» » Менеджмент как профессиональная группа. Профессиональный менеджмент — третий элемент

Менеджмент как профессиональная группа. Профессиональный менеджмент — третий элемент

Прежде чем одолеть конкуренцию,
вы должны одолеть свою собственную компанию.

Скотт Адамс
, всемирно известный карикатурист

Термин "Профессиональный менеджмент" — одно из самых расплывчатых понятий, имеющих очень широкую трактовку. Кто-то считает, что оно близко по смыслу к слову профессия , полагая, что человек, имеющий диплом о формальном образовании в области управления может считаться профессиональным менеджером. Другие находят больше сходства со словом профессионализм , подразумевая под этим мастерство владения своей профессией. Третьи отрицают существование профессионального управления, считая, что управлять может каждый человек, который становится начальником.

В этой статье я буду писать о профессиональном менеджменте, подразумевая генеральный менеджмент и роль высшего руководства в управлении бизнесом. Для меня профессионализм управления заключается в умении топ-менеджера добиваться такого состояния организации, при котором она обретает способность своевременно, адекватно, с предсказуемыми последствиями реагировать на поставленные задачи. Другими словами, профессиональный топ-менеджер должен справляться с двумя основными задачами: спроектировать и создать бизнес-машину, способную успешно конкурировать (создание конкурентного потенциала), а также управлять этой бизнес-машиной так, чтобы максимально использовать конкурентный потенциал для решения задач бизнеса (реализация конкурентного потенциала). Из этого вытекает моё определение профессионального менеджмента.

Профессиональный менеджмент — это такой способ управления организацией, при котором организация принимает осознанные решения, действует адекватно существующему положению и тенденциям во внешней и внутренней среде, что приводит её к высокой конкурентоспособности и финансовой устойчивости, а также оправдывает ожидания собственников, акционеров и лояльных работников. По отношению к менеджменту коммерческой организацией я употребляю слово профессиональный , как синоним слов эффективный и результативный . Можно было бы это определение уточнять до бесконечности, расшифровывая каждое выражение, но я остановлюсь на этой обобщённой формулировке, чтобы не завести читателя в глубокие «джунгли» теории менеджмента.

Что такое профессиональный менеджмент, что он даёт на практике?

В качестве первого примера рассмотрю роль профессионального менеджмента в организации инновационного бизнеса с использованием венчурного инвестирования.

Для успешного зарождения и развития инновационного бизнеса нужны три основных компонента:

  • предпринимательская инициатива, выраженная в бизнес-идее;
  • профессиональный менеджмент, способный эффективно реализовать бизнес-идею на практике;
  • финансовые инвестиции, позволяющие привести всё в движение.

Финансы — это кровь бизнеса. Но деньги дают лишь тем, кто умеет ими грамотно распорядиться, принести прибыль финансисту с приемлемым уровнем риска. Предприниматель с хорошей бизнес-идеей для венчурных инвесторов ничего не стоит, пока не станет понятно, способен ли он реализовать свою бизнес-идею на практике. Венчурным инвесторам сама бизнес-идея не интересна, их интересует финансовая выгода от реализации этой идеи при определённом уровне инвестиционного риска.

Мне случалось наблюдать, как предприниматель-изобретатель какого-нибудь технического чуда, пытается зажечь своей идеей венчурных инвесторов, рассказывая о непревзойдённых технических характеристиках своего изобретения. Инвесторы слушают, вежливо кивают, но на самом деле ждут момента, когда изобретатель закончит, чтобы задать свои вопросы, например: «Какой объём рынка у подобной продукции? Почему потребители предпочтут именно его продукт? Как планируется организовать производство? Кто будет управлять компанией? Какие инвестиции нужны на каждом этапе? Какой период возврата инвестиций?» и так далее. В большинстве случаев предприниматель совершенно не готов к ответу на эти вопросы, так как у него не достаточно квалификации в управлении, он даже не представляет, что всё это можно спрогнозировать. Он не верит, что профессиональный менеджер может ответить на все эти вопросы.

Уровень финансового риска инвесторы оценивают по потенциальной способности будущей организации конкурировать на рынке, то есть превращать бизнес-идею в конкретные продукты, продавать их конкретным потребителям, зарабатывать реальную прибыль и повышать стоимость бизнеса. Поэтому, хорошая бизнес-идея только в сочетании с профессиональным менеджментом и реалистичным бизнес-планом имеет шансы привлечь внимание венчурных инвесторов и вызвать у них доверие.

    Есть два типа доверия. В одном случае я доверяю вам, поскольку я доверяю вашим намерениям. Другая форма доверия — доверие не только намерениям человека, но и его способности исполнить эти намерения. Обе формы важны... Если вы действуете так, что я вижу, что и ваши намерения, и ваша компетентность позволяют вам отстаивать мои интересы, я доверяю вам. Если же вы в своих действиях обнаруживаете, либо недостаточно "благие намерения", либо недостаток компетентности, чтобы проводить эти намерения в жизнь, доверие всегда будет падать.
    Джон Коттер, профессор в отставке Гарвардской бизнес-школы.

Отношение предпринимателя к своей бизнес-идее, как отношение матери к ребёнку, как отношение влюблённого к любимому человеку — недостатков нет, в наличии одни достоинства. Такая влюблённость и нежелание замечать очевидные со стороны недостатки вызывает недоверие финансистов. То есть предпринимателю, как правило, не хватает компетентности в менеджменте, и в этом случае прагматичный взгляд профессионального менеджмента на коммерческую перспективу проекта для инвестора имеет решающее значение.

