» » Отличие атеиста от агностика. Как отличить агностика от атеиста? Как понять, человек агностик или атеист? В чем сходство и отличие между агностиком и атеистом? Как доказать атеисту, что Бог есть

Отличие атеиста от агностика. Как отличить агностика от атеиста? Как понять, человек агностик или атеист? В чем сходство и отличие между агностиком и атеистом? Как доказать атеисту, что Бог есть

В данной статье мы рассмотрим, кто такие агностики и атеисты, и чем они отличаются друг от друга.

В современном мире довольно распространены позиции, которые разными способами выступают против существования каких-то религий или просто не придерживаются их. Они похожи между собой, но не идентичны. Слова атеизм и агностицизм, а также атеист и агностик вызывают у большинства людей целый ряд различных ассоциаций. Но у обычных граждан часто существует неверное понимание проблемы, в которой лежит главное отличие между приверженцами этих двух концепций.

Как отличить атеиста от агностика?

Это вопрос существования богов с точки зрения жизненных позиций агностицизма и атеизма. Из-за этого возникают конфликты в обществе и недопонимание между приверженцами этих позиций. Чтобы разрушить любые предубеждения и неверные истолкования этих терминов, нужно рассмотреть отличия между атеистами и агностиками. Но прежде, важно разобраться в значении каждого из слов.

Кто такой атеист?

Атеист — это человек, который не верит ни в одного бога. Причем он отрицает вообще все паранормальные явления и мистические фигуры. Да и все остальные вещи, что не могут объясниться логикой и мышлением.

  • На первый взгляд, атеизм — очень простая концепция, но она часто воспринимается неверно или не совсем точно. Трактовать атеизм можно по-разному, например:
    • это отсутствие веры в богов или одного бога;
    • недоверие к богам или, опять же, одному богу.
  • Но наиболее точное определение, что выражает суть понятия — это тот человек, который отклоняет распространенное утверждение «по крайней мере, один бог существует».
  • Это высказывание не принадлежит атеистам и категорически ими не воспринимается. Чтобы быть атеистом, человеку не нужно предпринимать каких-то активных действий и даже необязательно осознавать, что он придерживается данной позиции.
  • Все, что требуется от такого человека – не поддерживать утверждения, что сделаны другими, а именно представителями теизма и церкви. Более того, он с пренебрежением относится и к верующим людям, и к самой вере.

Важно: Атеистов не меньше сторонников церкви. А в некоторых странах они охватывают половину населения. Причем даже, не скрывая своей позиции.

Какого человека можно называть агностиком?

Агностиком является любой человек, который не утверждает, что существует какой-либо бог. Иными словами, он сомневается даже в своих убеждениях . Эта идея может быть неправильно истолкована, поэтому часто агностиков путают с атеистами.

  • Поскольку он не утверждает, что знает наверняка о существовании или отсутствии бога, такой человек является агностиком. Но в данном вопросе есть некое разделение. Стоит еще выяснить, является ли он агностиком-атеистом или агностическим теистом.
  • Агностик-атеист не верит ни в одного бога, а агностик-теист верит в существование хотя бы одного бога. Тем не менее, оба они не претендуют на получение знаний, чтобы поддержать это убеждение. Они считают, что получить истинные знания и подтвердить свою гипотезу невозможно.
  • Это кажется противоречивым и сложным, но на самом деле это довольно легко и логично. Независимо от того, верит агностик или нет, ему удобно не заявлять о своих убеждениях. Ему достаточно просто знать — либо это правда, либо ложь.
  • Понять природу атеизма достаточно легко — это просто отсутствие веры в любых богов. То агностицизм не является, как многие считают, «третьим путем» между атеизмом и теизмом.
  • Ведь агностицизм — это не вера в бога, а знание о нем. Первоначально он был придуман, чтобы описать позицию человека, который не мог заявлять о своих убеждениях. То есть, знает он о существовании или отсутствии каких-либо богов.

Важно: Тем не менее, у многих людей есть ошибочное впечатление, что агностицизм и атеизм являются взаимоисключающими. Но, на самом деле, «Я не знаю» логически не исключает «Я не верю».



