» » Патриотизм – источник духовной силы русского народа. Патриотизм русского народа… являлся внутренним порывом Истинные патриоты на полях сражений

Патриотизм – источник духовной силы русского народа. Патриотизм русского народа… являлся внутренним порывом Истинные патриоты на полях сражений

МАОУ “Земская гимназия”

Сочинение

Тема :

"Патриотизм – основа героизма"

Выполнил : учащийся 10 “В” класса

Сергеев Артём

Руководитель : Пашко Н.В

учитель истории и обществознания

г. Балашиха

2014 год

«Патриотизм есть любовь к Родине» – общеупотребимое, известное всем значение. Но, на мой личный взгляд, оно не отражает истинной сути великого слова «патриотизм». Давайте попробуем заглянуть глубже, раскрыть все потайные дверцы.

Что значит любить свою Родину? Ведь очевидно, что Родину можно любить и только лишь на словах. Говорить: «Как прекрасна наша страна, как я счастлив здесь родиться и жить», а потом заработать себе состояние и уехать за границу, никогда больше не вернувшись, порой даже не вспомнив о своем родном, некогда любимом крае.

На самом же деле, патриотизм подразумевает то, что ты знаешь и ценишь прошлое своей страны, принимаешь активное участие в ее настоящем и думаешь, заботишься о ее будущем. Человек, считающий себя патриотом, должен знать и уважать родную культуру, родные традиции, родной язык, относиться с уважением к своим соотечественникам. Считается, что любовь к своей стране – незыблемая ценность, которая должна воспитываться с самых ранних лет в семье, в школе, в обществе в целом.

Эта ценность, я считаю, не может проявляться лишь на словах. Настоящего патриота характеризуют поступки, все то, что он способен сделать для своей Отчизны, как будет вести себя он, если ей будет угрожать опасность. Бесспорно, патриотизм во все времена был двигателем, ведущим к победе. Боевой дух, желание не допустить вторжения врага на свою родную землю и любовь к ней совершали и будут совершать чудеса. Возможно, не любой человек способен обезвредить террориста или подорвать вражеский танк. Однако, он может совершать маленькие подвиги, вдохновляя других.

Но я не раз задавался вопросом, сможет ли нынешнее поколение молодых людей в случае военной угрозы с таким же стремлением и рвением пойти на фронт защищать свою страну, как это было в период Великой Отечественной Войны. В те трагичные времена мальчишки, не достигшие 18-тилетнего возраста, специально прибавляли себе возраст в паспорте с тем, чтобы они непременно могли собственнолично постоять за свою великую Державу. Способно ли на такое теперешнее подрастающее поколение? Сомневаюсь. Более того, ни для кого не секрет, что все больше и больше парней призывного возраста стремятся, во что бы то ни стало, уклониться от прохождения военной службы, изощряясь на всевозможные способы – от подделывания медицинских справок, до просто-напросто попыток скрыться от представителей военкомата. А что, если завтра война? Кто пойдет навстречу лицом к лицу со смертью, не боясь этого, думая не о себе, а о своей Родине?

И вот мы затронули еще одно значение патриотизма – самопожертвование. Вспомним всю ту же Великую Отечественную – разве думали о себе, своей жизни те, кто под проливным дождем пуль, под страшнейшими обстрелами и бомбардировками шли выполнять приказы, спасая жизни, освобождая захваченные города? Разве их побуждала к отважным поступкам мысль о предстоящей награде? Ведь нет же. Они прекрасно понимали, что именно от них зависит будущее их страны, только они могут спасти множество ни в чем не повинных жизней.

Стоит помнить также и о том, что у настоящего патриота всегда найдется место для героического поступка, порой – подвига, который пойдет во благо его Отчизны. И такого человека мне, к неимоверному своему счастью, удалось узнать лично. Имя ему – Вячеслав Алексеевич Бочаров.

Случилось это тринадцатого марта нынешнего года. Это был знаменательный день моей жизни. В моей школе прошла встреча с таким великим человеком, Героем России. Прошедший Афганскую войну, Первую и Вторую Чеченские компании, совершивший героический поступок во время освобождения заложников в школе города Беслан, он – истинный патриот своей Родины, воплощение чести и мужества.

Вячеслав Алексеевич рассказывал о героях нашей страны, начиная со времен Первой Мировой Войны, показывая их мужество и героизм их поступков, давая всем нам понять, что таких людей нельзя забывать, их нужно помнить и чтить. Была затронута тяжелая тема событий 2004-ого года в городе Беслан. Все мы помним эти страшные три дня с 1 по 3-е сентября, но мало кто знает и помнит имена героев, отдавших свою жизнь за спасение тысячи человек, подвергшихся захвату террористами. Сам он, участвующий в операции по освобождению заложников, спас несколько человек, “уложил” несколько террористов и разведал ценную информацию об их расположении, которая в дальнейшем сыграла важную роль в операции по освобождению. Он был тяжело ранен в голову, и то, что он остался жив, – настоящее чудо.

Особое внимание я обратил на то, что о себе он говорил не очень много. В основном, он рассказывал о своих боевых товарищах, об их подвигах и словах, очень важных и правильных, которые они говорили, некоторые – перед смертью. Меня поразила история о том, как один боец, услышав в своей сумке щелчок взрывного механизма гранаты, лег на сумку, прикрыв ее полностью своим телом. Таким образом, ценой своей собственной жизни он спас жизни своих товарищей. Вот он – настоящий поступок, вот он – неподдельный героизм.

Итак, мы постарались заглянуть в истинную суть понятий «героизм» и «патриотизм», понятий, который не могут не откликаться в душе каждого российского человека, ведь наша страна – одна из немногих стран с такой сложной историей, одна из немногих стран, вырастивших так много настоящих героев и патриотов!

Русский патриотизм... Последнее время он служит неисчерпаемой темой для споров, дискуссий, "круглых столов". Представители самых разных слоев общества, в том числе и военные, пытаются раскрыть смысл этого понятия. Слово "патриотизм" происходит от греческого раtrio - родина, отечество. В толковом словаре Вл. Даля указывается, что «патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его...» К проблемам патриотизма начали все чаще обращаться российские политики. В их выступлении подчеркивается необходимость укрепления российского государства, признается тот факт, что реформы, проводимые в стране, нуждаются в четком идеологическом обосновании. А оно может базироваться только на патриотизме.

