» » Многообразие и значение моллюсков сообщение. Урок"многообразие и значение моллюсков"

Многообразие и значение моллюсков сообщение. Урок"многообразие и значение моллюсков"

Боярченко Виктория Николаевна

Урок биологии 7 класс.

Тема урока: «Тип моллюски. Многообразие и значение»

Цель: расширить представления учащихся о многообразии и значении моллюсков в природе и жизни человека;

Обучающая:

    обобщить основные признаки представителей типа, классов моллюски, черты их высокой организации, филогенетической связи с ранее изученными животными;

    познакомить с разнообразием представителей данного типа; их значением

    самостоятельно находить необходимый материал к изучаемой теме.

Развивающая:

    развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, доказывать;

    информационной культуры – анализировать информацию, критически ее оценивать, обобщать, творчески перерабатывать;

Воспитательная:

    активизировать у учащихся интерес и стремление к знаниям;

    воспитание культуру поведения и общения в процессе учебной деятельности, чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности).

    Ценить красоту окружающего мира, воспитывать ценностное отношение к приоде

Ход урока

I . Организационный момент. 1 мин Мотивация к учебной деятельности

    Учитель: Встаньте(-ем) ровно, расправьте(-им) плечи, мысленно улыбнитесь(-емся) – мы рады видеть друг друга. Здравствуйте! Садитесь!

- на нашем уроке сегодня присутствуют гости и мы с вами покажем им нашу работу…

II . Актуализация изученного материала. Введение в новый раздел . 4 мин

Как называется раздел биологии, который мы изучаем? (зоология) Что это за наука?

Какие типы животных мы изучили? С каким типом животных мы продолжим свое знакомство сегодня? (Правильно, с моллюсками). Как называется раздел зоологии о моллюсках?

Не знаете? Где можно узнать? Как можно это выяснить? (учащийся работает с интнрнет-источником)

А мы тем временем обратим внимание на наше Древо жизни (откройте учебники С 67). Какую информацию о моллюсках можно извлечь, основываясь на их месторасположении на нем?

Ответ. (По Древу они стоят выше типа кольчатые черви, значит более высокоорганизованнные, имеют более сложное строение, кольчатые Черви являются их предками, значит, имеются какие-то общие черты, как правило, на ранних стадиях развития.

Р аздел , посвящённый изучению мягкотелых, или называется - Малаколо́гия СЛАЙД

Назовите общие признаки Типа.

СЛАЙД

    Нечленистое мягкое тело, состоящее из…

    Раковина или ее остатки

    Особая складка кожи - мантия, образующая мантийную полость

Сколько видов животных объединяет тип (130 тыс).

На какие классы делится Тип моллюски.

Что лежит в основе подразделения на классы

В данный тип объединяют 3 класса – Брюхоногие, двустворчатые и головоногие. Судя по расположению на древе, из данных классов самыми высокоорганизованными являются головоногие, затем идут двустворчатые и брюхоногие)

Слайд

На предыдущих уроках мы с вами все были учеными лаборатории Лимнологического института г. Иркутск и стали специалистами по определенному классу моллюсков, заполнили таблицу, содержащую основные сведения, заслушивали выступления коллег.

Проверим ваши знания.

На рабочих листах укажите число, Фамилию, Имя и выполните первое задание

Задание 1

Установите соответствие между организмами разных классов моллюсков и их признаками

Признаки класса

Классы

А. головы нет

Б. тело ассиметричное

Д.Раковина внутренняя или отсутствует

    Брюхоногие

    Двустворчатые

    Головоногие

А

Б

В

Г

Д

Проверим себя, назовите порядок цифр, который получился

Подведем итог. Что лежит в основе деления на классы? Один из основных признаков - Наличие и форма раковины или ее отсутствие.

Совершенно верно.

Какую роль играет раковина (защита мягкого тела). Чему способствовало появление раковины? Освоению некоторыми представителями этих животных суши.

Проверим ваши знания представителей каждого класса.

Задание № 2 «Четвертый лишний»

В) г

(проверка с афишированием, показ картинок)

Посмотрите на слайд (быстрое чередование картинок), каким словом можно заменить МНОГООБРАЗИЕ. Обратите внимание на таблицы по правой стене от вас О чем еще мы сегодня узнаем и ЗНАЧЕНИЕ.

Запишите Тему урока в свои рабочие листы.

Какова же цель нашего урока? (познакомиться с многообразием и значением моллюсков). Задачи???

