драматического театра

Свое умение красиво петь молодая Шульженко не воспринимала всерьез. Более того, девушка грезила о карьере актрисы кино, надеясь стать второй Верой Холодной. Однако отец Клавдии настоял на том, чтобы она стала певицей. Для этого он добился, чтобы его дочка брала уроки пения у самого профессора Никиты Чемизова.

Прослушав девушку, тот вынес вердикт, что в постановке голоса Клавдия не нуждается, он и так практически идеален от природы, можно только развивать и совершенствовать. Благодаря профессору девушка не только научилась музыкальным премудростям, но и расширила свой круг знакомств среди людей искусства.

Вскоре юную певицу стали активно приглашать петь на концертах. Кроме того, в театре, где работала девушка, ей стали давать сольные партии в спектаклях. В 1925 году уже довольно известную певицу пригласили выступать в Краснозаводском драматическом театре Харькова.

Вплоть до 1928 года была достоянием родного города певица Клавдия Шульженко. Биография этой талантливой девушки содержит знаменательное событие - она была приглашена выступить в Мариинском оперном театре (Ленинград).

Клавдия Шульженко в Ленинграде

Молодая певица прекрасно себя зарекомендовала во время своего первого выступления в Ленинграде, приуроченного ко Дню печати. И уже в следующем году была приглашена петь в джаз-оркестре Скоморовского талантливая исполнительница Клавдия Шульженко. Краткая биография лаконично описывает этот период ее работы. На самом деле, это был титанический труд. Ведь Шульженко, несмотря на превосходные вокальные данные, необходимо было выработать манеру исполнения, с помощью которой каждый номер превращался в мини-спектакль. Также певица тщательно подбирала каждый костюм для выступления, аксессуары и прическу, стараясь учитывать все тенденции моды.

В самом начале тридцатых годов Клавдии Шульженко дали главную роль в постановке ленинградского мюзик-холла «Условно убитый». Через три года певица получила приглашение спеть в кинофильме «Кто твой друг?» А с 1936 года на грампластинки начали записывать песни, которые исполняла Клавдия Шульженко.

Биография певицы была отмечена знаменательным событием в 1939 году, когда она приняла участие в I Всесоюзном конкурсе артистов эстрады и стала лауреатом. С тех пор ее узнал весь СССР. Теперь Шульженко постоянно гастролировала, а многочисленные пластинки с ее песнями моментально раскупались. Практически в каждом доме был слышны песни, исполняемые ее неповторимым голосом.

Джаз-ансамбль Шульженко и Коралли

В 1940 г. наметился новый поворот в карьере уже известной всему СССР певицы по имени Шульженко Клавдия Ивановна. Биография исполнительницы отмечает этот год как начало золотого периода в карьере. Ведь именно тогда, вместе с супругом Владимиром Коралли певица создала свой собственный джаз-ансамбль, с которым они гастролировали везде. Главным достижением для певицы теперь стало то, что она могла строить свою концертную программу по своему усмотрению. Довольно часто Шульженко брала во внимание то, какие ее песни любят зрители, и устраивала все так, чтобы все выступление звучало на одном дыхании, не давая заскучать. С приходом Второй мировой войны на территорию СССР детище Шульженко и ее мужа было переименовано во фронтовой джаз-ансамбль.

Военные годы

Биография Клавдии Шульженко в эти годы - это описание мужества и героизма певицы. Имея возможность эвакуироваться, она ею не воспользовалась. Вместо этого Клавдия Ивановна вместе с фронтовым ансамблем везде гастролировала, чтобы поддержать моральный дух солдат.

За один только первый год войны она дала около пятисот концертов - это почти по два в день. Работая на износ, она и ее коллеги не раз рисковали жизнью. Автобус, на котором путешествовал фронтовой джаз-ансамбль был весь изрешечен пулями, а двое его участников умерли от голода и физического истощения. Однако мужественная женщина не сдавалась и все годы войны, вплоть до победы 1945-го, пела на фронте.

