» » Музыкальная культура родного края презентация. Исследовательская работа "музыкальная культура родного края"

Музыкальная культура родного края презентация. Исследовательская работа "музыкальная культура родного края"

Юдина Наталия, Ижбердеева Аделина, Карташева Ольга, Брытченко Виктория, Калюжная Анастасия.

Это проект-презентация. Учащиеся 6-7 классов провели исследовательскую работу на тему "Музыкальная культура родного края". В ходе поисковой деятельности ученицы отметили для себя ряд задач, которые решили с помощью опроса людей, работающих в известных детских учреждениях родного края.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Музыкальная культура родного края

Родной край – это уголок, в котором мы живем. Нас окружают дома, лес, речка, пойма, степь. Из поколения в поколение передавались песенные традиции родного края. Сначала сформировалась народная песенная культура родной земли. После Крещения Руси в 988 году начала развиваться духовная культура села Пришиба. Когда появилась нотная грамота получила развитие композиторская музыка родного уголка. В современном городе Ленинске и Ленинском районе существуют народное, духовное и композиторское направление в музыке. Народная музыкальная культура – эта та музыка, которую сочинил народ или исполняемая народом в нашем краю. Таких песен очень много. Духовная музыкальная культура – эта музыка исполняемая в церквях. Композиторская музыкальная культура – эта музыка, сочиненная композиторами или исполняемая в нашем краю. Музыкальная культура родной земли состоит из танцевальных, вокальных, творческих коллективов детско-юношеского центра, дворца культуры «Октябрь», музыкальной школы, подросткового центра, центра семьи и общеобразовательных школ. Начнем наш рассказ.

Музыкальные направления творческих коллективов Дворца Культуры «Октябрь Вокальные направления. Вокальная студия «Образцовый», « Ремикс » – руководитель Кузнецова Елена Алексеевна. Воспитанники – дети с 5 до 17 лет. «Почемучки» – вокальная группа 5-6 лет. Исполняют детские песни. «Импульс» организовался три года назад в 2010 году. Возрастная категория детей 11-12 лет. Исполняют более взрослые песни. Репертуар исполнения разнообразен. Шайкина Марина Валерьевна. Вокальная группа «Патриот», а в 2013 году образовался «Трио – Патриот» малыш. Народный хор ветеранов войны и труда. Руководитель Брытченко Нина Викторовна. Репертуар песен разнообразен. Поют о России, о родной земле, советские песни прошлых лет. Дружат с интернатом для пожилых людей. В состав входят люди от 55 лет и старше. В хоре 25 человек. Инструментальные направления. Личманов Андрей Георгиевич - «Игра на балалайке». Состав мальчики 14 лет.

Танцевальные направления. Борисова Елена Викторовна. Руководитель танцевальных коллективов: Народные Детские эстрадные Бальные танцы.

Нина Викторовна Брытченко руководитель хора ветеранов войны и труда.

Музыкальные направления творческих коллективов детско – юношеского центра. Инструментальное направление. Детский образцовый духовой оркестр «Гармония». Руководитель оркестра Александр Петрович Захаров. Единственный детский духовой оркестр в районе. Являются победителями всероссийских конкурсов и фестивалей. Духовой оркестр – гордость нашего города. Эстрадный ансамбль. Руководитель ансамбля Доброхотов А.В. Гитара Доброхотов А.В. Работает этот ансамбль три года. Ребята в нем только начинают. Вокальное направление. Образцовая вокальная студия « До-ми-соль-ка ». Руководители студии Захарова Алла Михайловна и Палехова Татьяна Юрьевна. Образовалась студия в 2004 году. Вокалисты побывали в более 20 городах России, а также за границей. Проходит ежегодный районный конкурс « Супер Стар», в котором принимали участие более 100 ребят со всего района.

Танцевальное направление. Танцевальные коллективы « Искринки ». Руководитель Москаленко Юлия Валерьевна. Коллектив образовался в 2002 году. В составе девочки 12-15 лет. Направления – модерн, детская эстрада. «Пупсы». Руководитель Екимова Мария Сергеевна. Коллектив образовался в 2005 году. Возрастная категория детей девочки 6-11 лет. Направление – стелизованное, детская эстрада. За последний год коллектив стал победителем множества танцевальных конкурсов в Волжском, в Волгограде и в Москве.

Музыкальные направления творческих коллективов « Ленинской музыкальной школы искусств». Вокальное направление На базе школы работают детские и взрослые коллективы: вокальный ансамбль «Фантазия» (год создания - 2010) и «Почемучки» (год создания - 2010), рук. Макарова Ольга Викторовна фольклорные ансамбли « Журавушка » (год создания - 2008), «Родничок» (год создания - 2009), дуэт « Канаватка » (год создания - 2010) рук. Бычинская Татьяна Васильевна фольклорный ансамбль «Соловушки», рук. Шайкина Марина Валерьевна школьные хоры «Колокольчик» и «Ровесники» рук. Прибальская Галина Викторовна учительский фортепианный ансамбль «Гармония» (год создания - 2006).

Инструментальное направление ансамбль балалаечников, ансамбль народных инструментов рук. Личманов Андрей Георгиевич ансамбль домристов. Рук. Паули Татьяна Александровна Учительский фортепианный ансамбль «Гармония» (год создания - 2006). ансамбль народных инструментов «Наигрыш» рук. Цыбулько Маргарита Юрьевна. Отделение народных инструментов: Цыбулько Маргарита Юрьевна, Стромилова Ольга Ефимовна, Личманов Андрей Георгиевич, Паули Татьяна Александровна, Саблин Сергей Вячеславович. Фортепианное отделение: Кравцова Ирина Сергеевна, Морозова Надежда Николаевна, Стрелкина Нина Александровна, Макарова Ольга Викторовна, Прибальская Галина Викторовна, Шайкина Марина Валерьевна, Зиновьева Валентина Павловна, Шахулова Марина Борисовна. Музыкальный фольклор: Бычинская Татьяна Васильевна, Чурзина Ольга Владимировна, Токарева Людмила Михайловна, Трусова Инна Игоревна, Азарова Татьяна Николаевна, Пастернак Любовь Павловна.

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Ленинская общеобразовательная школа № 1» На протяжении многих лет развивается в школе вокальное и хоровое направление. Эта тенденция наблюдается в школьной музыкальной программе «Музыка». За последнее десятилетие воспитанники МКОУ «ЛСОШ №1» занимали много призовых мест в музыкальных конкурсах. В сотрудничестве с детско-юношеским центром, дворцом культуры «Октябрь», музыкальной школой, подростковым центром, центром семьи и общеобразовательных школ в районе развивается музыкальная культура родного края по трем направлениям: вокальное, инструментальное и танцевальное.

Хор МКОУ «ЛСОШ №1»

Ковалев Павел, ученик 11 класса

Дуэт Евдокимова Кристина и Пухальская Мария, ученицы 10 «Б» класса

Над проектом работали. Руководитель проекта. Курина Елена Валентиновна. 7 «А» класс: Калюжная Анастасия Брытченко Виктория. 7 «Б» класс: Ижбердеева Аделина Карташева Ольга Тен Павел 6 «А» класс Фотограф Юдина Наталия.