СЛАЙД план

Сегодня мы познакомимся с наиболее интересными представителями Типа Моллюски

Их значением в природе и жизни человека

И так как они обитатели водной среды, а мы живем на берегу озера (какого??? Ьайкал), познакомимся с моллюсками, обитающими в Байкале

С многогообразием и значением моллюсков каждого класса нас познакомят наши специалисты Гармаев: Я познакомился с СЛАЙД ОДИН

Писаренко: Я изучал разных двустворчатых СЛАЙД ОДИН

Петелина Д СЛАЙД + ??? Замечательно поработали наши малакологи, давайте немного отдохнём

ФИЗМИНУТКА

Сядем поудобнее. Закроем глаза переместимся мысленно в подводный мир озера Байкал

Откройте глаза и посмотрите вокруг, не меняя положения туловища, сначала вправо, затем влево.

Вы увидели живого огромного осминога - широко открываем глаза, нам страшно - зажмуриваемся. Трясем головой - не поверили.

Начинаем от страха глубоко дышать – вдох-выдох, вдох-выдох.

От страха по телу пошли мурашки - потерли плечи, руки ноги, не открывая глаз.

Снова открыли глаза-

Выдохнули – Фу – показалось - пожали плечами и широко улыбнулись

Продолжаем работу…Почему показалось?

Ученик: Я выяснил(а), водятся ли Головоногие в Байкале. Выяснил – не водятся. Почему? так как оно пресное, а они морские обитатели

Валентин Йовенко, главный специалист по моллюскам озера Байкал. Что ты можешь сказать… ПРЕЗЕНТАЦИЯ (загнать в 1-2 слайда). Ребята, по мере выступления Валентина, занесите необходимую информацию в рабочие листы.

А теперь:

Задание 3. Инструктивная карта: Рассмотрите ваши лотки и их содержимое.

    Сравните размеры раковины (прудовика (бенедикции) и рапаны, шаровки и жемчужницы), надавите на них. Что можете сказать?

Байкальские моллюски, имеют небольшие размеры, тонкую и хрупкую раковину ).

    Почему размеры обитателей оз. Байкал меньше морских обитателей, их раковина тоньше и хрупкая?

Вспомните из чего состоит раковина. Проанализируйте предлагаемую таблицу «Химический состав воды». Какой вывод можно сделать?

Сформулируйте и запишите вывод в рабочие листы.

(Так как в морской воде содержится большое количество различных химических веществ, раковины морских моллюсков более крупные, толстые, твердые по сравнению с пресноводными обитателями , что связано с содержанием химических веществ в воде.

В настоящее время мы специалисты малакологи, сотрудники лимнологического института часто выезжаем на Байкал. С чем это связано.

Слово предоставляется Кучинской Татьяне. Она является членом научного общества школы, участник ежегодной олимпиады по Байкаловедению и она изучала этот вопрос.

Выступление: В настоящее время наблюдается такая массовая гибель моллюсков у нас на берегу в районе 8 км. Предполагают, что она вызвана…..

Чем может навредить гибель моллюсков нашему озеру?

(Моллюски являются одним из компонентов системы самоочищения Байкала, поэтому их гибель может привести к нарушениям в этой системе и угрозе чистоты вод Байкала(объекту Всемирного наследия, содержащему 20% мировых запасов пресной воды) и его обитателям.

Учитель. Посмотрим на план, выполнили мы его или нет.

Учитель. Мы обобщили наши знания о Типе и классах животных? Ответ.

Учитель . Мы убедились в их многообразии и значении? Ответ.

Учитель. Познакомились с моллюсками – обитателями Байкала.

Учитель. Справились с поставленными задачами? Ответ.

Учитель . Мы достигли цели урока? Ответ.

Есть вопросы?

VI . Контроль знаний. 4 мин

Проверим, как вы усвоили новый материал . Выполним тест - Задание №3 в ваших рабочих листах. На каждый вопрос дается 3 варианта ответа. Выбрать один верный и обвести его в кружок. Время – 3 минуты

А) Конус Б) ципрея или каури В)мурекс

А) мурекс Б) перловица В) каракатица

3.Головоногие моллюски

в) являются объектом промысла для получения мяса;

А) тридакна Б) рапана В) конус

5.Мидии, устрицы, гребешки

А) опасный для человека двустворчатые моллюски

Б) промысловый моллюск, выращиваемый на специальных фермах

В) объектом промысла для получения жемчуга

А) бенедикция и шаровка

Б слизень и беззубка.