Как понять, кто агностик, а кто атеист?

Есть простой тест, который с легкостью определяет, является ли человек агностиком или нет, или к какой категории он принадлежит.

  • Если человек говорит, что точно знает о существовании каких-либо богов или одного бога, то он не агностик, а теист. То есть, привычный для нас верующий человек. Какой бог – это уже другой разговор.
  • А если он считает и даже точно знает, что бога не существует, то это представитель не агностицизма, а атеизма. То есть, уверен на все 100% в своих представлениях. Его даже просто бессмысленно в чем-то переубеждать. Разве что показать настоящие аргументы.
  • Каждый, кто не может ответить «да» на один из этих вопросов — это человек, который может верить или не верить в одного или нескольких богов. Или он верит, но не может объяснить разумно само понятие. Поэтому и зарождается внутри него сомнение. Этот человек и относится к группе агностиков.

Что общего между агностиком и атеистом?

Да, можно установить даже тонкую нить сходства между этими одновременно противоположными и схожими взглядами.

  • Нельзя не отметить, что это здравомыслящие люди, которые руководствуются своим разумом . У них есть четкое представление о мире и его составляющих, которые должны наглядно подтверждаться. То есть, все должно иметь логическое объяснение и, желательно, наглядный пример.
  • Продолжает их мышление и невозможность доказать существование бога. Да, есть Библия и легенды о прошедших событиях. Но глазами-то никто не увидел, а руками не потрогал. Именно к ним относится пословица «лучше 1 раз увидеть, чем 10 раз услышать».
  • Стоит выделить еще конкретность . А именно в вопросе с верой. То есть, ее нет. Ни у агностика нет точной формулировки о вере, ни у атеиста нет смягчающих обстоятельств в это вопросе.


В чем разница между агностиком и атеистом: сравнение

Появление агностиков и атеистов было спровоцировано историческими условиями развития человечества. Главная причина их появления – наличие в мире большого количества разных религиозных верований. Ведь каждый представитель утверждает, что его позиция – это единственно верный вариант создания мира.

  • Уже в первобытном обществе появились люди, которые поддавали сомнению достоверность какого-либо религиозного верования. Будь то язычество, христианство или иудаизм – не особо важно. Они не признавали и существование бога, как творца всего живого и неживого.
  • Среди таких людей наибольшей популярностью пользуются представители агностицизма и атеизма, но их жизненные позиции в определенной мере отличаются друг от друга.
  • В наше время разница между атеистом и агностиком должна быть довольно ясной и легкой для запоминания.
    • Атеизм — это вера или, в данном случае, ее отсутствие. Точнее, она есть, но заключается в противоположном характере, что бога нет.
    • Агностицизм — это знание или, в частности, неподтвержденное незнание. Причем оно не желает заявлять или получать какие-то факты.
  • Иными словами, атеист не верит ни в какого бога. А агностик не знает, существуют какой-либо бог или нет.
  • Распространено заблуждение, что агностицизм является более «разумной» позицией. В то время как атеизм «догматичен» и, в конечном счете, неотличим от теизма, за исключением деталей. Это неверный аргумент, поскольку он искажает или неправильно трактует понятия теизм, атеизм и агностицизм.
  • У атеистов и агностиков, без сомнений, есть общие черты. Но отличий значительно больше. Первое отличие – это отношение представителей обеих групп к теизму.
    • Атеисты не признают теизм и считают всех верующих сторонников своими противниками. Более того, они выделяются некой агрессивностью в данном вопросе. Также психологи отмечают, что среди атеистов больше эгоистов и чрезмерно упрямых людей.
    • Агностики же лояльно относятся к теизму, причем ему ничто не мешает быть одновременно теистом и верить в бога. Кстати, именно среди них много альтруистов. То есть, у них проявляется излишняя доброта к окружающим, даже посторонним людям.