История появления «Синего платочка»

С началом войны Клавдия Ивановна всерьез задумалась о смене репертуара. Так как петь перед бойцами, которые каждый день могут погибнуть, шутливые довоенные песни казалось неуместным. Но выяснилось, что она ошибалась. В то время песни Клавдии Шульженко были напоминанием измученным солдатам о давно забытой мирной жизни. Композиции «Записка», «Мама», «Руки», «О любви не говори», «Челита» и другие теперь звучали практически в каждом военном госпитале.

Однажды во время выступления в одной горнострелковой бригаде к Клавдии Ивановне подошел молодой лейтенант Михаил Максимов. Он рассказал, что написал песню на музыку Иржи Петербургского «Синий платочек». Эта песня так понравилась Шульженко, что она, разучив ее, сразу же включила в свой репертуар. Примечательно, что именно «Синий платочек» стал визитной карточкой артистки.

Последние годы

Послевоенная биография Клавдии Шульженко уже не столь яркая. Несмотря на то что она была награждена многочисленными медалями, а также постепенно певицу стали вытеснять со сцены. И хотя на ее выступления билеты раскупались моментально, этих концертов становилось все меньше.

В 1954 году была выпущена ее первая долгоиграющая пластинка, а также снят фильм с ее участием под названием «Веселые звезды». В шестидесятых годах певица практически перестала гастролировать, зато ей стали вручать награды и звания. В 1962 г. - народной артистки РСФСР, в 1971 г. - народной артистки СССР, а в 1976-ом Клавдии Ивановне вручили Ленинский орден.

В начале восьмидесятых записала еще одну долгоиграющую грампластинку Клавдия Шульженко. Полная биография этой певицы, рассказанная ею самой, была издана в 1981-ом под названием «Когда вы спросите меня…». Умерла певица летом 1984 года в своей квартире в Москве. Похоронили ее на Новодевичьем кладбище.

Клавдия Шульженко: биография, личная жизнь

Как и многие люди искусства, Клавдия Ивановна была человеком увлекающимся. Но первый серьезный роман случился у нее еще Возлюбленного певицы звали Иваном Григорьевым. И хотя официальных отношений влюбленные так и не оформили, девушка носила обручальное кольцо.

Роман с Григорьевым подошел к концу, когда Клавдия стала общаться с одесским певцом и конферансье Владимиром Коралли. Биография Клавдии Шульженко содержит упоминание о том, что с Коралли она познакомилась еще в 1928 году, когда он приезжал в Харьков на гастроли. Но отношения у них завязались только после переезда девушки в Ленинград. Вскоре влюбленные поженились, а в 1932 г. у них родился сын Игорь.

Шульженко и Коралли вместе создали гармоничный творческий союз. Вот только в личной жизни у них не все было ладно. В 1954 году супруги официально развелись, но, несмотря на многие проблемы, до конца жизни сохранили нормальные отношения. Коралли пережил бывшую супругу на двенадцать лет. Похоронен он был по своему завещанию рядом с любимой женщиной по имени Клавдия Шульженко.

Биография (личная жизнь) певицы содержит еще одно важное имя. Это Георгий Епифанов. Он был моложе певицы более чем на десять лет. Впервые увидев ее в 1940 году, Георгий стал преданным фанатом, не пропускающим ни одного концерта. Однако стеснительность не позволяла ему познакомиться с Шульженко. Однако когда знакомство состоялось, Клавдия и Георгий полюбили друг друга. Их отношения длились много лет, хотя влюбленные так и не поженились.

Клавдия Шульженко: интересные факты биографии

Существует много занимательных фактов о певице:

Биография Клавдии Шульженко - это редкий пример мужества и самоотверженности, когда слова, которые пела певица, не расходились с ее делами.