В) байкалия и катушка.

Поменяйтесь рабочими листами, возьмите в руки карандаши и проверьте правильность работ друг друга по ключу. Шкала выставления оценок:

Нет ошибок – 5, одна ошибка – 4, 2 ошибки и более – не ставьте оценку, пусть подготовится к следующему уроку.

Поднимите руки кто получил «5»- «4» - «кто не получил оценку» -

Передайте рабочие листы с задних парт на передние

VII . ЗАДАНИЕ НА ДОМ : 2 мин

Откройте дневники, выставите свою оценку и запишите Д/З

Учитель: Сядьте ровно, сделаете глубокий вдох – выдох, улыбнитесь друг другу.

Вы молодцы, мы хорошо поработали Спасибо за сотрудничество.

Перед выходом из кабинета возьмите свои стикеры и выходя из кабинета оставьте свое мнение об уроке: если понравился - стикер зеленого цвета, если не понравился - розового

Желаю удачи. Урок окончен. До свидания.

Приложение

Рабочий лист « Тип моллюски"

Дата:______________ФИ_______________________ Класс______

Тема урока: «___________________________________»

Раздел зоологии, изучающий моллюсков - _______________________

Задание 1. Установите соответствие между классами моллюсков и их признаками

Признаки класса

Классы

А. головы нет

Б. тело ассиметричное

В. наземные, морские и пресноводные обитатели

Г. Исключительно морские обитатели

Д. Раковина внутренняя или отсутствует

    Брюхоногие

    Двустворчатые

    Головоногие

А

Б

В

Г

Д

Задание 2 «Четвертый лишний» (зачеркните «лишнего» одной чертой)

А) перловица, слизень , устрица, мидия

Б) осминог, каракатица, беззубка , кальмар

В) гребешок , катушка, прудовик, виноградная улитка

Задание 3 Составьте схему “Моллюски Байкала”:

Моллюски Байкала (_______видов)


Класс: _____________________ Класс: ________________________

Представители : бенедикция байкальская Представители: шаровка

Байкалииды килеобразная и широкоустная

Затворки: ребристая и байкальская

Организмы, обитающие только в данном месте и нигде больше не встречающиеся - ________________

Задание 3 Инструктивная карта «Лабораторные исследования»

Рассмотрите ваши лотки и их содержимое.

1. Сравните раковины (прудовика (бенедикции) и рапаны, шаровки и жемчужницы). Что можете сказать?

2. Почему размеры обитателей оз. Байкал меньше морских обитателей, их раковина тоньше и хрупкая?

Вспомните из чего состоит раковина. Проанализируйте предлагаемую таблицу «Химический состав пресной и морской воды». Какой вывод можно сделать

Химически состав воды

Химические вещества

кальций

0,412

15,2

магний

1,290

Калий

0,400

натрий

10,76

оксид углерода

0,106

сульфаты

2,71

хлориды

19,35

Вывод: Байкальские моллюски имеют __________________размеры, _______ и _________раковину. Это связано с _______________содержанием солей в воде (слабоминерализирована)

Задание 4: Тест «Многообразие и значение » (Обведи верный ответ)

1. Фарфоровая улитка, раковина которой служит денежной единицей некоторым народам

А) Конус Б) ципрея или каури В) мурекс

2. Моллюск, использующийся для получения пурпурной краски

А) мурекс Б) перловица В) каракатица

3.Головоногие моллюски

а) служат промежуточными хозяевами для ленточных червей;

б) являются объектом промысла для получения перламутра;

в) являются объектом промысла для получения мяса;

4. Хищный брюхоногий моллюск, уничтожающий большое количество промысловых моллюсков

А) тридакна Б) рапана В) конус

5.Мидии, устрицы, гребешки

А) опасные для человека двустворчатые моллюски

Б) промысловые моллюски, выращиваемые на специальных фермах, использующиеся в пищу

В) являются объектом промысла для получения жемчуга

6. Байкальскими эндемиками являются:

А) бенедикция и шаровка

Б слизень и беззубка.

В) байкалия и катушка.