  • Также стоит отметить, что атеистом и агностиком может выступать один и тот же человек. Дело в том, что человек не сталкивается с необходимостью быть только атеистом или агностиком.
  • Независимо от того, как они подходят к вопросу о существовании бога, агностики и атеисты принципиально разные. Многие люди, принявшие метку агностика, одновременно отвергают ярлык атеиста, даже если это технически применимо к ним.
  • Теисты, в свою очередь, признают существование агностицизма и стараются использовать выработанные им гипотезы для борьбы с атеизмом, иногда их искажая.
  • Стоит отметить, что существует злобный двойной стандарт. Ведь теисты утверждают, что агностицизм лучше, чем атеизм. Поскольку он менее догматичен. А вот агностики, берущие во внимание этот аргумент, редко говорят об этом явно. Чаще они пытаются одобрить религиозных теистов, атакуя атеистов.
  • Еще одно отличие – позиция в обществе. Атеисты до сих пор осуждаются и презираются обществом. К агностикам же отношение совершенно другое.
    • Да, без преувеличений. Отличительной чертой концепции атеизма является постоянное социальное давление и предрассудки относительно атеизма и атеистов. Люди, которые не боятся заявить, что они действительно не верят ни в какого бога, по-прежнему презираются обществом.
    • В то же время, слово «агностик» воспринимается, как более респектабельное положение, и позиция агностицизма считается более приемлемой для остальных.
    • Да что там, агностиками быть даже престижно, ведь они считаются представителями науки. Многие агностики были философами, а с их мнением считаются научные деятели и сейчас.

Важно: Но существует главное отличие между двумя концепциями. Атеизм — это отсутствие веры в любых богов. Агностицизм — это признание, что существование богов является неподтвержденной гипотезой. Поскольку ее невозможно проверить.



  • Также стоит отметить, что у них разные взгляды на человеческую душу . А ее, между прочим, тоже нельзя увидеть или потрогать. Но, атеист и в этом вопросе остается непоколебимым, а вот агностик изменил позицию. Он признает наличие души в человеке. А аргументирует это тем, что ее он ощущает у себя внутри.
  • И в завершение хотелось бы вспомнить старые народные традиции или даже семейные обряды. Да, даже банальные подарки на День рождение. Агностик не видит в них смысла и даже немного злобно реагирует на все бесполезные траты. У агностика и в этом вопросе немного изменилась твердость – он одобряет и обеими руками за все традиционные торжества, если они ему нравятся.

Стоит подытожить, чтобы никогда не путать данные слова между собой. Атеист – понятие, связанное с верой, а точнее с ее отсутствием. Агностик – термин, связанный со знанием, а точнее – с невозможностью достоверного знания.

Видео: Агностик и атеист, в чем разница?

Люди, отрицающие существование сверхъестественных сил, управляющих нашими жизнями и разумом. В самом широком смысле такие люди отрицают существование любых богов, духов, загробного мира, души, дьяволов, чертей, ангелов и так далее. Различают несколько воззрений, которые называют общим словом «атеизм». В дословном переводе с греческого оно означает "безбожник" (theos - бог, а - частица-отрицание).

Кто такие атеисты воинствующие?

Их еще называют «убежденные». Эти люди стремятся доказать каждому, в ком видят оппонента, что не существует ничего сверхъестественного и паранормального. Именно эти материалистически настроенные личности до хрипоты готовы спорить с верующими различных конфессий по поводу существования Бога, духов или призраков. Как правило, этот спор просто не имеет конца, хотя обе стороны постоянно находят все новые и новые аргументы в доказательство своих убеждений. Переубедить как воинствующего атеиста, так и верующего фанатика просто невозможно.

Кто такие атеисты спокойные?

Также они носят название агностиков. Атеисты с агностическими взглядами полностью отрицают существование Творца исключительно потому, что никто до сих пор не смог предоставить никаких четких и аргументированных доказательств существования сверхъестественных сил. При этом адекватные представители этого направления также не отрицают, что никакие технологии не могут доказать и того, что Бога не существует. Однако большинство агностиков всё же склоняются к мысли, что боги и духи - это всего лишь вымысел человеческого сознания.