В отечественном музыкознании с течением времени всё более возрастает интерес к теме «Музыкальная культура русской провинции» . Её краеведческий аспект неизменно актуален. О важности проведения музыкально-краеведческих исследований, необходимости изучения местных музыкально-исторических материалов писали в 20 -30 -е годы XX века известные учёные М. П. Алексеев, Б. В. Асафьев. Между тем музыкальное краеведение долго оставалось мало востребованной отраслью научного знания. Только в последнее тридцатилетие оно развивается как самостоятельная научная область, но этап её становления ещё не завершён. В процессе изучения музыкальной культуры различных регионов России нарабатываются методология и понятийный аппарат краеведческих работ. Сегодня вектор научной мысли направлен на расширение географии её объектов, углубление проблематики, выявление типологических и специфических параметров бытования музыки в провинции для воссоздания более полной и объективно обоснованной картины общероссийского музыкально-исторического процесса, где провинции отводится роль хранительницы коренных вековых традиций.

Краеведческие исследования развенчивают устоявшиеся с прошлого века оценки и представления, вкладываемые в понятия «провинция» , «провинциальная культура» как нечто архаичное, застойное - «пропылившийся бархат кулис» , как дешёвое подражание новым веяниям в искусстве, отсутствие интеллектуального начала и плохой вкус. Эти работы открывают миру глаза на богатые, плодоносные музыкальные традиции русской провинции, ее неповторимые черты, самобытный уклад жизни, определяют место провинции в культурологическом контексте российской музыкальной истории. Всё сказанное подтверждает значимость и актуальность рассматриваемой темы, которая сама по себе и не нова в музыкознании. Сегодня в области музыкального краеведения наметилась тенденция к изучению музыкальной культуры центральной части России, которая в силу географической близости к столицам испытала на себе влияние Москвы и Петербурга в большей степени, чем, например, регионы Урала, Сибири, Дальнего Востока. Наглядным подтверждением этому может служить Липецкая область.

Истоки России, ее самобытности, русской души, лежат в народной культуре, традициях, творческом наследии наших предков. Традиционная песня, танец, народные промыслы продолжают нести то исконное, что тысячелетия назад сформировало русскую цивилизацию. Даже новшества, пришедшие к нам из-за границы, творчески переосмысливались и приобретали свои традиционно русские черты – музыкальные инструменты перестраивались на лад народных песен, в кружево и вышивку вносились традиционные, часто языческие народные мотивы. Все могла вписать народная культура, переработать и сделать своей частью, согласной всех других сторон народной жизни. Сегодня во многих местах России и в Липецкой области, возрождается народная культура, народные промыслы. Часто можно найти старого потомственного мастера, который готов передать народную традицию подрастающему поколению, иногда какойнибудь народный самородок подхватывает из слабеющих рук мастера его потомственный промысел. Особенностью формирования народных промыслов можно назвать историческую удаленность наших земель от центров русской государственности – Киева и Москвы. Вятичи, населявшие наши земли, только в XIV веке, одними из последних, приняли христианство, так что традиционные символы, обычаи и традиции сохранялись здесь дольше всего и получили свое отражение в народных промыслах, игрушках и вышивке. На территории области сохранились и развиваются такие виды искусства, как резьба по дереву, домовая резьба, изготовление мебели из лозы, ковроткачество, плетение кружева, плетение из соломки, создание елецких гармошек.

Гармоника елецких мастеров – «елецкая рояльная» («роялка» , «русянка») стала прообразом элегантного аккордеона. Готовую гармонику елецкий мастер «строил» , вслушиваясь в звуки, сличая с пением гармоники-образца, которая была у каждого мастера своя. Каждая елецкая рояльная – мастеровая гармонь, её никогда не собирали на фабриках музыкальных инструментов. На пороге XXI в. напевная ельчанка оказалась на грани исчезновения. Но в 2013 г. в г. Ельце открылась мастерская по изготовлению елецкой рояльной гармони. Николай Афанасьевич (сын знаменитого гармониста-рояльщика Афанасия Ивановича Матюхина), Константин и Илья (внуки), решили возродить традиции старых мастеров. Самая первая рояльная гармонь мастерской Константина Матюхина отправилась в Австрию. В 2014 г. елецкая гармошка 1923 г. работы знаменитого мастера Ивана Черных, отреставрированная Матюхиными, выступила на зимней Олимпиаде в Сочи, показав всему миру ещё одну сторону многоликой российской культуры.

Афанасий Иванович Матюхин (1929 – 2007 гг.) – елецкий гармонист, уроженец д. Озерки Становлянского района Липецкой области. Вошёл в «Золотую Десятку» в передаче Заволокина «Играй, гармонь любимая!» . Корольков Анатолий Иванович род. в 1942 г. на хуторе Поздняково Боринского района Липецкой области. Гармонист «Золотой десятки» Всероссийской передачи «Играй, гармонь любимая!» им. Заволокина (г. Иваново, г. Казань). Лауреат многих конкурсов и фестивалей гармонистов России и зарубежья. Им создан Детский ансамбль рояльных гармоней при детской музыкальной школе в селе Борино, в которой он много лет проработал директором. Евсеев Александр Алексевич, 85 лет. Один из последних жителей деревни 1 -е Машенино Краснинского района Липецкой области. Александр Алексеевич берёт в руки елецкую рояльную. Гармонь отремонтирована в елецкой мастерской Матюхиных. Привычно растягивает меха, из деревянного устройства начинает звучать тонкая, душевная мелодия, и тебе уже хочется улыбнуться, сердце начинает ровнее и веселее биться.

Частушечные песенно-инструментальные формы занимают центральное место в фольклорной традиции Добровского района, расположенного на северо-востоке Липецкой области. В репертуаре местных народных исполнителей можно выделить как общерусские, так и специфические локальные частушки («Канарейка» , «Досада» , «Монастырские» , «Тягучие» и др.). Всего в селах Добровского района Липецкой области зафиксировано 13 различных частушечных форм. Их выделяют многоплановость бытования, уникальность музыкально-стилевых форм и особая манера исполнения в крайне высоком регистре. Этнографические сведения позволяют говорить о том, что на этой территории частушки были доминирующим жанром уже в 1930 -е годы, а в последние десятилетия заняли главенствующее положение в местной музыкально-фольклорной традиции. Наибольшее распространение получили частушки в сопровождении гармони. Помимо хроматической гармоники в Липецкой области огромную популярность в народной среде имела елецкая рояльная гармошка, получившая название от известного центра по ее изготовлению – г. Ельца. Особенностью елецкой рояльной гармоники являются клавишные клавиатуры на правой и левой сторонах, причем слева клавиши расположены с обеих сторон грифа. В народной среде особой любовью пользовалась однорядная диатоническая рояльная гармошка, или шестипарка.