ШКАЛА оценивания:

Нет ошибок - «5»

Одна ошибка – «4»

2 -3 ошибки – не ставь оценку, пусть готовиться к следующему уроку

Д/З

1. Учебник Стр 75-76 ; вопросы устно

2. Творческое задание: (на выбор)

а) подготовить сообщение по одной из тем «Ловцы жемчуга», «Моллюски в произведениях художников (писателей)»,

« Легенды и мифы о моллюсках»

б) Составьте кроссворд (на выбор), ключевыми словами которых являются «МНОГООБРАЗИЕ» или «ЗНАЧЕНИЕ»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Архангельская средняя школа имени А.А. Кудрявцева»

село Архангельское Каменский район Тульская область

ТЕМА УРОКА «Многообразие моллюсков»

Синдеева Е.А.,

учитель биологии


ЦЕЛИ УРОКА

  • 1. Образовательные:
  • узнать особенности строения и приспособленности моллюсков разных классов к условиям жизни;

Определить значение моллюсков в природе и в жизни человека.

  • 2. Развивающие:
  • развивать речь, логическое мышление, память, внимание, самостоятельность, интерес к предмету.


1.Наиболее многочисленный класс моллюсков.

2. Встречаются в глубинах океана, в прибрежной зоне океанов и морей, в пресных водах, в горах и пещерах, каменистых пустынях.

3. Раковина цельная, часто

асимметричная (вправо или влево закрученная, конусовидная)

4. Представители брюхоногих – слизни раковины не имеют.

5. Тело подразделяется на голову, туловище и ногу.

6. Хорошо развиты органы обоняния.


  • Слизни и виноградные улитки – вредители садов и огородов. радула улитки. WMV
  • Во многих странах Европы виноградные улитки ценятся как отличный деликатес, а в некоторых краях они - обычная пища населения и поедаются в огромном количестве.
  • Сейчас в разных странах создано немало ферм по разведению виноград­ных улиток.

1.Исключительно водные животные.

2.У всех двустворчатых раковина состоит из двух створок , крепко соединенных между собой эластичной связкой .

3. Характерная особенность – отсутствие головы.


  • Наиболее крупный

двустворчатый

моллюск тридакна.

  • Он достигает

до 1,5 м в длину и

весит до 250 кг.


  • В раковинах жемчужниц образуется жемчуг – шарообразное образование.
  • Вырабатывается как защитная реакция на раздражение мантии каким-либо инородным телом.
  • Жемчуг используется для производства ювелирных украшений.

  • Головоногие – самые развитые моллюски.
  • Тело большинства лишено раковины.
  • Нога преобразована в щупальца – ноги, которые окружают голову.
  • Головоногие – крупные моллюски длиной до 20 м.
  • Активно передвигаются в толще воды и у дна. головоногие моллюски. mp4

КЛАСС ГОЛОВОНОГИЕ МОЛЛЮСКИ

  • К головоногим моллюскам относятся

кальмары,

осьминоги,

каракатицы


  • Таинственный обитатель морских глубин – головоногий моллюск наутилус, родственник осьминогов.

брюхоногие

двустворчатые

головоногие


  • Обязательное : учить п. 12, ответить на вопросы стр.52, повторить п.11
  • Творческое (на выбор):
  • 1. Составить кроссворд «Моллюски, их разнообразие»
  • 2. Подготовить сообщения о классах Иглокожих

Цель урока: познакомить обучающихся с разнообразием моллюсков, раскрыть значение животных Типа Моллюски в природе и в жизни человека.

Задачи:

Образовательные:

Учащиеся должны знать характерные признаки брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков.

Раскрыть значение моллюсков в природе и жизни человека.

Развивающие:

Учащиеся должны научиться выделять характерные черты определённого класса моллюсков.

Дети должны уметь сравнивать, выделять главное и делать выводы.

Развивать у ребят познавательный интерес, навык работы с учебником и дополнительной литературой.

Воспитательные:

Учащиеся должны понять важность изучаемого материала, что знания и умения, полученные в ходе урока, пригодятся не только в дальнейшей учёбе, но и в повседневной жизни.

Продолжать формировать у учащихся навыки коммуникабельности, гуманных отношений к одноклассникам, выработать чувство ответственности за выполнение своей части работы, дисциплинированность – через групповую форму работы.

Продолжить экологическое воспитание учащихся и формирование у них бережного отношения к природе.

Тип урока : комбинированный

Методы обучения: частично-поисковый

Формы контроля: фронтальный опрос

Оборудование: таблицы с изображением моллюсков разных классов, иллюстрации по теме урока, раздаточный материал, учебники, презентация Power Point.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока «Многообразие моллюсков, их значение в природе»

Коршунова Елена Владимировна

учитель биологии 1 квалификационной категории

МБОУ СОШ №17, г. Саров

Цель: познакомить обучающихся с разнообразием моллюсков, раскрыть значение животных Типа Моллюски в природе и в жизни человека.