Взаимосвязь трёх факторов создания венчурного бизнеса можно образно представить так. Бизнес-идея предпринимателя — это автомобиль, менеджер — это водитель, а финансы — это бензин. Предприниматель без менеджера, как автомобиль без водителя, менеджер без бизнес-идеи предпринимателя, как водитель без автомобиля. Автомобиль с водителем, но без бензина, как бизнес-идея, подкреплённая профессиональным менеджментом, но без финансовых инвестиций. Пока три компонента не будут в наличии никто никуда не поедет.

    Настоящие венчурные проекты часто появляются из конфликта предпринимателя и профессионального менеджмента. По-моему, это единственный способ сдвинуть дело с мертвой точки, особенно когда риски просчитать сложно. Мой управляющий директор — математик и финансист. И если я подхожу ко всему с эмоциональной точки зрения, то он все «цифрует». Это большой плюс в нашем тандеме. Мои эмоции и интуиция часто сталкиваются с его рациональностью. Я сам постоянно чего-то хочу, что-то разрушаю, меня не устраивает время, которое занимает принятие решения. А он все приводит в порядок.
    Дмитрий Буряк, основатель B&S Holding

На самом начальном этапе зарождения бизнеса не нужны большие инвестиции, они даже вредны, так как предприятие управляется вручную, масштабы бизнеса невелики. На этом этапе «младенчества» происходит проверка бизнес-идеи на жизнеспособность, а предпринимателя на прочность.

    Для начальных инвестиций, в первые два года больших денег не нужно. Самые крупные и известные компании начинались с маленьких инвестиций, а провалы почему-то следовали за огромными инвестициями. Тим Дрейпер, крупнейший инвестор, управляющий директор крупнейшей американской венчурной компании Draper Fisher Jurvetson, которая является мировым лидером венчурного инвестирования.

Но когда бизнес-идея себя оправдала, бизнес начинает развиваться и начинается основная стадия финансирования проекта, предприниматель должен уступить ведущую роль профессиональному менеджеру, который создаст эффективную бизнес-систему. В противном случае очень большая вероятность серьёзного кризиса, который может привести к банкротству. В жизненном цикле организации такой переходный период с этапа «давай-давай» (быстрого роста) к этапам «юности» и «расцвета» возможен только при хорошем администрировании. Если основатель не передаёт управление, то компания попадает в «западню основателя» и, в лучшем случае, откатывается назад, в худшем случае, перестаёт существовать. По этой причине инвесторы не вкладывают деньги в плохо управляемые организации, а финансовые институты не дают денег в долг.

Ещё один пример. Возьмём для сравнения двух предпринимателей. Бизнес-идею первого предпринимателя оценим в 100 баллов (её потенциал получения экономических результатов). Бизнес-идея второго предпринимателя имеет потенциал 30 баллов. За два года первый предприниматель реализовал бизнес-идею на 20%, а второй — на 90%. Через два года первый предприниматель имеет экономический результат 20 баллов в год, второй — 27 баллов в год. Такую разницу в эффективности реализации бизнес-идеи обеспечила более высокая предпринимательская активность второго основателя. Внешне их результаты выглядят почти одинаково и можно сказать, что оба предпринимателя состоялись.

Но самое интересное происходит дальше. Профессиональный менеджмент имеет способность не прибавлять капитал, а приумножать его. Через пять лет капитал первого предпринимателя составляет 0 баллов, а второго 5000 баллов. Почему возникла такая разница, ведь стартовый потенциал у первого предпринимателя был в три раза выше? Ответ простой. Стартовая бизнес-идея и предпринимательская активность даёт возможность бизнесу, так сказать «пробиться» и выйти на оперативный простор. После этого дальнейшую «раскрутку» бизнеса должен подхватить профессиональный менеджмент. Причём, при грамотной постановке менеджмента, организация сама выдаёт бизнес-идеи и сама же их реализовывает, бизнес растёт, результаты преумножаются. Более активный и целеустремлённый второй основатель вовремя осознал жизненную необходимость в постановке профессионального менеджмента и осуществил это не доводя предприятие до кризиса.

Для лучшего понимания приведу аналогию. Раньше на тракторах устанавливали два двигателя — пусковой и основной. Пусковой двигатель был бензиновым и маломощным и предназначался для запуска основного мощного двигателя. Пусковой двигатель запускался трактористом с помощью пускового троса (как заводят бензопилу). Так вот, задача предпринимателя, запустить пусковой двигатель и передать его крутящий момент на основной двигатель. Этот период передачи крутящего момента можно сравнить с передачей управления предпринимателя в руки профессионального менеджмента, чтобы максимально извлечь потенциал мощности. Если предприниматель не может или не хочет сам стать профессиональным менеджером и в то же время не передаёт управление профессионалам, то бизнес так и остаётся на уровне мощности пускового двигателя. Шума много — толку мало. Пусковой двигатель перегревается и его заклинивает, так как он не рассчитан на длительную работу и высокие нагрузки. То же самое происходит с бизнесом.

Когда критически важно подключать профессиональный менеджмент?

Перед тем как отвечать на поставленный вопрос, подчеркну важность понимания этапности в жизненном цикле организации для любого, кто связан с организационным управлением. Рекомендую прочитать книгу «Управление жизненным циклом корпорации», признанного гуру в области менеджмента, американского исследователя и практикующего консультанта И. К. Адизеса. В этой книге даётся подробный анализ особенностей каждого этапа жизненного цикла организации с многочисленными примерами из реальной практики.

Критически важным моментом постановки или внедрения эффективного менеджмента для растущей организации является этап «Юность». На диаграмме этот этап обозначен ломаной кривой, чтобы подчеркнуть его преобразовательную роль, то есть период перерождения организации. В этот период организация окончательно должна избавиться от "детских болезней" и "стать взрослой".