Фольклорный ансамбль «ВОСКРЕСЕНИЕ» Липецкий фольклорный ансамбль «Воскресение» был организован в 1991 году выпускницей Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова Кристиной Иващенко при Областном Доме народного творчества г. Липецка. Ансамбль принадлежит к коллективам «натуральной» ориентации, стремящимся базироваться на подлинном местном песенном репертуаре и воспроизводящим его в манере, максимально приближенной к аутентичному оригиналу. Одним из важных направлений работы коллектива является передача своих знаний и умений подрастающему поколению. При ансамбле существуют две детские группы, осваивающие традиционную культуру народа посредством естественного вхождения в неё через игру, сказку, прибаутку. Главный принцип освоения традиции, которому следуют участники коллектива – перенимать песни «из уст в уста» , учиться непосредственно у сельских мастеров-умельцев во время специальных музыкально-этнографических экспедиций, начавшихся в 1989 году и продолжающихся по сей день.

ФОЛЬКЛОРНЫЙ АНСАМБЛЬ "ВЕРА" Фольклорный ансамбль "Вера" был создан на базе областного центра культуры и народного творчества в 2010 году. Руководителем и вдохновителем ансамбля стала выпускница липецкого областного колледжа искусств им. К. Игумнова Григорьева Екатерина Алексеевна. Своё название "Вера" ансамбль выбрал не случайно. Давняя искренняя увлечённость участников коллектива фольклором с течением времени стала их осмысленной верой в незыблемую ценность традиционного фольклора как части общего наследия человечества и мощного средства сближения различных народов. "Живы традиции, жива моя земля, жив мой народ!" – вот девиз коллектива. В репертуар «Веры» входят традиционные русские песни. Липецкая область молода, она соткана из частей Курской, Орловской, Тульской, Рязанской, Тамбовской и Воронежской областей. Такое разноцветье культур наложило отпечаток на жанровое и локально-стилевое своеобразие музыкального фольклора Липецка, и участники ансамбля с удовольствием демонстрируют слушателям всю многогранность культуры родного края. Так же, в репертуаре ансамбля присутствуют и традиционные песни других областей.

Cлайд 1

Cлайд 2

Развивалась она, прежде всего, как вокальная музыка. Истоки ее в народной русской песне. В народной песне отражалась вся жизнь народа (труд, быт, вера и т.д.). Из самых древних песен известны колыбельные, календарные песни (языческие песни, связанные со временем года – весенние песни и др.). У них узкий диапазон.

Cлайд 3

9-12 века – время Киевской Руси. В 988 году Русь приняла христианство. Оно пришло из Византии. Образовалось 3 основных очага музыкальной культуры: 1) Народная песня. В народной песне есть связь с язычеством. Из народа выделялись талантливые люди – скоморохи. Они веселил народ, исполняя не только музыкальные номера, но и цирковые. Они подвергались гонению со стороны церкви. Церковь не одобряла инструментальную музыку. Она признавала только вокально-духовную музыку.

Cлайд 4

2) Княжеский двор. Здесь центральной фигурой был певец-сказитель, который сочинял и пел нараспев песни и былины о ратных подвигах князя и его дружины. Аккомпанировал он себе на гуслях. При дворе использовали и другие инструменты – домру, рожки, гудок (струнный инструмент, имеющий 3 струны и смычок).

Cлайд 5

3) Церковь. Это – самый важный очаг. Развивалась письменность, иконопись. Появился “знаменный распев” (11-17 вв.). Это – молитвы-песнопения, которые исполнял мужской хор унисон. По характеру – суровые напевы, имеющие плавную мелодию и узкий диапазон. Записывались эти распевы знаменами (знаками), некоторые из которых – крюки. Они не означали точной высоты, а только направление мелодии (вверх или вниз). Эти распевы сочиняли монахи-распевщики. Самые известные из них – Федор Крестьянин (одно из наиболее известных произведений – “Стихира”), Савва Рогов. Тексты сначала переводились с византийского. В 16 веке знаменные распевы писал сам Иван IV (грозный). В дальнейшем знаменный распев стал одним из источников русской музыкальной классики (Рахманинов, Мусоргский и др.).

Cлайд 6

В 12-15 веках выделялось Новгородское княжество. Здесь музыкальное искусство несколько отличалось. Народ жил хорошо. Расцветало скоморошество (здесь оно не подвергалось гонению церкви). Слагались былины, но в них прославляли не подвиги князя, а ловкость, смекалку.

Cлайд 7

Конец 14-го – 16 вв. – время Московской Руси. В это время правили Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван Грозный (16 век), который объединил Русь и взял у татар Казань. О взятии Казани складывали песни и былины. При дворе Ивана IV музыка получила большое развитие. Из-за границы он привез орган, клавикорды, создал “Хор государственных певчих дьяк”. Это – время расцвета знаменного пения. Богослужения отличались пышностью. В это же время появилось первое русское многоголосие (знаменный распев – одноголосие). Стало появляться строчное пение – основной голос и голоса ниже и выше от основного голоса. Дьяк Иван Шайдуров ввел новую запись – “киноварные пометы”, в которых уже фиксировалась высота звука. Запись стала более совершенной.

Cлайд 8

В 17 веке знаменный распев исчез. 1613 г. – начало династии Романовых (Михаил). Складывается русская нация. Возникают народные бунты. Вся эта жизнь отразилась и в народных песнях – песни-вольницы, сатирические песни. Возник новый жанр – лирическая народная песня (лирическая протяжная). Это, прежде всего, песни о тяжелой женской доле (медленные, выразительные, страдальческие). Один из ярких примеров этого жанра – песня “Лучинушка”.

Cлайд 9

Развивалось русское многоголосие. Во многом это связано с тем, что к России присоединилась Украина, в которой сказывалось влияние польской католической музыки (хоральное пение). Развивалось “партесное пение” – пение по партиям. Высший жанр партесного пения – духовный хоровой концерт. Это – грандиозное хоровое произведение для многих голосов (аккордовое мышление). Обязательно должны были отсутствовать инструменты. Партесные концерты писал Василий Титов (написал концерт в честь полтавской победы – 12 голосов), Николай Бавыкин.

Cлайд 10

В 17 веке возникли и новые светские жанры – канты и псалмы (отличие состояло только в тексте). В кантах – светский текст, а в псалмах – духовный текст. Эти жанры имеют свои особенности – 3 голоса, в которых 2 верхних голоса параллельны, а бас – гармоническая основа. Канты были сильно распространены в 18 веке – в эпоху Петра I. Тогда появились панегирические канты (хвалебные) в честь побед Петра I. Они имели кварто-квинтовые интонации и были энергичные. Форма в них куплетная. Канты повлияли в дальнейшем на русскую музыку: Глинка – заключительный хор “Ивана Сусанина” (“Славься”) – 3 голоса, склад канта (имеет черты гимна и марша); так же это проявляется в финале симфонии Глазунова.

