1.5 Мышление и деятельность Богбаз10, §5, 46 – 47; 48 – 53; Богпроф10, §8, 85-88 (социальная сущность деятельности, мышление и деятельность, мышление и язык); Богпроф10, §17, 168-171 (структура деятельности), 174 (виды деятельности).
Мышление
Средство мышления – язык.
Типы мышления .
1) Образное мышление. Задача дана наглядно, в конкретной форме. Способом ее решения будет практическое действие. Свойственно первобытному человеку
2) Понятийное (теоретическое) мышление. Задача поставлена как теоретическая. Способом ее решения - использование абстрактных понятий, теоретических знаний. Свойственно современному человеку.
3) Знаковое мышление. Обусловлено проникновением в человеческое мировоззрение точных наук. Знание существует в языковых знаках (знаки-сигналы, знаки-признаки), которые в качестве своего значения имеют познавательный образ тех или иных явлений. Наука все чаще использует символику как средство выражения результатов мыслительной деятельности.
.
1) Наличие потребности (материальной или духовной) что-то понять, узнать, объяснить.
2) Формулирование задачи (вопроса)
3) Решение поставленной задачи (т.е. мыслительный процесс) с использованием методов анализа и синтеза, путем осуществления различных умственных операций
Формы мышления :
1) понятийные; 2) ассоциативно-образные; 3) вербально-речевые; 4) деятельностно-орудийные.
Дея тельность - это форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира.
Структуры деятельности:
Объект – это то на что направлена деятельность.
Субъект – это тот кто ее осуществляет.
Цель - это идеальный образ того результата, которого стремится получить субъект.
Средства её достижения
Результат
Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворить свои потребности.
Потребности:
Физиологические
Социальные
Идеальные
Виды деятельности:
Практическая деятельность (преобразование существующих в реальности объектов природы и общества).
Материально – производственная
Социально – преобразовательная
Познавательная
Ценностно–ориентировочная
Духовная (изменение сознания людей)
Прогностическая
Деятельность может быть созидательной или разрушительной.
Общение – это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности.
Виды общения:
Общение между реальными субъектами (между двумя людьми).
Общение между реальным субъектом и иллюзорным партнером (человек с животным, которое он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами).
Общение реального субъекта с воображаемым партнером (под ним подразумевается общение человека со своим внутренним голосом).
Общение воображаемых партнеров (литературных персонажей).
Формы общения:
Монолог или реплики.
Коммуникация – это процесс взаимодействия между двумя или более субъектами целью передачи информации.
Подробно
7.1. Деятельность.
7.1.1. Что такое человеческая деятельность?
7.1.2. Отличия деятельности человека от поведения животных.
7.1.3. Структура деятельности:
7.1.4. Виды деятельности.
7.1.5. Творчество.
7.2. Мышление.
7.2.1. Что такое мышление?
7.2.2. Типы мышления.
7.2.3. Формы мышления:
7.2.4. Мышление и язык.
7.2.5. Этапы мыслительной деятельности.
7.3. Деятельность или суета сует ?
7.1 . Деятельность .
7.1.1. Что такое человеческая деятельность ?
Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование.
7.1.2. Отличия деятельности человека от поведения животных .
Деятельность человека :
1) приспособление к природной среде путем её масштабного преобразования, создание искусственной среды существования человека;
2) целеполагание в деятельности;
3) сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию;
4) воздействие на среду специальными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические способности человека (способность изготовлять орудия для изготовления орудий);
5) творческий характер деятельности;
6) способность абстрактно мыслить и излагать в членораздельной речи содержание, результаты своего мышления.
Поведение животного :
1) приспособление к условиям среды перестройкой собственного организма (мутация);
2) целесообразность в поведении;
4) воздействие на природу только органами тела;
5) потребительский характер – ничего нового не создают, только пользуются тем, что дано природой изначально.
Чем трудовая деятельность человека отличается от «труда» животных ?