Без воспитания любви к Отечеству, пропаганды исторических традиций невозможно укрепить духовные силы народа, возродить новое сильное государство. Без акцента на защиту интересов России немыслимо выработать сколько-нибудь плодотворную и самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику. Без привития молодежи чувства уважения к истории России, к делам и традициям предшествующих поколений нельзя построить сильную армию.

Учитывая актуальность темы, я хотел в своем проекте показать преемственность русского патриотизма на примере двух отечественных войн.

За более чем тысячелетнюю историю Россия пережила множество нападений чужеземных армий, которые, как правило, заканчивались поражением и гибелью агрессоров. Независимость своей Родины отстояли широкие народные массы, решив исход вооруженной борьбы. Высшим проявлением патриотизма отмечены две последние освободительные войны - 1812 года и 1941-1945 годов. Поднявшийся на защиту своей земли народ, и в лице своей армии, и в лице мирных жителей, сжигавших свои дома и небогатое добро, чтобы ничего не досталось неприятелю, и шедших в партизаны, и в лице своих военачальников, возглавивших трудную оборону против превосходящих сил завоевателей, - для всех, для всей России войны эти были справедливыми, истинно Отечественными, народными. Они показали преемственность патриотизма нашего народа и традиций нашей армии.

Войны 1812 года и 1941-1945 годов, которые в России назвали отечественными, разделяют не только 130 лет. Россия начала XIX века – это страна дворян-помещиков и крепостных крестьян, оплот православия. Советская Россия 40-х годов XX века – это страна с совершенно иным социально-экономическим устройством при полном господстве коммунистической идеологии. Что же объединяет эти две войны? Во-первых, невиданные по размерам армии, собранные захватчиками со всей Европы, во-вторых, высочайшая стойкость, проявленная русскими воинами в кровопролитных боях с врагом. Но главное – это были «народные войны», то есть войны, где агрессору противостояла не только регулярная армия, но весь народ, вся страна. Отечественные войны вызвали небывалый рост национального самосознания. Возникло всенародное патриотическое движение, направленное на изгнание ненавистного врага из родной земли. Традиционный лозунг русской армии «за Бога, Царя и Отечество!» сменился во время Великой Отечественной войны лозунгом «За Родину, за Сталина!», но главное, за что шли умирать русские солдаты во все времена, было Отечество и Родина. И можно понять чувства русского патриота, бывшего белогвардейского командующего на юге России в годы Гражданской войны, генерала Антона Деникина, который находился во время Великой Отечественной войны в эмиграции, в оккупированной немцами Франции.

Деникин в своем послании к ветеранам белого движения в ноябре 1944 года писал: «Враг изгнан из пределов отечества. Мы – и в этой неизбежности трагизм нашего положения – не участники, а лишь свидетели событий, потрясших нашу родину за последние годы. Мы могли лишь следить с глубокой скорбью за страданиями нашего народа, с гордостью – за величием его подвига. Мы испытали боль в дни поражения армии, хотя она зовется «красной», а не российской, и радость – в дни ее побед. И теперь, когда мировая война еще не окончена, мы всей душой желаем ее победного завершения, которое обеспечит страну нашу от наглых посягательств извне».

В своем реферате я использовал много литературы по Отечественной войне 1812 года и Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Хочу кратко рассказать о некоторых книгах.

Книга «1812 год в воспоминаниях, переписке и рассказах современников» составлена из воспоминаний, мемуаров, переписки, рассказов участников и свидетелей Отечественной войны 1812 года. Ее ценность в том, что читатель знакомится из первых уст с драгоценными сведениями современников об исторической драме русского народа почти двухсотлетней давности.

В альбоме «1812 год. Бородинская панорама» представлены портреты, батальные композиции, фрагменты панорамы из обширного собрания музея-панорамы "Бородинская битва". Сцены боев, эпизоды партизанской войны кисти известных русских и зарубежных художников дают яркое представление о подвиге русского народа во время Отечественной войны 1812 года. Авторы-составители И.А.Николаева, Н.А.Колосов, П.М.Володин.

Поэт-гусар, поэт-партизан, герой Отечественной войны 1812 года, Денис Васильевич Давыдов уже при жизни стал легендой. Он был удивительно талантлив. Во всем, что бы ни делал: воевал, любил, писал стихи и прозу, дружил, был деятельным и обаятельным человеком. В сборник «Гусарский пир» вошли стихи Д.Давыдова и военные записки.

Юбилейное издание «Бородино. 1812.» выпущено к 175-летию Бородинского сражения. Большое количество цветных иллюстраций, популярный текст позволяют четко и зримо представить историю Отечественной войны 1812 года и проследить буквально по часам весь ход грандиозной Бородинской битвы.

Широко известная книга четырежды Героя Советского Союза Маршала Георгия Константиновича Жукова «Воспоминания и размышления» впервые вышла в 1969 году и с тех пор выдержала двенадцать изданий. Все эти годы книга пользуется неизменно огромной популярностью у читателей разных поколений. Новое издание (2002 г.) приурочено к 60-летию Битвы под Москвой и 105-й годовщине со дня рождения Г.К.Жукова.

В книге использованы фотодокументы из личного архива Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, Центрального Государственного архива кинофотодокументов, Центрального Музея Вооруженных Сил СССР, фотоархива журнала "Советский воин", фототеки АПН, фотохроники ТАСС, Жуковского Народного Военно-Исторического музея, а также фотографии советских военных фотокорреспондентов.

В первом томе рассказывается о жизни Жукова, начиная с детства и до начала Великой Отечественной войны, до борьбы за Ленинград.

Во второй том вошли: Битва за Москву, стратегическое поражение противника в районе Сталинграда, разгром фашистских войск на Курской дуге, освобождение Белоруссии и Украины, Берлинская операция и Потсдамская конференция.

Краткий исторический справочник «Великая Отечественная война 1941 - 1945. События. Люди. Документы» посвящен одному из самых героических и тяжелейших периодов в истории нашей страны и народа. В разделе «Хроника событий» показан долгий и трудный путь Советской Армии от трагического начального периода Отечественной войны до великого Дня Победы над фашизмом. В книге представлены также краткие биографические справки о партийных и государственных деятелях периода Отечественной войны, военачальниках, особо отличившихся бойцах и командирах Советской Армии, партизанах и подпольщиках, ученых и конструкторах оборонной техники и других. Публикуются документы Отечественной войны. Справочник богато иллюстрирован, содержит карты.