Cлайд 11

С Украины в Россию пришла нотная запись на пяти линейках квадратными нотами. Вершина развития партесного стиля – духовные хоровые концерты Березовского и Бортнянского. Березовский – крепостной музыкант. Он был очень талантливым. За его огромный талант его послали в Италию. Там он учился у Падре Мартини (учитель Моцарта). Березовский покончил жизнь самоубийством. Хоровые концерты Березовского находятся на очень высоком техническом уровне, сравнимым с Моцартом. У него было огромное гармоническое и полифоническое мастерство. Концерты его состоят из разных контрастных частей (среди них попадаются фуги). Особенно популярный концерт – “Не отверзи мене во время старости” (обращение к Богу).
СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РОДНОГО КРАЯ

Алехина В.М., зав. кабинетом музыки

Система эстетического воспитания населения в нашей стране переживает, как известно, серьезный кризис. Наиболее существенные причины этого кризиса – преобладание потребительского отношения к искусству, установка на развлекательные формы современной массовой культуры в противовес высоким образцам классического и современного искусства, традиционной народной культуры.

Одним из путей решения задачи художественного образования и эстетического воспитания школьников является искусствоведческое краеведение - как составная часть общего краеведения. Музыкальный фольклор во всем разнообразии его жанровых, историко– и диалектно-стилевых проявлений представляется как важнейшая и неотъемлемая часть национальной культуры в целом и музыкальной культуры в частности. Вопросы теории и истории народной музыки, особенности содержания, специфика художественных форм музыкального фольклора, исполнительские традиции, взаимодействие народной и профессиональной культур, состояние и перспектива развития элементов традиционной музыкальной культуры – круг ключевых проблем современной музыкальной фольклористики.

Сегодня, когда естественный механизм передачи традиционных духовных ценностей от поколения к поколению почти разрушен, преемственность фольклора во многом зависит от целенаправленной деятельности учреждений образования и культуры. На протяжении ряда лет в липецком крае осуществлялась экспедиционная работа профессионалами – исследователями: сотрудниками Областного дома народного творчества и педагогами Липецкого областного колледжа искусств им. К.Н. Игумнова
В.Б. Стебеневой, К.Л. Иващенко, Е.Б. Вершининой, В.В. Грибановой,
Н.В. Чесноковой, учеными - этнографами Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Н.Н. Гиляровой, В.М. Щуровым, учителями музыки школ и руководителями детских фольклорных и фольклорно-этнографических коллективов Т.В. Смоляковой (детский образцовый фольклорно-этнографический ансамбль «Веснушка» МОУ гимназии №1 г. Липецка), Н.А. Приходько (фольклорно-этнографический ансамбль с. Колыбельское Чаплыгинского района), Н.Г. Юрковой (детский образцовый фольклорный ансамбль «Бусинки» с. Частая Дубрава Липецкого района), Н.М. Бартеньевой (детский образцовый фольклорный ансамбль «Хорошки» с. Яблонево Краснинского района) и др.

Липецкий музыкальный фольклор и своеобразие его жанровой системы представлен в многочисленных сборниках, изданных сотрудниками Областного дома народного творчества. Е.Б. Вершинина – одна из тех, кто профессионально осуществляет нотацию собранного материала. В одной из вступительных статей к нотному изданию «Напевы Липецкого края» она пишет о том, как складывались песенные традиции на территории верхнего Подонья. «Большинство сел здесь образовалось, начиная с XVI, в течение XVII – XVIII веков, как раз тогда формировалась южнорусская традиция, в ареал которой входит наш край. Территорию современной области составило пограничье пяти губерний. Особенности заселения обусловили характерный сплав народной культуры: с одной стороны, породили единую региональную традицию верхнего Подонья, а с другой – известную пестроту и многообразие песенных систем. Централизующий компонент в южнорусских песенных системах – хороводные и плясовые песни, на которые ориентируется музыкальный код свадебного ритуала. Не случайно многие из них на территории верхнего Подонья как бы «кочуют» из жанра в жанр: свадебные песни атрибутируются исполнителями как хороводные и плясовые, а те, в свою очередь, как свадебные. Здесь налицо жанровое переосмысление песен. Кроме того, местным традициям свойственно еще одно явление, называемое вторичной приуроченностью песен. Например, к свадьбе могут быть приурочены определенные разновидности частушек, а к календарным праздникам – лирические и плясовые песни».

К настоящему моменту зафиксировано и издано далеко не все из того, что продолжает порождать живая фольклорная традиция. Предстоит дальнейшая экспедиционная и краеведческая работа с архивными и экспедиционными материалами, требующая профессионального подхода к звуковой (обычно многоканальной) и видео – записи, нотации музыкальных текстов. Исследуются соотношения музыкально – поэтических и изобразительных видов искусства, изучаются области фольклора, в которых музыка находится в неразрывной связи с танцами, играми, зрелищными и словесными формами народного творчества. В этом проявляется полиэлементность фольклора, его изначальный синтез, называемый синкретизмом. Фольклор - творчество устное, усваивается устно-слуховым, подражательным способом. С «устностью» связано и то, что фольклорное произведение существует и может восприниматься только в момент живого исполнения, «художественность» и «образность» которого будет зависеть от конкретных сиюминутных ситуаций и реакций слушателей, в чем проявляется одно из свойств коммуникации фольклора. Вариантность – это непреложное свойство жизни фольклорного материала (вокального, инструментального, танцевального), таким образом, в фольклоре в едином творческом акте сосуществует «создание – исполнение» и «исполнение – создание». В связи с этим остается актуальным вопрос: «Возможно ли фольклорное действо, разыгрывание календарных и семейно-бытовых обрядов на сцене как концертное исполнительство?»

На протяжении ряда лет имеет место подмены фольклора фольклоризмом или «вторичным фольклором». Это явление международное и его формы многообразны: использование фольклора в эстрадно-развлекательных программах, в туристско-коммерческой индустрии; обработка и цитирование фольклорных произведений в творчестве профессиональных композиторов, создания авторских сочинений по типу фольклорных на основе использования элементов языка фольклора. Следует отметить явление, когда интерпретация фольклорных произведений неаутентичными исполнителями (профессиональными академическими певцами, народными академическими хорами, профессиональными и самодеятельными ансамблями песни и пляски) выдается за народное творчество. Отношение к фольклоризму разное, его можно рассматривать и как суррогат фольклора («окультуренность» современными ритмами, тембрами, манерой исполнения) и как способ сохранения, привнесения «новизны», национального колорита в сферу художественной культуры.

Максимально приблизится к аутентичному фольклору позволяют этнографические и фольклорные коллективы в репертуаре которых исключительно подлинные образцы исполнительства (с сохранением местного диалекта и его фонетических особенностей). Некоторые ансамбли так глубоко входят в местный певческий стиль, что могут свободно импровизировать, многоголосно распевать песни вместе с подлинными носителями традиции. Такими умениями обладают исполнители фольклорно-этнографического коллектива «Воскресение» Областного дома народного творчества под руководством К.Л. Иващенко. Ансамбль получил такое название в связи со стремлением его участников освоить и сберечь от забвения, воскресить песни родного края в наши дни почти ушедшие из певческой практики в селах, расположенных в верховьях Дона.