Задачи:

Образовательные:

  • Учащиеся должны знать характерные признаки брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков.
  • Раскрыть значение моллюсков в природе и жизни человека.

Развивающие:

  • Учащиеся должны научиться выделять характерные черты определённого класса моллюсков.
  • Дети должны уметь сравнивать, выделять главное и делать выводы.
  • Развивать у ребят познавательный интерес, навык работы с учебником и дополнительной литературой.

Воспитательные:

  • Учащиеся должны понять важность изучаемого материала, что знания и умения, полученные в ходе урока, пригодятся не только в дальнейшей учёбе, но и в повседневной жизни.
  • Продолжать формировать у учащихся навыки коммуникабельности, гуманных отношений к одноклассникам, выработать чувство ответственности за выполнение своей части работы, дисциплинированность – через групповую форму работы.
  • Продолжить экологическое воспитание учащихся и формирование у них бережного отношения к природе.

Тип урока : комбинированный

Методы обучения: частично-поисковый

Формы контроля: фронтальный опрос

Оборудование: таблицы с изображением моллюсков разных классов, иллюстрации по теме урока, раздаточный материал, учебники, презентация Power Point.

Время презентации Power Point.: 10 мин.

Структура урока:

  • Организационный момент (1 мин)
  • Приветствие
  • Подготовка аудитории к работе
  • Наличие учащихся
  • Актуализация знаний (3 мин)
  • Проверка усвоения материала прошлого урока (7 мин)
  • Изучение нового материала (23 мин)
  • Физкультминутка (1 мин)
  • Закрепление материала урока в ходе беседы, выполнение заданий (8 мин)
  • Подведение итогов работы, сообщение домашнего задания (3 мин)

На доске: число, месяц.

Тема: « Многообразие моллюсков, их значение в природе»

В классе : парты и стулья расставлены так, чтобы было удобно работать по группам. Учащиеся изначально оповещены о том, кто в какой группе будет работать. При этом в группу №4 входят самые сильные учащиеся класса.


Подписи к слайдам:

Многообразие и значение моллюсков Елена Владимировна Коршунова учитель биологии МОУ СОШ №17, г. Саров

Цель: познакомить обучающихся с разнообразием моллюсков, раскрыть значение животных Типа Моллюски в природе и в жизни человека. Задачи: Образовательные: Учащиеся должны знать характерные признаки брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Раскрыть значение моллюсков в природе и жизни человека. Развивающие: Учащиеся должны научиться выделять характерные черты определённого класса моллюсков. Дети должны уметь сравнивать, выделять главное и делать выводы. Развивать у ребят познавательный интерес, навык работы с учебником и дополнительной литературой. Воспитательные: Учащиеся должны понять важность изучаемого материала, что знания и умения, полученные в ходе урока, пригодятся не только в дальнейшей учёбе, но и в повседневной жизни. Продолжать формировать у учащихся навыки коммуникабельности, гуманных отношений к одноклассникам, выработать чувство ответственности за выполнение своей части работы, дисциплинированность – через групповую форму работы. Продолжить экологическое воспитание учащихся и формирование у них бережного отношения к природе. Целеполагание урока

Игра «Ты мне, я - тебе»

Классификация моллюсков Количество видов более 130 тысяч Тип Моллюски Класс Брюхоногие Класс Двустворчатые Класс Головоногие

Класс Брюхоногие моллюски Наземные улитки виноградная улитка янтарка зебрина лесная цепея Морские улитки ядовитус конус харпа мурекс тигровая цепрея

Мидии Устрицы Класс Двустворчатые моллюски

Класс Головоногие моллюски Осьминог Каракатица

Сравнительная характеристика классов Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие моллюски признаки для сравнения класс Брюхоногие моллюски класс Двустворчатые моллюски класс Головоногие моллюски места обитания вид пищи образ жизни деление тела на отделы раковина дыхание

Работа в группах Задание для 1, 2, 3 группы 1. Изучить текст учебника про определённый класс моллюсков и заполнить в таблице одноимённую графу. 2. Ответить на вопрос: Почему этот класс моллюсков получил такое название?