Проведу аналогию. В авиации есть такое понятие "звуковой барьер". Для перехода самолётов от дозвуковых скоростей к сверхзвуковым, необходимо было принципиально изменить тип двигателя и конструкцию самолёта — стреловидность крыльев, профиль оперения и т. д.

    Рекомендации для безопасных околозвуковых и сверхзвуковых полетов сводятся к следующему:
    • винтовой самолёт в горизонтальном полёте не может достичь скорости, превышающей скорость звука, поскольку воздушный винт в зонах волнового кризиса и ударной волны неэффективен;
    • переход с дозвуковой скорости на сверхзвуковую возможен только реактивными самолётами и должен выполняться насколько возможно быстрее, с использованием форсажа двигателя, чтобы избежать длительного полёта в зоне волнового кризиса.

Бизнес под управлением собственника-предпринимателя — это дозвуковые полёты. Если нужно преодолеть звуковой барьер и выйти на сверхзвуковые скорости (переход бизнеса в состояние эффективного управления), то необходимо принципиально изменить систему управления организацией, то есть передать управление в руки эффективного профессионального менеджмента. Причём пройти этот этап основательной реорганизации компания должна как можно быстрее ("чтобы избежать длительного полёта в зоне волнового кризиса"), так как это опасный период управляемой дезорганизации, когда старая система уже перестаёт действовать, а новая ещё не усвоена организацией.

На этапе «Давай-давай» собственник-предприниматель, так сказать, «жмёт на газ», и если в период «Юности» не сбалансировать управление, то период «Расцвета» в организации, вероятнее всего, никогда не наступит.

    Супергероев не бывает, и руководители должны понять, что невозможное невозможно, независимо от того, как сильно вы подталкиваете войска в атаку.
    Успех часто ведет к самонадеянности, самонадеянность — к провалу. Когда люди добиваются успеха, они, как правило, теряют объективность. Объективные требования рынка они часто подменяют своими оценками.
    Джек Траут, всемирно известный маркетолог

Бизнес может разрушиться, как плохо отбалансированный двигатель на высоких оборотах. Пока обороты не высокие ощущается вибрация, но она не приводит к разрушению. Как только обороты превышают допустимый уровень, то динамические сверхнагрузки сначала приводят к разбалтыванию механизмов, затем к появлению трещин и в какой-то момент всё разлетается на куски. Хорошо сбалансированный двигатель выдерживает намного более высокие нагрузки и высокие обороты.

Как говорят, статистика — вещь упрямая. Приведённая ниже цитата должна заставить задуматься владельцев бизнеса.

    Фирмы "живут" от нескольких дней до нескольких десятков и даже сотен лет. Но следует заметить, что большая часть фирм имеет короткую продолжительность жизни. В течение, например, последнего десятилетия в США ежегодно возникало до 600 тысяч новых, прежде всего мелких, компаний (в 50-х годах ежегодно регистрировалось в среднем 130 тыс. новых компаний, в 60-х — 220 тыс., в 70-х — 350 тыс.). Однако "смертность" их чрезвычайно высока. Мировая практика свидетельствует, что в рыночной экономике из 100 вновь созданных фирм до 5-летнего возраста доживают не более 20 (половина гибнет в первый год).

Конечно же, разумнее следовать принципу — лучше болезнь предупредить, чем потом лечить; лучше не допустить разрушения, чем потом восстанавливать. Объективная потребность во внедрении профессионального менеджмента существует уже в конце периода «Младенчества» и тем более на протяжении периода «Давай-давай» (стремительного роста). Но в это время основатели, впервые организовавшие свой бизнес, не ощущают в этом потребности.

    Очень многие компании растут слишком быстро, не удосуживаясь в начале отшлифовать до совершенства свой производственный процесс и систему продаж... Поэтому, когда их бизнес начинает расти, он неизбежно достигает некой критической точки. И тут начинают вылезать наружу всевозможные погрешности и недостаточная согласованность производственных процессов. Зачастую бизнес рушится в тот самый момент, когда его рост кажется наиболее впечатляющим.
    Билл Бишоп, Эксперт в области маркетинга и массовых коммуникаций. Основатель и руководитель консалтинговой фирмы "Bishop Information Group Inc.", Торонто, Канада.
Я считаю, что собственник не должен лишать себя возможности получения ценного опыта, но в тоже время, у него должно хватить благоразумия не затягивать постановку эффективного управления до наступления глубокого кризиса. Опытные собственники, которые развивают третье, пятое, десятое предприятие или направление, профессиональный менеджмент закладывают на этапе «Младенчества», а планируют его ещё на этапе «Ухаживания». Подведу итог. Почему в заголовке статьи я назвал профессиональный менеджмент третьим элементом? Трудно найти взрослого человека, который не смотрел фильм "Пятый элемент". По сюжету этого фильма главная героиня должна была собрать воедино четыре основных элемента, составляющих основу жизни на Земле, и только тогда, когда она это сделала, героиня смогла выполнить свою миссию по спасению планеты, став пятым элементом. Для зарождения и успешного развития бизнеса необходимы три компонента или элемента — предпринимательство, инвестиции и профессиональный менеджмент. Каждый из этих элементов важен для бизнеса и исполняет свою роль. Миссия менеджмента заключается в скреплении всех элементов воедино и чем более профессионально организация реализует эту миссию, тем значительнее её успехи в бизнесе.

Как подчеркивают эксперты, современная управленческая деятельность представляет собой особую разновидность трудового процесса. Поэтому она характеризуется присущими ему элементами – предметом труда, средствами труда, самим трудом и, наконец, его результатом.