Деятельность – это специфически человеческая форма взаимодействия с окружающим миром. В процессе деятельности человек познаёт мир, создаёт необходимые для собственного существования условия (пищу, одежду, жильё и др.), духовные продукты (например, науку, литературу, музыку, живопись), а также себя самого (свои волю, характер, способности).Неотъемлемой чертой деятельности является её 1) осознанность. К другим её характеристикам можно отнести 2) продуктивность, 3) преобразующий и 4) общественный характер.
Многие действия, производимые животными, внешне напоминают трудовые действия людей. К примеру, бобры, подобно людям, возводят плотины на реках; птицы строят гнёзда. Животные обучают своих детёнышей охотиться, добывать пищу. Многие делают запасы на зиму. А пчёл и муравьёв иногда даже называют «социальными животными», так как они действуют сообща и их совместные действия отличаются чёткой организацией и распределением «ролей».
3) Людьми движут осознанные мотивы и сознательно выдвинутые цели деятельности, а поведение животных исключительно инстинктивно. Поведение животных не связано с самостоятельной постановкой цели и её осмысленным принятием. Задачи, которые «решают» животные, стоят перед ними объективно, и способ их решения наследуется одним поколением животных за другим. Ни одно животное не в состоянии изобрести собственный, оригинальный, не похожий на имеющийся, путь решения той или иной задачи. Животное не может выйти за рамки биологической программы своих действий. Человек же в трудовой деятельности сознательно выдвигает цель, выбирает рациональные способы её достижения, прибегает к творческим решениям. 4) Способность трудиться сообща многие ошибочно считают способностью, свойственной и человеку, и животным. Но если помнить, что животные действуют, а не трудятся, что ими движут инстинкты, безусловные рефлексы, а не сознательно поставленные цели и волевые усилия, можно однозначно заявить, что труд – вид деятельности, свойственный только человеку.
7.1.2. Структура деятельности :
2) средства;
3) продукты (результаты);
4) мотивы;
5) действия.
7.1.3. Виды деятельности .
Классификация №1 (по содержанию) :
2) учение (учёба, познание);
4) общение.
Труд – деятельность, которая направлена на достижение практически полезного результата.
Особенности трудовой деятельности : целесообразность; нацеленность на достижение ожидаемых результатов; наличие знаний, умений, навыков; практическая полезность; получение результата; преобразование внешней среды обитания.
Учение – деятельность, направленная на приобретение человеком знаний, умений, навыков.
Учение может быть организованным (в образовательных учреждениях) и неорганизованным (побочный, дополнительный результат других видов деятельности).
Игра – деятельность, которая ориентирована не столько на конкретный результат, сколько на сам процесс игры.
Особенности игровой деятельности : происходит в условной ситуации; используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса её участников; способствует развитию личности.
Общение – 1) установление и развитие взаимных отношений, контактов между людьми; 2) вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями.
Как соотносятся деятельность и общение ? (точки зрения) :
1) Общение – это элемент любой деятельности, а деятельность – необходимое условие общения, между ними можно поставить знак равенства.
2) Общение – один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т.д.
3) Общение и деятельность – это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности.
Общение и коммуникация .
Коммуникация – общение, обмен информацией между людьми.
Различия :
1) Получатель информации : общение – человек; коммуникация – человек, животное, машина.
2) характер обмена : общение: взаимный обмен при активном участии каждого субъекта; коммуникация: однонаправленный поток информации при формальной характере обратной связи.
3) Последствия : общение: усиливается общность участников; коммуникация: участники остаются обособленными.
Виды общения.
По используемым средствам общения :
1) непосредственное – с помощью естественных органов;
2) опосредованное – с помощью специальных средств (газета или компакт-диск);
3) прямое – личные контакты и непосредственное восприятие друг друга;
4) косвенное – через посредников, которыми могут выступать другие люди.
По субъектам общения :
1) между реальными субъектами;
2) между реальным субъектом и иллюзорным партнером, которому приписываются качества субъекта общения;
3) между реальным субъектом и воображаемым партнером («внутренний голос»);
4) между воображаемыми партнерами (художественный образ).