Кто такие атеисты стихийные?

Существует и такой подвид. Обычно это школьники или подростки, вопросы веры которых не особо интересует. По большому счету, эти люди попросту не задумываются о том, существует ли какая-то высшая сила. Нахватавшись каких-то шаблонных фраз в интернете или от друзей, они начинают причислять себя к атеистам. В Советском Союзе, кстати, существовала «Настольная книга атеиста», ориентированная на подростков, учащихся школ и ВУЗов. Преподаватели, агитаторы, партийные работники обязаны были проводить лекции с молодежью и пропагандировать атеизм.

Кто такие атеисты и какие взгляды их отличают?

Как правило, атеистически настроенные люди (кроме совсем уж агрессивных) достаточно спокойно относятся к религиозным верованиям других людей. Кстати говоря, многие известные атеисты не отрицают наличия души как материальной субстанции, существование которой пока просто не до конца подтверждено наукой. Очень многие атеистически настроенные индивиды считают, что основополагающим во всех аспектах развития является человеческий разум. Что характерно, абсолютно все атеисты и агностики убеждены, что внешняя атрибутика и предметы культа в различных религиях являются не более чем средством для «запудривания мозгов» народу. В.И. Ленин сравнил религию с опиумом для народа. Быть ли атеистом, верить или не верить в существование высших сил - дело сугубо индивидуальное.

Британский нейрохирург и автор множества статей про научный атеизм Джонатан Парараджасингхем смонтировал видеозапись, в которой собрал воедино 50 интервью с признанными мыслителями в области физики, химии, философии и психологии. Они поделились своим мнением о вере в Бога и жизни после смерти. Ноам Хомский, Бертран Рассел и Гарольд Крото - «Теории и практики» публикуют подборку самых интересных высказываний о религии.

Питер Аткинс
профессор химии в Оксфорде

«Я думаю, что теология борется с фантомами. Теологи изобрели удивительную вещь - эту практически самодостаточную дисциплину, которая никак не пересекается с физической реальностью. Они сочинили самые разные теории и мысленные конструкции, с помощью которых долгое время пытались наставлять человечество на путь истинный. Одна из таких теорий - о божественной цели. Богословы утверждают, что существует некая предопределенность, которую наука не в силах объяснить. Это типичная теологическая концепция. Они не уважают - и поэтому недооценивают - силу человеческого интеллекта. Они постоянно повторяют этот одновременно наивный и обезоруживающий «аргумент» о неисповедимых путях господних, который ни в коем случае нельзя подвергать сомнению. Это красивые слова, но они лишены всякого смысла. С какой стати, спрашивается, у всего на свете должна быть своя цель и свое назначение?»

Саймон Блэкберн
профессор философии в Кембридже

«О нет, в религиозном плане я - безнадежный скептик. Я думаю, вся эта мифология - прекрасный материал для хорошей комедии, воистину человеческой комедии! Наука оперирует понятиями и явлениями из реального мира - чувственно постижимыми. А Богословие пытается проникнуть в потустороннее, в нечто, что находится за или над реальностью. Дэвид Хьюм говорил, что у религии ничего не получается, потому что подобные начинания просто-напросто бессмысленны. Все по-настоящему полезные идеи касаются того мира, в котором мы находимся. Поэтому лучше бы религия помалкивала!»

Стивен Пинкер
профессор психологии в Гарварде

«Я - когнитивный психолог, и я придерживаюсь натуралистского подхода к вопросу о человеческом разуме. Иными словами, человеческий разум - следствие существования мозга, а мозг - результат эволюции. Я уверен, что нет никакой надобности придумывать некую метафизическую душу для того, чтобы объяснить работу нашего разума. Потому что существуют вполне доказуемые теории о человеческой природе - взять хотя бы нейробиологию или генетику. И если вы вдруг захотите ответить на главные вопросы бытия, вы с легкостью можете обойтись без отсылок к эзотерическим сущностям и божественному началу».