Управленческая деятельность в процессе своего развития постепенно эволюционировала, превращаясь в то, что на современном этапе определяется как менеджмент.

Менеджмент – особый самостоятельный вид профессиональной деятельности, которая направлена на достижение функционирующим в рыночных условиях предприятием (фирмой) определенных оптимальных результатов хозяйственной деятельности на основе рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением разнообразных принципов и методов социально-экономического механизма менеджмента.

Менеджмент – это комплекс взаимосвязанных действий:

Организация и управление (производством и коллективом);

Постановка и корректировка задач;

Разработка этапов работы;

Принятие решений;

Налаживание коммуникаций (методов и форм передачи информации);

Регулирование процессов;

Сбор и обработка информации;

Анализ информации;

Подведение итогов работы.

Менеджер – это профессиональный управляющий, как правило, прошедший специальную подготовку.

Менеджер – это профессионал по организации и управлению производством, сбытом и сервисом, обладающий административно-хозяйственной самостоятельностью. Менеджеры бывают разных уровней, и задачи они решают неодинаковые.

Условно менеджеров подразделяют на три основные группы:

Высший уровень (top manager ) – это генеральные директоры, директоры, члены правления предприятия;

Среднее звено (middle manager ) – руководители управлений, отделов, цехов;

Низшее звено (entry manager ) – руководители подотделов, секторов, бригад, групп.

Менеджеры высшего уровня определяют основное направление деятельности предприятия, ее цели и задачи. Большую часть рабочего времени такой менеджер отдает формированию стратегии развития бизнеса, осуществлению контактов с федеральными, региональными и местными органами власти, банками, поставщиками сырья, материалов, комплектующих и т.д. Оставшееся время уходит на реализацию программ и планов работы, контроль за работой подчиненных. Естественно, такому менеджеру необходимо знать технологию производства. Однако в большей степени он должен обладать умением подбора и расстановки кадров.

На среднее управленческое звено ложится основная часть ответственности за практическую реализацию решений, в том числе:

За изменение организационных структур,

Разработку системы производства и сбыта продукции;



Организацию взаимодействия функциональных подразделений компании;

Своевременное обеспечение высшего руководства необходимой информацией;

Координирование и управление работой руководителей низшего звена.

Выполнение таких задач требует способности аналитически мыслить, проявлять гибкость, способности быстро воспринимать и своевременно реализовывать новые идеи, умение видеть проблему и использовать новейшие методы и технические средства ее решения.

В свою очередь, особенностью работы менеджера низшего звена является руководство деятельностью непосредственных исполнителей работы (рабочих и служащих). Это наиболее многочисленная часть управленческого персонала. Можно отметить основные функции таких менеджеров: планирование деятельности подчиненных; организация производственного процесса; мотивация туда персонала; контроль над рациональным расходованием ресурсов и соблюдением правил ТБ; сбор, анализ и представление вышестоящему руководству информации о результатах текущей деятельности подразделения.

В настоящее время принято выделять семь базовых направлений работы менеджера.

Их результатом является интеграция ресурсов для поддержания жизнеспособности и развития организации. Менеджер:

1) разрабатывает стратегию организации (определяет цели, средства и способы воздействия для их достижения);

2) мобилизует персонал фирмы на решение конкретных задач, определяет круг обязанностей по реализации целей организации, устанавливает взаимосвязи между производственными и управленческими подразделениями;

3) формирует мотивационный механизм поведения персонала в целях обеспечения полноценной отдачи от каждого работника и слаженной работы всего коллектива;

4) организует инновационный процесс с целью постоянного обновления материально-технической базы предприятия и повышения конкурентоспособности его продукции;

5) поддерживает коммуникационную деятельность в управлении организацией;

6) создает систему контроля, устанавливает нормы деятельности, определяет единицы измерения, регистрируя показатели, ориентированные на деятельность всей организации и конкретного работника; анализирует и оценивает достигнутые результаты, информируя о них заинтересованные подразделения;

7) способствует росту деловой карьеры персонала организации, создавая необходимые условия для его профессионального и социального развития.

Деятельность любого менеджера тесно связана также с выполнением им сквозных управленческих функций, присущих любой организации.

Роль менеджера – это набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретной должности. Именно должностное положение обусловливает его служебное поведение. При этом личность менеджера может влиять на то, как он исполняет свою роль, но ее содержание остается неизменным и предопределенным заранее должностными обязанностями.

Можно назвать множество ролей, которые менеджер берет на себя в различные периоды деятельности. Наиболее часто их классифицируют в плане крупных категорий: роли, связанные с принятием решений; информационные и межличностные.

Роли менеджера

Конкретные роли менеджера в организации непосредственно связаны с реализацией решений по всем рассмотренным базовым направлениям деятельности, его полномочиями и статусом. Они делают менеджера центром сосредоточения информации и обусловливают необходимость исполнения им всех названных и других, не указанных ролей. Все роли, вместе взятые, определяют объем и содержание работы менеджера независимо от характера конкретной организации и влияют на знания, качества, умения и навыки, которые необходимы ему для успешной работы.

Реализуя базовые направления деятельности и выполняя конкретные функции, менеджеры имеют дело с постоянным потоком решений по каждой из них. Необходимость принятия и реализация решений, таким образом, пронизывает все, что делает менеджер.

Для успешного выполнения сложной и ответственной работы менеджеру необходимы специальные знания и способность рационально их использовать в повседневном управлении. Совокупность знаний, умений и навыков целесообразно обосновать важнейшими видами управленческой деятельности менеджера в организации и его ролью в данном процессе на основе нижеприведенных требований к современному менеджеру.