К началу 1944 года германский Вермахт полностью утратил стратегическую инициативу, но немцы все еще занимали обширные территории Советского Союза, однако все попытки германского командования удержать завоеванное заканчивались поражениями. Вермахту не удалось провести в 1944 году на Восточном фронте ни одной наступательной операции ни стратегического, ни оперативного масштаба. Агония Третьего Рейха неотвратимо приближалась. Гитлер тщетно пытался создать неприступную оборону Германии, а немецкие солдаты, офицеры и генералы продолжали сражаться и гибнуть, хотя многие из них понимали - война проиграна. Выдающийся немецкий историк Алекс Бухнер в своей книге «1944. Крах на Восточном фронте» всесторонне рассматривает военные причины поражений Вермахта в шести главных оборонительных сражениях и делает интересные выводы на основе многочисленных военно-исторических исследований и воспоминаний очевидцев. Многие детали операций 1944 года и военные документы впервые становятся доступными отечественному читателю благодаря этой книге.

О битве под Москвой написано немало, тема эта неисчерпаема. И все-таки особо выделяется книга «Москва прифронтовая. 1941-1942. Архивные документы и материалы», рассчитанная на широкий круг читателей.

Именно в сражении под нашей столицей немецко-фашистские войска потерпели первое стратегическое поражение в Великой Отечественной войне, был развеян миф о непобедимости германской армии. Именно здесь положено начало Великой Победы в сорок пятом. Ценность книги в том, что впервые на основе уникальных документов, воспоминаний, фотографий из крупнейших архивов Москвы, а также музеев показана повседневная жизнь столицы военной поры. Много материалов посвящено Московской области. Документы повествуют о первых тяжелейших месяцах борьбы с сильным врагом, о стойкости, мужестве и патриотизме наших дедов и отцов, которые погнали и победили фашистов.

Без сомнений, никого не оставят равнодушным около 400 документов и свыше 400 иллюстраций, большинство из которых публикуются впервые. «Советские воины, партизаны и труженики тыла отдали все для защиты своей столицы, - подчеркивал маршал Г.К.Жуков, выступая на научной конференции, посвященной 25-летию разгрома немецко-фашистских захватчиков под Москвой. - В ожесточенных кровопролитнейших боях за Москву все наши части, соединения всех родов войск показали исключительное упорство и настойчивость. Советские воины от начала до конца с честью выполнили свой священный долг перед Родиной, проявили массовый героизм, не жалея ни сил, ни самой жизни для защиты Москвы».

Патриотизм русского народа на Бородинском поле

В ночь на 24 июня 1812 года, после большой и тщательной подготовки французская армия, названная «Великой», начала переправу через реку Неман. Общая численность «Великой армии» превышала 600 тыс. человек. Подобных по мощи армий мировая история еще не знала. Наполеону противостояли расположенные вдоль границы русские войска общей численностью всего 230 тыс. человек. Избегая разгрома поодиночке 1-я и 2-я русские армии отступали вглубь страны, ведя упорные бои.

В русской армии по поводу дальнейших действий единства не было. Барклай-де-Толли считал, что ради сохранения армии надо продолжать отступление, а пылкий Багратион требовал перехода в наступление, обвиняя Барклая в отсутствии патриотизма. Чтобы избежать раскола в армии, Александр I назначил главнокомандующим 67-летнего князя Михаила Илларионовича Кутузова, ученика Суворова, которого хорошо знал и кому верил народ и армия, и который пользовался репутацией умного и осторожного полководца. «Я должен был, - писал император, - остановить свой выбор на том, на кого указывал общий глас».

Именно такой вождь нужен был для народной войны. Кутузов знал: Наполеона погубит не просто пространство и непомерно растянутые линии сообщений, а пустыня, в которую русский народ превратит свою страну, чтобы уничтожить вторгшегося врага. Постепенно «кампания 1812 года» переходила в войну народную, Отечественную. Все слои населения принимали участие в защите отечества. Купцы и дворянство жертвовали деньги, молодежь записывалась в ополчение, крестьяне вооружались и нападали на французов.

Бородинское сражение 1812 года – редкий в истории войн пример генерального сражения, исход которого и та и другая сторона сразу же объявили и доныне празднуют как свою победу, имея на то основания.

26 августа (7 сентября) 1812 года в районе села Бородино произошло генеральное сражение между русской (120 тысяч человек, 640 орудий) и французской (130-135 тысяч человек, 587 орудий) армиями в ходе Отечественной войны 1812 года. Началось сражение на рассвете 26 августа.

Дивизия Дельзона внезапно атаковала и захватила село Бородино, в котором располагался лейб-гвардии Егерский полк.

Почти одновременно главный удар наносился Наполеоном на русский левый фланг, на Семеновские (Багратионовы) флеши. Ожесточенные бои на этом направлении длилось почти до полудня. Десятки тысяч людей при нескончаемом грохоте 800 орудий сошлись в кровавом единоборстве. С лицами черными от пороха, в едином стремлении одолеть противника, русские пехотинцы, артиллеристы, кавалерия отразили несколько атак. После ранения Багратиона войскам Великой армии удалось занять три флеши, являвшихся передовыми артиллерийскими укреплениями общей системы обороны левого фланга в районе деревни Семеновской. Наполеон, одержимый стремлением, во что бы то ни стало, прорвать оборону левого фланга русских войск, бросает в атаку кавалерийские корпуса Латур-Мабура и Нансути. На смену раненому Багратиону подоспел генерал Д.С. Дохтуров, который сумел вовремя и грамотно организовать оборону Семеновских высот. Деревня Семеновское оказалась в руках противника, но попытки прорвать оборону левого фланга так и не увенчались успехом.

Центр русской позиции - батарея Раевского («роковой редут»). Атаки на это укрепление, предпринятые корпусом Е. Богарне и пехотными дивизиями Даву в первой половине дня, захлебнулись в ожесточенном сопротивлении сил русской армии. Смерть летала повсюду.