Ноам Хомски
профессор лингвистики в MIT

«Я пытаюсь изо всех сил не верить и стараюсь исходить из того принципа, который провозгласил в свое время Бертран Рассел: необходимо держаться подальше от домыслов о жизни после смерти и верить только тому, чему можно найти подтверждение или доказательство. И единственное возможное исключение из этого правила - вера в идеалы. Например, в равенство, свободу и справедливость. Я бы даже сказал, что это не вера вовсе, это - верность».

Лорд Мартин Риз
королевский астроном

«Наука учит нас, что даже самые простые вещи сложны для понимания. И это заставляет меня с подозрением относиться к любому, кто утверждает, что у него есть простая теория, объясняющая природу всего сущего. То есть я - в какой-то мере пессимист. Думаю, что максимум, на который мы можем рассчитывать, - это объяснять устройство окружающей действительности посредством неких условных метафор и допущений. Соответственно, я полагаю, что мы никогда не сможем похвастаться абсолютным пониманием мироздания. Тем не менее сам я точно не принадлежу к числу тех, кто мог бы принять какую бы то ни было религиозную догму».

Сэр Бертран Рассел
философ, лауреат Нобелевской премии по литературе

«Я изучил христианские догмы и историю противостояния людей верующих и неверующих. И все доводы в пользу существования Бога выглядели настолько неубедительно с точки зрения логики, что я сделал вывод: нет никакой практической пользы в вере в недоказуемые вещи. Ведь тут налицо логическая ошибка: утверждение либо истинно, либо - нет. Если оно истинно - верю, если нет - не верю. И если вы не в силах доказать истинность утверждения, то вы обязаны воздержаться от всяких домыслов и суждений по этому вопросу».

Риккардо Джаккони

«Каждое иррациональное убеждение несет в себе настоящую угрозу. Оглянитесь вокруг - главная причина проблем в обществе заключается в том, что люди действуют иррационально, потакают своей невежественности. Мне бы хотелось, чтобы с помощью науки можно было добиться сознательности человека. К сожалению, нам пока что не удалось достичь этой цели. Сегодня мы не более рациональны, чем в свое время были древние греки».

Брайан Кокс
физик, исследователь в CERN

«Можно сказать, что я чувствую себя более комфортно благодаря моей вере в Неизвестное. В этом - весь смысл науки, не так ли? Где-то там есть вещи, миллиарды явлений, о которых мы ничего не можем знать. И то, что мы о них ничего не знаем, восхищает меня и пробуждает во мне желание отправиться туда и все разузнать. Это и есть цель науки. Поэтому мне кажется, что если мысль о существовании Неизвестного заставляет вас чувствовать себя неуверенно, то вам лучше не заниматься наукой. Мне не нужен готовый ответ - точнее, готовые ответы - на все вопросы. Для меня самое важное - возможность самому найти и сформулировать их».

Сэр Гарольд Крото
нобелевский лауреат по химии

«Я атеист, и мне кажется, что большая часть ученых разделяют мое отношение к религии. Есть некоторые, которые верят в Бога, но все-таки более 90% всех крупных исследователей - не религиозны. Мы применяем научные методы в своей повседневной жизни - я считаю, что это моя главная интеллектуальная задача. Не то чтобы я не нуждался в некоторой мистической составляющей - я просто-напросто ее не признаю. К тому же, верующие люди - крайне уязвимые создания. Они неразборчивы в своих убеждениях, такие люди могут добровольно принять за чистую монету древние убаюкивающие сказочки, о достоверности которых даже не приходится говорить. Они меня беспокоят, потому что многие из них - влиятельные люди, от их решений зависят судьбы миллионов. Отвечают ли они за свои дела? Сомнительно. Если они готовы поверить в такие небылицы, то возникает вполне резонный вопрос: как далеко они могут зайти в своей легкомысленной иррациональности? Не отразится ли эта прихоть на моей жизни?»