Требования, предъявляемые к современному менеджеру, предполагают наличие у него, прежде всего, высокого профессионализма и компетентности. Руководитель должен досконально знать дело, которым занимается, быть высококлассным специалистом. У него должны быть одновременно качества и администратора, и лидера. Ему необходимо учитывать баланс интересов всех сторон, участвующих в совместном бизнесе. Он должен быть коммуникабельным, обладать воображением стратега. Его интеллектуальные горизонты должны быть широкими, моральные стандарты – высокими. Он должен понимать природу управленческого труда и процессов менеджмента, знать свои должностные и функциональные обязанности, способы достижения целей и обеспечения роста эффективности работы организации, умело использовать современную информационную технологию и средства коммуникации, необходимые в управленческом процессе, владеть искусством управления людьми и налаживания внешних связей.

Менеджеру очень важно обладать способностью к правильной самооценке, уметь делать правильные выводы и непрерывно повышать квалификацию (накапливать знания и совершенствовать умения и навыки). Он должен работать с подчиненными так, чтобы они прониклись пониманием нужности дела, которым заняты. Он должен уметь объяснить подчиненным стратегию организации, убедить их в том, что его видение перспективы реалистично.

Требования, предъявляемые к менеджеру

Базовые направления
деятельности

Роли менеджера
в организации

Умения и навыки

Разработка стратегии (определение целей и путей их достижения)

Аналитик

Реформатор

Консультант

Экономики, менеджмента, маркетинга, основ законодательства, особенностей техники и технологии производства

Умение прогнозировать, выделять главное, убеждать в правильности стратегии

Принятие решений

Лицо, принимающее решение

Генератор идей

Ответчик

Технологии принятия индивидуальных и групповых решений

Умение принимать запрограммированные и незапрограммированных решения. Предвидеть и учитывать последствия принимаемых решений

Организация отношений людей

Специалист

Организатор

Воспитатель

Администратор

Общественный деятель

Организации производства, социологии, психологии, хозяйственного и трудового законодательства

Умение организовать персонал на реализацию целей предприятия

Формирование мотивационного механизма поведения персонала по достижению организационных целей

Специалист, стимулирующий работников на действия

Методов управления и стиля работы руководителя

Умение активизировать персонал на достижение успеха

Организация инновационного процесса

Предприниматель

Консультант

Основ инновационного менеджмента

Умение владеть знаниями предпринимательской философии

Коммуникационная деятельность

Представитель коллектива

Социолог

Психолог

Слушатель

Основ делового общения и методов привлечения

Умение владеть методами психологической проницательности

Создание системы контроля

Специалист по разработке стандартов качества выполненных работ

Лицо, оценивающее достигнутые результаты

Значения, функций, видов и стадий контроля

Умение владеть методами контроля, ориентированными на решение поставленных задач

Профессиональное и социальное развитие персонала организации

Воспитатель

Основ управления персоналом

Умение эффективно использовать трудовые ресурсы

В основе всех достоинств преуспевающего руководителя лежит честность. Без честности нет доверия. Лидерство базируется на доверии, и эффективность управления зависит от доверия.

Собственно процесс принятия и реализации управленческих решений требует от менеджера выполнения им таких важнейших социальных ролей, как роль генератора идей, эрудита, эксперта и ответчика.

В условиях перевода основных звеньев производства на эффективный режим хозяйствования в рыночной экономике новые требования предъявляются к менеджерам, специалистам и ко всей системе обучения и выдвижения управленческих кадров.

Сейчас руководители и специалисты должны овладеть знаниями, позволяющими решать конкретные проблемы рыночной экономики, выбирать перспективные производственные программы, устанавливать горизонтальные связи и осуществлять переход на сугубо коммерческие отношения и др. В них кроются огромные и во многом неоцененные резервы эффективности управления.

Все виды деятельности менеджера успешно реализуются с помощью организационных средств, которые делятся на две группы: средства формального управления, основанного на использовании власти, полномочий, ответственности, и средства неформального управления, базирующегося на применении совокупности воздействий социально-психологического характера.

Питер Друкер родился в Австрии. Он получил юридическое образование и работал журналистом в Германии вплоть до прихода к власти нацистов. Проведя некоторое время в Лондоне, он переехал в Нью-Йорк в 1937 году. Друкер был экономическим консультантом по банкам и советником по коммерческой политике и менеджменту во многих американских корпорациях. Его книги по различным направлениям бизнеса сделали его одним из ведущих авторов в области менеджмента. Много лет он работал в школе бизнеса Нью-Йоркского университета, с 1971 года стал профессором общественных наук в Claremont Graduate School в Калифорнии.

Работы Друкера начинались со взгляда на высший менеджмент и его роль в представительских институтах современного индустриального общества, высших корпорациях. Впоследствии он определял менеджмент как глобальную проблемную область как динамический элемент в любом бизнесе. Именно менеджеры через их контроль за принятием решений в современных корпорациях вдыхают жизнь в организации и общество.

Менеджерам даны человеческие и материальные ресурсы для работы, и именно они создают продуктивное производство, которое ведет к здоровому обществу.

Справедливость этого утверждения возрастает, так как мы движемся в эру интеллектуальных технологий, делающих возможности человека особенно важными для эффективного производства в организациях. Однако, как указывает Друкер, менеджеры, будучи наиболее важным ресурсом бизнеса, являются более дефицитными, более дорогими и наиболее недолговечными. Принимая это во внимание, исключительно важно, чтобы менеджеры использовались настолько эффективно, насколько возможным в настоящих условиях, когда имеются сведения относительно практики и назначения менеджмента. Здесь Друкер обращается к проблеме эффективности менеджмента. Найти рецепты эффективности можно использовать только в том случае, если мы сначала поймем роль менеджера в организации, если узнаем, что представляет собой его работа. По словам Друкера, существуют два параметра управления - экономический параметр и временной параметр.