Функции общения :
1) социализация;
2) познавательная;
3) психологическая;
4) отождествления (выражение причастности человек к группе: «Я – свой» или «Я чужой»);
5) организационная.
Классификация №2 (по объектам и результатам деятельности) :
1) практическая: материально-производственная (преобразование природы), социально-преобразовательная (преобразование природы);
2) духовная (познавательная, ценностно-ориентировочная, прогностическая).
Классификация №3 (по характеру последствий) :
1) созидательная;
2) разрушительная.
7.1.4. Творчество .
Творчество – деятельность, порождающая нечто 1) качественно 2) новое, никогда ранее не существовавшее или активное, 3) отвечающее потребностям времени освоение уже существующего богатства культуры.
Творчество является синтетическим видом человеческой деятельности, объединяющим в себе на новом, высшем уровне некоторые элементы как предтрудовой инстинктивной деятельности людей (внутренняя мотивация активности), так и труда (осознание целей деятельности).
Механизмы творческой деятельности :
1) комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний, известных способов действий;
2) воображение;
3) фантазия;
4) интуиция.
7.2 . Мышление .
7.2.1. Что такое мышление ?
Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и проч.
Биологическая основа мышления – головной мозг человека.
Средство мышления – язык.
База мышления – чувственный опыт, который преобразуется в мышлении посредством его обобщения, выявления необходимых черт и свойств объектов.
7.2.2. Типы мышления .
Мышление – сложное социально-историческое явление. Его развитие характеризуется усиление абстрагирования и обобщения.
Особенности мышления первобытного человека отличаются от человека современного чувственной конкретностью и предметностью супротив больших обобщающих способностей. На разных этапах развития человека, его мыслительных способностей доминировали разные типы мышления:
1) Образное мышление. Задача дана наглядно, в конкретной форме. Способом ее решения будет практическое действие. Свойственно первобытному человеку и людям первых земных цивилизаций.
2) Понятийное (теоретическое) мышление. Задача поставлена как теоретическая. Способом ее решения будет использование абстрактных понятий, теоретических знаний. Свойственно современному человеку.
3) Знаковое мышление. Обусловлено проникновением в человеческое мировоззрение точных наук и их формализованными знаниями, искусственными, знаковыми языками. Знание существует в языковых знаках (знаки-сигналы, знаки-признаки), которые в качестве своего значения имеют познавательный образ тех или иных явлений, процессов объективной реальности. Наука все чаще использует символику как средство выражения результатов мыслительной деятельности.
В чистом виде те или иные типы мышления заметить трудно. Целесообразно говорить о преобладании того или иного типа. В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире все большее количество законов, т.е. существенных, повторяющихся, устойчивых связей вещей. Сформулировав законы, человек стал их использовать в дальнейшем познании, что дало ему возможность активно воздействовать на природу и общественную жизнь.
7.2.2. Формы мышления :
2) ассоциативно-образные;
3) вербально-речевые;
4) деятельностно-орудийные.
7.2.3. Мышление и язык .
Мышление неразрывно связано с языком. В языке находят выражение мысли человека. С его помощью человек познает объективный мир. Это происходит потому, что язык так или иначе соответствует предметам действительности, их свойствам и отношениям. Иначе говоря, в языке существуют элементы, заменяющие названные объекты. Они играют роль представителей объектов познания в мышлении, являются знаками предметов, свойств или отношений.
7.2.4. Этапы мыслительной деятельности .
Несмотря на то, что мышление является процессом, совершающимся в коре головного мозга, оно по своей природе социально. Для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике. Процесс мышления проходит ряд этапов:
1) Наличие потребности (материальной или духовной) или необходимости что-то понять, узнать, объяснить. Наличие интереса к тому новому, неизвестному, что человек подметил в окружающей действительности. Умение определить новое, необычное от известного. Стремление узнать, понять, раскрыть это новое, незнакомое.
2) Формулирование задачи (вопроса) – определение предмета мышления и направления мыслительного процесса.