Леонард Сасскинд
профессор теоретической физики в Стэнфорде

«Я не верю в то, что Вселенная была целенаправленно создана неким абсолютом. Я верю, что она появилась в силу тех же причин, что и человек. Разумеется, до Дарвина все выглядело так, как будто человека создал творец. Это вполне естественная мысль: только сущность еще большей сложности - нечто непостижимое и совершенно прекрасное - может сконструировать столь непростой организм и головной мозг. Однако потом этому нашлось намного более прозаичное объяснение - человек, как выяснилось, появился в результате случайной мутации, произошедшей всего лишь из-за перемены в химическом составе атмосферы. Какие-то виды оказались более успешными, какие-то - не очень, кто-то выжил, кто-то - нет. Так что, по справедливости говоря, человека создала другая троица - случайность, статистика и законы физики. Думаю, что примерно то же самое можно сказать о Вселенной».

Роберт Колман Ричардсон
лауреат Нобелевской премии по физике

«Я не верю в какого-то антропоморфного Бога, который каким-то чудесным образом сотворил Вселенную. Что касается жизни после смерти, то все, что я могу сказать по этому поводу: «Было бы здорово!» Но у меня нет ни малейшего основания думать, что она существует».

На страницах научно-популярных изданий, посвященных отношению людей к религии, приходится сталкиваться с целым рядом специфических терминов. В частности, авторы публикаций нередко делят людей на две различные категории - атеистов и агностиков. В чем разница между ними? Если с первыми вопрос более-менее ясен, поскольку в советский период к ним себя причисляло большинство наших соотечественников, то в отношении вторых не все так просто. Попытаемся разобраться.

Краткий экскурс в лингвистику

Начиная разговор о том, чем отличается атеист от агностика, уточним значение каждого из этих терминов. Обратимся к их этимологии, то есть происхождению самих слов. Оба существительных - «атеист» и «агностик» - имеют в своем начале приставку «а», выражающую отрицание. Разница в том, что в первом случае она относится к существительному «теос» - бог, а во втором к «гнозис» - познание. Таким образом, нетрудно догадаться, что разница между атеистами и агностиками заключается в том, что первые отрицают бога, а вторые - некое познание, о котором пойдет речь ниже.

Не признаю, потому что не верю!

Прежде всего, следует опровергнуть расхожее и крайне ошибочное мнение, что атеист - это неверующий человек. Отнюдь. Он как раз верующий, но верит не в существование бога, а в его отсутствие. Им движет именно слепая вера, поскольку никакими чувственными ощущениями или логическими построениями доказать свою точку зрения он не может. История знает целый ряд мыслителей, которые пытались построить доказательную базу на основе логических заключений, но едва ли результаты их трудов можно назвать убедительными.

Встав на путь голословного отрицания не только бога, но и вообще всего сверхъестественного, атеисты тем самым проповедуют самодостаточность материального мира, а вместе с тем и чисто человеческое происхождение всех без исключения религий. Этим они противопоставляют себя теистам - сторонникам божественного происхождения всего сущего. Как правило, представители этой категории людей придерживаются светских философских направлений, таких как гуманизм, материализм, натурализм и т. д.

Возможно, но недоказуемо

В свою очередь агностики не торопятся делать столь безапелляционные заявления, хотя также не являются поклонниками сверхъестественного. В чем разница? Атеисты и агностики по-разному мотивируют свою позицию. Если первые со всей категоричностью утверждают, что бога нет, то вторые на этот ключевой вопрос вообще отказываются давать ответ. Их глубокое убеждение состоит в том, что окружающий нас мир в принципе непознаваем, а следовательно, получить единственно верный ответ относительно бытия божьего невозможно. Именно в этом принципиальное отличие агностиков и атеистов.

Знаменитые агностики прошлого

Известно, что термин «агностицизм», выражающий столь скептическое отношение к познанию внешнего мира, впервые был введен в употребление английским ученым Томасом Гексли в 1869 году, но само учение появилось гораздо раньше, еще во времена античной древности. В XVIII веке его яркими выразителями стали шотландец Дэвид Юм (1711-1776 гг., портрет приведен выше) и немец Иммануил Кант (1724-1804 гг., портрет приведен ниже).