Менеджеры отвечают за результат деятельности организаций (это отличает их от администраторов вообще). Таким образом, они должны добиваться в первую очередь экономических результатов производства. Конечная оценка их деятельности - экономические результаты, что не характерно для администраторов вообще. Второй параметр - время, - присутствует во всех системах принятия решений.

Менеджер всегда задумывается о том, какое воздействие будет иметь решение в настоящем, ближайшем и далеком будущем. Это, конечно, связано с экономическим аспектом. Сведя все вместе, приходим к выводу, что менеджеры оцениваются с точки зрения их экономической производительности в настоящем, ближайшем и далеком будущем.

Менеджмент, таким образом, это деятельность по организации ресурсов для достижения удовлетворительного качества исполнения. Это деятельность на основе материальных и человеческих ресурсов. Согласно Друкеру, это не означает максимального увеличения прибыли. Для менеджера прибыль - не причина поведения, ориентированного на коммерцию или на рациональное принятие решения с точки зрения получения максимальной прибыли во всех случаях, а проверка правильности или успеха деятельности коммерческого предприятия. Цель - получить достаточное количество прибыли.

Центральный вопрос для Друкера - как лучше управлять бизнесом, чтобы обеспечить получение прибыли и успешную деятельность предприятия, Хотя и можно сформулировать общие цели и очень коротким способом, любая действующая организация имеет разнообразные потребности и цели. Нереалистично рассматривать предприятие как имеющее единственную цель. Эффективное управление - всегда жонглирование, уравновешивание различных идей, расстановку приоритетов по множеству целей, которые имеет организация. Из-за этого и благодаря сложной природе бизнеса, целевое управление жизненно важно. Оно обеспечивает компетентное мнение, основанное на имеющейся информации, и заставляет менеджеров изучать имеющиеся альтернативы, а также предоставляет надежные средства для оценки эффективности управления.

В частности, цели и задачи коммерческого предприятия позволяют менеджерам объяснить, предсказать и контролировать свою деятельность, что окажется невозможным при использовании лишь идеи о максимальной прибыли.

Во-первых, знание и понимание этих целей позволяет организации интерпретировать широкий спектр коммерческих явлений, имея лишь небольшое количество общих утверждений.

Во-вторых, цели позволяют испытать эти утверждения на практике.

В-третьих, становится возможным предсказание поведения.

В-четвертых, значимость решений может быть проверена в процессе их принятия, а не после.

В-пятых, производительность в будущем может быть улучшена путем анализа прошлого опыта. Это возможно потому, что требуемые результаты заставляют планировать в деталях то, что должен достичь бизнес, и выработать пути эффективного достижения целей.

Целевое управление включает расшифровку того, что такое управление бизнесом. Выполнение этого и постоянная проверка результатов делает возможной реализацию пяти вышеперечисленных преимуществ.

Но по-прежнему остается неясным, какими должны быть цели бизнеса организации. Процитируем Друкера: "Цели необходимы в любой области, где производительность и результаты прямо и жизненно влияют на выживание и процветание бизнеса". Более конкретно, существует восемь областей бизнеса, где могут быть установлены цели производства. Это:

  • Установление рынка,
  • Нововведения,
  • Продуктивность,
  • Физические и финансовые ресурсы,
  • Прибыльность,
  • Эффективность и развитие менеджмента,
  • Производительность и поведение рабочих,
  • Общественное признание.
При решении, как установить цели для этих областей, необходимо принимать во внимание возможность установления реальных временных параметров и их измерение. Средства измерения важны, так как они делают вещи видимыми и "реальными". Они говорят менеджеру, на чем ему сфокусировать внимание. К сожалению, способы измерения во многих областях бизнеса остаются на очень примитивном уровне. При рассмотрении временных параметров целей существенна природа бизнеса. В лесной промышленности сегодня посадки - это возможность производства на пятидесятилетний период. При производстве одежды промежуток времени в несколько недель может быть долгим будущим.

Возможно наиболее важной частью целевого управления является его эффект, оказываемый на отдельных менеджеров, что позволяет организации развивать ее наиболее важный ресурс - менеджеров. Это происходит из-за развития самоконтроля менеджеров, ведущего к более сильной мотивации и более эффективному обучению. Сущностью этого стиля управления является то, что все менеджеры приходят к установке реалистичных целей для самих себя. Эти цели должны расшифровывать, какой вклад менеджер внесет в достижение общих целей фирмы во всех областях бизнеса. Необходимо, чтобы поставленные цели были проверены на вышестоящих уровнях управления - чтобы убедиться, что они достижимы (не слишком высоки и не слишком низки). Но важность вовлечения отдельных менеджеров в установление целей, в качестве мотивационного фактора не может быть переоценена. Если менеджеры действительно желают быть способными улучшить свою производительность и извлечь соответствующие преимущества из системы, то необходимо давать прямую информацию, которая позволяла бы им оценивать их собственные достижения. Это значительно отличается от условий на некоторых фирмах, когда некоторые группы, в частности учетчики, работают как "секретная полиция" исполнительного руководства. Необходимость для отдельных менеджеров устанавливать собственные цели сдерживается природой современного бизнеса и тем, что Друкер называет тремя силами неправильного руководства(forces of misdirection). Это:

  • Специализация работы большинства менеджеров,
  • Наличие иерархии,
  • Различия в видении происходящего в бизнесе
Все это повышает возможность нарушения работы и возникновения конфликтов в организациях. Целевое управление - это способ обойти эти трудности за счет увязывания задачи каждого менеджера с общими целями компании. Реализация этого учитывает важные аспекты современного бизнеса. Управление больше не является делом одного человека. Даже исполнительный директор не работает в изоляции. Менеджмент - это групповая деятельность, и наличие целей подчеркивает вклад, вносимый каждым менеджером в дело всей группы. Задача исполнительного руководителя состоит в подборе наилучшей управленческой группы, и если есть цели со встроенной системой оценок то это дает возможность сделать правильный выбор.