Явления фольклора и фольклоризма имеют место и в школьном музыкальном воспитании. При освоении жанрово-стилевой специфики регионального музыкального фольклора серьезное внимание должно быть обращено на осведомленность учителя о разнообразии самобытных народных культурных традиций, сложившихся на Севере, Юге, в Центральной части и на Западе России, в Поволжье и Сибири. Проявляется оно весьма широко: отличаются говоры («окание», «якание», «акание» и т.п.), манера интонирования, движения, имеются серьезные различия в обрядах, костюмах. Из практики фольклорного исполнительства важно исключить стилевое смешение певческих манер, диалектов, несовместимость элементов народных костюмов разных регионов страны, а также знать предназначение и принципиальные отличия детской и взрослой традиционной одежды.

Образовательный стандарт начального и основного общего образования по искусству (предмет «Музыка») предусматривает обязательное введение в содержание школьных программ музыкального фольклора России, народных музыкальных традиций родного края. Уроки, а также внеурочные формы работы должны помочь раскрыть детям целостную панораму музыкального искусства от арахаики до многоликой современности. Ученый – музыковед Б.В. Асафьев видел в музыкальном фольклоре «интонационную опору» для развития слуховых навыков и культуры слышания академической музыки, считал, что начальное музыкальное образование нужно строить именно на «этнографии слуха».

Признавая право на существование аутентичного и стилизованного фольклора в школьной практике, отметим, что сегодня недостает именно подлинных образцов с заострением внимания на региональной традиционной культуре.

Практика показывает, что у детей, как правило, огромная потребность в художественных формах выражения. Чем раньше ребенок усваивает фольклор как синкретическое искусство, тем более он «синкретичен» от природы и воспринимает окружающий мир как живое, одушевленное. С включением в школьные занятия основных жанров народного музыкального творчества, одновременно вводится и фольклорный способ освоения материала, основанный на игре, драматизации, на изустном способе передачи опыта исполнения. Вариативность, импровизационность, имитационность, которая лежит в основе детского музицирования и в природе построения народных песен – может естественно и при этом художественно организовать процесс их разучивания. При этом решаются воспитательные задачи: развитие коммуникативной культуры, навыков координации действий и самоконтроля, этики поведения и самоотдачи, собранности и воли, феномена коллективного творчества, когда от усилий каждого зависит конечный результат. Кроме того, фольклорное музицирование является действенным арт - терапевтическим средством.

1. Произведения собственно детского творчества – песенки, приговорки, считалки, игры, сказки.

2. Произведения творчества взрослых, предназначенные для детей – колыбельные, потешки, пестушки.

3. Произведения, объединяющие мир взрослых и детей:


  • музыкальный материал, заимствованный у взрослых и переработанный детьми в соответствии со своими вкусами и интересами;

  • песни – осколки, обрывки из «взрослых» песен;

  • песни, целиком перешедшие от взрослых к детям без каких – либо изменений.
Наиболее сложно развить навыки музыкальной импровизации. Оргинальный «вариативный метод» освоения детьми песенного фольклора разработала автор факультативной программы и УМК для начальной школы «Русский фольклор» доцент Российской академии музыки им. Гнесиных Куприянова Л.Л. Поиску вариантов напева предшествует многократная декламация детьми заданного учителем текста нараспев и с соблюдением слогоритма. Затем следует унисонное пропевание подряд нескольких вариантов напева на разные звуковысотные тона с текстом различных песенных строф. При этом осуществляется постоянный контроль за сохранением опорного тона в конце напева. Дальше идет индивидуальный поиск каждым ребенком своего мелодического варианта в пределах заданной звуковой сферы, с сохранением при этом ритмического рисунка и опорного тона. Заканчивается работа попыткой соединить все созданные варианты в коллективном пении. Эта методика, прошла апробацию во многих детских фольклорных коллективах и доказала свою перспективность.

Экскурсии, экспедиционная деятельность с использованием современных технических средств, выходящая за рамки школьного урока и органично входящая в планирование учебных занятий фольклорного кружка поможет освоить учащимся в реальной жизни метод народного песнетворчества и музыкально-речевого интонирования, станет основой обучения детей родной музыкальной речи на музыкально-поэтическом языке места проживания. Особую ценность представляет возможность неоднократных встреч с местными народными исполнителями и совместное музицирование (на последующих этапах после первичного разучивания аутентичного музыкального материала).

Теоретическая подготовка в контексте школьных занятий, знание основ мифологии, символики, имеющих важное значение в народном творчестве, поможет грамотно сформулировать вопросы по основным разделам экспедиционного собирательства включающих: календарные обряды; обрядовые песни (ритуальные, заклинательные, величальные, корильные, игровые, лирические, подблюдные); семейно-бытовые обряды; исторические песни; былины, баллады, предания, легенды; заговоры; сказки; необрядовые песни, частушки; детский фольклор; народный театр; пословицы, поговорки, загадки. При наличии паспорта фольклорного произведения материал может считаться научной записью. Он систематизирует данные о собирателе, о времени фиксации фольклорного произведения, о месте его записи, об информанте, а также дополнительные сведения: определение жанровой принадлежности, манере исполнения, когда и от кого оно было усвоено и др. Экспедиционная деятельность - это по своей сути долгосрочный проект, в котором могут принять участие школьники разных классов и межшкольных групповых объединений района. Результатом работы может стать музыкальная исполнительская деятельность, организация и проведение народных календарных праздников в школе и подшефных учреждениях, печатные работы и статьи в газету, оформление и передача материалов в местный краеведческий музей, создание школьного музея художественной культуры родного села.

Именно благодаря таким подходам музыкальный фольклор может стать методом приобщения детей к богатому пласту народной культуры, важным первоисточником знаний о своем крае.

Литература

Науменко Г.М. Фольклорная азбука. Учебное пособие для начальной школы. – М.: Издательский центр «Академия», 1996.

Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Вып.1. – М., 1990 (Сб. науч. тр. /НИИ культуры).

Круглов Ю.Г. Фольклорная практика: Пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1986.

Зуева Т.В.: Русский фольклор: Слов. - справ. – М,: Просвещение, 2002.

Напевы Липецкого края: сб. нар. песен /ред.-сост. Е.Б.Вершинина.-Липецк: ООО «ИГ «ИНФОЛ», 2004.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 61 г. Челябинска»

Городская научно-исследовательская конференция юных краеведов в рамках Всероссийской программы «Отечество» «Край родной»

Музыкальная культура родного края

«Культурное наследие»

Научный руководитель:

Завьялова Анна Анатольевна,

учитель музыки

первой категории МБОУ «СОШ №61 г. Челябинска»

Челябинск, 2018

Содержание

Введение

Глава 1 Исполнители и музыкальные коллективы города Челябинска

Глава 2 Исследование

Заключение

Литература

Приложение 1 Детская хоровая студия «Радуга»

Приложение 2 Опрос

Приложение 3 Коллекция песен

Приложение 4 Детские вокальные коллективы

Введение

В мире много интересного. С чем-то мы сталкиваемся каждый день. К примеру, нам привычно слышать музыку вокруг. Но задумывались ли Вы когда-нибудь о том, что такое музыка? Мы ведь ее не видим, но жить без нее не можем! А какая музыка звучит или рождена в моем родном краю? Вот и появился замечательный повод для исследования родной музыки.