О легенде советской эстрады Клавдии Шульженко написаны тома книг и сотни статей. Несмотря на это, некоторые факты биографии Шульженко вызывают споры. И дело тут не только в том, что её жизнь порождала слухи и мифы. Немалую путаницу в биографию певицы внесла и советская пропаганда.

«АиФ» отобрал пять фактов о Шульженко, которые вызывали сомнения у её биографов.

Факт № 1: Не слишком любила музыку

Клавдия Ивановна певицей стать не собиралась. Более того, с музыкой её отношения складывались не очень хорошо. В гимназии Драшковской, где училась будущая певица, педагоги отмечали, что к музыкальным занятиям Шульженко относилась как к обременительной нагрузке, поэтому нередко их прогуливала. И это несмотря на то, что её отец — бухгалтер управления железной дороги — серьёзно увлекался музыкой и даже играл в любительском оркестре. Мечтой и целью Клавдии Шульженко всегда был драматический театр.

Факт № 2: Подвергалась критике за пение

По признанию критиков, первые песни Шульженко не отличались ни поэтическими, ни музыкальными достоинствами. Кроме того, в 1936 году, когда были сделаны первые граммофонные записи Клавдии Шульженко, — а это были преимущественно испанские и латиноамериканские песни в её исполнении — критики того времени упрекали и ругали певицу за избыток «чувствительности» и «мелодекламационную манеру».

Факт № 3: Враждовала с Екатериной Фурцевой

Несмотря на количество наград и званий, а также обожание многомиллионной страны, Клавдия Ивановна якобы не пользовалась особым расположением партийного руководства. Например, ей категорически были запрещены заграничные гастрольные поездки. Не радовал руководство от культуры и тот факт, что Шульженко не просто одной из первых в СССР решилась носить в повседневной жизни брюки, но и выходила в них на сцену. Говорят, её отношения с министром культуры Екатериной Фурцевой были практически враждебными. Однажды, явившись на встречу с Фурцевой и прождав её в приёмной почти час, Шульженко заявила секретарю: «Передайте министру, что она дурно воспитана». После развернулась и ушла.

Факт № 4: В личной жизни не везло

Разумеется, поклонников не могла не интересовать личная жизнь певицы. В народе ей приписывали множество романов. Официально она была замужем всего один раз, а вот сколько у неё было гражданских браков, точно не знает никто. С первым мужем, Иваном Григорьевым, она познакомилась семнадцатилетней девушкой. Но однажды во время гастролей Шульженко увлеклась музыкантом Владимиром Коралли. По слухам, когда супруг попытался уговорить Клавдию остаться с ним, Коралли чуть не застрелил соперника. В гражданском браке с Коралли у Шульженко родился сын, Игорь. Когда Клавдия Ивановна узнала, что отец её ребенка ей изменяет, назло увлеклась композитором Ильёй Жаком. Позже она признавалась, что Жак был самой большой любовью в её жизни.

Факт № 5: Старость провела в нищете

О том, сколько миллионов пластинок с песнями Шульженко было продано в советские годы, точных данных нет до сих пор. По одним сведениям — миллион, по другим — почти 10 миллионов, по третьим — и того больше. При этом старость Клавдия Ивановна встретила чуть ли не в полной нищете. Чтобы как-то выжить на пенсию, ей якобы пришлось продать все более-менее ценные вещи в доме. Единственная ценность, с которой она не смогла расстаться — антикварный диван, купленный ей у Лидии Руслановой. Рассказывают, что в последние годы жизни Клавдии Ивановне активно помогала Алла Пугачёва, которая во время визитов к Шульженко незаметно оставляла ей деньги.

Скончалась Клавдия Ивановна на 79 году жизни 17 июня 1984 года. Перед смертью певица две недели находилась в коме.

В 1923 году же году она дебютировала как певица, исполнив романс "Звезды на небе" в спектакле "Казнь".

Летом 1925 года также начала работать в Краснозаводском драматическом театре Харькова.