Целевое управление позволяет административным работникам быть эффективными. Важным моментом является возможность учиться эффективности. Друкер настаивает на том, что саморазвитие управленческого персонала является центральным для непрерывного развития организации, так как квалифицированный работник становиться главным ресурсом. Система целей дает возможность менеджерам оценивать их собственную эффективность и таким образом усиливает процесс обучения. Это делается за счет указания на сильные стороны человека и на то, как они могут быть сделаны более продуктивными (за счет переопределения старых приоритетов или установления новых путем улучшения моделей принятия решений). Регулярный обзор целей и результатов позволяет менеджерам знать, где и когда работают наиболее эффективно, и как этого можно достичь. В итоге они смогут развивать свои умения в соответствующих областях.

Более того, целевое управление помогает преодолеть некоторые из сил, которые пытаются расщепить организацию, путем ясной привязки задачи каждого менеджера к общим целям компании. Это позволяет осуществить обучение и в результате приводит всех менеджеров к наилучшей реализации их индивидуальных способностей. И, наконец, что наиболее важно, это увеличивает мотивацию менеджеров и развивает их участие в деятельности организации. В результате цели, поставленные организацией, достигаются обычными людьми, добивающихся необычной производительности.

Понятие организации в менеджменте

Организация - группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей(Мескон). Целью менеджмента является сохранение цельности организации и установление ее взаимодействия с внешней средой(менеджмент-управление организацией; деятельность, которая включается в качестве составляющей в деятельность организации в целом; воздействие на организацию с целью ее развития является одной из ключевых функций менеджмента) .

Виханский: организация - систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующих посредством решения задач, стоящих перед организацией, достижение определенных целей. В том случае, если существуют устоявшиеся границы организации, если определено ее место в обществе, организация принимает форму общественной ячейки и выступает в виде социального института(частные и гос.фирмы,обществ.объединения,гос.учрежд.,учрежд. культуры, образов. и др.)Если же организация не институциирована, то в данном случае речь идет об организации как процессе(напр,организация митинга). При таком рассмотрении организации она скорее выступает как отдельная функция управления.

Организация возникает и продолжает существовать потому, что она позволяет отдельным людям решать свои проблемы, достигать свои личные цели, люди вносят свой вклад в жизнедеятельность организации(деньги, другие материал.ресурсы, знания, энергия, творчество, и др). Одной из важнейших задач менеджмента является предотвращение кризисных ситуаций(например, если люди от которых зависит существование организации, теряют к ней интерес и отходят от нее-у орг-ции появляются проблемы, при определенных обстоятельствах она может прекратить свое существование), обеспечение должного удовлетворения интересов отдельных групп людей, от которых зависит существование организации. Именно менеджмент должен сформулировать для организации такие задачи, решение которых позволит всем вовлеченным в ее деятельность участникам получить приемлемую для них выгоду(з/п,дивиденды,прибыль и др.)



Любая организация может быть представлена как открытая система, встроенная во внешний мир. На входе организация получает ресурсы из внешней среды, на выходе она отдает ей созданный в организации продукт. Ключевая роль в поддержании баланса между этими процессами, а также в мобилизации ресурсов организации на их осуществление принадлежит менеджменту. Организация-живой организм: она рождается, развивается и,если этого требуют обстоятельства, умирает. Особенность современного этапа состоит в том, что темп изменений, происходящих во внешней среде, существенно возрос. Выживать в такой динамично развивающейся среде могут только те организации, которые сами меняются не менее высоким темпом. Проведение изменений всегда являлось важной функцией менеджмента.

Менеджмент как наука, как искусство, как вид профессиональной деятельности.

Общее определение менеджмента как науки: менеджмент - вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов менеджмента.

Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управления труда, установления в нем связей между причиной и следствием, выявления факторов и условий, при которых совместный труд становится более полезным и более эффективным. В определении менеджмента как науки подчеркнута важность упорядочивания знаний об управлении. Они позволяют не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию предприятия. Любая наука состоит из 2-х подсистем: - организационная; - методологическая (понятие, накопленные знания о закономерности).

Становление менеджмента как науки включает в себя следующие этапы:

1).Школа научного менеджмента : 1900 - Тейлоризм – перенесение инженерных наук в управление (Ф.Тейлор)

1920 - Фойлеризм – принципы управления ориентированные на построение организационных структур (Анри Файоль)

2).Школа с позиций психологии и человеческих отношений: 1940 - Неоклассицизм – в науку об управлении вносится изучение поведения людей и психология

3).Школа количественного и системного подходов : 1950 - Применение экономико-математических методов и компьютеризации в управлении

1970 - Применение ситуационного подхода к управлению

4). Школа ситуационного и инновационного подходов : 1980 - Методы воздействия на людей через организационную культуру

1990 - Применение инновационных и международных процессов в управлении: синтез деятельности людей и высоких технологий, демократизация управления.

Ситуационные и инновационные подходы начали и продолжают применятся и в 21 веке.

Также менеджмент как наука включает в себя и бихевиористские теории, а именно

Школу человеческих отношений: (1930 - 1950)

n Мэри Паркер Фоллет (неформальные отношения с работниками)

n Элтон Мэйо (Хоуторнский эксперимент) (1950 по настоящее время):

n Д. МакГрегор (теория управления Х и Y)

n Р. Ликерт (расширенная теория ХY МакГрегора)

n Ф. Герцберг (теория двух факторов мотивации) и др.