3) Решение поставленной задачи (т.е. мыслительный процесс) с использованием методов анализа и синтеза, путем осуществления различных умственных операций: сравнения, классификации, систематизации, обобщения, абстрагирования, конкретизации.
4) Достижение нового знания, которым раньше человек не владел.
7.3 . Деятельность или суета сует ?
По своей активности человек избыточен, он производит уйму совершенно ненужных ему вещей. Возможно, в этой избыточности кроется одна из причин того экологического абсурда, в котором мы сегодня находимся. Известно, что только 2% осваиваемых природных ресурсов имеют непосредственное отношение к удовлетворению жизненно необходимых человеческих потребностей. Всё остальное – в конечном счёте свалка побрякушек, украшений и сумасшедших технологий, направленных на удовлетворение человеческого тщеславия.
Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п.
Несмотря на то что мышление является процессом, совершающимся в коре головного мозга человека, оно по своей природе социально . Ведь для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике.
Мышление неразрывно связано с языком . В языке находят выражение мысли человека. С его помощью человек познает объективный мир. Это происходит потому, что язык так или иначе соответствует предметам действительности, их свойствам и отношениям. Иначе говоря, в языке существуют элементы, заменяющие названные объекты. Они играют роль представителей объектов познания в мышлении, являются знаками предметов, свойств или отношений.
Опосредованный характер мышления заключается в том, что познающий человек с помощью мышления проникает в скрытые свойства, связи, отношения предметов.
Процесс мышления проходит ряд этапов.
Мышление обладает личностным характером . Это проявляется в том, какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испытывает чувства при их решении. Субъективный момент выступает и в сложившихся у человека отношениях к тому, что он познает, и в условиях, в которых этот процесс протекает, и в совершенстве используемых методов, и в богатстве знаний и успешности их применения.
Отличительной особенностью мыслительной деятельности является включение в этот процесс эмоционально-волевых сторон личности , которые проявляются: в форме побуждений , мотивов, ради которых человек берется за трудную мыслительную работу; в форме реакции на сделанное открытие, на найденное решение или постигшую неудачу (радость, гордость, уверенность в себе; досада, огорчение, уныние, апатия и т. д.); в отношении, которое испытывает человек к содержанию самой задачи.
Мышление – сложное социально-историческое явление . Его развитие характеризуется усилением абстрагирования и обобщения.
На разных этапах развития человека, его мыслительных способностей доминировали разные типы мышления.
В чистом виде те или иные типы мышления заметить трудно. Целесообразно говорить о преобладании того или иного типа.
В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире все большее количество законов, т. е. существенных, повторяющихся, устойчивых связей вещей. Сформулировав законы, человек стал использовать их в дальнейшем познании, что дало ему возможность активно воздействовать на природу и общественную жизнь.
Образец задания
B2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мышление».
Образ; язык; представление; темперамент; знак.
Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «мышление».
Ответ: Темперамент.
Человека. В зависимости от ситуации может относиться как к творческой сфере деятельности, так и к учебной. Еще один немаловажный термин - мысль - это результат или промежуточный этап процесса мышления. Мысль может означать «понятие», «идею», «смысл». Мышление - это такой же способ познания мира, как и ощущение или восприятие, только более высокого уровня, так как восприятие и ощущения есть и у животных, а мышление только у человека .
Некоторые философы понимают мышление по-другому. Они считают, что мысль - это не результат мышления как деятельности: существует абстрактная ментальная сфера, в которой витают уже готовые мысли; и процесс мышления заключается в извлечении человеком мыслей из этой сферы. Но мы не будем ударяться в эзотерику и рассмотрим мышление с точки зрения психологии и социологии.
Мыслительные процессы.
Мыслительные процессы , или операции мышления , - это способы познания окружающей действительности посредством мыслей. Вот основные из них:
- Анализ. Мысленный или практический (ручной) процесс разделения предмета или явления на составляющие. Грубо говоря - это разборка и осмотр компонентов.
- Синтез. Обратный процесс - объединение компонентов в одно целое, а также выявление связей между ними.