Мы начали с ответа на вопрос: что такое музыка? Для поиска полного, интересного ответа мы провели опрос одноклассников и своих знакомых из других классов. Ответы были разные, но большинство ребят считают, что музыка – это искусство, красивые звуки, мелодии, ноты, любимые песни. В словаре С.Ожегова приведено определение музыки как «организованные по высоте и времени звуковые последования».

А что такое родной край? Одноклассники считают, что родной край – это Родина, родной город, область, в которой мы живем, кто-то считает, что родной край – это только то место, где человек родился. В Словаре эпитетов дано определение родного края как «место исконного пребывания кого-либо», в Юношеской энциклопедии сказано о месте, где протекали детство и юность, где проходят годы сознательной жизни. Получается, что с самого моего рождения с нами рядом родной край и замечательное искусство – музыка!

Целью исследования стало: познакомиться с исполнителями и музыкальными коллективами нашего города и области.

Задачи исследования:

    Найти информацию по данной теме.

    Познакомиться с исполнителями и музыкальными коллективами

    Провести исследовательскую работу. «Музыкальные коллективы города Челябинска».

    Подготовить коллекцию песен и музыкальных произведений о Родине в исполнении музыкальных коллективов и исполнителей авторских произведений города Челябинска и Челябинской области (тексты и CD -диск).

    Подготовить информационный буклет для детей и их родителей о детских музыкальных коллективах Металлургического района.

    Проанализировать полученный результат исследования.

Гипотеза. Мы предполагаем, что уровень информирования челябинцев о песнях и музыкальных произведениях о Родине в исполнении музыкальных коллективов и исполнителей авторских произведений города Челябинска и Челябинской области недостаточен.

Объект исследования : известные музыкальные коллективы и исполнители города Челябинска. Предмет исследования : песни, музыкальные произведения о малой Родине – Челябинске и Челябинской области в исполнении музыкальных коллективов и исполнителей авторских произведений. Методы исследования : поиск и обобщение информации, опрос и анализ полученных результатов.

Этапы исследовательской работы:

I этап – подготовительный (сентябрь 2017 г., школа):

    Поиск информации по заявленной теме в сети Интернет;

    Создание информационно-методического банка по обеспечению исследовательской деятельности.

II этап – основной (октябрь-ноябрь 2017 г., школа)

    Проведение опроса;

    Подготовка коллекции песен о Родине в исполнении музыкальных коллективов и исполнителей нашего города;

    Подготовка информационного буклета для детей и их родителей о детских музыкальных коллективах Металлургического района.

III этап – заключительный (декабрь 2017-январь 2018 г.)

    Формулирование выводов.

Практическая значимость : проделанная работа будет полезна для учеников нашей школы, города, как на уроках музыки, так и в повседневной жизни. Позволит узнать талантливых людей нашего города, области, познакомиться с их творчеством. Коллекцию песен о Родине в исполнении музыкальных коллективов и исполнителей нашего города можно будет использовать и на уроках музыки, и во внеурочной деятельности с учащимися. Информационный буклет для детей и их родителей о детских музыкальных коллективах Металлургического района позволит родителям выбрать коллектив и направить своего ребенка для раскрытия его исполнительских вокальных талантов.

Термины, используемые в работе.

    ДШИ – детская школа искусств.

    ДК-Дворец Культуры

    Музыкальный коллектив - коллектив людей, объединенных общей целью или работой, которые, так или иначе, связаны с музыкой. Обычно музыкальный коллектив состоит из музыкантов, но в него могут входить и другие музыкальные деятели (продюсеры, звукорежиссёры) или люди, непосредственно к созданию музыки не причастные (художники, поэты, техники).

Глава 1 Исполнители и музыкальные коллективы города Челябинска

«Музыка – живая речь, чутко отражающая действительность, как и речь»

Б. Асафьев

У своих знакомых разного возраста мы спросили: «Каких композиторов, музыкантов- исполнителей, певцов нашей Челябинской области и г.Челябинска вы знаете?» Многие взрослые люди назвали известных музыкантов и композиторов Челябинской области: Градский А.Б, Ярушин В, Пахмутова А, Лоскутова Т, Режский С, Поплянова Е. Из исполнителей музыки известны Каплун Б, Риккер В.

В ЧГИК при кафедре создан хор народной музыки «Песни Урала», неоднократный лауреат различных творческих конкурсов. Хор народной музыки "Песни Урала" с 1974 года. В сезонах 1998-1999, 1999-2000, 2001-2002, 2002-2003, 2003-2004, 2004-2005, 2005-2006 гг. имеет филармонический абонемент "А песня русская звучит!". Коллективом было подготовлено 28 сольных программ. Среди них: монографические концерты, посвященные творчеству И. Шутова, В. Горячих, Е. Родыгина, О. Ковалевой. Большой интерес для зрителя представляли фрагменты из праздников народного календаря "Рождество и Встреча Нового года", "Кузьминки", "Святки", "Ночь на Ивана Купала", "Петров день", "Семик", театрализация произведений уральского сказителя П. Бажова.

Мои сверстники тоже знают наших композиторов, но число знающих ребят гораздо меньше, чем среди взрослых. Наших Челябинских исполнителей музыки ребята знают мало, но вот Борис Каплун ребятам известен, т.к. его исполнение в мюзиклах для детей слышали многие. Из тех исполнителей вокальной музыки, кто поет в городе сегодня, известны детям Шереметьев В, Хрусталёв М. На городских праздниках на площади вокальные коллективы часто поют русские народные песни. Они всегда кажутся родными и близкими, словно их сочинили где-то рядом с нами, и знакомы мы с ними чуть ли не с колыбели, поэтому многие дети считают, что народные песни относятся к музыке родного края. Вот что делает красота русской народной песни!

Сколько же замечательных людей из мира музыки прославили наш родной край, музыку родного края! В песне А.Куницына «Челябинск – ты моя любовь!» очень красивая, задушевная, и слова очень добрые, тёплые о родном городе и его людях:

« Город синий, синий-синий

От небес и от озер

Разгорелись все рябины

Словно праздничный костёр

Сколько красок, сколько света

Я и средь многоцветья

И пою, и пою тебе... »

И вот уже я представила не только город с пятиэтажными домами, но и множество озёр, большие горы, яркое солнце в синем, мирном небе… Какое простое человеческое счастье – жить в родном краю рядом с любимыми людьми, ходить в любимую школу, учиться, дружить, петь, танцевать, слушать родные мелодии, видеть свою любимую малую родину, родной край!