В боях за Утицкий курган на левом фланге войска корпуса Н.А. Тучкова мужественно сдерживали корпус Понятовского, не давая обойти себя с фланга. Войска Тучкова 1-го проявляли необыкновенную отвагу и стойкость, выполняя свой воинский долг.

В середине дня Ф.П. Уваров, командуя кавалерийским корпусом, и атаман М.И. Платов, во главе казачьего отряда совершил беспримерный рейд на левом фланге противника. Эта «диверсия» насторожила Наполеона и отвлекла часть сил его армии, давая временную передышку изнемогавшему от атак неприятеля левому флангу русской армии.

Во второй половине дня эпицентром событий, вновь стала батарея Раевского. Кавалерия генерала О. Коленкура обрушилась всей мощью на центральную высоту. Пытаясь развить успех, кавалеристы атаковали русских пехотинцев восточнее захваченной батареи за ручьем Огник. Но русские драгуны и кирасиры, включая, лейб-гвардии Конного и Кавалергардского полков опрокинули французов.

Бесконечная пальба, крики командиров, вопли раненых, стон умирающих, ржание лошадей - все смешалось на этом грандиозном и ужасающем кровопролитием театре военных действий. Казалось, солнце померкло в черном пороховом дыму и ничто живое не может выжить в этом чудовищном пекле.

Ночь опустилась над полем брани, тысячи убитых остались лежать в местах, где приняли смерть с оружием в руках. Потери каждой из сторон составили по 40 тысяч убитых и раненых, пропавших без вести.

Неувядаемой славой покрыли себя в Бородинском сражении русские воины! Можно ли перечислить всех отличившихся на ратном поле? Это и храбрые защитники Багратионовых флешей и батареи Раевского, и отважные и умелые артиллеристы, и отчаянные и лихие кавалеристы и казаки, и мужественные и стойкие армейские и гвардейские пехотинцы. Да, страшно идти в штыковую атаку стенка на стенку, но сколько мужества нужно иметь, чтобы несколько часов простоять на совершенно открытом месте под ужасающим огнем вражеской артиллерии, расположенной буквально в шестистах шагах, и не дрогнуть, не смалодушничать, не отступить?! Вот так, как вкопанные, стояли на левом фланге русской армии лейб-гвардии Литовский и Измайловский полки. Каждый залп неприятельской артиллерии нещадно косил их стройные ряды, а когда затихала пушечная пальба, на гвардейцев лавиной неслись "железные люди" Наполеона, как называл французский император своих кирасир. Сверкая на солнце кирасами, наполеоновские панцирники налетали на гвардейские, ощетинившиеся штыками каре и откатывались назад, не в силах преодолеть мужество русской гвардии. И вновь на литовцев и измайловцев обрушивался град ядер и картечи. Артиллерийский огонь был столь силен, что русские с нетерпением ждали очередной атаки кавалерии, чтобы хоть немного отдохнуть от адской бомбардировки. Отбивая очередную атаку тяжелой кавалерии Наполеона, гвардейцы по ходу дела умудрялись еще и захватывать в плен кирасиров, которых ставили в середину каре. Более того, после третьей атаки ожесточенной неудачами французской кавалерии, так же отбитой гвардейцами, Литовский полк сам рванулся в наступление, в котором имел успех. Неоднократно и позже гвардейская пехота, испытывающая на себе в течение шести часов губительнейший огонь неприятеля, понесшая огромные потери, вновь и вновь бросалась в штыковую атаку на пехоту и кавалерию вшестеро превосходящего ее порой противника и обращала его в бегство! Это ли не истинные образцы доблести, славы и патриотизма! Рапортуя М. И. Кутузову о сражении при Бородине, генерал-лейтенант П. П. Коновницын писал: "Я не могу с довольною похвалою отозваться вашей светлости о примерной неустрашимости, оказанной в сей день полками лейб-гвардии Литовским и Измайловским. Прибывши на левый фланг, непоколебимо выдерживали они наисильнейший огонь неприятельской артиллерии; осыпаемые картечами ряды их, несмотря на потерю, пребывали в наилучшем устройстве, и все чины от первого до последнего один пред другим являли рвение свое умереть прежде, нежели уступить неприятелю. Три большие кавалерийские атаки неприятельских кирасир и конных гренадер на оба полка сии отражены были с невероятным успехом, ибо несмотря, что карей, строенные оными полками, были совсем окружены, неприятель с крайним уроном был прогнан огнем и штыками... Одним словом, полки Измайловский и Литовский в достопамятном сражении 26-го августа покрыли себя ввиду всей армии неоспоримою славою...". Не имея возможности развить успех, Наполеон отвел свои войска на исходные позиции, а русская армия отошла к Москве.

«Во всемирной истории очень мало битв, - писал советский историк академик Тарле, - которые могли бы быть сопоставлены с Бородинским боем и по неслыханному до той поры кровопролитию, и по ожесточенности, и по огромным последствиям. Наполеон уничтожил в этом бою почти половину русской армии и спустя несколько дней вошел в Москву, и, несмотря на это, он не только не сломил дух уцелевшей части русского войска, но не устрашил и русского народа, который именно после Бородина и после гибели Москвы усилил яростное сопротивление неприятелю».1

Очень точную оценку результатов Бородинского сражения дал сам Наполеон. «Из пятидесяти сражений, мною данных, в битве под Москвой высказано наиболее

доблести и одержан наименьший успех». «Сражение при Бородино было одно их тех, где необыкновенные усилия имели самые неудовлетворительные результаты». «Самое страшное из всех моих сражений – это то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Историческая тема народной войны в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". События Отечественной войны 1812 года. Анализ истории создания романа. Нравственно–филосовские изыскания автора. Коллективный героизм и патриотизм народа в разгроме французов.

    реферат , добавлен 06.11.2008

    Первое точное свидетельство, датирующее начало работы Л.Н. Толстого над романом "Война и мир". Освободительная война, которую вел русский народ против иноземных захватчиков. Варианты начала романа. Описание событий Отечественной войны 1812 года.

    презентация , добавлен 04.05.2016

    Отечественная война 1812 года. Обновление темы Отечественной войны. Принципиальное художественное открытие Пушкина. М.Ю. Лермонтов проявлял особый интерес к национальной истории. В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над "Война и мир".