- Классификация. Разложение предметов или явлений в разные группы по определенным признакам.
- Сравнение. Обнаружение различий и сходств в сравниваемых элементах.
- Обобщение. Менее детальный синтез - объединение по общим признакам без выявления связей между ними. Этот процесс не всегда отделяют от синтеза.
- Конкретизация. Процесс извлечения частного из общего, по сути представляет из себя уточнение для лучшего понимания.
- Абстрагирование. Рассмотрение только одной какой-то стороны предмета или явления, так как остальные в данный момент не представляют интереса.
Большинство психологов считает первые два типа процесса мышления (синтез и анализ) основными, а остальные вспомогательными. Некоторые вообще рассматривают только эти два.
Виды мышления.
- Логика. Это вид абсолютного предметного мышления , основанного на определениях, классификации, анализе, доказательствах и опровержение. Это, своего рода, математический способ мышления, не допускающий абстракций и предположений. Логика- это также наука о методах и законах познавательной интеллектуальной деятельности. Ученые еще называют логику «правильным мышлением ».
- Рефлексия. Мышление человека, направленное на самого себя и на собственную деятельность, то есть самоанализ. Значимость рефлексии для философии заключается в том, что человек не только что-то знает, но еще и знает о том, что он это знает. В психологии же все несколько проще - ценность заключается в способности к самоанализу, самокритике и корректировке собственных действий.
- Медитация. С точки зрения наук о человеке вообще и психологии в частности, - это особый вид углубленного мышления (размышления) о каком-то конкретном предмете, явлении, духовной истине или нравственной идее, при котором человек абстрагируется от всех остальных внешних и внутренних факторов. Основной элемент медитации - созерцание .
- Интуиция. Интуиция - это своего рода антоним логики. Это вид познавательного мышления, основанный на постижении истины без логики и аналитики путем воображения, проницательности, использования накопленного опыта и «чутья». Еще Платон различал два вида познания - логическое и интуитивное. Если же совсем абстрагироваться от метафизики, то интуиция - это понимание чего-либо, основанное на предыдущем опыте с таким же предметом или явлением. Например, впервые запустив Windows 8, вам интуитивно понятно, как открыть диски, скопировать текст, посмотреть контекстное меню и т.д., потому что до этого вы четыре года пользовались Windows 7.
В заключение нельзя не упомянуть еще о двух методах познавательной деятельности , часто незаслуженно игнорируемых при изучении мышления:
- аналогия (выявление подобных явлений, сходств), более расширенный процесс мышления, чем сравнение, так как включает поиски похожих явлений в историческом формате;
- дедукция (метод мышления, в котором логический вывод выходит из целой цепочки умозаключений), - в повседневной жизни эта разновидность логики стала популярна благодаря Артуру Конану Дойлу и его Шерлоку Холмсу.
Cogito ergo sum! «Мыслю, следовательно существую», — утверждал Рене Декарт. Разберем теоретический аспект взаимосвязи мышления и активности человека, выражающейся в деятельности.
Мышление и деятельность. Разбор темы кодификатора ЕГЭ
Для занятий в группе сайта
#5_Мышление_и_деятельность
Деятельность - это человеческая форма активности, направленная на преобразование окружающей среды.
Структура деятельности:
😼Мотив - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением .
💭Цель - это осознанный предвосхищаемого на достижение которого направлена
✒Средство – это приёмы, способы действий, предметы. Действия - это проявление волеизъявления людей.
🏁 Результат – это конечный итог, завершающий деятельность.
🏃Субъект - это тот, кто осуществляет деятельность:
🍃Объект - это то, на что направлена деятельность предмет или весь окружающий мир
Мотивы деятельности:
🔆Потребности – это испытываемая человеком нужда в необходимом для жизни и развития.
🔆Социальные установки – это ориентация человека на что-либо.
🔆Убеждения - это эмоционально-ценностные отношения к действительности.
🔆Интересы – это реальная причина действий, стоящая за
🔆Влечения - это психические состояния, выражающие неосознанную (недостаточно осознанную необходимость).