Культурно-образовательный потенциал Челябинской области, города Челябинска и нашего родного Металлургического района – очень богат вокальными коллективами:

  • Вокально-хореографический ансамбль "Ералаш" (МБУДОД «МЦДТ г. Челябинска)

  • Вокальный ансамбль «Вдохновение»(ДШИ №5 г. Челябинска)

    Младший хор хорового отделения «Колокольчик»(ДШИ №5 г. Челябинска)

    Детская хоровая студия «Радуга» (приложение 1) ДК ПАО ЧМК г. Челябинска)

    Образцовый ансамбль русской песни «Марьюшка» (ДДК Данко г. Челябинска)

Каждый ребенок с раннего детства имеет возможность развить свой исполнительский талант.

Глава 2 Исследование

В рамках исследования мы обобщили информацию о детской хоровой студии «Радуга» (приложение 1), которая будет интересна учащимся.

Нами была подготовлена музыкальная коллекция в исполнении музыкальных коллективов и исполнителей нашего города (приложение 3).

Для того чтобы выяснить уровень информированности учащихся 5 класса и их родителей мы провели опрос «Что такое музыка? Что такое родной край?». Опрос проводился посредством анкетирования (приложение 2). В опросе приняли участие 45 учащихся и 50 родителей.

В результате проведенного опроса получены следующие результаты:

1)На вопрос «Что такое музыка?» ответили - 34 ребёнка из 45 (75%) и 50 родителей (100%) знают, что такое музыка.

2)На вопрос «Что такое родной край?» все дети и родители дали правильный ответ (100%).

3) На вопрос «Как часто вы слушаете музыку?» все дети ответили – часто 45(100%), родители: иногда 10(10%),часто 40(90%).

4) Вопрос «Какое направление в музыке вы предпочитаете?»:

Народное - 15(33%) детей, 10(10%) родителей.

Джаз - 10(22%) детей и 15 (30%) родителей.

Электронная музыка - 10(22%)детей, 13(26%) родителей.

Рок - 10(22%) детей,12(24%) родители.

5) На вопрос «Считаете ли вы, что музыка влияет на формирование личности человека?» 30(67%) детей ответили - да, 50(100%) родителей - да.

6) На вопрос «Хотели бы вы профессионально заниматься музыкой?» 22(50%) ребёнка ответили - да, 10(10%) родители – да.

7) На вопрос «Кто прививает вам любовь к музыке?» 30(67%) детей ответили - педагоги, 50(100%) родителей – педагоги.

8) На вопрос «Знаете ли Вы композиторов Вашего города?» 15 детей (33%) ответили - да, 25(50%) родителей - да

9) На вопрос «Знаете ли Вы музыкантов Вашего города?» 10(22%) детей ответили - да, родители 50(100%) - да

10)На вопрос «Знаете ли Вы гимн своего города?» 10(22%) детей ответили - да, родители 12(24%) -да

11) На вопрос «Бываете ли Вы на праздниках своего города?» 45(100%) детей ответили - часто, родители 50(100%) - часто

12) На вопрос «Что такое ДК?» 45(100%) детей ответили - знают, родители 50(100%) - знают

13) На вопрос «Что такое ДШИ?» 45(100%) детей ответили - знают, родители 50(100%) - знают

Выводы. В результате анализа проведенного анкетирования можно констатировать, большинство детей и родителей считают, что прививают любовь к музыке – педагоги, что музыка влияет на развитие личности.

По итогам анализа анкетирования было принято решение – подготовить буклет для детей и их родителей о детских музыкальных коллективах Металлургического района, чтобы у каждого была возможность заниматься вокалом, хоровым пением, развитием исполнительских способностей у педагогов – профессионалов.

Заключение

В результате исследования, мы пришли к выводу, что нужно больше интересоваться музыкальной культурой своего города. Узнавать историю, биографию исполнителей. А так же слушать и посещать выступления музыкальных коллективов.

В данном исследовательском проекте мы познакомились с историей возникновения музыкальных коллективов Челябинска и их творчеством.

Гипотеза исследования подтвердилась: уровень информирования челябинцев о песнях и музыкальных произведениях о Родине в исполнении музыкальных коллективов и исполнителей авторских произведений города Челябинска и Челябинской области недостаточен. В результате анализа проведенного анкетирования можно констатировать, большинство детей и родителей считают, что прививают любовь к музыке – педагоги, что музыка влияет на развитие личности.

Практическая значимость исследования заключается в подготовке коллекции музыкальных произведений. Коллекцию песен о Родине в исполнении музыкальных коллективов и исполнителей нашего города можно будет использовать и на уроках музыки, и во внеурочной деятельности с учащимися.

Так же нами был создан буклет, где родители и дети могут подробно ознакомиться с вокальными коллективами Металлургического района г.Челябинска.

Литература

    http://www.rusprofile.ru/id/1273191

Приложение 1

Детская хоровая студия «Радуга»

В 1990 году детская хоровая студия "Радуга" начала свою работу на базе Центра детско-юношеского творчества Металлургического района.

Воспитанники детской хоровой студии «Радуга» с успехом осваивают на только хоровое искусство, но и в рамках факультативного курса посещают занятия по актерскому мастерству, хореографии и занятия на музыкальных инструментах (фортепиано, аккордеон, баян).

Репертуар хора насчитывает более 400 произведений. Это народные песни, произведения русской и зарубежной классики, песни современных российских и зарубежных композиторов. В "золотом фонде" "Радуги" такие произведения, как "Соловушка" и "Ночевала тучка золотая" П.И.Чайковского, русские народные песни "Ты река ли, моя реченька", «У нашей берёзы» и "Как пойду я на быструю речку", "Летите, голуби!" И.Дунаевского, «Благослови душе моя Господа» М. Ипполитова - Иванова, «Канон» Б.Бриттена, "Мама" В.Гаврилина из вокального цикла "Земля", "Песня о земной красоте" Я.Дубравина из вокального цикла "О земной красоте"…Эти произведения особенно любимы педагогами и ребятами, их знают все поколения "Радуги". Концертная деятельность хора "Радуга" интересна и насыщенна.

За время своей работы хор, ансамбль и солисты "Радуги" приняли участие более, чем в 600 концертах, на которых присутствовало около 150 тысяч человек. В Академическом театре оперы и балета им.М.Глинки, Зале камерной и органной музыки на Алом поле, во Дворцах культуры и Детской филармонии, музыкальном колледже имени П.И.Чайковского,- в лучших концертных залах России и нашего города звучали голоса ребят хора "Радуга". "Радугу" знают и любят в цехах и профилакториях металлургического комбината, Центре социальной защиты Металлургического района, в спецшколе для "трудных подростков" и Доме ветеранов, в интернате для инвалидов.