Работа в группах Задание для 4 группы Изучите текст инструктивной карточки "Рекорды моллюсков" и составьте рассказ по плану: Название представителя Название класса, к которому относится Рекорд

Физкультминутка

Класс Брюхоногие Малый прудовик Ариатна Голый слизень Виноградная улитка Катушка Ахатиниды

Класс Двустворчатые Мидии Устрица Лима Морское ушко Тридакна Перловица Морской гребешок

Класс Головоногие Каракатицы Осьминоги Кальмары Наутилус

Рекорды моллюсков. Гигантский кальмар Тридакна

Сравнительная характеристика классов Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие моллюски дно и поверхность водоёма, суша растения, различные органические останки малоподвижный малоподвижный голова, туловище, нога цельная, имеет форму завитка у большинства видов – жабры, у наземных - лёгкие дно пресных и солёных водоемов органические частицы, микроорганизмы туловище, нога из двух створок, соединённых связкой жабры жабры морское дно и в толще воды крабы, рыба, моллюски подвижный (50 км/ч) голова, туловище, щупальца не развита

2 3 4 5 10 1 8 6 7 9 о с ь м и н о г с л и з н я к в и н о г а н р д а я к а р а к а т и ц а п р у д о в и к у с т р и ц а ж е м ч у г п е р л о в и ц а р ы б ы г р е б е ш к о

Домашнее задание Учебник стр. 136 – 141, вопросы стр.142 – 143. Рабочая тетрадь стр.46 №84

Спасибо за внимание!





Виноградная улитка имеет ценность как продукт питания и в ряде стран употребляется в пищу в варёном виде. Особенный спрос она находит в Испании, во Франции и в Италии. При массовом размножении может приносить вред плодоводческим хозяйствам. Виноградная улитка


Голый слизень У слизней нет раковины, а тело покрыто густой слизью, предохраняющей его от высыхания. Они предпочитают влажные места и ведут ночной образ жизни. Полевые слизни поедают озимые растения, капусту и другие овощи, нанося вред сельскому хозяйству. Сами слизни являются источником питания для жаб и кротов.


В семейство Конусов входят моллюски с очень красивыми конусовидными раковинами. Они относятся к группе хищников. Обитают на мелководьях, среди кораллов и водорослей. Пищей им служат черви, моллюски, рыба. Охотятся они с помощью секрета ядовитых желёз. Конусы Конусы очень опасны и для человека, нападения их нередко смертельны.











Гребешок Гребешки постоянно перемещаются с места на место. Передвигаются они с помощью воды, которая сначала забирается в раковину, а затем с силой выбрасывается наружу. Гребешок стал символом путешественников. В средние века паломники носили ракушки гребешка на своих шляпах, чтобы показать, что проделали долгий путь по морю.


Они достигают 1,5 метра в диаметре и весят более 300 кг. В старину среди ныряльщиков – ловцов жемчуга за тридакной закрепилось название «моллюск-убийца». Если нога или рука ныряльщика случайно попадёт между створок, моллюск стремительно захлопнет раковину и человек может погибнуть. Тридакны Тридакна – настоящий исполин среди двустворчатых моллюсков.


Створки раковин, расположенных в передней части тела, усеяны рядами острых и жёстких зубчиков. Двигая створками, моллюск работает ими как тёркой, протирая ход в древесине. Тело этого двустворчатого моллюска сильно вытянуто (почти до двух метров), а вот раковина совсем маленькая (короче тела в раз). Корабельный червь - тередо






Осьминоги Гиганты массой до 25 кг длиной щупалец 3 м и крошки весящие всего 1 г Имеют 8 щупалец с присосками. Самые «умные» среди беспозвоночных. В момент опасности выбрасывают чернила, ставя «дымовую завесу». Могут отбрасывать щупальца, отвлекая врага и благополучно скрываясь. Обладают и настоящим ядом, который выделяют слюнные железы.


Каракатица Каракатица живёт у морского дна и питается креветками, обнаруживая их с помощью струи воды, которой «сдувает» поверхность песка. Сходным образом каракатица и прячется, взмучивая песок, который, оседая, скрывает животное. Моллюск прекрасно маскируется, меняя окраску тела в зависимости от цвета субстрата.


Наутилус Одна из древнейших групп животных – четырёхжаберные головоногие моллюски. Наутилусов за их изумительно красивую перламутровую раковину называют жемчужными корабликами. Плавают раковиной вперёд, подталкивая себя струями воды, выпускаемыми из мантийной полости. В настоящее время уцелели только в западной части тропической зоны Тихого океана.



Беспанцирные. Южная эпимения

Тип моллюски разделён на 7 классов: беспанцирные, моноплакофоры, панцирные, лопатоногие, двустворчатые, брюхоногие и головоногие.