Последний, в частности, утверждал, что поскольку об окружающем нас мире мы можем судить лишь на основании тех ощущений, которые он в нас порождает, то ни о какой объективности восприятия не может быть и речи. Логика его рассуждений сводилась к тому, что в нашем сознании картина мира - это не что иное, как продукт работы мозга, созданный на основе той информации, которую он получил от органов чувств.

Однако никто не гарантирует, что она верна, поскольку зрение, слух обоняние и пр. нередко подводят нас. Кроме того, человеческий мозг, к сожалению, является далеко не совершенным инструментом, и также может внести искажение в картину окружающей нас действительности. Проще говоря, Кант, а вместе с ним все разделявшие его точку зрения философы, отвергали реальную возможность иметь объективное суждение в вопросах, касающихся мироустройства. В этом заложено главное отличие взглядов агностиков от позиции атеистов, которые являлись их оппонентами и, яростно отрицая бытие божье, не допускали даже тени сомнения в своей правоте.

Противоречия, принявшие форму конфликтов

Как те, так и другие всегда вступали и продолжают вступать в конфликт с верующими, число которых, по данным социологических опросов, неизменно увеличивается. Для людей, признающих бога творцом мира, в равной степени являются идеологическими противниками и агностики, и атеисты. В чем разница реакций представителей этих двух весьма многочисленных категорий лиц на критику занимаемых ими позиций, переходящую порой в яростные нападки? Об этом поговорим особо.

Что же касается атеистов, то они в спорах с верующими никогда не утруждались доказательством своей правоты, поскольку никаких убедительных аргументов представить не могли и всегда замыкались в своем упрямстве. Дискуссия о существовании бога между атеистами и верующими, как правило, сводилась к тому, что одна из сторон упорно, но совершенно бездоказательно твердила: «Есть!», в то время как другая повторяла свое, также ни на чем не основанное: «Нет!» В результате они всегда становились непримиримыми врагами.

Форма, которую принимало их противостояние, зависела от целого ряда внешних обстоятельств. Так, в отдельные исторические периоды служители церкви с легким сердцем отправляли на костры всех, кто высказывал сомнение в истинности религиозных догм. На других же этапах развития общества воинствующие атеисты расстреливали и отправляли за решетку как самих божьих пастырей, так и их прихожан.

Удобная мировоззренческая позиция

В связи с этим можно привести еще одно отличие атеистов от агностиков. Оно состоит в том, что последние никогда не вступали в открытый конфликт со служителями церкви. Причем объяснялось это не отсутствием принципиальности, а исключительно удобством занимаемой ими позиции. Приверженцы агностицизма в споре с церковниками всегда имели возможность «сгладить острые углы», заявив: «Мы вполне допускаем, что вы правы, хотя и не видим тому доказательств».

То же самое они отвечали и атеистам. В результате удавалось сохранить вполне мирные отношения как с теми, так и с другими. Позиция, безусловно, удобная. Она всегда давала возможность, формально не поступившись принципами, избежать конфронтации и не нажить врагов. Именно поэтому столь мирно на протяжении веков уживаются атеисты и агностики. Различие между ними чисто условное. Одни говорят: «Мы отрицаем бога», другие твердят: «Мы не можем поверить в его бытие», что, по сути, одно и то же.

Интеллектуальный выбор агностиков

В связи с этим возникает вопрос: что в таком случае мешает атеистам избежать лишних нападок, ведь для этого достаточно не позиционировать себя в качестве врагов церкви, а лишь уклониться от приятия ее учения, сославшись на его недоказуемость? Очевидно, причин может быть две. Первая, носящая название «интеллектуального выбора», заключается в том, что многие из атеистов считают теорию агностиков ложной, поскольку, как они утверждают, в самой ее основе лежит ошибка.

Атеисты указывают на то, что, с позиции онтологии, то есть учения о бытие как таковом, сама постановка вопроса является некорректной. Доказывая отсутствие чего-либо, можно приводить аргументы, относящиеся лишь к какому-то частному случаю, но при этом не опровергающие существование этого объекта как такового. Простой пример: для того чтобы убедиться в том, что в шляпе у фокусника не прячется кролик, достаточно в нее заглянуть. Но даже если его там и не окажется, это отнюдь не будет означать, что кроликов вообще не существуют на свете. Таким образом, попытки доказательства отсутствия бытия божия для атеистов неприемлемы, поскольку, по их мнению, являются абсурдными.