    сочинение , добавлен 03.05.2007

    История создания романа "Война и мир". Система образов в романе "Война и мир". Характеристика светского общества в романе. Любимые герои Толстого: Болконский, Пьер, Наташа Ростова. Характеристика "несправедливой" войны 1805 года.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2004

    Историческая и патриотическая направленность романа Л.Н. Толстова "Война и мир". Разнообразие внутренних миров людей романа. Перечень военных действий и их героев. Мужество, патриотизм и единство русского народа. Духовная победа русского народа.

    реферат , добавлен 17.11.2010

    Этапы жизненного и идейно-творческого развития великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Правила и программа Толстого. История создания романа "Война и мир", особенности его проблематики. Смысл названия романа, его герои и композиция.

    презентация , добавлен 17.01.2013

    Работа Л. Толстого над романом "Война и мир". Сложная структура содержания романа-эпопеи. Основные характеристики языка, семантико-стилистические акценты, каузальная (причинно-следственная) фраза, взаимодействие изобразительно-выразительных средств.

    курсовая работа , добавлен 01.05.2009

Аннотация. В статье на опыте деятельности агитационно-пропагандистских органов и средств массовой информации Ростовской области показывается, что в годы Великой Отечественной войны обращение к героическому прошлому России стало важнейшей составляющей военно-патриотического воспитания населения и бойцов Красной армии.

Summary . On the experience of advocacy bodies and mass media of Rostov Region the article shows that in the years of the Great Patriotic War, the appeal to the heroic past of Russia became one of the most important components of military-patriotic education of the local population and Red Army soldiers.

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ЗЕМЛЯНСКИЙ Константин Александрович - аспирант Ростовского государственного экономического университета (г. Ростов-на-Дону. E-mail: [email protected])

«ПАТРИОТИЗМ РУССКОГО НАРОДА… ЯВЛЯЛСЯ ВНУТРЕННИМ ПОРЫВОМ»

Война - специфическое общественное явление, экстремальное состояние общества, которое неизбежно сопровождается актуализацией проблематики духовно-нравственных отношений. В.О. Ключевский подсчитал, что с 1228 по 1462 год в период формирования великорусской нации Русь вынесла 160 внешних войн. В последующие века России тоже пришлось участвовать во множестве военных конфликтов. Причём во многих из них речь шла не просто о столкновении неких интересов, а о существовании государства Российского.

Неудачное начало Великой Отечественной войны показало, что над страной, как и в былые времена, нависла смертельная опасность. Высокопоставленные советские идеологи поняли, что в роковую для Родины минуту придётся апеллировать не только к «революционным» именам, к официально узаконенному коммунистической идеологией патриотизму, но и к исторической памяти народа, к тому «проклятому» прошлому, которое ещё совсем недавно считалось враждебным и было окружено презрением. Старт новому повороту в пропаганде дал И.В. Сталин. В своём выступлении на параде войск в Москве 7 ноября 1941 год Верховный главнокомандующий сказал: «Война, которую вы ведёте, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков - Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!»1.

Советские средства массовой информации, специалисты устной пропаганды и агитации усилили внимание к историческому прошлому России и народов, проживающих на её территории, обратились к вековым воинским традициям, показывая мужество и верность присяге русского солдата во всех прошедших войнах, особенно в Отечественной войне 1812 года. Таким образом, патриотизм был поднят на уровень государственной политики, причём фундаментом служили не только революционные социалистические ценности, но и общечеловеческие, присущие патриотизму времён Российской империи. При этом историческая наука оказалась всецело поставленной на службу идеологии. Интерес И.В. Сталина к личностям Ивана IV и Петра I потребовал иной трактовки исторического процесса. Война, по мнению ряда учёных, не только оказалась «периодом широкого и интенсивного осмысления исторического опыта»2, по крайней мере со стороны официальной науки, но и содействовала конструированию её мифологии.

По поводу гибкости советской исторической науки известный русский историк и философ Г.П. Федотов, эмигрировавший из страны ещё в 1920-е годы (1886-1951), писал: «Россия нуждается в оформлении своего национального самосознания, но для этого надо склеить обрывки старого марксизма с национализмом новых государственников»3. Война оказалась подлинным катализатором для подобного «склеивания». Этому способствовала и созданная в 1942 году при АН СССР комиссия по истории Отечественной войны, куда наряду с учёными вошли и партийные деятели (Ем. Ярославский, Р. Землячка и др.).

Историческое прошлое страны становилось мощным оружием идеологического воздействия на массы, чего всегда добивались большевики. Возьмём, к примеру, Ростовскую область. Здесь с началом Великой Отечественной войны обращение к примерам прошлого стало обычной практикой - читались лекции и доклады, посвящённые военным победам, проводились беседы патриотического содержания. Так, только в июле 1941 года на предприятиях и в учреждениях области состоялись лекции на темы: «Отечественная война 1812 года», «Великий русский полководец Суворов и героизм русского народа», «Александр Невский и борьба русского народа с псами-рыцарями», «Разгром прусской армии русскими в Семилетней войне». Аналогичные лекции («Героическое прошлое русского народа», «Александр Невский. Ледовое побоище», «Дмитрий Донской. Куликовская битва», «Минин и Пожарский», «Разгром Наполеона. Михаил Кутузов») были прочитаны группой докладчиков при отделе пропаганды и агитации Железнодорожного РК ВКП(б) г. Ростова-на-Дону в сентябре 1941 года. Но здесь пошли ещё дальше: по итогам лекций проводились митинги.

Стремление использовать историю прослеживается даже в языке газетных статей, иногда становившемся похожим на язык былин и сказаний: «Много великих дел, свершений во славу Родины видел на своих берегах вольный Дон… Героическими преданиями овеяна его старина. Но меркнут все былые подвиги перед подвигами воинов Красной Армии»4.

О победах русского оружия в минувших войнах, о героизме русского народа рассказывали такие статьи, как «Народный полководец», «Народ-богатырь», «Войны дворянского гнезда», «Ледовое побоище» и аналогичные другие. Не обходилось при этом без приукрашивания событий за счёт особой героизации русских воинов, даже если это и не особенно соответствовало историческим реалиям.

Необходимо отметить, что в пропаганде утверждался не только русский патриотизм, но и дружба народов СССР, героические страницы нерусских народов в борьбе с захватчиками, о чём свидетельствуют хотя бы снятые в 1941-1942 гг. фильмы «Богдан Хмельницкий» и «Георгий Саакадзе». Вообще кинематограф стал мощным оружием в борьбе за массовое сознание. В кинотеатрах Ростовской области регулярно шли фильмы, имевшие важное агитационное значение. Только в первый год войны было выпущено 12 киносборников о боевых успехах советского народа, о борьбе с иностранными захватчиками, о легендарных «красных» командирах. Например, осенью 1941 года в ростовских кинотеатрах появилась снятая режиссёром В.М. Петровым агитационная короткометражная лента «Чапаев с нами», в которой главный герой не тонул во время переправы через р. Урал, а выплывал в 1941 году живым и обращался с призывом к зрителям идти на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками.

Средства массовой информации «вспомнили» вдруг и о забытой в советские годы Первой мировой войне, особенно о победоносных боях и сражениях русских войск, в частности, о знаменитом Брусиловском прорыве в 1916 году. Подобные материалы несли большой патриотический заряд, ибо показывали, что противника можно побеждать. И, что было весьма важно, это могли подтвердить ещё живые очевидцы и участники тех событий, ибо «первая германская война» оставалась ещё свежа в исторической памяти народа. Такого рода публикации оказывались особенно нужными на начальном этапе войны, когда Красная армия несла тяжёлые потери.

Органы пропаганды и средства массовой информации Ростовской области на широком историческом материале стремились также показать связь времён и поколений, в частности, Бородинское сражение 1812 года и бои под Бородино в 1941 году.

К этой работе, имевшей огромную государственную важность, подключилась большая группа историков и литераторов, подготовивших в ноябре 1941 года сборник «Могучее народное ополчение», в который вошла статья ростовского историка П.В. Бабенышева «Ополчение на Дону в Отечественную войну 1812 года».

Авторы некоторых материалов «заглядывали» и в более раннюю отечественную историю. Так, в статье «Потомок суворовского офицера», опубликованной в газете Боковского района «Большевик Дона» 4 февраля 1943 года, рассказывалось о том, что прапрадед старшего лейтенанта Андрея Григорьева служил ещё при Суворове, а под Измаилом получил «из рук великого полководца» офицерские погоны. Из поколения в поколение в семье переходил рассказ о том, как Суворов обнял, расцеловал отважного воина и сказал: «Велика честь быть офицером армии русской». Рассказывалось в статье и о том, что дед Андрея Григорьева являлся участником первой обороны Севастополя, а отец, будучи артиллеристом, бил немцев в Первую мировую войну. Теперь их бьёт Андрей Григорьев, который командует артиллерийской батареей. В заметке явно звучала идея преемственности: «Храбрость, стойкость, глубокое знание своего дела - эти черты русских воинов воплотились в советском командире».

Обращение к патриотическим чувствам русского народа, особенно на первом, самом опасном этапе войны, санкционированное И.В. Сталиным, содействовало укреплению внутренних сил всего советского народа, его мобилизации на отпор врагу, а затем и на его разгром. Сочетание глубинных основ патриотизма с умелой политикой властей, использовавших в идеологическом воздействии средства массовой информации, укрепляло в массах волю к победе, что являлось и главной целью партийно-государственных органов. Так что И.В. Сталин слегка лукавил, сказав в августе 1941 года представителю Рузвельта Авереллу Гарриману, что «патриотизм русского народа не был организованным явлением, не насаждался государством… а являлся внутренним порывом…»5.

Агитационно-пропагандистские органы и средства массовой информации Ростовской области обращались и к совсем недавним историческим сюжетам. Подъёму патриотического духа должны были способствовать и публиковавшиеся в газетах области тексты таких песен, как «Семён Будённый», «Кликнул войско Ворошилов».

Таким образом, обращение к историческому прошлому страны стало важнейшим компонентом воздействия на массовое сознание населения Ростовской области и воинов Красной армии со стороны агитационно-пропагандистских органов и средств массовой информации уже с первых месяцев Великой Отечественной войны, что способствовало актуализации исторического прошлого народов России для стимулирования патриотических чувств и военно-патриотического воспитания населения в целом.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Великая Отечественная война. 1941-1945. Энциклопедия. М., 1985. С. 527.

2 См.: Бурдей Г.Д. Бытование исторических знаний в массовом сознании в годы Великой Отечественной войны // Проблемы истории и историографии. Саратов, 1995. С. 50.

3 Федотов Г.П. А. Невский и К. Маркс // Вопросы философии. 1990. № 8. С. 155.

5 Соломянный В.Д., Соломянная Т.И. Истоки победы: патриотизм народа или сталинская идеология? // Новые страницы истории Отечества. (По материалам Северного Кавказа). Межвузовский сборник научных статей. Вып. 1. Ставрополь, 1996. С. 225.

Heroism of the Soviet People in the Great Patriotic War as a Factor in Patriotic Upbringing

Issues of patriotic education of youth are considered. It is proved that one of the most important educational resources in Russian history is the heroism of the Soviet people in the Great Patriotic War. It is concluded that the central place in the system of patriotic education should be given to the traditions of heroism and self-sacrifice of the multinational Soviet people.

Key words and word-combinations: patriotism, heroism of the Soviet people, social adjustment and education of youth.

Рассматриваются вопросы патриотического воспитания молодежи. Доказывается, что одним из важнейших воспитательных ресурсов российской истории является героизм советского народа в Великой Отечественной войне. Обоснован тезис о том, что центральное место в системе патриотического воспитания должно отводиться традициям героизма и самоотверженности советского многонационального народа.

Ключевые слова и словосочетания: патриотизм, героизм советского народа, социализация и воспитание молодежи.

УДК 371.4:94(47)"1917/1991" ББК 74.200+63.3(2)6

И.М. Сампиев

СОВЕТСКОГО

НАРОДА В ВЕЛИКОЙ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ

ПАТРИОТИЗМА

современных условиях актуализировалась проблема реализации воспитательной функции институтов и агентов социализации. Если в советский период воспитание подрастающего поколения осознавалось всеми субъектами образовательного пространства как важнейшая задача школы наравне с получением знаний и компетенций в образовательном процессе, то последние десятилетия отличаются сугубо утилитарным подходом к образованию, нацеленным в значительной мере на получение высоких показателей формальных оценок знаний в рамках ЕГЭ. Кроме того, семья как традиционный институт первичной социализации перестала выполнять воспитательную функцию в полном объеме, о чем свидетельствуют наблюдения и исследования социологов.

Об общем снижении качества и эффективности воспитательной работы с подрастающим поколением можно судить по получившим массовое распространение проявлениям делинквентности среди молодежи. Именно в этой среде все чаше проявляются нигилизм, девиации, жестокость в отношении более слабых - детей, стариков, животных. Выпадение из нормальной семьи как традиционной воспитательной среды вместе с навязываемым телевидением культом распущенности, насилия, жестокости, эгоизма и вседозволеннос-

ти формирует в неокрепших душах далеко не лучшие качества. То, что раньше считалось девиацией, сегодня постепенно становится нормальным, и, напротив, норма воспринимается как нечто исключительное, пограничное.

Вместе с тем, все большее влияние приобретает не контролируемое родителями «плавание» по рискованному морю интернета с его соблазнами и особой моралью анонимности. Как результат, в установках общественного сознания постепенно как нечто нормальное стало восприниматься бравирующее бескультурье, агрессия, хамство, безответственность, бездуховность. Очевидно, что именно в среде представителей молодого поколения наиболее легко распространяется система «ценностей» потребительской культуры: эгоизм, примитивизация, консюмеризм, свобода как воля без ответственности, немотивированная агрессивность и т.п. .

Воспитание - многогранный комплексный процесс, охватывающий многие сферы жизнедеятельности общества, и включает нравственное, патриотическое, физическое, эстетическое и другие формы, которые взаимодополняют друг друга. Одним из наиболее важных и эффективных в социальном плане направлений воспитательной работы является патриотическое воспитание. Справедливо мнение социологов, что основную цель патриотического воспитания составляет формирование гражданственности подрастающего поколения, осознанного восприятия исторических знаний о прошлом и традициях своего народа, его героической борьбе, уважения к государственной символике, воспитание верности и любви к Отечеству, непримиримости к его недругам .

Под патриотизмом понимается набор таких социально значимых характеристик, как уважение к обществу и историческому наследию своей страны, уважение к собственной культуре и традициям, ответственность перед социумом, развитые гражданственность и правосознание. По мнению специально занимающихся этой тематикой А.Н. Вырщиикова и М.Б. Кусмарцева, «...патриотизм представляет собой своеобразный формат жизненных ориентаций гражданина России в реализации его жизненной стратегии, соответствующий реальным социальным интересам и ожиданиям окружающего его коллектива, общества и государства, впечатленный в его сознании, найденный в смысле собственного существования и опредмеченный в образе жизни» .

Патриотическое воспитание имеет не только телеологическое, формирующее необходимый результат, но и инструментальное значение, выступая, как отмечал К.Д. Ушинскиий, и задачей, и эффективным педагогическим средством . Однако в последнее время идеями патриотизма, к сожалению, стали прикрываться и откровенно националистические, неофашистские организации и деятели, которые стремятся подменить смысл патриотизма как любви к своей родине ксенофобией, неприязнью ко всему инородному. В связи с этим актуальной становится мысль А.Н. Вырщиикова и М.Б. Кусмар-цева о том, что патриотизм - это не движение против чего-либо или кого-либо, а движение за те ценности, которыми располагает общество и человек . Отсюда авторы делают важный вывод: высшей ценностью является человек, умеющий и способный любить, а высшей ценностью самого человека является любовь к своей Родине. А любовь и ненависть несовместимы, антагонистичны по своей сути. Истинный патриотизм - источник мужества,

120 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration 2016. № 5 (56)

героизма и силы российского народа, составная часть национальной идеи, необходимое условие величия и могущества России .

На наш взгляд, нет другого настолько масштабного и общезначимого события в истории российских народов, как Великая Отечественная война. По мнению Л.В. Намруевой, «память о Великой Отечественной войне при всех ее проблемах, ошибках, пробелах - это практически сегодня единственное объединяющее российский народ историческое событие прошлого» . Более того, это событие роднит всех представителей народов СНГ - десятки миллионов людей. Именно поэтому одним из важнейших ресурсов воспитания межнациональной толерантности и взаимного уважения российских граждан является героизм советского народа в Великой Отечественной войне. Такой подход является доминирующим и в общественном сознании: 62,7% респондентов считают патриотизм и 63% - героизм главными факторами победы. При этом показатели у всех возрастных групп молодых людей отличаются незначительно .

В общественном сознании россиян Великая Отечественная война - общенародный символ, а ее последствия оцениваются как выдающиеся во всемирной истории, что убедительно показывают результаты социологических исследований. Выступая основным структурообразующим элементом духовности народа, историческая память о боевом братстве в Великой Отечественной войне, несомненно, является фактором его сплочения и мобилизации на решение стоящих перед ним социально-политических и экономических задач .

Вопреки скептическим мнениям о молодом поколении, исследования демонстрируют благодарное отношение молодежи к ветеранам. Так, на вопрос «Как Вы считаете, достаточно ли в нашей стране заботятся о ветеранах войны?» ответили «Нет» 71,3% опрошенных, среди которых больше всего 18-24-летних (76,2%). На втором месте 25-39-летние респонденты, среди которых считают заботу недостаточной 65,5% опрошенных . Вместе с тем в массовом сознании отмечен и факт недостаточного внимания государства к ветеранам: так, более 26% опрошенных назвали их «Поколением победителей, которые не сумели воспользоваться плодами Победы» . Из материалов опросов видно также, что наибольшее чувство гордости у респондентов вызывает именно «массовый героизм на фронтах» (84,6%) .

Российская Федерация, как и Советский Союз, правопреемником которого она является, - страна многонациональная и поликонфессиональная, в ней столетиями уживаются множество народов. Как верно отмечает В.И. Тютькова, дело патриотического воспитания невозможно без привития любви к Родине, к своему дому, стремления и умения беречь и приумножать традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли . Чтобы это множество народов, языков, культур и конфессий жило в гармонии, надэтнический, надрегиональный, общегосударственный патриотизм должен быть инклюзивным, объединительным, поистине общенародным. Гуманистический характер истинного патриотизма - это аксиома, как и его неразрывная диалектическая связь с межнациональным сотрудничеством и миром, связь с высокой культурой межнациональных отношений. Общероссийский, общенародный патриотизм и межнациональное согласие тесно связаны между собой, выступают в диалектическом единстве.

Вестник Поволжского института управления 2016. № 5 (56) 12. I

Однако находятся деятели, ложно трактующие понятие патриотизма, занимающиеся очернением доброго имени целых народов, разжигающие межнациональную рознь, проповедующие откровенно ксенофобские и профашистские настроения в среде молодежи. При этом используется и метод фальсификации истории Великой Отечественной войны, в частности героического участия в ней кавказских и некоторых других народов бывшего СССР.

Среди наиболее одиозных можно назвать кощунственный даже по несоответствию его содержания названию опус С.П. Куличкина «Вставай, страна огромная», опубликованный в серии «Национальная безопасность России» (М., 2005), по существу направленный только на одну цель - стравить российские народы, разделить и противопоставить их (что не удалось реализовать на практике Гитлеру). Другой перл этого «писателя» - «Черные тюльпаны перестройки» - вышел в журнале «Молодая гвардия» (2004 г., № 11-12). . Особым злопыхательством отличается и некий писатель И.В. Пыхалов в пасквиле «За что Сталин выселял народы», вышедшем в московском издательстве «Яуза-Пресс» в 2008 г.

Таких примеров, к сожалению, немало. Эти «писатели», искажая и фальсифицируя историю, превращая ее в «арену политической борьбы» , не получают своевременной и достойной оценки своей провокационной деятельности ни от органов прокуратуры, ни от Роскомнадзора. Отсутствие реакции на подобные экстремистские материалы существенно вредит патриотическому воспитанию молодежи, противопоставляет российские народы, разрушает сформированную великой Победой единую духовно-воспитательную среду. Отсутствие жесткого ответа на провокационные происки ксенофобов - один из существенных пробелов в патриотическом воспитании. Для опровержения всех этих измышлений имеется огромное количество исторических документов и мемуаров, достаточно привести авторитетные слова настоящего патриота, героя великой Победы маршала Г.К. Жукова: «В... дни суровых испытаний народы Кавказа не дрогнули, не потеряли веры в силу и мощь единства многонационального Советского государства. <...> Расчет гитлеровского командирования, что с приходом немецко-фашистских войск народы Кавказа отойдут от Советского Союза, провалился» .

70-летие Победы в Великой Отечественной войне как всемирно-историческое событие стало всенародным праздником и придало новый импульс системе патриотического воспитания молодежи . Несомненно, что и в дальнейшем важное место в патриотическом воспитании должно и будет отводиться славным традициям героизма и самоотверженности многонационального советского народа. При этом важно противостоять попыткам фальсификации истории, пресекать использование деструктивных этнополи-тических мифов при освещении вклада всех российских народов и народов бывшего СССР в победу в Великой Отечественной войне.

Библиографический список

1. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. М., 2006. Т. 2.

2. Социология молодежи: учебное пособие / Ю.Г. Волков, В.И. Добренькое, Ф.Д. Кадария [и др.] под ред. Ю.Г Волкова. Ростов н/Д, 2001.

3. Вырщиков А.Н., КусмарцевМ.Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе. Волгоград, 2006.

122 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration 2016. № 5 (56)

В.А. Ручин, А.В. Ручин

4. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М., 1974. Т. 2.

5. Намруева Л.В. Роль исторической памяти в формировании патриотизма // Вклад народов Северного Кавказа в победу над фашизмом в ВОВ 1941-1945 гг.: материалы Межрегиональной научно-практической конференции / отв. ред. В.Б. Убушаев. Элиста, 2005.

6. Афанасьева Л.И., Меркушин В.И. Великая Отечественная война в исторической памяти россиян // Социологические исследования. 2005. № 5. С. 11-22.

7. Теория воспитания. Лабораторно-практические занятия для студентов: учебное пособие / под ред. И.А. Тютьковой. М., 2000.

8. Ефанова О.А., Лаврухина Е.А. Доминанты исторической памяти россиян: знания, оценки и отношение к Великой Отечественной войне. URL: http://credonew.ru/content/view/482/57/

9. Бембеев В.Ж. О новых попытках очернения «наказанных народов» // Вклад народов Северного Кавказа в победу над фашизмом в ВОВ 1941-1945 гг.: материалы Межрегиональной научно-практической конференции / отв. ред. В.Б. Убушаев. Элиста, 2005.

10. ВельцерХ. История, память и современность прошлого. Память как арена политической борьбы. URL: http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/vel3.html

11. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления: в 4 т. М., 1974. Т. 4.

12. Кусмарцев М.Б. Наследие Сталинградской битвы и российский патриотизм: грани интеграции (70-летию Сталинградской битвы посвящается) // Грани познания: электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ 2012. № 2 (16). URL: http://grani.vspu.ru/files/ publics/1346137297.pdf

V.A. Ruchin, A.V. Ruchin Sociocultural Risks of the Events of October 1917

The specificity of sociocultural risks of Russia during the radical transformations of the institutions of family, education and entrepreneurship that emerged in severe conflict of different models of development is considered. The analysis is focused on the reasons for the collapse of the Orthodox civilization, which happened as a result of its collision with the Marxism ideology.

Key words and word-combinations: education, family, entrepreneurship, social institution.

Рассматривается специфика социокультурных рисков России в условиях радикальной трансформации институтов семьи, образования, предпринимательства, возникших на фоне острого конфликта носителей различных моделей развития. Анализируются причины коллапса православной цивилизации, возникшего в ходе ее столкновения с идеологией марксизма.

Ключевые слова и словосочетания: образование, семья, предпринимательство, социальный институт.

УДК 354:94(47)"1917/1991" ББК 66.3(0),123+63/3(2)6

В.А. Ручин, А.В. Ручин

социокультурныЕ

РИСКИ СОБЫТИЙ ОКТЯБРЯ 1917 г.1

еликая Октябрьская революция - событие мирового масштаба, в ходе которого сложилась принципиально иная картина социальных институтов. Процесс трансформации общества проходил в условиях ожесточенной классовой борьбы, завершившейся приходом к власти сторонников марксизма и возникновением новой комбинации компонентов российского общества .

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект «Россия в 1917 году: институциональный ресурс, социальные риски и цивилизационный коллапс» (№ 15-33-12009).

Вестник Поволжского института управления 2016. № 5 (56)