Беспанцирные (Aplacophora) моллюски имеют червеобразное тело до 30 см длиной, целиком закрытое мантией, раковины нет. На брюшной стороне у них имеется бороздка с валиком - рудиментом ноги. Нефридии отсутствуют. Эта группа моллюсков - гермафродиты.

Один из двух подклассов - бороздчатобрюхиемоллюски - обитают в морях на глубине от 15 м до 4 км. Они зарываются в ил либо живут на кораллах. 250-300 видов.

Моноплакофоры (Monoplacophora) - морские, преимущественно ископаемые формы. Голова и нога могут втягиваться в раковину мышцами. Дышат 5-6 парами перистых жабр. Сердце состоит из 2 желудочков и 4 предсердий. Нервная система включает четыре продольных нервных ствола, связанных окологлоточным кольцом.

Периодом расцвета моноплакофор было время с кембрия по девон. До настоящего времени сохранился 1 род с 8 видами.

В класс панцирных моллюсков (Polyplacophora) входит около 1000 видов морских донных животных, встречающихся во всех морях, в основном, на мелководье. Панцирные моллюски обитают на камнях и скалах и питаются водорослями и детритом. Некоторые из них употребляются человеком в пищу.

Продолговатое тело длиной 0,5-30 см разделено на голову, туловище и ногу, которой панцирные моллюски присасываются к субстрату. Спинная сторона туловища покрыта раковиной, состоящей из восьми щитков. Органы дыхания - жабры, сердце состоит из двух предсердий и одного желудочка. Из органов чувств имеются глаза, расположенные на спинной поверхности тела, и органы осязания. Большинство панцирных моллюсков раздельнополы с наружным оплодотворением; развиваются с метаморфозом.

Тело лопатоногих (Scaphopoda) моллюсков заключено в раковину, похожую на бивень. Длина тела 0,4-25 см. На концах раковины находятся отверстия; через переднее из них лопатоногие могут выдвигать наружу голову и ногу. Над основанием головы расположены ловчие щупальца, служащие для осязания и захвата пищи (в основном, фораминифер). Эти моллюски раздельнополы; оплодотворение наружное. Из яйца появляется плавающая личинка.

Около 600 видов ведут роющий образ жизни в морях на различной глубине (до 6 км).

Раковина двустворчатых (Bivalvia) моллюсков состоит из двух створок, охватывающих тело моллюска с боков. Со стороны спины створки связаны между собой эластичной перемычкой - лигаментом, а изнутри - мышцами. Утолщённый спинной край створок несёт выступы, образующие замок. Раковина имеет размеры от нескольких миллиметров до десятков сантиметров. Гигантская тридакна вырастает в длину до 1,5 м, а масса этого животного может превосходить 200 кг. Тридакна может жить до ста лет.

Голова у двустворчатых моллюсков отсутствует - это результат приспособления к сидячему образу жизни. По этой же причине слабо развиты органы чувств: есть органы осязания, равновесия (статоцисты), хеморецепторы (осфрадии на жабрах). У некоторых имеются глаза. На брюшной стороне тела есть нога, служащая для прикрепления к субстрату. Органы дыхания - двоякоперистые жабры (у примитивных форм) либо жаберные пластинки. Сердце состоит из желудочка и двух предсердий.

Класс известен ещё с кембрия. Около 150 семейств и 20 000 видов. Двустворчатые моллюски, обитающие в морских и пресных водах, питаются планктоном и детритом, фильтруя воду сквозь сифоны в задней части раковины. Некоторые сверлят твёрдые породы и дерево (при помощи острых зубчиков раковины или растворяя породу выделяемой кислотой). Корабельный червь повреждает днища кораблей и пирсов, протачивая в них длинные ходы. Некоторых двустворчатых моллюсков (устриц, мидий, гребешков) употребляют в пищу.

Раковины брюхоногих (Gastropoda) моллюсков закручены в спираль и отличаются большим разнообразием формы. У некоторых моллюсков раковина погружена внутрь тела или отсутствует вообще. На голове есть пара щупалец с глазами. В ходе эволюции брюхоногие моллюски потеряли двустороннюю симметрию. У многих видов симметричные органы, расположенные в правой части тела, редуцировалась. Часть видов имеют своеобразное лёгкое - полость, заполненную воздухом или водой с растворённым в ней кислородом. Встречаются как гермафродиты, так и раздельнополые формы.