Участники хора «Радуга» побывали с гастролями в Москве, Коломне, Санкт-Петербурге, Самаре, Геленджике, Заречном и Каменске-Уральском Свердловской области, Цвиккау (Германия). Хор «Радуга», вокальный ансамбль и шоу-группа – неоднократные лауреаты и обладатели Гран-При городских и областных конкурсов и фестивалей «Хрустальная капель», «Золотые искорки», «Звонкие блёстки Южного Урала», «Звонкие голоса», «Лейся песня», Всероссийского конкурса «Металлинки». Вокальный ансамбль, шоу-группа и солисты студии «Радуга» – активные участники районных и городских праздничных мероприятий. В лучших концертных залах России звучали голоса участников студии «Радуга».

Хор "Радуга" дважды принимал участие в исполнении произведений крупной формы вместе с народным коллективом капеллой "Металлург" (рук. В.Д.Стрельцов), исполняя детские хоры в кантате челябинского композитора М.Смирнова "Слава народу – победителю!" и в оратории С.Прокофьева «Иван Грозный».

Детская хоровая студия «Радуга», ее ансамбли и солисты неоднократно награждались Почетными грамотами Лауреатов, Дипломантов Всесоюзных, областных, городских конкурсов, смотров и фестивалей детско-юношеского вокально-хорового искусства, ежегодных городских фестивалей искусств школьников «Хрустальная капель», «Золотые искорки», «Звонкие голоса», «Звонкие блёстки Южного Урала», Всероссийского конкурса «Металлинки» в городе Старый Оскол, фестиваля «Поющий май» в городе Заречный Свердловской области.

Юкова Раиса Давыдовна является организатором городского конкурса хоровых коллективов и вокальных ансамблей «Звонкие голоса» в Металлургическом районе, всякий раз превращая конкурс в настоящий праздник Песни, Музыки, Дружбы. Хор «Радуга» под руководством Раисы Давыдовны неоднократно становился ядром сводного хора детей Металлургического района.

В настоящее время в коллективе работают выпускники студии «Радуга» студенты дирижерско-хорового и вокального отделения Челябинского музыкального колледжа и института Музыки им. П.И. Чайковского.

В 2004 году вокально-хоровой ансамбль «Радуга» удостоен Гран-при VIII Международного хорового конкурса «Звучит Москва», участвовал в концерте Лауреатов в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя.

В 2006 году хор «Радуга» стал Обладателем Серебряного Диплома Международного конкурса им. Роберта Шумана в г. Цвиккау (Германия).

В 2007 году хор «Радуга» удостоен Диплома III степени на Международном конкурсе хоровых коллективов «Поющий мир» в г. Санкт-Петербурге.

За многолетнюю плодотворную работу по эстетическому воспитанию детей, высокий профессионализм и творческие достижения коллектив педагогов детской хоровой студии «Радуга» не раз был отмечен и награжден почетными грамотами, благодарственными письмами

Приложение 2

Опрос «Что такое музыка? Что такое родной край?»

1)Что такое музыка? ______________________________________________

2)Что такое родной край? __________________________________________

3)Как часто вы слушаете музыку?

Часто________

Иногда_______

Никогда_______

4)Какое направление в музыке вы предпочитаете?

    Народная музыка______

    Джаз______

    Электронная музыка

    Рок____

5)Считаете ли вы, что музыка влияет на формирование личности человека? Да_______Нет______

6) Хотели бы вы профессионально заниматься музыкой? Да_______Нет_______

7) Кто прививает вам любовь к музыке? __________________________________

8)Знаете ли Вы композиторов Вашего города? Да________Нет_________

9)Знаете ли Вы музыкантов Вашего города? Да________Нет_________

10)Знаете ли Вы гимн своего города? Да________Нет_________

11)Бываете ли Вы на праздниках своего города?

Часто________

Иногда_______

Никогда_______

12)Что такое ДК? _____________________________________________________

13)Что такое ДШИ? ___________________________________________________

Приложение 3

Коллекция песен в исполнении музыкальных коллективов и исполнителей авторских произведений города Челябинска

Гимн Челябинской области
(В. Алюшкин)
Наш край величавый,
с петровских времён
Ты светом великих побед озарён,
Священным металлом,
рукой трудовой,
Веками ты служишь России родной.

Озёр твоих синих, лесов и полей
Нет в мире прекрасней, нет сердцу милей.
Надежда России, её часовой,
Хранишь ты любимой Отчизны покой.

Тобой мы гордимся, тебе мы верны,
Наш Южный Урал – честь и слава страны.

Город начинается
(А. Горская)
В самом сердце древнего Урала
Ты найди
Челябинск миллионный.
Город начинается с вокзала,
С нашего Советского района.,
С привокзальной площади и сквера,
Где сегодня строится метро,
А ещё с твоей и нашей веры
В справедливость, разум и добро.

Город начинается, послушай,
С самой лучшей улицы Свободы,
Город начинается с «катюши»,
Уходившей с нашего завода.
У Поклон-горы святое место,
Пусть война лишь в памяти и снах,
Но идут с букетами невесты
К матери, скорбящей о сынах.

Только в Челябинске

(А. Горская)
Только в Челябинске озеро Смолино,
Только в Челябинске речка Миасс,
Только в Челябинске солнышка вдоволь,
Солнышка вдоволь и снег – про запас.

Только в Челябинске мы с тобой дома,
Как ни хвали его, как ни брани.
Только в Челябинске столько знакомых,
Столько знакомых, друзей и родни.

Город славного Урала

(М. Гроссман)
Город славного Урала
Будто вылит из металла,
Будто кован кузнецом
Город славного Урала –

Со своим чуток усталым
И особенным лицом.
На посту забот и боя
В отгремевшие года

Мы сроднились с ним судьбою,
И над нами голубое
Небо мира и труда.
Наш Урал кует и косит,

Печи день и ночь горят,
И огромен сил заряд, –
Никогда не шел в обозе
Гордый город Танкоград!

Указ торжественный читая,
Отечество благодарим,
И детям огненного края,
Мы нашим детям говорим:

– Вам продолжать работу эту,
Чтоб и о вас народ запел,
И принимать вам эстафету
Орденоносных наших дел.

Так пусть цветут ребячьи лица, –
Твои объятия нежны,
Орденоносная столица
Орденоносной стороны!

Мой город
(В. Богданов)
Город мой. Возвышаясь огромно,
Смотрит вдаль широко и светло.
И ложится румянец от домен
На его трудовое чело.

И под небом уральским недаром,
Поднимаясь во всю красоту.
Он суровость обрел сталевара
И рабочую взял прямоту…

Переулок Электродный,

Закоулочек Стальной...

Тут у нас в любые годы

Не стояли за ценой.

Кислородный

И Прокатный,

Ферросплавная,

Труда...

Сразу каждому понятно,

Расшифруешь без труда.

За названьями – реальность,

Город с трудною судьбой...

В стих входи,

Документальность –

Ярче выдумки любой...

Образцовый ансамбль русской песни "Марьюшка" (Руководители: Кирьянова Ольга) ДДК ДАНКО Челябинск, ул. Электростальская, д. 33