Менеджмент как наука включает в себя 3 основных вида:

Системный менеджмент организация рассматривается как единая система взаимосвязанных элементов, которые ориентированы на достижение целей в условиях меняющейся внешней среды и действуют согласованно.

Ситуационный менеджмент – пригодность различных методов управления определяется ситуацией и нет “лучшего” метода, каждый метод пригоден в зависимости от ситуации.

Менеджмент как процесс – достижение целей фирмы рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных взаимосвязанных действий – функций управления (планирование, организация, контроль, коммуникация, принятие решений, подбор персонала и др.)

Менеджмент как искусство

Менеджмент можно представить как искусство, используя возможности которого, происходит управление руководством с высоким мастерством и хорошим умением. Множество специалистов высказывающих свое мнение о самом менеджменте полагают, что его можно отнести лишь к искусству, помогающему грамотно овладеть различными высокопрофессиональными навыками и раскрыть в человеке какой-либо новый талант.

Главная роль менеджмента как искусство заключается в правильном измерении разнообразных явлений, а также достижения наилучших результатов в сфере производства или оказания каких-либо услуг. Понимание самого менеджмента, как искусства управления в различных областях, является необходимым для каждого человека, который хочет добиться высоко поставленных целей и решить разнообразные проблемы.

А. Файоль пишет об искусстве управлять людьми: «В крупном предприятии большинство руководителей отделов участвуют в выработке программы развития дела; эта работа время от времени присоединяется к их обычной работе; она требует известной ответственности, и обычно за неё не полагается никакого особого вознаграждения. Для того чтобы добиться в этих условиях от руководителей отделов искреннего и активного сотрудничества, надо обладать качеством искусного управителя людьми, работающего не покладая рук и не боящегося ответственности. Об искусно управляющем людьми заведующем мы узнаем по рвению его подчинённых и по доверию начальства».

Ф. Тейлор указывал, что «Менеджмент – это искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешёвым способом».

Менеджмент как искусство включает в себя как врождённые, так и приобретённые качества. К ним относятся: талант, интуиция, воображение, креативность, интуиция, творческие способности, готовность к восприятию нового.

Искусство менеджмента заключается в использовании накопленного опыта и приобретённых знаний творчески на практике. Это требует определённого природного дара, таких людей называют лидерами. Менеджер должен тонко чувствовать всё, что происходит вокруг и уметь увлекать за собой и направлять подчинённых. Поэтому существенно то, что он помимо развитой интуиции, воображения, определённых знаний и так далее, должен обладать организаторскими способностями.

Также существуют 4 Метода искусства управления:

Метод Сократа

(его диалоги, метод убеждений)

Метод трех раундов

Модель ведения диалога чаще всего строится из трех частей (возможен и более сложный алгоритм этого метода). В первой части диалога (первый раунд) вы коротко излагаете суть проблемы или ситуации, соглашаясь с доводами вашего, скажем, руководителя и вызывая, таким образом, его положительные реакции (метод Сократа!). Во втором раунде вы даете несколько альтернативных вариантов решения проблемы, упомянув, в том числе и свой, желанный. И в третьем раунде, когда сам оппонент поймет, что ненавязчиво упомянутый вами вариант - лучший, нужно согласиться с ним.

Метод Штирлица

Суть: во время приватного разговора или на совещании нужно ненавязчиво, как бы вскользь, среди других вариантов решения упомянуть о своей идее и немедленно "забыть" ее. Если ваш начальник умен, то сразу же оценит разумность вашей мысли и потом, продумав ее, предложит эту идею как свою, значительно расширив ее, уточнив и конкретизировав. Человеку свойственно доверять больше идеям, родившимся в собственной голове, чем чужим. Ведь чаще всего вам важно добиться своей цели, а не тешить авторское самолюбие. Этот метод интуитивно хорошо знают и блестяще применяют многие умные жены: после неоднократных и деликатных намеков, вздохов и якобы сомнений произносится желанная итоговая фраза: "Что ж, пусть так и будет, как ты, мой умненький, сказал..."

Метод «лягушка в сметане»

Уместно вспомнить притчу о двух лягушках, попавших в кувшин со сметаной. Одна из них, считая положение безнадежным, прекратила борьбу и погибла. Другая продолжала бороться до конца, она пыталась выпрыгнуть из кувшина, отчаянно работала лапками, сбила из сметаны масло и в итоге смогла выбраться на волю. Суть метода заключается в том, что необходимо бороться до конца в любой сложной ситуации.

Менеджмент как профессиональная деятельность

Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Менеджмент объединяет под своим началом труд многих специалистов: экономистов, статистиков, инженеров, психологов, юристов, бухгалтеров и др. В качестве объекта менеджмента выступает хозяйственная деятельность предприятия в целом или ее конкретная сфера (финансы, сбыт и т. д.).

Менеджмент призван создавать условия, для успешного функционирования организации исходя из того, что прибыль является не причиной существования организации, а результатом его деятельности, который в конечном итоге определяет рынок. Ситуация на рынке, как известно, постоянно меняется, происходят изменения в положении на рынке конкурентов, в условиях и формах финансирования, состоянии хозяйственной конъюнктуры в отрасли или в стране в целом, в условиях торговли на мировых товарных рынках. Отсюда постоянное наличие риска. Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем.

В связи с выше перечисленным, менеджмент имеет ряд функций:

n Прогнозирование

n Планирование

n Организация

n Координация

n Мотивация

n Стимулирование

n Контроль

n Принятие решений