Мышление и деятельность – основные категории, выделяющие человека из животного мира. Только человеку присущи мышление и преобразующая деятельность.
📌Мышление – функция человеческого мозга, возникающая в результате его нервной деятельности. Однако мышление не может быть полностью объяснено исключительно деятельностью мозга. Мыслительная деятельность связана не только с биологической но и с общественным развитием, а также с речевой и человека. Формы мышления:
📌Мышлению свойственны такие процессы, как:
анализ (разложение понятий на части),
синтез (объединение фактов в понятие),
абстракция (отвлечение от свойств предмета при его изучении, оценка его «со стороны»),
постановка задач,
нахождение путей их решения,
выдвижение гипотез (предположений) и идей.
Неразрывно связано с именно результаты мышления отражаются в Речь и мышление имеют схожие логические и грамматические конструкции, они взаимосвязаны и взаимозависимы. Не все замечают, что когда человек думает, то проговаривает про себя свои мысли, ведет внутренний диалог.
Этот факт подтверждает взаимосвязь мышления и речи.
Видео-лекцию на тему «Природное и общественное в человеке. Мышление и деятельность» от эксперта ЕГЭ вы можете получить, подписавшись на бесплатный мини-видеокурс по основным темам ЕГЭ по обществознанию.
В топике группы по эссе онлайн
Мышление и деятельность – основные категории, выделяющие человека из животного мира. Только человеку присущи мышление и преобразующая деятельность.
Мышление – функция человеческого мозга, возникающая в результате его нервной деятельности. Однако мышление не может быть полностью объяснено исключительно деятельностью мозга. Мыслительная деятельность связана не только с биологической эволюцией, но и с общественным развитием, а также с речевой и трудовой деятельностью человека. Формы мышления: суждения, понятия, представления, теории и т. д.
Мышлению свойственны такие процессы, как анализ (разложение понятий на части), синтез (объединение фактов в понятие), абстракция (отвлечение от свойств предмета при его изучении, оценка его «со стороны»), постановка задач, нахождение путей их решения, выдвижение гипотез (предположений) и идей.
Мышление и речь. Мышление неразрывно связано с речью; именно результаты мышления отражаются в языке. Речь и мышление имеют схожие логические и грамматические конструкции, они взаимосвязаны и взаимозависимы. Не все замечают, что когда человек думает, то проговаривает про себя свои мысли, ведет внутренний диалог. Этот факт подтверждает взаимосвязь мышления и речи.
Деятельность человека – действия, деяния отдельного человека. Деятельность изменяет внешний мир и самого человека, раскрывает его сущность. Деятельность человека зависит от его предпочтений.
воспитания и образования. Виды трудовой деятельности: умственный труд (например, вычисление уравнений) и физический труд (например, уборка класса).
В структуре деятельности выделяют субъект и объект. Субъект – тот, кто действует (например, ученый, который смотрит в микроскоп), объект – то, на что направлена деятельность (например, микроскопические бактерии). Субъект и объект могут быть как одушевленными, так и неодушевленными.
Виды деятельности:
1) материальная (человек ест, пьет, копает, моет посуду);
2) духовная (думает, поет песню, играет на гитаре):
3) общественная (мать присматривает за ребенком, спортсмен выступает в соревнованиях, политик участвует в выборах).
В разном возрасте у человека преобладает один из видов деятельности: для детей основной деятельностью является игра, для школьников и студентов – учеба, для взрослых – труд.
Потребности – это необходимость человека в чем-либо. Именно потребности побуждают человека к деятельности. Существует много классификаций потребностей. Приведем самую известную классификацию, разработанную американским психологом А. Маслоу. Он выделял следующие виды потребностей человека: 1) физиологические (потребность в пище, дыхании, воспроизводстве рода, отдыхе); 2) жизненно важные (безопасность, комфорт); 3) социальные (общение, привязанность); 4) престижные (уважение, успех, высокие оценки); 5) духовные (самовыражение и реализация интересов).