Нравственные предпосылки выбора

Но кроме того, непримиримая позиция атеистов часто определяется и их нравственным выбором. Как показывает жизнь, наиболее рьяными из них являются люди, некогда тесно соприкасавшиеся с религией, но по тем или иным причинам не только порвавшие с ней, но и ставшие ее противниками. Таких причин может быть много, и их рассмотрение выходит за рамки данной статьи.

Важно лишь, что эти люди, в отличие от последователей Канта и Юма, намеренно отказываются дать своим оппонентам возможность даже порассуждать о доказательстве бытия бога. Именно в этом, по сути, и заключено главное противоречие между агностиками и атеистами. В чем разница их мировоззрений, становится понятным из того, что представители одного из этих учений придерживаются материалистических взглядов, тогда как их оппоненты являются убежденными сторонниками божественного сотворения мира.

Во времена Советского Союза, гражданам страны запрещалось посещать церкви, верить в существование Бога. Распался СССР, церкви стали восстанавливаться, количество прихожан увеличиваться. Верующие являются религиозной категорией. Лица, считающие что бога нет — относятся к категории неверующий, имеющей ряд разделений.

Понятие агностика

Агностик — что это? Слово древнегреческого происхождения . Перевод — «непознаваемый ». Понятие реальности, невозможно без изучения субъективного опыта . Простыми словами — нельзя опровергнуть , доказать до тех пор, пока не потрогаешь руками.

Философия трактует — живое существо не познает мир . Причина — ограничения разума, знаний .


Первичное появление относится к античному периоду . Взглядам придерживался Пифагор.

Полная теория появилась к концу XVIII века . Идеи разрабатывались противовесом метафизической философии. Исследует мир при помощи субъективного осмысления . Теорией занимались Г. Спенсер, Д. Беркли .

Агностицизм имеет прямую связь со скептицизмом. Ответы, возникающие в разуме, не дадут ответы на вопросы, человек не сможет получить, имея даже знания, способности.

По отношению к религии агностик отрицает наличие высшей силы . Оно утверждает лишь то, что поверить можно, но только в том случае, если будет возможность потрогать. По своей степени — учение или теория познания .

Кто такие атеисты

Что означает атеист? Атеист отвергает наличие любого бога, нематериальных существ, души. Природный мир — самодостаточен , религия имеет человеческое происхождение. Изначально термин применялся по отношению к любому лицу, которое не воспринимает официальную религию.

Современная наука воспринимает его в качестве философской позиции . Им может стать лицо, не принимающее идею о существовании богов, творца .


Выделяют:

  • сильных — отстаивает утверждение о не существовании божества;
  • слабых — может допускать, что все же высшие силы существуют.

Существует разделение на стихийных и научных . Большее количество атеистов живут на территории стран Запада . Именно тут хорошо развита экономика и у людей отсутствует возможность верить в то, что нельзя потрогать. Если люди хотят, чтобы у них что-то получилось, они должны это сделать самостоятельно, надеяться на высшие силы нельзя , так как все равно ничего не поможет.

В чем разница между атеистом и агностиком

Оба понятия отвергают существование высшей силы, в них есть свои отличия, на которые стоит обратить внимание:

Большое количество отличий, не значит, что нет схожих моментов в обоих понятиях:

  • здравомыслящие люди, ставящие во главе угла разум . Действие должно иметь логическое завершение;
  • четкое представление о мире ;
  • невозможно доказать наличие Бога . Даже если есть подтверждение в Библии;
  • вера — конкретного процесса не существует.

Верить или нет в существование высшего, право каждого. Чтобы точно знать, версию, которой придерживается человек, нужно определиться с наличием, присутствием отрицаний.

Смотрите видео о различиях понятий — атеист и агностик:

Ещё интересные статьи.