Различные виды класса обитают на суше (от альпийских высокогорий и тундры до тропических лесов и пустынь) и в воде. Наземные улитки, живущие несколько лет, переносят зиму в закупоренных слизью норках в спячке. Водные формы ползают по дну; некоторые входят в состав планктона, перемещаясь при помощи видоизменённой в плавник или киль ноги. Типичный пресноводный представитель - прудовик. Раковины фарфоровой улитки каури использовалась во многих странах в качестве монет, а из мурекса добывали красную и фиолетовую краски - пурпур. Слизни - вредители сельского хозяйства. Виноградная улитка употребляется человеком в пищу. Около 40 000 (по некоторым данным, более ста тысяч) видов делятся на три подкласса: переднежаберные, заднежаберные и лёгочные. Вымершие гастроподы известны с кембрия или даже протерозоя; 15 000 видов.

Класс головоногие (Cephalopoda) - наиболее высокоорганизованная группа моллюсков. Голова чётко обособлена. Часть ноги превратилась в 8 или 10 щупалец («рук»), окружающих рот. На конце щупалец, которыми животное хватает добычу, имеются присоски, нередко снабжённые роговыми крючками. Во рту расположены мощные роговые челюсти, напоминающие клюв попугая. С его помощью головоногие разрывают пищу, а зубчики радулы перетирают её в кашицу. Дело в том, что мозг этих моллюсков со всех сторон обступает пищевод, не позволяя заглатывать крупные куски пищи.

Остатки раковины иногда сохраняются под кожей в виде роговой пластинки; наружная раковина была в основном у вымерших форм. Единственными среди современных головоногих, до сих пор сохранившими наружную спиральную раковину, являются наутилусы. Кровеносная система развита хорошо; кровь имеет голубую окраску из-за входящего в состав эритроцитов гемоцианина. Дышат головоногие жабрами, некоторые способны к продолжительному пребыванию на суше (несколько часов или даже дней) благодаря запасённой в мантийной полости воде.

У входа в мантийную полость имеется воронка (сифон), представляющая собой вторую часть видоизменённой ноги. Благодаря реактивной силе, возникающей за счёт выбрасываемой из неё назад воды, животное движется задним концом тела вперёд. Сокращения мышц происходят с очень большой частотой, что обеспечивает равномерность движения. Это достигается, в частности, высокой проводимостью нервов - у некоторых кальмаров их толщина достигает 18 мм. У кальмаров была зарегистрирована скорость передвижения 55 км/ч. Головоногие также могут плыть, помогая себе щупальцами. Некоторые кальмары, выталкивая из сифона воду у поверхности моря, могут подниматься в воздух на несколько метров.

Органы зрения совершенны. Глаза, похожие на человеческие, имеют хрусталик и сетчатку; у гигантских кальмаров их величина превышает 40 см. На плавниках есть и миниатюрные термолокаторы. На внутренней поверхности щупалец и на присосках сосредоточены чувствительные органы обоняния (или вкуса). Развитым органам соответствует большой головной мозг.

Для пассивной защиты от врагов используется автотомия (головоногие «отбрасывают» щупальца, за которые их схватил враг) и выпрыскиваемые в сторону чернильные завесы, возможно, ядовитые. Кроме того, рассеянные по коже специальные клетки - хроматофоры и иридиоцисты- позволяют изменять цвет тела, «подстраиваясь» под окружающую среду. Некоторые головоногие способны к люминесценции.

Головоногие могут вырастать до гигантcких размеров - 18 м и больше (их масса может достигать нескольких тонн). Известны многочисленные рассказы о гигантских спрутах (кракенах), якобы уволакивающих морские суда на дно.

Все головоногие раздельнополы. Самцы осьминогов переносят сперму в мантийную полость самки особым щупальцем - гектокотилем. Часто оно отрывается от тела и самостоятельно плавает в поисках самки. Самка обычно высиживает яйца, иногда сооружая гнезда.

Головоногие обитают в морях (вплоть до глубины 5 км), предпочитая тёплые водоёмы. Одни формы живут среди прибрежных скал, другие - на больших глубинах. Одни плавают в толще воды, другие ползают по дну. Практически все - хищники, питающиеся рыбой, ракообразными, другими моллюсками; добычу ловят щупальцами, умерщвляя её секретом ядовитых желёз. Многие головоногие (кальмары, каракатицы, осьминоги) употребляются человеком в пищу. Класс делится на два подкласса: четырёхжаберные (вымершие аммониты и единственный сохранившийся сейчас род наутилусы) и двужаберные (каракатицы, кальмары, осьминоги и вымершие белемниты). Около 600 современных видов.