С 1928 года Шульженко выступала на эстраде. В этом году она дебютировала на сцене Мариинского театра в Ленинграде (Санкт-Петербурге) на концерте, посвященном Дню печати, в 1929 году — в Московском мюзик-холле.

В октябре 1931 года в Ленинградском мюзик-холле состоялась премьера спектакля "Условно убитый", где Клавдия Шульженко сыграла роль Машеньки Фунтиковой. Музыку к этому спектаклю написал Дмитрий Шостакович, а за дирижерским пультом стоял Исаак Дунаевский.

В 1936 году были сделаны первые граммофонные записи песен в исполнении Клавдии Шульженко. Испанские и латиноамериканские песни в ее исполнении "Челита" и "Простая девчонка" воспринимались слушателями как песни о современниках.

В январе 1940 года в Ленинграде был создан джаз-оркестр под управленим Клавдии Шульженко и Владимира Коралли, который стал популярен и просуществовал до лета 1945 года.

В годы Великой Отечественной войны Шульженко участвовала во фронтовых концертах. С 1943 года она выступала в Москве, став артисткой Всероссийского гастрольно-концертного объединения (ВГКО), преобразованного позже в Москонцерт.

В ее исполнении получили известность песни "Синий платочек" Ежи Петербургского, "Давай закурим" Модеста Табачникова, "Друзья-однополчане" Владимира Соловьева-Седова и другие.

Певица стала признанным кумиром советской эстрады. Ее пластинка "Голубка" разошлась по стране рекордным тиражом в два миллиона экземпляров. С тех пор она выпустила 25 разноформатных долгоиграющих пластинок.

На телевидении Шульженко впервые исполнила песни "Когда-нибудь" Людмилы Лядовой, "Бабушкино танго" Эдуарда Колмановского в программе "Голубой огонек".

В октябре 1965 года Клавдия Шульженко приняла участие в Первом фестивале советской эстрадной песни, проходившем в московском Государственном театре эстрады. В 1967 году она стала членом жюри этого фестиваля.

С конца 1970-х годов Шульженко прекратила выступления с сольными программами, принимала участие в сборных концертах. Одной из самых популярных песен ее репертуара в эти годы стала песня "Вальс о вальсе" Эдуарда Колмановского на стихи Евгения Евтушенко.

В апреле 1976 года в Колонном зале Дома Союзов состоялся юбилейный концерт Клавдии Шульженко. Одной из последних работ певицы стала запись кантаты Дариуса Мийо "Сын и мать". В 1980 году Клавдия Шульженко записала свою последнюю долгоиграющую пластинку "Портрет".

Клавдия Шульженко снималась в кино. Ее дебютом стала эпизодическая роль Веры в киноленте Михаила Авербаха "Кто твой друг?" (1933). Позже режиссер Эдуард Иогансон пригласил певицу спеть за исполнительницу главной женской роли в кинокомедии "На отдыхе" (1936). В музыкальном фильме-ревю "Веселые звезды" (1954) режиссера Веры Строевой певица исполнила одну из своих любимых своих песен "Молчание" (стихи Михаила Матусовского, музыка Исаака Дунаевского).

В 1981 году вышли ее мемуары "Когда вы спросите меня…" (литературная запись Глеба Скороходова).

17 июня 1984 года Клавдия Шульженко скончалась в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Певица была удостоена звания народная артистка СССР (1971), была награждена орденами Ленина, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, медалью "За оборону Ленинграда".

В 1996 году в Харькове открылся Музей К.И. Шульженко (с 2012 года — Музей выдающихся харьковчан им. К.И. Шульженко), в котором находится уникальная коллекция личных вещей певицы.

В 1930-1955 годах Клавдия Шульженко была замужем за эстрадным певцом и куплетистом Владимиром Коралли (настоящее имя Вольф Кемпер), в 1932 году у них родился сын Игорь. Позже гражданским мужем Шульженко был кинооператор Георгий Епифанов.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников